Конспект беседы с детьми подготовительной группе. Беседа в подготовиельной группе детского сада

Данные об авторе

Старовойтова Елена Анатольевна

Место работы, должность:

МБДОУ д/с № 50

Ленинградская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Дошкольное образование

Целевая аудитория:

Воспитатель

Целевая аудитория:

Методист

Целевая аудитория:

Родитель

Предмет(ы):

Окружающий мир

Цель урока:

Развитие связной речи у детей подготовительной групы ОНР 3 уровня.

Тип урока:

Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории):

Используемое оборудование:

Таз с водой; бумажные рыбки в технике «Оригами»; сюжетная картинка «Рыбы в воде»; предметные картинки воды, водорослей и червяков, акулы, мальков, икринок; деревянные палочки с веревкой и магнитом на конце; картинки с изображением морского конька, рыбы-зебры, рыбы-ежа, рыбы-жабы, рыбы-попугая.

Краткое описание:

В результате НОД активируется и расширяется словарный запас по теме "Кто живет в воде", дети учатся составлять рассказ с опорой на картинки.

Задачи:

1. Воспитательные:

Привитие навыков организованного поведения, работы в коллективе;

Формирование положительной мотивации к занятиям.

2. Образовательные:

Учить составлять рассказ с опорой на картинки;

Активизация и расширение словаря по теме «Рыбы»;

Закрепить знания детей о рыбах.

3. Развивающие:

Развитие диафрагмального дыхения;

Развитие координации речи с движением;

Развитие логического мышления;

Развитие зрительного внимания;

Развитие грамматического строя речи (образование относительных прилагательных от существительных; согласование прилагательных и существительных с числительными).

Ход занятия.

1.Организационный момент .

Приветствие.

Игра «Отгадай загадку»

Плещется в водичке,

Хвостиком виляет.

Своими плавниками

Волны разгоняет.

Воспитатель: «О ком эта загадка?»

Ответы детей: «О рыбе».

Объявление темы занятия.

2. Развитие диафрагмального дыхания.

Игра «Рыбки». Дети стоят возле таза наполненного водой, в котором плавают сложенные в технике оригами рыбки из бумаги. Руку положить на живот, спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся живот. Затем сразу же начинать медленно постепенно выдыхать, произнося «ф». «Чья рыбка плавно и дальше всех проплывет». Оценка деятельности детей: воспитатель отмечает тех, у кого рыбка красиво, плавно проплыла, не перевернулась и тех детей, у которых дальше всех проплыла.

3. Беседа по теме.

Воспитатель крепит на доску картинку с изображением рыб.

Воспитатель: «Где живут рыбы?»

Ответы детей: «Рыбы живут в воде». (Выставляется картинка с изображением воды).

Воспитатель: «Чем они питаются?»

Ответы детей: «Рыбы питаются водорослями, червяками, насекомыми, а большие рыбы - маленькими рыбками». (Вывешивается на доску картинка с водорослями и червяками).

Воспитатель: «В каких водоемах они могут жить?»

Ответы детей: «Рыбы могут жить в реке, в озере, в пруду, в море, в океане, в аквариуме.

4. Речевая игра.

Воспитатель: « Если рыба живет в реке, значит она какая?» (Ответы детей).

Воспитатель: « Если рыба живет в озере, значит она какая?» (Ответы детей).

Воспитатель: « Если рыба живет в пруду, значит она какая?» (Ответы детей).

Воспитатель: « Если рыба живет в море, значит она какая?» (Ответы детей).

Воспитатель: « Если рыба живет в аквариуме, значит она какая?» (Ответы детей).

5. Продолжение беседы по теме.

Воспитатель: «Каких вы знаете рыб?» Ответы детей.

Воспитатель: «Какая рыба самая опасная и хищная?»

Ответы детей: «Самая опасная рыба акула» (Крепится на доску картинка с акулой).

Воспитатель: «Как называются детеныши рыб?»

Ответы детей: «Детеныши рыб называются мальками». (Выставляется в ряд со всеми предыдущими картинками, картинка с изображением мальков).

Воспитатель: «Из чего они выводятся?»

Ответы детей: «Рыбы выводятся из икринок». (Вывешивается картинка с икринками).

Воспитатель: «Чем покрыта кожа рыбы?»

Ответы детей: «Кожа рыбы покрыта чешуей».

Воспитатель: «Какие звери и птицы питаются рыбой?»

Ответы детей: «Рыбой питаются медведи, лисы, кошки, чайки, пеликаны, пингвины и т.д.».

Воспитатель: «Как называется человек который ловит рыбу?»

Ответы детей: «Человек который ловит рыбу называется рыбак или рыболов».

Воспитатель: «Чем ловят рыбу?»

Ответы детей: «Рыбу ловят удочкой, сетью, сачком».

Воспитатель хвалит детей и предлагает самостоятельно составить рассказ по картинкам на доске.

6. Составление рассказа с опорой на картинки.

Дети составляют рассказ по картинкам выставленным на доске.

7. Динамическая пауза. (Координация речи с движением в речевой игре «Аквариум»)

Улитки ползут,

Свои домики везут.

(Передвигаются по кругу в полуприседе, сложив руки за спиной.)

Рогами шевелят,

На рыбок глядят.

(Останавливаются, делают “рожки”из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево, вправо.)

Рыбки плывут,

Плавничками гребут.

(Передвигаются по кругу мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища; движения только ладонями вперед - назад.)

Влево, вправо, поворот,

А теперь наоборот.

(Плавные повороты туловища влево -

вправо и наоборот.)

8. Игра «Рыбалка»

Воспитатель: «Ребята, а вы знаете, что есть необычные рыбы которые похожи на зверей, они так и называются рыба-жаба, рыба - кролик, рыба- дракончик, рыба-собака, рыба-попугай, рыба-зебра, морской конек, рыба-еж. И сейчас мы их будем ловить, а вы попробуете догадаться, кто какую рыбу поймал.

Дети встают в кружок, посередине стоит таз с перевернутыми картинками необычных рыб. Каждая картинка с металлической скрепкой. Берут «удочки» (деревянные палочки с веревкой и магнитом на конце). Удят рыбок и приговаривают: «Ловись, рыбка, маленькая, ловись, рыбка, большая», называют пойманных рыбок, объясняя, почему их так назвали.

9. Развитие зрительного внимания в игре «Кого не стало».

Воспитатель помещает на доску пять картинок с изображением рыб (морской конек, рыба- зебра, рыба-еж, рыба-жаба, рыба-попугай). Предлагает детям посмотреть внимательно, назвать и запомнить рыб. Затем дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну картинку. Дети, открыв глаза, называют кого не стало.

10. Развитие грамматического строя речи в игре "Посчитай - ка".

Дети считают пойманных рыб. Один морской конек, два морских конька... девять морских коньков.

11. Организация окончания занятия .

Подведение итогов, оценка деятельности каждого ребенка.

ВЕСНА

Занятие 1

Беседа «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»

Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде, рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. Познакомить детей с явлением «кислого» дождя.

2. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу». Цель: Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.

Развивающая среда: глобус, картины с изображением реки, озера, моря, пустыни; схема круговорота воды в природе, предметные картинки с сюжетами использования воды, рассказ «Что такое кислый дождь?»

1. Воспитатель обращает внимание детей на картины, где изображены моря, реки, озера. Просит объяснить, что изображено на картинах. Дети объясняют, воспитатель говорит, что все, изображенное на картинах, - это вода, дополняет рассказы детей.

Читает стихотворение Н. Рыжовой:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Дети работают с картинками. Беседа о том, кому нужна вода.

Вопросы:

1. Что вы знаете про воду?

2. Какая она?

3. Кому она нужна?

4. Зачем вода растениям?

5. Как они ее получают?

6. Нужна или вода животным?

7. Нужна ли вода человеку?

8. Что он с ней делает?

(Дети рассматривают свои картинки и рассказывают, как человек использует воду. )

Воспитатель просит детей подумать: откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается. Подчеркивает, что в кране – вода из реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. К воде надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.

Воспитатель: А как же рождается речка? Хотите узнать? (Приглашает детей подойти, кладет перед ними широкую и длинную полоску голубой ткани.) На земле много разных рек – большие и маленькие, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Хотите сделать свою большую речку?

Вот эта широкая и длинная полоска ткани – главная река, а узкие голубые ленты – ручейки. Расположите их так, чтобы ручейки впадали в большую реку. А как попадает вода в речку?

Воспитатель показывает схему круговорота воды в природе и рассказывает, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу, объясняет, как это происходит.

2. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – ее детки Капельки, и им пора оправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Туча подсказывает, что им делать.

Полетели Капельки на землю... Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

После игры воспитатель читает детям рассказ «Что такое кислый дождь?».

Показывает на глобусе Балтийское море, Швецию. Задает вопросы: Что такое кислый дождь? Из чего он получается? Кому он вредит? Откуда берется дым в воздухе? Что надо делать, чтобы кислых дождей не было?

Занятие 2

Свойства воды

Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям лучше понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде.

Развивающая среда: стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки, термос с горячей водой, стекло или зеркальце.

Воспитатель приглашает детей с помощью опытов выяснить, какой бывает вода.

Вода прозрачная

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить палочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? (В воде видны.)

Вывод: вода прозрачная, а молоко - нет.

Подумайте, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: река молочная с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? (Нет. Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках, озерах не могут жить растения.) А не будет растений – не будет рыб и других животных. Животным тоже нужна прозрачная вода, чистая. Значит, нельзя загрязнять водоемы.

У воды нет вкуса

Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. Дать детям для сравнения попробовать сок, молоко. А вот морская вода содержит много соли, у нее соленый вкус, ее нельзя пить.

У воды нет запаха

Дети нюхают воду. Чем она пахнет? (Совсем не пахнет.) Вода не имеет запаха, если она чистая. Подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, т. к. ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.

Вода – жидкая, может течь

Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

Вода бывает теплой, холодной

Предложить детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть попробуют пальчиком и определят, в каком стаканчике самая холодная, а в каком – самая теплая. Можно измерять термометром воду в разных стаканчиках.

Подчеркнуть, что в реках, озерах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и теплая, и холодная. Некоторые растения, улитки, рыбы, звери могут жить только в теплой воде, другие – только в холодной.

Проблемный вопрос:

Дети, если бы вы были рыбами, то какую бы воду выбрали – теплую или холодную? Где больше разных растений и животных – в теплых или холодных морях? (В холодных морях живет меньше разных, растений и животных.) В природе есть такие места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них идет пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? (Жильцов очень мало, но они есть, например, особенные водоросли.)

Вывод: вода в водоемах разная по температуре, значит, в них живут разные растения и животные.

Занятие 3

1. Беседа «Кто живет в воде»

Цель: Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.

2. Подвижная игра «Мы – водные животные»

Цель: Закрепить знания детей о водных животных, учить изображать животных, имитировать их движения.

Развивающая среда: картинки с изображением речных животных: рыб (ерш, карась, тарань, щука), лягушки, бобра, рака. Панно с изображением подводного мира реки, картинки с изображением водных животных.

1. Воспитатель показывает детям глобус. Сколько здесь голубого цвета! Что изображено голубым цветом? (Это океаны, моря, реки – ведь голубым цветом на картах изображают воду.) Известно, что живые существа впервые появились именно в воде. И сейчас в ней обитает половина всех животных и растений нашей планеты. Кто всю жизнь проводит в воде? (Прежде всего – рыбы.) Недаром говорят: «Рыбы – дети воды». Они живут в соленой воде и в пресной. Рыб в мире огромное количество.

А сейчас мы с вами отправимся в путешествие в подводный мир реки. (Прикрепить на ковролин панно подводного мира реки.)

Посмотреть на реку –

И кажется, в ней

Нет ни малявок,

Ни окуней.

Только бежит

Голубая вода,

Петляя по лугу

Незнамо куда.

Но если поглубже

В нее заглянуть,

С маской и трубкой

Тихонько нырнуть,

Сразу увидишь,

Что это не так:

Вот под корягою

Прячется рак,

Налим под колоду забрался,

А это – огромная щука,

Плывет, как ракета.

У кручи подмытой

На дне хрящеватом

Лещ отдыхает,

Стоит, как лопата.

В затоне лини копошатся в грязи,

На солнце сверкают боками язи.

Стайка плотвы шевелит камыши,

Мелькают густерки, ельцы и ерши...

Река ведь не просто течет и течет,

Она интересною жизнью живет!

(По ходу чтения стихотворения дети прикрепляют карт инки водных обитателей на панно подводного мира реки. Ребенок, прикрепляя соответствующую картинку, рассказывает о том, кто на ней изображен, и выражает свое отношение к животному через движения, мимику.)

Рак: Я – рак. Ползаю по дну и пячусь назад, шевелю клешнями, ем, что попадает, прячусь в норы под коряги.

Тарань: Я рыба, ведущая стадный образ жизни. Длина моего тела достигает почти полуметра, а вес - до двух килограммов. Крупные рыбы держатся у дна и только ночью подходят ближе к берегу. Икрометание у нас бывает в апреле. Хотя икры много, но желающих ею полакомиться тоже немало. Я, тарань, питаюсь моллюсками, червями и другими мелкими животными.

Ерш: Я чем-то напоминаю ежа – такой же колючий. Я очень живуч, бросишь меня на лед – замерзну, а в тепле оттаю и поплыву.

Карась: Я карась, очень неприхотлив, могу жить в стоячей воде. Ем все подряд. Когда-то на Востоке нас, карасей, держали в вазах с водой для украшения дома.

Щука: Меня рыбаки прозвали речным волком. Я нападаю на маленьких рыбешек и на крупных, если голодна, могу утащить на дно гусенка или утенка. Но еще меня зовут речным санитаром. Ведь я в первую очередь нападаю на больных рыб и тем самым очищаю водоемы, не даю распространяться болезням.

Лягушка:

Раньше были мы икрою, ква-ква!

А теперь мы все герои, ать-два!

Головастиками были, ква-ква!

Дружно хвостиками били, ать-два!

А теперь мы лягушата, ква-ква!

Прыгай с берега, ребята, ать-два!

И с хвостом, и без хвоста

Жить на свете - красота!

2. Игра «Мы – водные животные».

Мы – лягушки. Ребята, хотите быть лягушками? Идите, я вас научу, как нужно прыгать и квакать. Представьте, что вы – красивые речные лягушки. (Дети вместе с лягушкой играют, имитируют ее движения – плавают в воде, выпрыгивают на берег. Проголодались поймали комарика. А чтобы он нас не заметил, замрем, не будем двигаться – присядем и не двигаемся, высунем язычок, которым и поймаем комара. Поймали, съели и опять поплыли.)

Мы – стайка рыбок.

Плавают рыбешки в нашей речке чистой,

Плавают рыбешки быстро, быстро, быстро!

Рыбки-рыбешки все хороши:

Папы, и мамы, и малыши!

Детки-рыбешки на больших похожи –

Плавают, как папы, тоже, тоже, тоже!

Рыбки гуляют только в воде

И не гуляют больше нигде!

(Дети вместе с рыбой плавают, имитируя ее движения. Плаваем молча, ведь рыбы молчат. Мы рыбки маленькие, нас может догнать и съесть большая щука. Вот она плывет к нам – воспитатель изображает щуку. Рыбки быстро уплывают, разбегаются в стороны, щука старается поймать кого-нибудь.)

Мы – чайки. Раскрыли крылья и кружим над рекой, ищем добычу – рыбу. Увидели рыбу, спустились к воде (наклонились), поймали рыбу и улетели на берег, чтобы ее съесть.

Превращаемся в улиток. Высовываем рожки (пальцы рук) и медленно ползем по листу водного растения.

А теперь пройдемся, как гуси, переваливаясь с одной ноги на другую. Мы спешим к речке, будем там плавать. Поплавали в реке, вышли на берег, отряхнулись, наши перышки не намокли, они остались сухими.

Работа с дидактическими карточками

Воспитатель: Дети, мы сегодня много интересного узнали о водных жителях. Жители подводного царства даже не представляют, как это можно жить, когда нет воды. Они хорошо приспособились жить именно в воде. Нужны ли друг другу растения и животные водоема? (Объяснить.)

Предложить детям набор карточек с изображениями различных животных и рисунок водоема. Водные жители заблудились и никак не найдут свою реку, а ребята могут помочь им.

Задание детям: выбрать из предложенного набора карточек водных жильцов и поместить их на рисунок водоема. По каким признакам можно определить, что эти животные обитают именно в воде?

Занятие 4

1. Беседа «Что растет в воде»

Цель: Познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих растений и среды их обитания.

Развивающая среда: рисунки, фотографии водоемов и водных растений (белая кувшинка, желтая кубышка). Сказки: А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», Г. X. Андерсен «Дюймовочка».

Воспитатель спрашивает детей, бывали ли они на озере, на реке, на пруду. Видели ли какие-нибудь растения? Что запомнилось?

Предлагает рассмотреть рисунки растений и отобрать те, которые они видели на водоеме. Прикрепляет на ковролин рисунок реки. Просит найти рисунок белой кувшинки. Как ее еще называют? (Лилией.) Прикрепляет лилию на ковролин. Читает отрывок из сказки Г. X. Андерсена «Дюймовочка»:

«В реке росло много белых кувшинок, и их широкие листья плавали по воде. Самый большой лист был дальше всех от берега. Старая жаба подплыла к этому листу и поставила на него колыбельку с Дюймовочкой. Рано утром бедная крошка проснулась и, увидев, куда она попала, горько заплакала, - кругом, куда ни посмотришь, вода да вода, а берег чуть виднеется вдали».

Потом рыбки помогли Дюймовочке. Они, «подплыв к листу кувшинки, на котором стояла Дюймовочка, перекусили его зеленый стебель. И вот лист с Дюймовочкой быстро поплыл по течению».

Тишина... Лишь кое-где

Скрипнет камышинка.

Спит на розовой воде

Белая кувшинка.

Спит и видит, что не спит,

А за стаей вольной

Белой уточкой летит

Над водой раздольной.

(Т. Белозеров)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть листья и стебли этого замечательного растения. Листья толстые, в форме сердечка, с выемкой у черешка. Почему толстые? Потому что внутри каждого листочка есть маленькая воздушная подушка. Она не даст листу утонуть, даже если на него сядет маленькая птичка. Листья и цветы у кувшинок – на длинных стебельках-веревочках, они связывают растение с толстыми корешками, которые лежат на дне и кормят кувшинку. Стебелек очень нежный – в реке его держит вода, а на суше он не может стоять прямо.

А кто еще из сказочных героев сидел на листе кувшинки? (Читает отрывок из книги А.Толстого «Золотой ключик», глава «Буратино знакомится с обитателями пруда...»):

«Буратино, чтобы передохнуть, вылез на большой лист водяной лилии. Сел на нее, плотно обхватил коленки и сказал, стуча зубами: «Все мальчики и девочки напились молока и спят в теплых кроватках, один я сижу на мокром листе... Дайте поесть чего-нибудь, лягушки». Лягушки принесли угощение для Буратино, потом опять вспрыгнули на листья и сидели, как каменные, подняв большеротые головы с выпученными глазами».

В каких местах растут белые кувшинки? (Там, где вода или стоит на месте, или течет не очень быстро.) Почему? (Из-за строения стеблей и корней.) Кто может садиться на их листья? (Лягушки, птички, стрекозы, бабочки и другие насекомые.)

Какие цветы у белой кувшинки?

Прекрасные белые цветы с желтой серединкой. К ним часто прилетают разные насекомые и пьют вкусный сок-нектар, переносят пыльцу с цветка на цветок. Кувшинки – цветы особенные. Они как будто знают, который час, когда им пора открываться, а когда закрываться. Кувшинки раскрывают свои лепестки утром, а закрывают вечером. Их даже называют цветы-часы. Цветок опускается вечером в воду, как будто боится холодного ночного тумана. Это стебельки укорачиваются и тянут за собой цветок. Белые кувшинки очень красивые, люди охотно рвут их для букетов. Поэтому в реках, озерах остается все меньше этих цветов. Без воды они сразу вянут, цветки закрываются, и приходится их выбрасывать. Лучше всего любоваться кувшинками с берега реки и не рвать их.

Воспитатель предлагает детям найти рисунок цветка, похожего на лилию. Как его называют? (Кубышка желтая, неверно – желтая лилия.)

Чем похожи и чем отличаются кубышка и кувшинка? (Прикрепляет и кубышку на ковролин.) Растут ли они рядом? (Кубышка растет обычно рядом с кувшинкой.) Свое название растение получило из-за плодов, похожих на маленькие зеленые кувшинчики-кубышки. Ими очень любят лакомиться бобры. В сказке о Дюймовочке старая жаба украшала дом кубышками и камышами.

Днем плавающая головка цветов всегда повернута к солнцу. У кубышки и у кувшинки очень мощные корневища. Корневища кубышки похожи на змею, у кувшинки белой они имеют форму клубня, ответвления которого уходят в грунт на 5 метров. Плоды этих растений – крупные кувшинчики, но у кувшинок они созревают под водой, а у кубышек – над водой. Кувшинчики раскрываются, и семена плывут по воде, потом падают на дно. А на следующий год из них вырастают удивительной красоты цветы.

В русских сказках водяные лилии – белые кувшинки – ночью превращаются в русалок, выходят на берег и водят хороводы.

В сказке о Буратино есть такие слова: «Зеленая ряска на поверхности пруда заколебалась, и появилась большая, страшная змеиная голова... Но это была не змея. Это была никому не страшная черепаха Тортила».

Видели ли вы ряску на наших водоемах? На наших речках тоже бывает много ряски, ее небольшие зеленые пластинки (кружочки) часто покрывают значительную часть водоема. Ряска отлично плавает. Иногда ее бывает так много, что она полностью покрывает водную поверхность.

Воспитатель предлагает подумать, могут ли все эти растения жить без воды. (Нет. Вода – это их дом, без которого они жить не могут. Там, где нет воды, нет и таких растений.)

Конспект занятия для средней группы "Свойства воды"

фото Березовской Дарьи Олеговны

Программные задачи:

  1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах) , уточнить значение воды для всего живого на земле.
  2. Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: безвкусная, бесцветная, прозрачная.

Методы и приемы:

  1. Игровой: внесение игрового персонажа «Капельки» , сюрпризные моменты.
  2. Наглядный: схемы, символы
  3. Практический: опыты.
  4. Словесный: беседа с детьми, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера.

Оборудование:

  1. Пластмассовые стаканы, молоко, вода, соль и сахар, краски и кисти, медальки «Капельки» (всё индивидуально для каждого ребенка) .
  2. Иллюстрации с изображением животных и людей с водой и в воде.
  3. Символы, обозначающие свойства воды
  4. Главный герой - Капелька.

Предварительная работа:

  1. Беседа на тему: «Где живет вода» , «Кому она необходима и зачем» , «Кто живет в воде» .
  2. Чтение рассказов о воде, сказок познавательного характера.
  3. Проведение опытов с водой (превращение снега в воду, воды в лёд, окрашивание воды) .

Игровая ситуация «К нам Капелька в гости пришла»

I. Организационный момент

(Стук в дверь. Воспитатель вносит Капельку)

В.: Посмотрите, кто пришел к нам в гости? Верно, это Капелька. Давайте с ней поздороваемся (дети здороваются)

В.: Капелька, ты почему такая печальная? Давайте послушаем ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего не знает про себя. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать - это совсем не весело. И вот поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете.

II. Целеполагание и мотивация

В.: Капелька подготовила для вас очень интересную, но довольно сложную загадку. Отгадав её, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.

В.: Я и в туче, и в тумане, и в ручье, и в океане,

И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (вода)

В.: Верно! Значит тема нашей беседы – вода.

(Звучит аудиозапись журчания ручейка)

В.: Ребята, послушайте и определите, что это за звуки (ответы детей) . Действительно, это журчит ручей. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Царство Воды, но не одни, Капелька отправится с нами в это удивительное путешествие.

В.: Итак, представьте, что вы учёные.

III. Ход деятельности

В.: Капелька приглашает нас в первую лабораторию, стол с цифрой 1 (Воспитатель напоминает о правилах поведения в лаборатории) .

Опыт № 1 «Вода бесцветная» .

В.: У вас на столах стоит по 2 стакана, в одном молоко, в другом вода.

В.: Возьмите по одному камешку и положите их в стаканы: один камешек в стакан с водой, а другой – в стакан с молоком.

В.: В каком из стаканов виден камешек? Почему? (вода прозрачная) . А что значит «прозрачная» ? (ответы детей) .

В.: Посмотрите внимательно и скажите: какого цвета молоко? А цвет воды похож на цвет молока? Значит, цвет воды не… белый. Согласны?

В.: Какого цвета молоко? (белого) . А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей) .

В.: Ученые, вы сейчас сделали открытие: вода не имеет цвета, она бесцветна.

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная

В.: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Капелька, хочешь? (Ответы) .

На столе у воспитателя 2 стакана с водой марганцовка (для детей краски и кисть) .

В.: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?

В.: А теперь вы добавите в воду краску. Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей) .

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

В.: Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.

Опыт № 2. Вода безвкусная (Детям раздаются пиалы с солью и с сахаром, ложечки) .

В.: Ребята, проходите во вторую лабораторию, за стол номер 2.

А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода) . Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.

В.: А чтобы вы, ребята, не забыли это и ты, Капелька, чтобы не забыла, я приготовила вам схему этого свойства воды (перед детьми вывешивается схема этого свойства)

В.: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует) . Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей) . Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей) .

Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

Опыт № 3 «Вода не имеет запаха» .

В.: Отправляемся в третью лабораторию, за стол с цифрой 3.

А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

В.: Верно. Какое открытие вы сейчас сделали? (ответы детей) .

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.

(Вывешивается схема этого свойства воды.)

В.: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы) . Попробуйте дома проделать такой опыт, и что произойдёт, вы расскажите всем ребятам.

Физминутка

Море очень широко,

(Дети широко разводят руки в стороны.)

Море очень глубоко.

(Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка» .)

А вот воду пить нельзя.

(Разводят руки в стороны, приподняв плечи.)

В.: А сейчас я предлагаю вам, ребята пройти на стульчики. Садись и ты, Капелька.

В.: Мы сегодня, ребята, много говорим о воде, много о ней узнали. Но давайте Капельке расскажем, для чего нужна вода и кому?

(Работа со схемой «Использование воды человеком» )

IV. Обобщение и систематизация знаний

В.: Молодцы, ребята! Ну что, Капелька, узнала что-нибудь нового о воде?

Капелька: Да! Только это так трудно запомнить.

В.: А ребята тебе, Капелька, ещё раз напомнят. Слушай и запоминай: (с опорой на схемы) :

  • Вода – бесцветная
  • Вода – безвкусная
  • Вода не имеет запаха.

Капелька: Спасибо, ребята, теперь я всё знаю о воде.

В.: А ты знаешь, Капелька, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран?

Капелька: А зачем её беречь. Вон сколько воды!

В.: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

А чтобы ты, Капелька, не забыла про это, вот тебе памятка напоминание «Помыл руки плотно закрой кран» .

Капелька: Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать.

В.: Ребята, давайте, и мы у себя в умывальной комнате повесим такие же памятки. Согласны? (Ответы) . А сейчас у меня для вас есть ещё один сюрприз (вносятся медальки «Капелька» ) .

В.: Ребята, вы сегодня такие молодцы! Ведь вы были настоящими учёными и сделали сегодня много открытий! И теперь каждый из вас может рассказать своим родителям и друзьям о том, что вода… (дети делают вывод)

В: Ребята, Капелька всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении. (Каждому ребёнку вручается капелька)

В: Спасибо тебе Капелька, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу. А теперь предлагаю всем детям и гостям закрыть глаза и насладиться песенкой воды.

(Фоном звучат звуки воды)

Конспект беседы с детьми в подготовительной к школе группе «Что растет в воде»

Автор: Яценко Светлана Валерьевна, воспитатель МБДОУ д/с №28 станицы Темижбекская Кавказского района Краснодарского края
Описание материала: Будет полезен воспитателям дошкольных учреждений.
Цели:
- познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в водной среде;
Задачи:
- объяснить необходимость охраны этих растений и среды их обитания.
Развивающая среда:
Рисунки, фотографии водоемов и водных растений (белая кувшинка, желтая кубышка).
Сказки: А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Г.Х.Андерсен «Дюймовочка».

Содержание беседы:
Воспитатель спрашивает детей, бывали ли они на озере, реке, водоеме.
Видели ли какие-нибудь растения? Что запомнилось?
Предлагает рассмотреть рисунки растений и отобрать те, которые они видели на водоеме. Прикрепляет на ковролин рисунок реки. Просит найти рисунок белой кувшинки. Как ее еще называют?(лилия). Прикрепляет на ковролин лилию и читает отрывок из сказки Г.Х.Андерсена «Дюймовочка»:

«В реке росло много белых кувшинок, и их широкие листья плавали по воде. Самый большой лист был дальше всех от берега. Старая жаба подплыла к этому листу и поставила на него колыбельку с Дюймовочкой. Рано утром бедная крошка проснулась и, увидев, куда она попала, горько заплакала, -кругом, куда ни посмотришь, вода да вода, а берег чуть виднеется вдали.»
Потом рыбки помогли Дюймовочке. Они, «подплыв к листу кувшинки, на котором стояла Дюймовочка, перекусили его зеленый стебель. И вот лист с Дюймовочкой поплыл по течению».
Тишина…Лишь кое-где
Скрипнет камышинка.
Спит на розовой воде
Белая кувшинка.
Спит и видит, что не спит,
А за стаей вольной
Белой уточкой летит
Над водой раздольной.
(Т.Белозеров)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть листья и стебли этого растения. Листья толстые, в форме сердечка, с выемкой у черешка. Почему толстые? Потому что внутри каждого листочка есть маленькая воздушная подушка. Она не даст листу утонуть, даже если на него сядет маленькая птичка. Листья и цветы у кувшинок – на длинных стебельках-веревочках, они связывают растение с толстыми корешками, которые лежат на дне и кормят кувшинку. Стебелек очень нежный – в реке его держит вода, а на суше он не может стоять прямо.
А кто еще из сказочных героев сидел на листе кувшинки? (Читает отрывок из книги А.Толстого «Золотой ключик», глава «Буратино знакомится с обитателями пруда…»:
«Буратино, чтобы передохнуть, вылез на большой лист водяной лилии. Сел на нее, плотно обхватил коленки и сказал, стуча зубами: «Все мальчики и девочки напились молока и спят в теплых кроватках, один я сижу на мокром листе…Дайте поесть чего-нибудь, лягушки». Лягушки принесли угощение для Буратино, потом опять вспрыгнули на листья и сидели, как каменные, подняв большеротые головы с выпученными глазами.»
В каких листах растут белые кувшинки? (Там, где вода или стоит на месте, или течет не очень быстро.) Почему? (Из-за строения стеблей и корней.) Кто может садиться на их листья? (Лягушки, птички, стрекозы, бабочки и другие насекомые.)
Какие цветы у белой кувшинки?
Прекрасные белые цветы с желтой серединкой. К ним часто прилетают разные насекомые и пьют вкусный сок-нектар, переносят пыльцу с цветка на цветок. Кувшинки - цветы особенные. Они как будто знают, который час, когда им пора открываться, а когда закрываться. Кувшинки раскрывают свои лепестки утром, а закрывают вечером. Их даже называют цветы-часы. Цветок опускается вечером в воду, как будто боится холодного ночного тумана. Это стебельки укорачиваются и тянут за собой цветок. Белые кувшинки очень красивые, люди охотно рвут их для букетов. Поэтому в реках и озерах остается все меньше этих замечательных цветов. Без воды они сразу вянут, цветки закрываются, и приходится их выбрасывать. Лучше всего любоваться кувшинками с берега реки и не рвать их.
Воспитатель предлагает детям найти рисунок цветка, похожего на лилию. Как его называют? (Кубышка)
Чем похожи и чем отличаются кубышка и кувшинка?(Прикрепляет кубышку на ковролин.) Растут ли они рядом? (Кубышка растет обычно рядом с кувшинкой.) Свое название растение получило из-за плодов, похожих на маленькие зеленые кувшинчики-кубышки. Ими очень любят лакомиться бобры. В сказке о Дюймовочке старая жаба украшала дом кубышками и камышами.
Днем плавающая головка цветов всегда повернута к солнцу. У кубышки и у кувшинки очень мощные корневища. Корневища кубышки похожи на змею, у кувшинки белой они имеют форму клубня, ответвления которого уходят в грунт на 5 метров. Плоды этих растений- крупные кувшинчики, но у кувшинок они созревают под водой, а у кубышек - над водой. Кувшинчики раскрываются, и семена плывут по воде, потом опускаются на дно. А на следующий год из них вырастают удивительной красоты цветы.
В сказке о Буратино есть такие слова: «Зеленая ряска на поверхности пруда заколебалась, и появилась большая, страшная змеиная голова… Но это была не змея. Это была никому не страшная черепаха Тортила».
Видели ли вы ряску на наших водоемах? На наших речках тоже бывает много ряски, ее небольшие зеленые пластинки (кружочки) часто покрывают значительную часть водоема. Ряска отлично плавает. Иногда ее бывает так много, что она полностью покрывает водную поверхность.
Воспитатель предлагает детям подумать, могут ли все эти растения жить без воды. (Нет. Вода- это их дом, без которого они жить не могут. Там где нет воды, нет и таких растений.)
Индивидуальная работа с карточками.
Одной группе детей дать карточки с изображением растений, живущих в воде и на суше.
Задание: Отобрать только водные растения и поместить их в импровизированный водоем (голубой лист бумаги).
Другой группе детей предложить работу с рисунками. Дети получают листы бумаги с контурами растений, обитающих в воде и на суше.
Задание: Раскрасить только водные растения.
Заканчивая выполнять задания, вспоминаем что нового узнали из беседы.

Вода… Это океан, по которому плавают огромные корабли, это речушка, которая в жаркий день одарит прохладой, это живительный дождик, которого ждут иссохшие от зноя поля, это грозные наводнения, уносящие людские жизни.

Вода может быть доброй и злой, она может спасти и погубить. Но жизнь без нее невозможна. В наши дни все водные ресурсы планеты нуждаются в охране.

Коснулась эта проблема и Мирового океана. Раньше его воды бороздили парусные суда. Страдали в основном только леса, которые шли на постройку кораблей. Примерно лет сто плавали по океану пароходы. Но они успели усыпать его дно угольным шлаком. В начале века картина изменилась. Появились дизельные суда, двигатели которых стали работать на жидком топливе. В наше время весь флот мира в основном использует в качестве топлива нефть. Аварии, катастрофы, промывка и чистка машин привели к тому, что на водной поверхности начала образовываться тонкая пленка (количество выбрасываемой нефти в океан составляет примерно 10 млн. тонн в год). Это несет океану большую беду.

В море она губит животных, которые держатся у поверхности воды. Птица, попав в разлитую нефть, погибает. Ее перья намокают, на воде она долго держаться не может, не может и летать, ее тело переохлаждается. Только у берегов Англии гибнет около 50 тыс. птиц в год.

Гибнет рыба, потому что к комочкам нефтепродуктов прикрепляются спиною животные, которыми она питается. Другие рыбы все пропитываются нефтью, и значительную часть улова приходится выбрасывать из-за неприятного запаха.

В наши дни в реку попадает все - пестициды и удобрения с полей, жидкие фракции с ферм, нефтепродукты, каждый день что-нибудь добавляется. А порой столько, что даже цвет у воды меняется на желтый, фиолетовый или какой-нибудь другой.

Грустная картина. На сегодняшний день в Западной Европе многие реки и речки мертвы - в них не водится рыба, в них нельзя купаться, пить воду тем более нельзя.

Порой дело доходит до того, что река может сгореть. В 1969 году все газеты мира писали о том, что в США сгорела река Кашахога. А вместе с ней и два моста. И все это из-за нефти, которая находилась на ее поверхности!

Конечно, очистить реки и озера от загрязнений можно, хотя это очень дорого. Петр I приказал, например, вычистить московские Поганые пруды. С тех пор они зовутся по-новому - Чистые. Но не лучше ли не загрязнять водоемы? Приведем опять в пример Петра I. Он велел пороть батогами солдат, которые сбрасывали мусор в Неву, на офицеров в первый раз наложить штраф, а потом - разжаловать в солдаты. Запретил ездить по льду петербургских каналов, чтобы туда не попадал конский навоз.

В нашей стране малых речек длиной от 10 до 100 км почти 3 миллиона. И в жизнь каждой реки вмешивается человек.

Выяснить состав загрязняющих веществ порой просто невозможно. Настолько он сложен. В Англии, например, вместо долгих анализов придумали так. Здоровую рыбу помещают в воду водоема и наблюдают за ее поведением. Если она переворачивается животом вверх - значит дело плохо.

Воду нужно защищать от загрязнения во время пользования.

Вдоль реки нельзя рубить лес. Запретная зона - от4 до 20 км. Речка может погибнуть или принести гибель другим (например, наводнение).

Другая важная проблема связана с расходом воды.

Мы открывает кран - и пользуемся на здоровье! Но бывает так, что вода пьется просто так. Ученые приводят такие цифры.

Современный житель Москвы, Нью-Йорка, Парижа потребляет в сутки в среднем 300-600 л воды, а в сельской местности ее расходуется в среднем 100-120 л на человека.

Меньшее потребление чаще всего связано с тем, то в селе воду приходится носить “на руках”, и поэтому она расходуется экономно.

Без воды не обходится ни промышленность, ни сельское хозяйство. Сельское хозяйство по потреблению воды стоит на первом месте.

Чтобы вырасти хлопку на одном гектаре земли, в среднем необходимо 5,5 тысячи тонн воды, свекле - 10, а рису-40 тонн воды. Зерновые культуры потребляют от 4 до 8 тыс. тонн на гектар.

Не будет воды - не будет урожая.

А много ли воды на земном шаре?

Вот что говорят ученые.

Общий объем гидросферы превышает 1,4 миллиарда кубических метров. Это много. Но 94% от нее приходится на соленые воды морей и океанов. Оставшиеся 6% делятся неравномерно. 4% гидросферы составляют подземные воды. На третьем месте идут ледники. Если их растопить, то уровень воды в океане поднимется на 66 метров, т.е. большая часть суши окажется под водой.

А вот реки на земном шаре несут 1,2 тыс. кубических метров воды. Это всего 1/10 тысячная процента от объема гидросферы. А вообще пресной воды на Земле чуть более 28 млн. кубических метров, т.е. 2% от объема гидросферы.

Поэтому воду необходимо беречь.



Читайте также: