"Хорошо, что в Табакове есть частичка мордвина…". Олег Табаков: биография — Ну о чем-то вы с ним все-таки беседовали

Первый инфаркт он перенёс в 1965 году. Подняла Табакова на ноги Галина Волчек, ждавшая его выздоровления, чтобы продолжить ставить с ним «Обыкновенную историю». Ему тогда было 29 лет. Позже он смешно пародировал друзей, которые приходили к нему в больницу прощаться: все думали, что умирает. Табаков вообще на все смотрел как на представление – лицедей от макушки до кончиков пальцев. «Русский актёр – самая бесстыдная профессия», – говорил он весьма справедливо.

Табаков гордился коктейлем своего происхождения – русская, украинская, польская, мордовская кровь. По второму браку матери с Гуго Гольдштерном он породнился ещё и с евреями. Ещё крепче с ними его связал антисемитизм. Лёлик, как называли Табакова в детстве, помнил истории своего дяди Толика о погромах и резне, которые гуляли на Украине, где жили их родственники в начале прошлого века. Его дед прятал у себя еврейских стариков и детей.

Лёлик родился и вырос в Саратове в семье медиков Павла Табакова и Марии Березовской. После революции квартиру у родителей забрали и поделили на коммуналки – им осталось лишь несколько комнат. Остальное пространство было заселено самыми разными людьми – например, практикующим психотерапевтом «дядей Володей Кацем». Кац спасал саратовскую номенклатурную элиту от алкоголизма, вёл приёмы на дому. Когда Лёлику удавалось, он пробирался к нему в комнату, прятался под кроватью и подслушивал, как дядя Володя заклинает: «Вы перестанете пить от первого стакана, от первой рюмки водки…»

Табаков говорил, что настоящей войны не видел. Один лишь раз огромное красно-чёрное зарево полыхало над Саратовом, когда горел разбомбленный нефтезавод «Крекинг». Отец ушёл на фронт, мать очень долго болела, и всё время хотелось есть. Как только мать стала чувствовать себя лучше, родственник дядя Толя устроил её в госпиталь в Эльтоне – небольшом посёлке в Сталинградской области. Туда и переехали на два года. От Эльтона, писал Табаков, только отогнали немцев, в госпиталь доставляли раненых из-под Сталинграда и Курска.

Мать иногда приносила с работы оставшуюся еду, но кашей с мясом Лёлик все равно долго называл блюдо из подгоревшей пшенки – его собственное изобретение. Лёлик пел в палатах для раненых, и за выступления он получал компот или рисовую кашу с фруктами: «Это была еда избранных, то есть тяжелых больных». В Эльтоне был кинотеатр и героическое кино. Фрицы на экране выглядели совершеннейшими идиотами, и Лёлик никак не мог понять, почему, раз они настолько тупые, его отец воюет с ними уже два года.

После войны семья вернулась в Саратов. И мать записала Лёлика в шахматный кружок при Дворце пионеров. Вскоре туда по случайности зашла Наталья Сухостав, набирающая новичков в свой детский театр. Она попросила желающих играть на сцене пройти тест – громко, на весь зал произнести «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Лучше всех с задачей справился Лёлик – он был зачислен в труппу и скоро появился на сцене. В школу-студию МХАТ Табаков тоже поступил легко, хотя и написал во вступительном сочинении что-то противоречивое про выстрел «Авроры». Его за это лишили стипендии в первом семестре. Но дальнейшая учеба прошла весело и без напряжения.

С 1956 года Табаков уже на театральной сцене и в кино. Роли не всегда главные, но всегда яркие, запоминающиеся, блестящие. Играл женщин и мужчин с одной и той же лёгкостью. Переиграл людей во власти всех сортов и калибров – от председателя сельского райсовета до руководителя германской разведки Вальтера фон Шелленберга. После премьеры «Семнадцати мгновений весны» в киноклубе на Лубянке Юрий Андропов уединился с Табаковым, чтобы сказать ему: «Олег Павлович, это безнравственно – так играть гитлеровского генерала!» Племянница фон Шелленберга позже прислала Табакову открытку с благодарностью за доброту, с которой он подошёл к работе над ролью.

Табакова называли хулиганом – он подстраивал коллегам всякие мелкие неприятности ради смеха, имел по этому поводу скандалы за кулисами. Константин Райкин как-то сказал: «Олег Павлович слишком панибратствовал с Мельпоменой. Он, безусловно, выдающийся артист, но был бы ещё более выдающимся, если бы не дёргал её за хвост, за грудь, не шлёпал по заднице, по плечу. Никому это не позволено!» Табаков точно знал, что каждый сам определяет дозволенное – и да, он не был театралом, который падает ниц пред Мельпоменой. Он был из плоти и крови. Возможно, даже слишком для творческого человека ориентирован на жизнь телесную, чувственную.

О еде, например, мог говорить часами. Легко просил добавки понравившегося блюда, ел как истинный эпикуреец, не стесняясь внешних проявлений. Райкин рассказывал, что однажды в гостях у американского культурного атташе на Кутузовском проспекте в Москве уже известный советский актёр театра и кино Олег Табаков вылизал тарелку. Возможно, чтобы показать американцу, насколько вкусно ему было. Посмотрев в сильно округлившиеся глаза атташе в финале действа, Табаков сказал: «Прости, старик, у меня было голодное детство». И парой следующих движений языком довёл тарелку до совершенного блеска. Тот, забыв поменять выражение на лице, так в оторопи и застыл.

Удача улыбалась Табакову не всегда, кстати, а иногда он ею и вовсе пренебрегал. В 1967 году чешский режиссёр Карл Райш готовился снимать фильм «Айседора» с Ванессой Редгрейв в главной роли – Табакову была дана роль Есенина. Контракт на руках, с режиссёром полное взаимопонимание, европейская слава на горизонте – он не поехал. Отказался от работы, славы и баснословного по тем временам гонорара в сорок тысяч фунтов. Не смог оставить «Современник», «свой театр». Но и с «Современником», который он возглавил в 1970 году, через шесть лет пришлось почти расстаться.

С 1973-го он начал преподавать, через три года набрал свой курс. В конце 70-х начальник РСУ Бауманского района Юрий Гольцман помог студии Табакова получить в пользование подвал на улице Чаплыгина – бывший угольный склад, загаженный алкоголиками и бомжами. Вместе со студийцами они вынесли всю грязь и смрад подвала, отмыли его, отремонтировали и начали репетировать. Мытьё сортира собственными руками с тех пор стало неизменным пунктом образовательной программы Табакова – пример подал он сам.

В начале 80-х в их репертуаре было уже шесть спектаклей. О них писали ведущие театральные критики СССР, министр культуры Демичев приглашал на их спектакли своих коллег из социалистических стран. Вскоре ЦК комсомола послал студию на гастроли в Венгрию, и их спектакль имел там успех. В общем, театр был готов к запуску, но в конце концов Министерство культуры отказалось выдавать разрешение на открытие, мотивируя это «политической незрелостью» Табакова и его «непредсказуемым поведением». Драматург Виктор Розов, один из подписантов прошения о создании театра, вернулся с заседания в министерстве с такими словами: «Вы знаете, Олег, а ведь никто про вас хорошего слова не сказал. Понимаете, какая вещь?»

Табаков понимал. Театр остался на полулегальном положении, существовал, как и прежде, на деньги Табакова – ему, как и прежде, помогали власти района. Тем временем «Современник» отказался принять студийцев в труппу, объясняя решение, опять же, непредсказуемостью Олега Павловича. Студийцы печально разошлись по разным театрам. Впрочем, Табаков бы не был Табаковым, если бы в итоге всё не закончилось успехом – спустя ещё семь лет «Табакерка» стала театром.

В предисловии к его воспоминаниям – книжке «Моя настоящая жизнь» – Анатолий Смелянский называет его человеком, «страдавшим комплексом полноценности». И это очень точно. В начале рассказа Табакова о его жизни есть вот какая подробность: «Я появился на свет желанным ребенком. Хотя много позже мама призналась, что тогда она училась на пятом курсе медицинского факультета, и в ее планы не входило заниматься деторождением. Меня старались, как бы это сказать… В общем, извести. Но не тут-то было. Так что живучесть, бойкость и развитый инстинкт самосохранения считаю своими врожденными качествами».

Три театра за одну жизнь, больше 200 ролей на сцене и в кино, не считая озвучки и радиоспектаклей. Он сам поставил порядка 40 спектаклей в семи странах, создал актёрские школы в России и Америке, организовывал фестивали, проводил творческие вечера, терпел бесконечные комиссии и заседания. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», кавалер французского Почетного легиона, обладатель 25 театральных и кинопремий. В 2012 году он стал доверенным лицом кандидата в президенты Владимира Путина – оппозиционная общественность шикала: стелется, дескать. Кому «стелется», кому «дослужился». Сам Табаков по этому поводу эмоций не высказывал, принял как должное. Когда интервьюеры выстраивали перед ним ряд его заслуг, удач и несомненных достижений, он лишь бровью поводил: ну да, дескать, было. Константин Богомолов, узнав о его смерти, написал: «Табаков – это глагол». Бесконечно жаль, что этот глагол принял форму законченного действия. Но сам Табаков говорил: «Я знаю, откуда пришёл, и я знаю, что жизнь после меня не остановится».

Олег Павлович Табаков родился в Саратове в семействе врачей 17 августа 1935 года. Детские годы будущей знаменитости проходили в коммунальной квартире. С малых лет Табаков увлекался чтением и театром. Обучался Олег Павлович в мужской Саратовской средней школе. Кроме того, мальчик посещал театральную студию и кружок «Молодая гвардия» при Дворце пионеров. В то время деятельность «Молодой гвардии» курировала Наталья Иосифовна Сухостав, которую артист и по сей день называет своей «крестной матерью» в актерской профессии. Занятия с Натальей Иосифовной оказали огромное влияние на выбор деятельности Олега Табакова.

Закончив обучение в школе, Олег Павлович отправился в Москву, где подал заявление сразу в два высших учебных заведения: ГИТИС и Школу-студию МХАТ. В результате молодому человеку удалось вступить в оба института. Олег Табаков решил остановить свой выбор на МХАТе, который всегда для него был олицетворением «вершины театральной педагогики».

С 1953 года обучался на курсе Василия Осиповича Топоркова. Являясь студентом третьего курса, сыграл дебютную роль в кино, приняв участие в съемках картины «Саша вступает в жизнь». Постановщиком киноленты выступил Михаил Швейцер.

В 1957 году О.Н. Ефремовым была создана Студия молодых актеров, которая впоследствии преобразовалась в театр «Современник». К слову, Табаков оказался самым юным из шести основателей театра. Дебютной работой Олега Павловича на театральной сцене стала роль студента Михаила в постановке «Вечно живые».

Артист проработал в театре «Современник» с 1957 года по 1983 год.

В 1968 году артиста пригласили в Прагу в театр «Чиногерны клуб», где ему удалось сыграть свою любимую роль – Хлестакова в постановке «Ревизор».

С 1965 года являлся членом КПСС. В 1970 году О.Н. Ефремов получил пост художественного руководителя МХАТ, после чего Табакову досталась должность директора «Современника». На этом посту артист пробыл 6 лет.

В 1973 году Олег Табаков начал обучать юные таланты актерскому мастерству. Олег Павлович собрал группу единомышленников-волонтеров и устроил беспрецедентную акцию: был объявлен набор в драмкружок. Артист прослушал более трех тысяч человек и из них отобрал всего 49 претендентов-старшеклассников. «Драмкружок» был размещен во Дворце пионеров имени Крупской, и в нем дети учились по вузовской программе. Юным студентам преподавали историю русского театра, историю мирового искусства, пластику и сценическое движение.

Через три года Олег Павлович на базе ГИТИСа решил набрать курс из двадцати шести человек, основой которого оказались те, кого он выбрал для собственного «драмкружка».

В 1877 году Олег Табаков получил звание Народного артиста РСФСР.

С 1980 года в течение двух лет в Хельсинкской театральной академии читал лекции. Впоследствии с финскими студентами поставил дипломную постановку «Две стрелы».

В 1982 году Табаковым был набран новый актерский курс, который спустя несколько лет оказался базой труппы нового театра.

Через год стал актером МХАТа, где воплотил один из образов в пьесе П. Шеффера «Амадей». Артисту досталась партия Сальери.

В 1986 году первый заместитель министра культуры решил подписать приказ о создании нескольких столичных театров-студий. Среди их числа оказался и театр-студия Олега Павловича.

Также с 1986 года и на протяжении шестнадцати лет занимал должность ректора Школы-студии МXАТ.

В 1988 году получил звание народного артиста СССР.

В 1992 году Олегом Павловичем была основана Летняя школа имени К.С. Станиславского в США (Бостон).

С 2001 года занимал должность художественного руководителя МХАТ имени А.П. Чехова, которую совмещал с постом художественного руководителя Московского Театра О.П. Табакова.

Был награжден множеством премий и призов. Среди них были: Премия Президента РФ в области литературы и искусства, Орден Трудового Красного Знамени, Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени и многие другие награды. За свою творческую жизнь снялся в более 120 кинофильмах, среди которых наиболее известны роли в картинах «Мэри Поппинс, до свидания!», «Ширли-мырли», «Сирота казанская», «Кадриль», «Диверсант. Конец войны», «Что сказал покойник» и многие другие.

Первой женой артиста стала Людмила Крылова, являющаяся заслуженной артисткой РСФСР. В 1960 году в семье родился сын Антон, который впоследствии стал ресторатором и артистом. В 1966 году родилась дочь Александра, также связавшая свою жизнь с актерством.

Второй супругой знаменитости стала артистка Марина Зудина, которая в 1995 году родила ему сына Павла, а в 2006 году дочь Машу.

Олег Табаков - публичная личность, привыкшая к повышенному вниманию общественности и прессы. На ряд вопросов о своей карьере, семье и многом другом Табаков ответил в книге-автобиографии под названием «Моя настоящая жизнь».

February 12th, 2009

Право, я удивлена их удивлением. Олег Палыч Табаков на протяжении поледних лет 20 без устали поливает СССР:

- в: Мы спасли страны Восточной Европы от фашизма, но привили им социализм с не очень человеческим лицом. То есть, на ваш взгляд, сделали им больше хорошего или дурного?
о: Лен, мы самим себе сделали столько дурного... 72 года лжи и разрушения.
в: Ну, подождите, Олег Павлович, неужели за 72 года не было ничего созидательного? И совсем не было правды? Ведь это не так.
-о: Когда я говорю "ложь", я имею в виду глобальные, основополагающие вещи. Для меня, например, Великая французская революция — ложь. И идею "грабь награбленное", в каком бы виде она ни преподносилась, я считаю безусловно скотской. ...
Я не идиот и не ханжа, и, конечно, целую эпоху черной краской мазать не собираюсь, но мне диктатура рабочих и крестьян глубоко не симпатична."
(Сайт: Известия Статья: За те слезы, которые были пролиты на нашей земле, Богу было угодно повысить цену за баррель нефти до 95 долларов Дата публикации: 26.12.2007)

"- Исторические персонажи, вызывающие у вас презрение?

Сталин. Презираю и брезгую.

- Военное событие, достойное, по-вашему, наибольшего восхищения?

Восхищения?! Да ну, чушь собачья. Не может такого быть.

- А победа во Второй мировой?

Это не военное событие. Это боль наша, и слезы наши, и потери наши."
(Сайт: Театральные Новые известия Статья: О.П.Т. в розницу Дата публикации: 01.09.2005)

Полагаю, достаточно? Отчего же именно сегодня вдруг все так изумились?

Меня же заинтересовали корни этой животной ненависти у актера успешного, обласканного Советской властью. Как хотите, но я уверена, что корни всегда закладываются в семье.

Олег Павлович везде и охотно говорит о своей «мордовской четвертинке», которая досталась ему от батюшки, Павла Кондратьевича Табакова. Выходец из крестьян, тот стал зав.лабораторией НИИ «Вирус» (в чем, безусловно, виновата Советская власть). Впрочем, батюшка довольно скоро ушел из этой семьи.

Но нигде не упоминает Табаков кровь и фамилию своей матушки. Только в одном из интервью мелькнула «сводная сестра Мирра», а в другом - первый муж матушки Гуго Юльевич Гольдштерн.

Ну, нашла, наконец…

Березовская была матушка. Мария Березовская.

После этого особо теплые отношения Табакова с незабвенным нашим олигархом Борис Абрамычем становятся как-то особенно понятны. Скорее всего, наблюдаются там родственные отношения.

Как хотите, но эта особая, животная ненависть советских евреев к СССР - в семье она воспитывалась, в семье…

"... а бывает мерзкий, но милый ."
О. Табаков.
часть вторая.

(по итогам обсуждения)

Детство.

Мама (она была врач-рентгенолог) работала на трех ставках - в областном кожвендиспансере, поликлинике облпартактива и поликлинике ГБ.
http://1001.vdv.ru/books/people/mivl10.htm

Коммерческая жилка Собственно, сочетание ак-терского таланта и коммерчес-кой жилки проявилось у сына медицинских работников весь-ма рано. Во-первых, в свобод-ное от учебы время Олег зани-мался в драматической студии при саратовском Доме культу-ры, где и понял, что у станка ему отныне не стоять. Во-вто-рых, по воспоминаниям самого артиста, он скупал по десять-пятнадцать книжек приложений к журналу Красноармеец, в которых издавались популяр-ные тогда произведения Ардо-ва, Ильфа и Петрова, Алексея Толстого, ждал, пока их разбе-рут в магазинах, и распродавал знакомым слегка дороже, чем покупал.
http://www.utro.ru/articles/life/2000/06/28/200006280458041914.shtml


Молодость

В 30 лет я уже имел орден, медаль, звание лауреата Государственной премии, звание заслуженного артиста РСФСР и лауреата премии Московского комсомола. Немало. Вступая в партию, я понимал: это моя партия, и я думаю, как сделать ее лучше. С такими мыслями вступал.

Так же думаю и сегодня . (1986 г)

http://1001.vdv.ru/books/people/mivl10.htm

А до этого я был комсоргом, до этого председателем местного комитета, до этого парторгом. Но я никогда не был, как бы сказать таким активно действующим ни тем, ни другим, ни третьим, не выступал там на каких-нибудь ну, не важно.

http://www.echo.msk.ru/programs/beseda/15680.phtml/

У меня было четыре сберкнижки. На одну шли деньги от телевидения и радио, на вторую — кино, на третью — зарплата, на четвертую — доходы от сказки «Белоснежка и семь гномов», которую я поставил в 1960-е. Помню, сын моего дружка, занимавший в то время очень большой пост, позвонил мне возбужденный: «Дядя Олег! Все деньги до завтрашней ночи надо срочно перевести в свободно конвертируемую валюту». У меня пошла злоба из ушей, я стал нецензурно браниться. Сейчас понимаю, что сделал большую глупость: все 140 тысяч, которые были на этих книжках, грохнулись. Тем, кто не помнит: 140 тысяч — это 14 автомобилей «Волга».
http://www.sb.by/?area=content&articleID=61931&country=Russiafontsize/8/fontsize/8/fontsize/8/fontsize/8/

Зрелость

Однажды в обеденый перерыв Олег Павлович Табаков, который по сей день во многих интервью называет себя "чревоугодником", решил воспользоваться законным правом поесть по полной программе закусочки, супчик, второе, десерт, компот... И тут по трансляции раздался голос помрежа: "Олег Табаков, на сцену! На лице артиста проявилось огорчение, даже разочарование. Лучше всех это было заметно Валентину Гафту, который со своим подносом как раз в этот момент садился за столик Табакова. Олег Павлович оказался в замешательстве: не пойти нельзя, а если оставить еду на столе, Гафт может все съесть... Или сделать еще что-нибудь нехорошее... Замешательство, однако, было секундным, Табаков очень быстро нашел простой выход из ситуации и обратился к коллеге:

Валя, я сейчас бегу на сцену, но скоро вернусь. А чтобы тебя мой обед не соблазнял, вот: тьфу, тьфу, тьфу! и он плюнул в каждую из своих тарелок, и даже в компот.

Гафт возмутился:

Олег! Что это ты себя так неинтеллигентно ведешь?! Тут между прочим люди обедают... А ты плюешься! Ну что это такое: тьфу, тьфу, тьфу! - и он еще раз плюнул в каждую из тарелок Табакова.

http://www.levdurov.ru/forum/printthread.php?s=6bd6179e4e71aeb52e70b5137afa57f5&threadid=838

Получилось так, что Лелик взял на себя бразды правления директорские. И первое время все было замечательно до той поры, пока Валя Гафт на каком-то собрании, когда Лелик призывал к дисциплине, не послал его на три буквы в буквальном смысле слова под общий хохот и улюлюканье всех.

Нынче Табаков таит обиду на некоторых своих коллег из Современника, которые вычеркнули, назвав "позорными", шесть с половиной лет его директорства, на протяжении которых он так много сделал для театра. Увы, Олегу Павловичу числили именно эту, спасительную для труппы пробивную силу, умение приспособиться к властям предержащим. "Я был тогда этаким "любимцем партии и народа", - констатирует он, - тем сложнее давалась мне жизнь в этом обществе (коллективе Современника), чем более я был обласкан, востребован и благополучен".

МХАТ им. Чехова

...Историческим событием становится и матерщина, полившаяся с МХАТовской сцены (или теперь с МХТовской?).http://scepsis.ru/library/id_455.html

Возглавив МХАТ, Табаков сделал его феноменом эпохи потребления, создал новый "Славянский базар", где, как в сегодняшней Москве, есть всё.

Стратегия табаковского выбора укладывается в одно слово - "всеядность". Некогда "художественный и общедоступный", сейчас сделал выбор в пользу последнего.

В репертуаре возник спектакль, на который не допускаются дети до 16-ти. Десятиминутный монолог (талантливо сыгранный) - сплошной мат. Здесь больше не страшатся грубости на сцене - в ней, радуясь, узнает себя нарастающая грубость жизни.

Главный феномен нынешнего МХАТа - с очередями, аншлагами, ломовыми сборами и аплодисментами, - мертвый воздух сцены. http://www.smotr.ru/2004/pressa/mn030904.htm

Гастрольная афиша спектакля МХТ им. Чехова (худ.рук. О.Табаков)

БА! КАКИЕ ЛЮДИ!

Открытое письмо Председателю Мосгордумы В.М. Платонову, мэру г. Москвы Ю.М. Лужкову
- Wednesday, October 17, 2007 at 12:26:51 (PDT)

Уважаемые Владимир Михайлович и Юрий Михайлович!

Просим Московскую городскую думу и правительство Москвы рассмотреть и решить вопрос о присвоении одной из новых улиц столицы имени Рауля Валленберга.

Рауль Валленберг - шведский дипломат, который в 1944 году спас десятки тысяч венгерских евреев от уничтожения в немецких лагерях смерти и от рук венгерских салашистов. ...

Людмила АЛЕКСЕЕВА, председатель Московской Хельсинкской группы; Екатерина ГЕНИЕВА, директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы; Алла ГЕРБЕР, президент всероссийского Фонда «Холокост»; Сергей КОВАЛЕВ, председатель российского «Мемориала» и Фонда Андрея Сахарова; Владимир ЛАКШИН, священник, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке, Москва; Владимир ЛУКИН, уполномоченный по правам человека РФ; Сергей МИРОНЕНКО, директор Государственного архива РФ; Ефим ПИВОВАР, ректор Российского государственного гуманитарного университета; Анатолий ПРИСТАВКИН, писатель, советник президента РФ; Наталья СОЛЖЕНИЦЫНА, президент Русского общественного Фонда Александра Солженицына; Олег ТАБАКОВ, народный артист СССР, художественный руководитель и директор Московского Художественного театра имени Чехова

Российский и советский актер, народный артист СССР Олег Табаков скончался на 83 году жизни в Москве. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу театра Табакова.

В последние месяцы он тяжело болел. В ноябре 2017 года сообщалось, что . Спектакли с участием актера были отменены.

Досье

Олег Павлович Табаков родился 17 августа 1935 года в Саратове в семье врачей — Павла Табакова и Марии Березовской . О происхождении своих родителей Табаков рассказывал так: «Мой папа Павел Кондратьевич Табаков — родом из мещан, более ранние предки — из крепостных, предки со стороны мамы — из сословия землевладельцев. Я на четверть украинец, на четверть поляк, на четверть мордвин, на четверть русский. Корни у меня здоровые, энергетика от отца досталась».

Во время Великой Отечественной Войны его отец ушел добровольцем на фронт, служил начальником военно-санитарного поезда № 87, побывал почти на всех фронтах: на Кавказе и Южной Украине, под Сталинградом и в Румынии, был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».

Мать работала в военном госпитале, в 1943 году вместе с детьми она переехала в город Эльтон, на севере Прикаспия. После войны родители Табакова расстались, и мать в 1945 году вместе с детьми вернулась в Саратов.

Образование

Табаков хорошо учился в школе, увлекался литературой. В старших классах посещал театральный кружок «Молодая гвардия» при местном Дворце пионеров и школьников, был ведущим детско-юношеских передач на саратовском радио.

В 1953 году подал заявления в ГИТИС и в Школу-студию МХАТ имени Владимира Немировича-Данченко. Он был принят сразу в два института по итогам вступительных экзаменов, однако выбор свой молодой Табаков остановил на Школе-студии МХАТ.

В 1957 году закончил Школу-студию (ВУЗ) имени Владимира Немировича-Данченко при МХАТ имени Антона Чехова.

Артист московского театра «Современник» Олег Табаков в роли Олега в спектакле В. Розова «В поисках радости». 1960 г. Фото: РИА Новости / Михаил Озерский

Карьера

Первый успех на сцене пришел к Олегу Павловичу на втором курсе, когда он сыграл Хлестакова в спектакле «Ревизор». Помимо занятий в Школе-студии Табаков посещал «ночную студию» известного театрального педагога и режиссера Петра Ершова .

Свою первую роль в кино Олег Павлович сыграл, будучи студентом третьего курса, в кинофильме «Саша вступает в жизнь» режиссера Михаила Швейцера .

С 1957 года играл в Студии молодых актеров (ныне «Современник»), успех ему принесли роли в спектаклях «Голый король», «Три желания», «Всегда в продаже», «Обыкновенная история». Стал одним из основателей театра. Всего за первые три года работы им было сыграно более 15 ролей.

В 1966 году сыграл юного идеалиста Александра Адуева в спектакле Галины Волчек «Обыкновенная история». Спектакль со временем был удостоен Государственной премии СССР.

С 1957 года работал на телевидении, был одним из первых актеров, принимавших участие в телеспектаклях, транслировавшихся в прямом эфире.

Как режиссер Табаков дебютировал в 1968 году, поставил дипломный спектакль в набранной театром молодежной студии.

В 1974 году начал работать со старшеклассниками в «драмкружке» во Дворце пионеров имени Надежды Крупской, где дети обучались по вузовской программе: им преподавались история мирового искусства, история русского театра, сценическое движение и пластика.

В 1976 году покинул пост директора «Современника», работал на радио и снимался в кино, а также много времени уделял преподавательской работе. На базе ГИТИСа он набрал курс из двадцати шести студентов.

В 1977 году он организовал «Табакерку», где студенты начали выступать со своими спектаклями.

В 1986 году открыл Театр-студию под руководством Олега Табакова.

В том же году Олег Павлович стал ректором Школы-студии МХАТ и оставался на этой должности вплоть до 2000 года.

Олег Табаков на репетиции, 1982 г. Фото: РИА Новости / Владимир Вяткин

В 1983 году по приглашению Ефремова перешел в МХАТ. Первой его работой в этом театре стала роль Сальери в пьесе Питера Шеффера «Амадей».

В 1987 году в результате конфликта внутри труппы МХАТа произошло ее разделение на два театра: МХАТ имени Чехова под руководством Ефремова и МХАТ имени Горького под руководством Татьяны Дорониной . Табаков последовал за Ефремовым.

В 1990-е гг. продолжал активно работать в театре и сниматься в кино, не оставляя преподавательской деятельности.

В 1990 году Табаков основал в Бостонском университете театральную студию «Russian-American Performing Arts Center». В ней начали работать многие преподаватели Школы-студии МХАТ.

В 1994 году Табаков впервые выступил в качестве продюсера пьесы Брисвиля «Ужин» с Арменом Джигарханяном в роли Фуше и собой в роли Талейрана.

В 1995 году снялся в комедии Владимира Меньшова «Ширли-Мырли», где сыграл пьяницу по фамилии Суходрищев.

В 2001 году Табаков был назначен художественным руководителем театра МХТ им.А.П. Чехова.

В 2010 году открыл театральный колледж при театре Табакова.

30 января 2011 года Олег Павлович попал в больницу с диагнозом аритмия сердца. В следующем месяце Табаков был дважды прооперирован в Кардиоцентре имени Бакулева.

В феврале 2012 года был включен в список доверенных лиц Владимира Путина , кандидата на президентских выборах.

Избранные спектакли

  • 1959 — «Пять вечеров» А. Володин. Постановка О. Ефремова, М. Кедрова и Г. Волчек
  • 1985 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского. Постановка В. Я. Станицын
  • 1987 — «Чайка» А. Чехова. Постановка О. Н. Ефремова
  • 1990 — «Обыкновенная история». Виктор Розов по Ивану Гончарову
  • 1990 — «Матросская тишина» А. Галича
  • 1992 — «Горе от ума» А. Грибоедова. Постановка О. Н. Ефремова
  • 2001 — «Кабала святош» М. Булгакова. Постановка А. Я. Шапиро
  • 2000 — «На дне» М. Горького. Постановка А. Я. Шапиро — Лука
  • 2004- «Дядя Ваня». А. П. Чехова. Режиссёр М. Карбаускис
  • 2004 — «Тартюф» Ж. Б. Мольера. Режиссёр Н. Чусова

Избранные киноработы

  • «Война и мир» (1967)
  • «Гори, гори, моя звезда» (1969)
  • «Семнадцать мгновений весны» (1973)
  • «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977)
  • «Д’Артаньян и три мушкетера» (1978)
  • «Москва слезам не верит» (1979)
  • «Человек с бульвара Капуцинов» (1987)
  • «Ширли-мырли» (1995)
  • «Царская охота» (1990)
  • «Статский советник» (2005) и др.

Звания

  • Заслуженный артист РСФСР (1970).
  • Народный артист РСФСР (1977).
  • Народный артист СССР (1988).
  • Почётный член Российской академии художеств (8 октября 2008).
  • Почётный гражданин Саратовской области.

Личная жизнь

Дважды женат. Имеет двух сыновей и двух дочерей.

Первой супругой Табакова была актриса Людмила Крылова , в браке с которой у них в 1960 году родился сын Антон , а спустя шесть лет дочь Александра .

Второй супругой Олега Павловича стала актриса его театра-студии Марина Зудина . В 1995 году у супругов родился сын Павел , а в 2006 году дочь Мария .

Место рождения: Саратов, Россия
Дата рождения: 1935-08-17
Рост (в метрах): не определен
Национальность: Русский
Биография:

ТАБАКОВ Олег Павлович
Народный артист СССР. Киноактёр. Художественный руководитель МХАТ им.А. П. Чехова.
Основатель, художественный руководитель Театра под руководством Олега Табакова. Член Совета по культуре при Президенте РФ.

Родился 17 августа 1935 года в г. Саратове в семье врачей - Павла Кондратьевича Табакова и Марии Андреевны Березовской, прекрасно образованных русских интеллигентов.

Ранее детство провёл с любящими родителями и бабушками. Его семья познала все тяготы войны: отец ушёл на фронт, возглавивив военно-санитарный поезд № 87, мать, чтобы прокормить детей, работала в эльтонском военном госпитале. После войны родители расстались.

Олег Табаков учился в мужской средней школе № 18 города Саратова. Решающее влияние на выбор профессии оказали занятия (1950-1953) в театральном кружке «Молодая гвардия» Саратовского дворца пионеров и школьников, руководимом уникальным педагогом театрального мастерства Натальей Иосифовной Сухостав, ставшей «крёстной матерью» в профессии для ста шестидесяти актёров.

В 1953 году Олег Табаков поступил в Школу-студию МХАТ, на курс Василия Осиповича Топоркова. Был одним из лучших студентов. Учась на третьем курсе, сыграл свою первую роль в кино в фильме «Саша вступает в жизнь» режиссёра Михаила Швейцера.

В 1957 году под крышей Школы-студии МХАТ О. Н. Ефремов создал Студию молодых актёров, преобразовавшуюся впоследствии в театр «Современник». Ефремов оказал большое влияние на окончательное профессиональное становление Табакова. По словам Табакова, Современник стал одновременно и «…подтверждением величия Московского Художественного театра, его методологии, учения Станиславского и Немировича-Данченко о живом актёре, живой жизни человеческого духа, воспроизводимой на сцене сегодня, здесь, сейчас», и «новым организмом, по сути дела взрывающим МХАТ изнутри… Вполне закономерно, что МХАТ не принял и не вобрал в себя Студию молодых актёров, что, может быть, было одной из трагических ошибок этого театра…» «Современник» стал самостоятельной единицей, а Олег Табаков - самым молодым из шести основателей нового театра. Роль студента Миши в спектакле «Вечно живые» стала его первой работой в театре. С 1957 по 1983 год Олег Табаков являлся ведущим артистом «Современника». Его роли в спектаклях «Голый король», «Три желания», «Всегда в продаже», «Обыкновенная история» снискали невероятный успех. Одновременно с этим Табаков - один из наиболеее востребованных и известных артистов отечественного кинематографа. Много работал на радио. В 1968 году, по приглашению театра «Чиногерны клуб», Олег Табаков сыграл в Праге свою самую любимую роль - Хлестакова в спектакле «Ревизор». Оглушительный успех за границей окончательно утвердил «звёздный» статус тридцатитрёхлетнего артиста среди театральных мастеров международного класса. Абсолютно естественным для Табакова является стремление «…постоянно осваивать новые высоты в профессии,… что привело меня к делу, казалось, совершенно неожиданному…» В 1968 году Табаков поставил дипломный спектакль «Женитьба» в молодёжной студии, набранной «Современником». Первый опыт преподавательской деятельности послужил основой для будущего.

В 1970 году, после назначения О. Н. Ефремова художественным руководителем МХАТ, Табаков принимает решение стать директором театра, и одновременно с этим способствует утверждению Г. Б. Волчек на должность главного режиссёра театра «Современник». Директорство Табакова продолжалось шесть лет, и принесло театру немало пользы.

В 1973 году Олег Табаков, преуспевающий и максимально загруженный человек, принимает неожиданное решение - взять на себя ещё одну ношу: обучать молодых актёрскому ремеслу. Собрав команду единомышленников-волонтёров (куда входили В. Фокин, А. Дрознин, К. Райкин, А. Леонтьев, И. Райхельгауз, В. Поглазов, С. Сазонтьев), Табаков устроил беспрецедентную акцию: объявив набор в драмкружок, прослушал три с половиной тысячи претендентов-старшеклассников, и отобрал всего 49 человек. В этом «драмкружке», располагавшемся во Дврце пионеров им. Крупской, дети обучались по вузовской программе: им преподавались история мирового искусства, история русского театра, сценическое движение и пластика. В 1976 году Олег Табаков на базе ГИТИСа набрал курс из двадцати шести студентов, основой которого стали те, кого он привёл из своего «драмкружка»: Н. Лебедева, И. Нефёдов, Л. Кузнецова, М. Овчинникова, В. Никитин, А. Якубов, О. Топилина и К. Панченко. Среди пришедших поступать учиться у Табакову «самотёком» была Елена Майорова. Открылась новая страница в жизни Табакова - профессиональное преподавание. Своему первому курсу Табаков отдал максимум. Программа обучения сильно отличалась от существовавшей в институте театрального искусства. Табаковским «первенцам» достались и чтение «запрещённой» литературы, и встречи с Высоцким, Окуджавой, Шверубовичем, и другими знаковыми фигурами того времени. Мастер всегда был щедр к ученикам, посвящая занятиям всё своё свободное время.

В 1977 году, с помощью начальника Бауманского РСУ Ю. Л. Гольцмана, Табакову удалось получить бывший угольный склад на Чаплыгина, 1а. Собственными руками мастер и его курс очистили и отремонтировали заброшенное помещение, со временем превратившееся в знаменитый подвал «Табакерка».

В 1978 году состоялась премьера «подвала» - спектакль «С весной я вернусь к тебе» по пьесе А. Казанцева. Затем были «Две стрелы», «Прощай, Маугли!», «Белоснежка и семь гномов», «Страсти по Варваре». Студенты Табакова обучались мастерству, ежедневно участвуя в спектаклях. Вскоре «подвал» стал известен не только в Москве. С 1979 года о студии стали писать лучшие журналисты и критики того времени - А. Аджубей, Е. Сурков, А. Свободин, И. Соловьёва. После успешнейших гастролей студии в Венгрии стало очевидно, что на свет появился новый Театр. Однако официального статуса театру не дали. Запретом В. В. Гришина, первого секретаря МГК партии, была разрушена новая, чрезвычайно жизнеспособная и талантливая актёрская генерация, созданная и воспитанная Олегом Табаковым. «Современник», куда Табаков обратился с просьбой принять в труппу своих выпускников с уже сформированным и обкатанным репертуаром, отверг его предложение. «Современник» повторил ошибку МХАТ, отказавшего когда-то Студии молодых актёров. Шанс на обновление устоявшегося театра вновь был упущен.

С 1980 по 1982 год выпускники Табакова, вынужденные разойтись по разным театрам, продолжали собираться в «Табакерке» по ночам, репетировать и даже выпускали премьеры. В те годы вышли «Записки сумасшедшего», «Жак-фаталист», «Случай в зоопарке». Последней попыткой восстановить прежнюю жизнь подвала стал спектакль «Пролетарская мельница счастья», сорванный однажды из-за неявки неотпущенной с «основного места работы» актрисы. Жизнь подвала замерла.

В самое тяжёлое для себя время, в период «запрета на профессию», Табаков продолжал работать, читая лекции студентам Хельсинкской театральной академии. Поставил с финнами дипломный спектакль «Две стрелы».

1982 год - Табаков набирает новый актёрский курс, который через несколько лет станет основой труппы нового театра.

С 1976 по 1983 год Табаков оставался в «Современнике» на «разовых» ролях, и в 1983 году принял решение о переходе во МХАТ по приглашению О. Н. Ефремова. Первой ролью Табакова стал Сальери в пьесе П. Шеффера «Амадей». По сей день это один из наиболее посещаемых спектаклей театра.

1986 год - первый зам. министра культуры подписал приказ о создании трёх московских театров-студий, одним из которых был театр-студия под руководством Олега Табакова.

1 марта 1987 год - завершена реконструкция подвала на ул. Чаплынина, 1а. Табаков ставит спектакли в подвале, играет сам и воспитывает актёров, совмещая всё с необыкновенной лёгкостью. Характеризуя своё детище, Табаков называет «Табакерку» «нормальным, русским, традиционным, реалистическим психологическим театром». Реалистическим не в том смысле, что он чурается, к примеру, театра абсурда или того, что сам Табаков называет «театром правдоподобия невероятного» - Гоголя, Гофмана, Салтыкова-Щедрина. «…Наоборот, наш театр вбирает всё и от этого становится и более мощным, и более маневренным, и более полнокровным по звучанию. Театр интересен, когда он не просто тиражирует жизнеподобие, а когда пытается осуществлять езду в незнаемое…»

«Табакерка» создана Табаковым по всем правилам русского театра-семьи со своими законами и расстановкой сил, где есть мудрый «отец» и где происходит постоянное обновление, приток новых, талантливейших сил. Лучшие ученики Табакова выходят на профессиональную сцену, являясь студентами второго и даже первого курса Школы-студии МХАТ. Это - «стабильная и оправдывающая себя практика» обучения мастерству и достижения внутренней свободы, необходимой профессиональному актёру. В 1985 году Олег Табаков по просьбе Ефремова стал ректором Школы-студии МХАТ. Ему удалось сохранить традиции Студии, основанной Вл. И. Немировичем-Данченко. Уровень обучения всем предметам в Школе-студии остаётся высоким, университетским. Профессиональный отбор - чрезвычайно жёстким и однозначным. Слава Школы-студии МХАТ давно преодолела границы. Студенты со всего мира приезжают в Москву, познавать тайны ремесла. В 1990 году в Бостонском университете (США) Табаков основал “Russian-American Performing Arts Center” - «Школу Станиславского», как называют её американцы, где преподают многие преподаватели Школы-студии (Олег Табаков занимается с американскими студентами во время собственного отпуска).

1987 год - драматический раздел МХАТ на две группы. Табаков последовал за О. Н. Ефремовым во МХАТ им.А. П. Чехова. С 2001 года Олег Табаков параллельно совмещает следующее:

Художественное руководство, режиссура, участие в спектаклях «Театра-студии под руководством Олега Табакова»;
Работу во МХАТ им.А. П. Чехова в качестве актёра;
Обучение студентов и режиссура за границей;
Продюсирование;
Съёмки в кинофильмах.

2001 год - Олег Павлович Табаков назначен художественным руководителем МХТ имени А. П. Чехова, и теперь совмещает это с художественным руководством Московским Театром п/р О. Табакова.

С 2002 года Олег Павлович Табаков был удостоен следующих наград:

Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства;
Премия газеты «Московский Комсомолец» по итогам 2002-2003 гг. («Лучший дуэт» - спектакль МХТ имени А. П. Чехова «Копенгаген»);
Премия читателей газеты «Аргументы и факты» «Национальная гордость России»;
Премия «Чайка» в номинации «Сердце ангела» за продюсерские успехи;
Премия газеты «Московский Комсомолец» (роль Серебрякова в спектакле «Дядя Ваня»);
Премия газеты «Московский Комсомолец» (сезон 2 004-20-05 гг.) в номинации «Человек года»;
Премия «Чайка» в номинации «Патриарх».



Читайте также: