Интересные факты. Самые известные путешественники и их открытия

04.02.2016

Атлантический океан, названный так в честь мифологического героя Атланта, не менял своего имени с древнейших времен. До 17 века его части носили разные названия (Западный океан, Северное и Внешнее моря), однако название основной акватории встречалось еще в V в. до н. э. в работах древнегреческого историка Геродота.

Атлантический океан образовался 200-250 млн. лет назад, в мезозойскую эру, когда на две части (северную - Лавразию и южную - Гондвану) раскололся древний суперконтинент Пангея. Новые материки двигались в противоположных направлениях, а затем, около 200 млн. лет назад, Гондвана начала раскалываться на Африку и Южную Америку - образовалась Южная Атлантика. В меловое время (150 млн. лет назад) раскололась Лавразия, Северная Америка и Евразия начали удаляться друг от друга. Движение тектонических плит, а с ним и расширение Атлантического океана, продолжается до сих пор - со скоростью 2-3 см в год.

Побережья Атлантики были заселены с древнейших времен, так что с развитием мореплавания вдоль них активно ходили различные суда. Считается, что еще за 4 тыс. лет до нашей эры финикийцы по морю вели торговлю с греками. Они же плавали вокруг Пиренейского полуострова и Африканского континента. Древние греки в VI веке до н.э. достигали на кораблях Балтийского моря, берегов Британии и Скандинавии. Однако об этих событиях письменные источники свидетельствуют не слишком надежно.

Достоверно известными первооткрывателями и исследователями акватории Атлантического океана считаются викинги, которые в X-XI веках переплывали Атлантику, открыли Гренландию и достигли побережья Северной Америки в районе полуострова Лабрадор. Интенсивное освоение морских путей через Атлантику началось в XV веке. Сначала португальцы изучили западное побережье Африки. Экспедиция Бартоломеу Диаша обогнула материк с юга в 1488 году, а в 1492 году, пытаясь найти более короткий путь в Индию, Христофор Колумб пересек океан с востока на запад. Он открыл часть островов Карибского бассейна и материк, названный впоследствии Америкой.

После этого интенсивность мореходства в акватории Атлантического океана резко возросла. В 1519 году за два месяца океан был пересечен (от Португалии до Бразилии) кораблями первой кругосветной экспедиции, которой руководил Фернан Магеллан. С XVI века корабли Испании и Португалии регулярно плавали из Европы в Америку, перевозя оружие, золото, сахар, какао, рабов и другие товары. Ценные грузы привлекали пиратов, так что их промысел поистине расцвел здесь в XVI-XVII веках. Однако технический прогресс того времени и стремление к знаниям позволили изучать океан не только как дорогу, соединяющую континенты.

Известно, что уже в XVI веке были измерены расстояния между восточным и западным побережьями, определены глубины, открыты и описаны некоторые течения. В частности, Гольфстрим и Северное Пассатное - у берегов Европы, Бразильское и Гвианское - в Америке. Первая батиметрическая карта океана была издана в Испании в 1529 году. В XIX веке на карты была нанесена и южная граница Атлантического океана - Антарктида. Ее открыли в 1819-1821 годах русские мореплаватели Беллинсгаузен и Лазарев, руководившие антарктической экспедицией.

Многие мореплаватели в ходе путешествий собирали информацию о водах и дне океана. Среди них - Джеймс Кук и Иван Крузенштерн. Начиная с XIX века в Атлантическом океане стали работать специальные экспедиции, которые снаряжались туда именно для океанографических исследований. Первая крупная научная экспедиция состоялась в 1872-1876 годах на корвете «Челленджер». Инициатором выступило британское Королевское Научное Общество. В ходе исследований было набрано огромное количество материалов, легших в основу всей современной океанографии.

В XX веке исследования акватории Атлантического океана продолжались британскими, американскими, немецкими и советскими учеными. В последние десятилетия для этих целей использовались и спутниковые наблюдения.

Первые плавания через океаны были наиболее впечатляющими ввиду огромных трудностей и тягот, с которыми сталкивались капитаны и экипажи их кораблей. Корабли были тесными, неудобными, грязными, хранить еду свежей было негде. Цинга, заболевание, вызванное недостатком витамина С, представляла серьезную проблему. В конце XV в. Васко да Гама потерял две трети экипажа во время плавания к Индии. Цингу можно предотвратить, питаясь свежими фруктами, и капитан Кук не потерял ни одного человека во время второго кругосветного плавания в 1772 г., обеспечив здоровую диету для своей команды. Еще одной проблемой были чрезвычайно ограниченные возможности навигационных приборов. Полинезийцы определяли близость суши по цвету моря, облакам, появлению птиц или просто по запаху. В Европе методы вычисления широты (расстояния от Северного полюса) были доступны еще в 1480-х гг., но определение долготы (расстояние к востоку или к западу) вызывало затруднения вплоть до XVIII в. С тех пор, как маршруты через океаны проложены, отважным мореплавателям приходится искать других приключений, повторяя маршруты древних путешественников, - например, совершив плавание на «Кон-Тики» или в одиночку на яхте.

Колумб

В 1492 г. Христофор Колумб отплыл из Испании, отчаявшись получить в Португалии средства, необходимые для своей экспедиции. На флагманском корабле «Сажа-Мария» и двух кораблях поменьше с экипажем в 120 человек Колумб пересек Атлантический океан, надеясь отыскать более короткий путь в Азию и дать испанцам преимущество перед португальцами, которые достигали Азии, огибая Африку. Суда Колумба побывали у берегов Багамских островов, а затем у берегов Кубы и Гаити. Во время последующих путешествий Колумб открыл множество других островов Карибского моря, а также берега Центральной и Южной Америки. После смерти Колумба другие исследователи продолжали изучать Новый Свет. В их числе был и Америго Веспуччи, именем которого названа Америка.

Чтобы проверить теорию о том, что жители Полинезии происходят из Южной Америки и пересекли на бальзовых плотах. Тур Хейердал попытался совершить такое же плавание на плоту «Кон-Тики». Несмотря на то что он успешно преодолел 4000 миль, антропологи и историки доказали позже, что полинезийцы происходят от народов Юго-Восточной Азии.

Навигация

Искусство навигации имеет огромное значение для плавания по океану (см. статью « «). Греки изобрели различные приборы, в том числе астролябию, помогающую ориентироваться по звездам. Использование магнитного компаса широко распространилось в XII в. Пользуясь картами, моряки могли определять направление в открытом море. Широту можно вычислить, измеряя угол подъема солнца или звезд над горизонтом с помощью секстанта. Изобретение в 1735 г. хронометра позволило знать точное время на борту корабля, чтобы измерять расстояние от Гринвичского меридиана (Англия) и таким образом определять долготу.

«Дух Сент-Луиса»

Для первых аэропланов океаны представляли такую же преграду, как и для других транспортных средств. Американец Чарльз Линдберг был первым человеком, в одиночку перелетевшим через Атлантический океан без промежуточных посадок. Моноплан с высоко расположенным крылом и одним двигателем был построен специально для полета всего за 60 дней. Линдберг сам помогал собирать первые узлы. Аэроплан получил название «Дух Сент-Луиса» — в честь города, который финансировал этот проект. Линдберг выбрал один двигатель, поскольку хотел свести до минимума число возможных механических поломок. Чтобы облегчить вес, он не взял с собой ни передатчика, ни парашюта — только сандвичи и термос с кофе. В 1927 г. он успешно совершил перелет из Нью-Йорка в Париж за 33 ч 30 мин и завоевал приз — 25 тыс. долларов. Сегодня трансатлантические рейсы занимают около семи часов, а сверхзвуковой «Конкорд» затрачивает на перелет всего три часа

Плавания капитана Кука

Англичанин Джеймс Кук предпринял три плавания вокруг земного шара в 1768-1779гг. Он пользовался новыми навигационными приборами, созданными XVII в., чтобы составить карты побережья Папуа-Новой Гвинеи, Новой Зеландии и Восточной Австралии. Он открыл много островов в северной и южной части Тихого океана, пересекал Северный и Южный полярные круги. Последнее плавание с целью поиска северо-западного прохода близ Ванкувера оказалось неудачным. На обратном пути Кук сделал стоянку у Гавайских островов, открытых ранее. К ужасу товарищей и экипажа, Кук был убит в неожиданно вспыхнувшей схватке с местными жителями.

Одинокий яхтсмен

Джошуа Слокум стал первым человеком, который в одиночку совершил кругосветное плавание на парусном судне. Он покинул Новую Шотландию на маленькой деревянной яхте «Спрей» в 1895 г и вернулся в тот же порт в 1898 г. Плавать в одиночку он продолжал до 1909 г, когда бесследно исчез вместе ссудном.

Китайский флотоводец XV в. Чжэн Хэ был одним из первых исследователей океана. Он возглавил плавание на джонке от берегов Китая на запад, к Красному морю, к Восточной Африке и на юг, к Индонезии. Океанские джонки его времени были больше любых судов, которые строились тогда в странах Запада.

Джеймс Кук является одним из величайших первооткрывателей XVIII века. Человек, возглавивший целых три кругосветных экспедиции, открывший множество новых земель и островов, опытный мореплаватель, исследователь и картограф - вот кто такой Джеймс Кук. Кратко о его путешествиях читайте в данной статье.

Детство и юность

Будущий мореплаватель родился 27 октября 1728 г. в селении Мартон (Англия). Отец его был небогатым фермером. Со временем семейство перебралось в селение Грейт-Айтон, где Джеймс Кук получил образование в местной школе. Так как семья была бедной, родители Джеймса были вынуждены отдать его в подмастерья лавочнику, который жил в маленьком приморском городке Стейтесе.

Будучи 18-летним юношей, Джеймс Кук, биография которого рассказывает о нем, как о человеке трудолюбивом и целеустремленном, оставил работу у лавочника и нанялся юнгой на угольное судно. Так началась его карьера моряка. Судно, на котором он выходил в море в течение первых нескольких лет, в основном курсировало между Лондоном и английским Также он успел побывать в Ирландии, Норвегии и на Балтике, а практически все свое свободное время посвящал самообразованию, интересуясь такими науками, как математика, навигация, астрономия и география. Джеймс Кук, которому предлагали высокую должность на одном из кораблей торговой компании, предпочел завербоваться рядовым матросом в военно-морской флот Великобритании. В дальнейшем он принял участие в Семилетней войне, а по ее окончании зарекомендовал себя в качестве опытного картографа и топографа.

Первое кругосветное путешествие

В 1766 г. Британское Адмиралтейство приняло решение направить в Тихий океан научную экспедицию, целью которой были различные наблюдения за космическими телами, а также некоторые вычисления. Кроме того, следовало изучить побережье Новой Зеландии, открытой Тасманом еще в 1642 г. Руководителем плавания был назначен Джеймс Кук. Биография его, впрочем, содержит не одно путешествие, в котором он играл главенствующую роль.

Джеймс Кук отплыл из Плимута в августе 1768 г. Корабль экспедиции пересек Атлантику, обогнул Южную Америку и вышел в Тихий океан. Астрономическое задание было выполнено на острове Таити 3 июня 1769 г., после чего Кук направил корабли в юго-западном направлении и через четыре месяца достиг Новой Зеландии, побережье которой он досконально исследовал, прежде чем продолжить путешествие. Далее он поплыл в сторону Австралии и, обнаружив который на тот момент не был известен европейцам, обогнул ее с севера и 11 октября 1970 г. приплыл в Батавию. В Индонезии экспедиция подверглась эпидемии малярии и дизентерии, от которой погибла треть команды. Оттуда Кук направился на запад, пересек Индийский океан, обогнул Африку и 12 июля 1771 г. вернулся на родину.

Второе кругосветное путешествие

Осенью того же года Британское Адмиралтейство вновь затеяло очередное плавание. На этот раз его целью является исследование еще неизученных частей Южного полушария и поиски предполагаемого Южного континента. Эта задача была поручена Джеймсу Куку.

Два корабля экспедиции выплыли из Плимута 13 июля 1772 г. и 30 октября пристали в Капштадте (ныне Кейптаун), находящемся на юге Африки. Пробыв там чуть менее месяца, Кук продолжил плыть в южном направлении. В середине декабря путешественники наткнулись на сплошные льды, преградившие путь кораблям, однако сдаваться Кук не собирался. Южный полярный круг он пересек 17 января 1773 г., но в скором времени был вынужден повернуть корабли на север. На протяжении следующих нескольких месяцев он посетил несколько островов Океании и Тихого океана, после чего предпринял еще одну попытку пробиться на юг. 30 января 1774 г. экспедиции удалось достичь самой южной точки своего плавания. Затем Кук вновь взял курс на север, посетил несколько островов. Джеймс Кук, биография которого полна открытий, и на этот раз наткнулся на новые острова. Завершив исследования в этом регионе, он поплыл на восток и в декабре пристал к Огненной Земле. В Англию экспедиция вернулась 13 июля 1775 г.

По завершении этого плавания, которое сделало Кука весьма знаменитым на всю Европу, он получил новое повышение, а также стал участником Королевского географического общества, которое также наградило его золотой медалью.

Третье кругосветное путешествие

Целью очередного плавания стали поиски северо-западного маршрута из Атлантики в Тихий океан. Путешествие Джеймса Кука началось в Плимуте, откуда 12 июля 1776 г. под руководством его вышла экспедиция в составе двух кораблей. Мореплаватели прибыли в Капштадт, а оттуда отправились на юго-восток и к концу 1777 г. побывали на Тасмании, в Новой Зеландии и в других местах. В середине декабря следующего года экспедиция посетила Гавайские острова, после чего продолжила следовать на север, где Кук направил корабли вдоль побережья Канады и Аляски, пересек и вскоре, окончательно застряв в сплошных льдах, был вынужден повернуть обратно на юг.

Когда 4,5 миллиарда лет назад возникла наша планета, она была раскалена и состояла из жидких горных пород. На протяжении следующих миллионов лет Земля остывала, а её внешняя поверхность постепенно обретала твердую оболочку.

Однако это происходило неравномерно. Поскольку уже затвердевшие слои горных пород погружались в ещё жидкие, возникали обширные углубления, которые позднее стали глубоководными бассейнами. Земля медленно охлаждалась, при этом поднимался горячий водяной пар и образовывался плотный слой облаков.

Когда Земля в достаточной степени остыла, из этой тучи пошел дождь, который лил непрерывно тысячи лет. Попадая на горячую горную породу, вода испарялась, и снова поднимался пар, вследствие чего дождь только усиливался. Когда температура на Земле упала, воды стало испаряться все меньше и осадки собрались в огромных глубоководных бассейнах.

Древние океаны

Около 300 миллионов лет назад вся суша на нашей планете была объединена в один огромный континент, который назывался Пангея. Этот суперконтинент окружал один гигантский океан - Панталасса . Некоторые учёные предполагают, что за 1-2 миллиарда лет до появления Пангеи существовала еще большая часть суши, окруженная ещё большим праокеаном. Но эта теория до сих пор не имеет подтверждений.

Древний океан Тесис

Существовал еще один древний океан — Тесис . Это огромный океан, который существовал приблизительно от 250 до 65 миллионов лет назад. Когда континент Пангея раскололся на две части, этот океан возник между образовавшимися северной (Лавразия) и южной (Гондвана) частями. Современное Средиземное море между Южной Европой и Северной Африкой - остатки Тетиса .

Изменения морей и океанов

Моря и океаны постоянно изменяются - расширяются и сужаются. Так, например, около 300 миллионов лет назад, когда столкнулись все части суши, возник суперконтинент Пангея. При этом большинство морей сжалось. Около шести миллионов лет назад Средиземное море практически высохло, когда на пути воды встала неожиданная преграда. Это произошло потому, что Гибралтарский пролив оказался перекрыт после столкновения Африки с Европой. Лишь спустя миллион лет Средиземное море снова наполнилось водой. Вода в Атлантическом океане поднялась и огромным водопадом выплеснулась на высохший участок. Во время последнего ледникового периода около 10 000 лет назад так много воды превратилось в лёд, что уровень моря упал на 90 метров. Представь себе: из Америки в Африку можно было добраться пешком!

Люди и океаны

Долгое время люди считали, что море - спокойно текущая и глубокая река. Также они думали, что Земля имеет форму диска. На древней карте, нарисованной 2500 лет назад, видно, что эта «река» омывает дискообразную Землю со всех сторон. Но уже в те времена существовали смелые мореплаватели, которые отваживались уйти далеко в неизведанное море. Несмотря на полученные новые знания, представление о море и нашей планете в человеческом сознании менялось очень медленно.

Первые исследовательские экспедиции

Уже тысячи лет назад люди садились в каноэ или на плот и отправлялись к неизведанным материкам. Люди, которые жили в каменном веке, аборигены Австралии, 60 тысяч лет назад переплыли море на пути из Юго-Восточной Азии. Известно, что за 3000 лет до нашей эры некоторые народы Океании предпринимали исследовательские экспедиции к островам, расположенным в южной части Тихого океана. Уже 4000 лет назад моряки и торговцы переплывали на кораблях через Аравийское море.

Самые известные европейские мореплаватели Средневековья

Самыми известными европейскими мореплавателями раннего Средневековья (800-1000 годы) были викинги из Северной Европы, которые переплывали Атлантический океан, переселяясь в Гренландию, Исландию и на Ньюфаундленд. Существует версия, что викинги доходили до Северной Америки. Сегодня исследователи сходятся во мнении, что именно они, а не Христофор Колумб, открыли Америку.

Что доказал Тур Хейердал

Тур Хейердал (1914-2002) - норвежский естествоиспытатель, исследователь и путешественник, который прославился тем, что отправился на плоту «Кон-Тики» из Перу к островам Полинезии. Тем самым он доказал, что люди задолго до европейских моряков могли предпринимать такие путешествия.


Путешественник Тур Хейердал

В 1970 году Хейердал на парусной лодке собственной постройки успешно проделал путь из Марокко до Карибских островов (Атлантический океан), обосновав свою теорию, согласно которой древние египтяне уже тысячи лет назад могли плавать на подобных судах из Северной Африки в Америку.

Лодка из звериной кожи

Британский путешественник Тим Северин в 1976-1977 годах прошёл под парусом на лодке «Брендан», сделанной из бычьих шкур, от Ирландии до Ньюфаундленда (Канада). Из древних источников он узнал, что ирландский монах приблизительно в 570 году нашей эры доплыл на судне, изготовленном из кожи животных, до Северной Америки. Своим путешествием Северин хотел доказать, что это возможно на подобном судне - и ему это удалось.

Путешествия мореплавателей — поиски морских путей

Основная причина поисков морских путей в Азию - торговля товарами , которые отсутствовали в Европе. Прежде всего - это были специи и другие ценные вещи. Мореплаватели хотели наладить устойчивое торговое сообщение, так как в то время торговля контролировалась арабами. Европейцам приходилось переправлять товары через арабские страны и, соответственно, платить высокую пошлину. Кроме того, в начале XV века на арабской территории то и дело вспыхивали войны. Мореплаватели считали, что смогут без проблем доставлять товар в Европу, если найдут морской путь в Восточную Азию. Инициатором поисков стал Генрих Мореплаватель (1394-1460), принц Португалии, который подтолкнул европейских моряков к великим открытиям.

Знаменитое путешествие Колумба

Великий итальянский мореплаватель Христофор Колумб (1451-1506) отправился по поручению испанской короны на поиски западного морского пути из Европы в Индию. На кораблях «Санта-Мария», «Нинья» и «Пинта» он поплыл через Атлантику и достиг Багамских островов, решив, что это острова, расположенные перед Индией. Так была открыта Америка - двойной материк, ранее в Европе неизвестный.


Итальянский мореплаватель Христофор Колумб

На обратном пути «Санта-Мария» потерпела кораблекрушение. В 1493 году Колумб на двух оставшихся кораблях вернулся в Испанию.

Кто первым обогнул Землю

Португальский мореплаватель Фернан Магеллан (1480-1521) первым совершил путешествие вокруг Земли. Свое плаванье он начал из Испании в 1519 году, отправившись с пятью кораблями на запад. Магеллан пересек Атлантический и Тихий океаны, в 1521 году открыл Филиппины, однако на одном из островов был убит в столкновении с аборигенами. Хуан Себастьян Элькано - один из его капитанов - взял на себя командование, и в 1522 году лишь один из пяти кораблей вернулся в Испанию.

После первого кругосветного путешествия было окончательно доказано, что Земля - круглая. Также узнали, что Христофор Колумб не открыл путь в Индию, а обнаружил новый, неизвестный доселе континент. Кроме того, стало ясно, что существует Мировой океан, который омывает нашу Землю.

Первый европеец, открывший морской путь в Индию

Португальский мореплаватель Васко да Гама (1469-1524) первым нашел морской путь в Индию. По поручению португальского короля в 1497 году он отправился в плавание на 4 кораблях. Его маршрут лежал от Португалии до мыса Доброй Надежды на южной оконечности Африки, оттуда вдоль восточного побережья Африки до Малинди (Кения) и, наконец, на северо-восток до западного побережья Индии, которого да Гама достиг в 1498 году.

Фернан Магеллан (Фернан ди Магальяйнш) — (рожд. 20 ноября 1480 г. – смерть 27 апреля 1521 г.)

Что открыл Магеллан Фернан

Выдающийся португальский мореплаватель Магеллан Фернан, его экспедиция совершила первое в истории кругосветное путешествие, предполагавшее поиск западного пути к Молуккским островам. Это доказывало наличие единого мирового океана и представляло практическое доказательство шарообразной формы Земли. Магеллан открыл все побережье Южной Америки к югу от Ла-Платы, обогнул континент с юга, открыл пролив, который был назван его именем, и Патагонскую Кордильеру; первым пересек Тихий океан.

Биография Фернана Магеллана

Среди людей, совершивших глобальные перевороты в сознании людей и развитии человечества, немалую роль смогли сыграть и путешественники. Самой яркой фигурой из них является португалец Фернан ди Магальяйнш, который стал известен всему миру под испанизированным именем Фернан Магеллан.

Фернан Магеллан родился в 1470 году в местности Саброза, в глухой северо-восточной провинции Португалии Траз ош Леонтиш. Его семья относилась к знатному, но обедневшему рыцарскому роду и пользовалась уважением при дворе. Незря король Жуан II отца Фернана, Педру Руй ди Магальяйнша, назначил старшим алькальдом* важной в стратегическом отношении гавани Авейру.

(* Алькальд – судебный или муниципальный чиновник, который обладал исполнительной властью. Глаавной его задачей было следить за сохранением общественного порядка).

Обучение

Связи при дворе дали возможность алькальду в 1492 году пристроить старшего сына пажом королевы Элеоноры. Так, Фернан получил право воспитываться в королевской резиденции. Там, кроме рыцарских искусств – верховой езды, фехтования, соколиной охоты, – он смог овладеть астрономией, навигацией и картографией. При португальском дворе эти предметы со времен принца Генриха Мореплавателя были обязательны для изучения юными придворными. Именно им доводилось отправляться в дальние морские экспедиции с целью завоеваний и открытия новых земель. Недаром за их уроками наблюдал сам король Мануэль, сменивший на троне Жуана.

Честолюбивый Фернан серьезно увлекся мореплаванием. В стремлении оказаться подальше от дворцовых интриг, он в 1504 году попросил короля отпустить его в Индию под руководством вице-короля Индии Франсишку ди Алмейда и, получив согласие, весной 1505 года покинул Лиссабон.

Карьера Магальяйнша-мореплавателя

Экспедиция Алмейды носила чисто военный характер и имела цель усмирение непокорных мусульманских правителей от Софалы до Ормуз и от Кочина до Баб-эль-Мандеба. Надо было стереть с лица земли мусульманские укрепления и вместо них заложить португальские крепости.

Магальяйнш принимал участие в морских и сухопутных сражениях при Кильве, Софале, Момбасе, Каннануре, Каликуте, а также в разграблении этих городов и со временем превратился в доблестного воина, опытного и привыкшего к любым жестокостям и злоключениям своей суровой эпохи. Быстро приобрел он и репутацию храброго капитана, искусного в бою и мореплавании. При этом уже тогда забота о братьях по оружию стала одной из основных черт будущего пионера кругосветных плаваний.

1509 год — во время боев под Малаккой Магальяйнш смог прославиться, почти в одиночку придя на помощь горстке своих соотечественников, которые подверглись нападению малайцев. Так же благородно он поступил и во время возвращения из Малакки в Индию. Во главе всего 5-ти человек Фернан поспешил на помощь португальской каравелле и помог одержать победу.

В самом начале 1510 года карьере Магальяйнша-мореплавателя чуть было не пришел конец: при неудачном штурме Каликута его тяжело ранили, причем вторично. Первая рана, полученная во время похода на Марокко, сделала его на всю жизнь хромым. Удрученный Фернан решил возвратиться на родину.

Маршрут Магеллана

Весной небольшая флотилия из трех судов отправилась из Кочина в Португалию. На борту одного из кораблей находился и Магальяйнш. Но домой в этот раз он так и не попал. В ста милях от индийского берега два корабля наскочили на подводные камни опасной Падуанской мели и пошли ко дну. Офицеры и знатные пассажиры решили на оставшемся судне возвратиться в Индию, оставив без воды и пищи на узкой песчаной мели своих безродных спутников, которым не было места на корабле. Фернан отказался плыть с ними: знатность и высокий чин были своего рода гарантией того, что за оставшимися все-же могут прислать помощь. В конце концов так и произошло. Спустя две недели потерпевших крушение спасли и по прибытии в Индию они повсюду рассказывали о необычайной твердости их покровителя, который сумел в тяжелых условиях пробудить в людях надежду и укрепить стойкость.

Фернан еще какое-то время оставался в Индии. Согласно документам, он смело высказывал свое мнение в тех случаях, когда другие капитаны молчали. Это, вероятно, и могло стать основной причиной его разногласий с новым вице-королем Афонсу ди Альбукерки.

Португалия

1512 год, лето — Магальяйнш возвратился в Португалию. Об этом свидетельствует запись в платежном листе королевского двора, по которой ему назначалась ежемесячная королевская пенсия в 1000 португальских реалов. Спустя 4 недели ее увеличили почти вдвое, что может свидетельствовать о том, что заслуги доблестного капитана были признаны двором.

Во время войны с маврами Азаморы (современный Аземмур в Марокко) Фернана назначили майором, т. е. он получил довольно престижную и выгодную должность. В его полном распоряжении были пленные и все захваченные трофеи. Пост предоставлял неограниченные возможности для личного обогащения, потому недостатка в недоброжелателях у Магальяйнша не было.

Спустя какое-то время его безосновательно обвинили в том, что он организовал нападение мавров на стадо и позволил угнать 400 голов скота, получив за это немалые деньги. Через некоторое время обвинение сняли, однако оскорбленный Фернан подал в отставку.

Оставшись без достаточных средств к существованию, известный своей доблестью воин надеялся на милость короля. Он просил Мануэля увеличить ему пенсию всего на 200 португальских реалов. Но король не любил людей с твердым характером и, по словам хрониста Барруша, «…всегда питал к нему отвращение», а потому отказал. Возмущенный Магальяйнш в 1517 году тайно покинул родину и перебрался в Испанию.

Испания

С этого времени и начинается история небывалого по тем временам морского похода вокруг Земли, о шарообразности которой тогда только предполагалось. А заслуга его организации и осуществления целиком принадлежит Фернану Магальяйншу, ставшему отныне Фернаном Магелланом.

Позднее король Мануэль спохватился и с упорством, достойным лучшего применения, начал препятствовать Магеллану в осуществлении его планов. Но ошибку исправить уже не удалось, и Португалия второй раз после истории с утратила шанс извлечь пользу из открытий своих великих сынов, недооценив их потенциальные возможности.

«Молуккская Армада» - корабли Магеллана

Известно, что еще в Португалии он внимательно изучал морские карты, завязывал знакомства с мореходами и много занимался проблемами определения географической долготы. Все это очень помогло ему в реализации его идеи.

Согласно папской булле Inter cetera 1493 года все новые территории, открываемые к востоку от линии демаркации, установленной в 1494 году, принадлежали Португалии, а к западу – Испании. Но способ исчисления географической долготы, принятый в те времена, не давал возможности для четкой демаркации Западного полушария. Потому Магеллан, а также его друг и помощник, астролог и космограф Рюй Фалейру, полагали, что Молуккские острова должны принадлежать не Португалии, а Испании.

1518 год, март — они представили свой проект в Совет Индий. После продолжительных переговоров он был принят, а испанский король Карлос I (он же император Священной Римской империи Карл V) обязался снарядить 5 судов и выделить запасы на 2 года. В случае открытия новых земель компаньонам давалось право стать их правителями. Они также получали 20% от доходов. При этом права должны были передаваться по наследству.

Незадолго до этого знаменательного события в жизни Фернана произошли серьезные перемены. Прибыв в Севилью, он примкнул к колонии португальских эмигрантов. Один из них, комендант севильской крепости Алькасара, Дьогу Барбоза, ввел доблестного капитана в свою семью. Его сын Дуарти стал близким другом Фернана, а дочь Беатрис стала его женой.

Очень не хотелось Магеллану оставлять молодую, горячо любящую его супругу и недавно родившегося сына, но долг, честолюбие и стремление обеспечить семью настойчиво звали его в море. Не смог остановить его и неблагоприятный астрологический прогноз, сделанный Фалейру. А ведь именно из-за этого Рюй отказался от участия в плавании, и Магеллан стал единоличным ее начальником и организатором.

Кругосветное путешествие Магеллана

В Севилье были подготовлены 5 судов – флагман «Тринидад», «Сан-Антонио», «Консепсьон», «Виктория» и «Сантьяго». 20 сентября 1519 года Фернан Магеллан попрощался на пристани с беременной Беатрис и новорожденным Родриго и приказал поднять якорь. Больше им не суждено было увидеться.

В списках небольшой флотилии числилось 265 человек: командиры и кормчие, боцманы, канониры, рядовые матросы, священники, плотники, конопатчики, бондари, солдаты и люди, не имевшие определенных обязанностей. Весь этот разношерстный многонациональный экипаж (в его составе кроме испанцев и португальцев были также итальянцы, немцы, французы, фламандцы, сицилийцы, англичане, мавры и малайцы) необходимо было держать в повиновении. А недовольство началось едва ли не с первых недель плавания. Агенты португальского короля проникли на корабли, а усердием португальского консула в Севилье Алвариша трюмы частично были заполнены гнилой мукой, заплесневелыми сухарями и тухлой солониной.

26 сентября мореплаватели дошли до Канарских островов, 3 октября взяли курс на Бразилию, а 13 декабря вошли в бухту Рио-де-Жанейро. Отсюда путешественники направились на юг вдоль южноамериканского побережья в поисках прохода в «Южное море», при этом двигались лишь днем, чтобы в темноте не пропустить его. 1520 год, 31 марта — корабли вошли в бухту Сан-Хулиан у берегов Патагонии для зимовки.

Мятеж

Фернан Магеллан — подавление мятежа

В скором времени Магеллану пришлось отдать приказ о сокращении рациона. Но часть экипажа воспротивилась такому решению и стала требовать возвращения в Испанию, но получила решительный отказ. Тогда во время празднования Пасхи главари мятежников, воспользовавшись тем, что основная часть экипажей сошла на берег, смогла захватить три судна.

Магеллан решил применить силу и хитрость. Нескольких верных людей он отправил на «Викторию» с письмом к мятежному казначею Луису де Мендосе. Он был заколот во время чтения письма, а экипаж не оказал никакого сопротивления. На другой день два мятежных капитана, Гаспар де Кесада и Хуан де Картахена, попытались вывести свои корабли из бухты, но путь им преградили «Тринидад», «Сантьяго» и отбитая у мятежников «Виктория». «Сан-Антонио» сдался не сопротивляясь. Командовавшего им Кесаду тут же арестовали, а спустя какое-то время был пленен и Картахена.

По приказанию Фернана Магеллана мертвое тело Мендосы четвертовали, Кесаде отрубили голову, а Картахену и предателя-священника Педро Санчеса де ла Рейна оставили на берегу. Но мятежные матросы не пострадали. Им была дарована жизнь, главным образом потому, что они были нужны для судовых работ.

Магелланов пролив

В скором времени эскадра, потерявшая при рекогносцировке «Сантьяго», двинулась дальше на юг. Но предательства на этом не прекратились. 1 ноября, когда эскадра уже шла искомым проливом, в последствии названным Магеллановым, кормчий Иштебан Гомиш, воспользовавшись тем, что его судно оказалось вне пределов видимости с остальных кораблей, захватил «Сан-Антонио» и бежал в Испанию. Магеллан так никогда и не узнал о предательстве, как не узнал и того, какую роковую роль сыграл Гомиш в судьбе его семьи. Прибыв в Испанию, дезертир обвинил своего генерал-капитана в измене королю. Как результат Беатрис с детьми была подвергнута домашнему аресту и дознанию. Она была лишена казенного пособия оставлена в жестокой нужде. Ни она, ни ее сыновья не дожили до возвращения экспедиции. А Гомиш за «выдающиеся заслуги, оказанные флотилии Магеллана», был удостоен королем рыцарского звания.

Открытие Марианских островов

28 ноября корабли Фернана Магеллана вышли в океан, по которому еще не плавал ни один европеец. Погода, к счастью, оставалась хорошей, и мореплаватель назвал океан Тихим. Пересекая его, он прошел не меньше 17 тысяч км и обнаружил много мелких островов, но неточные исчисления не позволяли отождествить их с какими-то конкретными точками на карте. Бесспорным считается только открытие в начале марта 1521 года двух обитаемых островов, Гуама и Рота – самых южных из группы Марианских островов. Магеллан назвал их Разбойничьими. Островитяне украли у мореплавателей лодку, и генерал-капитан, высадившись с отрядом на берег, сжег несколько туземных хижин.

Почти 4 месяца длилось это плавание. Несмотря на отсутствие характерных для этого района ураганов, людям приходилось очень несладко. Они были вынуждены питаться сухарной пылью, смешанной с червями, пить гнилую воду, есть воловьи кожи, древесные опилки и корабельных крыс. Эти твари казались им чуть ли не деликатесом и продавались по полдуката за штуку.

Экипаж замучила цинга, много людей умерло. Но Магеллан продолжал уверенно вести эскадру вперед и как-то на предложение возвратиться заявил: «Мы будем идти вперед, хотя бы пришлось съесть всю воловью шкуру».

Открытие Филиппинских островов

1521 год, 15 марта — экспедиция оказалась вблизи острова Самар (Филиппины), а спустя неделю, продвигаясь по-прежнему на запад, прибыла к острову Лимасава, где раб Магеллана, малаец Энрике, услышал родную речь. Это означало, что путники находятся где-то вблизи островов Пряностей, т. е. почти выполнили свою задачу.

И все же мореплаватель стремился дойти до заветных островов. Но он решил на некоторое время задержаться, чтобы обратить филиппинцев в христианство.

1521 год, 7 апреля — флотилия бросила якоря у острова Себу, где был расположен крупный порт и резиденция раджи. Искренне религиозный Магеллан настаивал, чтобы островитяне приняли христианство без расчета на какие-то материальные выгоды, но, сам того не желая, убедил туземцев, что на благожелательное отношение со стороны могущественного испанского короля они могут рассчитывать только в том случае, если отрекутся от старой веры и станут поклоняться кресту.

14 апреля властитель Себу Хумабон решил креститься. Хитрый раджа, именовавшийся теперь Карлосом, заручился поддержкой Магеллана против своих недругов-язычников и, таким образом, в один день подчинил себе всех, кто оспаривал его власть. Кроме этого, Хумабон заручился обещанием, что когда Магеллан возвратиться на Филиппины во главе большого флота, то сделает его единоличным правителем всех островов в награду за то, что раджа принял христианство первым. Больше того, к повиновению стали приводить и правителей близлежащих островов. Но вождь одного из таких островов, Мактана, по имени Силапулапу, не желал подчиниться Карлосу-Хумабону. Тогда мореплаватель решил применить силу.

Смерть Магеллана

Смерть Магеллана

1521 год, 27 апреля — 60 вооруженных мужчин в латах, с несколькими небольшими орудиями, сели в лодки и направились на Мактан. Их сопровождали несколько сот воинов Хумабона. Но удача отвернулась от испанцев. Генерал-капитан недооценил противника, не вовремя вспомнив историю завоевания Мексики , когда горстка испанцев смогла овладеть целой страной. В битве с воинами Мактана его закаленные в битвах спутники потерпели поражение, а сам генерал-капитан сложил голову. Во время отступления к лодкам туземцы настигли его в воде. Раненный в руку и ногу, и без того хромой Магеллан упал. Дальнейшее красноречиво описано хронистом экспедиции Антонио Пигафеттом:

«Капитан упал лицом вниз, и тут же его закидали железными и бамбуковыми копьями и стали наносить удары тесаками до тех пор, пока не погубили наше зерцало, наш свет, нашу отраду и нашего истинного вождя. Он все время оборачивался назад, посмотреть, успели ли мы все погрузиться в лодки…»

Дальнейшая судьба моряков

Последующие события свидетельствовали о правоте Пигафетты, назвавшего Магеллана «истинным вождем». Как видно, только он мог держать в узде эту алчную свору, готовую в любое время на предательство.

Его преемники не сумели удержаться на завоеванных позициях. Первым делом они с лихорадочной поспешностью доставили на корабли выменянные товары. Потом один из новых вожаков бездумно оскорбил малайца Энрике, и тот склонил Хумабона к предательству. Часть испанцев раджа заманил в ловушку и приказал убить, а за оставшегося в живых капитана «Консепсьон» Хуана Серрау потребовал выкуп. Видя в нем соперника, временно назначенный командиром флотилии Жуан Карвалу бросил товарища и приказал поднимать паруса.

В живых осталось около 120-ти человек. На трех судах они на ощупь, часто изменяя курс, все же добрались до Молуккских островов, по дороге уничтожив изъеденную червями «Консепсьон». Здесь они, не думая о возможной опасности со стороны местного населения, где испанцев не слишком любили, и трудностях пути на родину, бросились скупать пряности. В конце концов «Виктория» под командованием Эстебана Элькано покинула Молукки, а тяжелогруженый «Тринидад» остался для ремонта. Наконец его экипаж, сделавший неудачную попытку добраться до Панамы, попал в плен. В течении долгого времени его члены томились в тюрьмах и на плантациях, вначале на Молуккских островах, а потом на островах Банда. Позднее их отправили в Индию, где они жили подаянием и находились под неусыпным надзором властей. Лишь пятерым в 1527 г. посчастливилось вернуться на родину.

А «Виктория» под командованием Элькано, старательно обходя пути следования португальских кораблей, пересекла южную часть Индийского океана, обогнула мыс Доброй Надежды и через острова Зеленого Мыса 8 сентября 1522 года прибыла в испанскую гавань Сан-Лукар. Из ее экипажа в живых осталось всего 18 человек (по другим данным – 30).

На родине морякам пришлось нелегко. Вместо почестей им досталось публичное покаяние за один «потерянный» день (в результате движения по часовым поясам вокруг земли). С точки зрения церковников, это могло произойти только в результате нарушения постов.

Элькано, правда, почестей удостоился. Он получил герб, изображающий земной шар с надписью «Ты первый объехал вокруг меня», и пенсию в 500 дукатов. А о Магеллане никто и не вспомнил.

Истинную роль этого замечательного человека в истории смогли оценить потомки, и, в отличие от Колумбовой, она никогда не оспаривалась. Его плавание произвело революцию в представлении о Земле. После этого путешествия полностью прекратились какие-либо попытки отрицания шарообразности планеты, было доказано, что мировой океан един, получены представления об истинных размерах земного шара, окончательно установлено, что Америка является самостоятельным континентом, найден пролив между двумя океанами. И недаром Стефан Цвейг в своей книге «Подвиг Магеллана» написал: «Лишь тот обогащает человечество, кто помогает ему познать себя, кто углубляет его творческое самосознание. И в этом смысле подвиг, совершенный Магелланом, превосходит все подвиги его времени».



Читайте также: