Конспект занятия в подготовительной к школе группе по экологическому воспитанию «Кто живет в воде. Кто живет в воде? Морские и речные обитатели Конспект занятия для средней группы "Свойства воды"

Интегрированное занятие «Кто живет в пресной воде?».

Цель: формирование представлений об обитателях пресных водоемов(рек, озер), их образе жизни и значении.

Задачи:


1) Познакомить детей с представителями водных животных , показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде.

2) Учить описывать водных животных по картине.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, как вы знаете наша земля состоит из суши и воды . На Земле очень много разных водоемов, посмотрите на глобус. (воспитатель показывает изображения воды на глобусе). Ребята, существую водоемы пресные и морские(с соленой водой).

Дети называют пресные водоемы:_ реки, озера, пруды.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с обитателями пресных водоемов.

2. Беседа по картине.

Воспитатель: Ребята, а кто живет в воде?

Дети: Рыбы, лягушки, насекомые.

Воспитатель: Правильно, рыбы все время проводят в воде. Они умеют дышать под водой, благодаря жабрам. В воде воздух особый . Им умеют дышать лягушки и насекомые, живущие в воде: они научились «ловить» воздух. А вот, например, жук – плавунец прикрепляет пузырёк воздуха к брюшку и ныряет с ним под воду. А как вы думаете, чем полезны обитатели водоёма?

Ответы детей: очищают воду, делают её прозрачной, поедают умершие растения, чистят дно.

Воспитатель: А что самое главное для обитателей водоёмов? (Вода)

Окуни. Водятся во всех водоемах, с тихим течением, сильно заросших водяными растениями, держатся стайками. Окуни – хищники, поедают мелкие рыбки, рыбью икру, рачков, червей, головастиков.

Сом. Крупная рыба не имеет чешуи, в длину достигает 5м, ведет оседлый образ жизни, живя всю жизнь в одном месте. Сом – хищная рыба питается крупной рыбой, иногда водоплавающей птицей.

Щука. Обитает во всех реках, озерах, прудах, держится чаще в зарослях водной растительности , щуки хищные прожорливые рыбы, питаются рыбой – красноперками, плотвой, окунями, также лягушками, мелкими грызунами упавшими в воду, мелкими водоплавающими птицами, в длину достигают 2 метров, могут дожить до 30 лет. Вспомните сказку про эту рыбку? («По щучьему веленью»)

Ерш. Обитает на песчаном дне, ерш прожорливая рыба, питающаяся мелкими придонными организмами, личинками насекомых, мелкой рыбой. Характер ершей неуживчивый, агрессивно защищает свою территорию, благодаря острым колючкам на плавниках.(Ребята вспоминайте сказку про Ерша-ершовича)

Кроме рыб есть и другие обитатели водоемов : например лягушки или рак.

Рак. Обитает в речных заводях озерах прудах, днем прячутся под камнями, корягами, корнями деревьев. Кормятся в основном ночью , вылезая из своих убежищ и выслеживая добычу. Питается растительной пищей и животными. Передвигаясь пятится назад. Есть усы и клешня.

Лягушки. Живут они в реках, озерах, прудах. Зимуют в компаниях на дне водоемов или где-нибудь под камнями, в трухлявых пнях, в норах грызунов . Бывает, зимой лягушки вмерзают в лед, а весной все равно пробуждаются живыми и здоровыми.. Питаются насекомыми, но при случае поедают головастиков (и своих и чужих), рыбьих мальков, улиток. Но главное их питание – комары и всяческая мошкара. Враги лягушек – цапли, аисты, журавли. Ребята, а какие сказки про лягушку вы знаете? («Царевна-лягушка»)

Ну вот, ребята мы с вами узнали самых распространенных обитателей речных водоемов, а теперь давайте поиграем.

Беседа об обитателях водоёма и подготовка их к зиме. Подготовительная группа


Цель: закрепить знания детей об обитателях водоёма.
Задачи:
- закрепить умение различать обитателей водоёма по внешнему виду;
- закрепить знания об их повадках;
- воспитывать любовь к живой природе.
Предварительная работа : экскурсия к реке; беседа по теме; заучивание потешек о раке; рассматривание иллюстраций по теме.
Материал : видеоматериал с изображением лягушки, жука-плавунца, жука-водолюба, вертячки, рака, водомерок, ручейника.Воспитатель. Сегодня мы поговорим о том. Кто живёт в реках, прудах, озёрах-об обитателях водоёмов. Какой поблизости у нас водоём?
Ребёнок. Река Протва.
Воспитатель. Кто был на реке? Как изменилась река осенью?
Ребёнок. Не видно цветущих растений на берегах, водные растения опускаются на дно. Часто дует холодный ветер и гонит по воде опавшие листья.
Воспитатель. Кто живёт в водоёме?
Ребёнок. Жуки, лягушки, червяки. Водомерки.
Воспитатель. Кто видел водяную лягушку? Какая она?
Ребёнок. Цвет кожи у лягушки грязно-зелёный, на спине бурые пятна, а вдоль хребта три жёлтые полоски. Брюшко белое, а под мордочкой белое с чёрным, на лапках перепонки, как у утки, чтобы лучше плавать. Зелёная лягушка хорошо плавает и прыгает. Всегда живёт в воде. Зелёные лягушки часто устраивают концерты, они самые крикливые.
Воспитатель. Чем питается водяная лягушка?
Ребёнок. Эта лягушка очень прожорлива. Она поедает и насекомых и водяных жуков, водяных червей и личинок. Ест она также и рыбных мальков и даже охотится за маленькими утятами. Зелёная лягушка очень вредна.
Воспитатель. Но есть безобидные лягушки, которые живут у воды. Они только откладывают в воде икринки, а остальное время проводят на суше. Что это за лягушки?
Ребёнок. Травяная жаба.
Воспитатель. Где обитают лягушки зимой?
Ребёнок . Жаба бодрствует. Большая зелёная лягушка спит на дне водоёма и просыпается только тогда, когда вода хорошо прогреется. Травяная лягушка зарывается в землю и там засыпает.
Воспитатель. (Показывает видеоматериал). А вот длинноногое, узкотелое насекомое. Сверху чёрное и блестящее, снизу светлое. Мчится по поверхности воды, как на коньках. Его лапки покрыты волосками и не намокают. Кто это?
Ребёнок. Водомерка.
Воспитатель . Кто быстрее водомерки передвигается?
Ребёнок . Быстрее водомерки на поверхности воды передвигаются, кружась, словно танцуя, жуки с чёрной спинкой-вертячки.
Показ видеоматериала .
Воспитатель. Ну-ка, попробуй их поймать: только протянул руку- все жучки, как по команде бросились в рассыпную, попробуй поймать их снизу сачком, подвёл сачок снизу, и раз в сачке одна вода. А жучков и след простыл. Вертячки всё кружатся, вертятся, поэтому их так и назвали. А сейчас я расскажу ещё об одном обитателе водоёма-личинке ручейника.(Показ видеоматериала). Личинка ручейника похожа на моль. У неё очень нежное и мягкое тело и её всюду подстерегает опасность, поэтому она начинает строить вокруг себя домик-чехол, выделяя клейкое вещество, которым она склеивает кусочки растения, песчинки. Высовывая из домика головку и грудь, личинка ползает по дну ручья. Малейшая опасность и личинка прячется в свой домик. Оставшись «раздетой», личинка хватает ртом и ногами любые мелкие растения и быстро строит вокруг себя временный домик, заползает туда и отдыхает. Затем принимается за постройку настоящего домика. Личинку ручейника можно заставить стоить домик из любого материала. Один мальчик поймал в ручье личинку ручейника, вынул её из своего домика и пустил в таз с водой, в этот же таз мальчик насыпал разноцветного бисера. Через некоторое время личинка построила себе очень красивый, разноцветный домик.
Показ картинки рака.
Воспитатель. Кто это?(Ответы детей).
Воспитатель . Какие пословицы о раке вы знаете?
Ребёнок. Красный как рак.
Пятится как рак.
Где зимуют раки.
Воспитатель . Где зимуют раки?
Ребёнок . На зиму раки забираются глубоко в свои береговые норы или зарываются в ил.
Воспитатель. Едва ли найдутся охотники ловить раков в ледяной воде. А вот в старину помещики в виде наказания заставляли провинившихся крестьян доставать раков из-подо льда. Отсюда и поговорка: «Я покажу тебе, где раки зимуют». Обороняется рак от врагов клешнёй. Бывает, что во время драки рак теряет клешню. Не беда! Другая вырастет. В ноябре происходит важное событие у рачихи. Она откладывает более ста икринок. Но очень мало мальков рачат выводится. Икринки погибают от малейшего удара: упал ли сучок, осыпалась земля, мальчишка ли бросит камень. И всё это пагубно для будущих раков. Долго ждёт рачиха появления рачат, но только в середине лета выйдет личинка рачат из икринок. Они ухватываются за лапки матери и так висят, пока не вырастет панцырь и они будут похожи на взрослых раков. Рачиха уже не беспокоится тогда за рачат, да и от ста их остаётся только десять-пятнадцать. Живут взрослые раки до 25 лет. Какие рыбы водятся в водоёмах?(Ответы детей).
Воспитатель . Почему рыба зимой задыхается?
Ребёнок. Рыбы опускаются на дно-там теплее. Некоторые рыбы зарываются в ил. Зимой река покрыта льдом и воздуха подо льдом становится мало-рыба задыхается.
Воспитатель. Что можно сделать для того, чтобы рыба не задыхалась?
Ребёнок. Для того, чтобы рыба не задыхалась, делают проруби и можно понаблюдать, как рыбы скапливаются вокруг проруби и дышат.
Воспитатель. Как зимой можно спасти рыбу от гибели?
Ребёнок. Зимой мало корма для рыб, поэтому люди устраивают кормушки для рыб. Подкармливают рыб растениями, насекомыми.
Показ картинки жука- плавунца и жука- водолюба .
Воспитатель . Как называются жуки? (Ответы детей).
Воспитатель . Сравните их, чем похожи, чем отличаются?
Ребёнок. Жук-плавунец зеленовато-чёрного цвета, у него тело закруглённое, спереди, сзади и в боках плоское. Плавает быстро. Лапки его покрыты волосками. Жук-водолюб
Воспитатель. Жук-плавунец-водный водный хищник. Он поедает червей, улиток, а также нападает даже на рыб и тритонов, которые гораздо больше его.
Жук-водолей питается растениями. Он синевато-чёрный. У него вздутая спина и он шире, чем плавунец. Плавает водолюб медленно и неуклюже. Оба жука выходят на поверхность дышать свежим воздухом, а живут они на дне, осенью зарываются в ил, где спят до весны. Каких ещё обитателей водоёмов вы знаете?
Дети. Ужи, стрекозы, жучки, личинки, улитки.
Воспитатель. Много обитателей в водоёмах. С некоторыми мы познакомились. Также в водоёмах живут пушные звери: выдра, норка, бобёр, андатра. Есть птицы. Которые живут около воды и на воде: утки, гуси, чайки, лебеди, зимородок и др. Много растений, которые растут только в водоёме:камыши.

Цели: – рассказать детям о роли воды в жизни животных,

Познакомить детей с животными, которые живут на суше и в воде;

Учить детей внимательно слушать рассказ, стихотворения и отвечать на вопросы.

Материал и оборудование: Картинки с изображением животных (медведь, лось, заяц, белка, утка, гусь, верблюд, тюлень и др.), картинки с изображением водопоя, картинки с изображением животных, которые живут на суше и в воде.

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о роли воды в жизни животных. Скажите, пожалуйста, как вы думаете, зачем животным нужна вода? Вода нужна животным, только для питья? Ответы детей.

Вода играет в жизни животных не меньшую роль, чем в жизни растений и людей. Из воды на ¼ состоит тело животного и на 90% мозг живого существа. Вода входит в состав всех клеток организма животных, составляет основу их крови.

Представьте, что в лесной глуши на дне глубокого сырого оврага бьет и зимой и летом говорливый веселый родничок. Попить воды к нему прилетают птицы, сходятся звери. То прибежит зайчик- побегайчик, то прискачет ловкая белочка, то придет лесной красавец – величественный лось, примкнет к воде и долго пьет живительную свежую влагу. А то, неуклюже топая, спуститься в овраг и Михайло Потапыч. Всех напоит ключевая вода! (во время чтения, детям показывать картинки с упомянутыми выше животными).

Послушайте стихотворение:

Журчит, поет водица.

Знакомую тропой

Медведь идет напиться

Водою ключевой.

Нагнётся он, лакает,

Намочит бурый мех,

А ключ бежит, сверкает

И щедро поит всех.

Цветы, деревья, травы

Пьют ключевую влагу,

И зеленью кудрявой

Покрыто дно оврага.

Волки, лисы, бурундуки, барсуки и другие животные строят свои норы и растят малышей на берегу реки или лесного ручья, где всегда быстро и безопасно утолить жажду.

Домашних питомцев – коров, лошадей, овец, козочек пастухи водят на водопой. В полдень пастух ведет их в удобное местечко, с пологим спуском к реке. Животные заходят в воду и не спеша с удовольствием пьют.

В жарких странах, где вода драгоценность, где реки и ручьи мелеют и пересыхают от зноя, многие животных собираются на водопой: слоны и носороги, тигры и леопарды, антилопы и зебры. Хищники и травоядные. Приходят они сюда своими тропами, в разное время: кто ночью, а кто и днем. Как вы думаете почему? Ответы детей

Отгадайте загадки:

Без нее, без нее

Нам не выстирать белье,

И посуду не помыть.

Она нужней нам, чем еда,

И называется…..?(Вода)

У меня есть плавники,

Плавники, как две руки.

Есть и хвостик гибкий.

Кто я дети? (Рыбка)

Шепчутся речные струйки,

Лист кувшинки шевеля.

В серебристые чешуйки

Нарядилась вся семья.

В глубине, мелькая зыбкой,

Весело танцуют…..(Р ыбки)

Козочки бегут тропою

Воду пить на …. (Водопой)

Есть на земле такие животные, которые живут на суше, но много времени проводят в воде. Вы знаете таких животных? (утки, гуси, лебеди и др.) Ответы детей.

Дикие утки, гуси строят гнезда и выводят птенцов на берегу водоемов в зарослях камышей и тростников. Вылупившихся птенцов сразу ведут к реке или озеру, учат плавать, нырять, находить корм: жуков, червяков, всякую водяную мелочь. Каждое утро утиная семья водные процедуры: ныряют и плещутся.

Многие виды черепах, змей живут на суше и в воде. В северных морях моржи и тюлени, прекрасные пловцы и ныряльщики, часть времени проводят на суше, устраивая громадные лежбища.

Видели ли вы когда-нибудь, как купаются самые обычные наши птички?

Едва пригреет солнышко, воробьи оживляются, собираются в шумные стайки, рассаживаются на изгородях, ветках кустарников и задорно чирикают: «Чик-чирик-чирик-чирик! Как хорошо, что к нам пришла весна!» Если найдет воробьишка небольшую лужицу с водой, то норовит «принять ванну» смыть поскорее всю грязь – поплещется в холодной прозрачной воде, а потом взъерошит перышки и отряхнется.

Некоторые животные могут подолгу оставаться без воды. Обычно это обитатели пустынь, например, верблюды. Люди их называют «кораблями пустынь». Среди зыбучих песков, в невыносимый зной медленно «плывут» по безжизненной пустыне караваны верблюдов. Верблюды неприхотливы. Их корм – колючки. Пищу и воду они запасают в горбах, расположенных на спине.

Поиграем:

Найди лишнее животное.

Ворона, соловей, утка , голубь.

Лиса, заяц, тюлень , волк.

Лебедь, воробей , утка, гусь.

Наша беседа подошла к концу. Ребята, вы все молодцы! На протяжении всей беседы, вы активно работал, и очень внимательно слушали. А теперь, чтобы закрепить полученные нами знания, ответьте мне на следующие вопросы: Какую роль играет вода в жизни животных? Где животные в природе утоляют жажду? Какие животные живут в воде? Какие животные могут жить на суше и в воде? Какое животное запасает воду в горбах на спине.


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Сказка»
г. Лабытнанги
Занятие по экологии
Тема: «Кто живёт в воде»
Выполнила: воспитатель Кучугура Е.В.

Программное содержание: познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.
Подвижная игра «Мы – водные животные».
Цель: закрепить знания детей о водных животных, учить изображать животных, имитировать их движения.
Материал: картинки с изображением речных животных: рыб (щука, ерш, плотва, сом), лягушки, рака. Панно с изображением подводного мира реки, маски с изображением водных животных.
Ход занятия.
Воспитатель показывает детям глобус. Сколько здесь голубого цвета! Что изображено голубым цветом? (Это океаны, моря, реки – ведь голубым цветом на картах изображают воду.) Известно, что живые существа впервые появились именно в воде. И сейчас в ней обитает половина всех животных и растений нашей планеты. Кто всю жизнь проводит в воде? (Прежде всего – рыбы). Недаром говорят: «Рыбы – дети воды». Они живут в соленой воде и пресной. Рыб в мире огромное количество.
Воспитатель: - А сейчас мы с вами отправимся в путешествие в подводный мир реки. (Прикрепить на мольберт панно подводного мира реки).
Посмотреть на реку – и кажется, в ней
Нет ни малявок, ни окуней.
Только бежит голубая вода,
Петляя по лугу незнамо куда.
Но если поглубже в нее заглянуть,
С маской и трубкой тихонько нырнуть,
Сразу увидишь, что это не так:
Вот под корягою прячется рак,
Налим под колоду забрался,
А это – огромная щука, плывет как ракета.
У кручи подмытой на дне хрящеватом
Лещ отдыхает, стоит, как лопата.
В затоне лини копошатся в грязи,
На солнце сверкают боками язи.
Стайка плотвы шевелит камыши,
Мелькают густерки, ельцы и ерши…
Река ведь не просто течет и течет,
Она интересною жизнью живет!
(По ходу чтения стихотворения дети прикрепляют картинки водных обитателей на панно подводного мира реки.Ребенок, прикрепляя соответствующую картинку, рассказывает о том, кто на ней изображен, и выражает свое отношение к животному через движения, мимику).
Рак: Я – рак. Ползаю по дну и пячусь назад, шевелю клешнями, ем, что попадает, прячусь в норы под коряги.
Ерш: Я чем-то напоминаю ежа – такой же колючий. Я очень живуч, бросишь меня на лед – замерзну, а в тепле оттаю и поплыву.
Щука: Меня рыбаки прозвали речным волком. Я нападаю на маленьких рыбешек и на крупных, если голодна, могу утащить на дно гусенка или утенка. Но еще меня зовут речным санитаром. Ведь я в первую очередь нападаю на больных рыб и тем самым очищаю водоемы, не даю распространяться болезням.
Лягушка: Раньше были мы икрою, ква-ква!
А теперь мы все герои, ать-два!
Головастиками были, ква-ква!
Дружно хвостиками били, ать-два!
А теперь мы лягушата, ква-ква!
Прыгай с берега ребята, ать-два!
И с хвостом, и без хвоста
Жить на свете – красота!
Игра «Мы – водные животные».
Мы – лягушки. Ребята, хотите быть лягушками? Идите, я вас научу, как нужно прыгать и квакать. Представьте, что вы – красивые речные лягушки. (Дети вместе с лягушкой играют, имитируют ее движения – плавают в воде, выпрыгивают на берег. Проголодались – поймали комарика. А чтобы он нас не заметил, замрем, не будем двигаться – присядем и не двигаемся, высунем язычок, которым и поймаем комара. Поймали, съели и опять поплыли). Мы – стайка рыбок.
Плавают рыбешки в нашей речке чистой,
Плавают рыбешки быстро, быстро, быстро!
Рыбки-рыбешки все хороши:
Папы, и мамы, и малыши!
Детки-рыбешки на больших похожи –
Плавают, как папы, тоже, тоже, тоже!
Рыбки гуляют только в воде
И не гуляют больше нигде!
(Дети вместе с рыбой плавают, имитируя ее движения. Плаваем молча, ведь рыбы молчат. Мы рыбки маленькие, нас может догнать и съесть большая щука. Вот она плывет к нам – воспитатель изображает щуку. Рыбки быстро уплывают, разбегаются в стороны, щука старается поймать кого-нибудь). Мы – чайки. Раскрыли крылья и кружим над рекой, ищем добычу – рыбу. Увидели рыбу, спустились к воде (наклонились), поймали рыбу и улетели на берег, чтобы ее съесть.
Воспитатель: - Давайте ребята превратимся в улиток. Высовываем рожки (пальцы рук) и медленно ползаем по листу водного растения. Дети имитируют движения улиток. А теперь пройдемся, как гуси, переваливаясь с одной ноги на другую. Мы спешим к речке, будем там плавать. Поплавали в реке, вышли на берег, отряхнулись, наши перышки не намокли, они остались сухими.
Работа с дидактическими карточками
Воспитатель: - Дети, мы сегодня много интересного узнали о водных жителях. Жители подводного царства даже не представляют, как это можно жить, когда нет воды. Они хорошо приспособились жить именно в воде.
Предложить детям карточки с изображением различных животных и рисунок водоема. Водные жители заблудились и никак не найдут свою реку, а ребята могут помочь им.
Задание: выбрать из предложенного набора карточек водных жильцов и поместить их на рисунок водоема.
Подведение итогов.

Цели: Организовать познавательную деятельность воспитанников по усвоению ими знаний о значении воды для всего живого на Земле, развитию умений отражать полученные впечатления в продуктивной деятельности.
Создавать условия для формирования у воспитанников осознанно-правильного отношения к природе.
Способствовать развитию познавательного интереса; умения анализировать, делать выводы.
Задачи:
Организовать деятельность воспитанников по уточнению и расширению знаний о воде и видах водоемов.
Организовать деятельность воспитанников по усвоению знаний, что чистая вода – бесценный дар природы.
Организовать деятельность воспитанников по расширению знаний об основных источниках загрязнения воды и его последствиях.
Организовать деятельность воспитанников по реализации самостоятельной конструктивной творческой деятельности
Оборудование:
Рисунки детей, выполненных совместно с родителями на тему «Жить нельзя нам без воды!», глобус, ноутбук, экран, проектор, карточки для игры «Что будет, если исчезнет вода?», магнитная доска, плоскостные изображения земного шара, корзиночка для рисунков, голубые длинные ленточки и короткие и длинные тесемки.

Ход занятия

ВОСПИТАТЕЛЬ загадывает детям загадку.

В море я всегда солена,
А в реке я пресна.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место (вода).

Вода — одно из самых удивительных веществ на планете и ваши рисунки, которые вы нарисовали вместе с родителями, подтверждают, какая польза от воды людям. Беседа с детьми по рисункам, выполненным вместе с родителями на тему «Без воды нам жить нельзя».
ВОСПИТАТЕЛЬ. Вода нужна, чтобы сделать множество простых, обычных дел. Она ничем незаменима. Как вы думаете можно прожить без воды? Без воды человек не может долго жить.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Вы хотели бы еще что-то узнать про воду?
Тогда мы с вами отправляемся в город Знаний (показывает детям глобус).
ВОСПИТАТЕЛЬ. Знаете ли вы, что это? (ответы детей).
ВОСПИТАТЕЛЬ. Это глобус — модель планеты Земля. Что на глобусе обозначено голубым цветом? (ответы детей).
ВОСПИТАТЕЛЬ. А какие еще вы цвета видите? Что обозначено этими цветами? (суша).
Какого цвета на глобусе больше? (крутит глобус)
Как вы думаете, что это значит? (ответы детей).
Воды на нашей планете гораздо больше, чем суши.
Чтобы дети это представили, воспитатель предлагает каждому ребенку взять «модель земного шара» и вырезать ножницами части суши. Дети выполняют задание, потом сравнивают сушу и воду по величине, чего больше.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Где в природе есть вода?
ДЕТИ. В морях, океанах, реках, озерах.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Чем они отличаются и что у них общего? (ответы детей).
ВОСПИТАТЕЛЬ. Можно ли пить воду из моря и океана? Морская вода содержит много различных солей, которые вырабатываются водорослями. Полезно принимать ванны из морской воды, полоскать ей горло. Она укрепляет организм, но не пригодна для питья.
Какую воду можно пить? (ответы детей). Чистая, пресная нужна нам для питья, приготовления пищи, купания. Откуда берется пресная вода?
Речная вода называется пресной. Речную воду очищают в специальном месте, которое называется водоочистительным сооружением, после очистки она попадает в наши квартиры через водопроводные краны.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Где больше воды – в океанах или в реках и озерах?
Какой из этого можно сделать вывод? (Воду нужно беречь, потому что пресной воды на Земле мало).

Физкультминутка.

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре-
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
По реке мы дружно плыли,
Вышли на берег крутой
И помашем ей рукой!

Игра: «Что будет если исчезнет вода?»

(На магнитной доске карточки с изображением воды, растений, птиц, зверей, рыб, человека. Воспитатель убирает карточку с изображением воды, и дети должны рассказать, что будет с остальными животными, с человеком, с растениями, рыбами).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Вода имеет большое значение для жизни. Она нужна всем живым существам — животным, растениям и людям.
Кажется, что воды на земле много, но чистой воды становится все меньше и меньше. Как вы думаете, из-за чего это происходит?
Ответы детей.
ВОСПИТАТЕЛЬ . Люди нарушают правила поведения на природе. Водоемы загрязняются не только от мусора, но и фабрики, заводы загрязняют реки отходами своего производства. От этого гибнут водные обитатели. Морские побережья усеяны мусором, люди сбрасывают в моря и океаны огромное количество ядовитых веществ, аварии танкеров оставляют на поверхности воды липкие нефтяные пятна, все это губит воду. На планете есть страны, где чистой воды уже не хватает, поэтому 22 марта люди на всей планете отмечают всемирный день воды. Его девиз: «Вода – это жизнь». Мы должны беречь воду, чтобы ее хватило на всех.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Какие меры нужно принимать, чтобы вода не ушла от нас и была чистой?
ДЕТИ.
Не бросать мусор.
К воде надо относиться бережно, не оставлять открытые краны.
Содержать реки, озера, моря, пруды в чистоте и порядке, не засорять природные водоемы.
Устанавливать водоочистители.
ВОСПИТАТЕЛЬ.
На земле много разных рек – они большие и маленькие, и все куда-то бегут, большая река образуется из множества маленьких речек и ручьев. И очень важно сохранить воду малых и больших рек от загрязнения.
Воспитатель приглашает детей к столу, на котором лежит изображение суши.
Дети, посмотрите на нашем кусочке земли чего-то не хватает, как вы думаете чего?
ДЕТИ. Воды.
Давайте из ленточек и тесемочек сделаем большую, полноводную реку. Для подсказки можно рассмотреть фрагмент карты на слайде.
С помощью ленточек и тонких тесемок дети под руководством воспитателя моделируют изображение впадения ручейков в реки, а рек в моря.
Коллективная работа. Моделирование. «Как рождается река»?
ВОСПИТАТЕЛЬ. Какая большая, широкая и чистая река у вас получилась. А чтобы вы хотели сказать другим людям?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ (Вода нужна человеку, растениям, животным, птицам. Земля наша и все живое на ней без воды погибнут. Воду и в реках, и в морях нужно беречь и охранять, чтобы не случилось беды).

ВОСПИТАТЕЛЬ.

Вода – это чудо природы,
И нам без воды
Не прожить.
Вода – достояние народа!
Водой мы должны дорожить!



Читайте также: