Игра "Поле чудес" (для учащихся начальной школы). Сценарий игры «Поле чудес» по литературным сказкам Сценарий игры поле чудес начальной школы

Цели:

Расширять и углублять знания детей о растительном мире нашего края;

Развивать познавательную активность, внимание, мышление, память, речь;

Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.

Оборудование: игровое поле (барабан), наборное полотно со словами, рисунки, фотографии растений, фонограмма: “Звуки леса”.

Ход мероприятия

Под фонограмму ученик читает стихотворение.

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных и строгой тишины
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны.
Твоя нога скользит по россыпям иголок
Или шумит травой, роняя капли рос.
А сумрачный навес широколапых ёлок
Сплелся с листвой ольхи и молодых берёз.
То духотой пахнёт, то прошлогодней прелью,
То запахом грибным и срубленного пня.
Зальётся иволга короткой чёткой трелью
И ветер прошумит в сухой истоме дня.
Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца.
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Учитель: Сегодня нам предстоит встреча с нашим другом. Он близок вам, так как вы не раз бывали у него в гостях, читали о нём, но вам ещё не раз предстоит встреча с прекрасным миром, полным сказок, чудес, красоты! Когда мы говорим о нашей Родине, мы не можем представить её без величественных лесов Сибири, без тенистых дубрав, без светлых берёзовых рощ. Лес украшает землю, а потому и жизнь человека. Значение леса огромно, но чем активнее вторгается человек в лесную среду, тем больше нуждается наш зелёный друг в защите. Бережное отношение к лесу должно стать нормой для каждого человека. Вы любите играть в игру “Поле чудес”. Сегодня, играя, мы вспомним какие растения встречаются в лесах нашей страны и какую роль они играют в нашей жизни.

Правила игры: если выпадает жёлтый цветок, называйте букву, если красный – переход хода, сектор “приз” - получите приз.

Выбор участников 1 тура

Зимой и летом зелена, в лесу живёт она.
А на ней иголки и коротки, и колки. (Ель)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви - только на макушке. (Сосна)

Есть у родственницы ёлки неколючие иголки,
Но, в отличие от ёлки, опадают те иголки. (Лиственница)

Первый тур

Учитель: первый тур посвящён деревьям. Послушайте задание.

Это дерево известно всем. Оно имеет листья в форме сердечка. Летом оно цветёт, распространяя чудесный аромат. Плоды – тёмные орешки, они сидят по несколько штук под одним крылышком. По плодам это дерево легко узнать поздней осенью и зимой.

Цветки и плоды используют как лекарство от гриппа и кащля. А ещё это дерево любят пчёлы и другие насекомые.

Липовых лесов в России сейчас гораздо меньше, чем пару веков назад, - причиной тому лыко (внутренняя часть коры липы), ради которого деревья обдирали “как липку”.

Для пары лаптей надо было ободрать три пятилетних деревца. А каждый крестьянин в год снашивал около 40 пар лаптей.

Вот и появилась поговорка “ободрать как липку” - значит разорить, ограбить.

(Ученик читает стихотворение)

Почему мы с лесом дружим?
Для чего он людям нужен?
Вот стоит обычный стол. Это – лес!
Или рама, двери, пол? Лес!
А пенал красивый наш? Лес!
Или этот карандаш? Лес!
Ну а стол, скамейка, парта? Лес!
А тетрадка, книга, карта? Лес!
Оглянитесь, всё вокруг –
Это наш зелёный друг.

Выбор участников 2 тура

Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина)

Что за бусы на опушке?
Мы собрали их по кружке.
Стали пробовать на вкус – нет кислее этих бус. (Клюква)

На кусточки, под листочки,
Бусинки подвешены;
Чёрненькие бусинки
Оказались … вкусненьки. (Черника)

Второй тур

Учитель: второй тур посвящён ягодам. Послушайте сообщение о ягоде, название которой вы должны отгадать.

Своё название она получила от латинских слов “благоухать” и “мелкий”, что характеризует размеры плодов и их удивительный аромат. В ягодах содержится большое количество витаминов и микроэлементов.

Земляника

Так уж получилось, что многие видят прок только в ягодах земляники, забывая о листьях, а ведь они не менее ценны и зимой вполне могут заменить плоды. Заготавливают их во время цветения, сушат в тени. А встретить это чудо-растение можно на полянах и лесных вырубках.

На проталинке лесной
Земляничка под сосной,
Земляничка-невеличка
Хорошо цвела весной…
Солнце грело много дней
Пышный кустик у камней.
Становилась земляничка
Всё пригожей да крупней.
Покраснела каждым боком,
Налилась душистым соком.
Так и просится в корзинки
И манит сойти с тропинки.

Выбор участников 3 тура

Белая корзинка, золотое донце.
В ней лежит росинка и сверкает солнце. (Ромашка)

Путник часто ранит ноги –
Вот и лекарь у дороги. (Подорожник)

Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух. (Одуванчик)

Третий тур

Учитель: о каком растении так говорят:

Листочки – парные, цветки – янтарные,
Плоды – коварные: и лечат, и калечат.

Зверобой

Народная мудрость гласит: как нельзя без муки испечь хлеб, так без зверобоя нельзя лечить болезни, и называют его травой от 99 болезней.

Зверобой – ценнейшее лекарственное растение, известное ещё в Древней Греции. На Руси его узнали в 17 веке, и было оно поначалу очень редким и дорогим. Им лечили лишь избранных – царя да бояр. А теперь – пожалуйста, где он только не растёт. Лечись на здоровье.

Погляди как зверобой
По лесу повсюду.
Он поможет нам с тобой
Вылечить простуду.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растенья –
Те, что для людей полезны,
И отступят все болезни!

Финал

Учитель: задание на финал.

Источник красоты, физической и духовной силы, флора и фауна, человек - всё это можно назвать одним словом. Каким?

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется природа,
Давайте же всегда её беречь!
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить.

Давайте же с природою дружить.
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Всё это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим.
Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда.
Природой называется всё это,
Давайте же любить её всегда.

Подведение итогов. Награждение победителей.

Использованная литература

1. Волина В.В. Откуда пришли слова. М.: “АСТ-ПРЕСС”, 1996.

2. Растительный и животный мир: сборник загадок / сост. Тихомирова Е.М. М.: “ЭКЗАМЕН”, 2008.

Игра «Поле чудес» для 1 класса

Цели: Формирование положительного отношения к школе, учебной деятельности, коллективу.

Задачи:

  • развивать эрудицию учащихся;
  • воспитывать доброе отношение детей друг к другу;
  • прививать интерес к урокам.

Оборудование и материалы :

  • цифры с баллами от 0 до 100 и секциями «банкрот», «сюрприз», «плюс»;
  • вертушка со стрелкой;
  • компьютер;
  • презентация со слайдами;
  • призы для участников.

Ход мероприятия

Ведущая: Сегодня мы начинаем путешествие в мир огромной Страны Знаний. В течение недели мы как бы заново знакомились с уже знакомыми вам правилами школьной жизни, на уроках вы узнавали что - то новое и увлекательное. Сейчас мы поиграем в игру « Поле чудес» «Я – ученик».

Представление 1 тройки игроков

1 тур

Первое слово, которое вам придется отгадать хорошо известно каждому. Этот предмет находился в вашем портфеле и на парте с первых дней сентября. Без него вы не стали бы грамотными учениками, но скоро вам придется с ним попрощаться. Что это? (Ответ: АЗБУКА)

Представление 2 тройки игроков

2 тур

Известно, что без этого человека не будет порядка в классе, не накроют в столовой обед. У него много обязанностей, но не каждый может справиться с ними на «отлично». Им хочет быть каждый ученик в классе. (Ответ: ДЕЖУРНЫЙ)

Игра-физминутка «Что у меня в портфеле?»

Правила: при назывании УЧЕБНИКА дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, НЕ ШКОЛЬНОГО ПРЕДМЕТА – руки разводятся в стороны, если называется канцелярский предмет – дети садятся. В ходе физминутки скорость выполнения упражнения увеличивается.

Математика, чтение, кукла, зайка, карандаш, линейка, машинка, окружающий мир, резинка, ручка …

Представление 3 тройки игроков

3 тур

У этого предмета много страниц и красивая обложка. В нём есть задания и расписание, а в скором времени появятся оценки. Это первый документ ученика. Он расскажет о вас всё! (Ответ: ДНЕВНИК)

Игра со зрителями

Это слово – самое любимое время для учеников. Оно наступает после каждой четверти и самое длинное – летом. (Ответ: КАНИКУЛЫ)

Финал

Слово tetras пришло к нам из греческого языка и переводится как «четвертая часть листа» или сделанное «из четвертушек листа». Без этого предмета не обходится ни один урок в школе. (Ответ: ТЕТРАДЬ)

СУПЕР-ИГРА

Слово это переводится с греческого как «досуг, проведение свободного времени». Первые из этих заведений организовывались в Древней Греции как место, где могли общаться те, кто не мог трудиться, то есть старики и дети. Мудрые люди передавали детям свои знания и опыт. И теперь ЭТО является местом, где получают знания.
(Ответ: ШКОЛА)

Подведение итогов, награждение победителей.

Сценарий игры «Поле чудес» для младших школьников

Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ООШ» Киквидзенского района Волгоградской области
Краткое описание:
Данный материал для учащихся начальной школы представлен в виде игры «Поле чудес» на тему "Жители подводного царства". Игру можно провести на уроке окружающего мира, а также во внеклассной работе по предмету.
Цель: закрепление и расширение знаний детей о жителях водоемов.
Задачи:
- формировать у учащихся чувство любви к родной природе;
- развивать познавательную и творческую активность, сообразительность, любознательность, кругозор.
Оборудование:
Барабан Поле чудес, две шкатулки, черный ящик, призы, ручки, листки бумаги с алфавитом, компьютер, мультимедийный проектор, презентация с игрой и картинками жителей водоемов.
Пояснительная записка к работе с презентацией
В начале каждого тура игры, финала и суперигры, когда ведущий читает задание, перед игроками открывается слайд презентации с табло, которое состоит из прямоугольников. Игрок называет букву алфавита, и, если такая буква есть в слове, ведущий или его помощник нажимает на тот прямоугольник, где она расположена (или прямоугольники, если таких букв в слове несколько). После того, как отгадано слово и на табло открыты все буквы, по щелчку мыши в любом месте презентации открывается картинка с изображением представителя подводного мира. Ведущий:
Добрый день, уважаемые ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на нашей замечательной игре «Поле чудес» на тему «Жители подводного царства». (На экран проецируется слайд с названием игры).

Правила игры всем вам знакомы.
Игра проходит в три тура, в каждом из которых участвуют 3 игрока. Перед каждым туром проходит отборочный тур, по результатам которого мы выясним, кто же окажется в тройке игроков.
У каждого игрока будут листки бумаги с алфавитом, на которых вы должны отмечать все названные буквы, чтобы не повторяться.
Игрок называет букву алфавита, которая, как он считает, присутствует в загаданном слове. Если такая буква есть, то она открывается на табло, а игрок получает выпавшее количество очков и может крутить барабан ещё раз. При неверном ответе ход переходит к следующему игроку. Если игрок знает слово, то он может назвать его сразу, не угадывая по буквам. Если рискнет назвать слово, но ошибется хоть в одной букве, покидает игру.
За три последовательно угаданные буквы две шкатулки - одна с призом, другая пустая.

Побеждает игрок, первым отгадавший всё слово. Игроки, победившие в 1, 2 и 3 туре, выходят в финал. Победитель финала получает главный приз. Он может принять участие в суперигре.
Все слова - ответы в каждом туре игры должны называть один предмет.
И еще одно правило - зрители не должны подсказывать.
Первый отборочный тур.
1. Назовите ядовитое морское животное с длинными щупальцами. (медуза)
2. Крупный морской рак. (омар)
3. Самая крупная пресноводная рыба, обитающая в реках и озерах. (сом)
Задание первой тройке игроков.
Этих животных ученые называют амфибиями, потому что данные животные могут жить на суше и в воде. Они любят спокойные заводи, озера и пруды – тихие места с непроточной пресной водой. Некоторые из них неплохо чувствуют себя и в соленой воде. (лягушка)


Второй отборочный тур.
Загадки:
1. Под водой живет народ,
Ходит задом наперед. (раки)
2. Водяные мастера,
Строят дом без топора. (бобры)
3. Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. (щука)
Задание второй тройке игроков.
Эти животные очень любят жить в воде. Однако рождаются они на суше. Для выведения своего потомства летом они откладывают яйца в вырытых ямках на берегу водоема. Питаются животные мелкой рыбой, головастиками, прудовиками. (черепаха)


Третий отборочный тур.
1. Так называют предмет для шитья и рыбу, которая имеет удлиненное тело. (рыба - игла)
2. Морские животные, по своей форме напоминают деревья или кустарники. (кораллы)
3. Их вы сможете увидеть ночью на небе, а также в море. (звезды)
Задание третьей тройке игроков.
Данное животное можно встретить там, где сыро. У него мягкое нежное тельце. Животное может присасываться к камню так, что не оторвешь и ножом. Оно любит путешествовать за чужой счет: прицепившись к днищу корабля, преспокойно переезжает за тысячи километров от места рождения. (улитка)


Игра со зрителями.
Эти грозные, зубастые животные относятся к числу древних обитателей на планете Земля. Очень похожи на крокодилов, но отличаются своим размером. Они гораздо меньше крокодилов. Также отличие их в том, что у крокодила все зубы прекрасно видны, если его пасть закрыта, а у этого хищника все зубы видны только тогда, когда пасть у него открыта. Да и жить, в отличие от крокодилов, могут они только в пресной воде. (аллигатор)


Финал.
Этот паук, единственный из всех пауков, живущий в воде, очень красивый. Его брюшко покрыто волосками, которые смазаны жирным веществом. Между этими волосками находится воздух, которым паук дышит. А еще этот паук приносит воздух в свое гнездо. Чем больше воздуха будет в его гнезде, тем реже он появляется на поверхности воды. Свое жилье паук плетет из паутины и прикрепляет его к растениям, камням, которые находятся в воде. (серебрянка)


Суперигра.
Этих животных зовут санитарами моря. Они очищают моря от мертвых животных. Некоторые виды этих животных живут в пресной воде. Они хорошо плавают, многие быстро и ловко ползают боком. (краб)


По окончании игры проходит награждение победителя.

Презентация Игра «Поле чудес» для учащихся начальных классов на тему «Жители подводного царства»

Игра построена в соответствии с одноименной телепередачей: три тура, игра со зрителями, финальная игра, суперигра.

Задача игрока: угадать слово целиком или по буквам.

Реквизит: барабан, юла, табло.

Отбор троек игроков происходит заранее. Один из победителей каждого тура участвует в финальной игре. Победителю финальной игры предлагается сыграть в суперигру.

Ниже дан материал для двух игр.

Игра первая. Тема: цветы в легендах

Первый тур

Представление участников первого тура.

Задание.

Давным-давно жила-была женщина. И был у нее сын. Однажды, когда сын работал в поле, увидала его русалка. Юноша и русалка полюбили друг друга, но не смогли договориться, где им жить вместе — в воде или на земле. Когда русалка поняла, что он не оставит землю, она превратила юношу в цветок.

В какой цветок превратился юноша?

Второй тур

Представление участников второго тура.

Задание.

Из глубокой древности пришла легенда об этом удивительном цветке. В его золотистом бутоне было заключено счастье. Но до этого счастья никто не мог добраться, так как не находилась такая сила, которая смогла бы открыть бутон.

Однажды по лугу шла женщина с ребенком. Увидев яркий цветок, мальчик вырвался из рук матери и со звонким смехом подбежал к нему, и золотистый бутон... раскрылся. Беззаботный детский смех совершил то, что не смогла сделать никакая сила. С тех пор и повелось дарить эти цветы тем, кому желают счастья.

Какой цветок дарят на счастье?

Игра со зрителями

Задание.

Жила-была девочка. Мать ее умерла. Остался дочери на память только ящичек для рукоделия. Лежали в этом ящичке иголки, нитки да два наперстка. Злая мачеха часто обижала сиротку. Тогда девочка садилась в укромном уголке, брала в руки ящичек, надевала наперстки. Ей казалось, что нежные руки матери прикасаются к ее пальцам. Мачехе это не нравилось. Чтобы лишить девочку последнего утешения, она тайно закопала ящичек в дальнем углу огорода. Весной на этом месте вырос удивительный цветок: его лепестки срослись и образовали цветок в виде наперстков.

Это сходство и дало название цветку...

Финальная игра

Представление участников финальной игры.

Задание.

Эта история произошла давным-давно. В те времена люди верили, что у каждой реки, ручья, горы или дерева есть своя богиня — нимфа.

Одна богиня, юная красавица Нимфея, жила в озере. Ночью она спала на мягком дне лесного озера, а утром поднималась на поверхность умыться в лучах зари.

Однажды к озеру пришел юноша. Он был очень красив. Нимфея полюбила юношу, а он не обратил на водяную красавицу никакого внимания, умылся и ушел. Нимфея осталась на поверхности воды. И днем и ночью она ждала своего возлюбленного, пока не превратилась в белоснежный прекрасный цветок.

Назовите цветок, в который превратилась Нимфея.

Суперигра

Задание.

Жила-была давным-давно в Японии бедная цветочница Кейко. Она без устали трудилась, делая бумажные цветы. Они стоили очень дешево, и девочка едва зарабатывала себе на еду. Однажды в комнату к девочке залетел старый мудрый попугай. Он открыл ей тайну, как оживить цветы: для этого надо капнуть на них своей кровью. Но попугай просил девочку никогда не отдавать последней капли крови. Кейко стала делать чудесные живые цветы, и у нее появились деньги. Вскоре девушка встретила юношу, которого полюбила. Но он оказался жадным и заставлял Кейко работать все больше. Ради денег Кейко вынуждена была отдать последнюю каплю крови и умереть.

Как был назван цветок, который Кейко оживила последней каплей своей крови?

Второй тур

Представление участников второго тура. Задание.

Что в переводе с греческого означает слово «школа»?

Игра co зрителями

Задание.

Что означает в переводе с польского слово «шпаргалка»?

Суперигра

Представление участника суперигры. Задание.

Что означает в переводе с латыни слово «альбом»?

Награждение победителя.

Интеллектуальная игра « Поле чудес »


Калинина Л. В.

Данная методическая разработка может применяться для дополнительного развития учащихся во внеурочное время.
Цель : Развитие общеинтеллектуальных умений на материале, дополняющем школьную программу, с формированием навыков саморазвития.
Задачи : - Научить владеть полученной суммой знаний, применяя их в нестандартных ситуациях - Привить навыки саморазвития, акцентируя речевую культуру, аналитическую потребность, логическое мышление - Развить навыки саморегуляции и самоконтроля своей психофизической деятельности - Привить интерес к познавательной деятельности - Формировать умение работать в коллективе
Участники игры : ведущий – учитель и 3 тройки игроков. (При желании, можно увеличить количество игроков, создав дополнительную тройку и дополнительный тур. Тогда в финале будут играть 4 игрока)
Правила игры: игра проводится в 3 отборочных и 4 основных турах – трех текущих и одном финальном. В каждом «основном» туре участвует по 3 игрока. Их цель - по очереди, называя буквы, отгадать зашифрованное слово. За правильно угаданную букву игроки получают очки. Если такая буква в слове отсутствует, ход переходит к другому игроку. Если же буква угадана верно, этот же игрок имеет право ещё раз выполнить ход (назвать другую букву). Победители каждого тура выходят в финал. Побеждает в игре тот игрок, который отгадает финальное слово. * В первом отборочном туре принимают участие все желающие. В отборочном туре 3 вопроса. Тот, кто первым отвечает на вопрос правильно, становится игроком основной части игры (т.е.входит в состав первой тройки игроков). В остальных отборочных турах принимают участие те, кто еще не участвовал в основной игре.

Ход игры


1 отборочный тур: *Какое пустынное растение не раз спасало людям жизнь? (кактус) *Судьба разлучила в детстве брата Ваню с сестрой Машенькой. Когда они выросли и встретились, то полюбили друг друга и поженились. Но узнав о своём родстве они, чтобы не разлучаться, превратились в цветок с двойной окраской. Что это за цветок? (Иван-да-Марья) *В Древнем Риме этот цветок был священным цветком бога сна Морфея. (мак)
Вопрос 1 тура : Название этого цветка в переводе с греческого означает «радуга» (ирис)
2 отборочный тур: *Самое высокое наземное животное. (жираф) *Самая крупная рыба на земле (китовая акула) *Какие животные нюхают языком? (змеи и ящерицы)

Вопрос 2 тура: Какое животное в Индии называют «матерью», а в Древнем Египте оно считалось священным животным богини Исиды. (корова)
3 отборочный тур: *Египтяне верили, что амулеты защищают от бед и приносят удачу. Кто был их любимым амулетом? (жук-скарабей) *Что в Древнем Египте служило основой для изготовления кирпичей? (речной ил) *Как называлась обувь, которую носили древние египтяне? (сандалии)
Вопрос 3 тура: Древние египтяне изображали своих богов и богинь людьми с головами птиц и животных. Голова какого животного была у бога воды Себека? (крокодил)
Игра с залом : В какой стране была такая легенда: «Землю держит гигантский Бык, а землетрясения бывают оттого, что он перекатывает Землю с лопатки на лопатку» (Китай)
Финальный вопрос: В документе трехсотлетней давности говорится: «Стоимость одной луковицы этого цветка такова: баржа с зерном, два вола и две овцы, пять свиней, две бочки масла, тысяча фунтов сыра, четыре бочонка пива, два меха с вином, кровать, одежда и серебряная кружка». За одну луковицу какого растения давали такую цену? (тюльпан)
Примечание : нажатие на желтую звездочку открывает все слово сразу

Набор дополнительных слайдов.


Компонуя данные слайды в произвольном порядке можно самостоятельно «спрограммировать» ход игры «Поле чудес». Достаточно последовательно расположить 3 слайда (по 1 вопросу на каждый тур) + 1 финальный. Это может быть как разнотематическая игра (т.е.от каждой темы по вопросу), так и на конкретную тематику («Растения», «Животные», «История»). При этом вопрос для финального тура игры можно придумать самостоятельно или взять из имеющихся. Примечание: в моей разработке игры не предусмотрена «Суперигра», но при желании её можно сделать самостоятельно.
Тематика: Растения 1. Какое растение в годы Великой Отечественной Войны заменяло раненым вату? (сфагнум, мох. Его сушили и использовали как вату) 2. Какое растение растет быстрее всех в мире? (бамбук) 3. Американские учёные считают, что изготовление из кукурузы, сахарного тростника или соевых бобов данного продукта может стать причиной массового голодания. Об изготовлении чего идёт речь? (топливо)
Тематика: животные 1. По легенде, укус этого паука приводил к болезни, и всякий укушенный был обречён, а единственным лекарством было увлечение безумством - пылкий итальянский народный танец. (тарантул. А национальный итальянский танец – тарантелла) 2. Римляне считали, что это животное является смесью верблюда и леопарда. (жираф) 3. У этого животного самое жирное молоко. (тюлень)
Тематика: история 1. Какое оружие, появившееся в 14 веке в Европе, значительно облегчило захват замков? (пушка). 2. Известные на сей день тарелки появились в 15 веке.Что служило их заменой до этого времени? (хлеб) 3. В Средние века, для получения красок, которые называются темпера, художники Европы смешивали красители с водой. Что являлось третьим, основным, ингредиентом?

Читайте также: