Гатт 1947 общая структура соглашения. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (гатт)

Содержание статьи

ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ (ГАТТ) (The General Agreement on Tariffs and Trade – GATT) – международная экономическая организация, регулировавшая в 1948–1994 правила международной торговли согласно принципам либерализма, предшественница ВТО.

История создания ГАТТ.

После окончания Второй мировой войны по Бреттон-Вудскому соглашению 1944 намечалось создать три международные экономические организации, которые занимались бы разными аспектами внешнеэкономического сотрудничества. Первые две действительно появились – они сейчас известны как Всемирный банк и Международный валютный фонд . В дополнение к ним планировалось создать также Организацию по международной торговле (ОМТ) в виде специализированного агентства при ООН . Проект устава ОМТ предполагал, что помимо вопросов, непосредственно связанных с международной торговлей, новая организация займется регулированием нормативов трудовых отношений, правил заключения соглашений на поставки товаров и иных мер, ограничивающих свободную коммерческую деятельность, международные инвестиции и услуги.

В 1946, еще до окончательного утверждения устава ОМТ, 23 страны из числа ведущих участников мирового хозяйства решили провести переговоры о взаимном снижении таможенных тарифов и принятии на себя соответствующих обязательств. Вторая мировая война только закончилась, страны стремились дать толчок скорейшей либерализации торговли и начать демонтаж протекционистских мер, доставшихся им в наследство от 1930-х. Первый же раунд переговоров увенчался крупным успехом – были снижены 45 тысяч тарифов, затрагивавших торговый оборот на общую сумму 10 млрд. долл. (это составляло тогда одну пятую общемирового торгового объема). 23 страны также договорились о принятии ряда правил торговли, включенных в проект устава ОМТ. Они считали, что это срочная и временная мера защиты принятого решения о тарифных скидках. Единый пакет документов, включавший и правила торговли, и скидки по тарифам, получил название Генерального соглашения по тарифам и торговле. Оно вступило в силу в январе 1948, когда по уставу ОМТ все еще шли переговоры. 23 государства, подписавшие эти документы, стали членами-основателями ГАТТ (официально их называли Договаривающимися Сторонами).

Устав ОМТ был в конце концов утвержден на Конференции ООН по торговле и занятости, проходившей в Гаване в марте 1948, но ратифицировать этот документ в ряде стран оказалось невозможным из-за несовместимости с их национальными законами. Наиболее ожесточенное сопротивление устав встретил в Конгрессе США, хотя американское правительство было в числе инициаторов создания ОМТ. В 1950 правительство США объявило, что не будет ратифицировать устав, принятый в Гаване. После этого проект ОМТ окончательно потерпел крах.

Таким образом, ГАТТ было задумано как чисто временная договоренность до создания ОМТ, но поскольку ОМТ так и не удалось создать, то ГАТТ оставалось единственным инструментом регулирования международной торговли до того момента, когда была создана специализированнаяВсемирная торговая организация (ВТО) в 1995.

С 1948 по 1994 именно ГАТТ выступало главным регулятором правил международной торговли для большинства стран мира, хотя в течение этих 47 лет оно имело статус лишь временно действующего соглашения и организации.

Организационная структура ГАТТ.

Высшим органом ГАТТ была определена Сессия Договаривающихся Сторон. Сессии собирались, как правило, ежегодно, каждая страна-участница имела на них один голос, однако решения обычно принимались на основе консенсуса, а не путем голосования большинства.

Сессия Договаривающихся Сторон осуществляла нормотворческие функции. Только этот высший орган ГАТТ обладал исключительной компетенцией давать авторитетные толкования положений Соглашения. В компетенцию этого органа входило также предоставление странам-участницам права «временно и в исключительных случаях» приостанавливать то или иное обязательство по Генеральному Соглашению. Сессия Договаривающихся Сторон обладала исключительными полномочиями выносить решения о проблемах, возникающих между странами-участницами, о соответствии их торговой политики нормам ГАТТ. В сферу компетенции высшего органа ГАТТ вошло также утверждение бюджета ГАТТ.

Первая Сессия была созвана в марте 1948 Генеральным Секретарем ООН. В дальнейшем, с 1949, право созывать Сессии и руководить их работой получил Ответственный Секретарь (Председатель) Сессии Договаривающихся Сторон, избираемый странами-участницами. В 1965 вместо существовавшей до этого должности Ответственного Секретаря была учреждена новая должность Генерального Директора ГАТТ.

Генеральный директор стоял во главе Секретариата и руководил работой этого органа. Он являлся главным должностным лицом, назначавшимся Договаривающимися Сторонами, выступал своеобразным арбитром между сторонами в случае неуспешных переговоров по мирному урегулированию возникших споров. Роль Ответственного Секретаря, а затем Генерального Директора ГАТТ выполнял в 1948–1968 сэр Эрик Уиндам-Уайт (Великобритания), затем этот пост занимали Оливье Лонг (Швейцария, 1968–1980), Артур Данкель (Швейцария, 1980–1993) и Петер Судерланд (Ирландия, 1993–1994).

В 1954 была окончательно оформлена и преобразована в Секретариат Временная Комиссия ОМТ, действовавшая с марта 1948 и осуществлявшая организационно-техническое обслуживание деятельности ГАТТ. Состоящий в первые годы из трех-четырех специалистов, Секретариат со временем превратился в крупный орган с структурными подразделениями (юридический, экономический отделы, аналитические подразделения и др.). На Секретариат была возложена подготовка работы Сессий, распространение среди стран-участниц ГАТТ всей необходимой информации, изучение и прогнозирование экономического развития и торговой политики стран-участниц.

С самого начала деятельности ГАТТ получила распространение практика формирования временных рабочих групп в составе нескольких человек для изучения конкретных проблем и подготовки соответствующих докладов. Кроме того, для углубленного рассмотрения важных вопросов создавались специальные комитеты. В большинстве случаев членство в них было открыто для всех договаривающихся сторон. Следует упомянуть некоторые из них, действовавшие на постоянной основе: Комитет по торговым ограничениям, Комитет по торговым уступкам, Бюджетный комитет. Наконец, для наблюдения за ходом многосторонних торговых переговоров временно создавались Комитеты по торговым переговорам.

Основные принципы функционирования ГАТТ.

Исходной посылкой, на которой строилась договорная система ГАТТ, являлось стремление стран-членов развивать международную торговлю и обеспечивать экономическое развитие путем взаимной либерализации доступа на рынки, предсказуемости условий деятельности предпринимателей на иностранных рынках и минимизации регламентирующих действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы. Для достижение этих целей необходимым считается соблюдение ряда принципов и норм, лежащих в основе Генерального соглашения:

1) равноправие в торговле, которая обеспечивается взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой – национального режима, т.е. равного подхода к импортным и отечественным товарам с точки зрения внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю;

2) использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, а не количественных ограничений или аналогичных административных мер;

3) постепенное снижение таможенных тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров и их юридически оформляемое закрепление на согласованном уровне;

4) взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;

5) разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров, а в случае невозможности достижения согласия – путем рассмотрения споров в специально создаваемых третейских группах, решения которых обязательны для договаривающихся сторон ГАТТ.

Правило режима наибольшего благоприятствования было сформулировано в Статье I ГАТТ и носило безусловный характер. Это значило, что страны, вступившие в ГАТТ, обязаны применять эту статью в полном объеме: «В отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз или вывоз, или в связи с ними, или на перевод за границу платежей за импорт или экспорт, а также в отношении метода взимания таких пошлин и сборов, и в отношении всех правил регулирования и формальностей в связи с ввозом или вывозом, любое преимущество, льгота, привилегия или изъятие из-под действия законов, предоставляемые любой договаривающейся стороной любому товару, происходящему из любой другой страны и предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и, безусловно, предоставляться аналогичному товару, происходящему из всех других стран-участниц, или предназначенному для всех других стран-участниц».

Принцип национального режима фиксировался в Статье III ГАТТ. Согласно этому принципу, устанавливались равные условия конкуренции импортных и отечественных товаров. Это значит, что от стран-участниц требовалось предоставление товарам иностранного происхождения точно того же режима, что и их национальным товарам в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю.

Правила проведения переговоров о снижении таможенных пошлин, а также процедура подготовки и изменения списков тарифных уступок определялись статьями XXVII и XXVIII. Когда какое-либо государство присоединялось к ГАТТ, то на него распространялись все существующие тарифные льготы. Но и вступающее в ГАТТ государство должно было предварительно провести с другими странами переговоры, выдвинув встречные предложения о снижении ставок собственного таможенного тарифа.

Статья V провозглашала свободу транзита через территорию каждой из участвующих стран и освобождала транзитные товары от таможенных пошлин и транзитных сборов.

Развитие ГАТТ.

В течение почти полувека основные юридические положения ГАТТ оставались неизменными с 1948. На этой стабильной основе продолжались попытки обоюдно снизить таможенные тарифы. В основном они увенчивались успехом, но каждому очередному шагу по либерализации международной торговли предшествовали многосторонние переговоры, известные под названием раундов, в ходе которых происходило согласование позиций стран-участниц ГАТТ. Поскольку все наиболее серьезные прорывы в либерализации международной торговли были достигнуты в ходе именно таких раундов под эгидой ГАТТ, то их рассматривают как основные этапы развития самого ГАТТ, да и международной торговли в целом (см. Табл. 1).

Таблица 1. Раунды торговых переговоров в рамках ГАТТ
ТАБЛИЦА 1. РАУНДЫ ТОРГОВЫХ ПЕРЕГОВОРОВ В РАМКАХ ГАТТ
Время проведения Место проведения Основные обсуждаемые вопросы Число стран-участниц
1947 Женева Тарифы, принятие ГАТТ. 23
1949 Аннеси Тарифы 31
1951 Торки Тарифы 38
1956 Женева Тарифы 26
1960–1961 Женева («раунд Диллона») Тарифы 26
1964–1967 Женева («раунд Кеннеди») Тарифы и антидемпинговые меры 62
1973–1979 Токио, Женева («токийский раунд») Тарифы, нетарифные барьеры, рамочные соглашения, Кодекс по таможенной оценке, Кодекс о субсидиях и Антидемпинговый Кодекс 102
1986–1994 Монтевидео, Женева («уругвайский раунд») Тарифы, нетарифные барьеры, правила, услуги, интеллектуальная собственность, урегулирование споров, текстильные изделия, сельскохозяйственная продукция, создание ВТО, и т.д. 123

Первоначально, в конце 1940 – начале 1960-х, торговые переговоры под эгидой ГАТТ касались почти исключительно вопросов дальнейшего снижения таможенных тарифов. Затем в ходе так называемого «раунда Кеннеди» в середине 1960-х начали обсуждать применяемые фирмами методы конкурентной борьбы, в результате чего было подписано Антидемпинговое соглашение ГАТТ. В ходе «токийского раунда» переговоров, проходившего в 1970-х, руководители ГАТТ впервые предприняли серьезную попытку снизить торговые барьеры, не связанные с тарифами. В 1970–1980-е в развитии международной торговли наметился кризис – обострившееся соперничество между тремя центрами экономического соперничества (Северная Америка, Западная Европа, Дальний Восток) привело к усилению протекционизма и временному снижению эффективности переговоров в рамках ГАТТ. Но этот кризис удалось преодолеть, на смену «торговым войнам» вновь пришло сотрудничество. Восьмой раунд, который проходил в Уругвае с 1986 по 1994, оказался последним и самым продолжительным. В результате «уругвайского раунда» было принято решение о создании вместо «временного» ГАТТ постоянно функционирующей ВТО. Был заключен ряд новых соглашений, расширяющих коллективно регулируемые условия международной торговли.

Таким образом, в развитии ГАТТ заметен прогресс по нескольким направлениям. Во-первых, удалось достичь внушительных успехов по снижению таможенных тарифов: если в 1950-е их средний уровень составлял 25–30%, то уже к началу 1980-х – только 5%. Во-вторых, произошло расширение круга обсуждаемых условий международной торговли. В-третьих, резко выросло число стран, участвующих в этом процессе. Повышение авторитета ГАТТ стало одновременно и условием, и следствием стремительно развивающейся во второй половине 20 века глобализации хозяйственной жизни.

Россия и ГАТТ.

Необходимость активно интегрироваться в мировую торговлю назрела для нашей страны довольно давно. Уже в годы существования СССР предпринимались попытки установить контакты с ГАТТ. В середине 1960-х СССР получил приглашение присоединиться к ГАТТ, а в 1973 – принять участие в «токийском раунде». Тогда, однако, советское правительство не откликнулось на эти призывы. Лишь в 1979 Политбюро ЦК КПСС приняло официальное решение о сближении с этой организацией. В 1986 СССР обратился в ГАТТ с официальным заявлением о намерении участвовать в качестве наблюдателя в «уругвайском раунде» торговых переговоров, но теперь уже ГАТТ оставил эту просьбу без ответа. Торможение вступления СССР в ГАТТ выглядело неоправданным, поскольку уже в конце 1980-х в эту организацию входили не только почти все развитые и большинство развивающихся стран, но и некоторые социалистические государства (Венгрия, Куба, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия). Только в мае 1990 СССР получил статус наблюдателя ГАТТ.

Ситуация принципиально изменилась с образованием Российской Федерации. Новое государство стремилось как можно скорее выйти из разорительной изоляции и установить контакты со всеми международными организациями, включая ГАТТ. Одновременно исчезли идеологические барьеры, тормозившие принятие в ГАТТ стран социалистического лагеря. В 1993 Россия подала заявку о вступлении в ГАТТ, получила подтверждение статуса наблюдателя и согласие на переговоры о ее присоединении к этой организации. На рубеже 1990–2000-х Россия проводит активные консультации по вступлению в ВТО – правопреемницу ГАТТ.

Дмитрий Преображенский , Юрий Латов

ГАТТ
многостороннее межправительственное соглашение о снижении ограничений в международной торговле, заключенное ведущими торговыми странами мира. После переговоров между 23 государствами в 1947 в Женеве соглашение вступило в силу 1 января 1948. К 1994 году 111 государств были полными членами ГАТТ и 22 страны - ассоциированными членами. В число стран, подписавших соглашение, а также членов, имеющих особый или временный статус, входили США, страны британского Содружества, большинство государств Европы и многие страны Латинской Америки, Африки и Азии, включая Японию, Индию и Пакистан. На эти страны в совокупности приходилось свыше 80% международной торговли. Соглашения в рамках ГАТТ не затрагивали политические взаимоотношения стран и не защищали их от эмбарго или неблагоприятного торгового режима со стороны других стран-участниц. Торговые соглашения, достигнутые министрами на конференциях ГАТТ, подлежали окончательному утверждению правительствами. ГАТТ было заменено Всемирной торговой организацией (ВТО) 1 января 1995.
Предпосылки. В период депрессии 1930-х годов США проводили политику высоких тарифов (Закон Холи - Смута 1930), в надежде увеличить производство и занятость в стране. Корделл Халл, государственный секретарь в администрации президента Франклина Делано Рузвельта, признал, что высокие тарифы скорее препятствовали, чем помогали оживлению экономики. Его усилия привели к принятию Закона о торговых соглашениях 1934, который предоставил президенту право заключать двусторонние соглашения о снижении тарифов. Программа Халла периодически продлевалась в 1940-х годах. К концу Второй мировой войны стало очевидно, что двусторонние соглашения имеют серьезные недостатки. Импортные квоты использовались в качестве угрозы против использования квот другими странами, а от снижения тарифов отказывались из опасения, что третьи страны могут извлечь из них выгоду. Требовался многосторонний подход, и США взяли на себя инициативу по формированию ГАТТ.
Функции. ГАТТ имело три существенных черты: график снижения тарифов; свод принципов и правил, регулирующих импорт и экспорт; и периодические встречи, обеспечивавшие международный форум для обсуждения проблем торговли. В результате переговоров о тарифах импортные пошлины и тарифные льготы могли быть сохранены или устранены. Графики снижения тарифов включали свыше 60 000 товаров, охватывая большую часть мировой торговли. Переговоры начались на двусторонней основе и превратились в многосторонние при разработке графика снижения тарифов для всех стран-участниц. Принципы и правила ГАТТ гарантировали снижение тарифов и дополняли его ослаблением других ограничений в мировой торговле, таких, как импортные квоты, налоговые сборы и административные меры регулирования. Условия ГАТТ распространяли на все страны-участницы режим наибольшего благоприятствования в области тарифов, таможенных пошлин и налоговых сборов. Периодические встречи в рамках ГАТТ способствовали росту международной торговли. За первой встречей в Женеве (1947-1948) последовали переговоры в Аннеси (Франция) в 1949; Торки (Англия) в 1951; Женеве в 1956, 1960-1962 и 1964-1967. Шестая встреча (1964-1967), известная как раунд Кеннеди, привела к соглашению ок. 50 стран-участниц о снижении тарифов в среднем на одну треть. Седьмая встреча, проходившая в Токио с 1973 по 1979, привела к аналогичному соглашению 99 стран. Токийский раунд рассмотрел также проблемы, поднятые развивающимися странами. Восьмая и заключительная встреча, известная как Уругвайский раунд, проходила с 1988 по 1993. Она привела к глобальному снижению тарифов до 40%, резкому сокращению государственных торговых субсидий и либерализации торговли услугами. Вместе с тем Уругвайский раунд положил конец ГАТТ и создал ВТО, наделенную более широкими полномочиями для осуществления регулирующих функций.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "ГАТТ" в других словарях:

    - (Генеральное соглашение о тарифах и торговле), см. в статьеВсемирная торговая организация. * * * ГАТТ ГАТТ, см. Генеральное соглашение о тарифах и торговле. (см. ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ О ТАРИФАХ И ТОРГОВЛЕ (ГАТТ)) … Энциклопедический словарь

    - (GATT) См.: Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) (General Agreement on Tariffs and Trade). Экономика. Толковый словарь. М.: ИНФРА М, Издательство Весь Мир. Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000. ГАТТ (ГЕНЕРАЛЬНОЕ … Экономический словарь

    - [англ. GATT, сокр. Словарь иностранных слов русского языка

    См. Генеральное соглашение о тарифах и торговле … Большой Энциклопедический словарь

    ГАТТ - (GATT), см. Генеральное соглашение о тарифах и торговле … Всемирная история

    ГАТТ - абревіатура Загальна угода з тарифів і торгівлі незмінювана словникова одиниця … Орфографічний словник української мови

    ГАТТ - генеральное соглашение о тарифах и торговле англ.: GATT, general agreement on tariffs and trade англ. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с … Словарь сокращений и аббревиатур

    ГАТТ - ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ … Юридическая энциклопедия

    ГАТТ - (GATT)GATT (аббр. General Agreement on Tariffs and Trade)General Agreement on Tariffs and Trade, Генеральное соглашение о тарифах и торговле, многостороннее межправительственное соглашение, которое устанавливает режим ведения международной… … Страны мира. Словарь

    - (см. ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ) … Энциклопедический словарь экономики и права

Книги

  • Механизм решения споров в региональных интеграционных группировках На примере Европейского Союза ЕАЭС АСЕАН МЕРКОСУР НАФТА и в ГАТТ ВТО , Лисицын-Светланов А. (гл.ред.) , В монографии впервые в отечественной юридической литературе подробно рассматриваются механизмы решения споров в региональных международных экономических организациях на примере ЕС, ЕАЭС,… Категория:

История создания ГАТТ начинается со второй половины 40-х гг., когда были предприняты попытки образовать международную организацию по вопросам торговли и занятости. ГАТТ – многостороннее межгосударственное соглашение, действующее с 1947 г. (Женева) и регламентирующее торговую и тарифную политику стран-уча­стниц, занимающее центральное место в правовом регулирова­нии международной торговли товарами .

В это время США, укрепив свою эко­номику после второй мировой войны, повели борьбу за со­здание стабильных правил международной торговли, обеспечивающих возможность развития товарооборота.

На основе американских предложений был разработан проект устава Международной торговой организации (МТО), задача которой заключалась в том, чтобы обеспечить регулирование мировой торговли и постепенно либерализовать ее. Устав МТО, принятый в Гаване, так и не был ратифицирован странами-участницами; вместо него в действие вступило мно­гостороннее соглашение об основных нормах таможенной по­литики (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) .

Попытки создать международную торговую организацию продолжались в 50-е и 60-е гг. ХХ в. К этому времени ГАТТ по­степенно обретает новых членов, расширяется деятельность ГАТТ, по существу, она включает выполнение функций нефор­мальной международной торговой организации. В рамках ГАТТ стали действовать многочисленные межгосударственные много­сторонние органы (комитеты, рабочие группы, Совет ГАТТ и др.). Многие стороны деятельности ГАТТ (наличие постоянного сек­ретариата, способность заключать договора с иностранными го­сударствами, статус решений договаривающихся сторон, дипло­матические представительства, образованные рядом государств при штаб-квартире ГАТТ) довольно четко свидетельствовали о том, что ГАТТ обладает многими характеристиками, присущи­ми международным организациям. Примерно с середины 60-х гг. ХХ в. в международное право вошло следующее определение: ГАТТ - это де-факто международная организация . Она справля­лась со своими обязанностями вплоть до начала 80-х гг.

Основные положения ГАТТ появились из главы IV (Торго­вая политика) Устава международной торговой организации, одобренного 53 государствами-участниками одноименной Кон­ференции ООН в Гаване (Куба, 1947-1948 гг.). Среди этих поло­жений – обязательство стран-участниц предоставлять друг другу режим наибольшего благоприятствования.

Отказ США ратифицировать Устав сделало ГАТТ единствен­ным многосторонним документом, выполнявшим на протяжении 1948-1994 гг. функции многостороннего торгового договора для стран-участниц. Сформировавшийся на базе Соглашения орга­низационный межгосударственный механизм (Сессия договари­вающихся сторон, Совет ГАТТ и др.) выполнял роль межгосу­дарственного учреждения по вопросам торговли и организации многосторонних торговых переговоров.

В положениях ГАТТ-1947 в общей форме требовалось, чтобы вступающая в ГАТТ страна привела свое национальное законода­тельство в максимально возможное соответствие с правилами ГАТТ. В силу этого ГАТТ содействовало унификации национальных норм, правил и принципов, регулирующих международную торговлю.

ГАТТ за время своего существования стало своеобразным гене­ратором процессов по упрощению и унификации таможенных фор­мальностей и процедур в других международных организациях, в частности, на базе ГАТТ и в значительной степени по инициативе ГАТТ, в рамках Совета по таможенному сотрудничеству (теперь Международная таможенная организация) и в других международ­ных организациях был выработан ряд конвенций, регламентирую­щих многие стороны действия таможенно-тарифных систем. Эти по­ложения сближаются с положениями ГАТТ, создавая единую сис­тему норм и требований, на основе которых функционирует международная торговая система и построены национальные системы регулирования внешней торговли большинства стран мира.

Важнейшей функцией ГАТТ на протяжении 1948-1994 гг. было рассмотрение и урегулирование споров, где ГАТТ выполняло роль своеобразного международного арбитра. В этом качестве в прак­тике ГАТТ накопилось значительное количество решений, игра­ющих важную роль в толковании положений ГАТТ, их можно най­ти в аналитическом индексе ГАТТ. Эта функция ГАТТ перешла к Органу по разрешению споров ВТО.

На протяжении своей истории ГАТТ, действуя как междуна­родное учреждение, выступало в роли организатора многосто­ронних торговых переговоров. В общей сложности было прове­дено восемь раундов.

Уругвайский раунд привел (1986–1994 гг.) привел к подписанию 15 апреля 1994 г. в Марракеше заключительного акта о создании ВТО, включившего ГАТТ в состав новой международной организации .

Генеральное соглашение по тарифам и торговле стало сердцевиной ВТО. Более 2/3 всех соглашений, входящих в ВТО, опираются на ГАТТ. Соглашение об учреждении ВТО устанавливает, что ВТО должна руководствоваться решениями, процедурами и практикой ВТО .

Сохраняя все основные положения ГАТТ, новая организация ставит задачу обеспечения свободы тор­говли, достижение которой, как предполагается, будет дос­тигнуто не просто либерализацией, а так называемыми "увязками". Смысл "увязок" заключается в том, что страны-участ­ницы обязуются принимать решения по вопросам, связан­ным с односторонним повышением тарифов лишь в "увязке" с одновременной либерализацией импорта других товаров.

    Подход ГАТТ к торговле между промышленно развитыми и развивающимися странами.

Анализируя эволюцию ГАТТ/ВТО и механизм ее функционирования приходится констатировать, что ни на одном из этапов своего развития данная система не являлась беспристрастным институтом, обеспечивающим равноправие и взаимовыгодное осуществление мировой торговли. Прежде всего, это объясняется ведущей ролью США в организации как ГАТТ, так и ВТО, созданной с целью проведения в жизнь идей глобализации посредством либерализации мировой торговли и связанных с ней прочих экономических операций.

По условиям Вашингтонского консенсуса принципы оказания помощи развивающимся странам обрекают эти государства на развитие по догоняющему принципу. Ярким примером двойных стандартов в рамках ГАТТ/ВТО стали соглашения Токийского раунда многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ, направленные против завуалированного протекционистского применения нетарифных средств. После этого раунда договаривающиеся страны разделились на два лагеря. С одной стороны – участницы, ратифицировавшие только пакет документов ГАТТ, а с другой – участницы, подписавшие как ГАТТ, так и новые соглашения. Новые положения в законодательстве предоставляли ограниченному кругу развитых стран определенные льготы и преимущества по сравнению с развивающимися странами, чьи интересы в достаточной степени не были учтены при разработке документов Токийского раунда – что, в свою очередь, не позволило им быть полноправными участницами дополненного ГАТТ.

Схемы двойных стандартов в рамках ГАТТ/ВТО, помимо нарушения целостности ее структуры, применялись также в отношении либерализации торговли текстильными товарами и продукцией агропромышленного комплекса. Конкурентоспособным экспортерам текстиля из развивающихся стран навязывались жесткие количественные ограничения. Несмотря на то, что инициаторы этой меры – промышленно развитые страны – объявили о временном характере данного положения, оно действует уже более трех десятилетий, лишь расширяя ассортимент текстильных товаров, попадающих под квотирование.

Помощь странам с развивающейся и с переходной экономикой

Развивающиеся страны составляют около трех четвертей от числа всех членов ВТО. С увеличением числа членов, развивающиеся страны и страны, находящиеся в процессе перехода к рыночной экономике, будут играть все возрастающую роль в ВТО.

Исходя из этого, большое внимание уделяется специальным потребностям и проблемам развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Секретариат ВТО организует многочисленные программы для разъяснения работы системы и помощи в обучении правительственных служащих и чиновников, ведущих переговоры. Некоторые мероприятия проводятся в Женеве, другие - в заинтересованных странах. Часть программ организуется совместно с другими международными организациями. Одни программы проводятся в форме учебных курсов. В других случаях может быть предложена индивидуальная помощь.

Темы мероприятий могут быть самыми разнообразными - от помощи в переговорном процессе о вступлении в ВТО и реализации обязательств ВТО до получения рекомендаций для эффективного участия в конкретных многосторонних переговорах. Развивающиеся страны, особенно наименее развитые из них, получают помощь в тех областях торговли и тарифных данных, которые затрагивают их экспортные интересы и касаются участия в органах ВТО.

Учебные курсы для представителей развивающихся стран проводятся в Женеве дважды в год. С момента их учреждения ГАТТ в 1955 году и вплоть до июня 1997 года курсы посетили около 1.515 торговых представителей из 130 стран и 11 региональных организаций. С 1991 года в Женеве ежегодно проводятся специальные курсы для представителей стран, осуществляющих переход от централизованной плановой экономики к рыночной экономике.

    Раунды многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ. Основные итоги Уругвайского раунда.

До 1994 г. прошли восемь так называемых торговых раундов , целью которых были дальнейшая либерализация мировой торговли и устранение торговых барьеров.

1947 - Женева / Швейцария;

1949 - Аннеси / Франция;

1951 -Торки / Великобритания;

1956 - Женева / Швейцария;

1960-1961 - Женева / Швейцария (Диллон-раунд);

1964-1967 - Женева / Швейцария (Кеннеди-раунд);

1973-1979 - Женева / Швейцария (Токио-раунд);

1986-1993 - Женева / Швейцария (Уругвайский раунд).

До 1963 г. в результате 5 туров переговоров были согласованы некоторые взаимные уступки участников по снижению таможенных тарифов, меры по сокращению и регулированию нетарифных торговых барьеров.

В 1964-1967 гг. был проведен 6-й тур переговоров (Кеннеди-раунд), в ходе которого была достигнута договоренность о снижении тарифов в течение 5 лет в среднем на 35%. В ходе этого раунда впервые была сделана попытка существенно ограничить нетарифный протекционизм и был согласован антидемпинговый кодекс.

В 1973-1979 гг. проходил 7-й тур переговоров (Токио-раунд), в рамках которого было намечено поэтапное снижение таможенных пошлин (примерно на 33% на промышленные товары) в течение 8 лет начиная с 1 января 1980 г., а также был достигнут определенный прогресс в сокращении нетарифных барьеров в международной торговле.

В 1986-1993 гг. был проведен Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, в ходе которого была согласована организационная структура, намечены планы и графики работы переговорных групп, образован специальный орган, призванный наблюдать за выполнением обязательств государств-участников не вводить торговые ограничения, противоречащие ГАТТ, и постепенно отменить существующие ограничения. Были созданы 15 переговорных групп: по таможенным тарифам, по нетарифным барьерам, по товарам природного происхождения, по текстилю и одежде, по сельскохозяйственным товарам, по тропическим товарам, по субсидиям и компенсационным пошлинам, по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, по защитным мерам в торговле, по функционированию системы ГАТТ, по соглашениям в рамках ГАТТ, по процедурам разрешения споров, по торговле услугами.

Уругвайский раунд выявил многочисленные конфликты среди участников, особенно по вопросам о распространении правил ГАТТ на торговлю сельскохозяйственными товарами, услугами и правами на интеллектуальную собственность. Сохраняющиеся противоречия в торговле аграрными товарами и в области субсидирования сельскохозяйственного производства, особенно между США и ЕС, а также между развивающимися и промышленно развитыми странами, не позволили, как намечалось, подписать в декабре 1990 г. заключительный документ.

Заключительный акт Уругвайского раунда (118 государств-участников, подписан в 1994 г.) распространяется на все сферы переговоров, зафиксированные в Декларации Пунта-дель-Эсте 1986 г. (в первой части Декларации речь шла о движении товаров в целях дальнейшей либерализации и расширения мировой торговли, усиления роли ГАТТ, совершенствования мировой торговой системы и поощрения мирового сотрудничества путем усиления координации торговой политики, во второй части - о создании рамочных условий для торговли услугами), за исключением результатов переговоров о доступе к рынку (обещания многих стран сократить или отменить определенные таможенные пошлины и нетарифные ограничения в сфере торговли товарами), а также первоначальных договоренностей о либерализации торговли услугами.

Итогами Уругвайского раунда стали создание новой многосторонней системы международной торговли и замена ГАТТ Всемирной торговой организацией (ВТО). Заключительный акт содержит:

Соглашение об образовании ВТО (заменяет ГАТТ после ратификации);

Соглашение о таможенных тарифах и торговле товарами 1994 г. с многочисленными меморандумами по отдельным товарным группам;

Протокол Уругвайского раунда (включен в ГАТТ в 1994 г.);

Генеральное соглашение по торговле услугами;

Меморандум по процедуре урегулирования споров (в случае установления нарушений согласованных торговых норм будущие члены ВТО обязаны, с одной стороны, отказаться от проведения односторонних акций, а с другой - привести в действие предусмотренный меморандумом механизм (консультации, создание органа по урегулированию спорных вопросов, выработка им решений, рассмотрение этих решений в апелляционной инстанции);

Процедуру контроля за торговой политикой договаривающихся сторон ГАТТ;

Решение об углублении согласования процессов мировой экономической политики;

Другие соглашения, касающиеся самых различных областей торговли (сельское хозяйство, текстиль и одежда, торговые барьеры, инвестиции в сфере торговле, антидемпинговая политика, торговые аспекты охраны интеллектуальной собственности и др.);

Решение о мерах помощи в случае негативного влияния реформ на развивающиеся страны, зависящие от импорта продовольствия.

Переговоры под эгидой ГАТТ в 60-х и 70-х гг. сократили таможенные барьеры с 25-30 до 3-4% и помогли утроить объем мировой торговли за 70-80-е гг.

    Договорная основа, структура и задачи функционирования Всемирной торговой организации (ВТО).

Организационно-правовая основа ВТО . Всемирная торговая орга­низация была основана в 1995 г. Она является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 г. Систе­ма ГАТТ развивалась в процессе проведения серий торговых переговоров (раундов). В первых раундах в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие, как антидемпинг и нетарифные меры. Последний так называемый Уругвай­ский раунд привел к подписанию 15 апреля 1994 г. в Марракеше заключи­тельного акта о создании ВТО, которая значительно расширила сферу дей­ствия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким образом, механизм ГАТТ был адаптирован к современному этапу развития международного бизне­са. Кроме того, система ГАТТ, будучи фактически международной орга­низацией, формально таковой не являлась. ВТО же получила юридичес­кий статус специализированного учреждения системы ООН.

ВТО - это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определя­ющий права и обязанности правительств в сфере международной тор­говли товарами и услугами.

Правовую основу ВТО составляют три основных соглашения:

Генеральное соглашение по тарифам и торговле в редакции 1994 г.;

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС);

Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собствен­ности (ТРИПС).

Главными задачами ВТО являются либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способство­вание экономическому росту и повышению экономического благосостоя­ния людей. Конкретной задачей ВТО является регулирование мировой торговли преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами. Страны - члены ВТО, которых на 11 января 2007 г. насчитывается 150, решают эти задачи путем конт­роля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых споров в соответствии с механиз­мом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведе­ния обзора национальной экономической политики государств. ВТО охватывает соглашениями практически всю сферу международной торго­вой политики и значительную часть международной коммерческой прак­тики, т.е. международного бизнеса.

General Agreement on Tariff and Trade (GATT-1994)

Генеральное соглашение по тарифам и торговле – 1994 года – многостороннее межгосударственное соглашение, занимающее центральное место в правовом регулировании международной торговли товарами. Национальные торгово-политические системы стран-участниц ГАТТ, а теперь ВТО во многом построены на положениях ГАТТ и в этом качестве ГАТТ способствовало формированию единообразного правового поля в мировой торговле. Основные положения ГАТТ выросли из главы IV (Торговая политика), Устава МТО, одобренного 53 государствами одноименной Конференции ООН в Гаване, Куба, 1947-1948 годы. Отказ США ратифицировать Устав МТО сделало ГАТТ единственным многосторонним документом, выполнявшим на протяжении 1948-1994 годов функции многостороннего торгового договора для стран-участниц. Выросший на базе Соглашения организационный межгосударственный механизм (сессии договаривающихся сторон, Совет ГАТТ и другие органы) выполнял на фактической основе роль межгосударственного учреждения по вопросам торговли и являлся организатором многосторонних торговых переговоров. ГАТТ, действовавшее в период 1947-1994 (до учреждения ВТО) получило наименование ГАТТ-1947. В 1995 году Соглашение и институционный механизм ГАТТ вошли в состав ВТО, определив по существу ее организационную и правовую структуру, процедуры и механизм принятия решений. ГАТТ, вошедший в состав ВТО, именуется ГАТТ-1994. ГАТТ-1994 принадлежит к одному из трех основополагающих правовых инструментов ВТО. Это иной в правовом плане инструмент, чем ГАТТ-1947. Принципиальные отличия этих двух документов следующие: ГАТТ-1947 вошел в ВТО с договоренностями о толковании ряда его статей; члены ВТО обязаны привести свое национальное законодательство в полное соответствие с нормами ГАТТ-1994 (ранее ГАТТ-1947 требовал сделать это в максимальной степени совместимой с национальным законодательством); наконец, отдельные соглашения о применении ряда статей ГАТТ-1947 стали обязательными для всех членов ВТО (ранее – только для принявших их стран). Кроме того, ряд функций ГАТТ-1947 перешли к ВТО (разрешение споров, организация многосторонних переговоров и другие).

Текст ГАТТ содержит 38 статей, объединенных в четыре части. Часть I включает положение о режиме наибольшего благоприятствования и положение о взаимных тарифных ступках (статьи I и II). Часть II (статьи III-XXIII) содержит принципы, правила и правовые нормы, регулирующие торгово-политический режим, которым страны-члены должны руководствоваться во взаимных торговых отношениях. Часть III (статьи XXIV-XXXVIII) касается, главным образом, вопросов процедурного характера, связанных с деятельностью ГАТТ. Часть IV (статьи XXXVI-XXXVIII) касается условий участия развивающихся стран в ГАТТ.

Ниже перечислены статьи ГАТТ, содержащие важнейшие правовые принципы регулирования торговли товарами, действующие в рамках ВТО: статья I гарантирует всем участникам режим наибольшего благоприятствования; статья II определяет процедуру предоставления взаимных тарифных уступок; статья III провозглашает национальный режим в отношении внутренних налогов и сборов; статья V провозглашает свободу транзита; статья VI касается применения антидемпинговых и компенсационных пошлин; статья VII содержит оценку товаров для таможенных целей; статья VIII регулирует порядок использования различных сборов и формальностей; статья X требует публикации всех правил регулирования торговли; статья XI запрещает использование количественных ограничений; статьи XII-XIV содержат исключения из этого правила; статья XVI содержит призыв к упразднению экспортных субсидий; статья XVII касается деятельности государственных торговых предприятий; статья XIX определяет порядок применения чрезвычайных защитных (safeguards) мер в отношении импорта, наносящего ущерб отечественному производству; статьи XX-XXI содержат разрешения применять ограничения по соображениям безопасности, охраны здоровья населения, животных и растений; статья XXIV содержит положения, регулирующие деятельность таможенных союзов и зон свободной торговли.

Важнейшей функцией ГАТТ на протяжении 1948-1994 годов было рассмотрение и урегулирование споров, где ГАТТ выполняло роль своеобразного международного арбитра. В этом качестве в практике ГАТТ накопилось значительное количество решений, играющих важную роль в толковании положений ГАТТ, их можно найти в так называемом «Аналитическом индексе» ГАТТ. Эта функция ГАТТ перешла к Органу по разрешению споров ВТО.

На протяжении всей своей истории ГАТТ, действуя как международное учреждение, выступало в роли организатора многосторонних торговых переговоров. В общей сложности было восемь раундов переговоров. Первые пять раундов касались исключительно снижения таможенных тарифов. Затем начался постепенный перенос центра тяжести переговоров на разработку новых принципов и правил применения средств регулирования торговли. Седьмой тур – Токио-раунд 1973-1979 годов привел к появлению 12-ти соглашений по принципиально важным проблемам международной торговли. Восьмой тур - Уругвайский раунд 1986-1994 годов рассмотрел широкий круг вопросов. В этом туре участвовало 125 государств. Его результатом стало снижение таможенных тарифов в среднем на одну треть и достижение широкого круга договоренностей по таким вопросам, как применение субсидий, антидемпинговых и компенсационных пошлин и защитных мер, использование технических барьеров в торговле, санитарных и фитосанитарных мер, соглашений по сельскому хозяйству, текстилю и одежде и др. Всего в итоге Уругвайского раунда появилось 56 соглашений, договоренностей, взаимопониманий и решений, центральным из которых стало Соглашение об учреждении ВТО, включившее ГАТТ в состав новой международной организации.

Введение

Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля.

По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.

Требования увеличения объема российского экспорта и улучшения его структуры вызывают необходимость укреплять экспортную базу страны, повышать конкурентоспособность российской продукции на мировых рынках, создавать благоприятные торгово-политические условия обеспечивающие доступ российской продукции на эти рынки. Вступив на путь экономической реформы, отказавшись от государственной монополии внешней торговли, создав реальную тарифную систему, Россия может и должна развивать связи со странами рыночной экономики на основе общих принципов, принятых в мировом хозяйстве. Поэтому Россия активно налаживает связи с международными экономическими организациями. В последние годы она стала полноправным членом ряда крупнейших таможенных, торговых и финансовых организаций, в частности Совета таможенного сотрудничества, Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития, Международной торговой палаты, а в настоящее время готовится к вступлению в одну из самых представительных - Всемирную торговую организацию. ВТО призвана стать главным мировым центром содействия развитию и упорядочению внешнеэкономических связей, а также разрешения торговых споров

Важность изучения системы ВТО и ее использования для России обусловливается также большими потенциальными возможностями в извлечении больших прибылей из проходящей под эгидой ГАТТ либерализации торговли товарами и услугами. Введение новых правил торговли и широкий доступ к рынкам различных стран, несомненно, будут способствовать ускорению хода экономических реформ в России при условии ее вступления в BTO.

Краткая характеристика и история ГАТТ

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (англ. General Agreement on Tariffs and Trade, GATT, ГАТТ) -- международное соглашение, заключенное в 1947 году с целью восстановления экономики после Второй мировой войны, которое на протяжении почти 50 лет фактически выполняло функции международной организации (ныне -- Всемирная торговая организация).

Основная цель ГАТТ -- снижение барьеров в международной торговле. Это было достигнуто снижением тарифных барьеров, количественными ограничениями (импортная квота) и субсидиями торговли через различные дополнительные соглашения.

ГАТТ -- соглашение, а не организация. Изначально ГАТТ предполагалось преобразовать в полноценную международную организацию, такую как Всемирный банк или Мировая торговая организация (МТО). Однако соглашение не было ратифицировано и осталось лишь соглашением. Функции ГАТТ были переданы Всемирной торговой организации, основанной последним раундом переговоров по ГАТТ в начале 1990-х.

Историю ГАТТ принято упрощенно делить на три фазы -- первая, с 1947 года до Торквейского раунда (фокусировалась на том, какие именно товары подлежат регулированию и замораживании существующих тарифов); вторая, с 1959 по 1979 года, включала три раунда (снижение тарифов, вопросы по нетарифному регулированию внешней торговли) и третья, Уругвайский раунд с 1986 по 1994 года (расширение ГАТТ до таких новых областей, как интеллектуальная собственность, услуги, капитал и сельское хозяйство; зарождение ВТО).

Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на конференции в Бреттон Вуде были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации, взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 года.

СССР не был приглашён к участию в Гаванской конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях, и начало противостояния между идеологическими блоками (Холодная война) не позволят в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций.

Конгресс США, однако, неожиданно отказался от ратификации Устава МТО, несмотря на то что Соединённые Штаты были главной движущей силой организации МТО, и ГАТТ, первоначально временное соглашение, продолжало действовать без всякой организационной структуры, которой должна была стать МТО.

В последующие годы ГАТТ, хотя и в урезанном от первоначально задуманного виде, оказался достаточно эффективной системой, в рамках которой средняя таможенная пошлина снизилась с 40% к моменту подписания соглашения в середине сороковых годов до 4% в середине девяностых. С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами.

Так называемый Уругвайский раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. В результате долгих переговоров в 1994 году в Марракеше было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года. Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи со все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XXI века -- около 20%) принято Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.

Таким образом, спустя почти 50 лет после неудачных попыток создания международной организации и существования временной конструкции ГАТТ, регулирующей вопросы внешней торговли, с 1 января 1995 года ВТО приступила к работе.



Читайте также: