Екатерина Орешникова: «После просмотра фильма «В небе «Ночные ведьмы» поняла, что буду пилотом. Екатерина Орешникова: «После просмотра фильма «В небе «Ночные ведьмы» поняла, что буду пилотом Если бы не “Ночные ведьмы”

» Департамента ГОЧСиПБ. Принимала участие во многих крупных поисково-спасательных операциях, вместе со спасателями спасла сотни человеческих жизней.

Для многих людей профессия летчика или космонавта – мечта детства. В какой момент вас «позвало небо»? Что стало поводом?

В моей семье не было пилотов. Однако мой папа работал авиационным инженером, и первые знания об авиации я получила именно от него. Вообще я была гуманитарием в школе. У меня мама была учителем, преподавала историю. У меня очень хорошо шли гуманитарные предметы. Но как-то ближе к старшим классам по телевизору показывали фильм «В небе «ночные ведьмы». Режиссером ленты была Евгения Жигуленко – командир звена ночного бомбардировочного авиационного полка, Герой Советского Союза. И когда я посмотрела этот фильм, он меня тогда очень потряс, и я поняла, что я тоже хочу, и буду летать.

- Как и где проходило ваше обучение?

Когда я училась в школе, в старших классах, когда и встал вопрос выбора специальности, то я решила стать пилотом. На тот момент, правда, я не знала, какие есть училища и институты, на каком типе самолета или вертолета я буду летать, и вообще-то каким путем осуществлять свою мечту. Раньше девушкам сложно было пробиться в авиацию. Но судьба распорядилась так, что был набор в первый Московский городской аэроклуб на вертолет Ми-2 спортсменкой. Параллельно я училась в Московском авиационном институте, а потом получила направление из аэроклуба в Запорожское авиационное училище летчиков-инструкторов ДОСААФ СССР тогда оно ещё существовало. В то советское время это было единственное училище, куда брали девчонок на учебу. Потому что во всех летных училищах было написано: принимаются лица мужского пола. Вступительный конкурс был очень большой. В тот год со всего СССР нас поступило 5 человек. И это считался ещё большой набор, обычно было по три человека, а тут сразу пять. Раньше были совсем другие законы, и сейчас во много раз проще поступить, если из девчонок захочет кто-то летать. Сейчас и наборы есть, было бы желание.

- Насколько сложно было обучаться в советское время на пилота?

Всего же в Запорожском авиационном училище летчиков-инструкторов ДОСААФ СССР было шесть эскадрилий. Курсанты проходили теорию и учились летать на вертолетах, самолетах и планерах. И на все шесть эскадрилий, на три курса (потому что учились три года) было 30 девчонок. В эскадрильи, где я училась, нас было пять человек вместе со мной. У нас был очень сильный набор. Это были ребята и девчонки, которые очень хотели работать в авиации. И не просто работать в авиации, а именно летать. И отдали этому очень много сил и времени. Но, к сожалению, было такое время, когда после выпуска мы оказались никому не нужны. Вы прекрасно помните, что это было за время - 1991 год. Но спустя уже некоторое время, мне крайне повезло, потому что тогда меня взяли на работу в авиакомпанию - Московские воздушные линии в «Шереметьево». Была такая авиакомпания, а её Генеральный директор авиакомпании - Владимир Иванович Костырин переучил меня на вертолет «Ми-8». И именно благодаря этому я смогла летать не просто как спортсмен аэроклуба, или курсант летного училища, а как профессиональный пилот. Получила шанс продолжить учебу у опытных летчиков-инструкторов и набираться летного опыта. А потом образовалась авиация МЧС. Я перешла в авиацию МЧС и очень долгое время работала там.


На фото: Екатерина Орешникова, КВС BK117С-2 ГКУ «Московский авиационный центр»

- Расскажите об опыте работы пилотом в МЧС России.

Каждый вызов по-своему запоминается. Особенно запомнился один из первых вылетов на ДТП, когда я почувствовала скоротечность человеческой жизни. Это была крупная автоавария под Икшей. С дачи возвращалась семейная пара с двумя детьми, девочкой и мальчиком. Они ехали и ничего не нарушали, и в них врезался джип, который выехал на встречную полосу. Вся семья погибла. Врач до последнего пытался спасти девочку, но ей уже нельзя было помочь. И тогда я в первый раз увидела, как в одночасье все может измениться в жизни любого человека. А виновника этой ситуации, того, кто выехал на встречку и остался жив, мы отвезли в больницу. Эта хрупкость человеческой жизни, беспечность, с которой некоторые к ней относятся, меня потрясли. В общей сложности в МЧС я проработала более 15 лет и летала на вертолетах Ми-8, Bo 105 и BK-117».

На фото: Екатерина Орешникова, КВС BK117С-2 ГКУ «Московский авиационный центр»

- Расскажите о командировках и спасательных операциях
- Хотелось бы отметить, что наших пилотов и спасателей уважают во всем мире. Если происходили крупные пожары или какие-либо чрезвычайные ситуации за рубежом, то нередко привлекались силы и средства России. Так в августе 2007 года нас привлекли для тушения пожаров в Греции. Вблизи древни Олимпии огненной стеной оказались отрезанными местные жители, которые могли в любой момент погибнуть. При тушении пожаров работали наш самолет-амфибия Бе-200ЧС, Ил-76, а также вертолеты Ми-26 и Ми-8. Из-за пожара, который раскалил воздух, ураганный ветер создавал серьезные помехи в работе пилотам. Самолет Бе-200 за один раз сбрасывал более двенадцати тонн воды. А мы на Ми-8 со специальным водосливным устройством объемом три тонны доставляли воду из водоемов к очагам возгорания. Благодаря усилиям российских пилотов со стихией удалось справиться. Также мы участвовали во многих международных учениях и показательных выступлениях как на территории нашей страны (в Калининграде), так и за рубежом - в Германии, Финляндии. Очень важно делиться с коллегами опытом, показывать нашу методику работы, демонстрировать особенности спасения людей и оказания первой помощи. Также в мае 2012 года я участвовала в поисковой спецоперации на месте катастрофы самолета «Sukhoi Superjet 100» в Индонезии, который врезался в гору Салак во время демонстрационного полета. Для многих это была одна из самых сложных спасательных операций, условия работы были по-настоящему экстремальными. Уклон скалы тогда составлял более 80 градусов. Обломки самолета оказались на высоте более 2000 метров, в непроходимых джунглях.

- Когда Вы перешли на работу в ГКУ «Московский авиационный центр»?

В 2015 году я перешла работать в ГКУ «Московский авиационный центр » Департамента ГОЧСиПБ, командиром воздушного судна. В настоящее время я дежурю на вертолёте BK117 С-2. Это один из самых современных и лучших вертолетов, которые я знаю. Он компактный и очень надежный, ему не нужно много места для посадки. Он может приземлиться даже на проезжей части. Общий налет у меня – более 3500 часов. Мы доставляем пострадавших в автоавариях и тяжелобольных в больницы столицы. Наши медицинские вертолеты отправляют на экстренные вызовы, когда счёт идет на минуты. На бортах «Московского авиационного центра» перевозят в больницу тяжелых больных, например, с инфарктом миокарда или внутренним кровотечением. Благодаря винтокрылым машинам удается максимально быстро добраться до места вызова. В любую точку столицы наши бригады врачей и спасателей долетают максим за 7-10 минут, а в Новую Москву за 15. В этом плане это новый уровень выполнения той работы, которую я выполняла раньше на вертолете Бо 105 над Москвой.

На фото: Екатерина Орешникова, КВС BK117С-2 ГКУ «Московский авиационный центр»

- Расскажите о Вашей семье

Мой супруг Валерий - тоже летчик - с пониманием относится к моей работе. Он представитель династии пилотов. Познакомились мы на работе. Очень забавная была история. Мы работали в одном отряде, на одной машине, но ни разу не видели друг друга, так как летали в разных экипажах, в разные смены. Муж у меня высокий, он настраивал рабочее место под себя. А я педали пододвигала поближе. Каждое утро мы возмущались действиями друг друга - только, мол, настроил педали под себя, а тут кто-то взял и все поменял! Однажды мне показывают на пилота и говорят: «Вот он, твой сменщик-то». Я с интересом посмотрела на него, а потом подошёл Валера, и мы познакомились - вот судьба. Сейчас у нас дочь, она учится в институте на учителя русского языка и литературы.

Что бы вам хотелось пожелать в преддверии Международного женского праздника всем женщинам и своим коллегам?

В первую очередь всем женщинам я бы хотела пожелать счастья, здоровья и любви. Потому что вспылить легко, а потом вернуться назад, отмотать время уже невозможно. Чтобы всегда в семье было взаимопонимание, мир, гармония и терпение.

Материал по теме

Врачи санавиации Москвы спасли жизнь упавшему с 7-го этажа мальчику

Материал по теме

Московский авиационный центр отмечает профессиональный праздник

» Департамента ГОЧСиПБ. Принимала участие во многих крупных поисково-спасательных операциях, вместе со спасателями спасла сотни человеческих жизней.

Для многих людей профессия летчика или космонавта – мечта детства. В какой момент вас «позвало небо»? Что стало поводом?

В моей семье не было пилотов. Однако мой папа работал авиационным инженером, и первые знания об авиации я получила именно от него. Вообще я была гуманитарием в школе. У меня мама была учителем, преподавала историю. У меня очень хорошо шли гуманитарные предметы. Но как-то ближе к старшим классам по телевизору показывали фильм «В небе «ночные ведьмы». Режиссером ленты была Евгения Жигуленко – командир звена ночного бомбардировочного авиационного полка, Герой Советского Союза. И когда я посмотрела этот фильм, он меня тогда очень потряс, и я поняла, что я тоже хочу, и буду летать.

- Как и где проходило ваше обучение?

Когда я училась в школе, в старших классах, когда и встал вопрос выбора специальности, то я решила стать пилотом. На тот момент, правда, я не знала, какие есть училища и институты, на каком типе самолета или вертолета я буду летать, и вообще-то каким путем осуществлять свою мечту. Раньше девушкам сложно было пробиться в авиацию. Но судьба распорядилась так, что был набор в первый Московский городской аэроклуб на вертолет Ми-2 спортсменкой. Параллельно я училась в Московском авиационном институте, а потом получила направление из аэроклуба в Запорожское авиационное училище летчиков-инструкторов ДОСААФ СССР тогда оно ещё существовало. В то советское время это было единственное училище, куда брали девчонок на учебу. Потому что во всех летных училищах было написано: принимаются лица мужского пола. Вступительный конкурс был очень большой. В тот год со всего СССР нас поступило 5 человек. И это считался ещё большой набор, обычно было по три человека, а тут сразу пять. Раньше были совсем другие законы, и сейчас во много раз проще поступить, если из девчонок захочет кто-то летать. Сейчас и наборы есть, было бы желание.

- Насколько сложно было обучаться в советское время на пилота?

Всего же в Запорожском авиационном училище летчиков-инструкторов ДОСААФ СССР было шесть эскадрилий. Курсанты проходили теорию и учились летать на вертолетах, самолетах и планерах. И на все шесть эскадрилий, на три курса (потому что учились три года) было 30 девчонок. В эскадрильи, где я училась, нас было пять человек вместе со мной. У нас был очень сильный набор. Это были ребята и девчонки, которые очень хотели работать в авиации. И не просто работать в авиации, а именно летать. И отдали этому очень много сил и времени. Но, к сожалению, было такое время, когда после выпуска мы оказались никому не нужны. Вы прекрасно помните, что это было за время - 1991 год. Но спустя уже некоторое время, мне крайне повезло, потому что тогда меня взяли на работу в авиакомпанию - Московские воздушные линии в «Шереметьево». Была такая авиакомпания, а её Генеральный директор авиакомпании - Владимир Иванович Костырин переучил меня на вертолет «Ми-8». И именно благодаря этому я смогла летать не просто как спортсмен аэроклуба, или курсант летного училища, а как профессиональный пилот. Получила шанс продолжить учебу у опытных летчиков-инструкторов и набираться летного опыта. А потом образовалась авиация МЧС. Я перешла в авиацию МЧС и очень долгое время работала там.


На фото: Екатерина Орешникова, КВС BK117С-2 ГКУ «Московский авиационный центр»

- Расскажите об опыте работы пилотом в МЧС России.

Каждый вызов по-своему запоминается. Особенно запомнился один из первых вылетов на ДТП, когда я почувствовала скоротечность человеческой жизни. Это была крупная автоавария под Икшей. С дачи возвращалась семейная пара с двумя детьми, девочкой и мальчиком. Они ехали и ничего не нарушали, и в них врезался джип, который выехал на встречную полосу. Вся семья погибла. Врач до последнего пытался спасти девочку, но ей уже нельзя было помочь. И тогда я в первый раз увидела, как в одночасье все может измениться в жизни любого человека. А виновника этой ситуации, того, кто выехал на встречку и остался жив, мы отвезли в больницу. Эта хрупкость человеческой жизни, беспечность, с которой некоторые к ней относятся, меня потрясли. В общей сложности в МЧС я проработала более 15 лет и летала на вертолетах Ми-8, Bo 105 и BK-117».

На фото: Екатерина Орешникова, КВС BK117С-2 ГКУ «Московский авиационный центр»

- Расскажите о командировках и спасательных операциях
- Хотелось бы отметить, что наших пилотов и спасателей уважают во всем мире. Если происходили крупные пожары или какие-либо чрезвычайные ситуации за рубежом, то нередко привлекались силы и средства России. Так в августе 2007 года нас привлекли для тушения пожаров в Греции. Вблизи древни Олимпии огненной стеной оказались отрезанными местные жители, которые могли в любой момент погибнуть. При тушении пожаров работали наш самолет-амфибия Бе-200ЧС, Ил-76, а также вертолеты Ми-26 и Ми-8. Из-за пожара, который раскалил воздух, ураганный ветер создавал серьезные помехи в работе пилотам. Самолет Бе-200 за один раз сбрасывал более двенадцати тонн воды. А мы на Ми-8 со специальным водосливным устройством объемом три тонны доставляли воду из водоемов к очагам возгорания. Благодаря усилиям российских пилотов со стихией удалось справиться. Также мы участвовали во многих международных учениях и показательных выступлениях как на территории нашей страны (в Калининграде), так и за рубежом - в Германии, Финляндии. Очень важно делиться с коллегами опытом, показывать нашу методику работы, демонстрировать особенности спасения людей и оказания первой помощи. Также в мае 2012 года я участвовала в поисковой спецоперации на месте катастрофы самолета «Sukhoi Superjet 100» в Индонезии, который врезался в гору Салак во время демонстрационного полета. Для многих это была одна из самых сложных спасательных операций, условия работы были по-настоящему экстремальными. Уклон скалы тогда составлял более 80 градусов. Обломки самолета оказались на высоте более 2000 метров, в непроходимых джунглях.

- Когда Вы перешли на работу в ГКУ «Московский авиационный центр»?

В 2015 году я перешла работать в ГКУ «Московский авиационный центр » Департамента ГОЧСиПБ, командиром воздушного судна. В настоящее время я дежурю на вертолёте BK117 С-2. Это один из самых современных и лучших вертолетов, которые я знаю. Он компактный и очень надежный, ему не нужно много места для посадки. Он может приземлиться даже на проезжей части. Общий налет у меня – более 3500 часов. Мы доставляем пострадавших в автоавариях и тяжелобольных в больницы столицы. Наши медицинские вертолеты отправляют на экстренные вызовы, когда счёт идет на минуты. На бортах «Московского авиационного центра» перевозят в больницу тяжелых больных, например, с инфарктом миокарда или внутренним кровотечением. Благодаря винтокрылым машинам удается максимально быстро добраться до места вызова. В любую точку столицы наши бригады врачей и спасателей долетают максим за 7-10 минут, а в Новую Москву за 15. В этом плане это новый уровень выполнения той работы, которую я выполняла раньше на вертолете Бо 105 над Москвой.

На фото: Екатерина Орешникова, КВС BK117С-2 ГКУ «Московский авиационный центр»

- Расскажите о Вашей семье

Мой супруг Валерий - тоже летчик - с пониманием относится к моей работе. Он представитель династии пилотов. Познакомились мы на работе. Очень забавная была история. Мы работали в одном отряде, на одной машине, но ни разу не видели друг друга, так как летали в разных экипажах, в разные смены. Муж у меня высокий, он настраивал рабочее место под себя. А я педали пододвигала поближе. Каждое утро мы возмущались действиями друг друга - только, мол, настроил педали под себя, а тут кто-то взял и все поменял! Однажды мне показывают на пилота и говорят: «Вот он, твой сменщик-то». Я с интересом посмотрела на него, а потом подошёл Валера, и мы познакомились - вот судьба. Сейчас у нас дочь, она учится в институте на учителя русского языка и литературы.

Что бы вам хотелось пожелать в преддверии Международного женского праздника всем женщинам и своим коллегам?

В первую очередь всем женщинам я бы хотела пожелать счастья, здоровья и любви. Потому что вспылить легко, а потом вернуться назад, отмотать время уже невозможно. Чтобы всегда в семье было взаимопонимание, мир, гармония и терпение.

Материал по теме

Врачи санавиации Москвы спасли жизнь упавшему с 7-го этажа мальчику

Материал по теме

Московский авиационный центр отмечает профессиональный праздник

«Московский авиационный центр» Екатерина Орешникова: «После просмотра фильма «В небе «Ночные ведьмы» поняла, что буду пилотом»

Екатерина Орешникова, единственная женщина-пилот, которая работала сначала в МЧС России, а теперь работает КВС на BK117 С-2 в ГКУ «Московский авиационный центр» Департамента ГОЧСиПБ. Принимала участие во многих крупных поисково-спасательных операциях, вместе со спасателями спасла сотни человеческих жизней.

— Для многих людей профессия летчика или космонавта - мечта детства. В какой момент вас «позвало небо»? Что стало поводом?

В моей семье не было пилотов. Однако мой папа работал авиационным инженером, и первые знания об авиации я получила именно от него. Вообще я была гуманитарием в школе. У меня мама была учителем, преподавала историю. У меня очень хорошо шли гуманитарные предметы. Но как-то ближе к старшим классам по телевизору показывали фильм «В небе «ночные ведьмы». Режиссером ленты была Евгения Жигуленко – командир звена ночного бомбардировочного авиационного полка, Герой Советского Союза. И когда я посмотрела этот фильм, он меня тогда очень потряс, и я поняла, что я тоже хочу, и буду летать.

- Как и где проходило ваше обучение?

Когда я училась в школе, в старших классах, и встал вопрос выбора специальности, то я решила стать пилотом. На тот момент, правда, я не знала, какие есть училища и институты, на каком типе самолета или вертолета я буду летать, и вообще-то каким путем осуществлять свою мечту. Раньше девушкам сложно было пробиться в авиацию. Но судьба распорядилась так, что был набор в первый Московский городской аэроклуб на вертолет Ми-2 спортсменкой. Параллельно я училась в Московском авиационном институте, а потом получила направление из аэроклуба в Запорожское авиационное училище летчиков-инструкторов ДОСААФ СССР. В то советское время это было единственное училище, куда брали девчонок на учебу. Потому что во всех летных училищах было написано: принимаются лица мужского пола. Вступительный конкурс был очень большой. В тот год со всего СССР нас поступило 5 человек. И это считался ещё большой набор, обычно было по три человека, а тут сразу пять. Раньше были совсем другие законы, и сейчас во много раз проще поступить, если из девчонок захочет кто-то летать. Сейчас и наборы есть, было бы желание.

- Насколько сложно было обучаться в советское время на пилота?

Всего же в Запорожском авиационном училище летчиков-инструкторов ДОСААФ СССР было шесть эскадрилий. Курсанты проходили теорию и учились летать на вертолетах, самолетах и планерах. И на все шесть эскадрилий, на три курса было 30 девчонок. В эскадрильи, где я училась, нас было пять человек вместе со мной. У нас был очень сильный набор. Это были ребята и девчонки, которые очень хотели не просто работать в авиации, а именно летать. И отдали этому очень много сил и времени. Но, к сожалению, было такое время, когда после выпуска мы оказались никому не нужны. Вы прекрасно помните, что это было за время – 1991 год. Но спустя уже некоторое время, мне крайне повезло, потому что тогда меня взяли на работу в авиакомпанию – Московские воздушные линии в «Шереметьево». Ее Генеральный директор Владимир Иванович Костырин переучил меня на вертолет «Ми-8». И именно благодаря этому я смогла летать не просто как спортсмен аэроклуба, или курсант летного училища, а как профессиональный пилот. Получила шанс продолжить учебу у опытных летчиков-инструкторов и набираться летного опыта. А потом образовалась авиация МЧС. Я перешла в авиацию МЧС и очень долгое время работала там.

- Расскажите об опыте работы пилотом в МЧС России.

Каждый вызов по-своему запоминается. Особенно запомнился один из первых вылетов на ДТП, когда я почувствовала скоротечность человеческой жизни. Это была крупная автоавария под Икшей. С дачи возвращалась семейная пара с двумя детьми, девочкой и мальчиком. Они ехали и ничего не нарушали, и в них врезался джип, который выехал на встречную полосу. Вся семья погибла. Врач до последнего пытался спасти девочку, но ей уже нельзя было помочь. И тогда я в первый раз увидела, как в одночасье все может измениться в жизни любого человека. А виновника этой ситуации, того, кто выехал на встречку и остался жив, мы отвезли в больницу. Эта хрупкость человеческой жизни, беспечность, с которой некоторые к ней относятся, меня потрясли. В общей сложности в МЧС я проработала более 15 лет и летала на вертолетах Ми-8, Bo 105 и BK-117».

- Расскажите о командировках и спасательных операциях.

Хотелось бы отметить, что наших пилотов и спасателей уважают во всем мире. Если происходили крупные пожары или какие-либо чрезвычайные ситуации за рубежом, то нередко привлекались силы и средства России. Так в августе 2007 года нас привлекли для тушения пожаров в Греции. Вблизи древни Олимпии огненной стеной оказались отрезанными местные жители, которые могли в любой момент погибнуть. При тушении пожаров работали наш самолет-амфибия Бе-200ЧС, Ил-76, а также вертолеты Ми-26 и Ми-8. Из-за пожара, который раскалил воздух, ураганный ветер создавал серьезные помехи в работе пилотам. Самолет Бе-200 за один раз сбрасывал более двенадцати тонн воды. А мы на Ми-8 со специальным водосливным устройством объемом три тонны доставляли воду из водоемов к очагам возгорания. Благодаря усилиям российских пилотов со стихией удалось справиться. Также мы участвовали во многих международных учениях и показательных выступлениях как на территории нашей страны (в Калининграде), так и за рубежом – в Германии, Финляндии. Очень важно делиться с коллегами опытом, показывать нашу методику работы, демонстрировать особенности спасения людей и оказания первой помощи. Также в мае 2012 года я участвовала в поисковой спецоперации на месте катастрофы самолета «Sukhoi Superjet 100» в Индонезии, который врезался в гору Салак во время демонстрационного полета. Для многих это была одна из самых сложных спасательных операций, условия работы были по-настоящему экстремальными. Уклон скалы тогда составлял более 80 градусов. Обломки самолета оказались на высоте более 2000 метров, в непроходимых джунглях.

- Когда Вы перешли на работу в ГКУ «Московский авиационный центр»?

В 2015 году я перешла работать в ГКУ «Московский авиационный центр» Департамента ГОЧСиПБ, командиром воздушного судна. В настоящее время я дежурю на вертолёте BK117 С-2. Это один из самых современных и лучших вертолетов, которые я знаю. Он компактный и очень надежный, ему не нужно много места для посадки. Он может приземлиться даже на проезжей части. Общий налет у меня – более 3500 часов. Мы доставляем пострадавших в автоавариях и тяжелобольных в больницы столицы. Наши медицинские вертолеты отправляют на экстренные вызовы, когда счёт идет на минуты. На бортах «Московского авиационного центра» перевозят в больницу тяжелых больных, например, с инфарктом миокарда или внутренним кровотечением. Благодаря винтокрылым машинам удается максимально быстро добраться до места вызова. В любую точку столицы наши бригады врачей и спасателей долетают максим за 7-10 минут, а в Новую Москву за 15. В этом плане это новый уровень выполнения той работы, которую я выполняла раньше на вертолете Бо 105 над Москвой.

- Расскажите о Вашей семье.

Мой супруг Валерий - тоже летчик - с пониманием относится к моей работе. Он представитель династии пилотов. Познакомились мы на работе. Очень забавная была история. Мы работали в одном отряде, на одной машине, но ни разу не видели друг друга, так как летали в разных экипажах, в разные смены. Муж у меня высокий, он настраивал рабочее место под себя. А я педали пододвигала поближе. Каждое утро мы возмущались действиями друг друга – только, мол, настроил педали под себя, а тут кто-то взял и все поменял! Однажды мне показывают на пилота и говорят: «Вот он, твой сменщик-то». Я с интересом посмотрела на него, а потом подошёл Валера, и мы познакомились – вот судьба. Сейчас у нас дочь, она учится в институте на учителя русского языка и литературы.

Что бы вам хотелось пожелать в преддверии Международного женского праздника всем женщинам и своим коллегам?

В первую очередь всем женщинам я бы хотела пожелать счастья, здоровья и любви. Потому что вспылить легко, а потом вернуться назад, отмотать время уже невозможно. Чтобы всегда в семье было взаимопонимание, мир, гармония и терпение.



В нашей семье не было пилотов, но мой папа работал авиационным инженером и первые знания об авиации я получила от него. А «заболела» этой темой после просмотра фильма «В небе "ночные ведьмы"» в 9-10 классе. Он рассказывал о подвиге советских летчиц, которые во время Великой Отечественной войны по ночам бомбили немецко-фашистские войска.

2015 год – год 25-летия МЧС России

«В нашей семье не было пилотов, но мой папа работал авиационным инженером и первые знания об авиации я получила от него. А «заболела» этой темой после просмотра фильма «В небе "ночные ведьмы"» в 9-10 классе. Он рассказывал о подвиге советских летчиц, которые во время Великой Отечественной войны по ночам бомбили немецко-фашистские войска.

Режиссером ленты была Евгения Андреевна Жигуленко – командир звена ночного бомбардировочного авиационного полка, Герой Советского Союза. Думаю, именно поэтому ей удалось создать такие правдоподобные образы смелых и самоотверженных девушек-пилотов, ведь она снимала фильм о том, что пережила и прочувствовала сама. Эта картина перевернула мой мир. И я четко решила для себя, что стану пилотом.

О юности

Раньше девушкам сложно было пробиться в авиацию. Я своим энтузиазмом и интересом к летной специальности заинтересовала подругу. Мы вместе решили поступать в летное училище. Но информации, как стать пилотом, в то время у нас было мало, и в наши юные горячие головы пришла на первый взгляд абсолютно безумная мысль. Мы решили спросить совет у асов своего дела.

Выбор пал ни много ни мало на Валентину Гризодубову. Это была легендарная советская летчица, участница Великой Отечественной войны, которая лично совершала боевые вылеты. Сейчас я бы никогда на такую авантюру не пошла, но в то время страстное желание осуществить мечту и добиться цели были сильнее страха или смущения.

О встрече

Каким-то чудом мы нашли ее домашний адрес. Жила она в центре. И вот подходим мы с бешено колотящимся сердцем к дверям ее квартиры. Мгновение - и перед нами она. Валентина Гризодубова. Человек, которого мы видели только со страниц газет и экрана телевизора. Спокойная, уверенная. Она уже была немолода, но сохранила величественную красоту. Мне запомнились ее глаза. Строгие, но в то же время добрые. В ней сохранилась живость характера, оптимизм, и, несмотря на ее солидные годы, ясный ум. Она выслушала нас с удивлением. Потом пригласила войти. В квартире мне запомнился ее огромный портрет. Она, Валентина, красивая, молодая, в военной форме... А потом мы долго говорили. Она рассказывала нам о том, что нельзя отказываться от мечты, как бы тяжело ни было, что нужно упрямо идти к своей цели. Эта встреча была судьбоносной.

Об учебе

В аэроклубе мне дали направление в Запорожское авиационное училище летчиков ДОСААФ СССР. Подруга не поступила, к сожалению, а я прошла конкурс и стала на шаг ближе к своей мечте. Нас приняли всего пять человек. Это считалось в то время очень большим потоком. Годы учебы были сложными, но очень интересными. Я закончила летное училище и МАИ, а в 2000 году - МГЮА. Время было сложное, без опыта работы устроиться было тяжело. В 1991 году мне крупно повезло: генеральный директор «Московских воздушных авиалиний» в Шереметьево Владимир Кастырин поверил в меня и взял в штат. А когда появилась возможность попасть в отряд МЧС, моей дочке было всего семь месяцев. Моя семья сделала все, чтобы я могла работать. С Марией сидели все близкие по очереди, включая мужа.

О наставниках

Я очень благодарна своим наставникам. У нас были очень хорошие преподаватели в МАИ. А инструкторы летного дела, которые меня обучали, «ставили на крыло» - вообще настоящие асы. До сих пор во время своей работы я вспоминаю их бесценные советы, как нужно поступать в той или иной ситуации. Я очень благодарна судьбе за то, что у меня были такие учителя.

О работе

Сейчас я работаю в МЧС России, командир воздушного судна. Дежурю на BO - 105. Мы доставляем пострадавших в автоавариях и тяжелобольных детей из отдаленных районов Подмосковья в больницы столицы. Когда поступает вызов, в течение максимум 30 минут мы должны вылететь. В экипаж кроме двух пилотов входит еще врач-реаниматолог. Дежурим по графику 2 - 3 раза в неделю в светлое время суток. Наш вертолет «Бошка» - идеальный вариант для работы в городе. Полеты над Москвой разрешены на высоте 150 метров. В туман, грозу, при снегопаде, скорости ветра свыше 15 м/с летать нельзя. «Бошку» часто называют воздушной «скорой помощью». Это компактный, юркий, но очень надежный вертолет, ему не нужно много места для посадки. Общий налет у меня - около 4 тысяч часов. У меня часто спрашивают, чувствую ли я моральное удовлетворение от своей работы. В МЧС люди работают не ради денег, чинов или званий. Это настоящие энтузиасты. Когда мы доставляем на вертолете до места ЧП врачей-реаниматологов или спасателей, которые и делают основную работу, когда нам удается спасти человека, мы ощущаем себя неотъемлемой частью единой слаженной системы.

О хрупкости жизни

Часто задумываюсь о хрупкости человеческой жизни. К человеческой боли и страданиям невозможно привыкнуть, относиться к этому равнодушно нельзя. Один из первых своих вылетов на ДТП я помню в мельчайших подробностях до сих пор. Это была крупная автоавария под Икшей. С дачи возвращалась семейная пара с двумя детьми. В них врезался джип, который вылетел на встречку. Вся семья погибла. Врач до последнего пытался спасти девочку, но ей уже нельзя было помочь. Мы отвезли в больницу виновника аварии, который получил лишь сотрясение мозга. Эта хрупкость человеческой жизни, беспечность, с которой некоторые к ней относятся, меня потрясли.

О семье

В командировках иногда приходилось проводить минимум по 30 дней. Мой супруг Валерий - тоже летчик - с пониманием относится к моей работе. Он представитель династии пилотов. Познакомились мы на работе. У нас была забавная история. Работали в одном отряде, на одной машине, но ни разу не видели друг друга, так как летали в разных экипажах, в разные смены. Муж у меня высокий, он настраивал рабочее место под себя. А я педали пододвигала поближе. Каждое утро мы возмущались действиями другого, только, мол, настроил педали под себя, а тут кто-то взял и все поменял! Однажды мне показывают на пилота и говорят: «Вот он, твой сменщик-то». Я с интересом посмотрела на него. Потом Валера подошел, познакомились. Судьба. Сейчас у нас дочь, она учится в 10-м классе.

О спасоперациях

Если происходят крупные чрезвычайные ситуации, в том числе за рубежом, привлекаются силы и средства МЧС России. В августе 2007 года мы помогали тушить пожары в Греции. Лесными пожарами был охвачен почти весь полуостров Пелопоннес. В деревушке Древняя Олимпия огненной стеной оказались отрезаны жители, они могли в любой момент погибнуть. На тушении пожаров работал наш самолет-амфибия Бе-200ЧС, Ил-76, вертолеты Ми-26 и Ми-8. Раскаленный из-за пожаров воздух, ураганный ветер создавали серьезные помехи в работе пилотам. Амфибия за один раз сбрасывала более двенадцати тонн воды. Мы на Ми-8 со специальным водосливным устройством объемом три тонны доставляли воду из водоемов к очагам возгорания. Благодаря нашим усилиям произошел перелом в сражение со стихией, огонь пошел на убыль.

О сложностях

В мае 2012 года я участвовала в поисковой спецоперации на месте катастрофы самолета Superjet-100 в Индонезии, который врезался в гору Салак во время демонстрационного полета. Это была одна из самых сложных спасательных операций, условия работы были по-настоящему экстремальными. Отвес скалы составлял более 80 градусов. Обломки самолета были на высоте более двух тысяч метров, в непроходимых джунглях. Индонезийские военные сделали на склоне горы небольшую площадку, куда и садились вертолеты. Мы доставляли спасателей к месту поисковых работ, инструменты, провиант. Поисковая операция была завершена, когда были найдены все тела и черные ящики. Я хочу отметить, что наших пилотов и спасателей уважают во всем мире.»

Жила-была девочка Катя и в своих девичьих грезах мечтала о полетах. Прошли годы, и вот она - грация хрупкого земного существа в воздушном корабле, налитом мощью моторов зверя, уже с упорством и терпением штурмует небо. Чем не голливудский формат?

Екатерина Орешникова - единственная женщина-пилот в Московском авиационном центре МЧС. Родилась в самой обыкновенной семье. Мама преподавала историю в школе, отец был авиационным инженером. Катя, с детства зачитываясь книжками о героических подвигах пилотов, вглядывалась в небо и не знала, как осуществить свою мечту. Кто знает, может быть, мечта так и осталась бы мечтой, если бы не невероятная встреча Екатерины с летчицей Валентиной Гризодубовой, кумиром многих мальчишек и девчонок того времени. Это событие осталось в памяти Екатерины Орешниковой на всю жизнь. Национальная гордость страны, Герой Советского Союза, прошедшая Великую Отечественную вой-ну и совершившая легендарный беспосадочный перелет Москва - Дальний Восток, за чашкой чая рассказывала юной Кате о сложной профессии летчика. Теперь она знала точно, что каждая мечта дается человеку вместе с силами, необходимыми для ее осуществления. И чтобы ее реализовать, придется пройти сложный путь. Как говорится, не один пуд соли съесть!

После окончания школы Екатерина поступила в Московский авиационный институт, училась на факультете самолето- и вертолетостроения. Параллельно занималась в Московском городском аэроклубе ДОСААФ, а позже получила направление в Запорожское авиационное училище летчиков имени Покрышкина. Окончание училища совпало с перестройкой в стране. Все менялось до неузнаваемости. И жизнь Екатерины тоже могла пойти по другому сценарию, если бы в юную летчицу не поверил генеральный директор авиакомпании "Московские воздушные авиалинии" Владимир Кастырин. Катя стала летать вторым пилотом на вертолете Ми-8.

- Вы знаете, я очень везучая, - признается Екатерина. - Все люди, которые встречались на моем жизненном пути, помогли мне достичь того, кем я сегодня стала. Родители, мой муж, который, кстати, тоже летчик, всегда меня поддерживали. Инструктор в аэроклубе Александр Смыков поставил меня "на крыло". Дал путевку в летную жизнь генеральный директор авиакомпании "Московские воздушные авиалинии" Владимир Кастырин. Через несколько лет под руководством инструкторов Николая Габлина и Михаила Малахова я освоила вертолеты Бо-105 и БК-117 в авиа-отряде МЧС. А сейчас я работаю в Московском авиационном центре. Это невероятная удача - работать в команде летчиков, высочайших профессионалов.

Через некоторое время Екатерина стала летать командиром воздушного судна в авиаотряде МЧС. Вместе со своими коллегами она доставляла пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях и "тяжелых" пациентов в медицинские клиники Москвы.

Участвовала Екатерина и в поисково-спасательных операциях, в ликвидации последствий ЧС как в России, так и за рубежом. Была награждена государственными наградами: медалью ордена "За заслуги перед Отечеством 2-й степени", орденом Дружбы, медалью Нестерова, а также ведомственными наградами.

Сегодня Екатерина Орешникова, единственная женщина-пилот в Московском авиационном центре, проходит переподготовку на новый тип вертолета.

- Небо не разделяет пилотов на женщин и мужчин, - говорит она. - Каждый, кто поднимает в небо машину, должен быть профессионалом. Несмотря на то, что у меня 3400 часов налета, учиться и подтверждать свою квалификацию необходимо всю жизнь. Пилоты должны соответствовать целому ряду жестких требований, чтобы подтвердить допуск к управлению воздушным судном и профессионально выполнять свой долг.



Читайте также: