Для чего нужны горы. Учебный социальный проект Горы – ключ к устойчивому будущему

Важность и актуальность проблемы для города

Каждый год миллионы людей отправляются в горы, чтобы полюбоваться их красотами и отдохнуть душой. Величие гор поражает, первозданная природа приводит в восторг, а тишина дарит мир и спокойствие. Ежегодно 11 декабря отмечается Международный день гор, установленный по решению 57-й Генеральной Ассамблеи ООН в январе 2003 года . Он призван привлечь внимание населения к родным горам. В 2014 году одна из участниц проекта приняла участие в XIX-м горном марафоне «Конжак» и только там впервые узнала, что покорила высочайшую вершину Свердловской области. Также она отметила тот факт, что далеко не все жители города Карпинска и его гости знают названия и местоположение горных вершин, хотя они прекрасно видны с высоких точек города. Выявив проблему, инициативная группа поставила перед собой цель - повысить уровень информированности населения о горных вершинах городского округа Карпинск. Нам предстояло решить следующие задачи:

1. выявить уровень информированности населения о названии высочайшей вершины Свердловской области;

2. выявить значение гор для городского округа Карпинск;

3. найти целесообразные формы информирования населения о них;

4. наладить сотрудничество с молодёжными организациями и группами, представителями государственных учреждений и частного бизнеса, всеми заинтересованными гражданами.

Важность проекта заключается в том, что на территории городского округа Карпинск расположена высочайшая вершина Свердловской области - гора Конжаковский Камень - место проведения ежегодного горного марафона «Конжак», соревнования по скайраннингу и веломарафона «Северный ветер». Достоверная информация о горных вершинах, полученная при помощи наглядных пособий, сформирует у юных жителей цельное представление, как о географическом объекте, так и о проводимых в том месте спортивных мероприятиях. Кроме того, организация фотовыставки в городском краеведческом музее и использование наглядных пособий в школе, а также демонстрация учебного фильма помогут активизировать интерес к горам у населения.

Актуальность проекта заключается в том, что все его участники активно вовлечены в просветительскую деятельность. Реализация проекта формирует у его участников чувство любви и бережного отношения к природе родного края, повышает экологическую культуру у подрастающего поколения, мотивирует вести активный и здоровый образ жизни.

Сбор и анализ информации по проблеме

Анализ источников информации об объекте

В поисках сведений о горных вершинах мы ознакомились с различными источниками, в том числе с краеведческой литературой по Уралу, картами, фотографиями гор, сделанными жителями города и из сети Интернет, телерепортажами, интервью со специалистами и другими материалами. Наиболее важной и интересной нам представляется информация о первых учёных, поднимавшихся на вершины гор, об этимологии названия гор, о растительном и животном мире, о полезных ископаемых, добываемых в горах, о предприятиях, работающих в горах, о массовых мероприятиях, которые проводятся в горной местности, о населённых пунктах, расположенных у подножия гор, о воинской части воздушно-космических войск России.

Проанализировав всю информацию, мы пришли к выводу, что горы имеют огромное значение не только для городского округа Карпинск, но и для региона и страны в целом. Важно донести полученную информацию до местного населения, чтобы жители увидели преимущества жизни в горной местности, почувствовали сопричастность про-исходящим в нашем районе событиям, принимали активное участие в массовых мероприятиях, чтобы у них появилось чувство гордости за свою родину, воспитать у них любовь и бережное отношение к природе родного края, побудить вести активный и здоровый образ жизни.

История изучения гор, расположенных на территории городского округа Карпинск, началась в 18-м веке. Первым учёным, описавшим вершину Конжаковского Камня, был академик Иван Иванович Лепёхин. В июне 1771 года он ехал из Сибири по Верхотурско-Соликамской почтовой дороге и поднялся на вершину этой горы (Чупин). После Лепёхина в 1853 году на вершине горы побывал учёный Эрнст Карлович Гофман, который первым водрузил на ней деревянный крест. А в 1866 году на вершину поднялся горный инженер Х. Я. Фон Таль. Учёные начинали своё путешествие из Богословского завода . Уже в наше время, 26 июня 2014 года верующие Карпинска и Краснотурьинска установили на вершине горы деревянный крест высотой 3,5 м .

Граница между Северным и Средним Уралом в настоящее время проходит по южному подножию Кытлымского горного массива (гора Павдинский Камень). В горах Северного Урала хорошо выражены три высотных пояса растительности - горно-лесной, подгольцовый (субальпийский) и горно-тундровый. Континентальный климат формируется под воздействием воздушных масс трех типов: влажных и прохладных атлантических, приходящих с запада; холодных и сухих арктических, приходящих с севера вдоль гор Урала с Северного Ледовитого океана; тёплых и сухих континентальных, приходящих с юга, со стороны Казахстана. Влага на территорию Свердловской области поступает преимущественно с атлантическими воздушными массами, перемещающимися с запада на восток, и на распределение осадков решающее влияние оказывает барьерная роль Уральских гор. В восточных предгорьях и далее к востоку годовое количество осадков существенно ниже, чем в горных районах и в западных предгорьях. Для горных районов характерно стекание в долины холодного воздуха с прилегающих склонов. Вследствие этого межгорные котловины и прилегающие к ним нижние части склонов имеют более холодный и влажный микроклимат по сравнению со средними частями ограничивающих их склонов горных хребтов .

Горы являются частью неповторимой и хрупкой экосистемы, поэтому здесь необходимо соблюдать природоохранный режим. На территории городского округа Карпинск имеется 15 памятников природы регионального значения, из них геоморфологическими являются гора Голобокий Чурок, представляющая собой небольшой голец высотой более 120 м и с крутизной склонов до 45 градусов покрытый курумами, и горный массив «Серебрянский Крест» с мощными известняковыми гребнеобразными скалами-останцами высотой от 10 до 40 м. Примечательны также перевал Дидковского в окрестностях посёлка Кытлым - перевальная точка с хорошо выраженными каменными кольцами и пятнистой кустарниковой тундрой, и истоки реки Северный Катышёр со следами южной границы четвертичного оледенения на Урале . Первый и Второй Серебрянский и Казанский кедровники, расположенные в районе Конжаковско-Серебрянского массива на высоте от 350 до 720 метров над уровнем моря, являются генетическими резерватами. Обособленно стоит Серебрянский горный кедровник, расположенный на высоте 800-850 метров на восточном склоне одноименной горы в бассейне реки 2-й Серебрянки. Возраст кедровых деревьев там составляет 330-380 лет .

Существовали планы по созданию в районе Кытлымских среднегорий национального парка «Конжаковский Камень» площадью 50 тысяч гектаров, но их реализация была отложена на неопределённый срок .

Удалённость и недоступность гор, а также их непригодность для земледелия в некоторой степени защитили их от вторжения человека. Поэтому в горах сохранились многие виды флоры, давно исчезнувшие на низменностях. Флора Свердловской области представлена 1592 видами сосудистых растений, из них 27 видов (1,6 %) являются эндемиками Кытлымских гор. Наиболее узкие ареалы имеют ясколка Игошиной, тимьян ложночередующийся, соссюрея уральская. Эти виды внесены в Красную книгу Свердловской области и Российской Федерации .

В горах можно встретить типичных для этой местности представителей фауны, таких как белая куропатка, северный олень и другие.

Горы имеют огромное значение для поддержания водного режима местности. Здесь можно увидеть множество родников и ключей. В горах берут начало горные реки: Конжаковка, Серебрянка, Иов и другие притоки реки Лобвы. Горы удерживают выпавший зимой снег, а весной и летом медленно расходуют накопленную влагу. Поросшие лесами склоны гор как губка впитывают дождевую воду, которая спокойно, без разрушительных наводнений, стекается в реки .

Рекреационное значение . Горы - это живописнейшие ландшафты. Неудивительно, что третья часть всех заповедников Земли расположена в горах. Это излюбленные места для туристов. Не только на вершинах гор, но и у их подножия можно наблюдать интересные геологические объекты, такие как скалы Блины. Эти останцы выветривания находятся в шаговой доступности и довольно популярны у постояльцев базы активного отдыха «Серебрянский Камень». Таким образом, горы - это то место, где можно активно проводить своё свободное время, занимаясь скалолазанием, пешим туризмом, катанием на лыжах и снегоходах.

Горы имеют спортивно-оздоровительное значение . Здесь проходят туристские маршруты вплоть до третьей категории сложности. С 1996 года проводится забег на вершину Конжаковского Камня, с 2014 года горный марафон «Конжак» стал одним из этапов скайраннинга. Наблюдается тенденция роста числа стартующих и преодолевающих дистанцию участников. Так, в юбилейном 20-м забеге число участников составило 1846 человек, из них 1650 преодолели всю дистанцию. С 2013 года на склонах Конжаковского массива проводится велосипедный марафон «Северный ветер» с длиной круга 85 км. В 2016 году состоится третий этап многодневного горного ультрамарафона «ТрансУрал», участники которого за 4 дня должны будут преодолеть дистанцию длиной 110 км .

По словам карпинских спасателей, скалы-останцы Серебрянского камня являются хорошей тренировочной базой для альпинистов и скалолазов. Горы являются также местом проведения туристских лагерей для школьников области.

Экономическое значение . Разработка медных и железных рудников в горах проводилась ещё в 18-м веке, но руда там быстро истощилась. По этой причине многие рудники были вскоре заброшены . В настоящее время они представляют собой полуразрушенные штольни, сухие или заполненные водой.

Вследствие размывания водой горных пород образовались золото- и платиноносные слои рек. Таким образом, горы снабдили старателей ценными металлами на многие десятилетия. Благодаря этому возник приисковый посёлок Кытлым. Интересный факт, за всю историю добычи платины в посёлке Кытлым было получено более 30 тонн этого драгоценного металла .

В настоящее время в горах ведётся строительство дороги к будущему карьеру по добыче дунитов. Эта горная порода богата магнием и железом, а также содержит в себе редкий минерал оливин, обладающий уникальными характеристиками. По словам директора предприятия «Дуниты Северного Урала» Николая Венедиктовича Кузьмина, разведанных запасов дунитов на Иовском плато должно хватить на сотни лет . Кроме того распоряжением Министерства природы России ЗАО «Косьвинский камень» было предоставлено право на добычу россыпных платиноидов и золота Тылай-Косьвинского месторождения . Разведанных запасов, порядка 2 тонн , должно хватить на 9 лет .

По словам карпинского геолога Вячеслава Николаевича Боброва, на территории городского округа Карпинск имеется несколько крупных месторождений полезных ископаемых: Булдырьское месторождение вторичных кварцитов, запасы которого составляют миллионы тонн, уникальное по составу и количеству Иовское месторождение дунитов, крупное Конжаковское месторождение железо-титано-ванадиевых руд, Серебрянское медно-палладиевое рудопроявление, содержащее халькопирит и борнит с микроскопическими включениями палладия. Отсюда следует вывод, что разработка этих месторождений будет способствовать устойчивому развитию экономики нашего округа.

Горы поддерживают высокий уровень обороноспособности нашей страны. Так, например, гора Косьвинский Камень является местом дислокации ракетных войск стратегического назначения Вооружённых сил России, благодаря которым воздушно-космическое пространство нашей родины надёжно защищено .

Горы с незапамятных времён будили фантазию и воображение людей во всём мире. Они - нескончаемый источник вдохновения творческих людей. Произведения искусства и народного творчества в форме стихов, рассказов, легенд, песен, картин, фотографий и фильмов возникали как результат эмоционального переживания человека. По-вторить удивительные мгновения невозможно, но они навсегда остаются запечатлёнными в сердце художника и в его творении. С 1973 по 2004 год символическое изображение гор использовалось на гербе города Карпинска .

Смена окружающей действительности, необычные краски, покой и тишина, прозрачный и чистый воздух волшебным образом воздействуют на внутренний мир человека, открывая для него новые горизонты, даря незабываемые впечатления и сладкие мгновения. Поэтому уместно демонстрировать красоту горных ландшафтов в государственных учреждениях при помощи наглядной печатной продукции, побуждая местное население и гостей города посетить эти места, формируя через связь с природой экологическое сознание граждан.

Опрос населения

Чтобы выявить уровень информированности населения о названиях горных вершин, видимых с высоких точек на западной стороне города, с 10 по 17 октября 2015 года в форме прямого интервью нами было опрошено 100 человек в возрасте от 12 до 70 лет. Респондентам было предложено ответить на 4 вопроса.

1. Знаете ли Вы, как называется высочайшая вершина Свердловской области, расположенная на территории городского округа Карпинск?

2. Поднимались ли Вы хотя бы раз на гору Конжаковский Камень?

3. Знаете ли Вы, что на Конжаковском Камне проводится марафон?

4. Были ли Вы зарегистрированным участником этого марафона?

Обработка материалов опроса проходила с применением программы «Microsoft Excel 2010».

Анализ результатов опроса показал, что большинство опрошенных (57 %) знает название высочайшей горы Свердловской области. Примерно половина респондентов (44 %) поднималась на её вершину. Подавляющее большинство (85 %) знают, что на Конжаковском Камне проводится марафон, но только каждый четвёртый (23 %) был его участником.

Предлагаемый план действий

Чтобы привлечь внимание жителей городского округа Карпинск к горным вершинам, показать их значение для здоровьесбережения населения и развития экономики, авторами был составлен следующий план действий:

1. Встретиться с исполняющей обязанности директора Детского оздоровительно-образовательного центра;

2. Составить положение о выставке, пригласить к участию учителей, учащихся и профессиональных фотографов, отобрать фотографии;

3. Встретиться с директором краеведческого музея;

4. Составить смету расходов;

5. Найти источник финансирования;

6. Изготовить наглядные пособия с изображением горных вершин нашего округа, создать учебный фильм о роли гор для человека;

7. Распечатать фотографии, смонтировать и оформить выставку;

8. Распространить информацию об открытии выставки.

Реализация плана действий

Инициативной группой был разработан план действий, определены этапы и сроки реализации проекта, назначены ответственные на каждом этапе участники.

7 октября 2015 года на встрече с директором краеведческого музея была достигнута договорённость о предоставлении площади выставочного зала музея для размещения фоторабот с 9 декабря сроком на 1 месяц. Выставочный зал музея достаточно просторный и светлый, его площадь составляет 72 кв.м, а вместимость - до 60 человек. Он позволяет вывесить на специальных крепежах до 30 работ большого формата в один ряд. Кроме того имеются стеллажи для демонстрации экспонатов, телевизор для презентации, стулья для посетителей. Открытие выставки приурочено к Международному дню гор, который празднуется ежегодно 11 декабря.

13 октября 2015 года мы встретились с исполняющей обязанности директора ДООЦ. Она поддержала нашу идею организации выставки и рекомендовала разработать положение о её проведении, чтобы включить её в муниципальный план мероприятий.

23 октября 2015 года состоялась встреча с геологом Вячеславом Николаевичем Бобровым. Он рассказал о месторождениях полезных ископаемых на территории нашего округа и помог определить хранящиеся в кабинете горные породы и минералы, собранные туристами во время походов в горы. Позднее на основании полученных сведений в кабинете была оформлена экспозиция местных минералов. Также была достигнута договорённость о совместной экспедиции в летние каникулы на месторождения городского округа с целью сбора коллекционных образцов минералов.

26 октября 2015 года нами была составлена примерная смета расходов на основании данных о стоимости услуг печати, полученных в ООО "Творческая мастерская «Лидер» (Карпинск), в дальнейшем смета была скорректирована в сторону увеличения затрат.

Макет афиши предстоящей выставки мы попросили изготовить художника-оформителя Марину Успенскую (Краснотурьинск). Она разработала безвозмездно и предложила на выбор пять различных вариантов афиш, из которых мы выбрали два лучших.

16 ноября 2015 года состоялась встреча с заместителем директора ООО «Карпинский техснаб», на которой мы представили макет будущей печатной продукции и смету расходов на проведение выставки. Игорь Евгеньевич Богочанов согласился оказать нашему проекту финансовую помощь и выделил необходимую сумму денег.

30 ноября 2015 года мы передали для печати макет карты и плаката в творческую мастерскую «Лидер» (Карпинск). Было изготовлено 8 карт формата А2 на основе баннерного материала и 6 плакатов формата А3.

В начале декабря 2015 года был помещён анонс о предстоящей выставке в газете «Карпинский рабочий» и на сайте газеты «Вечерний Карпинск», также в фойе школ, администрации городского округа, городского музея были размещены афиши.

8 декабря 2015 года сотрудники фотоцентра «Светопись» распечатали авторские фотографии, взяв за основу пенокартон с покрытием на матовой бумаге. Согласились участвовать в выставке 10 фотографов - профессионалов и любителей - они представили на обозрение публики 31 работу, главной темой которых были горы в разное время года.

9 декабря 2015 года фотоработы были вывешены в выставочном зале Карпинского краеведческого музея, к ним были оформлены этикетки, на стеллажах были размещены образцы местных горных пород, первые фотоаппараты, которые брали с собой в поход туристы, дневник о походе в горы и герб города с изображением гор.

13 декабря 2015 года состоялась презентация проекта. Его участницы рассказали гостям мероприятия о цели и задачах проекта, о вы-явленных проблемах и путях их решения. В ходе презентации был продемонстрирован учебный фильм, рассказывающий о роли гор для нашего округа. Также в рамках проекта состоялось открытие фотовыставки, посвящённой Международному дню гор. Были приглашены авторы работ, педагоги учебных заведений, представители администрации городского округа, СМИ, родители, спонсор, коллеги и друзья участников проекта. По окончании презентации представителям школ города были переданы наглядные пособия для кабинета географии - карты и плакаты с информацией о горных вершинах и памятниках природы городского округа Карпинск. В конце встречи начальник отдела образования администрации городского округа Карпинск поблагодарила участниц проекта за работу и выразила общее мнение, что проект важен для гражданско-патриотического воспитания детей и значим для жителей города.

Проект продолжительный по времени, требует постоянной координации действий всех его участников. Временные затраты на подготовку и реализацию проекта подсчитать не представляется возможным, в силу их большого объёма. Денежные расходы, представленные в смете, не учитывают финансовые затраты на проезд до Екатеринбурга и обратно (собственные средства и помощь родителей).

Заключение

В ходе реализации проекта нам удалось привлечь внимание населения к горным вершинам нашего округа. Все участники активно взаимодействовали на разных этапах проекта, получая опыт конструктивного решения проблем. В ходе реализации проекта были использованы различные формы распространения информации: печать и распространение по школам наглядных пособий, проведение фотовыставки в музее, публикация заметки в СМИ, беседа со специалистами и опрос населения, оформление экспозиции горных пород и минералов в от-делении туризма и краеведения ДООЦ, создание и демонстрация учебного фильма, выступление на исследовательском конкурсе. В итоге за время проведения выставки её посетили около 700 человек, наглядные пособия были вывешены в школьных кабинетах географии, учебный фильм был размещён в сети Интернет.

Участники проекта активно сотрудничали с представителями молодёжной Думы, городской Думы и частного бизнеса, сотрудниками государственных учреждений и специалистами. Благодаря солидарной деятельности участников проекта удалось решить все поставленные задачи и достичь намеченной цели. В конце учебного года запланировано проведение повторного опроса населения, с целью выявить, удалось ли достичь запланированного результата, а именно повышения уровня информированности населения.

Список источников информации

1. Весновский В. А. Иллюстрированный путеводитель по Уралу / Вик. Весновский. - Изд. первое. - Екатеринбург: Тип. «Урал. жизни», 1904. - С. 408-410

2. Киселева Т. П., Изман Е. Н. Кытлым. Сборник статей, очерков и воспоминаний. Серия: Очерки истории Урала. Выпуск 71. - Екатеринбург, 2012. - С. 50

3. Матвеев А. К. Географические названия Урала: Топонимический словарь. - Екатеринбург: ИД «Сократ», 2008. - С. 135-136

4. Особо охраняемые территории Свердловской области. Информационные материалы. - Свердловск: УНЦ АН СССР, 1985. - С. 46-47

5. Постановление Правительства Свердловской области № 41-ПП от 17 января 2001 года «Об установлении категорий, статуса и режима особой охраны особо охраняемых природных территорий областного значения и утверждении перечней особо охраняемых при-родных территорий, расположенных в Свердловской области»

6. Рундквист Н. А., Задорина О. В. Свердловская область. Иллюстрированная краеведческая энциклопедия. - Екатеринбург: «Квист», 2009. - С. 154

7. Чупин Н. К. Географический и статистический словарь Пермской губернии, - Пермь, 1878, Т. 2, С. 79-94

8. Эндемичные растения Урала во флоре Свердловской области / П. В. Куликов, Н. В. Золотарева, Е. Н. Подгаевская; Науч. ред. В. А. Мухин. - Екатеринбург: Гощицкий, 2013. - С. 503-504

15. Уральская платина уходит в одни руки. «Коммерсантъ», 25.06.2014

16. Ух ты! В Свердловской области будут добывать платину. «Подтверждены запасы на девять лет», URA.Ru, 24.06.2014

17. Герб города Карпинск (1973 г.), Геральдика.ру, 2016

Наверное, каждому знакома пословица: "Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт". Так зачем же мы - двое, вроде неглупых, людей - ходим в горы? Да еще ездим так далеко, в Норвегию... Не лучше ли было бы купить автомобиль или дачу, загорать на полянке в ближайшей Ленобласти или проехать на эксурсионном автобусе по святым местам? Что это вообще за прихоть такая - в горы ходить?..


Я всегда лучше понимаю себя, когда вижу со стороны. Неважно как. Это могут быть случайные образы в произведениях искусства, напоминающие моё поведение, или жизненные примеры других людей (святых и просто "замечательных"). Но особенно мне помогают видеозаписи, которые снимает муж в наших походах. Это всегда очень красивые ролики, в которых собраны лучшие моменты наших путешествий. То, что тронуло обоих. То, что отражает нашу любовь к природе и её Творцу. А сегодня Саша закончил работу над первым клипом по следам недавнего отпуска. Я посмотрела и, кажется, поняла...

Я поняла, что горы - это сила, которая влечёт нас независимо от уровня жизни и места обитания. Наша с мужем личная ценность, которую мы год за годом постигаем глубже. И что мы просто не можем жить, зная, что на свете есть горы, и не ходить в них. Это было бы то же, что любить человека, но не позволять себе чувствовать его. Не видеть, не слушать, не прикасаться, не дышать тем, чем он дышит... Кто-то, может, и умеет любить так, отстранённо, а я - точно нет...

Я увидела в этом клипе (благодаря тому, что Саша снимал Норвегию с помощью более совершенной оптики), что горы дают ощущение нового объема пространства. В нём иные формы и другие масштабы. Оно не похоже на плоский, выверенный, такой рукотворный мир мегаполисов. Потому что совершенно живое, естественное и свободное. И эту живость, естественность и свободу в горах невозможно не впитывать. А в Петербурге их очень не хватает...

Просматривая видео, я как-то особенно осознала свою хрупкость и зависимость от мощных сил Земли. Скалы и массивные камни являются для меня воплощением мужской энергии. Олицетворением непобедимой силы, защиты и твёрдости убеждений. Рядом с ними я начинаю чувствовать себя слабой, ограниченной, но одновременно очень защищённой и потому умиротворённой и спокойной. И мне бывает интересно наблюдать за своим мужем в горах. Его мужская энергия - наполняет. Он становится смелее, увереннее и целенаправленнее. И это вносит в наши отношения больше гармонии.

В Норвегии горы обладают особой притягательной сказочностью. Неслучайно именно здесь сложилось множество легенд про таинственных троллей и обворожительных горных красавиц - хюльдр, которые заманивают человека в свой мир. А для современных норвежцев это не просто легенды, а своего рода философия. Каждому норвежскому школьнику учителя всерьез рассказывают, что делать при встрече с живым троллем. И когда я читаю норвежские сказки, моё сердце учащенно бьётся. Мне начинает казаться, что я тоже из этого волшебного мира. Что и меня заманили в сказку... Но мне это нравится. Потому что через сказку мне легче найти (представить во всей полноте фантазии) себя, своего истинного персонажа. А не постигнув собственной сути, не открыв своего предназначения, нельзя приблизиться к Богу. Поэтому для нашей семьи норвежские горы - это еще и часть духовного пути.

Сейчас, с появлением мощного транспорта и удобных дорог, человек может подняться в горы на машине или экскурсионном автобусе. Вовсе необязательно карабкаться по опасным лестницам и тратить много сил на преодоление крутых дорог, чтобы увидеть красоту и подышать горным воздухом. Но всё же, всё же... Что-то есть в этом физическом труде мистическое. То, что заставляет приобщаться к горам не только духовно и душевно, но и телесно. Одно дело, когда едешь к любимому на такси. И совсем другое, когда ради него стаптываешь ноги, преодолеваешь километровые расстояния, борешься со своими страхами, слабостями и недоверием... Чем больше трудишься, тем больше любишь. А чем сильнее любишь, тем счастливее себя чувствуешь. И вовсе не будет преувеличением сказать, что в горы мы ходим, чтобы научиться любить. За счастьем...

Введение
Было время, когда горы считались местом опасным и таинственным. Поэтому люди думали, что громады, подпирающие облака, создали боги или духи. Люди верили, что боги строили горы для того, чтобы поддерживать небесный свод. Все знают о горе Олимп, на которой, по преданиям, жили боги древней Греции. Люди думали также, что горы не прикреплены к одному месту и что боги могут брать их и бросать друг в друга во время своих битв. Многие сравнивают горы на Земле с морщинками, которые образуются на кожуре усыхающего яблока или картофеля. Иногда говорят, что горы на Земле возникли совершенно так же, как эти морщинки. Однако в последние несколько десятилетия многие тайны, с которыми связывалось появление гор, удалось разгадать. Многое я узнала из рассказов работников Ильменского заповедника, вовремя проведения открытого мероприятия. Мой интерес к этой теме подогрела поездка с родителями в Крым. Экскурсия в горы окончательно определила тему моей исследовательской работы. Захотелось узнать, как же горы образуются, отличаются ли они друг от друга. А гора Карадаг меня заворожила.

Цель проекта: выяснить как образуются горы, узнать историю происхождения горного массива Карадаг.

Объектом исследования является горный массив Карадаг, расположенный в Крыму.

Предметом исследования является происхождение горного массива Карадаг, расположенного в Крыму.

Мы выдвигаем гипотезу, что горный массив Карадаг имеет вулканическое происхождение.

Задачи исследования:
1.Изучить и проанализировать литературу и личный опыт по данному вопросу;
2.Исследовать горные породы, взятые с горного массива Карадаг.
3.Показать на основе макета, как происходит извержение вулкана Карадаг.

Методы исследования:
1. Теоретический (анализ литературы)
2. Эксперимент
Практическая значимость работы определяется возможностью использования материалов на уроках окружающего мира, во внеурочной деятельности учащихся.

Основная часть
Образование гор

Образование гор может происходить одним из трёх способов - и на этом основании геологи даже классифицируют горы. По происхождению выделяются горы вулканические, тектонические и эрозионные.
С вулканическими горами всё ясно: во время извержения из земных недр выбрасывается лава, пепел, камни. Это всё застывает и образует гору в виде пирамиды с усечённой вершиной - так называемый вулканический конус. Именно к числу таких вулканических конусов принадлежит величайшая гора Японии - Фудзияма. Впрочем, так происходит в том случае, если жерло вулкана расположено глубоко в недрах Земли. Если же вулкан уже представляет собой гору и происходит вторичное извержение - образуется щитовой вулкан, не такой высокий и не такой симметричный, как вулканический конус - таких много на Гавайских островах. Если вулканы располагаются достаточно близко друг от друга, таким образом могут образовываться целые хребты - например, хребет Абсарока в американском штате Вайоминг. Да и величайшая гора Солнечной системы - Олимп на Марсе - это именно результат вулканической деятельности.
Тектонические горы порождаются разнообразными движениям земной коры - например, перемещение крупных её блоков (тектонических плит). Они перемещаются лишь на несколько сантиметров в год, но и этого достаточно для образования тепла и колоссального давления. То и другое по-разному действуют на разные породы: одни утрачивают прочность и изгибаются, образуя гигантские складки, а другие (менее разогретые или более прочные) разламываются. При этом под ними поднимается магма, которая затвердевает, образуя тем самым сердцевину гор. Подобные горы так и называются - складочные, таковыми являются, например, Альпы. Но перемещение тектонических плит - не единственный вариант движения земной коры, целые участки земной коры могут подниматься или опускаться, образуя разломы или провалы - так возникают целиковые горные гряды, другая разновидность тектонических гор (например, Сьерра-Невада с Северной Америке). Наконец, расплавленная лава, двигаясь из земных недр к поверхности, может приподнимать участки земной коры в виде свода - и тогда возникают сводчатые горы - например, Чёрные Холмы в штате США Южная Дакота.
Эрозионные горы - это горы, сотворённые водой. Протекая через плоскую возвышенность или плоскогорье, реки постепенно вымывают одни породы и не могут справиться с другими. При этом возникают горы с крутыми склонами и плоскими вершинами (такие горы ещё называют столовыми) и глубокими долинами - каньонами. Таких гор немало в Африке, Северной Америке, а также Средне-Сибирском плоскогорье.
Разумеется, каким бы ни был механизм образования гор, он всегда идёт медленно, всегда занимает миллионы лет. Это чудо, при котором невозможно присутствовать!

История образования горы Карадаг
Кара-Даг в переводе с турецкого и крымскотатарского языков на русский означает «Чёрная гора». Широкое распространение получило и слитное название горного массива Карадаг. Карадаг — это горно-вулканический массив в Крыму на территории Феодосии. Самая высокая точка Карадага составляет 577 метров (гора Святая)
Общая площадь Карадага составляет более 2,8 тыс. гектара. Размещается горный массив на территории Крыма между Коктебелем и Судаком. Эта мощная группа гор представляет собой небольшой обломок гигантского вулканического массива, образовавшегося 150 - 160 млн. лет назад в прибрежных водах. Современный ландшафт Карадага - это результат трех могучих сил: вулканической деятельности, последующих горообразовательных процессов и процессов выветривания горных пород.
Карадагский массив является одним из самых примечательных и живописных мест Крыма. По красоте и оригинальности форм рельефа этот горный массив не уступает самым замечательным местам земного шара.

Минералы Карадага
Основные горные породы, составляющие массив Карадаг, имеют вулканическое происхождение: кератофир, частично альбитизированный порфирит, порфирит, двупирооксеновый андезит, стекловатый андезит, базальт. Среди минералов, встречающихся на Карадаге, большой известностью пользуются многочисленные разновидности кварца — это собственно кварц в виде небольших, но в ряде случаев хорошо образованных прозрачных кристаллов в трещинах, также халцедон, агат с часто неповторимым, присущим только этому месту расцветок и рисунков. Можно встретить и опал, сердолики разных оттенков, аметисты, цитрины, кварцево-халцедоновый оникс, пестроцветные яшмы.
Отдельные редкие виды яшм Карадага по своим художественно-декоративным качествам не уступают уральским. Встречаются здесь типичные для вулканических массивов минералы из группы цеолитов — гейландит, стильбит и др., а также радиально-лучистые звёздчатые сростки белого натролита, кристаллы анальцима и апофиллит. На Карадаге обнаружено более 100 минералов и их разновидностей. Море, бушующее у подножия Карадага, дробит скалы, размельчает каменные обломки и выбрасывает их на берег Коктебельской и Отузской бухт. На этом крымском побережье можно найти все, что может вынести из земных недр сложный по своему химическому составу расплав вулканических пород.
Извержения Карадагского вулкана относятся к концу юрского периода (около 110—120 миллионов лет тому назад). Они происходили несколько раз, и на поверхность изливались разнообразные по составу лавы. Последующие горообразовательные процессы сильно изменили первоначальное залегание лавовых и туфовых покровов Карадага. Местами породы сильно сжаты и круто наклонены, разбиты трещинами и расколоты на части. Все это создает довольно пеструю и сложную картину геологического строения вулкана(приложение рис.25)
Когда пластичная магма, поднимаясь по трещине в земной коре, проникает почти до поверхности земли, она часто прорывает сравнительно тонкий слой вышележащих пород и изливается на поверхность в виде огненно-жидкой расплавленной массы — лавы. Так происходит вулканическое извержение. Излившаяся на поверхность лава растекается во все стороны, уничтожая все живое на своем пути, и постепенно остывает, превращаясь в твердокаменную породу. Новые порции лавы, поступающие из жерла вулкана, покрывают эту уже застывшую каменную массу. Так постепенно вырастает огромный конус, на вершине которого зияет кратер, извергающий каменный расплав, массу газообразных веществ, крупных камней (вулканические бомбы) и каменного пепла. Пепел под высоким давлением в жерле вулкана выбрасывается на высоту нескольких километров и часто уносится воздушными течениями на сотни километров от очага извержения. В колоссальном количестве он выпадает на землю, образуя местами толстый слой пылеватой массы, которая покрывает поверхность на сотни квадратных километров.
Вулканические извержения могут происходить не только на суше, но и на дне моря. Здесь излившаяся лава остывает еще быстрее, а постепенно поднимающийся конус подводного вулкана иногда выходит на поверхность моря, образуя остров вулканического происхождения.
Вулканические извержения относительно кратковременны. Пластичная магма, находящаяся в недрах земли под большим давлением, почти не выделяет газообразных веществ, точно так же, как газированная вода в плотно закупоренной бутылке. Но стоит магматическому расплаву вырваться на поверхность земли, где нет тех огромных давлений, которые существуют в глубоких недрах, как магма сразу же начинает выделять массу газообразных веществ, разжижается и становится подвижной, как вода.
Постепенно количество выделяемых газов уменьшается, все слабее и слабее становятся потоки лавы, и, наконец, извержение прекращается. Даже в кратере лава застывает, закупоривая жерло вулкана каменной пробкой. Но через много десятков, а иногда сотен лет накапливающиеся в магматическом очаге газы выталкивают из жерла каменную пробку, и извержение вулкана возобновляется. Повторное извержение может происходить и через новое жерло, в то время как старое навсегда перестает действовать.
Изливающаяся на поверхность лава охлаждается очень быстро, поэтому из каменного расплава не успевают образовываться кристаллы, и вулканическая порода представляет собою сплошную однородную массу. Лишь иногда в трещины уже остывшей лавы проникают более легкие расплавы, они остывают медленнее и образуют тонкие жилки, иногда содержащие крупные кристаллы различных минералов.
Примерно такие события происходили в давно минувшие геологические эпохи и на территории Карадага.

Экспериментальная часть
Классификация горных пород

Нами были собраны и привезены горные породы с горы Карадаг. Мы классифицировали эти камни и узнали, как они образовались. При проведении данной работы нас консультировал и оказывал помощь младший научный сотрудник Ильменского заповедника Рассомахин Михаил. Кальцит — минерал, одна из природных форм карбоната кальция. Исключительно широко распространен на поверхности Земли, породообразующий минерал. Кальцитом сложены известняки, меловые породы. Кальцит — самый распространенный биоминерал: он участвует в строении очень многих живых организмов, в составе раковин и костей.
Базальт - основная вулканическая горная порода. Название "базальт" произошло от эфиопского слова "базал", что значит "кипяченный", - базальты рождены в жерлах вулканических аппаратов.
Это наиболее распространенная из всех излившихся пород.
Халцедо́н — полупрозрачный минерал. Образуется из поствулканических гидротермальных растворов в базальтах.
Конгломерат — осадочная горная порода, состоящая из окатанных обломков (гальки) различного состава. Камень конгломерат относится к типу осадочных пород. Они возникают из уже существующих, путем их переформирования, выветривания и не только. Так, конгломираты образуются в горных районах с сейсмической активностью.
Известня́к — осадочная горная порода органического происхождения. Известняк — широко распространённая осадочная порода, образующаяся при участии живых организмов в морских бассейнах.
Туфобрекчия - сцементированная и уплотненная порода, состоящая из несортированного грубообломочного вулканокластического материала - угловатых глыб лавы, шлака, вулканических бомб в более мелкозернистом туфовом и пепловом материале.
Закончив эту работу, мы обнаружили, что горные породы имеют вулканическое происхождения.

Опыт «Извержение вулкана»
Вулкан - это геологическое образование на поверхности земной коры (например, гора или возвышенность), под которым находится отверстие (трещина, разлом земной коры). Через него наружу выходят раскаленная магма, образующая лаву, и вулканические газы.
Мы легко делаем собственную модель вулкана, имея под рукой простые материалы.
Нам понадобились:
Соленоё тесто, уксус, сода, поднос, бутылочка, воронка, пищевой краситель.
Внимание!
Опыт лучше проводить под присмотром взрослых!
На подносе вылепи из соленого теста вулкан с кратером (гору с отверстием в центре).

В кратер помести пластиковую бутылку.
При помощи воронки насыпь в бутылочку пищевую соду до половины.
Смешай уксус с красным пищевым красителем и залей через воронку в бутылку.
...И твой вулкан начнет извергаться!
При взаимодействии уксусной кислоты с бикарбонатом натрия (содой) происходит бурная химическая реакция, в результате который выделяется большое количество углекислого газа. Он устремляется из бутылки наружу вместе с густой массой, которая образовалась в бутылке, заставляя ее пузыриться.
(Если в бутылку насыпать лишь щепотку соды, реакция также пойдет, но не настолько бурно, и ты получишь лишь шипение газа в бутылке, а не мощное "извержение"). Вот мы создали модель горы вулканического происхождения.

Вывод
Изучив и проанализировав литературу по данному вопросу мы узнали, что горы образуются тремя способами: вулканическим, тектоническим и эрозионным. Известный ученый А.А.Прозоровский доказал, что горный массив Карадаг вулканического происхождения. Вулканическая природа этого обширного горного массива была установлена чуть более века назад - в 1891. Извилистые выступы и резкие сломы - результат разлома гигантского слоистого вулкана. Выполняя работу, мы выяснили, что горы образуются тремя способами: вулканическим, тектоническим и эрозионным.
Мы классифицировали горные породы, составили описание камней. Классификация горных пород, привезенных с горы Карадаг, доказала их вулканическое происхождение.
Сделали макет вулкана, изучили его строение и моделировали «извержение вулкана». Из выше изложенного следует, цели работы достигнуты, а наша гипотеза верна, гора Карадаг - вулканического происхождения.

Ирина Ивановна Пашкун
Педагогический проект «Лучше гор могут быть только горы»

Введение

Проект «» разработан в рамках региональной проекта «Путешествие по чудесам лета» и рассчитан на создание педагогических условий для формирования и развития социально значимых ценностей в процессе воспитания и обучения дошкольников.

Реализация проекта позволяет не просто расширить объем знаний и умений дошкольника, но в совместной деятельности со взрослыми (педагогами и родителями ) повысить интерес к естественнонаучным знаниям, сформировать любознательность, самостоятельность в объяснении явлений природы и природоохранной деятельности человека.

Паспорт проекта

Наименование проекта «Лучше гор могут быть только горы »

Разработчик проекта Пашкун Ирина Ивановна, воспитатель ЧДОУ «Детский сад № 98 ОАО «РЖД»

Адрес учреждения 352700 Краснодарский край, г. Тимашевск, ул. Дзержинского 1 Г

Предмет проектирования : Организация образовательной среды обеспечивающей расширение представлений детей об особо охраняемых объектах Российской Федерации.

Цель проекта Создание педагогических условий для формирования и развития элементарного экологического мировоззрения и знаний природной зоне – горы .

Задачи проекта 1 . Уточнить и расширить знания об образовании гор, их разнообразии.

2. Дать элементарные знания о природоохранной деятельности в Российской Федерации.

3. Познакомить с особенностями Уральских и Кавказских гор : элементарная история возникновения, полезные ископаемые, особо охраняемые природные зоны, расположенные в регионе Уральских и Кавказских гор.

4. Стимулировать у детей развитие чувства прекрасного, умение любоваться красотами горных пейзажей.

Вид проекта По доминирующему методу : информационно-творческий;

по характеру содержания : ребенок, природа, общество и его ценности;

по характеру участия ребенка : участник от зарождения идеи до получения результата;

по характеру контактов : внутри одной возрастной группы;

по количеству участников : фронтальный;

по продолжительности : среднесрочный (июнь-август 2015)

Участники проекта Воспитанники подготовительной к школе группы ЧДОУ «Детский сад № 98 ОАО «РЖД» ;

родители (законные представители) воспитанников группы, воспитатель : Пашкун Ирина Ивановна;

заместитель заведующего по внедрению инновационных программ, научной и методической работе : Шарпак Любовь Алексеевна

Ожидаемые результаты Дети :

Приобщатся к посильному участию в создании ландшафтного дизайна прогулочного участка подготовительной к школе группы;

Приобретут навыки коллекционирования;

Познакомятся с творчеством Бажова и сказами, былинами народов Кавказа;

Узнают упрощенную теорию возникновения гор;

Расширят представления о красоте о особенностях Уральских и Кавказских гор;

Освоят различные технологии росписи камней;

Приобретут навык создания каменных мини скульптур.

Родители (законные представители) воспитанников :

Повысят уровень ответственности и компетенции родителей в вопросах развития и воспитания детей, приобщатся к совместной деятельности.

Педагоги :

Повысится качество методического сопровождения образовательного процесса, самосовершенствование профессионального мастерства педагогов , включенных в новую деятельность; транслирование опыта работы педагогам своего и других ДОУ .

Предметно-пространственная среда группы :

Создание на участке группы музея под открытым небом «В гости к хозяйке медной горы » , включая «Мастерскую Данилы Мастера «Малахитовая шкатулка» , дидактический и игровой материал : коллекции, альбомы, папки, детская литература, дидактические игры, рабочая тетрадь.

Трансляция проекта Информация на педагогическом совете ЧДОУ ,;

информация на сайте ЧДОУ;

внесение в банк данных ресурсного центра поликультурного образования дошкольников ОАО «РЖД» .

Актуальность проблемы.

В России 2017 год станет Годом особо охраняемых территорий (Указ Президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации года особо охраняемых природных территорий»). Данный документ подчеркивает особую значимость для охраны окружающей среды, для сбережения биологического разнообразия России. Природоохранными мероприятиями может заниматься лишь человек, который понимает, любит эту природу. Не мыслит себя без красоты своей малой Родины, без красоты России в целом. Экологическое образование в данном процессе играет главенствующую роль. Одним из целевых ориентиров дошкольного образования является : к концу дошкольного возраста ребенок «обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт… обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания…»

Актуальность данного проекта подтверждает и «Приметная основная образовательная программа дошкольного образования» :

«В сфере развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей

Взрослые совместно с детьми создают насыщенную предметно-пространственную среду, стимулирующую познавательный интерес детей, творческую активность во всех видах детской деятельности, элементарное экспериментирование с различными веществами, предметами, материалами.

Ребенок с самого раннего возраста проявляет исследовательскую активность и интерес к окружающим предметам и их свойствам, а в возрасте 3-5 лет уже обладает необходимыми предпосылками для того, чтобы открывать явления из естественнонаучной области, устанавливая и понимая простые причинные взаимосвязи «если… то…» .

Уже в своей повседневной жизни ребенок приобретает многообразный опыт соприкосновения с объектами природы – воздухом, водой, огнем, землей (почвой, светом, различными объектами живой и неживой природы и т. п. Ему нравится наблюдать природные явления, исследовать их, экспериментировать с ними. Он строит гипотезы и собственные теории, объясняющие явления, знакомится с первичными закономерностями, делает попытки разбираться во взаимосвязях, присущих этой сфере.

Возможность свободных практических действий с разнообразными материалами, участие в элементарных опытах и экспериментах имеет большое значение для умственного и эмоционально-волевого развития ребенка, способствует построению целостной картины мира, оказывает стойкий долговременный эффект. У ребенка формируется понимание, что окружающий мир полон загадок, тайн, которые еще предстоит разгадать. Таким образом, перед ребенком открывается познавательная перспектива дальнейшего изучения природы, мотивация расширять и углублять свои знания.

Помимо поддержки исследовательской активности, взрослый организует познавательные игры, поощряет интерес детей к различным развивающим играм и занятиям, например лото, шашкам, шахматам, конструированию и пр.

В сфере развития представлений в разных областях знаний об окружающей действительности

Взрослые создают возможности для развития у детей общих представлений об окружающем мире, о себе, других людях, в том числе общих представлений в …экологии. Взрослые читают книги, проводят беседы, экскурсии, организуют просмотр фильмов, иллюстраций познавательного содержания и предоставляют информацию в других формах. Побуждают детей задавать вопросы, рассуждать, строить гипотезы относительно наблюдаемых явлений, событий»

Кроме всего вышеперечисленного для детей моей группы (6-7 лет) своевременность и интерес данного проекта определился через игру и коллекционирование. Началось все с того, что дети стали приносить камни и журналы из коллекции «Минералы. Сокровища Земли» , затем по инициативе детей началась развертываться сюжетная игра «Кладоискатели» , которая переросла в игру «Геологи» . Интерес детей подтолкнул меня на создание проекта «Лучше гор могут быть только горы »

Подготовительный этап

Планируемая работа Ожидаемый результат Сроки

Цель : подготовка и создание условий для реализации проекта

Диагностирование детей

Составление перспективного плана по реализации проекта .

Изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей.

Создание группы единомышленников среди родителей детей группы : личная беседа с каждым родителем, изготовление и распространение памятки-обращения.

Создание на прогулочном участке группы музея под открытым небом «В гости к хозяйке медной горы » .

Оборудование творческой «Мастерской Данилы – мастера «Малахитовая шкатулка» .

Подбор материалов для творческих заданий для детей : раскрашивание, рисование, аппликация, художественный труд.

Разработка перспективного плана основного этапа проекта .

Разработка и описание развлечений, игр, бесед.

Подготовка презентаций : «Как образовались горы » , «Вулканы» «Красота Кавказских гор» , «Горные реки» , «Обитатели Кавказских гор» , «Сказки и были народов Кавказа» , «В страницам уральских сказов П. П. Бажова» , «По стопам кавказских сказок и былин» , «Семейные путешествия по Кавказу»

Подготовка интерактивных игр по проекту . Будет собран и систематизирован

необходимый материал для работы в данном направлении. Июнь

Основной этап

Цель : реализация проекта в образовательную практику.

Реализация перспективного плана работы на лето.

Проведение итогового детско-родительского литературного досуга «По страницам «Каменного цветка» - по мотивам уральских сказов П. Бажова». Реализуется поставленная цель и задачи проекта . Июнь-август 2015

Заключительный этап

Цель : подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта . Определение дальнейших перспектив.

Итоговая педагогическая диагностика .

Анализ результатов проекта .

Анкетирование и опрос детей и родителей.

Обобщение работы и размещение ее в Интернете на сайте детского сада.

Оформление презентаций «Наш летний проект

Оформление фотоальбома «Лучше гор могут быть только горы – листая страницы летних каникул»

Создание рабочей тетради для дальнейшей работы по проекту в 2015-2016 учебном году. Работа над проектом найдет продолжение в дальнейшем воспитательно-образовательном процессе и превратится в повседневную необходимость. Проектом воспользуются педагоги ЧДОУ № 98 и других ОУ с 25 августа 2015 по 30 сентября 2015

Обеспечение проекта

Материально - техническое :

Аудио, медиа система (проектор , компьютер, экран) фотоаппаратура.

«Мастерская Данилы-мастера «Малахитовая шкатулка» .

Материалы для продуктивной деятельности.

Учебно-методическое :

Детская художественная литература

Методическая литература

Альбомы и папки по теме проекта

Дидактические игры.

Описание мероприятий

Мультимедийных презентации

13. Иллюстрации к сказам "Каменный цветок" и "Горный мастер"

Здравствуйте, дорогие читатели!

Задумывались ли вы когда-то, что человеку дает природа? Почему нас так и тянет в лес или к морю, в горы или широкие поля? Чем питает нас природа – физически и духовно? Давайте вместе найдем аргументы.

Природа – наверное, самое ценное и важное, что есть в жизни. Ведь, по сути, мы тоже являемся частью природы и ее продолжением. И мы всем ей обязаны: воздухом, которым дышим, пищей, кровом. Мы строим дома из дерева и природных материалов, зимой получаем тепло из угля и древесины. Да и отдыхать мы тоже идем не куда-нибудь в шум дорог, а на природу: к морю, в лес, к реке.

Конечно же, сейчас человек многое научился производить сам, с помощью специальных технологий. Мы создаем одежду из синтетических материалов, строим небоскребы и едим обработанную, консервированную и даже искусственно созданную пищу. Но так ли все это полезно для нас, детей матушки-природы? И, наверное, не зря все больше людей подсознательно тянутся к неспешной жизни в зеленой полосе, к натуральной пище и одежде из естественных материалов.

Основу жизни человека составляют четыре стихии – вода, огонь, воздух, земля. И все они живут в природе. Земля дает нам такое количество благ, что даже пересчитать невозможно: и полезные ископаемые, и растения, и животных. Да и вообще, возможность заниматься хозяйством, жить на земле. Наша пища состоит из продуктов растительного и животного происхождения, и все это – тоже природа, правда?

В основе практически всех современных материальных благ – природное сырье. Одежда, мебель, техника, косметические средства, бумага, бытовая химия, – все они в основе имеют натуральные компоненты.

Вода – огромное благо, подаренное нам природой. Моря и океаны, реки и озера, ледники и подземные воды. Да и сам человек состоит по большей части из воды, и ни дня без нее не проживет. Без воды невозможен быт: мытье, стирка, производство и хозяйство.

Огонь – тоже подарок природы. Человек получает тепло от источников энергии в виде нефти, газа, угля и дерева.

Но не только физическое тело человека питает живая природа. Она способна дать нам энергию, зарядить нас духовно. В общении с природой мы расслабляемся, обретаем спокойствие и уравновешенность, вдохновляемся на новые успехи и достижения. Из лона природы мы черпаем силы для активной и яркой жизни.

Вспомните счастливые моменты, когда вам было хорошо и радостно. Закаты и рассветы в лесу и у реки, купание в море, походы в горы. Солнце – источник счастья и радости, а также и самой жизни на земле. Разве это не чудо? Есть даже люди, которые питаются исключительно солнечной энергией, отказавшись от привычной еды.

После тяжелого труда, забыв о настоящем и важном, мы едем на природу. Ведь ее гармония способна сбалансировать и наш бешеный ритм. Хотя бы на какое-то время.

Сложно переоценить все то благо, что мы получаем от природы. И разве теперь поспоришь, что лучшее в жизни достается даром?

Пребывание в горах или у моря оказывает благоприятное влияние на здоровье человека, улучшается его самочувствие, проходят головные боли и разные недуги. Для этого прекрасно подходят пикники, кемпинг, поездки за город, хотя бы на пару часов в выходные дни. Выбрав такой отдых, мы обновляемся, знакомимся с собой, разбираемся в чувствах и мыслях, просто получаем эстетическое удовольствие от созерцания красот. Стоит ли говорить, как это важно для физического и психического здоровья?

Мы можем сполна брать то, что нужно. Единственное – давайте не будем эгоистами и бездумными потребителями. И все, что от нас требуется, – сохранить и приумножить разнообразие природы. Это и есть наш вклад в продолжение жизни на земле.



Читайте также: