Какие виды снежного человека существуют. Снежный человек йети - интересные факты о снежном человеке

Пожалуй, из всех известных миру монстров снежный человек, якобы живущий в Гималаях, - самый неуловимый. И если он реально обитает в самых высоких горах мира, то географически он абсолютно изолирован от мест расселения людей. А это значит, что численность его популяции должна быть значительной. Это вам не Бигфут и не Лох-Несское чудовище, которые, как известно, живут вблизи густонаселенных мест.

Многие местные жители Гималаев абсолютно уверены в его существовании, о чем могут свидетельствовать артефакты и буддистские храмы Непала. На его исследования тратятся военные ассигнования России и Китая. Обнаруженные экспертами в Азии окаменелости свидетельствуют о доисторическом существовании гигантопитека, человекообразной обезьяны, описания которой весьма близки к рассказам тех, кому доводилось лицезреть Йети. Многие из тех отчаянных альпинистов, которым покорились ледяные шестикилометровые высоты, привозили весьма неплохого качества снимки отпечатков ног гигантской обезьяны. Где же правда? Существует ли пресловутый снежный человек на самом деле? Достоверен ли факт его существования или же науке остается вечно искать ответ на этот вопрос?

Гигантские отпечатки

Как всегда, когда идет речь о чем-то невероятном, имеются два типа очевидцев Йети – правдивые и неправдивые. Некоторые люди, став свидетелями, например, дорожно-транспортного происшествия, склонны привирать или чуть преувеличивать масштабы увиденного; точно также находятся охотники сочинять небылицы о Йети. Им ничего не стоит сфабриковать доказательства, к примеру, сделать фальшивые слепки следов или смонтировать фотографию, цель которой – всего лишь обмануть доверчивую публику. И правда, зачем для этого карабкаться в горы на шесть или восемь тысяч метров, чтобы всего-навсего заснять якобы существующее чудовище? Наверное, никто не стал бы это делать, однако, люди, которые ходят в горы, тоже хотят получать удовольствие от жизни, как и те, кто никогда в горах не бывал. Вспомните, ради забавы мы иногда лепим гигантские следы на пляжном песке. Почему же не сделать это на заснеженной вершине, а потом еще не сфотографировать эти отпечатки огромных ног, не положив рядом с одним из них собственный ледоруб?

Самым известным из подобных снимков является фото 1951, сделанное Эриком Шиптоном, неисправимым шутником и балагуром. Его автор всегда избегал расспросов о том, в каких обстоятельствах он был сделан. Качество фото близко к совершенству, очень трудно заподозрить в нем подделку, у следа неровные края, как будто он действительно оставлен идущим существом; и вместе с тем, отпечаток на мягком снегу остался неглубоким, а это уже вызывает подозрение. Шиптон заявил, что представил публике лишь один из многочисленных снимков, сделанных одновременно с этим. Он утверждает, что имеет фотографию цепочки следов, хотя не настаивает, что она сделана тем же существом. Многие альпинисты знают, как выглядит козья тропа в заснеженных горах, они нередко путают эти следы со следами других животных, обитающих в Гималаях. Итак, фальшивки – это неотъемлемый атрибут игры, но впрочем, в наших попытках установить истину они оказываются бесполезными.

Гималайские медведи

Правдивые свидетельства тоже встречаются, однако они не оставляют ученым простора для маневра, поскольку многие из них – не более, чем ошибочные опознания. Так как порой трудно понять, кого ты видишь там, вдалеке, у подножия соседней вершины - Йети, другого альпиниста, отломок скалы, занесенный снегом, или какое-то животное. Например, в регионе возможного обитания Йети встречаются медведи трех видов, и все они нередко становятся на задние лапы. Это – тибетский голубой медведь, медведь Гоби и бурый гималайский медведь. Обычно эти звери оставляют странные следы на снегу и очень любят опустошать места стоянок и лагеря альпинистов. Однажды японский эксперт Матако Набука выступил с неожиданным выводом: по его мнению, Йети никогда не существовал, и само название – не более чем неправильно произносимое слово «мети» - так местные жители называют бурого гималайского медведя. Его мнение не было поддержано большинством исследователей, однако оно является отличной иллюстрацией еще одного элемента головоломки.

И все же, даже правдивые сведения о встречах с Йети, даже фотоснимки следует подвергать тщательной проверке, особенно если на их основании необходимо построить ту или иную версию. Наблюдения очевидцев перепроверить невозможно. Необходимо придерживаться здравого смысла, но первое, что он подсказывает, - что очевидец мог и ошибиться. Здравомыслящему исследователю нужно предоставить то, что он в состоянии проверить. И сам он должен быть готов к тому, что выводы могут противоречить заранее сложившемуся мнению.

Йети загадочные существа

Снежный человек и его родичи

Оно было похоже не то на женщину, не то на обезьяну. У него было широкое морщинистое гримасничающее и смеющееся лицо. Что-то неописуемое - два каких-то мешка, очевидно, груди, болтались спереди; длинные спутанные волосы, порыжевшие от солнца, обрамляли лицо и развевались за спиной. Тургенев почувствовал дикий страх, леденящий страх перед сверхъестественным.

Ги де Мопассан, «Страх»

Вымышленные существа населяют фольклор всех мировых культур - будь то степные кочевники, северные оленеводы или южноамериканские людоеды. Люди, живущие на разных континентах, независимо друг от друга придумали драконов, оборотней, призраков, водных монстров, карликов и гигантов. Но лишь немногие сказочные твари смогли стать частью современного фольклора. Если вы скажете, что встретили в лесу огнедышащего дракона, то получите освобождение от физкультуры и бесплатные таблетки от шизофрении. Но если заявите, что подрались на помойке с гигантским волосатым гоминидом - получите реальный шанс попасть на первые полосы утренних газет.

В марте 2006 года («МФ» № 26) мы рассказывали вам о «криптидах» - животных, существование которых отвергается современной наукой (по крайней мере, до тех пор, пока одно из них не оказывается пойманным - как, например, карликовый жираф окапи или кистеперая рыба целакант). Сегодня речь пойдет о «королях» криптозоологии - архаичных великанах, известных ныне как «снежные люди».

Дикие и несимпатичные

Древние народы, не сговариваясь, верили в то, что задолго до них на Земле жили великаны. Последние были необузданны и свирепы, ввиду чего боги либо поголовно истребили их (иудаизм), либо изгнали за пределы мира (древнегреческие мифы). Великаны оставили после себя лишь огромные руины, называемые «циклопическими» в честь циклопов, воздвигнувших стены Микен.

Неудивительно, что встречи людей с доисторическими гигантами происходили чрезвычайно редко. Большинство великанов позднего европейского фольклора имели чисто человеческие черты и не считались представителями какой-то древней расы. Средневековыми «снежными людьми» в их нынешнем понимании можно назвать леших, однако они были разновидностью духов. У скандинавов были ётуны и тролли, у южных славян - дрекаваки, но образы этих лесных обитателей слишком размыты, чтобы можно было вести речь о систематических контактах обычных людей со «снежными».

Снежный человек, как и НЛО, - феномен исключительно 20 столетия. Можно сколько угодно рассуждать о разрастании антропогенных зон и об отсутствии в 18-19 веках мощных средств массовой информации, способных раздуть любой пустяк до сенсации, но факт остается фактом: еще совсем недавно снежного человека как массового явления не было, а теперь - есть. Почему же существа, эволюционировавшие вместе с людьми на протяжении миллионов лет, оставались настолько малоизвестными, что в общекультурном смысле они способны претендовать разве что на звание расы гигантов, причем вымершей?

Судя по древнейшим литературным источникам, контакты со снежными людьми происходили крайне редко. Первым описанием подобного случая можно считать шумерский «Эпос о Гильгамеше», рассказывающий о событиях 57-вековой давности. Согласно первой таблице эпоса, богиня Аруру создала Энкиду - волосатого богатыря, живущего в полной дикости. Царь Гильгамеш придумал оригинальный способ изловить его: на берег реки, где пасся Энкиду, привели блудницу Шамхат. Бедняжку раздели, и великан «познавал ее семь дней». После такого марафона дикарь ослабел, а сородичи - животные - стали избегать его. Таким образом, Энкиду был вынужден стать частью человеческого общества.

Разрозненные свидетельства о встречах с некими «дикими людьми» можно найти почти у каждого крупного историка. Например, Плутарх рассказывал о том, как солдаты Суллы однажды поймали сатира (следует учесть, что изначально сатиры не ассоциировались исключительно с рогами и копытами - им приписывались различные звериные черты, символизировавшие дикость). Римский диктатор собрал всех имеющихся переводчиков и учинил пленнику допрос, однако тот испускал лишь гнусное блеянье и ржание, «отчего Сулла испытал великое отвращение и повелел немедленно убрать его с глаз долой как явление безобразное» (Плутарх, «Сравнительное жизнеописание», Сулла, 27).

Средневековые исследователи упоминали о диких людях много и часто, но чаще всего описывали обычных обезьян либо нецивилизованных туземцев. На карте Старого Света уже не оставалось белых пятен, поэтому о встречах с подобными существами говорилось лишь в прошедшем времени. Когда-то в Европе водились львы. Теперь же здесь не сохранились даже дикие быки и тарпаны, а снежные люди перешли в разряд курьезов. Например, Генрих фон Геслер в 14 веке писал о дикой альпийской женщине, «груди которой столь длинны, что она забрасывает их за плечи».

Энтузиасты часто вспоминают, что Карл Линней включил снежного человека в свою знаменитую классификацию живых существ («Система природы»). Действительно, шведский естествоиспытатель писал про «человека дикого» (о неких волосатых «сыновьях тьмы», живущих в пещерах и крадущих ночью еду у людей), а также про «человека троглодитового» (вероятно, неандертальца). Однако не следует забывать, что в первом издании «Системы природы» Линней назвал китов рыбами...

Зажгли так зажгли

В архитектуре и геральдике раннефеодальной Европы часто использовался образ «дикого человека» (вуду-ваза), скопированный, вероятно, с греческих сатиров. С этим существом связан первый в истории Европы маскарад. В 1393 году королева Изабелла Баварская устроила бал. Король Карл VI Безумный и шестеро его приближенных явились в костюмах «снежных людей», сделанных из льняной ткани, смолы и пеньки. В разгар праздника герцог Орлеанский случайно поднес свечу к королевскому костюму. Тот немедленно вспыхнул. Огонь перекинулся на других «лесных людей». Четверо из них погибли. Король получил сильные ожоги, но спасся благодаря герцогине де Берри, накрывшей его своей одеждой.

Происхождение видов

Пересказывать современные истории о встрече со снежным человеком не имеет смысла - большинство из них смахивает на байки охотников. Они либо однотипны, либо невероятны, и в любом случае не поддаются проверке. Определенный интерес представляют лишь общие сведения об известных «разновидностях» снежного человека.

В горах Алтая, Кавказа и Памира обитает алмас («алмаст», от монгольского - «дикий человек»). Его описывают как гуманоида с красной шерстью, человеческими чертами лица, мощными надбровными дугами, плоским носом и подбородком (что полностью совпадает с реконструированным обликом неандертальца).

Легенды об алмасах не могут похвастаться древностью - им всего лишь несколько сотен лет. Может создаться впечатление, что алмасов в горах едва ли не больше, чем людей. В 1871 году их видел Николай Пржевальский, а в 1941-м бойцы-красноармейцы якобы поймали на Кавказе какого-то волосатого гражданина, допросили его (безрезультатно) и расстреляли как немецкого шпиона.

В Афганистане и Пакистане эти существа известны как барману , однако наибольшую популярность на Западе имеет другое, тибетское название - йети («человек-медведь» либо «каменный медведь»). Количество встреч с ним возрастало пропорционально увеличению числа европейцев, исследовавших Гималаи. В 1832 году англичане заметили в горах некое рыжее существо - вероятно, орангутанга, в 1889 - нечто вроде медведя.

А еще здесь обитают йети. Йети, представляющие высокогорный подвид семейства троллей, слыхом не слыхивали о том, что людоедство безнадежно вышло из моды. Их мнение по данному вопросу таково: ешь, что шевелится. Если не шевелится, подожди, пока шевельнется. И тогда ешь.

Терри Пратчетт, «Движущиеся картинки»

Монастыри Кхумджунг и Пангбоче долгое время хранили скальпы йети, которым приписывалась магическая сила. В середине прошлого века было проведено их исследование. Результаты вызывают разочарование: это всего лишь шкуры с шеи гималайской горной козы. Монахи Пангбоче владели и другой реликвией - мумифицированной когтистой лапой йети, однако в 1991 году она была украдена (вероятно, осев в чьей-то частной коллекции).

В Шотландии на горе Бен Макдуй обитает Ам Фир Лиат Мор («Большой серый человек»). Никто его толком не видел, однако множество альпинистов слышали странные шаги по склонам. Их истории мало чем отличаются друг от друга - они шли по горе в тумане (как правило, вечером), как вдруг где-то сзади начали раздаваться размеренные шаги. Преследователь ступал редко, но не отставал - то есть был в несколько раз крупнее человека. Люди начинали паниковать, ударялись в бегство и лишь мельком видели какой-то огромный серый силуэт в тумане.

Это явление отличалось такой массовостью, что ему было просто необходимо подобрать объяснения. Выдвигались теории про энергетические разломы и «пугающий» инфразвук, однако наиболее вероятно, что специфические условия Бен Макдуя (частые туманы) создают хорошо известный альпинистам эффект фантома. Если низко стоящее солнце светит человеку в спину, а перед ним плывет туман, то в нем появляется жутковатое отражение фигуры, окруженной ярким нимбом света.

Филиппинское лесное существо по кличке Капри слегка напоминает снежного человека своими повадками (живет на деревьях, шумит, проявляет интерес к женщинам), но вместе с тем имеет чисто человеческую внешность, носит традиционную одежду бахаг и курит трубку (говорят, что сверчки в лесах - выпавшие из нее угли).

Свой снежный человек есть даже в перенаселенной Японии. Его называют Хибагон (или Хинагон), поскольку он живет на лесной горе Хиба в префектуре Хиросима. Встреча с ним произошла 35 лет назад. По словам очевидцев, Хибагон был невысоким, волосатым, с плоским носом и горящими глазами. Все признаки указывают на то, что это не снежный человек, а нечто вроде гориллы.

Среди всех разновидностей данного существа наиболее интересна судьба американского «большенога» бигфута или сасквача (термин придуман в 1920 году школьным учителем Бернсом, заметившим, что многие индейские племена используют слова с одинаковым корнем «сас» для обозначения диких людей).

До середины 20 века года бигфуты в США не водились, а истории о сасквачах были популярны лишь в индейских резервациях. В августе 1958 году строительная компания Рэя Уоллеса прокладывала дорогу в безлюдном районе Калифорнии. Бульдозерист Джерри Крю обнаружил следы «больших ног». Ступни были 40-сантиметровые, длина шага - свыше метра. Местная газета окрестила находку «бигфутом», а Уоллес начал активно продвигать «большенога» среди любителей непознанного.

Но настоящим «днем рождения» американского снежного человека можно считать 20 октября 1967 года, когда участникам конного родео Роджеру Паттерсону и Бобу Гимлину удалось заснять его на пленку. Они отправились в национальный парк «Шесть рек» с взятой в аренду 16-миллиметровой камерой, намереваясь сделать документальный фильм о бигфуте в стиле «Ведьмы из Блэр». Мужчины договорились, что по возможности попытаются подстрелить «большенога» - его тело можно выгодно продать, к тому же оно будет неопровержимым доказательством.

Однако когда они увидели его, то совершенно позабыли об оружии. Бигфут стал быстро уходить от исследователей. Паттерсон спешился с лошади и пустился за ним вдогонку с работающей камерой, Гимлин с ружьем прикрывал его сзади. В результате первая половина фильма вышла бракованной - изображение тряслось и прыгало во все стороны, но когда Паттерсон приблизился к бигфуту на несколько десятков метров и встал неподвижно, качество съемки заметно улучшилось. Существо несколько раз оглянулось на преследователей и скрылось в лесу.

У США наконец-то появился свой национальный монстр. За несколько десятилетий слово «бигфут» стало популярным брендом. Со всех концов страны пошли сообщения об аналогичных встречах. Люди находили следы, шерсть, экскременты «большенога». Появились многочисленные клубы «бигфутологов», а в туризме возникла новая индустрия. Ученые, исследовавшие пленку Паттерсона-Гимлина, разделились на два примерно равных по численности лагеря: одни говорили, что это явная инсценировка (перед объективом бегает актер в шерстяном костюме), другие отмечали необычную походку существа и заявляли, что оно не может быть человеком.

26 ноября 2002 года Рэй Уоллес, первооткрыватель и популяризатор бигфутов, скончался. Его семья вскоре призналась, что Рэй вместе со своим братом подделали следы вокруг бульдозера, надев на ноги большие деревянные ступни. Зачем это было им нужно - точно не известно. Вероятно, они хотели немного развлечься, но придуманный ими бигфут вскоре превратился в общенационального американского героя, начал приносить немалый доход и приобрел всемирную славу. Такая мелочь, как подделка первых обнаруженных следов, энтузиастов ничуть не смущает.

Недостающее звено

Теорий о происхождении снежного человека много, но если отмести все нездоровые фантазии (пришелец из космоса, из иного измерения, энергетическая проекция обычных людей, души наших предков, секретные правительственные эксперименты, сверхразвитые приматы, скрывающиеся от людей с помощью телепатии), оставшиеся версии можно будет пересчитать по пальцам одной руки.

Первая, наиболее известная, опирается на мифические корни диких гигантов, якобы живших на планете задолго до человека. Учитывая специфическую географию встреч со снежным человеком, большая часть которых приходится на Азию, Северную Америку и Восточную Европу, можно предположить, что мы имеем дело с гигантопитеком (Gigantopithecus blacki).

Останки этой вымершей человекоподобной обезьяны были найдены именно в Азии (Китае). К сожалению, их слишком мало, чтобы воссоздать облик животного. В распоряжении ученых имеются лишь несколько нижних челюстей и около 1000 зубов, самые крупные из которых в 6 раз больше, чем у человека. Предполагается, что рост гигантопитека, вставшего на задние лапы, достигал 3 метров. Эти великаны, скорее всего, напоминали горилл или орангутангов.

Против «снежного очеловечивания» гигантопитеков говорит тот факт, что они вымерли почти 100 000 лет тому назад и вряд ли могли расселиться по нескольким континентам - особенно при их предполагаемой диете (большинство костей было обнаружено в ареале обитания предков современных панд, питавшихся бамбуком).

Другие кандидаты в снежные люди - неандертальцы - также не внушают оптимизма. Даже если бы они дожили до 21 века, то были бы слишком разумны, чтобы вести дикий образ жизни (неандертальцы умели строить убежища, использовали огонь и применяли разнообразные орудия - от каменных резаков до деревянных копий). Они были приземисты и коренасты (рост - до 165 см), что также не соответствует предполагаемому облику снежных людей.

Наконец, совершенно точно известно, что неандертальцы вымерли около 24000 лет назад. Последние места их обитания - Хорватия, Иберия (Испания) и Крым. Как они могли сохраниться единичными особями по всему свету - вопрос из серии «С кем спаривалось Лох-Несское чудовище в небольшом озере, чтобы дожить до наших дней?». Сегодня, когда вся планета уже сфотографирована спутниками и выставлена на всеобщее обозрение в Google Earth, когда амазонские индейцы одеваются в китайский Adidas, а тибетцы катают туристов по горам на японских джипах, реликтовому гоминиду спрятаться попросту негде.

Есть мнения, что снежные люди появляются «точечно» в разных местах планеты лишь потому, что они - нечто вроде Маугли или Тарзана. История знает около 100 случаев обнаружения одичавших детей . Их находят и по сей день, зачастую в трагикомичном положении - например, два года назад на Фиджи был обнаружен молодой человек Сунджит Кумар, выросший среди кур и подражавший их поведению.

В древности потерянные или брошенные дети, а также лица с некоторыми психическими отклонениями могли легко одичать, провести всю (безусловно, недолгую) жизнь на природе и лишь изредка попадаться на глаза суеверным обывателям. Тысячи лет назад их называли бы троллями и сатирами, а в 20 веке - снежными людьми. Именно такой случай описал Тургенев в гостях у Гюстава Флобера (эпиграф статьи) - причем в итоге выяснилось, что это была сумасшедшая, подкармливаемая пастухами и жившая в лесу более 30 лет.

Наиболее разумным объяснением феномена снежного человека становится поговорка «У страха глаза велики». В ошибочном восприятии сокрыты многие тайны мироздания. Гигантские морские змеи на проверку оказывались спутавшимися водорослями, летающие тарелки - метеозондами, а снежные люди - гориллами или медведями.

Медведь - такое оригинальное животное, что всякой узнает его по первому взгляду. Он не ест себе подобных, не бродит ночью по деревне в надежде схватить и утащить ребёнка. От времени до времени он залезает на дерево до самой верхушки, а оттуда осматривает окрестность. Он особенно не любит, чтобы его дразнили или нарушали его покой.

Альфред Брэм, «Жизнь животных»

Брэм ошибался - считает японский альпинист Макото Небуга. Медведя узнает далеко не каждый, особенно если человек напуган, а косолапый встал на задние лапы. Небуга 12 лет искал в горах Непала, Тибета и Бутана легендарного йети и пришел к выводу, что тот уже давно содержится во многих зоопарках мира. Легенда о нем возникла из-за того, что гималайский медведь - «мети» - был спутан с «йети» (неудивительно, ведь местные жители считают медведя сверхъестественным существом). Реальность редко бывает столь же загадочна, как наши представления о ней.

  • В 2001 году специалисты Оксфордского университета опубликовали материалы исследования гена рыжих волос. Исходя из предположения, что неандертальцы были рыжими, стали делаться выводы о том, что рыжие люди - их далекие потомки (впрочем, оксфордские авторы считают эту версию излишне смелой).
  • С 1969 года в округе Скамания (Вашингтон) действует закон, согласно которому убийство всякого гуманоидного существа - уголовно наказуемое преступление.
  • Большинство снежных людей «обнаружены» в холодном климате (северные широты, высокогорье). Естественная среда обитания приматов гораздо теплее. Кроме того, на территории Северной Америки крупные обезьяны (гоминиды) никогда не обитали. По крайней мере, их останки не обнаружены до сих пор, что ставит под сомнение реальность бигфута.
  • Термин «снежный человек» появился в 1921 году после тибетской экспедиции Королевского географического общества, когда один из шерпов объяснил британцам, что странные следы на снегу (по-видимому, волчьи) принадлежат «канг-ми», то есть «снежному человеку».
  • Европейские вуду-вазы упоминаются Толкином. Во «Властелине Колец» вскользь говорится о неких «уозах»: Эльф Сарос обозвал Турина «лесным дикарем» (wood-wose). Сегодня это слово модернизировано до wood-house (лесной дом).
  • В 1978 году в национальном лесу Сискью (Орегон) была построена единственная в мире ловушка для бигфута - небольшой сарайчик с захлопывающейся дверцей. Она функционировала шесть лет, но за все это время в нее попадались только медведи. Теперь это туристическая достопримечательность.
  • * * *

    Взвесив все «за» и «против», можно с 99% вероятностью утверждать, что снежные люди - фикция. Однако, как верно подметил приматолог Джон Напье, существует некая предельная численность свидетельств о встрече с бигфутом, после которой их уже нельзя будет объяснить одними лишь ошибками и мистификациями. Одну или две истории о «волосатой обезьяне с горящими глазами» можно не принимать во внимание. Сто тысяч рассказов об этом - повод задуматься. Нам остается только ждать и анализировать. Время рассудит.

    С доисторических времен людской страх перед неизведанным порождает легенды о кровожадных чудовищах, живущих в местах, не тронутых цивилизацией. До сих пор неизвестно, например, существует ли только в сказках или есть реальные научные доказательства.

    Мифы и свидетельства древних народов

    Легендарное животное имеет множество имен, в зависимости от региона, где его видели:

    • Непальский йети;
    • Американский сасквоч или бигфут;
    • Австралийский йоуи;
    • Китайский йерен.

    Названия минче и цзу-тех в тибетском языке, относят неизвестного зверя к медведям.

    Индийский народ лепча, живущий в сиккимском районе Гималаев, почитает «существо с ледника», по описанию похожего на доисторического гоминида , считает божеством охоты и внешний вид сравнивает с медведем.

    В религии Бон для специальных церемоний использовали кровь ми-ргода или «дикого человека».

    Ученые изучают феномен йети

    Когда свидетельства очевидцев были отрывочные, записей, костей или иных физических подтверждений не находили, антропологи выдвинули предположение, что снежный человек - это гоминид, потомок неандертальцев, доживший до наших дней. Карл Линней придумал название Homo troglodytes (человек пещерный).

    • Первые задокументированные следы описал подполковник Чарльз Говард-Бери в книге «Гора Эверест. Разведка» в 1921г. Проводник из местной народности шерпов рассказал альпинисту, что он видел того, кого тибетцы называют метох-кангми или «дикого человека снегов».
    • В 1925г. фотограф Томбази на склоне Зему заметил высокое существо с рыжей шерстью на высоте 4600м. над уровнем моря, а также обнаружил следы, принадлежащие двуногому пятипалому гоминиду с длиной стопы 33см.
    • На территории бывшего СССР в Абхазии живет семья, предком которой по рассказам местных жителей является дикая обезьяноподобная Зана. В конце XIX века ее поймал князь Ачба и подарил своему вассалу, который привез дикарку в Тхину. Сельские долгожители говорят, что тело Заны было покрыто серыми длинными волосами, рост достигал двух метров, она бегала быстрее скакунов и носила тяжести без особых усилий.
    • С 1975г. изучением потомков Заны занялся кандидат исторических наук Игорь Бурцев. Ему удалось получить разрешение на то, чтобы выкопать и отправить на экспертизу череп сына необычной женщины Тхина. Результаты показали, что эти люди произошли из Западной Африки. Также есть мнение, что Зана была просто сбежавшей умственно отсталой.

    Как выглядит снежный человек?

    В массовой культуре сформировался образ бигфута как обезьяноподобного существа гигантских размеров с белой шкурой и удлиненными передними конечностями. Люди боятся его как чудовища, которое может утащить и сожрать людей. Это представление отличается от того, которое составляют криптозоологи на основании рассказов очевидцев.

    Если суммировать впечатления счастливчиков, видевших следы животного и его самого, йети действительно похож на огромного прямоходящего орангутанга, рост которого достигает 3м. Тело зверя покрыто бурой, серой или рыжей шерстью, голова примерно в два раза больше человеческой и имеет заостренную форму.

    Он ловко передвигается по горам и карабкается по деревьям, силой и скоростью превосходит людей. Ученые предполагают, что снежный человек всеяден, питается мелкими животными, насекомыми и ягодами.

    Где живет легендарный бигфут?

    Судя по легендам, потомок древних приматов любит прятаться в горах. О йети знают в более десятках регионах на трех континентов:

    1. Про встречи с неизвестным «диким человеком» рассказывают в Гималаях, Дагестане, Абхазии, Бутане, Памире, на Кавказе, Урале, Чукотке;
    2. Более 300 свидетельств зафиксировано на территории Китая;
    3. Прибыв на Австралийский континент, европейцы столкнулись с дикими обезьяноподобными аборигенами и даже воевали с ними;
    4. Северная Америка и Канада также имеет свою легенду о сасквоче.

    Поскольку с бигфутом встречались чаще всего на территории бывшего СССР, в 1957г. была создана Комиссия при Академии наук, которая собрала ученых смежных специальностей (геолога, альпиниста, врача, антрополога) для изучения феномена. Однако серьезных результатов эта работа не дала.

    Существует ли снежный человек на самом деле?

    В конце XX века в реальность йети верили только криптозоологи и фанатики. Научное сообщество считало всю информацию, касающуюся гоминида, ошибочной или сфабрикованной. Однако в 2013г. профессор Оксфордского университета Брайн Сайкс вместе с командой провел генетический анализ волос мумифицированного бигфута из Ладакха, Северной Индии, и шерсти, найденной одним из жителей Бутана. Этим образцам было от 20 до 40 лет. Результат показал, что ДНК образцов совпала на 100% с генетическим материалом предка белых медведей, жившим в эпоху плейстоцена, то есть от 40 000 до 120 000 лет назад.

    Опубликовав эти новости, Брайан Сайкс продолжил собирать генетический материал у всех, кто утверждал, что сталкивался с чудовищем. Остальные полученные образцы относились к разным видам хищников, домашним собакам, часть оказалась растительными и даже синтетическими волокнами.

    В 2016 году на 69-ой Ежегодной Конференции Антропологических исследований в США был представлен доклад. В нем речь шла об изучении следов зубов, обнаруженных в 2013-2014 гг. в районе горы Св. Елены в штате Вашингтон. Митчелл Таунсенд утверждал, что отпечатки на реберных костях оленей указывают на гоминида с челюстью, в два раза превышающей человеческую. Ученый сделал вывод, что зверь, обглодавший ребра, держал их одной рукой, как делают приматы.

    В начале XXI века изменился подход к вопросу поиска информации о древних чудищах. Если раньше большую роль играли субъективные представления ученых о находках и рассказах свидетелей, то теперь появились инструменты, дающие точные ответы. На основании новых данных в околонаучной среде не утихают споры, существует ли снежный человек или нет. Остается лишь ждать следующих открытий, чтобы поставить точку в этом вопросе.

    5 самых достоверных видео-фактов существования йети

    В данном ролике антрополог Владимир Перевалов покажет реально существующие кадры, на которых удалось запечатлеть снежного человека:

    Йети или снежный человек — существо, похожее на человека, якобы живущее высоко в горах или других труднодоступных местностях. Высказывается предположение, что это реликтовый гоминид, то есть одна из ветвей развития отряда приматов, сохранившая с доисторических времен.

    Существует ли йети?

    Откуда тогда берутся слухи о его существовании?

    Кто-то их попросту придумывает, кто-то может принять за йети медведя или человекообразную обезьяну. Специалисты, изучающие разнообразные верования, утверждают, что возникновение легенд об йети объясняется извечным страхом человека перед темнотой и холодом.

    На чем основано мнение о том, что йети не существует?

    Нет никаких достоверных фото или видео, на которых бы был запечатлен йети. Ничто похожее на йети никогда не замечалось с воздуха и не попадалось в фотоловушки, которых в последнее время по планете разбросано оргомное количество. Нет ни одного охотника, который мог бы похвастаться таким трофеем. Йети никогда не попадался на глаза ни ученым, ни альпинистам, ни егерям, которые не злоупотребляют алкоголем. Нигде не было обнаружено ни трупов, ни скелетов йети, посему можно с уверенностью заявить, что йети не существует, поскольку ни одному животному похожих с йети размеров не удалось бы в течение тысяч лет скрывать свое существование от человека.

    Комментарий профессионального биолога по поводу йети:

    Итак, допускаю ли я (как зоолог-профессионал) принципиальную возможность существования реликтового гоминоида? - ответ: «Да». Верю ли я в его существование? - ответ: «Нет». А поскольку речь тут зашла не о «знаю/не знаю», а о «верю/не верю», я позволю себе высказать на сей счет вполне субъективное суждение, основанное личном опыте: […] там, где единожды ступила нога профессионала, ни одно животное крупнее крысы не имеет ни единого шанса остаться «неизвестным науке». Ну, а поскольку к концу двадцатого столетия мест, где та нога профессионала не ступала бы вовсе, почитай, уже не осталось (по крайней мере на суше) - выводы делайте сами…

    На самом деле было найдено множество следов снежного человека — ученые исследовали его волосы и другие части тела

    Вот цитата из Википедии по этому поводу:

    В 2013 году опубликован доклад профессора генетики Оксфордского университета Брайана Сайкса. Согласно анализам двух образцов волос - из западного района Гималаев и из Бутана - выяснилось, что образцы ДНК полностью идентичны ДНК древнего полярного медведя, который существовал более 40 тысяч лет назад и находился в тесном родстве с бурым медведем.

    В 2014 году было опубликовано ещё одно исследование, в котором 36 образцов предполагаемых йети были секвенированы. 34 образца принадлежали хорошо известным животным (коровы, лошади, еноты, люди, олени, волки, малазийский тапир), два образца из

    Собранные по всему миру образцы шерсти, которые считали принадлежащими снежному человеку, на самом деле собраны от обычных животных.

    Йети, бигфут, снежный человек, сасквоч – так называют таинственное человекообразное существо огромного роста, передвигающегося на двух ногах и покрытого густой шерстью. По рассказам одних очевидцев, которые якобы наблюдали снежного человека в лесах и горах, на Алтае, в Гималаях и Северной Америке, выглядит загадочное существо, как гигантская обезьяна из гигантопитеков (которые вымерли миллион лет назад). Другие утверждают, что йети напоминает гибрид неандертальца и денисовского человека, двух вымерших видов древних людей.

    Примечательно, что исследованиями снежного человека наука почти не занимается, не считая криптозоологии, научность которой вызывает большие сомнения. Большинство ученых отмахиваются от историй о йети, считая их по большей части выдумками. Как недавно выяснилось, вполне возможно, что это на самом деле так. В частности, еще в 2008 году было установлено, что шерсть, якобы принадлежащая снежному человеку и обнаруженная в штате Джорджия, на самом деле представляет собой смесь волос опоссума и гориллы. Но, несмотря на это, фанаты йети утверждают, что помимо фальшивок все же существуют и настоящие образцы, просто наука оставляет вопрос о снежном человеке без должного внимания.

    Тогда ученые из Швейцарии, Германии, Франции и США решили, наконец, решить вопрос о том, существует ли снежный человек на самом деле. Предварительно исследователи собрали образцы шерсти, которые, как считали, принадлежат йети. В итоге у них оказалось 57 образцов, которые любезно были предоставлены как музеями со всего мира, так и отдельными энтузиастами, в том числе из России и Индии. Причем возраст образцов оказался самый разный, некоторые даже хранились в течение полувека.

    На первом этапе исследования, ученые сразу же исключили то, что являлось даже не шерстью, а различными растительными и искусственными волокнами. В итоге у них осталось 37 образцов, которые далее подвергли генетическому анализу. Основная трудность в проведении анализа состояла в том, что шерсть снежного человека оказалась загрязнена человеческой ДНК. Проще говоря, образцы захватали руками. Тогда эксперты решили отправить на анализ не всю ДНК, а только ту, которая кодирует рибосомную РНК митохондрий. Именно ее в основном используют для идентификации биологических видов.

    В ходе проведения анализа еще семь образцов пришлось отбросить, так как из них невозможно было взять достаточно материала для лабораторного определения видовой принадлежности. Оставшиеся тридцать, как потом сообщили авторы исследования, принадлежали различным животным. По мнению ученых, они никак не могли являться шерстью «неизвестного человекообразного примата». Так, из имеющихся образцов часть волос принадлежала енотам, коровам, оленям, людям, дикобразам и койотам. Там даже были волосы чепрачного тапира – единственного из тапиров, обитающего в Азии.

    Хотя два образца все же привлекли внимание ученых. В них были выделены ДНК полярных медведей, хотя шерсть привезли из Бутана. По мнению специалистов, возможно, что современные гималайские медведи имели среди своих предков древних полярных медведей, которые потом полностью исчезли с этих земель. Примечательно, что живущие на Гималаях люди используют три слова для обозначения разных видов снежного человека. Один из них также обозначает медведя.

    Между тем ученые уверяют, что нет никаких оснований утверждать, что представленные образцы шерсти — это результаты мошенничества. Дело в том, что психология человека — сложная штука, поэтому вера в существование загадочного существа способна сильно повлиять на восприятие. Поэтому многим могло и впрямь показаться, что они повстречали йети, поэтому найденную на месте происшествия шерсть приняли за доказательство существования загадочного существа. Хорошо, что новейшие методы генетического анализа помогли узнать, кому на самом деле принадлежат обнаруженные волосы.

    Впрочем, настоящих фанатов йети, вряд ли можно убедить в том, что снежный человек – это всего лишь миф. К тому же, некоторые образцы и правда не были подвергнуты анализу в результате их плохого состояния. Но самое главное, для настоящего паранаучного фаната научные методы и исследования ученых не имеют никакого значения. Так что поклонники йети будут все равно продолжать выходить на поиски этого существа.



    Читайте также: