История договора о нераспространении ядерного оружия. Перспективы режима нераспространения

Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) был открыт для подписания 1 июля 1968 г. и вступил в силу 5 марта 1970 г. Его членами являются 191 государство. Договор не подписали Индия, Пакистан, Израиль и Южный Судан. О выходе из ДНЯО в 2003 г. заявила КНДР, однако многие государства исходят из того, что выход был оформлен неверно с юридической точки зрения. В этой связи Секретариат ООН продолжает рассматривать КНДР как страну-участницу ДНЯО.

1 июля 2018 г. исполнилось 50 лет со дня открытия для подписания ДНЯО. По случаю этой даты в Москве и Вашингтоне состоялись конференции в его поддержку. Было сделано совместное заявление мининдел трех депозитариев Договора (Великобритания, Россия и США) о важнейшем вкладе ДНЯО в обеспечение международной безопасности и стабильности и сохраняющейся актуальности этого Договора на сегодняшний день.

Каждые пять лет созывается Конференция по рассмотрению действия Договора, целью которой является обзор функционирования всех положений ДНЯО, а также согласование перечня рекомендаций по укреплению Договора.

На Обзорной конференции 2015 г. принятие итогового документа было заблокировано делегациями США, Великобритании и Канады. Для них неприемлемым стало отсутствие в разделе по Ближнему Востоку, который был подготовлен на основе российских предложений, права вето на проведение Конференции по созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного и других видов оружия массового уничтожения (ЗСОМУ) у трех соавторов резолюции 1995г. (данное положение позволяло бы при необходимости заблокировать проведение Конференции, что было важно для Израиля).

23 апреля – 4 мая 2018 г. в Женеве состоялась вторая сессия Подготовительного комитета (ПК-2) Обзорной конференции 2020 г. по ДНЯО.

Как показала сессия, противоречия по таким вопросам как ядерное разоружение и создание на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного и других видов оружия массового уничтожения (ЗСОМУ), сохранились и где-то даже усилились. Проявились также новые тенденции, в числе которых попытки использовать обзорный процесс ДНЯО в качестве «трибуны» для оказания политического давления на отдельные государства, а также привнесение на площадку ДНЯО тем, не имеющих отношения к Договору.

В ходе ПК-2 российская делегация делала ставку на сбалансированный подход к рассмотрению трех основных составляющих ДНЯО – ядерное нераспространение, разоружение и мирное использование атомной энергии. Совместно с КНР выступили с заявлением в поддержку СВПД.

Третья сессия ПК состоится 29 апреля – 10 мая 2019 г. в Нью-Йорке. На пост председателя сессии одобрена кандидатура Постпреда Малайзии при ООН в Нью-Йорке М.Якоба.

КНДР, однако многие государства исходят из того, что выход был оформлен неверно с юридической точки зрения. Секретариат ООН продолжает рассматривать КНДР как участника ДНЯО.

Договор служит одним из факторов обеспечения международной безопасности. Он содержит обязательства государств по недопущению распространения ядерного оружия и созданию широких возможностей для мирного использования ядерной энергии. Состоит из преамбулы и 11 статей.

Согласно Договору, каждое из государств-участников, обладающих ядерным оружием, обязуется не передавать его или другие ядерные взрывные устройства кому бы то ни было, а также контроль над ними ни прямо, ни косвенно, равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к его производству или приобретению.

Государства-участники, не обладающие ядерным оружием, обязуются не принимать его от кого бы то ни было, не производить и не приобретать, а также не принимать какую-либо помощь в производстве ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств.

Договор закрепляет неотъемлемое право государств — его участников развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях без дискриминации и в соответствии с договоренностями. Все участники обязались способствовать в этих целях возможно более полному обмену оборудованием, материалами, научной и технической информацией.

Договор налагает на его участников обязательство добиваться действенных мер по прекращению гонки ядерных вооружений и ядерному разоружению под строгим и эффективным международным контролем.

Контроль за нераспространением ядерного оружия осуществляется с помощью Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), с которым каждое участвующее в Договоре государство, не обладающее ядерным оружием, должно заключить соглашение.

Важным дополнением являются принятые до подписания Договора резолюции Совета Безопасности ООН (19.6.1968) и соответствующие заявления ядерных держав — СССР, США и Великобритании по вопросу о гарантиях безопасности неядерных государств — участников Договора.

Каждые пять лет созывается Конференция по рассмотрению действия Договора . На Конференции 1995 года он был продлен бессрочно. На Конференции 2000 года был принят Заключительный документ, в котором содержится рассчитанный на перспективу "перечень" мер многостороннего характера в области укрепления режима ядерного нераспространения, а также разоружения.

3-28 мая 2010 года в Нью-Йорке прошла VIII обзорная Конференция по ДНЯО. Она завершилась консенсусным принятием итогового документа, состоящего из двух частей. Первая — анализ ситуации с выполнением всех статей Договора (этот раздел принят со ссылкой, что он лишь отражает мнение председателя). Вторая — согласованные выводы и рекомендации (т.н. План действий), которые содержат 64 практических "шага", нацеленных на укрепление Договора на основе выверенного баланса между тремя его основными составляющими: ядерное разоружение, нераспространение и мирное использование атомной энергии.

В 2012 году стартовал очередной обзорный цикл Договора, который завершится Конференцией 2015 года по рассмотрению его действия.

30 апреля — 11 мая в Вене прошла первая сессия Подготовительного комитета (ПК-1) Конференции 2015 года по ДНЯО. В ходе данного мероприятия состоялся обстоятельный обмен мнениями по актуальным проблемам нераспространения, контроля над вооружениями и мирного использования атомной энергии.

Вторая сессия ПК прошла в Женеве (22 апреля — 3 мая 2013 года). Ее важным итогом стало подтверждение всеми государствами-участниками того, что ДНЯО остается стержневым элементом системы международной безопасности.

Третья сессия Подготовительного комитета Конференции 2015 года по рассмотрению действия ДНЯО прошла 28 апреля — 9 мая 2014 года в Нью-Йорке. Одним из центральных событий ПК-3 стало одновременное подписание ядерными державами "на полях" сессии Протокола о предоставлении гарантий безопасности государствам-участникам Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии.

Это стало реальным практическим вкладом в дело укрепления режима ядерного нераспространения и продвижения к миру без ядерных вооружений.

Проведение Конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия запланировано на 27 апреля — 22 мая 2015 года в Нью-Йорке.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Договор о нераспространении ядерного оружия, договор, преследующий цель положить предел расширению круга стран, обладающих ядерным оружием (ЯО), с тем чтобы ограничить возможность возникновения вооружённого конфликта с применением такого оружия. Разработан Комитетом ООН по разоружению и 12 июня 1968 одобрен Генеральной Ассамблеей ООН. 1 июля 1968 открыт для подписания в столицах стран-депозитариев - СССР, США и Великобритании. Вступил в силу 5 марта 1970 после сдачи ратификац. грамот на хранение. На 1 марта 1974 участниками договора являлись 82 гос-ва; кроме того, к этому времени договор подписали, но не ратифицировали ещё 24 страны. Договор предусматривает право выхода из него любого гос-ва при условии предварит, (за 3 мес) уведомления всех остальных участников и Совета Безопасности ООН о намерении выйти из числа участников. Сроком действия не ограничен; через 25 лет после вступления договора в силу конференция его участников большинством голосов определит, должен ли он оставаться в силе бессрочно или его действие будет продлено на какой-то определённый период. В договоре отмечено, что одна из его целей - проложить дорогу для принятия др. мер в области разоружения, а также зафиксировано право любой группы гос-в заключать соглашения о безъядерных зонах. Договор состоит из преамбулы и 11 статей. Он устанавливает, что обладающим ЯО считается гос-во, к-рое изготовило и произвело испытание такого оружия (устройства) до 1 янв. 1967 (т. е. СССР, США, Великобритания, Франция, Китай). В договоре излагаются осн. цели, к-рыми руководствуются заклю- чающие его гос-ва, и даётся всеобъемлющая формула запрета на распространение Я О, исключающая возможность появления к.-л. каналов, используя к-рые то или иное ядер. или неядер. гос-во - участник договора могло бы изменить содержание формулы под видом её толкования или фактически обойти запрет на распространение ЯО. Договор налагает на ядер, страны обязательство не допускать в к.-л. форме или к.-л. образом передачи ЯО любому неядер, гос-ву независимо от участия его в договоре, а также любому объединению гос-в, будь то междунар. организация, орган или союз, а также не помогать им в производство или приобретении этого оружия. Обязанность неядер, участников договора - ни от кого не принимать ЯО, не производить его и не добиваться в этом ничьей помощи. Вместе с тем оговаривается, что требуемые гарантии не должны создавать помех для экономия, развития стран или междунар. сотрудничества в области использования ядер, энергии в мирных целях, в связи с чем договор обязывает его участников обмениваться оборудованием, материалами, науч. и техн. информацией и содействовать получению благ неядер, гос-вами от любого мирного применения ядер, взрывов. Заключит, статья определяет процедуру действия договора. Контроль за соблюдением договора возложен на Междунар. агентство по атомной энергии. Важным дополнением к договору являются резолюции Совета Безопасности ООН от 19 июня 1968 и идентичные заявления 3 ядер, держав - СССР, США и Великобритании по вопросу о гарантиях безопасности неядер, гос-в - участников договора.

А. А. Быков.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 3.

Публикация:

Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. 26. М., 1973, с. 45-49.

Литература:

История внешней политики СССР. Ч. 2. 1945-1970 гг. М., 1971, с. 406-409.

40 лет назад, 1 июля 1968 года, было подписано фундаментальное международное соглашение - о нераспространении ядерного оружия (вступил в силу 5 марта 1970 года). Это наиболее мощный и универсальный международный договор, ограничивающий распространение каких-либо вооружений: к нему присоединились 189 государств мира.

Инициатива принятия Договора исходила от Ирландии. В отличие от многих иных международных соглашений хорошо известно имя человека, который предложил эту идею - это был Фрэнк АйкенFrank Aiken, министр внешних сношений Ирландии. Он впервые озвучил призыв к заключению подобного договора в 1958 году, за десять лет до его фактического подписания. Первой страной мира, которая присоединилась к Договору, стала Финляндия. В 1968 году Договор был принят на конференции в Лондоне. В церемонии приняли участие представители около 60-ти государств. Изначально срок действия этого Договора определялся в 25 лет, но в 1995 году страны-участницы согласились бессрочно продлить срок его действия.

Фактически, Договор разделил страны мира на две категории: страны, обладающие ядерным оружием,и безъядерные государства. К числу государств, обладающих атомным оружием, на тот момент относились США (получили ядерное оружие в 1945 году), СССР (1949), Великобритания (1952), Франция (1960) и Китай (1964).

Договор основан на трех фундаментальных принципах: во-первых, нераспространении, во-вторых, разоружении и, в-третьих, мирном использовании ядерных материалов и технологий. Договор обязывает неядерные державы воздерживаться от производства и приобретения ядерного оружия, а также признать контроль Международного Агентства по Ядерной Энергии (МАГАТЭ)International Atomic Nuclear Agency над всеми своими атомными объектами. Ядерные державы, в свою очередь, обязались воздерживаться от передачи неядерным государствам технологий и материалов, которые могут быть использованы для создания атомного оружия, за исключением сделок, проходящих под контролем МАГАТЭ. Исключение сделано лишь для мирных атомных технологий.

К Договору не присоединились Пакистан и Индия, официально объявившие о наличии у них ядерного оружия (1998 год), и Израиль, не признающий, но и не отрицающий наличие у него ядерного оружия. Еще одним исключением является Северная Корея, которая стала единственной страной мира, которая дважды выходила из этого Договора о нераспространении ядерного оружия. КНДР присоединилась к этому Договору в 1985 году, в 1993 году вышла из него, снова присоединилась к нему в 1994 году и вновь отказалась участвовать в нем в январе 2003 года. Страна, участвующая в Договоре о нераспространении ядерного оружия, может выйти из него, предупредив об этом за 90 дней (с примерной формулировкой, что экстраординарные обстоятельства, связанные с предметом действия данного соглашения, подвергают опасности высшие интересы данного государства).

В 1995 году истекал срок действия Договора, поэтому члены "ядерного клуба" приложили значительные усилия, чтобы жизнь этого соглашения была продолжена. Этого удалось добиться, однако ядерные державы приняли на себя ряд дополнительных обязательств - этот шаг был сделан по требованию неядерных стран. В числе этих обязательств была работа над соглашениями о тотальном прекращении ядерных испытаний и контроле над ядерными материалами, а также обязательство предпринимать "систематические и прогрессивные усилия по уменьшению количества ядерных вооружений в глобальном масштабе со стратегической целью тотального уничтожения этого оружия".

Результаты Договора достаточно противоречивы. Три страны остались за рамками этого соглашения и создали свое ядерное оружие (Индия, Пакистан и, возможно, Израиль). Одна страна стала ядерной, однако впоследствии отказалась от своей атомной бомбы, однако, большей частью, по внутренним причинам (ЮАР). Еще одна предпринимала реальные попытки стать членом ядерного клуба, однако была вынуждена прекратить их в результате войны (Ирак). Одна вышла из Договора и создала ядерное оружие (Северная Корея), которое рассматривает, скорее, как предмет торговли и гарантии дальнейшего существования имеющегося режима. Еще одно государство, судя по всему, пытается создать атомную бомбу, которую считает гарантией своей безопасности и средством повышения международного статуса (Иран). 27 Июня 2008 Washington ProFile

Договор о нераспространении. Краткая история

По подсчетам исследовательской организации Совет по Защите Природных РесурсовNatural Resources Defense Council, в 1968 году (год подписания договора о нераспространении ядерного оружия) в мире насчитывалось 38 974 ядерных зарядов. В 1980 году их было 55 246, в 1986 - был установлен абсолютный рекорд - 70 481. После этого ядерные арсеналы начали сокращаться: до 40 344 в 1995 году, 28 245 - в 2005 и 20 100 - в 2008.

Однако здесь учтены только данные по пяти членам "ядерного клуба" - США, СССР (России), Великобритании, Китая и Франции. Ядерное оружие есть (или предполагается, что есть) еще у четырех стран - Индии, Пакистана, Северной Кореи и Израиля, которые в совокупности обладают 300-500 ядерными зарядами.

1957 год. По инициативе президента США Дуайта ЭйзенхауэраDwight Eisenhower, было образовано Международное Агентство по Ядерной Энергии (МАГАТЭ)International Atomic Nuclear Agency - подразделение ООН, призванное контролировать процесс использования ядерных материалов и технологий.

1958 год. Ирландия предложила ООН проект резолюции, которая должна остановить дальнейший процесс распространения ядерных вооружений.

1960 год. Франция провела первый ядерный взрыв, таким образом, став четвертой ядерной державой (после США, СССР и Великобритании).

1961 год. Генеральная Ассамблея ООН единогласно одобрила Резолюцию 1665, основанную на ирландском проекте. Ассамблея призвала правительства государств мира начать переговоры, дабы остановить дальнейшее расползание ядерных вооружений. В резолюции былоуказано, что страны мира, уже обладающие ядерным оружием, обязаны прилагать все усилия для обеспечения надлежащего контроля над ними и должны воздерживаться от передачи соответствующих технологий и материалов государствам, у которых ядерного оружия нет. В свою очередь, неядерные державы призвали не производить и не принимать от ядерных держав ядерных вооружений. Эти принципы легли в основу Договора о Нераспространении Ядерного Оружия.

1963 год. Президент США Джон КеннедиJohn Kennedy сделал одно из прославивших его заявлений. Он предсказал, что в ближайшее время в "ядерный клуб" вступят еще 15 или 20 государств. Кеннеди заявил: "Я прошу Вас остановиться и подумать, что означает иметь страшное оружие в столь разных руках: у стран малых и больших,стабильных и нестабильных, ответственных и безответственных...Если это произойдет, то нельзя будет говорить ни о мировой стабильности, ни о мировой безопасности, ни о реальном разоружении".

Это заявление Кеннеди было сделано через месяц после публикации секретного меморандума Министерства Обороны СШАDepartment of Defense. В меморандуме указывалось, что 8 стран мира - Канада, Китай, Индия, Израиль, Италия, Япония, Швеция и ФРГ - в течение ближайшего десятилетия получат возможность производства ядерного оружия. Более того, в меморандуме содержался следующий прогноз: через 10 лет стоимость производства атомной бомбы снизится настолько, что возможность обладать наиболее мощным видом оружия, изобретенным человеком, получат десятки иных государств. В результате, вероятность начала ядерной войны невероятно возрастет. Этот меморандум и подобные доклады, подготовленные во многих странах мира, стали одной из причин принятия Договора о нераспространении ядерного оружия.

1964 год. Китай провел успешные испытания своего ядерного оружия (соответствующие технологии и материалы были большей частью предоставлены СССР) и стал пятым членом "ядерного клуба". После успеха Китая, Индия начала лихорадочно создавать свою атомную бомбу.

1967 год. Подписан прецедентный Договор Тлателолко. В результате, в Латинской Америке была создана первая в мире безъядерная зона. Договор Тлателолко (вступил в силу в 1968 году) распространяется на государства Центральной и Южной Америки, а также на государства Карибского бассейна. На территории государств, образовавших безъядерную зону, запрещено хранение, испытание, использование и создание ядерных вооружений на своей территории.

За прошедшие десятилетия в мире появилось пять безъядерных зон. В 1985 году был заключен договор (Договор Раротонга), объявивший безъядерной зоной южную часть Тихого океана (вступил в силу в 1986 году). Кроме традиционных запретов, в этой части планеты запрещено проводить ядерные тесты, в том числе и в мирных целях, а, кроме того, захоронять радиоактивные отходы.

В 1995 году была создана безъядерная зона в Юго-Восточной Азии (Бангкокский Договор вступил в силу в 1996 году). К договору присоединились Бруней, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Мьянма (Бирма), Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд и Вьетнам. Кроме территорий самих государств-подписантов, запрет на ядерное оружие распространяется также на зоны их экономических интересов, которые включают значительные части Тихого и Индийского океанов.

В 1996 году безъядерная зона появилась в Африке (Договор Пелиндаба). Действие этого соглашения распространяется на весь африканский континент и ряд прилегающих островов (всего 54 государства), однако данная конвенция до сих пор не вступила в силу. Государствам-участницам, кроме всего прочего, запрещено угрожать применением ядерного оружия. Кроме того, введен запрет на любого вида атаки на мирные ядерные объекты, находящиеся на территории данной зоны.

В 1992 году Южная и Северная Корея подписали декларацию о создании зоны, свободной от ядерного оружия на Корейском полуострове. Обе страны согласились не испытывать, производить, владеть, получать, хранить, развертывать или использовать ядерные вооружения, не разрешать (или закрыть имеющиеся) производства обогащения урана и использовать атомную энергию исключительно в мирных целях. Однако декларация так и не вступила в силу из-за того, что Северная Корея вышла из Договора о Нераспространении Ядерного Оружия и впоследствии испытала атомную бомбу.

В 2006 году в Семипалатинске (Казахстан) было подписано соглашение о создании центральноазиатской безъядерной зоны. К соглашению присоединились пять постсоветских государств этого региона - Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и Кыргызстан. Это первая зона такого рода, целиком расположенная в северном полушарии.

1967 год. Предположительно в этом году Израиль получил материалы и технологии, необходимые для производства ядерного оружия.

1968 год. 12 июня Генеральная Ассамблея ООН одобрила Резолюцию 2373, в которой содержались основные положения будущего Договора о Нераспространении Ядерного Оружия. В поддержку этой резолюции высказались представители 95 государств, против - четыре (Албания, Куба, Танзания и Замбия).

1 июля Договор был открыт для подписания. К нему немедленно присоединились три из четырех ядерных держав - США, СССР и Великобритания. Китай и Франция отказались подписать Договор: Китай назвал его дискриминационным, Франция выразила сомнение, что подписанты будут соблюдать условия соглашения. Пекин и Париж присоединились к Договору только в 1992 году.

1970 год. К договору присоединились 46 государств.

1974 год. Индия стала первым неядерным государством, которое провело ядерные испытания. На полигоне Похран был проведен подземный "мирный ядерный взрыв" (определение МИДа Индии).В 1997 году бывший руководитель индийской ядерной программы признал, что этот взрыв имел не только мирную направленность. Договор тогда не запрещал неядерным государствам проводить подобные тесты (соответствующее дополнение появилось лишь в 2000 году).

Тем не менее, результатом этой акции стали скандалы в США и Канаде, которые снабжали Индию ядерными материалами и оборудованием, считая, что помогают индийскому мирному атому. В итоге, в 1975 году была образована новая неофициальная международная структура - Группа Поставщиков Ядерных МатериаловNuclear Suppliers Group, которая начала следить за соответствующим направлением международной торговли.

1974 год. МАГАТЭ впервые опубликовала перечень ядерных материалов, для экспорта которых в неядерные государства требовалось получать особые разрешения. В 1978 годуГруппа Поставщиков Ядерных Материалов предложила свой вариант списка, который был одобрен МАГАТЭ.

1980-е годы. Начало 1980 годов было ознаменовано очередным ухудшением отношений между СССР и США: опасность начала ядерной войны была как никогда серьезной. Разрядка началась во второй половине десятилетия: в 1987 году обе стороны согласились полностью уничтожить целый класс ракет среднего радиуса действия, а потом начали переговоры по кардинальному уменьшению ядерных арсеналов (соответствующий договор был подписан в 1991 году). На этом фоне свои военные ядерные программы активно развивали Пакистан, Иран, Северная Корея, Тайвань и ЮАР.

Аргентина и Бразилия совместно отказались от попыток создания своих атомных бомб, позднее, под давлением США, на аналогичный шаг пошел Тайвань. К Договору о нераспространении присоединились еще около 30-ти государств, включая Северную Корею.

1991 год. Совет Безопасности ООН принял знаменитую Резолюцию 687. В ней говорится, что Ирак должен согласиться на безусловные и осуществляемые под международным надзором "уничтожение, удаление или приведение в негодность" его оружия массового поражения и баллистических ракет дальностью свыше 150 км. Резолюция появилась после того, как было доказано, что Ирак тайно приобрел ядерные материалы и технологии в нарушение Договора о нераспространении, участником которого он являлся. Эта Резолюция, точнее хроническое невыполнение Ираком ряда ее условий, в конечном итоге стали поводом для начала войны в 2003 году. Впоследствии стало очевидным, что Ирак не обладал оружием массового уничтожения.

1991 год . ЮАР присоединилась к Договору, как неядерное государство. Два года спустя, представители ЮАР признали, что их государство самостоятельно изготовило 6 ядерных зарядов.

1992 год . Независимые Беларусь, Казахстан и Украина подписали Лиссабонский протокол, заявив, что намерены присоединиться к Договору в качестве неядерных государств. К 1994 году этот процесс был завершен. Советские ядерные арсеналы, находившиеся на территории этих республик, были вывезены в Россию. В том же году к Договору присоединились Китай и Франция.

1993 году. Северная Корея приостановила свое членство в Договоре, а МАГАТЭ обвинила Пхеньян в несоблюдении статей Договора.

1995 год. Пять членов "ядерного клуба" пообещали не угрожать использовать ядерное оружие против неядерных государств, присоединившихся к Договору о нераспространении.

1998 год. Индия и Пакистан провели военные ядерные испытания и официально объявили об обладании ядерным оружием.

2003 год. Северная Корея объявила о выходе из Договора. МАГАТЭ впервые опубликовала доклад, в котором выражалась озабоченность направлением секретной ядерной программы Ирана. Ливия согласилась остановить все секретные программы разработки и производства оружия массового уничтожения, включая ядерное.

2005 год. Северная Корея пообещала отказаться от военных ядерных программ. МАГАТЭ передало иранское досье в Совет Безопасности ООН.

2006 год. Северная Корея произвела первые успешные испытания ядерного заряда.

2007 год. Северная Корея в очередной раз согласилась начать переговоры об уничтожении своих военных ядерных программ. 27 Июня 2008 Washington ProFile

Война с ядерным оружием. Доказательная база

Практически сразу после того, как на мировой авансцене появилось ядерное оружие, были предприняты попытки доказать, что само его существование бессмысленно и незаконно.

Логика сторонников тотального отказа от ядерного оружия следующая. По их мнению, наличие подобного оружия у небольшой группы государств само по себе нечестно, по отношению к другим странам. Многие неядерные государства, имеющие или имевшие ядерные амбиции, мотивировали свои попытки тем, что договор узаконил гегемонию великих держав, лишив более бедные или менее удачливые страны возможности противостоять их нажиму. Одним из механизмов сдерживания чрезмерных аппетитов великих держав, а также серьезным аргументом в переговорах они и считают ядерное оружие.

Само существование ядерных арсеналов периодически побуждает неядерные государства производить действия, направленные на получение "своей" атомной бомбы. Режим нераспространения ядерного оружия и технологий не способен защитить от этого: во-первых, потому что ядерной технологии уже более 60-ти лет, и многим специалистам прекрасно известно, как надо создавать бомбу, во-вторых, наличие подобных запретов не остановило четыре страны, которые получили в свое распоряжение ядерное оружие.

Ядерные державы традиционно рассматривали свои ядерные арсеналы в большей степени как средство политического сдерживания, а не как реальное боевое оружие. Ядерное оружие не является оружием в общепринятом смысле этого слова. Его применение несет опасность для всех участников конфликта. Его наличие не способно предотвратить войну или использование иных видов оружия массового уничтожения. Ядерное орудие - крайне дорогое удовольствие, которое, однако, не повышает уровень безопасности страны, им обладающей. Никакое международное соглашение не способно стопроцентно гарантировать, что ядерное оружие не будет применено: ядерный взрыв может стать результатом технической аварии, ошибки персонала или результатом действий террористов.

Последствия этого будут ужасающими: лишь за одну секунду ядерного взрыва выделяется энергии больше, чем за все время использования конвенционных вооружений. Особенностью ядерного оружия является неизбирательность: от него пострадает не только страна, участвующая в вооруженном конфликте, но и многие другие страны, а также бесчисленные будущие поколения.

На самом первом заседании Генеральной Ассамблеи ООН, состоявшейся в Лондоне 24 января 1946 года, была создана специальная комиссия, перед которой была поставлена следующая задача: предложение мер, которые способны привести "к изъятию из национальных арсеналов атомного оружия и всех иных видов вооружений, пригодных для массового уничтожения". Впоследствии, Генеральная Ассамблея неоднократно принимала подобные резолюции, призывая к отказу от ядерного оружия.

Договор о нераспространении ядерного оружия, который вступил в силу в 1970 году, также подразумевал, что его стратегической целью является уничтожение атомной бомбы. Статья 6 Договора гласит, что "каждый Участник настоящего Договора обязуется в духе доброй воли вести переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений в ближайшем будущем и ядерному разоружению, а также о договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем". В разгар Холодной войны, когда размеры ядерных арсеналов поражали воображение и могли многократно уничтожить планету, это положение выглядело несерьезно. Ситуация изменилась после распада СССР (1991 год) и прекращения ядерного противостояния между Востоком и Западом.

В 1994 году Генеральная Ассамблея ООН обратилась в Международный СудInternational Court of Justice (юридическое подразделение ООН, обладающее высшей юрисдикцией по общим вопросам международного права) с просьбой дать ответ на вопрос: "Допускает ли международное право угрозу применения ядерного оружия?". Любопытно, что за соответствующую резолюцию проголосовали далеко не все государства мира: "за" высказались 79 государств, "против" - 43 (включая, США, Россию, Великобританию и Францию), воздержались - 38 (включая пятого члена "ядерного клуба" - Китай). Представители еще 18-ти государств в голосовании участия не приняли.

Суть этого шага заключалась в следующем: неядерные государства подобным образом рассчитывали на то, чтобы лишить ядерное оружие его политического значения - считалось и считается по сей день, что в споре ядерной и неядерной страны лучшие козыри находятся на руках у ядерного государства. Этим рассуждением частично вдохновлялись идеологи ядерных программ Северной Кореи и Ирана.

В состав Международного Суда входили 15 юристов, специализирующихся на международном праве, они были отобраны не как представители своих государств и народов, а как специалисты в области юриспруденции. Каждый из них был одобрен на голосовании Генеральной Ассамблеи ООН. В состав суда, рассматривавшего этот вопрос, входили юристы из пяти "ядерных государств" (США, Россия, Великобритания, Франция, Китай), также были по трое судей из Европы и Африки, двое - из Азии, один - из Латинской Америки.

Суд рассматривал этот иск более полутора лет, вердикт был вынесен в 1996 году. Это время было потрачено на изучение последствий использования ядерного оружия, а также на анализ международного законодательства (включая законы и обычаи войны, содержащиеся в религиозных традициях). Международный Суд сформулировал свой вердикт в 105 параграфах. Он постановил, что не существует законодательных норм, которые бы разрешали бы угрожать применением ядерного оружия, и подобные угрозы должны считаться незаконными. Этот вывод был сделан на основе ряда заключений о сути войны и об уникальности ядерного оружия. К примеру, ядерное орудие способно приносить неоправданные страдания солдатам враждующих сторон; оно убивает и ранит не только комбатантов, но и мирное население; оно способно убивать граждан нейтральных государств (например, в результате радиоактивного заражения местности); оно не является "пропорциональным" ответом на атаку; оно способно нанести серьезный и долговременный ущерб окружающей среде; в результате его применения могут страдать многие поколения и пр.

Суд единогласно постановил, что "все государства мира должны вступить в необходимые переговоры с целью провести полное ядерное разоружение под строгим и эффективным международным контролем". Вердикт Международного Суда был признан большой победой борцов с ядерным оружием, однако непосредственного эффекта он не имел. Однако этот вердикт стал судебным прецедентом, ставшим составной частью международного права. 27 Июня 2008 Washington ProFile

Попытки уничтожения бомбы. Набор инициатив

Попытки полностью уничтожить ядерное оружие начали предприниматься буквально сразу после его появления. Некоторые подобные инициативы привели к серьезным подвижкам в мире. Однако их стратегическая цель - тотальный и окончательный отказ от атомной бомбы - достигнута не была.

План Баруха

Впервые ядерное оружие было испытано в США 16 июля 1945 года. Эта дата стала началом ядерного века. Три недели спустя, атомная бомба была сброшена на японский города Хиросима. С 1945 по 1949 год (успешные испытания советской атомной бомбы) США были единственной в мире державой, обладавшей наиболее мощным оружием в истории человечества. Тогда президент США Гарри ТрумэнHarry Truman считал атомную бомбу, скорее, средством устрашения, чем видом вооружений. В последующие десятилетия ситуация изменилась.

Одной из причин этого был провал первого проекта тотального запрещения ядерного оружия, вошедшего в историю под названием "План Баруха"Baruch Plan, названного по имени Бернарда БарухаBernard Baruch, который был назначен Трумэном представителем США в только что созданной Комиссии ООН по Ядерной Энергии. На первом заседании Комиссии, в июне 1946 года, этот план был оглашен. Он предусматривал, что все государства, проводящие исследования в ядерной сфере, должны обмениваться соответствующей информацией; все ядерные программы должны носить исключительно мирный характер; ядерное оружие и иные виды оружия массового уничтожения должны быть уничтожены - для выполнения этих задач требуется создать компетентные международные структуры, которые обязаны контролировать действия отдельных государств.

При этом США пошли ва-банк: они предложили отказаться от своего ядерного оружия при условии, что остальные государства примут на себя обязательство не производить его и согласятся создать адекватную систему контроля. План был отвергнут СССР. Советские представители объяснили это тем, что в ООН доминировали США и их союзники, следовательно, им было невозможно доверять. Поэтому СССР предложил, чтобы США уничтожили свои ядерные боеприпасы ДО того, как остальные страны создадут систему контроля - это предложение было отвергнуто Вашингтоном. В 1949 году на дипломатической конференции в Женеве СССР выступил с контрпредложением: он предложил объявить ядерное оружие вне закона. К тому времени Холодная война набирала обороты, и инициатива СССР также не нашла понимания. После краха "Плана Баруха" и советской инициативы в мире началась ядерная гонка, которая продолжается до сих пор.

Манифест Рассела-Эйнштейна

В 1955 году ведущие мировые СМИ получили сообщение, что в Лондоне будет оглашено сообщение чрезвычайной важности. 9 июля перед корреспондентами появился известный философ, математик и пацифист Бертран РасселBertrand Russell, который сообщил, что 11 известнейших ученых мира подписались под обращением к человечеству. В нем содержался призыв к миру и к отказу от ядерного оружия, поскольку ядерная война способна привести к гибели всего живого на планете: "Мы обращаемся как люди к людям. Вспомните о своем гуманизме и забудьте обо всем остальном". Это обращение вошло в историю под названием "Манифест Рассела-Эйнштейна"Russell-Einstein Manifesto.

Манифест подписали корифеи - из 11-ти подписантов только один не был обладателем Нобелевской премии. Среди них были ученые, чьи имена известны и полным профанам в науке, например, Альберт ЭйнштейнAlbert Einstein и Фредерик Жюлио-Кюри.

Инициатором принятия этого обращения был Джозеф РотблатJoseph Rotblat, физик, родившийся в Польше, и бежавший от нацистской оккупации сперва в Великобританию, а позже - в США. Он оказался единственным ученым, занятым в "Манхэттенском Проекте"Manhattan Project (сверхсекретный проект по созданию ядерного оружия), который прекратил работу над атомной бомбой по идейным причинам. Ротблат, при поддержке Рассела, и собрал эту "сборную" светил науки.

Любопытно, что авторы Манифеста предложили подписать его известнейшему германскому ученому Отто Хану, который отказался это сделать, поскольку сам работал над аналогичным обращением. Убежденный антикоммунист Хан также опасался, что Манифест будет использован СССР, поскольку Кюри и Рассел давно имели репутацию "друзей Советского Союза". Через шесть дней после появления Манифеста Рассела-Эйнштейна, на ежегодной встрече нобелевских лауреатов в городе Линдау (Германия) Хан огласил "Декларацию Майнау"Mainau Declaration, положения которой мало отличалась от изложенных в Манифесте.

Манифест и Декларация привели к тому, что в мире возникло мощное и весьма активное движение ученых против ядерной войны. В 1957 году в городке Пагуош (Канада) была образована новая организация - Пагуошская Конференция по Науке и Международным ОтношениямPugwash Conferences on Science and World Affairs, которая стала первой общественной структурой, которая начала вести борьбу за уменьшение ядерной угрозы. По стопам Пагуошской Конференции (в СССР более известна как "Пагуошское Движение") пошли сотни иных общественных организаций. Пагуошская Конференция сыграла важную роль в разработке и принятии многих международных соглашений в области разоружения и безопасности:

В 1995 году Джозеф Ротблат и Пагуошская Конференция получили Нобелевскую премию мира за "уменьшение роли, которую играет ядерное оружие в международных отношениях и, в долгосрочной перспективе, за уничтожение подобного оружия".

1990-е.

В 1990-е годы, после окончания Холодной войны, появилось достаточно много инициатив разного уровня и степени влияния, направленных на уничтожение ядерного оружия.

Канберрская Комиссия по Уничтожению Ядерного ОружияCanberra Commission on the Elimination of Nuclear Weapons была образована правительством Австралии в 1995 году. Активность Австралии (страна не обладает ядерным оружием, не имеет на своей территории АЭС, хотя и обладает колоссальными запасами урановых руд) объяснялась следующим образом: "ядерное оружие не признает государственных границ, поэтому активность обязаны проявлять абсолютно все страны, заинтересованные в своей безопасности". Перед Комиссией была поставлена задача разработки конкретных шагов, которые способны привести к уничтожению ядерных арсеналов. Комиссия привлекла к сотрудничеству многих известных специалистов, она продолжает свою работу по сей день, проводит научные конференции и публикует интересные исследования, однако конкретных результатов не добилась.

В 1996 году большое внимание привлекла инициатива отставных американских генералов - Ли БатлераLee Butler и Эндрю ГудпастераAndrew Goodpaster. Этих людей сложно было назвать убежденными пацифистами, ничего не понимающими в ядерных делах. До ухода в отставку Батлер возглавлял Стратегическое Командование СШАUnited States Strategic Command, то есть, командовал всеми стратегическими и тактическими ядерными зарядами морского и воздушного базирования. Гудпастер был главнокомандующим войсками НАТОNorth Atlantic Treaty Organization, после чего возглавлял прославленную академию Армии США в Вест-ПойнтеUnited States Military Academy.

Батлер и Гудпастер разработали план, согласно которому все ядерные государства должны были провести кардинальные сокращения своих ядерных арсеналов, а в перспективе и полностью отказаться от них. Лидерами этого процесса должны были стать США и Россия, которые должны были оставить в своем распоряжении по 100-200 ядерных зарядов. В рамках этого процесса требовалось отработать схему взаимного контроля. Батлер и Гудпастер предупреждали об опасности ядерного терроризма (тогда эта угроза не считалась столь серьезной, как сегодня) и случайного взрыва (например, в результате ошибки компьютера). Генералы также доказывали, что с военной точки зрения ядерное оружие перестало представлять ценность.

Генералы подчеркивали, что их идея отнюдь не нова для истэблишмента США. Так, они часто припоминали слова президента Дуайта ЭйзенхауэраDwight Eisenhower (возглавлял США в 1953- 1961 годы): "Ядерное оружие - это единственная вещь, способная уничтожить Соединенные Штаты". Впоследствии лидеры США неоднократно призывали к тотальному ядерному разоружению. Президенту Джону КеннедиJohn Kennedy принадлежит авторство следующей фразы:"Мир не должен быть тюрьмой, в которой человечество ожидает своей казни". Рональд РейганRonald Reagan также мечтал об "исчезновении ядерного оружия с лица Земли". Как известно, в 1985 году Рейган и советский лидер Михаил Горбачев сделали совместное заявление, продекларировав, что ядерную войну невозможно выиграть.

В 1998 году была сформирована группа "Коалиция Новой Программы"New Agenda Coalition, которую учредили Бразилия, Египет, Ирландия, Мексика, Новая Зеландия, Словения, ЮАР и Швеция. Ранее ЮАР и, предположительно, Бразилия создали свои атомные бомбы, но отказались от них, у Швеции и Египта имелись свои военные ядерные программы. Эти страны выпустили несколько деклараций, призывающих к отказу от ядерных вооружений, и успешно действовали на дипломатическом фронте, убедив многие ядерные государства в необходимости перемен.

"Коалиция" настаивала на том, чтобы государства с ядерным оружием однозначно признали, что их стратегической целью должно быть полное уничтожение своих ядерных арсеналов. В рамках этого Коалиция предлагала, чтобы ранее проведенные сокращения ядерных арсеналов были признаны постоянными (то есть, государство, которое ранее согласилось на определенные лимиты своей ядерной мощи не имело бы возможности взять свои слова назад и вновь начать увеличивать ее), чтобы ядерные силы постоянно не находились в состоянии повышенной боевой готовности (это должно снизить риск начала "случайно" ядерной войны), чтобы были использованы более эффективные методы международного контроля над ядерными арсеналами и пр.

Письмо четырех

В 2007 году влиятельная газета Wall Street Journal опубликовала открытое письмо, под которым стояли подписи двух бывших госсекретарей США - Джорджа ШульцаGeorge Shultz и Генри КиссинджераHenry Kissinger и бывшего министра обороны США Уильяма ПерриWilliam Perry и бывшего сенатора Сэма НаннаSam Nunn (соавтор знаменитой программы "Нанна-Лугара"). Авторы "письма четырех" призвали сократить зависимость от ядерного оружия и потенциально полностью отказаться от него. Четверка утверждала, что эту идею поддерживает большое число видных представителей истэблишмента США, включая людей, которые занимаются политическим и военным планированием. Многие из сторонников идей, изложенных в письме, сами принимали участие в наращивании ядерных арсеналов в период Холодной войны.

"Письмо четырех" появилось в момент, когда антиядерные настроения значительно усилились. В июле 2007 года опрос Simons Foundation показал, что более 82% американцев выступают за тотальное уничтожения ядерного оружия, лишь 3% поддерживают разработку новых видов ядерных вооружений. В конце 2007 года в США и России было проведено исследование Программы Оценок Международной ПолитикиProgram on International Policy Attitudes (действует в составе Университета МэрилендаUniversity of Maryland). Как оказалось, большинство американцев и россиян считают, что ядерные силы их государств не должны находиться в режиме повышенной боевой готовности, что размеры ядерных арсеналов следует серьезно сократить, а производство оружейного урана и плутония - серьезно ограничить. В перспективе, жители обеих стран предпочли бы полностью уничтожить ядерное оружие: 73% жителей США и 63% россиян поддержали бы тотальное уничтожение и запрещение ядерного оружия. 27 Июня 2008 Washington ProFile

Ядерный мир. Коллекция фактов

Точное количество ядерных вооружений и боеприпасов, находящихся в мировых арсеналах, неизвестно. Общепринята, пожалуй, лишь одна цифра. Совокупная мощность ядерного оружия ныне составляет 5 тыс. мегатонн - примерно 1 тонна на каждого жителя планеты.

Ядерное оружие начали производить в 1945 году. С тех пор было изготовлено более 128 тысяч зарядов, из них около 55% пришлись на долю США, 43% - на долю СССР (России).

По данным Федерации Американских УченыхFederation of American Scientists, в 2007 году в мире насчитывалось 26 854 ядерных зарядов, однако в состоянии боеготовности находится примерно половина из них. Остальные находятся в хранилищах. Самым большим ядерным арсеналом обладает Россия (16 тыс.), у США - 10 104 зарядов, у Франции - 350, у Великобритании и Китая - по 200.

По данным Стокгольмского Международного Института Исследований МираStockholm International Peace Research Institute, в конце 2007 года Россия обладала 8 232 единицами ядерного оружия, США - 7068, Китай - 402, Франция - 348, Великобритания - 185 .

По данным ЦРУCIA, ядерный арсенал США составляет 12 070 боеголовок, России - 18 тыс., Великобритании - около 400, Франции - около 510, Китая - около 425.

Исследовательская организация Совет по Защите Природных РесурсовNatural Resource Defense Council оперирует иными цифрами: Россия - 16 тыс. единиц, США - 10.1 тыс., Китай - 200, Франция -350, Великобритания - 200.

Центр Оборонной ИнформацииCenter for Defense Information приводит иную статистику: США - 10 656 боеголовок, Россия - около 10 тыс., Китай - 400, Франция - 350, Великобритания - 185.

Еще меньше достоверных данных о ядерных арсеналах стран, официально не принадлежащих к "ядерному клубу": Индии, Пакистану, Израилю и Северной Корее. Данные об их арсеналах основаны исключительно на предположениях. К примеру, Центр Оборонной Информации считает, что у Индии может быть более 60-ти зарядов, у Пакистана - 15-25, у Северной Кореи - 2-5, у Израиля - 200.

Военная Разведка СШАDefense Intelligence Agency оперирует иными цифрами: Индия - около 70, Пакистан - около 40, Северная Корея - около 10, Израиль - 60-85.

По данным Ассоциации по Контролю над ВооружениямиArms Control Association, ядерный расклад может выглядеть следующим образом: Индия - 60-250, Пакистан - 10-150, Северная Корея - 4-10, Израиль - около 100.

В любом случае, ныне на долю России и США приходится примерно 97% всех запасов ядерных зарядов мира. Однако главная угроза начала ядерной войны исходит от обладателей малых и сверхмалых ядерных арсеналов, на долю которых приходится не более, чем 3% мирового ядерного арсенала. Беспокойство вызывает не столько вероятность использования атомной бомбы самими этими государствами, что тоже возможно, сколько шанс попадания ядерного оружия в руки террористических организаций.

Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ)International Atomic Energy Agency считает, что запасами высокообогащенного урана обладают 43 государства мира (в том числе, 28 - развивающихся), плутония - 12 стран (существуют также серьезные подозрения о наличии запасов плутония еще у трех государств).В 71 государстве мира существуют более 900 лабораторий и предприятий, использующих радиоактивные и ядерные материалы, которые могут быть использованы в качестве базиса для военных ядерных программ.Эти объекты контролируют 250 международных инспекторов.

Для создания атомной бомбы мощностью, равной той, которая была в 1945 году сброшена на Нагасаки, необходимо 8 кг плутония (плутоний-239) или 25 кг высокообогащенного урана (уран-235). Однако в современных ядерных зарядах используется намного меньше плутония и урана (Министерство Энергетики СШАDepartment of Energy утверждает, что для этого достаточно 4 кг плутония или урана-233, или 12 кг урана-235).

В современных ядерных зарядах обычно применяются уран и плутоний вместе. Для сравнения: бомба, сброшенная на Хиросиму, несла 64 кг урана, а бомба, сброшенная на Нагасаки - 6.3 кг плутония. Уран и плутоний - не единственные радиоактивные материалы, которые можно использовать для создания ядерного оружия. К примеру, по предварительным оценкам (подобные эксперименты проводила, например, Франция), для создания ядерного заряда возможно использовать 73 кг нептуния-237 или 60 кг америция-241.

Мировые запасы плутония оружейного качества составляют примерно 500 тонн. Большей частью он находится в распоряжении государств, входящих в "ядерных клуб". Однако подобные материалы есть также у Японии, Бельгии и Швейцарии. США, Россия, Великобритания и Китай в последние годы сообщали об остановке производства оружейного плутония.

Взрыв атомного заряда, изготовленного из 40 кг высокообогащенного урана, эквивалентен взрыву 15 тыс. тонн тротила. Его взрыв в центре крупного города способен вызвать мгновенную гибель 20 тыс. человек и смерть еще 120 тыс. человек втечение ближайших дней. Стоимость спасательных работ, дезактивации, вывоза мусора и т.д. составит примерно $50 млрд.

По прогнозу Калифорнийского Технологического ИнститутаCalifornia Institute of Technology, использование во взрывном устройстве одного грамма изотопа урана может вызвать радиоактивноезаражение 1 кв. мили (2.6 кв.км.) территории. При этом серьезно возрастает риск приобретения онкологических заболеваний для 100 тыс. человек. 27 Июня 2008 Washington ProFile


Больше новостей в Telegram-канале . Подписывайся!

1 июля 2018 года исполнится 50 лет со дня открытия для подписания Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который вступил в силу 5 марта 1970 года после сдачи на хранение ратификационных грамот тремя государствами-депозитариями (СССР, США и Великобританией), а также 40 другими странами.

На сегодняшний день ДНЯО объединяет едва ли не рекордное для международных соглашений число стран. Договор подписали и ввели в действие 191 государство-участник (на одно больше лишь в Конвенции о запрещении химоружия). За рамками ДНЯО остаются только Индия, Пакистан, Израиль и недавно получивший независимость Южный Судан. КНДР, которая не выполнила должным образом требования о выходе из договора, рассматривается многими, включая Россию, в качестве его участника.

50-летний юбилей - важный и ответственный рубеж для ДНЯО и всего режима нераспространения ядерного оружия, который переживает сейчас не самые лучшие времена. За полвека противоречия между ядерными и неядерными государствами заметно усилились. Вместо поиска точек соприкосновения в рамках договора отдельные его вопросы выносятся на альтернативные площадки. Создаются новые параллельные режимы с ограниченным числом участников, вступающие в правовую коллизию с ДНЯО и другими существующими международно-правовыми механизмами в этой области. Происходящие процессы вызывают серьезную обеспокоенность у России, которая является одним из инициаторов и депозитариев ДНЯО, а потому чувствует особую ответственность за его судьбу.

В последнее время все чаще со стороны неядерных стран звучат упреки в якобы дискриминационном характере ДНЯО. Договор, мол, закрепил за «пятеркой» государств привилегированное право на обладание ядерным оружием, в то время как остальные страны должны были присоединиться к нему в качестве неядерных. Здесь необходимо напомнить, что, в соответствии с ДНЯО, государствами, обладающими ядерным оружием, считаются те, кто произвел и взорвал ядерное оружие или другое ядерное взрывное устройство до 1 января 1967 года. Таковых пять - Россия, США, Китай, Великобритания и Франция. Со статусом ядерной «пятерки» согласились все, кто присоединился к ДНЯО. Каждое государство принимало решение о вступлении в договор добровольно и осознанно. И спустя годы говорить о его дискриминационном характере, забывая о подлинной цели ДНЯО, совершенно неуместно.

Главная задача договора состояла и состоит в том, чтобы предотвратить дальнейшее распространение ядерного оружия. И хотя полностью избежать появления новых ядерных государств не удалось, договор в целом с ней справился. По экспертным оценкам, не будь ДНЯО, ядерным оружием могли бы обзавестись 40-50 государств. После его заключения целый ряд стран, имевших ядерное оружие либо стремившихся его получить, приняли решение отказаться от этого. С опорой на ДНЯО после распада СССР была осуществлена беспрецедентная по масштабам акция по выводу ядерного оружия из Казахстана, Украины и Белоруссии.

Как любой договор международного масштаба, ДНЯО является результатом многочисленных компромиссов между участвовавшими в его разработке государствами. Как известно, сначала СССР и США, невзирая на атмосферу холодной войны, смогли прийти к единству по центральным статьям договора об обязательствах государств, обладающих и не обладающих ядерным оружием. Затем остальные его положения были согласованы в рамках женевского Комитета 18 государств по разоружению. Баланс интересов, на которых держится ДНЯО, очень хрупок, и любые радикальные инициативы могут оказаться губительными для него.

Несмотря на солидный возраст, договор ни в коей мере не утратил актуальности и полностью соответствует поставленным при его заключении целям, отвечая на вызовы и угрозы в области ядерного нераспространения. Это неоднократно подтверждалось результатами обзорных процессов и проводимыми раз в пять лет конференциями по рассмотрению действия договора. ДНЯО - это не просто набор постулатов, обязательств и общих требований. Речь идет о целой системе весьма эффективных норм и механизмов, которые приводят его в действие и в совокупности составляют режим нераспространения ядерного оружия. Ее опорным элементом являются гарантии МАГАТЭ.

Региональным подкреплением ДНЯО служат зоны, свободные от ядерного оружия, которые на сегодняшний день объединяют более половины государств мира. Режим ядерного нераспространения постоянно развивается и адаптируется к появлению новых угроз. Иными словами, ДНЯО никогда не был застывшей формой, ему свойственна большая внутренняя динамика. При этом стоит подчеркнуть, что обязательства по договору носят индивидуальный характер, то есть ответственность за его осуществление несет каждая страна, поставившая под ним свою подпись.

ДНЯО, как следует из его названия, - это прежде всего договор о нераспространении. В этом его основные суть и смысл. В его основе лежит выверенный баланс интересов самых различных государств. Те страны, которые вошли в категорию «неядерных», были заинтересованы не только в поддержании мира и безопасности. Они стремились к тому, чтобы новый договор гарантировал их права на доступ к благам мирного атома, поскольку собственных технических возможностей осваивать и развивать его у них на тот момент не было. Кроме того, в договоре была предпринята попытка прочертить вектор движения по разоруженческому треку.

Залогом успешного функционирования договора в течение многих лет считался сбалансированный подход к трем его ключевым составляющим: ядерное нераспространение, ядерное разоружение и мирное использование атомной энергии. Этот баланс, к сожалению, оказался нарушенным. Первоочередное внимание в рамках обзорных циклов ДНЯО стало уделяться разоруженческим аспектам, а вопросы нераспространения и мирной атомной энергетики отошли на второй план. Это, по оценке российской стороны, создает не вполне здоровую обстановку. Дальнейшее усиление такого дисбаланса никоим образом не способствует укреплению режима, основанного на ДНЯО, и не в интересах его государств-участников, учитывая, что накал страстей и постоянное муссирование внутренних противоречий в рамках договора не делает наш мир безопаснее.

Сейчас мы находимся примерно в середине очередного пятилетнего обзорного цикла ДНЯО, который должен завершиться в 2020 году десятой Конференцией по рассмотрению действия договора. Как известно, предыдущая Обзорная конференция 2015 года завершилась без принятия итогового документа. Государства-участники были тогда близки к тому, чтобы такой документ появился. Его принятие было сорвано США, Великобританией и Канадой, которые нарушили консенсус из-за несогласия с его ближневосточным разделом, в основу которого были положены получившие широчайшую поддержку российские предложения по модальностям созыва Конференции по созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения (ЗСОМУ). Особый цинизм решению Вашингтона и Лондона придало то обстоятельство, что они вместе с Россией являются соавторами принятого в 1995 году в рамках ДНЯО решения о необходимости создания такой зоны и потому несут особую ответственность за его выполнение.

Эта история при всем ее скандальном характере еще раз высветила фундаментальный вопрос о том, что сегодня является объективным мерилом эффективности договора и стоит ли считать отсутствие итогового документа свидетельством не только безответственной политики отдельных государств-участников, но и - в более широком плане - внутреннего кризиса в ДНЯО. На этот счет существуют разные точки зрения. До 1995 года решения обзорных конференций носили утилитарный смысл. От них зависело, продолжит ли договор действовать в следующие пять лет.

Вместе с тем на Обзорной конференции по ДНЯО 1995 года было найдено стратегическое решение - о бессрочном продлении договора. Напряжение спало. Международное сообщество сделало однозначный выбор в пользу ядерного нераспространения, придало соответствующему режиму постоянный характер, предсказуемость и устойчивость, защитило ДНЯО от влияния перемен в политических настроениях и конъюнктуре. Так что обзорный процесс в рамках ДНЯО утратил былое предназначение. Его основная задача сегодня в буквальном смысле состоит в рассмотрении действия договора, то есть мониторинге за функционированием его механизмов. Так что принятие итоговых документов весьма желательно, но оно само по себе не может быть самоцелью. Положения ДНЯО от этого не утрачивают своего значения.

Тем не менее подобный взгляд на вещи не всех устраивает. Прежде всего тех, кто рассматривает ДНЯО как «большую сделку 1968 года», по условиям которой в обмен на присоединение к глобальному режиму ядерного нераспространения так называемые неядерные страны получают неограниченный доступ к ядерным технологиям развитых в этом отношении стран (желательно на безвозмездной основе), а также гарантии со стороны стран, обладающих ядерным оружием, по скорейшему отказу от своих стратегических арсеналов. Подобный узкий и эгоистичный взгляд на ДНЯО - не редкость. Именно он порождает чувство неудовлетворенности у ряда стран и побуждает их настаивать на согласовании в рамках обзоров ДНЯО далекоидущих, зачастую заведомо невыполнимых решений в сфере ядерного разоружения.

Рассчитывать на преодоление противоречий между двумя изложенными выше подходами, по крайней мере в обозримом будущем, к сожалению, не приходится.

Разочарование результатами Обзорной конференции 2015 года, прежде всего отсутствием новых конкретных мер в сфере ядерного разоружения, подтолкнуло антиядерных радикалов к форсированному продвижению Договора о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО), который был согласован и открыт для подписания в 2017 году. При всем уважении к тем, кто выступает за скорейший отказ от ядерного оружия, руководствуясь благородной целью создания мира, свободного от ядерного оружия, к задаче ядерного разоружения необходимо подходить более трезво и реалистично. Сокращение ядерных арсеналов происходит не в вакууме, а в условиях нарастающей политической непредсказуемости и обострения конфликтов. В нынешних условиях ставить вопрос о полном отказе от ядерных арсеналов - несерьезно и даже безответственно. При реализации такого сценария вся конструкция международной безопасности может, как минимум, сильно пошатнуться и последствия этого будут пагубными.

Полная ликвидация ядерного оружия - это крайне непростая, а потому долгосрочная цель. Двигаться к ней можно лишь поэтапно. Работа в этом направлении должна строиться с учетом интересов стратегической стабильности. Безопасность одних стран не может обеспечиваться за счет ущемления безопасности других, в том числе, разумеется, и тех, кто на законных основаниях обладает ядерным оружием.

В России исходят из незыблемости положений статьи VI ДНЯО в ее взаимосвязи с соответствующими частями преамбулы договора. Их суть: прекращение производства ядерного оружия, уничтожение всех существующих его запасов и исключение ядерного оружия и средств его доставки из национальных арсеналов не могут обеспечиваться в отрыве от усилий по заключению Договора о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем. Важно не забывать об этом, если действительно проявлять заботу о поддержании мира, международной безопасности и стабильности.

Что касается практических шагов в сфере ядерного разоружения, то Россия за последние 30 лет внесла колоссальный вклад в продвижение к безъядерному миру, сократив на 85% размеры своего ядерного потенциала. Помимо тех шагов, которые были осуществлены во исполнение двусторонних договоренностей с США, Россия предприняла в одностороннем порядке целый ряд других важных мер. В частности, в четыре раза сокращено количество нестратегических ядерных вооружений. В России перевели такое оружие в категорию неразвернутого, сосредоточив его исключительно в пределах национальной территории на централизованных базах хранения, где обеспечивается должный режим безопасности.

В российской Военной доктрине значительно понижены роль и место ядерного оружия. Гипотетическая возможность его применения ограничена двумя исключительными случаями: нападением на Россию и ее союзников с применением ОМУ и ситуацией, когда в результате агрессии против нашей страны с применением обычных вооружений под угрозу поставлено само существование государства. То есть речь идет о положениях сугубо оборонительной направленности. Кроме того, в Военной доктрине появилось понятие «неядерное сдерживание», что отражает снижение роли российских сил ядерного сдерживания в деле обеспечения национальной безопасности.

Помимо ядерного разоружения, в ходе текущего обзорного цикла договора и непосредственно Обзорной конференции 2020 года острой будет оставаться также проблематика ЗСОМУ на Ближнем Востоке.

Что касается создания ЗСОМУ, то к середине нынешнего обзорного цикла договора мы подошли с нулевым результатом на этом направлении. Но и расчеты отдельных государств на то, что данная проблематика «тихо» сойдет с международной повестки дня, безосновательны. Для большинства ближневосточных стран создание ЗСОМУ в регионе является вопросом обеспечения их национальной и региональной безопасности. Они рассматривают его в качестве основной темы в рамках обзорного процесса ДНЯО. Поэтому уйти от разговора по ЗСОМУ не удастся.

Созыв Конференции по ЗСОМУ остается актуальной и реально достижимой задачей в контексте выполнения резолюции 1995 года по Ближнему Востоку. Нельзя и дальше мешкать с подготовкой этого мероприятия, включая согласование всех его организационных модальностей и содержательных аспектов. Хорошей основой для выхода на соответствующие решения в ходе Обзорной конференции 2020 года по ДНЯО могли бы послужить представленные Россией в ходе первой сессии Подготовительного комитета Обзорной конференции по ДНЯО в 2017 году предложения о выстраивании работы по созыву Конференции по ЗСОМУ, которые нашли широкую поддержку среди участников договора.

Еще одним масштабным вызовом режиму ядерного нераспространения стали одиозные идеи США по «усовершенствованию» Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы (СВПД). На самом деле СВПД не нуждается в «перекройке» и «улучшениях» задним числом. Требуется лишь его добросовестное выполнение всеми участниками договоренности без исключения. Pacta sunt servanda - основополагающий принцип международного права. Потворство вольному обращению отдельных стран с международными соглашениями, включая одностороннюю корректировку своих переставших быть «удобными» обязательств, способно привести к самым тяжелым последствиям для всего режима нераспространения. Намерения и действия США уже сейчас спровоцировали новую волну спекуляций на тему жизнеспособности ДНЯО в силу недоговороспособности его отдельных участников. А ведь СВПД практически единодушно был признан мировым сообществом ключевым достижением в области нераспространения ОМУ за последние годы и получил полную поддержку со стороны СБ ООН. План действий отвечает интересам безопасности как региона Ближнего Востока, так и всего мира.

Предусмотренные СВПД меры (включая механизмы обмена информацией, верификации и контроля) носят беспрецедентный характер и дают надежную гарантию исключительно мирного характера ядерной программы Тегерана.

Сложившаяся по вине США ситуация вокруг СВПД грозит отодвинуть перспективу политико-дипломатического урегулирования на Корейском полуострове. В Пхеньяне при принятии решений наверняка будут учитывать, что любые договоренности с США могут быть нарушены в любой момент без всяких на то оснований.

Подводя итог сказанному, хотелось бы отметить, что залогом сохранения ДНЯО должны служить бережное обращение с договором, ответственное отношение к заложенному в него балансу интересов, осмотрительность в предпринимаемых действиях в отношении других договоренностей в данной сфере и выполнение всех соглашений, которые разрабатывались с опорой на этот международно-правовой инструмент.

Надо надеяться, что у всех участников ДНЯО хватит мудрости и ответственности, чтобы обеспечить целостность и незыблемость режима ядерного нераспространения.



Читайте также: