Детские общественные организации в ссср и современной россии. История молодежного движения в ссср Детские и молодежные движения в ссср


"Взвейтесь кострами, синие ночи, мы пионеры - дети рабочих!" - эти строки из пионерского гимна знает каждый, кто жил в Советском Союзе. В то время это звучало гордо. Пионеры в советское время, можно сказать, были элитой школьного общества. Они - дети рабочих. Чем тогда гордились. А какова элита школьного общества сейчас?

Дети, чьи родители зарабатывают больше всех учителей школы вместе взятых. Дети, чьи родители имеют власть и авторитет, могут повлиять на успеваемость своих чад, не беря в расчет отсутствие у них интеллекта и способности мыслить. А ведь это жестокая правда реальности. И именно такая картинка складывается в голове, когда узнаешь, кто и как, за какие "заслуги" попадает в лучшие гимназии и лицеи, становится медалистом, получает доступ к престижным специальностям в престижных ВУЗах...

Стоит отметить, что именно система образования, а в первую очередь - начального и среднего, создает зачатки будущего общества, общества, в котором мы хотим жить. И именно система образования формирует человека, его качества и черты, его жизнь, и в первую очередь - духовную.

Мне хотелось бы затронуть такое явление в системе образования, которое формирует нравственные черты человека, его духовный мир. Это общественные организации при учебных заведениях. Поэтому давайте сравним, как обстояло дело в советский период и что мы имеем сегодня.

Итак, всем известно, что в Советском Союзе была созданная в 1922 году пионерская организация, в которой состояли все (за небольшим исключением) школьники. Официально, как общественная организация при учебных заведениях, в которую стремился попасть каждый, пионерская организация не существует уже около 20 лет и не празднует на государственном уровне ежегодно 19 мая свой день рождения. Этот вакуум в работе с детьми после распада Советского Союза до сих пор не заполнен.

В СССР работе с молодежью и детьми уделялось первостепенное внимание, финансирование шло большое, пионерские лагеря создавались везде, детские спортивные праздники, субботники, просто сбор металлолома превращались в некую героическую пьесу, вдохновенное соревнование. А победитель премировался всеобщим уважением и ехал на каникулы в столицу или по другим историческим местам.

Ни одной удачной попытки создания работающего детского или молодежного объединения в нашей новой России пока нет. При этом не затихает стон о том, как наши дети через одного становятся "эмо", "панками", "готами" и прочими "неформалами". А может, это и есть их попытки объединиться в некую организацию? Но дело в том, что такие неформальные течения не воспитывают в человеке всесторонне развитую личность, как это было в советское время, не подталкивают молодых людей к достижению общей, светлой цели, не мотивируют их на добровольное совершение добрых дел во благо общества. А вот их бы энергию, да в мирных, как говорится, целях... Однако не до того.

Проблема воспитания подрастающего поколения напрямую связана с одной из самых героических страниц нашей истории - Великой Отечественной войной. О том, как героически сражались наши солдаты за Родину, как тяжело было и в тылу, и на передовой, - об этом каждый знает. Но стоит отметить, что множество подвигов в годы войны было совершено пионерами. Стоит вспомнить такие имена, как Зина Портнова, Валя Котик, Витя Коробков и многие другие. И их воспитала ТА система образования, с ТОЙ идеологией и организацией. А что мы видим сейчас? Даже и речи нет о том, чтобы помнить и чтить память этих людей, многие даже не знают этих имен. Мало того, в России все чаще говорят о движении людей, которые называют себя "нацистами", "скинхедами". Тема такого неформального движения становится все более актуальной, так как молодые люди, а зачастую это школьники, приписывающие себя к этому движению, являются сторонниками философии человека, от навязчивых идей которого погибли миллионы людей. И у многих из них есть близкие, отдавшие свои жизни на фронтах Великой Отечественной за то, чтобы эти человеконенавистнические идеи не восторжествовали. Так не связано ли это с отсутствием должных организаций при школах, которые в первую очередь воспитывали бы уважение к прошлому, заставляли думать о будущем и направляли активность школьников в нужное русло, как это делалось с пионерами?! И в первую очередь не связано ли это с отсутствием качественной, четкой, целенаправленной идеологии у современного правительства нашей страны?!

Замечу, что сюда же можно смело "привязать" и еще одну новую русскую проблему - отсутствие хорошей детской литературы. Если спросить у современных школьников, какую последнюю книгу не из школьной программы они прочитали, то, я думаю, большинство упомянут "Гарри Поттера" или "Властелина колец", или вообще не смогут ничего назвать. И действительно, нет ничего достойного из своей, российской литературы. Наверно, потому что не о чем писать. А если вспомним Советский Союз - то пожалуйста, тут вам и "Тимур и его команда", и "Королевство кривых зеркал" - и все о пионерах и их добрых, правильных делах. Но вряд ли кто из современных школьников слышал хотя бы такие названия. Я, конечно, не была пионеркой, и в Советском Союзе мне, к сожалению, довелось пожить мало - всего 2 года, и те несознательные, но в детстве я не раз одним духом перечитывала произведения советских авторов о пионерах, об их поступках и приключениях, и мне всегда хотелось попасть "туда", в книгу, и вместе с ними, с теми ребятами, творить славные дела и жить полноценной, интересной жизнью.

Стоить отметить и кинематограф, так как он тоже полно рисует рассматриваемую картину. Вспомним советские фильмы "Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен", или "Республика ШКИД", или "Гостья из будущего", или "Приключения Электроника" и многое-многое другое. Это добрые, светлые фильмы, при просмотре которых возникает такая же ситуация, как и с литературой: хочется попасть туда, нырнуть в телеэкран и оказаться в доброй, отзывчивой компании неунывающих школьников-пионеров, мечтать вместе с ними о светлом будущем и думать, что завтра - будет лучше, чем вчера. Почему-то при просмотре современных фильмов о школьниках такого желания отнюдь не возникает, а, пожалуй, наоборот, задумываешься: а что будет завтра с нашими детьми, а, следовательно, и с обществом?

Вспомнить хотя бы последний сериал, который вызвал много шума в СМИ и вообще был достаточно обсуждаемым. Это "Школа" Валерии Гай Германики. Я сомневаюсь, что адекватный, здравомыслящий родитель хотел бы отдать ребенка в такую школу, которая показана в этом фильме. Другое дело, что выбор у большинства детей и их родителей сегодня невелик. Элитарные учебные заведения по карману не многим. А ведь режиссер показал такую школу, которая действительно существует в нынешней России. И именно в ТАКУЮ школу сегодня вынуждено ходить большинство детей. И от этого мурашки бегут по коже...

Что касается досуга, стоит отметить, что у советских детей была масса интересных дел. Причем интересных в полном смысле слова. Ведь тогда же не было компьютеров, мобильных телефонов, игровых приставок, но были кружки и секции, игры во дворе, пионерские и октябрятские дела, отдых в пионерских лагерях. То есть было живое общение, а что как ни это воспитывает в детях общительность, понимание, доброту, отзывчивость, ответственность за другого. Сдается, что занятия школьников того времени гораздо важнее, чем все новшества нынешнего времени. Может быть, поэтому большинство людей, выросших и воспитанных той эпохой, с такой ностальгией вспоминают свое счастливое советское детство, пусть и без телефона, пусть порой в порванной обуви, пусть порой полуголодное, но зато НАСТОЯЩЕЕ.

О плюсах одной системы и минусах другой можно говорить бесконечно. Особенно сейчас, когда с российской системой образования творится страшное, а министр образования попросту представляется "вредителем", который или целенаправленно губит то, с чего, по сути, начинается жизнь маленького человека, или просто сам не понимает, что творит.

И в заключение хотелось бы сказать, что очень хорошо, что в истории нашей страны была такая славная страница под названием "пионерия". Очень печально, что в современной России не нашлось аналога такому замечательному и полезному явлению, которое формировало ЧЕЛОВЕКА с полноценным и хорошим духовным миром.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Республики Казахстан

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С. АМАНЖОЛОВА

Доклад по социальной педагогики и самопознании

Детские общественные организации в СССР и современной России

Выполнила:

Редькина Елена, 2 курс

Усть-Каменогорск, 2013г.

1.1 Скаутская организация

1. Детские общественные организации в СССР

1.1 Скаутская организация

Детская общественная организация - добровольное самодеятельное и самоуправляемое объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности на основе общих целей и интересов; форма детского движения.

В России первые организации для детей и юношества появились в начале XX века в Москве: создавались ученические организации, „Майские союзы“ (движение по защите животных и птиц), „Артели тружениц“, товарищества, летние площадки. Но первым массовым детским движением в России стало движение скаутов.

Скаутская Организация - добровольное, неполитическое, образовательное Движение, которое помогает молодежи научиться самостоятельному мышлению.

Скаутский метод прост и понятен. В Скаутинге присутствуют эффективные приемы и методы организации сотрудничества. Эти приемы социализируют и расширяют границы самосознания подростка.

Первые скаутские организации в Российской империи возникли в 1909 году. 30 апреля 1909 г. капитан О.И. Пантюхов организовал в Царском Селе под Санкт-Петербургом первый патруль русских скаутов из 7 мальчиков.

ЦЕЛИ скаутинга направлены на развитие тела и духа детей и подростков, приобретение ими общего жизненного и социального опыта, на развитие нравственных качеств.

Скаутинг учит бережному отношению к природе и выживанию в природных условиях.

Скаутинг учит социализации: преодолевать трудности, индивидуальной дружбе и готовности оказывать поддержку многомиллионному отряду скаутов: «Скаутинг - это огромная семья».

Скаутинг развивает ценностное отношение к религии своего народа.

Скауты учатся оказывать помощь друг другу, семьям друг друга, соседям, народу своей страны и людям всех стран. Скаутинг учит дружбе, товариществу.

Скаутинг формирует способность к личной ответственности, готовит к социальной зрелости.

Скаутинг исходит из совместной жизни и деятельности подростков. В отрочестве, как известно, общение со сверстниками во всех видах деятельности приобретает исключительную значимость. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Следовательно, Скаутинг отвечает потребности подростка в сверстниках.

Скаутское движение имеет свои символы. Это скаутская эмблема, скаутские знаки отличия и символы. Скауты носят знаки отличия в виде нашивок на рукаве, которые обозначают их достижения. Скауты обязаны носить шейный платок (галстук). Галстуки в различных скаутских патрулях и группах самых разнообразных цветов - они могут быть близки к цветам герба края, города, местности. Скауты носят форму - сегодня форма разная, она зависит от географических условий, национальной традиции и др.

Подростки пристрастно ориентированы на реальность знаковых систем, существующих в человеческом окружении. Они стремятся вникнуть в их суть, познать таинство их значений и смыслов. Но так как подростки психологически ориентированы на то, чтобы жить и действовать в вожделенном объединении, в «Мы», они психологически готовы принять их объединяющую систему своих, им принадлежащих знаков, которые как во взрослом мире обозначают иерархию отношений, символизируют национальную принадлежность и многое другое.

Помимо знаков предметов Скаутинг изобрел знаки-жесты.

Поднятая вверх рука, ладонь открыта вперед, три выпрямленных средних пальца сжаты вместе соединенным мизинцем и большим пальцем. Скаут делает так всякий раз, когда произносит скаутское Обещание и Закон скаутов. Скаутский салют - государственному флагу, как уважение своему государству, скаутскому лидеру, как знак уважения к Скаутингу.

Скаутское рукопожатие левой рукой - как знак дружелюбия и преданности. Жесты как знаки, которыми обмениваются подростки, имеют глубокую психологическую привлекательность.

Идеология. Для Скаутинга важно усвоить Обещание.

Обещание в разных странах написано разными словами, но суть обещания одна. «Я обещаю сделать все, чтобы выполнить мой долг перед Богом и моей страной, помогать другим и подчиняться закону скаутской группы».

Все слова Обещания специально расшифровываются.

«Обещаю» - значит сдержать слово.

«Сделаю все от меня зависящее» - значит приложить все силы, чтобы дело, которое взял на себя, имело хороший результат.

«Выполнить мой долг перед Богом» - значит знать символы своей религии; следовать ее духовным заветам; использовать обряды своей религии в повседневной жизни; где и каким образом совершать обряды моления.

«Выполнить мой долг перед своей страной» - значит заботиться о своей стране; гордиться свой страной; защищать свои права и права других людей; уважать окружающий мир; знать, чем твоя страна отличается от других стран; знать главные события истории своей страны; знать и выполнять законы своей страны.

«Помогать другим людям» - значит помогать даже, когда не просят об этом; не ожидать вознаграждения за добрые дела.

Для Скаутинга важно запомнить и выполнять скаутский закон.

Каждый из одиннадцати пунктов скаутского закона выражен кратко, но наполнен глубоким и ясным смыслом.

1). Чести скаута следует доверять.

2). Скаут верен.

3). Долг скаута - быть полезным и помогать другим.

4). Скаут - друг всем и брат любому скауту.

5). Скаут вежлив.

6). Скаут - друг животных.

7). Скаут беспрекословно подчиняется своим родителям, а также приказам руководителя: патруля, скаутмастера.

8). Скаут улыбается и не унывает при любых трудностях.

9). Скаут бережлив.

10). Скаут чист в мыслях, словах и делах.

11). Скаут верен Богу, предан родителям, Родине и начальникам.

Успех метода в том, что от игровых ситуаций, естественных для возраста соревнований и испытаний себя физическими трудностями, подросток постепенно переходит к испытаниям морального характера. Он осваивает такие понятия как честь, здравый смысл, сдержанность, чистоплотность, ответственность, уверенность, воля. Обсуждая в кругу сверстников эти понятия, он практически овладевает качествами характера, которые стоят за этими понятиями. Скаута ориентируют на то, чтобы он был готов к жизни. Он должен быть собран, бодр, должен учиться. Только он сам определит наполненность каждого момента жизни. Он должен воспринимать жизнь как праздник и радоваться празднику жизни. Следует стараться прожить полноценно каждую минуту жизни.

После 1917 года это движение стало рассматриваться как враждебное Советской власти, хотя идеология пионерского движения многое впитало в себя от скаутинга. В 1922 году скаутинг в России был запрещен.

1.2 Коммунистические молодежные организации (октябрята, пионеры, комсомольцы)

Структура коммунистических молодёжных организаций СССР:

Октябрятская организация в состав входят ученики начальных классов;

Пионерская организация - в состав входят ученики средних классов школы;

Комсомольская организация - в состав входит молодёжь в возрасте от 14 до 28 лет;

В год запрета скаутинга в России в Москве появились первые отряды юных пионеров. В мае зажегся первый пионерский костёр в Сокольниках.

В 1924 году пионерская организация была переименована во Всесоюзную пионерскую организацию имени В.И. Ленина. Первый Всесоюзный слёт пионеров состоялся в 1929 году в Москве. Первые отряды детской коммунистической организации располагались на предприятиях, либо по месту жительства пионеров. Лишь в 1934 году дружины пионеров были переведены в школу, для работы с ними была введена педагогическая должность старшего вожатого-руководителя пионерской дружины.

Созданное по образцу скаутского движения, пионерское движение отличалось от него по существенным аспектам: система носила всеохватывающий государственный характер и ставила своей целью воспитание детей в качестве граждан, полностью преданных коммунистической партии и советскому государству.

Структура пионерской организации.

Звено - 5-10 пионеров, руководитель - звеньевой пионер.

Отряд - 30-40 пионеров, обычно класс общеобразовательной школы, председатель совета отряда и его флаговой - пионер, избранный отрядом.

Дружина - пионерская организация школы, 300-400 пионеров, председатель совета дружины - пионервожатый или молодой педагог-комсомолец, а его флаговой - пионер, избранный дружиной.

Районная пионерская организация - все отряды и дружины учебных заведений района, возглавляет председатель совета районной пионерской организации - заведующий отделом райкома или третий секретарь районного комитета ВЛКСМ. Областная пионерская организация - все отряды и дружины, районные организации области, возглавляет председатель совета областной пионерской организации - заведующий отделом обкома или третий секретарь обкома ВЛКСМ.

Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина - объединяла все пионерские организации СССР, возглавлял организацию Центральный Совет во главе с секретарём ЦК ВЛКСМ (последний председатель Центрального Совета - секретарь ЦК ВЛКСМ Швецова Л.И.).

Задачи пионерской организации сводились к следующему:

1 - учиться коммунизму.

2 - бороться за знания.

3 - формировать активную позицию пионера.

Методы работы пионерской организации были во многом заимствованы из Скаутинга. Принципы организации пионерской организации по своей структуре совпадают с принципом построения Скаутинга, но по идеологии принципиально отличны. Пионерская организация имеет свои символы. Символ в пионерском движении - условное обозначение определенной социально-политической идеи, которая подчеркивает коммунистическую направленность деятельности организации юных пионеров. Основными символами пионерского движения являются:

Наименование члена детской коммунистической организации;

Девиз пионера;

Торжественное обещание пионера Советского Союза:

Законы пионеров Советского Союза;

Красное знамя пионерской организации или дружины;

Красный флаг отряда;

Красный галстук и значок пионера;

Пионерский салют;

Почетное имя дружины или отряда.

Вся совокупность символов объединяется общим названием - символика пионерской организации Красное знамя и красный флаг. Коммунистическая партия и комсомол доверили пионерским организациям и дружинам право иметь Красное знамя, отряду - красный пионерский флаг. Это были символы верности юного поколения делу Октябрьской революции, делу Коммунистической партии, символ верности Родине, чести и сплоченности пионеров.

Пионерский значок представляет собой изображение пятиконечной красной звезды (символ единства, трудящихся пяти континентов) с профилем В.И. Ленина в центре звезды, выше верхних лучей звезды пионерский костер с тремя языками пламени (символ единства поколений коммунистов - комсомольцев - пионеров), нижние лучи звезды перевиты лентой со словами «Всегда готов!» (символ готовности пионера к борьбе за дело Коммунистической партии).

Пионерский салют. Салют пионера означает, что для него интересы общества, своей коммунистической организации, дружины и отряда выше личных. Пионер отдавал салют, поднимая согнутую под углом правую руку с плотно сжатыми пальцами над головой.

Символика и атрибуты придавали революционно-романтический настрой жизни и работе пионеров, помогали организационно и идейно укрепить коллектив членов коммунистической организации детей и подростков, внести эмоционально-торжественную приподнятость в пионерские дела, создать эстетику жизни коллектива. Они выражали социально-политические идеи общественной жизни, пафос борьбы за построение социализма и коммунизма.

Идеология. В центре идеологического и психологического воздействия - вождь. Портреты В.И. Ленина и И.В. Сталина были обязательным атрибутом.

Таким образом, начиная с портрета вождя и воспитания через него любви и уважения к В.И. Ленину и его делу, с первых лет жизни детям прививалось отношение к общегосударственному делу - построению коммунистического завтра и формировалась личность советского человека.

Девиз пионера - один из важнейших символов и идеологий пионерской организации. Он выражал самую главную идею пионерского движения. На призыв: «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!» пионер отвечал: «Всегда готов!»

Торжественное обещание пионера Советского Союза - клятва юного ленинца, которая звучала во время ритуала вручения ему красного пионерского галстука. У Красного знамени перед коммунистами и комсомольцами, вожатыми и учителями, перед лицом своих товарищей по пионерской организации каждый вступающий в ряды организации давал Торжественное обещание: «Я, ФИО, вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации перед лицом своих товарищей, торжественно обещаю и клянусь: горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия Советского Союза, всегда выполнять законы пионеров Советского Союза».

Законы пионеров Советского Союза раскрывали подросткам содержание основных идейно-нравственных норм поведения и деятельности члена коммунистической организации детей и подростков страны:

Пионер предан Родине, партии, коммунизму;

Пионер готовится стать комсомольцем;

Пионер держит равнение на героев борьбы и труда;

Пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины;

Пионер настойчив в учении, труде и спорте;

Пионер - честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду;

Пионер - товарищ и вожак октябрят;

Пионер - друг пионерам и детям трудящихся всех стран.

Права и обязанности членов детской пионерской организации.

Члены детской пионерской организации имеют равные права:

Выдвигать кандидатуры, избирать и быть избранными в выборные органы;

Пользоваться поддержкой, защитой и помощью организации;

Обсуждать и вносить предложения на сборах по развитию деятельности организации;

Получать полную информацию о деятельности организации;

Свободно вступать и выходить из членов организации.

Члены дружины обязаны:

Соблюдать Законы юных пионеров;

Участвовать в деятельности организации;

Подчиняться решениям органов самоуправления организации;

Защищать интересы детской пионерской организации, заботиться о ее авторитете, при необходимости отстаивать права организации на любом уровне.

Пионерская организация поощряет пионеров, отряды, дружины за успехи в учебе, труде и общественной работе. Отличившиеся пионеры, лучшие отряды и дружины награждаются Почетными грамотами. Имена особо отличившихся заносятся в Книгу почета пионерской организации.

К пионерам, нарушившим Законы, применяются меры взыскания: обсуждение на сборе отряда, сборе дружины, замечание, порицание или предупреждение и как крайняя мера исключение пионера из организации.

Члены детской пионерской организации могут быть исключены за деятельность, противоречащую целям и задачам организации.

Исключение из членов детской пионерской организации производится Советом дружины большинством голосов от общего числа голосов, которыми обладают члены Совета. Решение об исключении может быть обжаловано на сборе, решение которого по указанному вопросу является окончательным.

Работа с октябрятами:

Важное поручение пионерской организации готовить себе достойную смену, знакомить ребят с Законами пионеров, стремиться, чтобы каждый октябренок вступил в пионерскую организацию. При пионерском отряде создавалась октябрятская группа. Отряд выделял вожатых октябрятских звездочек, но каждый пионер отряда участвовал в работе с октябрятами, стремился, чтобы малышам было интересно, весело. Вовлекал их в пионерские дела, помогал выполнять правила октябрят.

Пионерские мероприятия:

Поскольку пионерское движение формировалось выходцами из скаутизма, то по изначальной идее пионерская жизнь должна была напоминать скаутскую, с лекциями у костра, разучиванием песен, играми и т. п. Однако по мере формализации пионерского движения и слияния его со школой, формальный характер приобретала и пионерская жизнь, часто сводившаяся к набору мероприятий «для галочки». В основном это были смотры (особенно популярны были «смотры строя и песни» со строевой муштрой), концерты, спортивные соревнования, более редко походы. Большую популярность приобрела военизированная детская игра «Зарница».

В целом пионерская практика сводилась к следующему:

Сбор макулатуры, металлолома,

Смотр строя и песни,

Помощь пенсионерам (тимуровское движение),

Военно-спортивная «Зарница»,

Всесоюзные соревнования дворовых команд по футболу «Кожаный мяч», по хоккею с шайбой «Золотая шайба»,

Командная игра с мячом Пионербол, «Снайпер»,

Юные помощники инспекторов дорожного движения,

Юношеские добровольные пожарные дружины,

- «Голубой патруль» (охрана водных ресурсов) и «Зеленый патруль» (охрана лесов),

Юные натуралисты.

Подавляющее большинство пионеров проводило школьные каникулы в пионерских лагерях. В СССР функционировало до 40 тыс. летних и круглогодичных пионерских лагерей, где ежегодно отдыхало около 10 млн детей. Существовала их своеобразная негласная иерархия. Самым известным из них был Всесоюзный пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ «Артек», основанный в 1925 г. и имевший международный статус. Второе место по престижности занимал Всероссийский пионерский лагерь «Орлёнок» (Краснодарский край, РСФСР). Далее следовали республиканские лагеря отдыха «Океан» (Приморский край, РСФСР), «Молодая гвардия» (Одесская область, УССР) и «Зубренок» (Минская область, БССР).

После распада СССР и потери привлекательности коммунистических идей, отмены фактически обязательного вступления детей в идеологические организации пионерские организации в массе своей самостоятельно распустились.

2. Детские организации современной России

Детские организации современной России - совокупность различных общественных организаций, объединений и неформальных сообществ граждан Российской Федерации в возрасте до 18 лет.

Детские организации условно можно разделить на общественные (формальные) и неформальные.

В настоящее время в России действует большое число детских общественных объединений самых разных видов и форм. По территориальному охвату можно выделить общероссийские, межрегиональные, региональные и местные объединения. Широко распространены детские организации на базе школ: ученические комитеты, союзы, ассоциации, «республики» и др. Также современные детские объединения можно условно разделить и по направлениям их деятельности.

Пионерское движение. В современном виде его представляют Международный союз пионерских организаций - Федерация детских организаций, Межрегиональная организация «Пионерское содружество», региональные, местные обновлённые пионерские организации, отдельные дружины, отряды.

Скаутское движение. В 1990 году при поддержке зарубежных организаций началось возрождение движения скаутов в России. Однако скауты оказались расколоты: в настоящее время параллельно действуют три всероссийские скаутские организации - Национальная организация российских скаутов-разведчиков, Всероссийская национальная скаутская организация и Российская ассоциация навигаторов-скаутов. Они различаются по форме, идеологии, методике работы и структурной организации.

Историко-культурные и туристическо-краеведческие объединения. Их деятельность направлена на возрождение традиций и обычаев отечественной культуры, изучение истории страны, овладение опытом здорового образа жизни, краеведческие экспедиции. Представлено такими организациями как «Массолит», «Юные за возрождение Петербурга», программами «Путь к истокам», «Родники» и т. п.

Военно-патриотические движения ориентированы на изучение и возрождение боевых и героических традиций народов страны, подготовку молодёжи к службе в армии, гражданское и патриотическое воспитание. Движение представляют поисковые объединения и отряды, военно-патриотические объединения и организации, Ассоциация военно-патриотических клубов «Стяг», клубы юных десантников, пограничников, штабы участников возрождённых военно-спортивных игр «Зарница», «Орлёнок», «Перекоп» и др.

Экологические объединения занимаются природоохранной деятельностью и экологическим просвещением. Сегодня в России широко распространены региональные и местные детские экологические организации. При поддержке Министерства природных ресурсов РФ создан Детский телекоммуникационный проект «Экологическое содружество».

Социально-реабилитационные и волонтёрские организации - широкий круг ориентированных на служение обществу движений, которые занимаются добровольческой, благотворительной деятельностью, помощью инвалидам, ветеранам и сиротам, тимуровской работой.

Объединения профессиональной подготовки направлены на выстраивание профессиональной карьеры. Это юные журналисты, модельеры, театралы, лётчики, географы, космонавты и т. д. Заметны детские экономические организации - например, Межрегиональная общественная организация «Детский бизнес-клуб», союзы юных предпринимателей, детские банки и др.

Религиозные детские объединения - организации, деятельность которых направлена на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Например, таково детское православное движение «Вестники», Братство православных следопытов и др.

Перспективы. В развитии детского движения в современной России эксперты видят серьёзные проблемы: отсутствие единой методической службы, малочисленность новых детских общественных объединений, утрата налаженных систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, проблемы финансового обеспечения. На федеральном уровне нет единого исполнительного органа, объединяющего представителей всех или большинства ныне действующих организаций.

По заказу Министерства спорта, туризма и молодёжной политики России в 2009 году было проведено социологическое исследование «Детское общественное движение в России как инструмент влияния на качество будущего человеческого капитала». В результате выяснилось, что 83 % учащихся 4-11-х классов не вовлечены ни в какие детские организации. 7 % детей являются участниками туристических объединений, 5 % - члены детских общественных организаций, а ещё 5 % входят в неформальные движения.

3. Методы и технологии деятельности детских организаций

Метод длительной игры - основа скаутинга, а также движения ролевого моделирования, коммунарской методики, тимуровского движения. (МДИ отличается большей продолжительностью, приоритетной направленностью на решение задач социализации). Суть метода:

Подросткам предлагается сюжетно-ролевая игра, которая может длиться в течение нескольких лет»;

В рамках игры дети и подростки принимают некие образы (у скаутов - «бобрята», «волчата», «разведчики»);

В данных образах играющие должны выполнять определенные правила и соблюдать предлагаемые взрослыми нормы.

Условия эффективности метода:

Правильное целеполагание - ориентация на взрослую жизнь;

Создание среды, в которой достаточна свобода творчества; правильный тон отношений: искренняя увлеченность, демократизм, но без заигрывания (вспомнить «переигрывающих» взрослых»).

Метод ролевой игры. Ролевая игра - игра развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия; вместе создают или следуют уже созданному сюжету. Действия участников игры считаются успешными или нет в соответствии с принятыми правилами. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры.

Воспитание через корпоративные нормы. Цель - формирование положительных установок по отношению к ценностям объединения. Примеры корпоративных норм:

Законы, обещание и традиции скаутов,

Законы пионеров,

- «Моральный кодекс строителя коммунизма».

Формы работы:

- «осознание»: сочинения и доклады на тему, диспуты,

Внушение (проговаривание хором, размещение текстов на видном месте и т.п.).

Метод общественного поручения. С помощью поручений детей приучают к положительным поступкам. Поручения имеют разнообразный характер: посетить больного товарища и помочь ему в обучении; изготовить игрушки для подшефного детского садика; украсить к празднику классную комнату и т. д. Поручения дают и для того, чтобы развить необходимые качества: неорганизованным дают задание подготовить и провести мероприятие, требующее точности и пунктуальности, и т. п. Причем не нужно в деталях объяснять, как выполнять поручения, особенно старшим ребятам. Контроль может иметь различные формы: проверки в процессе выполнения, отчета о выполненной работе и т. п.

Соревнования - метод воспитания, который направлен на обеспечение условий для социального развития личности, форму усвоения умений и навыков путем здорового соперничества в определенных видах коллективной деятельности. Соревнование бывает коллективным и индивидуальным. Примером коллективного соревнования может служить борьба пионерских отрядов за честь быть правофланговыми, индивидуального - конкурс на лучший рассказ о походе по ленинским местам. По времени действия соревнования различаются на длительные и эпизодические. Марш «Всегда готов!» - длительное соревнование, трудовой десант - эпизодическое.

В процессе организации и проведения соревнования необходимо соблюдать ленинские принципы: гласность, конкретность, сравнимость результатов, возможность практического использования передового опыта.

Метод коллективной творческой деятельности - это прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них. Ключевые принципы основаны на стимулировании инициативы и самоуправления:

Сами планируем,

Сами организуем,

Сами анализируем.

Плюс - напряженная эмоциональная обстановка (эмоции - катализатор творчества): романтика как основа корпоративной культуры («свечки» и «костры», песни под гитару). советский пионер комсомолец

Метод убеждения (словом и положительным примером) активно воздействует на сознание и чувства пионеров.

Этот метод применяется, как правило, в единстве с методами пионерского поручения, соревнования, игры, которые тесно связаны с общественно полезной деятельностью отрядов. Метод поощрения и наказания - способ стимулирования деятельности отрядов и отдельных пионеров. Все методы пионерской работы взаимосвязаны, и только их комплексное применение обеспечивает эффективную в воспитательном отношении методику пионерской работы.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Проблема формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе. Формы организации совместной взросло-детской деятельности в процессе формирования данных умений, оценка их практической эффективности.

    курсовая работа , добавлен 25.06.2014

    Понятие молодежного движения, его характеристика. Типы детских общественных объединений. Молодежная субкультура и неформальные ассоциации. Вариативно-программный подход к организации деятельности молодежных общественных объединений в условиях школы.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2014

    Характеристика и типы детских общественных организаций. Роль детских общественных организаций в воспитании учащейся молодёжи. Анализ деятельности детских общественных организаций и их роль в воспитании и формировании личности детей в Омской области.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2012

    Праздник как специфичная форма коллективного единения. Обобщение опыта работы по проведению, организации и подготовке праздников в условиях крупных промышленных городов. Влияние детских праздников на формирование и развитие психических процессов у детей.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2009

    Своеобразие современного этапа развития общества. Недостаточное внимание государства к социальному развитию молодежи. Необходимость новых подходов к задачам, функциям детских общественных организаций. Проблемы социализации ребенка в детских организациях.

    доклад , добавлен 06.05.2009

    Нормативно-правовые документы по организации театральной деятельности в советский период. Понятие театральной педагогики. Театральная деятельность с детьми в системе дополнительного образования в СССР и современной России. Методы и приемы работ с детьми.

    реферат , добавлен 16.04.2017

    Разновозрастная группа в контексте научно-педагогических идей. Особенности разновозрастных детских объединений и их роль в развитии детей. Реализация разновозрастного подхода при организации образовательного процесса в дошкольных учебных учреждениях.

    курсовая работа , добавлен 02.02.2014

    Понятие духовно-нравственного воспитания детей и молодежи и его содержание, специфика и ценность. Формы православного воспитания: воскресные школы, социальное служение, православные детские лагеря, детские и молодежные организации, паломничество.

    курсовая работа , добавлен 06.06.2012

    Психологические особенности совместной деятельности дошкольников. Возрастная динамика развития взаимоотношений дошкольников. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей. Воспитание трудолюбия в совместной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2013

    Специфика организации и оформления предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста. Особенности игровой деятельности детей. Принципы организации воспитания ребенка раннего возраста, формирование их совместной предметной деятельности.

В эпоху перестройки в Советском Союзе начали появляться новые молодежные движения, членов которых мы именуем неформалами. Неформалы существовали и до начала перестройки, но именно в это время их число значительно увеличилось, и практически в каждом большом городе СССР можно было встретить представителей разных движений. Разобраться в многообразии неформальных обществ нам позволит этот пост.

Расцвет движения основанного на меломанских психоделических и хардроковых пристрастиях, породившее всесоюзную систему вписок, лесных и пляжных лагерей, домашних концертов, а так же путешествий автостопом, пришелся на середину 70-х. К началу 80-х, мода на хиппи захлестнула столицы, в Москве коммуникация хиппи охватывала бульварное кольцо, Арбат и площадь Маяковского.Ряды движения пополнили студенты-битломаны, уличные барды и поколение детей советской интеллигенции, занимавшихся неофициальным творчеством.

Хиппи 1984 год


Хиппи. Недалеко от Туриста, 1988 год


Хиппи. У входа в Сайгон, 1987 год

В 1980-е годы движение возродилось благодаря интересу молодёжи к ретро-стилю. Эти группы фигурировали в Ленинграде под наименованием «секретистов» в Ленинграде, а в Москве назывались «бравистами»(по названиям групп Браво и Секрет)

Стиляги. Антон Тедди и товарищи, 1984 год.Фото Дмитрия Конрада


Стиляги. Рус Зиггель и Тедди бойз. Ленинград, 1984 год. Фото Дмитрия Конрада


Широкие Стиляги. Москва, 1987 год

Ньювейверы

Движение ньювейва получило в советском обществе достаточно размытое проявление. Изначально опиравшееся на меломанские предпочтения в виде электронных экспериментов и эстетику постпанковских «новых романтиков», отечественные ньювейверы компилировали свою внешнюю эстетику на базе «чистого стиля», прическами определенного вида и макияжа, с элементами вобранных из других уже сложившихся движений, начиная от брейкерских очков, кончая постпанковским «мрачным стилем»
После 85 года, вслед за частичной легализацией зарубежных нерадикальных стилей, популяризации диско и подъемом металлистической волны, общая масса «новой волны» разделилась на два лагеря. Дискотечные поклонники зарубежной эстрады и потреблявших брэндовые вещи и получившие ярлык «попперов» из-за увлечение поп-музыкой 80-х. И более продвинутые модники -ньювейверы, которые находились в плотном соприкосновении с творческим андеграундом, экспериментировавших в рамках модовских и постпанковских традиций.

Ньювейверы. Ленинград, 1984 год


Ньювейверы. Ньювейв в МИФИ, 1983 год


Ньювейверы. На Маяке, 1990 год

Брейкеры

В начале 80-х до советской молодежи докатились отголоски хип-хоперского движения, получили свое проявление в виде движения «брейкеров»(по самочинному местному определению танцевального стиля). Изначально представлявшее из себя стиль жизни комбинировавший скейтбординг и дискотечного танца, этот стиль был представлен немногочисленной студенческой модной средой и «золотой молодежью» Юга-Запада Москвы. Но уже к середине 80-х вслед за, открытием молодежных кафе и выходы фильма «Танцы на крыше», брейкеров представляли не иначе как танцевальную субкультуру, со своими экспериментами в области внешнего вида.


Брейкеры. Арбат, 1986 год. Фото Сергея Борисова


Брейкеры. Арбат, 1987 год. Фото Ярослава Маева


Брейк дэнс, 1987 год

Рокабиллы

Сам стиль, получил широкое распространение благодаря общеевропейскому возрождению классического рок-н-ролла и началу сайкобилли движения во второй половине 80-х. В Советском Союзе это проявление наложилось на ньювейверскую костюмную моду, но уже после 86 года обособилось, частично в Купчинском андеграунде (Ленинград), частично рокерском (Москва, МХАТ), и в среде фан клуба Элвиса Пресли (Москва) с тусовочными местами на ст.метро Площадь Революции и Катакомбах (руины Греческого зала)

Рокабиллы. Еж и Мавр, 1987 год


Рокабиллы. Ленинград, 1987 год


Рокабиллы. Рокабилли на Арбате, 1989 год

Термин «рокеры», появился в начале 80-х и распространялся изначально на советских поклонников рок-музыки. Но, уже начиная с 1984 года, ярлык «рокер» закрепился за поклонниками именно тяжелого рока, тяготеющих к внешнему стайлингу аналогичному британским «кофебар ковбоям» и американским байк клубам. В сентябре 1984 года (в день рождения Ковердейла), этот термин был был поднят на флаг тусовкой поклонников тяжелого рока в ЦПКО им. Горького, и в дальнейшем распространился на первые мото гэнги Москвы «Black aces» и «Street wolfs», далее на все мото объединения вплоть до 1989 года

Рокеры, 1987 год


Рокеры, на задворках МХАТа, 1988 год


Рокеры, Ночной выезд, 1988 год

Металлисты

Собственно сам термин «металлист», зародился на филофонических тусовках еще в начале 80-х, когда на рубеже десятилетий сменились ритмы у групп ранее по советским меркам проходившие как «тяжелый рок». Калькируемый с иностранных журналов слоган «хеви металл» изначально распространялся на «кисоманов» и иных поклонников «хардрока» начала 80-х.Но уже к середине десятилетия, после самоопределения части меломанов в «рокеры» и появления отечественных коллективов «99%», «Коррозия металла», «Э.С.Т.» и иных группы поклонников стали именоваться именно «металлистами»/

Металлисты из Горького, 1987 год


Металлисты. ВДНХ, 1986 год


Металлисты. ХМР-89, Омск

Наиболее идеологизированное, и одновременно аполитичное, движение получило первые свои проявления на рубуже 80-х. Не обладая полнотой визуальной информации о зарубежных аналогах, но понимая эффективность артистического карикатурного лайфстайла, этот феномен проявился в виде пародийного уличного идиотничания, артистического юродства, постепенно обрастая несоветской атрибутикой, музицированием и художествами.
Будучи наиболее «обидным» для совноменклатуры общественными проявлениями (откровенно порочащими облик советского гражданина перед иностранными туристами), «советский панк» подвергался наиболее интенсивному прессингу со стороны комсомольцев, милиции и гопоты. Все это привело к радикализации; слиянию панков и рокеров, формированию хардкор, красти и киберпанк стилей, с первыми «ирокезами» на невменяемых головах носителей. К удивлению самих представителей советского панк-андеграунда, когда в «железном занавесе» обнаружились информационные бреши, обнаружилось что эти проявления совпали с передовыми общемировыми субкультурными тенденциями.

Панки. ДК Горбуново, 1987 год


Панки. Ленинград, 1986 год. Фото Наталии Васильевой


Панки. Москва, 1988 год

С подачи первых «новых стиляг» и получивший свой стартовый толчок то модовского движения 60-х, в СССР получил обратный вектор развития от советского панка к винтажным мотивам прошлого. При этом, нисколько не утратив радикализма, советский «мод стайлинг» периода авангардных художественных движений 80-х, стал визитной карточкой для многих участников музыкальных и художественных проектов, объединив разнородный артистический люд тяготевших к меломанской всеядности и пропускавших через себя все последние новинки от моды и музыки. Такие персонажи, пренебрежительно именуемые в арт среде «модниками» участвовали в большинстве ключевых показах и перформансах, были носителями последней модной и околокультурной информации и частенько эпатировали население пародийными на соцноменклотурные костюмами и панковскими выходками.

Моды. Москва, 1988 год


Моды. Москва, 1989 год. Фото Евгения Волкова


Моды. Челябинск, начало 80-х

Хардмоды

Кратковременное проявление этой промежуточной зарубежной стилистики 70-х, пришлось на конец 80-х, в связи со сплочением радикальных неформальных кругов во время противостояния прессингу и наплыва новой волны действительно маргинальных элементов, вслед за популяризацией неформальных движений на рубеже 87-88 года (аккурат после перелома в уличных баталиях с "люберами" и гопниками). Стоит отметить, что подобные проявления в карикатурном ироничном виде присутствовали на просторах нашей родины, когда радикальные неформалы рядились в протоскинхедовские наряды, из вредности стригли головы налысо, и толпились в людных местах. Пугая своим внешним видом милиционэров и обывателей, на полном серьезе внимавших советской пропаганде, что де все неформалы-это фашиствующие молодчики. Хардмоды же конца 80-х, являлись сублемацией из панковского, рокабильного и милитаристкого стиля, и конечно же ни разу не слышав про то как они должны по стилистической классификации именоваться, предпочитали самоназвание "стритфайтеры" и"милитаристы".


Хардмоды. Красная площадь, 1988 год


Хардмоды. Московский зоопарк, 1988 год

Сайкобиллы

Сайкобилли, будучи в большей степени проявился в Ленинграде на рубеже 90-х, вместе с группами Swidlers и Meantreitors, когда группы молодых людей оформили это направление музыкально, выделившись из рокабилльной среды. Но и до этого существовали отдельные персонажи выпадающие из рамок новых субкультурных лиг и предпочитавших полимелорманию рок-н-ролльного толка. В плане дресс-кода это тяготение было близко и панковской эстетике


Сайкобиллы. Во дворе рок-клуба, 1987 год. Фото Наталии Васильевой


Сайкобиллы. Ленинград, 1989 год


Сайкобиллы. Москвичи в гостях у ленинградцев, 1988 год. Фото Евгения Волкова

В ходе столкновений с гопниками и «люберами» в период с 1986 по 1991 год, в рокерской и хеви-металлической среде выделилась особые активные группы, которые на рубеже 90-х преобразовались из мотто гангов в первые мотто клубы. Со своей визуальной атрибутикой по образцу иностранных байк клубов, и на тяжелых мотоциклах, модернизированных вручную или же вовсе послевоенные трофеиных образцах. Уже к 90-му году в Москве можно было выделить группировки «Hell Dogs», «Night wolves», «Сossacs Russia». Так же присутствовали менее долгосрочные мото объединения, такие как «мс Давыдково». Самоназвание байкеры, как символ отделения этого этапа от рокерского прошлого, сначала закрепилось за группой сплотившейся вокруг Александра Хирурга, и далее распространилось на все мотто движение постепенно охватывающее многие города постсоветского пространства


Байкеры. Хирург, 1989 год. Фото Петры Галл


Байкеры. Кимирсен, 1990 год


Байкеры. Ночные волки на Пушке, 1989 год. Фото Сергея Борисова


Байкеры. Тема, 1989 год

Явление не менее многогранное чем эстетика панка, советское битничество ведет свое происхождение из далеких 70-х.Когда под этот термин попадали модные декаденты посещающие злачные места, отрастившие волосы ниже плеч и разряженные в кожаные куртки и «битловки». Под этот термин попадали и «лабухи» -музыканты лабающие музыку на заказ в советских ресторациях, и просто люди вне каких то "лиг", ведущие обособленный и аморальный, с точки зрения советской эстетики, образ жизни. Такая тенденция к началу 80-х усугублялась небрежным внешним видом, вызывающим поведением и наличием какого то отличительного элемента в одежде. Будь то шляпа или шарф или яркий галстук.


Битники. Битнички, Тимур Новиков и Олег Котельников. Фото Евгения Козлова


Битники. Парад на первое апреля, Ленинград-83


Битники. Челябинск, конец 70-х

Движение зародившееся в конце 70-х и состоявшее из "кузьмичей"(простых посетителей стадионов) и выездной элиты, сопровождавшей команды на матчах в других городах, уже к началу 80-х обрело своих районных лидеров, обросло "бандами", мерчендайзом и превратилось в околофутбольную коммуникацию. Вслед за быстрым стартом спартаковских фанатов(наиболее известным центром тусовки начала 80-х стал пивной бар "Саяны" на ст. метро Щелковской), проводивших свои городские акции и парады, так же быстро стали появляться "банды" вокруг других команд


Фанаты. Москва, 1988 год. Фото Виктории Ивлевой


Фанаты. Москва-81. Фото Игоря Мухина


Фанаты. Приемка фаната Зенита в Днепропетровске-83

Своеобразное направление образовавшееся на стыке увлечения культуризма и программы по надзору за молодежью.
Изначально закрепленное за локальной группой лиц из Люберец,часто пребывающих в столицу в места отдыха молодежи, название "любера" уже с 87 года интерполировалось не только на разнородные группы не имеющих между собой связи,но и на более крупные группировки сконцетрировавшиеся в этот период в ЦПКО им.Горького и Арбате. Ждань, Лыткаринские, совхозмосковские, подольские, карачаровские, набережночелновские, казанские-это неполный перечень "подмосковного братства",пытавшегося контролировать не только обозначенные территории,но и иные злачные места и привокзальные площади.Изначально поощряемые властями надеявшихся поместить эти образования в канву "народной дружины", эти группы не имели общего дресскода кроме тяготения к спортивной одежде, но и имели противоречивые интересы консолидировавшиеся только в рамках агресии против модников и "неформалов".


Любера. 1988 год


Любера. Африка и любера, 1986 год. Фото Сергея Борисова

Потерянные поколения

История детских и молодежных организаций СССР


Сергей Комяков

Береги честь смолоду

© Сергей Комяков, 2017


ISBN 978-5-4485-8083-3

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Атрибутом гражданского общества выступают организации граждан. Но в неразвитых, протогражданских обществах функция организации граждан принадлежит не им самим, а верховной институционализированной структуре, которой выступает государство. Такая организация носит весьма специфические черты и оказывает как позитивное, так и негативное влияние на развитие социальных отношений. Характерным примером такой организации граждан выступает система организации тоталитарных и авторитарных режимов, которая носит мобилизационные черты. И здесь интересен опыт отечественных организаций возникших под влиянием советского государства и коммунистической партии. Но если коммунистическая партия была специфическим органом управления, то вторичные организации, в первую очередь молодежные, комсомол и пионерия показывают особенности механизма организации населения авторитарного государства с целью его политической социализации в угодном для правящего режима русле. Влияние этого процесса Россия испытывает до сих пор, и будет испытывать еще длительное время. Поэтому проблема развития молодежных и юношеских организаций в СССР 1918-1991 годах является одной из наиболее актуальных и спорных в отечественной истории новейшего времени. Достижения молодежных движений в Советском Союзе весьма противоречивы – с одной стороны это высокий уровень организации и проведения досуга молодежи, большие достижения юношеского молодежного спорта, с другой подавление свободомыслия, догматизация общения молодежи. Все это говорит о сложности изучения истории молодежных и юношеских организациях СССР 1920-1991годах.

Именно поэтому представляется актуальным рассмотреть в исследовании историю молодежных и юношеских организаций СССР 1920-1991годах, оценить достоинства и недостатки молодежных организаций в СССР.

Важность исследования данной проблемы возрастает, если учесть то, что в современной России продолжается поиск оптимальных моделей и систем работы с молодежью, а роль и значение системной и методической социализации подрастающего поколения в современном мире постоянно возрастает.

1.Вечно молодые: российские организации скаутов

1.1.Формирование скаутских организаций

Зарю ХХ века Россия встретила в состоянии капиталистической трансформации. Российская монархия сосуществовала с обществом, развивавшимся по западноевропейскому пути, но сохранявшего серьезные сословные пережитки. Новейшие тенденции соседствовали с институтами средневековья. Такое положение оказывало влияние на российскую молодежь. Как наиболее гибкая, восприимчивая к переменам молодежь была авангардом социального развития.

Оценивая институционализацию молодежи необходимо отметить то, что до Манифеста 1905 года никаких легальных молодежных организаций в России быть не могло. Даже участие в небольшом кружке, члены которого изучали биологию, экономику или историю могло быть чревато для молодых людей. Отчисление из учебного заведения, ссылка, а то и тюрьма были наказанием за участие в молодежной организации. Манифест 1905 года, разрешивший общественные и политические движения, позволил молодежи начать процесс самоорганизации.

В это время существовало три тенденции в молодежном движении совпадавших социальной структурой российского общества. Первая была связана с отпрысками аристократических и дворянских семей. Эти семьи ориентировались на классическое воспитание детей, домашнее воспитание, обучение верховой езде, фехтованию, иначе говоря, всему тому, что считалось необходимым для молодого дворянина.

Вторая тенденция была связана с юношами из семей представителей промышленного и торгового капитала, квалифицированных рабочих. Уровень развития экономики России в это время уже привел к формированию достаточно значительной прослойки торговцев, промышленников, врачей, педагогов, чиновников, квалифицированных рабочих, приказчиков (составляла 3-5 процентов населения Российской империи). Эти люди имели экономические возможности, что дать образование своим детям, но они были скованы сословными пережитками и не могли претендовать быть принятыми в высшем свете, быть членами клубов верховой езды, яхт-клубов, различных элитных обществ .

Русское купечество и промышленники ориентировались на иные ценности, чем дворянство и аристократия. Проявлялось и в организации досуга. Так, в противовес аристократическим конным бегам, велосипедным гонкам, российские предприниматели завезли в России популярные в Великобритании бокс и футбол, устраивали соревнования по классической борьбе, лыжным гонкам и бегу на коньках.

Так же молодые люди из этой социальной группы не имели экономических возможностей получить образование равноценное образованию элиты, они не моги на таком же уровне организовать свой досуг, но в тоже время они не были связаны сословными нормами и представлениями, что позволяло им выбирать формы организации свободного времени.

Третья тенденция была связана с институционализацией молодежи рабочего класса и крестьянства, составлявших подавляющее большинство российской молодежи. В этом направлении все было достаточно просто – большая часть молодых людей, детей рабочих и крестьян не имела ни времени, но средств для досуга. Для этой группы была характерна ранняя алкоголизация, ране начало трудовой жизни. Но незначительная часть городской молодежи из рабочих включалась в политическую борьбу. Она вела агитацию, участвовала в стачках, забастовках и террористических актах.

Все эти тенденции имели право на существование, но логика исторического развития должна была сохранить наиболее адекватную для исторического пути России.

Сначала рассмотрим организации аристократической и дворянской молодежи. Как ни странно их фактически не существовало. Связано это было с тем, что ее было сравнительно мало, а карьера и жизнь были предопределены от рождения. Рамки, которые ставило общество перед молодыми аристократами и дворянами были очень сильны. Сначала следовало домашнее воспитание, потом классическое образование – гимназия или лицей, а потом обучение в военном или гражданском учебном заведении. В начале ХХ века организация учебного процесса в России была такова, что фактически не оставляла свободного времени учащимся и студентам. Более того, золотая молодежь была вязана участием в различных общественных мероприятиях своего круга – балах, приемах, посещении родственников и т. д.

Правда, некоторые неформальные организации, подражавшие английским организациями выпускников элитных учебных заведений существовали, но широкого распространения эта форма самоорганизации молодежи в России не получила. Здесь необходимо отметить и то, что созданию молодежных организаций российской элиты препятствовал прямой запреет военным и гражданским служащим императорской России состоять в политических партиях, а фактически интересоваться политикой и выражать собственное мнение по политическим проблемам, которые считались прерогативой государя императора. Когда, после Февральской революции, это запрет был отменен, времени на организацию у молодежи элиты, выжившей в Первой мировой войне не осталось – началась гражданская война.

Значительно большие возможности для самоорганизации были у молодых людей, детей нарожавшего среднего класса. Средний класс в любой стране имеет определенные институциональные черты. Эти черты проявлялись в формировавшемся среднем классе Российской империи. Конечно, на него оказывало влияние длительное политическое бесправие, а так же возможность реализации экономических прав, которая возникла только после судебной реформы 1864 года. Однако, интересы среднего класса в отношении своих отпрысков были очевидны. Детей хотели видеть образованными, достаточно грамотными для карьеры, которая часто продолжала карьеру родителя, а так же физически здоровыми, не пьющими. Такую возможность предоставляли военизированные молодежные организации скаутов.

Скаутские организации в России возникли в тоже время, что и в Западной Европе и США. В начале ХХ века европейские страны и США были охвачены широким молодежным движением, котрое было добровольным и ориентировалось на широкие слои молодежи.

Возникновение скаутских организаций связано с несколькими внешнеполитическими событиями, среди которых можно выделить операции колониальных войск против восставших народов и англо-бурскую войну. Общим для них было то, что они показали чрезвычайно низкий уровень физической подготовки молодых офицеров, происходивших из высших и средних слоев общества. Оказалось, что среднестатистический английский офицер плохо стреляет, быстро устает даже во время езды на лошади, не умеет ориентироваться на местности, не знает как развести костер и т. д. Это было следствием воспитания в закрытых военных школах, где учили общеобразовательным предметам, шагистике и выездке в манеже, а не тому, что было необходимо в реальной боевой обстановке.

1.1 Развитие и становление молодежных организаций в Советской России

В начале ХХ столетия из-за повышения внимания общества к детям, обрела популярность идея создания гармонически развитой личности. Не упускалось также из виду, что воспитанная таким образом молодежь сможет со временем преодолеть классовый антагонизм. В здоровом, полноценном подрастающем поколении были заинтересованы и государственные структуры - ведь это будущая рабочая сила, армейский резерв.

В теории и практике воспитания и образования произошли серьезные сдвиги. Сокращение продолжительности рабочего дня для детей и подростков привело к увеличению их свободного времени и проблеме его конструктивной занятости. Обучение стало делом государственной важности. Во многих странах появились законы об обязательном образовании. Государство взяло на себя отчасти и бремя воспитания. Совсем иначе стала решаться проблема детской преступности .

Социально-экономическое положение (условия жизни и труда, изолированность сословий), традиции воспитания (патриархальность), школьный официоз (правила для учащихся), контроль со стороны Русской православной церкви не позволяли детям и подросткам выйти за пределы устоявшейся системы.

Одной из попыток создать общественные молодежные организации в дореволюционной России было возникновение скаутов. Возникнув в начале ХХ века, это движение использовало и объединило в себе по крупице опыт существовавших до этого детских и молодежных организаций, некоторых гимнастических обществ и спортивных клубов .

1917 год, расколовший Россию на красных и белых, прошел глубокой трещиной и по скаутингу. Большинство скаутов предпочли сторону белых, но были и красные скауты. Вчерашние братья по патрулю становились порой смертельными врагами.

Новая власть настороженно восприняла существующие скаутские отряды, а затем, руками комсомола и правоохранительных органов, начала целенаправленное уничтожение скаутинга в России. Можно сказать, что государство пыталось подчинить себе молодежные организации.

Часть скаутмастеров была вынуждена заняться организацией отрядов «нового типа», так стали появляться первые группы, впоследствии названные «пионерскими» .

Пионерская организация рождалась и развивалась в нашей стране в условиях революционных преобразований в России, в мире в целом, связанных с распространением идей коммунизма, социализма, обострением классовых противоречий в капиталистических странах и особенно в России.

Пионерская организация - часть пионерства - ветви детского движения, специфического социально-педагогического, культурологического феномена XX века .

В отличие от других направлений, видов, форм детского движения пионерское в своей основе имеет несколько истоков.

Первый исток это международное рабочее, революционное, коммунистическое движение, в которое, оказались втянуты и дети.

Второй исток это собственно детское движение (в мире и России), проявившееся в опыте создания и деятельности самых различных детских сообществ (скауты, соколы, потешные, ученические организации, сельскохозяйственные союзы, самодеятельные клубы, кружки различной содержательной направленности).

Третий исток это конкретные социально-политические условия России в начале XX века (после событий 1917 года) .

Рождение и развитие пионерства отразились на своеобразии его структур, форм, характере его отношений с государственными и общественно-политическими институтами, способствовала превращению его в органичную часть Советского государства, его политической системы и его истории.

Именно новая идеология движения, его цели, принципы, направленность содержания стали в эти годы предметом острых дискуссий комсомола, партии, органов образования, педагогической общественности. Для проработки этих вопросов была создана специальная государственно-общественная комиссия, в которую вошли Н. К. Крупская, Е. М. Ярославский, В. А. Зорин, В. Ф. Васютин и другие.

Важную роль в создании детской организации сыграл III съезд комсомола (1920 г.), на котором с программной речью выступил В. И. Ленин, определив задачи союзов молодежи .

Детское движение рассматривалось как «настоятельная необходимость самоорганизации пролетарских детей», ставящая целью сплочение, воспитание и подготовку масс к борьбе за интересы пролетариата.

Все группы объединялись в «организацию юных пионеров» при местной организации Российского Комсомольского Союза Молодежи (РКСМ), во главе которой стоял совет, назначаемый комитетом РКСМ. В целях реализации самодеятельности детям предлагалось избирать из своей среды различные комиссии, и даже товарищеский суд.

В материалах V съезда РКСМ закреплялось положение о пионерах - смене комсомола. Временное бюро было преобразовано в Центральное бюро детских коммунистических групп юных пионеров (ЦБ ЮП). В него вошли С. Тарханов, В. Зорин, И. Жуков, А. В. Луначарский, Н. К. Крупская. Растет число пионеров. Продолжаются серьезные дискуссии по важным вопросам: о руководстве, о целевой направленности деятельности, о базировании отрядов и т.д. .

Присвоение организации юных пионеров имени В. И. Ленина в 1924 году (до этого отряды юных пионеров носили имя Спартака) дало мощный толчок росту ее рядов.

К 1924 году пионерские организации были созданы во всех союзных республиках. Было принято единое «Организационное положение Детской Коммунистической Организации юных пионеров имени тов. Ленина» (август, 1924 год), закрепившее факт создания и организационного оформления единой пионерской организации, как средства воспитания нового поколения строителей социалистического общества .

В марте 1926 года пионерская организация стала именоваться - Всесоюзная пионерская организация им. В.И.Ленина. Первые пионерские отряды, объединявшие детей рабочих и крестьян, работали при комсомольских ячейках заводов, фабрик, учреждений; участвовали в субботниках, помогали в борьбе с детской беспризорностью, в ликвидации неграмотности .

К концу 30-х гг. завершилась перестройка Всесоюзной пионерской организации по так называемому школьному принципу: класс - отряд, школа - пионерская дружина. В пионерских коллективах развернулась военно-оборонная работа; создавались кружки юных стрелков, санитаров, связистов, проводились военно-спортивные игры .

В конце 40-х - начале 50-х гг. Всесоюзная пионерская организация участвовала в восстановлении разрушенных городов и сёл, началось пионерское движение «Украсим Родину садами», прошли всесоюзные экспедиции по изучению родного края. Пленум указал, что главная задача пионерской организации - широкое привлечение пионеров к активной общественно-политической работе и, прежде всего, к общественно полезному труду. Пленум подчеркнул, что формы и методы деятельности пионерской организации должны отличаться от форм и методов учебной работы в школе, деятельность пионерских дружин не должна ограничиваться рамками школы .

В 1962 Всесоюзная пионерская организация за большую работу по коммунистическому воспитанию детей и в связи с 40-летием была награждена орденом Ленина.

16-й съезд ВЛКСМ (1970) принял обращение ко всем пионерам СССР в связи с подготовкой к 50-летию Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина. В обращении, резолюции съезда, в рекомендациях секции «Комсомол, пионерская организация и школа» дана конкретная программа деятельности пионерской организации на современном этапе, намечены пути повышения роли пионерских коллективов в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в школе. Съезд уделил особое внимание вопросам подготовки кадров пионерских работников .

Конкретным воплощением самодеятельного характера пионерской организации является пионерское самоуправление (совет отряда, дружины, районный, городской штабы юных пионеров, периодически проводимые слёты). Каждый отряд имел своих представителей в активе дружины, дружина - в городских и районных штабах .

Весьма заметным явлением в сфере детского досуга конца 30-х и начала 40-х годов стало "тимуровское движение". Оно развернулось в СССР среди пионеров и школьников вначале 1940-х гг. под влиянием повести А. П. Гайдара "Тимур и его команда". Тимуровцы оказывали помощь семьям военнослужащих в годы Великой Отечественной войны, престарелым, колхозам и совхозам в сельскохозяйственных работах, детсадам, благоустройство насел, пунктов, уход за могилами погибших воинов и др .

По утверждению исследователя тимуровского движения В. П. Татаровой, тимуровская команда была задумана А. П. Гайдаром в качестве "альтернативы пионерской организации, тогда, в 30-е годы, уже намертво пристегнутой к школе, обюрокраченной, унылой. Он, по собственному признанию, готовил - и приготовил! - под нее "бомбу" .

Предложенная А. П. Гайдаром детям (в форме повести) методика организации самодеятельного инициативного объединения "самих детей", осуществляющих заботу о старших, для конца 30-х годов выглядела подозрительно. Однако повесть удалось напечатать благодаря взявшему на себя ответственность секретарю ЦК ВЛКСМ Н. А. Михайлову.

На годы войны приходится массовый размах движения. В 1942 г. газета "Московский большевик" писала, что в Москве пионерская организация расформировалась, а ее роль фактически подменена тимуровскими командами. Комсомол был озабочен ситуацией. По воспоминаниям Н. А. Михайлов, движение приобретало настолько широкий характер, что комсомольским организациям приходилось задумываться, как сделать, чтобы это движение органически вливалось в работу пионерской организации ?

Сами тимуровцы особого желания "вливаться" в пионерскую организацию не испытывали, но это движение попытался использовать как "форму работы" комсомол. Как пишет Татарова, "комсомольские, пионерские органы поспешили прибрать их к рукам. Вогнать в пионерские формирования, приковать к школе; отдать во власть спускаемым сверху циркуляров и "научных рекомендаций". И, увы, получилось. Движение тихо угасает, тлеют лишь отдельные очаги. Надежды на возрождение затеплились при "оттепели" 50-60-х годов, когда тимуровцы вырвались, было из школ во дворы..." .

Тимуровское движение не погибло в конце 50-х гг., а "передало эстафету" коммунарскому движению.

Коммунарское движение это возникшая в 60-х годах XX века неформальная ассоциация, связывающая коммунарские клубы - неформальные коллективы, в той или иной мере являющиеся последователями определенной педагогической методики, которая известна в педагогической литературе под названиями: коммунарская методика, методика коллективных творческих дел, методика И.П.Иванова, орлятская методика и пр. Термин "коммунарское движение" появился в прессе примерно в 1963 году, когда в стране появились сотни "секций клуба Юных коммунаров" (клуба ЮК, КЮКа). "Инкубационный период" этого движения начался значительно раньше - в середине 50-х годов. По инициативе ленинградского философа и педагога-исследователя И. П. Иванова в 1956 г. в Ленинграде было создано небольшое молодежное инициативное субкультурное объединение педагогов "Союз энтузиастов" ("СЭН"). Первоначально это был кружок преимущественно пионерских вожатых (Л. Г. Борисова и другие), которые были крайне не удовлетворен современной им отечественной педагогикой, господствовавшей в пионерской организации системой воспитательной работы .

"Инкубационный период" продолжался до марта 1959 г., т. е. до того времени, когда "сэновцы" создали при Доме пионеров Фрунзенского района Ленинграда сводную районную пионерскую дружину, названную "Коммуной юных фрунзенцев" (КЮФ).

Для обозначения нового типа внешкольного воспитательного коллектива был взят термин "коммуна". С самого начала КЮФ стала самодеятельным инициативным самоуправляемым субкультурным объединением детей и их "старших друзей". По существу - объединением неформальным, хотя и считавшимся официально "районной школой пионерского актива".

Но по сути своей КЮФ стала антиподом "школ пионерского актива", которые "натаскивали" "выборный пионерский актив" обычными для общеобразовательных школ методами "учебной практики". КЮФ, прежде всего, обеспечивала условия "жизненной практики", условия для самореализации. Недаром, "кюфовцы" любили подчеркнуть, что "в коммуне никто никогда не учит, в коммуне живут".

Объективно в КЮФе происходило и воспитание и обучение, но это осуществлялось в соответствии с принципом "скрытой педагогической позиции" и делалось не средствами "открытого воспитательного воздействия", а косвенно через организацию "воспитывающих ситуаций", через воспитывающую "коллективную творческую деятельность" .

"Был опыт коммуны юных фрунзенцев в Ленинграде - хорошая школа идейной закалки пионерского и комсомольского актива. Однако создаваемые по её примеру другие коммуны превратились в своеобразные секции внутри школьных комсомольских организаций, противопоставляли себя им, пытались чуть ли не в полном объёме подменять школьный комсомол. Члены секций юных коммунаров, не стараясь улучшать содержание работы школьных комсомольских организаций, огульно критиковали их. Это приводило к неправильному, упрощённому пониманию устава комсомола. Вместо него - свои законы, отличающиеся пустой фразеологией, отсутствием конкретного содержания. Вполне естественно, что эта форма работы умерла так же скоро, как и родилась..." .

Руководящие комсомольские функционеры все больше и больше склонялись к тому, чтобы рассматривать Клуб ЮК как "форму работы школьного комсомола", как "школу комсомольского актива". Стали предприниматься попытки объявить весь "школьный комсомол" коммунарами. Лидеры движения стали сопротивляться попыткам комсомола подчинить его и формализовать. Руководители отдела учащейся молодежи ЦК ВЛКСМ настаивали на унифицировании форм жизнедеятельности коммунарских объединений. Большинство лидеров движения на унификацию не соглашались и им было объявлено, что в таком случае дальнейшая судьба коммунарских объединений будет зависеть от их взаимоотношений с комсомольскими органами "на местах". "Оттепель" заканчивалась и к концу 60-х желания быть "гвардией комсомола" в среде юных коммунаров оставалось все меньше .

Важным событием не только для "коммунарского движения", но для всего "общественно-педагогического движения" оказался январский сбор 1968 г. клуба ЮК Свердловска "Алый парус". Участники сбора пришли к выводу, что опыт "коммунарского движения" способствует профилактике отчуждения и разностороннему воспитанию. Однако для большей эффективности освоения культуры было признано целесообразным внести в, ставшую традиционной "коммунарскую методику", ряд изменений .

Можно сказать, что происходил процесс педагогизации. Если первое десятилетие "коммунарского движения" ознаменовалось резким противопоставлением "жизненной практики" "учебной практике", воспитания опосредованного воспитанию "открытому", то его новое десятилетие предполагалось, прогнозировалось и проектировалось как сочетание "жизненной практики" с "практикой учебной", сочетание педагогики "скрытых педагогических воздействий" с педагогикой "открытой педагогической позиции".

И действительно, 70-е годы ознаменовались "движением педагогических отрядов", к которому позже примкнули и те, кто сперва выступал против "открытой педагогической позиции". Переход от коммунарского движения" к "движению подотрядов" был не простым, болезненным, но в условиях "эпохи застоя" необходимым. Этот "переходный период" был по отношению к "движению педотрядов" и своего рода "инкубационным периодом", во время которого шла своего рода "лабораторная" (опытно-экспериментальная) работа по преобразованию "модели" "коммунарского объединения" в "модель" "педагогического отряда" .

В конце 1970 г., когда было выращено первое поколение "культармейских комиссаров", юные культармейцы "Ориона" были приглашены кафедрой педагогики и комитетом комсомола МГПИ им.В.И.Ленина для создания первого в Москве и стране "Экспериментального педагогического отряда". Из трёх "форпостов" этого ЭСПО, созданных в "красных уголках" разных московских микрорайонов, "выжил" (и отметил своё 30-летие) один. И "выжил", вероятно, прежде всего по причине наиболее последовательного проведения "командирской педагогики" и "культармейской методики".

ЭСПО "положил начало" массовому движению студенческих педагогических отрядов .

В самом начале движения педотрядов по инициативе московского ЭСПО начались регулярные встречи педотрядовцев и лениградского КИМа, на одной из которых было решено назвать (по предложению И.П.Иванова) это сообщество "Коммунарским-макаренковским содружеством" (КМС). Под этим названием (и при поддержке Педагогического общества РФ) КМС провело 13 всероссийских слётов и ещё несколько после смены названия на "Творческое содружество макаренковских комсомольских педагогических отрядов".

Дальнейшая история движения педагогических отрядов показала, что дольше других прожили именно те отряды, которые сохранили "командирскую педагогику". А вот КИМ сам оказался на долгое время в глубоком кризисе, прекратил существование в качестве студенческой коммуны и имеет "последействие" совсем в ином качестве - в форме ассоциации "Педагогика социального творчества". Эта общественная организация имеет большое значение в качестве "хранителя и толкователя научно-методического наследия И.П.Иванова". Но в этом качестве сообщество "кимовцев" в значительной степени утратило роль "школы педагогов-организаторов" и, тем более, "бригады энтузиастов коммунистического воспитания" .

После того, как в 1976 г. было принято Постановление ЦК ВЛКСМ о создании педагогических отрядов, они стали создаваться в обязательном порядке повсеместно. Взялся комсомол руководить и организацией слетов педотрядов. Скоро самодеятельное движение было "заформализовано" и скомпрометировано. Через несколько лет от организованных по команде комсомола педотрядов ничего не осталось. Некоторые отряды (возникшие еще до Постановления) продолжали работать .

Таким образом, можно отметить, что все молодежные организации в Советское время создавались для осуществления воспитания подрастающего поколения и рассматривались как часть системы коммунистического воспитания. В эту систему входили пионерство, коммунары и педагогические отряды. Но, для того чтобы не разрасталась чуждая политике идеология, и для того чтобы в стране существовала единая система воспитания и коммунарское движение, и педагогические отряды комсомол пытался подчинить себе. Таким образом, главными молодежными организациями, существовавшими в СССР оставались пионерство и комсомол, деятельность которых регламентировалась Коммунистической партией.

Его сторонников. Без их поддержки эта игра, безусловно, развивалась бы менее эффективно. 3. Дореволюционный этап становления футбола на Ставрополье, при всех проблемах его развития, достиг определенных успехов. В целом же деятельность футбольных клубов и кружков в начале XX веков явилась фундаментом для современного ставропольского футбола. Научное осмысление итогов данного этапа способствует...

Который был верным, надежным средством общения и сближения народов, укрепления их духовных связей. Глава II. Книгоиздательская деятельность Кыргызстана вчера и сегодня 2.1 Издательство “Кыргызстан” (“Кыргызмамбас”) Создание Киргизского государственного издательства имело огромное политическое и культурно – просветительское значение. Многие века киргизский народ не знал грамоты, не...



Читайте также: