Делают ли ежи запасы зиму. Еж обыкновенный и ежик ушастый

Ёж обыкновенный (Erinaceus europaeus) - самый крупный представитель насекомоядных, достигает длины 30 см и веса более 1 кг. Кроме того, это один из самых загадочных зверьков, задающий немало головоломок человеку со времен глубокой древности. Любимец народного фольклора и сказочный персонаж, ёжик давно и прочно завоевал наши симпатии.


Ученые давно ведут споры о том, запасает ли ёж корм на зиму, и если запасает, то как. Таинственна и непонятна невосприимчивость ежа к яду гадюк, пчел и ос, к мышьяку, опиуму и даже синильной кислоте. Остается загадкой и то, почему ежи, «вскармливая» за сезон тысячи клещей, зараженных энцефалитом, бореллиозом и другими заразными болезнями, сами остаются незаражёнными.

Обыкновенный ёж широко распространен в Европейской части России, и на юге Западной Сибири. Чаще всего встречается на опушках и полянах лиственных лесов, в кустарниковых зарослях по оврагам, нередко селится в населенных пунктах среди садов и парков. Питается преимущественно насекомыми, червями, лягушками, иногда мышевидными грызунами и пресмыкающимися, не исключая ядовитых змей, которых поедает целиком без каких-либо вредных последствий для себя. Не избегает и растительной пищи. Обычно в естественных условиях обитания к сентябрю ежики нагуливают жир и, достигнув максимального годового веса, впадают в спячку. Пробуждаются рано весной, когда в лесу еще лежит снег, отощавшие и даже плоские с боков. Подкормившись, приступают к гону, во время которого самцы азартно сражаются друг с другом, бодаясь удлиненными иголками, растущими надо лбом. После 49 дней беременности самка рожает 5-7 слепых, с мягкими белесыми иголками ежат, которых она выкармливает молоком. До месячного возраста детеныши находятся в гнезде, устроенном самкой в виде шалаша из сухих листьев, хвороста, мха. Если гнездо обнаружит человек или животное, ежиха переносит в зубах своих малышей в другое логово. Через 1,5-2 месяца ежата покидают гнездо, но самостоятельную жизнь начинают лишь поздно осенью.

В случае опасности еж свертывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя: получается колючий шар с торчащими во все стороны иглами. Иглы ежа - это видоизмененные волосы, расположенные только па спине: мордочка и брюшко покрыты обычной шерстью. При встрече с лесными зверями (волком, куницей, лисой), еж фыркает и подпрыгивает, стараясь уколоть врага. Если это не помогает, он свертывается в клубок, подставляя нападающему хищнику свою колючую спину. Часто, наколов морду иглами, нападающий оставляет ежа в покое. Но так бывает не всегда. Есть у ежа враги, от которых его не спасают ни иглы, ни свертывание в клубок. Например, во время ночной охоты на ежа успешно нападает филин. Ему не страшны иглы зверька, потому что пальцы лап этой птицы покрыты прочной чешуей. Мягкое оперение филина делает его полет бесшумным и позволяет настигать свою добычу врасплох. Нет спасения ежу и от лисицы, которая осторожно подкатывает его лапой к берегу лесной лужицы или болотца и сбрасывает в воду. Вода проникает к брюшку ежа, и он расправляет спину, вытягивает мордочку и плывет к берегу. Тут его поджидает лисица, вонзается острыми зубами в незащищенную иглами голову и загрызает ежа. Кстати, в этом сезоне удалось снять, как ёжик по доброй воле переплывал небольшую протоку у пруда. А вот при встрече с гадюкой ёж выходит победителем. Он хватает ее за хвост и сразу свертывается в клубок. Гадюка при первой же попытке укусить своего врага наталкивается на иглы. Тем временем ёж постепенно втягивает под себя гадюку и затем съедает ее.

С наступлением поздней осени и при первых серьезных ночных похолоданиях ежи начинают интенсивно собирать сухую траву и листья для того, чтобы максимально утеплить свое гнездо. Когда наступают заморозки, зверек тщательно и плотно закрывает изнутри единственный выход из гнезда, который соединяет его с внешним миром. Еж зимой спит достаточно чутко, по крайней мере, он не впадает в глубокий сон до наступления устойчивых морозных дней. При значительном понижении температуры окружающей среды животное впадает в крайнюю степень оцепенения. Это приходит настоящая глубокая спячка.

Еж обыкновенный обитает практически во всех частях Центральной и Западной Европы, на Британских островах, В Западной Сибири и в европейской части России. Это животное старается избегать тех мест, где простираются обширные болота или присутствуют сплошные хвойные массивы. Ежа часто можно заметить на полянах, опушках, возле речных пойм и в перелесках. Средняя продолжительность жизни зверька в диких условиях равна 5-6 годам. В неволе они могут прожить гораздо больше – до 10 лет.

Для того чтобы пережить зиму, ежи на протяжении всего лета активно запасаются жиром.

Еж зимой, находясь в своей глубокой норе, практически обездвижен. Уровень обменных процессов в его организме снижается до минимальной отметки. К примеру, температура тела понижается с отметки, равной 33,7 градусов Цельсия до 1,8 градусов. Находиться в таком анабиотическом состоянии еж может на протяжении 240 дней.

Можно ли разбудить ежа зимой?

Внезапное пробуждение животного посреди зимы невозможно. Даже если раскопать его нору специально, еж будет продолжать находиться в оцепенении и, скорее всего, никак не отреагирует на вторжение. Ввиду того, что зверек во время зимней спячки замедляет все процессы метаболизма, он может длительное время обходиться без пищи и избегать смерти от голода.

Для того чтобы пережить зиму, ежи на протяжении всего лета активно запасаются жиром. Если наступает продолжительная осенняя или зимняя оттепель, то ежи иногда выбираются из своих гнезд и рыскают в поисках чего-нибудь съестного.

Зимой еж спит, свернувшись плотным клубком. При этом он плотно прижимает лапы к брюшку, а хвост к верхней части головы. Благодаря этому оголенные участи его тела защищаются от мороза. С наступлением весны зверек выходит из спячки похудевшим в два раза. После этого животное отправляется на поиски пищи и заодно подыскивает себе партнера для спаривания.

Способность ежей впадать в оцепенение, то есть в спячку, и долгое время оставаться в таком состоянии с пониженной температурой тела связывают с тем, что у них терморегуляция далека от совершенства.

У ежей активный период жизни, в зависимости от климатических условий их проживания, занимает от четырех месяцев до семи. Под спячкой понимается видовая адаптация зверей к неблагоприятным климатическим условиям. Причина спячки в зависимости от условий проживания может быть разной, у ежей это чаще всего – отсутствие кормов или низкая для них температура.

Как ежи впадают в спячку

В теплое время года ежи накапливают подкожный жир. Когда насекомые - основная пища ежей - пропадают, еж уже обеспечивает себе запас питания на время спячки. Ее также связывают с несовершенством терморегуляции – даже в вольере, когда в пище недостатка нет, ежи все равно впадают в оцепенение.

Накопление жира во время подготовки к спячке свидетельствует о том, что животное достаточно подготовлено к продолжительному голоданию, которое ожидает его во время зимнего сна. Отложившийся под кожей и во внутренних органах жир во время спячки будет постепенно расходоваться, и ко времени пробуждения его остается небольшое количество, достаточное только лишь для того, чтобы «разогреть» просыпающийся организм.

Перед тем как залечь в спячку, ежу надо не только накопить жир, но и обеспечить себе хорошее убежище на всю зиму. Несовершенное убежище может стоить животному жизни. Осенью ежи отыскивают глубокие норы, которые находятся под землей на глубине примерно полтора метра. В условиях неволи искусственную нору также нельзя располагать близко к поверхности земли – она будет промерзать.

Ежи могут зимовать в норах, которые вырыли сами, или в чужих. Те животные, которые постоянно обитают в вольерах, вполне охотно пользуются для зимней спячки специально подготовленными для них искусственными норами. Норы с ежами постепенно засыпает снег – термоизолирующие свойства такого покрова оказываются вполне подходящими. В норе ежи зимуют в одиночку. В вольерах при устройстве нор надо делать их в расчете на каждого зверька.

Спящий еж сворачивается в шар, его лапки и нос прижимаются к брюшку, хвост – к голове. Это снижает теплоотдачу с тех участков тела, которые оголены и беззащитны перед воздействием холодного воздуха. Температура животного в этот период становится очень низкой – всего лишь на градус выше, чем окружающая среда.

С наступлением осени и последующих холодов все живое на Земле подготавливается к зиме. Не является исключением и самый многочисленный класс животных в мире – насекомые. Например, некоторые бабочки на зиму забираются в дупла и под кору деревьев, на чердаки старых домов. Но так далеко не все насекомые. Некоторые из них в зимний период вообще находятся в стадиях яиц, личинок, куколок или гусениц, превращаясь во взрослое насекомое только весной, если им, конечно, посчастливится до нее дожить.

Инструкция

Абсолютное большинство насекомых умеренного климата переживают зиму, впадая в определенное состояние, называемое диапаузой. Диапауза напоминает состояние анабиоза у позвоночных теплокровных и хладнокровных животных (медведи, ежи, лягушки, ящерицы). Во время диапаузы у насекомых замедляется обмен веществ и прочие процессы жизнедеятельности. Именно это и помогает им выдержать низкие зимние температуры.

Стоит отметить, что в отличие от анабиоза теплокровных животных (ежи, медведи, землеройки, кроты), который может время от времени прерываться кратковременным пробуждением, «зимний сон» насекомых является наиболее глубоким и требующим определенных условий для своего прекращения. Как правило, зимняя спячка насекомых зависит от продолжительности светового дня и от наличия определенного температурного режима.

Отличие зимней спячки насекомых от спячки теплокровных животных в том, что у вторых она целиком и полностью зависит от наличия кормовой базы. Любопытно, что зимовать насекомые могут на любой стадии своего развития – от яйца до имаго (взрослое насекомое). Диапауза у различных видов насекомых происходит по-разному. К примеру, бабочки траурницы избегают замерзания, добавляя в свой организм специальную охлаждающую жидкость (на языке автомобилистов – «антифриз»).

Бабочка траурница способна заменять содержащуюся в своем организме воду природным «антифризом», который она сама вырабатывает. В его состав входят так называемые криопротекторы, которые защищают от низких температур все жидкости и мягкие ткани в ее организме. Другие насекомые вообще в качестве диапаузы замораживают все имеющиеся жидкости в своих организмах.

Но не все насекомые, переживающие зимние холода, впадают в состояние диапаузы. Не уходят в «зимний сон» такие социальные насекомые как осы, пчелы, термиты, некоторые виды муравьев. С наступлением осенних холодов эти существа углубляются в свои гнезда, улеи, муравейники. Все входы в свои жилища они плотно закрывают листьями и прочими органическими материалами. Под землей или в глубине гнезд они ведут полуактивный образ жизни.

Энтомологи, исследовавшие поведение медоносных пчел зимой, отмечают, что эти создания при понижении окружающей температуры воздуха до +7оС собираются в улей целой кучей, поддерживая в нем температуру на уровне от +15оС до +25оС. Энтомологи выяснили, что эти создания генерируют тепло при помощи сокращения крыловидных мышц на своих спинках. Те пчелы, что находятся ближе к выходам, играют роль теплоизоляционного слоя, и время от времени сменяются своими сородичами: пчелы, которые уже подмерзли, пробираются вглубь улея, где их меняют согревшиеся родственники. Любопытно, что эти пчелы всю зиму питаются кормом, запасенным еще с лета.

Видео по теме

Для улучшения и повышения качества связной письменной речи у учащихся второго класса, нами были разработаны направления деятельности: учащиеся, педагоги и родители.

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

ПО РАЗВИТИЮ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Цель: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности и мастерства педагогов ОУ по развитию письменной речи детей.

Задачи:

    обновить научно - методический уровень компетенции педагогов о процессе развития письменной речи и речевого общения на основе современных требований;

    расширить опыт педагогов по созданию условий в ОУ для речевого развития школьников в целостном образовательном пространстве;

    углубить представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы развивающего личностно - ориентированного образования;

    побуждать педагогов ОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педпроцесса по реализации комплексных задач речевого развития школьников, обеспечив усвоение обобщенных представлений о построении педпроцесса обучения детей родному языку;

    преодолевать пассивность педагогов через применение новых эффективных методов обучения.

Занятие №1

Форма: проблемная лекция.

Тема: «Особенности речевого воспитания в школьной педагогике. Направления речевой работы с детьми».

Время проведения: октябрь.

Цель: Создание определенного психологического настроя для расположения участников к восприятию информации, активизации познавательной деятельности педагогов через проблемную мотивацию.

Занятие №2

Форма: практикум.

Тема: « Приглашение к творчеству».

(о проведении речевых, словообразовательных, словотолковательных игр и упражнений, развитие словотворчества детей).

Время проведения: январь.

Цель: актуализация знаний педагогов методики проведения дидактических игр и упражнений для развития речи детей; обмен опытом педагогов по творческому подходу к использованию дидактических игр и упражнений в работе с детьми.

Предложить родителям включиться в конкурс «Смехотворцев», издав такое объявление:

«Внимание! Внимание!

Объявляется конкурс на самое лучшее смешное стихотворение, самые необычные названия обычных предметов.

Ребята и взрослые!

Запишите ваши придумки и подборки в семейно-групповой альбом и нарисуйте к ним картинки – иллюстрации».

Занятие №3

Форма: консультация - комментарий.

Тема: «Беседы и разговоры с детьми как психотерапевтическое средство» (о методах).

Время проведения: март.

Цели: актуализация знаний педагогов психотерапевтических средств, применяемых в работе с детьми, методов лечебной педагогики для воспитания личности ребенка.

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ ВО 2-М КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

«Изложение. Ёжик делает запасы».

Цели урока:

Обучать учащихся письменной передаче текста;

Развивать устную и письменную речь учащихся;

Развивать эмоциональную сферу детей, их чувства, эстетический вкус;

Воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

Презентация;

Индивидуальные карточки со словами для справок;

Ход урока

1. Тема урока. Постановка целей.

2. Подготовительная работа.

Угадайте, кто это?

Лесом катится клубок, У него колючий бок, Он охотится ночами За жуками и мышами (Еж)

Докажите.

Что знаете о ежах?

Чем еж отличается от других животных?

Где живет еж?

Чем питается?

Какую пользу приносят ежи?

Как еж готовится к зиме? (делает запасы)

А какие делает запасы ежик, мы узнаем из текста

3. Чтение текста.

Прочитайте текст, подумайте, как можно его озаглавить.

Однажды мы с другом гуляли по саду. Что за чудо? По дорожке ползло яблоко.

Это полз ёжик. Он наколол себе на иглы яблоко и побежал к стогу соломы. Скоро он вылез из стога без яблока и направился в сад. Подполз к куче яблок. Перевернулся на спину. Наколол яблоко на спину и опять побежал в укрытие. Так ёжик делал свои запасы.

4. Анализ текста.

О чем говорится в тексте?

Как вы думаете, какую основную задачу поставил

Как можно озаглавить текст? Я предлагаю назвать “Ежик делает запасы”. Запишите название.

5. Составление плана.

Сколько частей в тексте? Как узнали?

Прочитайте I часть. О чем она?

Как можно ее озаглавить? (1. Яблоки в саду)

Прочитайте II часть.

О чем эта часть. Как можно ее озаглавить (2. Ежик делает запасы)

Прочитайте III часть.

Как можно ее озаглавить? (3. Ёжик)

6. Анализ и запись I части.

Прочитайте I часть.

От какого лица идет повествование?

Как начинается рассказ? (Однажды мы …)

Где гуляли мальчики? (в саду)

Составьте 1 предложение. Запишите с красной строки.

Напишите 2 предложение. Что за чудо?

Какое чудо увидели они? Запишите это предложение.

Прочитайте I часть.

7. Анализ и запись II части.

Прочитайте II часть. (на доске)

Кто это был? (Это был ежик)

Что он сделал? (Он … нако ло л, бе жал)

(4 предложения)

Прочитайте.

Используя опоры, расскажите эту часть.

Подполз, п е р е в е рнулся, нак о лол

Потом … подбежал _______ .

Запишите с красной строки. Обратите внимание, что выделено красным цветом?

Прочитайте весь рассказ.

8. Запись III части.

Как вы думаете, мы закончили рассказ?

Чего не хватает (заключения, вывода)

Как можно закончить рассказ?

А можно закончить рассказ таким предложением?

Так серый делал свои запасы.

Запишите III часть.

О чем необходимо помнить записывая новую часть изложения? (записываем с красной строки)

Прочитайте весь рассказ.

9. Проверка.

10. Итог урока

Чему учились сегодня?

Как достигали целей, поставленных на уроке?

Выводы по второй главе.

Научить детей писать сочинения и изложения правильно и красиво – большой и кропотливый труд. Учитель обязан организовывать наблюдения, учить детей видеть и слышать мир, замечать в нем прекрасное, учить выражать свои чувства словом, соблюдать хронологию описываемых событий, выражать свое мнение. Во второй главе нашей работы была разработана диагностика уровня развития письменной речи младших школьников. Нами была разработана методика по выявлению уровня развития связной письменной речи у младших школьников. С учащимися 2 «Б» класса проводилась работа по написанию сочинений, изложений, словарных диктантов. Дети работали по непосредственному и опосредованному опыту. Проанализировав детские труды, мы увидели, что уровень развития письменной речи у них развит по-разному и все дети распределились на три группы:

Уровни развития письменной речи

Высокий

Средний

Низкий

Для родителей мы разработали анкету с целью выявления их отношения к проблеме развития речи у ребёнка. И данная диагностика нам показала, что большинство родителей не исправляют речевые ошибки детей, но хотят, чтобы их ребёнок говорил грамотно. Также родители отметили то, что у детей нет желания читать книги помимо школьной программы. А у детей при подготовке домашних заданий возникают трудности при пересказе текстов из-за низкой техники чтения.

Учителям, работающим в начальной школе, нами была предложена анкета по которой мы выявили их технологии, направленные на развитие связной письменной речи у младших школьников.

Учителя отметили, что наиболее подходящим для их работы с детьми является учебник по русскому языку, автором которого является Рамзаева Т.Г. А наиболее подходящими методами на уроках русского языка для развития письменной связной речи, учителя считают сочинение и изложение. Дети тоже, по словам педагогов, любят писать сочинения, проявляя свою фантазию.

Так же нами был разработан урок по развитию речи для второго класса по теме: «Изложение. Ёжик делает запасы», в котором подробно описаны все вопросы по работе с изложением.

Проделав данную работу, можно сделать вывод, что развивающий эффект обучения будет максимальным, если работа по подготовке и проведению уроков русского языка будет организована так, чтобы каждый урок обогащал ум детей новыми наблюдениями, душу – сильными впечатлениями и чувствами, речь – новыми словами, умением выражать мысли точно, красиво и грамотно. Кроме того, подготовка к сочинению и изложению обогащает активный и пассивный словарь у детей, повышает уровень их грамотности.

Мы считаем, что только систематическая работа по развитию речи разных видов даёт положительный результат.

Летом мы выезжаем на дачу, и там происходят разные интересные встречи с животными, которых мы не замечаем, живя в городе. Самый частый гость, которому мы обычно рады, но которого не умеем пригласить - обыкновенный еж. Увидев этого маленького зверька, который при нашем приближении сворачивается в колючий шар и недовольно пыхтит, мы приходим в восторг и решаем немедленно «спасти» ежа, то есть забрать его из привычной среды обитания и поместить в совершенно не пригодные для него условия.

Свои представления о ежах мы черпаем из детских сказок и мультфильмов, поэтому бываем совершенно уверены, что ежи едят яблочки и грибочки, нанизывают их на иголки, относят в домик и запасают на зиму. Такое представление о ежах совершенно неверно. Поэтому мы предлагаем Вам поближе познакомиться с удивительным незнакомцем, живущим рядом с нами.

Еж – представитель отряда НАСЕКОМОЯДНЫХ, то есть кормом для него являются насекомые и их личинки, черви, птенцы и яйца птиц, гнездящихся на земле, мелкие млекопитающие и даже змеи. Поэтому если так получится, что вы возьмете в дом ежа (о таких случаях мы скажем позже), то кормить его придется именно этим кормом, а не молоком, от которого у ежа начнется диарея, и он может погибнуть.

На зиму ежи кормов не запасают, потому что зимой они спят. Причем во время спячки обменные процессы так замедляются, что найдя такого ежа, мы примем его за мёртвого. Сердце сокращается всего 20 раз в минуту, дыхательные движения совершаются один раз в 2 – 3 минуты, температура тела снижается до 1,8°С.

Весной, когда воздух прогреется до 15 гр.С, ежи выходят из спячки. За зиму они израсходовали жировые запасы, накопленные летом, поэтому сразу бросаются на поиски корма. В это время года ежи активны круглосуточно, и их можно увидеть даже днем.

Вскоре у ежей наступает брачный период. Беременность длится 49 дней. Для рождения детенышей самка устраивает гнездо в норе или в траве. Ежата рождаются слепыми и голыми, только через несколько часов у них появляются мягкие колючки.

Молоко ежей содержит 25 г жира на 100 г продукта и имеет очень высокую кислотность. Искусственных аналогов ежиного молока нет. Если к вам попали маленькие ежата и вы решили попробовать их выкормить, будьте готовы к тому, что скорее всего, ежата погибнут. Выкармливать детенышей насекомоядных невероятно трудно, и смертность среди таких малышей очень высока.

Коровье молоко для ежей не подходит, так как у них нет ферментов для переваривания этого продукта. Лучше использовать заменители кошачьего или собачьего молока. Примерно в месячном возрасте нужно давать мясной корм: нежирный фарш, а затем мясо, порезанное на кусочки. Постепенно добавлять в рацион насекомых, улиток, яйца.

Пока ежата маленькие, в качестве подстилки используйте впитывающие пеленки, чтобы малыши не были мокрыми.

Если вам все же удастся выкормить ежат, отпускать их на волю нельзя. Вы ведь не научили их рыть нору, искать и убивать добычу, защищаться от хищников. Ваши питомцы не умеют ничего, чему их могла бы научить мама-ежиха. Так что если вы выкормите ежонка, то должны будете оставить его у себя навсегда.

Если осенью вам встретится ёж совсем маленький и слабый – весом до 1 кг – можно взять его домой на короткое время (не больше недели), чтобы как следует откормить - иначе ему трудно будет перенести зиму. Только учтите: поскольку ежи ночные животные, то днем вы его не увидите, он будет спать в укромном месте, зато ночью спать вам ёжик не даст. Несмотря на малые размеры, эти зверьки громко топают и вообще сильно шумят. Но потом отпустите на волю там же, где нашли.

Ну, а если вам так нравятся ёжики, что вы просто хотите «пригласить» их на свой дачный участок, то знайте: ежи – ночные животные, днём они прячутся в укрытиях. Таким укрытием может служить небольшой ящик, куча хвороста, кусты, ямки и т.п. Устройте на своем участке такие укромные уголки, где ёж мог бы чувствовать себя в безопасности и, скорее всего, он поселится на вашем участке. В качестве лакомства, если вам хочется угостить ежа, можно использовать собачий или кошачий корм. Положите его в мисочку рядом с укрытием и ждите гостей.

Есть и еще одно, о чем нужно помнить, чтобы не навредить своим колючим друзьям: если у вас есть собака или кошка, это соседство может оказаться опасным. Некоторые собаки ловят и поедают ежей, кошки могут нанести вред ежатам.

Если хотите понаблюдать за ежом, не ловите его и не приносите в дом. Пусть ёж живет свободно, ловит жуков и слизней, которые могут вредить вашему огороду, а по вечерам вы сможете осторожно за ним наблюдать. Если регулярно подкармливать ежа чем-то вкусненьким и не пугать его, он постепенно привыкнет к вашему присутствию и будет вести себя спокойно и естественно. А наблюдая за ним, вы наверняка откроете для себя много интересного - такого, о чем раньше не задумывались.




Читайте также: