Межнациональные отношения… Этот термин в последнее время довольно часто доносится из радиоэфира и с телевизионных экранов, а интересующиеся горячими новостями могут встретить его еще и на страницах современных периодических изданий или популярных Интернет-ресурсов. Иногда в хорошем контексте, но чаще, согласитесь, все же в грустном или тревожном. К сожалению…
В своей статье я предлагаю рассмотреть данный термин более подробно, дать ему определение, заглянуть в историю и привести некоторые типичные примеры.
Межнациональные отношения. Определение понятия
Межнациональные отношения - это совокупность индивидуально переживаемых отношений между людьми, которые принадлежат либо к разным национальностям, либо же являются представителями различных Данное понятие изучается сразу двумя общей психологией и этнопсихологией.
Как же возникают данные отношения?
Да, собственно говоря, они складываются постепенно, в процессе трудовой или а также вытекают из семьи, быта, дружеского и любого другого неформального общения.
В зависимости от исторического прошлого той или иной страны, социально-политической обстановки, экономических, культурных и бытовых условий жизни характер таких взаимоотношений может меняться и принимать дружественные, нейтральные или же (в самом крайнем случае) негативные формы. Кроме этого, на него может значительно влиять и личная заинтересованность в общении.
Межнациональные отношения. Их разновидности и формы
Такого рода отношения могут возникнуть между представителями разных национальностей на уровне одного государства, а также они, конечно же, могут сложиться между разными государствами или нациями.
Ученым удалось выделить две основные формы межнациональных отношений:
этнический или национальный конфликт;
мирное сотрудничество, включающее в себя сразу несколько подвидов:
Этническое смешивание. Возникает в том случае, если различные группы, стихийно смешиваясь между собой, спустя какое-то количество лет начинают образовывать одну нацию. Как правило, это происходит через Если углубиться в историю, то можно узнать, что именно таким способом некогда появились латиноамериканцы, в традициях которых и по сей день смешаны обычаи и испанцев, и португальцев, и рабов-африканцев, и местных аборигенов.
Этническая ассимиляция или поглощение. Случается в том случае, если один народ практически полностью растворяется в другом или даже одновременно нескольких. Это может произойти как в мирный, так и в военный период. Например, без кровопролитий и порабощений удалось сформироваться США. А вот в древности все происходило намного жестче, и в качестве примера можно привести конфликт между Ассирией и Римом.
Если сценарий ассимиляции носит насильственный характер, то более крупная и сильная нация запрещает второй, например, использовать свой язык или придерживаться собственных обычаев и традиций.
Способы решения конфликтов
По мнению современных социологов и политологов, если отношения между нациями зашли в тупик и любые попытки выйти из создавшейся ситуации, в конце концов, привели к еще большему ее обострению, существует несколько реальных способов повлиять на данный конфликт:
Признать наличие межнациональных проблем и решить их с помощью методов национальной политики.
На уровне нации осознать неприемлемость насилия и овладения культурой другого народа. Позволить любой национальности реализовывать свои свободы и права, уважать ее самобытность, язык и обычаи, не проявляя никакой вражды или недоверия.
Для нормализации этнополитической ситуации использовать различные рычаги экономики.
Создавать в тех регионах, для которых характерен смешанный национальный состав, различного рода культурную инфраструктуру. Например, национальные центры, школы с возможностью посещать уроки на родном языке, а также дать возможность соблюдать все национальные традиции и обычаи.
Организовать специальные международные комиссии, советы или другие структуры, которые будут заниматься мирным решением всех возникающих национальных споров.
Проблема межнациональных отношений возникает, прежде всего, там, где люди не слышат друг друга и не хотят даже попробовать договориться мирным путем.
Межнациональное сотрудничество и конфликты
Цели:
повторить и обобщить изученный материал; развивать умения осуществлять поиск и
систематизацию информации по теме; уметь сравнивать, анализировать, делать выводы,
решать познавательные и проблемные задачи;
уметь объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных
примерах; уметь выстраивать взаимоотношения и организовывать совместную работу в
группах;
способствовать формированию чувства толерантности,
национализма, расизма, антисемитизма.
неприятия проявления
Оборудование: учебники, словарь
Ход урока:
1. Организационная часть урока
2. Введение в тему
Эпиграф урока: «Когда могущество государства и нации объявляется большей
ценностью, чем человек, то в принципе война уже объявлена, все для нее уже
подготовлено духовно и материально, и она в любой момент может возникнуть» (Н.А.
Бердяев)
В. В чем
Ц.
государства может привести к конфликтам, как внутри государства, так и между ними).
смысл высказывания Бердяева?(Неправильная, ошибочная политика
Сегодня на уроке мы на конкретных примерах попробуем разобраться в проблемах
межэтнических отношений, выяснить причины межнациональных конфликтов и пути их
урегулирования.
В. Почему так важно для нас изучение данной темы? (3000 народов составляют
современное человечество, они живут приблизительно в 200 государствах, следовательно,
существует множество многонациональных государств, в том числе и наша страна, в
которой проживает более 100 этносов, 30 наций. От того, каковы отношения между
нациями зависит и развитие страны, и обстановка в мире).
В. Что такое межэтнические отношения? (отношения между этносами, охватывающие все
сферы общественной жизни)
В. Назовите 2 уровня отношений и раскройте их сущность. (1 уровеньвзаимодействие
народов в разных сферах общественной жизни: политике, культуре, производстве, науке,
искусстве; 2 уровеньмежличностные отношения людей различных национальностей в
разных формах общения – в трудовом, семейнобытовом, образовательном, неформальном
видах взаимоотношений)
В. Какие тенденции в развитии межэтнических отношений вы знаете? (интеграция и
дифференциация)
Вывод: межэтнические отношения могут быть дружественными, взаимоуважительными,
либо, наоборот, конфликтными, враждебными.
3. Повторение и обобщение изученного материала
Тема нашего урока «Межнациональное сотрудничество и конфликты». Мы с вами будем
работать в группах. Каждая группа получает задание. После самостоятельной работы с
учебником, дополнительными материалами, группы представляют выполненные задания.
1группазадание: составить кластер « Тенденции в развитии межэтнических отношений»
Вывод: межнациональные отношения находят свое выражение в человеческих действиях,
которые могут либо объединять народы, либо привести к конфликтам.
В. Как вы понимаете сущность термина «сотрудничество»?
В. В чем оно проявляется?
В. Какие интеграционные тенденции проявились в течение 20 века?
В.Создание и деятельность ЕС позитивное или негативное явление?
В. В чем проявляется участие России в интеграционном процессе? Как вы относитесь к
созданию СНГ?
Межнациональное сотрудничество предполагает не только интеграцию, но и
дифференциацию, которая принимает не только мирные формы, но и выражается в форме
конфликтов.
2 группасоставление схемы «Фишбоун» по теме «Межнациональные конфликты»
В. Чем социальный конфликт отличается от межэтнического?
В. Назовите основные причины межнациональных конфликтов.
В. Как вы относитесь к проблеме сепаратизма?
В. Что такое ксенофобия?
Вывод: Игнорирование проблем в национальных отношениях может привести к серьезным
последствиям.
Возникает вопрос: можно ли исключить появление конфликтов с этнической
составляющей?
3 группасоставление таблицы
Лист для решения проблем
1.Какова главная проблема в предотвращении межэтнических конфликтов?
2.Каковы пути урегулирования межнациональных конфликтов?
3.Какой из выбранных путей самых наилучший? Почему?
Вывод: Нельзя выделить какойлибо один путь урегулирования конфликтов на
национальной почве. Все они взаимосвязаны. Главное, чтобы при решении национальных
проблем использовался гуманистический подход:
признание и уважение многообразия культур, неприятия насилия между народами;
развитие и постоянное функционирование демократии, обеспечение реализации прав и
свобод личности, этнических сообществ;
нацеленность государства на формирование у граждан культуры межэтнического
общения.
В. Можно ли представить современный мир без межнациональных конфликтов?
В. Представьте, что вы работаете в правительстве и отвечаете за национальные отношения.
Какие первоочередные шаги вы бы предложили сделать?
В отношениях с другими народами каждый человек должен следовать следующим
установкам:
природа сотворила людей разными, но равными в своем достоинстве и правах;
нет наций плохих и хороших, есть плохие или хорошие люди, а точнее плохие или хорошие
поступки;
национальное происхождение не является ни достоинством, ни недостатком, это просто
игра случая, судьбы.
4.Физкультминута
5.Проверка усвоенного материала.
Проводится на основе решений заданий части В6, С5 и С8.
В. Дать определение понятию «межнациональные отношения» и составьте два
предложения, содержащие информацию о межнациональных отношениях.
В. Составьте сложный план по теме «Нации и межнациональные отношения»
В. Вставьте предлагаемые в списке слова на место пропусков.
Возникновение такой социальной общности как _________(А) связано с развитием
капиталистических отношений. Современные ученые считают, что ключевым признаком
этой общности является общность духовной культуры, важным элементом которой
является национальное _______(Б). Основным направлением в развитии межнациональных
отношений являются_______(В) и дифференциация. Межнациональное сотрудничество
может осуществляться в различных сферах: экономической, политической, ______(Г),
духовной.
Причинами межнациональных________(Д) могут являться: бытовые
предрассудки, территориальные споры, ________(Е) на расовой и религиозной почве.
Одним из принципов регулирования межнациональных конфликтов является уважение
культурных________(Ж) и интересов все национальных групп, осуждение насилия в
решении национальных проблем.
1.интеграция 6.гуманизация
Межнациональное сотрудничество. Межнациональные взаимоотношения всегда отличались своим противоречивым характером - тяготением к сотрудничеству и периодическими взрывами конфликтности. Современное разделение труда имеет и национальные оттенки. (Так, одни народы лучше преуспевают в торговых делах, другие - в производстве высокотехнологичной продукции.) Казалось бы, в этом нет ничего предосудительного, но в определенных ситуациях это провоцирует межнациональные конфликты. Например, в охваченной экономическим кризисом Индонезии жители Джакарты поджигали и грабили магазины китайцев, которые монополизировали торговую среду в этой стране. В то же время идет процесс взаимопроникновения и взаимообога- щения культур разных народов. Однако конструктивному межнациональному сотрудничеству мешают различия между нациями, незнание и непонимание чужих культур и традиций, этноцентристские установки. Именно понимание культуры и традиций другой национальной группы - источник конструктивного цивилизованного межнационального сотрудничества. Исследователи проблемы межнациональных контактов выработали кодекс этики, способствующий коммуникации различных культур. 1. Относись к чужой культуре с тем же уважением, к каким относишься к собственной. 2. Не суди о ценностях, убеждениях и обычаях других культур, отталкиваясь от собственных ценностей. Каждая культура имеет собственную систему ценностей, а одинаковые ценности представляют различную степень важности (см. табл. 5.2). Это необходимо не просто знать, а учитывать в общении с людьми другой национальности. 3. Никогда не исходи из превосходства своей религии над чужой. 4. Общаясь с представителями другой религии, пытайся ее понимать и уважать. 5. Стремись понять обычаи приготовления и принятия пищи других народов, сложившиеся под влиянием их специфических потребностей и ресурсов. 6. Уважай способы одеваться, принятые в других культурах. 7. Не демонстрируй отвращения к непривычным запахам, если те могут восприниматься как приятные людьми других культур. 8. Помни, что каждая культура, какой бы малой она ни была, имеет что предложить миру, но нет таких культур, которые имели бы монополию на все аспекты. 9. Всегда помни, что никакие научные данные не подтверждают превосходства одной этнической группы над другой. Ценности Первичные Вторичные Третичные Несущест венные Индивидуальность 3 Ч В М Материнство ч,в М,3 - - Иерархия 3, В, М,А Ч - - Мужественность Ч, М, В, 3, А - - - Мощь В, А м,ч 3 - Мир В ч 3,А м Деньги 3, А, Ч м В - Скромность В Ч, А, М - 3 Пунктуальность 3 Ч м, В А Спасение 3 М - В,Ч, М Карма В - - М, 3,4, А Первенство 3 ч - В, А, М Агрессивность 3,4 м А, В - Коллективная ответственность В, А, М ч - 3 Уважение к старшим В, А, М ч - 3 Уважение к молодежи 3 М, А, Ч, В - - Гостеприимство В, А Ч - 3 Наследуемое имущество В - М, А, Ч, В - Сохранение среды В Ч, А 3 м Цвет кожи В, 3,4 М - А Святость пахотной земли В А - 4, М,3 Равенство женщин 3 в,ч А м Человеческое достоинство 3,4 В, А, М - - Эффективность 3 Ч В, М - Патриотизм Ч, М, А, В 3 - - Таблица 5.2 Продолжение табл. 5.2 Ценности Первичные Вторичные Третичные Несущест венные Религия 3, Ч, М,А, В - - - Авторитаризм В, М, А з,ч - - Образование 3,4 В, А, М - - Непосредственность 3 Ч, В, М, А - - Источник: См.: Ситарам, К., Когделл, Г. Указ. соч. С. 116. В табл. 5.2 обозначены: 3 - западные культуры; В - восточные культуры; Ч - черные культуры Америки; А - африканские культуры; М - мусульманские культуры. Межнациональные конфликты. Социальные, в том числе национальные, противоречия являются неустранимой чертой нашего бытия. Неизбежными становятся и межнациональные конфликты. Субъектами межнациональных конфликтов являются: этносы, национальные общности (в их числе коренные народы и национальные меньшинства), интернациональные образования, национальные государства, различные национальные организации. Реально участвуют в конфликте национальные движения - организованные группы, объединенные национальной идеей и мобилизующие своих сторонников на борьбу за отстаивание своих интересов. Национализм участников этих движений зачастую вызван ущемлением прав их народов, что делает его понятным. В этом случае межнациональный конфликт может восстановить справедливость. Разрушительным конфликт становится в случаях, когда национальные движения перерастают в националистические, ставящие своей целью утверждение превосходства одной нации над другой. Границей этого превосходства является стремление к удовлетворению своих национальных интересов за счет других наций. Крайней формой национализма является фашизм, в котором интересы «неполноценных» рас приносятся в жертву интересам одной высшей расы. Практика и результаты деяний фашистов печально известны. Практически все уголки мира охвачены межнациональными конфликтами - Африка, Европа (например, Северная Ирландия, Испания, Сербия, Кипр), Северная Америка (Канада), Азия (Китай, Индонезия, Индия) и т.д. Немало очагов межнациональных конфликтов на территории бывшего СССР и нынешней России (Карабах, Приднестровье, Южная Осетия, Абхазия, Чечня, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Ингушетия, Северная Осетия - Алания и др.). Причины межнациональных конфликтов обусловлены социально-экономическими проблемами развития наций. Процесс регулирования и разрешения конкретного межнационального конфликта является, как правило, сложным, длительным, напряженным, многоэтапным и неповторимым. Межнациональные конфликты на бытовой почве «не имеют четких этапов развития и разрешения; они носят стихийный характер, и процесс их может регулироваться общей деятельностью по интернациональному воспитанию населения и демократизации общества»1. Важным направлением предотвращения разрушительных межнациональных конфликтов является профилактика националистических настроений путем придания национальным притязаниям и устремлениям черт, приемлемых для окружающих наций. Ключевые слова и понятия Межнациональное сотрудничество. Кодекс этики. Межнациональные конфликты. Субъекты межнациональных конфликтов. Регулирование межнациональных конфликтов. Контрольные вопросы и задания 1. Что мешает конструктивному межнациональному сотрудничеству в современном мире? 2. Какую роль играет кодекс этики в организации межнационального сотрудничества? 3. Какие существуют типы межнациональных конфликтов? 4. Сравните национальные и националистические движения. 5. Докажите, что понимание чужой культуры и уважение культурных различий является основой межнационального сотрудничества. 9.
Во все времена люди трудились над созданием механизмов сотрудничества и развязывания конфликтов. Эти методы используются во многих сферах жизни человека и общества для достижения целей определенного лица или группы людей. Зачастую именно совместная деятельность организаций, государств, предприятий приносит эффективный результат в той или иной сфере.
Что такое сотрудничество?
Сотрудничество - это деятельность нескольких сторон, благодаря которой все участники получают определенную выгоду. Сегодня известны различные формы экономического, политического, военного, экологического взаимодействия. В наше время особо актуальны вопросы сотрудничества, связанные с финансовой поддержкой, использованием природных ресурсов, военно-политическими объединениями, охраной окружающей среды, освоения космоса, развития бизнеса, коммуникационных сетей.
О сути сотрудничества
На самом деле сотрудничество — это процесс, в котором взаимодействующие стороны без применения насилия ищут способы удовлетворения общих интересов. Обстоятельства, в которых одна из сторон может достичь своих целей только в том случае, если того же может добиться и другой участник соглашения, можно назвать взаимовыгодным сотрудничеством. Другими словами, цели партнеров должны быть связаны между собой.
Суть сотрудничества состоит в достижении общих целей партнеров, ожидании конкретной выгоды от исполнения договоренностей, обоюдном получении пользы. Эти три момента являются фундаментальными для любого договора о совместной деятельности.
О международном сотрудничестве
Существует неточное понимание выражения «международное сотрудничество». Иногда под этим термином подразумевается отсутствие конфликта или же избавление от его крайних форм.
Сотрудничество ― это показатель взаимозависимости государств и организаций. Развитие международных отношений соорудило политические, экономические, природоохранные, культурные и религиозные системы взаимодействия. Например, в последнее время обостряются нерешенные вопросы, связанные с глобальными проблемами человечества. В этой сфере крайне объективно расширение международной деятельности, способствующей решению мировых проблем.
К элементам развития деловых отношений относят дипломатические средства, координацию усилий по обеспечению безопасности, планы по урегулированию военных конфликтов.
Почему международные связи интенсивно развиваются?
Существует целый ряд причин, заставляющих усовершенствовать формирование взаимовыгодных отношений. Вот некоторые из них:
- Неравномерное развитие экономики в некоторых странах. Каждое государство формирует свою структуру сельского хозяйства, развитие определенных видов промышленности, инфраструктуры, образования. Если определенное государство известно тем, что качественно производит какую-то конкретную продукцию, то эта специализация будет стимулировать развитие внешней торговли.
- Неравенство в финансовых, сырьевых и людских ресурсах. Около 25 миллионов человек каждый год мигрируют в другую страну с целью найти работу. Некоторые страны Азии и Африки обладают огромными трудовыми ресурсами, тогда как в Америке и Европе не хватает рабочих рук. Добыча полезных ископаемых и наличие других видов сырьевых ресурсов способствуют развитию взаимовыгодных связей между странами, которые заключают соглашение о сотрудничестве. К примеру, некоторые государства кредитуют и инвестируют в различные организации других стран.
- Неравенство в сфере научно-технического прогресса. Если страны обмениваются научными сотрудниками, проводят совместные исследования, разрабатывают новые технологии и заключают контракты в этой области, это тоже послужит на пользу обеим сторонам.
- Специфика политических отношений. Этот фактор сильно влияет на объемы торговых оборотов. Дружественная внешняя политика увеличивает внешнеторговые обороты, а воинственная способствует разрыву экономических связей.
Соглашение о сотрудничестве подразумевает активные действия государств-партнеров для взаимной координации в сфере экономики и политики, не приносящие вреда или отрицательных последствий тому или иному участнику соглашения.
Выводы
Поиск и развитие международных связей способствуют открытию доступа тому или иному государству-партнеру к мировому хозяйству, увеличивают экономический потенциал, обеспечивают ресурсные потребности нации. Итак, что же сегодня подразумевается под сотрудничеством?
Сотрудничество ― это комплекс отношений, развивающихся на основе взаимообмена. В условиях современной реальности международные отношения выглядят как процесс установления диалога, сопоставления интересов, достижения консенсуса, механизмов приспособления в случаях несовпадения ценностей и в конфликтных ситуациях между регионами, странами и организациями.
Межэтнические (межнациональные) отношения - отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.
Политика
Вспомните:
что такое этническая общность? В чем заключается влияние этнического многообразия на современную обстановку в стране и в мире? В чем заключается сущность социального конфликта?
Основная научная проблема - определить исходя из идей гуманизма, анализа исторического опыта оптимальные пути регулирования межэтнических отношений. Проблема многоаспектна, включает вопросы истории и современной повседневной жизни, духовного мира личности, культуры, образования, социологии, психологии, экономических, политических, правовых отношений; поэтому ученые используют методы ряда гуманитарных наук. С середины XIX в. всесторонне исследует проблему этнология - наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, их коллективного поведения, взаимодействия личности и социальной среды.
Этнология выделяет два уровня межэтнических отношений. Один уровень - взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни: политике, культуре, производстве, науке, искусстве и т. п. Другой уровень - межличностные отношения людей различной этнической принадлежности в разных формах общения - трудовом, семейно-бытовом, образовательном, неформальных видах взаимоотношений.
Межнациональные отношения находят свое выражение в человеческих действиях и во многом зависят от индивидуального поведения и его мотивации, которая базируется на личном опыте, овладении культурными нормами, влиянии семьи, ближайшего окружения.
Для этнических процессов современности характерны две тенденции: интеграции - сотрудничества, объединения разных этногосударственных общностей, сближения всех сторон жизни народов; дифференциации - стремления народов к национальной самостоятельности.
Межэтнические отношения могут быть дружественными, взаимоуважительными либо, наоборот, конфликтными, враждебными.
Стихийно складывавшееся сотрудничество многие века известно человечеству, состоящему из огромного количества общностей, представляющих в совокупности этнически смешанную среду, где часто действует продуктивное сотрудничество в производстве материальных благ, в повседневной жизни; создание и сбережение национальных культурных ценностей сочетается с познанием других культур.
В XX в. отмечается возрастание интеграционных тен денций двоякой направленности:
Экономическая, политическая интеграция, ведущая к
образованию союзов государств;
Интеграция национальных образований в пределах мно
гонациональной страны. Это может отвечать интересам на
родов, живущих в едином государстве, способствовать ук
реплению этого единства.
Значителен отечественный опыт межнационального сотрудничества. Во всех отраслях хозяйства и культуры СССР плодотворно трудились многонациональные коллективы. Сплоченность народов ярко проявилась в боях, труде, повседневной жизни в годы Великой Отечественной войны, в послевоенном возрождении страны.
Сотрудничество в культурной сфере обеспечило ликвидацию неграмотности, создание письменности 50 этносов, расцвет яркого, самобытного искусства малочисленных народов. Ученые отмечают, что в Советском Союзе в XX в. не исчезла ни одна малая культура и фактически сохранилась вся этническая мозаика огромного государства, в то время как в других регионах мира исчезли сотни малых культур. В то же время ошибки и преступления органов тоталитарной власти привели к тяжелым трагедиям многих людей и целых народов. Многовековые национальные связи были нарушены из-за непродуманного административно-территориального деления, ухудшилась экологическая обстановка в регионах проживания коренных малочисленных этносов. Насильственное переселение народов, незаслуженно обвиненных в пособничестве немецким оккупантам, нанесло большой урон достоинству сотен тысяч людей, тяжело отразилось на их судьбах. Потребовалось длительное время для восстановления нарушенных прав народов нашей страны.
В Европе, других частях света в последней трети XX в. широкое развитие получила интеграция в сфере экономики, а затем и политики. Это связано с процессом глобализации, складыванием постиндустриального, информационного общества, а также с необходимостью единства в борьбе с международным терроризмом.
Один из примеров интеграции - деятельность Европейского союза (ЕС), объединяющего (2005 г.) 25 государств с
населением 450 млн человек, говорящих на 40 языках. В ЕС введены единое гражданство, единая валюта - евро. Созданы наднациональные органы власти: Европарламент, Совет ЕС, Европейский суд. Разработана Конституция ЕС. Однако она может вступить в силу лишь после ее одобрения всеми странами ЕС (решением парламента или всенародным референдумом). Россия не остается в стороне от интеграционных процессов XXI в. Это, в частности, проявляется:
В заботе о формировании общего экономического, гума
нитарного правового пространства с несколькими странами,
входящими в созданное после распада СССР Содружество
Независимых Государств;
В переговорах с Евросоюзом о взаимодействии в сферах
экономики, правосудия, безопасности, науки, образования,
культуры. Большое место в документах о партнерстве уде
лено совместным действиям по соблюдению принципа не
дискриминации, включая противодействие любым формам
нетерпимости и расизма, уважению прав человека.
Наряду с тенденцией к международной интеграции существует и тенденция к дифференциации. Она проявляется в разных формах. В основном в мирной форме прошло образование независимых постсоветских государств, разделение Чехословакии на два государства - Чехию и Словакию. Вооруженные действия сопровождали распад Югославии.
I «Чем государства просвещеннее, тем больше они сооб-
i щают друг другу идей и тем больше увеличивается си- .
I л а и деятельность всемирного ума». 1
\: К. Гельвеции i