Кто из запашных убил свою жену. Знаменитая цирковая династия Запашных - трагедии и тайны

Знаменитого гимнаста от расстрела спасла дочь Брежнева
Фамилию Запашный сегодня знает каждый от мала до велика. В музее Московского городского суда центром экспозиции являются скандально нашумевшие уголовные дела знаменитостей. Среди них - дело по обвинению Игоря Михайловича Запашного, младшего брата Мстислава Запашного, в убийстве своей бывшей супруги Ольги Лапиадо. Роковой случай сломал судьбу и карьеру несостоявшейся звезды цирка. 15 лет, проведенные за решеткой, сделали из талантливого гимнаста практически инвалида. В июне этого года Игорю Михайловичу Запашному исполнилось 70 лет.
Две версии
Однажды в квартиру Мстислава Запашного ворвался его младший брат Игорь Запашный. Глаза его горели безумным огнем, руки тряслись. Онемевшими губами он еле выговорил слова: «Я только что убил свою жену». Не осознав сказанного, Мстислав попросил повторить, а когда до него дошел весь ужас произошедшего, протянул брату трубку телефона: «Звони в милицию, или я это сделаю сам».

В своей книге «Цирк: боль и радость моя» Мстислав Михайлович Запашный так вспоминает эту историю. Игорь уехал по делам в другой город, но пришлось срочно вернуться. Предупредить супругу он не успел. По дороге домой зашел в гараж, снял аккумулятор с «Запорожца», чтобы на зиму забрать его в квартиру. Нес аккумулятор на руках, а сверху положил кое-какие инструменты, в том числе и нож, которым очищал клеммы. В прихожей Игорь услышал посторонние звуки. Заглянув в комнату, он увидел свою супругу Ирину в постели с любовником. В гневе Игорь бросил аккумулятор на пол, а к его ногам, на беду, упал нож. Все решилось в одно мгновение.

Есть и другая версия этой истории. Согласно рассказам цирковых артистов, выступавших в программах одновременно с Запашными, Игорь был патологически ревнив и все время устраивал скандалы, закатывал Ольге истерики после каждого выступления, не чурался рукоприкладства. В один прекрасный день Ольге все это надоело, и она заявила мужу, что подала на развод. Понятно, что Игорь был вне себя от ярости. Однажды, уже после развода, Ольга должна была выезжать на гастроли, но друзья ее не дождались. Телефон в ее квартире тоже не отвечал. Кто-то вспомнил, что накануне видели ее ссору с бывшим мужем Запашным. Заподозрили неладное. Ворвавшаяся в квартиру Игоря Запашного милиция застала его с чемоданом в руках. Он как раз собирался выбросить его в реку. А в чемодане лежало расчлененное тело его бывшей супруги. Как установят потом эксперты, женщине было нанесено около 20 ножевых ранений.

Подписан указ

Никто не вправе искать виноватых в любви, равно как и оправдывать убийство человека. Но родители Ольги сделали все, чтобы Игоря приговорили к смертной казни. Они собирали подписи сотрудников цирка за назначение Игорю Запашному высшей меры наказания - расстрела.

Семья Запашных отвернулась от Игоря. Все считали его убийцей и достойным любой кары за свое преступление. Это дело получило широкий общественный резонанс, о нем стало известно наверху. Министерство культуры СССР быстро запретило семье Запашных выступать на аренах Москвы и Ленинграда, а потом и выезжать с гастролями из страны. Только спустя несколько лет благодаря помощи друга семьи Запашных Сергея Михалкова этот запрет сняли.

Спасти брата от смерти попытался только Мстислав Запашный. Не найдя помощи у братьев, он обратился за помощью к своей знакомой, дочери генсека Галине Брежневой. Галина Леонидовна была известна своими романами в артистической среде, в числе ее супругов значились такие цирковые звезды, как Евгений Милаев и Игорь Кио. Несмотря на скандальную репутацию, Галина Леонидовна помогла спасти не одну жизнь. Не отказала она и Мстиславу, помогла организовать его встречу с Николаем Подгорным, тогдашним Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Мстислав Запашный собрал подписи самых известных цирковых артистов с просьбой о смягчении наказания (среди них были и те, кто недавно просил для Игоря расстрела). Мстислав давил на то, что убийство было совершено в состоянии аффекта (на суде сам Игорь ничего в свою защиту так и не сказал). Личная встреча с Подгорным длилась всего несколько минут, Председатель не дал никакого ответа, но на прощание пожал Запашному руку. Мстислав счел это добрым знаком. В мемуарах он вспоминает, как летел в самолете назад. Вдруг по селектору звучит его имя и его вызывают в кабину пилота. Летчик передал ему свои наушники. На том конце провода была Галина Брежнева: «Только что подписан указ о помиловании твоего брата. Так что пляши, артист!»

Генсек и беглый зек

Игорю вынесли приговор: пятнадцать лет в колонии строгого режима. Отпахал он их от звонка до звонка. Сначала на лесоповале, затем, за примерное поведение, в колонии-поселении. Из-за серьезной травмы позвоночника полученной на одном из выступлений (Игорь задел спиной торчавший из декорации гвоздь), после исправительно-трудовых работ Игорь стал инвалидом. Получив на поселении высшее поощрение - краткосрочный отпуск, Игорь отправился в Москву, никого не предупредив. Он хотел поблагодарить Мстислава и отправился прямиком в цирк Вернадского, где тот выступал. Об этом случае вспоминает его старший брат. Войдя в цирк, Игорь направился в гримерку Мстислава и решил дождаться окончания выступления. Туда случайно заглянул директор цирка Милаев. Он сделал вид, что не узнал Игоря Запашного, а сам побежал сообщать куда следует о беглом зеке. Шутка ли дело: на выступление должен был приехать сам Брежнев, Когда Мстислав Запашный выходил с арены после своего номера, он увидел такую картину: несколько бугаев в штатском заворачивают руки его брату Игорю и ведут к машине. Он бросился выручать брата, но его отстранили. Как был, в гриме и цирковом костюме, Мстислав Запашный прыгнул в свой автомобиль и поехал за черной «Волгой» с затемненными стеклами. Конечно, на Петровке, 38 появление Мстислава Запашного произвело фурор. Но ему было не до шуток. Игорь Запашный представил свои документы на отпуск, а Мстислав обратился за разъяснениями к генералу, который принес свои извинения. Но Запашный потребовал, чтобы извинения были принесены Игорю в цирке - так же прилюдно, как и его незаконный арест. Ему отказали, тогда Мстислав сел на стул в кабинете генерала, заявив, что без выполнения своих требований не сдвинется с места, а через несколько минут у него выступление, а на представлении присутствует сам Леонид Ильич Брежнев. Через минуту Игорь и Мстислав в машинах с «мигалками» неслись по направлению к цирку.

Вернувшись на поселение, Игорь встретил свою вторую большую любовь. Жена надзирателя прониклась его трагической историей и согласилась разделить с ним его дальнейшую судьбу. На свободу Игорь вышел почти счастливым человеком, хотел начать жить с нуля. Он вернулся в цирк и попытался продолжить карьеру, но она была сломана безвозвратно...

Марина Соболева
По материалам газеты
"За решеткой" (№8 2010 г.)

Мстислав Михайлович Запашный. Родился 16 мая 1938 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) - умер 22 сентября 2016 года в Сочи. Советский и российский цирковой артист, дрессировщик хищников, режиссёр. Заслуженный артист РСФСР (1971). Народный артист РСФСР (1980). Народный артист СССР (1990). Генеральный директор Росгосцирка (2003-2009).

Отец - (1900-1982), советский цирковой артист, основатель знаменитой цирковой династии Запашных.

Мать - Лидия Карловна Запашная (1905-1960), дочь циркового клоуна Карла Томпсона, гастролировавшего в России в конце XIX века под псевдонимом Мильтон.

Старший брат - Сергей Михайлович Запашный (1926-1980), артист цирка.

Старший брат - (1928-2007), советский и российский артист цирка, дрессировщик хищников, Народный артист РСФСР.

Старшая сестра - Анна Михайловна Запашная (1931 г.р.), цирковая артистка.

Младший брат - Игорь Михайлович Запашный (1940 г.р.), цирковой артист, в порыве ревности убил жену и был осужден на 15 лет.

С ранних лет узнал, что такое цирк. Однако отец для своих детей цирковой судьбы не хотел. Пока они с матерью были на гастролях дети жили в Ленинграде с бабушкой Анной Макаровной. Именно в Ленинграде Мстислава застала война. Отец и старший брат ушли на фронт, а мама находилась на гастролях и вернуться в осажденный город не успела. В блокадном Ленинграде четверо детей - Вальтер, Игорь, Мстислав и Анна - остались с бабушкой. Потом была Дорога жизни и эвакуация. После блокадного Ленинграда семья оказалась в Поволжье, там встретились с мамой.

Из-за финансовых трудностей дети тоже стали работать в цирке. В саратовском бомбоубежище Вальтер и маленький Слава начали репетировать собственный цирковой номер. Впервые они вышли на арену в одной программе с мамой. Вальтеру тогда шел семнадцатый год, Мстиславу - седьмой.

В 1946 году братьев официально зачислили в артисты, но в 1947 году, когда семья гастролировала на Дальнем Востоке, номер младших Запашных решено было расформировать. Вальтер возмутился и убедил маму поехать в Москву. Братьям разрешили выступить в Московском цирке, куда пришла грозная комиссия из главка, которую они убедили оставить их номер.

В 1949 году Вальтера призвали в армию. Одиннадцатилетний Мстислав последовал за братом, получил статус сына полка. Началась работа в ансамбле песни и пляски Одесского военного округа. Здесь Запашные научились танцевать и полюбили искусство балета. И по сей день Мстислав Запашный, признанный мастер манежа и цирковой режиссер, создатель крупных произведений циркового искусства, большое внимание уделяет пластической стороне постановок, создавая образ спектакля и цирковыми, и хореографическими средствами.

В последующие годы, когда в номере с Вальтером Славу заменил младший брат Игорь, Мстислав пробовал себя в различных жанрах: акробатике, воздушной гимнастике, клоунаде, дрессировке лошадей и крупных экзотических животных и хищников.

В 1954 году братья создали номер «Акробаты-вольтижёры», в котором выполняли уникальные трюки, которые не повторил пока никто. За этот номер на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве братьям вручили четыре золотые медали.

В 1958 году на экраны вышел знаменитый фильм «Мистер Икс». Цирковые номера в этом фильме восхищали зрителей, особенно, номер со скрипкой. После выхода картины на экран зрители подходили к народному артисту СССР Георгу Отсу и спрашивали, как ему удалось так постигнуть цирковое искусство. Значительно позже стало известно, что дублером Отса была воздушный гимнаст Мстислав Запашный. Они и был тем артистом, который выполнял за Георга Отса все цирковые номера.

В 1964 году сделал новый номер «Акробаты-вольтижёры на лошадях», в котором акробаты-вольтижёры выполняли трюки на лошадях. Этот номер, по сути, создавший новый жанр в цирке, во время гастролей во Франции и Японии был удостоен высших мировых призов.

В 1971 году окончил ГИТИС, режиссёрский факультет.

В 1977 году создал единственный в мире спектакль, в котором слоны и тигры оказались в одной клетке. Аттракцион «Слоны и тигры» был удостоен Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства в 1996 году.

В 1991 году поставил героико-исторический цирковой спектакль-пантомиму «Спартак», который по своему масштабу постановки не имеет аналогов в мире.

Был также режиссёром, постановщиком и исполнителем главных ролей в воздушно-феерическом аттракционе «К звёздам» (1970); в аттракционах: «Союз - Аполлон» (1974), «Шар смелости», «Воздушный полёт», «Канатоходцы»; в тематических цирковых спектаклях: «На арене - москвичи» (1965), «Русская зима» (1967-1968), «В космический век» (1970), «Весне навстречу» (1971), «Мы - артисты цирковые» (1976), «Ярмарка чудес» (1983), «С чего начинается Родина» (1987), «Наш русский цирк» (1997), в пантомимах: «Песнь докеров», «Маленький Пьер», «Отважные», а также в детских спектаклях: «Приключение Иванушки», «Ну, погоди», «Доктор Айболит», «Новые приключения Синдбада», «Новогодний карнавал», «Новогодний бал в цирке», «Капитан, капитан - улыбнитесь», «Приключения Мишутки».

С 1991 года был вице-президентом Всемирной ассоциации цирковых профессиональных школ и постоянным членом Комиссии при Президенте Российской Федерации по Государственным премиям в области литературы и искусства.

С 1992 по 2003 год был художественным руководителем и директором Сочинского государственного цирка, не прерывая артистической деятельности. К 25-летию Сочинского цирка в 1996 году поставил две крупномасштабные программы: «Я люблю тебя, Россия» и цирковое супер-шоу «Звезды мирового цирка», которые на протяжении двух сезонов шли с успехом в Сочи и городах России. Эти два произведения циркового искусства стали основой для создания гала-представления - прощального артистического тура по Европе и Юго-Восточной Азии (Италия, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Австралия). Прощальные гастроли прошли в Краснодаре, Ростове, Воронеже, Саратове, Казани, в столице - Москве, Санкт-Петербурге и Сочи.

С мая 2003 по декабрь 2009 года был генеральным директором Росгосцирка (в 1994-1996 годах - вице-президент). Причиной увольнения с поста генерального директора стали финансовые и юридические нарушения компании. Министр культуры А. Авдеев по этому поводу сказал, что М. Запашный на этом посту не справлялся со своими обязанностями.

Возглавлял жюри и организацию Первого Всемирного конкурса циркового искусства в 1996 году в Москве на Красной площади. Постоянный член жюри на всемирных конкурсах в Монте-Карло, Париже, Китае.

Запашный Мстислав 22 сентября 2016 года скончался на 79 году жизни в Сочи. Прощание с артистом состоялось в цирке на проспекте Вернадского. Похоронен в Москве на Перепечинском кладбище.

Мстислав Запашный

Личная жизнь Мстислава Запашного:

Трижды был женат.

Первая жена - Инна Абакарова, цирковая артистка. Поженились 20 апреля 1960 года, свадьба была в ресторане «Будапешт».

Вторая жена - , советская и российская артистка цирка, Заслуженная артистка РСФСР. Они встретились на гастролях в Калинине (ныне Тверь), в тот момент оба состояли в браке. Оставив прежние семьи, создали новую. Прожили вместе двадцать пять лет.

В браке родилось вое детей.

Сын - Мстислав Запашный-младший, тоже дрессировщик.

Дочь - Элен, работает в цирке с аттракционом «Слоны и тигры».

В своих интервью Долорес говорила, что не жалеет о прожитых годах с великим артистом. Но в их семейной жизни все было не так радужно. Мстислав всегда ревновал Долорес, часто устраивая скандалы, она вспоминала: "Он вспыхивал как спичка. Достаточно было того, чтобы рядом со мной прошел какой-то мужчина или я с кем-то заговорила". Тем не менее после развода Мстислав и Долорес сохранили дружеские отношения.

Третья жена - Ирина Николаевна Запашная, дрессировщица, народная артистка РФ.

Фильмография Мстислава Запашного:

1959 - Потерянная фотография (Přátelé na moři) - эпизод
1971 - Ты и я - акробат
1971 - Не только цирк (документальный)
1979 - Солнце в авоське (фильм-спектакль) - дрессировщик
1980 - Манеж (документальный)
2006 - Как уходили кумиры. Ирина Асмус (документальный)
2006 - Как уходили кумиры. Михаил Румянцев (Карандаш) (документальный)
2007 - Как уходили кумиры. Владимир Довейко (документальный)
2007 - Как уходили кумиры. Маргарита Назарова (документальный)
2013 - Клан Запашных. Свои среди хищников (документальный)

Каскадерские работы Мстислава Запашного в кино:

1958 - Мистер Икс (дублер Георга Отса)

Награды и звания Мстислава Запашного:

Заслуженный артист РСФСР (29.12.1971);
Народный артист РСФСР (14.02.1980);
Народный артист СССР (5.03.1990);
Государственная премия Российской Федерации (1996);
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1994);

Почетная Грамота Правительства Российской Федерации (1998);
Благодарность Президента РФ (2003);
Орден Почёта (2009);
Орден Петра Великого I степени;
Орден «Возрождение России»;
Орден «За служение искусству»;
Медаль «За служение Кузбассу» (2004);
Почётный знак губернатора Саратовской области «За милосердие и благотворительность»;
Почётный знак Общественного Совета «Признательность Санкт-Петербурга»;
Обладатель Золотого Знака Национальной премии «Циркъ-2002» (Национальная академия циркового искусства);
Многочисленные награды международных конкурсов циркового искусства, в том числе в Пекине (1956), Варшаве (1958), Париже (1965), Лондоне (1966), приз «Золотая богиня» за уникальную дрессуру (Япония, 1980 год) и Серебряный кубок «Лучший дрессировщик» (Генуя, 1994 год);
Имя М. М. Запашного внесено в книгу меценатов России.


) я упомянул Игоря Запашного (родился в 1940).
Долгие годы его судьба была скелетом в шкафу удачливого циркового клана.
Который чуть не потерял из-за Игоря почву под ногами.

Игорь - младший сын основателя династии Михаила Запашного. Вместе с братьями Вальтером и Мстиславом он выходил на манеж в качестве акробата.
В цирке династия имеет чуть ли не основополагающее значение и это облегчало творческий и семейный путь юноши. Семейный, поскольку Игорь влюбился в представительницу другого циркового клана акробатку Ольгу Лапиадо.

Правда, Ольга, несмотря на юный возраст, успела побывать замужем и развестись. Ее первый брак продлился всего полтора месяца. Незадачливый муж, тоже цирковой, Исмар Маслянов, предупреждал Игоря, что Ольга женщина легкомысленная. Но кто эти предупреждения слушает?
«Это с тобой она другим глазки строила, а со мной такого не будет», - ответил самоуверенный юнец.
В дальнейшем Маслянов, кстати, войдет в семью Запашных, став мужем племянницы Игоря.

А его идиллия продолжалась недолго, поскольку либо Ольга давала повод для ревности, либо Игорь патологически повод выискивал. Теперь не разберешь.
В 1963 году Ольга снялась в фильме «Гранатовый браслет» и в ее жизнь вошли если не новые роли, то кинематографическая тусовка, что уж совсем мужу не понравилось.

В итоге супруги разошлись, но Запашный не оставлял Лапиадо в покое. Если бы у Игоря появилось на горизонте какое-нибудь новое увлечение, трагедии бы удалось избежать.
А так она случилась в 1967 году.
Игорь Олю убил.

Вернувшись с месячных гастролей из Саратова, Ольга увидела на перроне своего бывшего в костюме и роскошным букетом.
И села в его машину, пояснив коллегам, что надо забрать вещи.
Дальнейшие события обросли версиями.
Ясен результат: больше никто из коллег живой Ольгу не видел.

Что же произошло?
По мемуарам Мстислава Запашного получается, что несмотря на развод Ольга по- прежнему жила с Игорем. Игорю предстояла поездка в другой город, которая не задалась, и он вернулся с полпути. По дороге зашел в гараж, снял с машины аккумулятор, сверху положил какие-то инструменты. В том числе нож, которым очищал клеммы.
Войдя в квартиру, застал жену с любовником.

Впрочем, есть и другая версия событий. Говорю же, запутанно все.
По этой версии, ни под каким любовником Игорь жену не ловил. Он просил ее вернуться, но Ольга, собирая вещи, сказала, что встретила другого мужчину.
И тогда Игорь ее ударил.
Ножом.

Когда Ольга не явилась в цирк на репетицию, забеспокоилась дирекция. На звонки никто не отвечал. Поскольку «горело» вечернее представление поехали к артистке домой, в присутствии милиции вскрыли дверь.
Тело Ольги Лапиадо было найдено расчлененным и упакованным в две большие сумки. Позже эксперты «насчитают» 20 ножевых ранений.
Долго Игоря Запашного искать не пришлось. Он пришел с повинной после разговора с братом Мстиславом. Иначе, брат грозился вызвать милицию сам.

И здесь связь с династией уже сработала против молодого человека. Клан Лапиадо пошел собирать подписи по всем цирковым с требованием применить к Игорю Запашному высшую меру наказания, - расстрел. Цирк разделился на два лагеря и в лагере Лапиадо оказался даже Вальтер Запашный, заявивший, что больше у него нет брата.
Его можно понять. Запашные только стали выездными, как поступок Игоря обрубил им всю поляну. Уникальным артистам закрыли границы на 13 лет. Какое-то время им даже запрещали выступления в столичных городах.

Игорю присудили «вышку», но тут вмешался Мстислав Запашный, на руках которого он вырос (разница между братьями составляла два года).
Галина Брежнева устроила свидание Мстислава с Председателем Президиума Верховного Совета СССР Николаем Подгорным. Неизвестно, что там Мстислав говорил, но речь возымела действие. Расстрел заменили на 15 лет.

Отсидел Игорь Запашный полностью, здесь поблажек не было.
В тюрьме нашел новую любовь.
На свободу вышел пусть инвалидом, но женатым человеком.
Живет в Питере.
Помогал разным Запашным в постановке номеров, но большой карьеры, понятное дело, не сделал.
Какая уж тут карьера…

Триумф и трагедия, поддержка друзей и злодейство конкурентов, большая любовь и вечный поиск того, чем удивить зрителей, - из всего этого сложилась цирковая судьба заслуженного артиста

Триумф и трагедия, поддержка друзей и злодейство конкурентов, большая любовь и вечный поиск того, чем удивить зрителей, - из всего этого сложилась цирковая судьба заслуженного артиста России Исмара Маслянова. Смертельный номер - История русского цирка - это история цирковых семей, - говорит Исмар Маслянов, представитель цирковой династии акробатов-эквилибристов. Прежде, правда, ее знали под именем Симадо, и цирковое руководство даже способствовало тому, чтобы говорили об этой династии, как о корейско-японском коллективе. В цирке приветствуют необычное. А Симадо не было даже псевдонимом: имя принадлежало одному из членов этого рода. Пришли иные времена, отношения Советского Союза с Японией испортились, носить японскую фамилию Симадо стало небезопасно, и цирковая династия вспомнила о другом своем родственнике с корейской фамилией Пантоси. Теперь об этом коллективе говорили, как о китайско-корейской группе, и акробаты-эквилибристы Пантоси срывали не меньше аплодисментов, чем артисты Симадо. Переменой имен можно было сбить с толку публику, чрезмерно бдительных службистов из компетентных органов, кого угодно - только не коллег из таких же цирковых династий: те знали, кто есть кто и кто чего стоит. В цирковой династии Симадо-Пантоси-Масляновых подрастал Исмар. Этот Исмар впервые вышел на арену, когда ему было только пять лет. Он заменил заболевшую лилипуточку, которая стояла на голове у его мамы и венчала собой живую пирамиду из нескольких человек, передвигающуюся по высоко натянутому канату. Дебют имел оглушительный успех, и через год Исмар уже ездил вместе с родителями на гастроли на правах артиста-эквилибриста, официально признанного Управлением цирков. На гастролях судьба не раз сводила его с Нонночкой - наследницей славного имени цирковой династии Запашных. Исмар и Нонна с детства симпатизировали друг другу, но их родители даже в шутку не поговаривали о свадьбе. - У Запашных, - объясняет Исмар Исмарович, - семья была с дальним прицелом. Запашные были акробатами-вольтижерами, и жениха для Нонночки присматривали из вольтижеров. Эквилибристы Симадо-Масляновы попасть в их поле зрения просто не могли. Казалось, этому никогда и не случиться: Исмар влюбился в цирковую красавицу Ольгу, она ответила взаимностью, свадьбу пышную сыграли… И вдруг Исмар понял, что женился совсем не на той женщине. Жена представлялась ему прежде всего верной подругой, не дающей поводов для ревности. Ольга же оказалась неисправимой кокеткой, благосклонно принимающей ухаживания поклонников. Ее было не переделать, и Исмар решил с ней расстаться. И надо такому случиться, чтобы судьба вновь свела Исмара с Нонной, а у Ольги разгорелся роман с Нонночкиным дядей - Игорем Запашным. Дело шло к тому, чтобы Исмар и его прежняя супруга в ином уже качестве вошли в аттракцион Запашных, и ради этого Исмар репетировал по 16 часов в сутки. Наверно, не было в советском цирке артиста, который столько бы за свою творческую жизнь простоял под куполом цирка на голове, - это был его “конек”. И руки у него были сильны, да вот ноги для вольтижера - слабоваты. Тут надо было работать и работать. Но он своего все-таки добился, а вот творческая судьба Игоря Запашного и жизнь Ольги оборвались внезапно и жутко. - Я предупреждал Игоря, - рассказывает Исмар Исмарович, - что бывшая моя супруга - женщина легкомысленная. Но он был самоуверенный, говорил: “Это с тобой она другим глазки строила, а со мной такого не будет”. Но Ольга и с ним не изменилась, а мужская ревность - это страшная сила. В припадке ревности Игорь убил Ольгу, разрубил на куски, сложил в чемодан и пришел с этим чемоданом в милицию… Если б не знаменитая фамилия и влиятельные родственники, была бы ему “вышка”. А так отсидел 15 лет. Как артист погиб (артист он был отличный), но в цирке - работал: был в аттракционе своих родственников служащим, смотрел за животными. - А вы в Нонночке не ошиблись? - Что вы! Ее называли королевой цирка, и она действительно была королева - красивая и гордая. Все знали, что мы любим друг друга. Никто к ней и подступиться не смел. Однажды мы полгода гастролировали порознь: она - по Америке и Канаде, я - по Венгрии. До меня доходили слухи, что Ван Клиберн проявлял к ней интерес, но она была непреклонна. Когда наступит время львов - Исмар Исмарович, вы были свидетелем ужасной драмы. Такое кипение страстей - типично для циркового закулисья? - Такие случаи, конечно, не часты. Эта история была - из ряда вон. Но вообще - страсти в цирке кипят. Есть шикарный фильм “Борец и клоун” про Дурова и Поддубного. Я его смотрю и плачу. Там - вся правда о цирке: есть артисты, у которых мысли только о том, как улучшить собственные достижения. И есть - завистники, готовые на любую подлость. В том фильме Дурову подсыпали в пудру порошок, и он чуть не ослеп. А моя семья из-за такого завистника едва не погибла. Мне тогда было только два года, так что я об этом знаю из маминых рассказов. Акробаты-эквилибристы Симадо представляли свой трюк с живой пирамидой на конкурсе. Дяде предстояло пронести эту пирамиду по канату. Они взбираются под купол цирка, и тут обнаруживается, что канаты провисают. Это - срыв номера. Но Симадо делают вид, что ничего не произошло и отрабатывают номер. К счастью, все заканчивается благополучно, они бросаются обследовать крепления и обнаруживают, что винту, который регулировал натяжение каната, мешала металлическая стружка. Случайно оказаться там она не могла… …Когда мы с Нонночкой задумали собственный аттракцион и написали сценарий, руководство цирка сказало: “Это - очень интересно, но мы не можем вам сразу дать пум, львов, пантер и лошадей. Постажируйтесь-ка полгодика у хорошего дрессировщика”. Мы постажировались у Вальтера Запашного, но наш проект со львами и пумами “заморозили”: нет, сказали, денег. Мы придумали другой сценарий - “Морские львы -жонглеры и наездники на лошадях”. Нам снова сказали: нет денег. А если, мол, хотите, выступать с животными, поработайте пока с кошками, собаками. У династии Симадо всегда было правило: никого не повторять, даже самих себя. Я стал думать: а чего еще в нашем цирке дрессировщики, работающие с собаками, не делали? Они не выводили на арену южнорусских овчарок, поскольку те слывут плохо поддающимися дрессировке, ужасно кусачими, строптивыми. Все это - правда, но я уже видел, как эти красивые, мощные, похожие на белых медвежат собаки становятся частью “живой пирамиды”: вот на них запрыгивает кошка, вот они с кошками на спине запрыгивают на лошадей, а на кошку взгромождается петух… “Бременские музыканты”! Так потом и было, но первых моих артистов-южаков отравили… - После таких историй не приходит мысль покинуть цирк? - Негодяи всюду встречаются. А цирк - это как воздух: нет его - и нечем дышать. Я вот уже 20 лет жду, когда же найдутся средства для аттракциона “Морские львы - жонглеры и наездники на лошадях”. Это - последняя моя мечта. - Лошадям не тяжеловато будет? Не слыхала я о морских львах - наездниках… - Потому что такого еще в цирке не показывали. Но это - возможно. Когда-то у меня был номер “Игра с мячами”, и многие мне в шутку говорили: “Ты жонглируешь прямо как морской лев”. Мне это запомнилось, и стал я за морскими львами - моими соперниками, наблюдать: умные животные с прекрасным чувством баланса. Могли бы выступать на лошадях (лошади у меня ведь - полутяжеловесы). И разрешение уже на этот аттракцион несколько лет назад получил, да все что-нибудь не складывается… И цирковые кудесники годами и десятилетиями живут в ожидании чуда… Может быть, воплотить его на сцене суждено уже следующему поколению династии Симадо-Пантоси-Масляновых? Ведь и в их жизни единственным делом и единственной любовью стал цирк.

Текущая страница: 22 (всего у книги 32 страниц) [доступный отрывок для чтения: 21 страниц]

Люди гибнут за кумира. Самоубийства фанатов

Случаев, когда фанаты известных людей кончают жизнь самоубийством, превеликое множество. Например, после смерти Сергея Есенина в 1925 году на его могиле покончили с собой сразу несколько женщин, в том числе и любовница поэта Бениславская. После смерти Сергея Лемешева в июне 1977 года на его могиле свели счеты с жизнью четверо поклонниц. Не стали исключением и Виктор Цой и Игорь Тальков. Из любви к первому покончили с собой семь человек: двое убили себя у «стены Цоя» на Арбате, пятеро – возле его могилы. Некоторые из них, прежде чем расстаться с жизнью, оставили предсмертные записки, в которых написали, что больше не в силах жить без своего кумира.

На могиле Талькова было совершено два самоубийства, причем в обоих случаях это были девушки 14–15 лет. Вообще же, по данным Интер-медиа, только в 1997 году в России погибли 228 фанатов эстрадных и спортивных звезд, из которых 39 человек покончили жизнь самоубийством. Назову лишь несколько подобных случаев.

Некая девушка, узнав о том, что ее кумир – солист группы «На-На» Владимир Политов – женится на израильтянке, покончила с собой. Позднее выяснилось, что этот слух ложный, однако девушку было уже не вернуть.

В Рыбинске 16-летняя Катя Лапшина свела счеты с жизнью (повесилась) в день 40-летия своего кумира – Майкла Джексона (28 августа 1998 года). Перед смертью она крепко зажала в кулаке маленький портретик Джексона, который так и не смогли вынуть из сведенной судорогой руки. С этим портретиком девушку и похоронили.

На сегодняшний день по количеству самоубийств среди фанатов Россия уверенно приближается к развитым странам Запада, где фанатизм давно уже является для общества серьезной проблемой. Там фанаты убивают своих кумиров, чтобы прославиться (случай с Джоном Ленноном), покушаются на президентов, чтобы обратить на себя внимание своих кумиров (случай с поклонником киноактрисы Джоди Фостер, едва не убившим Рональда Рейгана), покушаются на соперников своих кумиров (случай с теннисисткой Моникой Селеш, раненной поклонником ее соперницы), убивают кумиров из ревности (случай с Джанни Версаче) и т. д. Из последних случаев, произошедших на Западе, назову следующие.

В январе 1997 года полицейским американского штата Флорида удалось предотвратить покушение на певицу Бьорк (она проживает в Лондоне), которое хотел предпринять один из ее поклонников. Причем его метод отличался удивительной изощренностью. Узнав, что певица закрутила любовный роман с чернокожим ди-джеем, 20-летний Рикардо Лопес решил ей отомстить: запечатал в посылку взрывчатку и отправил ее певице. Сразу после этого он застрелился, причем заснял свой уход в мир иной на видеокамеру. При этом в его доме звучала одна из песен Бьорк, и свое самоубийство Лопес адресовал именно ей. Взрывчатка наверняка убила бы Бьорк, и певица отправилась бы на тот свет вслед за своим сумасшедшим фанатом. Но в дело вмешался случай. Тело самоубийцы пролежало в его квартире около недели, пока соседи, учуяв неприятный запах, не вызвали полицию. Обнаружив труп и лежавшую с ним видеокамеру, полицейские решили просмотреть отснятую видеокассету. Так стало известно, кому именно была отправлена посылка со смертоносным грузом.

Жертвой другого маньяка едва не стала певица Лиза Джермано. Этот человек в течение двух лет преследовал ее повсюду, даже на гастролях. О пережитых страхах певица позднее рассказывала: «Я постоянно оглядывалась назад, обзавелась системой сигнализации, я не могла спать при одной лишь мысли о том, что он знает, где я сейчас нахожусь. И еще хуже то, что потом уже теряешь доверие вообще ко всем окружающим и живешь в постоянном страхе».

Маньяка обезвредили по чистой случайности. Однажды он приревновал певицу к некоему мужчине, избил его и был схвачен полицией. После этого его поместили в психушку. Эта же участь постигла и другого маньяка – Роберта Дьюи Хоскинса, который несколько раз проникал на территорию голливудской виллы Мадонны и неоднократно угрожал перерезать ей горло от уха до уха.

Между тем в России только в 1999–2003 годах из-за неразделенной любви к артистам покончили с собой более 100 несовершеннолетних девчонок и мальчишек. Вот лишь несколько имен из этого скорбного списка.

1999 год. В феврале 11-летний рязанец Олег Иванов лег на рельсы перед приближающимся поездом, сказав накануне своим друзьям, что не может жить без Ларисы Черниковой.

В сентябре 14-летняя москвичка Раиса Проскурина выбросилась из окна собственного дома с плакатом на шее «Я люблю тебя, Игорек!» (речь шла о бывшем солисте группы «Иванушки Интернешнл» Игоре Сорине, который выбросился из окна в сентябре 1998 года).

В октябре 12-летняя школьница из города Казани Марина Выдрина, так и не дождавшись развода своего кумира Влада Сташевского, включила на кухне газ и закрыла все форточки в квартире. (Для сведения: Сташевский развелся со своей первой женой осенью 2003 года.)

В декабре самарская 8-классница Елена Миткова, вооружившись ножом, перерезала себе вены, услышав якобы, как ее зовет к себе Виктор Цой.

2000 год. В январе учащийся 1-го курса коммерческого колледжа города Калуги Олег Ващенко выбросился из окна недостроенного дома, узнав о помолвке одной из солисток группы «Стрелки».

В марте 12-летний житель подмосковного города Одинцово Саша Солдатенко выбросился с балкона своей квартиры на 5-м этаже. Перед смертью он написал короткую записку, в которой признался: «Я люблю Земфиру».

Этот скорбный список, в котором еще более 90 имен, можно продолжать и дальше, но нет сил. В нем только имена разные, а обстоятельства смерти почти одинаковые: подростки-самоубийцы либо выбрасываются из окна, либо режут себе вены, либо задыхаются от газа, либо вешаются. И как остановить эту волну самоубийств, не знает никто.

Трагедии в цирке

По следам Отелло
Игорь Запашный

Игорь Запашный был младшим из династии знаменитых братьев-дрессировщиков Запашных. Свой отсчет эта династия ведет с 1882 года с имени клоуна Карла Томсона, одна из дочерей которого – цирковая наездница Лидия – впоследствии вышла замуж за атлета Михаила Запашного (до этого он работал грузчиком в Ейске и в цирк попал благодаря протекции самого Ивана Поддубного). Их дети – Сергей (1926), Вальтер (1928) и Мстислав (1938) – создали номер «Акробаты-вольтижеры братья Запашные», который принес им славу на многих цирковых аренах мира. С этим номером братья стали лауреатами VI Всесоюзного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957 году.

Младший из династии Запашных, Игорь, тоже избрал профессию акробата и по мере своего взросления привлекался братьями к работе. Вообще, как утверждают очевидцы, Игорь был самым застенчивым из братьев и в цирке пользовался всеобщей любовью. Представить себе, что именно этот застенчивый юноша станет главным виновником жуткой трагедии, в те годы было просто невозможно. А виной всему стала элементарная ревность.

В конце 50-х Игорь влюбился в свою коллегу по работе – юную акробатку Олю Лапиадо, которая тоже принадлежала к знаменитой цирковой династии, появившейся на свет благодаря стараниям Александра Лапиадо (настоящая фамилия Королев), начинавшего свою карьеру в цирке в конце XIX века в качестве атлета и борца. Впоследствии Лапиадо стал дрессировать лошадей и верблюдов и создал номер «Тысяча и одна ночь», где выступал вместе со своими детьми Александром, Клеопатрой и Калиссой.

Когда Игорь и Оля полюбили друг друга, все их коллеги по работе были в восторге: со стороны казалось, что эти два ангелоподобных создания буквально созданы друг для друга. Влюбленные никогда не расставались друг с другом, по цирку ходили под ручку и даже на гастроли старались выезжать вместе. Но эта идиллия длилась недолго. Вскоре после свадьбы Игорь стал жутко ревновать свою пассию буквально к каждому прохожему. А тут еще Ольгу угораздило попробовать себя в кинематографе: в 1963 году она снялась в фильме «Гранатовый браслет». И пусть роль у нее там была крохотная, однако в мире кино у девушки тоже появились поклонники. На этой почве в доме стали все чаще возникать ссоры. Дело дошло до того, что Игорь стал поднимать руку на свою супругу, и она несколько раз уходила из дома. Однако затем каждый раз возвращалась обратно после того, как Игорь давал слезные клятвы исправиться. Так продолжалось на протяжении нескольких лет. А в 1967 году грянула трагедия.

После очередного скандала Ольга приняла окончательное решение уйти от Игоря. Но, поскольку на носу были очередные гастроли – в Саратове, вещи забрать она не успела, отложив это дело на потом. Гастроли длились почти месяц, после чего Ольга вернулась в Москву. Когда поезд прибыл на вокзал, взору циркачей предстала неожиданная картина: на перроне стоял Игорь Запашный в строгом костюме и с роскошным букетом цветов в руках. «Твой опять мириться пришел», – сказал Ольге кто-то из коллег. Но Ольга была настроена твердо. «Я для себя уже все решила», – заявила она и отправилась объявить это и своему бывшему мужу. Их разговор длился всего несколько минут, после чего Ольга вернулась к коллегам, которые терпеливо дожидались ее, чтобы вместе уехать с вокзала, и сообщила им, что едет… с Игорем. «Мне надо свои вещи забрать», – заявила она и помахала друзьям на прощанье рукой. Больше живой ее никто не видел.

На следующий день коллеги Ольги, так и не дождавшиеся ее приезда, заподозрили неладное. Они позвонили Игорю домой, но там никто не отозвался. Тогда на ноги была поднята милиция. Когда стражи порядка явились в квартиру Игоря, их там ждала жуткая находка. В двух больших сумках они нашли… расчлененное тело Ольги Лапиадо. Как установят потом эксперты, девушке было нанесено около 20 ножевых ранений. В тот же день Игорь Запашный был арестован. Причем милиции он сдался сам, после того как переговорил со своим старшим братом Мстиславом Запашным. Именно тот убедил его прийти с повинной, в противном случае обещая вызвать милицию сам.

Во время следствия Игорь не стал отпираться и честно рассказал о том, как и почему убил свою бывшую возлюбленную. По его словам, все произошло спонтанно. Едва они переступили порог квартиры, как между ними опять вспыхнула ссора. Игорь просил Ольгу вернуться к нему, а та заявила, что между ними все кончено и что она встретила другого мужчину. Игорь не стал разбираться, правдой было ее последнее заявление или нет, схватил со стола нож и…

Учитывая, что убийство было совершено с особой жестокостью, суд приговорил убийцу к расстрелу. Однако Игорю помог брат – все тот же Мстислав Запашный. Он дошел до Председателя Президиума Верховного Совета СССР Николая Подгорного и уговорил его заменить вышку 15 годами тюрьмы. Правда, из 15 лет, которые Игорь отсидел от звонка до звонка, 13 лет его братья были невыездными.

Будучи в тюрьме, Игорь умудрился там жениться и на свободу вышел уже семейным человеком. Живет он в Санкт-Петербурге и по-прежнему связан с цирком – иногда помогает своим братьям в цирковых номерах.

Гибель Ириски
Ирина Асмус

Эту артистку в 70-е годы многие знали как Ириску из популярной некогда телевизионной передачи «АБВГДейка». Но мало кто знает, что, прежде чем попасть в цирк, Ирина Асмус работала в Театре имени Комиссаржевской в Ленинграде. Многие тогда видели в ней преемницу Алисы Фрейндлих, которая тоже играла в этом же театре, только чуть раньше Асмус. Однако в тот момент, когда ее успех в театре был очевиден, Асмус внезапно ушла на цирковую арену. Она стала клоуном. Как пишет о ней Е. Дмитриевская: «Ирина Асмус была рождена для цирка, но она принесла на манеж свой опыт драматической актрисы, опыт сыгранных ею на сцене ролей».

В последние месяцы жизни у нее не все ладилось. Ее почему-то заменили в «АБВГДейке» на другую исполнительницу, хотя все дети Советского Союза были безумно влюблены в Ириску. Ирина очень переживала этот уход.

И. Асмус погибла во время представления в Гомеле весной 1987 года. Рассказывает Ю. Осипов: «Ириску поднимали под купол на шейной петле. Трюк эффектный: она держит во рту «зубник», а потом во время подъема вращается вокруг оси. И на самом верху вдруг сломалась машинка вращения – в металле оказался брак. Ириска упала на арену с восьмиметровой высоты и умерла прямо на глазах обожающей ее ребятни».

Трагедии наших дней
Валерий Филатов. Валерий Запашный

За три года (2001–2004) в России покончили с собой сразу двое известных цирковых артистов, представлявших знаменитые цирковые династии. Первым в этом списке был Валерий Филатов – цирковой дрессировщик, один из представителей цирковой династии Филатовых, который покончил с собой (застрелился) 22 января 2001 года на 57-м году жизни.

Филатов выстрелил себе в голову из пистолета чешского производства калибра 7,65 (купил его несколько лет назад). О событиях того рокового дня вспоминает его дочь Юлия:

«В этот день папа был выпивши. Он попросил мою маму, Людмилу Валентиновну, купить ему еще пива к ужину или что-нибудь из спиртного. Она вышла в магазин буквально на несколько минут, купила фарш, выпивку. Вернувшись, пожарила котлеты. Затем пошла звать папу. Она застала его в спальне неподвижно лежащим на кровати: ноги скрещены, руки находились за головой. Мама решила, что он уснул. И лишь присмотревшись, увидела струйку крови на виске. Она сначала даже не заметила в его руке пистолет…

В момент трагедии дома никого не было. Даже соседи по площадке отсутствовали. Вообще никто выстрелов не слышал. Мама тут же позвонила мне. Поскольку я сидела с маленькими детьми, то срочно вызвала мужа. Андрей мгновенно примчался… Первое, что увидел, – растерянную маму и отца в крови. Набрал «02». Позднее подошла и я. Благо, живем в одном доме, только в разных подъездах (Москва, улица Супруна, дом 3/5. – Ф. Р .). К этому времени уже приехала милиция, больше 10 человек. Сначала они вели себя по-хамски. Они отнеслись к нам пренебрежительно, кричали, как будто мы были убийцами отца.

Следователь постоянно спрашивал меня, кто я такая и что здесь делаю. Мы старались не обращать внимания на некорректное поведение сыщиков, изо всех сил пытались держаться спокойно. Только когда приехали люди из прокуратуры, пыл милиционеров поубавился, и допрос проходил более спокойно. Правда, на многие вопросы, которые нам задавали, мы не могли ответить. В частности, откуда у папы пистолет…»

Что стало поводом к самоубийству, подлинно так и не известно. Есть только версии. Например, родственники погибшего утверждают, что у него был рак и именно это послужило поводом к добровольному уходу из жизни. Психолог В. Шахиджанян имеет иную точку зрения:

«Если я не ошибаюсь, за последние двадцать пять лет это первый случай, когда цирковой артист сам ушел из жизни. Разборки со смертельными исходами в цирковой среде за это время бывали, убийства тоже, самоубийств не было. Я был знаком с Валерием Андреевичем. Хороший дрессировщик. Обаятельный и интеллигентный человек. Славой обделен не был. Сильная личность. Не боялся работать с хищниками на открытом манеже. Помню, когда много лет назад он выступал в Цирке на Цветном бульваре, было немало споров, можно ли выпускать на манеж леопардов без клетки (номер «Леопарды на свободе» Филатов создал в 1978 году. – Ф. Р .). Служба безопасности опасалась, не пострадают ли зрители. Валерий Андреевич настоял на своем до конца и взял всю ответственность на себя. Я не верю, что он сам мог свести счеты с жизнью, не верю…»

А вот мнение человека из цирковой среды, который попросил не называть его имени (его слова также опубликовала «Комсомольская правда»): «Пил Валерка, причем пил очень и очень много. Казалось бы, с чего, ведь он все имел: прекрасную семью, великолепный номер, светлые перспективы… А вот пить бросить никак не соглашался. Так что я не исключаю, что непоправимый поступок он вполне мог совершить под воздействием алкоголя. Хотя кто его знает. Как справедливо говорится: «Чужая душа потемки». Теперь бог ему судья…»

Следующая трагедия в мире цирка произошла в конце лета 2004 года: 17 августа в Курске повесился 53-летний дрессировщик Валерий Запашный , принадлежавший к цирковой династии Запашных и проработавший в цирке 30 лет. По одной из версий, поводом к добровольному уходу из жизни послужило сообщение о том, что номер с медведями, который готовил Запашный, расформирован. По словам жены дрессировщика Ирины, события выглядели следующим образом:

«Вечером я с ребенком заглянула к соседям. Валера остался дома, смотрел олимпийские соревнования. После этого мы вместе собирались погулять с малышом. Я провела у соседки всего полчасика, а когда вернулась, увидела, что Валерий… висит на водопроводной трубе. Рядом лежала предсмертная записка: «Я ушел, люблю тебя и сына». Я закричала, позвала Дениса (33-летний сын Запашного от первого брака, тоже цирковой артист. – Ф. Р .). Прибежали соседи, вызвали «Скорую помощь». Пока ждали медиков, мы пытались привести Валерия в чувство, но все было бесполезно…».

По другой версии, Запашный хотел фальсифицировать свою смерть, напугать молодую жену, с которой он в очередной раз сильно поругался (их ругань за несколько минут до трагедии слышал Денис). По словам зятя покойного Владимира Филатенко: «Валерий таким образом решил напугать-предупредить Ирину. В последний момент он пытался выбраться из петли, на шее эксперты обнаружили следы от ногтей… Как объяснили специалисты, некоторое время – минуты две-три – он еще осознавал, что происходит, но сделать уже ничего не мог… А потом он попросту потерял сознание. В период медленного удушья, как и у поэта Есенина, у него полопалось на теле множество капиллярных сосудов…».

Трагедии в мире телевидения

Первые потери
Нина Кондратова. Анатолий Овсянников. Тамара Каретникова

Одна из первых трагедий на советском телевидении произошла в конце 50-х, когда наше ТВ только-только приобретало популярность. Дикторов тогда было раз, два и обчелся: Нина Кондратова , Ольга Чепурнова и Валентина Леонтьева… Однако Чепурнова вскоре умерла, а с Кондратовой случилось несчастье. Она вела репортаж с ВДНХ, рассказывала о корове-рекордсменке, которая дала какие-то немыслимые надои. Кондратова настолько увлеклась рассказом, что слишком близко подошла к животному. А корова, внезапно испугавшись камеры, направленной на нее, взяла и боднула Кондратову рогом. Удар был настолько сильный, что у нее вытек глаз. После такого несчастья Кондратовой впору было менять профессию. Однако руководство ТВ, учитывая огромную популярность диктора, посчитало неэтичным отправлять ее на пенсию по инвалидности. В итоге Кондратовой была сделана сложная операция по замене вытекшего глаза искусственным, привезенным из-за границы. И спустя какое-то время Кондратова снова вернулась в эфир.

В 70-е годы одним из самых популярных людей на советском ТВ был Анатолий Овсянников . В стране было несколько известных политобозревателей, но к большинству из них народ относился скептически: людей раздражала их явная политическая ангажированность, фарисейство. На экранах телевизоров они всегда смотрелись странно: хорошо одетые («упакованные», как тогда говорили), с лоснящимися физиономиями, они вели репортажи из крупнейших столиц мировых держав, взахлеб хая тамошнюю жизнь. Так вот, 43-летний Анатолий Овсянников из этого ряда явно выделялся: во всяком случае, в нем не было никакой оголтелости. Во многом благодаря его стараниям «Международная панорама» стала одной из смотрибельных передач на советском ТВ. Миллионы советских «битломанов» именно ему были благодарны за то, что в заставке «Панорамы» был показан отрывок из фильма «Ночь после трудного дня», где «битлов» показывали живьем. Звучал даже пусть крохотный, но отрывок из их песни. Это было единственное появление «Битлз» на экранах советских телевизоров.

К сожалению, «эпоха Овсянникова» на советском ТВ длилась недолго. 20 августа 1979 года он возвращался с дачи в Москву и попал в автокатастрофу. Травмы, которые он получил, оказались несовместимы с жизнью.

Большой популярностью в конце 80-х у телезрителей столицы стал пользоваться Московский канал, где работали две прекрасные ведущие: Анэля Меркулова и Тамара Каретникова . Если первая вела сугубо интеллектуальные, духовные беседы с гостями студии, то вторая специализировалась на криминале. Каретникову можно смело назвать первооткрывателем криминального репортажа на отечественном телевидении. Ее репортажи о столичной преступности поражали многих своей оперативностью и смелостью. Однако полностью ее талант так и не смог раскрыться – в октябре 1989 года Каретникова скончалась. Эта внезапная смерть популярной телеведущей буквально всколыхнула людей, по городу поползли слухи о том, что это не просто смерть, а месть мафии. Поэтому (случай беспрецедентный!) и Центральное телевидение, и многие средства массовой информации вынуждены были оповестить граждан о том, что журналистка умерла естественной смертью, от отравления пищевыми продуктами.



Читайте также: