Классный час осенняя пора. Классный час "золотая красавица -осень"

Образовательная система « Школа 2100»

Классный час в 1 классе

Тема: Путешествие в осень.

Цели: 1. Обобщить и систематизировать знания детей об осени.

2. Научить отличать признаки осени.

3. Воспитывать любовь к природе края, животным и птицам; любовь к прекрасному.

4. Развитие общеучебных умений.

  1. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Посмотрите на иллюстрации. Какое время года изображено? По каким признакам вы догадались?

Действительно, сегодня на классном часе мы будем говорить об осени

2.Совместное открытие новых знаний.

Сколько месяцев у осени? (Три) Назовите.

Угадайте, о каком месяце говорится и соотнесите иллюстрацию с названием месяца.

Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ

Что за месяц к нам пришёл?/сентябрь/ /слайд 3/

Сентябрь – первый осенний месяц, румянец осени. В старину его называли

златоцвет, листопадник, ревун.

Как вы думаете, почему? (Листья на деревьях меняют окраску, листопад, часто идут дожди)

Ушёл сентябрь, а вслед за ним пришёл… Угадайте, о каком месяце осени говорится…

Всё мрачней лицо природы,

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к нам явился? /октябрь/ /слайд 3/

В старину называли Октябрь - грязник, ветродуй, листобой .

Действительно, октябрь – хмурый, мокрый.

Ну а вслед за ноябрём что за месяц приходит, угадайте.

Поле чёрно-белым стало

Падает то дождь, то снег,

Льдом покрыты воды рек,

Мёрзнет в поле оземь ржи.

Что за месяц, подскажи? /ноябрь/ /слайд 3/

Ноябрь – последний месяц осени. Задумчивый, грустный. В старину его называли

Ноябрь - полузимник.

Почему?

Мы рассмотрели, как меняется природа с приходом осени, а почему так происходит, мы узнаем, если вспомним приметы осени.

Поиграем в игру «Да или нет»

Дайте правильный ответ. (Дети отвечают хором)

Осенью расцветают цветы? (нет)

Осенью растут грибы? (да)

Тучки солнце закрывают? (да)

Колючий ветер прилетает? (да)

Туманы осенью плывут? (да)

Ну а птицы гнёзда вьют? (нет)

А букашки прилетают? (нет)

Звери норки закрывают? (да)

Урожай все собирают? (да)

Птичьи стаи улетают? (да)

Часто-часто льют дожди? (да)

Достаём ли сапоги? (да)

Солнце светит очень жарко? (нет)

Можно детям загорать? (нет)

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать? (да)

Итак, как изменилась погода с приходом осени? (Стало холоднее)

Похолодание меняет жизнь растениям. Многие из них, рассеяв семена, погибают. У деревьев начинают опадать листья. Как называется эта пора? (Листопад)

Все ли деревья меняют цвет листьев? (нет)

Какие деревья осенью остаются зелёными? (хвойные)

Практическая работа.

Раскрась осенние листья в нужный цвет.

Как похолодание отражается на жизни зверей и птиц? (Звери готовят запасы на зиму, птицы готовятся к отлёту в тёплые края)

Осенью в лесу можно увидеть много интересного. Вот послушайте стихи об этом.

Белка щёлкает орешки

На дубу без всякой спешки.

Чистит дюжину за час,

Будет на зиму запас.

Белка спряталась в дупло.

В нём и сухо, и тепло.

Запасла грибов и ягод

Столько, что не съесть и за год.

Осторожная лисица

Подошла к ручью напиться.

Наклонилась, а вода

Неподвижна и тверда.

Под корягою в берлоге

Спит медведь, как в тёплом доме.

Положил он лапу в рот

И, как маленький, сосёт.

Зёрен хочется синице, но в кормушке есть боится.

«Будь смелей, не робей!» -

Приглашает воробей.

Под берёзой на пригорке

Серый ёж устроил норку.

А под листьями лежат

Двое маленьких ежат.

Физкультминутка

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Чем заняты осенью люди?. (Убирают урожай)

Действительно, осень –пора сбора урожая. Какие овощи убирают осенью?

Отгадайте загадки:

1. Лето целое старалась –

Одевалась, одевалась…

А как осень подошла,

Нам одёжки отдала.

Сотню одежонок

Сложим мы в бочонок. (капуста)

  1. Круглая, рассыпчатая, белая.

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко,

Ведь правда вкусная….(картошка)

  1. Красный нос в землю врос

А зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (морковь)

Какую пользу приносят овощи и фрукты организму чаловека?

Вывод: Овощи и фрукты – полезные продукты.

3. Обобщение

О каком времени мы сегодня говорили? (Об осени)

Вся ли осень одинакова? (Есть ранняя осень и поздняя)

Если раннюю осень называют золотой, то позднюю – серебряной. Почему?

Многие поэты посвятили осени свои произведения.

Послушайте стихотворение А.С.Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённый седой зимы угрозы.

Коллективная работа

На листе бумаги изобразите волшебное многоцветье осени.

3. Итог.

Что радует и удивляет осенью? Что огорчает?

Осень-это хорошо или плохо? Что плохо? Что хорошо?


Сценарий классного часа «Здравствуй, осень!» в начальной школе

Шелихова Наталья Ивановна, учитель истории, школа-гимназия №1, Казахстан, Алматинская область, г. Саркан.
Описание материала : данная разработка может быть полезной педагогам, с целью организации внеклассного мероприятия, для детей 2-4 классов.

Цели: обобщить знания детей об осенних признаках; проверить знания детей об овощах, фруктах, грибах, ягодах; развивать воображение, смекалку, любовь к родной природе; расширять кругозор учащихся.

Ход классного часа
I. Вступительное слово учителя
- А речь сегодня пойдет об...
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
(Это осень.)
Осень! Славная пора!
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград -
Все поспело для ребят.
И арбуз увидев важный,
Оживится детвора -
И радушно скажет каждый:
II. Беседа об овощах
А известно ли вам о значении овощей в жизни человека? Овощи - копилка витаминов (от латинского слова «вита», что означает «жизнь»), Благодаря своим целебным свойствам овощи становятся «докторами» заболевших людей.
Морковь и фасоль лечат от малокровия тех ребят, чьим щечкам необходимо порозоветь. Перец выпроваживает из организма цингу, то естьлечитдесны. А салат и томат заставляют толстячков похудеть. Капуста лечит язву желудка, а репа, кабачок, баклажан и арбуз помогают тем, у кого болит печень. Бабушки и дедушки, у которых поднялось кровяное давление, обращаются за помощью к тыкве, петрушке и свекле.
На огородах нашей планеты выращивается более 120 видов овощ-ных культур и 70 огородных культур.
III. Угадай!
1. Какие овощи еще называют «синенькими»? (Баклажаны.)
2. Какой овощ называют «змеиной травой»? (Чеснок, он отпугивает змей.)
3. Какой овощ называют «необыкновенной ягодой»? (Помидор;в первводе с итальянского «золотое яблоко»)
4. Какой овощ бывает и сладким, и горьким? (Перец.)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко.)
Синий мундир,
Желтая подкладка,
В середине - сладко. (Слива.)
Над землей трава,
Под землей - алая голова. (Свекла).
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост - снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только сладкий нос. (Морковь.)
IV. Игра "подскажи словечко"
Он усатый и ползучий,
Спрятал ядрышки в стручке
-Саблевидном кулачке.
Не раскусишь, коль засох,
Называется... (горох).
На грядке привалился на бочок
Солидный крутолобый... (кабачок).
Хвост зеленый, красная головка,
Это остроносая... (морковка).
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней... (помидора).
От частой поливки
Едва не промокла
Мохнатая, темно-лиловая... (свекла).
V. Викторина "определи по вкусу»
Играющим завязывают глаза и дают пробовать кусочки фруктов и овощей. Тот, кто правильно назовет фрукт или овощ, получает целый плод в награду.
VI. Конкурс «грибной кузовок»
Каждая команда получает корзиночку для «сбора грибов», в которой находится 1 карточка со слогами: «Ка-ро-мас-ле...» (см. в конце стихотворения) и 8 чистых листочков.
Ведущий.
Потропинке во весьдух
Мчится по лесу петух.
Он кричит: Ку-ка-ре-ку!
Честь и слава грибнику!
Я наполнил кузов мой
И бегу скорей домой.
Из-под елки фыркнул еж:
- Все грибы ты растрясешь!
Ежик прав: у петуха
В кузовке одна труха:
Ка-ро-мас-ле-сы-еж-вик,
Нок-под-оси-вик-ры-ка-жик,
Ка-сич-ли-под-ре-бе-зо-но,
Нуш-ик-ка-ин-пе-мок-вол-ов-о.
Соедините ножки и шляпки грибов вместе. Не удивляйтесь, если не найдете их рядом: они могут быть на дне корзинки или лежать сверху. Кто быстрее наполнитсвой кузовок грибами?
(«Грибы»-карточки со словами. Каждая команда складывает грибы в свой кузовок в течение двух минут и вручает его жюри: масленок, подосиновик, волнушка, сыроежка, подберезовик, рыжик, опенок, лисичка.)
А теперь, ребятки, Отгадываем загадки!
VII. Загадки
На полянке девчонки
В белых рубашонках,
В зеленых полушалках. (Березы.)
В лесу на поляне
Стоит кудрявый Ваня,
Богач не велик,
А орешками наделит. (Орешник.)
Средь темна леса
Красная девица стоит. (Рябина.)
Чудное дерево!
И зиму, и лето зелено,
Высокоторчит,
Далеко глядит. (Ель, сосна.)
В сенокос горька, а в мороз сладка,
Что за ягодка? (Рябина.)
Под землей птица гнездо свила,
Яиц нанесла. (Картофель.)
Сидит девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь.)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Желудь.)
Сидит - зеленеет,
Падает - желтеет,
Лежит - чернеет. (Лист.)
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы.)
VIII. Осенняя викторина
1. Куда осенью исчезают бабочки? (Прячутся в щели, под кору двревьев.)
2. Какие птичьи тайны открывает листопад? (Гнезда.)
3. Собирают ли себе птицы на зиму запасы? (Да, совы и сойки.)
4. Как готовятся к зиме муравьи? (Закрывают входы и выходы муравейника.)
5. Куда исчезают на зиму лягушт? (Прячутся н аглубину под камни или в ил.)
6. Когда улетают от нас последние утки? (Когда замерзнут реки.)
7. Какие деревья листву сбрасывают зеленой? (Ольха и ива.)
8. Какие садовые цветы до первого снега цветут? (Астры.)
9. Листья какихдеревьев осенью краснеют? (Осина, рябина, клен.)
10. Кто собирает яблоки спиной? (Еж.)
11. Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка.)
12. У какого зверя осенью в листопад появляются детеныши? (Узайца.)
IX. Анаграммы
1. лтаипдсо (листопад).
2. джьод (дождь).
3. несг(снег).
4. ожуйра (урожай).
5. еястньбр (сентябрь).
6. армт (март).
7. бкроять (октябрь).
8. няьобр (ноябрь).
- Какое слово лишнее?
Х. Подведение итогов
- Что нового для себя вы сегодня узнали об осени?

Классный час проходит с использованием презентации (Приложение 1).

Цель:

  • обобщить знания детей об осенних изменениях в природе;
  • знакомство со стихотворениями русских классиков об осени
  • поговорить о значении названий осенних месяцев;
  • развитие речи детей;
  • воспитание любви к природе и родному краю;
  • развитие мышления и внимания;
  • Ход классного часа

    1 слайд

    Начинаем классный час, который пройдёт в виде устного литературного журнала. Послушайте загадку:

    Пришла без краски и без кисти и перекрасила все листья (осень).

    Эпиграфом классного часа будет стихотворение А.С.Пушкина (открыть стихотворение). Учитель читает (затем картинка и тема). На уроке чтения и окружающего мира мы с вами много говорили на эту тему. Сегодня постараемся обобщить полученные знания.

    2слайд

    Вступление-1-я страничка (учитель читает.

    2 –я страничка: - Какие осенние месяцы вы знаете?

    А как по-другому они называются?

    3 слайд

    Прочитаем названия: - Почему так называются? (ответы детей)

    На уроках окружающего мира мы узнали об изменениях в неживой природе. Послушаем выступления ребят.

    4 слайд

    3-страничка. В гостях у художника (описание картины).

    Перед нами расстилается земля,покрытая бурой осенней травой. Багряные и жёлтые берёзы слева и бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая нашему взору бескрайние дали полей и лесов. Кажется, что тёмная, густо-синяя вода реки медленно движется. Постепенно она становится светлой, нежно-голубой.

    Исполняется песня об осени.

    5 слайд

    4-страничка.Литературная страничка.

    Прочитаем вслух стихотворение И.Бунина Листопад. Попробуйте услышать музыку листопада.

    Давайте объясним значение некоторых слов: терем, лиловый, багряный, лазурь, пёстрый?

    6 слайд

    Послушайте выступления на тему осенних изменений в природе.

    7 слайд

    5-я страничка. Витаминная.

    Попробуем разгадать кроссворд: (открываем)

    А теперь загадки.

    8 слайд

    6-я страничка. Угадай-ка.

    На уроке окружающего мира мы много говорили о природных явлениях. Попробуем угадать их: (заморозки, роса, туман, листопад, стаи, дожди)

    Сценка «лесные разговоры»

    9 слайд

    7-я страничка. Итоговая.

    Что же характерно для осени? Назовите осенние явления и изменения в природе (дети называют, на слайде появляются)

    10 слайд:

    Проверим себя(открыть). Правильно?

    11 слайд

    Заключение.

    12 слайд

    До скорой встречи!

    Тема: «Времена года. Осень пришла» (экскурсия)

    Цели и задачи классного часа

    — Воспитывать бережное отношение к природе и потребность в охране окружающей среды;

    — прививать навыки анализа, наблюдения за изменениями в природе;

    — развивать наблюдательность, внимание, мышление.

    Оборудование

    Спортивная форма или одежда по предстоящей погоде; обувь, предназначенная для ходьбы; возможны папки для сбора гербария.

    Подготовительная работа

    Учитель заранее сообщает ученикам о предстоящей экскурсии, говорит о месте ее проведения, напоминает правила поведения. Проводит беседу по следующим вопросам:

    — Какого цвета были листья у деревьев летом?

    — Какого цвета была трава летом?

    — Что вы собирали летом в лесу?

    Ход классного часа

    Беседа об осени

    Учитель:

    Пришла без красок и без кисти

    И перекрасила все листья. (Осень)

    Пришла волшебница-осень, взмахнула своей волшебной палочкой, и все животные, растения, люди стали готовиться к зиме. Давайте представим, что мы с вами в сказочном сквере, и деревья будто разговаривают с нами.

    Расскажи ты нам, береза златоглавая, как осень встречаешь?

    Ученица: Я — царица лесов. Обо мне поют песни, складывают сказки, пишут стихи:

    Люблю березу русскую,

    То светлую, то грустную,

    В белом сарафанчике,

    С платочками в карманчиках,

    С красивыми застежками,

    С зелеными сережками.

    С. Прокофьев

    Осенью я надеваю солнечного цвета сарафанчик как воспоминание о ласковом, жарком лете. Золотым дождем сыплются на землю мои листья-самоцветы. Прислушайтесь к их хороводу, и вы услышите удивительную осеннюю мелодию. (Дети закрывают глаза и слушают.)

    Учитель : А как встречает осень елочка? (Ответы детей.)

    «...Каждую осень в день елочкиного рождения деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные фонарики, клен роняет оранжевые звезды, а ива засыпает елочку золотыми рыбками. И стоит елочка счастливая: раскинула лапки, и на ладошках — подарки. Вся в золоте, нарядная, разноцветная...» (Н. Сладков).

    Беседа об изменении одежды людей

    Учитель: Ребята, а как изменилась наша одежда? Почему? (Наблюдение за прохожими, беседа.)

    Действительно, дни и ночи стали холоднее, в огородах убрали овощи, чтобы они не замерзли. А сейчас мы проверим, как ребятишки знают овощи. Слушайте внимательно, отгадывайте старательно.

    Красная мышка с белым хвостиком

    В норке сидела под зеленым листиком. (Редиска.)

    Что копали из земли,

    Жарили, варили?

    Что в золе мы испекли,

    Ели да хвалили? (Картофель.)

    Над землей — трава,

    Под землей — алая голова. (Свекла.)

    Учитель: Молодцы, ребята! А какие овощи вы еще знаете? (Ответы детей.)

    Убрали лук, картошку, репу, морковь, одна капуста осталась. У нее, у капусты, 77 одежек — она и холода не боится. А вы, ребята, не замерзли? Давайте погреемся, поиграем в игру «Гуси и волк».

    — Гуси! Гуси!

    — Га! Га! Га!

    — Есть хотите? -Да! Да! Да!

    — Так чего ж вы не летите?

    Серый волк под горой. Не пускает нас домой.

    — Гуси, а как вы готовитесь к зиме? (Ответы детей.)

    — А как другие животные готовятся к зиме? (Беседа.)

    Учитель:

    Собрались и полетели

    Утки в дальнюю дорогу.

    Под корнями старой ели

    Мастерит медведь берлогу.

    Заяц в мех оделся белый,

    Стало зайчику тепло.

    Носит белка месяц целый

    Про запас грибы в дупло.

    А. Гонтарь

    Учитель читает, дети выполняют соответствующие движения.

    — А в заключение посмотрим, кто из вас самый наблюдательный?

    — Кто собирает яблоки спиной? (Еж.)

    —- Кто сушит грибы на деревьях? (Белка.)

    — У какого зверя осенью в листопад появляются детеныши? (У зайца.)

    — Не на все вопросы мы знаем ответы, поэтому и будем изучать окружающий нас мир. Мы должны бережно относиться к природе в благодарность за ее дары. (Обращаем особое внимание на мусор в сквере.)

    — Природа готовится к зиме. Волшебница-осень дарит нам сегодня прекрасный букет из листьев. Выберите листочек, который вам больше всего понравится. Этим букетом мы украсим наш класс.

    Подведение итогов классного часа

    Учитель в краткой беседе еще раз вспоминает с учащимися, о чем шел разговор во время экскурсии, и предлагает подумать: «На каких уроках мы сможем использовать собранные листья?»



    Читайте также: