Цели и функции оэср. Страны организации экономического сотрудничества и развития

В период после Второй мировой войны новые экономические и политические реальности, с которыми столкнулось мировое сообщество, вызвали усиление экономической взаимозависимости государств, нарастание интеграционных процессов и, как следствие, стремительный рост числа международных экономических организаций.

История ОЭСР начинается в апреле 1948 г., когда была создана Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), основная цель которой заключалась в координации деятельности государств по хозяйственному восстановлению Западной Европы на основе плана Маршалла (1948-1951). В задачи ОЕЭС входила экономическая интеграция Западной Европы, создание обширного рынка с устранением внутри него количественных ограничений на переток товаров, валютных и тарифных барьеров.

В конце 50-х - начале 60-х в связи с изменением международного контекста, логики развития мирохозяйственных связей, активизации деятельности основных международных финансовых институтов (МВФ, Всемирного банка, Банка международных расчетов) и расширением сферы их компетенции (движение капитала, помощь развитию, осуществление многосторонних расчетов) возникла необходимость кардинального пересмотра и расширения миссии ОЕЭС для ее адаптации к новым условиям.

14 декабря 1960 г. в Париже была подписана Конвенция о создании Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), вступившая в силу 30 сентября 1961 г. после ее ратификации всеми государствами-участниками. Инициатором создания организации с более широким диапазоном деятельности выступили США, преследующие политические цели (укрепление так называемого атлантического единства) и экономические цели (усиление влияние на европейскую экономику).

Таким образом, ОЭСР задумывалась и создавалась как экономической двойник военно-политического блока НАТО, страны-члены которой характеризуются общностью экономических систем, сравнительно близкими (высокими) уровнями экономического развития, взаимозависимостью национальных экономик, схожестью стоящих перед ними проблем.

В изменяющемся международном контексте происходила постепенная эволюция миссии ОЭСР, расширение ее целей и задач, сфер деятельности ОЭСР, а также расширение ее стран-членов и ее партнеров.

Основная миссия ОЭСР - содействие экономическому росту стран-членов ОЭСР и повышению их вклада в глобальный экономический рост и развитие, снижение бедности в странах, не являющимися членами Организации.

Именно в рамках ОЭСР осуществляется регулирование практически всех важнейших вопросов экономического развития мира, анализируются и прогнозируются тенденции экономического развития отдельных стран, ведется разработка теоретических и практических подходов к решению мировых финансово-экономических проблем, которые впоследствии кодифицируются в международных соглашениях и договорах.

Конечными целями деятельности организации, зафиксированными в основополагающем документе ОЭСР - Конвенции являются:

  • обеспечение наиболее высокого и устойчивого экономического роста, занятости, уровня жизни в странах-членах, поддержания финансовой стабильности, необходимых для развития мировой экономики;
  • содействие существенному экономическому вкладу как стран-членов так и стран-не-членов в процесс экономического развития;
  • содействие развитию мировой торговли на многосторонней, не-дискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами.

Для реализации поставленных задач страны-члены обязались:

  • предоставлять друг другу и Организации информацию, необходимую для достижения ее целей;
  • обеспечить правильное использование имеющихся у них ресурсов;
  • проводить постоянные консультации, исследования и участвовать в совместных проектах;
  • поощрять научные исследования и образование;
  • стремиться к финансовой стабильности;
  • предпринимать меры по снижению барьеров на пути движения капиталов и торговли товарами и услугами;
  • оказывать помощь развивающимся странам путем предоставления капиталов и технического содействия;
  • тесно взаимодействовать и при необходимости принимать согласованные меры.

К настоящему времени ОЭСР превратилась фактически в орган координации социально-экономической политики ведущих индустриальных стран.

Центральной задачей ОЭСР является проведение анализа состояния экономики государств-членов и государств-партнеров и выработка рекомендаций по осуществлению экономического регулирования на макроэкономическом и отраслевом уровнях.

На сегодняшний день ОЭСР призвана решать экономические проблемы уже не только одного континента - Европы, как ее предшественница (ОЕЭС) но и всего мира, что придает ей Организации глобальный характер.

Кроме того, сфера деятельности ОЭСР не ограничивается только экономическими вопросами (хотя задача обеспечения устойчивого экономического роста в мире остается главной задачей деятельности ОЭСР в различных социально-экономических областях), приобретая все более мульти- и междисциплинарный характер.

Направления деятельности ОЭСР (соответствующие деятельности основных директоратов):

  • Экономика
  • Торговля, сельское хозяйство и рыболовство
  • Образование и навыки
  • Труд, занятость и социальные вопросы, включая здравоохранение
  • Охрана окружающей среды и химия
  • Государственное управление и регуляторная политика
  • Статистика
  • Промышленность, инновации и предпринимательство
  • Цифровая экономика
  • Потребительская политика
  • Наука и технологии
  • Инвестиции, финансовые рынки
  • Страхование и пенсии
  • Конкуренция
  • Корпоративное управление
  • Бюджетная и налоговая политика
  • Политика регионального развития и туризм.
При этом последнее направление приобретает все большую значимость в деятельности ОЭСР. В условиях глобализации одновременное содействие внутреннему экономическому росту стран-членов ОЭСР и повышению их вклада в глобальный экономический рост и развитие, снижение бедности в странах-не-членах становится наиболее важным приоритетом деятельности ОЭСР. Основным принципом функционирования ОЭСР является необходимость обеспечения всем странам возможностей пользоваться преимуществами, открываемыми глобализацией и научно-техническим прогрессом, для чего необходима максимальная открытость мировых рынков.

Организация экономического сотрудничества и развития (сокр. ОЭСР, англ. Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) - международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

ФНС России участвует в заседаниях рабочих групп при Комитете ОЭСР по налоговым вопросам - Рабочей группы № 1 ОЭСР по налоговым соглашениям об избежании двойного налогообложения и смежным вопросам, Рабочей группы ОЭСР №6 по трансфертному ценообразованию, Рабочей группы № 10 ОЭСР по обмену информацией.

Работа с Глобальным форумом по прозрачности и обмену информацией в налоговых целях

Российская Федерация является членом Глобального форума по прозрачности и обмену информацией в налоговых целях. Глобальный форум действует в структуре Комитета по налоговым вопросам ОЭСР с 2000 года и осуществляет мониторинг и контроль применения странами мира стандартов ОЭСР в области транспарентности и обмена налоговой информацией.

В рамках данного мероприятия в 2014 году Глобальный форум одобрил отчет по оценке Российской Федерации в рамках фазы 2 с рейтингом «в целом соответствует». Следует отметить, что оценка «в целом соответствует» ранее была выставлена таким странам как США, Великобритания, Германия и Италия.

Кроме того, летом 2016 года Российская Федерация успешно прошла проверку Глобального форума на соответствие требованиям по конфиденциальности и защите данных, что является необходимым условием присоединения к системе автоматического обмена информацией в рамках Единого стандарта отчетности (CRS).

Форум по налоговому администрированию

ФНС России принимает активное участие в работе Форума по налоговому администрированию ОЭСР - одной из наиболее авторитетных и представительных международных площадок сотрудничества налоговых администраций стран мира.

Форум по налоговому администрированию (FTA) – один из рабочих органов Организации экономического сотрудничества и развития. Он представляет собой площадку для глав налоговых администраций, цель которой – постоянный обмен мнениями и опытом и выработка общей позиции по ключевым вопросам международной налоговой повестки. В настоящий момент в состав FTA входит 50 руководителей налоговых администраций.

ФНС России – полноправный член FTA и принимает активное участие в работе организации. Руководство работой FTA осуществляет Председатель и вице-председатели при поддержке Секретариата. В настоящий момент Председателем FTA является глава налоговой администрации Норвегии Г.-Х. Хольте. Руководитель ФНС России М.В. Мишустин являлся вице-председателем FTA с 2014 по 2017 годы. Делегации ФНС России регулярно принимают участие в различных мероприятиях под эгидой ОЭСР, в пленарных заседаниях, в заседаниях Бюро, рабочих встречах и семинарах. В частности, в 2017 году проведены два семинара под эгидой ОЭСР на территории Российской Федерации.

Руководящим органом FTA является Бюро, которое встречается два раза в год; иногда в режиме конференц-связи. Бюро утверждает рабочую программу FTA, рассматривает ее результаты и определяет стратегические направления деятельности. На данный момент в Бюро входят 13 руководителей, которые представляют следующие страны: Австралию, Великобританию, Индию, Ирландию, Канаду, Китай, Нидерланды, Норвегию, Россию, США, Францию, Японию, ЮАР. Заседания Бюро традиционно проходят в штаб-квартире ОЭСР в Париже. Последнее на данный момент заседание Бюро состоялось в сентябре 2017 г. в Осло.

Каждые 15-18 месяцев проводится пленарное заседание FTA. В пленарных заседаниях принимают участие Руководители налоговых администраций из каждой страны-участницы FTA и ключевых организаций-партнеров (в том числе Комиссия ЕС, МВФ, Всемирный банк, Форум налоговых администраций стран Африки (ATAF), Межамериканский центр налоговых администраций (CIAT), Центр встреч и исследований налогового администрирования (CREDAF) и Европейская организация налоговых администраций (IOTA)). Последнее на данный момент пленарное заседание состоялось в сентябре 2017 г. в Осло.

Работа в рамках международных проектов ОЭСР

В 2015-2017 года ФНС России являлась куратором международного проекта по электронным услугам налогоплательщикам и цифровым каналам доставки, проводимого под эгидой Форума по налоговому администрированию ОЭСР (FTA). В рамках проекта специалисты ФНС России изучали мировой опыт применения передовых технологий в налоговом администрировании и вырабатывают рекомендации для руководителей налоговых органов стран мира.

В ходе заседания в сентябре 2018 г. члены Бюро высоко оценили усилия ФНС России по изучению мирового опыта использования мобильных технологий, систем искусственного интеллекта и машинного обучения.

Согласно решению Бюро, в 2018 году Служба продолжит курировать обмен опытом и знаниями в рамках сообщества налоговых администраций, заинтересованных в использовании цифровых технологий для повышения эффективности их деятельности. Кроме того, разработанная Службой модель оценки цифровой зрелости налоговых администраций станет основой более масштабного исследования, посвященного формированию налогового органа будущего.

В ходе встречи членами Бюро также было одобрено предложение ФНС России провести проект по изучению особенностей внедрения онлайн кассовых аппаратов, основанный на успешном опыте Службы в создании системы контрольно-кассовой техники нового поколения.

Всем, кто интересуется тенденциями в мировой экономике, безусловно, известно о существовании такой авторитетной организации, как ОЭСР. аббревиатуры гласит, что это Структура эта существует уже достаточно давно, и с течением времени её влияние только возрастает.

Глобализация мировой экономики

Расширение ОЭСР

Нередко приходится слышать о претензиях ОЭСР на мировое господство. У таких утверждений есть определённые основания. В организацию сегодня входят 34 страны, в том числе большая часть союза. На страны ОЭСР приходится около шестидесяти процентов мирового промышленного производства. Но это говорит лишь о том, что жить в современном технологическом мире и быть изолированным от него просто невозможно. Многие страны сотрудничают с ОЭСР по целому ряду направлений, не являясь её членами. Расширение Организации экономического сотрудничества и развития ограничено жёсткими стандартами, которым должны соответствовать страны, претендующие на полноценное членство. Список ОЭСР на расширение включает в себя такие значимые страны с интенсивно развивающейся экономикой, как Бразилия, Индия, Китай, Индонезия и ЮАР.

ОЭСР и Российская Федерация

Непросто складываются отношения ОЭСР с Россией. На протяжении многих лет Российская Федерация декларировала курс на интеграцию в эту международную структуру. Существенным шагом в этом направлении явилось вступление России во Всемирную торговую организацию. Но в марте 2014 года процесс интеграции России в ОЭСР был приостановлен на неопределённый срок. Причиной тому явились главным образом экономические санкции на фоне Украинского кризиса. Но значение имеет также и усилившаяся антизападная риторика в российских правящих кругах. Многие в России ставят под сомнение саму необходимость интеграции страны в данную международную структуру. Антиглобалистские консервативные тенденции всё острее проявляются во многих странах и регионах мира. Россия в этом плане не является исключением.

Перспективы глобализации

За неполных семь десятилетий своего существования ОЭСР, расшифровка названия которой свидетельствует о претензиях на мировое влияние, успела стать весьма авторитетной структурой. В начале третьего тысячелетия перед ней открылись новые перспективы и направления деятельности в сфере координации экономического развития и мирового разделения труда. Глобальное производство материальных ценностей в двадцать первом веке всё более смещается в регион Юго-Восточной Азии. И организация ОЭСР исполняет координирующую функцию в этом процессе. Она способствует сбалансированному учёту законных интересов владельцев прав интеллектуальной собственности на высокотехнологичную продукцию и тех, кто эту продукцию производит.

- (OECD) См.: Организация экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development). Экономика. Толковый словарь. М.: ИНФРА М, Издательство Весь Мир. Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000 … Экономический словарь

ОЭСР - ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ … Юридическая энциклопедия

ОЭСР - ОЕСР ОЭСР Организация экономического сотрудничества и развития англ., организация, фин. ОЕСР англ.: Organisation for economic co operation and development, OECD Источник: http://www.teletrade.ru/analytics/news/show/150271 ОЭСР Словарь: С. Фадеев … Словарь сокращений и аббревиатур

- (см. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ) … Энциклопедический словарь экономики и права

ОЭСР - (Организация экономического сотрудничества и развития) организация, созданная в 1961 г. в целях содействия экономическому росту, повышению жизненного уровня, поддержанию финансовой стабильности, развитию торговли на многосторонней основе;… … Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов

ОЭСР - оптико электронные средства разведки (мн.ч.) оптико электронные средства разведки Организация экономического сотрудничества и развития … Словарь сокращений русского языка

ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) - (Organization for Economic Cooperation and Development, OECD), орг ция промышленно развитых стран, созданная в 1961 г.; штаб квартира в Париже. ОЭСР содействует эконом, и социальному развитию государств членов путем координации политики; помогает … Народы и культуры

Одна из ведущих международных экономических организаций, призванных координировать и разрабатывать единую экономическую политику капиталистических стран, созданная в 1961 г. после ратификации Конвенции об учреждении ОЭСР, подписанной в 1960 г.… … Юридическая энциклопедия

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ, ОЭСР - (англ. Organization for Economic Cooperation and Development, OECD) – организация, созданная на основе Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) в 1960. На март 1998 чл. ОЭСР являлись 32 страны, в т.ч. Австралия, Австрия,… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ (ОЭСР) - (Organization for Economic Cooperation and Development OECD) международная межправительственная организация. Создана в 1961. ОЭСР выступила в качестве преемницы Организации европейского экономического сотрудничества, существовавшей в 1948 1960 с… … Политология: словарь-справочник

Книги

  • Экономические обзоры ОЭСР 2004. Российская Федерация, сентябрь 2004 , . Книга представляет собой очередной аналитический обзор состояния и тенденций развития экономики России, подготовленный ОЭСР на основе широкомасштабных исследований. В данном Обзоре особое…
  • Анализ международной практики оценки эффективности реализуемой конкурентной политики и результативности деятельности конкурентного ведомства , И. В. Князева. В статье систематизированы международные практики, разработанные конкурентными ведомствами зарубежных стран и ОЭСР по оценке эффективности реализуемой ведомствами конкурентной политики и…

Название:

Организация экономического сотрудничества и развития, ОЭСР, OECD

Флаг/Герб:

Статус:

международная экономическая организация

Структурные подразделения:

Деятельность:

ОЭСР осуществляет обширную аналитическую работу, вырабатывает рекомендации для стран-членов и служит платформой для организации многосторонних переговоров по экономическим проблемам. Значительная доля деятельности ОЭСР связана с противодействием отмыванию денег, уходу от налогов, коррупции и взяточничеству. При участии ОЭСР были выработаны некоторые механизмы, призванные положить конец практике создания рядом государств так называемых «налоговых оазисов».

Официальные языки:

Страны-участницы:

Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Словения, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Эстония, Южная Корея, Япония

История:

В 1996 году заявку на приём в члены ОЭСР подали постсоветские страны: Россия, Эстония, Латвия и Литва. ОЭСР ответила на них отказом.

В июле 2005 генеральный секретарь ОЭСР Дональд Джонсон в интервью газете Financial Times призвал принять в организацию КНР, поскольку, по его мнению, вступление в ОЭСР крупных развивающихся стран необходимо, если организация хочет оставаться эффективной структурой, влияющей на формирование глобальной экономики: «Китай - крупнейший производитель стали в мире и оказывает серьёзное влияние на другие международные рынки сырья. Эта страна может стать крупнейшей экономикой в мире». Джонсон призвал исключить политические характеристики государств из рассмотрения при решении вопросов расширения ОЭСР: «Мы являемся экономической организацией, и мы должны иметь дело с экономическими вопросами. В прошлом у нас были диктатуры в ОЭСР - Португалия и Испания, нам приходилось иметь дело с военным режимом в Греции». Китай уже получил приглашение к участию в проводимом ОЭСР исследовании его экономики, что обычно является первым шагом к вступлению в организацию.

16 мая 2007 года по итогам двухдневного заседания ОЭСР в Париже для начала переговоров о членстве в Организации были приглашены: Эстония, Словения, Израиль и Чили, и в 2010 году все они были приняты в ОЭСР. Для переговоров о возможном расширении ОЭСР были приглашены Бразилия, Китай, Индия, Россия, Индонезия и Южно-Африканская Республика.

ОЭСР публикует отчёты по 40 странам каждые два года, и что эти отчеты включают широкий анализ состояния экономик стран-участниц. Они содержат объективные научные данные и предложения. Турция по итогам этих исследований признана страной с самой сильной экономикой в ОЭСР в 2010 году, что было озвучено Генеральным Секретарём Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) Анхелем Гурриа 14 сентября 2010 года.

Подобно ФАТФ, ОЭСР также ведёт свои списки стран, которые осуществляют недобросовестную налоговую конкуренцию. В список несотрудничающих налоговых гаваней 2007 года входили Андорра, Лихтенштейн и Монако.

2 апреля 2009 года на встречу Большой двадцатки (G20) ОЭСР подготовило Текущий доклад об юрисдикциях, наблюдаемых глобальным форумом ОЭСР по введению налоговых стандартов, принятых на международном уровне. Согласованы на международном уровне налоговые стандарты, разработанные ОЭСР в сотрудничестве со странами, не являющимися членами этой организации, которые были утверждены на Встрече министров финансов «Большой двадцатки» (G20) в Берлине в 2004 году. Данные стандарты предусматривают обмен информацией по запросу по любым налоговым вопросам для администрирования и принуждения к соблюдению национального налогового законодательства вне зависимости от положений национального налогового законодательства о защите частной информации или банковской тайны для налоговых целей. Они также предусматривают расширенные механизмы для защиты конфиденциальности информации, которая вовлечена в процесс обмена.

Применчания:

Создана в 1948 под названием Организация европейского экономического сотрудничества (OEEC) для координации проектов экономической реконструкции Европы в рамках плана Маршалла.



Читайте также: