Какие перки качать на фв 4005. Опытным игрокам World of Tanks о британской ветке

Основные характеристики

Кратко

Подробно

6.7 / 6.7 / 6.7 БР

5 человек Экипаж

Подвижность

60,0 тонн Масса

5 вперёд
2 назад КПП

Вооружение

12 снарядов боезапас

7° / 15° УВН

45° / 45° УГН

3 600 снарядов боезапас

250 снарядов размер обоймы

500 выстрелов/мин скорострельность

Экономика

Описание

Напишите введение к статье в 2-3 небольших абзаца. Кратко расскажите об истории создания и боевого применения машины, а также о её ярких особенностях и применении в игре. Вставьте скриншоты машины в разных камуфляжах. Если начинающий игрок плохо помнит технику по названиям, он сразу поймёт, о чём речь.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Расскажите о бронезащите. Отметьте самые защищённые и самые уязвимые зоны. Оцените компоновку узлов и агрегатов, а также численность и расположение членов экипажа. Адекватен ли уровень бронезащиты, способствует ли компоновка выживаемости в бою?

При необходимости используйте наглядный шаблон для указания наиболее защищённых и уязвимых зон брони.

Подвижность

Вооружение

Основное орудие

Дайте читателю информацию о характеристиках основного орудия. Оцените его эффективность в бою исходя из скорости перезарядки, баллистики и потенциального урона. Не забудьте о скорострельности по распределённым целям: как быстро орудие может навестись на одну цель, произвести по ней выстрел и навестись на следующую цель. Добавьте ссылку на основную статью по орудию: {{main|Название орудия}}

Опишите доступные для основного орудия боеприпасы. Дайте рекомендации по их использованию и по наполнению боеукладки.

Дополнительное орудие

Некоторые танки вооружены несколькими орудиями, расположенными в одной или нескольких башнях. Оцените вспомогательное орудие и дайте советы по его применению. Если дополнительных орудий нет, уберите этот подраздел.

Опишите доступные для дополнительного орудия боеприпасы. Дайте рекомендации по их использованию и по наполнению боеукладки.

Пулемётное вооружение

Курсовые и зенитные пулеметы не только позволяют сражаться с самолётами, они также эффективны и против легкобронированной техники. Оцените пулемётное вооружение и дайте рекомендации по его использованию.

Применение в бою

Опишите приемы игры на машине, особенности использования в команде и советы по тактике. Воздержитесь от создания "гайда" - не навязывайте единственную точку зрения, но дайте читателю пищу для размышлений. Расскажите о самых опасных противниках и дайте рекомендации по борьбе с ними. При необходимости отметьте специфику игры в разных режимах (АБ, РБ, СБ).

Достоинства и недостатки

Достоинства:

Недостатки:

Историческая справка

Расскажите об истории создания и боевого применения машины. Если историческая справка получится большой, вынесите её в отдельную статью и добавьте сюда ссылку на неё при помощи шаблона main . В конце обязательно укажите ссылки на источники.

Медиа

Прекрасным дополнением к статье станут видеогайды, а также скриншоты из игры и фотографии.

См. также

  • ссылка на семейство техники;
  • ссылки на приблизительные аналоги в других нациях и ветках.
  • тема на оф. форуме игры;
  • страница на Википедии;
  • страница на Aviarmor.net;
  • другая литература.

Одним из основных нововведений обновления 9.5 в World of Tanks является новая смешанная ветка британской нации, которая состоит из средних танков и ПТ-САУ. Естественно, большинство игроков задаются вопросом: стоит ли ее прокачивать? Есть ли там «имбы»? Или это очередная ветка, мягко говоря, ненужных машин, что можно сказать о большинстве китайцев. Давайте попробуем разобраться.

Топ новой британской ветки (машина FV4005 ) можно охарактеризовать так: гибрид Waffentrager E 100 и FV215b (183) . Но качать эту ветку можно не только ради топовой техники!

С миру по нитке…

От немца досталось бронирование, а точнее его отсутствие 76 мм во лбу корпуса и всего 14 мм по кругу у просто огромной башни. Пробиваться FV4005 будет всеми и в любой проекции. Если Waffentrager иногда отбивает хоть какие-то снаряды корпусом (верхнюю лобовую деталь пробить, кстати, вообще практически невозможно), то о FV4005 такого не скажешь. От британского собрата FV215b (183) досталось орудие калибром 183 мм. Бронебойные наносят урон в 1150 единиц (!) при пробитии в 310 мм, но гораздо интереснее «голдовые» фугасы с уроном в 1750 единиц и пробитием 230 мм. Здесь все аналогично FV215b (183) .

Но зато другие характеристики несколько получше: и точность (0.38), и сведение (3 секунды), и стабилизация, даже углы поворота башни значительно комфортнее. FV215b (183) может иногда танковать лбом башни и верхней лобовой деталью, новый же британец бронирования фактически лишен.

Лучше ли он FV215b (183)? Сказать сложно!

Топ-машина FV4005 британской ветки — это гибрид Waffentrager E 100 и FV215b (183)

В засаде

Конечно, для засадной тактики он подходит все-таки лучше, орудие точнее и это обеспечивает большой комфорт при стрельбе на большие дистанции. С другой стороны, в ближнем бою FV4005 будет уничтожаться также быстро, как и Waffentrager . Но если вы любите стоять где-то далеко от противника в кустах, то новый британец может вам понравиться. Все-таки разовый урон у него просто огромный.

Но, естественно, обновленную британскую ветку можно качать не только ради топа. Нередко, скажем, на шестом или восьмом уровне находится крайне комфортная в игре машина (или настоящая «имба). Нередко встречается и «кактус», из-за которого путь к десятому уровню может превратиться в сущее мучение, если у вас нет большого количества опыта. Как с этим обстоит дело в новой британской ветке? Говорить о начальных уровнях смысла нет: они проходятся буквально за пару боев. Хотя нужно отметить, что на четвертом уровне расположился Grant , это британский аналог американского M3 Lee , которые лишен башни (и это средний танк!), зато легко пробиваются в высокую командирскую башенку.

ПТ-САУ и средние танки

На пятом и шестом уровне британской ветки есть как ПТ-САУ , так и средние танки. Причем ПТ-САУ открываются с легкого танка Valentine , а средние – с Grant . Что касается ПТ-САУ пятых и шестых уровней (Арчер и Ахиллес ), то оснащены они одинаковым орудием. Это пушка уже должна быть вам знакома, если вы играли на АТ 8 : 171 мм пробития обычным снарядом, 150 единиц разового урона, хорошая точность и быстрое сведение. Как на ПТ-САУ разных уровней может быть установлено одно и то же орудие? Дело в том, что Арчер представляет собой крайне своеобразную машину, у которой скорость движения назад гораздо больше, чем вперед. Играть на ней будет непросто, скорее всего, для большинства игроков Арчер станет настоящим «кактусом», поэтому он и оснащен орудием от машины на уровень выше.

Ахиллес же является аналогом американского Джексона (тоже шестой уровень), только орудие другое. За наличие башни и неплохое для шестого уровня лобовое бронирование приходится расплачиваться слабой динамикой. Что касается средних танков пятого и шестого уровня (Sherman III и FireFly ), то они очень похожи на американские Шерман и М4А3Е8 . У британцев только получше орудия, но расплачиваться за это приходится сильно ухудшенными углами вертикальной наводки. Хорошо играть на холмах уже не получится, зато пробивать противника (особенно на шестом уровне) вы будете заметно чаще.

Топовые машины новой британской ветки одним игрокам понравятся, другие сочтут их ужасными.

Топы британии

На седьмом уровне британской ветки происходит объединение этих двух небольших веток в одну, дальше пойдут только ПТ-САУ. Фактически на уровнях с седьмого по девятый находятся машины с корпусами от средних танков и пушками от ПТ-САУ. При этом они все оснащены крайне «картонными» и большими башнями, очень плохие также углы вертикальной наводки. Например, Челленджер – это фактически Комет , только с другой башней и увеличенным пробитием. Но крепкой маски уже нет, да и углы вертикальной наводки не радуют.

Машина восьмого уровня (Charioteer ) – это фактически Центурион восьмого уровня с большей башней и пушкой от Центуриона девятого уровня. В качестве голдовых снарядов идут фугасы с увеличенным пробитием. На девятом уровне у Центуриона они не очень актуальны, а вот на восьмом в определенной ситуации с их помощью можно наносить просто огромный урон. Наконец, машина девятого уровня (Comway ) – это опять же Центурион восьмого уровня с огромной «картонной» башней и орудием от Tortoize . Аналогичное орудие стоит и на тяжелом британском танке, только там заметно медленнее перезарядка.

В целом, машины с седьмого по девятый уровень британской ветки занимают промежуточное положение между ПТ-САУ и средними танками . От последних они получили корпуса и хорошую подвижность, в качестве же ПТ-САУ они обладают прекрасными орудиями. Хотя разовый урон у них невелик, но это компенсируется великолепной точностью, быстрым сведением и очень хорошим уроном в минуту. А подвижность позволяет занимать удобные позиции и играть активно. С другой стороны, совмещать тактики разных классов неопытному игроку может быть тяжело.

Топ британской ветки – это облегченная версия FV215b (183) . Мощное орудие обладает просто гигантским разовым уроном, но из-за крайне слабого бронирования и больших размеров придется стоять далеко сзади и стрелять преимущественно по чужому засвету. Средние танки ветки похожи на свои американские аналоги, только оснащены более пробивными орудиями, за что расплачиваются ограничением подвижности и плохими углами вертикальной наводки. ПТ-САУ Арчер – явный «кактус», вы будете постоянно путаться с направлением движения. Машины с седьмого по девятый уровень сочетают черты средних танков и ПТ-САУ , они довольно оригинальные, так что кому-то сильно понравятся и он сочтет британские танки всех уровней лучшими, другим же они могут показаться просто ужасными. Выбор за вами!

Post Views: 2 494

FV4005 Stage II – венец башенных ПТ-САУ Великобритании, которые были введении сравнительно недавно. Машина, или как еще ее игроки называют «бабаха» — танк X-го уровня с орудием, которое является мощнейшим в игре, несущее за собой разрушение, страх и ужас. Орудие 183 mm L4 знакомо игрокам, ведь на FV215b (183) такая же пушка, но концепция и стиль игры FV4005 Stage II и 183 отличается.

ПТ-САУ FV4005 Stage II – это проект тяжелой противотанковой установки, который разрабатывался в 1950-х годах. ПТ-шку ставили на базу Centurion Mk3, поэтому она получилась столь подвижной. Первоначальная идея – сделать Stage II машину с автоматом заряжания, но в позже от этого отказались по техническим причинам. К 1952 году был лишь один опытный образец, проходивший полевые испытания, но на конвейер машина так и не попала.

Общий вид

FV4005 Stage II — представляет из себя грозную и опасную машину, которая при попадании в танк может причинить максимальные повреждения — вплоть до «ван-шота», как техники 7-8 уровня, так и «картонных» машин 9-10. Главное отличие FV4005 Stage II от своего собрата FV215b (183) – присутствие динамики, но слабое бронирование. На Stage II можно менять направления по несколько раз в бою, и это не причиняет каких-либо трудностей и проблем. ФВ-шка может оказываться на фланге, делать выстрел и уезжать на «КД», попутно меняя фланг.

Очередное отличие в пользу FV4005 Stage II — это характеристики орудия: 183 mm L4 у Stage II имеет сведение в 3 и разброс в 0.38мм на 100м, в отличие от FV215b, где сведение равно 3.4 секундам, а разброс 0.4.

Первая проблема и главная проблема FV4005 – это ее башня, которую нарекают «скворечник» или «сарай»: огромная, больше чем корпус танка, имеющая броню во всех местах по 14мм . Поверьте, попадают в это «филейное место» все, больно и часто – даже фугасные снаряды не редко проходят с фулл-уроном. При этом, башня крутится всего лишь по 45 °. Пробитие стандартной ББ – 310мм, а урон при этом составляет 1150 единиц, но кроме этого присутствуют «голдовые» hESH-фугасы, с пробитием 230мм, но разовым уроном в 1750 единиц.

В связи с тем, что машина на базе британского среднего танка Centurion Mk3, FV4005 Stage II имеет высокие показатели подвижности. Движет ФВ-шкой 650 литровый двигатель Rolls-RoyceMeteorMk. IVB, который при своих максимальных нагрузках дает по 35/12 километров/час. ПТ-САУ набирает скорость хорошо, также хорошо ее держит и проблем с подвижностью у нее нет.

Экипаж

Командир – шестое чувство, боевое братство, маскировка, ремонт,;

Наводчик – плавный поворот башни, боевое братство, маскировка, ремонт;

Механик – водитель – плавный ход, боевое братство, ремонт, виртуоз;

Заряжающий – ремонт, боевое братство, маскировка, пожаротушение;

ФВ 4004 – самая «картонная» машина на уровне, поэтому ей обязательно знать, когда ее заметили враги, и когда нужно удирать ноги. Командиру перк «шестое чувство» просто жизненно необходим! Остальному экипажу первыми умениями учим личные перки, а после всем рекомендуется исскледуем «боевое братство», дабы ускорить перезарядку на 2-3 секунды, увеличить сведение и точность. Далее – на личное рассмотрение игроков.

Сильные стороны

  • Разовый урон;
  • Наличие «голды» с высоким пробитием (снаряды hESH-фугасы);
  • наличие башни;
  • динамика;
  • углы горизонтальной и вертикальной наводки.

Слабые стороны

Стиль игры

«Бабаха» – это совсем другое, что видели игроки перед тем, как добирались до вершины новой ветки ПТ-САУ Великобритании. Здесь всю свою игру нужно строить впереди, а постоять в кустах и за спинами союзников не получится – не позволяет точность. Играть на Stage II тяжело – со своей 183мм пушкой ПТ-шка должна воевать на передовых, но это ей не позволяет ее картонная броня – корпус такой же картонный, как и башня и его толщина всего 76 лоб/ 50 борта/ 38 корма. Получается стиль противоречий – с одной стороны у игрока «здоровенная дубина», которой нужно лупить по своим врагам на передовой, но с другой – у игрока всего по 14мм в башне и даже нет 100мм в корпусе.

За годы Второй Мировой войны танки значительно потяжелели, а также «обросли» толстой и мощной броней. Танковые и противотанковые орудия начала войны уже не могли справиться с защитой боевых машин, появившихся в 1944-45 годах. По окончании войны стало ясно, что подобная тенденция с увеличением уровня защиты танков продолжится и поэтому нужны новые танковые орудия еще большей мощи. Как позже показала , развитие тяжелых танков с толстой и прочной броней в итоге зашло в тупик, а затем и вовсе прекратилось с появлением нового класса бронемашин – основных боевых танков. Тем не менее, до этого ведущие страны мира успели сделать огромное количество экспериментальных и серийных образцов бронетехники, поражавших воображение своими характеристиками.

Вскоре после победы над Германией Великобритания начала готовиться к возможной войне с Советским Союзом. Для этого ей требовалась новая боевая машина, способная бороться с любой советской бронетехникой, в том числе с новейшими тяжелыми танками ИС-3, а в перспективе и с новыми еще более защищенными боевыми машинами. Во второй половине сороковых годов повышение бронепробиваемости танковых орудий в большинстве случаев сводилось к увеличению калибра и других связанных с ним параметров. В соответствии с этой концепцией британские конструкторы начали два проекта самоходных артиллерийских установок с разным вооружением.


Первым появился проект FV4004 Conway. Предполагалось, что эта противотанковая самоходка получит 120-мм нарезное орудие L1, но при этом сохранит ряд положительных черт средних танков. Для упрощения работ в качестве основы для FV4004 выбрали серийный средний танк Centurion. От базовой машины истребитель танков FV4004 получил бронированный корпус, двигатель с трансмиссией и ходовую часть. Таким образом, лобовая броня прототипа FV4004 имела толщину в 76 миллиметров, борта по 51 мм, а корма – 32 мм. 640-сильный двигатель «Центуриона» обеспечивал оригинальному танку максимальную скорость в 35 километров в час на шоссе. Однако после переоборудования в самоходку бронемашина заметно потяжелела. По различным оценкам, после установки новой башни с орудием большего калибра боевая масса истребителя танков достигла 53-55 тонн. Из-за этого скоростные характеристики оставляли желать лучшего.

Вместо родной башни на шасси «Центуриона» установили крупный агрегат характерной угловатой формы. Башня «Конвея» была почти вдвое выше башни базового танка, что соответствующим образом изменило внешний вид машины. Относительно бронирования башни точных данных нет, но можно предположить, что уровень защиты остался на прежнем уровне. Вероятно, башня прототипа FV4004 была, что называется, черновым вариантом и в дальнейшем претерпела бы изменения. Однако по полигонам Британии ездил именно Centurion с новой «коробкой» на месте старой башни.

Большие габариты новой башни были обусловлены размерами и откатом нового орудия. Казенник пушки калибра 120 миллиметров занял немалый объем внутри боевого отделения, что в сочетании с размерами укладок боеприпасов и рабочих мест экипажа повлияло на размеры и компоновку башни. В боевом отделении размещались командир, наводчик и заряжающий. По имеющимся данным, весь боезапас хранился в кормовой нише башни, как на современных западных танках.

Точные данные о характеристиках 120-мм пушки истребителя танков Conway отсутствуют. В различных источниках встречаются цифры в 170-180 миллиметров брони с километровой дальности и даже 200. Вероятно, такие характеристики удовлетворяли требованиям английских военных относительно поражения существующих и перспективных тяжелых танков противника. Стоит отметить, при таких возможностях, в случае столкновения САУ FV4004 и танка ИС-3 исход боя зависел бы исключительно от мастерства танкистов, поскольку обе машины могли поражать друг друга на большой дальности.

Еще на стадии начала проектов новых истребителей танков заказчик предложил оснастить перспективную машину еще более мощным . Самоходка FV4005, в отличие от FV4004, должна была нести пушку калибра 183 миллиметра. Подобное орудие гарантированно могло поражать любые существующие и перспективные танки. Однако установка столь мощной пушки оказалось не слишком простым делом. Во-первых, шасси «Центуриона», будучи использованным в проекте, работало бы, что называется, на пределе своих возможностей. Во-вторых, работа экипажа САУ становилась слишком сложной и нужно было искать некие новые решения.

Первую проблему решили при помощи новых противооткатных устройств повышенной эффективности, которые снизили отдачу до приемлемых значений. Однако она по-прежнему была слишком сильной, и поэтому пришлось значительно ограничить сектор горизонтальной наводки. Согласно расчетам, при повороте башни и пушки на угол, превышающий допустимый, выстрел мог перевернуть боевую машину. Вторую проблему, касавшуюся мощного орудия, решили более интересным и оригинальным способом. Поскольку боеприпасы для орудия были слишком тяжелыми, заряжающего освободили от их перемещения по боевому отделению. Справа от казенной части поместили барабанный автомат заряжания, а заряжающего сделали его оператором.

Интересно, что первые испытания истребитель танков FV4005 проходил без башенной «коробки». По неким причинам прототип сперва оснастили лишь нижней частью башни с системой крепления орудия, самой пушкой и рядом вспомогательных агрегатов, в том числе автоматом заряжания. Причины этого точно не известны. В различных источниках называются как затянувшаяся разработка, так и необходимость проверить правильность компоновки оружия и оборудования и лишь потом закрыть их бронированной башней подходящей формы.

Обводы готовой башни FV4005 в некоторой мере напоминали форму башни FV4004. Однако ввиду наличия более мощной и крупной пушки с автоматом заряжания она получилась крупнее и массивнее. О бронировании башни данных нет, но некоторые нюансы фото прототипа самоходки позволяют предполагать, что эта машина первоначально оснащалась лишь противопульной защитой кормы и бортов башни и, возможно, более толстыми лобовыми листами. Сравнительно тонкие борта и крыша были усилены характерными ребрами жесткости. Для посадки экипажа и обслуживания орудия в кормовом листе башни предусмотрели люк-дверь.

Боевая масса прототипа FV4005, по некоторым данным, достигла почти 60 тонн. Учитывая старый двигатель «Центуриона», нетрудно представить ходовые характеристики получившегося истребителя танков. Что касается огневой мощи, то FV4005 мог бы гарантированно поражать любой из имевшихся или только разрабатывавшихся танков мира на расстоянии в два-три километра. Главной проблемой в таком случае становилась точность стрельбы.

Оба проекта истребителей танков с рекордно мощным вооружением стартовали в самом начале пятидесятых годов. Первым на полигон вышла машина FV4004. Однако всего через несколько месяцев после начала испытаний, в 1951 году, этот проект был закрыт. FV4005 довели до стадии испытаний только в 55-м. Первые несколько месяцев эта самоходка, как уже говорилось, ездила без броневой защиты башенного оборудования, но в дальнейшем ее «достроили». Испытания боевой машины с 183-мм пушкой продолжались почти два года. В 1957 году проект FV4005 сочли бесперспективным и тоже закрыли.

Вероятно, главной причиной отказа от достаточно интересных и, вероятно, перспективных истребителей танков стали их ходовые качества. Как оказалось, новые башни с мощными пушками были непосильной ношей для шасси танка «Центурион». Разработку специального шасси с достаточной грузоподъемностью, по-видимому, сочли нецелесообразной. Что касается вооружений, то пушки калибра 120 и 183 миллиметра получались слишком сложными в изготовлении и эксплуатации. Кроме того, во второй половине пятидесятых годов ведущие страны мира уже вовсю работали над созданием противотанковых ракетных комплексов, которые обещали быть гораздо более эффективными, чем имеющаяся артиллерия.

В ходе проектов FV4004 и FV4005 было построено всего по одному прототипу. Их активно проверяли в различных условиях и тестировали оружие. После испытаний оба прототипа остались на полигоне, их решили не утилизировать. По некоторым данным, в последующие годы машина FV4005 подверглась некоторым изменениям. Так, базовое шасси лишилось башни и использовалось в других испытаниях. Несколько лет спустя прототип был восстановлен, но с использованием другого бронекорпуса. В настоящее время оба истребителя танков находятся в танковых музеях, но экспонируется лишь один. На САУ с 183-мм пушкой можно посмотреть в танковом музее города Бовингтон.





По материалам сайтов:
http://alternathistory.org.ua/
http://arcaneafvs.com/
http://armor.kiev.ua/
http://army-guide.com/

История мощнейшей английской противотанковой САУ началась в конце января 1951 года, когда в дополнение к САУ FV4004 Convay, вооружённой 120-мм пушкой L1A1, было решено запустить в разработку ещё более мощный истребитель танков. Ему суждено было стать самой мощной противотанковой САУ в мире из числа созданных в металле. Согласно требованиям заказчика, вооружение новой конструкции должно было уверенно поражать на расстоянии почти в 2 километра цель, имеющую броню 150 мм под углом наклона в 60 градусов. В качестве этой самой цели англичане в первую очередь рассматривали советский тяжёлый танк ИС-3. После появления на Параде победы в Берлине осенью 1945 года в течении почти десятилетия он считался на Западе самым страшным противником из числа танков.

«Противоисовая» пушка QF L4 и варианты САУ с ней

Чтобы их детище соответствовало предъявленным требованиям, конструкторам было необходимо гораздо более мощное орудие, чем L1A1. Англичане не стали мелочиться и остановились на калибре 7,2 дюйма (183 мм). Использование столь внушительного калибра было неслучайным: новое орудие базировалось на наработках по 183-мм гаубице BL 7,2-inch Howitzer, история создания которой восходит ещё к Первой мировой войне. Исходно гаубицы имели длину ствола 22,4 калибра, но уже с версии Mk.VI ствол удлинили до 33,1 калибра. Впрочем, и этой длины для борьбы с советскими тяжёлыми танками было недостаточно.

В 1950 году началась работа над QF L4 - самой мощной в мире танковой пушкой. Вес пушки составил чуть менее четырех тонн, а сила отдачи достигала почти 87 тонн. Для того, чтобы избавить расчёт от облака пороховых газов в боевом отделении, на стволе установили эжектор. Предполагался всего один тип боеприпаса – фугасно-бронебойный со сплющивающейся головкой (High Explosive Squash Head, сокращённо HESH). Поражает не только калибр L4, но и масса использовавшихся для пушки боеприпасов. Заряжание сделали раздельным, но и это не особо облегчило работу расчёта: масса снаряда составляла 72 килограмма, а заряда - 32,8 кг.

9 ноября 1950 года в Военном Министерстве состоялось совещание, посвящённое вопросу создания боевой машины, которую предполагалось оснастить сверхмощным орудием. По итогам совещания были определены 4 варианта перспективной САУ:

  1. полностью забронированная боевая машина (фактически танк) с вращающейся на 360 градусов башней;
  2. самоходная установка с мощным бронированием лобовой части, но с ограниченными по горизонтали углами наводки;
  3. самоходная установка с круговым обстрелом, но с минимальным бронированием;
  4. самоходная установка без бронирования.

Вариант 1/2: FV215

Контракт по разработке первого варианта изначально достался компании Morris, позже он перешёл к Vickers-Armstrongs. В качестве базы использовалось шасси тяжёлого танка FV200 с усиленной ходовой частью от тяжёлого танка FV214 Conqueror. Проект имел несколько наименований – Heavy Gun Tank No.2, Heavy Anti-Tank SP No.2, FV215 Heavy Anti-Tank SP No.2, или просто FV215. Индекс Heavy Gun Tank No.2 был неверно интерпретирован историками, и в результате в информационном поле появился мифический проект, известный как FV215B. На самом деле под всеми этими индексами скрывалась одна и та же машина, вооружённая 183-мм пушкой L4.

В этом проекте соединились первый и второй варианты новой машины. Теоретически её башня имела возможность кругового вращения, но для стрельбы угол горизонтальной наводки ограничили 90 градусами. Чтобы огромный ствол не выступал далеко вперёд, башню разместили в кормовой части корпуса. Боезапас составлял всего лишь 20 выстрелов. По проекту скорострельность должна была составить 6 выстрелов в минуту, но те, кто указал подобные требования, оказались очень большими оптимистами. Внутренние размеры башни не позволяли разместить внутри механизм заряжания, а вручную достичь такой скорострельности орудия было нереально. Помимо пушки, вооружение составляли два пулемёта: первый из них был спарен с орудием, а второй выполнял функцию зенитного вооружения.


FV215 Heavy Anti-Tank SP No.2, первый носитель 183-мм пушки L4. Дальше полноразмерного макета этот проект не продвинулся. Обратите внимание на рубленые формы орудийной маски. Они такие потому, что при помощи фанеры литьё показать весьма проблематично

65-тонную машину предполагалось разгонять до 31,7 км/ч, для чего в FV215 Heavy Anti-Tank SP No.2 планировалось установить 810-сильный двигатель Meteor Mk.12. Что касается бронирования, то оно в ходе проектирования постоянно менялось. Толщина верхнего лобового листа корпуса варьировалась от 125 то 152 мм, борта имели толщину 50 мм (плюс бортовые экраны). Что касается башни, то конкретика в её бронировании была лишь в отношении лобовой детали, толщина которой составила 254 мм, то есть 10 дюймов.

Судьба FV215 Heavy Anti-Tank SP No.2 оказалась несчастливой. Morris должна была изготовить сначала полноразмерный макет, а затем два прототипа – один для ходовых испытаний, а второй для обстрела. В июне 1954 года Vickers-Armstrongs, к которой перешёл контракт, получила аналогичное задание. Разработка самоходной установки продолжалась до января 1957 года. К тому моменту был изготовлен полноразмерный деревянный макет и 80% чертёжной документации. Но в Военном Министерстве Великобритании завёлся свой Хрущёв: разработка FV215 Heavy Anti-Tank SP No.2 оказалась остановлена в угоду разработке управляемых противотанковых ракет.


FV215 Heavy Anti-Tank SP No.2 в представлении художника Валерия Петелина. Эта картинка находится на обложке коробки для модели японской фирмы Amusing Hobby, которая не нашла ничего умнее, чем без разрешения взять за основу игровую модель из World of Tanks. Японцы бездумно скопировали все ошибки игровой модели: лобовая часть башни САУ планировалась как литая, а её рубленые формы в игре связаны с лимитом по полигонам и недостатком информации на момент создания

Вариант 4: FV4005 Stage I

Что касается главного героя этого материала, САУ FV4005, то работы по ней были запущены чуть позже. Интересно, что от третьего проекта изначально отказались, перейдя сразу к небронированному варианту. Связано это с тем, что для достижения скорострельности 6 выстрелов в минуту без автомата заряжания было не обойтись. Vickers-Armstrongs не стала изобретать велосипед и разработала систему механизированной подачи боеприпасов, аналогичную той, что применили на 104-мм зенитной пушке QF 127/58 SBT X1, более известной как Green Mace. Установка 183-мм орудия с механизмом подачи боеприпасов известна как FV4005 Stage I. В качестве базы было использовано шасси танка Centurion Mk.3, которое соответствующим образом переделали. В кормовой части оборудовали массивный сошник, опускаемый при стрельбе, а на лобовом листе появились крепления для установки орудия по-походному.

После проведения испытаний, связанных, прежде всего, с исследованием стабильности машины при стрельбе, от такого воплощения идеи противотанковой САУ отказались. Было решено, что САУ подобных размеров, полностью лишённая брони – это чересчур, и даже механизм заряжания не стоит такого высокого риска для членов расчёта. Кроме того, на деле круговой обстрел оказался условным, так как мощная отдача ограничивала углы горизонтальной наводки орудия.


FV4005 Stage I в заводском цеху

Вариант 3: FV4005 Stage II

В июле 1955 года появилась спецификация на более простой вариант 183-мм САУ, известный как FV4005 Stage II . От громоздкой системы подачи снарядов отказались, посчитав, что двух заряжающих вполне хватит. С учётом того, что даже в этом варианте больше 12 выстрелов на борту не помещалось, это решение выглядело вполне разумным. Взамен машина получила массивную башню. Общая высота 50-тонной САУ достигла 3,6 метра, что сделало её самой высокой боевой машиной, построенной в Англии.

Толщина башенной брони составляла всего 14 мм, так что даже против крупнокалиберного пулемёта она защищала не наверняка. С другой стороны, это было гораздо лучше, чем вообще ничего. Кроме того, Stage II получила спаренный с пушкой пулемёт, что было серьёзным подспорьем для борьбы с пехотой. Для загрузки боекомплекта в корме башни была предусмотрена большая дверь. Создатели FV4005 Stage II предусмотрели систему быстрой подачи запасных снарядов с грузовиков, что в определённой степени компенсировало небольшой боекомплект. Новая орудийная башня также базировалась на шасси Centurion Mk.3, на который установили опускаемый сошник и крепление орудия по-походному.


FV4005 Stage II в ходе испытаний, 1956 год

В марте 1956 года САУ FV4005 Stage II прошла огневые испытания, связанные с определением стабильности машины при стрельбе. В ходе первого этапа испытаний было произведено 32 выстрела на разных углах возвышения орудия. При стрельбе на угле возвышения 0 градусов раскачка носовой части машины достигала 22 см, а кормовой 12 см. Максимальные колебания достигались при возвышении 3 градуса и составили 27 см носовой части и 19 см кормы. Всего же в ходе испытаний было произведено 133 выстрела. Стрельба проводилась без экипажа, его роль исполняли манекены. Испытания показали, что стрельба не наносит манекенам увечий.

По итогам испытаний был составлен список переделок, но до них в итоге дело не дошло. В августе 1957 года программу FV4005 закрыли. В различных изданиях фигурируют разные теории, почему британцы отказались от сверхмощного истребителя танков. На самом деле причина была той же, что и в случае с FV215 Heavy Anti-Tank SP No.2. Уже в 1958 году на вооружение английской армии поступили противотанковые ракеты Malkara, установленные на лёгких бронемашинах Humber Hornet. Система получилась на порядок компактнее и мобильнее, и на её фоне 183-мм самоходная пушка выглядела анахронизмом из прошлого.


FV4005 Stage II возле восточного въезда в танковый музей в Бовингтоне

После завершения испытаний оба варианта FV4005 оказались разукомплектованы. Корпуса Centurion Mk.3 отправили на другие программы, а орудийные системы оказались в учебных центрах. Башня FV4005 Stage II долгое время находилась возле стоянки Tank Museum Bovington, и лишь недавно её установили на шасси Centurion Mk.8. Даже в таком виде САУ представляет огромный интерес, являясь своеобразной эпитафией английским истребителям танков. Сейчас FV4005 Stage II находится у восточного въезда в музей. Возможно, что спустя какое-то время найдутся средства на её косметическую реставрацию и установку внутри помещения.

Источники:

  • Bill Munro, The Centurion Tank, The Crowood Press Ltd, 2005
  • David Flether, The Big Gun Centurions, Classic Military Vehicles, 10–2012, Key Publishing Ltd.
  • Документы The Tank Museum, Bovington (TTM).


Читайте также: