Экологическая викторина для детей средней группы «Земля-наш общий дом!» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему. Викторина на тему «Мы- друзья природы Вопросы по экологии для детей средней группы

Цель:

— обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины, опираясь на знания, полученные в ходе работы над проектом.

Задачи:

Закрепить знания детей об обитателях планеты Земля.

— продолжать формировать навыки культуры поведения в природе. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными.

— развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.

— воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре.

— воспитывать любовь к природе, формировать заботливое отношение к ней.

Материал: картинки с изображением деревьев, картинки для игры «Четвёртый лишний», пазлы, мяч, картинки по правилам поведения в природе, звукозапись голосов птиц, картинки с изображением птиц.

Ход викторины:

Наша с вами Земля – прекрасная планета, полная чудес и загадок. Нас окружает великолепная природа. На Земле живут люди, животные, птицы, рыбы, растения, всем им должно быть хорошо, а люди должны заботиться о живой природе. Но, к сожалению люди, не всегда замечают красоту окружающую их, не заботятся о природе и, что еще хуже, наносят ей непоправимый вред!

Нас в любое время года

Учит мудрая природа.

Птицы учат пению,

Паучок – терпению,

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит снег нас чистоте,

Учит солнце доброте.

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Ведь ее лесной народ

Учит крепкой дружбе.

Сегодня мы проведём викторину «Мы- друзья природы».

Ребята, я надеюсь, что вы покажите свои знания о природе и постараетесь доказать, что являетесь настоящими друзьями природы. А для того, чтобы правильно ответить на все вопросы, постарайтесь быть внимательными.

Вы уже разделились на две команды, придумали названия и выбрали капитанов.

Капитаны, представьте свои команды.(Представление команд).

У каждой команды есть группа поддержки.

Для каждой команды будут даваться задания. За быстрое и правильное выполнение задания команды получат фишки. Если команда не может ответить, то группа поддержки может помочь, если группа поддержки тоже не отвечает, то право ответа переходит к другой команде. В случае правильного ответа команда соперника получает две фишки. Та команда, у которой окажется большее количество фишек и выигрывает. А судить команды будет жюри.

Итак, начнем нашу викторину.

Для начала- разминка . Я буду каждой команде по очереди задавать вопросы, а задача команд- быстро и правильно отвечать на них.

— Какое растение может вас обжечь? (Крапива).

— Вы натёрли ногу в пути, какое растение может облегчить боль? (Подорожник).

— Время года, когда просыпается природа? (Весна).

— В какое время года бывает гололёд? (Зимой).

— Кто является санитаром леса из птиц? (Дятел).

— Кто является санитаром леса из животных? (Волк).

— Домашний родственник зайца? (Кролик).

— Дикий родственник свиньи. (Кабан).

— Готовят ли запасы еды зайцы? (Нет).

— Готовят ли запасы еды белки? (Да).

— Зимняя квартира медведя? (Берлога).

— Где живет белка? (Дупло). .

— Самое длинношеее животное. (Жираф)

— Кто носит детеныша в сумке? (Кенгуру)

— Птица, которая не умеет летать и не боится морозов? (Пингвин)

— Длинноухий трусишка. (Заяц)

— Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)

— Какая змея имеет капюшон? (Кобра)

— Какая птица не строит гнездо? (Кукушка)

— Самое большое животное, живущее на суше. (Слон)

— Самое большое животное, живущее в океане. (Кит)

— Какое животное строит плотины на реках? (Бобр)

— Кто на себе свой дом носит? (Черепаха, улитка)

— У какой птицы самый красивый хвост? (У павлина)

— Полосатый родственник кошки. (Тигр)

— Какое животное называют кораблем пустыни? (Верблюда)

А сейчас следующее задание. «Угадай дерево».

Вы должны на слух, по описанию узнать о каком дереве идёт речь назвать его и показать на картинке. Слушайте внимательно.

— Это дерево весёлое, нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листьями, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят его в зимнее время посещать разные птицы: снегири, свиристели. (Рябина).

— Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о ней сложено, сколько стихов написано. Стройная, с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, ещё у неё имеются серёжки с семенами. (Берёза).

— Каждый, кто проходит весной, мимо этого дерева, восклицает: «Как хорошо пахнет!» Оно усыпано пушистыми кистями белых, душистых цветов. Сильный его аромат не только приятен, но и полезен, воздух очищает от микробов. (Черёмуха).

— Это дерево легко узнать по стволу почти чёрного цвета. В начале лета зацветает оно душистыми жёлтыми цветками. Из них заваривают лечебный чай. Охотно посещают богатые сладким нектаром цветки разные насекомые. А пчёлы делают из ароматного сока вкусный целебный мёд. (Липа).

А теперь следующее задание. В каждом из этих конвертов лежит по четыре картинки, но одна из них лишняя. Надо найти лишнюю и объяснить, почему она таковой является.

Все вы знаете, что должны пройти определённые этапы, что бы семечко стало деревом, а яйцо превратилось в курицу. Вам необходимо вспомнить, что за чем происходит и правильно собрать пазл.

Вспомнили- молодцы. И сейчас игра с мячом «Кто, кем был? »

(Вспоминают детенышей животных) .

Слон – слоненком, лиса – лисенком, волк – волчонком, медведь- медвежонком, белка – бельчонком, еж- ежонком, собака – щенком, тигр – тигренком, мышь- мышонком, корова – жеребенком и т. д…

Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение. Отгадайте, какая птица поёт и покажите её на картинке.

Чтобы не навредить лесным жителям, нужно соблюдать правила поведения в лесу. Выберите карточку и расскажите правило.

Дети из группы поддержки читают стихотворение «Лесные правила».

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки-

Убегут с лесной опушки.

Ветки тоже не ломай.

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

МДОУ детский сад №18 комбинированного вида г.о. Орехово-Зуево Московской области

Экологическая викторина на тему: «В гостях у леса» для детей 4-5 лет

Скорева Надежда Владимировна

воспитатель

Описание материала: материал будет полезен воспитателям ДОУ с целью организации развлечения на экологическую тематику. Данное мероприятие рекомендуется проводить с детьми средней группы. Игра-викторина поможет интересно организовать досуг дошкольников.
Цель викторины:
Развитие у детей интереса к природе и бережного отношения к ней.
Задачи:
1. Формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля.
2. Закрепить навыки экологического поведения в природе;
3. Развивать познавательную деятельность дошкольников;
4. Воспитывать любовь к поэзии.

Предварительная работа: просмотр иллюстраций с изображением различных видов деревьев, животных, птиц, насекомых, правил поведения в лесу; конкурс рисунков о природе; беседы о насекомых, животных, птицах, растениях; чтение стихотворений русских писателей о природе.

Оборудование: фонограмма звуков леса; картинки «Времена года»; карточки с изображением различных видов деревьев, животных, птиц, насекомых, правил поведения в лесу.

Ход викторины:

Воспитатель: Ребята у нас сегодня необычный день! Всемирный день охраны окружающей среды. В этот день все кто любит и ценит природу, выходят на улицы городов и посёлков, сажают новые деревья, убирают мусор, спасают попавших в беду животных и птиц. Земля - наш дом, а в доме всегда должно быть чисто и уютно!

Чтение стихотворения «Наша Земля»
Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живём!
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там зелёный луг.
В лесу дремучем не пройдёшь,
Воды в пустыне не найдёшь!
А где – то снег лежит горой,
А где – то жарко и зимой…
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть –
Леса и горы, и моря, всё называется Земля!

Воспитатель: Ребята, мы сегодня устроим праздник, чтобы нам было весело и радостно.

Звучит фонограмма звуков леса.

Воспитатель: Ребята, чьи это голоса? Где их можно услышать? (Ответы детей). Ребята, да мы с вами попали в лес!
По волшебному пути в сказку можем мы войти,
Музыка сейчас раздастся, в сказку нам попасть удастся!

Входит Гриб-Мухомор.

Гриб-Мухомор: Это кто здесь расшумелся? Кто нарушает тишину леса?

Воспитатель: Ой, ребята, кто же это?

Гриб-Мухомор: Это я – Гриб-Мухомор. Этот лес я сторожу, за порядком здесь слежу. Что вы здесь делаете? Зачем пожаловали в мой лес? Знаю я, как вы гуляете, отдыхаете. Муравейники разоряете, цветы топчете, зверей и насекомых обижаете. Не пущу вас в лес!

Воспитатель: Мухомор, среди наших ребят ты найдешь себе помощников по охране леса. Наши дети очень любят природу, знают правила поведения в лесу.

Конкурс 1: знание правил поведения в лесу.

Дидактическая игра «Угадай правило».

Гриб-Мухомор: Я буду называть свои действия, а вы, если я буду поступать хорошо, говорите: «Да!», если плохо – «Нет!»
Слушайте внимательно:

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет!)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (Нет!)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да!)
Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (Да!)
Если разведу костер, а тушить не буду? (Нет!)
Если сильно насорю и убрать забуду? (Нет!)
Если мусор уберу, банку закопаю? (Да!)
Молодцы, ребята!

Гриб-Мухомор: Ну, ладно, уговорили, пущу, но с условием: вы будете выполнять все лесные правила. До свидания, ребята!

Воспитатель:
Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны,
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой!
А уж, сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать – не сочтешь!
Свято помни, что лес – наша радость,
Вместе с лесом и сам ты растёшь.

Загадка.
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)

Ольга Маркова
Экологическая викторина в средней группе «Земля - наш дом!»

Экологическая викторина в средней группе

«Земля – наш дом

Воспитатель :

Маркова Ольга

Сергеевна

Программное обеспечение.

Задачи :

Формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля .

Вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты , и желание взаимодействовать с природой.

Развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.

Предварительная работа :

Разучивание стихов; беседы о насекомых, животных, птицах, растениях.

Проведение викторины .

Звучит музыка «Вальс цветов» Чайковского.

На столах разложены цветные круги (красный, синий, жёлтый, дети выбирают цветной кружок, который им предлагают. Садятся за те столы, которые соответствуют их кружочкам.

Воспитатель : ребята у нас сегодня необычный день, день защиты Земли . В этот день все кто любит и ценит природу, выходят на улицы городов и посёлков, сажают новые деревья, убирают мусор, спасают попавших в беду животных и птиц. Земля наш дом , а в доме всегда должно быть чисто и уютно!

Чтение стихотворения «Наша Земля »

Наш дом родной, наш общий дом –

Земля , где мы с тобой живём!

Ты только посмотри вокруг :

Тут речка, там зелёный луг.

В лесу дремучем не пройдёшь,

Воды в пустыне не найдёшь!

А где – то снег лежит горой,

А где – то жарко и зимой…

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть –

Леса и горы, и моря, всё называется Земля !

Ребята мы сегодня устроим для нашей планеты праздник, что бы ей было весело и радостно.

Посмотрите, к нам прилетела Ворона и что – то принесла в клюве своём. Сейчас мы посмотрим – да это же письма, давайте мы их прочтём. Да там задания для вас.

1 письмо – «Лес – наше богатство» .

Игра с загадками «Назови дерево» .

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки. (Берёза)

Зимой и летом

Одним цветом. (Ель, сосна)

Никто не пугает, а вся дрожит.

(Осина)

Весной зеленела, летом загорела,

Осень в сад пришла, красный факел зажгла.

(Рябина)

Вроде сосен, вроде ёлок,

А зимою без иголок.

(Лиственница)

Ребята, лес – это огромное богатство нашей Земли ! Это дом для птиц, животных, насекомых, в лесу они находят себе пищу, укрываются от врагов, растят своё потомство. Растения очищают наш воздух, радуют нас своей красотой.

2 письмо – «Наши птицы» .

Игра с загадками «Угадай птицу»

Участвуют ребята : у каждого ребёнка есть картинка с птицей, ребята загадывают загадки, а другие ребята отгадывают загадки с названием птиц и показывают картинку.

Чик – чирик! К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)

Днём спит, ночью летает. (Сова)

Всё время стучит, деревья долбит.

Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)

Пёстрая крякуша ловит лягушек.

Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (Утка)

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдёт приют :

Не боится он простуды

С первым снегом тут как тут! (Снегирь)

Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка, важная походка.

Вот сколько, много птичек всяких разных и домашние птицы, и перелётные, и лесные птицы. И все эти птицы живут у нас на Земле ! Птицы наши верные помощники и друзья, они радуют нас своими песнями, птицы санитары леса.

3 письмо – «Наши животные» .

Ребята, а здесь у нас с вами задание посложней. Нам нужно не только отгадать эти загадки, но и исправить их – это неправильные загадки. И так слушаем внимательно, исправляем и отгадываем.

В чаще голову задрав

Воет с голоду…. Жираф (Волк)

Кто в малине знает толк

Косолапый, бурый …. волк (Медведь)

Дочерей и сыновей,

Учит хрюкать …. муравей (Свинья)

Кто любит по ветвям носить,

Конечно рыжая …. Лисица (Белка)

Быстрее всех от страха,

Несётся …. Черепаха (Заяц)

В тёплой лужице своей,

Громко квакал …. Муравей (Лягушка)

С пальмы – вниз,

На пальму снова,

Ловко прыгает …. Корова (Обезьяна)

Ребята, животные играют огромную роль в природе. Необходимы животные и людям, ведь они не только дают нам продукты питания и тёплые меха, но они ещё и очень красивые.

4 письмо – «Времена года»

Знаете ребята, а наша любопытная Ворона сказала мне, что она не знает времена года. А, вы, ребятки знаете времена года.

Загадки про «Времена года» и «Природные явления»

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят … (Осень)

Я раскрываю почки, в зелёные листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю,

движения полна, зовут меня …. (Весна)

солнце печёт, липа цветёт.

Рожь поспевает, когда это бывает? (Лето)

Снег на полях, лёд на водах,

Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зима)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не иду,

Покуда он идёт. (Дождь)

Поднялись ворота, всему миру красота. (Радуга)

Вился, вился белый рой,

Сел на землю – стал горой . (Снег)

Раскалённая стрела

Дуб свалила у села. (Молния)

Вот видишь Ворона, какие бывают у нас времена года и разные природные явления : когда природа улыбается, светит яркое солнышко, когда плачет, идёт дождик. Для каждого времени года есть свои природные явления.

Закончим мы нашу викторину стихотвореньем .

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нету.

Развеем над нею и тучу и дым,

В обиду её никому не дадим!

Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

От этого станем мы только добрей!

Украсим всю Землю садами , цветами,

Такая планета нужна нам с вами!

Давайте, ребята, всегда помнить эти слова! Постараемся сохранить красоту и богатства нашей планеты.

Литература : О. Н. Таврилова.

«Природа края» в художественной литературе.

Задачи. Создать радостное настроение, развивать желание участвовать в совместных мероприятиях. Расширять представления детей о лесе и его обитателях, формировать элементы экологического сознания; развивать познавательную активность, обогащать словарный запас детей; воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.

Оборудование: красные и зеленые круги по количеству детей; игры: «Хорошо-плохо», «Чей домик»; фонограмма «Звуки леса»; картинки: солнце, облака, цветы, птицы, объемные елочки, деревья для украшения зала; медальки «Друзья леса» по количеству детей; корзина с печеньем в форме грибочков.

Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: беседа о лесе, о диких животных; рассматривание альбома «Правила поведения в природе», плаката «Кому нужны деревья в лесу»; разучивание логоритмики «Мы идем лесной дорогой».

Действующие лица: ведущая, старик – Лесовик (взрослые).

Ход развлечения.

Дети под музыку заходят в зал и становятся вкруг, их встречает ведущая.

Ведущая. Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Ты кто? Обращается к детям.

Дети. Я – Никита, я – Катя…

Ведущая. Здравствуйте милые дети, вы всех прекрасней на свете! Я вас приглашаю на лесную прогулку. Ребята, лес – это родной дом для растений, птиц, животных.

Кто лес уважает, растения не обижает,

Зверятам помогает, тот гостем желанным в лесу бывает.

Тот настоящий друг леса. Вот сегодня мы и узнаем, настоящие вы друзья леса или нет. Но прежде чем отправиться в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Игра «Экологический светофор». Воспитатель называет действия, дети отвечают: «можно», «нельзя» и поднимают зеленый или красный кружок.

Ломать ветки; оставлять после себя мусор; разорять гнезда и муравейники; кувыркаться в траве; собирать ягоды; уничтожать ядовитые грибы; разжигать костры; отдыхать на пеньке.

Ведущая. А теперь можно отправляться на лесную прогулку.

Логоритмика «Мы идем лесной дорогой» Звучит фонограмма «Звуки леса», дети идут по кругу, говорят слова и выполняют движения:

Мы идем лесной дорогой, (обычная ходьба) Интересного тут много,

По дорожке в лес пойдём,

Чудеса в лесу кругом: (ладони приложить к щекам, покачать головой)

Вот растёт под ёлкой гриб, (руки сложить над головой «шляпкой»)

Рябинка пламенем горит, («фонарики» на четыре счёта)

Белка скачет скок, поскок, (прыжки)

И орешки щёлк, да щёлк. (хлопки в ладоши)

Тихо, тихо, не шумите, (палец приложить к губам)

По дорожке в лес идите; (ходьба на носочках)

Мы для леса все друзья, обижать друзей нельзя!

Ведущая. Ребята, вот мы и попали в осенний лес. Я вижу, настроение у всех замечательное.

Появляются старик-лесовик.

Ведущая. Кто Вы дедушка?

Лесовик. Это я – лесной старик, называюсь Лесовик.

Этот лес я сторожу, за порядком здесь слежу.

Ведущая. Здравствуй, Лесовик!

Лесовик. Здравствуйте, дети! Зачем пожаловали?

Ведущая. Мы с ребятами в лес пришли погулять.

Лесовик. Знаю, как вы гуляете. Цветы топчите, насекомых обижаете, зверей пугаете. Не пущу вас в лес!

Ведущая. Лесовик, наши дети лес любят и знают правила поведения в лесу.

Лесовик. Ну, раз так, добро пожаловать в лес. А я для вас разные задания подготовил, вот сейчас и узнаем, что вы знаете о животных, растениях.

1. Задание «Назови одним словом»

Волк, лиса, медведь, заяц – это …звери.

Берёза, сосна, дуб, рябина – это …деревья.

Воробей, синица, дятел, ворона – это …птицы.

Клубника, малина, смородина, крыжовник – это …ягоды.

Бабочка, комар, стрекоза, муха – это …насекомые.

Ромашка, роза, тюльпан, мак – это …цветы.

2. Задание «Загадки о животных»

1. Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка.)

2. Когда я голодный меня не встречай,

Щелкну зубами, съем невзначай. (Волк.)

3. Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь.)

4. Лежала между ёлками подушечка с иголками

Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (Ёж.)

5. Рыжая плутовка, хитрая да ловкая,

В сарай попала, кур пересчитала. (Лиса.)

6. Длинноухий трусишка, залез в огород,

Увидел морковку, хвать быстро – и в рот. (Заяц.)

Лесовик. Молодцы, ребята, с этими заданиями справились. А теперь помогите животным, птичкам найти свой домик.

3. Задание «Чей домик» Дети подходят к столу и составляют пары «Животное (насекомое, птица) - его дом». Для каждого ребенка по три пары карточек.

Музыкальная пауза. Песня-игра «На лесной лужайке».

Ведущая. Ребята, в лесу много разных птиц. Какую пользу приносят птицы лесу?

Лесовик. А вы, ребята, знаете птиц, живущих в наших лесах? Сейчас проверим.

4. Задание «Что за птица»

1. Кто на елке на суку, счет ведет: ку-ку, ку-ку? (Кукушка.)

2. Верещунья, белобока, а зовут ее … сорока.

3. Угадайте, эта птица скачет по дорожке,

Словно кошки не боится – собирает крошки,

А потом на ветку – прыг, и чирикнет: Чик-чирик! (Воробей.)

4. Всю ночь летает – мышей добывает.

А станет светло, спать летит в дупло. (Сова.)

5. Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой – все равно он будет мой! (Дятел.)

5. Задание «Хорошо – плохо» Лесовик предлагает детям рассмотреть картинки и разделить их на две части. Для помощи детям предлагается две карточки: солнышко для хороших поступков, а тучка для плохих. По возможности ребёнок объясняет свой выбор.

Ведущая. Ребята, заканчивается наша прогулка. Я, думаю, вы теперь станете настоящими друзьями леса, будете беречь его и любить. Воспитатель вручает медальки «Друзья леса». Пора возвращаться в детский сад. Давайте поблагодарим Лесовика за интересную прогулку.

Лесовик. А я тоже приготовил для вас подарки. Лесовик дарит детям корзину с печеньем в форме грибочков. Дети под музыку уходят.

Список литературы:

1. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию [Текст]: Средняя, старшая, подготовительная группы / авт. сост. Кочергина, А. В., Обухова, Л. А. – М.: ВАКО, 2011. - 240 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем). – 5000 экз. ISBN: 978-5-408-00341-9.

2. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми [Текст]: Учебно-метод. пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» - 1996. – 128 с.: ил. ISBN 985-6070-13-9.

3. Шорыгина, Т.А. Какие звери в лесу?! Путешествие в мир природы и развитие речи. [Текст]: книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: «Издательство: Гном и Д», 2002. – 96 с. ISBN: 5-296-00051-Х.

Тематическая викторина в средней группе «Лесные жители».

Задачи:

1. Обобщать и активизировать знания детей о диких животных наших лесов и их детенышах.

2. Упражнять детей в образовании существительных, определений и притяжательных прилагательных, умении классифицировать разные виды животных.

3. Развивать у дошкольников связную речь, логическое мышление, зрительное внимание и восприятие, фонематический слух.

4. Развивать общую и мелкую моторику у детей.

5. Развивать интерес к жизни животных, любознательность у детей.

6. Воспитывать у дошкольников уважения к партнерам и соперникам по викторине.

Материалы и оборудование:

Карточки с загадками для каждой команды; предметные картинки: дикие животные и их детеныши; карточки для игр «Кто с кем?», «Чей, чья, чьи?»; разрезные картинки; схемы: хищники (косточка) – травоядные (трава) ; эмблемы: зайчата, бельчата; фишки - угощение: грибочки, морковки; мяч; «подарок» от лесных жителей.

Предварительная работа:

Беседы о жизни диких животных, чтение рассказов и стихов, рассматривание картин, иллюстраций, книг и энциклопедий, подвижные, дидактические игры, пальчиковые игры.

Ход викторины

Воспитатель:

Сегодня мы с вами поиграем в увлекательную игру – викторина.

В нашей викторине участвуют две команды: команда «Бельчата» и команда «Зайчата».

Викторина – игра очень интересная!

Мы будем думать, размышлять, отвечать на вопросы, играть, соревноваться.

И за каждый правильный ответ – получать «угощение»: «Бельчата» - грибок, Зайчата! – морковку.

Воспитатель: «Начинаем нашу викторину! »

1. «Отгадайте загадки»

Команда «Бельчата»:

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Кто зимой холодной

Ходит, бродит

Злой, голодный?

Косолапые ноги,

Зиму спит в берлоге.

Догадайся и ответь:

Кто же это? …

(Медведь)

Команда «Зайчата»:

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной,

И стоит среди травы –

Уши больше головы?

Недотрога, весь в иголках,

Я живу в норе под елкой.

Хоть открыты мои двери,

Но ко мне не ходят звери.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

Кто же это?.

2. Вопросы:

Команда «Бельчата»

Воспитатель:

«О ком эти загадки? »

О диких животных.

(за правильный ответ – «угощение» - грибок)

Команда «Зайчата»

Воспитатель:

«Почему их называют дикими животными? »

Они живут в лесу.

(за правильный ответ – «угощение» - морковка)

3. Вопросы «Как лесные жители готовились к зиме? »

Команда «Бельчата»:

Воспитатель:

«Скажите, бельчата, как вы готовились к зиме? »

Делали запасы на зиму: грибы, орехи, ягоды, шишки.

Утепляли свой домик – дупло.

Сменили рыжую шубку на серую, более пушистую и теплую.

(за правильный ответ – «угощение» - грибок)

Команда «Зайчата»:

Воспитатель:

«Скажите, зайчата, как вы готовились к зиме? »

Сменили серую, летнюю шубку на белую, более пушистую и светлую, чтобы стать незаметными на белом снегу.

(за правильный ответ – «угощение» - морковка)

4. Игра «Хищники и травоядные»

Воспитатель:

«Скажите, ребята, без чего не могут прожить животные? »

Дети: без пищи, воды.

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель предлагает детям покормить диких животных.

(Хищникам предложить – косточку, травоядным – травку) .

Дети группируют картинки - объясняют свой выбор.

(за правильные ответы команды получают – «угощение»)

Воспитатель:

«А сейчас предлагаю вам с пальчиками поиграть! »

5. Пальчиковая игра «Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Дети загибают пальцы на обеих руках:

по одному на каждую строчку, начиная с мизинца.

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Дети разгибают пальцы на обеих руках:

по одному на каждую строчку, начиная с большого пальца.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем.

(В. Пальчинскайте)

Дом – ладошки направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются, начиная с мизинца, затем плотно соединяются.

6. «Собери картинку»

Команда «Бельчата»

Дети собирают разрезные картинки: белка, еж.

(за правильный ответ – «угощение» - грибок)

Команда «Зайчата»

Дети собирают разрезные картинки: заяц, лиса.

(за правильный ответ – «угощение» - морковка)

7. «Назови ласково»

Воспитатель предлагает детям назвать ласково тех животных, картинки которых они собирали.

Команда «Бельчата»: белка - белочка, еж - ежик.

(за правильный ответ – «угощение» - грибок)

Команда «Зайчата»: заяц - зайчик, заинька; лиса – лисичка, лисонька.

(за правильный ответ – «угощение» - морковка)

8. Физкультминутка «Звериная зарядка»

Раз – присядка. Присесть.

Два – прыжок. Подпрыгнуть.

Это заячья зарядка. “Ушки на макушке” – зайчики.

А лисята как проснутся, Потереть кулачком глаза.

Любят долго потянуться, Потянуться.

Обязательно зевнуть, Повороты туловища.

Рыжим хвостиком вильнуть. Движения бедрами вправо-влево.

А волчата спинку выгнуть Наклон вперед.

И легонечко подпрыгнуть. Прыжок вверх.

Ну, а Мишка косолапый, Согнуть руки в локтях.

Широко расставив лапы, Ноги на ширине плеч.

То двумя, то всеми вместе Переступание с ноги на ногу.

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало – Руки развести в стороны.

Начинает все сначала.

9. Игра «Кто с кем? »

Команда «Бельчата»

Картинки: волчица с волчатами, медведица с медвежатами.

(за правильный ответ – «угощение» - грибок)

Команда «Зайчата»

Картинки: зайчиха с зайчатами, ежиха с ежатами.

(за правильный ответ – «угощение» - морковка)

10. Игра «Чья, чей, чьи? » (морда, хвост, уши)

Команда «Бельчата»

Картинки: заячья морда, заячий хвост, заячьи уши; волчья морда, волчий хвост, волчьи уши,

(за правильный ответ – «угощение» - грибок)

Команда «Зайчата»

Картинки: медвежья морда, медвежий хвост, медвежьи уши; беличья морда, беличий хвост, беличьи уши.

(за правильный ответ – «угощение» - морковка)

11. Игра «Кто лишний? »

Команда «Бельчата»

Олень, собака, лошадь, кролик.

Волк, белка, кошка, лиса.

(за правильный ответ – «угощение» - грибок)

Команда «Зайчата»

Лиса, медведь, заяц, дятел.

Бельчонок, лисенок, медведица, волчонок.

(за правильный ответ – «угощение» - морковка)

12. «Доскажи словечко»

Команда «Бельчата»

Заяц пушистый, а еж …

Белка живет в дупле, а медведь …

Лиса тявкает, а волк …

(за правильный ответ – «угощение» - грибок)

Команда «Зайчата»

Лось сильный, а заяц …

Олень травоядный, а рысь …

У зайца – зайчата, а у волка …

(за правильный ответ – «угощение» - морковка)

13. «Расскажи о животном» (с мячом)

Дети составляют предложение о животном и передают мяч друг другу по кругу.

Команда «Бельчата» - рассказывают о белке.

(за правильный ответ – «угощение» - грибок)

Команда «Зайчата» - рассказывают о зайце.

(за правильный ответ – «угощение» - морковка)

Итог

Воспитатель:

Итак, наша викторина закончена.

Все дети активно участвовали в викторине, интересно отвечали на вопросы, играли дружно, помогали друг другу.

Давайте подсчитаем, сколько «угощений» получила каждая команда. Поздравляем победителей!

А сейчас вас ждет сюрприз – подарок от лесных жителей.



Читайте также: