Дочь актрисы валентины телегиной. Валентина Телегина: личная жизнь, семья советской актрисы

Жизнь Валентины Телегиной была неразрывно связана с кинематографом и театром, хотя ее путь нельзя назвать легким и простым. Актриса преодолела множество трудностей, потеряла близких и родных людей, но все равно до конца своих дней оставалась самой собой. Добрая, честная, отзывчивая, Валентина Телегина имела огромный потенциал, который остался до конца не растраченным. Как сложилась жизнь актрисы? В каких фильмах снялась Валентина Телегина? Семья, муж, дети - что о них известно? Давайте попробуем найти ответы на эти вопросы.

Детство

Родилась Валентина в 1915 году в Новочеркасске. Отец ее был донским казаком, это отразилось на характере девочки. Там она училась в школе (девятилетке) и умудрялась совмещать учебу с уроками Она росла упрямой и самостоятельной девочкой, которая знала, чего хотела, и всегда добивалась этого. Она очень рано стала самостоятельной, поэтому не боялась рисковать. По окончании школы Валя отправилась в Ленинград с целью поступить в Институт сценических искусств на актерский факультет. С детства она мечтала стать актрисой. Целеустремленную девушку заметили и приняли сразу на второй курс Института сценического искусства. На этом Валя не остановилась и продолжала развиваться в данном направлении. Она ходила на курсы, организатором которых был Сергей Герасимов, отметивший талант этой девушки.

Начало актерской карьеры

В возрасте 19 лет Валентина сыграла первую роль в фильме под названием «Люблю ли тебя». Роль была незначительной, несмотря на это, ее талант заметили и оценили. В 1937 году она окончила вуз и отправилась в после этого ее карьера пошла в гору. Двадцатитрехлетнюю Валентину практически сразу пригласили сниматься в картине под названием «Комсомольск» у того же Герасимова. Спустя некоторое время актриса устроилась на работу в театр Балтфлота. Видимо, ей не суждено было проявить свой талант на новом месте, так как дальнейшие события повлияли на ее жизнь.

Война

После того как объявили Валентина и другие актеры театра отправились на фронт. Там они ухаживали за ранеными и организовывали для солдат различные концерты. Творческие личности готовили еду для бойцов и не давали им потерять надежду на победу. Военное время стало для Валентины настоящим испытанием, где она сумела продемонстрировать свою внутреннюю силу и стойкость. Однажды, спасаясь от обстрелов, девушка оказалась на военном сторожевике, корабль пошел ко дну. Актриса Валентина Телегина и все, кто был на сторожевике, оказались в холодной воде. Спасло ее то, что она очень хорошо плавала, поэтому продержалась в воде около двух часов, после чего ее подобрал такой же военный корабль. Этот период жизни Валентина всегда вспоминала с содроганием, ведь женщина была свидетельницей того, как тонули и погибали многие люди, среди которых были ее друзья и знакомые.

Актерская деятельность

После окончания войны Телегина начала новую жизнь в Москве, она не растеряла свой талант, собиралась работать в театре, как и прежде. Ее целеустремленность всегда помогала ей добиваться поставленных целей, поэтому женщина никогда не сидела без работы. Ее талант был признан и оценен, но почему-то Валентине давали роли второго плана. Она часто играла доярок, санитарок, поварих и так далее. Актриса была обычной, она не считала себя красавицей или особенным человеком. В ней все выдавало простую русскую женщину, неудивительно, что и роли были простыми и понятными. Телегина излучала теплоту и обаяние, поэтому не осталась незамеченной, у нее появилось много поклонников и доброжелателей.

Звездой она так и не стала, скорее всего, простая внешность не позволила режиссерам доверить ей более серьезные значительные роли, для которых Валентине пришлось бы полностью перевоплощаться. Но зрители любили ее именно такой, непосредственной, доброй и чуткой женщиной. Актриса признавалась, что не любила играть отрицательных персонажей, но иногда приходилось это делать, тем не менее она прекрасно справлялась со всеми поставленными задачами. Многие свои роли она пропускала через себя. Ее всегда снимали практически без грима, ведь она была простой русской женщиной с довольно сложною судьбой. Все ее персонажи имели открытую душу и естественность, в этом плане Телегиной не приходилось играть, она и сама была такой.

Фильмы актрисы

Несмотря на эпизодические роли, Телегина полностью перевоплощалась в свою героиню, будь то тетя Паша в картине «Завтрак на траве», мать Митяя в «Живите в радости» или бабушка Валя в фильме «Капля в море». Кроме этого, она сыграла в таких фильмах, как «Поезд идет на восток», «Кубанские казаки», «Путешествие в молодость», «Дом, в котором я живу», и многих других. Несмотря на эпизодические роли, у Телегиной было огромное количество поклонников, которые неустанно следили за ее карьерой.

Валентина Телегина: семья, трудности

Мало кто знает, что у Валентины был младший брат. Во время войны он попал на поезд, который перевозил детей в более безопасные места. Но составу не суждено было доехать до места назначения. Немцы перехватили поезд и забрали всех мальчиков. Для чего они это сделали, доподлинно неизвестно. Валентина потеряла своего брата на долгие годы. Она смирилась с этой потерей, но позже он появился на пороге ее дома. Это был уже совершенно другой человек, который не принимал свою родину такой, какой она была. Этого Валентина понять не могла, женщина всегда страдала после бесед со своим младшим братом. Они разговаривали часами, брат с сестрой пытались понять друг друга, но обстоятельства и жизнь по разные стороны баррикад сделали свое дело. Телегина не любила жаловаться коллегам на судьбу, поэтому не рассказывала никому, даже друзьям, о своих переживаниях. Только самые близкие люди видели, насколько тяжело даются Телегиной политические разногласия с родным человеком.

Валентина Телегина: личная жизнь, дети, семья

Наша героиня была настолько поглощена своей актерской работой, что на личную жизнь у нее не было времени. Была ли замужем Валентина Телегина? Личная жизнь, муж... С этим как-то не сложилось... Но, несмотря на бурную профессиональную деятельность, Валентина состоялась как женщина. Она родила девочку и назвала ее Надеждой, наверное, потому, что всегда верила в лучшее и никогда не унывала. Ее дочка в одном из интервью сказала, что мама была в принципе счастливым человеком - жила так, как хотела, посвящая большую часть времени своей любимой работе. Уже взрослая дочь говорила, что ее мама была сильной женщиной, которой довелось пережить много трудностей, но они ее, а наоборот, закалили характер и подстегнули к дальнейшим действиям.

Последние годы

Телегина сильно болела, скорее всего, она страдала от астмы, но до последнего снималась в фильмах, играя эпизодические роли. В последние годы она была слабой, но женщина удивительным образом выздоравливала, у нее блестели глаза, когда она попадала на съемочную площадку. Работа всегда придавала ей энергию и силы. Умерла Валентина Телегина в Москве 4 октября 1979 года. Похоронили ее на Об этой женщине очень тепло отзывались коллеги-актеры и знакомые. Они говорили, что Валентина всегда поддерживала их в трудную минуту. Она была совестливой и всегда говорила правду, за это ее все любили.

Я всегда играю одну-единственную и любимую роль - простой русской женщины. Раньше ее звали Глаша, Верка, Мотя, потом стали звать Степанида, Кирилловна, Мария Васильевна, - говорила заслуженная артистка РСФСР Валентина Петровна Телегина на встрече со зрителями Ленинграда во время Третьего Всемирного кинофестиваля.

Так ли это?

Бесспорно, что зрители всегда легко узнают Валентину Телегину в каждой ее роли. Актриса снимается без сложного грима. Ее своеобразные внешние данные хорошо знакомы зрителю. И она не пытается их скрыть.

Но роли, которые она играет, часто представляют людей, наделенных вовсе непохожими качествами. По большей части - это очень хорошие, добрые женщины, но уж если "злодейки" - то тоже несомненные.

Она - открытая артистка. Прямая. И все ее роли ясные, характеры большей частью определены, выложены до конца. Хорошие или плохие.

Недостаток ли это? На мой взгляд - нет.

Актриса увлечена раскрытием многообразия свойств характера, его определенности, а не противоречивости.

Эта определенность порой усматривается как недостаток. Такое мнение вызвано сложившимся у некоторых людей неверным представлением о современной манере актерской игры. Теперь часто прячут чувства, предлагая зрителю лишь по ходу событий догадаться о душевном мире персонажа.

Телегина играет иначе. Вернее будет сказать, что играет она иных людей - тех, кто чувства свои выражает открыто. Но открытость чувств не означает декларативности. Ее персонажи начисто лишены декламации, провозглашения своих чувств. Навязчивость - не в природе дарования актрисы. Напротив, ее отличает предельная простота, естественность. Просто ее персонажи - люди с открытой душой, вернее, с открытыми чувствами. Их реакция - и на радости и на горе - всегда мгновенно и ярка, почти импульсивна.

Именно эта особенность Телегиной (в какой-то мере ограничившая диапазон ее ролей) определила ее успех у нескольких поколений зрителей. Он основан на полном доверии к ее игре, как подлинно жизненной. Ей верят, ее любят.

Эта же особенность актрисы вызвала и обилие эпизодических ролей в ее кинематографической жизни.

В эпизодической роли нет места для постепенного раскрытия человека. И вместе с тем яркий эпизод остается в памяти, как встречи с близким человеком, если актер (и режиссер и драматург) умеют лаконично и, можно сказать, стремительно открыть характер.

Вспомним блестящий эпизод, сыгранный Борисом Чирковым в "Чапаеве", - его мужичок себе на уме не менее ярок, чем главные герои. Вспомним Евгения Урбанского в "Балладе о солдате", Сергея Герасимова в фильме "Люди и звери" или Василия Шукшина в "Журналисте".

Валентина Телегина всегда умеет, даже в минутном эпизоде, открыть характер.

Достаточно вспомнить женщину-шофера в "Балладе о солдате". Эту небольшую роль актриса сыграла серьезно, вдумчиво, с полным достоинством. Большая нагрузка возложена авторами на плечи этой пожилой женщины, появляющейся ненадолго на экране. В ее усталости читается нелегкий труд в тылу. В ее суровости, прямоте, в том, как она ведет машину, огромная сила, проявленная женщинами, сменившими мужчин на трудной работе. В ее нежном отношении к заблудившемуся солдату - горе матерей, жен, тревога об ушедших на фронт близких. Актриса скупыми средствами сыграла этот емкий и глубокий эпизод, создающий ощущение единства армии и тыла. И здесь простодушие русской женщины, ее величие, раскрываемые актрисой из роли в роль, но каждый раз обогащенные новыми гранями.

Откуда это простодушие? От примитива? Нет, от увиденных качеств народного характера. Телегина умеет скупо, правдиво показать обаятельность и величие простоты русской женщины, в каком бы внешне непривлекательном виде она ни предстала на экране.

Умение актрисы передать в нескольких кадрах, интонациях, мимике глубокое и важное в человеке всегда привлекали к Телегиной режиссеров, стремившихся передать движение души, распахнутой доверчиво перед зрителем.

Актриса бережно хранит письмо Бориса Васильевича Барнета, с которым ей так и не пришлось сотрудничать (вернее, удалось только сыграть в его тонком и лиричном фильме "Поэт" небольшую роль няни). Режиссер писал ей, приступая к фильму "Полустанок" (которому было суждено стать последним в его творческом пути), что не может себе представить в роли бабушки никого, кроме нее, Телегиной. А она была в это время больна.

Если вспомнить роли актрисы - большие и маленькие, - вспомнить всех этих матерей, бабушек, нянь, работниц, сторожей, поварих, то поразит полное отсутствие в списке сыгранных ею персонажей женщин иной среды, иной судьбы. За тридцать лет в кино она не сыграла ни одного "вельможного" лица. Но, думается, не потому, что такие роли были бы ей не под силу. Нет - просто они были ей человечески чужие. Она играла тех женщин, которые были ей интересны, тех, чью жизнь она хорошо знала. И в этом проявляется принципиальная направленность ее творчества.

Есть среди ролей актрисы и женщины низкие, недостойные. Телегина не любит эти роли. Хотя, конечно, ей доставляет удовлетворение, когда зрители на встречах с ней спрашивают, откуда она знает самогонщицу из их села: так точно сыграла ее актриса в фильме "Дело было в Пенькове". Ей удалось обличить стяжательство.

Кухарка в "Хирургии", по Чехову, самогонщица в "Павле Корчагине", попадья в "Олеко Дундиче" - вот отрицательные портреты, созданные актрисой в галерее ее эпизодических персонажей.

Но вот большую роль, получившую признание зрителей, Телегина не любит вспоминать. Это колдунья в "Сказке о потерянном времени" режиссера А. Птушко. За ней не стоит жизненный характер, как это было в пьесе Евг. Шварца, по которой поставлен фильм. Режиссер Птушко увлекся чисто внешним решением, преследуя единственную цель - смешить во что бы то ни стало. Роль колдуньи, построенная на поверхностном комизме, не дала удовлетворения актрисе.

Высоким нравственным критерием в решении женских образов для Телегиной всегда были доброта, любовь, внимание к окружающим и забота о них. И как высшее выражение красоты женщины - сила ее материнской любви.

Среди более сорока ролей, сыгранных актрисой, многие объединены одной темой - женщина-мать. Потому-то Валентина Петровна и говорит об одной основной своей роли, имея в виду часто играемый образ матери неисчерпаемый в своей многогранности.

Мне представляется, что черты русской женщины-матери заметны в первой роли Телегиной - Моти Котенковой в фильме "Комсомольск".

Эту особенность дарования актрисы очень тонко почувствовал ее первый режиссер С. Герасимов, с которым ее связывает многолетняя творческая дружба. Примечательно, что и в дальнейшем наибольшие удачи актрисы связаны с работой у С. Герасимова или его учеников - С. Ростоцкого, Я. Сегеля, Л. Кулиджанова.

Мотя Котенкова не старше других девушек, живущих в одном из первых бараков строителей Комсомольска-на-Амуре. Но в ее отношении к ним сквозит материнская забота, некоторое покровительство, признанное ими, завоеванное Мотей ее положительностью, рассудительностью, бескомпромиссной твердостью характера. Завоевать авторитет в коллективе девушек - не просто. Но он у Моти надежен и обоснован. Они слушают ее и любят как родную мать. Потому она покровительствует и поссорившейся с мужем Наташе Соловьевой, как и обманутой Клавке... Можно пожалеть, что немало сцен, раскрывавших богатство этого характера, остались в заготовках сценария, в отснятых и не вошедших в фильм эпизодах. При встречах с женщинами - первостроителями города Юности я вижу тех, кого позднее сыграла Телегина. Созданный ею образ матери в фильме Я. Сегеля "Прощайте, голуби!" (1960) как бы перекликается с их напутствиями своим сыновьям:

"Я все спрашивала, когда ты у меня человеком будешь... А ты уже в пути... Счастливого тебе завтра..."

Корреспондент матросской газеты "Тихоокеанец" писал, что было в ее голосе столько материнского чувства, что юноши, одетые в матросскую форму, ощутили себя детьми этой женщины, пришедшей к ним с ласковым словом".

Сложен процесс - нахождение в гуще самой жизни характеров, которые не только доступны, но и в какой-то степени сливаются с индивидуальностью молодых актеров. Или, если хотите, с их актерским диапазоном. Черты характера Моти Котенковой свойственны были очень многим девушкам, строившим Комсомольск. Индивидуальная особенность актрисы дала в Моте Котенковой искомый образ. Помню, как настойчиво было требование С. Герасимова на роль Моти обязательно пригласить Телегину, которая к тому времени уже начала работать в театре.

Телегина не училась непосредственно у С. Герасимова на его курсе. Ее приняли в творческую мастерскую Л. Вивьена сразу на второй курс. В выпускных спектаклях она играла Феодосью в "Последних" Горького и охотницу в "Далеком" Афиногенова. Но еще в институте Телегина сыграла небольшую роль в ранней картине Герасимова "Люблю ли тебя". Эпизод был небольшой, однако Герасимов запомнил молодую актрису и сохранил для нее роль Моти в фильме "Комсомольск", где большинство ролей играли молодые воспитанники режиссера.

Телегиной не так уж сложно было войти в коллектив киноактеров мастерской С. Герасимова.

Сложность была иной. Как актрису ее открыл педагог и режиссер Л. Вивьен. Ей предстоял выбор - остаться в театре или целиком посвятить себя кино. Сложность выбора усугубилась и тем, что Телегина была связана студенческой практикой с театром Балтфлота и с много сделавшим для ее творческого роста руководителем этого театра А. Пергаментом. Театр Балтфлота и морская среда были ей по душе. Но когда возникла необходимость выбора, Телегина избрала кино. Казалось, на всю жизнь. Но, как увидим дальше, не навсегда.

Я еще раз возвращаюсь к тому, что черты характера юной первостроительницы города на Амуре Моти Котенковой предопределили будущие роли матерей советских воинов, которые принесли актрисе наибольшую известность.

Вот что писал шведский критик Руне Муберг: "Герои фильма "Дом, в котором я живу" простые русские люди, которых мы так мало знаем и которые заслуживают того, чтобы узнать их больше, являют пример подлинной человечности...

В фильме мы видим женщину, проводившую на войну мужа и двух сыновей. Ее лицо незабываемо. Это лицо - лицо эпохи, лицо великого народа, но в то же время - лицо всех матерей войны, лицо всех народов и всех эпох... Этот фильм дает много, но все же, когда забыто все другое, хотелось бы, чтобы лицо этой женщины, этот живой кусок любви и страданий навсегда остался бы в памяти у всех".

Русская мать... Именно так называют В. Телегину в многочисленных письмах наши зрители, особенно солдаты, моряки...

Актриса получает много писем от жен военных (даже от целых коллективов), от матерей и жен погибших на войне. "Наверное, вы и не представляете, сколько хороших душевных минут, часов доставили вы нам этой своей "одной ролью" (которую, как вы говорили, играете всегда, во всех ролях). Спасибо вам..."

Русская мать... Это звание надо завоевать...

Но как бы ни велики были заслуги С. Герасимова, открывшего талант Телегиной в кино, и девушек Комсомольска, с которыми она познакомилась, все же, мне думается, что сформировали созданный Телегиной характер не только они.

Так что же? Ответ на этот вопрос может дать знакомство с биографией артистки.

В предвоенные годы, когда особенно интересных и больших ролей не возникало, Валентина Телегина вернулась в любимый театр Балтфлота, к тому времени уже преобразованный в постоянный профессиональный коллектив. В этом театре Телегина встретила войну.

Об этом периоде творчества Телегиной подробно и хорошо рассказала артистка Елена Егорова (см. "Театр", 1968, № 2). "Даже в мирное время театр не засиживался на своем стационаре... С каждым спектаклем мы добирались до самых далеких точек, где бы ни находились части нашего флота... Наступила война 1939-1940 года, и мы получили первое боевое крещение. Двадцать два дня на Карельском перешейке, поход в декабре на острова Лавенсаари и Гогланд. Концерты ночью по тревоге для десантников, отправляющихся на боевую операцию. Палуба корабля и открытая грузовая машина считались в то время идеальными условиями для выступлений...".

Дальше Е. Егорова вспоминает о том, как вместе с Валентиной Телегиной они добирались уже в первый день Великой Отечественной войны из Ленинграда в Таллин, где находился тогда их театр, о том, как Телегина отправилась с бригадой актеров на остров Эзель (Сааремаа), на отрезанный от Родины клочок земли. Егорова вспоминает эпизоды концертов для бойцов, частушки на темы дня, которые распевала Валентина. В одной из таких частушек актриса предлагала пилотам, улетавшим на Берлин, в случае если не хватит бомб- пусть сбросят ее, Телегину.

Один командир сказал однажды Телегиной: "Как объяснить вам, не знаю, но все равно мы все уверены, пока актеры близко - смерть далеко".

В боевом отчете командования говорилось, что артисты не только подготовили новую программу, но и включились в боевую деятельность и в дни решающих боев вместе с отрядом торпедовцев пошли в бой с оружием в руках - они были и медсестрами и бойцами.

А потом актеров эвакуировали. Телегина осталась единственной женщиной на осажденном острове. Словно матерью всех моряков. И когда ей предложили место в самолете - она отказалась, уступив место раненому офицеру. С последними бойцами на подбитом торпедном катере Телегина вернулась на Большую землю.

А затем, когда, прорвавшись сквозь обстрел, самолет доставил ее в Тихвин, она настояла, чтобы ее вернули в театр. И ее отправили в Ленинград, переживавший самые тяжелые дни блокады.

Позднее, уже из Алма-Аты, где были все киностудии, Валентина Телегина снова выехала с бригадой актеров на фронт.

Так откуда же эта достоверность в характере ее женщин, созданных на экране? Мне думается, что немалую роль здесь сыграло знание жизни, высокая гражданская устремленность Телегиной, уведшая ее на фронты, в многочисленные поездки к самым далеким зрителям.

Большая жизнь прожита Валентиной Телегиной, но лишь малую ее часть видели мы на экранах. Не дожидаясь пока напишут для нее сценария, актриса сама пишет... Пока еще не пришла удача. Ну что ж. Не сразу.

Свой опыт, знание она хочет передать другим. Рассказать о русских женщинах нашей страны, о своих современницах.

Но вот произошло то, что сама Телегина оказалась героиней художественного произведения. Не так давно вышел роман В. Рудного, повествующий о военных подвигах на Саареме, о единственной женщине, оставшейся с моряками во время блокады. Не только сама Телегина и ее близкие друзья, но и многие читатели узнают ее, актрису театра Балтфлота, в героине романа.

Может быть, по этой книге поставят и фильм? Фильм о ее жизни. Может, эту роль сыграет она? А может, и другая актриса... так же, как и Телегина, воссоздавая подвиг жизни других...

Подвиг русской актрисы, воплотившей на экране образ нашей современницы и ее ратный подвиг, - таков единый бескомпромиссный жизненный путь Валентины Петровны Телегиной.

Так сливаются в наше время искусство и жизнь, творчество актера и его жизненное деяние.


Народная артистка РСФСР (1974)

Из Новочеркасска Валентина Телегина переехала в Ленинград, где поступила сразу на второй курс Ленинградского института сценических искусств в творческую мастерскую Леонида Вивьена. В свободное от учебы в институте время Валентина Телегина так же ходила на занятия к режиссеру Сергею Герасимову, организовавшему собственную актерскую мастерскую на «Ленфильме», и уже в 1934 году состоялся дебют актрисы в эпизодической роли в комедии Герасимова «Люблю ли тебя».

В 1937 году Валентина Телегина окончила институт искусств и стала актрисой Театра имени Ленсовета. Именно в это время Сергей Герасимов приступил к съемкам своей очередной картины «Комсомольск», в которой большинство ролей доверил своим воспитанникам, не забыв и о Валентине Телегиной. До начала войны Валентина Телегина снялась еще раз у Сергея Герасимова в мелодраме «Учитель» в ролиСтепаниды Лаутиной, а также в драме Иосифа Хейфица «Член правительства» в роли своей однофамилицы Прасковьи Телегиной.

В предвоенные годы Валентина Телегина перешла в труппу театра Балтфлота. Известие о начале войны застало актрису в отпуске. Она тут же вылетела в Таллин, где тогда находилась труппа театра, а затем вместе с другими актерами отправилась на остров Эзель (Сааремаа), на фронт. Артисты в перерывах между боями организовывали для солдат концерты, а в остальное время ухаживали за ранеными и готовили еду. Один из солдат однажды сказал Валентине Телегиной: «Как объяснить вам, не знаю, но все равно мы все уверены, пока актеры близко - смерть далеко». Когда вскоре началась эвакуация с острова, Валентина Телегина уступила свое место раненому бойцу, а сама вернулась на Большую землю с последними солдатами, покидавшими остров на торпедном катере. Потом актриса попала в блокадный Ленинград, а позже была эвакуирована в Алма-Ату, где снялась в драме Ивана Пырьева «Секретарь райкома», и после съемок вновь направилась с бригадой актеров на фронт.


После окончания войны Валентина Телегина приехала в Москву, и стала актрисой Театра-студии киноактера, а также актрисой киностудии имени Горького. Телегина много снималась в кино в ролях второго плана, и иногда - в главных ролях. Ее героинями становились поварихи и санитарки, птичницы и уборщицы, доярки и стрелочницы. Сама актриса говорила: «Я всегда играю одну-единственную и любимую роль - простой русской женщины. Раньше ее звали Глаша, Верка, Мотя, потом стали звать Степанида, Кирилловна, Мария Васильевна».


Зрители любили актрису за то, что ее героини были наделены обаянием, теплотой и душевной щедростью. В любом коротком эпизоде актриса всегда успевала раскрыть характер своего персонажа. Так, например, в сценарии фильма «Баллада о солдате», снятом в 1959 году, у ее героини пожилой женщины-шофера был большой монолог, но Валентина Петровна посчитала его лишним, и отказалась от текста, оставила лишь одну фразу, сыграв роль выражением лица и взглядом. Образ сыгранной ей женщины от этого только выиграл.


Одними из лучших в творческой биографии актрисы можно назвать роли Клавдии Кондратьевны в драме Льва Кулиджанова «Дом, в котором я живу»,Марии Ефимовны вкиноповести «Прощайте, голуби!», Степаниды Саввичны в комедии «Ссора в Лукашах» исанитарки Паша Куликова в военной драме Александра Столпера «Живые и мертвые».

Актриса очень не любила играть отрицательных героинь, и на роль злобной сплетницы-самогонщицы Алевтины Васильевны в мелодраме Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове» согласилась лишь после долгих уговоров. Однако сыграла эту роль она блестяще. И в дальнейшем, несмотря на всю свою нелюбовь к отрицательным героиням, все же регулярно соглашалась их играть.

Ей были сыграны самогонщица в «Павле Корчагине», попадья в «Олеко Дундиче», кухарка в «Хирургии» по Чехову, спекулянтка в военной драме «Вызываем огонь на себя» и злая волшебница Авдотья Петровна в фильме Александра Птушко «Сказка о потерянном времени».

Позже Валентина Петровна в органично и естественно играла возрастные роли. Она сыграла роль Марьи Ивановны в детском фильме Ролана Быкова «Телеграмма», повариху в картине Радомира Василевского «Включите северное сияние» и бабушку в детском фильме Якова Сегеля «Капля в море».


В последние годы своей жизни Валентина Петровна много болела и редко снималась. Киновед Эльга Лындина рассказывала: «Мы встретились, когда она была очень больна. Тяжелое, хриплое дыхание, отёчные ноги, сердце сдавало с каждым днём... А ей, неуёмной, энергичной, нетерпеливой, хотелось работать. Иногда что-то получалось, она молодела, собиралась, блестели глаза, в голосе звенели весёлые нотки. Хотя случалось так все реже и реже. Не только потому, что уходили годы. В кинематографе старость обычно особенно трудна, в силу вступает жестокий закон невостребованности, замешанный к тому же на нашем циничном равнодушии. Нечто подобное происходило и в жизни Валентины Петровны...»


Валентина Петровна ушла из жизни 4 октября 1979 года. Она похоронена в Москве на Митинском кладбище.

Леонид Филатов подготовил о Валентине Телегиной передачу из цикла "Чтобы помнили".



Использованные материалы:

Материалы сайта www.rusactors.ru

Материалы сайта www.kino-teatr.ru



ФИЛЬМОГРАФИЯ:

1. Комсомольск - 1938 - Мотя Котенкова
2. Гость - 1939
3. Учитель - 1939
4. Хирургия - 1939
5. Член правительства - 1939 - Паня
6. Весна - 1947 - эпизод
7. Драгоценные зёрна - 1948
8. Поезд идёт на восток - 1948 - эпизод на заводе
9. Кубанские казаки - 1949 - Христофоровна
10. В степи - 1951
11. Сельский врач - 1951
12. Сеанс гипноза - 1953
13. Степные зори - 1953
14. Море студёное - 1954 - сваха
15. Земля и люди - 1955
16. Матрос Чижик - 1955 - жена Нилыча
17. Судьба барабанщика - 1955 - тётя Дуня
18. Павел Корчагин - 1956
19. Дело было в Пенькове - 1957 - Алевтина
20. Дом, в котором я живу - 1957 - Давыдова
21. Ветер - 1958
22. Олеко Дундич - 1958
23. Стучись в любую дверь - 1958
24. Ссора в Лукашах - 1959
25. Баллада о солдате - 1959 - водитель
26. В нашем городе - 1959
27. Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва - 1959 - торговка
28. Прощайте, голуби! - 1960 - Мария Ефимовна
29. Воскресение - 1960-61 - Кораблёва
30. Человек идёт за солнцем - 1961
31. Чёртова дюжина - 1961
32. Душа зовёт - 1962
33. Суд - 1962
34. Течёт Волга - 1962
35. Живые и мёртвые - 1963 - тётя Паша Куликова
36. Сказка о потерянном времени - 1964 - Авдотья Петровна
37. Вызываем огонь на себя - 1964
38. Верность - 1965 - женщина
39. Знойный июль - 1965
40. Взорванный ад - 1967
41. Разбудите Мухина - 1967
42. Тихая Одесса - 1967
43. "Три тополя" на Плющихе - 1967
44. Доживём до понедельника - 1968 - нянечка
45. Угрюм-река - 1968 - Варвара
46. День и вся жизнь - 1969
47. Шаг с крыши - 1970 - санитарка
48. Телеграмма - 1971 - Марья Ивановна
49. Включите северное сияние - 1972
50. И тогда я сказал - нет... - 1973
51. Капля в море - 1973
52. Помни имя своё - 1974
53. Рейс первый, рейс последний - 1974
54. Шаг навстречу - 1975 - нянечка в новелле "Отец Серафим"
55. Повесть о неизвестном актёре - 1976
56. Поединок в тайге - 1977
57. Голубка - 1978
58. Живите в радости - 1978
59. Мятежная баррикада - 1978

Личная жизнь Валентины Телегиной была тесно связана с театром и кинематографом. Приехав в Ленинград из родного Новочеркасска, она поступила сразу на второй курс Института сценических искусств и параллельно посещала курсы на «Ленфильме», организованные Сергеем Герасимовым. Первым в ее творческой биографии фильмом стал «Люблю ли тебя», в котором девятнадцатилетняя начинающая актриса сыграла совсем маленькую роль.

В 1937 году после окончания вуза Валентина Телегина пришла в Театр им. Ленсовета, тогда ей было двадцать два года, и с этого времени началась ее успешная карьера. В том же году Телегину пригласили сняться в картине «Комсомольск» у Сергея Герасимова.

На фото — Валентина Телегина

Почти перед самой войной актриса перешла в театр Балтфлота, а когда объявили о начале войны она вместе с другими актерами театра ушла на фронт. После войны личная жизнь Валентины Телегиной протекала уже в Москве, где она стала актрисой Театра-студии киноактера. Ее много приглашали сниматься, но, в основном, это были роли второго плана. Чаще всего Валентине Петровне доверяли играть санитарок, птичниц, поварих, доярок, т.е., по словам самой актрисы, она всегда играла простую русскую женщину.

Она была очень популярна и любима зрителями, ценившими Телегину за искреннюю игру, за ее обаяние и душевную теплоту. Она не смогла стать звездой экрана в привычном понимании этого слова, потому что не обладала звездной внешностью, но благодаря своей простоте, актриса сразу стала «своей» у миллионов советских зрителей. Валентина Телегина не любила, когда ей приходилось играть отрицательных героинь, но и эти роли удавались ей блестяще - вспомнить только Алевтину-самогонщицу из картины Ростоцкого «Дело было в Пенькове».

Среди других отрицательных ролей, неповторимо сыгранных актрисой - попадья в «Олеко Дундиче», самогонщица в «Павле Корчагине», злая волшебница в «Сказке о потерянном времени». Со временем актриса начала играть возрастные роли, которые ей удавались не менее органично - повариха в фильме «Включите северное сияние», бабушка в «Капле в море», Марья Ивановна в «Телеграмме». Валентина Петровна готова была играть до последнего дыхания, и в конце жизни, когда она уже много болела, все равно, редко, но снималась. Она до старости сохранила свой оптимизм и веселый характер, которым Валентина Телегина притягивала к себе всеобщую любовь.

Возникла необходимость в формировании не только нового общественного и правового порядка, но и кино. Подстраиваясь под эти требования, большинство кинофильмов последующих лет рассказывали о жизни крестьян и рабочих. Поэтому появилась нужда в новом типаже актрис, внешне напоминавших простых сельских баб, обладающих при этом, тонкой душевной организацией. Советская актриса Валентина Телегина попала в кино именно благодаря тому, что относилась к этому типажу, и на протяжении всей своей карьеры была невероятно востребованной. Однако была ли ее личная жизнь столь же успешной, как и профессиональная?

Происхождение актрисы и детские годы

Валентина Петровна Телегина была настоящей потомственной казачкой. Она родилась в феврале 1915 г. в Новочеркасске, который в то время играл роль столицы донских казаков (сегодня Ростовская область). Несмотря на непростой период, в котором прошло детство будущей актрисы, она росла озорной и искренней девочкой. Во время учебы в школе Телегина вступила в местный театральный кружок, с которого началось ее увлечение актерским мастерством. Руководительница кружка, которая в прошлом была артисткой, высоко оценила талант юной Валентины и посоветовала ей после окончания школы поступать в театральный вуз.

Студенчество

Полная самых смелых надежд, Валентина Телегина приехала в Ленинград и успешно сдала экзамены в Институт сценического искусства. Причем ее игра произвела на вступительную комиссию столь сильное впечатление, что юную казачку зачислили сразу на второй курс.

Первоначально Телегина была определена в мастерскую преподавателей Вивьена и Соколова, но позже она по собственному желанию перешла к легендарному уже тогда советскому режиссеру Сергею Герасимову. И не зря, ведь он не только был удивительным педагогом, но и имел привычку снимать в своих кинокартинах особо дорогих ему учеников. Оценив талант, а главное, удивительно актуальный на то время типаж истинно русской женщины Телегиной, Сергей Аполлинариевич стал часто приглашать ее сниматься в своих работах.

Первые работы в кино и военные годы

В 1937 г. ее пригласили сыграть в одном из эпизодов «Тайги золотой», а через год Герасимов дал ей роль Моти Котенковой в «Комсомольске». Именно эта роль в дальнейшем и определила весь творческий путь актрисы и ее амплуа - простой женщины/бабушки из народа, которая столь естественна, что кажется, живет в соседнем дворе.

Через год Сергей Аполлинариевич вновь пригласил свою ученицу сыграть Степаниду Лагутину в «Учителе». У ее героини почти не было текста, но она присутствовала во многих сценах, символизируя собою тяжкую долю необразованных и угнетенных крестьянок.

Несмотря на все эти успехи, настоящую известность Валентина Телегина обрела, сыграв свою однофамилицу в фильме «Член правительства». Теперь многие режиссеры приглашали ее сниматься у себя, но грянула Великая Отечественная война, и актриса, приостановив свою деятельность, добровольно отправилась в Таллинн, где шли ожесточенные бои, в числе актерской бригады. Позже их труппа оказалась на острове Эзеле.

Здесь в свободное от выступлений время Валентина Телегина была и кухаркой, и медсестрой, и прачкой. Она бралась за любую работу, чтобы помочь храбрым воинам. По прошествии многих лет о ее самоотверженной деятельности В. Рудным будет написан роман.

Позже актриса вернулась в Ленинград и прожила там некоторое время, перенеся все тяготы блокады, пока не была эвакуирована в Алма-Ату.

В военные годы актриса снялась в двух кинофильмах - «Непобедимые» и «Секретарь райкома», хотя и не была указана в титрах. Позже она много гастролировала на фронте, а после победы переехала в Москву, где была принята на студию им. Горького, а также играла в Театре-студии киноактера.

Дальнейшая карьера

После войны настал настоящий звездный период в карьере Телегиной - ее засыпали предложениями сниматься, и хотя большинство ее ролей - второстепенные, именно они подчас становились главной изюминкой кинофильмов.

Среди ее творческого наследия множество героинь - санитарка-медсестра, женщина-водитель, крестьянка, самогонщица, проводница, злая волшебница, и даже хозяйка борделя. Каждая из этих ролей была столь отменно сыграна, что за актрисой закрепилось прозвище «всенародная тетя».

Наиболее любимые зрителями кинофильмы с участием актрисы - «Кубанские казаки», «Дом, в котором я живу», «Дело было в Пенькове», «Баллада о солдате», «Три тополя на Плющихе», «Доживем до понедельника» и многие другие. Всего в творческой копилке Валентины Телегиной - более шестидесяти ролей, а также несколько озвученных мультфильмов.

История с пропавшим без вести братом актрисы

За пределами съемочной площадки Валентина Телегина была очень непохожей на своих героинь. Те, кто был близко с ней знаком, отмечали, что по характеру актриса была настоящей горожанкой и очень интеллигентной женщиной. С одной стороны, была открытой и участливой, но при этом умела держать дистанцию и редко делилась своими сердечными секретами Валентина Телегина. Семья ее была окутана массой тайн, большинство из которых она унесла с собой.

К примеру, практически никто не знал, что у нее был младший брат, который во время Великой Отечественной войны был принудительно угнан в Германию в качестве рабочей силы. Однако вместо каторжных работ он был отправлен в разведшколу, а после войны - переправлен в Западную Германию, где под фамилией Кондрашов, обитал вплоть до 1957 г., когда смог попасть на родину.

Если бы в те годы стало известно, что у видной советской актрисы родной брат жил на оккупированной территории, да и еще был замешан в шпионаже - Телегина могла бы лишиться карьеры, поэтому эта история стала достоянием общественности лишь в конце жизни Валентины Петровны.

Валентина Телегина: муж

Была еще одна тайна, окутывавшая жизнь известной актрисы. О ней не знали даже самые близкие для нее люди. Речь шла о мужчинах, которых любила Валентина Телегина.

Личная жизнь ее, между тем, была довольно бурной. Несмотря на свою внешность сельской бабы, актриса была очень ухоженной и обаятельной женщиной, которая нравилась мужчинам. По словам самой Валентины Петровны, у нее был муж-летчик, который и стал отцом ее дочки Надежды. Однако насколько правдива эта история - неизвестно, ведь оправдание "муж-летчик" или "капитан дальнего плаванья" традиционно для матерей-одиночек.

Дочь Телегиной рассказывала, что она на протяжении всей своей жизни испытывала трепетные чувства к театральному режиссеру Александру Пергаменту.

С ним Валентина Телегина стала работать в начале сороковых, с приходом в театр Балтфлота. Вместе они много гастролировали на фронте, поэтому весьма возможно, что у актрисы возникли к режиссеру романтические чувства. Были ли они взаимными? Сейчас уже никто не сможет ответить, тем более что у режиссера была супруга - актриса Евгения Церебилко. Умер Пергаментов почти на десять лет раньше Телегиной, а она даже в свои последние дни вспоминала о нем.

Дети Валентины Телегиной

У актрисы была одна дочь Надежда. Кто бы ни был ее отцом, он не участвовал в воспитании девочки, и Валентина Петровна сама поднимала ее на ноги.

Отношения между матерью и дочкой не всегда были гладкими, однако в последние годы актрисы именно Наденька взяла на себя все хлопоты по уходу за ней.

Последние годы Валентины Телегиной

В последние годы жизни актриса много болела, но продолжала сниматься и давать интервью.

Умерла «всенародная тетя» в октябре 1979 г. и была похоронена на московском Митинском кладбище. Через несколько лет после ее смерти дочка Надя продала московскую квартиру в центре и переехала жить в Подмосковье.

По отзывам друзей и коллег, была удивительно стойкого и благородного характера Валентина Телегина. Личная жизнь, семья и невероятно успешная карьера в кино - все это хоть и было у нее, но не всегда таким, как хотелось бы. К счастью, с какими бы трудностями она ни сталкивалась в своей жизни, Валентине Петровне всегда удавалось выходить из любой ситуации победительницей.



Читайте также: