Этнокультурные организации. Деятельность этнокультурных организаций

Многонациональность России. Большинство регионов России представляют собой полиэтнические сообщества (к примеру, в Москве проживает 120 национальностей, в Республике Бурятия - 113 национальностей, на Северном Кавказе - 119 и т.д.). В связи с этим регионализм - естественный, органический принцип территориальной организации этнокультурных процессов. Проявляясь в обычаях, типах менталитета, культурных особенностях (например, «сибирский характер», культура Сибири), он определяется общей идентичностью, культурой, историей, географией. Культурное развитие регионов предполагает возрождение и развитие национальных культур всех населяющих регион этносов, ставит серьезные задачи в области развития языков и национального образования.

Актуальность этнокультурных центров. (Далее, этнический культурный центр - ЭКЦ). Система (этнической направленности) социально-культурных институтов востребована к жизни динамично меняющимися социально-экономическими и политическими условиями. Кризисное состояние общества вызывает кризисы национальных отношений, особенно проявляющиеся шовинистические и национал экстремистские настроения, антигуманные действия по отношению к национальным меньшинствам, мигрантам в социуме. Ослабить и предотвратить их способны социально-культурные институты этнокультурной направленности, которые представляют собой развернутую систему, включающую национальные представительства, национально-культурные автономии, центры, объединения, землячества, союзы и т.д. Нормативно-правовые документы отмечающие миссию этнической культуры в развитии культурного многообразия России, которая выступает предметом межкультурного взаимодействия и общения, обеспечивая народам право на сохранение и развитие своей национальной самобытности, и органичное вхождение в мировое сообщество, а также роль специалистов этнокультурной деятельности в этих процессах:

  • - Национальная доктрина образования (2000),
  • - «Концепция модернизации российского образования до 2010 года»,
  • - Федеральная целевая программа «Культура России на 2006-2010 годы»,
  • - Материалы заседания Государственного Совета Российской Федерации (2006),
  • - Концепция развития образования в сфере культуры и искусства на 2008-2015 годы (2008),
  • - Концепция развития вузов культуры и искусств Российской Федерации (на период до 2010 года) (2007) и др.

Нормативные документы и программы ООН и ЮНЕСКО:

  • - «Концепция устойчивого развития»,
  • - «Рекомендации по сохранению фольклора»,
  • - «Шедевры устного и нематериального наследия народов мира» и др. Документы, обеспечивающие участие социально-культурных институтов в формировании будущих специалистов:
  • - Федеральный закон от 27 ноября 2002 года № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» (с изменениями на 1 декабря 2007 года);
  • - Постановление Правительства РФ от 21.01.2005 года № 36 «Правила разработки, утверждения и введения в действие ГОС ПО, предусматривающие участие в их разработке работодателей»;
  • - Приказ Минобразования России от 30.12. 2004 года № 152 о создании совета по государственным образовательным стандартам профессионального образования с введением в него представителей объединений работодателей;
  • - Письмо Минобразования России от 12.11.2004 года № АС-827/ 03 «О механизме внесения изменений в действующие ГОС ВПО с учетом требований работодателей»;
  • - Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 года № 1015 «Об утверждении правил участия работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» и др.

Социально-культурные институты этнической направленности - это организованные объединения людей. Институты социально-культурной сферы представляют собой многочисленную сеть учреждений, обеспечивающих культурную деятельность, процессы создания, распространения и освоения культурных ценностей, а также включение людей в определенную, адекватную для них субкультуру. В их число входят институты, занимающиеся вопросами сохранения и развития этнической культуры, создания условий для населения в удовлетворении этнических потребностей и интересов.

ЭКЦ как социально-культурный институт этнокультурной направленности - представляют объединения людей, выполняющие социально значимые функции сохранения и развития традиционной культуры этнической группы, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами этноса своих социальных ролей, задаваемых этнокультурными ценностями, нормами и образцами поведения в полиэтническом сообществе.

Этнокультурное объединение - добровольное, самоуправляемое объединение граждан - представителей этнической общности, проживающих в иноэтничном окружении и реализующих право на национально-культурное самоопределение, которое создается в целях сохранения национально-культурной идентичности, развития национального самосознания, языка, образования, обычаев и обрядов.

Этнокультурные объединения, являясь регуляторами национальной культурной политики в регионах, выступают особым институтом гражданского общества, способным привлекать этнические диаспоры к участию в решении проблем социума, и современным учреждением культуры, организующим воспитательную, культурно-просветительную, досуговую и иную деятельность полиэтнического населения.

Виды этнообъединений.

По реализации, приоритетных направлений и форм работы этнокультурные объединения можно классифицировать как:

  • 1) мощные этнонациональные культурные центры, созданные в крупнейших экономических регионах национальным меньшинством, которое имеет свое государственное образование за пределами региона проживания (например, татары, башкиры, буряты и др.);
  • 2) землячества, национальные объединения людей, лишенных своего сословия: казаки, представители этнической самобытности, имеющие свою культурную традицию (например, старообрядцы);
  • 3) этнокультурные центры возрождения и сохранения культурной традиции малочисленных народов; центры «Возрождение малой Родины»; культурные центры духовного направления и др.

1) этноконнотированные институты: социальных общностей (этнос, этнические группы, этнические диаспоры и т.д.); специализированные институты (этнокультурных объединений, национально-культурных центров, Домов национальностей, Домов дружбы народов, домов и центров фольклора, домов ремесел, детских центров народной культуры и др.). Суть их в интегративном потенциале, в объединении усилий по воспитанию этнического самосознания личности, ее толерантного отношения к полиэтническому сообществу, в организации совместных, согласованных и скоординированных.

Областные и муниципальные модели этнокультурного возрождения.

Одной из таких моделей является национально-культурная автономия - форма экстерриториального общественного самоопределения этнических общностей, действующая в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. В настоящее время в России действуют 14 федеральных и более 300 региональных и местных национально-культурных автономий. Наибольшее количество национально-культурных автономий создано немцами (68 в 24 субъектах РФ), татарами (63), евреями (29), армянами (18), украинцами и другими этническими группами. Координирует их деятельность Консультационный совет по делам национально-культурных автономий при Правительстве Российской Федерации (2002). Основные формы деятельности. К ним относятся: создание общественных театров, культурных центров, музеев, библиотек, клубов, студий, архивов и т.д.; организация творческих союзов и коллективов профессионального и самодеятельного искусства, кружков; проведение массовых мероприятий в области национальной культуры (фестивалей, конкурсов, смотров, выставок и т.п.). Этнокультурная деятельность представляет собой сложный комплекс различных видов деятельности (когнитивной, художественно-творческой, педагогической, проектной, технологической, экспертной и т.п.), направленных на: сохранение и развитие народной художественной культуры; организацию культурно-досуговой деятельности этнического объединения; развитие национального самосознания и национальной идентичности членов диаспорного населения региона; на этнопедагогическую деятельность, обеспечивающую приобщение подрастающего поколения к этнической культуре. Понятие «профессиональная этнокультурная деятельность» сводится к содержанию деятельности специалиста, к совокупности выполняемых им функций в этнокультурном центре (организационно-управленческой, художественно-творческой, проективной, педагогической и т.д.). Профессиональная деятельность специалиста является сложной, иерархически построенной, многофункциональной, многоуровневой и динамически развивающейся структурой с большими возможностями широкого переключения с одной на другие функции и уровни профессиональной деятельности. Оптимальная и наиболее полезная деятельность этнокультурных объединений - проявляется в решении различных социально-культурных задач, связанных с вопросами культурного самоопределения и развития своего этноса; - реализация целей, направленных на установление межнационального, межкультурного контакта, воспитание этнической толерантности.

Основные функции ЭКЦ по формированию этнического самосознания, этнической идентификации, этнических стереотипов представителей диаспоры средствами этнической истории и культуры, языка, эмоциональной близости с этнической общностью;

Этнической социализации через систему преемственных связей в разновозрастном коллективе;

  • - созданию благоприятной этносоциальной среды обитания этноса в полиэтническом окружении, через активное участие в культурной жизни региона;
  • - этноконсолидирующей функции членов этнической группы, создание условий для поддержания культурной дистанции между народами в целях предотвращения культурно-бытовой ассимиляции;
  • - атмосферы снятия напряженности в межнациональных отношениях, их гармонизация и предотвращение межнациональных конфликтов; поддержки и защиты индивида в условиях кризисного социума.

Социально-культурный потенциал этнокультурных объединений огромен и выходит за рамки сугубо этнического аспекта. Объединениями актуализируется гражданская активность членов диаспоры в виде экологических, культурных, религиозных движений, участия в реализации целевых региональных программ по возрождению и развитию этносов и т.д.

Особую роль в развитии инициативной этнокультурной деятельности на федеральном уровне играют ежегодные конкурсы на получение грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. В Положении о таких грантах выделен раздел «Народное творчество».

На региональном уровне усиливается поддержка гражданских инициатив в этнокультурной сфере как со стороны органов государственного руководства культурой и образованием, так и отдельных негосударственных некоммерческих структур (таких как Фонд развития регионов).

Вместе с тем, в решении этнокультурных задач, как части современной региональной социально-культурной политики, слабо задействованы новые ресурсы, в частности - учреждения и организации, имеющие статус негосударственных некоммерческих структур. Их участие в развитии этнокультурной сферы регионов если и происходит, то в основном, стихийно, эпизодически и в незначительных масштабах. Однако в некоторых из них (например, в Фонде развития регионов) уже накопились инновационные идеи и опыт организационно-педагогической деятельности в этой сфере.

Традиционная народная (этническая) культура определяется исследователями как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных тем или иным народом (этносом). В традиционную народную культуру входят передаваемые от поколения к поколению празднично-обрядовые, семейно-бытовые и этнопедагогические традиции этноса, а также народная художественная культура (художественные ценности того или иного народа, формы их бытования в этнических общностях). Народная художественная культура (этнохудожественная культура) представлена устным народным творчеством, народной музыкой, танцами, декоративно-прикладным творчеством, фольклорным театром и другими видами народного художественного творчества. Традиционные народные праздники, обряды, художественное творчество, издревле воплощали духовно-нравственные ценности и идеалы этноса, его самосознание, характер, стереотипы поведения, которые передавались от поколения к поколению использованием средств этнопедагогики.

Этносы отличаются друг от друга особенностями своего этнического самосознания - одной из форм социального сознания.

Характерной чертой этнического самосознания является наличие целой гаммы эмоционально-окрашенных стереотипов. В традиционной народной культуре отражены этнические стереотипы поведения, которые Л.Н.Гумилев выделяет в качестве одного из главных признаков любого этноса.

Каждый этнос формирует свои, наиболее целесообразные для его выживания и развития в конкретной природной среде стереотипы, духовно – нравственные нормы и ценности. И каждый этнос, народ стремится передать эти нормы и ценности следующим поколениям, используя при этом формы и средства этнопедагогики (сказки, пословицы, поговорки, народные игры, праздники, обряды, народное искусство и др.). Они оказывают важное влияние на характер, как конкретной личности, так и этноса в целом.

Многообразные этнокультурные традиции народов России являются сокровищницей актуальных для современного общества духовно-нравственных ценностей и идеалов. Среди главных ценностей русской традиционной культуры, сближающих ее с культурами других народов нашей страны, Т.И.Бакланова выделяет следующие:

– Ценностное отношение к матери как одной из главных святынь и материнству как единству природного (биологического) и духовно-нравственного начал.

– Ценность семьи и традиционных семейных отношений, построенных на уважении к родителям, взаимопомощи и сопереживании.

– Ценность родной земли, Родины.

Ценность трудолюбия и труда на родной земле.

Ценность здорового образа жизни и одухотворенной красоты человека.

На этой основе одной из важнейших функций традиционной народной культуры следует признать аксиологическую функцию. Другими ее функциями являются регулятивная, познавательная, адаптивная и информационно-коммуникативная.

Понятие «традиционная народная культура» взаимосвязано с понятием «этнокультурная деятельность», которое можно трактовать двояко.

В Москве завершился форум "Клуб межнациональных инициатив". Проект подытожил двухлетнюю деятельность Федеральной еврейской национально-культурной автономии по обучению лидеров НКО социальному проектированию. В столице собрались 40 лучших участников из регионов России. Какие проблемы волнуют представителей НКО сегодня и как их решать, специально для "НацАкцента" выясняла выпускница Школы межэтнической журналистики Мария Вахрушева.

Если у вас украли проект

Проекты ФЕНКА известны своим качеством, будь то форумы, выставки или кинопоказы. Вот и на сей раз организаторы составили очень насыщенную и разнообразную программу: лекции, дискуссии, выездные занятия, мастер-классы. В первый же вечер работы Клуба был представлен необычный форум-театр "Соседи".

В форуме играют непрофессиональные актеры. Текст сценки пишут они же, - пояснила специфику представления художественный руководитель Юлия Шевелева . - Фишка в том, что мы обсуждаем со зрителем действия героя в той или иной ситуации. Но даже и это не самое главное. Моя любимая часть форума, когда зритель может встать на место актера и проиграть любой фрагмент так, как ему нравится.

Таким способом создатели спектакля показывают зрителям, с какими проблемами они могут столкнуться в реальной жизни, и подготавливают заранее к правильным решениям.

Форум-театр работает на базе Центра толерантности Еврейского музея, где тоже побывали участники форума. На выездном занятии своим опытом в проектировании поделилась директор Центра Анна Макарчук .

Когда придумываешь проект, важно предугадать, что нужно обществу, - рассказала Анна. - Только помните: вам не должно быть жалко ваших трудов. К сожалению, людям свойственно конкурировать: за лидерство, деньги, идею. Отойдите от этого и переходите к сотрудничеству. И если у вас украли проект, то это ваш архиуспех!

Стратегия и комсомол

Центральным событием форума стал круглый стол в Общественной палате РФ, посвященный реализации Стратегии госнацполитики в регионах. Член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Иосиф Дискин отметил, что государство – не главный игрок на поле межнациональных отношений. Ведущую роль эксперт отводит гражданскому обществу.

- Мяч на стороне НКО, ведь для нас и создавали стратегию, - соглашается гендиректор Федеральной еврейской национально-культурной автономии Евгения Михалева . – Однако перед государством мы не должны выглядеть как попрошайки.

Нужно строить партнерские отношения не только с властью, но и с другими НКО. Наша главная задача – быть активными игроками. Нужно создавать больше новых творческих проектов и не бояться, что ими может воспользоваться кто-то другой.

- За четыре года работы Стратегии нам удалось уйти от понимания национальной политики как "танцевально-пожарных мероприятий", - отметил замдиректора Института этнологии и антропологии РАН Владимир Зорин . -Сегодня запущены более серьезные проекты, как, например, Большой этнографический диктант. Его результаты лучше, чем мы предполагали, если говорить с точки зрения количества участников. Но посмотрев на статистику правильных ответов, приходим к выводу, что мы безграмотны в области этнокультурного многообразия нашей страны. . Как это исправить? Только просвещением самих себя и окружающих.

Сохраняя идентичность своей нации, мы должны интересоваться и культурами наших соседей, - добавила Мехрибан Садыгова , президент ФНКА азербайджанцев России. – Вспомнаю хороший пример единения – комсомол. Не важно, какой ты был национальности. Главное было идти только вперед и с песней!

Участники круглого стола также интересовались вопросами финансирования проектов, нацеленных на изучение национальных языков, переподготовку кадров. Жаркие споры вызвало и обсуждение роли СМИ в реализации Стратегии.

По материалам конкурса Гильдии межэтнической журналистики "СМИротворец", где я была одним из членов жюри, видно, насколько чутко реагируют журналисты на межэтническую тематику. Появилось больше материалов по цыганской теме, о Северном Кавказе. Это и понятно, ведь СМИ – лакмусовая бумажка общества, – пришла к выводу Евгения Михалева .

Однако если в печатных СМИ заметна положительная тенденция развития межнациональной темы, то такой вывод рано делать о телевидении.

Посмотрите телевизор: в самое ходовое время, в 8-9 часов вечера, ничего нет по нашей теме. А даже если и есть, то только передачи, разжигающие национальную неприязнь, - возмутилась Мехрибан Садыгова . - Почему бы не показать, например, что-то про малые народы Севера. Ведь каждый день мы говорим об укреплении нации. Неужели нельзя заразить ТВ нашей гордостью?

Тему информационной политики в этнокультурных НКО продолжила в отдельном выступлении президент Гильдии межэтнической журналистики Маргарита Лянге :

Ощущений, что НКО что-то делают, у СМИ и общества нет. Двери организаций должны открыться, чтобы информация о них дошла до населения.

Она отметила, что в целом сегодня меняется структура медиапотребления. Более востребован видеоконтент, а не большие тексты.

Кто знает видео-блог "Дневник Хача"? – спрашивает участников Маргарита Лянге.

В аудитории подняли руки только два человека.

Между прочим, у него сотни тысяч подписчиков. И он - непрофессиональный журналист - оказывается порой намного влиятельнее, чем иные официальные СМИ. Это пример того, что играть на этом поле может любой в том числе и НКО, если оно задастся такой целью и будет постоянно забрасывать в сеть креативные материал - резюмировала эксперт.

Кино без провокаций

В один из вечеров для участников состоялся специальный показ фильма "Коробка". Представлять картину пришли продюсер Елена Гликман и один из главных актеров Кирилл Дегтярь .

По словам продюсера, картина поднимает тему "русские и не русские":

- Я, еврей по национальности, играл кавказца. Парень, сыгравший главного русского футболиста, - мусульманин, - рассказал Кирилл. - Других кавказцев играют осетин, азербайджанец и армянин. То, что двое последних подбадривают друг друга, хлопают по плечу, к сожалению, возможно только в кино.

Действительно, мы не довели конфликт, хотя у нас был вариант с убийством одного из игроков. Но мы подумали, что итак достаточно провокаций в жизни, - вздыхает Елена. - И создали только модель отношений. Хочется, чтобы все конфликты решались по этой модели.

Сценарий фильма начали писать в 2010 году после убийства футбольного фаната Егора Свиридова и событий на Манежной площади. В этом году картина вышла на большие экраны. Несмотря на то, что фильм вызвал бурное обсуждение и одобрение участников "Клуба межнациональных инициатив", в прокате он не окупился.

В целом, это проблема российского кино. Всего лишь 4-5 фильмов отечественного производителя окупается в кинотеатрах. У нас у всех есть долги перед фондом кино. Но мы показываем "Коробку" на многих фестивалях, включая зарубежные. И нас везде хорошо принимают, - улыбается Елена.


Мнения участников форума:

Делегат организации "Казахи Омска" Диана Аубакирова:

Организация проекта была на высоте! Этому стоит поучиться, особенно в регионах.

Анна Игнатова , представитель Ярославской Общественной организации возрождения русской культуры и традиций "Петропавловская слобода":

Было полезно и насыщенно! С удовольствием прикоснулась к еврейской культуре, было интересно увидеть, как отмечают Шаббат. Один из дней форума выпал как раз на этот праздник. Когда знакомишься с другими традициями, начинаешь смотреть на жизнь под новым углом. И после этого форума как раз изменился мой угол зрения. Мне понравился и круглый стол в ОПРФ, и поездка в Еврейский музей. А форум-театр я обязательно попробую реализовать у себя.

Мария Вахрушева

Материалы

УДК 329.734

Вопрос участия этнических общественных объединений в системе национальной безопасности страны является одним из актуальных на сегодняшний день. Современная обстановка в Российской Федерации и в мире определила актуальнейшую задачу - поиск более эффективных подходов в обеспечении национальной безопасности государства. Согласно «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», экстремистская деятельность национальных, этнических организаций, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране является внутренней угрозой. Тем не менее, ни один нормативно-правовой акт не содержит четкого объяснения, почему именно этнические общественные объединения представляют собой угрозу национальной безопасности России. Следует отметить, что участие межэтнических НКО может способствовать решению конфликтов, проблем и противоречий в области национальных отношений.

Как справедливо отмечает В. Н. Королев: «Обострение угрозы национальной безопасности России со стороны международного терроризма и экстремизма требует от органов государственной власти поиска новых способов, чтобы противодействовать им, что в современных условиях предполагает налаживание тесного взаимодействия с гражданами и общественными объединениями» . Активное участие межэтнических общественных объединений способно изменить сложившуюся ситуацию в лучшую сторону.

Негосударственная система обеспечения национальной безопасности является неотъемлемым компонентом общей системы обеспечения национальной безопасности. Национально-культурные автономии принято считать одной из форм проявления общественной активности, призванные обеспечивать взаимодействие между гражданами и органами власти. Деятельность данных ассоциаций регулируется ФЗ № 74 «О национально-культурной автономии». Согласно данному нормативно-правовому акту, под национально-культурной автономией понимают форму национально-культурного самоопределения, представляющей собой общественное объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Данные организации являются актуальной формой выражения коллективной воли части многонационального государства. Их в полной мере можно рассматривать как полноправные элементы формирующегося гражданского общества в России, но их роль в обеспечении национальной безопасности, к сожалению, не обозначена. Так, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепция общественной безопасности Российской Федерации, Федеральный Закон № 74 «О национально-культурной автономии» не содержат пунктов, подразумевающих участие данных автономий в обеспечении национальной безопасности России. Тем самым, необходима проработка механизмов, регулирующих деятельность этнических общественных объединений в сфере обеспечения национальной безопасности страны.

Чтобы определить роль национальных общественных объединений в системе национальной безопасности России, необходимо проанализировать деятельность данных организаций.

Функционирование национальных общественных объединений на территории Российской Федерации включает в себя много направлений. Можно выделить следующие из них, влияющие на социокультурные аспекты национальной безопасности: проведение круглых столов, благотворительная деятельность, печать периодических изданий, проведение концертов, всевозможных «дней культуры», участие представителей национальных общественных организаций в общественных советах исполнительных органов власти и много другое. Однако основная задача названных направлений деятельности национальных объединений сводится к снятию межэтнической напряженности посредством включения групповых этнических интересов в общественные процессы. В. В. Арьков по праву считает, что также одно из приоритетных направлений в их работе - необходимость формирования в сознании своего этноса позитивного образа Другого, толерантное и уважительное восприятие представителей иной культуры, цивилизации .

Роль общественных национально-культурных объединений как института гражданского общества, прежде всего, определяется необходимостью решения национально-культурных проблем этнических общностей. Следует согласиться с точкой зрения В. Н. Гуляихина, что решение межэтнических проблем является приоритетным в политической жизни страны . В связи с этим, роль института общественных национально-культурных объединений в обеспечении национальной безопасности страны обрела особую актуальность. Национально-культурные объединения являются агентом социализации для вынужденных переселенцев, беженцев, мигрантов. Кроме того, они инициирует разработку новых направлений национальной политики Российской Федерации.

Продуктивность национальных НКО определяется, прежде всего, тем, насколько они могут выразить интересы той или иной этнической группы, донести их до сведения органов государственной власти и правоохранительных структур и т. д. Именно реально действующие национально-культурные общественные объединения способны содействовать поддержанию межнационального согласия и формированию межэтнической толерантности.

Национальные общественные организации все чаще выступают с важнейшими социальными инициативами, совместно с органами власти и представителями бизнеса участвуют в решении актуальных социальных проблем. А. З. Сулейманов отмечает, что одновременно с этим они берут на себя роль объективных критиков недостатков государственной системы, роль связующего звена между государством и обществом .

Анализ деятельности региональных национальных общественных объединений позволит выявить их вклад по предотвращению потенциальных внутренних угроз национальной безопасности, а также определить негативные моменты функционирования ряда подобных организаций.

Межэтнические отношения являются актуальными вопросами социокультурной политики для городов с полиэтничным составом населения, так как этносоциальный фактор очень значим для обеспечения национальной безопасности. К подобным городам относится и Волгоград, где на протяжении веков жили вместе представители разных этнических сообществ. В связи с этим, возрастает общественная потребность в осуществлении продуманной, сбалансированной политики в области управления этнокультурным разнообразием населения города-героя Волгограда . Реализация национально-этнической политики Волгограда невозможна без участия национальных общественных организаций.

Одной из наиболее представительных национально-культурных автономий Волгоградской области является «Азербайджанская национально-культурная автономия города Волгограда». Автономия в своей деятельности основывается на принципах:

Многообразия форм внутренней организации;

Самоорганизации и самоуправления;

Свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к азербайджанской этнической общности;

Сочетания общественных инициатив с государственной поддержкой;

Уважительного отношения к языку, культуре, традициям и обычаям других этнических общностей;

Законности;

Формирования гражданского сознания, согласия и мира в многонациональном Российском обществе.

Данная организация оказывает социальную помощь, помощь в трудоустройстве, материальную поддержку не только своим землякам, но также и жителям города Волгограда. Кроме того, «Азербайджанская национально-культурная автономия города Волгограда» участвует в общественной жизни региона: помогают детским домам, оказывает гуманитарную поддержку городу-побратиму Севастополь, производят закладку новых парков, аллей, зон отдыха, высадку деревьев по всей области.

Наиболее активно на социально-политическую ситуацию и межнациональные отношения в Волгоградском регионе влияет общественная организация «Дом Дружбы». Она представляет собой инициативную группу, в состав которой входят русские, украинцы, белорусы, евреи, азербайджанцы, удины, осетины, корейцы, дагестанцы и др. «Дом Дружбы» проявил себя как консолидирующее звено полиэтнической среды региона, которое способствует развитию и гармонизации межнациональных отношений в русле формирования гражданской идентичности - нахождения общих для всего российского общества наднациональных ценностей. Уникальные возможности влияния на социально-политические процессы региона видятся в наличии собственного радио и журнала «Дом дружбы». Среди других форм деятельности можно выделить организацию благотворительных концертов, проведение конференций и иных мероприятий, направленных на сплочение представителей различных этносов. Наличие большого количества партнеров в реализации совместных проектов свидетельствует о мощном потенциале организации в процессе укрепления дружбы между народами всего Южного федерального округа. К числу организаций, сотрудничающих в той или иной мере с «Домом Дружбы», относятся федеральные и региональные органы власти, международные организации, организации культурно-просветительской направленности, национальные общественные объединения Волгограда и области, бизнес-партнеры, а также СМИ. Деятельность организации постоянно расширяется. Она оказывает помощь детским домам, ветеранам войны и труда, малоимущим семьям, занимается организацией КВН, спортивных соревнований среди национальных объединений области. Интернациональные команды «Дома Дружбы» часто выступают и в других республиках и краях России.

Следует отметить, даже, несмотря на тот факт, что Волгоград по рейтингу качества жизни населения находится в хвосте среди городов России , деятельность НКО «Дом Дружбы» благотворно влияет на национально-этническую политику Волгоградского региона, способствует укреплению национальной безопасности. Отсутствие серьезных межэтнических конфликтов - яркий тому пример.

Следующим субъектом РФ, где проживают значительное количество представителей разных этнических сообществ, является Республика Татарстан.

Согласно статистическим данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в процентном соотношении межнациональная ситуация в Республике Татарстан следующая:

Татары - 53,2 %;

Русские - 39,7 %;

Чуваши - 3,1 %;

Удмурты - 0,6 %;

Марийцы, мордва, украинцы - 0,5 %;

Башкиры - 0,3 %;

Азербайджанцы, армяне, таджики, узбеки - 0,2 %;

Белорусы, евреи, немцы - 0,1 %;

Казахи - 0,05 %;

Грузины - 0,04 %;

Киргизы - 0,03 %;

Представители других национальности - 0,3 %;

Лица, не указавшие национальность - 0,15 % .

Несомненно, Республика Татарстан имеет многонациональный и полиэтнический состав, поэтому возникает необходимость проведения политики в области межнационального и межэтнического регулирования.

В. В. Семенов отмечает, что этнокультурные интересы татарского народа представляют две наиболее влиятельные национальные общественные организации - Всемирный конгресс татар и Федеральная национально-культурная автономия татар. . Данные общественно-национальные объединения ведут не только культурно-массовую и организационную работу в ряде регионах, но и также являются официальными представителями татарского населения Р-оссийской Федерации. Например, Федеральная национально-культурная автономия татар взаимодействует с представителями законодательной и исполнительной власти Республики Татарстан, с представителями федеральных и региональных ведомств, а также с крупнейшими татарскими общественными формированиями. Деятельность данных общественных объединений направлена на расширение сети учреждений национальной культуры, науки, учебных заведений, СМИ. Тем самым, подобные объединения оказывают значительное влияние на социально-политическую, экономическую, духовную жизнь определенной части общества. Все это, несомненно, оказывает положительное влияние на этнокультурное развитие татар, а также национальную безопасность страны.

Национально-этническая политика Республики Татарстан построена на конструктивном взаимодействии государственных и этнических НКО, что, несомненно, является очень хорошим примером построения элементов гражданского общества. Так, за последние два десятилетия проделана огромная работа по стабилизации этнических отношений в регионе. Ярким примером проделанной работы служит создание мощной материальной базы - «Дом Дружбы народов Татарстана» в Казани. Цель функционирования Учреждения - оказание государственной поддержки этническим НКО, входящим в состав Ассоциации национально-культурных обществ Татарстана. Это способствовало решению этнических проблем не только татарского и русского народов, но также других народов, проживающих в Республике Татарстан. Естественно, опыт данного субъекта РФ в сфере регулирования этнических отношений является важным и реализуемым для регионов страны.

Изучив опыт функционирования этнических общественных организаций в ряде регионов РФ, необходимо отметить, что основным направлением деятельности данных организаций в сфере национальной безопасности является организация и проведение мероприятий, которые способствуют укреплению межнационального мира и согласия. Деятельность рассмотренных выше национальных объединений направлена, прежде всего, на интеграцию представляемых этнических групп в общероссийское социально-культурное пространство, а также налаживание взаимопонимания с местной средой, где осуществляет свою деятельность то или иное НКО. Кроме того, обеспечивается максимально благоприятные условия для всестороннего духовно-культурного развития тех или иных национальных групп, налаживаются связи с представителями этносов в субъектах Российской Федерации, издаются газеты и журналы на русском и языках других народов. В процессе своей деятельности национально-культурные общественные объединения осуществляют взаимодействия с представителями своей этнической группы, с другими национальными объединениями, с институтами власти, с представителями бизнеса, что зачастую способствует профилактике межнациональных конфликтов и укреплению национальной безопасности страны.

Однако далеко не все национальные общественные объединения способствуют укреплению национальной безопасности. Этнические диаспоры зачастую конфликтуют с представителями других национальностей. Например, в Центральном федеральном округе ФНКП «Аззерос», объединяющая более 5 миллионов мусульман, находится в конфликтных отношениях с представителями армянской диаспоры. Е. А. Китайгородцев приводит факты распространения представителями азербайджанской диаспоры документального фильма «Армянский фашизм», разжигающего антиармянские настроения . Причины данных межнациональных противоречий можно отнести к просчетам работы органов власти.

Кроме того, Н. В. Грушко и П. В. Козловский отмечают, что в последнее время в ряде регионах Российской Федерации имели место случаи возбуждения уголовных дел в отношении представителей общественных организаций .

Например, в деятельности Межрегионального общественного объединения «Духовно-Родовая Держава Русь» Московский областной суд усмотрел признаки экстремизма. По мнению суда, они проявились в следующих чертах: наличие агрессивной реакции, использование различных видов насильственных действий, идеологическая обеспеченность деятельности, публичность, противоправность, корпоративность .

Безусловно, подобная деятельность этнических НКО подрывают национальную безопасность. Следует подчеркнуть, что проблема экстремизма в общественных объединениях, национально-культурных автономиях и религиозных организациях имеет сложный характер. Прежде всего, в силу того, что появление экстремистских настроений и действий порождается разными причинами: они вызываются комплексом различных явлений социокультурного и экономического характера. Общеизвестно, что при определенных условиях даже отдельная социальная группа способна сыграть значительную роль в проведении серьезных антигосударственных изменений. М. К. Арчаков полагает, что использование критериев для диагностирования различных экстремистски настроенных общественных организаций позволит более четко определять проявления экстремизма в их деятельности и существенно облегчит задачу своевременного реагирования всех субъектов антиэкстремистской деятельности на потенциальную угрозу национальной безопасности России .

Определяя роль этнических НКО в системе национальной безопасности РФ в целом, стоит отметить, что они являются одним из наиболее активных институтов гражданского общества. Так, В. Н. Гуляихин отмечает, что проводимые ими в последние годы проекты межнационального взаимодействия позволяют эффективно поддерживать стабильную ситуацию в сфере межнациональных отношений в большинстве регионов Российской Федерации .

Органы государственной власти и национально-культурные автономии должны иметь общую цель - укрепление государственности, что подразумевает необходимость плодотворной совместной работы. Деятельность этнических общественных объединений в системе национальной безопасности страны будет положительной, если данные организации будут участвовать в реализации программ федерального, регионального и муниципального уровня, а также к решению значимых задач в области межнациональных отношений, в профилактике и разрешении межэтнических конфликтов. Например, участие в межгосударственном и межрегиональном сотрудничестве, а также в переговорном процессе являются эффективными мероприятиями по предотвращению и урегулированию напряжённости в межэтнических отношениях. Деятельность национально-культурных объединений должна охватывать как можно большее количество проживающих в городе представителей тех или иных национальностей. Им необходимо выявлять формальных и неформальных лидеров для того, чтобы знать, с кем контактировать, если будет необходимо разрешить межнациональный конфликт. Именно через лидеров национальных общественных объединений можно искать и находить пути решения потенциально-конфликтных ситуаций. В свою очередь, представителям власти необходимо стимулировать культурные объединения граждан в целях предотвращения угроз национальной безопасности. Например, можно инициировать проведение межнациональных фестивалей и праздников.

Таким образом, органы государственной власти, объединяя диаспоры, регулирует их отношения с другими общественными организациями и объединениями, способствуя тем самым гражданскому миру и согласию. Определяя роль этнических общественных объединений в системе национальной безопасности РФ в целом, необходимо отметить, что они имеют огромной потенциал для достижения демократизации, а также на предотвращение социальных конфликтов и гармонизацию межэтнических отношений. Их деятельность по урегулированию проблем определенной части населения способствует, например, успешной адаптации мигрантов и формированию комфортного этнического фона региона. Использование положительного опыта национально-культурных НКО позволит успешнее реализовывать национальную и миграционную политику каждого субъекта РФ, тем самым, способствуя укреплению национальной безопасности России.

Национальные общественные объединения

"...Национальные общественные объединения - общественные объединения, созданные в соответствии с федеральным законодательством, в том числе Федеральными законами от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии", от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", и зарегистрированные в установленном порядке в качестве юридических лиц, а также общественные объединения, действующие на территории города Москвы без регистрации в качестве юридического лица и осуществляющие свою деятельность по защите интересов и прав своих членов в национальной, культурной и социальной сферах, а также иную деятельность, имеющую национально-культурную направленность..."

Источник:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 08.09.2009 N 945-ПП

"О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КСЕНОФОБИИ И ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ ГОРОДА МОСКВЫ"


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Национальные общественные объединения" в других словарях:

    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ - (фр. organisation, от лат. organizo придаю стройный вид, устраиваю) добровольные массовые объединения граждан, которые создаются для реализации и защиты их общих интересов, имеют программу деятельности и характеризуются четкой внутренней… … Политологический словарь-справочник

    Национально-культурные объединения Северной Осетии - Национальные общественные движения и национально культурные центры в Республике Северная Осетия Алания: Общественно политическое движение Осетии «Стыр Ныхас» В мае 1993 было создано Всеосетинское национальное движение «Стыр Ныхас» («Большой… … Википедия

    Государственная регистрация общественного объединения - Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в органах юстиции и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Государственная… … Административное право. Словарь-справочник

    ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ - предусмотренная законом совокупность прав и обязанностей общественного объединения, гарантии и порядок его деятельности, а также процедуры приостановления или прекращения его деятельности. Правовое положение общественных объединений в РФ, порядок … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    Студенческие объединения в Северной Америке - У этого термина существуют и другие значения, см. Братство. Студенческие мужские и женские организации (англ. fraternities and sororities буквально братства и сестричества, от латинских слов frater брат и soror … … Википедия

    Студенческие объединения - Студенческие мужские и женские организации (англ. fraternities и sororities букв. братства и сестричества, от латинских слов frater брат и soror сестра) общественные организации студентов высших учебных заведений. В английском… … Википедия

    СССР. Общественные науки - Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… …

    Культурный центр - «Родина», Элиста, Калмыкия Культурный центр (ср. англ. Cultural Center) широко используемое о … Википедия

    Олимпийский комитет России - Логотип ОКР Олимпийский комитет России (полное наименование Общероссийский союз физкультурно спортивных объединений «Олимпийский комитет России», сокращённое Олимпийский комитет России и ОКР, полное наименование на английском … Википедия

    Профессиональные союзы - профсоюзы, массовые организации, объединяющие трудящихся, связанных общими интересами по роду их деятельности на производстве, в сфере обслуживания и культуры. Возникли в эпоху капитализма в процессе борьбы пролетариата против… … Большая советская энциклопедия



Читайте также: