Четвертый этаж кроны деревьев. Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Лес — наше богатство

Данные об авторе

Бусыгина Ирина Валерьевна

Место работы, должность:

ГОУ РМЭ "Семеновская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I и II вида

Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Специальное (коррекционное) образование

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Предмет(ы):

Литературное чтение

Предмет(ы):

Природоведение

Цель урока:

Формировать навык осмысленного чтения произведения с использованием знаний, полученных на уроках чтения, природоведения и предметно-практического обучения.

Тип урока:

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории):

Используемые учебники и учебные пособия:

Учебники предназначены для школ II вида

Чтение и развитие речи - Л.М. Быкова, М.И. Никитина,Книга для чтения, 1993г.

Природоведение -З.А. Клепинина, М.Ф. Титова, Природоведение, 1995г.

Используемое оборудование:

Презентация к уроку, интерактивная дока. Аудиозапись музыки для динамической паузы "Звуки леса", таблички «будем выразительно читать по ролям, будем составлять монтаж старого леса,

слушать звукиптиц и животных», маски животных, экран, рисунки детей с изображениями деревьев, рисунки: пятиэтажный дом, опушка леса.

Краткое описание:

В ходе интегрированного урока (чтение и развитие речи, природоведение,предмтно-практическое обучение)решаются следующие задачи: Образовательная: Учить анализировать содержание текста по вопросам, с помощью чтения по ролям и с использованием коллективной аппликации «Этажи леса». Обучать интонационно-выразительному чтению диалога. Воспитательная: Воспитывать познавательный интерес учащихся к природному сообществу «лес». Коррекционно – развивающая: Развивать наглядно-образное мышление и память учащихся. Развивать творческое воображение во время динамической паузы. Пополнить словарный запас учащихся, активизировать коммуникативную речевую деятельность. Осущестивлять контроль за произносительными навыками. Развивать остаточный слух детей с помощью речевых и неречевых звучаний.

План урока:

1. Орг. момент.

2.Сообщение предстоящих действий.

3.Фонетическая зарядка, постановка проблемы.

4.Чтение первой части рассказа. Выразительное чтение диалога по ролям.

5.Динамическая пауза.

8.Домашнее задание.

9. Итоги урока. Рефлексия.

Ход урока:

1. Орг.момент :

Приветствие присутствующих.

Который сейчас урок. Какой сейчас урок?

Какое было домашнее задание?

Задайте друг другу вопросы о произведении.

(Какой жанр произведения? Кто автор рассказа? Кто главные герои рассказа? О чем говорится в рассказе? Тебе понравился рассказ?)

2. Сообщение темы урока и предстоящих действий.

Тема урока: рассказ «Кто живет на дереве, кто -под деревом?»

Сегодня на уроке мы будем выразительно читать по ролям первую часть рассказа.

Изображать животных.

Слушать звукиптиц и животных.

3. Фонетическая зарядка:

Э….Ш…Ж…

ЭтажЭтаже

Первый этажНа первом этаже

У дома есть этажи и в лесу тоже есть этажи.

4. Чтение первой части рассказа. Выразительное чтение диалога по ролям.

Сядьте на стулья, внимательно прочитайте первую часть рассказа.

Как-то на лесной опушке встретил я девочку Марину.

Что ты тут делаешь?

Птичку слушаю. А как её зовут, не знаю.

А какая она?

Такая серенькая, маленькая…

Ну, так не определишь. Вот если бы ты описала её точнее или хотя бы сказала, на каком этаже живёт птица, тогда…

А разве в лесу есть этажи? Это же не дом!

Да, у леса есть этажи. Птицы и звери селятся на своём этаже.

А сколько в лесу этажей?

В высоком старом лесу - пять этажей.

5.Динамическая пауза.

Учащиеся выбирают маски животных и птиц и под музыку изображают их. Затем сообщают, на каком этаже живет этот зверь или птица.

6. Чтение второй части рассказа. Монтаж этажности старого леса.

Пятый этаж - это верхушки самых высоких деревьев: сосен, елей, дубов. Четвёртый - кроны деревьев пониже: клёна, берёзы, осины, рябины. Третий - кусты и совсем молодые деревья. Этот этаж называется подлеском. А два нижних этажа-второй и первый - травы и цветы. В лесном «доме» есть ещё и «подвал». Тут прячутся корни растений.

При составлении монтажа повторяются части растений.

7.Прослушивание звуков животных и птиц.

Ребята, герой рассказа, девочкаМарина, слушала, как поет маленькая серая птичка. Мы сейчас тоже будем слушать звуки животных и птиц.

8.Домашнее задание.

9.Итоги урока (Что нового узнали на уроке?)

Рефлексия (Каким было твое настроение на уроке?)

Пояснительная записка

Процесс приобщения воспитанников к экологической культуре происходит с раннего детского возраста. Основополагающую роль в экологическом воспитании играют все сферы дошкольного детства: семья, сверстники, различные типы дошкольных образовательных учреждений. В процессе экологического образования и воспитания воспитанников необходимо формирование в их сознании представлении о мире как целостном единстве земли, воздуха, флоры и фауны, взаимосвязи и взаимозависимости человека с этим миром. В данной разработке ярко представлены идеи многообразия природы, единства живого и неживого, взаимосвязи организма и среды обитания. Изучая данную тематику, воспитанники знакомятся с тем, что лес также как и дома имеет этажи, что на каждом этаже живут свои жители и как они между собой связаны.

Программное содержание:

1)расширение и уточнение представлений воспитанников о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; продолжение знакомства с дикими животными, расширение представлений об особенностях приспособления животных и взаимосвязь между растениями и животными леса;

2) развитие всех компонентов устной речи воспитанников в различных формах и видах детской деятельности;

3) развитие самостоятельности в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения;

4) приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, музыка.

Оборудование: картины леса в разные сезоны года, картины деревьев (сосны, липы, липы, клена, шиповника, малины) и животных (лось, крот, мышь, оса, филин, бабочка, куница), ТСО (голоса птиц).

Предварительная работа: чтение сказки про зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост Мамин- Сибиряк

Словарная работа : крона, подлесок

ХОД ЗАНЯТИЯ

Сюрпризный момент.

— Здравствуйте, ребята! Я вас сегодня приглашаю в необычное путешествие. Закройте все глаза и представьте, что мы с вами очутились в лесу.

Откройте глаза. Посмотрите мы в лесу! Птицы поют, деревья листьями шелестят.

— Здравствуй лес, дремучий лес.

Полный сказок и чудес.

Ты о чем шумишь с листвою

Ночью темной, грозовою?

Ты нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре.

Кто в душе твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?

Все открой, не утаи

Ты же видишь – мы свои!

Летом и зимой, весной и осенью хорош наш лес! Рядом с осинкой- береза, рядом с елью- осина. В наших лесах встречаются и липы, и дубы, и клены. Много в нашем лесу и разных кустарников, трав и цветов.

Беседа о деревьях и кустарниках.

Ребята, посмотрите, какое высокое дерево. Вы его узнали?

Правильно, молодцы, это сосна. Сосны вырастают высокими и стройными.

Какие еще высокие деревья есть в лесу?

Молодцы, это ели. Много в лесу деревьев. Растут в лесу деревья и невысокие, например, липа, клен.

Ребята, какие еще невысокие деревья растут в лесу?

— Молодцы, верно, это рябина, черемуха, осина, ольха. Между деревьями растет кустарник. Чем же, ребята, кустарник отличается от дерева?

Молодцы, кустарник обычно ниже дерева, у него нет ствола, ветки растут от корня.

— Ребята, какие лесные кустарники вы знаете?

Молодцы, это можжевельник, шиповник, малина.

Ребята, а что растет под кустами? Правильно, это трава, цветы, мох.

Работа с картинкой «Многоэтажный домик».

Вот как много растений леса мы назвали. Все растения составляют этажи леса. Посмотрите на картинку- слева многоэтажный дом, а справа- лес, разделенный тоже на этажи. Давайте посчитаем сколько этажей в лесу.

Самый высокий этаж- пятый- в старом лесу- это верхушки сосен, елей и могучих дубов. Четвертый этаж- кроны деревьев пониже: кленов, берез, осин, рябин.

Ребята, что такое крона деревьев? Молодцы, это верхняя облиственная часть дерева.

Третий этаж- это кусты и молодые деревца. Этот этаж носит особое название: подлесок. Так, что же такое подлесок? Молодцы, подлесок- это группа растений в лесу, произрастающих в тени деревьев. Давайте повторим все вместе: подлесок. А два нижних этажа- второй и первый- образуют травы, мхи и цветы. Во всяком леном доме есть, что- то вроде подвала, тут прячутся корни зеленых обитателей леса. Как и в настоящем доме, в лесном тоже есть квартиры, и в каждой квартире- свои жильцы. Давайте заселим наш лесной дом.

Беседа о жителях леса.

— Ребята, кого из животных мы заселим в подвал? Кто живет под землей? (крот, мышь)

— А знаете ли вы, ребята, какой лесной зверь самый большой? Отгадайте про него загадку:

Горбоносый, ветвисторогий

Ест траву, кустов побеги

С ним тягаться трудно в беге

Коль такого довелось встречать

Знайте это……(лось)

Ребята, как вы догодались?

Какой зверь в наших лесах самый хищный? (волк)

— Какой самый хитрый? (лиса)

— Кто самый быстроногий? (заяц)

А сейчас, ребята, я прочитаю вам отрывок из одной сказки, а вы меня внимательно послушайте и постарайтесь отгадать как называется эта сказка и кто ее написал?

Чтение сказки про зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост Автор Мамин Сибиряк.

— О ком можно сказать, что он смешной, глупый, несчастный, бесстрашный, храбрый? (храбрый заяц)

— Кто для зайцев был самый главный враг? (волк)

Почему так смешно было всем собравшимся зайцам? (потому что храбрый заяц сказал, что никого не боится, и даже волка)

— Что подумал волк, когда бежал совсем в другую сторону от зайца? (волку показалось, что в него кто- то выстрелил)

За что хвалили зайцы своего брата? (за то, что он напугал волка)

Динамическая пауза.

А теперь, ребята, все встали в круг:

Заяц в лес на новоселье

Приглашает на веселье

В лес к нему пойдем сейчас

В гости ждет сегодня нас

Ножки топ- топ, мы идем за поворот

Руки хлоп-хлоп- развеселый мы народ

Ножки выше поднимаем по сугробам мы шагаем

Солнцу в небе улыбнись, а деревьям поклонись

Прыгаем мы через канаву, к зайцу мы идем в Дубраву.

А теперь послушайте следующую загадку:

Возле дуба, острым рылом

Деловито землю рыл он

Видно желуди искал

Я пугать его не стал

Очень грозен был…..(кабан)

Почему вы так решили?

Волк, лиса, заяц, кабан и лось- все живут на нижнем этаже леса. Как вы думаете почему? (не могут лазать по деревьям, на земле находят корм, устраивают себе жилище)

Ребята, кто из лесных животных занимает средний этаж? (куницы, совы, филин). Эти животные селятся в дуплах старых деревьев, они сверху высматривают себе добычу. В наших лесах живут и белки.

— Ребята, а кто живет на верхних этажах? Правильно, это бабочки, жуки, осы, пчелы, комары. Много в лесу самых разных насекомых.

Сюрпризный момент «История Незнайки».

А вот о какой истории рассказывает нам Незнайка. Послушайте внимательно.

— Здравствуйте, ребята! Со мной произошла необычная история. Очень люблю ходить в лес. Да вот беда: в лесу столько разных букашек, комаров, муравьев. И летают, и ползают, и жужжат над ухом. Пользы от них никакой- только вред. Идешь по тропинке, а там сидит лягушка или еще хуже- жаба. Какие противные! Зачем они в лесу? А бабочки? Целый день летают! Какая от них польза? А муравьи? Толька кусаются! А червяки? Не поймешь, где у них хвост, а где голова. И вообще, что они под землей делают? Наверное, корни у деревьев подъедают. Надоели все. Один раз пришел я в лес, да как закричал. Уходите все из леса, видеть вас не хочу! Они и ушли. Хорошо стало в лесу, никто не летает, не прыгает, не жужжит. Только вот листья на деревьях пожелтели, цветы перестали цвести, птицы улетели, звери разбежались. Почему не пойму. Может, вы мне поможете разобраться?

Ребята, почему же случилась беда в Незнайкином лесу? Правильно, все в лесу взаимосвязано: не стало букашек, комаров улетели птицы, а птиц не стало- развелось гусениц, погрызли листву, траву, засох лес.

Лес — богатство нашей Родины и надо беречь и охранять его.

Подведение итогов.

И так, ребята, чем мы сегодня занимались?

— Что нового вы узнали?

На этом наше занятие подошло к концу, всем спасибо. До свидания!

г. Янаул Республика Башкортостан

Суфиярова Анжела Викторовна.

Ирина Мурлатова
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Лес - наше богатство»

Цели и задачи :

1. Дать детям представление о лесе, как многоярусном, многоэтажном доме, где все растения и животные занимают определённую экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях (исчезновение какого-либо звена ведёт к гибели других звеньев) .

2. Учить детей использовать имеющиеся знания о природе, установления взаимосвязей между растениями и животными леса.

3. Учить осознанно , применять знания о правилах поведения в лесу.

4. Обогощать словарь детей за счет слов : можжевельник, жимолость, волчье лыко, голубика, костяника.

5. Воспитывать любовь к природе, желание беречь лес.

Материал : картина – модель «многоэтажного» леса. Пластинка с записью голосов птиц. Конверт с письмом от Старичка – Лесовика . Схематические рисунки правил поведения в лесу. Детали дома (квадраты-8шт., прямоугольники-8шт., треугольники-2шт.) Плоскостные фигуры лесных жителей : медведь, лиса, волк, муравей, заяц, сова, дятел, белка, лягушка, птица, бабочка.

Ход занятия.

Ребята, я вас сегодня приглашаю в необычное путешествие. Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в лесу.

Откройте глаза. Посмотрите - мы в лесу! Птицы поют, деревья листьями шелестят.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Ты нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре.

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи :

Ты же видишь - мы свои!

(Погореловский) .

Ребята, к нам пришло письмо. Посмотрите, какой красивый и большой конверт. Сейчас узнаем от кого это письмо и прочитаем его.

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Старичок – Лесовичок ! Приглашаю вас к себе в гости, в лес. Я познакомлю вас с моими друзьями : птицами, животными. Но вы хорошо должны знать правила поведения в лесу и выполнять их»

А на чём вы хотите отправиться в лес? (на машине, поезде, катере, и т. д.)

(Под аудиозапись песни «Машина» дети переходят в другой уголок группы , оформленный под лес). Звучит запись голосов птиц.

Мы с вами в лесу. Воздух свежий. Вдохните в себя несколько глубоких глотков воздуха. Как хорошо! Кругом деревья, кусты. Давайте поздороваемся с лесом :

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Летом и зимой, весной и осенью хорош наш лес! Рядом с осинкой ­березка, рядом с елью - осина. В лесах нашей республики Татарстан встречаются и липы, и дубы, и клены. Много в нашем лесу и разных кустарников , трав, цветов.

Вывешивается модель «Лес - многоэтажный дом» .

Посмотрите, какое высокое дерево. Вы его узнали?

Правильно, это сосна. Сосны вырастают стройными и высокими.

Какие еще высокие деревья есть в лесу? (Ели) .

Много в лесу деревьев.

Растут в лесу деревья и невысокие. Например, липа, клен. Помогайте.

Дети называют : рябина, черемуха, осина, ольха.

Между деревьями растет кустарник . Чем кустарник отличается от дерева? (Кустарник обычно ниже дерева , у него нет ствола, ветви растут от корня)

Какие лесные кустарники вы знаете ? (можжевельник, шиповник, малина, смородина и др.)

Что растет под кустами? (Трава, цветы, мох, грибы.)

Ребята, вот как много растений леса мы назвали. Все растения составляют этажи леса. Посмотрите на картину - слева многоэтажный дом, а справа - лес, разделенный тоже на этажи. Давайте посчитаем сколько этажей в лесу. Самый высокий этаж - пятый - в старом лесу : это верхушки сосен, елей, могучих дубов (показ на схеме) .

Четвертый этаж - кроны деревьев пониже : кленов, берез, осин, рябин.

Третий - кусты и молодые деревца. Этот этаж носит особое название :

подлесок. Повторите : п о д л е с о к.

А два нижних этажа - второй и первый - образуют травы, цветы, мхи.

Во всяком лесном доме есть что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитателей леса.

Как и в настоящем доме, в лесном тоже есть квартиры и в каждой квартире - свои жильцы. Давайте заселим наш лесной дом.

Кого из животных мы поселим в подвал? Кто живет под землей? (крот, мышь (и вставляют их изображения в прорези на схеме) .)

А вот и лесная поляна. Как много красивых цветов! Давайте присядем и полюбуемся цветами. Ой, да они не простые. Посмотрите. На обратной стороне изображены правила поведения в лесу. Возьмите каждый по волшебному цветку и расскажите, что у вас за правила.

(Дети берут по одному цветку и перечисляют правила )

Берегите муравейники. Не разоряйте их.

Не подходите близко к гнёздам птиц. Не разоряйте птичьи гнезда!

Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы нужны природе!

Не рви цветы!

Не лови бабочек и других насекомых!

Не разжигай костёр!

Не лови и не уноси домой диких животных!

Воспитатель : - Ребята, а что может случиться, если люди не будут выполнять правила поведения в лесу?

(исчезнут цветы, погибнут муравьи, засохнут деревья, улетят птицы….)

Обобщение воспитателя : «Правильно, могут исчезнуть цветы, погибнут насекомые, улетят птицы, заболеют деревья, разбегутся дикие животные….

Вам понравились волшебные цветы? (да)

Обобщение воспитателя : Ребята, посмотрите, у нас получился лес – большой. Многоэтажный дом. Много разных животных живёт в лесу.

Говорят, что в лесу все друг другу нужны. А вот зачем лесу комар? Он такой надоедливый. (он нужен лягушкам, птицам)

А что будет если исчезнут все комары? (многим лягушкам и птицам будет нечего есть, они уйдут, улетят в другой лес. Разведётся много гусениц , и они съедят все листья на деревьях, деревья погибнут.)

А как вы думаете, человек может прожить без леса? (нет)

Что даёт лес человеку? (свежий воздух, ягоды, грибы, орехи, лекарственные травы) .

Обобщение воспитателя : Лес - наше богатство , его надо беречь, и, конечно же, соблюдать правила поведения в лесу.

Ребята, сегодня мы побывали в лесу, вспомнили правила поведения в лесу, расселили лесных жителей по этажам, отвечали на вопросы.

Публикации по теме:

«Вода в жизни человека». Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе Цель: Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека: вода источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Обувь» в средней группе Интегрированное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим. Средняя группа Тема: «Обувь». Образовательные области: речевое развитие,.

Подготовила: воспитатель Овчарова Т. В. г Степногорск 2015 г " В гостях у бабушки Федоры" Программное содержание: Закреплять и.

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Ткани из хлопка» Цель: расширение знаний дошкольников о тканях. Задачи: Познавательное развитие. Познакомить воспитанников со способом производства тканей.

Конспект открытого занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Овощи» Цель:обогащение знаний детей об осени,обобщение знаний об овощах. Образовательные задачи: 1. Закрепить умение детей различать овощи по цвету,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Беседа о календаре» Программное содержание: углублять и систематизировать знания детей о календаре; совершенствовать практические умения пользования календарем;.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Сказание о П. С. Нахимове» Программное содержание: рассказать детям о герое П. С. Нахимове, содействовать развитию интереса к прошлому и настоящему своей Родины, углублять.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в группе компенсирующей направленности. Тема «Посуда». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в группе компенсирующей направленности для воспитанников с ЗПР I года.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Весна» Цели и задачи: уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»; расширить и активизировать словарь детей по данной теме; - формировать.

Конспект занятия в средней группе по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Как найти дорожку?» Пояснительная записка. Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему «Как найти дорожку?», образовательная.

Библиотека изображений:

Участникам предлагаются картинки с изображением следов животных.

Задание: определить, чьи это следы.

Ответы:

№ 1 — след глухаря.

№ 2 — след лисы.

№ 3 — след медведя.

№ 4 — след волка.

№ 5 — след северного оленя.

№ 6 — след зайца.

№ 7 — след рыси.

№ 8 — след кабана.

Ведущий . Нередко следы животных приводят к их жилищу. Говорят, что разные птицы и звери селятся каждый на своем этаже. В высоком старом лесу пять этажей:

Пятый — это верхушки самых высоких деревьев.

Четвертый — крона деревьев пониже.

Третий — кусты и совсем молоденькие деревца.

Второй и первый — трава, цветы, мхи — что-то вроде подвала, там прячутся подземные обитатели леса.

На каждом из пяти этажей расположены «квартиры» и в каждой — свои жильцы.

КОНКУРС «ОПРЕДЕЛИ, ЧЬЯ КВАРТИРА»

Задание : поместить каждое животное в свою «квартиру».

Участникам выдаются карточки с изображением следующих животных, птиц и насекомых:

Медведь

Муравей

Скворец

Всех нужно расселить по своим «квартирам», используя оформление сцены.

Правильное расселение:

Медведь — берлога.

Муравей — муравейник.

Аист — гнездо на дереве.

Бобер — хатка.

Белка — дупло.

Мышь — нора.

Скворец — скворечник.

Ведущий . Некоторых животных на Земле осталось очень мало, они занесены в «Красную книгу» и взяты под охрану. Почему эта книга называется «Красной»? (Потому, что она подобна красному сигналу светофора и должна будить в людях тревогу о судьбе природы.) Какого цвета страницы в этой книге и что они означают?

Красная страница означает, что виду угрожает гибель, поэтому нужно немедленно принимать меры для его спасения.

Белая страница сообщает, что хотя вид еще не исчезает, его становится все меньше и меньше.

Зеленая страница — это страница надежды. Сюда с красных и белых страниц «переводят» те виды, которым, благодаря заботам людей, больше не угрожает исчезновение.

Ведущий. Закон об охране природы должны соблюдать не только взрослые, но и дети. Тут очень важно знать, что можно делать, а чего нельзя.

К нам поступили жалобы от обитателей садов, лесов, огородов.

КОНКУРС КАПИТАНОВ

Задание: капитанам необходимо назвать имя жалобщика и ответить, обоснованная жалоба или нет. Побеждает тот капитан, ответы которого окажутся наиболее вескими

ЖАЛОБА № 1

Ох, и не любят же меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько, обижать или любить меня надо? (Это сова. С 1964 года в России совы находятся под охраной закона. Одна серая сова за лето убивает тысячи полевых мышей, которые способны уничтожить тонну зерна.)

ЖАЛОБА № 2

На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором бы рассказывали столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги Что же нам делать? Ведь мы такими уродились! Обижают нас часто. (Летучая мышь.)

ЖАЛОБА № 3

Сама знаю, что не красавица я. Если оказываюсь я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще камень бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми. А польза от меня людям большая. (Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу — они исчезнут.)

Ведущий . Многим животным очень трудно приходится в зимний период. И человек должен им помогать. Как можно помочь птицам зимой, когда им трудно достать корм? (Покормить их.)

А для этого необходимо смастерить кормушки, что вам предстоит сейчас сделать.

КОНКУРС «СМАСТЕРИ КОРМУШКУ»

Задание: используя ножницы, нитки и иглу, смастерите из коробки птичью кормушку. Чья команда выполнит это задание быстрее и оригинальнее, та и победит.

ИГРА ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ «ПТИЦЫ»

Ведущий . Послушайте внимательно стихотворение про птиц. Если я назову не птицу, хлопните в ладоши. Договорились?

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Муха и стрижи.

Что такое? Мухи - говорите?

Насекомое? Правильно!

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны!

(Хлопок в ладоши.)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Страусы, стрижи.

(Страус не летает.)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Болтики, кукушки...

Что, болтики не нравятся? Уберем!

Гаечки, кукушки...

А теперь что сигналите?

Нет уж, вот гаечки - это как раз птички.

Еще вам штрафное очко.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, стрижи,

Гаечки, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы-сплюшки...

А что сигналите?

Не плюшки, а совы-сплюшки.

Лебеди и утки -

Вот спасибо шутке!

Проверка задания "Смастери кормушку".

Ведущий . Кормушка готова. Какой корм вы бы в нее положили?

КОНКУРС «КОРМ ДЛЯ ПТИЦ»

Задание : выберите из перечисленного корма тот, который едят птицы.

Масло сливочное

Рыбий жир

ИГРА ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ «КТО СКАЗАЛ?»

Задание : отгадайте, кто что сказал, назвав животное в рифму.

Ведущий. Сейчас мы с вами попробуем составить стихотворение. Я буду начинать, а вы — продолжать, называя животное в рифму.

1. «Прекрасный день, — сказал... (олень, тюлень)

2. «Но дождь пойдет,— сказал... (енот, удод)

3. «Тут нет, мой друг, — сказал... (верблюд)

4. «Пойду в вагон, — ворчит... (питон)

5. «Не торопись, — сказала... (рысь)

6. «А я боюсь, — захныкал... (гусь)

7. «Ты всех смешишь,— сказала... (мышь)

8. «Игре конец, — сказал... (скворец)

Проверка задания «Корм для птиц»

Ведущий. А чем питаются птицы в летнее время? (Личинками, насекомыми.)

КОНКУРС «СОБЕРИ СОРОКОНОЖКУ»

Задание : используя пластилин, нужно «собрать» туловище сороконожки.

Ведущий . Все насекомые, рыбы, птицы и звери — все это природа. А ведь человек тоже часть этой природы. Значит, и жить нам надо в мире и согласии, оберегая друг друга.

В сегодняшней игре победителем- стала команда (название).

Мы поздравляем команду-победительницу, а команду (название) благодарим за участие.

Награждение всех победителей конкурсов.

Ведущий . Спасибо всем за внимание!

До свидания! До новых встреч!

РЕКВИЗИТ

1. Карточки, карандаши.

2. Еловые или кедровые шишки.

3. Карточки со словами загадок.

4. Следы животных, птиц.

5. Карточки с изображением животных, птиц, насекомых.

6. Ножницы, нитки, иголки.


На Интернет-уроке мы отправляемся в экспедицию, изучать новую природную зону — смешанный лес…

Смешанный лес — это лес, где растут хвойные и лиственные деревья. На карте смешанные леса обозначены зелёным цветом…

Растительный и животный мир в смешанных лесах богаче и разнообразнее, чем в тайге. Здесь много кустарников и часто встречаются поляны. В смешанном лесу мы можем встретить и многих таежных животных: зайца-беляка, лося, белку, белку-летягу, глухаря. Белки в этих лесах питаются не семенами хвойных деревьев, а орехами лещины, семенами липы, клена и других лиственных пород, желудями. Едят желуди медведи и другие звери и птицы. Здесь обитают также животные, типичные для смешанных лесов: благородный олень, кабан, косуля. Из птиц здесь преобладают насекомоядные и зерноядные.

Вы знаете, что лес — это многоэтажный дом? Нет? Давайте заглянем в этот дом:

В лесу можно встретить высокие деревья берёзы, ели . Растут в лесу деревья и невысокие. Например, липа, рябина, черемуха, осина, ольха.

Между деревьями растет кустарник. Например, можжевельник, шиповник, малина.

Чем кустарник отличается от дерева? (Кустарник обычно ниже дерева, у него нет ствола, ветви растут от корня)

Что растет под кустами? Верно, трава, цветы, мох.

Все растения составляют этажи леса.

В лесу могут быть пять, шесть и даже семь этажей. Самый высокий этаж — пятый — в старом лесу: это верхушки сосен, елей, могучих дубов.

Четвертый этаж — кроны деревьев пониже: кленов, берез, осин, рябин. Третий — кусты и молодые деревца. Его называют подлесок .

А два нижних этажа — второй и первый — образуют травы, цветы, мхи.

Во всяком лесном доме есть что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитателей леса.

Как и в настоящем доме, в лесном тоже есть квартиры и в каждой квартире — свои жильцы. Давайте заселим наш лесной дом.

Кого из животных мы поселим в подвал? Кто живет под землей?

На нижних этажах… Верно, зайцы, лисы, волки, олени.

Как вы думаете, почему они живут именно на нижнем этаже? … (не могут лазать по деревьям, на земле находят корм, устраивают себе жилище.)

Кстати, большинство певчих птиц леса тоже живет на l-м этаже. Они вьют свои гнезда на ветвях кустов и невысоких деревьев.

Кто из лесных животных занимает средний этаж?… Куницы, белки. Эти животные селятся в дуплах старых деревьев. Они сверху высматривают свою добычу.

А на высоких этажах — птицы…Кто еще живет на верхних этажах? (Это бабочки, жуки, лесные осы и пчелы, комары.)

Итак, …. Среди диких животных в лесах обитают зайцы, белки и кроты. Хищниками являются волки, лисы. Они живут поодиночке или стаями. В зарослях можно встретить барсуков, куниц и хорьков, охотящихся на мелких грызунов, насекомых, но в их рационе также есть растения. Всеядный обитатель смешанного леса – это медведь.

Охотится барсук в ночное время. В его рационе есть черви, разные насекомые, лягушки, корешки и травянистые растения. Обитает, также как и еж, этот зверь в норках. Зимой барсуки залегают в спячку.

Еж

Ежи питаются разными растениями и разными насекомыми. Когда еж замечает опасность, он сворачивается клубком и обороняется иголками. Зимуют ежи в норках, где и выводят потомство.

Кабан

В некоторых лесах водятся дикие кабаны. Они являются предками домашней свиньи. У них крепкое тело и коротки ноги. Эти звери считаются всеядными, быстро двигаются, но плохо видят, живут стадами.


Олень В лесу встречаются несколько видов оленей…. В тайге Алтайского края, к примеру, живет марал. Он отличается 120-сантиметровыми рогами по 12 килограммов веса каждый. Ими проще поранить соперника в схватке за самку.

В Приморском и Хабаровском краях обитает изюбрь. Это тоже подвид оленя. В его рогах, как и марала, содержатся целебные компоненты. В погоне за ними, популяции оленей почти истребили.

Чаще всего встречаются сибирские благородные олени…

И пятнистый олень

Енотовидная собака Внесена в Красную книгу. Енота напоминает за счет окраски морды и ее формы. А вот на хвосте поперечных полос как у тески нет. Относясь к псовым, енотовидная собака единственная среди них впадает в зимнюю спячку, обустраиваясь в брошенных или отвоеванных норах лис и барсуков.

Кроны деревьев смешанных лесов населены птицами:

Дятел

Ворон

В хвойно-широколиственных лесах обитают зеленые ящерицы и гадюки, ветреницы и лягушки. В лесах огромное значение имеют муравьи, водятся комары, мухи, пчелы, бабочки, кузнечики и другие насекомые. В водоемах обитает много видов рыб.

Смотрим видео-урок…

Другие видеоуроки по школьной программе смотрите на InternetUrok.ru
Помогите решить логическую задачку, которую прислал Сидоров Петя:

«Здравствуйте, ребята! Со мной произошла необычная история. Я очень люблю ходить в лес. Да вот беда: в лесу столько разных букашек, комаров, муравьев. И летают, и ползают, и жужжат над ухом. Пользы от них никакой — только вред! Идешь по тропинке, а там сидит лягушка или еще хуже — жаба. Какие противные! Зачем они в лесу? А бабочки? Целый день летают! Какая от них польза? А муравьи? Только кусаются? А червяки? Не поймешь, где у них хвост, а где голова. И, вообще, что они под землей делают? Наверное, корни у деревьев подъедают. Надоели все. Один раз пришел я в лес, да как закричал: «Уходите все из леса. Видеть вас не хочу!». Они и ушли. Хорошо стало в лесу: никто не летает, не прыгает, не жужжит. Только вот листья на деревьях пожелтели, цветы перестали цвести, птицы улетели, звери разбежалась. Почему, не пойму. Может, вы мне поможете разобраться?»

— Почему же случилась беда в лесу? …

Верно, в лесу всё взаимосвязано: не стало насекомых — ­улетели птицы, а птиц не стало — развелось гусениц видимо-невидимо, съели листву, траву, засох лес.

Лес — богатство нашей родины надо беречь и охранять его. Что дает лес людям? …

Лес дает свежий воздух, защищает поля и луга от сухих ветров, дает древесину, дрова, дарит вкусные ягоды, грибы, орехи, много в лесу растет и лекарственных трав. Вот почему лес надо беречь.

Побродим по лесу и послушаем пение птиц…




Читайте также: