Какие страны имеют территории в пределах арктики. Новая мировая война может начаться в арктике

В августе 2015 года Российская Федерация подала в ООН новый вариант заявки на расширение границ континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. На этом основании страна может расширить ареал своего экономического приоритета над дополнительными акваториями и природными ресурсами их недр.

Константин Ранкс

Однако вместе с Россией на «дополнительные» районы Северного Ледовитого океана претендуют и другие страны. Еще в декабре 2014 года заявку на расширение внешней границы шельфовой зоны подала Дания. Есть претензии у Канады, США, Норвегии и даже у стран, которые к берегам Ледовитого океана не выходят.

Север становится вожделенным призом, который может и принести огромные богатства, и осложнить жизнь новыми проблемами. При этом сама Арктика меняется столь стремительно, что планы и идеи, актуальные еще несколько лет назад, на глазах становятся бессмысленными. Поэтому прежде всего она нуждается в изучении и понимании.


Свои границы, континентальные шельфы, исключительные экономические зоны в Арктике имеют восемь государств: Россия, Канада, США, Норвегия, Дания, Финляндия, Швеция, Исландия. Около 83 млрд баррелей (10 млрд т) сырой нефти — в основном близ побережья Аляски. Около 1550 млрд кубометров природного газа — в основном вдоль российской границы. Около 780 млрд тонн каменного угля, в том числе более 81 млрд тонн коксующегося угля.

Арктика: начало

Парадокс в том, что нет даже единого мнения, где именно начинаются границы арктической зоны. Казалось бы, логично считать такой границей Северный полярный круг, то есть 66-ю параллель. Однако она проходит по самому северу Европы, зато южная часть Гренландии, две трети Аляски и почти вся Чукотка расположены южнее нее и, получается, по этому критерию Арктикой считаться не могут.

Поэтому в 1950-х годах появилось предложение считать южной границей Арктики 60-ю северную параллель. Она проходит через Магадан, по югу Аляски, касается самой южной части Гренландии… Однако в Европе на этой параллели в ряд устроились такие города, как Берген, Осло, Стокгольм, Хельсинки, Санкт-Петербург… вряд ли их можно назвать полярными. Но если широтность не может считаться однозначным признаком принадлежности к арктической зоне, нам нужны дополнительные критерии, и один из них — средняя температура июля.


В Арктике температурный режим имеет особенное значение — так, низкие температуры ограничивают зону выращивания злаков и возможность вести привычное сельское хозяйство. Именно поэтому ряд американских и европейских ученых в те же 1950-е отнесли к Арктике почти треть Норвегии, Финляндии, Карелию, регионы вокруг Гудзонова залива в Канаде и большую часть Сибири. Однако июльская изотерма в +10°C извивается весьма прихотливо — в Тихом океане она огромным пузырем выдавливается на юг, вплоть до Алеутских островов.

Известны предложения по проведению границы Арктики по южному переходу тундры в лесотундру и тайгу — сегодня это несложно сделать, имея на руках снимки из космоса. Граница может учитывать и другие факторы: освещенность, погодный дискомфорт и т. п. — и вопрос о ней совсем не праздный. Он напрямую связан с оформлением льгот и надбавок, связанных с работой в особо сложных условиях, которые приняты у всех северных стран. В результате разные государства используют собственные критерии для проведения границ Арктики. Например, в России учитывается связь с Северным морским путем. Берег Ледовитого океана, без сомнения, уже Арктика.


Тревожные берега

Береговая линия Северного Ледовитого океана сформировалась, по геологическим масштабам, буквально «вчера». Этот океан — самый молодой на планете. Существует мнение, что его вообще можно считать продолжением Атлантического. Грандиозный Срединно-Атлантический хребет, начинаясь еще у Антарктиды, тянется прямо в Арктику, где разбивается на отдельные «ответвления», такие как хребет Гаккеля.

Ледовитый океан выделяется еще и тем, что имеет самую большую площадь шельфа: глубины до 200 м занимают не менее 40% всей его площади. Со стороны Евразии он изрезан затопленными долинами рек — начиная от Северной Двины и Печоры на западе до Индигирки и Колымы на востоке, — которые уходят на глубину почти до 100 м. Видимо, в прошлом уровень Ледовитого океана был гораздо ниже, чем сейчас. Считается, что 5 млн лет назад он был мельче на целых 300 м, после чего резко набрал уровень и снова спадал уже позднее, около 11−12 тысяч лет назад, на 130 м.

Поэтому и многие низинные берега, и мелководье Ледовитого океана — это участки тундры, затопленные уже на веку человечества. Они сложены многолетнемерзлыми породами и отличаются крайней нестабильностью: чувствительны и к механическим воздействиям, и к изменению температурного режима. Их перспектива — таяние, которое будет сопровождаться активным выделением газов, в первую очередь метана.


Наследие ледниковья

Метан будет выделяться в основном при разрушении газогидратов — комплексов метана и воды. Они накапливались многие века в ходе медленного разложения органики на большой и холодной глубине, где давление превышает 25 атм., а температура не забирается выше нуля. После того как дно поднялось, какое-то время они еще сохраняли стабильность, но нагревание рано или поздно приводит к их распаду. Поэтому сегодня устойчивость берегов и прибрежных зон Ледовитого океана оказывается под большим вопросом.

Несколько лет назад выделения метана были замечены на дне Восточно-Сибирского шельфа. Исследования показали, что залегающие там газогидраты пребывают в «пограничном состоянии». Достаточно придонной воде нагреться менее чем на градус, как метан начнет выделяться в атмосферу гораздо интенсивнее. А ведь его «парниковый потенциал» оценивается в десятки раз выше, чем у углекислого газа.

По счастью, есть у Арктики и другие берега — надежные, скальные массивы — берега Скандинавии и Кольского полуострова, Таймыра и Чукотки, острова Канады и Гренландия… Ну а самым противоречивым местом севера можно назвать Исландию, страну льда и огня, единственный крупный остров, через который проходит рифтовый хребет и который находится на двух тектонических плитах.


Сокровища севера

Сколько же в Арктике полезных ресурсов — например, углеводородов? Точных цифр нет ни у кого, и разброс в оценках значителен. Например, американские геологи предполагают, что за Полярным кругом (включая запасы шельфа и сухопутных месторождений) находится примерно 400 млрд баррелей нефтяного эквивалента, или 20% всех технически извлекаемых запасов.

Однако эти ресурсы арктической зоны распределены неравномерно. У берегов Аляски больше нефти, а вот у России — львиная доля северных запасов природного газа. Неудивительно, что мировым лидером в области добычи нефти на арктическом шельфе (в море Бофорта) являются США, а Россия только начала работы в Печорском море, на месторождении Приразломное. Зато на суше, в приполярной зоне Западной Сибири, успешно добываются и нефть, и газ — здесь вообще сосредоточено около 90% всей добычи природного газа в России и порядка 80% - нефти.

Кроме углеводородов, на шельфе (особенно в руслах затопленных долин древних рек) возможны обширные залежи твердых полезных ископаемых, включая такие вожделенные, как алмазы и золото. Вопрос в том, где территориально находятся эти месторождения, то есть кто и на каких основаниях может вести их разведку и разработку.


Трудности определений

Правовая принадлежность полезных ископаемых арктического шельфа определяется рядом международных конвенций. Согласно статье 76 Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года, континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра, простирающиеся за пределы его территориальных вод «на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка».

Почти строго геологическое определение, входящее в юридический документ, раскрывается пунктами 4−6 этой статьи, в которых описывается порядок установления подводной границы материков. Ключевыми являются измерения глубин, которые позволяют определить угол наклона и толщину материкового плато, уходящего к океанскому дну. Для проведения где-то новой границы мы должны доказать, что слой осадочных пород здесь, не прерываясь, связывается с нашим материком и что толщина его составляет не меньше 1% от расстояния до подножия склона.


Для получения детальных геологических данных требуются сложные исследования, включающие эхолокацию, подводное сейсмоакустическое профилирование, донный пробоотбор, опорное бурение… Именно нехватка таких данных и послужила раньше, в 2001 году, основанием для отвода первой российской заявки на изменение границ ее шельфа. Однако в нынешнем году ученые считают, что строгих доказательств собрано уже достаточно.

Подводный приз

Основные аргументы России заключаются в том, что хребты Ломоносова и Менделеева, равно как и поднятие Альфа и Чукотское, являются останками древней континентальной коры и имеют прямое «родство» с прилегающим шельфом. Но какой суше эти хребты роднее? Датчане и канадцы полагают, что хребет Ломоносова связан, скорее, с Гренландией (датчане) и Землей Элсмира (канадцы). Остается открытым и вопрос о наличии в нем крупных разломов — ведь границы шельфа прибрежных стран могут быть проведены только до них.

Впрочем, даже если доводы России будут приняты, это еще не означает конца игры. ООН не проводит границы: если специальная комиссия решит, что все доказательства российская сторона собрала и правильно оформила, она даст рекомендацию на проведение переговоров с соседними странами, которых также касается данный вопрос. Не исключено, что длиться они будут еще очень долго. Впрочем, сегодняшние конкуренты могут и пойти на неожиданные соглашения и альянсы: уж слишком много находится «посторонних», желающих прийти в Арктику.


В центральной части Ледовитого океана расположены глубоководные котловины, которые в принципе не могут оказаться в чьей-либо экономической зоне. Самые крупные из них — Канадская котловина, а также котловины Нансена, Амуденсена и Макарова, где глубины могут превышать 5 км. Здесь могут спокойно оперировать не только страны, имеющие выход к арктическому побережью, но и вообще кто угодно. Не случайно большую научно-исследовательскую работу разворачивает Китай, который приобрел ледокол и проводит собственные полярные экспедиции.

Цена шельфа

В том, что «надо идти на шельф», еще несколько лет назад не сомневался никто. Нефтяная сокровищница возбуждала умы не только северных стран — даже Индия, Китай, Япония, Корея и Сингапур грезили хотя бы субподрядным участием в неминуемом разделе «арктического пирога». Однако падение цен на нефть в 2014 году несколько охладило горячие головы.


«Технически извлекаемые» запасы — не значит коммерчески выгодные. При себестоимости нефти выше определенного уровня ее добыча становится просто нерентабельной. Если грунты морского дна слабые, газонасыщенные, а регион сейсмический, то себестоимость разработки такого месторождения взлетит просто до небес. Поэтому береговые месторождения выглядят не намного более надежным бизнесом. Пример такого удачного места — полуостров Ямал, который внедряется в Карское море и служит природной платформой для добычи газа.

Кстати, есть в этом регионе еще один малоизвестный резерв углеводородов — Баженовская свита. Это пачка древних отложений мощностью от 20 до 60 м, сформировавшихся на грани юрского периода, и это самые большие в мире запасы «сланцевой нефти». Известна Баженовская свита с конца 1960-х, хотя интереса долгое время не вызывала: вокруг было достаточно традиционных месторождений. Однако сланцевый бум в США заставил и Россию внимательнее отнестись к своим запасам, тем более расположенным так удачно, на уже освоенных территориях со всей необходимой инфраструктурой.


Прочие ценности

Освоение Арктики не обязательно связано с погоней за нефтью. Для некоторых стран север — это новый шанс снизить свою зависимость от углеводородов. Ведь здесь сосредоточены грандиозные запасы металлических руд — черных, цветных, редких, редкоземельных и драгоценных. Индий и платина, палладий и ниобий, хром, марганец, рений, вольфрам, молибден, литий, никель, медь — современным технологиям нужна вся таблица Менделеева, и в горах Приполярья все это есть. Исторически освоение полярных богатств началось в Северной Европе. Еще в середине XVII века на севере Швеции была обнаружена железная руда высочайшего качества. В конце XVII века горняки дошли и до Кольского полуострова, где начали добывать медную руду и серебро. А в 1868 году в долине реки Ивалойоки в Лапландии обнаружилось золото. Это дало старт «золотой лихорадке», за время которой сформировались традиции финских старателей. Именно они были в числе пионеров, которые несколько десятилетий спустя отправились на Клондайк.

Об огромных минеральных богатствах Кольского полуострова, Таймыра, Восточной Сибири российские геологи заговорили еще в начале ХХ века. Николай Урванцев, отправленный в устье Енисея искать месторождения угля, обнаружил платину, никель, медь — роскошный Норильский комплекс месторождений. В 1920-х Александр Ферсман открыл богатейшие залежи медно-никелевых руд и апатитов Кольского полуострова. Экспедиции Юрия Билибина и Валентина Цареградского подарили стране золото Колымы.


Совершенно уникальна группа месторождений Томтор восточнее Таймыра. Открытый еще в 1959 году массив долгое время не вызывал особого интереса, пока — в самом конце 1980-х — не стало ясно, что он скрывает настоящее богатство. Нибоий, иттрий, скандий, лантан, церий, празеодим, неодим, самарий, европий, титан — Томтор стоит в ряду крупнейших рудоносных провинций мира.

Понемногу раскрывается и огромная кладовая Гренландии. Уже сегодня на острове эксплуатируются месторождения свинцово-цинковых руд Марморилийка, где залегает 10% всех мировых запасов этих металлов. Здесь добывают уран, хром, готовятся к разработке молибдена… Арктика — это огромные запасы ископаемых, которые могут сыграть ключевую роль в развитии экономики нового типа и избавлении человечества от «нефтяной зависимости». Если, конечно, природа даст нам время.


Теплое будущее

Арктика играет огромную роль в нашей жизни, даже если сами мы этого не замечаем. В определенной степени это «кухня погоды»: взаимодействуя с воздушными потоками из субтропических широт, она формирует климат всего умеренного пояса. Именно отсюда с завидным постоянством спускаются на юг гигантские ледники, сметая все на своем пути…

При этом Арктика остается удивительно уязвимой. Изменение температуры всего на один-два градуса меняет здесь всё. В полярных областях «плюс-минус один» — это сохранение или исчезновение снега, льда, мерзлоты. Это жизнь или гибель для многих видов растений и животных, адаптированных эволюцией к обитанию на холоде. Природа Арктики крайне хрупка, связи ее экосистем сложны и плохо предсказуемы. Арктика во многом еще остается Terra Incognita. Где еще можно до сих пор совершать классические географические открытия? А ведь не далее как летом 2015 года российская экспедиция к архипелагам Земли Франца-Иосифа и Новой Земли обнаружили девять островов размерами до 2 км, которых не было на самых современных картах, а один ранее известный залив оказался проливом… Похоже, мы еще долго будем корректировать карты севера и еще дольше — наносить значки новых месторождений полезных ископаемых.

Задача данной публикации - коснуться кратко правового режима Арктики и Антарктики. Данные территории отличаются от прочих частей земного шара уже в силу своего особого географического положения. Международно-правовой режим Арктики и Антарктики - тема, освещаемая не слишком часто. Но, без сомнения, она будет интересна многим читателям.

Арктикой называют северную полярную область нашего земного шара. Ее пределы с юга ограничиваются географической параллелью северной широты 66⁰ 33′, известной под названием Северного Полярного круга. Сюда же относятся материков - Америки, Европы, Азии. И конечно же, большую часть Арктики составляет водное пространство океана - Северного Ледовитого совокупно с островными образованиями.

Международное право о правовом режиме Арктики

Подобные пространства обладают различным правовым положением и режимом пользования. В наши дни любое из известных (то есть открытых) сухопутных образований арктической территории находится под исключительным суверенитетом одного из государств, имеющих выход к Северному Ледовитому океану. Это США, Канада, Дания (остров Гренландия), Норвегия и Россия.

Отдельные нормативные акты касательно разграничения пространственной сферы и, соответственно, правового режима Арктики, приняты были лишь двумя странами - СССР и Канадой. Российская Федерация - продолжатель правомочий СССР относительно его арктического пространства - продолжила издание ряда актов, имеющих отношение к юридическому статусу данного пространства (его различных частей) и понятию правового режима Арктики. В число таких актов входит ряд законов федерального значения, касающихся государственной границы РФ, ее внутренних морских вод вместе с континентального шельфа и экономической зоны.

Первые попытки определения правового режима Арктики и законодательного закрепления собственных притязаний на пространство, прилегающее к основной государственной территории, сделала Канада. Следует упомянуть, что претензий на полную совокупность морских и сухопутных пространств упомянутого региона официальным порядком не было выдвинуто ни одним из приарктических государств. Вместе с тем в юридической практике касательно международно-правового режима Арктики достаточно долго поддерживалось мнение о распространении властных полномочий данных стран на площадь каждого из прилежащих к их побережьям арктических секторов, вершины которых сходятся в Северном полюсе.

О полярных секторах

Данный подход, получивший название "теории секторов", не получил должного официального подкрепления в национальных нормативных актах либо международных договорах. Подобные термины - "полярный сектор" либо "арктический сектор" не используются ни в одном официальном международно-правовом документе. Законодательные акты, принятые СССР и Канадой в сфере международно-правового режима Арктики, касаются закрепления правомочий этих стран лишь на те сухопутные образования (материковые и островные), что расположены на прилегающем пространстве. Даже закрепленный многосторонним международным договором особенный правовой статус, присвоенный архипелагу Шпицберген (фиксирующий признание суверенитета Норвегии), не затрагивает сопредельных морских пространств. В этом - главные особенности правового режима Арктики.

Если говорить о юридическом статусе северного морского пространства в целом, то он основан на принципах и нормах общего международного права, имеющих отношение к Мировому океану, которые закреплены в Женевских конвенциях 1958 года и в Конвенции ООН (принятой в 1982 году) по морскому праву. В свете данных международных соглашений относительно правового режима Арктики юрисдикция и суверенитет всех приполярных государств распространяется не на целую акваторию каждого соответствующего ее сектора, а лишь на часть океанских вод, примыкающих к одному из сухопутных образований данных стран либо омывающих их.

Речь идёт о континентальном шельфе, исключительной и прилежащей экономической зоне, территориальном море, международном районе морского дна или об имеющихся проливах, которые перекрываются территориальным морем прибрежных стран и не используются как международные морские коммуникации.

Об исторических водах

Положениями международного права приполярные государства наделены особенными полномочиями в части, касающейся управления разными видами морепользования (большей частью судоходными). На территории исключительных экономических зон в тех районах, что почти всегда покрыты льдом, Конвенция 1982 года своей 234-й статьей закрепила права прибрежного государства на принятие мер, обеспечивающих издаваемые им законы недискриминационного характера, касающиеся загрязнения судами морской среды (его предотвращения, сокращения и контролирования).

Причина - в реальной опасности в суровых условиях серьезной угрозы загрязнения окружающего пространства с нанесением непоправимого вреда природному равновесию вследствие возможных морских аварий. Данная статья оговаривает необходимость учитывать в издаваемых нормативных актах экологические интересы водной среды, используя самые достоверные из имеющихся научных данных. Определяя границы каждого такого района в рамках принятого правового режима Арктики, государства обязаны согласовывать собственные действия с компетентной международной организацией - ИМО (Международной морской организацией).

Таким образом, Конвенция 1982 года, наделяя каждое из прибрежных государств особыми правомочиями в районах экономической зоны, делает упор на возможности их осуществления (речь идёт, например, об инспекционном осмотре властями прибрежной страны иностранных судов). Предпринимаются они исключительно в интересах дела (статья 220 пункт 5-й). Проводящие инспекцию власти обязаны поставить в известность государство, под флагом которого выступает инспектированное судно, обо всех мерах, принятых к нему.

О юридическом статусе морских внутренних вод

Одна из важных составляющих юридического статуса Арктики - правовой режим Северного морского пути. Как известно, он представляет собой национальную транспортную коммуникацию России. Правовой статус его относительно территориального моря и внутренних вод России, как и ее экономической зоны, можно сравнить с правовым положением прибрежной судоходной магистрали Норвегии. Аналогично последней, проложен

Исключительно национальными усилиями. Его оборудование и освоение - заслуга России. Роль его в экономической жизни Крайнего Севера страны, как и всей отечественной экономики в целом, трудно переоценить.

В связи с чем факт использования Северного морского пути в эксклюзивном порядке российскими судами общепризнан и не вызывает никаких отрицательных реакций со стороны прочих прибрежных государств. По умолчанию его можно рассматривать молчаливым признанием приоритета нашей страны в использовании данной коммуникации.

Еще раз о Северном морском пути

В 1998 году был принят Федеральный закон под названием "Об исключительной экономической зоне РФ". Данным юридическим актом было объявлено установление вдоль северного побережья территории нашей страны исключительной зоны протяженностью 200 миль. Здесь же было закреплено право властей принимать обязательные меры, необходимые для борьбы с возможными загрязнениями от морских судов. Касалось это районов, статус которых соответствовал положениям 234-й статьи Конвенции 1982 года.

При попытках проходящих судов нарушить положений данного законодательства либо международных правил властям дано право осуществления нужных проверочных действий - требования произведения их досмотра или (при необходимости) возбуждения разбирательства с задержанием судна-нарушителя.

Сравнительные особенности правового режима Арктики и Антарктики

Открытие Антарктиды произошло в 1820 году русскими мореплавателями. Командование экспедицией осуществлялось Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым. Задача нашей статьи - рассмотреть отличия правового режима Арктики и Антарктики в международном праве.

Какой же статус занимает южный полярный регион в наши дни? Основа его - постулаты, принятые Договором об Антарктике, заключён который был в 1959 году (1 декабря) Вашингтонской конференцией с участием СССР, США, Великобритании, Норвегии, Новой Зеландии, Австралии, Бельгии, Аргентины, Южно-Африканского Союза, Чили, Франции и Японии. Необходимость созыва подобной конференции с принятием и вводом в действие соответствующего международного соглашения (вступившего в силу в июле 1961 года) была обусловлена обострившимся противостоянием между притязавшими на отдельные части данной территории государствами и прочими странами, отвергавшими подобные действия в одностороннем порядке.

На Вашингтонской конференции удалось преодолеть территориальные проблемы, касающиеся государств-участников. Как итог процесса переговоров была принята статья IV Договора, текст которой закреплял принятые выводы и решения.

О чем удалось договориться?

Участниками было принято соглашение:

1. О непризнании суверенитета ни одного государства в любом из районов Антарктики, а также возможных претензий любой страны на утверждение территориального суверенитета упомянутого пространства. Уже здесь можно наблюдать отличия правового режима Арктики и Антарктики.

2. Об отсутствии требования к любой из числа договаривающихся стран отказаться от заявленных ранее ею претензий территориального характера на пространство Антарктики.

3. О том, что любое из положений договора не должно наносить ущерб позициям стран-контрагентов относительно признания либо непризнания заявленных претензий на суверенитет в пространстве Антарктики.

Другими словами, положения, закрепленные в статье IV, утвердили сложившуюся до этого в Антарктике ситуацию относительно заявленных ранее претензий либо прав на суверенитет, но без претворения таковых в реальность. Ими же было признано право государств в будущем выдвигать аналогичные претензии, опять же не ведущие к реальному их исполнению.

Таким образом, это соглашение можно расценить как придание Антарктике статуса территории, открытой для использования в беспрепятственном режиме любым из государств, включая тех, что не входят в число участников данного соглашения. Подобный статус позволяет относиться к Антарктике как международной территории, юридический статус которой аналогичен статусу открытого моря, воздушного или космического пространства. В этом - главное отличие правового режима Арктики и Антарктиды.

Вашингтонской конференцией было закреплено право государств осуществлять юрисдикции личного и территориального характера, связанные с возможными территориальными притязаниями. Главный результат Вашингтонской конференции - разработка с последующим закреплением в договоре основных принципов права, касающихся деятельности в данном районе:

  1. Мирное использование антарктической зоны. В Антарктике запрещено размещение контингентов войск, она не может служить в качестве театра военных действий либо базы для ведения их где бы то ни было. Не разрешается использовать территорию ее в качестве полигона для применения оружия (как обычного, так и ядерного).
  2. На пространстве Антарктики провозглашена свобода научных исследований и сотрудничества международного характера. Относится подобное положение к любому государству, имеющему, таким образом, равные права со странами-участниками договора.
  3. Обеспечение в регионе экологической безопасности. В данной части прослеживается сходство правового режима Арктики и Антарктики.

О территории региона

Та же самая IV статья Договора об Антарктике определяет территориальные границы его действия применительно к району, расположенному южнее шестидесятой параллели южной широты. Следовательно, к указанному в Конвенции региону относятся все пространства - водные, островные, материковые, которые с севера ограничиваются этой условной линией - географической параллелью 60⁰ южной широты. В пределах данного района права любого государства осуществляются согласно положениям договора международного права относительно открытого моря, что особенно оговаривается.

Подобное важное положение придает еще больше сходства юридическому статусу Антарктики и статусу любой территории с международным режимом. В этой связи побережье антарктического материка вместе с островными образованиями не располагает собственными внутренними морскими водами, исключительной и прилежащей экономическими зонами, территориальным морем, что имело бы место в случае попадания Антарктиды под суверенитет либо юрисдикцию определённого государства.

Договор об Антарктике создал фундамент, на котором строится дальнейшее международно-правовое регулирование в данном регионе. Положения его были развиты и дополнены рядом прочих подобных многосторонних соглашений. В 1972 году появился один из первых таких документов - Конвенция о сохранении антарктических тюленей. Число добываемых видов их было существенно ограничено с установкой допустимого уровня вылова, лимитированием добычи по возрасту, полу и размеру. В частности, были определены районы как открытые, так и закрытые для охоты, установлен регламент относительно применения различных орудий лова. Деятельность по добыче тюленей в Антарктике инспектируется, что входит в число важнейших составных частей данной системы охраны.

О сохранности экосистемы

В 1980 году приняли конвенцию, касающуюся сохранения живых морских ресурсов Антарктики. Данный документ стал первым из числа международно-правовых актов, основанных на экосистемном подходе. Суть его - в понимании необходимости защиты биоресурсов морей Антарктики комплексного характера. В качестве объекта регулирования Конвенции выступило множество видов живых организмов (речь шла о популяциях моллюсков, плавниковых рыб, птиц и т. п.)

Причём действие Конвенции распространялось не только на пространства южнее 60-й параллели, но и на более протяженную зону, в которой наблюдается смешивание природных факторов сугубо антарктического характера с теми, что характерны для более северных территорий.

Благодаря данной Конвенции произошло учреждение комиссии, занятой сохранением живых морских ресурсов антарктической зоны. В ее правомочиях - выполнение всех контрольных, организационных, научно-прикладных и информационных функций. Все меры, принятые в целях сохранения экосистемы региона, обязательны к соблюдению любым из государств, входящих в число членов комиссии, не позже чем через 180 дней с даты уведомления.

О природных ископаемых ресурсах Антарктики

Порядок и условия их разработки регламентированы в положениях Конвенции по регулированию освоения минеральных ресурсов региона, принятой в 1988 году. Основные принципы ее являются продолжением и детализацией главного принципа антарктического договора - обеспечения безопасной экологии в регионе. Правовой режим разработки любого природного ресурса в первую очередь учитывает необходимость защиты окружающей среды и предотвращения ущерба правам и интересам остальных пользователей антарктического пространства.

Реализовать положения Конвенции предназначено специально утверждённым органам - Комиссии и Консультативному комитету, наделенными достаточным числом правомочий по контролю за деятельностью стран-эксплуатантов.

Вступление в законную силу Конвенции 1988 года было отменено в связи с отрицательным отношением большей части государств международного сообщества, подписавшихся под резолюцией о недостаточной оценке особой уязвимости экологической системы данного региона. В результате государства-члены Конвенции в 1991 году подписали протокол в Мадриде, касающийся процесса регулирования действий по освоению минеральных ресурсов антарктического региона и охране окружающей среды.

В числе наиболее важных положений Протокола следует упомянуть установленный статьей номер 7 запрет относительно любой деятельности, касающейся минеральных ресурсов, кроме научно-исследовательской. Сроком на 50 лет было заморожено проведение любого вида геологоразведочных и эксплуатационных работ. Антарктида фактически получила статус международного заповедника.

«Секторальный принцип» владений в Арктике

В силу своего географического положения и исторических причин приарктические страны традиционно исходят из наличия у них особых интересов и соответственно приоритетных прав при определении правового режима арктических пространств и их использовании.

Правовой режим Арктики определяется международным правом, а также законами арктических государств. В 1925 г. Канада приняла дополнения к Закону о северо-западных территориях. В соответствии с ними иностранным государствам и их гражданам запрещено осуществлять какую-либо деятельность в пределах Канадской Арктики без разрешения властей Канады. Были определены и географические границы Канадской Арктики.

Постановлением Президиума ЦИК СССР 1928 г. "Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане" было провозглашено право СССР на все земли и острова, открытые и еще не открытые, в пределах устанавливаемых географических границ. Исключение было сделано для восточных островов Шпицбергенского архипелага, принадлежность которого Норвегии была определена Парижским договором о Шпицбергене 1920 г. Советская Россия не была приглашена для участия в разработке этого договора. СССР присоединился к нему только в 1935 г.

Так родилась концепция арктических секторов, согласно которой обладающее арктическим побережьем государство имеет особые права в своем секторе. Сектор представляет собой треугольник, основанием которого является побережье соответствующего государства, а сторонами - линии, проходящие по меридианам к Северному полюсу. Другие арктические государства не пошли по этому пути. Соответствующие вопросы регулируются их законами о континентальном шельфе, экономической зоне и др.

Установленные Канадой и Россией полярные сектора означают, что находящиеся в них земли и острова, как открытые, так и неоткрытые, принадлежат этим государствам. Что же касается режима морских пространств Арктики, то он является общим, правда, с некоторой спецификой.

Во-первых, природа Арктики особенно чувствительна к отрицательным воздействиям. Поэтому приарктические государства издали законы об охране природной среды региона. В России действует Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1984 г. N 1398-XI "Об усилении охраны природы в районах Крайнего Севера и морских районах, прилегающих к северному побережью СССР".

На Арктику распространяется общее положение Конвенции по морскому праву 1982 г., закрепившее право прибрежного государства принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах (ст. 234). Это право действует в пределах исключительной экономической зоны.

Вторая особенность режима арктического моря касается прибрежного судоходства. Норвегия и Канада установили своими законами особый режим для такого судоходства. В России об этом говорится в Законе о морских водах (ст. 14). Северный морской путь рассматривается как исторически сложившаяся национальная единая коммуникация Российской Федерации. Протяженность этой коммуникации примерно 35000 морских миль. Она проходит также через участки открытого моря. Пользование осуществляется в соответствии с законами и договорами России, а также Правилами плавания по трассам Северного морского пути, утверждаемыми Правительством РФ.

Согласно преобладающим взглядам в международно-правовой доктрине Арктика - это часть земного сфероида, центром которой обозначен Северный географический полюс, а окраинной границей - Северный полярный круг (параллель 66°33 "северной широты).

Отдельные районы Арктики издревле использовались для рыбных и зверобойных промыслов; в целом же этот район привлекал внимание прежде всего исследователей.

Особый вклад в изучение Арктики, освоение транспортировки грузов через ее ледовые поля внесли отечественные мореплаватели, землепроходцы, ученые. С открытием и освоением крупных месторождений полезных ископаемых в Арктике возросли инвестиционные, коммерческие интересы к ней. Арктика все чаще называется главным природоресурсным резервом арктических государств, сохраняемым для будущих поколений их граждан. Известно значение Арктики для реализации оборонных интересов арктических государств.

С общей тенденцией к «экологизации» международного правосознания все больше оценивается биосферная роль Арктики, в том числе в формировании климата Земли, поддержании экологического равновесия. Низкие температуры, полярные ночи, скованность паковыми ледяными полями большей части водных пространств - эти естественные особенности учтены в правовых нормах об Арктике. Как сказано в Нуукской декларации об окружающей среде и развитии в Арктике 1993 г., «окружающая среда Арктики состоит из экосистем с уникальными особенностями и ресурсами, которые весьма медленно поддаются восстановлению после воздействия на них человека, и поэтому нуждается в особых защитных мерах». О необходимости «обеспечить защиту и сохранение хрупкой окружающей среды в Северном Ледовитом океане» говорится в Илулис- сатской декларации 2008 г. министров иностранных дел пяти арктических государств (Дании, Канады, Норвегии, России, США).

Имеются разные определения терминов «Арктика», «Север», «Северный Ледовитый океан», используемых в документах. Например, Канада определила свою арктическую область как территорию, включающую прежде всего все земли севернее параллели 60 граду сов северной широты, а также прибрежные районы заливов Гудзонова и Джеймса. К арктической области Дании отнесены острова Гренландия и Фарерские. В США к арктическим отнесены прежде всего территории к северу от полярного круга и, кроме того, все иные районы Северного Ледовитого океана, а также Берингово море и Алеутские острова (в Тихом океане). Исландия относит к Арктике всю свою территорию. Законы Норвегии не выделяют понятия «арктическая территория». В тексте Соглашения между правительствами России и Канады от 19 июня 1992 г. разделены термины «Арктика» и «Север»: в нем говорится «о сотрудничестве в Арктике и на Севере», однако не определен ни первый, ни второй термины.

Некоторые ученые - представители естественных наук-не считают спаянную льдами арктическую часть планеты (Северный Ледовитый океан) частью Мирового океана. Один из зарубежных юрис- тов-международников отметил, что арктическим морям не присущ режим открытого моря, а плавание с помощью ледоколов является морской навигацией «в общепринятом смысле не больше, чем плавание по каналу или канаве, проложенным плавучей драгой».

В ряде международных документов признана «особая роль и ответственность арктических стран в вопросах защиты, сохранения и восстановления арктической среды, сохранения арктической флоры и фауны» (Инувикская декларация 1996 г.).

Термин «арктические государства» обозначает разные группы государств:

а) группу из пяти государств, побережье которых выходит к Северному Ледовитому океану и которые имеют здесь свои внутренние морские воды, территориальное море, континентальный шельф, исключительную экономическую зону.

Побережья России, Канады, США, Норвегии и Дании (из-за

о. Гренландия) выходят к Северному Ледовитому океану, эти государства имеют здесь соответственно районы своих внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа;

б) группу из восьми государств, территория которых пересекается Северным полярным кругом. К арктическим государствам в этом случае, кроме названных пяти, относят еще и Финляндию, Исландию и Швецию (тексты Декларации о защите арктической среды 1991 г., где сформулиро вана Стратегия защиты окружающей среды Арктики). Как сказано в Декларации об учреждении Арктического Совета 1996 г., перечисленные государства являются членами Арктического Совета. Эти же восемь стран как арктические принимали Нуукскую декларацию об окружающей среде и развитии в Арктике, Инувикскую декларацию о защите окружающей среды и устойчивом развитии в Арктике 1996 г., Икалуитскую декларацию министров государств - членов Арктического Совета 1998 г. и др.

В юридическом плане заслуги России и Канады в Арктике состоят прежде всего в открытии и освоении многих арктических пространств, а право первооткрытия было сообразно международному праву того периода начальным титулом для распространения на них властных полномочий государства.

История освоения"Россией полярных областей насчитывает более восьмисот лет. Уже в середине XII в. новгородские люди шли далеко на север к берегам Студеного моря, осваивали новооткрываемые земли экономически и культурно. В XVI в. Россия вела торговлю с европейскими странами через северные моря, для чего имелось несколько пристаней и таможен на берегах и в устьях рек. В конце XVI - начале XVII в. русские землепроходцы осваивают реки: Обь, Енисей, Лену, в 1649 г. отряд Ф. Попова и С. Дежнева достигает самой восточной точки континента - нынешнего мыса Дежнева - и выходит в Тихий океан, впервые в истории сумев обогнуть Азию с Востока. В XVIII в. Академия наук начинает научное изучение и картографирование побережья северных морей, большую роль в котором сыграла Великая Северная экспедиция 1733-1743 гг. Значительные океанографические исследования морей Ледовитого океана были проведены и в XIX в. - они связаны с именами Ф. П. Врангеля, П. К. Пахтусова, О. Е. Коцебу, П. П. Крузенштерна,

Н. Я. Данилевского, Ф. П. Литке и др. Новая волна усиленного изучения северных морей началась в конце XIX в., когда в России впервые в мире для этой цели были применены ледоколы. В начале XX в. I в области северных морей у побережья России побывали экспедиции Б. А. Вилькицкого, Э. В. Толля, Г. Я. Седова, В. А. Русанова и др.

С XVI в. Россия поднимает на государственный уровень свои правопритязания на северные земли и моря. Царь Иван Грозный отвечал Англии отказом на ее ходатайства о предоставлении исключитель ного права на торговлю в устьях северных рек, подчеркивая, что «те места в нашей земле... с три тысячи верст»

Еще по теме 8.1. Понятия «Арктика» и «арктические государства»:

  1. 8.4. Права арктических государств на недра дна Северного Ледовитого океана
  2. 8.2. Полярные сектора арктических государств как объект международного обычного права
  3. § 1. Определение и особенности правового режима Арктики
  4. § 4. Возможные концепции защиты интересов России в Арктике

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминальная психология - Криминология - Международное право -

ВВЕДЕНИЕ .. 3

ГЛАВА 1 История правового – юридического статуса Арктики . 7

1.1 Секторальный принцип. 7

1.2 Конвенция 1982 года. 9

ГЛАВА 2 Особенности арктического региона . 14

2.1 Запасы углеводородов Арктики. 14

2.2 Военно –стратегическое положение. 16

2.3 Северный морской путь. 17

ГЛАВА 3. Позиции государств. 20

3.1 Российская Федерация. 20

3.2 Дания. 22

3.4 Канада. 23

3.5 Норвегия. 24

3.6 Неарктические страны.. 24

ГЛАВА 4 Организации и договоры. Роль нерегиональных акторов и неправительственных организаций. 28

4.1 Комиссия по границам континентального шельфа ООН. 31

4.2 Арктический Совет (АС) 32

4.3 Совет Баренцева/Евроарктического региона, Конференция парламентариев Арктического региона и т.д. 34

4.4 Конференция парламентариев Арктического региона. 35

Заключение. 36


ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях складывается довольно непростая геополитическая ситуация вокруг Арктики. Напряжение в регионе нарастают, усиливаются политические противоречия, обостряется борьба за арктическое пространство как между арктическими странами, так и приарктическими. Сегодня Арктика является точкой пересечения интересов, геополитических, экономических интересов мировых держав, интересов ведущих транснациональных корпораций. В этой связи целесообразно привести основные причины возникновения и усиления противоречивых геоэкономических тенденций в Арктике.

Секторальный принцип.

Арктика - северная полярная область Земли, включающая окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами, за исключением прибрежных островов Норвегии, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Ее площадь - около 27 млн км 2 . Иногда Арктику ограничивают с юга Северным полярным кругом, в этом случае её площадь составляет 21 млн км 2 . С Арктикой "граничат" пять стран: Российская Федерация, Канада, США, Норвегия и Дания. Еще три полярных государства - Исландия, Швеция и Финляндия - не имеют с Арктикой океанических границ, однако тоже считают себя арктическими государствами.

В двадцатые годы XX века сложилась обычная норма международного права, предусматривающая распределение арктических территорий на секторы по принципу тяготения их к побережьям приполярных государств. Этой обычной нормой устанавливается, что сектор находится под юрисдикцией арктического государства и на острова и земли, находящиеся в этом секторе, распространяется суверенитет этого государства.

Исторически сложилось, что арктическим сектором каждого из государств является пространство, основанием которого служит побережье этого государства, а боковой линией - меридианы от Северного полюса до восточной и западной границ этого государства. Целью секторального разделения Арктики стало вполне обоснованное стремление арктических государств исключить из действий общих установлений международного права районы, географические и климатические особенности которых делают их особо значимыми для этих стран.

Первым из арктических государств, закрепившим в национальном законодательстве свои права на арктический сектор, была Канада, принявшая в 1907 г. закон «О северо-западных территориях ». Российская Федерация поддержала Канаду, приняв в 1916 году аналогичный закону «О северо-западных территориях» дипломатический документ.

Три других арктических государства свои владения в Арктике никак законодательно не оформляли, при этом и возражений России и Канаде никто не высказывал. Вместе с тем в 1920-х годах СССР, Норвегия, Дания, США и Канада условились считать свои арктические сектора постоянными границами. По сути, принцип секторального деления Арктики стал общепризнанной реальностью. Но так называемая «теория секторов » («секторальная» или «секторная» теория) – какого-либо подкрепления в положениях международных договоров не получила . Сам термин «арктический (или «полярный») сектор» в официальных международно-правовых документах не используется; более того, такие документы, в том числе законодательные акты Канады и СССР, закрепляют правомочия соответствующих стран не на все пространство таких секторов, а лишь на расположенные там сухопутные – материковые и островные – образования. Между тем в юридической литературе долгое время высказывалось мнение, согласно которому властные правомочия этих стран распространяются или должны распространяться на всю площадь прилежащих к побережью каждого из них арктических секторов с вершинами в точке Северного полюса. Необходимо особо оговорить, что ни одно из арктических государств на всю совокупность сухопутных и морских пространств данного региона в официальном порядке претензий никогда не выдвигало.

Особую роль национального законодательства арктических государств в правовом режиме Северного Ледовитого океана подчеркивают и некоторые западные правоведы: «подлинного регионального режима в Арктике не сложилось, несмотря на общие проблемы, стоящие перед арктическими государствами . Вместо этого морское право применялось к полярному северу посредством национальных подходов .

Таким образом, можно заключить, что секторное разделение Арктики не вызвало в момент его проведения каких-либо возражений иных, неарктических, государств и было принято де-факто. Этого фактического признания было достаточно до тех пор, пока с развитием науки и техники, проблема разработки ресурсов Арктики из области фантастики не перешла в практическую сферу. Со временем государства начали понимать возможности Арктического региона, особенно в свете глобального потепления и стремительного таяния ледников. Секторальный принцип перестал устраивать мировое сообщество и начал считаться несправедливым по отношению к неарктическим странам. Поэтому в конце ХХ – начале ХХI века интерес к Арктике снова возобновился, начался новый виток «арктических отношений» по переделу морского пространства Северного Ледовитого океана.

Конвенция 1982 года

В основу этого передела легла Конвенция ООН по морскому праву, принятая в 1982 году, которая собственно и изменила геополитическую ситуацию в Арктике. Все арктические державы эту конвенцию подписали, однако США ее до сих пор не ратифицировали. В соответствии со ст. 4 внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря. Конвенция 1982 г. установила 12-мильную зону территориальных вод, на которую, равно как и на воздушное пространство над ней, на ее дно и недра, распространяется полный суверенитет прибрежного государства, и 200-мильную исключительную экономическую зону, отсчитываемую от исходных линий, от которых высчитывается ширина территориальных вод . Согласно данной Конвенции арктические государства теперь могут претендовать лишь на двухсотмильную экономическую зону моря, поскольку всё остальное – международные воды. Только в пределах этой зоны государствам разрешено разведывать и разрабатывать месторождения полезных ископаемых. Однако если какое-либо государство решится претендовать на область за пределами 200-мильной зоны, то ему придется доказать, что морское дно является «естественным продолжением» континентального шельфа и тогда страна может расширить зону до 350 миль.Таким образом, появился конвенциональный принцип.

Исключительная экономическая зона (200 морских миль), как и континентальный шельф, не входит в состав государственной территории. Прибрежное государство имеет здесь лишь суверенные права и юрисдикцию в строго определённых целях и пределах, чётко установленных Конвенцией ООН по морскому праву (ст. 56).

Зона, находящаяся вне континентального шельфа и исключительной экономической зоны считается международной. Дно морей и океанов и недра под ней, не находящиеся под чьей-либо юрисдикцией, объявляются общим наследием человечества. То есть все государства мира имеют равные права на разработку их природных ресурсов, и любое из них имеет право подать в ООН и иные специализированные международные организации заявку на разработку ресурсов морского шельфа. В данном случае не исключены подобные действия и в отношении российской арктической зоны в границах 1926 г. Решение о разработке принимается Международным органом по морскому дну. Эта конвенция также вызвала целый ряд принципиальных политико-правовых вопросов, так как она установила достаточно противоречивые принципы признания суверенитета, в частности над участками морского дна в Арктике, которые могут являться или не являться продолжением континентального шельфа.

Несмотря на то, что Конвенция устанавливает базовые понятия и категории, механизмы урегулирования и разрешения споров, в ней нет четкого определения принципов делимитации при соприкосновении или наложении этих экономических зон. Также существует проблема определения принадлежности континентального шельфа за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны прибрежными государствами . Соответственно подобная практика привела к возникновению взаимоисключающих требований различных государств на спорные территории. Так Российская Федерация заявила, что подводный хребет Ломоносова (который простирается до Северного полюса) является продолжением ее континентального шельфа. Безусловно, подобное притязание резко отвергается другими Арктическими державами. Существует также многолетний спор между США и Канадой о морской границе по морю Босфорта. Однако есть и положительные сдвиги: в 2010 году был, достигнут компромисс по поводу разграничений морских границ в Баренцевом море между Россией и Норвегией . Именно эти две страны избрали конвенциональный принцип разграничения льда Северного Ледовитого океана. Канада только готовит свое представление о границах континентального шельфа. Соединенные Штаты, Конвенцию ратифицировать отказались, руководствуясь лишь Женевскими конвенциями ООН по морскому праву 1958 года, в соответствии с которыми континентальный шельф государства заканчивается там, где глубина вод не позволяет разработку ресурсов морского дна .

Таким образом, с одной стороны Конвенция 1982 г. формально не отменяет и не отрицает секторального принципа определения статуса территорий в Арктике, но и особо предусматривают, что "прибрежные государства имеют право принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах…" (ст. 234 Конвенции); с другой стороны, она предусматривает 200-мильную исключительную экономическую зону, которую можно расширить до 350 миль в случае продолжения шельфа.

На сегодняшний момент остро стоит такой вопрос как статус прилегающих к северному полюсу районов , в том числе районов шельфа – за этим 200-мильным расстоянием, Существует две точки зрения по данному вопросу:

Первая: Арктику следует приравнять к любому другому району мирового океана, соответственно, она должна быть одним из многих объектов Конвенции 1982 г.;

Вторая: вопрос по Арктике не стоял на повестке дня III Конференции по морскому праву и не следует рассматривать ее в контексте Конвенции по морскому праву 1982 г. Сторонники данной позиции объясняют это тем, что правовой режим Арктики сложился задолго до принятия Конвенции 1982 г. и главное в содержании этого режима – это общее международное право, его обычные нормы, сложившиеся вследствие согласия международного сообщества с практикой, национальным законодательством арктических государств.

Носители первой позиции заявляют о необходимости применения к Северному Ледовитому океану Конвенции 1982 г. Сторонниками этой позиции раздел «Арктика» рассматривается не в главе о территории, а в главе о международном морском праве. Эта позиция подвергается вполне обоснованной критике за то, что с одной стороны, Северный Ледовитый океан может рассматриваться как открытое море, со всеми вытекающими из этого понимания международно-правовыми последствиями. С другой стороны, Северный Ледовитый океан в своей значительной части представляет ледяную поверхность, в этой связи может рассматриваться как особый вид государственной территории пяти прилегающих стран, которые и разделили океан на полярные сектора, а все земли и острова, а также ледяные поверхности, находящиеся в пределах полярного сектора той или иной страны, входят в состав государственной территории. Более того, сторонники конвенционального принципа не учитывают юридически значимый фактор – признание большинством государств наличия исторически сложившихся правовых оснований в Арктике, которые представляют международно-правовую основу реализации арктического законодательства Канады и России. А применимое к разграничению в Арктике международное право искусственно сужается, сводится только к ст. 76 Конвенции 1982 г. (о границе между континентальным шельфом и Международным районом морского дна).


ГЛАВА 2 Особенности арктического региона

Данные о запасах углеводородов Арктики периодически публикуются различными экспертами, организациями и странами, однако сведения значительно различаются. Так по официальным разведданным ООН запасы нефти в данном регионе составляют 100 млрд. тонн, газа – 50 трлн. кубометров.

В 2008 году эксперты геологической службы США (United States Geological Survey – USGS) провели комплексное исследование и выпустили отчет «Оценка неразведанных запасов нефти и газа Арктики к северу от Полярного круга» (сокр. CARA)еще неразведанных, но технически извлекаемых запасов природного газа и нефти из традиционных источников углеводородов в Арктике. Они проанализировали 33 арктических осадочных бассейна, установив, что в 25 из них вероятность наличия нефтяных или газовых месторождений с запасами, превышающими 50млн баррелей нефтяного эквивалента, составляет больше 10%.

Согласно этому исследованию в Арктике находится 7% известных на сегодняшний день доказанных мировых запасов нефти. Это соответственно – 90млрд. баррелей , помимо нефти в регионе находится 47,3 трлн кубометров газа, газового конденсата – 44 млрд. баррелей. По данным этой же организации к 2007 на канадской и российской материковой части Арктики было обнаружено 400 нефтегазовых месторождений, то есть около 10% мировых доказанных запасов углеводородов.

Из этих данных следует что, во-первых основную часть (около 78%) ресурсного потенциала Арктики составляет природный газ, а не нефть.

Согласно утверждению американских геологов та часть Арктического региона, на который претендует Российская Федерация: Хребет Ломоносова и центральная глубоководная часть Арктики с абиссальными равнинами срединными хребтами, по сути, бесперспективна с точки зрения обнаружения запасов углеводородных ресурсов. Основная их часть находится в прибрежной зоне континентального шельфа.

Также не стоит забывать о факторе себестоимости, ведь во многом именно от нее зависит начало активного освоения Арктики. По данным Международного энергетического агентства она составляет примерно 60-80 долларов за баррель. А по оценке Всероссийского научно-исследовательского нефтяного геологического института (сокр. ВНИГНИ) при стоимости нефти менее 100 долларов за баррель менее 1% от начальных извлекаемых запасов нефти Арктического шельфа можно отнести к высокорентабельным.

Кроме того многие рыночные аналитики отмечают усилившийся в последнее десятилетие тренд по увеличению объема инвестиций в нефтегазовую отрасль, что может благоприятно сказаться на развитии проектов по добычи углеводородных ресурсов в данном регионе. А развитие этих проектов уже идет: по данным Мирового энергетического агентства за 2009 год в зоне выше Северного Полярного Круга уже открыто 61 крупное газовое и нефтяное месторождение . Большая часть приходится на Россию (43), далее следует Канада – 11, США – 6, Норвегия – 1.

В XXI веке Арктика, скорее всего, станет важной ресурсной базой человечества. Произойдет это, скорее всего в 2020-2040 годах, при условии роста мировых цен на углеводороды, и их исчерпание в других частях планеты. Кроме того, если сейчас освоение природных ресурсов затрудненно ввиду тяжелых климатических условий и требует высоких энергозатрат, то в будущем потенциальное таяние льдов может оказать стимулирующий эффект на освоении региона.

Северный морской путь

Важным фактором стратегической значимости для России и других арктических держав является расширение возможности для мореплавания по маршруту Северного морского пути. В конце 2012 года Владимир Путин заявил, что Северный морской путь более выгоден в экономическом плане, чем Суэцкий канал , что делает его чрезвычайно важным для России. Северный морской путь официально открыт для судоходства с 1991 года, однако в будущем может стать значимой транспортной артерией между странами Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Этому способствует ряд факторов:

Во-первых, прогнозируемое увеличение объемов транспортировки грузов между этими двумя регионами. Во многом это связано с экономическим развитием АТР.

Во-вторых, это отсутствие пиратства .

В-третьих, протяженность пути меньше по сравнению с южным маршрутом . Если расстояние, которое проходят суда, следуя из порта Мурманск в японский порт Иокогаму через Суэцкий канал, составляет 12840 морских миль, то по Северному морскому пути корабли проходят 5770 миль, то есть маршрут укорачивается в 1,5 раза.

В-четвертых, это отсутствие дополнительных перевалов грузов в сравнении с комбинированными железнодорожно-водными типами доставок с использованием транссибирской и транскитайских железнодорожных магистралей.

В-пятых, тенденции к потеплению обеспечат сокращение площади ледяных покровов в Арктике . По состоянию на август 2012 года площадь ледяного покрова составляет 4,1 млн км в кв., что на 70 000 км в кв. меньше чем в 2007 году.

Однако существуют некоторые проблемы:

Во-первых, необходимо вкладывать дополнительные средства в суда, для того, чтобы приспособить их к Арктическим условиям (то есть потребность в судах ледового класса)

Во-вторых, использование СМП повлечет за собой дополнительные расходы на ледокольное обслуживание

В-третьих, срок доставки товаров достаточно непредсказуем ввиду климатических рисков

Это значит, что Северный морской путь в теории способен стать достаточно перспективным проектом. Тем не менее, в краткосрочной перспективе он вряд ли будет полноценной альтернативой Суэцкому каналу. В то же время он может стать достаточно конкурентоспособным транспортным коридором для перевозки некоторых грузов по определенным маршрутам. В первую очередь, для транспортировки российского сырья, добываемого в Арктике в Восточную Азию. Он крайне выгоден ввиду отсутствия пиратства и наименьшей протяженности пути. По сути, единственным препятствием для его развития являются климатические условия.

Таким образом, мы видим, что Арктика является очень перспективным регионом, как для отдельных стран, так и для всего человечества. Ее развитие во многом зависит от успешного сотрудничества и интересов политических элит. Сейчас регион является скорее предметом борьбы, а не сотрудничества. В последние годы наметилась тенденция ремилитаризации Арктики. Сегодня мировому сообществу крайне важно начать поиск общих точек соприкосновения.

В случае если политические элиты смогут идти по пути диалога и поиска консенсуса, опираясь на сотрудничество и совместное решение проблем, Арктика сможет стать достоянием человечества.


ГЛАВА 3. Позиции государств.

Государства реализуют различную политику в отношении Арктики. Сегодня сильно заметно повышение интереса среди как арктических, так и неарктических государств.

Российская Федерация

Российская Федерация поддерживает Конвенцию ООН по морскому праву как легитимный многосторонний правовой механизм, регулирующий деятельность в Северном Ледовитом океане, разрешающий споры по поводу морских границ, ресурсов и континентального шельфа, а также устраняющий разногласия в вопросах морского судоходства, но продолжает придерживаться секторного принципа делимитации боковых границ своей территории в Арктике. Более того, Российская Федерация отказалась от части дна в своем арктическом секторе. РФ потратила значительное количество финансовых средств на организацию исследования строения дна Северного Ледовитого океана, итогом которого стала передача в ООН (в Комиссию по границам континентального шельфа) «представления», в котором Российская Федерация заявила на официальном международном уровне об ограничении своих прав в арктическом секторе. Данному примеру не последовало ни одно из арктических государств (за исключением Норвегии, ратифицировавшей первой из арктических стран Конвенцию ООН 1982 года), тем самым сохранив за собой возможность в любое время заявить, что их континентальный шельф в Арктике охватывает значительно большую часть, по сравнению с конвенционными ограничениями.

В 2009 году президент Российской Федерации Д.А. Медведев утвердил документ «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу ». В нем зафиксированы основные интересы России в Арктике:

1) Расширение ресурсной базы Арктической зоны РФ.

2) Трансформация Северного морского пути в единую национальную транспортную коммуникацию.

3) Сохранение Арктики как зоны международного и взаимовыгодного сотрудничества

В области безопасности согласно данному документу стратегической целью является «обеспечение благоприятного оперативного режима в Арктической зоне Российской Федерации, включая поддержание необходимого боевого потенциала группировок войск (сил) общего назначения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в этом регионе. ». На практике это означает усиление пограничного контроля в Арктической зоне РФ, а также осуществления контроля над устьями рек и проливами на всей протяженности Северного морского пути.

С целью расширения своей Арктической зоны, Российская Федерация организует различные арктические экспедиции. Так итогом экспедиции «Арктика 2000» стала заявление РФ о том, что подводные хребты Менделеева и Ломоносова являются продолжением ее континента.

Кроме того, Правительство РФ разработало программу разведки арктического континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов на период с 2012 по 2030 год. Одним из приоритетов этой программы является активизация геологоразведочных работ, а также увеличение инвестиций частных российских нефтегазовых компаний. А разработка запасов российского шельфа в долгосрочной перспективе стабилизирует добычу нефти и не допустит ее падения. Для газовой отрасли реализация этих проектов – главный резерв роста производства. Таким образом, разработка углеводородов на шельфе крайне важна для энергетического баланса России.

Дания

Дания хочет размежевать Арктику по границам, проходящим на равном расстоянии от побережий претендующих стран. Поскольку Гренландия ближе всего к полюсу, то при датском варианте полюс отойдет ей. Дания при обосновании своих прав на высокоширотные районы Арктики опирается на географический фактор – кратчайшее расстояние между о. Гренландия и Северным полюсом. Дания, не выступавшая против применения в Арктике секторального принципа, но и не заявившая официально о своих правах на её арктический сектор, тем не менее пользуется правовыми последствиями, которые дает этот принцип для арктических государств.

Более того, в 2002 и 2003 годах датские корабли посетили остров Ганса – спорный остров между Канадой и Данией. Канадская сторона в ответ организовала возле острова военные маневры, в которых участвовало 160 солдат, с последующей высадкой и визитом министра обороны Канады. В 2007 году конфликт был исчерпан – новые спутниковые измерения показали, что граница между государствами должна проходить посередине острова, что урегулировало конфликт, но оставило после него негативный осадок.

Позиция США крайне непоследовательна. Так ранее США придерживалось секторального принципа. Примером тому служит статья американского правоведа Д. Миллера, опубликованная в 1925 г., где он достаточно точно объясняет, почему практически удобно и юридически оправданно секторальное деление пространств Арктики между выходящими к Северному Ледовитому океану государствами, включая США. Он опирается на сложившуюся правовые нормы: секторальные границы США в Арктике обозначены: на востоке Аляски – законодательством Канады и российско-английской конвенцией 1825 года; к западу от Аляски – российско-американским договором 1867 года.

Тем не менее, в последующем США и на официальном уровне, и на уровне доктрины международного права демонстрировали свое несогласие с применением секторального принципа. США считают, что к водному пространству арктических морей, за исключением 12-мильных территориальных вод, применимы только правовые нормы, регулирующие режим открытого моря.

Канада

Канада хоть и ратифицировала Конвенцию 1982 года, но Канада всегда утверждала и подтверждала законодательными актами свой полярный сектор, тем самым претендуя на Северно-Западный проход, который лежит в пределах канадских внутренних вод, что оспаривается США. Более того, США постоянно оказывают давление на Канаду с целью изменить её подходы к секторальной теории и тем самым избежать риска правовой зависимости США от Канады в арктическом секторе Канады.

В 2002 году был принят документ «Северное изменение внешней политики Канады ». Он предусматривал ряд действий со стороны правительства по обеспечению международного сотрудничества в регионе. В 2008 году была опубликована оборонительная стратегия «Канада – прежде всего». Значительное внимание в ней уделялось именно арктическим вопросам. Что касается основных направлений стратегии, то они были изложены в документе от «Северная стратегия Канады: наш Север, наше наследие, наше будущее» (2009 год) . Ее основные направления включают в себя:

1) Защита суверенитета Канады в Арктическом регионе

2) Защита окружающей среды и адаптация к изменениям климата

3) Развитие самоуправления, хозяйственной и политической активности северных территорий как части политики по освоению севера

Норвегия

Норвегия, первой из арктических стран, ратифицировала Конвенцию 1982 г. Правомерность установления контроля над судоходными морскими путями осуществляет в соответствии с международным правом, а также стремится урегулировать вопросы по спорным территориям в рамках двухсторонних отношений (к примеру, Соглашение 2010 г. с Россией об разграничении территориального моря).

Неарктические страны

Тем временем, в мире наблюдается растущий интерес к освоению Арктики со стороны многих государств. Такие страны, как Германия, Финляндия, Швеция, Япония, Китай, Индия и другие считают политику арктических государств, «делящих» Арктический регион только между собой, несправедливой и дискриминационной, поскольку ресурсы Арктики, по их мнению, являются достоянием всего человечества. В марте 2010 года отставной китайский контр-адмирал Инь Чжо заявил на сессии Всекитайского народного консультативного совета КНР , что, по его мнению «Арктика принадлежит всем людям мира… ни одна нация, не обладает суверенитетом над ней». В схожем ключе высказываются политические деятели, военные, ученные и СМИ других неарктических государств. В частности главные индийские СМИ пишут, что «Неарктическим странам, таким как Индия, необходимо отстаивать свое право голоса в освоении Арктики. Оно не может быть исключительной привилегией арктических прибрежных стран . Индия должна мобилизовать международное общественное мнение в пользу объявления Арктики всеобщим достоянием человечества и утверждения международного правового режима, подобного Договору 1959 года об Антарктике». В этом вопросе они руководствуются положениями Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которая, по сути, закрепляет и дает преимущества в освоении океанических ресурсов международного района морского дна неарктическим государствам. Конкурентная борьба за ресурсы породила новую тенденцию в арктической зоне – тенденцию интернационализации Арктики (признание режима общего международного пользования). Тенденция к интернационализации Арктики заметна и со стороны глобальных международных организаций и программ (ООН, ЮНЕСКО, Европейский союз и др.). Например, Европейский союз, разрабатывая свою арктическую политику, выступает за интернациональный статус Арктики и предлагает сообща решить вопросы разработки энергоресурсов, регулирования арктической рыбной ловли, защиты экологии Арктической зоны, развития новых технологий для этой зоны, разработки норм использования открывшихся в результате глобального потепления новых морских путей.

При этом, те же индийские СМИ признают, что Индия на текущий момент не обладает необходимыми финансовыми, технологическими и прочими возможностями для того, чтобы конкурировать с Арктическими державами. При этом освоение Арктики в Индии признано одним из важных направлений политики страны.

Сегодня Индия занимает твердую позицию на международный арене, ее авторитет продолжает расти. По мнению Шиама Сарана, в ходе коренного перераспределения мировых ресурсов «геополитический центр силы может существенно качнуться в сторону Трансатлантического региона ». Поэтому сегодня Индия пытается всячески закрепиться в Арктическом регионе. Основным инструментом в этой политике является продвижение страны в Арктическом Совете. Уже сейчас Индия имеет там статус наблюдателя. Эта страна выступает за снижение напряженности в регионе и придание Арктике статуса безъядерной зоны.

Другая азиатская страна – Япония де-факто не ставит под сомнение существующий правовой режим в Арктике. По мнению научного сотрудника Института востоковедения РАН Ольги Добринской, стратегия Японии в сфере доступа к углеводородам Арктики заключается в том, что она принимает участие в исследованиях месторождений энергоресурсов в кооперации с арктическими державами, для того чтобы в будущем иметь льготы по доступу к этим ресурсам. Необходимо учитывать зависимость Японии от импорта энергоресурсов, так импорт обеспечивает около 84% потребностей страны. Тем более, что после аварии на атомной станции в Фукусиме (2011), энергетических проблем у страны только прибавилось.

В 2013 году правительство Финляндии разработало Арктическую стратегию , в которой поддерживалась идея придания статуса охраняемой территории области вокруг Северного полюса. То есть, Финляндия стала первым государством, которое поддержало идею экологов о создании заповедника. Осенью 2013 года стало известно, что правительство Норвегии отказалось от бурения своего Арктического шельфа . А в марте 2014 года Европарламент призвал создать заповедник на Северном полюсе , а также заявил о необходимости в том, чтобы Арктический Совет подписал обязывающее соглашение по борьбе с загрязнением арктических вод. Сложно однозначно сказать о том, насколько позиция Greenpeace повлияла на принятия этих решений, однако их кампания «Save the Artic » является достаточно известной. Еще одно экологической организацией занимающейся защитой арктической природы (особенно животных видов) является Всемирный фонд дикой природы.


ГЛАВА 4 Организации и договоры. Роль нерегиональных акторов и неправительственных организаций.

В XXI веке вокруг Арктики накопилось достаточное количество различных проблем, причем не только политических, экономических и экологических, но и международно-правовых. Эти проблемы не могут быть решены в рамках единого международного соглашения по аналогии с Антарктидой, где согласно Конвенции об Антарктиде 1959 года разрешена исключительно научная деятельность, а сам регион не может принадлежать какому-либо государству. Но несмотря даже на существования данной конвенции территориальные противоречия, касательно тех или иных территорий Антарктиды, все равно существуют. Что касается Арктики, то борьба за нефтегазовые залежи арктического шельфа и маршруты коммерческого судоходства уже ведется не первое десятилетие.

В условиях Арктики «не срабатывают» глобальные механизмы, созданные Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. (далее также – Конвенция 1982 г.), и не только из-за колоссальных отличий ледяных пространств Севера от теплых вод Индийского океана и не вполне законной обоснованности применения данной Конвенции к Арктике, а именно ст.76, но и потому, что одно из пяти арктических прибрежных государств не является участником Конвенции 1982 г. и не исполняет конвенционные обязательства, например, по ограничению своего арктического шельфа. Соответственно, если одно арктическое государство не выполняет такие глобальные ограничения, а другое – выполняет, то результат такого определения границ шельфа в Арктике не будет справедливым . Поэтому государства используют региональный подход для управления в условиях, когда не срабатывают общемировые механизмы. Тем более арктическим странам выгодно мирное решение вопроса между собой, для того чтобы получить как можно больше национальных преимуществ, выгод при разделе арктического шельфа, водного пространства Арктики, что и побудило сесть за стол переговоров заинтересованные арктические государства.

В мае 2008 г. в гренландском городе Илулиссате на встрече арктической «пятерки» обсуждались общие подходы к решению проблем Арктики, порожденных изменением климата и хозяйственной деятельностью человека. Итогом конференции стало принятие политического заявления – Илулиссатской декларации , в которой акцент сделан на необходимости равноправного сотрудничества стран региона в решении его проблем. Участники встречи взяли на себя политическое обязательство решать все разногласия путем переговоров на основе норм международного права, решать все вопросы региона самостоятельно и сошлись во мнении, что нет никакой необходимости создавать новый всесторонний юридический режим, чтобы управлять Северным Ледовитым океаном. Опираясь на уже принятые документы, участники подтвердили желание укрепить сотрудничество практически во всех областях: от экологии до взаимодействия в поисково-спасательных операциях. Конкретные договоренности на этот счет были достигнуты на второй министерской встрече «пятерки» в марте 2010 г. в канадском местечке Челси. Достигнутое соглашение о границах между Норвегией и Россией в сентябре 2010 г. можно считать подтверждением работоспособности Илулиссатской декларации.



Читайте также: