Какие модули ставить на кв 85. Новый советский тяжелый танк – КВ–85

КВ-85 - советский серийный тяжёлый танк времен ВОВ. КВ означает «Клим Ворошилов» - официальное название советских серийных тяжёлых танков выпускавшихся в 1940-1943 годах. Индекс 85 – калибр основного вооружения танка.

Данный танк был разработан в мае-июле 1943 г. КБ опытного завода № 100. Основной причиной начала работ над боевой машиной стало появление у противника нового тяжёлого танка «Тигр». Танк КВ-85 принял на вооружение РККА 08.08.1943 г. и серийно выпускался Челябинским Кировским заводом вплоть до октября 1943 года. Танк был снят с производства в связи с переходом ЧКЗ на производство более совершенных тяжёлых танков ИС-1. Всего на ЧКЗ было построено 148 танков КВ-85, активно применявшихся в боевых действиях 44-го года. Посланные на фронт танки были потеряны или списаны в 44-45 гг. До настоящего времени сохранился лишь один аутентичный танк КВ-85 и один опытный танк КВ-1с, у которого штатную 76-миллиметровую пушку заменили на 85-миллиметровое орудие.

создания

Появление у германских войск в конце 42-го - начале 43-го года тяжёлого танка «Тигр» в одночасье сделало советские тяжёлые танки КВ-1 и КВ-1с («скоростная» модификация) устаревшими. Непробиваемая немецкими противотанковыми и танковыми пушками в 1941 г. и начале 1942 г. броня КВ для пушки «Тигра» не представляла особой трудности. При этом установленная на КВ 76-миллиметровая пушка ЗиС-5 могла пробить только кормовую и бортовую броню «Тигра» на дальности не более 200 метров. В этих условиях форсировали работы по разработке для Красной Армии новых образцов артиллерийского вооружения и тяжёлого танка ИС, которые смогут пробивать броню «Тигров». По результатам обстрела «Тигра», попавшего в руки советских конструкторов, выяснилось, что его лобовая броня на дистанции до 1 тыс. метров пробивается снарядами 85-миллиметровой зенитной пушки обр. 1939 г. (52-К). в связи с этим 5 мая 1943 года на заседании ГКО (Государственный Комитет Обороны) приняли постановление № 3289 «Об усилении арт. вооружения самоходных установок и танков». В данном постановлении перед артиллерийскими и танковыми конструкторами ставились задачи по разработке самоходных и танковых 85-миллиметровых пушек имеющих зенитную баллистику. Предполагалось, что эти орудия будут устанавливаться в штатную башню КВ-1с а также на новый танк ИС.

Ответственными за выполнение данной задачи были назначены ЦАКБ (Центральное Артиллерийское Конструкторское Бюро) руководителем которого был В.Г. Грабин и КБ артиллерийского завода № 9 руководитель Ф.Ф. Петров. Эти коллективы старались провести на вооружение именно свою конструкцию и их главы много раз посылали в вышестоящие инстанции письма, содержащие обвинения в адрес «конкурентов», а также ответы на те или иные технические или организационные вопросы. Несмотря на это к 14 июня 1943 г. оба коллектива представили свои орудия для монтажа на опытных танках. ЦАКБ разработал на базе 76-миллиметровой танковой пушки ЗиС-5 85-миллиметровую пушку С-31. Это было сделано путём наложения на люльку серийной пушки 85-миллиметровой ствольной группы. Конструкторское бюро завода № 9 использовало проект своей 85-миллиметровой самоходной пушки Д-5С, подъёмный механизм и затвор которой взяли от серийной танковой 76-миллиметровой пушки Ф-34.

К 20.07. 1943 г. опытным заводом № 100 было собрано два опытных КВ, имеющих на вооружении которых стояли данные орудия. Первым был «Объект 238», который также называют КВ-85Г. Данная машина полностью соответствовала ТЗ - у КВ-1с со штатной башней на погоне 1535 миллиметров 76-миллиметровую пушку ЗиС-5 заменили на 85-миллиметровое орудие С-31 разработанное в ЦАКБ. Второй опытный танк – КВ-85 («Объект 239»), был построен в инициативном порядке конструкторами Челябинского Кировского завода и завода № 100 под руководством Ж.Я. Котина. Так как в наличии имелась только башня от танка ИС (корпус был ещё не готов), то она была установлена на шасси КВ-1с. При этом диаметр нижнего погона крыши боевого отделения увеличили со 1535 миллиметров до 1800 миллиметров. Данная операция была технически сложной, поскольку диаметр погона был больше ширины крыши боевого отделения. Решением стало расширение подбашенной коробки путем приваривания под выступающие части погона броневых цилиндрических вставок. Поскольку для вооружения «Объекта 239» не было второй С-31, то он был оснащен 85-миллиметровой пушкой Д-5Т разработанной в КБ завода № 9. КВ-85 вместе с парой прототипов танка ИС прошел заводские испытания, КВ-85Г в них не участвовал - было понятно, что он не пройдёт из-за тесноты боевого отделения. На испытаниях КВ-85 прошёл 284,5 километров при средней скорости движения равной 16,4 км/ч. Поскольку Красная Армия очень нуждалась в новых танках, данные испытания засчитывались как государственные. 8 августа Госкомитетом Обороны, еще до окончания испытаний, было принято постановление № 3891 о принятии КВ-85 на вооружение и начале их серийного производства на ЧКЗ. Первые серийные КВ-85 спустя несколько дней покинули сборочные линии завода.

Пушка Д-5Т во время испытаний проходивших на Гороховецком артиллерийском полигоне с 21 по 24 августа также продемонстрировала свои преимущества перед С-31. В этих испытаниях принимали участие все четыре опытных танка - КВ-85, КВ-85Г и два прототипа ИС. Д-5Т после выстрела меньше вибрировала, в ней отсутствовали громоздкие уравновешивающие грузы, обладала меньшими габаритами, отличалась лёгкостью в обслуживании и прочностью. Однако за это пришлось заплатить использованием в её конструкции большого количества мелких деталей имеющих высокие требования к их механической обработке и допускам. Как следствие, пушка Д-5Т производилась небольшими сериями, не позволяющими устанавливать данное орудие на все новые средние танки Т-34-85. Поэтому для новых машин пришлось разработать новую более технологичную 85-миллиметровую пушку ЗиС-С-53 имеющую идентичную баллистику.

Производство

Первый серийный КВ-85 построили на опытном заводе № 100, а остальные 147 машины построил ЧКЗ. Для постройки первых машин использовали задел бронекорпусов для танков КВ-1с, в связи с чем пришлось заваривать отверстия для шаровой установки курсового пулемёта и делать в подбашенной коробке вырезы под расширенный погон башни. В конструкцию бронекорпуса последующих серий машин внесли необходимые изменения. В производстве ЧКЗ танк КВ-85 находился три месяца, в период с августа по октябрь 43-го г. В августе построили 22 машины, в сентябре и октябре - по 63. Небольшие объёмы поставок 85-миллиметровых пушек Д-5Т, а также большая надобность в них для вооружения танков Т-34-85 и ИС-1 стали причиной того, что в августе КВ-85 производились параллельно с танками КВ-1с. В ноябре 43-го г. наивысший приоритет присвоили выпуску танков ИС, и танки КВ-85 вовсе сняли с производства.

Описание конструкции

По своей сути КВ-85 был переходной моделью между танками КВ-1с и ИС-1. У КВ-1с тяжелый танк КВ-85 заимствовал большую часть деталей бронекорпуса и всю ходовую часть, а от ИС-1 - башню и орудие. Изменения касались лишь бронедеталей подбашенной коробки - для КВ-85 они изготавливались заново для установки новой более габаритной башни имеющей погон 1800 миллиметров. У танка была классическая компоновка, такая же как у всех других серийных советских средних и тяжёлых танках того времени. В бронекорпусе последовательно от носа к корме размещались: отделение управления, боевое и моторно-трансмиссионное отделения. В отделении управления размещался механик-водитель, рабочие места других трех членов экипажа находились в боевом отделении, объединявшем башню и среднюю часть бронекорпуса. В этом же отделении располагались орудие, боезапас, а также часть топливных баков. Трансмиссия и двигатель устанавливались в корме танка.

Электрооборудование

В КВ-85 электропроводка была однопроводной, бронекорпус танка служил вторым проводом. Исключением была цепь аварийного освещения, выполненная по двухпроводной схеме. Источниками электроэнергии с рабочим напряжением 24 В служил генератор ГТ-4563А имеющий реле-регулятор РРА-24 (мощность 1 кВт) а также четыре последовательно соединённые аккумулятора 6-СТЭ-128 (общая ёмкость 256 А ч). Потребителями электроэнергии являлись:
электромотор поворота башни;
внутреннее и наружное освещение машины, подсветка шкал измерительных приборов и прицелов;
цепь сигнализации от десанта к экипажу танка и наружный звуковой сигнал;
контрольно-измерительные приборы (вольтметр и амперметр);
электроспуск пушки;
танковое переговорное устройство и радиостанция;
электрика моторной группы включавшая стартёр СТ-700, пусковые реле РС-400 или РС-371 и так далее.

Прицелы и средства наблюдения

Рабочее место заряжающего и люк командира были оборудованы перископическими приборами МК-4, позволяющими вести изнутри машины наблюдение за окружающей обстановкой (всего 2 шт.) В командирской башенке имелось пять смотровых щелей, прикрытых защитными стёклами. Во время боя механик-водитель вёл наблюдение, используя смотровой прибор с триплексом, защищенным броневой заслонкой. Данный смотровой прибор был установлен в бронелюке-пробке размещенном на лобовой бронеплите по продольной осевой линии танка. Этот люк-пробка в спокойной обстановке выдвигался вперёд, давая удобный непосредственный обзор с рабочего места механика-водителя.

Танк КВ-85 был оснащен двумя орудийными прицелами - перископическим ПТ4-15 (для ведения огня с закрытых позиций) и телескопическим 10Т-15 (использовался при стрельбе прямой наводкой). Головка перископического прицела была защищена специальным броневым колпаком. Шкалы прицелов оснащались приборами подсветки, что позволяло вести огонь в тёмное время суток. Кормовой пулемёт ДТ комплектовался четырёхкратным прицелом ПУ от снайперской винтовки.

Средства связи

Средствами связи танка КВ-85 являлись радиостанция 9Р (или 10Р, 10РК-26), а также переговорное устройство ТПУ-4-Бис, рассчитанное на четыре абонента.

Радиостанция 10Р (10РК) представляла собой комплект, состоящий из передатчика, приёмника и умформеров (одноякорный мотор-генератор) для их питания, которые подсоединялись к бортовой электросети.

10Р являлась симплексной ламповой гетеродинной коротковолновой радиостанцией, работающей в диапазоне 3,75-6 МГц (длины волн – 50-80 метров). Дальность связи в голосовом (телефонном) режиме на стоянке достигала 25 км, во время движения и она несколько уменьшалась. Большая дальность связи могла быть получена в телеграфном режиме, при передаче информации телеграфным ключом азбукой Морзе или другой дискретной системой кодирования. Стабилизация частоты осуществлялась при помощи съёмного кварцевого резонатора. Плавная подстройка отсутствовала. Радиостанция 10Р обеспечивала связь на паре фиксированных частотах; для смены частот использовали другой кварцевый резонатор, состоящий из 15 пар входящих в комплект радиостанции.

10РК являлась технологическим улучшением радиостанции 10Р. Новая радиостанция была проще, а ее производство дешевле. У 10РК появилась возможность плавного переключения рабочих частот, число кварцевых резонаторов уменьшили до 16. Дальность связи существенно не изменилась.

Танковое переговорное устройство ТПУ-4-Бис давало возможность вести переговоры среди членов экипажа даже при условии сильной зашумленности и подключать к радиостанции шлемофонную гарнитуру (ларингофоны и головные телефоны) для внешней связи.

Двигатель

Танки КВ-85 оснащался V-образным четырёхтактным 12-цилиндровым дизелем В-2К мощностью 441 кВт (600 л. с.) Пуск двигателя обеспечивал стартёр СТ-700 мощностью 11 кВт (15 л. с.) или сжатым воздухом который находился в двух резервуарах ёмкостью 5 литров размещаемых в боевом отделении. Компоновка КВ-85 была плотной, при ней основные топливные баки (емкость 600-615 литров) располагались не только в моторно-трансмиссионном, но и в боевом отделении. Танк также оснащали четырьмя дополнительными наружными топливными баками (общая ёмкость 360 литров) которые не были связанны с топливной системой двигателя.

Трансмиссия

Танк имел механическую трансмиссию, состоящую из:
многодискового главного фрикциона сухого трения («сталь по феродо»);
четырёхступенчатой коробки передач имеющей демультипликатор (8 передних и 2 задних передачи);
двух многодисковых бортовых фрикционов («сталь по стали»);
двух бортовых планетарных редукторов.
приводы управления трансмиссией - механические.

Ходовая часть

Ходовая часть КВ-85 была полностью идентичной ходовой части КВ-1с. Подвеска - торсионная индивидуальная для каждого из 6 двускатных цельнолитых опорных катков (диаметр 600 миллиметров) по каждому борту. К бронекорпусу напротив опорных катков были приварены ограничители хода балансиров подвески. Ведущее колесо, имеющее съёмный зубчатый венец цевочного зацепления, был установлен сзади. Ленивцы располагались спереди. Верхнюю ветвь гусеницы поддерживали три (по каждому борту) малых цельнолитых поддерживающих катка. Механизм натяжения гусеницы - винтовой. Гусеница состояла из 86-90 одногребневых траков. Ширина гусеницы – 608 миллиметров.

Вооружение

Основным вооружением танка КВ-85 была 85-миллиметровая пушка Д-5Т. Орудие устанавливалось в башне на цапфах и было уравновешено. Башня с пушкой Д-5Т также была уравновешенной: центр масс находился на геометрической оси вращения. Вертикальные углы наведения пушки Д-5Т составляли от −5° до +25°. Когда башня находилась в фиксированном положении, пушка могла наводиться в горизонтальной плоскости в незначительном секторе (так называемая «ювелирная» наводка). Выстрел производился ручным механическим спуском или электрическим спуском.

Боекомплект пушки состоял из 70 выстрелов унитарного заряжания, которые укладывались вдоль бортов боевого отделения и в башне. По сравнению с «ассортиментом» боеприпасов 85-миллиметровой зенитной пушки 52-К, боекомплект КВ-85 был менее разнообразным. В боекомплект входили:
бронебойный унитарный выстрел (масса 16 кг) имеющий бронебойно-трассирующий тупоголовый снаряд, с баллистическим наконечником БР-365 (масса наконечника – 9,2 кг, взрывчатого вещества – аммотол или тротил - 164 г) и заряд Г-365 (масса от 2,48 до 2,6 кг). Начальная скорость – 792 метра в секунду;
бронебойный унитарный выстрел (масса 16 кг) имеющий бронебойно-трассирующий остроголовый снаряд БР-365К (масса снаряда 9,2 кг, взрывчатого вещества - аммотол или тротил - 48 г) и заряд Г-365 (масса от 2,48 до 2,6 кг). Начальная скорость – 792 метра в секунду;
бронебойный унитарный выстрел (масса 11,42 кг) имеющий подкалиберный снаряд катушечного типа БР-365П (масса 5,0 кг) и заряд Г-365 (масса от 2,5 до 2,85 кг). Начальная скорость 1050 метров в секунду;
осколочный унитарный выстрел (масса 14,95 кг) имеющий снаряд О-365 (масса 9,54 кг, масса взрывчатого вещества - аммотол или тротил - 741 г) и заряд Г-365 (масса 2,6 кг). Начальная скорость - 792 метра в секунду.

У осколочных снарядов О-365 имелось большое число вариантов. В случае оснащения некоторыми взрывателями они могли использоваться как фугасные.

Согласно советских данных, бронебойным снарядом БР-365 при угле встречи 90 град. пробивалась 111-миллиметровая бронеплита на расстоянии 500 метров, на дистанции 1000 метрах при тех же условиях пробивалась бронеплита толщиной 102 миллиметра. Подкалиберным снарядом БР-365П по нормали пробивалась бронеплита толщиной 140 миллиметров на расстоянии 500 метров. При угле встречи 30° относительно нормали снаряд БР-365 при стрельбе в упор пробивал броню толщеной 98 миллиметров, на расстоянии от 600 до 1000 метров - 83-88 миллиметров.

На КВ-85 было установлено три пулемёта ДТ калибра 7,62 мм: спаренный с орудием, неподвижный курсовой и кормовой на задней части башни в шаровой установке. Боекомплект к пулеметам ДТ состоял из 3276 патронов. Данные пулемёты устанавливались таким образом, что в случае необходимости снимались и использовать вне машины. Кроме того экипаж имел ручные гранаты Ф-1 для самообороны, иногда члены экипажа снабжались пистолетом для стрельбы сигнальной ракетой.

Первый экземпляр КВ-85 после испытаний обстрелом. Челябинск. Осень 1943 года

Башня и броневой корпус

Бронекорпус танка КВ- 85 сваривался из катаных бронеплит толщиной 20, 30, 40, 60 и 75 миллиметров. Броневая защита противоснарядная дифференцированная. Бронеплиты лобовой части танка были установлены под рациональными углами. Обтекаемая башня – броневая отливка сложной геометрической формы. Толщина бортовой брони составляла 100 миллиметров, для повышения снарядостойкости она располагались под углом. Лобовая часть башни с амбразурой образовывалась пересечением четырёх сфер и отливалась отдельно. С остальными бронедеталями соединялась при помощи сварки. Маска орудия – цилиндрический сегмент катаной гнутой бронеплиты, в которой имелось три отверстия - для пушки, прицела и спаренного пулемёта. Башню устанавливали на погон (диаметр 1800 миллиметров) в бронекрыше боевого отделения. Для фиксации использовались захваты, которые предотвращали сваливание при опрокидывании или сильном крене танка. Поверхность «соприкосновения» верхнего погона бронекорпуса и нижнего погона башни была утоплена в крышу боевого отделения. Это исключало заклинивание башни во время обстрела. Погон башни для ведения огня с закрытых позиций размечался в тысячных.

Механик-водитель размещался в передней части корпуса танка по центру. Так как установка более габаритной башни не позволила разместить рабочее место стрелка-радиста в отделении управления, то его вообще исключили из состава экипажа. Отверстие, выполненное в лобовой части для шаровой установки курсового пулемёта было заварено, а сам пулемёт размещался в неподвижной монтировке справа от механика-водителя. Неприцельный огонь из этого пулемета вёл механик-водитель, нажимая на гашетку электроспускового механизма, расположенного на рычаге управления. Данное конструктивное решение использовалось на последующих советских тяжёлых танках ИС, однако позднее от курсовых пулеметов вовсе отказались в связи с низкой эффективностью неприцельного огня, а также ослабления лобового бронирования. Три члена экипажа размещались в башне: рабочие места командира танка и наводчика слева от орудия, заряжающего – справа. Командир имел наблюдательную башенку выполненную литьем с толщиной брони до 82 миллиметров. Для входа/выхода экипажа использовались люки в башне: двухстворчатый круглый люк командирской башенки, одностворчатый круглый люк заряжающего. В корпусе имелся днищевой люк, служащий для аварийного покидания танка и несколько люков, технологических отверстий и лючков для погрузки боекомплекта, доступа к агрегатам и узлам машины, горловинам топливных баков.

Машины созданные на базе КВ-85

Установка на шасси КВ башни от ИС открывала возможности по монтажу на шасси более мощных артсистем. Например в конце 43-го г. были построены опытные танки КВ-122 и КВ-100. КВ-100 вооружался 100-миллиметровой пушкой С-34, а КВ-122 - 122-миллиметровой пушкой Д-25Т. Поскольку в серийное производство запускался новый тяжёлый танк ИС-2 имеющий гораздо более совершенную бронезащиту вопрос о принятии этих машин на вооружение РККА даже не возникал.

Боевое применение танка КВ-85

Начиная с сентября 43-го года танки КВ-85 начали поступать на вооружение ОГвТТП. Приблизительно тогда же, однако с некоторой задержкой, которая требовалась для формирования новых частей, а также их отправкой на фронт танки вступали в бой, в основном на южных направлениях. Так как КВ-85 по своим характеристикам уступал немецким тяжёлым танкам, а их бронезащита не была достаточной для того времени, то бои в которых участвовали КВ-85 шли с переменным успехом, при этом результат во многом определялся выучкой экипажей.

Подбитый немцами тяжелый советский танк КВ-85 с бортовым номером «32»

Основное назначение КВ-85 – прорыв заранее укреплённых оборонительных полос противника, где основной опасностью были противотанковые самоходные и буксируемые пушки, инженерные и минно-взрывные заграждения, а не танки противника. Несмотря на недостаточное бронирование, КВ-85 свою задачу в основном выполнили, однако ценой стали значительные потери. Небольшой объём выпуска, а также интенсивное использование танков КВ-85 стали причиной того, что к осени 44-го года из-за боевых безвозвратных потерь и списаний танков этого типа не осталось. О боевом применении данных танков позже этого периода информация отсутствует.

Есть несколько упоминаний о противостоянии КВ-85 и танков противника. Например, с 20 по 23 ноября Тридцать четвертый й ОГвТТП Двадцать восьмой армии Четвертого Украинского фронта в составе 20 танков КВ-85 при поддержке 9-и СУ-152 Сорокового ОТСАП у посёлка Екатериновка атаковал немецкие позиции. В ходе этих боёв Сорок третий ОГвТТП потерял 8 танков КВ-85 (в результате чего неизвестно), уничтожив 5 немецких PzKpfw IV, а также буксируемые орудия и пехоту противника.

Однако КВ-85 в руках тактически грамотных и опытных танкистов являл собой грозное , способное успешно уничтожать новую немецкую бронетехнику. Выдержка из «Отчёта о боевых действиях механизированных и бронетанковых войск Тридцать восьмой Армии в период с 24 по 31 января 44-го г.» по Седьмому Отдельному гвардейскому тяжёлому танковому полку (ОГТТП) свидетельствует:

"В соответствии с боевым распоряжением штаба Семнадцатого корпуса, оставшиеся 5 САУ и танков (2 СУ-122 и 3 КВ-85) к 7.00 28 января 1944 года заняли в совхозе им. Тельмана круговую оборону в готовности отразить атаку танков противника по направлению Росоше, совхоза «Большевик», совхоза «Коммунар». Около танков оборону заняли 2 противотанковых орудия и 50 пехотинцев. Скопление танков противника было отмечено южнее Росоше. В 11.30 противник, силами до 15 Т-6 и 13 малых и средних танков в направлении Росоше при поддержке пехоты с юга, атаковал на совхоз Тельмана.

Занимая выгодные позиции, из-за стогов и строений, подпустив противника на расстояние прямого выстрела, наши САУ и танки открыли огонь, расстроив боевые порядки противника. При этом было подбито 6 танков (З их которых «Тигр») и уничтожено до взвода пехоты. Чтобы ликвидировать прорыв немецкой пехоты из состава группировки был выделен танк КВ-85 под командованием ст. лейтенанта Кулешова, который гусеницами и огнём выполнил поставленную задачу. К 13.00 того же дня войска противника, не решаясь атаковать в лоб советский полк, обошли совхоз имени Тельмана завершив окружение советской группировки.

Бой советских танков в окружении против превосходящих сил характеризуется чрезвычайным героизмом и умением наших танкистов. Танковая группа (командир роты гвардии старший лейтенанта Подуста) обороняя совхоз Тельмана, не давала войскам противника перебрасывать силы в другие районы. Танки, часто меняя огневые позиции, вели прицельный огонь по танкам противника, а СУ-122, выходили на открытые позиции, расстреливая пехоту, которая была посажена на транспортёры и двигалась по дороге на Ильинцы, преграждали свободу манёвра танкам и пехоте противника. Кроме того своими действиями они способствовали выходу частей Семнадцатого стрелкового корпуса из окружения. В окружении танки продолжали вести бой до 19.30, хотя пехоты к этому времени в совхозе не было. Интенсивный огонь, манёвр и использование укрытий позволило почти не понести потерь (кроме двоих раненых), нанеся противнику значительный урон в технике и живой силе. За 28 января 1944 г. уничтожено и подбито танков «Тигр» - 5 шт., Т-4 - 5, Т-3 - 2, бронетранспортёров - 7, противотанковых орудий - 6, пулемётных точек - 4, пехоты - до трех взводов, повозок с лошадьми - 28.


В 20.00 группой был осуществлен прорыв из окружения. После огневого боя танковая группа вышла к 22.00 в расположение советских войск. При этом была потеряна 1 СУ-122 которая сгорела."

По польским данным 5 танков КВ-85 в 1945 г. передали Народной армии Польши, где в первые послевоенные годы их использовала в качестве учебных.

Тактико-технические характеристики тяжелого танка КВ-85:
Боевая масса – 46 тонн;
Экипаж – 4 человека;
Длина корпуса – 6900 мм;
Длина – 8490 мм (с пушкой вперёд);
Ширина корпуса – 3250 мм;
Высота – 2830 мм;
Клиренс – 450 мм;
Основное вооружение – 85-мм пушка Д-5Т;
Вспомогательное вооружение – 3 пулемета ДТ калибра 7,62 мм;
Боекомплект основного орудия – 70 шт.;Боекомплект вспомогательного вооружения – 3276 шт.;
Марка двигателя – В-2К;
Тип двигателя – дизель;
Мощность двигателя – 600 л.с.;
Максимальная скорость – 42 км/ч;
Запас хода – 330 км;
Удельная мощность – 13 л. с./т;
Преодолеваемые препятствия:
Вертикальная стенка – 0,8 м;
Ров – 2,7 м;
Преодолеваемый брод – 1,6 м;
Подъем/крен – 40 град.


Не секрет, что у разработчиков игры есть идеи разделить танк КВ–1с на два: это КВ-85 и КВ-122. В принципе идея неплохая! Ведь очень, многие игроки хотели бы, чтоб КВ–1с понерфили, но скорее всего нерфить его не будут, а просто разделят на два танка. Эти два танка будут находиться на разных уровнях. КВ-85 будет на 6 уровне, а КВ-122 перейдет на 7 уровень. Всем известно, что КВ–1с это отличная машина для своего уровня! Играя на этом танке можно получить огромное удовольствие! Ведь его топовое орудие 122 мм Д2–5Т очень опасное для врагов! А все дело в том, что если переместить новый танк КВ–122, с таким орудием на 7 уровень, то сложность игры на нем увеличится. Соответственно уровни боев возрастут! А КВ–85, который останется на 6 уровне, уже не будет такой имбой на своем уровне, как КВ–1с.

Теперь я хотел бы перейти немного к истории:

Разработка этого танка велась с мая по июль 1943 года конструкторским бюро: Опытный завод №100.
Дело в том, что КВ–85 это, по сути, был переходной танк между КВ–1с и ИС–1. КВ–85 имел детали корпуса и большую часть брони и ходовую от КВ–1с, а башня и орудие применялись от танка ИС–1.

Исторические фото:


КВ–85


КВ–122

Главной задачей танка КВ-85 был прорыв инженерных сооружений и укрепленных районов противника, где находились противотанковые орудия, самоходки!

Теперь давайте рассмотрим реальные ТТХ танка КВ–85:

Боевая масса – 46 тонн.
Экипаж – 4 ч.
Длина корпуса – 6900 мм.
Длина с орудием – 8490 мм.
Ширина – 3250 мм.
Высота – 2830 мм.
Клиренс – 450 мм.
Орудие – 85-мм пушка Д-5Т.
3 пулемета ДТ калибр 7,62 мм.
Боекомплект – 70 шт.
Боекомплект пулеметов – 3276 шт.
Наименование двигателя – В-2К.
Двигатель – дизельный.
Мощность двигателя – 600 л.с.
Максимальная скорость – 42 км/ч.
Запас хода – 330 км.
Мощность – 13 л. с./т.
Преодолеваемые препятствия:
Стена по вертикали – 0,8 м.
Ров – 2,7 м.

Теперь рассмотрим будущую игровую модель танка КВ–85:


Орудие 85-мм Д-5Т.
Боекомплект 70 шт.
Углы вертикальной наводки: −3 +23 градусов.

Есть вероятность, что у КВ–85, топовое орудие будет калибра 100 мм, но это еще пока неизвестно.

В принципе получается тот же КВ–1с, только с другим орудием, предназначением, и немного другими ттх. В общем, ждем с нетерпением выхода новых обновлений от разработчиков, продолжаем играть, и побеждать на поле боя!

С уважением FREGAT88

3-11-2016, 22:01

Всем привет и добро пожаловать на сайт! Сейчас речь пойдет о машине, которая побывала в ангаре у огромного количества игроков, ведь это советский тяжелый танк шестого уровня, перед вами КВ-85 гайд .

Данная машина весьма интересная в прокачке, довольно сбалансированная, имеет вариативное вооружение, но есть у КВ-85 ТТХ , не зная которые играть будет крайне некомфортно и даже сложно, так что давайте перейдем к разбору параметров нашего тяжа.

ТТХ КВ-85

Начнем с того, что в нашем распоряжении далеко не самый большой запас прочности, а также один из худших показателей базовой дальности обзора в 340 метров.

Есть у нашей машины и сильная сторона – подвижность. В этом плане КВ-85 характеристики походят на средний танк, ведь мы можем похвастаться хорошей для тяжа динамикой, неплохой максимальной скоростью и достаточно хорошей маневренностью.

Однако, в плане общих параметров есть еще одна ложка дегтя – бронирование. На первый взгляд, все совсем просто, круговая броня корпуса, как и лобовая, у КВ-85 World of Tanks откровенно слабая, ей мы не сможем тонковат даже одноклассников.

Самой крепкой частью корпуса КВ-85 WoT является небольшая горизонтальная плита, подсвеченная красным цветом. Она расположена под прямым углом, ее толщина не превышает 83 миллиметров.

Башня в лобовой проекции является более прочным элементом и благодаря скосам по бокам от маски орудия (приведенка доходит до 122 миллиметров) мы сможем отбивать выстрелы одноклассников, однако, уже в боях против седьмых уровней даже этот элемент не дает возможности уверенно танковать. Исключением можно считать только области, подсвеченные желтым и голубым цветом, сюда КВ-85 танк могут не пробить даже машины восьмого уровняю.

Что касается бортовой брони, в этой наш агрегат уязвим наиболее сильно, сюда нас пробивают все начиная с пятого уровня, однако, если поставить машину ромбом под хорошим углом, рикошеты не исключены.

В целом, на свое бронирование надеяться не может. Но будучи вверху списка мы можем что-то потанковать, чего не скажешь в боях против 7 и 8 уровней.

Орудие

С вооружением дела обстоят более оптимистично и первое, о чем хочется сказать – нашему тяжу дали на выбор две пушки, каждая из которых имеет свои уникальные особенности.

Для начала рассмотрим ствол, с которым ездит большинство владельцев данной машины, ведь это КВ-85 орудие можно назвать правильным. Оно имеет неплохой разовый урон и отличную для нашего танка скорострельность, что позволяет наносить почти 2000 чистого урона в минуту.

На фоне многих одноклассников пушка КВ-85 WoT обладает хорошими показателями бронепробития (обе пушки), что позволяет нам успешно воевать даже с противниками восьмого уровня, хотя, для особо крепких и хитрых врагов стоит возить с собой хотя бы 5 голдовых снарядов.

Вот в плане точности наше орудие оставляет желать лучшего, ведь разброс тут великоват, да и сведения не лучшее. Однако на выручку приходит тот факт, что советский тяжелый танк КВ-85 оказался обладателем неплохой стабилизации, так что воевать все равно будет комфортно. Но что действительно огорчает – углы вертикальной наводки в -3 градуса. Любая кочка или бордюр будут мешать нам стрелять.

Второй ствол, который имеет калибр 122 миллиметра создан скорее для веселья, ведь его главной особенностью является мощный альфастрайк. Если вы укомплектуете свой КВ-85 танк эти орудием будьте готовы к отвратительнейшей точности, очень длительной перезарядке. Другими словами, результативно играть у вас вряд ли получится.

Преимущества и недостатки

Чтобы в полной мере понять выбранный танк и научится на нем играть, необходимо хорошо знать хотя бы его основные сильные и слабые стороны. Сейчас мы разберем эти нюансы по пунктам, но речь пойдет о КВ-85 World of Tanks с орудием калибром 100 миллиметров.
Плюсы:
Неплохой альфастрайк;
Хороший урон в минуту;
Достойные параметры бронепробития;
Хорошая подвижность (динамика, максималка, маневренность).
Минусы:
Слабое бронирование;
Очень плохой обзор;
Посредственная точность;
Ужасные углы вертикальной наводки.

Оборудование для КВ-85

Установкой дополнительных модулей можно нивелировать слабости или умножить имеющиеся преимущества машины, в нашем случае мы будем балансировать между этими понятиями. Давайте перейдем сразу к делу и на КВ-85 оборудование ставиться следующее:
1. – мы и так имеем хороший ДПМ, так почему бы не сделать его еще опаснее для противника?
2. – такой вариант повысит урон в минуту, улучшит скорость сведения и обзор, то есть все то, что для нас важно.
3. – КВ-85 танк откровенно слепой, но достаточно подвижный, а в сумме с предыдущим модулем и определенными перками, можно значительно увеличить дальность обзора.

При желании вы можете заменить третий пункт, сделав акцент на комфорте нанесения урона и установив , дабы подправить точность, но в таком случае вы жертвуете обзором, что в некоторых ситуациях может сыграть с вами злую шутку.

Обучение экипажа

Один из важнейших нюансов игры на любом танке в нашей игре, ведь правильно выбрав умения для каждого члена экипажа можно сделать боевую машина гораздо эффективнее, чем мы и займемся. Чтобы тащить бои вам было легче, для КВ-85 перки качать будем в такой последовательности:
Командир (радист) – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для КВ-85

В выборе расходников все очень просто, можно даже сказать стандартно. Если ваши запасы серебра не слишком велики, можно взять , , . Но я все же советую возить на КВ-85 снаряжение из , , , ведь такой набор гораздо надежнее и позволит выбраться из сложных ситуаций в бою. Кстати, горим мы довольно редко, так что огнетушитель можно заменить на .

Тактика игры на КВ-85

Игра на любом танке в нашей любимой игре подразумевает понимание его преимуществ и недостатков, именно опираясь на эти знания мы выстраиваем свое поведение в бою. В случае с КВ-85 WoT наиболее сильными сторонами являются орудие и подвижность, в то время как на броню мы полагаться не можем.

Но даже учитывая эти нюансы на КВ-85 тактика ведения боя зависит и от того, в какой бой мы попали. Если речь идет о сражении вверху списка, можно отправиться на первую линию, куда мы способны прибыть в числе первых. Тут, играя осторожно, доворачивая корпус и прячась на время перезарядки, можно очень успешно реализовывать свой ДПМ, размениваться с противников в плюс и даже что-то танковать.

Однако даже если в бою есть седьмые, а тем более восьмые уровни, тактика в корне меняется. В таких ситуациях тяжелый танк КВ-85 World of Tanks неспособен танковать, играть необходимо крайне осторожно, стараясь придерживаться второй линии или прятаться за спинами более бронированных союзников.

В то же время учтите, бронепробитие у нас хорошее, но противникам восьмого уровня все равно придется целиться в уязвимые места. Для этого КВ-85 танк должен использовать свою динамику, мы способны крутить оппонента, менять направления атаки, заезжать с неожиданных сторон.

В остальном все как обычно: не забывайте посматривать на мини-карту, берегитесь арты, старайтесь действовать сообща с союзниками и всегда берегите свой запас прочности, каждая единица ХП может пригодиться вам в конце боя.

Каждый танк в World of Tanks имеет право на жизнь - вы можете научиться играть даже на ЛТ, выигрывать с ним серьезные сражения и приносить пользу своей команде. Чаще всего оказывается, что именно игрокам с тяжелыми танками нужна помощь в освоении. Происходит это из-за того, что большинство игроков считает, что тяжелый танк - это уже автоматически имба, которой сможет управлять кто угодно, что эта машина даст вам невероятное преимущество перед противниками. Но на самом деле это далеко не так - вы получаете мощь, но теряете в скорости, получаете толщину брони, но теряете в поворотливости. В общем, в данной игре все крайне сбалансировано, поэтому нет смысла надеяться на то, что тяжелый танк автоматически приведет вас к победе. Вам предстоит многое изучить, чтобы побеждать на ТТ. В данной статье вы найдете стратегию для КВ-85. Гайд позволит вам научиться обращаться с данным танком намного быстрее.

Прокачка танка

У всех танков есть различные возможности прокачки различных компонентов, естественно, то же самое присутствует у КВ-85. Гайд научит вас, как не допускать ошибок в прокачке, а сразу же совершать те действия, которые приведут вас к оптимальной комплектации танка. Итак, первое, что вам нужно изучить - это новую потому что она добавит вам необходимую для ТТ маневренность, а также откроет доступ к топовой башне. Соответственно, следующая на очереди - та самая башня, которая добавляет целых двадцать очков обзора. Затем переходите к не менее важному элементу - орудию. Не тратьте очки на промежуточные варианты, сразу же изучайте мощнейшее орудие. Ну а затем уже завершайте прокачку установкой топового двигателя, который вас значительно ускорит, а также радиостанции, которая даст вам 440 метров дальности связи. Вот и все, что вам нужно прокачать для КВ-85. Гайд на этом, естественно, не заканчивается - вам еще предстоит многое узнать об этом танке.

Тактика ведения боя

Если вы думали, что сможете на ТТ сразу же выходить на открытый бой со всеми танками противника, то вам определенно стоило выбирать не КВ-85. Гайд вам сообщает неприятную новость - данный танк является довольно "картонным", так что вы очень быстро выйдете из игры, если будете разъезжать по открытой местности и ввязываться в каждую потасовку. Вам сразу же стоит понять, что данная модель - это танк поддержки, он всегда должен идти во втором ряду. И обязательно иметь прикрытие от партнера. Более того, вам не стоит устраивать прямую перестрелку - используйте тактику маятника, постоянно откатываясь с линии вражеского огня для перезарядки. Тогда вы сможете значительно увеличить вашего танка, а также серьезно помочь вашим партнерам по команде - как видите, не так уж прост в обращении ТТ КВ-85. WoT-гайд расскажет вам далее еще больше интересных подробностей про эту модель.

Преимущества танка

В качестве главного плюса данный гайд по выделяет довольно внушительный урон за один выстрел. Если вы будете достаточно точны, то сможете приносить очень много пользы как своей команде, так и себе. В сочетании с высоким показателем пробития брони ваш танк может стать на самом деле мощным оружием, если вы научитесь его грамотно использовать. Обратите внимание также на то, что при максимальной прокачке вы получаете вполне приемлемую для ТТ скорость и маневренность, а также грамотную форму башни, которая повышает шанс рикошета. Естественно, другие гайды могут выделить иные плюсы у КВ-85 - гайд от Амвей, например, выделяет еще и разнообразие дистанций, с которых можно вести бой, но здесь можно сказать, что дальняя дистанция - это определенно не для этой машины. Учитывая тот факт, что вам нужно как можно чаще попадать, с большого расстояния вам это не позволит сделать не самая высокая точность.

Недостатки танка

Естественно, нельзя ограничиваться исключительно преимуществами танка, ведь у него есть и недостатки, о которых вам также нужно знать. Во-первых, это низкий угол склонения вашего орудия, что делает очень сложным сражение на пересеченной местности. Также нельзя забывать о том, что ваш танк, как говорят геймеры, "картонный", то есть имеет низкую толщину брони. Плюс ко всему, время перезарядки заставляет вас постоянно двигаться как маятник, чередуя выстрелы и перезарядку. Ну и, конечно же, не самый широкий обзор добавляет еще неудобств в управлении этим танком.

Оборудование для танка

Для каждого танка есть свое оборудование и снаряжение, которое нужно уметь грамотно выбирать. Естественно, каждый может брать то, что хочется именно ему. Но если вы хотите все же быстро добиться успеха на КВ-85, вам лучше всего остановить свой выбор на досылателе, вентиляции, а также приводах наводки, чтобы ускорить стрельбу из вашего медленного орудия, уменьшить перегрев двигателя, а также сделать ваши выстрелы более точными, что будет крайне важно для такого танка, как КВ-85, у которого очень мощное орудие, но с не самой высокой точностью.

КВ-85 - советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. Аббревиатура КВ означает «Клим Ворошилов» - официальное название серийных советских тяжёлых танков выпуска 1940-1943 гг. Индекс 85 означает калибр основного вооружения машины.

Эта боевая машина была разработана конструкторским бюро опытного завода № 100 в мае-июле 1943 года в связи с появлением у противника новых тяжёлых танков «Тигр». КВ-85 был принят на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной Армии 8 августа 1943 года и серийно выпускался на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ) до октября того же года включительно. Причиной снятия с производства послужил переход ЧКЗ на выпуск более совершенного тяжёлого танка ИС-1. Всего ЧКЗ построил 148 танков КВ-85, которые активно применялись в боевых действиях 1944 года. Все посланные на фронт машины были безвозвратно потеряны или списаны в 1944-1945 гг. До настоящего времени сохранился только один аутентичный КВ-85 и один более ранний опытный танк КВ-1с «Объект 238», у которого штатная 76-мм пушка была заменена на 85-мм орудие.

История создания

Появление в конце 1942 - начале 1943 года нового немецкого тяжёлого танка «Тигр» в одно мгновение сделало советский тяжёлый танк КВ-1 и его «скоростную» модификацию КВ-1с устаревшими. Непробиваемая немецкими танковыми и противотанковыми пушками в 1941 и начале 1942 года броня танка КВ не представляла для пушки «Тигра» особой трудности, а 76-мм пушка ЗиС-5, установленная на КВ, могла пробить только бортовую и кормовую броню «Тигра» с дистанций, не превышающих 200 м. В этих условиях были форсированы работы по разработке нового тяжёлого танка ИС для Красной Армии и образцов артиллерийского вооружения, способных пробить броню «Тигра». По результатам обстрела трофейного «Тигра» было выяснено, что на дистанции до 1000 м его лобовая броня пробивается снарядами 85-мм зенитной пушки образца 1939 года (52-К). Поэтому 5 мая 1943 года на заседании Государственного Комитета Обороны (ГКО) было принято постановление № 3289 «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок». В нём перед танковыми и артиллерийскими конструкторами ставились задачи о разработке танковых и самоходных 85-мм пушек с зенитной баллистикой. Эти орудия предполагалось устанавливать в штатную башню танка КВ-1с и на новый тяжёлый танк ИС.

За выполнение этого задания были ответственными Центральное Артиллерийское Конструкторское Бюро (ЦАКБ) под руководством Василия Гавриловича Грабина и Конструкторское Бюро артиллерийского завода № 9 под руководством Фёдора Фёдоровича Петрова. Каждый из этих коллективов старался провести свою конструкцию на вооружение и их главы не раз посылали письма в вышестоящие инстанции с обвинениями в адрес «конкурентов» и ответами на них по тем или иным техническим или организационным вопросам. Тем не менее, к 14 июня 1943 года оба коллектива представили для монтажа в опытные танки свои орудия. ЦАКБ разработал 85-мм пушку С-31 на базе серийной 76-мм танковой пушки ЗиС-5 путём наложения на её люльку 85-мм ствольной группы. КБ завода № 9 использовало свой проект самоходной 85-мм пушки Д-5С, затвор и подъёмный механизм к которой были взяты от серийной 76-мм танковой пушки Ф-34.

К 20 июля 1943 года опытный завод № 100 собрал два опытных танка КВ, вооружённых этими орудиями. Первым из них был «Объект 238», иногда называемый КВ-85Г. Эта машина полностью соответствовала техническому заданию - у танка КВ-1с со штатной башней на погоне 1535 мм заменили 76-мм пушку ЗиС-5 на 85-мм орудие С-31 конструкции ЦАКБ. Вторым опытным танком был «Объект 239» или КВ-85, построенный в инициативном порядке конструкторами ЧКЗ и завода № 100 под руководством Жозефа Яковлевича Котина. Поскольку в наличии имелась лишняя башня от нового танка ИС (корпус для неё ещё не был готов), то её установили на шасси КВ-1с, увеличив диаметр нижнего погона на крыше боевого отделения со штатного 1535 мм до 1800 мм. Эта операция была весьма технически сложной, так как диаметр погона вообще превышал ширину крыши боевого отделения. Решение нашли в расширении подбашенной коробки за счёт приваривания цилиндрических броневых вставок под выступающие части погона. Поскольку второй пушки С-31 для вооружения «Объекта 239» не было, то его оснастили 85-мм пушкой Д-5Т конструкции КБ завода № 9. Вместе с двумя прототипами танка ИС КВ-85 принял участие в заводских испытаниях, в которых КВ-85Г не участвовал - всем было ясно, что последний их не пройдёт из-за крайней тесноты боевого отделения. Всего КВ-85 прошёл на испытаниях 284,5 км, средняя скорость движения составила 16,4 км/ч. Ввиду большой необходимости Красной Армии в новых танках эти испытания зачитывались как государственные и, не дожидаясь их конца, ГКО 8 августа принял постановление № 3891 о принятии на вооружение КВ-85 и начале серийного производства этих танков на ЧКЗ. Спустя несколько дней первые серийные КВ-85 уже покинули сборочные линии ЧКЗ.

Пушка Д-5Т также показала своё преимущество над С-31 на испытаниях с 21 по 24 августа на Гороховецком артиллерийском полигоне. В этих испытаниях участвовали все четыре опытные машины - два прототипа ИС, КВ-85 и КВ-85Г. Д-5Т меньше вибрировала после выстрела, не имела громоздких уравновешивающих грузов, обладала меньшими габаритами, прочностью и лёгкостью в обслуживании. Однако платой за это стало использование в её конструкции многих мелких деталей с высокими требованиями к их допускам и механической обработке. Как следствие, Д-5Т производилась небольшими сериями, что не позволило впоследствии устанавливать её на все новые средние танки Т-34-85, для которого пришлось разработать более технологичную 85-мм пушку ЗиС-С-53 с идентичной баллистикой.

Производство

Первый серийный танк типа КВ-85 был построен на опытном заводе № 100, остальные 147 танков построил ЧКЗ. При постройке первых машин использовался задел бронекорпусов для КВ-1с, поэтому отверстия для шаровой установки курсового пулемёта пришлось заваривать, а в подбашенной коробке делать вырезы под расширенный погон башни. У машин последующих серий в конструкцию бронекорпуса были внесены необходимые изменения. КВ-85 находился в производстве на ЧКЗ три месяца, с августа по октябрь 1943 года. В августе было построено 22 танка, в сентябре - 63 танка, в октябре - 63 танка. Малый объём поставок 85-мм пушки Д-5Т и большая надобность в ней для вооружения новых танков ИС-1 и Т-34-85 привели к тому, что в августе производство КВ-85 велось параллельно с КВ-1с, а в ноябре 1943 года наивысший приоритет был присвоен выпуску танка ИС, и КВ-85 был вовсе снят с производства.

Описание конструкции

КВ-85 по своей сути являлся переходной моделью между танками типов КВ-1с и ИС-1. От первого КВ-85 полностью заимствовал ходовую часть и большое количество деталей бронекорпуса, а от второго - башню с орудием. Изменения касались только бронедеталей подбашенной коробки - у КВ-85 они были изготовлены заново для размещения новой и более габаритной по сравнению с КВ-1с башни с погоном 1800 мм. Танк имел классическую компоновку, что и все другие серийные советские тяжёлые и средние танки того времени. Бронекорпус от носа к корме последовательно делился на отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное отделение. Механик-водитель размещался в отделении управления, три других члена экипажа имели рабочие места в боевом отделении, которое объединяло среднюю часть бронекорпуса и башню. Там же располагались орудие, боезапас к нему и часть топливных баков. Двигатель и трансмиссия были установлены в корме машины.

Электрооборудование

Электропроводка в танке КВ-85 была однопроводной, вторым проводом служил бронекорпус машины. Исключение составляла цепь аварийного освещения, которая была двухпроводной. Источниками электроэнергии (рабочее напряжение 24 В) были генератор ГТ-4563А с реле-регулятором РРА-24 мощностью 1 кВт и четыре последовательно соединённые аккумуляторные батареи марки 6-СТЭ-128 общей ёмкостью 256 А·ч. Потребители электроэнергии включали в себя:
электромотор поворота башни;
наружное и внутреннее освещение машины, приборы подсветки прицелов и шкал измерительных приборов;
наружный звуковой сигнал и цепь сигнализации от десанта к экипажу машины;
контрольно-измерительные приборы (ампер- и вольтметр);
электроспуск пушки;
средства связи - радиостанция и танковое переговорное устройство;
электрика моторной группы - стартёр СТ-700, пусковое реле РС-371 или РС-400 и т. д.

Средства наблюдения и прицелы

Люк командира и рабочее место заряжающего оборудовались перископическими приборами МК-4 для наблюдения за окружающей обстановкой изнутри машины (всего 2 штуки). Командирская башенка имела пять смотровых щелей с защитными стёклами. Механик-водитель в бою вёл наблюдение через смотровой прибор с триплексом, который защищался броневой заслонкой. Этот смотровой прибор устанавливался в бронированном люке-пробке на лобовой бронеплите по продольной осевой линии машины. В спокойной обстановке этот люк-пробка мог быть выдвинут вперёд, обеспечивая механику-водителю более удобный непосредственный обзор с его рабочего места.

Для ведения огня КВ-85 оснащался двумя орудийными прицелами - телескопическим 10Т-15 для стрельбы прямой наводкой и перископическим ПТ4-15 для стрельбы с закрытых позиций. Головка перископического прицела защищалась специальным броневым колпаком. Для обеспечения возможности огня в тёмное время суток шкалы прицелов имели приборы подсветки. Кормовой пулемёт ДТ мог комплектоваться прицелом ПУ от снайперской винтовки с четырёхкратным увеличением.

Средства связи

Средства связи включали в себя радиостанцию 9Р (или 10Р, 10РК-26) и переговорное устройство ТПУ-4-Бис на 4 абонента.
Радиостанции 10Р или 10РК представляли собой комплект из передатчика, приёмника и умформеров (одноякорных мотор-генераторов) для их питания, подсоединяемых к бортовой электросети напряжением 24 В.


10Р представляла собой симплексную ламповую гетеродинную коротковолновую радиостанцию, работающую в диапазоне частот от 3,75 до 6 МГц (соответственно длины волн от 50 до 80 м). На стоянке дальность связи в телефонном (голосовом) режиме достигала 20-25 км, в движении она несколько уменьшалась. Бо́льшую дальность связи можно было получить в телеграфном режиме, когда информация передавалась телеграфным ключом азбукой Морзе или иной дискретной системой кодирования. Стабилизация частоты осуществлялась съёмным кварцевым резонатором, плавная подстройка частоты отсутствовала. 10Р позволяла вести связь на двух фиксированных частотах; для их смены использовался другой кварцевый резонатор из 15 пар в комплекте радиостанции.

Радиостанция 10РК являлась технологическим улучшением предыдущей модели 10Р, она стала проще и дешевле в производстве. У этой модели появилась возможность плавного выбора рабочей частоты, число кварцевых резонаторов было уменьшено до 16. Характеристики по дальности связи значительных изменений не претерпели.

Танковое переговорное устройство ТПУ-4-Бис позволяло вести переговоры между членами экипажа танка даже в сильно зашумленной обстановке и подключать шлемофонную гарнитуру (головные телефоны и ларингофоны) к радиостанции для внешней связи.

Двигатель

КВ-85 оснащался четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2К мощностью 600 л. с. (441 кВт). Пуск двигателя обеспечивался стартёром СТ-700 мощностью 15 л. с. (11 кВт) или сжатым воздухом из двух резервуаров ёмкостью 5 л в боевом отделении машины. КВ-85 имел плотную компоновку, при которой основные топливные баки объёмом 600-615 л располагались и в боевом, и в моторно-трансмиссионном отделении. Танк также оснащался четырьмя наружными дополнительными топливными баками общей ёмкостью 360 л, не связанными с топливной системой двигателя.

Трансмиссия

Танк КВ-85 оснащался механической трансмиссией, в состав которой входили:
многодисковый главный фрикцион сухого трения «стали по феродо»;
четырёхступенчатая коробка передач с демультипликатором (8 передач вперёд и 2 назад);
два многодисковых бортовых фрикциона с трением «сталь по стали»;
два бортовых планетарных редуктора.

Все приводы управления трансмиссией - механические.

Ходовая часть

Ходовая часть танка КВ-85 полностью идентична аналогичному узлу танка КВ-1с. Подвеска машины - индивидуальная торсионная для каждого из 6 цельнолитых двускатных опорных катков малого диаметра (600 мм) по каждому борту. Напротив каждого опорного катка к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колёса со съёмными зубчатыми венцами цевочного зацепления располагались сзади, а ленивцы - спереди. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя малыми цельнолитыми поддерживающими катками по каждому борту. Механизм натяжения гусеницы - винтовой; каждая гусеница состояла из 86-90 одногребневых траков шириной 608 мм.

Вооружение

Основным вооружением КВ-85 являлась пушка Д-5Т калибра 85 мм. Орудие монтировалось на цапфах в башне и было полностью уравновешено. Сама башня с орудием Д-5Т также являлась уравновешенной: её центр масс располагался на геометрической оси вращения. Пушка Д-5Т имела вертикальные углы наводки от −5° до +25°, при фиксированном положении башни она могла наводиться в небольшом секторе горизонтальной наводки (т. н. «ювелирная» наводка). Выстрел производился посредством электрического или ручного механического спуска.

Боекомплект орудия составлял 70 выстрелов унитарного заряжания. Выстрелы укладывались в башне и вдоль обоих бортов боевого отделения. По сравнению с широким ассортиментом боеприпасов 85-мм зенитного орудия 52-К - родоначальника пушки Д-5Т, боекомплект КВ-85 был существенно менее разнообразен. В его состав входили:
бронебойный унитарный выстрел массой 16 кг с тупоголовым бронебойно-трассирующим снарядом с баллистическим наконечником БР-365 массой 9,2 кг (масса взрывчатого вещества - тротил или аммотол - 164 г) и зарядом Г-365 массой 2,48-2,6 кг; начальная скорость 792 м/с;

бронебойный унитарный выстрел массой 16 кг с остроголовым бронебойно-трассирующим снарядом БР-365К массой 9,2 кг (масса взрывчатого вещества - тротил или аммотол - 48 г) и зарядом Г-365 массой 2,48-2,6 кг; начальная скорость 792 м/с;

бронебойный унитарный выстрел массой 11,42 кг с подкалиберным снарядом катушечного типа БР-365П массой 5,0 кг и зарядом Г-365 массой 2,5-2,85 кг; начальная скорость 1050 м/с;
осколочный унитарный выстрел массой 14,95 кг со снарядом О-365 общей массой 9,54 кг (масса взрывчатого вещества - тротил или аммотол - 741 г) и зарядом Г-365 массой 2,6 кг; начальная скорость 792 м/с.

Осколочные снаряды О-365 имели большое число вариантов и при оснащении некоторыми типами взрывателей могли с успехом использоваться в качестве фугасных.

По советским данным, бронебойный снаряд БР-365 по нормали пробивал на расстоянии 500 м бронеплиту толщиной 111 мм, на вдвое большей дистанции при тех же условиях - 102 мм. Подкалиберный снаряд БР-365П на расстоянии 500 м по нормали пробивал бронеплиту толщиной 140 мм. При угле встречи относительно нормали 30° при стрельбе в упор снаряд БР-365 пробивал 98 мм, а на 600-1000 м - 88-83 мм брони.

На танке КВ-85 устанавливались три 7,62-мм пулемёта ДТ: неподвижный курсовой, спаренный с орудием и кормовой в шаровой установке в приливе на задней части башни. Боекомплект ко всем ДТ составлял 3276 патронов. Эти пулемёты монтировались таким образом, что при необходимости их можно было снять с монтировок и использовать вне танка. Также для самообороны экипаж имел несколько ручных гранат Ф-1 и иногда снабжался пистолетом для стрельбы сигнальными ракетами.

Броневой корпус и башня

Броневой корпус танка сваривался из катаных броневых плит толщиной 75, 60, 40, 30 и 20 мм. Броневая защита дифференцированная, противоснарядная. Броневые плиты лобовой части машины устанавливались под рациональными углами наклона. Обтекаемая башня представляла собой броневую отливку сложной геометрической формы, её борта толщиной 100 мм располагались под углом к вертикали для повышения снарядостойкости. Лобовая часть башни с амбразурой для орудия, образованная пересечением четырёх сфер, отливалась отдельно и сваривалась с остальными бронедеталями башни. Маска орудия представляла собой цилиндрический сегмент гнутой катаной бронеплиты и имела три отверстия - для пушки, спаренного пулемёта и прицела. Башня устанавливалась на погон диаметром 1800 мм в броневой крыше боевого отделения и фиксировалась захватами во избежание сваливания при сильном крене или опрокидывании танка. Поверхность «соприкосновения» нижнего погона башни и верхнего погона бронекорпуса была несколько утоплена в крышу боевого отделения, что исключало её заклинивание при обстреле. Погон башни размечался в тысячных для стрельбы с закрытых позиций.

Механик-водитель располагался по центру в передней части бронекорпуса танка. Поскольку установка более габаритной по сравнению с КВ-1с башни не позволила разместить в отделении управления стрелка-радиста, то он был вообще исключён из состава экипажа. Отверстие в лобовой части под шаровую установку курсового пулемёта заваривалось, а сам пулемёт устанавливался справа от механика-водителя в неподвижной монтировке. Неприцельный огонь из него вёл механик-водитель путём нажатия на гашетку электроспускового механизма на одном из рычагов управления. Такое конструктивное решение перешло на последующие советские тяжёлые танки ИС, а впоследствии из-за низкой эффективности неприцельного огня и ослабления лобового бронирования от курсового пулемёта и вовсе отказались. Три члена экипажа располагались в башне: слева от орудия были рабочие места наводчика и командира танка, а справа - заряжающего. Командир машины имел литую наблюдательную башенку с толщиной вертикальной брони до 82 мм. Посадка и выход экипажа производились через люки в башне: круглый двухстворчатый люк командирской башенки и круглый одностворчатый люк заряжающего. Корпус также имел днищевой люк для аварийного покидания экипажем танка и ряд люков, лючков и технологических отверстий для погрузки боекомплекта, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.

Машины на базе КВ-85

Установка башни от танка ИС на шасси КВ открывала возможности по установке на последний более мощных артсистем. Так в конце 1943 года были последовательно построены опытные танки КВ-100 и КВ-122. Первый вооружался 100-мм пушкой С-34, а второй - 122-мм пушкой Д-25Т. Ввиду запуска в серийное производство нового тяжёлого танка ИС-2 с гораздо более совершенной бронезащитой вопроса о принятии на вооружение РККА этих машин даже и не возникло.

Боевое применение

Танки КВ-85 поступали на вооружение ОГвТТП, начиная с сентября 1943 года. Приблизительно тогда же (с некоторой задержкой, необходимой для формирования новых частей и отправкой их на фронт) они вступали в бой, преимущественно на южных направлениях. Поскольку КВ-85 по своим характеристикам несколько уступали немецким тяжёлым танкам и их бронезащита уже не была достаточной, то бои с участием КВ-85 шли с переменным успехом, а результат в известной степени определялся выучкой экипажей.

Основным назначением КВ-85 был прорыв заранее укреплённых оборонительных полос врага, где основной опасностью были не столько танки противника, сколько его противотанковые буксируемые и самоходные пушки, минно-взрывные и инженерные заграждения. Несмотря на недостаточное бронирование, свою задачу КВ-85 в основном выполнили, но ценой значительных потерь. Небольшой объём выпуска и интенсивное использование КВ-85 привели к тому, что к осени 1944 года из-за безвозвратных боевых потерь и списаний в строевых частях танков этого типа уже не осталось, позже этого периода какие-либо упоминания о их боевом использовании в литературе отсутствуют.

Сохранилось несколько упоминаний о столкновениях КВ-85 с танками противника. Например, 20-23 ноября 34-й ОГвТТП 28-й армии 4-го Украинского фронта в составе 20 КВ-85 при поддержке 40-го ОТСАП (9 СУ-152) атаковал немецкие позиции у посёлка Екатериновка. 34-й ОГвТТП потерял в ходе этих боёв 8 КВ-85 (характер потерь неизвестен), уничтожив 5 PzKpfw IV, не считая буксируемых орудий и пехоты противника.

Однако в руках опытных и тактически грамотных танкистов КВ-85 был грозным оружием, способным более чем успешно противостоять новой немецкой бронетехнике. Выдержка из «Отчёта о боевых действиях бронетанковых и механизированных войск 38-й Армии с 24 по 31 января 1944 года» по 7-му Отдельному гвардейскому тяжёлому танковому полку (7-й ОГТТП) свидетельствует:

"Согласно боевому распоряжению штаба 17-го корпуса, оставшиеся 5 танков и САУ (3 танка КВ-85 и 2 СУ-122) к 7.00 28.01.44 г заняли круговую оборону в совхозе им. Тельмана в готовности к отражению атак танков противника в направлении Росоше, совхоза «Коммунар», совхоза «Большевик». Около танков заняли оборону 50 пехотинцев и 2 противотанковых орудия. У противника было отмечено скопление танков южнее Росоше. В 11.30 противник, силою до 15 танков Т-6 и 13 средних и малых в направлении Росоше и пехотой с юга, предпринял атаку на совхоз им. Тельмана.

Занимая выгодные позиции, из-за укрытий строений и стогов, подпустив танки противника на расстояние прямого выстрела, наши танки и САУ открыли огонь и расстроили боевые порядки противника, подбив при этом 6 танков (из них З «Тигра») и уничтожив до взвода пехоты. Для ликвидации прорвавшейся немецкой пехоты из состава советской группировки был выделен КВ-85 ст. лейтенанта Кулешова, который огнём и гусеницами выполнил свою задачу. К 13 часам того же дня немецкие войска, не решаясь атаковать советский полк в лоб, обошли совхоз им. Тельмана и завершили окружение советской группировки.

Бой наших танков в окружении против превосходящих сил противника характеризуется чрезвычайным умением и героизмом наших танкистов. Танковая группа (3 КВ-85 и 2 СУ-122) под командованием командира роты гвардии ст.лейтенанта Подуста, обороняя совхоз имени Тельмана, одновременно не давала немецким войскам перебрасывать войска в другие районы боёв. Танки часто меняли огневые позиции и вели прицельный огонь по немецким танкам, а СУ-122, выходя на открытые позиции, расстреливали пехоту, посаженную на транспортёры и двигавшуюся по дороге на Ильинцы, чем преграждали свободу манёвра немецким танкам и пехоте, а, главное, способствовали выходу из окружения частей 17-го стрелкового корпуса. До 19.30 танки продолжали вести бой в окружении, хотя пехоты в совхозе уже не было. Манёвр и интенсивный огонь, а также использование укрытий для ведения огня позволило почти не понести никаких потерь (кроме 2 раненых), нанеся противнику ощутимый урон в живой силе и технике. За 28.01.44 г подбито и уничтожено танков «Тигр» - 5 штук, Т-4 - 5 шт., Т-3 - 2 шт., бронетранспортёров - 7 шт., противотанковых орудий - 6 шт., пулемётных точек - 4, повозок с лошадьми - 28, пехоты - до 3-х взводов.

В 20.00 танковая группа предприняла прорыв из окружения и к 22.00 после огневого боя вышла в расположение советских войск, потеряв 1 СУ-122 (сгорела)."


5 КВ-85, по польским данным, в 1945 году были переданы Народной армии Польши, которая использовала их в первые послевоенные годы в качестве учебных.

Характеристики

Боевая масса, т 46
Экипаж, чел 4
Размеры, мм
Длина корпуса 6900
Длина с пушкой вперёд 8490
Ширина корпуса 3250
Высота 2830
Клиренс 450
Пушка
Марка пушки Д-5Т
Калибр 85-мм
Вспомогательное орудие
Тип Пулемет
Марка ДТ
Калибр 7,62-мм
Количество 3
Боекомплект
Боекомплект основного орудия, шт. 70
Боекомплект вспомогательного орудия, шт. 3276
Двигатель
Марка / тип В-2К/ дизель
Мощность, л.с. 600
Максимальная скорость, км/ч 42
Запас хода, км 330
Удельная мощность, л. с./т 13
Препятствия, м
Вертикальная стенка 0,8
Ров 2,7
Преодолеваемый брод 1,6
Крен / подъем, град 40



Читайте также: