политика
Вспомните:
что такое этническая общность? В чем заключается влияние этнического многообразия на современную обстановку в стране и в мире? В чем заключается сущность социального конфликта?
Межэтнические (межнациональные) отношения - отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.
Основная научная проблема - определить исходя из идей гуманизма, анализа исторического опыта оптимальные пути регулирования межэтнических отношений. Проблема многоаспектна, включает вопросы истории и современной повседневной жизни, духовного мира личности, культуры, образования, социологии, психологии, экономических, политических, правовых отношений; поэтому ученые используют методы ряда гуманитарных наук. С середины XIX в. всесторонне исследует проблему этнология - наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, их коллективного поведения, взаимодействия личности и социальной среды.
Этнология выделяет два уровня межэтнических отношений. Один уровень - взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни: политике, культуре, производстве, науке, искусстве и т. п. Другой уровень - межличностные отношения людей различной этнической принадлежности в разных формах общения - трудовом, семейно-бытовом, образовательном, неформальных видах взаимоотношений.
Межнациональные отношения находят свое выражение в человеческих действиях и во многом зависят от индивидуального поведения и его мотивации, которая базируется на личном опыте, овладении культурными нормами, влиянии семьи, ближайшего окружения.
Для этнических процессов современности характерны две тенденции: интеграции - сотрудничества, объединения разных этногосударственных общностей, сближения всех сторон жизни народов; дифференциации - стремления народов к национальной самостоятельности.
Межэтнические отношения могут быть дружественными, взаимоуважительными либо, наоборот, конфликтными, враждебными.
^ МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Стихийно складывавшееся сотрудничество многие века известно человечеству, состоящему из огромного количества общностей, представляющих в совокупности этнически смешанную среду, где часто действует продуктивное сотрудничество в производстве материальных благ, в повседневной жизни; создание и сбережение национальных культурных ценностей сочетается с познанием других культур.
В XX в. отмечается возрастание интеграционных тен денций двоякой направленности:
экономическая, политическая интеграция, ведущая к
образованию союзов государств;
интеграция национальных образований в пределах мно
гонациональной страны. Это может отвечать интересам на
родов, живущих в едином государстве, способствовать ук
реплению этого единства.
Сотрудничество в культурной сфере обеспечило ликвидацию неграмотности, создание письменности 50 этносов, расцвет яркого, самобытного искусства малочисленных народов. Ученые отмечают, что в Советском Союзе в XX в. не исчезла ни одна малая культура и фактически сохранилась вся этническая мозаика огромного государства, в то время как в других регионах мира исчезли сотни малых культур. В то же время ошибки и преступления органов тоталитарной власти привели к тяжелым трагедиям многих людей и целых народов. Многовековые национальные связи были нарушены из-за непродуманного административно-территориального деления, ухудшилась экологическая обстановка в регионах проживания коренных малочисленных этносов. Насильственное переселение народов, незаслуженно обвиненных в пособничестве немецким оккупантам, нанесло большой урон достоинству сотен тысяч людей, тяжело отразилось на их судьбах. Потребовалось длительное время для восстановления нарушенных прав народов нашей страны.
В Европе, других частях света в последней трети XX в. широкое развитие получила интеграция в сфере экономики, а затем и политики. Это связано с процессом глобализации, складыванием постиндустриального, информационного общества, а также с необходимостью единства в борьбе с международным терроризмом.
Один из примеров интеграции - деятельность Европейского союза (ЕС), объединяющего (2005 г.) 25 государств с
населением 450 млн человек, говорящих на 40 языках. В ЕС введены единое гражданство, единая валюта - евро. Созданы наднациональные органы власти: Европарламент, Совет ЕС, Европейский суд. Разработана Конституция ЕС. Однако она может вступить в силу лишь после ее одобрения всеми странами ЕС (решением парламента или всенародным референдумом). Россия не остается в стороне от интеграционных процессов XXI в. Это, в частности, проявляется:
в заботе о формировании общего экономического, гума
нитарного правового пространства с несколькими странами,
входящими в созданное после распада СССР Содружество
Независимых Государств;
в переговорах с Евросоюзом о взаимодействии в сферах
экономики, правосудия, безопасности, науки, образования,
культуры. Большое место в документах о партнерстве уде
лено совместным действиям по соблюдению принципа не
дискриминации, включая противодействие любым формам
нетерпимости и расизма, уважению прав человека.
I «Чем государства просвещеннее, тем больше они сооб-
i щают друг другу идей и тем больше увеличивается си- .
I л а и деятельность всемирного ума». 1
\: К. Гельвеции i
^ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ
Понятие «социальный конфликт» вам известно. К числу значимых для индивида и человечества относятся конфликты между этническими общностями. В научных трудах этнический конфликт часто определяется как любая форма гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны (или одна из них) мобилизуются, действуют и страдают, исходя из этнических различий.
Это определение вызвало возражение, ибо оно рассматривает конфликт как стадию крайнего обострения противоречий. Была предложена более широкая трактовка: этнический конфликт - это любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов.
Межэтнические конфликты порождаются не существованием этносов, а политическими, социальными условиями, в
которых они живут и развиваются. Нередко созданию «образа врага» способствует и обращение к тем страницам исторической памяти, где запечатлены прежние обиды и факты (иногда извращенные) далекого прошлого.
Рассмотрим основные причины конфликтов, ярко выражающихся в целях и действиях противоборствующих сторон.
^ Территориальные причины - борьба за изменение границ, за присоединение к другому («родственному» с культурно-исторической точки зрения) государству, за создание нового независимого государства. Эти требования смыкаются с политическими целями движений, стремящихся к образованию «собственного» суверенного государства. Требования сепаратистского 1 характера особенно опасны, ибо они непосредственно затрагивают большие массы людей, связаны с вопросами о разделе или упразднении государства. «Речь идет о том, - пишет один из российских этнологов, - в каком государстве жить, кому подчиняться, на каком языке говорить, кому молиться, как перемещаться, кто будет защищать жизнь и собственность людей, наконец, какой гимн петь и каких героев и какие могилы почитать».
^ Экономические причины - борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами, среди которых большую ценность, в частности, имеют земля, недра.
^ Социальные причины - требования гражданского равноправия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенства при приеме на работу, особенно на престижные места в органах власти.
^ Культурно-языковые причины - требования сохранения или возрождения, развития языка, культурной общности. Умаление роли родного языка, сплачивающего этническую общность в единое целое, особенно остро воспринимается и нередко служит причиной конфликта.
В мире существуют сотни национальных культур, каждый этнос обладает самобытной культурой, относится к ней бережно. Попытки принизить ее значение в угоду культуре другого, более крупного этноса вызывают протест, могут служить причиной конфликта. Есть и другая опасность: иногда этнос исходит из того, что его культура призвана доминировать по отношению к другим культурам.
Источником межэтнической напряженности служит национализм - идеология, психология, политика групп людей, утверждающих приоритет национальных ценностей перед всеми другими, верховенство интересов своего этноса,
1 Сепаратизм (здесь) - это требования суверенитета и независимости для этнически обозначенной территории, направленные против государственной власти страны проживания.
противопоставляемых интересам других этносов. Идея национальной исключительности часто принимает форму ксенофобии 1 , ведущей к истреблению так называемых «неполноценных» рас и народов.
В памяти человечества навсегда остались кровавые результаты шовинизма. Это геноцид армянского народа в 1915 г., когда действия Османской империи привели к смерти 1,5 млн человек. Это организованная гитлеровцами величайшая трагедия - Холокост (всеуничтожение через сожжение), приведший к гибели 6 млн человек - более половины еврейского населения Европы. Это действия гитлеровцев по уничтожению славянского населения «восточного пространства» и превращению оставшихся в рабочую силу для «высшей расы».
^ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Возникает вопрос: можно ли исключить появление конфликтов с этнической составляющей? Пока положительный ответ невозможен из-за того, что многие этнические группы живут в предконфликтных условиях, испытывают значительные социальные трудности, ощущают (в том числе и в повседневной жизни) пренебрежение к своей культуре, языку, традициям, обычаям. Все это вызывает массовые проте-стные настроения, нередко ведущие к социально опасному, разрушительному поведению (особенно в толпе).
Потребуется долгое время для того, чтобы большинство людей стало способно проявлять терпимость. Но уже сейчас возможно смягчение и предотвращение конфликтных ситу аций путем регулирования межэтнических отношений. Напомним: регулировать означает упорядочивать, налаживать.
^ Гуманистический подход - главный ориентир в реализации морального, политического, правового регулирования межэтнических отношений. Основные черты этого подхода:
признание и уважение многообразия культур, привер
женность идеям мира, согласия, неприятие насилия в отно
шениях между народами;
развитие и постоянное функционирование демократии,
обеспечение реализации прав и свобод личности, этнических
сообществ, независимо от их национальной принадлежнос
ти;
нацеленность государственных органов, средств массо
вой информации, образования, спорта, всех форм литерату
ры и искусства на формирование у граждан, особенно моло
дежи, культуры межэтнического общения. Необходимо
воспитание толерантности - уважения, доверия, готовности к сотрудничеству, компромиссу с людьми, их сообществами любой национальной принадлежности, стремления понимать и принимать их культурные ценности, образ жизни, характер поведения. Толерантность во многом определяет сознание и поведение личности, групп населения, представителей властных органов, способствует выработке личной ответственности за благоразумное решение этнических проблем.
Ученые выделяют несколько пересекающихся друг с другом путей урегулирования конфликтов. Первый - примене ние правовых механизмов, прежде всего изменение законодательства в полиэтнических государствах, ликвидация этнических привилегий. Второй путь - переговоры между конфликтующими сторонами, как прямые (между делегациями сторон), так и через посредников (представителей международных организаций, общественных деятелей). К сожалению, нередко стороны (или одна из них) вместо политики переговоров, имеющих целью сотрудничество, ограничения доступа к оружию, делают ставку на бескомпромиссный диктат, на вооруженное насилие. Это ведет к ужесточению конфликта, устрашению общества, массовым жертвам и разрушениям. Переговоры бывают трудными, длительными. Но в ряде случаев они способствуют если не преодолению конфликта, то его смягчению.
Третий путь - информационный. Он предполагает, прежде всего, обмен сведениями между сторонами о возможных мерах по преодолению конфликтных ситуаций. Уместен общественный диалог (в печати, на телевидении) представителей всех этнических групп, имеющий целью совместную разработку предложений, отвечающих общим интересам.
Действенны, особенно если конфликты носят религиозный оттенок, совместные миротворческие выступления представителей разных конфессий. Деятель православного духовенства Александр Мень говорил: «Понимание, терпимость- плоды высшей культуры... Оставаясь христианами и мусульманами, не оскорбляя друг друга, подать руку- вот наш путь».
Психологическое влияние СМИ (особенно электронных) требует осторожного подхода к способам подачи информации. Информация, даже нейтральная, о фактах экстремизма может вызвать новую волну конфликта. Необходимо отказаться от иногда свойственной репортерам драматизации событий, ибо это может закрепиться в исторической памяти и через некоторое время возродить дух конфликта. Нельзя допускать героизации террористов, экстремистов во избежание превращения их в героев, лидеров. Надо помнить, что непродуманные слова могут стрелять сильнее пули.
К информационному пути примыкает государственная поддержка политики многокультурности, что особенно существенно в связи с ростом миграции населения. Например, в Канаде эта политика имеет целью содействовать развитию и сохранению собственной культуры всех этнических групп, контактам и взаимодействию членов различных групп в интересах национального единства. Иммигрантам оказывается помощь в овладении хотя бы одним из официальных языков, чтобы они могли стать полноценными членами канадского общества.
Одна из причин конфликтов - жизненная неустроенность этносов, проявляющаяся в нищете, безработице, низких заработках и пенсиях, плохом жилье, трудностях получения образования. Непременным условием преодоления конфликтов является улучшение жизни гражданина, создание и закрепление у этносов психологического чувства удовлетворенности благоприятной стабильностью жизни. Это требует регулирования общественных процессов, включающего договоренности между противоборствующими сторонами о справедливом распределении ресурсов, об увеличении рабочих мест, улучшении жилищных условий, о равенстве в трудоустройстве, образовании, в доступе к властным структурам.
^ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Национальная политика - составная часть политической деятельности государства, регулирующая межэтнические отношения в различных сферах жизни общества. Ее сущность зависит от общей направленности политики государства. В основе демократической национальной политики - уважительное отношение к людям, представляющим любую этни ческую общность, установка на сотрудничество и сближение народов.
Фундаментом этнополитики РФ является Конституция. В ее преамбуле можно выделить две установки политики в сфере межэтнических отношений:
пронизанное патриотическими чувствами уважение к
памяти предков, передавших нам любовь к Отечеству; забо
та о сохранении исторически сложившегося государственно
го единства народов, объединенных общей судьбой на своей
земле;
политико-правовая направленность на утверждение
прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, рав
ноправия народов, на обеспечение суверенной государствен
ности России, незыблемости ее демократической основы.
В «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» (1996 г.) принципы этой политики формулируются так:
равенство прав и свобод человека и гражданина незави
симо от его расы, национальности, языка;
запрещение любых форм ограничения прав граждан по
признакам социальной, расовой, национальной, языковой
или религиозной принадлежности;
сохранение исторически сложившейся целостности Рос
сийской Федерации;
равноправие всех субъектов Российской Федерации во
взаимоотношениях с федеральными органами государствен
ной власти;
гарантия прав коренных малочисленных народов;
право каждого гражданина определять и указывать
свою национальную принадлежность без всякого принужде
ния;
содействие развитию национальных культур и языков
народов Российской Федерации;
своевременное и мирное разрешение противоречий и
конфликтов;
запрещение деятельности, направленной на подрыв
безопасности государства, возбуждение социальной, расовой,
национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
защита прав и интересов граждан Российской Федера
ции за ее пределами, поддержка соотечественников, прожи
вающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии
родного языка, культуры и национальных традиций, в ук
реплении их связей с Родиной в соответствии с нормами
международного права.
НИШ ^ Основные понятия: межэтнические отношения, межэтнические конфликты, национальная политика.
ШШ Термины: этнология, сепаратизм, ксенофобия, толерантность.
Проверьте себя
1) Назовите уровни межэтнических отношений, покажите общее и различное в этих уровнях. 2) Какова сущность двух тенденций в развитии межэтнических отношений? Приведите примеры проявлений этих тенденций. 3) В чем заключается сущность межнационального сотрудничества? 4) Что такое межэтнические конфликты? Назовите их основные причины. 5) Каковы пути предупреждения и преодоления межэтнических конфликтов? 6) Охарактеризуйте принципы национальной политики РФ.
Подумайте, обсудите, сделайте
В документах ООН указывается, что толерантность яв
ляется моральным долгом, правовой и политической потреб
ностью, ведет от культуры войны к культуре мира; направ
лена на уважение и понимание многообразия культур;
означает активное отношение к действительности, формиру
емое на основе признания универсальных прав и свобод че
ловека. Опираясь на личный опыт, факты истории и совре
менности, покажите, как принципы толерантности могут
быть реализованы в межэтнических отношениях.
Объясните, почему ныне особенно важно следовать
принципам терпимости и уважения народов друг к другу,
совместно преодолевать общие трудности.
Ученые полагают, что человечество, становясь все бо
лее взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего этно
культурного разнообразия. Если вы согласны с этой точкой
зрения, то подтвердите ее правильность фактами из общест
венного развития XX в.; если не согласны - аргументируй
те свои взгляды.
Продумайте ответ на вопрос: как профессиональная де
ятельность историка, правоведа, экономиста может способ
ствовать межэтническому сотрудничеству, предупреждению
конфликтов?
Анализируя основную тенденцию современной полити
ки РФ в области межэтнических отношений, ученые пола
гают, что она состоит в переключении с национально-терри
ториального направления на культурно-образовательное и
культурно-просветительное. Как вы понимаете этот вывод
ученых, разделяете ли вы эту точку зрения?
Прочтите фрагмент труда ученого-этнолога В. А. Тишкова.
Этнонационализм в постсоветских государствах
Наиболее серьезным вызовом для России и ряда других постсоветских государств является этнонационализм в его радикальных и нетерпимых проявлениях. Так называемые
национальные движения в мирных политических и культурных формах среди народов бывшего СССР сыграли и продолжают играть важную роль в утверждении децентрализованных форм государственного устройства и управления, в сохранении и развитии культурной целостности и отличительности больших и малых народов, в росте общественно-политической активности граждан. Но этнический фактор в ряде случаев стал основой для формирования программ и действий, а также для пропаганды идей и установок, которые провоцируют нетерпимость, вызывают конфликты и насилие.
Национализм малых народов, будучи реакцией на перенесенные в прошлом травмы и приниженный статус нерусских культур, в условиях социального кризиса, политической дестабилизации и слабой модернизации населения часто обретает агрессивные формы. Это проявляется в попытках узурпировать власть и престижные позиции в пользу представителей одной этнической группы, изменить демографический состав населения путем насильственного изгнания этнических «чужаков», изменить административные или межгосударственные границы, осуществить явочную сецес-сию (выход из состава государства. - Ред.), в том числе силой оружия. Вместо улучшения правления и социально-культурных условий жизни крайний национализм предлагает внешне простые, но по сути нереальные решения, попытки осуществить которые вызывают межгражданскую напряженность и конфликты...
Не меньшую угрозу демократическим преобразованиям и социальному миру представляет и растущий национализм гегемонистического типа, формируемый от имени численно доминирующих народов. В России русский национализм пытается обрести статус общегосударственной идеологии, присвоить идею общероссийского патриотизма и подменить формирование общегражданской идентичности все тем же нереализуемым лозунгом самоопределения русской этнона-ции. Экстремистские группы и лица все чаще пропагандируют идеи фашистского толка, антисемитизма и пренебрежения к меньшинствам.
Тишков В. А, Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной синтропологии. - М., 2003.-С. 319-320.
НИ ^ Вопросы и задания к источнику. 1) Что такое этнонациона-лизм? 2) В чем различие между радикальным этнонационализмом и мирными формами национальных движений? 3) Проиллюстрируйте примерами из истории и современности положение о том, что радикальный этнонационализм является большой опасностью для народов и государств постсоветского пространства. 4) Чем вызван и в чем проявляется национализм малых народов? 5) В чем состо-
ит сущность и опасность этнонационализма гегемонистического типа? 6) Нередко высказывается мнение о том, что развитие демократии, гражданской культуры, стабилизация социально-экономического положения положительно скажутся на преодолении этнонационализма. Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте ответ.
Об этом спорят
Нерусское население составляет 20% всего населения РФ. Это дает некоторым авторам повод считать Россию мононациональным государством. Эта точка зрения встречает возражения, ибо она не учитывает исторических условий развития России и приверженности многих народов к своим языкам, культуре и образу жизни. Каково ваше мнение?
Межнациональное сотрудничество и конфликты
Цели:
повторить и обобщить изученный материал; развивать умения осуществлять поиск и
систематизацию информации по теме; уметь сравнивать, анализировать, делать выводы,
решать познавательные и проблемные задачи;
уметь объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных
примерах; уметь выстраивать взаимоотношения и организовывать совместную работу в
группах;
способствовать формированию чувства толерантности,
национализма, расизма, антисемитизма.
неприятия проявления
Оборудование: учебники, словарь
Ход урока:
1. Организационная часть урока
2. Введение в тему
Эпиграф урока: «Когда могущество государства и нации объявляется большей
ценностью, чем человек, то в принципе война уже объявлена, все для нее уже
подготовлено духовно и материально, и она в любой момент может возникнуть» (Н.А.
Бердяев)
В. В чем
Ц.
государства может привести к конфликтам, как внутри государства, так и между ними).
смысл высказывания Бердяева?(Неправильная, ошибочная политика
Сегодня на уроке мы на конкретных примерах попробуем разобраться в проблемах
межэтнических отношений, выяснить причины межнациональных конфликтов и пути их
урегулирования.
В. Почему так важно для нас изучение данной темы? (3000 народов составляют
современное человечество, они живут приблизительно в 200 государствах, следовательно,
существует множество многонациональных государств, в том числе и наша страна, в
которой проживает более 100 этносов, 30 наций. От того, каковы отношения между
нациями зависит и развитие страны, и обстановка в мире).
В. Что такое межэтнические отношения? (отношения между этносами, охватывающие все
сферы общественной жизни)
В. Назовите 2 уровня отношений и раскройте их сущность. (1 уровеньвзаимодействие
народов в разных сферах общественной жизни: политике, культуре, производстве, науке,
искусстве; 2 уровеньмежличностные отношения людей различных национальностей в
разных формах общения – в трудовом, семейнобытовом, образовательном, неформальном
видах взаимоотношений)
В. Какие тенденции в развитии межэтнических отношений вы знаете? (интеграция и
дифференциация)
Вывод: межэтнические отношения могут быть дружественными, взаимоуважительными,
либо, наоборот, конфликтными, враждебными.
3. Повторение и обобщение изученного материала
Тема нашего урока «Межнациональное сотрудничество и конфликты». Мы с вами будем
работать в группах. Каждая группа получает задание. После самостоятельной работы с
учебником, дополнительными материалами, группы представляют выполненные задания.
1группазадание: составить кластер « Тенденции в развитии межэтнических отношений»
Вывод: межнациональные отношения находят свое выражение в человеческих действиях,
которые могут либо объединять народы, либо привести к конфликтам.
В. Как вы понимаете сущность термина «сотрудничество»?
В. В чем оно проявляется?
В. Какие интеграционные тенденции проявились в течение 20 века?
В.Создание и деятельность ЕС позитивное или негативное явление?
В. В чем проявляется участие России в интеграционном процессе? Как вы относитесь к
созданию СНГ?
Межнациональное сотрудничество предполагает не только интеграцию, но и
дифференциацию, которая принимает не только мирные формы, но и выражается в форме
конфликтов.
2 группасоставление схемы «Фишбоун» по теме «Межнациональные конфликты»
В. Чем социальный конфликт отличается от межэтнического?
В. Назовите основные причины межнациональных конфликтов.
В. Как вы относитесь к проблеме сепаратизма?
В. Что такое ксенофобия?
Вывод: Игнорирование проблем в национальных отношениях может привести к серьезным
последствиям.
Возникает вопрос: можно ли исключить появление конфликтов с этнической
составляющей?
3 группасоставление таблицы
Лист для решения проблем
1.Какова главная проблема в предотвращении межэтнических конфликтов?
2.Каковы пути урегулирования межнациональных конфликтов?
3.Какой из выбранных путей самых наилучший? Почему?
Вывод: Нельзя выделить какойлибо один путь урегулирования конфликтов на
национальной почве. Все они взаимосвязаны. Главное, чтобы при решении национальных
проблем использовался гуманистический подход:
признание и уважение многообразия культур, неприятия насилия между народами;
развитие и постоянное функционирование демократии, обеспечение реализации прав и
свобод личности, этнических сообществ;
нацеленность государства на формирование у граждан культуры межэтнического
общения.
В. Можно ли представить современный мир без межнациональных конфликтов?
В. Представьте, что вы работаете в правительстве и отвечаете за национальные отношения.
Какие первоочередные шаги вы бы предложили сделать?
В отношениях с другими народами каждый человек должен следовать следующим
установкам:
природа сотворила людей разными, но равными в своем достоинстве и правах;
нет наций плохих и хороших, есть плохие или хорошие люди, а точнее плохие или хорошие
поступки;
национальное происхождение не является ни достоинством, ни недостатком, это просто
игра случая, судьбы.
4.Физкультминута
5.Проверка усвоенного материала.
Проводится на основе решений заданий части В6, С5 и С8.
В. Дать определение понятию «межнациональные отношения» и составьте два
предложения, содержащие информацию о межнациональных отношениях.
В. Составьте сложный план по теме «Нации и межнациональные отношения»
В. Вставьте предлагаемые в списке слова на место пропусков.
Возникновение такой социальной общности как _________(А) связано с развитием
капиталистических отношений. Современные ученые считают, что ключевым признаком
этой общности является общность духовной культуры, важным элементом которой
является национальное _______(Б). Основным направлением в развитии межнациональных
отношений являются_______(В) и дифференциация. Межнациональное сотрудничество
может осуществляться в различных сферах: экономической, политической, ______(Г),
духовной.
Причинами межнациональных________(Д) могут являться: бытовые
предрассудки, территориальные споры, ________(Е) на расовой и религиозной почве.
Одним из принципов регулирования межнациональных конфликтов является уважение
культурных________(Ж) и интересов все национальных групп, осуждение насилия в
решении национальных проблем.
1.интеграция 6.гуманизация
Социальные отношения.
Социальная структура.
Это строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп. К основным типам социальных групп относятся классы, касты, сословия Эти группы имеют различное положение в обществе, имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж. В этом и состоит социальное неравенство. Формирование общественных классов в их современном понимании связывают со становлением индустриального общества. Истоки классовых различий и неравенства находятся в экономической сфере жизни общества. Например, крестьяне, рабочие, служащие, владельцы фирм и компаний, фермеры, предприниматели имеют неодинаковые возможности для получения доходов и приобретения товаров.
2. Социальные отношения – это определенные устойчивые связи между людьми как представителями социальных групп. Они возникают независимо от воли и сознания людей в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Они могут принимать характер сотрудничества или социального конфликта.
Социальные группы.
Это любая совокупность людей, имеющая какой-либо общий социально значимый признак (пол, возраст, национальность, профессия, доход, образование, власть и др.)
По своей величине, численности, по характеру взаимоотношений между членами социальные группы подразделяются на большие и малые.
К социальным группам относятся:
· семья, школьный класс, компания сверстников;
· рабочие, крестьяне, интеллигенция;
· дети, молодежь, ветераны;
· городские и сельские жители.
4. Социальный статус – это положение, которое занимает человек с социальной структуре общества.
Одни статусы (пол, возраст, национальность) не зависят от личных качеств человека, даны от рождения – предписанные (или прирожденные)
Другие требуют собственных усилий личности – получение образования, овладение профессией, создание семьи. Это достигаемый (приобретаемый) статус.
Социальные роли.
Социальный статус человека дает ему определенные права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение. Ожидаемое поведение от человека данного социального статуса называется социальной ролью.
Социальный конфликт и пути его разрешения.
Социальным конфликтом называют столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития. Участниками социального конфликта могут быть индивиды, социальные группы, различные организации и объединения. Все социальные конфликты проходят три стадии:
· предконфликтную (накапливаются противоречия)
· конфликтную (столкновение сторон)
· послеконфликтную (принимаются меры для окончательного устранения противоречий)
Различают следующие виды поведения участников социального конфликта: подавление противника, достижение соглашения, отказ от своих требований.
Лучший способ предупреждения и разрешения социального конфликта – компромисс (соглашение путем взаимных уступок без ущерба коренных интересов сторон).
Последствия конфликтов приводят к отрицательным и положительным результатам.
Отрицательные последствия усиливают ожесточение, ведут к разрушению и кровопролитию, к нарушению общественного порядка.
Положительные последствия приводят к разрешению проблем, усиливают групповую сплоченность, ведут к заключению союзов с другими группами, приводят к пониманию интересов группы.
Семья.
Семья – социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Семья выполняет ряд функций, связанных с потребностями личности и общества:
· репродуктивную (биологическое продолжение рода);
· воспитательную (подготовка молодого поколения к жизни в обществе);
· хозяйственно-экономическую (ведение домашнего хозяйства и опека нетрудоспособных членов семьи);
· духовно-эмоциональную (развитие личности, духовное взаимообогащение, поддержание дружеских отношений);
· досуговую (организация нормального досуга);
· сексуальную (удовлетворение сексуальных потребностей).
Правовые основы брака и семьи.
Семейное право.
Совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей, образуют одну из отраслей частного права – семейное право.
Основным источником семейного права является
Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ).
Цели семейного законодательства.
Согласно статье 1 СК РФ, основными целями семейного законодательства являются: укрепление семьи; построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи; ответственность перед семьей всех ее членов.
4). Основные принципы правового регулирования (СК):
1. Добровольность брачного союза.
2. Равенство прав супругов в семье.
3. Разрешение вопросов по взаимному согласию.
4. Приоритет семейного воспитания.
5. Обеспечение защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
Для заключения брака необходимо взаимное согласие вступающих в брак и достижение брачного возраста (18 лет – это возраст гражданского совершеннолетия).
5). Препятствия для вступления в брак:
1. Не расторгнутый брак.
2. Близкие родственники по прямой линии (отец, дочь, внучка) и между родными братьями и сестрами.
3. Недееспособность лица признанного судом (психическое расстройство или опасность передачи опасного заболевания).
4. Между усыновителем и усыновленным (до тех пор, пока существует усыновление)
6). Личные права супругов:
· право на свободный выбор рода занятий, профессии,
· места пребывания и жительства.
· выбор фамилии;
· в равной мере обладают правами и несут обязанности в отношении своих детей
7). Юридическая свобода супругов небезгранична. Они обязаны:
· строить взаимоотношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи;
· заботится о благополучии и укреплении семьи;
· заботится о благосостоянии и развитии своих детей: воспитывать, обеспечить образование (основное общее образование), защищать их права и интересы.
Супружеская собственность.
Имущество супругов подразделяется на общее (нажитое во время брака) и личное (приобретенное до брака, или полученное в дар, по наследству во время брака).
Личное имущество является частной собственностью каждого и при разделе собственности между супругами не учитывается.
Общее имущество признается законом совместной собственностью и именуется законным режимом их имущества . На такое имущество каждый из супругов имеет право на все имущество, пользуется равными правами. С прекращением брака делится поровну. Только суд может отступить от принципа равенства.
По обоюдному согласию супруги могут осуществлять сделки по распоряжению имуществом (продавать, дарить). На движимое имущество достаточно устного согласия , а на недвижимое имущество необходимо письменное согласие , заверенное нотариусом.
9). Личные права ребенка.
1. Право на имя и гражданство.
2. Право жить и воспитываться в семье.
3. Право на общение с родителями и др. родственниками.
4. На выражение своего мнения при решении вопроса, затрагивающие его интересы (правовое значение с 10-ти лет)
5. Право на защиту. До 14 лет в органы опеки и попечительства, а с 14-летнего возраста в суд.
6. Право на содержание.
7. Право на заработанные им средства. Может распоряжаться самостоятельно.
Обязанность детей.
Дети обязаны заботиться о своих родителях, оказывать им помощь и поддержку.
До совершеннолетия эта обязанность имеет моральный характер, а по достижении ими 18 лет приобретает юридическую силу
Этнос.
ЭТНОС - исторически сложившаяся этническая общность - племя, народность, нация.
Нация.
1. Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.
2. В некоторых сочетаниях: страна, государство (сообщество граждан государства). Высшая форма этноса.
Межнациональное сотрудничество.
Межнациональные отношения могут быть непосредственными (контакты людей разных национальностей в процессе труда, быта, образования, досуга, культурной и семейной жизни) и опосредованными (обмен материальными и культурными ценностями, информацией, отношения между государствами). В современном мире наблюдаются две взаимосвязанные тенденции:
· одна проявляется в экономическом, культурном и политическом сближении наций, разрушении национальных перегородок;
· другая – в стремлении ряда народов обрести национальную самостоятельность, защитить национальную культуру от натиска массовой культуры.
Основу межнационального сотрудничества составляют принципы равноправия, взаимной помощи и уважения национального достоинства народов, их интересов и традиций. Несоблюдение этих принципов приводит к межнациональным конфликтам , преодоление которых является трудной задачей. В современном мире существуют несколько путей ее разрешения: переговоры, взаимные уступки сторон, посредничество третьей стороны или ООН. Все они предполагают взаимное признание общезначимых и национальных ценностей, требований международных правовых документов. Руководством для этих действий служат положения Всеобщей декларации прав человека о ценности каждой личности.
Социальная политика.
Социальная политика – деятельность государства и политических партий, объединений, движений в социальной сфере общественной жизни. Эта деятельность направлена на осуществление социальных программ, обеспечивающих поддержку уровня жизни, материального благополучия населения, обеспечение занятости. Целью социальной политики является достижение благосостояния в обществе, гармонизация общественных отношений, политической стабильности и гражданского согласия.
Выделяют социальную политику в области образования, здравоохранения, занятости и социально-трудовых отношений. Также различают культурную, жилищную, семейную, пенсионную, женскую и молодежную социальную политику.
Национальные отношения представляют собой отношения между народами (этносами), которые охватывают все стороны общественной жизни.
Понятие национальных отношений
Национальные отношения находят свое выражении е в общественных действиях, которые во многом зависят от индивидуальной мотивации и поведения субъектов общества.
Национальные отношения могут быть дружескими и взаимоуважительными, либо наоборот – враждебными и конфликтными.
Понятие этнических общностей
Этнические общности – это объединения людей, на основе общего исторического прошлого, которое провоцирует тождество в их мировоззрении, в культурных и духовных традициях.
Главной особенностью этнических общностей является их общий исторический регион проживания.
На сегодняшний день в мире насчитывается несколько тысяч этнических общностей, современная география их расселения самая разнообразная.
Межнациональные конфликты и межнациональное сотрудничество
Межнациональные конфликты – это разновидность социальных конфликтов, которые происходят между членами разных этнических общностей. Во многих научных трудах основой межнациональных конфликтов указываются разновидности политического, гражданского противоборства.
Межнациональные конфликты зачастую существуют в двух формах: в форме политической конкуренции и в форме вооруженных противостояний. Нередко формирование образа врага в лице другого народа происходит на исторической основе.
Межнациональное сотрудничество является взаимодействием между представителями разных этносов, которое находит отображение в экономических, политических и культурных общественных отношениях. Главным принципом межнационального сотрудничества является взаимопомощь, а также уважение к представителям других народов.
Культура межнациональных отношений
Культура межнациональных отношений представляет собой уровень взаимоотношений между людьми и этносами различных национальностей, в основе которого лежат нравственные принципы, правовые нормы, а также нормы взаимного доверия и уважения.
Низкий уровень культуры межнациональных отношений провоцирует возникновение межнациональных конфликтов, высокий способствует развитию межнационального сотрудничества.
Национальная политика
Национальная политика является составной частей деятельности любого государства, которая регулирует межнациональные отношения граждан в различных видах общественного взаимодействия.
Сущность национальной политики прямо зависит от общих векторов государственной политики. В основе национальной политики правовых демократических государств лежит принцип уважения к людям, принадлежащим к любым этническим общностям.
Национальные отношения находят свое выражении е в общественных действиях, которые во многом зависят от индивидуальной мотивации и поведения субъектов общества.
Национальные отношения могут быть дружескими и взаимоуважительными, либо наоборот – враждебными и конфликтными.
Понятие этнических общностей
Этнические общности – это объединения людей, на основе общего исторического прошлого, которое провоцирует тождество в их мировоззрении, в культурных и духовных традициях.
Главной особенностью этнических общностей является их общий исторический регион проживания.
На сегодняшний день в мире насчитывается несколько тысяч этнических общностей, современная география их расселения самая разнообразная.
Межнациональные конфликты и межнациональное сотрудничество
Межнациональные конфликты – это разновидность социальных конфликтов, которые происходят между членами разных этнических общностей. Во многих научных трудах основой межнациональных конфликтов указываются разновидности политического, гражданского противоборства.
Межнациональные конфликты зачастую существуют в двух формах: в форме политической конкуренции и в форме вооруженных противостояний. Нередко формирование образа врага в лице другого народа происходит на исторической основе.
Межнациональное сотрудничество является взаимодействием между представителями разных этносов, которое находит отображение в экономических, политических и культурных общественных отношениях. Главным принципом межнационального сотрудничества является взаимопомощь, а также уважение к представителям других народов.
Культура межнациональных отношений
Культура межнациональных отношений представляет собой уровень взаимоотношений между людьми и этносами различных национальностей, в основе которого лежат нравственные принципы, правовые нормы, а также нормы взаимного доверия и уважения.
Низкий уровень культуры межнациональных отношений провоцирует возникновение межнациональных конфликтов, высокий способствует развитию межнационального сотрудничества.
Национальная политика
Национальная политика является составной частей деятельности любого государства, которая регулирует межнациональные отношения граждан в различных видах общественного взаимодействия.
Сущность национальной политики прямо зависит от общих векторов государственной политики. В основе национальной политики правовых демократических государств лежит принцип уважения к людям, принадлежащим к любым этническим общностям. Задачей национальной политики является сближение народов и установление наиболее благоприятного сотрудничества межу их представителями.
Тема18. Семья и быт
Семья является одним из самых древних форм социальных объединений. История семьи как социального института насчитывает более 4 тысячелетия.
Семья как социальный институт
Семья является первой ступенькой социального взаимодействия, именно из-за этого семью часто называют ячейкой общества. Как и другие социальные институты (например, государство), семья подчиняется социальным законам общества.
Исходя из истории развития института семьи, мы видим, что ни одно общество не могло обойтись без этой социальной группы.
Более того, семья является на данный момент единственным социальным институтом, который обеспечивает воспитание и подготовку к социализации нового поколения.
Семья и быт, бытовые отношения
Между членами семьи в процессе ежедневной жизни складываются бытовые отношения. Бытовые отношения представляют собой систему непроизводственных связей, которые направлены на удовлетворение первичных потребностей (необходимость жилья, пищи и одежды).
Бытовые отношения в семье следует воспринимать в двух аспектах – в зависимости от времени, которое каждый член семьи тратит на совместный быт, а также в зависимости от того, каким образом обязанности разделены между супругами и детьми.
Одна из самых важных нравственных основ благоприятной жизни семьи – взаимная помощь в ведении хозяйства. Во многих семьях, к помощи в бытовых вопросах активно приобщаются дети.
Согласно статистическим данным, в решении семейных бытовых вопросов задействованы исключительно женщины.
Согласие в бытовых отношениях – не менее важная составляющая счастливой семьи, нежели взаимопонимания между супругами и духовная близость. Причиной подавляющего большинства разводов являются разногласия супругов в бытовых отношениях.
Семья в современном обществе
Огромное влияние на жизнь семьи оказывает общественность. В разные исторические времена институт семьи переживал разные качественные трансформации.
В современном обществе семья также переживает некоторые изменения. Главным образом они связаны с такими процессами как урбанизация и индустриализация. Немаловажное значение в жизни современной семьи имеет и наступление информационной эпохи: все новшества, которые приходят в общество отражаются на традициях и характере внутрисемейного взаимодействия.
В последнее время мы также можем наблюдать кардинальное изменения в социальных ролях членов семьи.
Так, если в начале 20 века семейным бюджетом распоряжались только мужчины, то в наши дни, бюджет семьи находится преимущественно под женским контролем, что говорит о постепенной трансформации традиционной патриархальной модели семьи.
Тема19. Молодежь в современном обществе
Молодежь является большой социально- демографической группой, которая объединяет в себе индивидов на основе социально- психологических, возрастных, экономических характеристик.
Молодежь в современном обществе
С психологической точки зрения молодость является периодом формирования самосознания, устойчивой системы ценностей, а также социального статуса. Молодежь представляет самую ценную, и одновременно самую проблематичную часть общества.
Ценность молодого поколения заключается в том, что как правило, его представители обладают повышенной целеустремленностью, способностью усваивать большие объемы информации, оригинальностью и критичностью мышления.
Однако эти достоинства порождают определенную проблематику реализации и существования молодежи в обществе. Так критичность мышления зачастую направлено не на поиск истины, а на безапелляционное отторжение уже существующих норм и догматов, которыми руководствуются другие члены общества.
Для современной молодежи также характерны новые негативные качества, которые отсутствовали у их предшественников, в частности, отрешенность от окружающего мира, нежелание работать, повышенный негативизм.