Х согласный глухой. §10

Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник Лопатин Владимир Владимирович

Глухие и звонкие согласные

Глухие и звонкие согласные

§ 79. Общее правило. Парные глухие согласные звуки п, ф, т, с (и соответствующие мягкие), к, ш на конце слова и перед глухими согласными могут передаваться соответственно буквами п или б , ф или в , т или д , с или з , к или г , ш или ж . Теми же буквами могут передаваться парные звонкие согласные звуки б, в, д, з (и соответствующие мягкие), г, ж перед парными же звонкими согласными (кроме в ). Чтобы правильно написать в этих случаях согласную букву, нужно подобрать другую форму того же слова или другое слово, где в той же значимой части слова (том же корне, приставке, суффиксе) проверяемый согласный находится перед гласным или перед согласными р, л, м, н, в (и соответствующими мягкими), а также перед j (на письме - перед разделительными ъ и ь , см. § 27-28). Примеры:

Согласные в корнях и суффиксах:

1) на конце слова: дуб (ср. дуба, дубок ), глуп (глупа, глупый ), грабь (грабить ), сыпь (сыпать ), нос (носы ), воз (возы ), год (года ), крот (крота ), женат (женатый ), рукав (рукава ), кровь (крови, кровью ), штраф (штрафы, штрафовать, штрафной ), вымок (вымокать, мокнуть, мокрый ), синяк (синяки ), мог (могут, могла ), малыш (малыша, малышня ), монтаж (монтажа, монтажный ), дрожь (дрожи, дрожать ); ср. изморозь (изморози, морозы, морозить ) и изморось (измороси, моросить );

2) перед согласными:

а) перед глухими: дуб ки (ср. дубы, дубок ), тряп ка (тряпок, тряпочка, тряпица, тряпьё ), куп ца (купец ), ов ца (овец ), лов кий (ловок ), рукав чик (рукава ), шкаф чик (шкафы ), низ кий (низок ), мис ка (мисок ), Вась ка (Вася ), Кузь ка (Кузя, Кузьма ), кад ка (кадок ), мет кий (меток ), ког ти (коготь ), лок ти (локоть ), бег ство (бегу, беглый ), лож ка (ложек, ложечка ), комнатуш ка (комнатушек ), крылыш ко (крылышек ); ср. вперемеж ку (перемежаться ) и вперемеш ку (перемешать ), суп чик (супы ) и суб чик (субъект );

б) перед парными звонкими (кроме в ): молоть ба (молотить ), свадь ба (свадеб, свадебный ; не проверять словом сватать ), ходь ба (ходить ), прось ба (просить ), резь ба (резать ), волш ба (волшебный ), бож ба (божиться ), враж да (вражеский ), ж гу (жёг, обжигать ), ж дать (поджидать ).

Исключения: в словах отверстый и разверстый пишется с , хотя имеются глаголы отверзать (ся ), отверзнуть (ся ) и разверзать (ся ), разверзнуть (ся ). В словах абстракция, реакция, коррекция пишется к (хотя абстрагировать, реагировать, корригировать ), в слове транскрипция пишется п (хотя транскрибировать ); в этих случаях на письме отражаются чередования согласных в языке-источнике (латинском). О соотношениях типа прогноз - прогностический, диагноз - диагностика см. § 81, п. 2, Примечание 1.

Примечание. В некоторых словах буквой г передается звук х : бог (бога, боги ), лёгкий, легче (лёгок ), мягкий, мягче (мягок, мягонький ). Слова мягкий, мягче, размягчить и т. п. не следует проверять словами типа мякоть, размякнуть, размякать .

Согласные в приставках (перед глухим или парным звонким согласным, кроме в ): в ходить, в бивать (ср. войти, влезать ), над колоть (надрезать, надорвать ), об тесать, об жарить (оборвать, обрубить, объехать ), от говорить, от зыв, от советовать (отучить ), под кинуть, под бросить, под сылать (поднести, подослать ), с делать, с хитрить (суметь, смочь, свалить ), Пред карпатье (Предуралье ).

Примечание. О правописании приставок, оканчивающихся на з , см. § 82.

§ 80. Написание непроверяемых согласных в корнях определяется в словарном порядке, напр.: аб сент, аб солютный, анек дот, ап тека, ап сида, ас бест, аф ганцы, в друг, вок зал, в торой, г де, зиг заг, космонав т, об щий, оп том, оф сет, рюк зак, с бруя, тог да, ф тор, фут бол, эк замен .

Непроверяемыми являются согласные в следующих приставках, суффиксах, окончаниях.

Приставки. Буква к пишется в приставках экс- и экстра-: экс-чемпион, экс-президент, экстерриториальный, экстраординарный, экстра-класс . Буква с пишется в приставке дис-: дисквалификация, дискомфорт, диспропорция, дисгармония, дисбаланс ; ср., однако, дизассоциация, дизъюнкция , где перед гласным и перед j произносится и пишется з .

Суффиксы. Буква в пишется в суффиксах причастий и деепричастий ?вш (ий ), ?вши, ?в: отнявший, прочитавший, взявши, взяв, прочитав ; буква ж - в суффиксе наречий ?жды: дважды, единожды, четырежды ; буква д перед ц - в числительных, оканчивающихся на ?дцать, ?надцать: двадцать, тридцать, одиннадцать, шестнадцать .

Окончания. Буква в пишется на конце форм род. п. мн. ч. существительных типа домов, городов, стульев ; буква т - на конце форм 3-го лица ед. и мн. ч. глаголов: знает, спит, пишут, рисуют, ходят, ворчат ; буквы шь - на конце формы 2-го лица ед. ч. наст. - буд. времени: знаешь, пишешь, ходишь, дашь .

§ 81. Слова с сочетаниями согласных ск, ст, зг, зд . В этих сочетаниях первый согласный обычно является непроверямым. При написании слов, содержащих эти очень часто встречающиеся группы согласных, нужно руководствоваться следующими закономерностями сочетания букв.

1. В русском языке нет основ, оканчивающихся на буквосочетания сг, сд , а есть только основы на зг, зд (ь ); пишутся: мозг (мозга ), лязг, визг, мелюзга; дрозд, горазд, гвоздь, гнездо, звезда, поезд, проезд и т. п. В начале корней пишутся зг, зд : ни зги (не видно ), здесь, здоровье, здание ; исключение: сдоба, сдобный .

2. На конце основ преобладают буквосочетания ск, ст (ь ); пишутся: пуск (пуска ), поиск, риск, тоска, лоск, арабеск, Брянск, Курск , прилагательные с суффиксом ?ск- (царский, приморский, заводской ); хвост, лист, крест, куст, место, покамест, простой, чистый, месть, зависть, ненависть , слова с суффиксами ?ист (гитарист, футболист ), ?ость (смелость, жадность ), ?ист (ый ) (холмистый, прерывистый ), ?аст (ый ) (глазастый, зубастый ). То же сочетание ст - в суффиксах ?ств (о ) (богатство, колдовство, казачество ), ?ственн (ый ) (женственный ), ?ствова (ть ) (злобствовать, бодрствовать ), в приставке пост- (постмодернизм, постсоветский ), в окончании ?ст (даст, надоест ).

В начале основ и корней буквосочетания зк, зт отсутствуют, а пишутся ск, ст , напр.: скрести, скрип, скула, стена, стон, ступать, страна .

Примечание 1. Буквосочетание ст в составе основ существительных и прилагательных пишется также в тех словах, где на месте ст в других родственных словах имеется сочетание зм , напр.: саркастический (ср. сарказм ), спастический, спастика (спазм ), атавистический (атавизм ), афористический, афористика (афоризм ), снобистский (снобизм ), большевистский (большевизм ), энтузиаст (энтузиазм ); в нескольких словах (иноязычных заимствованиях) сочетанию ст соответствует в однокоренных словах согласная з : прогностический, прогностика (прогноз ), диагностический, диагностика, диагност (диагноз ), парафрастический (парафраза ), перифрастический (перифраза ).

Примечание 2. Буквосочетание зт встречается только на стыке корня с суффиксом неопределенной формы (инфинитива) глагола: лезть, грызть, ползти, везти ; буквосочетание зк - только на стыке корня и суффикса ?к- , напр.: близкий, мерзкий, смазка, повозка, стрекозка . Во всех этих случаях согласная з проверяется по общему правилу § 79.

§ 82. Приставки, оканчивающиеся на з/с . Приставки без-, вз-, воз-, из-, низ-, раз- (роз- ), через- (чрез- ) пишутся по особому правилу: перед буквами, передающими глухие согласные (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ ), в них пишется буква с , а в остальных случаях - буква з , напр.: бесполезный, вспахать, воспользоваться, искусать, иссохнуть, исчислить, ниспровергнуть, растоптать, расфасовать, расхожий, расценка, расшевелить, расщепление, роспись, чересполосица; но: бездарный, безвольный, безвкусный, безотказный, вздремнуть, возбудить, избить, износить, низвести, разрубить, розыск, череззерница, чрезмерный .

Примечание. В составной приставке испод- пишется буква с : исподлобья, исподтишка, исподнизу .

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗВ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИМ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭК) автора БСЭ

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

Из книги автора

2.15. Звонкие и глухие согласные Согласные различаются не только по твердости / мягкости, но и по звонкости / глухости. При произнесении конечные звонкие согласные оглушаются: дуб – ду[п], залив – зали[ф], стог – сто[к]. Однако замена при произношении звонкого согласного [г]

Из книги автора

§ 8. Звонкие и глухие согласные 1. Для проверки написания сомнительной согласной нужно изменить форму слова или подобрать родственное слово, с тем чтобы за проверяемым согласным стоял гласный звук или один из согласных л, м, н, р. Например: смазка – смазать, молотьба –

Из книги автора

§ 8. Звонкие и глухие согласные 1. Для проверки написания сомнительной согласной нужно изменить форму слова или подобрать родственное слово, с тем чтобы за проверяемым согласным стоял гласный звук или один из согласных л, м, н, р. Например: смазка - смазать, молотьба -

Многие русские согласные образуют пары по твердости-мягкости: – , – и другие. Звуки, соответствующие ударным и, после мягких согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Буква обозначает звук, например гласные после твёрдых согласных и согласные перед гласными: погода.

Ведущая Василиса попросила повторить всё, что выучили ученики про согласные. Друзья из Шишкиного Леса вспомнили немало: Согласных больше чем гласных. Согласные нельзя спеть. Они произносятся с шумом и голосом: Б, Ж, З. Или только с шумом: П, Т, Ф. Согласные бывают звонкие глухие парные непарные.

§6. Твёрдые и мягкие согласные

Всё дело в том, что ты пропустил предыдущий урок, на котором мы изучали парные согласные, - пояснила Василиса. Звонкому «Ж» парным будет глухой «Ш». Например: жар - шар. - Я понял, – сказал Зубок. Глухой звук это то же что и звонкий, но сказанный тихо, без голоса. Достаточно изменить слово так, чтобы после непонятного согласного стояла гласная. Однако не все согласные парные.

В одном будут жить парные согласные, а в другом - непарные. Парные Непарные Ж - Ш М, Н З - С Х, Ц К - Г Р, Л А теперь давайте составим рассказ из слов, в которых только непарные согласные. Хоть и парные эти согласные, Но они всё равно очень разные. В безударной позиции гласные произносятся менее четко и звучат с меньшей длительностью (т.е. редуцируются).

Сколько пар образуют согласные по глухости-звонкости?

Не забывайте, что парные звонкие согласные в слабой позиции на конце слова или перед глухим согласным всегда оглушаются, а глухие перед звонким – иногда озвончаются. Когда буквы, обыкновенно обозначающие глухие согласные, при озвончении обозначают звонкие звуки, это кажется настолько необычным, что может привести к ошибкам в транскрипции. В заданиях, связанных со сравнением количества букв и звуков в слове, могут быть «ловушки», провоцирующие ошибки.

Возможны слова, которые могут состоять только из гласных, но согласные тоже необходимы. В русском языке согласных намного больше, чем гласных. Согласные – это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своём пути преграду. В русском языке два вида преграды: щель и смычка – это два основных способа образования согласных.

Смычка, второй вид артикуляции согласных,образуется при смыкании органов речи. Поток воздуха резко преодолевает эту преграду, звуки получаются краткими, энергичными. Сравним слова: дом и кот. В каждом слове по 1-му гласному звуку и по 2 согласных.

2) перед ними не происходит озвончение парных глухих согласных (т.е. позиция перед ними сильная по глухости-звонкости, как и перед гласными). Но есть звуки, у которых нет пары по признаку твёрдости-мягкости. В школьных учебниках сказано, что и — непарные по твёрдости-мягкости. Как же так? Мы ведь слышим, что звук – это мягкий аналог звука.Когда в школе училась я сама, я не могла понять почему?

Парные по звонкости-глухости согласные звуки

Недоумение возникает, потому что школьные учебники не учитывают, что звук ещё и долгий, а твёрдый нет. Пары – это звуки, различающиеся только одним признаком. А и – двумя. Поэтому и не являются парами. Во-первых, ребята поначалу часто смешивают звуки и буквы. Использование буквы в транскрипции создаст основание для такого смешения, спровоцирует ошибку.

Нужно понять, осмыслить, а потом запомнить, что на самом деле звуки и пару по твёрдости-мягкости не образуют. Важны условия, в которых оказывается тот или иной звук. Начало слова, конец слова, ударный слог, безударный слог, положение перед гласным, положение перед согласным – всё это разные позиции.

В безударных слогах гласные подвергаются изменениям: они короче и не произносятся так же отчётливо, как под ударением. И под ударением, и в безударной позиции мы ясно слышим: , и пишем буквы, которыми эти звуки принято обозначать. Упростили. Но многие ребята с хорошим слухом, слышащие ясно, что звуки в следующих примерах разные, никак не могут понять, почему учитель и учебник настаивают на том, что эти звуки одинаковы.

В ней наблюдается прояснение гласных после мягких согласных. Позиционные изменения наблюдаются только у парных согласных. Во всех случаях в слабой позиции возможно позиционное смягчение согласных. Естественно, в школьной традиции не принято излагать характеристики звуков и происходящих с ними позиционных изменений со всеми подробностями. Поэтому ниже представлен список позиционно-обусловленных изменений согласных по признакам способа и места образования.

Буква может обозначать качество предшествующего звука, например ь в словах тень, пень, пальба. Сравнение с гласными звуками. Каждый согласный имеет признаки, отличающие его от остальных согласных звуков. В речи может происходить замена звуков под влиянием соседних звуков в слове. Важно знать сильные и слабые позиции согласных звуков в слове для их правильного написания.

Классификация согласных.

Если человек произносит согласные звуки, то закрывает (хоть немного) рот, из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором – звонкие.

У звуков и нет парных мягких звуков, они всегда твёрдые. Но не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные. Поселим непарные согласные звуки в свои домики. Звуки второго домика называют ещё сонорными, потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. В первую положим те, в названиях которых слышно какие-либо мягкие звуки, во вторую те, в названиях которых все согласные звуки твёрдые.

Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.

И тогда мы поймём точно - какую букву нужно писать. Давайте вместе найдём в русской азбуке этих одиночек. Он этого не заметил, потому что смотрел на луну. И тут вошёл его верный рыцарь. И спугнул муху. Молодцы! То ли звонкий, то ли потише, Кот - кота, год - года. Различим без труда. И в конец букву верно напишем. Гласные, без ударения в целом сохраняют свое звучание. Буквы е, ё, ю, я играют двойную роль в русской графике. Звук – минимальная единица звучащей речи. У каждого слова есть звуковая оболочка, состоящая из звуков.

Звуки делятся на гласные и согласные.У них разная природа. По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие. Нормативным произношением считается «иканье», т.е. неразличение Э и А в безударном положении после мягких согласных. Такое изменение гласных в слабой позиции называется редукцией. В слове гласные могут быть в ударных и безударных слогах. В слабых позициях согласные видоизменяются: с ними происходят позиционные изменения.

Каждый первоклассник знает, что звук – это единица речи, которую мы произносим и слышим, а буквы читаем и пишем. Они в русском языке подразделяются на гласные и согласные. Из 33 букв русского алфавита 21 называются согласными. Их делят по звонкости и глухости, мягкости и твёрдости. Изучать классификацию букв начинают с 1 класса, но использовать её придётся ученику до окончания школы. При изучении фонетики каждый обучающейся должен научиться различать глухие звуки от звонких. Во время письма они обозначаются транскрипцией – [б]. Различать и запомнить парные согласные звуки поможет таблица.

Парные согласные по звонкости-глухости

Все согласные в русском языке образуют пары, звонкий согласный звук противопоставлен глухому. Всего парных букв 12, пар получается 6:

Парные и непарные согласные необходимо знать, чтобы иметь успех в правописании. Многие орфограммы русского языка обосновываются на подборе однокоренных слов по данной классификации, например:

  • мягкий – мягок,
  • зуб-зубы.

В первой паре содержится буква г, которая при произношении неотчётливо слышится и её правописание приносит трудность. Вторые слова являются проверочными, когда орфограмма произносится отчётливо. Младшие школьники часто совершают ошибки в данных работах.

Можно заметить, что не все буквы алфавита образуют пары. Происходит это по причине того, что в фонетике имеются правила, которые необходимо запомнить. Они основаны на том, что звуки могут быть только звонкие или только глухие. Запомнить их легко, так как они имеют незначительное количество. Как правило, ученики к концу 1 класса знают их наизусть. К ним относятся р, н, л, м, й – сонорные, всегда звонкие, ц, ч, ш, х — всегда глухие.

Парные согласные по мягкости-твёрдости

Согласные принято делить на твёрдые и мягкие. В фонетике процесс смягчения происходит в нескольких ситуациях:

  • когда после согласной стоит гласная: ю, я, е, ё, и (метель, лютик);
  • либо стоит мягкий знак (вьюга, пью).

Если после согласного идёт гласная, кроме е, ё, ю, я, и, то она не позволяет смягчаться. Например, в словах пион, земля после согласного идет гласный, который провоцирует процесс смягчения. В таких словах как лампа, вода, нет букв е, ё, ю, я, и, поэтому при произношении все звуки твёрдые.

Существуют так же буквы, которые при их речевом воспроизведении будут всегда мягкими, либо твёрдыми. К ним относятся: щ, ч, й, ц, ш, ж. Классификацию букв и звуков необходимо знать каждому школьнику для успешного обучения.

Запомнить парные звонкие и глухие поможет специальная таблица. По ней легко ориентироваться.

Такую таблицу или подобную можно иногда встретить в кабинете начальных классов. Доказано, что у младших школьников развито больше наглядно-образное мышление, поэтому предоставлять новую информацию им необходимо в виде иллюстраций или картинок, тогда она будет эффективна.

Каждый родитель может создать такую таблицу на рабочем столе первоклассника. Не стоит бояться, что эта подсказка приведёт к лени ученика. Наоборот, если он будет часто смотреть на изображение, то быстрее запомнит всё необходимое.

Согласных звуков в русском языке больше, поэтому запомнить их классификацию сложнее. Если перечислить все глухие и звонкие, то получиться число 12. В расчёт не берутся буквы ч, ш, й, щ, ц, ж, р, н, л, м, они относятся к непарным.

Есть подсказки для детей, как быстрее научится распознавать при разборе слова звонкий и глухой согласный. Для этого необходимо прижать ладонь к горлу и произнести отчётливо отдельный звук. Глухие и звонкие согласные будут произносится по-разному и, соответственно, различно отражаться в ладони. Если в руку отдаёт вибрация – это звонкий, если нет – глухой. Такой подсказкой пользуются многие ребята при изучении фонетики.

Есть и другое упражнение, помогающее с точностью определять, какой перед учеником согласный. Для этого необходимо закрыть руками уши, но при этом желательно должна быть тишина. Произнести волнующую букву, прослушать её с закрытыми ушами. Если она не слышится, то это – глухой звук, если наоборот отчётливо – звонкий.

Если постараться, сегодня любой родитель может найти много интересных, увлекательных и познавательных упражнений и правил, которые помогут малышу с лёгкостью осваивать новые знания. Это сделает процесс обучения более интересным и занятным, что повлияет в свою очередь на успеваемость.

В русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Согласные буквы и соответствующие им согласные звуки:
б - [б], в - [в], г - [г], д - [д], ж - [ж], й - [й], з - [з], к - [к], л - [л], м - [м], н - [н], п - [п], р - [р], с - [с], т - [т], ф - [ф], х - [х], ц - [ц], ч - [ч], ш - [ш], щ - [щ].

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Они бывают парные и непарные. Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих - 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких - 20 (10 мягких и 10 твёрдых).

Схема 1. Согласные буквы и согласные звуки русского языка.

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Согласные бывают твёрдыми и мягкими. Они делятся на парные и непарные. Парные твёрдые и парные мягкие согласные помогают нам различать слова. Сравните: конь [кон’] - кон [кон], лук [лук] - люк [л’ук].

Для понимания объясним «на пальцах». Если согласная буква в разных словах означает либо мягкий, либо твёрдый звук, то звук относится к парным. Например, в слове кот буква к обозначает твёрдый звук [к], в слове кит буква к обозначает мягкий звук [к’]. Получаем: [к]-[к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Нельзя относить к паре звуки для разных согласных, например [в] и [к’] не составляют пару по твёрдости-мягкости, но составляет пара [в]-[в’]. Если согласный звук всегда твёрдый либо всегда мягкий, то он относится к непарным согласным. Например, звук [ж] всегда твёрдый. В русском языке нет слов, где бы он был мягким [ж’]. Так как не бывает пары [ж]-[ж’], то он относится к непарным.

Звонкие и глухие согласные звуки

Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Благодаря звонким и глухим согласным мы различаем слова. Сравните: шар - жар, кол - гол, дом - том. Глухие согласные произносятся почти с прикрытым ртом, при их произнесении голосовые связки не работают. Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки.

Некоторые согласные звуки имеют схожее звучание по способу произношения, но произносятся с разной тональностью - глухо или звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Соответственно, парные согласные - это пара из глухой и звонкой согласной.

  • парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
  • непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.

Сонорные, шумные и шипящие согласные

Сонорные — звонкие непарные согласные звуки. Сонорных звуков 9: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Шумные согласные звуки бывают звонкие и глухие:

  1. Шумные глухие согласные звуки (16): [к], [к"], [п], [п"], [с], [с"], [т], [т"], [ф], [ф"], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’];
  2. Шумные звонкие согласные звуки (11): [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].

Шипящие согласные звуки (4): [ж], [ч’], [ш], [щ’].

Парные и непарные согласные звуки

Согласные звуки (мягкие и твёрдые, глухие и звонкие) делятся на парные и непарные. Выше в таблицах показано деление. Обобщим всё схемой:


Схема 2. Парные и непарные согласные звуки.

Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо согласных звуков нужно знать

В русском языке существуют звонкие и глухие согласные звуки. При изучении фонетики (науки о звуках речи) и графики (науки о буквах алфавита) необходимо четко знать, какой звук является глухим, а какой звонким.

Для чего это нужно?

Дело в том, что в русском языке не обязательно буквы, обозначающие звонкие согласные, будут читаться звонко во всех случаях. Также бывают случаи, когда буквы, обозначающие глухие звуки, читаются звонко. Правильное соотнесение буквы и звука существенно поможет в изучении правил написания слов.

Разберем подробнее, что означают понятия глухости и звонкости. Образование звонких согласных происходит благодаря шуму и голосу: воздушная струя не только преодолевает препятствие в полости рта, но и колеблет голосовые связки.

  • К звонким относятся следующие звуки: б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р, й.
  • Однако в фонетике из данного ряда звуков выделяют еще так называемые сонорные, которые максимально приближены по своим характеристикам к гласным звукам: их можно пропеть, продлить в речи. К таким звукам относятся й, р, л, н, м.

Глухие согласные звуки произносятся без участия голоса, только при помощи шума, голосовые связки при этом расслаблены.

  • Данные буквы и звуки включают в себя следующие: к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Для того, чтобы легче было запомнить все глухие согласные в русском языке, необходимо выучить фразу: «Степка, хочешь щец?» — «Фи!». Все согласные звуки в ней являются глухими.

Пары звонких и глухих согласных

Звонкие и глухие звуки и обозначающие их буквы противопоставлены в русском языке и образуют пары:

  1. б-п,
  2. в-ф,
  3. г-к,
  4. д-т,
  5. з-с,
  6. ж-ш.

Если учесть, что согласные в этих парах могут быть еще и мягкими (кроме ж-ш), то всего наберется 11 противопоставленных пар по глухости-звонкости. Перечисленные звуки называются парными. Остальные звонкие и глухие звуки пар не имеют. К звонким непарным относятся вышеперечисленные сонорные, а к глухим – х, ц, ч, щ. Более подробно изучить эти звуки вам поможет таблица согласных, представленная на нашем сайте.

Нажмите на картинку, чтобы распечатать таблицу со звонкими и глухими согласными звуками

Как же получается, что буквы в русском алфавите могут обозначать несколько звуков?

Особенности произношения звука часто предопределены его положением в слове. Так, звонкий звук в конце слова оглушается, и такая позиция звука называется «слабой». Оглушение может происходить и перед следующим глухим согласным, например: пруд, будка. Пишем звонкие согласные, а произносим: прут , бут ка.

И наоборот, глухой согласный может стать звонким, если после него идет звонкий звук: молотьба, но произносим маладь ба. Зная данную особенность русской фонетики, мы проверяем написание согласных в конце и середине слова с помощью проверочных слов: молотба – молотить, пруд-пруды, будка – будочка. Проверочное слово подбираем так, чтобы после сомнительной согласной стояла гласная.

Чтобы запомнить, каким является звук по своей характеристике, необходимо провести в уме ассоциации звука с каким-либо предметом, событием или природным звучанием. Например, звук ш похож на шуршание листьев, а звук ж – на гудение пчел. Ассоциация поможет вовремя сориентироваться. Еще один способ – создание фразы с определенным набором звуков.

Таким образом, знание соотнесения буквы и звука чрезвычайно важно для правописания и правильного произношения. Без изучения фонетики невозможно изучение и правильное восприятие мелодики языка.

Видео-урок про звонкие и глухие согласные:

Тралик и Валик о звонких и глухих согласных звуках

Еще один видео-урок для детей с загадками про звонкие и глухие согласные звуки



Читайте также: