Когда умер рязанов. Главные режиссерские успехи

В ночь на понедельник, 30 ноября, скончался известный российский режиссер, народный артист СССР Эльдар Рязанов. Он умер в московской больнице на 89-м году жизни от острой сердечной недостаточности.

Место и дата прощания с Рязановым пока не определены. Возможно, гражданская панихида пройдет в киноклубе "Эльдар" на Ленинском проспекте.

Последнее время Рязанов испытывал проблемы со здоровьем, но продолжал бороться за жизнь. Его госпитализировали 21 ноября из-за одышки, подключили к аппарату искусственной вентиляции легких, однако спасти не смогли.

До этого он уже проходил лечение в октябре и сентябре 2015 года. В августе врачи сделали ему профилактическую чистку сосудов.

Эльдар Рязанов родился 18 ноября 1927 г. в городе Куйбышеве (ныне Самара). В 1950 г. окончил режиссерский факультет ВГИК (мастерская Григория Козинцева).

После окончания института Рязанов работал режиссером в документальном кино, снимал сюжеты для киножурналов и делал киноочерки, за один из которых - "Остров Сахалин" - получил приз кинофестиваля в Канне в 1955-м.

В том же году Рязанов стал режиссером киностудии "Мосфильм" и поставил (c режиссером Сергеем Гуровым) первый советский широкоэкранный фильм-ревю "Весенние голоса".

В 1956 г. Рязанов снял новогоднюю комедию "Карнавальная ночь. В последующие несколько лет режиссер снял лирическую комедию "Девушка без адреса" (1957), сатирическую ленту "Человек ниоткуда" (1961), героическую комедию "Гусарская баллада" (1962), персонажи которой превратились в героев устного народного творчества.

В 1966 г. в содружестве со сценаристом Эмилем Брагинским они сняли комедийный детектив "Берегись автомобиля"). Позже они вместе написали более десяти сценариев и пьес. Фильмы "Зигзаг удачи" (1968), "Старики-разбойники" (1971), "Ирония судьбы, или С легким паром" (1975), "Служебный роман" (1977), "Гараж" (1979), "Вокзал для двоих" (1982).

В 1980-е гг. режиссер обратился к романтической истории XIX в. в фильме "О бедном гусаре замолвите слово" (1980) и к классике - в картине "Жестокий романс" (1984) по пьесе "Бесприданница" Александра Островского.

В 1990 - 2000-х гг. режиссер снял трагикомедии "Небеса обетованные" (1991), "Привет, дуралеи!" (1996), "Старые клячи"(2000), "Тихие омуты" (2000), "Ключ от спальни" (2003).

В 2006 г. вышел фильм режиссера "Андерсен. Жизнь без любви", завоевавший Гран-при XV Российского фестиваля "Виват, кино России!" - приз зрительских симпатий и приз прессы.

Последней работой Рязанова стал ремейк "Карнавальной ночи" - "Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя", премьера которого состоялась 1 января 2007 года.

В 1979 - 1985 гг. Эльдар Рязанов выступал в качестве ведущего телепередачи "Кинопанорама". Он создал более 200 авторских телевизионных программ. Среди них "Золотой Остап", "Русский бал в Париже", "Разговор на свежем воздухе" и другие.

Рязанов преподавал на Высших курсах режиссеров и сценаристов. Среди его учеников - режиссеры Иван Дыховичный и Юрий Мамин, Евгений Цымбал и Исаак Фридберг.

Он также написал несколько книг. Среди них - "Грустное лицо комедии", "Зигзаг удачи" (с Эмилем Брагинским), "Эти несерьезные, несерьезные фильмы", "Смешные невеселые истории", "Неподведенные итоги". В 2013 году в издательстве "Эксмо" вышли его книги "Эльдар Рязанов. Стихотворения и новеллы в одном томе" и "Хочется легкого, светлого, нежного…".

С 2001-го по 2007 г. Рязанов был президентом Академии кинематографических наук "Ника". Являлся художественным руководителем киноклуба "Эльдар".

В 1984 г. режиссеру было присвоено звание "Народный артист СССР". Удостоен Государственной премии СССР (1977, за фильм "Ирония судьбы, или "С легким паром!") и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1979, за фильм "Служебный роман"), награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы и "За заслуги перед Отечеством" III (1996) и II (2008) степеней, а также французским орденом "Изящных искусств и литературы", орденом Почетного легиона за цикл передач "Парижские тайны" (1998).

Тринадцатого января 2002 г. на площади Звезд Российской киноаллеи состоялась торжественная церемония закладки звезды Эльдара Рязанова.

Режиссер был призером Международных кинофестивалей в Мадриде (Гран-при Мадридского кинофестиваля), Дели ("Золотой павлин"), в Брюсселе и других. Лауреат премий "Ника", "Золотой Остап", "Золотой Дюк", "ТЭФИ", российской независимой премии "Триумф" (2007).

Имя: Эльдар Рязанов (El"dar Ryazanov)

Возраст: 88 лет

Рост: 170

Деятельность: режиссёр, сценарист, актёр, педагог, писатель, поэт, драматург

Семейное положение: женат на Эмме Абайдуллиной

Эльдар Рязанов: биография

Еще в 80-е Эльдар Рязанов мечтал снять «Мастера и Маргариту», но в то время при нелюбви к Союзу писателей и при наличии и сцен с отрубанием головы никто бы этого не позволил. Однако и без экранизации такого масштабного произведения режиссер оставил потомкам незабываемые работы. Он любил снимать фильмы, хотел, чтобы его творчеством интересовались как можно больше.

Мэтр советского и российского кино Эльдар Рязанов появился на свет в Самаре. Будущий режиссёр родился 18 ноября 1927 года в семье высокопоставленных торговых работников. Папа Александр Семенович Рязанов и мама Софья Михайловна Шустерман работали в советском торговом представительстве в Тегеране, и раннее детство Эльдар Рязанов провёл там. Через 3 года семья вернулась в Москву. Отца назначили начальником винного главка.


Еврейская национальность матери, как позже говорил Рязанов, не создавала проблем ни в личной жизни, ни в творчестве. А на создание фильма-сказки «Андерсен. Жизнь без любви» Эльдара подтолкнула деталь биографии писателя: последние 15 лет тот прожил в доме у богатых евреев Мельхиоров. Главную роль режиссер хотел предложить , потом . В итоге снялся Сергей Мигицко.

Вскоре после переезда в столицу родители Рязанова разошлись. Мальчик остался с мамой. Когда Эльдару исполнилось 7 лет, мама вышла замуж. Отчим и занялся воспитанием мальчика. Отношения сразу же сложились хорошие. Родного отца Эльдар Рязанов почти не помнит. Когда тот ушёл из семьи, сыну было 5 лет. Вскоре отец женился во второй раз, и у него родилась дочь. А в 1938-м Александра Рязанова осудили на 17 лет. Жизнь его окончилась трагически.


С раннего детства мальчик любил читать и мечтал о дальних странствиях. Поэтому для себя он выбрал два пути: или стать писателем и самому создавать интересные книги, или выучиться на мореплавателя и путешествовать. Эльдар даже написал письмо в Одесскую мореходку, попросив рассказать, что нужно для осуществления мечты. Но в это время грянула Великая Отечественная война. Мечты о странствиях пришлось надолго отложить. Да и любимая домашняя библиотека была распродана или обменена на продукты.

После школы Эльдар Рязанов поступил во ВГИК. Он не мечтал стать режиссёром, просто отнёс документы в вуз за компанию с другом. На режиссёрском факультете наставником курса Рязанова стал знаменитый Григорий Козинцев, снявший на то время легендарные картины «Шинель», «С. В. Д.» и «Новый Вавилон». Эльдару, когда он стал студентом, было 16 лет.


Учиться юноша поначалу не очень хотел, да и жизненного опыта не хватало. Это едва не стало причиной отчисления. Проявив находчивость, парень остался и вскоре оправдал и даже превысил ожидания педагогов. Сам , работавший в то время преподавателем ВГИКа, отметил Рязанова как одного из самых способных студентов.

В 1950-м Эльдар Рязанов с отличием окончил институт. Дипломный фильм назывался «Они учатся в Москве».

Фильмы

Творческая биография Эльдара Рязанова началась сразу же по окончании ВГИКа. Молодой режиссёр первую пятилетку делал документальные фильмы. В эти годы он успел объездить Дальний Восток, отчасти осуществив давнюю мечту о путешествиях. Документалист снимал фильмы о ловцах крабов в Охотском море, о китобойцах и о нефтяниках Кубани, о рыбаках и пограничниках, оленеводах и писателях. Побывал на Курилах, Командорских островах, Сахалине и Камчатке. Опыт и впечатления оказались огромнейшими.


С 1955-го Рязанов перешёл на работу в «Мосфильм». Первой картиной Эльдара на новом месте становится снятый вместе с Сергеем Гуровым полудокументальный фильм «Весенние голоса». Ленту увидел режиссёр и настоятельно порекомендовал Рязанову снять комедию, предложив взять за основу сценарий Бориса Ласкина и Владимира Полякова « ».

Эльдару Рязанову эта идея не понравилась, но совету Пырьева он последовал. Работа оказалась трудной, ведь для молодого режиссёра это был незнакомый жанр. Но все усилия оправдались: фильм «Карнавальная ночь» в одно мгновение сделал Рязанова популярным режиссёром.


Эльдар Рязанов на съемочной площадке «Карнавальной ночи»

Известность получили и главные герои комедии: , и . Фразы из фильма стали крылатыми, а песни «Пять минут» и «Песенка о хорошем настроении» превратились в настоящие хиты, которые перепевают и сегодня. Новогодняя комедия становится лидером проката 1956-1957 годов - в кинотеатры пришли свыше 45 млн зрителей. Кроме того, картина получила ряд наград – первых для режиссёра Рязанова.

Почти такой же успех ждал и вторую картину Эльдара. «Девушка без адреса» с и в главных ролях собрала на просмотре 36,5 млн зрителей и закрепила популярность Рязанова.


В конце 1960-х у фильмов Эльдара Александровича Рязанова начал прослеживаться собственный стиль. Его картины в своём большинстве - лирические трагикомедии.

В этот период начал вырисовываться костяк кинематографической группы Рязанова. Это композитор Андрей Петров, сценарист Эмиль Брагинский, оператор Владимир Нахабцев и плеяда блистательных артистов - и , и , и Людмила Гурченко, и , и .


Эльдар Рязанов на съемках фильма «Вокзал для двоих»

А в 1966 году на экранах появился один из лучших фильмов Эльдара Рязанова – « ». Яркий актёрский ансамбль и талантливая режиссёрская работа превзошли все ожидания. Сценарий картины написан Рязановым вместе с Эмилем Брагинским.

С конца 1960-х до начала 1970-х Эльдар Рязанов поставил картины, ставшие золотым фондом советского кинематографа. Среди лучших – «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники» и «Невероятные приключения итальянцев в России».


Эльдар Рязанов на съемках картины «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»

А 1 января 1976 года советские зрители впервые увидели картину, ставшую культовой и без которой не обходится ни один Новый год в странах бывшего Советского Союза. Это, конечно же, « ». В 1977 году творческая группа кинофильма получила Государственную премию СССР.

Дальше последовали новые бестселлеры мэтра. « », появившийся в 1977 году, становится одним из самых успешных фильмов режиссёра. В 1978-м авторский коллектив «Служебного романа» удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. В это же время Эльдар Александрович поставил фильмы « », «О бедном гусаре замолвите слово», « ». Каждый стал хитом.


Эльдар Рязанов и Андрей Мягков на съемках «Служебного романа»

Мелодрама « » - лучший, по мнению читателей специализированного издания «Советский экран», фильм 1984 года. Картина сделала звездой исполнительницу главной роли . Ее героиня проникновенно исполняла романс «Любовь – весенняя страна», эту строку Рязанов позже взял как название сборника стихов собственного сочинения.

Тот факт, что стихи к песням, звучащим в кинофильмах, написаны им самим, Рязанов скрывал от Андрея Петрова. И все потому, что композитор – человек деликатный, и Эльдар понимал, что друг постесняется сказать прямо, что текст плох, если очередное произведение ему не понравится.


Эльдар Рязанов на съемках драмы «Дорогая Елена Сергеевна»

В 1980-х фильмография Эльдара Рязанова пополнилась двумя картинами на злобу дня под названием «Забытая мелодия для флейты» и «Дорогая Елена Сергеевна». В эфир вышла документальная картина «Четыре встречи с Владимиром Высоцким», приуроченная к 50-летию певца.

Трагикомедия «Небеса обетованные», снятая в 1991 году, немного вышла за привычные рамки рязановских фильмов. Но это ничуть не умалило популярность картины. Продолжил режиссёр эту линию новыми проектами «Старые клячи» и «Тихие омуты».


Почти во всех картинах режиссёр появляется в крохотной эпизодической роли. Это похоже на автограф художника на полотне.

Личная жизнь

Эльдар Александрович был в браке трижды. Первая супруга Зоя Фомина училась вместе с Рязановым и тоже была режиссёром. В этом браке у Рязанова появилась дочь Ольга. Она окончила МГУ и является филологом и киноведом. Внук Дмитрий – журналист, редактор на телеканале «Россия 24».

Вторая супруга – Нина Григорьевна Скуйбина, работала редактором на Мосфильме. Она умерла от тяжёлой неизлечимой болезни.


Последняя жена Эльдара Александровича - Эмма Абайдуллина, киноредактор. С ней режиссёр прожил до последних дней жизни. У Эммы было двое детей от первого брака, Олег и Игорь Бердюгины. Пасынок Олег по образованию дизайнер и режиссер, возглавлял медиагруппу «Коминтер», выпускавшую передачи общественно-политической и социальной направленности. Умер в ноябре 2017 года.

Смерть

Жизнь мастера российского кинематографа Эльдара Рязанова в ноябре 2015 года. Режиссер неоднократно попадал в больницу то с нарушением мозгового кровообращения, то с воспалением легких.

Тревожные вести о состоянии здоровья Эльдара Александровича опять появились в СМИ 21 ноября. Медики оценивали состояние режиссёра как крайне тяжёлое, ввиду чего подключили к аппарату искусственной вентиляции лёгких. Но спасти мужчину не удалось. Причиной смерти названа сердечная недостаточность.


Последним пристанищем Рязанова стало Новодевичье кладбище, где покоятся люди, внесшие неоценимый вклад в культуру, образование, науку и оборону страны. По словам актера , Эмма нарушила последнюю волю Эльдара Александровича: якобы режиссер хотел быть погребенным рядом с могилой Нины Скуйбиной. Вторая жена тоже похоронена на Новодевичьем, но на другом участке.

К третьей годовщине смерти Рязанова на его могиле установлен памятник, выполненный по широко узнаваемому фото, где режиссер сидит верхом на стуле.


Власти Москвы установили памятную табличку на доме, где жил Женя Лукашин, главный герой из «Иронии судьбы». Кроме этого, в столице на Ленинском проспекте работает основанный Эльдаром киноклуб, названный его именем. В состав заведения входят 3 кинозала, театрально-концертная площадка и 4 экспозиции, посвященные создателю, и . Еще в «Эльдаре» есть буфет «Братья Люмьер», ресторан «Жестокий романс» и кафе «Берегись автомобиля».


На родине Эльдара Александровича, в Самаре, в доме по улице Фрунзе открыт музей. Там кинематографист провел первый месяц жизни, и туда же семья вернулась в эвакуацию. На первом этаже восстановлена комната Рязановых, выставлены предметы той эпохи, причем часть подарена друзьями и родственниками мэтра. На втором – экспозиция, посвященная лично режиссеру. На третьем – кинозал на 100 мест и интерьеры снятых Рязановым фильмов.

Фильмография

  • 1956 – «Карнавальная ночь»
  • 1962 – «Гусарская баллада»
  • 1966 – «Берегись автомобиля»
  • 1973 – «Невероятные приключения итальянцев в России»
  • 1977 – «Служебный роман»
  • 1979 – «Гараж»
  • 1982 – «Вокзал для двоих»
  • 1987 – «Забытая мелодия для флейты»
  • 1991 – «Небеса обетованные»
  • 1996 – «Привет, дуралеи!»
  • 2000 – «Старые клячи»
  • 2006 – «Андерсен. Жизнь без любви»

На 89-м году жизни скончался народный артист СССР Эльдар Рязанов. Причиной смерти режиссера стала острая сердечная недостаточность.
Отмучался... Журналисты "жёлтых" СМИ уже раньше "хоронили" его, всё караулили, когда же он умрёт. И вот замечательного режиссёра, любимца миллионов зрителей, не стало.

Рязанову было 88 лет. В конце ноября прошлого года он попал в реанимацию НИИ нейрохирургии имени Бурденко с диагнозом "острое нарушение мозгового кровообращения" и несколько месяцев находился в больнице.
Эльдар Рязанов 21 ноября был госпитализирован. До этого он уже проходил лечение в октябре и сентябре. В августе ему была сделана профилактическая чистка сосудов.

Место и дата прощания с Рязановым пока не определены. "Возможно, это будет киноклуб "Эльдар", - уточнили в семье.

Прощай, старик-разбойник!
Всего пару недель назад ему исполнилось 88, но уже было ясно, что здоровье Рязанова пошатнулось весьма серьезно, и эту замечательную цифру — в перевернутом виде два знака бесконечности — почти никто не отметил. Весь последний год мы получали тревожные сообщения то из одной, то из другой клиники. Организм Эльдара Александровича отчаянно боролся с болезнью. К сожалению, возраст взял свое, и в ночь на 30 ноября одного из самых прославленных и любимых режиссеров в истории российского и советского кино не стало.


Он родился 18 ноября 1927 года в Самаре в семье Александра Семеновича и Софьи Михайловны Рязановых. Согласно официальным сведениям, его отец был родом из крестьян, учился в реальном училище, в 16 лет вступил в ВКП(б), в 19 стал комиссаром дивизии. В 1922-м его послали разведчиком в Китай, потом перевели в Персию. Мать — Софья Михайловна, в девичестве Шустерман, вместе с мужем работала в советском торгпредстве в Тегеране, но рожать сына уехала к родителям в Самару. Младенца Эльдара (звучное имя на персидском означает «владеющий миром») увезли в Москву, где папа устроился начальником винного главка и получил просторную квартиру с видом на Красную площадь. Александр Семенович пристрастился к алкоголю, жена, не выдержав скандалов, забрала трехлетнего сына и вскоре вышла замуж за инженера, вдовца с ребенком. А отец снова женился, у него родилась дочь. В 1938-м его арестовали и дали пять лет, затем добавили еще десять за побег. В общей сложности он отсидел 17. В начале 1960-х отец нашел сына по его фильмам. «Но близкого контакта не получилось: пришел совершенно чужой, сломанный жизнью человек, — вспоминал Рязанов. — Жену и дочку он не нашел… Я дал ему все деньги, которые имел при себе, и он исчез на четыре года, не имея права жить в Москве. После реабилитации все-таки перебрался в столицу, через несколько месяцев умер, и я приехал на его похороны».

Во время войны семья эвакуировалась, ютились в холодных бараках с крысами. Эльдар нянчил сводного брата, стоял в очередях за хлебом и постоянно испытывал голод, о чем впоследствии не раз вспоминал в многочисленных интервью. В старших классах он хотел стать писателем и сочинял стихи, подражая Пушкину, Лермонтову, Маяковскому и Симонову.

В 1944 году, экстерном окончив 10-й класс, он послал запрос в Одесскую мореходку, но ответа не получил. Чтобы не терять год, вместе с приятелем из любопытства поехал во ВГИК. При подаче документов пришлось поволноваться: отец — «враг народа», мать и отчим — евреи. К счастью, после приемных экзаменов юноша был зачислен на режиссерский факультет в мастерскую Григория Козинцева, автора знаменитой трилогии о Максиме. Сам Эйзенштейн был среди учителей Рязанова: студент бывал у него дома, пользовался библиотекой

В 1950 году он с отличием окончил ВГИК и по распределению попал на ЦСДФ. Пять лет Рязанов работал в документальном кино: снимал сюжеты для киножурналов, по его словам — «отчаянно лакируя действительность». В 1951-м он сделал свой первый киноочерк «Дорога имени Октября», а за «Остров Сахалин» (1954) получил приз на фестивале в Канне. После этого подающего надежды молодого режиссера пригласили на «Мосфильм», где в соавторстве с Сергеем Гуровым он снял первый советский широкоэкранный фильм-ревю «Весенние голоса».

Тогда же руководитель «Мосфильма» Иван Пырьев буквально заставил Рязанова заняться комедийным жанром, хотя тот поначалу отказывался. И в 1956 году родился один из трех великих комедиографов эпохи «оттепели» (наряду с Гайдаем и Данелией) — Эльдар Рязанов снял музыкальную комедию «Карнавальная ночь». Фильм имел грандиозный успех, удостоился призов на всесоюзном и международном кинофестивалях, стал образцом для новогодних комедий.

После потрясающего дебюта режиссер поверил в новое амплуа, начал снимать комедии в различных жанрах — лирическую «Девушка без адреса» (1957), героическую «Гусарская баллада» (1962), криминальную «Берегись автомобиля» (1966), бытовую «Зигзаг удачи» (1968).

В 1960-е годы сложился коллектив творческих единомышленников: сценарист — Эмиль Брагинский, композитор — Андрей Петров, оператор — Владимир Нахабцев.

Начиная с 1970-х до конца 1980-х Рязанов снимал по фильму в два года, и, чаще всего в соавторстве со своим другом, непревзойденным Эмилем Брагинским, создал с десяток настоящих хитов, вошедших в золотой фонд российского кино: 1971 — «Старики-разбойники», 1973 — «Невероятные приключения итальянцев в России», 1975 — «Ирония судьбы, или С легким паром!», 1977 — «Служебный роман», 1979 — «Гараж», 1980 — «О бедном гусаре замолвите слово», 1982 — «Вокзал для двоих», 1984 — «Жестокий романс», 1987 — «Забытая мелодия для флейты».

Рязанова-режиссера всегда отличало невероятное чутье на актеров. В его фильмах прославились Людмила Гурченко, Олег Ефремов, Иннокентий Смоктуновский, Евгений Леонов, Анатолий Папанов, Юрий Яковлев, Андрей Миронов, Евгений Евстигнеев, Валентина Талызина, Лия Ахеджакова, Андрей Мягков, Олег Басилашвили, Валентин Гафт, Георгий Бурков, Светлана Немоляева, Алиса Фрейндлих, Станислав Садальский и многие другие.

Сам Эльдар Александрович во многом походил на своих киногероев, мятущихся в поисках правды, добра и справедливости. «У меня вообще каждая картина личная, потому что других я как бы делать не умею», — признавался он, будучи многолетним ведущим «Кинопанорамы».

В ХХI век режиссер вошел заслуженным мэтром — в 2002 году он стал президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника». В январе 2005-го открылся киноклуб Эльдара Рязанова, задуманный как своеобразный центр отечественной комедии. В трех залах, самый большой из которых рассчитан более чем на пятьсот мест, идут фильмы и спектакли, проводятся творческие встречи, концерты. В 2010 году Рязанов стал одним из учредителей КиноСоюза.

Всю жизнь его возмущали ложь, лицемерие, ксенофобия и злобная нетерпимость, дефицит демократичности и внутренней культуры у людей.
«Я вообще уже не понимаю, в какой стране живу. Раньше мы жили в каком-то спецпоселении. Были помоложе и верили в какие-то ценности. На словах там было много хорошего, а на самом деле все было извращено. Сейчас нет никакой колючей проволоки, и мы не сожалеем о ней. Раньше мечтали уехать за границу, а сейчас езжай, были б только деньги. С этой точки зрения, жизнь стала лучше, интереснее, богаче. Но она стала бездуховной… Россия привыкла жить в жестком режиме, и когда вдруг наступила свобода, выяснилось, что многие не понимают, что это такое… Отсюда ужасный разброд, шатание, распущенность нравов», — с горечью размышлял режиссер.

В его жизни и судьбе заметную роль сыграли три женщины. Сокурсница Зоя Фомина стала его первой женой и родила ему единственную дочь Ольгу. Они расстались, прожив 15 лет. С литсотрудницей «Мосфильма» Ниной Скуйбиной, молодой вдовой с сыном, Рязанов познакомился в начале 1970-х. Они прожили 22 года, и их любовь вдохновила режиссера на лучшие фильмы. Нина умерла от рака, и Рязанов тяжело переживал потерю любимого человека. Потом в его жизни появилась тележурналистка Эмма Абайдуллина, ставшая заботливой подругой и помощницей Эльдара Александровича. О муже она говорит так: «Легко ли рядом с ним? Отнюдь. Он слишком требователен к себе и к другим. Слишком обязателен и ответственен, работоспособен и неуемен, чем заставляет и людей вокруг него напрягаться. Совершенно не умеет врать, а потому многим приходится выслушивать от него нелицеприятную правду... И каждый день этой жизни я открываю большого, талантливого, надежного, сердечного человека. Мужчину».

Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых Эльдар Александрович Рязанов ушел из жизни 30 ноября 2015 года.

Биография и эпизоды жизни Эльдара Рязанова. Когда родился и умер Эльдар Рязанов, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты режиссёра, сценариста, поэта, фото и видео.

Годы жизни Эльдара Рязанова:

родился 18 ноября 1927, умер 30 ноября 2015

Эпитафия

«Что мне теперь до участи народа,
куда пойдет и чем закончит век?
Как умирает праведно природа,
как худо умирает человек.

Мне здесь дано уйти и раствориться…
Прощайте, запахи и голоса,
цвета и звуки, дорогие лица,
кирпичные простые корпуса…»
Из прощального стихотворения Эльдара Рязанова

Биография

Эльдар Рязанов — культовый советский режиссер, актер, сценарист, народный артист Советского Союза. На его счету 12 документальных фильмов, 28 художественных, более 20 ролей, участие в создании 23 сценариев. Начиная с фееричной «Карнавальной ночи» фамилия Рязанова в титрах говорила зрителю, что фильм невозможно пропустить. В творческой биографии режиссера числятся фильмы сентиментальные и ироничные, грустные и игриво-весёлые, трогательные и драматичные. Поистине народными хитами стали новогодние киноленты «Ирония судьбы, или С легким паром» и «Карнавальная ночь», кинематографическим эталоном признана лирическая комедия «Берегись автомобиля». Ставший в 1970-х годах лидером проката «Служебный роман» (в год выхода фильм посмотрело 58 млн человек) по-прежнему смотрят от начала до конца, зная практически наизусть. Вышедшие в год распада Союза «Небеса обетованные» обозначили и закат творчества режиссёра, постперестроечные работы которого уже не вызывали значительного зрительского интереса.

Эльдар Рязанов родился 18 ноября 1927 г. в Самаре (бывш. Куйбышев). Раннее детство его прошло в Тегеране, где трудились родители (неслучайно имя «Эльдар» имеет персидское происхождение), а затем семья переехала в столицу. После школы Рязанов волею случая поступил на режиссерский факультет ВГИКа, в 1950 г. успешно его закончил и начал заниматься съёмками документальных лент. В 1955 г. Рязанов перешёл на киностудию «Мосфильм», где и началась его головокружительная кинокарьера. В 1956 г. увидела свет картина «Карнавальная ночь» — самый кассовый фильм 1956 г., следом вышли «Девушка без адреса», «Человек ниоткуда», «Гусарская баллада».

На съёмочной площадке фильма «Служебный роман»

Особенными творческими удачами отмечен период сотрудничества со сценаристом Эмилем Брагинским. Первым же их совместным детищем стала классическая детективная трагикомедия «Берегись автомобиля» (1966). Позднее тандем двух сценаристов совместно реализовал более 10 киносценариев и пьес: «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Служебный роман», «Гараж» вошли в золотой фонд советского кинематографа. Характерный лирический стиль рязановских комедий внёс поэзию в серую советскую повседневность, а типажи его героев прочно ассоциируются с обществом периода застоя.

Режиссёрский запал не угасал, и в 1980-е годы Рязанов продолжал снимать хит за хитом. «Вокзал для двоих», «Жестокий романс», «Забытая мелодия для флейты», «Дорогая Елена Сергеевна», «Небеса обетованные» — выход каждого фильма становился событием, вызывал обсуждения и споры.

В январе 2007 г. режиссер представил публике ремейк своей первой картины: «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя». Эта кинолента стала последней в его фильмографии. Стоит отметить, однако, что Рязанов не ограничивался режиссёрской работой: в разное время он вёл передачу «Кинопанорама», читал лекции на Высших курсах режиссёров и сценаристов, занимал должности президента Академии кинематографических наук «Ника» и худрука киноклуба «Эльдар».

В августе 2015 г. Рязанов перенёс инфаркт, в октябре 2015 г. его госпитализировали в реанимацию больницы им. Пирогова, 21 ноября госпитализировали повторно. 30 ноября в возрасте 88 лет Эльдар Рязанов скончался от острой сердечной недостаточности в одной из московских клиник.

Более ста человек собралось в Центральном Доме литераторов, чтобы проводить Эльдара Александровича в последний путь. Проститься с режиссером пришли его друзья и близкие, коллеги, известные актеры, снимавшиеся в его фильмах, и простые москвичи.

Линия жизни

18 ноября 1927 г. Дата рождения Эльдара Александровича Рязанова.
1950 г. Окончание ВГИКа, начало работы на Центральной студии документальных фильмов.
1955 г. Начало работы на киностудии «Мосфильм», создание широкоэкранного фильма-киноконцерта «Весенние голоса».
1956 г. Кинокомедия «Карнавальная ночь» с успехом вышла в прокат.
26 ноября 1965 г. Рязанову присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
1966 г. Вышла одна из лучших кинокартин режиссера «Берегись автомобиля».
1973 г. Увидела свет комедия «Невероятные приключения итальянцев в России».
28 марта 1974 г. Рязанову присвоено звание народного артиста РСФСР.
1975 г. Вышла кинолента «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».
1977 г. Рязанов удостоен Государственной премии СССР за фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».
25 июля 1984 г. Рязанову присвоено звание народного артиста СССР.
1979–1985 гг. Работа ведущим телепередачи «Кинопанорама».
2002 г. Рязанов занял пост президента Российской академии кинематографических искусств «Ника».
23 января 2005 г. Открытие киноклуба Эльдара Рязанова.
2008 г. Рязанову присуждена национальная премия «Россиянин года».
3 июля 2008 г. Награждение орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.
2010 г. Рязанов вошёл в ряды учредителей общественной организации «КиноСоюз».
август 2015 г. Рязанов перенёс инфаркт и отёк лёгких.
6 октября 2015 г. Госпитализация в реанимацию Московской городской клинической больницы № 1 им. Н. И. Пирогова.
21 ноября 2015 г. Повторная госпитализация.
30 ноября 2015 г. Дата смерти Эльдара Рязанова.
3 декабря 2015 г. Церемония прощания и похороны Эльдара Рязанова.

Памятные места

1. Самара, где родился Эльдар Рязанов.

2. Тегеран, где Эльдар Рязанов провёл детство.

3. ВГИК, где учился Эльдар Рязанов.

4. Киностудия «Мосфильм», где Рязанов работал режиссером.

5. Киноклуб «Эльдар», основанный Рязановым в 2005 г.

6. Центральный Дом литераторов, где прошло прощание с Рязановым.

7. Новодевичье кладбище, где похоронен Эльдар Рязанов.

С Геннадием Хазановым в передаче «Кинопанорама»

Эпизоды жизни

В детстве Рязанов интересовался литературой для детей более старшего возраста. Чтобы записаться в библиотеку, он подделал справку, «став» из третьеклассника пятиклассником.

Эльдар Рязанов мечтал путешествовать и планировал стать моряком, однако для воплощения мечты требовалось профильное образование. Он пытался поступить в Одесское мореходное училище, но не получил ответа и решил подать документы во ВГИК. Позднее режиссёр признавался, что в то время не испытывал сильной любви к кинематографу.

После выхода фильма «Ключ от спальни» Рязанов решил завершить карьеру режиссёра, однако позднее последовали съёмки лент «Андерсен. Жизнь без любви» и «Карнавальная ночь 2».

Заветы

«Только дураки думают над тем, как себя преподносить. Это, пожалуй, главное, чему я научился у Эйзенштейна».

«Где есть юмор — там есть и правда».

«Многие из нас думают, что любили, но по большому счету прожили жизнь без любви. Принимали за любовь или увлечения, или какие-то чувственные привязанности. А любовь — особое чувство. С моей точки зрения, способность любить — это как талант, который либо дан человеку, либо нет».

«Есть вещи, которые не должны приносить денежную прибыль. Потому что они приносят другую прибыль — не материальную, а духовную. Её никакими деньгами измерить нельзя».

«Не важных периодов в жизни не бывает».


«Моей душе покоя нет». Документальный фильм об Эльдаре Рязанове

Соболезнования

«Мы, его артисты, люди, которые с ним работали, сегодня всю ночь не спали. Мы плакали, переписывались и перезванивались. Это была очень тяжелая ночь. Будучи даже очень больным, он всегда приходил нас поддерживать, сидел в зале, а мы спускались к нему, и зал аплодировал. В его сердце было место для всех нас. Мы все очень скорбим».
Светлана Крючкова, советская и российская актриса театра и кино

«Его всегда окружали очень приятные и приличные люди, а в его фильмах снимались очень хорошие актеры. Такие не пойдут сниматься куда попало. Но его предложения они всегда принимали с удовольствием. Все знали, что если Рязанов взялся что-то снимать, то это будет стоящий фильм. Еще его любили за характер. Не то чтобы он был со всеми всегда очень добрый, он мог и накричать, и отправить человека домой со съемок отоспаться. Но у него было колоссальное чувство юмора и человечное отношение ко всем. И, хоть он и ушел от нас, он успел очень много после себя оставить. Таких режиссеров, как он, больше нет, и страна будет долго его помнить».
Роман Карцев, советский и российский артист эстрады, театра и кино

«Когда уходят молодые, всегда обидно за то, что они не успели чего-то сделать, а когда уходят такие величины, как Рязанов, мы просто преклоняем головы, снимаем шляпы и скорбим. И, как в театре, когда актеры уходят со сцены, провожаем их аплодисментами».
Андрей Соколов, советский, российский актёр театра и кино

«Уход Эльдара Александровича Рязанова, конечно, это утрата для всего искусства, невосполнимая утрата. Это был уникальный режиссер, создававший такие фильмы, которые сразу становились знаковыми. Прошло столько лет со времени фильмов «Гараж» и «Служебный роман», но и сейчас, где бы я ни находилась, ко мне подходили люди, узнавали и благодарили. И это только его заслуга, это история Рязанова, это поэзия, это его ум, это его талант».
Светлана Немоляева, советская и российская актриса

«Рязанов умер. Он ушел. И он остался. Потому что каждое 31 декабря мы снова будем вместе. Спасибо за замечательную новогоднюю традицию! И пусть земля будет пухом».
Мария Захарова, официальный представитель МИД России

«От нас ушел не просто величайший мастер режиссуры и легенда киноискусства, каждая работа которого - признанный шедевр, ушла целая эпоха отечественного кинематографа».
Владимир Мединский, глава Минкульта РФ

ЮНОСТЬ

Родился в Самаре (где жили родители и сёстры матери) в семье работников советского торгпредства в Тегеране Александра Семёновича Рязанова и Софьи Михайловны Рязановой (урождённой Шустерман, 1902-1969), в доме по улице Фрунзе, 120.

Вскоре семья Рязановых переехала в Москву, где его отец работал начальником винного главка. В 1930 году семья распалась, и будущий кинорежиссёр с 7 лет воспитывался матерью и отчимом, инженером Львом Михайловичем Коппом (1899-1985), научным сотрудником проектного института «Промстальконструкция» Минмонтажспецстроя СССР, вдовцом с ребёнком, относившимся и к Эльдару как к родному сыну. Родной отец женился вторично, у него родилась дочь; в 1938 году его арестовали и осудили на пять лет исправительно-трудовых лагерей. Рязанов-старший бежал из лагеря, после поимки получил дополнительные десять лет, а в общей сложности он отсидел 17 лет. В годы Великой Отечественной войны Эльдар написал отцу письмо и получил ответ с лаконичным описанием северной природы. В начале 60-х годов, когда Эльдар Рязанов был уже известным кинорежиссёром, отец нашёл сына.

Эльдар Рязанов, 1941 год.

С детства любил литературу, хотел стать писателем, мечтал о путешествиях. После окончания десятилетки он даже отправил письмо-заявление в Одесское мореходное училище.

Волею случая стал студентом 1-го курса ВГИКа (мастерская Г. М. Козинцева). К тому времени Козинцев был уже всемирно знаменитым режиссёром, создателем таких фильмов, как «Шинель» (1926), «С. В. Д.» (1928), «Новый Вавилон» (1929), «Одна» (1931), трилогии о Максиме (1934-1939) (все - совместно с Леонидом Траубергом).

ПЕРВЫЕ РАБОТЫ

В 1950 году Эльдар Рязанов окончил ВГИК, его дипломной работой, получившей отличную оценку, стала документальная лента «Они учатся в Москве», снятая совместно с однокурсницей З. П. Фоминой. На протяжении 5 лет Рязанов работал в документальном кино на Центральной студии документальных фильмов. Он снимал сюжеты для киножурналов «Пионерия», «Советский спорт», «Новости дня», несколько выпусков смонтировал целиком. Он также сделал киноочерки «Дорога имени Октября» (с Л. Дербышевой, 1951), «На первенство мира по шахматам» (1951), «Твои книжки» (с З. П. Фоминой), «Недалеко от Краснодара» (оба 1953), «Остров Сахалин» (с В. В. Катаняном, 1954).

В 1955 году Рязанов стал режиссёром киностудии «Мосфильм» и поставил (с Сергеем Гуровым) первый советский широкоэкранный фильм-ревю «Весенние голоса», в котором были и игровые эпизоды. А через год руководитель киностудии «Мосфильм» И. А. Пырьев буквально заставил Рязанова взяться за кинокомедию. Фильм «Карнавальная ночь» (1956) имел колоссальный успех. Знаменитый актёр Игорь Ильинский сыграл в фильме одну из своих лучших ролей - бюрократа Огурцова, а молодые актёры Людмила Гурченко и Юрий Белов стали кинозвёздами.

В последующие несколько лет Рязанов поставил лирическую комедию «Девушка без адреса» (1957), героическую комедию «Гусарская баллада» (1962), бытовую комедию «Дайте жалобную книгу» (1964), эксцентрическую комедию «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973). А в 1961 году сделал две сатирические ленты: «Как создавался Робинзон» (по одноимённому рассказу И. Ильфа и Е. Петрова, новелла в комедийном альманахе «Совершенно серьёзно») и «Человек ниоткуда» (1961, в прокате почти не шёл из-за цензурного запрета). В «Человеке ниоткуда» выступили Сергей Юрский и Анатолий Папанов.

В создании фильма «Гусарская баллада» большую помощь Э. А. Рязанову снова оказал И. А. Пырьев, добившийся разрешения постановки и уговоривший сниматься в роли поручика Ржевского Юрия Яковлева. Самому Рязанову стоило огромных усилий убедить киноначальство, что лучшая кандидатура на роль Михаила Кутузова - Игорь Ильинский, что фильм не искажает русскую историю, а романтизирует её. Пьесу Александра Гладкова «Давным-давно», послужившую драматургической основой для фильма, Рязанов сократил, в то же время ему пришлось дописать несколько стихотворных эпизодов.

В 1960-е годы стал складываться коллектив творческих единомышленников Э. А. Рязанова: сценарист - Эмиль Брагинский, композитор - Андрей Петров, оператор - Владимир Нахабцев; актёры: Лия Ахеджакова, Олег Басилашвили, Георгий Бурков, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Андрей Миронов, Андрей Мягков, Светлана Немоляева, Валентина Талызина, Алиса Фрейндлих и Юрий Яковлев.


Эльдар Рязанов в поселке Советский писатель. Режиссер на своей первой даче на Средней аллее, в конце 1960-х годов. Фото из личного архива

ГЛАВНЫЕ РЕЖИССЕРСКИЕ УСПЕХИ

Одна из лучших картин Рязанова - «Берегись автомобиля» (1966). Несмотря на то, что фильм был основан на городском анекдоте про благородного угонщика машин, в нём точно прописаны все жизненные коллизии, характеры и диалоги. Самую широкую зрительскую аудиторию привлекали и дальнейшие работы Рязанова: «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Служебный роман», «Вокзал для двоих» и «Жестокий романс» который вызвал бурную полемику в прессе.

Определённую черту в творчестве Рязанова подвели фильмы «Гараж» и «О бедном гусаре замолвите слово» (телефильм): оба фильма - остро критические по отношению к тогдашней действительности.

В 1980-1990-е годы Рязанов работал так же интенсивно, как и прежде. Он был соавтором сценариев многих своих фильмов, написал несколько пьес, опубликованы ряд книг. В 1979-1985 годах Рязанов работал в качестве ведущего телепередачи «Кинопанорама», автором и режиссёром которой была Ксения Маринина. Кроме того, им создано более 200 авторских телевизионных программ. Наиболее популярными стали телевизионные циклы: «Восемь девок, один я», «Белоснежка и семь гномов», «Разговоры на свежем воздухе», «Поговорим о странностях любви» (цикл передач о выдающихся людях), «Парижские тайны Эльдара Рязанова» (ОРТ) (в этом цикле вышло, в частности, интервью Рязанова с Жаном Маре). Был членом жюри на финальной игре Высшей лиги КВН 1987 года.

В 2002 году Э. А. Рязанов стал президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника».

23 января 2005 года открылся киноклуб Эльдара Рязанова. Киноклуб задуман, по выражению самого Рязанова, как своеобразный центр отечественной комедии. В трёх залах, самый большой из которых рассчитан более чем на пятьсот мест, идут фильмы и спектакли, проходят творческие встречи, концерты.

Эльдар Рязанов преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров (среди его учеников - режиссёры Ю. Б. Мамин, И. В. Дыховичный, Е. Цымбал, И. Фридберг).

Был членом основанного в 1990 году Союза кинематографистов России. В 2010 году Рязанов стал одним из учредителей КиноСоюза.

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ

В 2010 и 2011 годах Эльдар Рязанов перенёс операции на сердце и с тех пор не раз госпитализировался.

В конце 2014 года врачи диагностировали у режиссёра острое нарушение мозгового кровообращения, в начале августа 2015-го он перенёс инфаркт, который привёл к отёку лёгких.

6 октября 2015 года режиссёр был госпитализирован в реанимацию Московской городской клинической больницы № 1 им. Н. И. Пирогова.

Свой день рождения 18 ноября Рязанов встретил дома. 21-го ноября режиссёр был снова госпитализирован. Эльдар Рязанов скончался в московской больнице в ночь с 29 на 30 ноября 2015 года, на 89-м году жизни, от острой сердечной недостаточности.

Прощание с режиссёром прошло 3 декабря в Центральном Доме литераторов, в тот же день он был похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

ПАМЯТЬ

Именем Эльдара Рязанова в 2017 году названа улица в Обручевском районе ЮЗАО Москвы и улица в микрорайоне «Южный город» Волжского района Самарской области.

В телесериале 2015 года «Людмила Гурченко» роль режиссёра исполнил актёр Андрей Курносов.

В октябре 2017 года в Самаре на родине кинорежиссера открыли памятник.

К шестидесятилетию со дня рождения Эльдара Рязанова астроном Крымской Астрофизической Обсерватории Людмила Карачкина назвала открытый ею 1 сентября 1987 г. астероид (4258) Ryazanov.

СЕМЬЯ

Отец - Александр Семёнович Рязанов (1898-?), уроженец села Новое Дальнее Нижегородской губернии (ныне село Новое Дубравского сельсовета Дальнеконстантиновского района Нижегородской области), участник Гражданской войны, в 1921 году заведующий сухопутным сектором регистрационного управления Полевого штаба РВС Республики. В 1922-м его послали разведчиком в Китай, потом перевели в Персию. Арестован 14 ноября 1937 года, 2 февраля 1938 года осуждён на 8 лет исправительно-трудовых лагерей. Из лагеря бежал. Его поймали и добавили десять лет, а в общей сложности он отсидел 17. В годы войны Эльдар написал отцу письмо и получил ответ с лаконичным описанием северной природы. В начале 1960-х отец нашел сына по его фильмам. «Но близкого контакта не получилось: пришел совершенно чужой, сломанный жизнью человек, - вспоминает Э.Рязанов. - Жену и дочку он не нашел… Я дал ему все деньги, которые имел при себе, и он исчез на четыре года, не имея права жить в Москве. После реабилитации всё-таки перебрался в столицу, через несколько месяцев умер, и я приехал на его похороны».

Мать - Софья Михайловна Шустерман (в замужестве - Рязанова, 26 сентября 1902 - 1 сентября 1969).

Отчим (с 1934) - Лев Михайлович Копп (1899-1985), инженер-строитель, автор учебников и монографий «Монтаж металлических конструкций» (М.: Госстройиздат, 1948), «Монтаж стальных конструкций» (М.: Госстройиздат, 1954), «Монтаж строительных конструкций» (М.: Стройиздат, 1968 и 1982), «Монтаж металлических и железобетонных конструкций» (М.: Стройиздат, 1972; 3-е изд. - там же, 1982).

Единоутробная сестра - Фрида Львовна Копп (1936-1939).

Единоутробный брат - доктор геолого-минералогических наук Михаил Львович Копп (род. 1940), главный научный сотрудник лаборатории сравнительного анализа осадочных бассейнов отдела тектоники Геологического института РАН.

Племянник (сын сводного брата) - доктор медицинских наук, профессор Михаил Валерьевич Копп (род. 1950), онколог, главный химиотерапевт минздрава Самарской области.

Первая супруга - Зоя Петровна Фомина (1924-1999), режиссёр документальных фильмов (1950-1970-е годы), Ленинская премия (1980).

Дочь - Ольга Эльдаровна Рязанова (род. 1951), окончила МГУ, филолог, киновед.

Внук - Дмитрий Витальевич Трояновский (род. 1987), тележурналист, писатель.

Вторая супруга - Нина Григорьевна Скуйбина (1930-1994), редактор на Мосфильме (1970-1994).

Пасынок - Николай Владимирович Скуйбин (род. 1954), от прежнего брака Нины Скуйбиной с режиссёром Владимиром Скуйбиным (1929-1963). По профессии кинорежиссёр, как и его отец.

Третья супруга - Эмма Валериановна Абайдуллина (род. 1941), киноредактор. Для Эммы Валериановны это был третий брак. Предыдущий, второй, брак был с композитором Павлом Аедоницким (1922-2003).

Пасынки - Олег Валерьевич Бердюгин (1964-2017) и Игорь Валерьевич Бердюгин (род. 1966), от первого брака Эммы Абайдуллиной с художником-конструктором Валерием Бердюгиным. Оба занялись арт-проектами.

НАГРАДЫ И ЗВАНИЯ

  • МКФ в Канне («Остров Сахалин», участие в программе короткометражных фильмов, 1955 год)
  • МКФ в Эдинбурге (Диплом, фильм «Карнавальная ночь», 1957 год)
  • ВКФ в номинации «Первый приз среди комедий» за 1958 год
  • ВКФ (Вторая премия по разделу художественных фильмов, фильм «Карнавальная ночь», 1958 год)
  • МКФ комедийных фильмов в Вене (Диплом жюри, фильм «Гусарская баллада», 1963 год)
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (26 ноября 1965 год)
  • МКФ в Сиднее (Диплом, фильм «Берегись автомобиля», 1966 год)
  • МКФ в Эдинбурге (Диплом, фильм «Берегись автомобиля», 1966 год)
  • МКФ в Мельбурне (Почетный диплом, фильм «Берегись автомобиля», 1967 год)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1969 год)
  • Народный артист РСФСР (28 марта 1974)
  • Государственная премия СССР (1977 год) (за фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1977 год)
  • Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1979 год) (за фильм «Служебный роман»)
  • ВКФ (Специальный приз «За вклад в развитие советской кинокомедии», 1983 год)
  • ВКФ (Приз за лучшую режиссуру, фильм «Вокзал для двоих», 1983 год)
  • Приз критики лучшему зарубежному фильму года в Польше (Приз «Варшавская сирена», фильм «Вокзал для двоих», 1984)
  • Народный артист СССР (25 июля 1984 года)
  • МКФ в Дели (Гран-при «Золотой павлин», фильм «Жестокий романс», 1985 года)
  • Орден Дружбы народов (1987 год)
  • Премия «Ника» в номинации «Лучшая режиссура» за 1991 год, фильм «Небеса обетованные»
  • Премия «Ника» в номинации «Лучший игровой фильм» за 1991 год, фильм «Небеса обетованные»
  • МКФ в Мадриде (Гран-при, фильм «Небеса обетованные», 1992 год)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (20 июня 1996 года) - за заслуги перед государством, выдающийся вклад в развитие отечественного кинематографа и культуры.
  • Премия «ТЭФИ» (Специальный приз, 1997 год)
  • Благодарность Президента Российской Федерации (18 ноября 1997 года) - за большой личный вклад в развитие отечественного кинематографического искусства и в связи с 70-летием.
  • Кавалер ордена Почётного легиона (Франция, 1998 год).
  • Кавалер Золотого Почётного знака «Общественное признание» (1999 год)
  • Благодарность Президента Российской Федерации (5 мая 2000 года) - за большие заслуги в развитии киноискусства и в связи с 50-летием творческой деятельности.
  • КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге (Гран-при, фильм «Старые клячи», 2000 год)
  • ОКФ «Киношок» в Анапе (Гран-при «Золотая лоза», за лучший полнометражный игровой фильм, фильм «Тихие омуты», 2000 год)
  • Почётный доктор СПбГУП (с 2000 года)
  • КФ русских фильмов в Онфлёре (Гран-при, фильм «Старые клячи», 2001 год)
  • КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге (Гран-при, фильм «Ключ от спальни», 2003 год)
  • КФ «Московская премьера» (Второй приз, фильм «Ключ от спальни», 2003 год)
  • ОРКФ в Сочи «Кинотавр» (Приз Президентского совета, фильм «Ключ от спальни», 2003 год)
  • Царскосельская художественная премия (2005 год)
  • Премия «Триумф» (2006 год)
  • Премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» за 2006 год
  • КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге (Гран-при, Приз прессы, фильм «Андерсен. Жизнь без любви», 2007 год)
  • КФ «Московская премьера» (Приз «За вклад в московское кино, создание экранного образа нашей столицы, служение её красоте на протяжении 50 лет профессиональной кинематографической деятельности», 2007 год)
  • РКФ «Литература и кино» в Гатчине (Гран-при «Гранатовый браслет», фильм «Андерсен. Жизнь без любви», 2007 год)
  • Знак отличия «За заслуги перед Москвой» (Москва, 7 ноября 2007 года) - за заслуги в развитии отечественного киноискусства, большой вклад в культурную жизнь столицы и многолетнюю творческую деятельность.
  • Орден «Ключ дружбы» (Кемеровская область, 2007 год)
  • Орден Чести (Грузия, 2008 год)
  • 17-й МКФ «Золотой Витязь» (Золотая медаль Сергея Фёдоровича Бондарчука в номинации «За выдающийся вклад в кинематограф», 2008 год)
  • Национальная премия «Россиянин года» (2008 год)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (3 июля 2008 года) - за выдающиеся заслуги в развитии отечественного киноискусства и многолетнюю творческую деятельность.
  • Почетный гражданин Самары (2012 год).
  • Почётный знак Губернатора Самарской области «За труд во благо земли Самарской» (Самарская область, 8 ноября 2012 года) - за значительный вклад в развитие культуры в Самарской области.
  • Орден Искусств и литературы (Франция)
  • Российская премия Л. Э. Нобеля.
  • Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника»

ТЕЛЕВИДИНИЕ

  • Ведущий телепрограммы «Кинопанорама» (1979-1986).
  • Ведущий телепрограмм «Восемь девок, один я», «Белоснежка и семь гномов» (1993), Ren TV.
  • Авторская программа Эльдара Рязанова (позже - «Старые клячи», «Бабье лето», 1999-2000), ОРТ
  • «Поговорим о странностях любви» (2004), Первый канал
  • «В гостях у Эльдара Рязанова» (2007-2015), Культура

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1950 — Они учатся в Москве. (Режиссёр, Сценарист)
1951 — Дорога имени Октября. (Режиссёр)
1951 — На первенство мира по шахматам. (Режиссёр)
1953 — Твои книжки. (Режиссёр)
1953 — Недалеко от Краснодара. (Режиссёр)
1954 — Остров Сахалин. (Режиссёр)
1955 — Весенние голоса. Прокатное название - «Счастливая юность». (Режиссёр)
1956 — В дальневосточных морях. (Режиссёр)
1956 — Карнавальная ночь. (Режиссёр)
1957 — Девушка без адреса. (Режиссёр)
1957 — Цель его жизни. (Актёр)
1961 — Совершенно серьёзно (киноальманах) Новелла «Как создавался Робинзон». (Режиссёр, Сценарист)
1961 — Человек ниоткуда. (Режиссёр)
1962 — Гусарская баллада. (Режиссёр, Сценарист)
1965 — Дайте жалобную книгу. (Режиссёр)
1966 — Берегись автомобиля. (Режиссёр, Сценарист, Актёр)
1968 — Зигзаг удачи. (Режиссёр, Сценарист)
1970 — Телефильм Один час с Козинцевым, или Семь мнений. (Актёр)
1971 — Старики-разбойники. (Режиссёр, Сценарист, Актёр)
1973 — Невероятные приключения итальянцев в России. (Режиссёр, Сценарист, Актёр)
1973 — Телеспектакль «Сослуживцы». (Сценарист)
1975 — Ирония судьбы, или С лёгким паром! (Режиссёр, Сценарист, Актёр)
1977 — Риск - благородное дело. (Актёр)
1977 — Служебный роман. (Режиссёр, Сценарист, Актёр)
1978 — Иван Пырьев. (Актёр)
1979 — Гараж. (Режиссёр, Сценарист, Актёр)
1980 — Телефильм «Нужна хорошая мелодия». (Актёр)
1980 — О бедном гусаре замолвите слово. (Режиссёр, Сценарист, Актёр)
1981 — Телеспектакль «Родственники». (Сценарист)
1982 — Вокзал для двоих. (Режиссёр, Сценарист, Актёр)
1984 — Жестокий романс. (Режиссёр, Сценарист)
1987 — Забытая мелодия для флейты. (Режиссёр, Сценарист, Актёр)
1987 — Телефильм «Четыре встречи с Владимиром Высоцким». (Режиссёр, Актёр)
1988 — Дорогая Елена Сергеевна. (Режиссёр, Сценарист, Актёр)
1991 — Небеса обетованные. (Режиссёр, Сценарист, Актёр)
1993 — День в семье президента. (Режиссёр, Сценарист, Актёр)
1993 — Предсказание. (Режиссёр, Сценарист)
1994 — Я - легкомысленный грузин. (Актёр)
1996 — Артист совсем не то же, что актёр… (Актёр)
1996 — Привет, дуралеи! (Режиссёр, Сценарист, Актёр)
1997 — Единица порядочности - один Галлай. (Режиссёр)
2000 — Старые клячи. (Режиссёр, Сценарист, Актёр)
2000 — Тихие омуты. (Режиссёр, Сценарист, Продюсер, Актёр)
2003 — Ключ от спальни. (Режиссёр, Сценарист, Продюсер, Актёр)
2006 — Андерсен. Жизнь без любви. (Режиссёр, Сценарист, Продюсер, Актёр)
2007 — Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя. (Режиссёр, Актёр)
2007 — Ирония судьбы. Продолжение. (Актёр)
2009 — Музыка жизни. (Режиссёр, Сценарист, Актёр)

БИБЛИОГРАФИЯ

Рязанов Э. А. Грустное лицо комедии. - М.: Молодая гвардия, 1977. - 272 с. - ISBN P 70803-311-241-77.
Рязанов Э. А. Неподведённые итоги. - М.: Искусство, 1983.
Рязанов Э. А. Внутренний монолог. Стихи. // Библиотека «Огонёк»: приложение. - М.: Правда, 1988. - № 26. - ISSN 0132-2095.
Рязанов Э. А. Заэкранье. - М., Правда,1990. - 48 с., 150 000 экз. (Библиотека «Огонёк»)
Эльдар Рязанов. Предсказание. - М.: Вагриус, 1994.
Рязанов Э. А. Уходящая натура. Стихи. - М., ЯникО, 1995.
Рязанов Э. А. Ностальгия. - Нижний Новгород: Деком, 1997.
Рязанов Э. А. Четыре встречи с Владимиром Высоцким. - М.: Вагриус, 2004. - 302 с. - ISBN 5-475-00020-4.
Рязанов Э. А. Неподведённые итоги. - Вагриус, 2005. - 640 с. - ISBN 5-9697-0117-3.
Рязанов Э. А. Любовь - весенняя страна. - М.: Эксмо-Пресс, 2005. - 352 с. - ISBN 5-699-12269-9.
Рязанов Э. А. Андерсен. Жизнь без любви. - М.: Эксмо-Пресс, 2006. - 320 с. - ISBN 5-699-18683-2.
Рязанов Э. А. Служебный роман. - АСТ, 2007. - 715 с. - ISBN 978-5-17-043870-9.
Рязанов Э. А. Чем живу и жив. - М.: Эксмо-Пресс, 2007. - 688 с. - ISBN 978-5-699-24337-2.
Рязанов Э. А. Мчатся годы-непогоды. - М.: Эксмо-Пресс, 2007. - 608 с. - ISBN 978-5-699-24344-0.
Рязанов Э. А. Старики-разбойники. - АСТ, Зебра Е, 2008. - 688 с. - ISBN 978-5-17-048780-6, ISBN 978-5-94663-535-6.
Рязанов Э. А. Грустное лицо комедии, или Наконец подведённые итоги. - М.: ПРОЗАиК, 2010. - 640 с. - ISBN 978-5-91631-061-0.
Рязанов Э. А. У природы нет плохой погоды: стихотворения. - М.: ЭКСМО, 2011. - 352 с. - ISBN 978-5-699-04681-2



Читайте также: