Экологический турнир в школе друзья природы. Экологический турнир "семь законов экологии"


Описание: Викторина предназначена для учащихся 5-8 классов интересующихся зоологией. Материал будет интересен педагогам дополнительного образования эколого-биологического профиля, учителям биологии и всем любителям природы.

Калинина Юлия, 15 лет, учащаяся объединения по интересам «Эврика» ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.
Руководитель: Данильченко Оксана Анатольевна, педагог дополнительного образования, ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.

Цель: знакомство с миром позвоночных животных планеты.

Задачи:
- расширить знания о животных;
- развить через игровую деятельность активность и любознательность;
- воспитать любовь к окружающему миру.

Предварительная подготовка.
Участникам игры заранее объявляется тема игры и предлагается самостоятельно познакомиться с позвоночными животными планеты.

Вступление.


Миллионы лет назад наша планета была просто раскаленным огненным шаром. В таких условиях жизнь была невозможна. Первые признаки её появились позже: это были крошечные микроорганизмы. Растения и животные появились через несколько столетий.
Сегодня мир растений и животных очень разнообразен.
Животные делятся на беспозвоночных и позвоночных.
Беспозвоночные – это все моллюски, черви, насекомые, паукообразные, ракообразные и т.д.
Мир позвоночных представлен необычными и удивительными организмами. Это рыбы, птицы, звери, рептилии и земноводные.

Экологический турнир «Мир животных»


Правила.
Ведущий зачитывает вопрос и три варианта ответов. Игроки записывают ответ в лист ответов. В конце листки собираются, результат (количество правильных ответов) озвучивается.

Вопросы.
1. С помощью чего удерживает свою добычу белоголовый орлан?
А) с помощью клюва
Б) с помощью когтей
В) с помощью крыльев

2. Благодаря своей шубе як может переносить очень низкие температуры до …?
А) -40 0С
Б) – 600 С
В)-10 0С

3. Какую скорость может развить гепард?
А) до 80 км/с
Б) до 50 км/с
В) до 120 км/с

4. Японские макаки предпочитают жить?
А) поодиночке
Б) группами
В) им все ровно

5. Как прозвали оцелота?

А) «пятнистый леопард»
Б) «пятнистая пантера»
В) «пятнистый гепард»

6. Сколько метров в длину может быть комодский варан?
А) до 5 метров
Б) до 1 метра
В) до 3 метров

7. Какое название дали птице дрофе?
А) «Мягкая птица»
Б) «Твердая птица»
В) «Бородатая птица»

8. Где живет ленивец?
А) на земле
Б) в воде
В) на деревьях

9. Каких животных боится капибара?
А) ящеров, пираний и кайманов
Б) черепах, волков и анаконд
В) олуш, пингвинов и игуан

10. Где белые аисты строят гнезда весной?
А) на скале
Б) на крышах домой
В) на полях

11. За что прозвали птицу тупика «клоуном»?
А) за клюв
Б) за окрас крыльев
В) за ноги

12. За что прозвали буйвола «Шлемом викинга»?
А) за крепкий лоб
Б) за крупные изогнутые рога
В) за длинную шерсть


Правила.
На доске записываются номера вопроса. Игроки поочередно называют номер вопроса, а ведущий зачитывает вопрос. Если ответ верный – 1 балл, если нет, то правильный ответ дает ведущий.

Вопросы.
1. Какая особенность у хамелеона? (меняет цвет в зависимости от окружающей среды)
2. За что окапи называют «лесной зеброй»? (полоски на ногах)
3. Что происходит с лососем, после длительного пути к местам нереста и откладывания икры? (он погибает)
4. Где становятся взрослыми угри, которые появляются из икры в море? (в пресноводных реках)
5. Какое животное называют «речной лошадью»? (бегемот или гиппопотам)
6. Какая рептилия своим видом напоминает дракона? (комодский варан)
7. Какое животного откладывает яйца, кормит детенышей молоком и имеет «утиный клюв»? (утконос)
8. За свирепость и прожорливость этого зверя Океании прозвали «лесным драконом». Кто это? (тасманский дьявол)
9. Какую хищную кошку можно по праву назвать горцем? (снежный барс)
10. Назовите единственного представителя пресноводных тюленей. (байкальский тюлень)
11. Кто является самым крупным представителем кошачьих? (уссурийский тигр)
12.Назовите самую крупную птицу в мире. (страус)
13. Где находится ядовитое жало у скорпиона? (на кончике хвоста)
15. какие птицы питаются водорослями и благодаря особому пигменту содержащемуся в них имеют ярко розовую окраску? (розовые фламинго)
16. Как переносит своих детенышей самка крокодила? (во рту)
17.На острове Мадагаскар обитают удивительные животные, очень похожие на обезьян. Кто это? (лемуры)
18. Как зовут единственных в мире морских ящериц? (сухопутные игуаны)
19. Каких рыб, обитающих в Амазонке, запах крови может привлечь издалека? (пираньи)
20. Какая лягушка Беларуси может обитать на деревьях? (квакша)


Правила.
Предлагается написать за 10 минут позвоночных животных в алфавитном порядке (на каждую букву 1 название). Каждое правильное название животного – 1 балл

Подведение итогов турнира

Заключение.


Иногда, кажется, что человечество уже знает о Земле все, но это совсем не так.
Мир природы таит в себе множество тайн и загадок.
Познакомиться с которыми можно из книг, журналов, во время экскурсий и путешествий.
Самое главное быть другом природе и помнить, что человек - часть природы!


День природы
Елена Дюк
Стояла на дворе отличная погода.
Решили мы отметить День природы.
Пришла с любимой птичкой в клетке Зинка,
Андрюша подошёл с морскою свинкой,
Пушистых хомяков принёс Антошка,
И объявилась Люба с чёрной кошкой.
Принёс Илья мышонка за рубахой,
Явился Юра с древней черепахой,
Пришла на праздник рыбка в банке с Колей,
И появился Петя с рыжей колли.
Теперь, друзья, подумайте немножко:
Как праздновали мышка, пёс и кошка?
У всех ребят с лица сошла улыбка...
На празднике молчала только рыбка.
И тихо в День природы черепаха
Лежала, в панцирь, спрятавшись от страха.

Желаю Вам всем много-много удивительных открытий!


Литература.
Атлас животных/ Пер. с французского В. Найденова. – Смоленск: Русич, 1999.

Куанышпаева Дариха Тулешовна

Учитель начальных классов

Внеклассное мероприятие

Экологический турнир «Наша природа»

Цели.

    Расширять знания детей о природе

    Развивать и обогащать словарный запас

    Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

    Закрепить и расширить знания о живой и неживой природе.

    Прививать любовь к природе.

    Воспитывать экологическую культуру.

Использованные ресурсы: картинки с изображением природы,животных, птиц, ратений, кроссворд, листы для ответов команд, фломастеры, карандаши, клей, грамоты, медали, Красная книга Казахстана: ноутбук с программой Microsoft PowerPoint ,проектор, интерактивная доска. Эпиграф к мероприятию. Наша Родина - Казахстан “Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину.” М.Пришвин

Ход игры

I. Организационный момент (Звучат звуки леса, журчание ручья, пение птиц)

Слова учителя: Удивителен и интересен мир природы. Прислушайтесь к журчанию ручья, как поют птицы, стрекочут кузнечики,шелестят листьями могучие деревья, гудят шмели и пчёлы, и вы поймете как прекрасны и неповторимы бескрайние могучие леса и безбрежные океаны и моря, реки, озера, высокие горы и зеленые равнины, широкие степи и безграничные пустыни! Как прекрасны, удивительны и уникальны животные нашей необъятной планеты Казахстан! Но, мы то знаем, что красоту нашей природы, надо беречь и охранять. Сегодня на нашем турнире «Наша природа» встретятся две команды, ребята будут состязаться в знании животных, растений, птиц нашей любимой Родины. И им очень пригодятся знания по предмету познанию мира в начальной школе.

Читает стихотворение Ирины Трофимовой «Береги природу»- ученица4 класса Амангельди Азалия

Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя.
Терзал за веком век,
И брал все только для себя
«Разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов.
Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек!

Учитель представляет жюри. За каждый правильный ответ команда получает 1балл.

I. Конкурс. Представление команд, капитана команды,девиз и речёвки команды. Конкурс оценивается максимально в 5 очков.

II. Конкурс « Разминка». (на экране интерактивной доски числа от 1 до 10, члены команды выбирают любое число, а под числом вопрос)

    Какие птицы живут на лугу?(жаворонки, перепёлки, беркут, лунь)

    Хвойное дерево, которое сбрасывает свою хвою на зиму. (Лиственница)

    Легко переносит жару, запасает в горбах жир, при расходовании которого освобождается вода (верблюд)

    Самая жгучая трава её могут узнать даже слепые. (Крапива)

    Как называется напиток который готовят из молока верблюдиц? (шубат)

    Родилась в воде, живет на земле? (Лягушка)

    Что за птица днём спит,а ночью охотится (Сова)

    Как называют сосновый лес? (бор)

    Это животное практически всю жизнь проводит под землёй и у него очень плохо развито зрение. (Крот)

    Как называется дубовая роща (Дубрава)

Ведущий: Молодцы ребята разминка закончена. Следующее задание узнать по звуку, что это за животное

III. Конкурс « Узнай меня»

(учитель по очереди включает запись звуков животного или птицы а команды по очереди должны угадать, что это за животное, как только животное отгадано на экране выходит его изображение)

IV Конкурс «Угадай, кто я».

Учитель даёт в конверте разрезанное на фрагменты изображение животного, а команды как можно скорее должны будут собрать и склеить картинку.(аист, снегирь,)

V Конкурс « Конкурс капитанов». (По очереди капитанам команд задаются по 10 вопросов за каждый правильный 1 балл)

Вопросы для капитанов

1 Зимнее логово медведя (берлога).

2. Дикое хищное животное с пушистым рыжим хвостом (лиса).

3. Птичий домик (гнездо).

4. Каким насекомым хлопают в ладоши? (комары, моль).

5. Какая ягода бывает чёрной, красной, белой? (смородина).

6. Какой гриб носит название лесного хищника? (лисичка)

7. Дерево с белым стволом (берёза)

8. Ночная птица (сова).

9. Ребёнок кошки (котёнок)

10. Какой зверёк зимой закрывает вход в домик своим хвостом? (белка)

1. Что снесла курица? (яйцо).

2. Курица мужского рода (петух).

3. Дерево, которое приходит к нам на Новый год (ель

4. Какое животное почти всё время проводит под землёй? (крот).

5. Прилет, каких птиц означает начало весны? (грачей).

6. Лесная свинья (кабан).

7. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда? (кукушка)

8. Нос птицы (клюв)

9. Какое животное колется иголками(ёжик)

10. Сколько ног у паука? (8).

VI Конкурс «Экологический кроссворд» . Кроссворд по красной книге Казахстана

Дети работают в команде, ведущий проводит игры со зрителем

Вопросы к кроссворду

1. Вид из семейства кошачьих, по размерам и внешнему облику очень похож на леопарда. обитатель высокогорий. Встречается в горах Тянь-Шаня, в частности на Угамском хребте, Таласском Алатау, Заилийском и Джунгарском Алатау (Снежный Барс )

2. Шея, словно буква S,

Выгнута особо,

Белый цвет ей так к лицу,

Птице бесподобной! Лебедь

3. Очень крупная хищная птица (размах крыльев -2-2,5 м, вес самок - до 6 кг), похожая на орла. От орлов они отличаются более массивным клювом и неоперенной нижней частью лап. (Орлан)

4 Своеобразное животное, по облику похожее на овцу на тонких высоких ногах. Самое примечательное у сайгака - вздутая горбатая морда с нависающим над ртом мягким подвижным хоботком. На конце хоботка близко друг к другу расположены круглые, направленные вниз ноздри.(Сайгак)

5. В природе он в тайге живет,

Не царствует там тополь,

Где хвойный лес, сосна растет,

мелькнет красавец...( Соболь)

6. В саване есть отличный спринтер,

Красив собой и ноги сильные,

Догонит всех легко и просто,

Зовётся он не леопард,

Ну, что узнали, он …. ( Гепард)

7. Этот птичий царь могучий
Вьёт гнездо на горной круче.
Он наводит дикий страх на больших и малых птах.
Перед ним все птицы меркнут. Кто же это? Гордый... (Беркут).

8. На овчарку он похож,
Что ни зуб - то острый нож,
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.(Волк)

9. Есть на речках лесорубы,
В серебристо- бурых шубах,
Из деревьев, веток, глины,
Строят прочные плотины.(Бобры)

10. Полосатый, рыжий зверь,
Самый редкий он теперь. (Тигр)

11 Крупное парнокопытное животное, населявшее всю восточную и западную часть лесостепной зоны Евразии. Лесной гигант Два метра в холке, рога, борода, (Зубр)

Проверка Слайд 1 6

Ведущий. Ребята, а пока наши команды будут разгадывать кроссворд мы с вами проведём со всеми творческий конкурс «Напиши правило » Мы должны вспомнить как можно больше правил о правилах поведения человека находящихся на природе)

Ведущий : Настало время подвести итоги сегодняшнего Турнира « Наша природа»

Жюри подводит итоги турнира.

IV. Подведение итогов. Награждение команд Слайд 17

Цель: воспитание экологической культуры и экологической грамотности учащихся через организацию игровой деятельности

  1. Развивать познавательный интерес и познавательную активность школьников
  2. Развивать коммуникативные умения
  3. Формировать навыки работы в группе
  4. Повысить экологическую грамотность учащихся
  5. Формировать личностное отношение школьников к экологическим проблемам
  6. Воспитать бережное, гуманное отношение к природе
  7. Привить навыки экономного расходования природных ресурсов
  8. Расширить кругозор учащихся
  9. Развивать творческих способностей учеников
  10. Сплотить школьный коллектив по вертикали

Временные ресурсы, необходимые для реализации игры: продолжительность игры составляет 50-90 минут.

Адресат: игра предназначена для учащихся 5-11-х классов. В команды включаются представители 5-11-х классов.

Правила игры:

До начала игры капитаны команд (это может быть любой учащийся, но, чаще всего, - это старшеклассники) отбирают себе команду, обдумывают название, эмблему, девиз команды. Количество команд может варьироваться от 3 до 9. В зависимости от количества участвующих команд может изменяться и количество вопросов для каждой команды. Право первого хода разыгрывается по жребию, затем команда называет вопрос, на который хочет ответить.

Все вопросы разделены на 9 групп (“Грибы”, “Растения”, “Животные”, “Птицы”, “Насекомые”, “Человек и его здоровье”, “Деревья”, “Вода”, “Загрязнения”) (Приложение 1 ). Вопросы в каждой группе делятся по степени сложности. Командам предоставляется свобода выбора тематики вопросов и их сложности.

Количество вопросов, на которые должна ответить каждая команда: 5-10. За “зеленые” вопросы (уровень сложности низкий) команда может получить 1 балл, за “желтые” (уровень сложности средний) – 2 балла, за “красные” - 3 балла. При правильном ответе на счет команды поступает соответствующее цене вопроса количество баллов; при неправильном – команда штрафуется на соответствующее количество баллов, а право ответа предоставляется команде, желающей ответить на этот вопрос.

В вопросах игры содержится такое задание, как исполнить несколько строк из песен о воде, растениях, животных, птицах и т.д. При этом соответствующее уровню сложности количество баллов получает команда, назвавшая больше всех песен. По итогам игры побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, магнитофон.

Оформление: для проведения игры используется презентация Power Point; “Звуки природы” (музыкальные композиции на фоне которой будет проходить игра).

Эпиграф “Все мы пассажиры одного корабля по имени “Земля”, и пересесть из него просто некуда” (Антуан де Сент – Экзюпери), плакаты (Приложение 2 ).

Ход мероприятия:

1. Вводное слово

Все говорят: “Земля”, а каждый подразумевает свое. Земля, – какая она? Земля рождает прозрачные ручьи и миллионы стеблей и колосьев, носит на себе океаны и горы, пускает птиц в небеса и быстроногое зверье по всем лесам, качает на себе города и движется в космосе. Земля всегда увлекала человека своим вечным возрождением, круговоротом весен и зим, беспредельностью своих горизонтов. Человек стремился к Земле, открывая ее, давая имена и названия. Но сегодня прогресс со всей остротой поставил проблему взаимодействия человека с Землей. Люди часто не замечают последствия своих деяний: покрытые солончаками, затопленные болотами, изрытые карьерами, непригодные для жилья и хозяйствования территории. Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед… нами. Нельзя не согласиться со словами Шеффера о взаимодействии человека и природы:

…Ты, человек, люби природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна…

Экологические проблемы не знают государственных границ и природных рубежей – они глобальны. И только зная законы и тайны природы, мы сможем стать её верными друзьями и помощниками.

Нельзя забывать, что “Земля у нас только одна…” Этот прекрасный корабль имеет все необходимое для бесконечно долгого путешествия на нем, но в случае поломки его пересесть будет не на что. Надо беречь, что имеем. Недаром замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: “Все мы пассажиры одного корабля по имени “Земля”, и пересесть из него просто некуда”.Вводное слово сопровождается первым слайдом мультимедийной презентации (Приложение 3 ).

2. Представление команд

3. Игра

Представление разделов экологического турнира. Наведением курсора мыши осуществляется переход на выбранный раздел.

В зависимости от выбранного раздела можно выбрать вопрос по уровню сложности также с помощью наведения указателя мыши на номер вопроса. После ответа на вопрос нужно вернуться в начало игры на второй слайд с помощью кнопки возврата, расположенной в правом нижнем углу слайдов. При повторном посещении какого-либо раздела номера уже выбранных вопросов меняют свой цвет, таким образом можно видеть вопросы, на которые уже были даны ответы.

При выборе вопроса, например из раздела “Грибы”, появляется вопрос или задание. При повторном нажатии левой кнопки мыши в любом месте на слайде (кроме кнопки возврата) появляется правильный вариант ответа. (Приложение 3 ). (В Приложении 3 содержится фрагмент мультимедийного сопровождения игры на примере раздела “Грибы”, вопросы повышенного уровня сложности)

4. В заключении – стихотворение А.Дудина “Берегите Землю!” (Приложение 4)

5. Подведение итогов игры, награждение победителей

Литература и источники

  1. Бударина В.А. “Вода – чудесный дар природный…” // Последний звонок 2,6, №12
  2. Бударина В.А. “День леса” // Последний звонок, 2006, №10
  3. Кадырова М.М. “Экология и …” //Последний звонок, №12, 2006
  4. Красиков С.И. Цветы в преданиях. 1989
  5. Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ. – СПб.: Акцидент, 1998
  6. Что такое. Кто такой. В 3 томах. М, 1999
  7. Электронное учебное издание “Экология”, М. 2004
  8. Электронное учебное пособие. Экология 10-11 класс. Под ред. А.К.Ахлебинина, В.И.Сивоглазова М “Дрофа”, 2004

Цели: Организация досуга старшеклассников и повышение познавательного интереса.

Задачи:

Повысить уровень социальной адаптации.

Выявить и развить творческий потенциал.

Научить доказывать свою точку зрения, находиться в коллективном союзе, оказывать посильную помощь и сотрудничество товарищам.

Ознакомить с проблемами экологии в мире.

Процесс проведения мероприятия:

Место проведения: Место проведения турнира должно быть оснащено зрительным залом, с не менее чем 20 сидячими местами, столами по количеству команд, столом для ведущих, стульями по количеству участников турнира.

Количество участников:

В игре принимают участие команды детей в возрасте от 13-16 лет. В каждой команде по 5- 6 человек.

Подсчёт очков: проводится одним из ведущих или помощником ведущего.

Необходимые материалы:

Для подготовки зала:

  1. Три стола, стулья (по количеству участников команд и зрителей)
  2. Плакаты на тему «День земли».

для конкурсов: .

  1. Листы формата А4, ручки.
  2. Для конкурсов «Экологическое лото», « Следопыт», «Экомост», «В гостях у сказки»- карточки с заданиями, для каждой группы индивидуально.
  3. Для конкурса со зрителями «Чья одёжка?»- карточки с изображением силуэтов листьев деревьев.
  4. Протоколы конкурсов.

Для участников:

  1. Грамоты и благодарности для участников игры и педагогов. 20 грамот для участников, 4 благодарственных письма для педагогов. А так же запас грамот и писем, на всякий случай.

Сценарий проведения мероприятия.

Ведущий №1 : 22 апреля вся планета отмечает Международный день Земли . Этот день – напоминание всем жителям Земли о том, что надо беречь и сохранять природу, все живые организмы на нашей планете. Земля – слово особенное. Так называется наша планета, обитаемый островок среди миллиардов километров космического пространства. В России с глубокой древности землёй называют самый верхний слой почвы, по которому ступает нога человека. Земля – это участок суши, на котором селился человек, который возделывался его руками и который на протяжении многих веков был его кормильцем.

Покидая свой край, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили её как святыню. Они считали землю живым существом, которое пьёт дождевую воду, засыпает зимой и пробуждается с возвратом весны, родит из своей материнской утробы богатый урожай, судорожно дрожит при землетрясении. Люди сравнивали широкие пространства суши с исполинским телом, в твёрдых скалах и камнях видели его кости, в водах – кровь, в древесных корнях – жилы, в травах и деревьях – волосы.

Земля – самая уникальная планета, её уникальность состоит в том, что только на ней из всех планет Солнечной системы есть жизнь.

К великому сожалению, количество живых организмов на сегодняшний день резко сократилось. Планета наша весьма засорена, но мы ещё пока не осознали опасности для жизни на этой огромной свалке. Мы-то пока на ней живём, но смогут ли жить на нашей планете наши дети? Наше сегодняшнее мероприятие мы решили посвятить нашей Земле, а проведём его в форме экологического турнира.

Итак, давайте познакомимся с командами. Команда номер один, представьтесь, пожалуйста, название, ваш девиз и приветствие.

«Приветствие» . За неделю до проведения турнира формируются команды. Кураторам команд выдаётся «Домашнее Задание»- конкурс «Приветствие».

Положение конкурса.

Команда, участвующая в Экологическом турнире должна подготовить приветствие, необходимое для знакомства с командами. Обязательные элементы приветствия:

  1. Название команды.
  2. Девиз.
  3. Приветствие (стихотворение или отрывок песни, отображающие тему турнира)

Ведущий №1 : Очень хорошо, итак, в нашем турнире участвуют две команды, команда «…» и команда «…». Внимание команды, первый конкурс называется « Живая азбука».

Конкурс №1: «Живая азбука». За 5 минут команды должны вспомнить представителей флоры и фауны, а затем записать их в алфавитном порядке.

Примерные ответы:

ФЛОРА ФАУНА

Акация Аист

Берёза Барсук

Верба Варан

Горицвет Грач

Дуб Дикообраз

Ель Енот

Жасмин Жаба

Земляника Зебра

Ива Иволга

Кувшинка Кенгуру

Ландыш Лось

Медуница Медведь

Незабудка Носорог

Ольха Ондатра

Полынь Павлин

Рябина Рысь

Сосна Сыч

Тополь Тушканчик

Укроп Удав

Фиалка Фазан

Хвощ Хамелеон

Цикорий Цапля

Черёмуха Черепаха

Шалфей Шакал

Щавель Щука

Элодея Эму

Юка Юрок

Ясень Ягуар

Побеждает команда, которая написала больше представителей флоры и фауны.

Пока команды выполняют задание конкурса, ведущий №2 проводит конкурс со зрителями «Загадки »:

Ведущий №2 : Итак, ребята, пока команды вспоминают представителей флоры и фауны, давайте отгадывать загадки?

В белом сарафане

Стала на поляне.

Летели птицы,

Сели на косицы.

(береза)

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(ель)

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают.

(липа)

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличии от елки

Опадают те иголки

(лиственница)

Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы.

(рябина)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок-

Ничего, что плод мой мелок

(дуб)

У нее кусты высоки, густы.

Ствол и ветки – трубкой,

Очень хрупкой.

Ягоды красны, да не вкусны.

(бузина)

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна

(черемуха)

Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами.

(ёжик)

За деревьями,кустами,

Промелькнуло быстро пламя,

Промелькнуло, пробежало,

Нет ни дыма, ни пожара.

(лиса)

Кто зимой холодной,

Ходит злой, голодный.

(волк)

В одежде богатой,

Да сам слеповатый,

Живёт без оконца,

Не видывал солнца.

(крот)

Водяные мастера

Строят дом без топора,

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины.

(бобры)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

(медведь)

По истечении пяти минут, отведённых на проведение конкурса «Живая азбука» ведущий №1 подсчитывает количество правильных ответов у команд и объявляет победителя конкурса.

Ведущий №1: Победила команда «…», молодцы. Следующим заданием будет «Экологическое лото».

Конкурс №2: «Экологическое лото»:

Командам выдаются полоски с написанными началами и окончаниями пословиц, необходимо их правильно подобрать.

1. Без хозяина Земля - / круглая сирота.

2.Зелёное царство - / лучшее лекарство.

3. И у берёзы слёзы текут, когда / с неё кору дерут.

4. Была бы водица, - / и зелень родится.

5. Возвращай земле долг - / будет толк.

6. Если хочешь плодов, - / не срывай цветов.

7. Враг природы тот, кто/ лес не бережёт.

8. Рощи да леса - / родного края краса.

9. Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – / посади.

10. Кто Землю лелеет, / того земля жалеет.

Побеждает команда, которая правильно соберёт больше пословиц.

Ведущий №2 : Пока конкурсанты работают над заданием, давайте с вами сыграем в игру «Чья одёжка?».

Ведущий показывает на карточках силуэты листьев деревьев. Зрители отгадывают, листья какого дерева изображены:

  1. Рябина.
  2. Дуб.
  3. Береза.
  4. Черемуха.
  5. Клён.
  6. Липа.
  7. Сосна.
  8. Ель.
  9. Ива.
  10. Тополь.
  11. Каштан.
  12. Ясень.
  13. Яблоня.
  14. Вишня.
  15. Пихта.
  16. Смородина.

Ведущий №1 : Итак, в конкурсе «Экологическое лото» побеждает команда «…», молодцы ребята! Следующий конкурс называется «Следопыт», прошу зрителей не подсказывать командам.

Конкурс № 3: «Следопыт»: Вниманию конкурсантов представляются карточки (по одной) с изображением следов животных. Команды тянут руки, отвечает команда, первая вытянувшая руку. Выкрикивания не засчитываются. Ведущий №2 подсчитывает правильные ответы команд. На карточках изображены следы:

  1. Медведь.
  2. Олень северный.
  3. Белка.
  4. Заяц.
  5. Волк.
  6. Лиса.
  7. Росомаха.
  8. Кабан.
  9. Куропатка.
  10. Ворон.
  11. Рысь.
  12. Полярная сова.

Выигрывает команда, которая правильно угадала больше следов.

Ведущий №2 : Молодцы, ребята, вы хорошие следопыты, а так ли хорошо вы разбираетесь в экологии? Следующий конкурс называется «Экомост».

Конкурс №4: «Экомост»: Командам раздаются листы с вопросами, на обсуждение им даётся 7 минут. Затем подсчитываются правильные ответы.

Вопросы для 1-ой команды:

  1. Оболочка Земли, заселённая живыми организмами. (Биосфера.)
  2. Природные богатства, находящиеся в глубине земли, который человек использует в хозяйстве.(Ископаемые.)
  3. Верхний плодородный слой земли, на котором растут растения. (Почва.)
  4. Токсичный металл, содержащийся в выхлопных газах автомобильного транспорта. (Свинец.)
  5. Экологически чистое топливо. (Водород.)
  6. Защитный экран Земли. (Озоновый слой.)
  7. Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и неживой природы. (Охрана.)
  8. Независимая Международная организация по охране окружающей среды. (ГРИНПИС.)
  9. Индикаторы (показатели) чистоты воздуха, представляющие собой симбиоз двух организмов: гриба и водоросли. (Лишайник.)

Вопросы для 2-ой команды :

  1. Наука, которая занимается изучением взаимосвязей организмов друг с другом и средой, в которой они обитают. (Экология.)
  2. Овощная культура наиболее чувствительна к кислотным дождям. (Огурец.)
  3. Природный минерал, встречающийся на Земле в трёх агрегатных состояниях. (Вода.)
  4. Токсичные вещества. (Яды.)
  5. Потепление климата земли вследствие чрезмерного накопления в атмосфере углекислого газа. (Парниковый эффект.)
  6. Токсичный туман. (Смог.)
  7. Комнатное растение – лучший очиститель воздуха в помещении. (Хлорофитум.)
  8. Именно она составляет большую часть мусора, загрязняющего Землю (Пластмасса.)
  9. Что изучает гарбология? (Наука о мусоре, мусороведение.)

Ведущий №2: Пока конкурсанты отвечают на вопросы, давайте мы с вами вспомним животных и птиц, занесённых в красную книгу. Вы же знаете, что такое Красная книга?

Зрители отвечают.

Молодцы. Итак, я называю вам животное или птицу, а вы отвечаете, занесено оно в Красную книгу или нет (крупный шрифт- красная книга).

СНЕЖНЫЙ БАРС

КУЛАН

МАНУЛ

Волк

МОРЖ АТЛАНТИЧЕСКИЙ

Лось

Бурый медведь

ЧЁРНЫЙ АИСТ

Лиса

БЕРКУТ

Ворона

СЕРАЯ КУРОПАТКА

Россомаха

АМУРСКИЙ ТИГР

МОРСКАЯ ВЫДРА

Перепел

Олень северный

ЗУБР

Кабан

ПОЛЯРНАЯ СОВА

А вы знаете, почему животные и птицы исчезают? Вот, например, в Республике Коми, серая куропатка занесена в Красную книгу, последний экземпляр был пойман в 70 годах 20 столетия, исчезновение серой куропатки связано с тем, что эта птица размножалась преимущественно в зарослях злаковых полей, когда в Республике Коми перестали выращивать злаковые культуры, серая куропатка исчезла. Так из за образа жизни человека меняется и окружающий его животный и растительный мир.

Ведущий №1: А в конкурсе «Экомост» победила команда «…». Теперь давайте отдохнём от умственной работы и дадим поработать нашим рукам. Я надеюсь вы все умеете делать кораблики из бумаги? На вашем столе лежат листочки, по моей команде вы начинаете делать кораблики, на всё про всё у вас одна минута. По окончании минуты, мы узнаем, кто из вас отличный кораблестроитель, а кто не очень! Уважаемые зрители, прошу вас поддержать команды.

Конкурс №5: «Оригами»: Командам даются тетрадные листочки, за одну минуту они должны сделать как можно больше корабликов. Для конкурса включается динамичная музыка. Побеждает команда, которая сделает большее количество законченных корабликов.

Ведущий №1 : Итак, лучшими кораблестроителями становится команда «…», молодцы, ребята! Теперь вам предстоит ответить на вопросы блиц-конкурса, первой вызывается участник команды «…», необходимо ответить на большее количество вопросов за 1 минуту.

Конкурс №6: «Блиц- опрос»

1 команда.

  1. Его ноги кормят (волк)
  2. Хитрая, рыжая (Лиса)
  3. Полосатая лошадь (Зебра)
  4. Самое высокое животное (Жираф)
  5. Животное –Единорог (Носорог)
  6. Самая маленькая птичка (Колибри)
  7. Птица в смокинге (пингвин)
  8. Летающее животное (Летучая мышь)
  9. Сумчатый попрыгун (кенгуру)
  10. Самый крупный медведь (белый)
  11. Зимой белый, летом серый (Заяц)
  1. Самое большое млекопитающее (Синий кит)
  2. Птица- стукач (дятел)
  3. Самое быстрое животное (гепард)
  4. Полосатый хищник (тигр)
  5. Строит плотины (бобёр)
  6. Жар- птица (павлин)
  7. Самая большая птица (Страус)
  8. Домашнее насекомое (таракан)
  9. Живёт в панцире (черепаха)

2команда:

  1. Хвост крючком, нос пятачком (Свинья)
  2. Под полом таится, кошки боится (Мышка)
  3. Царь зверей (лев)
  4. Что теряет лось зимой (Рога)
  5. Кошка с кисточками на ушах (Рысь)
  6. Сумчатый медведь (коала)
  7. Санитары леса (Волки)
  8. Где спит медведь (берлога)
  9. Зверь- полоскун (енот)
  10. Птица- будильник (петух)
  1. Мягкие лапки, а в них царапки (Кошка)
  2. Друг человека (собака)
  3. Слепое животное (Крот)
  4. Корабль пустыни (Верблюд)
  5. У кого глаза на рогах, а дом на спине (улитка)
  6. Розовая птица (фламинго)
  7. Змея в капюшоне (кобра)
  8. Полярная лиса (песец)
  9. Колючий хищник (ёжик)
  10. Серая норушка (мышь)

Ведущий №1 : Итак, это был последний конкурс. Лучше всех справилась команда «…», поздравляю.

А теперь победитель турнира!! Команда «…», поздравляем вас с победой!!

Победителям турнира выдаются дипломы победителей, проигравшей команде сертификаты участников, педагогам всех команд выдаётся благодарственное письмо.

Ведущий №2 : Всем большое спасибо за участие и за внимание, поздравляем вас с праздником Днём Земли, Берегите Нашу Землю! До свидания!

Приложение 1.

Протоколы конкурсов.

Название конкурса

Команда 1

Команда 2

Живая азбука (1 балл за победу)

Экологическое лото (1 балл за победу)

Следопыт (1 балл за правильный ответ)

Экомост (1 балл за победу)

Оригами (1 балл за победу)

Блиц- опрос (1 балл за каждый правильный ответ)

Итого баллов:

Загадки для зрителей (дополнительные).

  1. Шевелились у цветка
    Все четыре лепестка.
    Я сорвать его хотел -
    Он вспорхнул и улетел.
    (бабочка)
  2. Удивительный ребенок!
    Только вышел из пеленок,
    может плавать и нырять,
    как его родная мать.
    (утенок)
  3. Узнать его нам просто,
    Узнать его легко:
    Высокого он роста
    И видит далеко.

(Жираф)

  1. Хожу в пушистой шубе,
    Живу в густом лесу.
    В дупле на старом дубе
    Орешки я грызу.
    (белка)
  2. Угадайте, что за птица
    Света яркого боится,
    Клюв крючком,

Глаза как блюдца

(сова)

  1. За пнем бугорок,
    а в нем городок

(Муравейник)

  1. В капусту он забрался осеннею порой:
    рогатый и лохматый и с длинной бородой

(Козёл)

  1. Что за зверь со мной играет?
    Не мычит, не ржет, не лает,
    Нападает на клубки,
    Прячет в лапки коготки!

(Кошка)

  1. За деревьями, кустами
    Промелькнуло быстро пламя.
    Промелькнуло, побежало,
    Нет ни дыма, ни пожара.

(Лиса)

  1. Не портной, а всю жизнь С иголками ходит.

(Ежик)

  1. Я устраиваюсь ловко:
    У меня с собой кладовка.
    Где кладовка?
    За щекой!
    Вот я хитренький какой!

(Хомяк)

  1. В одежде богатой,
    Да сам слеповатый.
    Живёт без оконца,
    Не видывал солнца

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Октябрьский аграрно-технологический техникум»

Экологический турнир

«Земля –

наш дом».

Преподаватель: Евтушенко Е.А.

Октябрьский район, п. Качкан

2015г

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРНИР

« ЗЕМЛЯ-НАШ ДОМ!»

Цель: воспитание экологической культуры и экологической грамотности обучающихся через организацию игровой деятельности.

Задачи:

    акцентировать внимание обучающихся на экологических проблемах современности;

    в нетрадиционной форме пропагандировать здоровый образ жизни и экологическую культуру;

    развивать коммуникативные умения, творческие способности и культуру общения студентов.

Участники: студенты 1 курса СПО.

Оформление и оборудование:

    На доске высказывания:

"Только любовь ко всему живому сделала человека человеком" А.Швейцер.

"Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с ней." Лев Толстой.

"Любви к природе нечего стыдится.
Ее, как солнце, в сердце не гаси.
Будь человеком, дай цветку напиться
И дерево от гибели спаси!"

    расставлены столы для команд-игроков;

    на столах таблички для команд с названием команды и эмблемой;

    расставлены стулья для болельщиков и зрителей;

    компьютер, проектор, презентация, соцролик «Это наш дом», видеоклип «Раненая птица», мультфильм «Мальчик и Земля», звуки и голоса животных и птиц;

    «солнышки», мозайка, экомячик, экоящик (в нем лавровый лист, яблоко, луковица), жалобы, экосветофор, задания на тур «Игра в прятки», кроссворды, слова «биоиндикаторы».



Правила турнира.

    Играют три команды по 5 человек.

    Каждая команда выполняет определенные задания.

    За правильный ответ команда получает «солнышко».

    При неправильном ответе – право ответить передается соперникам.

    В конце турнира каждая команда подсчитывает количество «солнышек». У какой команды больше «солнышек», та команда – победитель.

    Приветствие. Вступительное слово.

Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас на нашем экологическом турнире «Земля - наш дом»!

Наш турнир посвящен такой замечательной и близкой каждому науке – ЭКОЛОГИИ.

Что это за наука экология?

(Экология - наука о взаимном отношении окружающей среды, живых организмов и человека)

В последние годы слово «экология» звучит все чаще, все тревожнее. Если раньше мы не очень-то вникали в смысл этого понятия, то сегодня содрогаемся от тех ужасающих фактов преступной травли и убийства природы, а это значит и себя. Эта информация обрушивается на нас ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьем, продукты, которыми мы питаемся, никак не соответствуют тому, что исключает болезни, поднимает настроение, рождает уверенность в завтрашнем дне. Увы, ситуация в России настолько тревожна, что хочется закричать: «Опомнитесь, люди, слухи о глобальной экологической катастрофе вовсе не преувеличены!». А в ответ тишина…

На фоне соцролика «Это наш дом» звучит стихотворение:

Мы рубим лес, устраиваем свалки,
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы, отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же – живая!

В мире много разноо6разных праздников, но есть среди них особые, которые включены в ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ.

Международный день охраны озонового слоя Земли.

День леса.

День моря.

День защиты животных.

День 6иологического разноо6разия.

Всемирный день воды.

День птиц.

Дни заповедников и национальных парков.

День Земли.

День борьбы с опустыниванием и засухой.

Несмотря на все, человечество стремится сохранить природу в первозданном виде, чтобы передать потомкам в целости и сохранности здоровый воздух, хрустально чистую воду и благодатную почву.

Сегодня мы проводим экологический турнир знатоков природы, ее защиты и охраны.

В нашем турнире принимают участие 3 команды:

1 команда «Экологи» (группа ВФ-1-15), 2 команда «Следопыты» (группа ТО-1-15), команда «Друзья природы» (группа ТТ-1-15).

Каждая команда выполняет определенные задания. За каждый правильный ответ получает «солнышко». Какая команда больше наберет «солнышек», та и победит.


- Итак, начинаем!

II .Приветствие команд.

Команда «Экологи»

Экологи нужны нам везде.

На суше или в воде.

Они защищают природу всегда.

Пусть будет чиста наша Земля.

Команда «Следопыты»

Каждый из нас природу защитит,

О каждом деревце душа у нас болит.

Готовы мы сегодня поиграть,

Все вместе о природе рассуждать.


Команда «Друзья природы»

Природы верные друзья!

Дружны мы, как одна семья!

В турнир пришли играть,

Чтоб больше о природе знать!

III . Экологический турнир.

1 тур. «Экологическая разминка»

Каждой команде задаются вопросы, на которые они должны ответить. За правильный ответ получают «солнышко».

1. Природные богатства, находящиеся в глубине земли, которые человек использует в хозяйстве? (полезные ископаемые)
2. Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и не живой природы? (охрана)
3. Распространенное вещество, встречающееся на земле в 3 состояниях? (вода)
4. Верхний слой земли, в котором растут растения? (почва)
5. Живое существо, активно и сознательно воздействующее на живую и неживую природу? (человек)
6. Организмы, встречающиеся во всех природных зонах, которые не могут жить без света и воздуха? (растения)
7. Как называется линия, ограничивающая видимую часть земной поверхности? (горизонт)
8. С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду? (компаса)
9. Как называется умение находить стороны горизонта? (ориентирование)
10. Какую сторону горизонта можно найти с помощью тени в полдень? (север)

11. Назовите главные источники очищения воздуха в доме. (растения)

12. Официальным документ, содержащий сведения о редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и других организмов. (Красная книга)

2 тур. Мозайка «Экологическая проблема».

Из разрезанных частиц собрать рисунок, по рисунку определить экологическую проблему.



(разрушение озонового слоя)


(парниковый эффект)


(кислотный дождь)

3 тур. «Слушай, не зевай».

а) Прослушав стихотворение, найти описание всех цепей питания.

«Свирепый волк с кормящею волчат
Волчицею – гроза невинных стад;

Орёл, стремясь из-под небес стрелою,
Грозит голубке смертью злою;
Голубка ж, как овца, должна,
Кормясь, губить ростки и семена.

Охотнице-сове, средь ночи тёмной,
Не жаль певца любви и неги томной,
А соловей съедает светляка,
Не посмотрев на прелесть огонька.
Светляк же, ночи светоч оживлённый,
Вползая вверх, цветок съедает сонный».
Э. Дарвин (стадо-волк; ростки и семена-голубка-орел; цветок-светлячок-соловей-сова)

б) Прослушав стихотворение, определить тип взаимоотношений между организмами.

в) Прослушав стихотворение, определить, о чём в нём идёт речь.

«Для книги, иногда, объём
Других всех признаков важнее.
У этой книги – каждый том,
Чем будет тоньше, тем ценнее.
Я б этой книге пожелал
Быть в толщину одной страницы.
Тогда бы с радостью узнал,
Что вместо зверя, рыбы, птицы
Исчез в природе лишь «зверюга»
По кличке «браконьер-хапуга».
В. Антохин (Красная книга)


4 тур. Конкурс капитанов «Экомячик».

Капитаны передают друг другу мяч:

«Ты катись наш экомячик,
Долго-долго по рукам,
У кого остался мячик,
Тот сейчас расскажет нам…».

Тот, у кого остался мячик, отвечает на вопросы, за правильный ответ получают «солнышко».

1. В городе (крупном промышленном центре) удалили все зелёные насаждения. К чему это может привести?

2. Потерпело аварию судно, которое везло нефть. Она вылилась в море, растеклась по его поверхности, покрыла берега. Какие экологические последствия может повлечь за собой эта авария?

3. Гнус (мелкие комары и мошки) в некоторых районах сильно досаждают человеку. Что произойдёт с природной средой, если полностью уничтожить этих насекомых с помощью ядохимикатов?

4. Долгое время у нас в стране поощрялась охота на волков, и за каждого убитого зверя выдавали премию. Затем охоту полностью запретили. В настоящее время в ряде районов этот запрет вновь снят и часть волков разрешено отстреливать. Как Вы думаете, чем можно объяснить такую «непоследовательность» в распоряжениях природоохранительных органов?

5. В водоём (не большой по размерам) с окружающих его полей с дождями и талым снегом смываются удобрения, ядохимикаты. Сделайте экологический прогноз возможных последствий этого явления.

6. В Чёрном море за последние 15 лет в 31 раз возросла интенсивность «цветения воды». Каковы причины этого явления? Почему в местах сильного «цветения» наблюдается массовая гибель рыбы?


5 тур. «Жалобная книга природы».

Каждая команда выбирает по листочку с жалобой, читает и угадывает, о ком идет речь. За правильный ответ – «солнышко».

Жалоба 1.

(Сова. С 1964 года сова находится под охраной государства. Одна сова спасает нам в год почти тонну хлеба. Арифметика проста. Мышь съедает в год 1 килограмм хлеба. А сова уничтожает 1000 мышей)

Жалоба 2.

Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в другую сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая. Я съедаю много вредных насекомых, которых даже птицы не едят.

(Жаба или лягушка. Лягушки и жабы ловят насекомых с неприятным вкусом и запахом, которых отвергают птицы. И уничтожают насекомых с покровительственной окраской, которых не замечают птицы. Добывают эти земноводные медведок, перекусывающих и обрабатывающих корни огурцов, помидоров, свеклы, моркови и других культур. В "меню" жаб и лягушек, кроме того, входят полосатые щелкуны, кобылки, клопы, всевозможные жуки, гусеницы, комары и их личинки. И еще жабы истребляют ненавистного всем дачникам колорадского жука и его личинки )

Жалоба 3.

« Что хотите с нами делайте: Режьте, жарьте, варите, солите. Даже маринуйте!

Но только не вырывайте с корнем, не раскапывайте вокруг лесную подстилку, иначе совсем перестанем расти».

(Грибы. Не только многие грибники, но и ряд авторов книг о грибах утверждают, что если вырвать гриб с землей, то нарушается и даже разрушается грибница, и поэтому рекомендуется срезать грибы ножом)

А сейчас немного отдохнем и проведем игру.


Игра "Прилетели птицы"

Я называю птиц, если делаю ошибку, вы должны хлопать в ладоши:

  • Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…

    Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…

    Прилетели птицы: голуби, куницы…

    Прилетели птицы: голуби, синицы, страусы, стрижи…

    Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки…

    Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы – сплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!



6 тур. «Экологический светофор»

Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и помогать людям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.

    Красный цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.

    Желтый цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!

    Зеленый цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!

Показать кружки чёрного, красного, синего цвета, в зависимости от того решения, которое принимается.

    Дети оставили костёр в лесу. (к)

    Ребята огородили муравейник. (з)

    Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (з)

    Ребята срезают грибы ножиком. (ж)

    Дети очищают парк от мусора. (з)

    Ребята увидели гнездо в траве. (ж)

    Ребята бросают мусор на дорогу. (к)

    Дети сильно шумят в лесу. (к)

    Ребята ходят в парке только по тропинкам. (з)

    Мальчик полез в кусты за мячом. (ж)

    Дети вешают кормушку. (з)

    Мальчики рассматривают жука. (ж)

    Дети развешивают скворечники в парке. (з)

    Подростки моют мотоцикл в реке. (к)

    Мальчик вырезал перочинным ножом свои инициалы на дереве. (к)

    Во время прогулки мальчик выбросил ненужную бумажку, найденную у себя в кармане, на землю. (к)

    Подростки бросают в бездомную собаку камнями. (к)

    Юный корреспондент написал статью в местную газету на экологическую тему. (з)

    Рыбаки пользуются для ловли рыбы сетями и электроудочками. (к)

    Дети вылечили найденную в лесу птицу. (з)

7 тур. «Игра в прятки».

В каждом приведенном выражении найти скрытые цветок и птицу. Выполнить это можно, только соединяя и разъединяя слова в строке, но не меняя их местами. За каждый правильный ответ команда получает «солнышко». Время на задание – 1 минута.

1. Мы пойдем по тропинке мимо забора, в Вы Пьер? (мимоза, выпь)
2. Думали идти минут двадцать, но промашка вышла – не меньше сорока. (ромашка, сорока)
3. Смотрю в окно: ни читать, ни рисовать не хочется. Уютно в купе. Ночка пролетит – и дома. (ирис, пеночка)
4. Плывем к Жигулям. Над горами гроза, ходит волнами Волга. (роза, иволга)
5. Ты сегодня кто? Я сегодня шпион, - Пароль? – У-два, ракушка. (пион, варакушка)
6.А задачки-то хороши. Повникай, повникай – это тебе не шуточки. (шиповник, уточки)


Игра со зрителями. «Правда ли, что…»

Задаются вопросы, зрители должны ответить.

1. Крокодилы могу взбираться на деревья? (да)
2. Змеи могут совершать прыжки до метра в высоту. (да)
3. Стрижи даже спят на лету? (да)
4. Голубые розы растут только в Китае? (Нет, их вообще не существует).
5. Зеленый картофель настолько ядовит, что может убить ребенка? (да)
6. На зебрах водятся полосатые блохи? (нет)
7. Орхидеи используют для приготовления мороженного? (отчасти да)
8. Бабочки живут всего один день? (нет)
9. Может ли петух назвать себя птицей? (Нет, ведь он не может разговаривать.)
10. Когда температура тела у птицы выше зимой или летом? (Одинаковая круглый год)
11. От какой птицы зависит количество детей в семье? (от аиста)

Кто больше всего ответил, тот получает конфету.

8 тур. «Экологический кроссворд».

1. Способ, который превращает морскую воду в пригодную для питья (опреснение)

    1. Природные запасы, которые человек использует для своего существования (ресурсы)

      Прибор, который предохраняет дыхательную систему человека от воздействия пыли и дыма (респиратор)

      Минеральные и органические вещества, с помощью которых можно увеличить урожайность сельскохозяйственных растений (удобрения)

      Растительный мир Земли (флора)

      Отравляющие вещества растительного, животного и химического происхождения, опасные для жизни человека (яды)

      Животный мир планеты Земля (фауна)


9 тур «Экомузыка».

В природе не бывает тишины …Птицы поют свои песни… Животные издают звуки… Листья шуршат под ногами человека… Все это создает неповторимую музыку…

Послушайте звуки и определите, кто или что их издает.

10 тур «Экоящик».

В «черном ящике» лежат предметы, название которых должны отгадать команды. Какая команда первая ответит, та получит «солнышко».

- Вопрос №1

В серебристом ящике лежит ветка растения с несъедобными листьями. Это растение посвящено богу науки и искусства Апполону. Им награждают художников, артистов и ученых в знак их творческих успехов. Именно отсюда произошло слово «лауреат». Что это за растение и где оно используется в настоящее время?

(ответ: лавр благородный)

- Вопрос№2

В серебристом ящике лежит плод, употребляемый в свежем, сушеном, моченом виде, растение перекрестно-опыляемое насекомыми. Плоды полезны, содержат вещества, выводящие из организма ядовитые тяжелые металлы. У нас в поселке Судиславль растут практически в каждом саду.?

(ответ: яблоко)

- Вопрос №3

В серебристом ящике лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Чудесное свойство предохранять воина от стрел и ударов мечей. Философы древности разрезая этот объект поперек объясняли своим ученикам строение вселенной. Во все времена у всех народов ему приписывали лечебные свойства.?

(ответ: луковица)

Дополнительный тур. «Экологическая смекалка и сообразительность».

Каждой команде выдается карточка с экологическим термином «биоиндикаторы », за 1 минуту составить из этого термина как можно больше слов на биоэкологическую тематику!

IV . Заключительная часть.

Дорогие ребята, вот и подошел к концу наш экологический турнир.

(Подсчет «солнышек», выявление победителей).

Дорогие ребята, мне хотелось довести до вас, что экология – это прекрасно, если относиться к живому по-доброму, по всем правилам экологической этики.

Просмотр мультфильма «Мальчик и Земля» (2.43 мин)

Вот несколько добрых советов:

    Учись понимать природу, стань её другом и защитником.

    Радуйся красоте природы, не вреди ей своим отношением.

    На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не шуми.

    Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что-либо полезное.

    Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных.

    Охраняй чистоту вод, заботься о родниках и колодцах.

    Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней.

    Помогай тем, кто заботится о природе, защищай её от вредителей и неосознанных туристов.

Видеоклип «Раненая птица». (3.30 мин)

Не забывайте слова поэта Н.Старшинова:

Нам жить в одной семье,

Нам жить в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете…

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

Всего вам доброго! Пусть наш общий дом всегда будет чистым, добрым и счастливым!



Читайте также: