Изменения ветки советских пт-сау. Учебник танкиста: пт сау ссср Самоходные установки ссср

Термин «танк» в словаре Ожегова объясняется как «бронированная самоходная боевая машина с мощным вооружением на гусеничном ходу». Но такое определение не является догмой, в мире нет унифицированного стандарта танка. Каждая страна производитель создает, и создавала танки с учетом собственных потребностей, особенностей предполагаемой войны, манеры предстоящих боев и собственных производственных возможностей. СССР в этом плане не стал исключением.

История развития танков СССР и России по моделям

История изобретения

Первенство применения танков принадлежит англичанам, использование ими , заставило военачальников всех стран пересмотреть концепцию ведения войн. Применение французами своего легкого танка «Рено» FT17 определило классическое использование танков для решения тактических задач, а сам танк стал воплощением канонов танкостроения.

Хотя лавры первоприменения достались и не русским, зато само изобретение танка, в классическом его понимании, принадлежит нашим соотечественникам. В 1915 году В.Д. Менделеев (сын известного ученого) направил проект бронированной самоходной машины на двух гусеницах с артиллерийским вооружением в технический отдел Русской армии. Но по непонятным причинам дальше проектных работ дело не пошло.

Сама идея поставить паровой двигатель на гусеничный движитель была не нова, первым ее реализовал в 1878 русский конструктор Федор Блинов. Изобретение получило название: «Вагон с бесконечными рейсами для перевозки грузов». В этом «вагоне» впервые применено устройство поворота гусениц. Изобретение гусеничного движителя, между прочим, тоже принадлежит русскому-штабс-капитану Д.Загряжскому. На что в 1937 выдан соответствующий патент.

Первая в мире боевая машина на гусеничном ходу — тоже русская. В мае 1915 года возле Риги происходили испытания бронированной машины Д.И. Пороховщикова под названием «Вездеход». Она имела бронированный корпус, одну широкую гусеницу и пулемет во вращающейся башне. Испытания признали очень удачными, но из-за приближающихся немцев дальнейшие испытания пришлось отложить, а спустя некоторое время про них забыли вовсе.

В том же году 1915 году проходили испытания машины конструкции начальника опытной лаборатории военного ведомства, капитана Лебеденко. 40-тонный агрегат представлял собой увеличенный до гигантских размеров артиллерийский лафет, приводимый в движение двумя двигателями «Майбах» со сбитого дирижабля. Передние колеса имели диаметр 9 метров. По замыслу создателей, машина такой конструкции должна легко преодолевать рвы и траншеи, но на испытаниях она застряла сразу после начала движения. Где и простояла долгие годы пока ее не порезали на металлолом.

Первую мировую Россия закончила без своих танков. В годы гражданской войны использовались танки других стран. Во время боев часть танков переходила в руки Красной армии, на которых уже бойцы рабоче-крестьянской вступали в бой. В 1918году в сражении с французо-греческими войсками у станицы Березовской были захвачены несколько танков Reno-FT. Для участия в параде их направили в Москву. Пламенная речь о необходимости построения собственных танков, которую произнес Ленин, положила начало советскому танкостроению. Решили выпустить, а точнее полностью скопировать, 15 танков Reno-FT под названием Танк М (малый). 31 августа 1920 первый экземпляр выехал из цехов завода Красное Сормово в Нижнем Тагиле. Этот день принято считать Днем рождения советского танкостроения.

Молодое государство понимало, что танки очень важны для ведения войны, тем более, что враги, подступающие к границам, уже вооружены этим видом боевой техники. Танк М из-за особо дорогой производственной цены в серию не запустили, потому нужен был другой вариант. По существовавшей тогда в Красной армии идее, танк должен был поддерживать пехоту во время атаки, то есть скорость танка не должна быть намного выше пехоты, вес должен позволять прорывать линию обороны, а в вооружения успешно подавлять огневые точки. Выбирая между собственными разработками и предложениями скопировать уже готовые образцы, выбрали тот вариант, который позволял наладить производство танков в кратчайшие строки – копирование.

В 1925 году запустили в серийное производство танк , его прототипом выступил Fiat-3000. Пусть и не совсем удачный МС-1 стал танком, который заложил основу советского танкостроения. На его производстве разрабатывалось само производство, слаженность работы разных отделов и заводов.

До начала 30-х разрабатывалось несколько своих моделей Т-19, Т-20, Т-24, но в силу отсутствия особых преимуществ перед Т-18, и своей дороговизной в производстве в серию не пошли.

Танки 30-40 годов – болезнь подражания

Участие в конфликте на КФЖД показало несоответствие танков первого поколения для динамического развития боя, танки практически ничем себя не проявили, основную работу сделала кавалерия. Нужна была более скоростная и надежная машина.

Для выбора следующей серийной модели пошли проторенным путем и закупили образцы за границей. Английский Vickers Mk – 6 тонн у нас серийно выпускался как Т-26, а танкетка Carden-Loyd Mk VI – Т-27.

Т-27, по началу такой заманчивый в производстве своей дешевизной, выпускался не долго. В 1933 на базе танкетки приняли для армии
плавающий танк Т-37А, с вооружением во вращающейся башне, а в 1936 – Т-38. В 1940 году создали подобный плавающий Т-40, больше плавающих танков до 50-х годов СССР не выпускало.

Еще один образец закупили в США. На основе модели Дж.У.Кристи была построена целая серия быстроходных танков (БТ), главным их отличием было совмещение двух движителей колесного и гусеничного. Для перемещения при марше БТ использовали колеса, при ведении боев пользовались гусеницами. Такая вынужденная мера нужна была из-за слабых эксплутационных возможности гусениц, всего 1000 км.

Танки БТ, развивающие на дорогах довольно высокую скорость, полностью подходили под изменившуюся военную концепцию Красной армии: прорыв обороны и через образовавшуюся брешь скоростное развертывание глубинной атаки. Непосредственно для прорыва разработан трехбашенный Т-28, прототипом которому послужил английский «Виккерс 16-тонный». Еще одним танком прорыва должен был случить Т-35 похожий на английский пятибашенный тяжёлый танк «Independent».

За предвоенное десятилетие создано много интересных конструкций танков, которые не пошли в серию. Например, на базе Т-26
самоходная установка полузакрытого типа АТ-1 (артиллерийский танк). Во время ВОВ снова вспомнят об этих машинах без крыши рубки.

Танки второй мировой

Участие в гражданской войне в Испании и в боях на Халхин-Голе показало насколько высока взрывоопасность бензинового двигателя и недостаточность противопульного бронирования против зарождавшейся тогда противотанковой артиллерии. Внедрение решений этих задач позволило нашим конструкторам, переболевшим болезнью подражания, создать накануне ВОВ по-настоящему хорошие танки и КВ.

В первые дни войны было потеряно катастрофически много танков, для налаживания выпуска не имеющих конкуренции Т-34 и КВ на только эвакуированных заводах требовалось время, а фронту катастрофически нужны были танки. Эту нишу правительство решило заполнить дешевыми и быстрыми в производстве легкими танками Т-60 и Т-70. Естественно, что уязвимость у таких танков очень высокая, но они дали время для развертывания производства танков Победы. Немцы называли их «неистребимой саранчой».

В бою под жд. ст. Прохоровка впервые танки выступали в роли «цементирующих» обороны, до этого их использовали исключительно как оружие атаки. В принципе, вплоть до сегодняшних дней, больше новых идей в примение танков не было.

Говоря о танках ВОВ, нельзя не упомянуть о ПТ-САУ (СУ-76, СУ-122 и т.д) или как их называли в войсках «самоходы». Вращающаяся относительно не большая башня не позволяла применять на танках некоторые мощные орудия и главное гаубицы, для этого их устанавливали на базы существующих танков без применения башен. Фактически советские ПТ-САУ времен войны, кроме вооружения, ни чем не отличались от своих прототипов, в отличие от тех же немецких.

Современные танки

После войны продолжали выпускать легкие, средние и тяжелые танки, но уже к концу 50-х все главные производители танков сконцентрировались на производстве основного танка. Благодаря новым технологиям в производстве брони, более мощным двигателям и вооружению потребность в делении танков на виды отпала сама собой. Нишу легких танков заняли БТР и БМП, так ПТ-76 со временем стал БТР.

Первым послевоенным массовым танком нового образца стал вооруженный 100-мм орудием, и его модификация для применения в радиоактивных зонах . Эта модель стала самой массовой среди современных танков, более 30000 этих машин состояли на службе у свыше 30 стран.

После появления у потенциальных врагов танков с 105 мм орудием было принято решение модернизировать Т-55 под орудие 115мм. Первый в мире танк с 155мм гладкоствольным орудием получил название .

Родоначальником классических основных танков стал . Он в полной мере объединил возможности тяжелых (125мм орудие) и средних танков (высокая подвижность).

Доброго времени суток! Сегодня мы поговорим о советской ветке ПТ-САУ, начиная с СУ-85, и заканчивая

Доброго времени суток! Сегодня мы поговорим о советской ветке ПТ-САУ, начиная с СУ-85, и заканчивая Объектом 263 и Объектом 268.

СУ-85


Начнем с орудия, можно отметить хорошую скорострельность, 10 выстрелов в минуту и достаточный для такой скорострельности средний урон в 180 единиц. Пушка опускается вниз на 6 градусов, что тоже неплохо. Пробитие у топовой пушки 144, что тоже не критично. Еще есть один минус, СУ-85 слепая. Обзор – 280 м, это крайне мало. Но это компенсируется мощностью двигателя и пушкой. Двигатель в 500 л.с. и максимальная скорость 55 км/ч. Броня почти круговая – 45/45/40, то есть на броню не стоит особо рассчитывать. Для меня эта ПТ проходная, и, думаю, не стоит ее оставлять в ангаре. СУ-85 является предшественником СУ-100, о который мы сейчас и поговорим.

СУ-100


Поговорим об игре на этой ПТ с орудием 122 мм Д2-5С. Орудие отличается своим большим уроном в 390 и пробитием в 175. Опускается оно, как и у СУ-85 на 6 градусов вниз. А вот с обзором у СУ-100 получше, чем у СУ-85. Видим мы на 350 метров. Что касается скорости танка, тут история, как и с СУ-85. Двигатель в 520 л.с. и максимальная скорость 50 км/ч. Броня тут получше, 75/45/45. Но на нее стоит рассчитывать только при игре с более низкими танками, например 5 уровней, и то не всегда. СУ-100 вполне классическая ПТ-САУ, и, лично для меня, проходная. После СУ-100 у нас идет переход на СУ-100М1 и СУ-152. Сначала обсудим СУ-100М1.

СУ-100М1


По традиции начнем с пушки. Тут у нас 100 мм ЛБ-1С. Это скорострельное орудие с перезарядкой 6.3 секунд. Средний урон бронебойным снарядом 230 единиц. Пробитие 175. Пушка тут опускается хуже, всего на 4 градуса. Быстрое сведение в 1.7 секунду, и неплохо разброс в 0.33, что характерно для таких пушек.
Обзор в 360 метров. Стандартно для советских машин. Едет СУ-100М1, как и его предшественники, хорошо. Двигатель – 600 л.с. и максимальная скорость 50 км/ч. Броня неплохая. Лоб 90 мм под хорошим наклоном, борта 75 мм, тоже очень даже, и корма 45 мм.
Что мы получаем в итоге: быстрая ПТ со скорострельной пушкой и неплохой броней. Для меня в ней нет ничего особенного, и я бы не оставил ее у себя в ангаре. Далее по списку у нас СУ-152, о ней мы сейчас и поговорим.

СУ-152


СУ-152 – легендарная ПТ. Она покорила много танковых сердец своей фугасницей, об игре с которой мы с Вами и поговорим.
Конечно же, начнем с орудия. Средний урон фугасом у нас 910, а бронебойным или кумулятивным по 700. Пробитие фугасом – 86 мм, бронебойным – 135, и кумулятивным – 250. Перезарядка орудия – 17.7 секунд. Время сведения – 3.4 секунды. Ну и разброс на 100 метров – 0.5. Думаю, все эти характеристики характерны для фугасниц. Пушка опускается на 6 градусов. Обзор – 330 м. Не очень конечно, но нормально для «советов». Двигатель у нас имеет 600 лошадиных сил, и максимальная скорость вперед 43 км/ч, хотя такую скорость она набирает лишь с горки. СУ-152 картонный танк, броня у нас 75/60/60. Однако нас спасает огромная маска во лбу, которая ловит, наверное, каждый третий снаряд.
Ну и что мы имеем: ПТ-САУ с умеренной скоростью, очень мощным орудием и с небольшой броней. Однако не каждый сможет просто так сесть на СУ-152 и поехать «нагибать рэндом». На таких танках нужно учиться играть. Прямо по курсу у нас СУ-101 Уралмаш.

СУ-101


СУ-101 имеет 100 мм орудие Д-54С. Средний урон у него – 320 единиц, а пробитие – 219. Неплохо, для перезарядки в 7 секунд. Пушка вниз почти не опускается, угол вертикальной наводки вниз всего 2 градуса. Обзор 380 метров, что уже очень хорошо. Максимальная скорость у нас 54 км/ч и мощность двигателя 680 л.с. Получается неплохая динамика. Броня корпуса 120/90/40. Стоит отметить, что лобовая броня под хорошим углом.
Итого: быстрая ПТ-САУ с хорошей пушкой и броней. Мне танк понравился, но все равно, в ангаре я бы его не оставил. Но тут уже как говорится «на вкус и цвет». А дальше у нас идет ИСУ-152.

ИСУ-152


ИСУ-152 Зверобой, как и СУ-152 прекраснейшая машина. Орудие БЛ-10 уничтожает все что движется, и именно поэтому эта машина так полюбилась игрокам, в том числе и мне. Сначала поговорим о пушке. Тут у нас мощнейший 152 мм БЛ-10. Средний урон 750 единиц с пробитием бронебойным 286! Перезарядка 17 секунд, но это немного для таких показателей урона и пробития. Вниз БЛ-10 опускается на 6 градусов, как и у многих советских ПТ. Время сведения 3.4 секунды, и разброс 0.41. Не самое точно орудие.
В отличии от предшественников ИСУ-152 плавно переходит в более медленные ПТ-САУ. Максимальная скорость 43 км/ч с двигателем в 700 л.с. Обзор 370 м. Удивляться нечему. Броня корпуса 90/90/60. Надеяться на такую броню не стоит, разве что можно танковать маской, тут ситуация как и с СУ-152.
Что сказать, лично для меня это имба, но не для всех, потому что не все могут покорить этот танк из-за пушки с большим разовым уроном. Но все-же я его в ангаре оставил. Далее мы поговорим о ПТ 9 уровня, предшественнике Об. 263, СУ-122-54.

СУ-122-54


Начнем разбор танка с его орудия. 122 мм М62-С2 отличное орудие. Средний урон 440 и пробитие 258 с перезарядкой 10 секунд. Пушка опускается вниз на 4 градуса, не очень круто. Разброс 0.37, неплохо. Время сведения 2.5, тоже хорошо.
СУ-122-54 самая зрячая среди уже обсуждаемых нами ранее ПТ-САУ. Обзор 390 метров, очень хорошо. ПТ у нас динамичная, максимальная скорость 48 км/ч и мощность двигателя 700 л.с. при массе танка 37 тонн. Броня не спасает. 100/80/45. Однако иногда из-за хороших углов случаются рикошеты.
В целом, СУ-122-54 хороший танк, универсальный, но не имба.
Я бы его в ангаре не оставил, только для выкачки Объекта 263.

Объект 704


Думаю, про орудие говорить не стоит, так как оно одинаковое с ИСУ-152, про который мы уже поговорили. Давайте лучше поговорим о его преимуществах в сравнении с ИСУ-152.
Конечно, первое что бросается в глаза, это броня, он стала рикошетнее, и вообще стала толще. Тут у нас 120/90/60 с прекрасными углами наклона. Наклоняется вниз у нас пушка как всегда на 6 градусов. Ну, и как я говорил в разборе ИСУ-152, «чем дальше, тем медленнее». Именно так и происходит. У нас двигатель 700 л.с., что не круто, и максимальная скорость всего 37 км/ч. В орудии у нас немного изменилось сведение и разброс на 100 м. Разброс теперь у нас 1.63, а сведение 2.9. Обзор, как и у СУ-122-54, 390 метров, отлично.
В общем, Объект 704 отличный танк засады, имеет отличную броню, превосходную пушку, и какую-никакую, но скорость.
Наконец-то мы дошли до 10 уровня. По очереди у нас идет ПТ-САУ 10 уровня Объект 263, встречаем!

Объект 263


Начнем с орудия. Тут уникальное орудие 130 мм С-70А, которое вы встретите только на Объекте 263. Оно не имеет большой альфы, но имеет лучшую точность и скорострельность в 11 секунд. Средний урон бронебойным – 550 единиц. Среднее пробитие – 290. Очень хорошо. Вниз орудие опускается на 4 градуса, из-за заднего расположения рубки. Время сведения 2.5. Стандартно. Разброс на 100 м – 0.32, тут уже очень хорошо.
Танк очень динамичный. Максимальная скорость 55 км/ч, мощность двигателя аж 1050 л.с., но при этом масса танка 60 тонн. Танк достаточно быстро поворачивается, скорость поворота равна 32 градусам в секунду. Броня у нас супер. 250 миллиметров со лба! Однако легко пробивается в маску пушки. Ну и 80 мм с бортов, и 50 с кормы. Обзор 410 метров, ничего особенного для 10 уровня.
В целом, хороший танк, но, думаю, не имбовый.

Ну и последний на сегодня танк для разбора – Объект 268.

Объект 268


Тут тоже уникальное орудие 152 мм М64. Средний урон бронебойным – 850 единиц. Пробитие 303 мм, и самое высокое пробитие голдовым снарядом в игре – 450 мм! Вниз пушка опускается на 5 градусов, не супер. Время сведения – 2.7. Нормально. Разброс на 100 м – 0.33. Тоже хорошо. Перезарядка у нас – 17 секунд. Посмотрим что у нас с динамикой. Все хорошо, и не медленно, и не быстро. Максимальная скорость – 48 км/ч. Мощности двигателя – 800 л.с. при массе танка в 51 тонну. Броня у нас с хорошими наклонами во лбу. Броня по паспорту у нас – 187/100/50. Но мы имеем очень крутой наклон со лба.
Получился у нас средне-динамичный танк с отличной броней и хорошей для своего уровня и класса пушкой.
Думаю, сказал всю самую важную информацию о советских ПТ-САУ. Критикуйте, оценивайте, Ваше мнение важно для меня.
Спасибо за внимание!

На супертест World of Tanks выходит новая советская премиум ПТ-САУ 8 уровня СУ-130ПМ.

Сегодня начнётся закрытое тестирование новой советской премиум ПТ-САУ VIII уровня СУ-130ПМ. Настраивая её ТТХ, мы ориентировались на реально существовавшую советскую машину СУ-100П. Это послевоенный прототип лёгкой ПТ-САУ, который должен был заменить СУ-76М. Машину построили в железе, испытали и даже рекомендовали к принятию на вооружение. Но крупносерийное производство так и не начали. Сейчас СУ-100П можно увидеть в Кубинке.

Основное отличие СУ-130ПМ в World of Tanks от существовавшего прототипа - более мощное орудие калибром 130 мм. В игровом плане это будет компактная машина с неплохой мобильностью, отличной маскировкой и злым орудием с разовым уроном 520 ед. и пробитием 243 мм бронебойным снарядом. Орудие сложно назвать снайперским: базовая точность - 0,35 м на 100 м. Но этого вполне достаточно, чтобы вести огонь практически с любых дистанций. Время сведения в стоке составляет 2,3 с. Сходу точно выстрелить вряд ли получится, поэтому каждый выстрел нужно обдумывать.
Мобильность позволит эффективно менять направления и позиции для ведения огня. Максимальная скорость движения - 65 км/ч. Но из-за не самой лучшей проходимости СУ-130ПМ будет разгоняться до максималки только на хороших грунтах и далеко не сразу. Крейсерская скорость движения - около 45–55 км/ч.
В чём подвох? В крайне низкой бронезащите, небольшом запасе очков прочности в 1100 ед. и ограниченных углах горизонтальной наводки (по 77,5 градусов в каждую из сторон). Выживать в бою придётся за счёт маскировки и грамотного использования мобильности.
Мы планируем проверить мобильную и уязвимую советскую ПТ-САУ, созданную для нанесения урона, которая будет отыгрываться от маскировки и частой смены позиций. Машина довольно сложная, но интересная. Она способна предоставить всё необходимое для эффективных действий в бою.

Какой новая машина получится в итоге, покажут тесты. Характеристики её не финальные и могут измениться - следите за новостями.

* СУ-130ПМ представляет собой вариант самоходной установки полузакрытого типа СУ-100ПМ. От базовой машины данный вариант отличался установкой более мощного 130-мм орудия, для установки которого в конструкцию самоходки были внесены изменения.

Экипаж: 5 человек.

Подробные ТТХ СУ-130ПМ



Внешний вид СУ-130ПМ











В связи с появлением у противника танков со все более мощной броней было принято решение создать на базе танка Т-34 более мощную, чем СУ-85 самоходно-артиллерийскую установку. В 1944 году такая установка была принята на вооружение под названием "СУ-100". Для ее создания были использованы двигатель, трансмиссия, ходовая часть и многие узлы танка Т-34-85. Вооружение состояло из 100-мм пушки Д-10С, установленной в рубке такой же конструкции, что и рубка СУ-85. Отличие заключалось лишь в установке на СУ-100 справа, спереди, командирской башенки с приборами наблюдения за полем боя. Выбор пушки для вооружения самоходной установки оказался весьма удачным: в ней прекрасно сочетались скорострельность, высокая начальная скорость снаряда, дальнобойность и меткость. Она прекрасно подходила для борьбы с танками противника: ее бронебойный снаряд с дистанции 1000 метров пробивал броню толщиной 160-мм. После войны эту пушку установили на новых танках Т-54.
Так же, как и на СУ-85, на СУ-100 устанавливались танковый и артиллерийский панорамный прицелы, радиостанция 9Р или 9РС и танковое переговорное устройство ТПУ-3-БисФ. Самоходная установка СУ-100 выпускалась с 1944 по 1947 год, за время Великой Отечественной войны было выпущено 2495 установок этого типа.

Зенитная самоходная установка создана на базе САУ СУ-76М и принята на вооружение в 1944 г. Она имела отрытую башню с круговым вращением, оснащалась дальномером и радиостанцией. Всего было выпущено 75 машин. ТТХ ЗСУ: длина – 4,9 м; ширина – 2,7 м; высота – 2,1 м; клиренс – 315 мм; масса – 10,5 — 12,2 т; бронирование – 10-45 мм; тип двигателя – два 6 цилиндровых, карбюраторных «ГАЗ-202»; мощность двигателя – 140 л.с; удельная мощность – 11,7 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 42 км/ч; запас хода – 330 км; вооружение – 37-мм пушка 61-К обр.1939 г; боезапас – 320 выстрелов; экипаж – 4 человека.

Зенитная самоходная установка была создана в 1941 г. на базе трактора «СТЗ-3», обшитого бронелистами с установленным пушечным и пулеметным вооружением. Пушка имела ограниченные углы обстрела — чтобы навести ее на цель необходимо было разворачивать весь трактор. Всего было выпущено около 100 машин. ТТХ ЗСУ: длина – 4,2 м; ширина – 1,9 м; высота – 2,4 т; масса – 7 т; бронирование – 5-25 мм; тип двигателя — четырехцилиндровый, керосиновый; мощность двигателя – 52 л.с; скорость передвижения по шоссе – 20 км; запас хода – 120 км; основное вооружение — 45-мм танковая пушка 20-К; дополнительное вооружение – 7,62-мм пулемет ДП; экипаж – 2 — 4 человека.

САУ открытого типа была создана путем установки противотанковой пушки «ЗИС-2» на артиллерийском тягаче Т-20 «Комсомолец» и принята на вооружение в конце 1941г. Для большей устойчивости при стрельбе машина оборудовалась откидными сошниками. На крыше кабины устанавливался кронштейн крепления пушки по-походному. Всего было выпущено 101 машину. ТТХ САУ: длина – 3,5 м; ширина – 1,9 м; высота – 2,2 м; масса – 4 т; бронирование – 7-10 мм; тип двигателя — 6 цилиндровый карбюраторный; мощность – 50 л.с; удельная мощность – 12 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 60 км/ч; запас хода – 250 км; основное вооружение – 57-мм пушка ЗиС-2; дополнительное – 7,62-мм пулемет ДТ; экипаж – 4 — 5 человек.

Опытная установка разработана в 1941 г. на шасси танка КВ-1 с двумя вариантами артиллерийского вооружения. Самоходная установка разрабатывалась как артиллерийская машина сопровождения танков с большой скорострельностью основного оружия. Она относилась к типу полностью за крытых самоходных установок и представляла собой модификацию танка КВ-1, отличаясь от него в основном отсутствием вращающейся башни, установленным вооружением, боекомплектом, броневой защитой, численностью экипажа и меньшей высотой машины. Первый вариант имел сразу три пушки: одну 76,2-мм Ф-34 и двух 45-мм орудий 20-К. Второй вариант установки был оснащен двумя одинаковыми пушками ЗиС-5. Всего было выпущено по одному экземпляру. ТТХ САУ: длина – 6,7 м; ширина – 3,2 м; высота – 2,5 м; клиренс – 440 мм; масса – 47,5 т; ширина гусениц – 700 мм; бронирование – 30-100 мм; тип двигателя — 12 цилиндровый дизель; мощность – 600 л.с; удельная мощность – 13 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 34 км/ч; запас хода – 225 км; экипаж – 6 человек. Вооружение первого варианта: основное вооружение – одна 76-мм пушка Ф-34, две 45-мм пушки 20-К; боезапас – 93 выстрела для 76-мм пушки и 200 выстрелов для 45-мм пушек; скорострельность строенных пушек – 12 выстрелов в минуту; дополнительное вооружение – два основных и один запасной 7,62-мм пулемет ДТ; боекомплект – 3 591 патрон. Вооружение второго варианта: 2 пушки 76,2-мм ЗИС-5; скорострельность – 15 выстрелов залпом; боекомплект – 150 выстрелов в минуту; дополнительное вооружение – три 7,62-мм пулемета ДТ; боекомплект – 2 646 патрон; 30 гранат Ф-1.

САУ выпускались в 1933-1935 гг. путем монтажа на тумбовой установке 76,2-мм пушки образца 1927 г. на шасси грузовых автомобилей с колесной формулой 6х4 «Морланд» (СУ-12) и ГАЗ-ААА (СУ-12-1). Из выпущенных 99 машин к началу войны на вооружении находилось 3 установки. ТТХ САУ: длина — 5,6 м; ширина – 1,9 м; высота – 2,3 м; масса – 3,7 т; толщина щита – 4 мм; тип двигателя – карбюраторный, мощность – 50 л.с; скорость передвижения по шоссе – 60 км/ч; запас хода – 370 км; скорострельность – 10 — 12 выстрелов в минуту; боекомплект – 36 выстрелов; экипаж – 4 человека.

САУ выпускалась в 1935-1937 гг. на базе шасси трехосного грузовика ЯГ-10 (6х4) и 76-мм зенитной пушки 3-К образца 1931 г. Для устойчивости по бортам платформы были смонтированы четыре сошника «домкратного типа». Кузов был защищен бронированными бортами изогнутой формы, которые в боевом положении откидывались наружу. Всего было выпущено 61 установку. ТТХ САУ: длина – 7 м; ширина – 2,5 м; высота – 2,6 м; клиренс – 420 мм; масса – 10,6 т; скорость передвижения по шоссе – 42 км/ч; запас хода – 275 км; тип двигателя – карбюраторный «Hercules-YXC», мощность – 94 л.с; боекомплект – 48 выстрелов; скорострельность – 20 выстрелов в минуту; дальность стрельбы – 14,3 км; бронепробиваемость – 85 мм; экипаж – 5 человек.

Установка являлась максимально облегченной и упрощенной версией САУ СУ-76. Она была разработана в 1944 г. Крыша рубки открытая. Всего было выпущено 3 машины. ТТХ САУ: длина – 5 м; ширина – 2,2 м; высота – 1,6 м; клиренс – 290 мм; масса – 4,2 т; бронирование – 6-10 мм; тип двигателя -рядный 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 50 л.с; удельная мощность – 11,9 л.с/т; скорость движения по шоссе – 41 км/ч; запас хода – 220 км; вооружение – 76,2 мм пушка ЗИС-3; боезапас – 30 выстрелов; экипаж – 3 человека.

Установка выпускалась в 1943-1945 гг. в двух вариантах: СУ-76 (с двигателями ГАЗ-202) и СУ-76М (с двигателями ГАЗ-203). Крыша рубки открытая. Всего было выпущено 14 292 машины. ТТХ САУ: длина – 5 м; ширина – 2,7 м; высота – 2,2 м; клиренс – 300 мм; масса – 11,2 т; бронирование – 7 — 35 мм; тип двигателя – два спаренные рядные 6-цилиндровые карбюраторные жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 140/170 л.с; удельная мощность – 12,5 л.с/т; скорость движения по шоссе – 44 км/ч; запас хода – 250 км; вооружение – 76,2 мм пушка ЗИС-3; боезапас – 60 выстрелов; дальность стрельбы – 13 км; экипаж – 4 человека.

Штурмовое орудие было построено в 1943 г. на базе трофейных немецких танков «Pz Kpfw III» и САУ «StuG III». Всего было выпущено 201 машину, из них 20 командирских машин, оснащенных башенкой с входным люком и радиостанцией повышенной мощности. ТТХ САУ: длина – 6,3 м; ширина – 2,9 м; высота – 2,4 т; клиренс – 350 мм; масса – 22,5 т; бронирование – 10-60 мм; тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 265 л.с; удельная мощность – 11,8 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 50 км/ч; запас хода – 180 км; вооружение – 76,2-мм пушка «С-1»; скорострельность – 5 — 6 выстрелов в минуту; боезапас – 98 выстрелов; экипаж – 4 человека.

Истребитель танков выпускался на шасси Т-34 и рубки САУ СУ-122. Принят на вооружение в 1943 г. Известна модификация установки СУ-85М, по сути являвшаяся СУ-100 с 85-мм пушкой (выпущено 315 шт.). Установка предназначалась главным образом для стрельбы прямой наводкой с коротких остановок. Экипаж, орудие и боезапас размещались впереди в броневой рубке, которая совмещала боевое отделение и отделение управления. Всего было построено 2 652 машины. ТТХ САУ: длина – 8,2 м; ширина – 3 м; высота – 2,5 м; клиренс – 400 мм; масса – 29,2 т; бронирование – 20-60 мм; тип двигателя – дизель; мощность – 500 л.с; скорость передвижения по шоссе – 55 км/ч; запас хода – 400 км; вооружение – 85-мм пушка – Д-5Т; боезапас – 48 выстрелов; скорострельность – 6-7 выстрелов в минуту; бронепробиваемость на дистанции 500 м – 140 мм; экипаж – 4 человека.

Истребитель танков создан на базе танка «Т-34-85» и принят на вооружение в 1944 г. САУ относилась к типу закрытых самоходных установок. На крыше рубки над местом командира устанавливалась неподвижная командирская башенка с пятью смотровыми щелями для кругового обзора. Вентиляция боевого отделения осуществлялась при помощи двух вентиляторов, установленных в крыше рубки. Всего в период войны было выпущено 2320 машин. ТТХ САУ: длина – 9,5 м; ширина – 3 м; высота – 2,2 м; клиренс – 400 мм; масса – 31,6 т; бронирование – 20-110 мм; тип двигателя — V-образный 12 цилиндровый дизель «В-2-34»; мощность двигателя – 520 л.с; удельная мощность — 16,4 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 50 км/ч; запас хода – 310 км; вооружение – 100-мм пушка «Д-10С»; дальность стрельбы прямой наводкой – 4,6 км, максимальная – 15,4 км; боезапас – 33 выстрела; бронепробиваемость на дистанции 1000 м – 135 мм; экипаж – 4 человека.

Самоходное штурмовое орудие выпускалось в 1942-1943 гг. как максимально упрощенная конструкция танка Т-34. Орудие было установлено на тумбе, прикрепленное к днищу машины. Полностью бронированный корпус был разделён на две части. Захваченные Вермахтом установки служили под обозначением «StuG SU-122(r)». Всего выпущено 638 машин. ТТХ САУ: длина – 7 м; ширина – 3 м; высота – 2,2 м; клиренс – 400 мм; масса – 29,6 т; бронирование — 15-45 мм; тип двигателя – дизель «В-2-34», мощность двигателя – 500 л.с; удельная мощность – 16,8 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 55 км/ч; запас хода – 600 км; вооружение – 122-мм гаубица М-30С; боезапас – 40 выстрелов; бронепробиваемость на дистанции 1000 м – 160 мм; скорострельность – 203 выстрела в минуту; экипаж – 5 человек.

Самоходная гаубица выпускалась в 1939 г. на шасси танка Т-26 путем демонтажа башни и открытой установки на ее место 122-мм гаубицы обр. 1910/30 гг. К началу войны на вооружении находилось 28 машин. ТТХ САУ: длина – 4,8 м; ширина – 2,4 м; высота – 2,6 м; клиренс – 380 мм; масса – 10,5 т; тип двигателя – карбюраторный, мощность – 90 л.с; бронирование – 6 — 15 мм; скорость передвижения по шоссе – 30 км/ч; запас хода – 170 км; боекомплект – 8 выстрелов; экипаж – 5 человек.

Установка создана на базе танка ИС и принята на вооружение в 1944 г. Известна модификация САУ – ИСУ-122С с орудием Д-25Т. САУ имела бронированный корпус, который был разделен на две части. Экипаж, орудие и боезапас размещались впереди в броневой рубке, которая совмещала боевое отделение и отделение управления. Двигатель и трансмиссия были установлены в корме машины. С конца 1944 г. на САУ устанавливался зенитный крупнокалиберный пулемет. Всего построено 1 735 машин. ТТХ САУ: длина – 9,9 м; ширина – 3,1 м; высота – 2,5 м; клиренс – 470 мм; масса – 46 т; бронирование – 20-100 мм; тип двигателя — 12 цилиндровый дизель; мощность двигателя – 520 л.с; удельная мощность – 11,3 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 35 км/ч; запас хода – 220 км; основное вооружение – 121,9-мм пушка А-19С; скорострельность – 2 выстрела в минуту; скорострельность Д-25Т — 3-4; высота линии огня – 1,8 м; боезапас – 30 выстрелов; дополнительное вооружение – 12,7 мм пулемет ДШК; боезапас – 250 патронов; дальность выстрела прямой наводкой – 5 км, максимальная дальность – 14,3 км; экипаж – 5 человек.

Установка создана на базе танка «ИС-1/2» и принята на вооружение в 1943 г. С начала 1945 г. на САУ устанавливался зенитный крунокалиберный пулемет. Самоходка использовалась как тяжелое штурмовое орудие, истребитель танков и как самоходная гаубица. Всего в период войны было выпущено 1 885 машин. ТТХ САУ: длина – 9 м; ширина – 3,1 м; высота – 2,9 м; клиренс – 470 мм; масса – 46 т; бронирование – 20 — 100 мм; тип двигателя — 4 тактный 12 цилиндровый дизель В-2-ИС; мощность двигателя – 520 л.с; удельная мощность – 11,3 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 40 км/ч; запас хода – 350 — 500 км; основное вооружение – 152,4-мм гаубица-пушка «МЛ-20С»; боезапас – 21 выстрел; бронепробиваемость на дистанции 1000 м -123 мм; дальность выстрела прямой наводкой – 3,8 км; максимальная — 13 км; высота линии огня – 1,8 м; дополнительное вооружение – 12,7-мм пулемет ДШК, боезапас – 250 патронов; экипаж – 5 человек.

Самоходное штурмовое орудие выпускалось в 1942-1944 гг. на базе тяжелого танка КВ-1с. Во время ремонтов на САУ могла устанавливаться турельная установка зенитного 12,7-мм пулемета ДШК. Всего было выпущено 671 машину. ТТХ САУ: длина – 9 м; ширина – 3.3 м; высота – 2,5 м; клиренс – 440 мм; масса – 45,5 т; бронирование – 20-65 мм; тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый дизельный В-2К; мощность — 600 л. с.; удельная мощность – 13,2 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 43 км/ч; запас хода – 330 км; вооружение – 152,4-мм пушка-гаубица МЛ-20С; боезапас – 20 выстрелов; скорострельность – 1 — 2 выстрела в минуту; дальность выстрела прямой наводкой – 3,8 км; максимальная — 13 км; экипаж – 5 человек.



Читайте также: