Екатерина Орешникова: «После просмотра фильма «В небе «Ночные ведьмы» поняла, что буду пилотом. Оставьте свой комментарий От аэроклуба досааф до санитарной авиации

» Департамента ГОЧСиПБ. Принимала участие во многих крупных поисково-спасательных операциях, вместе со спасателями спасла сотни человеческих жизней.

Для многих людей профессия летчика или космонавта – мечта детства. В какой момент вас «позвало небо»? Что стало поводом?

В моей семье не было пилотов. Однако мой папа работал авиационным инженером, и первые знания об авиации я получила именно от него. Вообще я была гуманитарием в школе. У меня мама была учителем, преподавала историю. У меня очень хорошо шли гуманитарные предметы. Но как-то ближе к старшим классам по телевизору показывали фильм «В небе «ночные ведьмы». Режиссером ленты была Евгения Жигуленко – командир звена ночного бомбардировочного авиационного полка, Герой Советского Союза. И когда я посмотрела этот фильм, он меня тогда очень потряс, и я поняла, что я тоже хочу, и буду летать.

- Как и где проходило ваше обучение?

Когда я училась в школе, в старших классах, когда и встал вопрос выбора специальности, то я решила стать пилотом. На тот момент, правда, я не знала, какие есть училища и институты, на каком типе самолета или вертолета я буду летать, и вообще-то каким путем осуществлять свою мечту. Раньше девушкам сложно было пробиться в авиацию. Но судьба распорядилась так, что был набор в первый Московский городской аэроклуб на вертолет Ми-2 спортсменкой. Параллельно я училась в Московском авиационном институте, а потом получила направление из аэроклуба в Запорожское авиационное училище летчиков-инструкторов ДОСААФ СССР тогда оно ещё существовало. В то советское время это было единственное училище, куда брали девчонок на учебу. Потому что во всех летных училищах было написано: принимаются лица мужского пола. Вступительный конкурс был очень большой. В тот год со всего СССР нас поступило 5 человек. И это считался ещё большой набор, обычно было по три человека, а тут сразу пять. Раньше были совсем другие законы, и сейчас во много раз проще поступить, если из девчонок захочет кто-то летать. Сейчас и наборы есть, было бы желание.

- Насколько сложно было обучаться в советское время на пилота?

Всего же в Запорожском авиационном училище летчиков-инструкторов ДОСААФ СССР было шесть эскадрилий. Курсанты проходили теорию и учились летать на вертолетах, самолетах и планерах. И на все шесть эскадрилий, на три курса (потому что учились три года) было 30 девчонок. В эскадрильи, где я училась, нас было пять человек вместе со мной. У нас был очень сильный набор. Это были ребята и девчонки, которые очень хотели работать в авиации. И не просто работать в авиации, а именно летать. И отдали этому очень много сил и времени. Но, к сожалению, было такое время, когда после выпуска мы оказались никому не нужны. Вы прекрасно помните, что это было за время - 1991 год. Но спустя уже некоторое время, мне крайне повезло, потому что тогда меня взяли на работу в авиакомпанию - Московские воздушные линии в «Шереметьево». Была такая авиакомпания, а её Генеральный директор авиакомпании - Владимир Иванович Костырин переучил меня на вертолет «Ми-8». И именно благодаря этому я смогла летать не просто как спортсмен аэроклуба, или курсант летного училища, а как профессиональный пилот. Получила шанс продолжить учебу у опытных летчиков-инструкторов и набираться летного опыта. А потом образовалась авиация МЧС. Я перешла в авиацию МЧС и очень долгое время работала там.


На фото: Екатерина Орешникова, КВС BK117С-2 ГКУ «Московский авиационный центр»

- Расскажите об опыте работы пилотом в МЧС России.

Каждый вызов по-своему запоминается. Особенно запомнился один из первых вылетов на ДТП, когда я почувствовала скоротечность человеческой жизни. Это была крупная автоавария под Икшей. С дачи возвращалась семейная пара с двумя детьми, девочкой и мальчиком. Они ехали и ничего не нарушали, и в них врезался джип, который выехал на встречную полосу. Вся семья погибла. Врач до последнего пытался спасти девочку, но ей уже нельзя было помочь. И тогда я в первый раз увидела, как в одночасье все может измениться в жизни любого человека. А виновника этой ситуации, того, кто выехал на встречку и остался жив, мы отвезли в больницу. Эта хрупкость человеческой жизни, беспечность, с которой некоторые к ней относятся, меня потрясли. В общей сложности в МЧС я проработала более 15 лет и летала на вертолетах Ми-8, Bo 105 и BK-117».

На фото: Екатерина Орешникова, КВС BK117С-2 ГКУ «Московский авиационный центр»

- Расскажите о командировках и спасательных операциях
- Хотелось бы отметить, что наших пилотов и спасателей уважают во всем мире. Если происходили крупные пожары или какие-либо чрезвычайные ситуации за рубежом, то нередко привлекались силы и средства России. Так в августе 2007 года нас привлекли для тушения пожаров в Греции. Вблизи древни Олимпии огненной стеной оказались отрезанными местные жители, которые могли в любой момент погибнуть. При тушении пожаров работали наш самолет-амфибия Бе-200ЧС, Ил-76, а также вертолеты Ми-26 и Ми-8. Из-за пожара, который раскалил воздух, ураганный ветер создавал серьезные помехи в работе пилотам. Самолет Бе-200 за один раз сбрасывал более двенадцати тонн воды. А мы на Ми-8 со специальным водосливным устройством объемом три тонны доставляли воду из водоемов к очагам возгорания. Благодаря усилиям российских пилотов со стихией удалось справиться. Также мы участвовали во многих международных учениях и показательных выступлениях как на территории нашей страны (в Калининграде), так и за рубежом - в Германии, Финляндии. Очень важно делиться с коллегами опытом, показывать нашу методику работы, демонстрировать особенности спасения людей и оказания первой помощи. Также в мае 2012 года я участвовала в поисковой спецоперации на месте катастрофы самолета «Sukhoi Superjet 100» в Индонезии, который врезался в гору Салак во время демонстрационного полета. Для многих это была одна из самых сложных спасательных операций, условия работы были по-настоящему экстремальными. Уклон скалы тогда составлял более 80 градусов. Обломки самолета оказались на высоте более 2000 метров, в непроходимых джунглях.

- Когда Вы перешли на работу в ГКУ «Московский авиационный центр»?

В 2015 году я перешла работать в ГКУ «Московский авиационный центр » Департамента ГОЧСиПБ, командиром воздушного судна. В настоящее время я дежурю на вертолёте BK117 С-2. Это один из самых современных и лучших вертолетов, которые я знаю. Он компактный и очень надежный, ему не нужно много места для посадки. Он может приземлиться даже на проезжей части. Общий налет у меня – более 3500 часов. Мы доставляем пострадавших в автоавариях и тяжелобольных в больницы столицы. Наши медицинские вертолеты отправляют на экстренные вызовы, когда счёт идет на минуты. На бортах «Московского авиационного центра» перевозят в больницу тяжелых больных, например, с инфарктом миокарда или внутренним кровотечением. Благодаря винтокрылым машинам удается максимально быстро добраться до места вызова. В любую точку столицы наши бригады врачей и спасателей долетают максим за 7-10 минут, а в Новую Москву за 15. В этом плане это новый уровень выполнения той работы, которую я выполняла раньше на вертолете Бо 105 над Москвой.

На фото: Екатерина Орешникова, КВС BK117С-2 ГКУ «Московский авиационный центр»

- Расскажите о Вашей семье

Мой супруг Валерий - тоже летчик - с пониманием относится к моей работе. Он представитель династии пилотов. Познакомились мы на работе. Очень забавная была история. Мы работали в одном отряде, на одной машине, но ни разу не видели друг друга, так как летали в разных экипажах, в разные смены. Муж у меня высокий, он настраивал рабочее место под себя. А я педали пододвигала поближе. Каждое утро мы возмущались действиями друг друга - только, мол, настроил педали под себя, а тут кто-то взял и все поменял! Однажды мне показывают на пилота и говорят: «Вот он, твой сменщик-то». Я с интересом посмотрела на него, а потом подошёл Валера, и мы познакомились - вот судьба. Сейчас у нас дочь, она учится в институте на учителя русского языка и литературы.

Что бы вам хотелось пожелать в преддверии Международного женского праздника всем женщинам и своим коллегам?

В первую очередь всем женщинам я бы хотела пожелать счастья, здоровья и любви. Потому что вспылить легко, а потом вернуться назад, отмотать время уже невозможно. Чтобы всегда в семье было взаимопонимание, мир, гармония и терпение.

Материал по теме

Врачи санавиации Москвы спасли жизнь упавшему с 7-го этажа мальчику

Материал по теме

Московский авиационный центр отмечает профессиональный праздник

Глядя на Катю - такую миниатюрную, женственную, со спокойным тихим голосом и пронзительно голубыми глазами, - трудно поверить в то, что именно она каждый день поднимает в небо свою «Бошку» - маленький бело-красный вертолет с гордой надписью «Служба экстренной помощи» на борту. Екатерина Орешникова - единственная женщина-пилот, работающая в МЧС России.
Сегодня она дежурит в городской больнице № 15 г. Москвы, а ее верный вертолет Бо-105 стоит рядом, готовый взлететь по первому же требованию и за 10 минут покрыть расстояние с юга на север Москвы. Что дальше делать с пострадавшими - решит врач, находящийся на борту: либо оставить на попечение застрявшей где-то в пробке «скорой», либо забрать в клинику, в реанимацию.
Над Москвой летать непросто
Площадка для посадки при больнице окружена сигнальными огнями - так положено, хотя ночью вертолет не летает. Рядом оборудован диспетчерский пункт со всей полагающейся аппаратурой - авиация как-никак. На стене висят карты подлетов к другим клиникам: вот здесь закрытая зона, и надо заходить с другой стороны…
Правда, на эти схемы перед полетом Катя уже не смотрит - за 8 лет работы выучила наизусть. Но вообще-то, по ее словам, над Москвой летать крайне тяжело. Мало того, что очень много высоких зданий и запрещенных зон (особые объекты, центр города и т. д.), оказывается, главная гроза авиаторов - провода, просто опутавшие наш город. Они идут не только от здания к зданию, но иногда и тянутся с одной стороны улицы на другую. И, спускаясь с полетной 150-метровой высоты, надо смотреть в оба, так что летают по двое.
Боевое крещение
Окончив МАИ, а после него и Запорожское авиационное училище летчиков, Катя начала искать себе работу. Время было трудное - 1991 год - начало перестройки, что-то непонятное творилось и в армии, и в авиации, идти было некуда. Без опыта, без часов налета… Просто повезло, что генеральный директор «Московских воздушных авиалиний» в Шереметьево Владимир Кастырин тогда поверил в Катю и взял ее в штат.
Появилась возможность летать, начались длительные командировки. И если Туркмения запомнилась лишь жарой, то полугодовая командировка в тайгу была настоящим боевым крещением. Во время поискового облета нашли женщину, блуждавшую в лесу двадцать дней. Она догадалась выйти к ручью и лечь на большой плоский камень - это-то и оказалось спасением, ее заметили. Но как она тогда выглядела - Катя помнит до сих пор…
Что главное
Катя помнит практически всех спасенных: и того мальчика, которого тащил поезд, и того, который ударился о насыпь и был в коме… Но чаще всего пострадавшие - это жертвы ДТП, поэтому Катя просто ненавидит пьяных за рулем, которые даже и не осознают, что стали причиной таких бед.
Как правило, больше аварий приключается в выходные. Но бывает, что вызовов не поступает совсем - тогда день считается удачным. Пожалуй, это та редкая профессия, когда начальник, оформляя задание на день, желает поменьше часов налета.
Следующих нет…
- В последнее время много говорят о плохой подготовке летчиков - есть ли такая проблема в малой авиации?
- К сожалению, та отличная система подготовки летчиков малой авиации, которая была создана в СССР, разрушена. Все училища, которые готовили вертолетчиков - и Кременчугское, и наше, - остались на Украине, и уже никого не готовят. У нас работают высококлассные, опытные пилоты, но, к сожалению, передавать сейчас свое умение им просто некому. Я не говорю о тех коммерческих школах, в которых можно научиться управлять вертолетом за несколько занятий, а именно о системной подготовке.
- Разница примерно как между пользователем компьютера и программистом…
А как Вы относитесь к предложениям создать службу вертолетов-такси?

- Я опасаюсь только за то, как это все будет организовано. А так - почему нет?
Небо, летчик, ребенок, мама и вертолет
Да, такой подготовке, как у Кати, могут позавидовать многие. Еще обучаясь в институте, пришла она в 1-й Московский городской аэроклуб при ДОСААФ, где опять же ей встретился хороший человек - инструктор Александр Смыков, наставления которого Катя помнит до сих пор.
- Но первым вдохновителем все же, наверное, был папа - инженер авиационной техники по профессии? Вообще, расскажите о своем детстве - Вы были сорванцом, заводилой?
- Ни в коей мере. Я была совершенно тихим и послушным ребенком - можете спросить у мамы. Кстати, ей я особенно благодарна, что она не стала препятствовать мне в выборе профессии. Это только теперь, когда у меня есть своя дочка, я понимаю, как маме было тогда тяжело.
- Когда у Вас родилась мечта в небо подняться?
- Понимаете, время тогда было проблемное, работать по специальности (инженер-системотехник по динамике летных испытаний) я вряд ли смогла бы. Я даже, когда был большой перерыв в полетах после расформирования отряда в Шереметьеве, закончила заочное отделение юридической академии, так что у меня есть и второе образование. Правда, зачем оно мне - ума не приложу. Дело в том, что я без неба себя все-таки не представляю. Я так счастлива, что имею возможность летать!
Когда появилась возможность попасть в отряд МЧС, Катиной дочке было всего семь месяцев. Но родные тогда не только поддержали, но и предоставили возможность работать: с ребенком сидели все по очереди, включая мужа, который работает летчиком в этом же отряде.
- Как удается совмещать и карьеру и дом? Это редко у кого получается.
- Знаете, во мне уживаются два человека: влюбленный в небо пилот и одержимая мать. Именно мать, а не домохозяйка. Если много летаю, то начинаю скучать по дочке, если долго сижу дома, то - по небу.
- И все-таки пилот - профессия мужская, ведь в небе надо действовать быстро и решительно. Не наложило ли это отпечаток на Вас, не командуете ли Вы дома?
- Да нет. Я же говорю, что во мне уживаются два человека.
Пилот - профессия неженская?
- Летчик-женщина отличается от летчика-мужчины в небе?
- Конечно! Это совершенно два разных мира.
- А бывает страшно?
- А как же! Но страх можно преодолевать по-разному: главное, не паниковать, а принимать спокойно правильные решения.
- Так, может быть, это оправданно, что в правилах поступления в летные училища пишут «принимаем только мужчин»?
- Это не верно. В этой профессии женщина может работать не хуже, а иногда намного лучше мужчин. И нельзя запрещать прием в училище только по половому признаку. Главные критерии отбора - это знания, здоровье и желание летать, а не пол.
- А не завидуете ли Вы тому времени, середине прошлого века, когда у нас была целая плеяда выдающихся женщин-авиаторов, героев Советского Союза?
- Нет. Времена не выбирают. И слава Богу, что мы живем сейчас и нас миновали те беды, которые выпали на их долю. Кстати, с одной из них - Валентиной Гризодубовой - мне довелось встретиться. Мы тогда с подружкой поступали в училище, решили обратиться к ней за помощью. Просто нашли ее адрес в адресной книге и пришли. Сейчас бы я уже так не поступила. А тогда… И что интересно, она нас не выгнала, разговаривала довольно долго. Жалко, что не записали разговор, ведь с такими необыкновенными людьми встречаешься нечасто. Она тогда нам, правда, так и не помогла, но морально поддержала здорово.
За рубежом нас ценят
- Сейчас за рубежом женщины пилотируют и «Боинги» - Вы хотели бы?
- Нет! Я так люблю свою «бошку»! Иногда летаю и на Ми-8. Это совершенно разные машины: если у нас только двоих пострадавших можно транспортировать, то Ми-8 поднимает более 3 тонн груза. Но «бошка» более мобильная: может сесть на любом шоссе, даже во дворе дома. Правда, здесь появляются дополнительные трудности - любопытные прохожие. Хорошо, если уже на месте работает милиция и разгонит зевак, а так - норовят даже на крышу залезть, чтобы сфотографироваться.
Наша справка:
Аварийно-спасательный вертолет легкого класса Бо-105 МЧС России оснащен немецким медицинским оборудованием и рассчитан на эвакуацию с места чрезвычайной ситуации двух пострадавших. Бо-105 способен приземляться на площадку размером 20х20 метров, а также зависать в воздухе, что делает его незаменимым при эвакуации пострадавших с места ДТП в городских условиях.
- Принимаете ли участие в зарубежных поездках по обмену опытом, в соревнованиях?
- В прошлом году в Германии в Шенефельде участвовали в международной аэрокосмической выставке ILA, два года назад - в учениях в Калининградской области, тогда нам премьер Михаил Фрадков часы именные всем подарил.
Мне очень понравилось, как наш самолет-амфибия во время выступления над полем сделал демонстрационный сброс воды трех цветов российского триколора - смотрелось очень эффектно. А вообще наших пилотов везде уважают. В Америке мы встречались с астронавтом Стаффордом, так он даже усыновил двух русских мальчиков.
Мы беседуем с Екатериной полтора часа. За все это время - никаких ЧП! Похоже, сегодня счастливый день. Пусть же их будет больше в такой необычной профессии, в которой Катя Орешникова - единственная.

Ольга Матвеева

Екатерина Орешникова, единственная женщина-пилот в МЧС России. Принимала участие во многих крупных поисково-спасательных операциях, вместе с коллегами спасла сотни жизней:

«В нашей семье не было пилотов, но мой папа работал авиационным инженером и первые знания об авиации я получила от него. А «заболела» этой темой после просмотра фильма «В небе «ночные ведьмы»» в 9-10 классе.
Он рассказывал о подвиге советских летчиц, которые во время Великой Отечественной войны по ночам бомбили немецко-фашистские войска. Режиссером ленты была Евгения Андреевна Жигуленко – командир звена ночного бомбардировочного авиационного полка, Герой Советского Союза. Думаю, именно поэтому ей удалось создать такие правдоподобные образы смелых и самоотверженных девушек-пилотов, ведь она снимала фильм о том, что пережила и прочувствовала сама. Эта картина перевернула мой мир. И я четко решила для себя, что стану пилотом.

Раньше девушкам сложно было пробиться в авиацию. Я своим энтузиазмом и интересом к летной специальности заинтересовала подругу. Мы вместе решили поступать в летное училище. Но информации, как стать пилотом, в то время у нас было мало, и в наши юные горячие головы пришла на первый взгляд абсолютно безумная мысль. Мы решили спросить совет у асов своего дела. Выбор пал ни много ни мало на Валентину Гризодубову. Это была легендарная советская летчица, участница Великой Отечественной войны, которая лично совершала боевые вылеты. Сейчас я бы никогда на такую авантюру не пошла, но в то время страстное желание осуществить мечту и добиться цели были сильнее страха или смущения.

О встрече

Каким-то чудом мы нашли ее домашний адрес. Жила она в центре. И вот подходим мы с бешено колотящимся сердцем к дверям ее квартиры. Мгновение – и перед нами она. Валентина Гризодубова. Человек, которого мы видели только со страниц газет и экрана телевизора. Спокойная, уверенная. Она уже была немолода, но сохранила величественную красоту. Мне запомнились ее глаза. Строгие, но в то же время добрые. В ней сохранилась живость характера, оптимизм, и, несмотря на ее солидные годы, ясный ум. Она выслушала нас с удивлением. Потом пригласила войти. В квартире мне запомнился ее огромный портрет. Она, Валентина, красивая, молодая, в военной форме… А потом мы долго говорили. Она рассказывала нам о том, что нельзя отказываться от мечты, как бы тяжело ни было, что нужно упрямо идти к своей цели. Эта встреча была судьбоносной.

Об учебе

В аэроклубе мне дали направление в Запорожское авиационное училище летчиков ДОСААФ СССР. Подруга не поступила, к сожалению, а я прошла конкурс и стала на шаг ближе к своей мечте. Нас приняли всего пять человек. Это считалось в то время очень большим потоком. Годы учебы были сложными, но очень интересными. Я закончила летное училище и МАИ, а в 2000 году – МГЮА. Время было сложное, без опыта работы устроиться было тяжело. В 1991 году мне крупно повезло: генеральный директор «Московских воздушных авиалиний» в Шереметьево Владимир Кастырин поверил в меня и взял в штат. А когда появилась возможность попасть в отряд МЧС, моей дочке было всего семь месяцев. Моя семья сделала все, чтобы я могла работать. С Марией сидели все близкие по очереди, включая мужа.

О наставниках

Я очень благодарна своим наставникам. У нас были очень хорошие преподаватели в МАИ. А инструкторы летного дела, которые меня обучали, «ставили на крыло» – вообще настоящие асы. До сих пор во время своей работы я вспоминаю их бесценные советы, как нужно поступать в той или иной ситуации. Я очень благодарна судьбе за то, что у меня были такие учителя.

О работе

Сейчас я работаю в МЧС России, командир воздушного судна. Дежурю на BO – 105. Мы доставляем пострадавших в автоавариях и тяжелобольных детей из отдаленных районов Подмосковья в больницы столицы. Когда поступает вызов, в течение максимум 30 минут мы должны вылететь. В экипаж кроме двух пилотов входит еще врач-реаниматолог. Дежурим по графику 2 – 3 раза в неделю в светлое время суток. Наш вертолет «Бошка» – идеальный вариант для работы в городе. Полеты над Москвой разрешены на высоте 150 метров. В туман, грозу, при снегопаде, скорости ветра свыше 15 м/с летать нельзя. «Бошку» часто называют воздушной «скорой помощью». Это компактный, юркий, но очень надежный вертолет, ему не нужно много места для посадки. Общий налет у меня – около 4 тысяч часов.

У меня часто спрашивают, чувствую ли я моральное удовлетворение от своей работы. В МЧС люди работают не ради денег, чинов или званий. Это настоящие энтузиасты. Когда мы доставляем на вертолете до места ЧП врачей-реаниматологов или спасателей, которые и делают основную работу, когда нам удается спасти человека, мы ощущаем себя неотъемлемой частью единой слаженной системы.

О хрупкости жизни

Часто задумываюсь о хрупкости человеческой жизни. К человеческой боли и страданиям невозможно привыкнуть, относиться к этому равнодушно нельзя. Один из первых своих вылетов на ДТП я помню в мельчайших подробностях до сих пор. Это была крупная автоавария под Икшей. С дачи возвращалась семейная пара с двумя детьми. В них врезался джип, который вылетел на встречку. Вся семья погибла. Врач до последнего пытался спасти девочку, но ей уже нельзя было помочь. Мы отвезли в больницу виновника аварии, который получил лишь сотрясение мозга. Эта хрупкость человеческой жизни, беспечность, с которой некоторые к ней относятся, меня потрясли.

В командировках иногда приходилось проводить минимум по 30 дней. Мой супруг Валерий – тоже летчик – с пониманием относится к моей работе. Он представитель династии пилотов. Познакомились мы на работе. У нас была забавная история. Работали в одном отряде, на одной машине, но ни разу не видели друг друга, так как летали в разных экипажах, в разные смены. Муж у меня высокий, он настраивал рабочее место под себя. А я педали пододвигала поближе. Каждое утро мы возмущались действиями другого, только, мол, настроил педали под себя, а тут кто-то взял и все поменял! Однажды мне показывают на пилота и говорят: «Вот он, твой сменщик-то». Я с интересом посмотрела на него. Потом Валера подошел, познакомились. Судьба. Сейчас у нас дочь, она учится в 10-м классе.

О спасоперациях

Если происходят крупные чрезвычайные ситуации, в том числе за рубежом, привлекаются силы и средства МЧС России. В августе 2007 года мы помогали тушить пожары в Греции. Лесными пожарами был охвачен почти весь полуостров Пелопоннес. В деревушке Древняя Олимпия огненной стеной оказались отрезаны жители, они могли в любой момент погибнуть. На тушении пожаров работал наш самолет-амфибия Бе-200ЧС, Ил-76, вертолеты Ми-26 и Ми-8. Раскаленный из-за пожаров воздух, ураганный ветер создавали серьезные помехи в работе пилотам. Амфибия за один раз сбрасывала более двенадцати тонн воды. Мы на Ми-8 со специальным водосливным устройством объемом три тонны доставляли воду из водоемов к очагам возгорания. Благодаря нашим усилиям произошел перелом в сражение со стихией, огонь пошел на убыль.

О сложностях

В мае 2012 года я участвовала в поисковой спецоперации на месте катастрофы самолета Superjet-100 в Индонезии, который врезался в гору Салак во время демонстрационного полета. Это была одна из самых сложных спасательных операций, условия работы были по-настоящему экстремальными. Отвес скалы составлял более 80 градусов. Обломки самолета были на высоте более двух тысяч метров, в непроходимых джунглях. Индонезийские военные сделали на склоне горы небольшую площадку, куда и садились вертолеты. Мы доставляли спасателей к месту поисковых работ, инструменты, провиант. Поисковая операция была завершена, когда были найдены все тела и черные ящики. Я хочу отметить, что наших пилотов и спасателей уважают во всем мире.»

Екатерина Орешникова, единственная женщина-пилот в МЧС России. Принимала участие во многих крупных поисково-спасательных операциях, вместе с коллегами спасла сотни жизней:

«В нашей семье не было пилотов, но мой папа работал авиационным инженером и первые знания об авиации я получила от него. А «заболела» этой темой после просмотра фильма «В небе «ночные ведьмы»» в 9-10 классе.
Он рассказывал о подвиге советских летчиц, которые во время Великой Отечественной войны по ночам бомбили немецко-фашистские войска. Режиссером ленты была Евгения Андреевна Жигуленко – командир звена ночного бомбардировочного авиационного полка, Герой Советского Союза. Думаю, именно поэтому ей удалось создать такие правдоподобные образы смелых и самоотверженных девушек-пилотов, ведь она снимала фильм о том, что пережила и прочувствовала сама. Эта картина перевернула мой мир. И я четко решила для себя, что стану пилотом.

О юности

Раньше девушкам сложно было пробиться в авиацию. Я своим энтузиазмом и интересом к летной специальности заинтересовала подругу. Мы вместе решили поступать в летное училище. Но информации, как стать пилотом, в то время у нас было мало, и в наши юные горячие головы пришла на первый взгляд абсолютно безумная мысль. Мы решили спросить совет у асов своего дела. Выбор пал ни много ни мало на Валентину Гризодубову. Это была легендарная советская летчица, участница Великой Отечественной войны, которая лично совершала боевые вылеты. Сейчас я бы никогда на такую авантюру не пошла, но в то время страстное желание осуществить мечту и добиться цели были сильнее страха или смущения.

О встрече

Каким-то чудом мы нашли ее домашний адрес. Жила она в центре. И вот подходим мы с бешено колотящимся сердцем к дверям ее квартиры. Мгновение – и перед нами она. Валентина Гризодубова. Человек, которого мы видели только со страниц газет и экрана телевизора. Спокойная, уверенная. Она уже была немолода, но сохранила величественную красоту. Мне запомнились ее глаза. Строгие, но в то же время добрые. В ней сохранилась живость характера, оптимизм, и, несмотря на ее солидные годы, ясный ум. Она выслушала нас с удивлением. Потом пригласила войти. В квартире мне запомнился ее огромный портрет. Она, Валентина, красивая, молодая, в военной форме… А потом мы долго говорили. Она рассказывала нам о том, что нельзя отказываться от мечты, как бы тяжело ни было, что нужно упрямо идти к своей цели. Эта встреча была судьбоносной.

В аэроклубе мне дали направление в Запорожское авиационное училище летчиков ДОСААФ СССР. Подруга не поступила, к сожалению, а я прошла конкурс и стала на шаг ближе к своей мечте. Нас приняли всего пять человек. Это считалось в то время очень большим потоком. Годы учебы были сложными, но очень интересными. Я закончила летное училище и МАИ, а в 2000 году – МГЮА. Время было сложное, без опыта работы устроиться было тяжело. В 1991 году мне крупно повезло: генеральный директор «Московских воздушных авиалиний» в Шереметьево Владимир Кастырин поверил в меня и взял в штат. А когда появилась возможность попасть в отряд МЧС, моей дочке было всего семь месяцев. Моя семья сделала все, чтобы я могла работать. С Марией сидели все близкие по очереди, включая мужа.
О наставниках

Я очень благодарна своим наставникам. У нас были очень хорошие преподаватели в МАИ. А инструкторы летного дела, которые меня обучали, «ставили на крыло» – вообще настоящие асы. До сих пор во время своей работы я вспоминаю их бесценные советы, как нужно поступать в той или иной ситуации. Я очень благодарна судьбе за то, что у меня были такие учителя.

Сейчас я работаю в МЧС России, командир воздушного судна. Дежурю на BO – 105. Мы доставляем пострадавших в автоавариях и тяжелобольных детей из отдаленных районов Подмосковья в больницы столицы. Когда поступает вызов, в течение максимум 30 минут мы должны вылететь. В экипаж кроме двух пилотов входит еще врач-реаниматолог. Дежурим по графику 2 – 3 раза в неделю в светлое время суток. Наш вертолет «Бошка» – идеальный вариант для работы в городе. Полеты над Москвой разрешены на высоте 150 метров. В туман, грозу, при снегопаде, скорости ветра свыше 15 м/с летать нельзя. «Бошку» часто называют воздушной «скорой помощью». Это компактный, юркий, но очень надежный вертолет, ему не нужно много места для посадки. Общий налет у меня – около 4 тысяч часов.

У меня часто спрашивают, чувствую ли я моральное удовлетворение от своей работы. В МЧС люди работают не ради денег, чинов или званий. Это настоящие энтузиасты. Когда мы доставляем на вертолете до места ЧП врачей-реаниматологов или спасателей, которые и делают основную работу, когда нам удается спасти человека, мы ощущаем себя неотъемлемой частью единой слаженной системы.

О хрупкости жизни

Часто задумываюсь о хрупкости человеческой жизни. К человеческой боли и страданиям невозможно привыкнуть, относиться к этому равнодушно нельзя. Один из первых своих вылетов на ДТП я помню в мельчайших подробностях до сих пор. Это была крупная автоавария под Икшей. С дачи возвращалась семейная пара с двумя детьми. В них врезался джип, который вылетел на встречку. Вся семья погибла. Врач до последнего пытался спасти девочку, но ей уже нельзя было помочь. Мы отвезли в больницу виновника аварии, который получил лишь сотрясение мозга. Эта хрупкость человеческой жизни, беспечность, с которой некоторые к ней относятся, меня потрясли.

В командировках иногда приходилось проводить минимум по 30 дней. Мой супруг Валерий – тоже летчик – с пониманием относится к моей работе. Он представитель династии пилотов. Познакомились мы на работе. У нас была забавная история. Работали в одном отряде, на одной машине, но ни разу не видели друг друга, так как летали в разных экипажах, в разные смены. Муж у меня высокий, он настраивал рабочее место под себя. А я педали пододвигала поближе. Каждое утро мы возмущались действиями другого, только, мол, настроил педали под себя, а тут кто-то взял и все поменял! Однажды мне показывают на пилота и говорят: «Вот он, твой сменщик-то». Я с интересом посмотрела на него. Потом Валера подошел, познакомились. Судьба. Сейчас у нас дочь, она учится в 10-м классе.

О спасоперациях

Если происходят крупные чрезвычайные ситуации, в том числе за рубежом, привлекаются силы и средства МЧС России. В августе 2007 года мы помогали тушить пожары в Греции. Лесными пожарами был охвачен почти весь полуостров Пелопоннес. В деревушке Древняя Олимпия огненной стеной оказались отрезаны жители, они могли в любой момент погибнуть. На тушении пожаров работал наш самолет-амфибия Бе-200ЧС, Ил-76, вертолеты Ми-26 и Ми-8. Раскаленный из-за пожаров воздух, ураганный ветер создавали серьезные помехи в работе пилотам. Амфибия за один раз сбрасывала более двенадцати тонн воды. Мы на Ми-8 со специальным водосливным устройством объемом три тонны доставляли воду из водоемов к очагам возгорания. Благодаря нашим усилиям произошел перелом в сражение со стихией, огонь пошел на убыль.

О сложностях

В мае 2012 года я участвовала в поисковой спецоперации на месте катастрофы самолета Superjet-100 в Индонезии, который врезался в гору Салак во время демонстрационного полета. Это была одна из самых сложных спасательных операций, условия работы были по-настоящему экстремальными. Отвес скалы составлял более 80 градусов. Обломки самолета были на высоте более двух тысяч метров, в непроходимых джунглях. Индонезийские военные сделали на склоне горы небольшую площадку, куда и садились вертолеты. Мы доставляли спасателей к месту поисковых работ, инструменты, провиант. Поисковая операция была завершена, когда были найдены все тела и черные ящики. Я хочу отметить, что наших пилотов и спасателей уважают во всем мире.»

В нашей семье не было пилотов, но мой папа работал авиационным инженером и первые знания об авиации я получила от него. А «заболела» этой темой после просмотра фильма «В небе "ночные ведьмы"» в 9-10 классе. Он рассказывал о подвиге советских летчиц, которые во время Великой Отечественной войны по ночам бомбили немецко-фашистские войска.

2015 год – год 25-летия МЧС России

«В нашей семье не было пилотов, но мой папа работал авиационным инженером и первые знания об авиации я получила от него. А «заболела» этой темой после просмотра фильма «В небе "ночные ведьмы"» в 9-10 классе. Он рассказывал о подвиге советских летчиц, которые во время Великой Отечественной войны по ночам бомбили немецко-фашистские войска.

Режиссером ленты была Евгения Андреевна Жигуленко – командир звена ночного бомбардировочного авиационного полка, Герой Советского Союза. Думаю, именно поэтому ей удалось создать такие правдоподобные образы смелых и самоотверженных девушек-пилотов, ведь она снимала фильм о том, что пережила и прочувствовала сама. Эта картина перевернула мой мир. И я четко решила для себя, что стану пилотом.

О юности

Раньше девушкам сложно было пробиться в авиацию. Я своим энтузиазмом и интересом к летной специальности заинтересовала подругу. Мы вместе решили поступать в летное училище. Но информации, как стать пилотом, в то время у нас было мало, и в наши юные горячие головы пришла на первый взгляд абсолютно безумная мысль. Мы решили спросить совет у асов своего дела.

Выбор пал ни много ни мало на Валентину Гризодубову. Это была легендарная советская летчица, участница Великой Отечественной войны, которая лично совершала боевые вылеты. Сейчас я бы никогда на такую авантюру не пошла, но в то время страстное желание осуществить мечту и добиться цели были сильнее страха или смущения.

О встрече

Каким-то чудом мы нашли ее домашний адрес. Жила она в центре. И вот подходим мы с бешено колотящимся сердцем к дверям ее квартиры. Мгновение - и перед нами она. Валентина Гризодубова. Человек, которого мы видели только со страниц газет и экрана телевизора. Спокойная, уверенная. Она уже была немолода, но сохранила величественную красоту. Мне запомнились ее глаза. Строгие, но в то же время добрые. В ней сохранилась живость характера, оптимизм, и, несмотря на ее солидные годы, ясный ум. Она выслушала нас с удивлением. Потом пригласила войти. В квартире мне запомнился ее огромный портрет. Она, Валентина, красивая, молодая, в военной форме... А потом мы долго говорили. Она рассказывала нам о том, что нельзя отказываться от мечты, как бы тяжело ни было, что нужно упрямо идти к своей цели. Эта встреча была судьбоносной.

Об учебе

В аэроклубе мне дали направление в Запорожское авиационное училище летчиков ДОСААФ СССР. Подруга не поступила, к сожалению, а я прошла конкурс и стала на шаг ближе к своей мечте. Нас приняли всего пять человек. Это считалось в то время очень большим потоком. Годы учебы были сложными, но очень интересными. Я закончила летное училище и МАИ, а в 2000 году - МГЮА. Время было сложное, без опыта работы устроиться было тяжело. В 1991 году мне крупно повезло: генеральный директор «Московских воздушных авиалиний» в Шереметьево Владимир Кастырин поверил в меня и взял в штат. А когда появилась возможность попасть в отряд МЧС, моей дочке было всего семь месяцев. Моя семья сделала все, чтобы я могла работать. С Марией сидели все близкие по очереди, включая мужа.

О наставниках

Я очень благодарна своим наставникам. У нас были очень хорошие преподаватели в МАИ. А инструкторы летного дела, которые меня обучали, «ставили на крыло» - вообще настоящие асы. До сих пор во время своей работы я вспоминаю их бесценные советы, как нужно поступать в той или иной ситуации. Я очень благодарна судьбе за то, что у меня были такие учителя.

О работе

Сейчас я работаю в МЧС России, командир воздушного судна. Дежурю на BO - 105. Мы доставляем пострадавших в автоавариях и тяжелобольных детей из отдаленных районов Подмосковья в больницы столицы. Когда поступает вызов, в течение максимум 30 минут мы должны вылететь. В экипаж кроме двух пилотов входит еще врач-реаниматолог. Дежурим по графику 2 - 3 раза в неделю в светлое время суток. Наш вертолет «Бошка» - идеальный вариант для работы в городе. Полеты над Москвой разрешены на высоте 150 метров. В туман, грозу, при снегопаде, скорости ветра свыше 15 м/с летать нельзя. «Бошку» часто называют воздушной «скорой помощью». Это компактный, юркий, но очень надежный вертолет, ему не нужно много места для посадки. Общий налет у меня - около 4 тысяч часов. У меня часто спрашивают, чувствую ли я моральное удовлетворение от своей работы. В МЧС люди работают не ради денег, чинов или званий. Это настоящие энтузиасты. Когда мы доставляем на вертолете до места ЧП врачей-реаниматологов или спасателей, которые и делают основную работу, когда нам удается спасти человека, мы ощущаем себя неотъемлемой частью единой слаженной системы.

О хрупкости жизни

Часто задумываюсь о хрупкости человеческой жизни. К человеческой боли и страданиям невозможно привыкнуть, относиться к этому равнодушно нельзя. Один из первых своих вылетов на ДТП я помню в мельчайших подробностях до сих пор. Это была крупная автоавария под Икшей. С дачи возвращалась семейная пара с двумя детьми. В них врезался джип, который вылетел на встречку. Вся семья погибла. Врач до последнего пытался спасти девочку, но ей уже нельзя было помочь. Мы отвезли в больницу виновника аварии, который получил лишь сотрясение мозга. Эта хрупкость человеческой жизни, беспечность, с которой некоторые к ней относятся, меня потрясли.

О семье

В командировках иногда приходилось проводить минимум по 30 дней. Мой супруг Валерий - тоже летчик - с пониманием относится к моей работе. Он представитель династии пилотов. Познакомились мы на работе. У нас была забавная история. Работали в одном отряде, на одной машине, но ни разу не видели друг друга, так как летали в разных экипажах, в разные смены. Муж у меня высокий, он настраивал рабочее место под себя. А я педали пододвигала поближе. Каждое утро мы возмущались действиями другого, только, мол, настроил педали под себя, а тут кто-то взял и все поменял! Однажды мне показывают на пилота и говорят: «Вот он, твой сменщик-то». Я с интересом посмотрела на него. Потом Валера подошел, познакомились. Судьба. Сейчас у нас дочь, она учится в 10-м классе.

О спасоперациях

Если происходят крупные чрезвычайные ситуации, в том числе за рубежом, привлекаются силы и средства МЧС России. В августе 2007 года мы помогали тушить пожары в Греции. Лесными пожарами был охвачен почти весь полуостров Пелопоннес. В деревушке Древняя Олимпия огненной стеной оказались отрезаны жители, они могли в любой момент погибнуть. На тушении пожаров работал наш самолет-амфибия Бе-200ЧС, Ил-76, вертолеты Ми-26 и Ми-8. Раскаленный из-за пожаров воздух, ураганный ветер создавали серьезные помехи в работе пилотам. Амфибия за один раз сбрасывала более двенадцати тонн воды. Мы на Ми-8 со специальным водосливным устройством объемом три тонны доставляли воду из водоемов к очагам возгорания. Благодаря нашим усилиям произошел перелом в сражение со стихией, огонь пошел на убыль.

О сложностях

В мае 2012 года я участвовала в поисковой спецоперации на месте катастрофы самолета Superjet-100 в Индонезии, который врезался в гору Салак во время демонстрационного полета. Это была одна из самых сложных спасательных операций, условия работы были по-настоящему экстремальными. Отвес скалы составлял более 80 градусов. Обломки самолета были на высоте более двух тысяч метров, в непроходимых джунглях. Индонезийские военные сделали на склоне горы небольшую площадку, куда и садились вертолеты. Мы доставляли спасателей к месту поисковых работ, инструменты, провиант. Поисковая операция была завершена, когда были найдены все тела и черные ящики. Я хочу отметить, что наших пилотов и спасателей уважают во всем мире.»



Читайте также: