Эссе как жанр художественной публицистики. Краткая характеристика жанра эссе Эссе литературный жанр

Тема: Особенности жанра эссе.

Цель:

1) Обучающая – выяснить особенности жанра эссе.
2)Развивающая – развить творческие способности учащихся, коммуникативную
компетенцию.
3) Воспитывающая – воспитать любовь к слову, к творчеству.

Ход урока.

Эссе – способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира.
А.А. Эльяшевич.

I. Эмоциональный старт.

Человека окружает музыка соловьиного пения, волшебные картины закатов и рассветов, заснеженных горных вершин, запахи цветов, мягкое прикосновение летнего ветерка. Все это объединяет его с другими живыми существами. И только владение Словом выделяет его и превращает в семью, общество, человечество. В трех измерениях. А в четвертом – времени - оно позволяет ему общаться с прошлым и будущим.

Мой кров убог. И времена суровы.
Но полка книг возносится стеной.
Здесь по ночам беседуют со мной
Историки, поэты, богословы…
Весь трепет жизни всех веков и рас
Живет в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.

Слово – самое простое и обычное понятие для нас. Но до сих пор одной из величайших загадок, стоящих перед наукой, является превращение мысли в слово.

II. Целеполагание . Сегодня мы будем узнавать секреты жанра, в котором слово, мысль и чувство взаимосвязаны. Этот жанр – эссе.

III. Поиск решения задач.

1. Вспомните все, что вы знаете об эссе.

Ответы учащихся:

Эссе – жанр публицистики, в котором главное – свои мысли, чувства, ассоциации.
Эссе – авторская проза, раздумья.
Эссеист, эссеистика, эссеизация.
Английское essay – очерк, этюд; попытка, проба, испытание.
Французское essai – проба, испытание, попытка.

IV. Решение коммуникативной задачи.

1. Индивидуальная работа школьника со словарем литературоведческих терминов.

Сообщение ученика:

Эссе – жанр литературоведения, критики, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса. (Словарь литературоведческих терминов. – М., 1984).
Эссе – разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. (Краткий словарь литературоведческих терминов. – М., 1987).

2. Как вы думаете, почему жанр эссе популярен сегодня? Как давно он возник?
3. Сообщение ученика «Из истории жанра эссе».

Родоначальник жанра эссе – французский философ Мишель Монтень (1533 – 1593). Писатель-гуманист, он в 1580 году издал свою книгу «Essais», название которой на русский язык перевели как «Опыты». Именно с издания его «Опытов» в словесной европейской культуре и бытует и существует этот жанр.
Не случайно, что жанр эссе появляется в эпоху Возрождения, когда утверждались человеческая воля, свобода, достоинство человека, личная ответственность. Наверное, вполне естественно, что у жанра эссе есть индивидуальный творец.
Жанр эссе привлек многих писателей-мыслителей. В 1697 году Фрэнсис Бэкон создал свои «Essais», а затем к этому жанру обращались Джон Локк (английский философ), Джозеф Аддисон (английский поэт, ученый и философ), Генри Филдинг (английский писатель-романист). Они понимали эссе как опыт автора в разработке определенной проблемы.
В XX веке к эссе обращались такие крупные художники, как Бернард Шоу, Анатоль Франс, Ромен Роллан.
Как заметил критик А. Эльяшевич, «еще со времен «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева и «Путешествия в Арзрум» Пушкина в России складывается свой собственный вариант эссеистического мышления.
В наше время интерес к жанру эссе вырос, так как необычайно повысился интерес к личности писателя. Отсюда и новое явление в литературном процессе – эссеизация жанров повести и романа. Примеры того: «Веселый солдат» Виктора Астафьева, «Пушкинский дом» Андрея Витого, «Ягодные места» Евгения Евтушенко.

4. Риторический анализ образца.

Итак, мы многое узнали об эссе, но узнать секреты этого жанра можно, лишь почитав произведения, созданные в этом жанре. У нас есть сегодня такая возможность. Перед вами текст Марины Цветаевой с очень типичным для эссе названием «Два слова о театре».

Два слова о театре.

Театр не благопристоен для Поэта.
И Поэт не благопристоен для театра.
Гейне.

Не чту Театра, не тянусь к Театру и не считаюсь с Театром. Театр (видеть глазами) мне всегда казался подспорьем для нищих духом, обеспечением хитрецов породы Фомы Неверующего, верящих лишь в то, что видят, еще более: в то, что осязают. – Некоей азбукой для слепых.
А сущность Поэта – верить на слово!
Поэт путем прирожденного невидения видимой жизни дает жизнь невидимую (Бытие). Театр эту – наконец увиденную жизнь (Бытие) снова превращает в жизнь видимую, то есть в Быт.
Театр я чувствую насилием.
Театр – нарушение моего одиночества с Героем, одиночества с Поэтом, одиночества с Мечтой, - третье лицо на любовном свидании.
И то, что окончательно утверждает правоту Гейне и мою: в минуты глубокого потрясения – или возносишь, или опускаешь, или закрываешь глаза.
«Но пишите же, однако, пьесы!» Это не пьеса, это поэма, - просто любовь: тысяча первое объяснение в любви Казанове. Это так же театр, как я – актриса.
Знающий меня – улыбнется!

План риторического анализа.

  1. Что показалось вам необычным в тексте?
  2. Какова была цель автора?
  3. Дан ли здесь исчерпывающий ответ на вопрос, что такое театр? В чем смысл названия?
  4. Как построено эссе:

Что характерно для его начала, какое оно?
- о чем говорится в основной части эссе?
- со всеми ли мыслями автора можно согласиться?
- с чем можно поспорить?
- как выражены мысли автора?
- какие приемы использует Марина Цветаева, чтобы придать
эмоциональность своему высказыванию?
- какой прием использует автор для связи предложений в тексте?
- чем интересна концовка?

5. Составление опоры-сигнала об эссе.

Проанализировав эссе Марины Цветаевой, мы выявили основные особенности жанра эссе. Назовите их.
Возможные варианты ответа:
Эссе – стремление обнажить себя, понять себя и свое время, это напряженный диалог с самим собой.
Особенности жанра:

Обращение к значительным проблемам;
- субъективность, ярко выраженная позиция автора;
- отсутствие заданной композиции, свободная форма изложения;
- композиция эссе – пишущий ходит кругами вокруг конкретной темы,
словом плетет кружева или паутину повествования;
- сравнительно небольшой объем.

Особенности языка эссе:

Афористичность, иногда парадоксальность речи;
- использование полемически заостренных утверждений;
- эмоциональность речи;
- смешение разнородных пластов лексики;
- использование художественных приемов;
- стилистические фигуры: анафора, антитеза и другие.

6. Вариант опоры - сигнала.

V. Закрепление. Проба пера. Риторическая задача.

1. Марину Цветаеву в октябре 1921 года в разрушенной Москве волновал вопрос о Театре. А нас, я думаю, больше волнует наш второй дом, где мы проводим большую часть своего времени – школа.
Попытайтесь создать фрагмент эссе о школе, напишите, что для вас школа – перемена, друзья, предмет, урок, познание, учитель. Помните, нужно найти аналогию, ассоциации. Главное – выразить свой взгляд на мир, удивить, заставить читателя думать.
2. Написание фрагмента эссе и риторический анализ.

VI. Вывод по уроку.

Что характерно для жанра эссе?
В чем сложность этого жанра?
Почему он популярен в наше время?

VII. Рефлексия.

Какие этапы урока вам показались наиболее интересными? Почему?

VIII. Домашнее задание: написать эссе о школе.

Приводим эссе Тимралеевой Надежды ученицы 11 класса.

Наша школа.

(Эссе на конкурс «Лучшая школа России»).

Справедливые учителя, мудрый директор, внимательные библиотекари, степенные 11-классники и шумные 5-классники… Интересные уроки и веселые перемены, волшебные звонки… Что это? Это сороковая! Что это за школа? С чего она начинается?
С директора? Да! Кузнецова Ольга Петровна – замечательной души человек, вторая мама, строгий администратор. Словом, глава школы.
А учителя? Мастера, профессионалы, магистры – Мишенева С.А., Федулова Н.А., Левичева Л.Н., Серова Н.А.
Творцы, увлекающие учеников энергией и глубокими знаниями предмета в удивительное путешествие, познание мира и самого себя, - Ванюшова Л.Н., Рулева Г.П., Малючков О.В., Павленко С.Г.
Молодые, умные, вдохновленные, а потому обожаемые выпускниками, - Березина Ю.Б., Чебарицына Е.Н., Сошникова О.А.
Все в 40-ой знающие, талантливые, строгие, любящие и … безусловно, любимые.
Любимые учениками! И теми, кто уже окончил школу, и теми, кто учится.
Ученики… Самые разные: озорные и непослушные, добросовестные и ответственные, легкомысленные и серьезные.
Они занимают призовые места в конкурсах и побеждают в городских и областных олимпиадах. Это Пикельник Ольга, Спирина Алена, Смирнова Анна, Троегубов Илья, Агапов Максим, Махов Александр.
Они достойно подтверждают свои знания при сдаче государственных экзаменов, определяя место школы в десятке лучших школ города, набирая максимальное количество баллов: 100 из 100 – Комаров Алексей, 99 из 100 – Губичев Андрей.
Они, наши выпускники. успешно поступают в вузы, работают на предприятиях.
40-ая сильна традициями: ритуал посвящения в 10-классники, День Лицея, новогодний бал-маскарад, День памяти Руслана Тряничева, погибшего на затонувшем подводном ракетном крейсере «Курск». И в радости и в горе мы вместе.
В 40-ой каждый найдет себе дело по душе. Это дом, где живут добрые и умные люди.
Много ли школе лет? По достигнутому - уже 12, по планам - еще только 12!

По мере своего развития публицистика испытывала размежевание. Постепенно формировались роды (информационная, аналитическая, художественная публицистика), выделялись жанры (репортаж, статья, корреспонденция, фельетон, очерк, эссе и др.), проявлялись виды (политический, экономический, литературно-критический, морально-этический и т.д.), стили (полемический, сатирический, пропагандистский, агитационный, критический и др.).

Эссе как жанр на протяжении всего времени трансформировалось. В результате чего у эссе по-прежнему нет ясных границ, определяющих его формы, типы, четкое выделение среди других жанров публицистики. Это привело к появлению разрозненных мнений множества ученных, высказывающихся по поводу отношения эссе к тому или иному жанру.

Эссе (франц. «essey» - опыт, набросок) - жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Такое определение дает данному жанру исследователь С.И. Чупринин. Чупринин С.И. Жизнь по понятиям [электронный ресурс] // http://magazines.russ.ru/znamia/2004/12/chu13.html. - (Дата обращения: 13.04.2013).

В толковом словаре русского языка ОжеговаОжегов С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений. - М, 2009. - 1359 c. эссе - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и, обычно, неполно.

В большом энциклопедическом словареБольшой энциклопедический словарь. - М., 2008. -1248с. дается следующее определение эссе: жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.

Исходя из вышесказанных определений эссе, можно прийти к выводу, что жанр этот есть и своего рода философствование автора на ту или иную тему.

Это значит, что эссе не является только художественной литературой со свойственными ей чертами (тропы, стиль и т.д.). Отделяясь от нее, эссе может приближаться, как к публицистике, так и к философии своими бесконечными рассуждениями.

Но есть и четкая граница между философией и эссеистикой. Философское мышление подразумевает принцип, что истина является более важным, чем просто мнение, и истина неразрывна с её же логическим или интуитивным познанием. Эссеистское же мышление, остается на основании субъективного человеческого мнения. Чистая субъективность, спонтанность мысли и чувства, ситуативность, каприз и произвол - вот, что такое эссе, по мнению В. Ковалева Большой энциклопедический словарь. - М., 2008. -1248с...

Таким образом, эссе является более литературным явлением, чем философским. В эссе главное - авторское «Я», его размышления на конкретную тему и отношение к волнующему вопросу.

В газетной, документальной публицистике жанр эссе рассматривается чаще как «гибридный» тип текста, где использование элементов эссе зависит от индивидуального стиля автора.

Чтобы ответить на вопрос, к какому стилю относится жанр эссе, следует найти в нем жанрообразующие факторы как аналитической, так и художественной публицистики. К основным жанрообразующим факторам как аналитической, так и художественной публицистики относятся: предмет отображения, целевая установка или функция и метод отображения.

Во-первых, следует рассмотреть эссе как жанр аналитический. К таковым эссеистические тексты относит А.А. Тертычный Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. - М., 1998. - С. 134.. В своей книге он пишет о том, что в аналитической публикации предмет отображения авторской мысли практически всегда находится во внешнем мире по отношению к самому эссеисту. Хотя иногда он может существовать и во внутреннем мире автора. В таком случае речь уже будет идти о самоанализе.

Следующий жанрообразущий фактор - целевая установка. Действительно, то, каким по жанру будет являться готовый текст, во многом зависит от того, ставит ли автор материала своей целью подробно, во всех деталях, описать событие или явление, затрагивая причины и прогноз его развития, создавая при этом аналитический материал.

Следует рассмотреть эссе с точки зрения и художественной публицистики.

В отличие от научных, художественные тексты отличаются языковой образностью, многозначностью понятий, обобщением конкретного факта, классификацией явлений. Еще одно различие между научными и художественными текстами очевидно в объекте материала: в научных публикациях - это предметы и события окружающего мира, в художественном - преимущественно сам человек со своим отношением к внешнему, с его восприятием, считает В.Л. Цвик Цвик В.Л. Введение в журналистику. - М., 2000. - С 56..

Тексты, написанные в эссеистской манере, несут в себе именно размышления автора по поводу, его личностное отношение к явлению, его прямое или косвенное побуждение к действию читателя.

Если говорить о методах, здесь очевидным будет наличие средств художественной выразительности, фраз, слов, ярко или приглушенно выражающих отношение самого автора и т.д.

Относя эссе к художественной публицистике, А.И. Гальперин Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка. - М., 1958. - С. 175. также выдвигает основные ее функции. Важно воздействие на аудиторию, убеждение в правильных (своих, субъективных) взглядах.

И.Р. Гальперин, Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка. - М., 1958. - С. 212. выдвигает основные задачи эссе: «Можно говорить о воздействующей функции, но воздействие это происходит более длительно (сравнить, например, с ораторской речью), то есть эффект его медленный»

Помимо авторской личности для эссе характерно наличие еще нескольких характерных черт. Во-первых, это злободневность, отношение события к данному моменту времени. Во-вторых, наличие средств художественной выразительности. В третьих, именно стиль текста отображает темперамент и личность автора.

К признаку эссе следует отнести диалогичность. Не зависимо от формы изложения авторских размышлений, композиции, диалог самого автора с читателем остается главной чертой этого жанра. Наиболее простым приемом является наличие риторических вопросов в тексте. Читатель мысленно отвечает на них.

Известны некоторые виды эссе. Литературно-критическое или художественно-критическое. Такие работы задаются самим произведением искусства, автор лишь отображает свой взгляд на музыку, живопись, литературу и т.д. с помощью различных средств выразительности.

Существующая классификация эссе на повествовательное, описательное, аналитическое, критическое, рефлексивное и др. является довольно сомнительной, так как любой текст эссе может сочетать в себе несколько данных характеристик одновременно.

По мнению А.А. Муравьевой Муравьева А.А. Эссе [электронный ресурс] // http://zhurnal.lib.ru/m/murawxewa_a_a/esse.shtml. - (Дата обращения: 13.04.2013)., правильнее было бы разделить эссеистические произведения на: личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности, и эссе объективное, или "серьезное", где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.

Итак, в ходе рассмотрения истории возникновения и развития жанра эссе в публицистике, были выявлены некоторые особенности. Зарождение жанра эссе началось задолго до появления первых печатных СМИ, а точнее, с «Декламаций» Лукиана, «Диалогов» Платона, трактатов Цицерона. Также к истокам эссеистики относят древнерусский жанр «Слово».

Жанр эссе активно проявляет себя в переменные времена для общества, когда происходит формирование принципиально нового, отличного от прежнего, мировоззрения.

Являясь одновременно жанром философским, литературным и публицистическим, эссе все же отдаляется от философии и все больше относится к литературе, так как в отличие от философии в эссеистике на первом месте не истина, а интуитивное или опытное познание. Вместе с тем, жанр эссе является более публицистическим, нежели литературным, поскольку, если в литературе существует ирреальность героя, места или времени, то текст эссе раскрывает читателю правдивую действительность, но раскрывает так, как ее принимает сам автор.

Жанр, эссе близок к аналитическим текстам, благодаря предмету своего отображения, находящемся во внешнем мире; оценочности; целевым установкам таким, как описать явление в деталях, давая событию прогноз; благодаря теоретическому подходу автора в написании работы. Еще больше данный жанр приближается к художественно-публицистическим жанрам, поскольку возможен эмпирический подход автора; типизация реально-документальной действительности; эмоции автора опережают место факта; в текстах всегда используются средства художественной выразительности, и сам текст появляется в свободном потоке мыслей; эссе присуща парадоксальность.

Отсюда становится ясно, что эссе это смежный жанр, умело сочетающий в себе признаки, как аналитики, так и художественности, это происходит благодаря широте выполняемых текстами функций и выбору авторского подхода в собственной работе. То, что будет стоять на первом месте: факт или его же мнение, во многом определяет судьбу его текста.

Происходит все большая эссеизация печатных материалов. Можно привести самый яркий пример - появление блога, который реализует себя именно в эссеистской манере письма.

Большой объем информации приводит к тому, что аудитория имеет возможность выбирать не только текст, интересный каждому читателю в отдельности, а также точку зрения пишущего и самого автора.

Публицистика становится более персонифицированной, сам автор уже не является обезличенным источником информации, теперь он интерпретирует эту информацию, вызывая тем самым интерес читающей аудитории к своей персоне.

Эссе представляет собой уникальный литературный жанр. По существу, это любое краткое произведение-сочинение, написанное в частном порядке по какому-либо вопросу. Ключевой особенностью эссе является его авторское оформление - в отличие от стилей научных и публицистических, имеющих строгую спецификацию стилистики. В то же время эссе стоит на ранг ниже художественных произведений.

Терминология

Кратко можно сформулировать такое определение эссе - это обоснование личностной точки зрения человека в письменной форме. Тем не менее стоит учитывать, что произведение данного литературного жанра не претендует на то, чтобы быть базисом рассматриваемого вопроса или его исчерпывающим информационным источником. Такое сочинение содержит авторские умозаключения и выводы. Поэтому то, образец его написания и требования - являются лишь рекомендациями или сводом правил (относится к последнему), а основную часть должны занимать свои мысли.

Историческая справка

Эссе происходит от французского "попытка", "проба", "очерк". И зародился этот жанр также в этой прекрасной стране, еще в эпоху Возрождения. Французский писатель и философ впервые попытался написать "обо всем и ни о чем, не имея предварительной тематики и плана действий". Он утверждал, что ему нравится смягчать смелость своих мыслей, добавляя в предложения умеренно подвергающие сомнению домыслы "может быть" и "вероятно". Так "возможно" - стало выражением формулы эссеистики в принципе. Эпштейн, в свою очередь, определил этот жанр как некую метагипотезу, со своей оригинальной действительностью и способом изображения этой действительности.

Отличия от романа

Жанр эссе развивался параллельно с жанром романа. Последний, однако, более привычный для русской литературы, особенно классической. Эссе же, в свою очередь, оказало огромное влияние на западную прозу.

В отличии от романа, эссе монологично и представляет индивидуальность автора. Это сужает его рамки, как жанра, а картина мира представлена крайне субъективным образом. В то же время эссе неизбежно интересно тем, что раскрывает внутренний мир конкретного человека, не вымышленного, а целиком реального - с его достоинствами и недостатками. Стилистика такого литературного произведения всегда содержит отпечаток души человека. Роман же раскрывает характеры всех персонажей и героев, вышедших из-под пера автора, не менее интересно, но виртуально, нереально.

Зачем пишут эссе?

У студентов и абитуриентов в предверии экзаменов нередко возникает вопрос о том, как написать эссе. Образец написания этого вида работы ищут тоже часто, и, стоит сказать, найти его не составляет труда. Но зачем в принципе его писать? На этот вопрос также есть ответ.

Написание эссе развивает творческое мышление, навыки письменного изложения мыслей. Человек учится выявлять причинно-следственные связи, структурировать информацию, формулировать то, что ему хотелось бы высказать, аргументировать свою точку зрения, иллюстрируя ее различными примерами, подытоживать изложенный материал.

Обычно эссе посвящают философской, интеллектуальной и морально-этической проблематике. Последнее часто используется для задания сочинений школьникам - к ним не предъявляют строгих требований, ссылаясь на недостаточную эрудицию и неофициальное оформление работы.

Классификация

Условно эссе делят по таким признакам:

  • По содержанию. Сюда относят художественные и художественно-пблицистические, исторические и философские, духовно-религиозные и пр.
  • По литературной форме. Среди них могут быть письма или дневник, заметки или рецензии, лирические миниатюры.
  • По форме. Такие как: описательные, повествовательные, рефлексивные, аналитические, композиционные и критические.
  • По форме описания различают субъективные и объективные. Первые отражают особенности личности автора, вторые нацелены на описание предмета, явления, процесса и так далее.

Отличительные особенности

Эссе можно "опознать" по следующим признакам:

  • Небольшой объем. Обычно до семи страниц печатного текста, хотя в разных учебных заведениях могут быть свои собственные требования по этом поводу. В некоторых вузах эссе - полноценная работа на 10 страниц, в других ценят краткое изложение всех своих мыслей на два листа.
  • Конкретика. Эссе обычно отвечает на один определенный вопрос, который зачастую формулируется в теме задания. Трактовка же ответа субъективна и содержит авторские выводы. Опять же, в зависимости от спецификации сочинения, может понадобиться рассмотреть проблему со всех углов, даже если половина из описанных мнений ни в коем случае не относится напрямую к автору.
  • Вольная композиция. Эссе отличается ассоциативным повествованием. Логические связи продумывает автор, следуя своему мышлению. Напомним, в эссе открывается его внутренний мир.
  • Парадоксы. Причем явление парадоксов имеет место быть не только в самом тексте, но и в принципах самого эссе: ведь данный литературный жанр, хоть и представлен в свободном повествовании, обязан иметь смысловую целостность.
  • Согласованность тезисов и утверждений автора. Даже если автор противоречивая натура, он обязан объяснить, почему не может выбрать одну точку зрения, а не терять нить повествования, то обрывая ее, то начиная заново. В конечном итоге, даже страницы дневника, переделанные под эссе, обрамляются литературными нормами. Ведь итоговое сочинение прочитает не только сам автор.

Как написать эссе?

Образец работы может ввести новичка в заблуждение: один или пара примеров мало чем помогут автору, который не может понять, что от него собственно требуется.

Прежде всего, стоит упомянуть, что для написания так называемого очерка, необходимо свободно владеть темой. Если при написании приходится обращаться за информацией к многим источникам, эссе перестает быть таковым. Это правило выходит из того, что в своей "пробе" автор выражает истинно свою точку зрения, хотя, конечно, он может подчеркнуть ее цитатами великих людей и т. п. Конечно, чтобы данные были достоверные, необходимо их проверять. Но эссе пишется не на основе материала, а отталкиваясь от него, приходя к своим выводам и итогам.

Почему возникают проблемы с написанием?

Многие студенты пытаются найти образец эссе, из-за того, что в школах уделяют недостаточно времени для написания подобного типа работ. Школьные сочинения, хоть и причисляют к этому жанру, а некоторые учителя формулируют задание, используя именно эту терминологию, все же не имеют конкректной спецификации. Как уже было упомянуто ранее, школьные эссе даже не всегда величаются таковыми. В средних учебных заведениях дети лишь начинают учиться формулировать свои мысли в литературном формате. Вот почему многие приходят сдавать со страхом - им предстоит в сжатые сроки выразить свою точку зрения, в то время как они этого совершенно не умеют.

Структура эссе

Темы сочинения обычно подаются в виде цитат известных людей, с которыми пишущий может согласиться или не согласиться, аргументируя свое мнение.

Именно поэтому рекомендуется начинать эссе со слов "я солидарен(на) с данным мнением" или "не могу сказать, что думаю так же, как автор", или "данное утверждение кажется мне спорным, хотя по некоторым пунктам я присоединяюсь к этому мнению".

Второе предложение должно содержать объяснение того, как было понято утверждение. Писать нужно от себя - что, по мнению пишущего, хотел сказать автор и почему ему так кажется.

Основная часть эссе - это развернутое изложение авторской точки зрения, по принципу "я считаю так, потому что...". Можно обращаться за помощью к другим цитатам и афоризмам, с которыми солидарен пишущий.

Заключение очерка - итоги работы. Это обязательный пункт, делающий произведение завершенным.

Рассмотрим основные предметы, по которым пишутся эссе.

Обществознание

Обществознание - предметом изучения которой является комплекс общественных наук. Рассматривается тесная взаимосвязь социальных учений, а не каждое из них по отдельности.

Так, в курс обществознания могут входить:

  • социология;
  • политология;
  • философия;
  • психология;
  • экономика.

Изучаются основы данных дисциплин.

Образец эссе по обществознанию зачастую необходим выпускникам при написании ЕГЭ. Структура этого сочинения полностью соответствует поданной выше структуре. На проверке знаний учащимся могут предоставить в качестве темы высказывания известных философов, социологов и прочих деятелей общественных наук.

Ниже представлен образец написания эссе по обществознанию (в кратком виде).

Тема: "Во время войны законы молчат. Лукан"

"Прочитав это высказывание впервые, я решил, что абсолютно согласен с данным утверждением. Но немного позже мне пришло в голову, что эта цитата, как практически все в нашем мире, не так проста.

С высказыванием Лукана у меня ассоциируется другой небезызвестный афоризм - "В любви и на войне все средства хороши." Наверно, потому, что многие безоговорочно следуют этому правилу, считая его верным, и получается, что в военное время все законы предпочитают помалкивать.

Но есть и другая сторона медали: во время войны действует сам закон войны. "Убей или будешь убит". А славные герои следуют законам, которые подсказывают им их сердца. Во имя любимых, родных и близких.

Вот и получается, что война создает новые законы. Более жесткие и бескомпромиссные, чем мирное время.

Конечно, я могу понять Лукана: все его цитаты наводят на мысль, что этот человек придерживался пацифисткой точки зрения. Миролюбивым себя считаю и я. Но конкретно это высказывание не проходит логической проверки с моей стороны, поэтому сказать, что я с ним согласен, я не могу."

На самом ЕГЭ ставят ограничение по количеству слов в интервальном виде. Очень важно их придерживаться, иначе даже четко выверенная структура эссе не пройдет верификацию экзаменатора.

История

Историю причисляют к наукам об обществе и природе. Несмотря на то что в придерживаются разделения этой дисциплины на две отдельные: всемирная и той страны, в которой проходят обучение, основы написания эссе для обоих предметов аналогичны друг другу.

В выборах темы для написания сочинения по истории, чаще могут отходить от афоризмов и цитат. С равным успехом это могут быть размышления о глобальных последствиях войн, оценка действий небезызвестных декабристов или диссидентов, авторское мнение по поводу какой-либо исторической личности или явления. Для написания эссе по истории студенту (или абитуриенту, или ученику) необходимо иметь твердые знания по заданной тематике. При этом в качестве примера не подойдет образец эссе по обществознанию, ведь данная дисциплина нередко рассматривает морально-этическую проблематику. Хотя для написания очерка по этому предмету требуется достаточная эрудиция во многих сферах.

Но немаловажен вопрос о том, как оформить эссе. Образец исторического эссе по своей структуре, опять же, не отходит от заданных правил. Однако же к нему могут предъявляться дополнительные требования в виде использованного списка литературы и титульного листа.

Пишем эссе по истории

Даже если образец эссе по истории в данный момент не под рукой, можно написать отменное сочинение, следуя таким правилам:

  • Для начала ищется информация по заданной теме: даже если она хорошо знакома, не мешает повторить материал.
  • Далее его нужно структурировать, выявить причинно-следственные связи, примерно расписать план, по которому будет продвигаться рассуждение.
  • Важно продумать аргументы и контраргументы.
  • По поводу стиля: лучше спросить у преподавателя, какой рекомендуется использовать. В редких, но имеющихся, случаях необходимо писать в научном стиле.
  • Не забыть о выводе (важность итогов работы рассказана в описании структуры эссе).

Русский язык

Эссе по русскому языку несколько походит на школьное сочинение-рассуждение, но на таких проверках знаний, как ЕГЭ, включает большее количество правил написания. В этом и состоит его сложность.

Эссе необходимо написать по предложенному экзаменаторами тексту, потому необходимо:

  • Выявить проблематику данного текста.
  • Описать аспекты этой проблемы.
  • Аргументировать свою точку зрения по поводу того, что хотел сказать автор.
  • Сделать выводы.

Как видно, к обычной структуре эссе прибавляется уточнение: тема (в данном случае - проблематика) выявляется пишущим и формулируется им же. Кроме того, при проверке сочинения по русскому языку больше внимания уделяется речевым, грамматических и пунктуационным ошибкам. Дополнительные баллы в пользу автора в глазах проверяющего добавляются и при использовании литературных аргументов, известных примеров и так далее. Последовательность в данном случае также играет важную роль. Образец эссе по русскому языку должен четко следовать всем вышеуказанным требованиям.

Английский язык

В языку в постсоветских странах, где он не родной, полностью отходят от правила давать как тему высказывание или цитату. В переводе на русский они зачастую очень просты, а само написание эссе направлено на проверку использования иностранного языка при изложении своих мыслей.

Большое внимание следует уделить грамматике, разным временам, сложным конструкциям, синонимайзу простых слов.

Эссе по английскому: классификация

Сочинения на английском принято делить на три вида:

  • "за" и "против" какого-либо явления, представляющего собой тему эссе;
  • эссе-мнение, в котором очень важно взглянуть на тему с разных сторон;
  • предложение решения какой-нибудь проблемы (часто дают нечто глобальное).

Написание эссе по английскому

И вот дано конкретное задание: написать эссе по английскому. Образец того, как это можно сделать, представлен ниже.

  • Используйте вводные слова: moreover, indeed, generally, mostly, usually, recently, besides.
  • Вставляйте шаблонные фразы, с которых можно начать абзац: to begin with, doubtless, one argument is support of.
  • Пользуйтесь английскими клише, устойчивыми словосочетаниями, идиомами, фразеологизмами и поговорками: long story short, one cannot deny, one does not simply, nail drives out nail.
  • Не забывайте о том, как по-английски можно сформулировать вывод: in conclusion, I can say that although , so it’s up to everybody to decide whether … or not.

Оформление

Выше было подробно изложено, как правильно написать эссе. Образец, формально хоть и был предоставлен только один, отражает суть происходящего и того, что хочет увидеть проверяющий в сданном ему опусе.

Но после того как сочинение было написано, возникает проблема с его оформлением.

Обычно такая спецификация уточняется у преподавателя. А препятствие заключается конкретно в том, как оформить в эссе титульный лист.

Образец представлен ниже.

Наверху страницы, посередине, построчно:

Министерство образования и науки (название страны),

полное название высшего учебного заведения,

факультет,

В центре листа:

дисциплина,

тематика эссе.

С правой стороны страницы:

студента (ки) группы (название группы),

фамилия, имя, отчество.

Внизу страницы, посередине:

город, год написания работы.

Из чего следует, что оформить в эссе титульный лист (образец очень хорошо показывает это) - несложно. Требования близки к аналогичной спецификации реферата.

Например, если рассаматривать образец эссе по истории, то можно убедиться, что в данном случае работа пишется на основе использованных источников. Так что иногда требуется библиография. Но даже это не приносит особо трудностей в то, как оформляется эссе. Образец написания списка использованной литературы такой же, как и у докладов, рефератов и прочих подобных работ.

Например:

Ратусь Л. Г. "Философия в период Нового времени". — 1980, № 3. — С. 19—26.

Мишевский М. О. "Историческое влияние психологии". — П.: Мысль, 1965. — 776 с.

Кегор С. М. "Ужас и трепет". — К.: Республика, 1983 — 183 с.

Ярош Д. "Личность в понятии социума". — М.: Рослит, 1983. — 343 с. (Все предоставленные источники являются вымышленными и отражают лишь пример их оформления).

Заключение

В начале статьи была предоставлена подробная классификация видов эссе. Подытожив, можно выявить ее упрощенный раздел, учитывая все упоминаемые здесь. Итак, условно выделим:

  • Эссе, которые пишут при сдаче ЕГЭ (имеют четкие границы объема, вплоть до количества слов, пишутся в точно оговоренные сроки, измеряющиеся в часах или даже минутах, не имеют спецификации в виде титульного листа и библиографии, в свою очередь, делятся попредметно, в зависимости от учебной дисциплины).
  • Эссе, которые пишут студенты различных ВУЗов (объем определяется в страницах, от двух до семи, сроки выделяют исходя из периодичности занятий, семинаров, лекций, оформляются согласно вышеизложенным сведениям вместе с титульным листом и списком использованных источников).

В статье имеются: терминология, история, оформление эссе, образец работы, структура и требования. Все это поможет удачно написать и оформить данную работу.

- (фр. essai – попытка, проба), небольшое прозаическое сочинение свободной композиции, выражающее впечатления автора от чего либо, его размышления и соображения по какому либо вопросу. Эссе не претендует на исчерпывающую полноту или определяющую… … Литературная энциклопедия

эссе - нескл., ср. essai m. 1. Проба, попытка. Вывел я в заключение, что вся жизнь моя с тех пор была ничто иное, как попытки (essays) на разных поприщах. 1861. А. И. Михайлов Данилевский Дн. 2. Очерк, трактующий литературные, философские, социальные и … Исторический словарь галлицизмов русского языка

- [сэ], неизм.; ср. [франц. essai] Спец. Очерк, трактующий литературные, философские, социальные и другие проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме. Литературно критическое э. Философское э. * * * эссе (франц. essai опыт,… … Энциклопедический словарь

- [фр. essai] лит. литературно публицистический очерк, историческая, критическая или научная статья, написанная в непринужденной полемической форме и предлагающая какие л. общие суждения по избранному предмету. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г … Словарь иностранных слов русского языка

- [сэ], нескл., ср. (спец.). Прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. Философское э. Литературно критическое э. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.… … Толковый словарь Ожегова

Очерк Словарь русских синонимов. эссе сущ., кол во синонимов: 1 очерк (26) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

эссе - ЭССЕ, нескл., ср Литературный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, философское, литературно критическое, историко биографическое, публицистическое, сочетающее подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто… … Толковый словарь русских существительных

- (французское essai опыт, набросок), малый жанр философской, литературно критической, историко биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением,… … Современная энциклопедия

- (франц. essai опыт набросок), жанр философской, литературно критической, историко биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на… … Большой Энциклопедический словарь

- [ссэ], нескл., с … Русское словесное ударение

Нескл. ср. Жанр философской и публицистической прозы, характеризующийся свободной формой авторского изложения и трактовки затрагиваемой проблемы. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Эссе , О. Э. Мандельштам. В сборник вошли литературно-критические статьи известного русского поэта ОсипаЭмильевича Мандельштама (1891-1938) "Франсуа Виллон", "Разговор о Данте", "Гуманизм и современность",…

Эссе – жанр, находящийся на пересечении литературы, публицистики, науки. В научной литературе можно встретить различные определения эссе и различные суждения о жанре. Приведем некоторые из них. Эссе (франц. «essey» – опыт, набросок) – жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Литературоведческий словарь определяет эссе как «прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета» Эссе – это жанр, имеющий непосредственную близость с научной, публицистической и художественной литературой, однако не относящийся целиком ни к одной из них. Широта выполняемых эссе функций позволяет относить к этому жанру любые произведения с неявно выраженной жанровой принадлежностью. С научной литературой эссе роднит его тематика, которая объединяет все объекты мысли преимущественно гуманитарных наук: философии, литературной теории и критики, эстетики, политологии, социологии и др. Эссе является одним из наиболее продуктивных жанров в выражении философской мысли, то есть знания о наиболее общих сторонах мира и человека. Общие родовые свойства эссе: ведущая роль личности автора, что является важнейшим структурообразующим принципом эссе. При этом в эссе осуществляется анализ какого-либо, преимущественно гуманитарного, объекта мысли, а не личности автора. Еще одно свойство – особая актуализированность, соотнесенность с настоящим моментом. Другая черта эссе – наличие образности, экспрессивности – всего, что является выражением его художественности и публицистичности. На страницах эссе, по мнению одного из исследователей, «герой-автор и читатель «пожимают друг другу руку», встречаются лицом к лицу. Это попытка сразу, с первых же строк найти новую форму разговора с читателем» . Диалогичность – еще один жанрообразующий признак эссе. Какую бы форму для изложения своих мыслей не избрал эссеист, как бы не выстраивал композицию, главным всегда остается искренность с читателем. Современный эссеист Андрей Битов, например, избрал для своих эссе определение: «правда – как жанр». Еще одной важной особенностью жанра является мифотворчество. Автор строит собственные теории, создавая миф (в основе мифа – образы), читатель же может верить в него или не верить. В эссе «концепция» сформулирована нечетко. При этом образ обладает внутренней динамикой, характерны сложная сеть ассоциативных связей и парадокс как способ игры с читателем.Немецкий философ Теодор Арно определил эccе как жанр, отражающий момент зарождения мыcли, которая пока не развилаcь в логичеcки завершенное целое (Теодор Адорно «Эccе как форма»). Основателем жанра в европейской традиции принято считать французского философа Мишеля Монтеня («Опыты», 1580). «Опыты» Монтеня содержат философские, исторические, политические, религиозные, лингвистические, педагогические, этические и др. воззрения автора, от наиболее частных до наиболее общих. Монтень рассказывает о нравах и обычаях разных народов, о содержании прочитанных книг, но все это превратилось бы в обрывочный комментарий, в сумму выписок и цитат, если бы не возвращалось каждый раз к истоку к образу личности, многое понимающей и приемлющей, но ни к чему не сводимой, не равной даже самой себе. «Опыты» исследуют мир, но отправной точкой и принципом такого исследования является личность автора. Так, например, прерывистость структуры «Опытов» связана с особенностями авторского мышления, его отношения к миру. Выделяются различные виды эссе . Например, художественно-критическое или литературно-критическое. В таком эссе автор имеет дело не c жизнью, а c ее отображением в произведениях музыки, живопиcи, литературы. Форма эccе задаетcя cамими произведениями иcкуccтва. Через анализ произведения автор предлагает cвой взгляд на мир, и вcе cредcтва выразительноcти жанра направлены на то, чтобы донеcти этот взгляд до читателя. Другой вид эссе философское. Объектом осмысления в нем являются философские категории и теории, общие размышления о мире и о человеке. Яркие примеры философских эссе – тексты Жан–Поль Сартра («Что такое литература?»), Альбера Камю. («Миф о Сизифе»), Габриеля Марселя («Эссе по конкретной философии») и др Автобиографическое, личностное эссе. В таком эссе автобиография автора становится сюжетной основой текста. Взгляд на различные явления, свою ценностную позицию автор показывает через воспоминания, дневники, впечатления. Разнообразны литературные формы эссе, среди них: проповедь, статья, дневник, рассказ, очерк, исповедь, речь, письмо, слово. Эссе обладает собственным стилем. Ему характерны образность и афористичность. В эссе используется разнообразная лексика – от высокой до разговорной. Многообразны средства художественной выразительности: метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения. Например, в эссе «Досужими путями мышления» («Иностранная литература») Эльфриде Елинек высказывает парадоксальную мысль о том, что «пишущие» убили живой язык, и использует не менее парадоксальные, чем сама теория, образы и сравнения: «Сохраняя изящество, я покидаю тело, для прощания с которым постаралась одеться как можно лучше. Сквозь мою прозрачную блузу мысли мерцает чувство ответственности, влекущее моральное требование, за которым, скорее всего, моя привлекательность не поспеет».Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе подбирает аналогии, привлекает многочисленные примеры, проводит параллели, использует всевозможные ассоциации. В эссе могут чередоваться полемичные высказывания, вопросы, рассуждения, зарисовки, воспоминания. Эссе преследует художественно-эстетические и познавательно-практические задачи. Начинающим эссеистам можно дать следующие советы:

1. Для создания текста в жанре эссе необходима четкая и нестандартная (один из основных жанрообразующих признаков эссе – парадоксальность) авторская позиция.

2. Нужно определить характеристики автора – главного действующего лица эссе. Во-первых, обозначить для себя, в какой роли выступает реальный автор: человек социальный или частный. Во-вторых, необходимо установить отношения автора с читателем. От того, каким в результате станет образ автора, зависит все построение текста, его форма, композиция, лексика, приемы.

3. Определить, какой будет логика текста: интуитивной или хронологической. Здесь нужно учесть, что логика строится на интуиции только в том случае, если автор стремится «захватить» читателя собственными эмоциями, а не увлечь новой и оригинальной теорией. В противном случае логика развивается по примеру логики в аналитической статье: гипотеза – аргументы.

4. В эссе важен диалог с читателем (важен как для автора, так и для читателя). Метод, с помощью которого автор выстраивает этот диалог, выбирается индивидуально. Однако один из самых простых приемов – риторические вопросы: непроизвольно у читателя возникает желание на них ответить. Еще один метод, популярный в современной прессе (используется в молодежном разделе журнала «Журналист») – указывание координат автора (электронная почта, ICQ), чтобы читатель сумел донести свои мысли по поводу текста.

5. Эссе требует от автора определенного жизненного опыта, высокого интеллектуального уровня. Начинать работу над эссе рекомендуется с малых форм: зарисовок, записок и т.п. Необходимо усилить наблюдательность за окружающим миром, постоянно искать интересное в обычных вещах и заворачивать впечатления в слова, т.е. «набить» руку. Только после того как жанры, смежные с эссе, начнут получаться, следует пробовать себя в жанре эссе. Ярким примером эссе в Казахстанской прессе является прекрасный эссеист Героль Бельгер, в своей рубрике Плетение чепухи, которая выходит в газете Тасжарган его эссе пленило своего читателя язвительными и вольными строками. Слова его не всегда лицеприятны, но всегда честны. Эссе Казахское слово- манифест из 13 глав, посвященный казахскому языку. Эссе «Аул», много раз изданное, по словам автора, написано « с сыновней любовью» с благодарной памятью.



Читайте также: