Какие молодежные организации существовали в ссср. Молодежные организации на современном этапе

«Молодёжные группировки» - Темы самостоятельных исследований: Дидактические цели проекта: Представители различных культур выражают свою Индивидуальность. Рост молодежных группировок. Сергеева. Как подростки выражают свою индивидуальность? Этапы и сроки проведения проекта. Субкультура. Что заставляет молодых людей выбирать субкультуру?

«Культура СССР» - Афиша фильма П.Чухрая «Водитель для Веры». Памятник Петру I в Москве и комплекс на Поклонной горе Зураба Церетели. Николай Цискаридзе. Янтарная комната, фрагменты которой были возвращены в Россию в 90-е годы. Т.Буланова. «Руки вверх». Портрет афганца. 2. Писателям в новых условиях стало нелегко. Фрагмент фильма «Сибирский цирюльник» режиссера Н.Михалкова.

«Молодёжная субкультура» - Готский стиль. Молодёжные неформальные движения. Факторы субкультурной активности: А также косая длинная чёлка. Музыка панков. Пентаграмма. В одежде преобладает стиль «DEAD», то есть, «мёртвый стиль». Имидж панка. эМо сТиЛь. Явным признаком панка является клетчатая рубашка одетая под косуху. Понятие субкультуры.

«Внешняя политика СССР» - Основные понятия. «Угроза основам социализма»(КПСС). Политика разрядки: достижения и неудачи. Подведение итога урока. Взгляды сторон на причины разрядки. а) КИТАЙ, б) ЧЕХОСЛОВАКИЯ. « Социалистический лагерь». Критика Сталина- ревизионизм. «Социалистический лагерь». Венгрия 1956 г. 4.От разрядки – к конфронтации.

«Молодёжная культура» - Национальных меньшинств. Молодежная. Создается анонимными авторами. Формы культуры. Субкультура. Функции культуры: Базисные элементы культуры. Какие качества молодежь в наибольшей степени ценит в людях, % октябрь 2006г. Включает в себя мифы, сказки, эпос, карнавальные шествия и т.д. Ценности. Язык. Обычаи, традиции.

«Молодёжные движения» - Общие программные положения левых молодежных движений. Основные доминанты пропрезидентских движений. Установить уровень МРОТ не ниже прожиточного уровня. Праворадикальные (националистические) молодежные организации. Левые патриотические движения. Пересмотреть закон о политических партиях, референдуме, освободить политических заключенных.

Потерянные поколения

История детских и молодежных организаций СССР


Сергей Комяков

Береги честь смолоду

© Сергей Комяков, 2017


ISBN 978-5-4485-8083-3

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Атрибутом гражданского общества выступают организации граждан. Но в неразвитых, протогражданских обществах функция организации граждан принадлежит не им самим, а верховной институционализированной структуре, которой выступает государство. Такая организация носит весьма специфические черты и оказывает как позитивное, так и негативное влияние на развитие социальных отношений. Характерным примером такой организации граждан выступает система организации тоталитарных и авторитарных режимов, которая носит мобилизационные черты. И здесь интересен опыт отечественных организаций возникших под влиянием советского государства и коммунистической партии. Но если коммунистическая партия была специфическим органом управления, то вторичные организации, в первую очередь молодежные, комсомол и пионерия показывают особенности механизма организации населения авторитарного государства с целью его политической социализации в угодном для правящего режима русле. Влияние этого процесса Россия испытывает до сих пор, и будет испытывать еще длительное время. Поэтому проблема развития молодежных и юношеских организаций в СССР 1918-1991 годах является одной из наиболее актуальных и спорных в отечественной истории новейшего времени. Достижения молодежных движений в Советском Союзе весьма противоречивы – с одной стороны это высокий уровень организации и проведения досуга молодежи, большие достижения юношеского молодежного спорта, с другой подавление свободомыслия, догматизация общения молодежи. Все это говорит о сложности изучения истории молодежных и юношеских организациях СССР 1920-1991годах.

Именно поэтому представляется актуальным рассмотреть в исследовании историю молодежных и юношеских организаций СССР 1920-1991годах, оценить достоинства и недостатки молодежных организаций в СССР.

Важность исследования данной проблемы возрастает, если учесть то, что в современной России продолжается поиск оптимальных моделей и систем работы с молодежью, а роль и значение системной и методической социализации подрастающего поколения в современном мире постоянно возрастает.

1.Вечно молодые: российские организации скаутов

1.1.Формирование скаутских организаций

Зарю ХХ века Россия встретила в состоянии капиталистической трансформации. Российская монархия сосуществовала с обществом, развивавшимся по западноевропейскому пути, но сохранявшего серьезные сословные пережитки. Новейшие тенденции соседствовали с институтами средневековья. Такое положение оказывало влияние на российскую молодежь. Как наиболее гибкая, восприимчивая к переменам молодежь была авангардом социального развития.

Оценивая институционализацию молодежи необходимо отметить то, что до Манифеста 1905 года никаких легальных молодежных организаций в России быть не могло. Даже участие в небольшом кружке, члены которого изучали биологию, экономику или историю могло быть чревато для молодых людей. Отчисление из учебного заведения, ссылка, а то и тюрьма были наказанием за участие в молодежной организации. Манифест 1905 года, разрешивший общественные и политические движения, позволил молодежи начать процесс самоорганизации.

В это время существовало три тенденции в молодежном движении совпадавших социальной структурой российского общества. Первая была связана с отпрысками аристократических и дворянских семей. Эти семьи ориентировались на классическое воспитание детей, домашнее воспитание, обучение верховой езде, фехтованию, иначе говоря, всему тому, что считалось необходимым для молодого дворянина.

Вторая тенденция была связана с юношами из семей представителей промышленного и торгового капитала, квалифицированных рабочих. Уровень развития экономики России в это время уже привел к формированию достаточно значительной прослойки торговцев, промышленников, врачей, педагогов, чиновников, квалифицированных рабочих, приказчиков (составляла 3-5 процентов населения Российской империи). Эти люди имели экономические возможности, что дать образование своим детям, но они были скованы сословными пережитками и не могли претендовать быть принятыми в высшем свете, быть членами клубов верховой езды, яхт-клубов, различных элитных обществ .

Русское купечество и промышленники ориентировались на иные ценности, чем дворянство и аристократия. Проявлялось и в организации досуга. Так, в противовес аристократическим конным бегам, велосипедным гонкам, российские предприниматели завезли в России популярные в Великобритании бокс и футбол, устраивали соревнования по классической борьбе, лыжным гонкам и бегу на коньках.

Так же молодые люди из этой социальной группы не имели экономических возможностей получить образование равноценное образованию элиты, они не моги на таком же уровне организовать свой досуг, но в тоже время они не были связаны сословными нормами и представлениями, что позволяло им выбирать формы организации свободного времени.

Третья тенденция была связана с институционализацией молодежи рабочего класса и крестьянства, составлявших подавляющее большинство российской молодежи. В этом направлении все было достаточно просто – большая часть молодых людей, детей рабочих и крестьян не имела ни времени, но средств для досуга. Для этой группы была характерна ранняя алкоголизация, ране начало трудовой жизни. Но незначительная часть городской молодежи из рабочих включалась в политическую борьбу. Она вела агитацию, участвовала в стачках, забастовках и террористических актах.

Все эти тенденции имели право на существование, но логика исторического развития должна была сохранить наиболее адекватную для исторического пути России.

Сначала рассмотрим организации аристократической и дворянской молодежи. Как ни странно их фактически не существовало. Связано это было с тем, что ее было сравнительно мало, а карьера и жизнь были предопределены от рождения. Рамки, которые ставило общество перед молодыми аристократами и дворянами были очень сильны. Сначала следовало домашнее воспитание, потом классическое образование – гимназия или лицей, а потом обучение в военном или гражданском учебном заведении. В начале ХХ века организация учебного процесса в России была такова, что фактически не оставляла свободного времени учащимся и студентам. Более того, золотая молодежь была вязана участием в различных общественных мероприятиях своего круга – балах, приемах, посещении родственников и т. д.

Правда, некоторые неформальные организации, подражавшие английским организациями выпускников элитных учебных заведений существовали, но широкого распространения эта форма самоорганизации молодежи в России не получила. Здесь необходимо отметить и то, что созданию молодежных организаций российской элиты препятствовал прямой запреет военным и гражданским служащим императорской России состоять в политических партиях, а фактически интересоваться политикой и выражать собственное мнение по политическим проблемам, которые считались прерогативой государя императора. Когда, после Февральской революции, это запрет был отменен, времени на организацию у молодежи элиты, выжившей в Первой мировой войне не осталось – началась гражданская война.

Значительно большие возможности для самоорганизации были у молодых людей, детей нарожавшего среднего класса. Средний класс в любой стране имеет определенные институциональные черты. Эти черты проявлялись в формировавшемся среднем классе Российской империи. Конечно, на него оказывало влияние длительное политическое бесправие, а так же возможность реализации экономических прав, которая возникла только после судебной реформы 1864 года. Однако, интересы среднего класса в отношении своих отпрысков были очевидны. Детей хотели видеть образованными, достаточно грамотными для карьеры, которая часто продолжала карьеру родителя, а так же физически здоровыми, не пьющими. Такую возможность предоставляли военизированные молодежные организации скаутов.

Скаутские организации в России возникли в тоже время, что и в Западной Европе и США. В начале ХХ века европейские страны и США были охвачены широким молодежным движением, котрое было добровольным и ориентировалось на широкие слои молодежи.

Возникновение скаутских организаций связано с несколькими внешнеполитическими событиями, среди которых можно выделить операции колониальных войск против восставших народов и англо-бурскую войну. Общим для них было то, что они показали чрезвычайно низкий уровень физической подготовки молодых офицеров, происходивших из высших и средних слоев общества. Оказалось, что среднестатистический английский офицер плохо стреляет, быстро устает даже во время езды на лошади, не умеет ориентироваться на местности, не знает как развести костер и т. д. Это было следствием воспитания в закрытых военных школах, где учили общеобразовательным предметам, шагистике и выездке в манеже, а не тому, что было необходимо в реальной боевой обстановке.


"Взвейтесь кострами, синие ночи, мы пионеры - дети рабочих!" - эти строки из пионерского гимна знает каждый, кто жил в Советском Союзе. В то время это звучало гордо. Пионеры в советское время, можно сказать, были элитой школьного общества. Они - дети рабочих. Чем тогда гордились. А какова элита школьного общества сейчас?

Дети, чьи родители зарабатывают больше всех учителей школы вместе взятых. Дети, чьи родители имеют власть и авторитет, могут повлиять на успеваемость своих чад, не беря в расчет отсутствие у них интеллекта и способности мыслить. А ведь это жестокая правда реальности. И именно такая картинка складывается в голове, когда узнаешь, кто и как, за какие "заслуги" попадает в лучшие гимназии и лицеи, становится медалистом, получает доступ к престижным специальностям в престижных ВУЗах...

Стоит отметить, что именно система образования, а в первую очередь - начального и среднего, создает зачатки будущего общества, общества, в котором мы хотим жить. И именно система образования формирует человека, его качества и черты, его жизнь, и в первую очередь - духовную.

Мне хотелось бы затронуть такое явление в системе образования, которое формирует нравственные черты человека, его духовный мир. Это общественные организации при учебных заведениях. Поэтому давайте сравним, как обстояло дело в советский период и что мы имеем сегодня.

Итак, всем известно, что в Советском Союзе была созданная в 1922 году пионерская организация, в которой состояли все (за небольшим исключением) школьники. Официально, как общественная организация при учебных заведениях, в которую стремился попасть каждый, пионерская организация не существует уже около 20 лет и не празднует на государственном уровне ежегодно 19 мая свой день рождения. Этот вакуум в работе с детьми после распада Советского Союза до сих пор не заполнен.

В СССР работе с молодежью и детьми уделялось первостепенное внимание, финансирование шло большое, пионерские лагеря создавались везде, детские спортивные праздники, субботники, просто сбор металлолома превращались в некую героическую пьесу, вдохновенное соревнование. А победитель премировался всеобщим уважением и ехал на каникулы в столицу или по другим историческим местам.

Ни одной удачной попытки создания работающего детского или молодежного объединения в нашей новой России пока нет. При этом не затихает стон о том, как наши дети через одного становятся "эмо", "панками", "готами" и прочими "неформалами". А может, это и есть их попытки объединиться в некую организацию? Но дело в том, что такие неформальные течения не воспитывают в человеке всесторонне развитую личность, как это было в советское время, не подталкивают молодых людей к достижению общей, светлой цели, не мотивируют их на добровольное совершение добрых дел во благо общества. А вот их бы энергию, да в мирных, как говорится, целях... Однако не до того.

Проблема воспитания подрастающего поколения напрямую связана с одной из самых героических страниц нашей истории - Великой Отечественной войной. О том, как героически сражались наши солдаты за Родину, как тяжело было и в тылу, и на передовой, - об этом каждый знает. Но стоит отметить, что множество подвигов в годы войны было совершено пионерами. Стоит вспомнить такие имена, как Зина Портнова, Валя Котик, Витя Коробков и многие другие. И их воспитала ТА система образования, с ТОЙ идеологией и организацией. А что мы видим сейчас? Даже и речи нет о том, чтобы помнить и чтить память этих людей, многие даже не знают этих имен. Мало того, в России все чаще говорят о движении людей, которые называют себя "нацистами", "скинхедами". Тема такого неформального движения становится все более актуальной, так как молодые люди, а зачастую это школьники, приписывающие себя к этому движению, являются сторонниками философии человека, от навязчивых идей которого погибли миллионы людей. И у многих из них есть близкие, отдавшие свои жизни на фронтах Великой Отечественной за то, чтобы эти человеконенавистнические идеи не восторжествовали. Так не связано ли это с отсутствием должных организаций при школах, которые в первую очередь воспитывали бы уважение к прошлому, заставляли думать о будущем и направляли активность школьников в нужное русло, как это делалось с пионерами?! И в первую очередь не связано ли это с отсутствием качественной, четкой, целенаправленной идеологии у современного правительства нашей страны?!

Замечу, что сюда же можно смело "привязать" и еще одну новую русскую проблему - отсутствие хорошей детской литературы. Если спросить у современных школьников, какую последнюю книгу не из школьной программы они прочитали, то, я думаю, большинство упомянут "Гарри Поттера" или "Властелина колец", или вообще не смогут ничего назвать. И действительно, нет ничего достойного из своей, российской литературы. Наверно, потому что не о чем писать. А если вспомним Советский Союз - то пожалуйста, тут вам и "Тимур и его команда", и "Королевство кривых зеркал" - и все о пионерах и их добрых, правильных делах. Но вряд ли кто из современных школьников слышал хотя бы такие названия. Я, конечно, не была пионеркой, и в Советском Союзе мне, к сожалению, довелось пожить мало - всего 2 года, и те несознательные, но в детстве я не раз одним духом перечитывала произведения советских авторов о пионерах, об их поступках и приключениях, и мне всегда хотелось попасть "туда", в книгу, и вместе с ними, с теми ребятами, творить славные дела и жить полноценной, интересной жизнью.

Стоить отметить и кинематограф, так как он тоже полно рисует рассматриваемую картину. Вспомним советские фильмы "Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен", или "Республика ШКИД", или "Гостья из будущего", или "Приключения Электроника" и многое-многое другое. Это добрые, светлые фильмы, при просмотре которых возникает такая же ситуация, как и с литературой: хочется попасть туда, нырнуть в телеэкран и оказаться в доброй, отзывчивой компании неунывающих школьников-пионеров, мечтать вместе с ними о светлом будущем и думать, что завтра - будет лучше, чем вчера. Почему-то при просмотре современных фильмов о школьниках такого желания отнюдь не возникает, а, пожалуй, наоборот, задумываешься: а что будет завтра с нашими детьми, а, следовательно, и с обществом?

Вспомнить хотя бы последний сериал, который вызвал много шума в СМИ и вообще был достаточно обсуждаемым. Это "Школа" Валерии Гай Германики. Я сомневаюсь, что адекватный, здравомыслящий родитель хотел бы отдать ребенка в такую школу, которая показана в этом фильме. Другое дело, что выбор у большинства детей и их родителей сегодня невелик. Элитарные учебные заведения по карману не многим. А ведь режиссер показал такую школу, которая действительно существует в нынешней России. И именно в ТАКУЮ школу сегодня вынуждено ходить большинство детей. И от этого мурашки бегут по коже...

Что касается досуга, стоит отметить, что у советских детей была масса интересных дел. Причем интересных в полном смысле слова. Ведь тогда же не было компьютеров, мобильных телефонов, игровых приставок, но были кружки и секции, игры во дворе, пионерские и октябрятские дела, отдых в пионерских лагерях. То есть было живое общение, а что как ни это воспитывает в детях общительность, понимание, доброту, отзывчивость, ответственность за другого. Сдается, что занятия школьников того времени гораздо важнее, чем все новшества нынешнего времени. Может быть, поэтому большинство людей, выросших и воспитанных той эпохой, с такой ностальгией вспоминают свое счастливое советское детство, пусть и без телефона, пусть порой в порванной обуви, пусть порой полуголодное, но зато НАСТОЯЩЕЕ.

О плюсах одной системы и минусах другой можно говорить бесконечно. Особенно сейчас, когда с российской системой образования творится страшное, а министр образования попросту представляется "вредителем", который или целенаправленно губит то, с чего, по сути, начинается жизнь маленького человека, или просто сам не понимает, что творит.

И в заключение хотелось бы сказать, что очень хорошо, что в истории нашей страны была такая славная страница под названием "пионерия". Очень печально, что в современной России не нашлось аналога такому замечательному и полезному явлению, которое формировало ЧЕЛОВЕКА с полноценным и хорошим духовным миром.

История развития молодежного движения в России насчитывает не более 200 лет с момента зарождения самой молодежи как социальной группы. Но даже за это не столь продолжительное время молодежное движение успело претерпеть множество изменений, периодов расцвета и деградации. Так в чем же состояла сущность молодежных движений царской России и Советского союза? Каковы были их жизненные ценности и приоритеты? В этой статье проведен краткий анализ сущности 10 ключевых молодежных движений царской России и СССР.


Период расцвета:
1860–1880-е

Принимаемые ценности: Равенство, образование, справедливость, социальный прогресс, жертвенность, построение идеального мира.

Отвергаемые ценности: Аристократизм, привилегированность, консерватизм.

Стиль жизни: Сегодня народников можно было бы назвать волонте­рами. Тысячи молодых людей бросали учебу, семьи и «уходили в народ» - учить, лечить, пропагандировать. Одни просто обучали крестьянских детей грамоте, другие надеялись разжечь крестьянский бунт. Позднее многие из них разочаровались в просветительстве и сменили книги на бомбы и револьверы.

Главные произведения: Тексты Герцена, Лаврова, Бакунина, Михайловского; газеты и журналы «Народное дело», «Народная воля», «Вперед!», «Набат».


Период расцвета:
1890–1910-е

Принимаемые ценности: Равноправие, принадлежность к рабо­чему классу, революционная борьба, построение идеального мира.

Отвергаемые ценности: Частная собственность, накопительство, эксплуатация, царизм, капитализм.

Стиль жизни: Добросовестные акти­висты-рабочие, которые в отличие от своих товарищей по вечерам не напивались, а усердно штудировали революционные брошюры и готовили забастовки. Противостояние нередко выливалось в кровавые столкновения с полицией и черносотенцами.

Главные произведения: Труды Ленина, Маркса, Плеханова и прочих теоретиков, а точнее краткие брошюры с пересказом их идей. Газеты «Искра», «Революционная Россия», «Рабочее дело».

Период расцвета: 1910-е

Принимаемые ценности: Эстетика, индивидуализм, эксперимент в творчестве и сексе, утонченность, мистицизм.

Отвергаемые ценности: Консервативная мораль, мещанство, государство, деньги, социальность.

Стиль жизни: Писали стихи, картины, сочиняли музыку. Создавали свои журналы, галереи, художественные и поэтические группы. Собирались в кафе или на квартирах и устраивали творческие вечера с бесконечными спорами о принципах творчества. Постоянно тусуясь, подчеркивали свой индивидуализм. Так, поэт Константин Бальмонт писал: «Я ненавижу человечество, / Я от него бегу спеша. / Мое единое отечество - / Моя пустынная душа».

Главные произведения: Поэти­ческие сборники Сологуба, Брю­сова, Мережковского, Гиппиус, Бальмонта.

Период расцвета: 1890-1930-е

Принимаемые ценности: Эксперимент, прогресс, новизна, построение идеального мира, технологии будущего.

Отвергаемые ценности: Традиции, историческая преемственность.

Стиль жизни: Это атеисты и анархисты. Как пишет Вадим Руднев, составитель «Словаря культуры ХХ века», «смысл авангардистской позиции в активном и агрессивном воздействии на публику. Производить шок, скандал, эпатаж - без этого авангардное искусство невозможно». Авангардисты мечтали о переустройстве жизни, самое малое «в мас­штабе земного шара». Некоторые их произведения до сих пор до конца не расшифрованы, например ставший уже притчей во языцех «Черный квадрат» Малевича.

Главные произведения: Картины Малевича, Кандинского, Татлина, Лисицкого, стихи Маяковского, Введенского, Хлебникова, Хармса.

Период расцвета: Конец 1950-х - середина 1980-х

Принимаемые ценности: Труд, коллективизм, дух товарищества, альтруизм, социальная активность.

Отвергаемые ценности: Стяжательство, накопительство, гедонизм.

Стиль жизни: Студенты обычно жили в палатках со всей вытекающей романтикой. Главный атрибут внешнего вида - рабочая куртка, «бойцовка», как ее называли сами стройотрядовцы, с пришитыми шевронами и знаками конкретного отряда.

Чем занимались: Поднимали целину, строили автомагистрали и ГЭС. Практически ни одна глобальная стройка СССР не обошлась без студенческой рабочей силы.

Главные произведения: БАМ, КАТЭК, Саяно-Шушенская ГЭС, города Усть-Илимск и Братск.

Период расцвета: 1960–1970-е

Принимаемые ценности: Кол­лективизм, искренность, само­управление, творчество, эксперимент.

Отвергаемые ценности: Индивидуализм, формализм.

Стиль жизни: Коммунары хотели воспитать нового человека, стопроцентно подготовленного к тесной жизни коммуной. И чтобы этого достичь, начинали со школьников: учили детей по новой методике - эдакой смеси движения скаутов, педагогики творчества, групповой психотерапии и развивающих игр. По некоторым оценкам, педагогические отряды насчитывали более 60 тыс. студентов.

Главные произведения: «Педагогическая поэма» Макаренко, методические труды педагога-исследователя Игоря Иванова, рубрика «Алый парус» в «Комсомольской правде».

7. Туристы-каэспэшники


Период расцвета:
1960–1970-е

Принимаемые ценности: Творчество, природа, коллектив, преодоление трудностей, искренность.

Стиль жизни: Штормовка и рюкзак - максимум брезента, минимум комфорта. Один из обязательных атрибутов - гитара, под аккомпанемент которой исполнялись свои и чужие песни. Образ жизни - регулярные выезды на природу, от ближнего Подмосковья до Алтая и Памира. Нередко туристическая группа была своего рода мини-государством, в котором конструировались образы идеального мира.

Главные произведения: Песни Визбора, Городницкого, Окуджавы и многих-многих других.

Период расцвета: Конец 1940-х - начало 1960-х

Принимаемые ценности: Индивидуализм, расслабленность, гедонизм, аполитичность.

Отвергаемые ценности: Коллективизм, унификация, жесткая мораль, аскетизм.

Стиль жизни: Подражали увлечениям продвинутой молодежи Европы и Америки. Это была «пощечина общественному вкусу» серых и форменных среднестатистических советских граждан. Внешне это выражалось у юношей в ношении ярких пестрых рубашек и галстуков, мешковатых клетчатых пиджаков и шляп с широкими полями. У девушек - в ярком макияже и таких же ярких нарядах. Разговаривали стиляги на особом сленге, словечки из которого в ходу и сейчас: например, «хата» - квартира, «чувак» - свой пацан, «соксы» - носки.

Главные произведения: Мелодии в стиле буги-вуги и рок-н-ролл.

9. Хиппи


Период расцвета:
1970–1980-е

Принимаемые ценности: Свобода, естественность, гедонизм, пацифизм, индивидуализм, творчество, путешествия.

Отвергаемые ценности: Унифи­кация, милитаризм, патриотизм, семья, деньги, власть, пафос.

Стиль жизни: Среднестатистический типаж напоминает Христа во плоти: длинные волосы, недорогая простая одежда ярких цветов, всевозможные этнические украшения, которые символизировали отказ от рас и культур. Часто ленточка на лбу - чтоб «не срывало крышу», на запястье «фенечка», подаренная прияте­лем-хиппи «на память». Сидели на улицах и площадях, напевали душевные мотивы под гитару, читали стихи и курили травку. Часто путешествовали автостопом с места на место.

Главные произведения: Фотографии и картины Сергея Сольми, музыка Умки, ранний «Аквариум».

10. Панки


Период расцвета:
1980-е

Принимаемые ценности: Протест, независимость, эксперимент.

Стиль жизни: Первый и самый заметный отличительный панк-признак - цветной гребень-ирокез на макушке. Далее - кожаная куртка-косуха, дырявые потертые джинсы, заправленные в высокие ботинки или солдафонские сапоги. Весь этот незамысловатый наряд украшен черепами и другими металлическими атрибутами.

Главные произведения: Музыка «Гражданской обороны», произведения панк-рока.

В начале ХХ столетия из-за повышения внимания общества к детям, обрела популярность идея создания гармонически развитой личности. Не упускалось также из виду, что воспитанная таким образом молодежь сможет со временем преодолеть классовый антагонизм. В здоровом, полноценном подрастающем поколении были заинтересованы и государственные структуры - ведь это будущая рабочая сила, армейский резерв.

В теории и практике воспитания и образования произошли серьезные сдвиги. Сокращение продолжительности рабочего дня для детей и подростков привело к увеличению их свободного времени и проблеме его конструктивной занятости. Обучение стало делом государственной важности. Во многих странах появились законы об обязательном образовании. Государство взяло на себя отчасти и бремя воспитания. Совсем иначе стала решаться проблема детской преступности .

Социально-экономическое положение (условия жизни и труда, изолированность сословий), традиции воспитания (патриархальность), школьный официоз (правила для учащихся), контроль со стороны Русской православной церкви не позволяли детям и подросткам выйти за пределы устоявшейся системы.

Одной из попыток создать общественные молодежные организации в дореволюционной России было возникновение скаутов. Возникнув в начале ХХ века, это движение использовало и объединило в себе по крупице опыт существовавших до этого детских и молодежных организаций, некоторых гимнастических обществ и спортивных клубов .

1917 год, расколовший Россию на красных и белых, прошел глубокой трещиной и по скаутингу. Большинство скаутов предпочли сторону белых, но были и красные скауты. Вчерашние братья по патрулю становились порой смертельными врагами.

Новая власть настороженно восприняла существующие скаутские отряды, а затем, руками комсомола и правоохранительных органов, начала целенаправленное уничтожение скаутинга в России. Можно сказать, что государство пыталось подчинить себе молодежные организации.

Часть скаутмастеров была вынуждена заняться организацией отрядов «нового типа», так стали появляться первые группы, впоследствии названные «пионерскими» .

Пионерская организация рождалась и развивалась в нашей стране в условиях революционных преобразований в России, в мире в целом, связанных с распространением идей коммунизма, социализма, обострением классовых противоречий в капиталистических странах и особенно в России.

Пионерская организация -- часть пионерства -- ветви детского движения, специфического социально-педагогического, культурологического феномена XX века .

В отличие от других направлений, видов, форм детского движения пионерское в своей основе имеет несколько истоков.

Первый исток это международное рабочее, революционное, коммунистическое движение, в которое, оказались втянуты и дети.

Второй исток это собственно детское движение (в мире и России), проявившееся в опыте создания и деятельности самых различных детских сообществ (скауты, соколы, потешные, ученические организации, сельскохозяйственные союзы, самодеятельные клубы, кружки различной содержательной направленности).

Третий исток это конкретные социально-политические условия России в начале XX века (после событий 1917 года) .

Рождение и развитие пионерства отразились на своеобразии его структур, форм, характере его отношений с государственными и общественно-политическими институтами, способствовала превращению его в органичную часть Советского государства, его политической системы и его истории.

Именно новая идеология движения, его цели, принципы, направленность содержания стали в эти годы предметом острых дискуссий комсомола, партии, органов образования, педагогической общественности. Для проработки этих вопросов была создана специальная государственно-общественная комиссия, в которую вошли Н. К. Крупская, Е. М. Ярославский, В. А. Зорин, В. Ф. Васютин и другие.

Важную роль в создании детской организации сыграл III съезд комсомола (1920 г.), на котором с программной речью выступил В. И. Ленин, определив задачи союзов молодежи .

Детское движение рассматривалось как «настоятельная необходимость самоорганизации пролетарских детей», ставящая целью сплочение, воспитание и подготовку масс к борьбе за интересы пролетариата.

Все группы объединялись в «организацию юных пионеров» при местной организации Российского Комсомольского Союза Молодежи (РКСМ), во главе которой стоял совет, назначаемый комитетом РКСМ. В целях реализации самодеятельности детям предлагалось избирать из своей среды различные комиссии, и даже товарищеский суд.

В материалах V съезда РКСМ закреплялось положение о пионерах -- смене комсомола. Временное бюро было преобразовано в Центральное бюро детских коммунистических групп юных пионеров (ЦБ ЮП). В него вошли С. Тарханов, В. Зорин, И. Жуков, А. В. Луначарский, Н. К. Крупская. Растет число пионеров. Продолжаются серьезные дискуссии по важным вопросам: о руководстве, о целевой направленности деятельности, о базировании отрядов и т.д. .

Присвоение организации юных пионеров имени В. И. Ленина в 1924 году (до этого отряды юных пионеров носили имя Спартака) дало мощный толчок росту ее рядов.

К 1924 году пионерские организации были созданы во всех союзных республиках. Было принято единое «Организационное положение Детской Коммунистической Организации юных пионеров имени тов. Ленина» (август, 1924 год), закрепившее факт создания и организационного оформления единой пионерской организации, как средства воспитания нового поколения строителей социалистического общества .

В марте 1926 года пионерская организация стала именоваться - Всесоюзная пионерская организация им. В.И.Ленина. Первые пионерские отряды, объединявшие детей рабочих и крестьян, работали при комсомольских ячейках заводов, фабрик, учреждений; участвовали в субботниках, помогали в борьбе с детской беспризорностью, в ликвидации неграмотности .

К концу 30-х гг. завершилась перестройка Всесоюзной пионерской организации по так называемому школьному принципу: класс - отряд, школа - пионерская дружина. В пионерских коллективах развернулась военно-оборонная работа; создавались кружки юных стрелков, санитаров, связистов, проводились военно-спортивные игры .

В конце 40-х - начале 50-х гг. Всесоюзная пионерская организация участвовала в восстановлении разрушенных городов и сёл, началось пионерское движение «Украсим Родину садами», прошли всесоюзные экспедиции по изучению родного края. Пленум указал, что главная задача пионерской организации - широкое привлечение пионеров к активной общественно-политической работе и, прежде всего, к общественно полезному труду. Пленум подчеркнул, что формы и методы деятельности пионерской организации должны отличаться от форм и методов учебной работы в школе, деятельность пионерских дружин не должна ограничиваться рамками школы .

В 1962 Всесоюзная пионерская организация за большую работу по коммунистическому воспитанию детей и в связи с 40-летием была награждена орденом Ленина.

16-й съезд ВЛКСМ (1970) принял обращение ко всем пионерам СССР в связи с подготовкой к 50-летию Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина. В обращении, резолюции съезда, в рекомендациях секции «Комсомол, пионерская организация и школа» дана конкретная программа деятельности пионерской организации на современном этапе, намечены пути повышения роли пионерских коллективов в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в школе. Съезд уделил особое внимание вопросам подготовки кадров пионерских работников .

Конкретным воплощением самодеятельного характера пионерской организации является пионерское самоуправление (совет отряда, дружины, районный, городской штабы юных пионеров, периодически проводимые слёты). Каждый отряд имел своих представителей в активе дружины, дружина - в городских и районных штабах .

Весьма заметным явлением в сфере детского досуга конца 30-х и начала 40-х годов стало "тимуровское движение". Оно развернулось в СССР среди пионеров и школьников вначале 1940-х гг. под влиянием повести А. П. Гайдара "Тимур и его команда". Тимуровцы оказывали помощь семьям военнослужащих в годы Великой Отечественной войны, престарелым, колхозам и совхозам в сельскохозяйственных работах, детсадам, благоустройство насел, пунктов, уход за могилами погибших воинов и др .

По утверждению исследователя тимуровского движения В. П. Татаровой, тимуровская команда была задумана А. П. Гайдаром в качестве "альтернативы пионерской организации, тогда, в 30-е годы, уже намертво пристегнутой к школе, обюрокраченной, унылой. Он, по собственному признанию, готовил - и приготовил! - под нее "бомбу" .

Предложенная А. П. Гайдаром детям (в форме повести) методика организации самодеятельного инициативного объединения "самих детей", осуществляющих заботу о старших, для конца 30-х годов выглядела подозрительно. Однако повесть удалось напечатать благодаря взявшему на себя ответственность секретарю ЦК ВЛКСМ Н. А. Михайлову.

На годы войны приходится массовый размах движения. В 1942 г. газета "Московский большевик" писала, что в Москве пионерская организация расформировалась, а ее роль фактически подменена тимуровскими командами. Комсомол был озабочен ситуацией. По воспоминаниям Н. А. Михайлов, движение приобретало настолько широкий характер, что комсомольским организациям приходилось задумываться, как сделать, чтобы это движение органически вливалось в работу пионерской организации ?

Сами тимуровцы особого желания "вливаться" в пионерскую организацию не испытывали, но это движение попытался использовать как "форму работы" комсомол. Как пишет Татарова, "комсомольские, пионерские органы поспешили прибрать их к рукам. Вогнать в пионерские формирования, приковать к школе; отдать во власть спускаемым сверху циркуляров и "научных рекомендаций". И, увы, получилось. Движение тихо угасает, тлеют лишь отдельные очаги. Надежды на возрождение затеплились при "оттепели" 50-60-х годов, когда тимуровцы вырвались, было из школ во дворы..." .

Тимуровское движение не погибло в конце 50-х гг., а "передало эстафету" коммунарскому движению.

Коммунарское движение это возникшая в 60-х годах XX века неформальная ассоциация, связывающая коммунарские клубы - неформальные коллективы, в той или иной мере являющиеся последователями определенной педагогической методики, которая известна в педагогической литературе под названиями: коммунарская методика, методика коллективных творческих дел, методика И.П.Иванова, орлятская методика и пр. Термин "коммунарское движение" появился в прессе примерно в 1963 году, когда в стране появились сотни "секций клуба Юных коммунаров" (клуба ЮК, КЮКа). "Инкубационный период" этого движения начался значительно раньше - в середине 50-х годов. По инициативе ленинградского философа и педагога-исследователя И. П. Иванова в 1956 г. в Ленинграде было создано небольшое молодежное инициативное субкультурное объединение педагогов "Союз энтузиастов" ("СЭН"). Первоначально это был кружок преимущественно пионерских вожатых (Л. Г. Борисова и другие), которые были крайне не удовлетворен современной им отечественной педагогикой, господствовавшей в пионерской организации системой воспитательной работы .

"Инкубационный период" продолжался до марта 1959 г., т. е. до того времени, когда "сэновцы" создали при Доме пионеров Фрунзенского района Ленинграда сводную районную пионерскую дружину, названную "Коммуной юных фрунзенцев" (КЮФ).

Для обозначения нового типа внешкольного воспитательного коллектива был взят термин "коммуна". С самого начала КЮФ стала самодеятельным инициативным самоуправляемым субкультурным объединением детей и их "старших друзей". По существу - объединением неформальным, хотя и считавшимся официально "районной школой пионерского актива".

Но по сути своей КЮФ стала антиподом "школ пионерского актива", которые "натаскивали" "выборный пионерский актив" обычными для общеобразовательных школ методами "учебной практики". КЮФ, прежде всего, обеспечивала условия "жизненной практики", условия для самореализации. Недаром, "кюфовцы" любили подчеркнуть, что "в коммуне никто никогда не учит, в коммуне живут".

Объективно в КЮФе происходило и воспитание и обучение, но это осуществлялось в соответствии с принципом "скрытой педагогической позиции" и делалось не средствами "открытого воспитательного воздействия", а косвенно через организацию "воспитывающих ситуаций", через воспитывающую "коллективную творческую деятельность" .

"Был опыт коммуны юных фрунзенцев в Ленинграде - хорошая школа идейной закалки пионерского и комсомольского актива. Однако создаваемые по её примеру другие коммуны превратились в своеобразные секции внутри школьных комсомольских организаций, противопоставляли себя им, пытались чуть ли не в полном объёме подменять школьный комсомол. Члены секций юных коммунаров, не стараясь улучшать содержание работы школьных комсомольских организаций, огульно критиковали их. Это приводило к неправильному, упрощённому пониманию устава комсомола. Вместо него - свои законы, отличающиеся пустой фразеологией, отсутствием конкретного содержания. Вполне естественно, что эта форма работы умерла так же скоро, как и родилась..." .

Руководящие комсомольские функционеры все больше и больше склонялись к тому, чтобы рассматривать Клуб ЮК как "форму работы школьного комсомола", как "школу комсомольского актива". Стали предприниматься попытки объявить весь "школьный комсомол" коммунарами. Лидеры движения стали сопротивляться попыткам комсомола подчинить его и формализовать. Руководители отдела учащейся молодежи ЦК ВЛКСМ настаивали на унифицировании форм жизнедеятельности коммунарских объединений. Большинство лидеров движения на унификацию не соглашались и им было объявлено, что в таком случае дальнейшая судьба коммунарских объединений будет зависеть от их взаимоотношений с комсомольскими органами "на местах". "Оттепель" заканчивалась и к концу 60-х желания быть "гвардией комсомола" в среде юных коммунаров оставалось все меньше .

Важным событием не только для "коммунарского движения", но для всего "общественно-педагогического движения" оказался январский сбор 1968 г. клуба ЮК Свердловска "Алый парус". Участники сбора пришли к выводу, что опыт "коммунарского движения" способствует профилактике отчуждения и разностороннему воспитанию. Однако для большей эффективности освоения культуры было признано целесообразным внести в, ставшую традиционной "коммунарскую методику", ряд изменений .

Можно сказать, что происходил процесс педагогизации. Если первое десятилетие "коммунарского движения" ознаменовалось резким противопоставлением "жизненной практики" "учебной практике", воспитания опосредованного воспитанию "открытому", то его новое десятилетие предполагалось, прогнозировалось и проектировалось как сочетание "жизненной практики" с "практикой учебной", сочетание педагогики "скрытых педагогических воздействий" с педагогикой "открытой педагогической позиции".

И действительно, 70-е годы ознаменовались "движением педагогических отрядов", к которому позже примкнули и те, кто сперва выступал против "открытой педагогической позиции". Переход от коммунарского движения" к "движению подотрядов" был не простым, болезненным, но в условиях "эпохи застоя" необходимым. Этот "переходный период" был по отношению к "движению педотрядов" и своего рода "инкубационным периодом", во время которого шла своего рода "лабораторная" (опытно-экспериментальная) работа по преобразованию "модели" "коммунарского объединения" в "модель" "педагогического отряда" .

В конце 1970 г., когда было выращено первое поколение "культармейских комиссаров", юные культармейцы "Ориона" были приглашены кафедрой педагогики и комитетом комсомола МГПИ им.В.И.Ленина для создания первого в Москве и стране "Экспериментального педагогического отряда". Из трёх "форпостов" этого ЭСПО, созданных в "красных уголках" разных московских микрорайонов, "выжил" (и отметил своё 30-летие) один. И "выжил", вероятно, прежде всего по причине наиболее последовательного проведения "командирской педагогики" и "культармейской методики".

ЭСПО "положил начало" массовому движению студенческих педагогических отрядов .

В самом начале движения педотрядов по инициативе московского ЭСПО начались регулярные встречи педотрядовцев и лениградского КИМа, на одной из которых было решено назвать (по предложению И.П.Иванова) это сообщество "Коммунарским-макаренковским содружеством" (КМС). Под этим названием (и при поддержке Педагогического общества РФ) КМС провело 13 всероссийских слётов и ещё несколько после смены названия на "Творческое содружество макаренковских комсомольских педагогических отрядов".

Дальнейшая история движения педагогических отрядов показала, что дольше других прожили именно те отряды, которые сохранили "командирскую педагогику". А вот КИМ сам оказался на долгое время в глубоком кризисе, прекратил существование в качестве студенческой коммуны и имеет "последействие" совсем в ином качестве - в форме ассоциации "Педагогика социального творчества". Эта общественная организация имеет большое значение в качестве "хранителя и толкователя научно-методического наследия И.П.Иванова". Но в этом качестве сообщество "кимовцев" в значительной степени утратило роль "школы педагогов-организаторов" и, тем более, "бригады энтузиастов коммунистического воспитания" .

После того, как в 1976 г. было принято Постановление ЦК ВЛКСМ о создании педагогических отрядов, они стали создаваться в обязательном порядке повсеместно. Взялся комсомол руководить и организацией слетов педотрядов. Скоро самодеятельное движение было "заформализовано" и скомпрометировано. Через несколько лет от организованных по команде комсомола педотрядов ничего не осталось. Некоторые отряды (возникшие еще до Постановления) продолжали работать .

Таким образом, можно отметить, что все молодежные организации в Советское время создавались для осуществления воспитания подрастающего поколения и рассматривались как часть системы коммунистического воспитания. В эту систему входили пионерство, коммунары и педагогические отряды. Но, для того чтобы не разрасталась чуждая политике идеология, и для того чтобы в стране существовала единая система воспитания и коммунарское движение, и педагогические отряды комсомол пытался подчинить себе. Таким образом, главными молодежными организациями, существовавшими в СССР оставались пионерство и комсомол, деятельность которых регламентировалась Коммунистической партией.



Читайте также: