Функции и полномочия совета безопасности оон. Совет Безопасности ООН: состав, функции и полномочия "Вопросы особой важности" для Киева

Среди влиятельнейших организаций мира всегда упоминают ООН. Знание принципов ее работы важно для любого человека, который желает быть в курсе мировых политических, социальных и экономических событий. Какова история данного учреждения и кто входит в число участников?

Данный документ является воплощением демократических идеалов человечества. В нем сформулированы права человека, утверждены достоинство и ценность каждой жизни, равноправие женщин и мужчин, равенство разных народов. Согласно Уставу, цель ООН заключается в поддержании мира во всем мире и улаживании всяческих конфликтов и споров. Каждый член организации считается равным другим и обязан добросовестно выполнять все принятые обязательства. Ни одна страна не имеет права угрожать другим или применять силу. ООН имеет право вмешательства в военные действия внутри любого государства. Также Устав подчеркивает открытость организации. Стать ее членом может любая мирная страна.

Принцип работы ООН

Данная организация не представляет собой правительство какой-либо страны и не может издавать законы. В число ее полномочий входит предоставление средств, которые помогают устранению международных конфликтов, а также разработка политических вопросов. Каждая страна, являющаяся участником организации, может выразить свое мнение. Основными считают Генеральную Ассамблею, по Опеке, Экономический и Социальный, и, наконец, Секретариат. Все они находятся в Нью-Йорке. по правам человека расположен в Европе, а точнее, в голландском городе Гаага.

В свете постоянных военных конфликтов и неослабевающего напряжения между некоторыми странами, данный орган приобретает особую важность. Совет Безопасности ООН включает пятнадцать стран. Стоит отметить, что десять из них периодически избираются согласно определенной процедуре. Только пять стран постоянно входят в Совет Безопасности ООН: Россия, Великобритания, Китай, США и Франция. Чтобы организация приняла какое-то решение, нужно, чтобы за него подали голоса не менее девяти членов. Чаще всего результатом собраний становятся резолюции. За время существования Совета их принято более 1300.

Как функционирует этот орган?

За время своего существования Совет Безопасности ООН обзавелся определенным количеством методов и форм воздействия на ситуацию в мире. Орган может выразить государству осуждение, если действия страны не соответствуют Уставу. В недавнем прошлом члены Совета Безопасности ООН были крайне неудовлетворены политикой ЮАР. За проведение в стране апартеида государство было неоднократно осуждено. Другой ситуацией в Африке, в которую вмешивалась организация, стали военные действия Претории против других стран. На этот счет в ООН были созданы многочисленные резолюции. Чаще всего обращение к государству предполагает прекращение военных действий, требование о выводе войск. На данный момент больше всего беспокоит Совет Безопасности ООН Украина. Все возможности организации направлены на урегулирование конфликтной ситуации и примирение сторон. Такие же функции уже применялись во время разрешения и в период военных действий в странах бывшей Югославии.

Исторический экскурс

В 1948 Совет Безопасности ООН разработал такой метод урегулирования, как использование групп наблюдателей и военных миссий наблюдения. Они должны были контролировать, как государство, на которое были направлены резолюции, соблюдает требования о прекращении военных действий и перемирии. Вплоть до 1973 таких наблюдателей отправляли только постоянные члены Совета Безопасности ООН из числа западных стран. После этого года в состав миссии стали входить и советские офицеры. Впервые они были направлены в Палестину. Многие наблюдательные органы до сих пор контролируют ситуацию на Ближнем Востоке. Кроме того, постоянные члены Совета Безопасности ООН формируют миссии, которые осуществляют свою деятельность в Ливане, Индии, Пакистане, Уганде, Руанде, Сальвадоре, Таджикистане и других странах.

Сотрудничество с другими организациями

Деятельность Совета постоянно сопровождается коллективной работой с региональными органами. Сотрудничество может носить самый разнообразный характер, включая регулярные консультации, дипломатическую поддержку, миротворческую деятельность, наблюдательные миссии. Заседание Совета Безопасности ООН может проходить совместно с ОБСЕ, как это происходило во время конфликтов в Албании. Организация также объединяется с экологическими группами для регулирования ситуации на западе африканского континента. Во время вооруженного конфликта Грузии ООН объединилась с миротворческими силами СНГ.
В Гаити Совет сотрудничал с ОАГ в рамках международной гражданской миссии.

Система урегулирования мировых конфликтов постоянно совершенствуется и модернизируется. Недавно был разработан способ контроля над ядерной и экологической угрозами, предупреждения об очагах напряженности, массовых эмиграциях, стихийных бедствиях, голоде и эпидемиях. Информация по каждому из перечисленных направлений постоянно анализируется специалистами в данных областях, которые определяют, насколько велика опасность. Если ее масштаб действительно вызывает тревогу, о ситуации будет уведомлен председатель Совета Безопасности ООН. После этого будут приняты решения о возможных действиях и мерах. При необходимости будут задействованы и другие органы ООН. В приоритете организации - превентивная дипломатия. Все инструменты политического, правового и дипломатического характера направлены на предупреждение разногласий. Совет Безопасности активно способствует примирению сторон, установлению мира и прочим превентивным действиям. Чаще всего используется такой инструмент, как операция по поддержанию мира. Подобных мероприятий за время существования ООН было проведено более пятидесяти. Под ОПМ понимается совокупность действий беспристрастных военных, полицейских и гражданского персонала, направленных на стабилизацию обстановки.

Контроль за введением санкций

Совет Безопасности включает в себя несколько вспомогательных органов. Они существуют для контроля за санкциями ООН. Такими органами можно назвать Совет управляющих Компенсационной комиссии, Специальную комиссию по ситуации между Ираком и Кувейтом, Комитеты в Югославии, Ливии, Сомали, Анголе, Руанде, Гаити, Либерии, Сьерра-Льоне и Судане. Например, в Южной Родезии тщательный контроль над экономической ситуацией привел к устранению расистского правительства и возвращению гражданам Зимбабве независимости. В 1980 страна стала членом ООН. Действенность контроля проявлялась и в Южной Африке, Анголе и Гаити. Тем не менее стоит отметить, что в некоторых случаях санкции имели и ряд негативных последствий. Для соседних государств принятые ООН меры оборачивались материальным и финансовым ущербом. Впрочем, без вмешательства ситуации привели бы к гораздо более тяжелыми последствиями для всего мира, поэтому некоторые издержки вполне оправдывают себя.

Несмотря на то что иногда последствия могут быть достаточно спорными, данный орган ООН должен функционировать без перерыва. Это решено Уставом. Согласно ему, организация обязана максимально быстро и эффективно принимать решения. Каждый член Совета Безопасности должен постоянно находиться на связи с ООН для немедленного выполнения своих функций в экстренной ситуации. Промежуток между заседаниями органа не должен быть больше двух недель. Иногда это правило не соблюдается на практике. По средним подсчетам, Совет Безопасности собирается для официальных заседений около семидесяти семи раз в течение года.

Согласно Уставу, Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет Безопасности состоит из пятнадцати членов Организации. Каждый член Совета Безопасности имеет один голос. Члены Организации соглашаются, в соответствии с настоящим Уставом, подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. Совет Безопасности играет ведущую роль в определении наличия угрозы миру или акта агрессии. Он призывает стороны в споре урегулировать его мирным путем, и рекомендует методы урегулирования или условия урегулирования. В некоторых случаях Совет Безопасности может прибегать к санкциям или даже санкционировать применение силы в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Кроме того, Совет выносит Генеральной Ассамблее рекомендации относительно назначения нового Генерального секретаря и приема новых членов в состав ООН. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности избирают судей Международного Суда.

Устав Организации Объединенных Наций предусматривает создание шести главных органов Организации Объединенных Наций, включая Совет Безопасности. Он наделяет главной ответственностью за поддержание международного мира и безопасности Совет Безопасности, который может собираться в любое время при наличии угрозы миру.

Согласно Уставу, Организация Объединенных Наций преследует четыре цели:

поддерживать международный мир и безопасность;

развивать дружественные отношения между нациями;

сотрудничать в разрешении международных проблем и в поощрении уважения к правам человека;

быть центром для согласования действий наций.

Все члены Организации Объединенных Наций соглашаются подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. В то время как другие органы Организации Объединенных Наций выносят рекомендации государствам-членам, лишь Совет Безопасности обладает полномочиями принимать решения, которые государства-члены после этого обязаны выполнять по Уставу.

Поддержание мира и безопасности.

Когда в Совет поступает жалоба в отношении угрозы миру, он сначала обычно рекомендует сторонам попытаться достичь согласия мирными средствами. Совет может:

  • - устанавливать принципы достижения подобного согласия;
  • - в некоторых случаях проводить расследования и осуществлять посредничество;
  • - направлять миссии;
  • - назначать специальных посланников; или
  • - просить Генерального секретаря оказать его добрые услуги для достижения мирного разрешения спора.

Основное внимание уделяется тому, чтобы сориентировать меры главным образом на тех, кто несет ответственность за политику и практику, осуждаемые международным сообществом, при одновременном сведении до минимума воздействия принятых мер на другие части населения и экономики. объединенный конференция государство

Совет Безопасности провел свое первое заседание 17 января 1946 года в Чёрч-Хаусе, Вестминстер, Лондон. 4 апреля 1952 года состоялось первое заседание СБ в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке, и с тех пор это место является его постоянным местопребыванием. Выездные заседания Совета Безопасности проходили в Аддис-Абебе, Эфиопия (1972 г.), в Панаме, Панама (1973 г.), в Женеве, Швейцария (1990 г.) и Найроби, Кения (2004 г.).

Каждый из членов Совета Безопасности должен постоянно иметь представителя в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций, в тем чтобы Совет мог собраться в любое время, когда в этом возникнет необходимость.

Функции и полномочия.

Согласно Уставу, Совет Безопасности обладает следующими функциями и полномочиями:

поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями Организации Объединенных Наций;

расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям;

вырабатывать планы в отношении определения существования угрозы миру или акта агрессии и выносить рекомендации в отношении необходимых мер;

призывать членов Организации к осуществлению экономических санкций и других мер, не связанных с применением силы, для предупреждения или прекращения агрессии;

предпринимать военные действия против агрессора;

осуществлять в «стратегических районах» функции Организации Объединенных Наций по опеке;

Председатель.

Каждый член Совета поочередно председательствует в нем в течение одного месяца, причем выбор председательствующих в Совете государств-членов проводится в английском алфавитном порядке.

Председательствование

Истечение срока членства

Иордания

Люксембург

Республика Корея

Российская Федерация

Постоянный член

Соединенное Королевство

Постоянный член

Сентябрь

Соединенные Штаты

Постоянный член

Аргентина

Австралия

Каждый член Совета Безопасности имеет один голос. Решения Совета Безопасности по процедурным вопросам считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета. Особый порядок предусмотрен Уставом (п. 3 ст. 27) для принятия решений по существу, по вопросам непроцедурного характера. Такие решения считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета. В том случае, если хотя бы один из постоянных членов Совета голосует против, решение не принимается. Такое исключительное право постоянных членов Совета называется правом вето. Если же один или несколько постоянных членов воздерживаются либо не участвуют в голосовании, то решение, поддержанное девятью членами, считается принятым.

Согласно Уставу ООН, Совет Безопасности принимает три вида резолюций: 1) рекомендации или решения в адрес других органов ООН или в собственный адрес, например рекомендации Генеральной Ассамблее или решение о создании собственного вспомогательного органа по ст. 29 Устава; 2) рекомендации государствам - членам ООН, например, по ст. 40, 3) решения в адрес государств-членов, например, по ст. 41, 42; сюда же следует отнести не предусмотренные Уставом так называемые правотворческие резолюции, порождающие общие обязательства для государств-членов.

Государство, не являющееся членом ООН, также может обратить внимание на любой спор, в котором оно является стороной, если в отношении этого спора оно примет на себя заранее предусмотренные в Уставе ООН обязательства мирного разрешения споров. Чепурнова Н.М, Сизько И.А. Международное право: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд.центр ЕАОН, 2009., -295 с. Стр.115

Кроме того, Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации сторонам или решает, какие меры следует принять для восстановления международного мира и безопасности. Совет может потребовать от сторон спора выполнения тех временных мер, какие он найдет необходимыми. Решения совета Безопасности являются обязательными для всех членов ООН.

Совет также уполномочен решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и требовать от членов организации осуществления этих мер. Эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.

Если Совет Безопасности сочтет, что эти меры окажутся или оказались недостаточными, он вправе принять такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления мира и безопасности. Государства-члены ООН обязуются предоставить в распоряжение Совета необходимые для поддержания мира вооруженные силы.

При этом необходимо учитывать, что Устав ООН ни в какой мере не затрагивает неотъемлемого права каждого государства на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения на члена ООН до тех пор, пока Совет Безопасности не примет надлежащих мер по поддержанию мира и безопасности.

Каждое государство-член Совета Безопасности имеет здесь одного представителя. Совет Безопасности устанавливает свои правила процедуры, включая порядок избрания своего Председателя.

Решения в Совете Безопасности по вопросам процедуры считаются принятыми, если за них поданы голоса девяти членов Совета. По другим вопросам решения считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета, причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования. Если при голосовании по непроцедурному вопросу один из постоянных членов Совета проголосует против, решение считается не принятым (право вето).

Совет Безопасности может учреждать вспомогательные органы, необходимые для выполнения его функций. Так, для оказания помощи Совету Безопасности по вопросам использования войск, предоставленных в его распоряжение, и регулированию вооружений, был создан Военно-Штабной Комитет, состоящий из начальников штабов постоянных членов Совета Безопасности или их представителей.

Состав Совета состоит из 15 членов:

пять постоянных членов: Китай, Российская Федерация, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты и Франция.

И десять непостоянных членов, избирающихся на двухгодичный срок:

  • - Австралия (2014)
  • - Аргентина (2014)
  • - Иордания (2015)
  • - Литва (2015)
  • - Люксембург (2014)
  • - Нигерия (2015)
  • - Республика Корея (2014)
  • - Руанда (2014)
  • - Чад (2015)
  • - Чили (2015)

Непостоянные члены Совета Безопасности

Более 60 государств - членов Организации Объединенных Наций никогда не были членами Совета Безопасности.

Государство, которое является членом Организации Объединенных наций, но не является членом Совета Безопасности, может участвовать, без права голоса, в обсуждениях, когда Совет считает, что рассматриваемый вопрос затрагивает интересы этого государства. Как члены ООН, так и не являющиеся ее членами субъекты, если они являются сторонами рассматриваемого Советом спора, могут быть приглашены принять участие, без права голоса, в дискуссиях Совета; Совет определяет условия участия того или иного государства, не являющегося его членом.

организованный 24.10.1945 и действующий по настоящее время один из шести главных органов, входящий в состав Организации Объединённых Наций, и выполняющий функцию по поддержанию мировой международной безопасности и несущий ответственность за порядок на международной арене

история создания, устав, цели, принципы и члены Совета Безопасности ООН, функции и полномочия Совета Безопасности ООН, структура Совета Безопасности ООН, представитель России в ООН - Виталий Иванович Чуркин, использование права вето в Совете Безопасности ООН, Международный уголовный трибунал и Военно - Штабной комитет, Реформирование Совета Безопасности ООН и критика деятельности Совета Безопасности ООН

Развернуть содержание

Свернуть содержание


С лета 1992 года по октябрь 1994 года Виталий Иванович был спецпредставителем РФ на Балканах и занимался переговорами между участниками боснийского конфликта и западными странами.


3 октября 1994 года Чуркин был назначен послом РФ в Бельгии и представителем Российской Федерации в НАТО. 26 августа 1998 года он возглавил российскую дипломатическую миссию в . С июня 2003 года Чуркин работал послом по особым поручениям МИД РФ.

Выступление Виталия Ивановича 18.02.15 в Совете Безопасности, как пример яркого общения с коллегами по ООН

С июня 2003 по апрель 2006 года - Посол по особым поручениям МИД России. В это время фактически находился в кадровом резерве МИД РФ, являлся председателем комитета старших должностных лиц международной межправительственной организации Арктического совета и занимался проблемами охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития приполярных районов.


С 8 апреля 2006 года - Постоянный представитель Российской Федерации при Организации Объединённых Наций и Представитель Российской Федерации в Совете Безопасности ООН. В своей деятельности в Совете Безопасности ООН Виталий Иванович неоднократно использовал право вето. В частности, 4 февраля и 19 июля2012 года наложил вето на проекты резолюции Совета Безопасности ООН по , 15 марта 2014 года - на проект резолюции по .


Право вето позволяет постоянным членам Совета Безопасности отвергать проект любой содержательной резолюции ООН, вне зависимости от уровня поддержки, которой пользуется данный проект. Цель механизма вето (как и постоянных членов Совета Безопасности) состоит в том, чтобы предотвратить действия ООН против интересов членов основателей.


В первое 20-летие существования ООН западные страны имели достаточно влияния, чтобы добиться своего без применения вето (основное количество вето в то время, естественно, исходило от СССР). В 1970 -1980-е годы баланс голосов в Совете сменился в пользу СССР, и подавляющее большинство вето налагали США.


Решения в Совете Безопасности по вопросам процедуры считаются принятыми, если за них поданы голоса девяти членов Совета. По другим вопросам решения считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета, причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования. Решение считается отклоненным, если против него проголосовал хотя бы один постоянный член.


Совет Безопасности часто подвергается критике из-за права вето его постоянных членов. Любое важное решение, наносящее какой-либо ущерба стране - постоянному члену, может быть заблокировано, а непостоянные члены помешать этому не могут.

Россия и Китай вновь применили в Совете Безопасности ООН право вето

В практике деятельности Совета Безопасности сложилось правило, в соответствии с которым мотивированное воздержание постоянного члена считается не препятствующим принятию решения. Возможно даже вынесение решения голосами непостоянных членов при воздержании всех постоянных.


Формула голосования в Совете Безопасности в известной мере требует согласованных действий не только постоянных членов Совета, но и непостоянных, так как для принятия решения помимо пяти голосов постоянных членов необходимы также, по крайней мере, четыре совпадающих голоса непостоянных членов. Совет Безопасности - постоянно действующий орган. Все его члены должны быть постоянно представлены в месте пребывания ООН. Совет собирается на заседания по мере необходимости.


Совет Безопасности - постоянно действующий орган. Все его члены должны быть постоянно представлены в месте пребывания ООН. Совет собирается на заседания по мере необходимости.


Совет Безопасности может создавать вспомогательные органы, как постоянные, так и временные. При Совете учреждены Комитет (по вопросам процедуры), Комитет по приему новых членов. При необходимости Совет Безопасности создает для своей работы постоянные комитеты, комитеты открытого состава, комитеты по санкциям, рабочие группы, а также международные трибуналы. В настоящее время в Совете имеются три постоянных комитета, в каждый из которых входят представители всех государств - членов Совета Безопасности:

Комитет Совета Безопасности по вопросу о заседаниях Совета вне Центральных учреждений

Комитет по приему новых членов

Комитет экспертов Совета Безопасности.


По мере необходимости учреждаются комитеты открытого состава, в которые входят все члены Совета:

Комитет по предотвращению распространения ядерного, химического или биологического оружия и средств его доставки (Комитет 1540)

Совет управляющих Компенсационной комиссии Организации Объединенных Наций, учрежденной резолюцией 692 (1991) Совета Безопасности.


Постоянные комитеты являются органами открытого состава и обычно учреждаются в целях решения определенных процедурных вопросов, таких, например, как вопрос о приеме новых членов. Специальные комитеты учреждаются на ограниченный период времени для решения того или иного конкретного вопроса.


В той или иной операции по поддержанию мира задействован военный, полицейский и гражданский персонал, который проводит работу в целях оказания поддержки в области безопасности и в политической области, а также на ранних этапах миростроительства. Деятельность по поддержанию мира является гибкой, и на протяжении последних двух десятилетий осуществляется в рамках многочисленных конфигураций. Нынешние многоаспектные операции по поддержанию мира призваны не только обеспечивать поддержание мира и безопасности, но и содействовать политическим , обеспечивать защиту гражданских лиц, оказывать помощь в разоружении, демобилизации и реинтеграции бывших комбатантов; оказывать поддержку в выборов, защищать и поощрять права человека и оказывать помощь в восстановлении верховенства права.


Политические миссии являются одним из элементов в целом ряду операций компании Объединенных Наций в пользу мира, которые проводят свою работу на различных этапах цикла конфликта. В некоторых случаях после подписания мирных соглашений на смену политическим миссиям, которыми управляет на этапе мирных переговоров по политическим вопросам, приходят миссии по поддержанию мира. В некоторых случаях, операциям компании Объединенных Наций по поддержанию мира, приходят на смену специальные политические миссии, задача которых заключается в отслеживании осуществления более долгосрочных по своему характеру мероприятий в области миростроительства.


Кроме того, существуют 12 комитетов по санкциям:

Бюро Комитетов по санкциям (2008 год)

Афганистан [Аль-Каида и Талибан] - резолюция 1267 (1999)

Демократическая Республика Конго - резолюция 1533 (2004)

Ирак - резолюция 1518 (2003)


Всеобщее и полное эмбарго Югославии

Резолюцией СБ ООН № 713 от 25 сентября 1991 года было введено всеобщее и полное эмбарго на все поставки оружия и военного снаряжения в Югославию. Резолюцией № 757 от 30 мая 1992 года против Союзной Республики Югославии (Сербия и Черногория) были введены экономические и другие санкции, включая полное торговое эмбарго, запрет на полеты и предотвращение участия Союзной Республики Югославии в спортивных состязаниях и культурных мероприятиях.


Резолюцией № 942 от 23 сентября 1994 года были введены санкции в отношении боснийских сербов. Резолюцией № 1022 от 22 ноября 1995 года действие санкций в отношении Союзной Республики Югославии было приостановлено на неограниченный срок. 10 сентября 2001 года Совет Безопасности единогласно принял резолюцию 1367 (2001), которой постановил прекратить действие запретов и распустил Комитет по санкциям.


Санкции против Ливии

1 марта 1992 года СБ ООН принял резолюцию № 748, внесенную Великобританией, США и Францией, которой ввел санкции против Ливии в связи с ее отказом выдать двух своих граждан, подозреваемых в организации взрыва американского авиалайнера над городом Локкерби (Шотландия) в 1988 году. Согласно резолюции, с 15 апреля 1992 года был введен запрет на авиационные сообщения с Ливией, ей самолетов, всех видов вооружений и запасных частей к ним, ограничены передвижения ливийских дипломатов. Санкции были сняты резолюцией СБ ООН 12 сентября 2003 года после того, как Ливия обязалась выплатить 2,7 семьям погибших в результате взрыва "Боинга".


Санкции против Либерии

Ужесточенный режим санкций в отношении Либерии был введен по решению Совета Безопасности ООН 7 марта 2001 года (вступили в силу в мае 2001 года) в связи с поддержкой Либерией Объединенного революционного фронта (ОРФ) Сьерра-Леоне. По мнению экспертов ООН, Монровия помогала боевикам ОРФ сбывать добытые на территории Сьерра-Леоне алмазы, взамен поставляя оружие и боеприпасы. Цель санкций ООН - вынудить Либерию отказаться от импорта , экспорта и реэкспорта алмазов, добываемых в Сьерра-Леоне. Санкции также запрещают поездки за членов правительства Либерии, высшего военного руководства и членов их семей. С 7 июля 2003 года к ним добавился запрет на вывоз из Либерии всех видов круглого леса и лесоматериалов. Резолюциями № 1521 от 22 декабря 2003 года и № 1579 от 21 декабря 2004 года Совет Безопасности ООН продлил режим санкций в отношении Либерии. Режим санкций Совета не распространяется на поставки вооружений "для поддержки и использования в рамках международной программы обучения и реформирования вооруженных сил и полицейских подразделений Либерии". Такие поставки и услуги должны быть заранее утверждены Комитетом по санкциям.


Ситуация в Сомали

История помнит случаи, в которых Совет Безопасности распространял свою деятельность на конфликты немеждународного характера. Он не раз квалифицировал происходящие на территории государства события как угрозу миру со всеми вытекающими из его полномочий последствиями. Еще в годы холодной войны Совет принимал резолюции, осуждающие расистские режимы в Южной Африке и Родезии на основе гл. VII Устава "Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии". Один из ярких случаев вторжения Совета в конфликты немеждународного характера это гражданский конфликт в Сомали.


Резолюцией Совета Безопасности от 3 декабря 1992 г. было установлено, что ситуация в Сомали представляет угрозу миру, и потому решено принять все необходимые меры для восстановления мира. Между тем речь шла о чисто внутренней ситуации и, следовательно, о . В соответствии с резолюцией в Сомали были направлены вооруженные силы для спасения населения от голода и предотвращения внутренних конфликтов.


В заявлении Совета Безопасности, принятом на заседании с участием глав государств и правительств в 1992 г., было отмечено: "Отсутствие войны и вооруженных конфликтов само по себе не обеспечивает международного мира и безопасности. Невоенные источники нестабильности в экономической, социальной, гуманитарной и экологической областях угрозой миру и безопасности". Правомерность такой постановки вопроса подтверждена Международным судом, заявившим, что "полномочия Совета по статье 24 не ограничены специфическими полномочиями, содержащимися в гл. гл. VI, VII, VIII и XII...". Единственным ограничением являются основные цели и принципы Устава.


В марте 2003 года министр иностранных дел РФ Игорь Иванов заявил, что "Россия неоднократно подчеркивала, что, как любой живой организм, ООН и ее Совет Безопасности нуждается в реформировании в соответствии с теми изменениями, которые в ходе второй половины прошлого века произошли в мире с тем, чтобы отразить реальную расстановку сил в мире и повысить эффективность СБ и ООН в целом".


Игорь Сергеевич Иванов - российский государственный деятель, дипломат, Министр иностранных дел Российской Федерации

Министр иностранных дел России Сергей Лавров в 2005 году отмечал, что "Россия выступает за то, чтобы расширение СБ ООН состоялось. Но только на основе достижения широкого согласия".

Реформа ООН необходима - выступление С.В.Лаврова на открытом заседании Совета Безопасности ООН

21 марта 2005 г., Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан призвал ООН достигнуть согласия о расширении совета до 24 членов, сославшись на план, называемый «При большей свободе». В нём содержались дваальтернативных способа реализации, но не определялось, какое из его предложений предпочтительнее.В любом случае, Аннан предпочёл быстрое решение, заявляя, «Это важное решение обсуждалось в течение слишком долгого времени. Я верю в то, что государства -члены должны согласиться взять решение на себя - предпочтительно путём консенсуса, но в любом случае до саммита - сделать выбор в пользу первого илидругого варианта из представленных в отчёте Группы высокого уровня».


Два варианта, упомянутых Аннаном, ссылаются на План A и План B.


План A призывает создать шесть новых постоянных членов, плюс трёх новых непостоянных членов при общем числе мест в совете - 24. План B призывает создать восемь новых мест в новом классе членов, которые будут переизбираться через четыре года, плюс одно непостоянное место, также при общем числе 24. Упомянутый Аннаном Саммит 2005 г. (сентябрь 2005 г). - это пленарное совещание на высшем уровне, рассмотренное в докладе Аннана, реализация Декларации Тысячелетия 2000 г. и другие решения, связанные с реформой ООН.

Эмблема стран (Аргентина, Италия, Канада, Колумбия и Пакистан), образовавших 26 июля 2005 года группу Uniting for Consensus (Единство ради согласия)

Предложение о новых постоянных членах

Предложенное изменение - увеличить число членов Совбеза: под кандидатами обычно подразумевается Япония, Германия, и (нации G4) и Африки. Великобритания, Россия и Франция поддержали в ООН членов G4. Италия всегда противилась такого рода реформе и приняла в 1992 г. совместно с рядом стран другое предложение, основанное на введении полупостоянных членов; кроме того, Пакистан возражает против Индии; а и Аргентина - возражают против Бразилии, португалоязычной страны в испаноязычной по большей части Латинской Америке.

Все эти страны традиционно себя группируют в так называемый Кофейный Клуб; официально Uniting for Consensus (Единство ради Согласия). Большинство ведущих кандидатов на постоянное членство регулярно избираются в Совет Безопасности всоответствующие группы: Япония и Бразилия были избраны на девять двухлетних сроков каждая, а Германия - на три срока. Индия избиралась в Совбез суммарно шесть раз, хотя последнее её избрание состоялось более десятилетия назад - в 1991-92 гг.


О своих претензиях заявили и три африканские страны - ЮАР, Египет и Нигерия, собирающиеся представлять в Совбезе свой континент. В мае 2005 г. они предложили Генеральной Ассамблее ООН проект резолюции, увеличивающей число членов Совета безопасности с 15 до 25, а количество стран, заседающих в нем постоянно, - с пяти до 11. Кроме самих инициаторов реформы на постоянное членство рассчитывали два африканских государства. Наиболее вероятные кандидаты - Египет, Нигерия и ЮАР. Предлагалось также дополнительно ввести четыре места непостоянных членов Совбеза, которые будут избираться «по принципу ротации» от Азии, Африки, Карибского бассейна, Латинской Америки и Восточной Европы. Против расширения Совета Безопасности выступали Китай и США. Вашингтон в принципе возражает против увеличения числа членов Совбеза, так как это затруднит процесс принятия решений. Пакистан категорически против членства в Совете своего геополитического Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций

Вопрос расширения СБ ООН был неофициально обсужден также на саммите «большой восьмерки» 6-8 июля 2005 г. в Глениглз (Шотландия). По состоянию на 2008 г. реформирования Совета Безопасности ООН не произошло, не произошло оно и за следующие 7 лет.


Критику работы Совета Безопасности можно разделить на два мнения: мнение специалистов и мнение ООН.

Мнения специалистов

Большинство специалистов возмущает удивительная пассивность, проявленная организацией во время эскалации конфликта военных конфликтов и этнических чисток в Косово, Руанде, и вот теперь в Южной Осетии. По мнению , все это однозначно свидетельствует о том, что ООН не справляется с задачами, для решения которых была создана.


Работа ООН над разрешением международных никогда не приносила реальных плодов. Тем не менее, среди критиков бездействия ООН остаются еще и те, кто хоть как-то пытается оправдать вменяемую организации бездеятельность. "ООН как международная организация - это не мировое правительство, и требовать от нее, чтобы она что-то запретила или кого-то наказала, грузин или русских, нереально", - считает политолог Алексей Арбатов (один из ведущих специалистов Российской Федерации в области международных отношений, внешней и военной политики, международной безопасности, контроля над вооружениями и разоружения).


Надо заметить, что работа ООН над разрешением международных кризисов никогда не приносила реальных плодов ни во времена "холодной войны", ни сейчас. До развала ООН представляла собой своеобразную арену борьбы представителей коммунистических и западных миров, которые однако собирались здесь не в целях достижения компромисса по важнейшим вопросам того времени, а чтобы в очередной раз показать свою силу "вечному" противнику, и при наличии возможности досадить ему, единственным из членов Совета безопасности воспользовавшись правом вето в процессе голосования по тому или иному вопросу.


Как и тогда, сегодня ООН не пользуется авторитетом и популярностью по обеим сторонам . Ведущие американские политики и их российские (а ранее советские) коллеги воспринимают ООН как организацию, годящуюся лишь для ведения ничего не значащих переговоров и принятия никем не соблюдаемых резолюций. Если раньше в мире все же пытались скрывать неудовольствие политикой, проводимой главами этой организации, то недавняя разгромная критика ООН, высказанная кандидатом в президенты США , показала, что особого пиетета к этой организации будущая Америка, особенно в случае прихода к республиканцев, испытывать уж точно не будет.


Стоит напомнить, что ранее с резкой критикой на ООН обрушился и непримиримый противник Америки президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, потребовавший изменения структуры и статуса Совета безопасности, который в течение нескольких лет рассматривает иранское "ядерное досье". "Среди неэффективных органов ООН первое место занимает Совет безопасности, некоторые члены которого действуют как обвинители, судьи и палачи", - заявил Ахмадинежад. "Отношения между членами СБ ООН, обладающими правом вето, и другими странами, попадающими в поле их внимания, напоминают отношения хозяина и слуги в средние века", - добавил лидер Ирана. По его словам, Совбез, решающий вопросы войны и мира, не оправдывает ожидания и не пользуется доверием в мире.


Ответное мнение ООН

Тем временем, в самом руководстве ООН понимают, что перемены необходимы, однако какого плана они будут и кто станет их инициатором пока неизвестно. Так или иначе, но перспектива кардинальной реформы ООН вызывает исключительно скепсис. Собственно говоря, если она и будет проведена, то, по мнению большинства экспертов, будет посвящена двум важнейшим моментам.


Во-первых, это правила, которые позволяли бы ООН принимать решения о вмешательстве в случае, если некое государство не совершает агрессию в отношении другого, а последовательно нарушает права человека, осуществляет геноцид в отношении собственных граждан (трудно поверить, что многие государства Азии и Африки согласятся на что-то подобное). Во-вторых, это идея увеличить число постоянных членов Совбеза. На места в этом органе претендуют Индия, Япония, Германия и Бразилия. Каждое из этих государств заручилось поддержкой определенной группы стран. И споры на сей счет будут длиться еще не один месяц.


Наконец, в ООН не знают, что делать с США, старающимися официально закрепить свое доминирование над остальными членами организации.

Но, несмотря на все это, ООН будет существовать. И будет существовать в любом состоянии. Потому что организация, претендующая на то, чтобы выражать мнения 180 государств, иначе функционировать не может. Возможно, и смысл ООН вовсе не в решении каких-то насущных проблем человечества (хотя именно это было бы идеальным вариантом), а в том, чтобы эти проблемы ставить на повестку дня.

2015 год - время глобальных действий для ООН

‌Источники и ссылки

Источники текстов, картинок и видео

ru.wikipedia.org - свободная энциклопедия Википедия

youtube.com - самый крупный видеохостинг в мире

images.yandex.ru - поиск картинок через сервис

academic.ru - Словарь Академика

un.org - Сайт UNSC

rian.com.ua - РИА новости Украины

lenta.ru - Новостной портал

peoples.ru - Сайт о знаменитых и великих людях.

bibliotekar.ru - электронная библиотека нехудожественной литературы

center-bereg.ru - Юридический портал

un.org - Информационный портал Организации Объединенных Наций

ria.ru - Сайт компании Риа новости

Ссылки на интернет-сервисы

forexaw.com - информационно-аналитический портал по финансовым

youtube.com - ютуб, самый крупный видеохостинг в мире

Ru - крупнейшая поисковая система в мире

Yandex.ru - крупнейшая поисковая система в Российской Федерации

video.yandex.ru - поиск видео в интернете через Яндекс

images.yandex.ru - поиск картинок через сервис Яндекса

maps.yandex.ru- карты от Яндекса для поиска мест описываемых в материалов

Создатель статьи

Com/profile.php?id=100010199132924 - профиль автора статьи в Фейсбук

plus.google.com/u/0/111386415640099922068/posts - профиль автора материала в Гугл+

Совет Безопасности ООН – это главный орган Организации Объединенных Наций, который отвечает за международную безопасность и мир во всем мире. Первое заседание Совета произошло в 1946 году в Лондоне. Уже через несколько лет место пребывания поменялось, и с 1952 года заседание проходит в Нью-Йорке. За всю историю случались и выездные совещания – в Эфиопии, Панаме, Швейцарии и Кении.

История создания

Идея создания подобной организации появилась еще в 1941 году. Тогда между СССР и Польшей была заключена Декларация, которая занималась бы укреплением и поддержанием мира. Этот документ содержал призыв к созданию такой организации, которая занималась бы обеспечением не просто мира, а справедливости. Поэтому в состав должны были входить только демократические страны.

Если создание подобной организации и случится, тогда решать все мировые конфликты должно международное право с привлечением военных сил участвующих стран. Но, несмотря на ситуацию в мире, тогда мало кто поддержал данную Декларацию.

Конкретно сама организация уже начала зарождаться на территории СССР. Именно тут было принято решение о формировании государств в единую организацию по защите мира во всем мире – Совет Безопасности ООН. Так как СССР внес огромный вклад в ликвидацию фашистского агрессора, то здесь в 1943 году была подписана Московская декларация при участии США, Китая, Великобритании и самих хозяев.

В уставе этого документа было сказано, что страны-лидеры понимают необходимость создания подобной организации, которая занималась бы урегулированием конфликтов. Основным принципом должен был стать суверенитет. Каждая из вышеуказанных стран брала на себя ответственность за другие государства.

При этом основатели могут между собой консультироваться, если это необходимо, а также брать во внимание мнение других членов организации. Также страны-лидеры обязались не использовать оружие на территории других государств, только в случае если это может решить поставленные цели организации.

Позже исследователи зарождения ООН решили считать местом создания организации именно Москву, так как здесь был подписан основополагающий документ. После Московской конференции было собрано совещание в Тегеране, где и была подписана Декларация в 1943 году, 1 декабря.

В документе государства Совета Безопасности ООН указали на то, что они берут на себя ношу урегулирования мировых конфликтов и защиту стран таким способом, который удовлетворял бы подавляющую массу народа и который помог бы ликвидировать бедствия и войны.

Длительное время подготавливались все документы к утверждению данной организации. Несмотря на мощь будущего проекта, Рузвельт подчеркивал то, что данное формирование не является сверхгосударством со своими правами и полицией.

Непосредственно перед подписанием была проведена Ялтинская конференция, которая поднимала вопрос о привлечении других стран в данную организацию. А также главный принцип принятия решения – это единогласие. В свою очередь, СССР настоял на первоначальном принятии Белорусской и Украинской ССР в состав ООН.

Детали

Над Уставом ООН работали длительный период, и окончательная его версия появилась в июне 1945 года. После его ратификации, в октябре этого года он был подписан и вступил в силу. Поэтому 24 октября 1945 года считается днем основания ООН.

В преамбуле главного документа организации указывалась решительность стран наций перед будущими угрозами мира. Каждое государство обязуется избавить будущее поколение от войн и бедствий. Также провозглашалась острая необходимость соблюдения прав человека, его достоинство и ценность личности.

Чтобы избежать дальнейших проблем, члены Совета Безопасности ООН обязались друг перед другом жить в мире и согласии. Объединиться для сохранения международного мира и безопасности. А также помогать социальному и экономическому мировому прогрессу.

Состав

Список членов Совета Безопасности ООН меняется каждые два года. В него входит 15 стран. Из них пять – постоянные члены Совета Безопасности ООН, и 10 - временные. В пятерку «постояльцев» входят Россия, Великобритания, Китай, США и Франция. Регулярности встреч этих государств не наблюдается, но при необходимости они должны немедленно съехаться. Если на кону какое-либо решение, для его принятия необходимо 9 голосов. Но следует учитывать и право вето, о котором мы поговорим чуть позже.

С 2016 года новыми временными членами Совета Безопасности ООН являются: Уругвай, Украина, Египет, Сенегал и Япония. Они заменили Чад, Нигерию, Чили, Иорданию и Литву. Пять новых «сотрудников» избрала Генеральная Ассамблея ООН. Совет Безопасности обзаведется новыми временными членами уже в 2017 году, так как выборы происходят каждые два года.

Ныне главным конфликтом данного формирования ООН считается его субъективность. Десять временных членов смирились со своим положением – «актеры второго плана», но некоторые и по сей день указывают на несправедливость в решениях Совета Безопасности. Несмотря на это, стоит напомнить, что для принятия решения все-таки необходимо 9 голосов из 15, а поэтому во многих случаях временные члены играют решающую роль.

Ныне членами ООН остаются 193 государства.

Цели

Цели ООН оглашены в первых двух пунктах Устава:

  • Поддержка мира и безопасности, ради которых возможно применение эффективных коллективных мер, для ликвидации угрозы войны в любых проявлениях.
  • Заниматься разрешением споров, которые приводят к нарушению мирного положения, с помощью международного права и принципов справедливости.
  • Заботиться о мирной ситуации на земном шаре, поддерживать дружеские отношения не только между членами ООН, но и между всеми странами. При этом использовать принципы равноправия для укрепления мира.
  • Поддерживать многостороннее сотрудничество в целях обеспечения мира, а также развития всех сфер общества.
  • Быть центром урегулирования конфликтов и соблюдать поставленные цели.

Подобный расклад дел указывает на то, что Совет Безопасности ООН является самостоятельным органом, который способен решать не только поставленные задачи, указанные в Уставе, но и разрешать конфликты, сформированные в резолюции.

Привилегии и иммунитеты

Документ, который регламентирует привилегии и иммунитеты, ООН был принят в 1946 году. При этом в Конвенции затрагивается вопрос как о самой организации, так и о сотрудниках. Если не брать во внимание сложную юридическую формулировку, все привилегии и иммунитеты можно описать следующим образом:

  1. На организацию и её имущество не влияют любые формы вмешательства суда. Исключением может послужить отказ ООН от данного пункта.
  2. Нельзя в помещениях организации проводить обыск, арест, конфискацию и прочее.
  3. Вся документация ООН является неприкосновенной.
  4. На организацию не действует система налогообложения, а также денежные переводы могут беспрепятственно направляться в любое государство.
  5. На организацию не действуют любые таможенные сборы, а также ограничения при импорте и экспорте.
  6. ООН имеет право использовать дипломатические связи, вплоть до шифров и личных курьеров.

Это то, что касается иммунитетов и привилегий для организации, а вот касательно сотрудников, здесь следует поделить данные правила на несколько групп. Генеральный секретарь и его семья могут использовать все существующие дипломатические привилегии. Должностные лица организации избавлены от судебной ответственности за то, что они совершили во время несения службы. Также эти люди избавлены от налогообложения, а вступив в должность, беспрепятственно могут ввозить имущество. Должностные лица ООН избавлены от государственной служебной повинности, в этом случае данным людям необязательно отдавать долг государству и отправляться в армию.

А третья группа состоит из экспертов, занимающихся командировками по делам организации. Они избавлены как от личного ареста, так и от конфискации багажа. Также иммунитет распространяется на судебно-процессуальные решения, но только в случае действий, совершенных во время службы. Для них доступно использование шифров и кодов, а их документы имеют статус неприкосновенности.

Своего иммунитета Генеральный секретарь может лишиться только в случае такового решения Совета Безопасности. А вот снимать привилегии и иммунитет с других сотрудников Генсек может любое время. В первом случае данный вопрос в истории не поднимался ни разу, а вот факт снятия полномочий с сотрудника ООН существовал в архиве. Один из переводчиков злоупотреблял служебным положением, также был пойман на взятке, а поэтому был осужден правительством США.

Полномочия

Функции и полномочия Совета Безопасности прописаны в Уставе ООН. Итак, организация занимается:

  • Поддержанием международного мира и безопасности, в соответствии с целями Устава ООН.
  • Расследованием любого спора и конфликта, которые могут нарушить международную безопасность.
  • Оглашением рекомендаций по поводу урегулирования конфликтов.
  • Определением существования угрозы мирной ситуации или акта агрессии.
  • Призывом членов ООН к формированию санкций, не связанных с военными действиями, для прекращения агрессии и разжигания конфликта.
  • Введением военных действий против агрессора при острой необходимости.
  • Рекомендацией Генеральной Ассамблее новых временных членов.
  • Рекомендацией уполномоченного на пост Генерального секретаря.

По вышеуказанным пунктам ясно, что Совет Безопасности ООН – это миротворческая сила, которая играет решающую роль в урегулировании мировых конфликтов. Кроме того, организация имеет право предпринять любые меры по обеспечению международной безопасности, даже если будет необходимость в применении оружия.

Вето

Как уже известно, пользоваться вето могут лишь постоянные члены Совета Безопасности ООН – Китай, Россия, США, Великобритания и Франция. Чтобы принять резолюцию, необходимо 9 голосов из 15. Но если один или более постоянных членов наложат вето на данный вопрос, то решение не будет принято.

Конечно, данная процедура заставляет задуматься, ведь не со всеми решениями, которые принимает Совет Безопасности ООН, страны-лидеры могут быть согласны. А поэтому, наложив вето на резолюцию, они с легкостью обезопасят себя от нежелательного решения. Хотя в Уставе сказано, что сторона, которая участвует в споре, должна воздержаться от голосования.

За время существования организации все пять членов не единожды использовали свое право на вето. Кстати, стоит сказать, что в Уставе прописано и правило, при котором постоянный член может не использовать право вето, но отказаться от голосования.

Резолюция

Резолюции Совета Безопасности ООН – это документы, которые касаются не только деятельности самой организации, но и вопросов, касающихся действий ООН по урегулированию конфликтов и обеспечению международной безопасности. С помощью резолюции вводятся санкции, разрешаются военные меры против агрессора, проводят трибуналы, распределяются мандаты миротворцев, производятся ограничительные меры.

Данный правовой акт принимается или отклоняется путем голосования 15 членов. Решения Совета Безопасности ООН приняты только тогда, когда "За" проголосовали 9 и более участников (исключая вето).

Бюджет

Откуда же берутся деньги в Совете Безопасности и в самой Организации Объединенных Наций? Как указывают официальные документы, источниками финансов являются члены ООН. Их взносы можно оценить по шкале, которая была утверждена Генассамблеей. Существует также и Комитет по взносам, где трудятся 18 специалистов. Причем данный отдел напрямую сотрудничает с Административным и Бюджетным комитетом.

Шкала взносов определяется с помощью критерия – платежеспособность государства. Определение здесь зависит от доли валового национального продукта, дохода на душу населения и множества других факторов. При этом каждые три года, после изучения статистических данных, эта шкала меняет показатели, в соответствии с экономической ситуацией во всем мире.

Кроме регулярного бюджета, в ООН существует дополнительный – траты на трибуналы и миротворческие операции. Его также поддерживают своими взносами члены организации.

Не стоит забывать, что у Организации Объединенных Наций существует множество фондов, каждый из которых имеет свой бюджет. Его «подпитывают» добровольно либо государства, либо частные лица. Остальные учреждения ООН также имеют собственный бюджет, в том числе и Совет Безопасности ООН. Постоянный член также участвует в формировании бюджета.

Исторические решения

Говоря об объективности в принятии решения, конечно же, стоит отметить самые скандальные решения, которые повлияли на ход событий и в очередной раз показали, что принятие резолюции Совета Безопасности ООН не всегда приводит к мирному урегулированию конфликта.

Первым критическим решением стала для мира новость о разделе Палестины. В 1947 году встал вопрос о том, чтобы на территории построить две страны – Арабскую и Еврейскую. Под международным влиянием должны были оказаться Иерусалим и Вифлеем. Уже на следующий год в Палестине возникло настоящее противостояние евреев и арабов. Когда Израиль одержал победу, он захватил территорию гораздо больше. Стоит сказать, что периодически последствия данного решения отображаются на ситуации в стране и ныне.

Позже, уже в 1975 году, возникла резолюция о сионизме. Тогда ООН и Израиль снова столкнулись в непонимании. Тогда Совет Безопасности ООН выносил решения о ликвидации всех форм расизма и дискриминации. При этом США высказывали свое несогласие и осудили резолюции наряду с Израилем, Европарламентом, Парагваем, Уругваем и ЮАР. Уже в 1991 году документ потерял свою силу.

В 2011 году Совет Безопасности Организации Объединенных Наций принял еще одну резолюцию, которая предполагала иностранное вмешательство в Гражданскую войну в Ливии. По документам, необходимо было защитить мирных жителей. Но на практике оказалось, что множество гражданских объектов находились под бомбардировкой коалиции. Результатом такого вмешательства стало огромное количество жертв, поражение и убийство Каддафи.

А вот резолюция Совета Безопасности ООН относительно Косово до сих пор остается неоднозначной. Она была принята в 1999 году и обязала стороны ликвидировать боевые действия и вернуть мирную ситуацию в страну. Причем в этом документе указаны положения, которые отвечают за суверенитет и территориальную целостность Югославии. Большинство участников голосования были против раздела страны и утверждали информацию о незаконном провозглашении независимости Косово.

Еще одна из сомнительных резолюций была принята совсем недавно, в 2014 году. Она гласила о территориальной целостности Украины. ООН подтверждали незаконное присоединение Крыма к России, а референдум, по их мнению, не является легитимным.

Стоит понимать, что работа данной организации имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Но несмотря на недопонимания со стороны общества, все-таки Совет добросовестно отвечает за международную безопасность и заботится о мирном разрешении конфликтов.

Совет Безопасности является одним из главных органов ООН и играет основную роль в поддержании международного мира и безопасности.

Совет Безопасности состоит из 15 членов: пяти постоянных (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай) и десяти непостоянных, избираемых в соответствии с Уставом ООН. Перечень постоянных членов зафиксирован в Уставе ООН. Непостоянные члены избираются Генеральной Ассамблей ООН на два года без права немедленного переизбрания .

Совет Безопасности уполномочивается расследовать любой спор или ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать международному миру и безопасности. В любой стадии такого спора или ситуации Совет может рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования .

Стороны спора, продолжение которого может угрожать международному миру или безопасности, вправе самостоятельно принять решение о передаче спора на разрешение Совета Безопасности. Однако если Совет Безопасности считает, что продолжение данного спора может угрожать поддержанию международного мира и безопасности, он может рекомендовать такие условия разрешения спора, какие найдет подходящими .

Государство, не являющееся членом ООН, также может обратить внимание на любой спор, в котором оно является стороной, если в отношении этого спора оно примет на себя заранее предусмотренные в Уставе ООН обязательства мирного разрешения споров .

Кроме того, Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации сторонам или решает, какие меры следует принять для восстановления международного мира и безопасности. Совет может потребовать от сторон спора выполнения тех временных мер, какие он найдет необходимыми. Решения Совета Безопасности являются обязательными для всех членов ООН .

Совет также уполномочен решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и требовать от членов организации осуществления этих мер. Эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений .

Если Совет Безопасности сочтет, что эти меры окажутся или оказались недостаточными, он вправе принять такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления мира и безопасности. Государства - члены ООН обязуются предоставить в распоряжение Совета необходимые для поддержания мира вооруженные силы .

При этом необходимо учитывать, что Устав ООН ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права каждого государства на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения на члена ООН до тех пор, пока Совет Безопасности не примет надлежащих мер по поддержанию мира и безопасности .

Каждое государство - член Совета Безопасности имеет здесь одного представителя. Совет Безопасности устанавливает свои правила процедуры, включая порядок избрания своего Председателя .

Решения в Совете Безопасности по вопросам процедуры считаются принятыми, если за них поданы голоса девяти членов Совета. По другим вопросам решения считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета, причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования. Если при голосовании по непроцедурному вопросу один из постоянных членов Совета проголосует против, решение считается не принятым (право вето) .

Совет Безопасности может учреждать вспомогательные органы, необходимые для выполнения его функций. Так, для оказания помощи Совету Безопасности по вопросам использования войск, предоставленных в его распоряжение, и регулированию вооружений, был создан Военно-Штабной Комитет, состоящий из начальников штабов постоянных членов Совета Безопасности или их представителей .

Структура Совета Безопасности ООН.

Статья 29 Устава Организации Объединенных Наций гласит, что Совет Безопасности может учреждать такие вспомогательные органы, которые он найдет необходимыми для выполнения своих функций. Это также отражено в правиле 28 Временных правил процедуры Совета .

В состав всех нынешних комитетов и рабочих групп входят 15 членов Совета. Хотя председателем постоянных комитетов является Председатель Совета, должность которого ежемесячно замещается на основе ротации, председателями или сопредседателями других комитетов и рабочих групп являются назначаемые члены Совета, имена которых ежегодно представляются в записке Председателя Совета Безопасности .

Сфера охвата мандатов вспомогательных органов, будь то комитеты или рабочие группы, весьма широка - от процедурных вопросов (например, документация и процедуры, заседания вне Центральных учреждений) до вопросов существа (например, режимы санкций, борьба с терроризмом, операции по поддержанию мира) .

Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) и Международный уголовный трибунал по Руанде (МУТР) являются вспомогательными органами Совета Безопасности по смыслу статьи 29 Устава. Будучи таковыми, они являются зависимыми от Организации Объединенных Наций в том, что касается административных и финансовых вопросов, однако в качестве судебных органов они являются независимыми от любого государства или группы государств, включая учредивший их орган - Совет Безопасности .

Комитеты.

Контртеррористический комитет и комитет по нераспространению

Контртеррористический комитет, учрежденный резолюцией 1373 (2001)

Комитет по предотвращению распространения ядерного, химического или биологического оружия и средств его доставки (Комитет 1540) .

Военно-штабной комитет

Военно-штабной комитет помогает планировать военные меры Организации Объединенных Наций и регулировать вооружения .

Комитеты по санкциям (специальные)

Применение обязательных санкций призвано оказать давление на то или иное государство или образование с целью заставить его придерживаться определенных Советом Безопасности целей, не прибегая к использованию силы. Таким образом, для Совета Безопасности санкции являются одним из важных инструментов обеспечения соблюдения его решений. Благодаря своему универсальному характеру Организация Объединенных Наций является особенно подходящим органом для введения таких мер и отслеживания их применения .

Совет прибегает к имеющим обязательную силу санкциям как к одному из инструментов обеспечения выполнения его решений тогда, когда мир находится под угрозой, а дипломатические усилия оказались бесплодными. В число санкций входят всеобъемлющие экономические и торговые санкции и/или целенаправленные меры, такие как эмбарго на оружие, запреты на поездки, а также ограничения финансового или дипломатического характера .

Постоянные комитеты и специальные органы

Постоянные комитеты являются органами открытого состава и обычно учреждаются в целях решения определенных процедурных вопросов, таких, например, как вопрос о приеме новых членов. Специальные комитеты учреждаются на ограниченный период времени для решения того или иного конкретного вопроса .

Операции по поддержанию мира и политические миссии

В той или иной операции по поддержанию мира задействован военный, полицейский и гражданский персонал, который проводит работу в целях оказания поддержки в области безопасности и в политической области, а также на ранних этапах миростроительства. Деятельность по поддержанию мира является гибкой, и на протяжении последних двух десятилетий осуществляется в рамках многочисленных конфигураций. Нынешние многоаспектные операции по поддержанию мира призваны не только обеспечивать поддержание мира и безопасности, но и содействовать политическим процессам, обеспечивать защиту гражданских лиц, оказывать помощь в разоружении, демобилизации и реинтеграции бывших комбатантов; оказывать поддержку в организации выборов, защищать и поощрять права человека и оказывать помощь в восстановлении верховенства права .

Политические миссии являются одним из элементов в целом ряду операций Организации Объединенных Наций в пользу мира, которые проводят свою работу на различных этапах цикла конфликта. В некоторых случаях после подписания мирных соглашений на смену политическим миссиям, которыми управляет на этапе мирных переговоров Департамент по политическим вопросам, приходят миссии по поддержанию мира. В некоторых случаях операциям Организации Объединенных Наций по поддержанию мира приходят на смену специальные политические миссии, задача которых заключается в отслеживании осуществления более долгосрочных по своему характеру мероприятий в области миростроительства .

Международные суды и трибуналы.

Совет Безопасности учредил Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) в 1993 году после того, как в бывшей Югославии в ходе военных действий были совершены широкомасштабные нарушения гуманитарного права. Он стал первым за послевоенное время судом, учрежденным Организацией Объединенных Наций в целях преследования за военные преступления, и первым после Нюрнбергского и Токийского трибуналов, которые были учреждены в конце Второй мировой войны, трибуналом для преследования за военные преступления. Трибунал рассматривает дела тех лиц, которые несут главную ответственность за такие чудовищные акты, как убийства, пытки, изнасилования, обращение в рабство и уничтожение собственности, а также за другие сопровождаемые насилием преступления. Его цель - обеспечить отправление правосудия в интересах тысяч жертв и их семей и таким образом способствовать установлению прочного мира в этом районе. По состоянию на конец 2011 года Трибунал вынес обвинительные приговоры 161 человеку .

Совет Безопасности учредил Международный уголовный трибунал по Руанде (МУТР) в 1994 году для преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные в Руанде в период с 1 января по 31 декабря 1994 года. Он может также заниматься преследованием руандийских граждан, которые совершали акты геноцида и другие подобные нарушения норм международного права на территории соседних государств в этот же период. В 1998 году Трибунал по Руанде стал первым международным судом, который вынес приговор по делу о геноциде, а также в первые в истории назначил наказание за такое преступление .

Консультативный вспомогательный орган.

Комиссия по миростроительству (КМС) является межправительственным консультативным органом, который оказывает поддержку усилиям, направленным на установление мира в странах, переживших конфликты, а также является одним из важных дополнительных инструментов международного сообщества в его деятельности в рамках широкой повестки дня в области мира .

Комиссия по миростроительству играет уникальную роль в плане:

обеспечения согласованного взаимодействия всех соответствующих субъектов, в том числе международных доноров, международных финансовых учреждений, национальных правительств и предоставляющих войска стран;

мобилизации и распределения ресурсов;

Комиссия по миростроительству является консультативным вспомогательным органом как Совета Безопасности, так и Генеральной Ассамблеи .



Читайте также: