Булат Окуджава. История поэта, не любившего говорить о себе

Булат Шалвович Окуджава, чья биография заслуживает огромного внимания, был знаменитым советским певцом, композитором, поэтом. На свои стихи талантливый исполнитель сам писал песни, являясь одним из наиболее известных представителей в жанре авторской песни. Его творчество вместило целую эпоху. Поэта и композитора уже давно нет в живых, а стихи и песни Булата Окуджавы до сих пор звучат в компаниях и с экранов телевизоров.

Булат Окуджава прожил сложную, но интересную жизнь. Он родился 9 мая 1924 года в Москве в семье грузина Шалвы Степановича Окуджавы и армянки Ашхен Степановны Налбандян. Его родители были коммунистами по убеждению: отец – видный партийный деятель, матери тоже нашлось место в партийном аппарате.

Когда Булату исполнилось два года, семья переехала в Тбилиси, затем – в Нижний Тагил. Они всегда следовали за отцом, который стремительно делал партийную карьеру. Шалва Степанович занимал важные должности, пока ссора с Берией и ложный донос не перевернули его жизнь. Окуджаву-старшего арестовали, отправили в лагерь и там расстреляли. Год Булат с мамой и бабушкой жили в Москве, в коммуналке на Арбате. В 1938 году мать Булата сослали в лагерь в Караганду как жену предателя родины, а вернуться оттуда Ашхен довелось только в 1947-ом.

После ареста матери Булат жил в семье родственников в Тбилиси. Мальчик учился в школе, затем поступил токарем на завод. В 1942 году юноша записался добровольцем на фронт, участвовал во многих жестоких боях. В 1943 году получил ранение под Моздоком. В этот период Окуджава и написал свою первую песню «Нам в холодных теплушках не спалось».


Когда закончилась война, Булат Шалвович поступил в Тбилисский госуниверситет на педагогический факультет. Окончил вуз в 1950 году и начал работать учителем в сельской школе. По распределению на два с половиной года будущий бард попал в деревню Калужской области Шамордино. В это время Окуджава постоянно писал стихи, многие из которых затем стали песнями.

Литература и музыка

Старт его литературной карьеры датируется 1954 годом. Булат Окуджава был на встрече литераторов Н. Панченко и В. Кобликова с читателями, а после окончания мероприятия набрался смелости и предложил им свои стихи. Стихи понравились – вскоре Окуджаву начала печатать калужская газета «Молодой ленинец».


В 1956 году там же, в Калуге, вышел сборник поэзии «Лирика». Стихи Булата Окуджавы понравились. В 1961 году альманах «Тарусские страницы» напечатал повесть писателя «Будь здоров, школяр». В 1987 году автобиографичное произведение было издано отдельным тиражом. Всего за четыре десятилетия было издано порядка 15 поэтических сборников, среди которых «Острова», «Веселый барабанщик», «Март великодушный», «Арбат, мой Арбат».


Не оставил в стороне Булат Окуджава и произведения для детей и юношества, самым известным из которых стала сказка «Прелестные приключения». Детскую повесть литератор создавал, описывая свои будни в Ялте сказочным языком в письмах к маленькому сыну. Есть в библиографии Булата Шалвовича и одна пьеса, которую тот написал в 1966 году, – «Глоток свободы».

Булат Окуджава занимался и переводами с арабского, шведского, финского языков, переводил в основном стихи. До 1961 года автор работал редактором издательства «Молодая гвардия» и заведовал отделом поэзии в «Литературной газете». Затем уволился и по найму больше никогда не работал – занимался творчеством.


Поэтом-песенником Булат Окуджава стал в 1958 году. К тому времени литератор уже вернулся в Москву – его родителей реабилитировали.

Концерты Окуджавы проходили с аншлагом: афиш в столице не было, зато отменно работало «сарафанное радио». В начале 60-х Булат Окуджава был одним из самых популярных советских бардов. Его песни «На Тверском бульваре», «Сентиментальный марш» и другие запомнились и полюбились слушателям. Отдал дань музыкант и своей исторической родине – Грузии, создав музыкальную композицию «Виноградная косточка».


Первый официальный концерт Окуджавы состоялся в Харькове в 1961 году. После этого поэт и певец начал гастролировать по городам СССР. Исполнитель стал ярким представителем русской авторской песни - это было его основным творческим направлением.

Творчество Булата Шалвовича повлияло на развитие бардовского течения, куда также вошли , . Две песни Окуджавы – «Возьмемся за руки, друзья…» и «Молитва Франсуа Вийона» («Пока Земля еще вертится…») – получили статус гимнов слетов авторской песни. До сих пор проходят фестивали имени Булата Окуджавы в Москве, Перми, на Байкале, в Израиле, действует и слет авторов-исполнителей «И друзей созову...».


В 1962 году он написал первую песню для кинофильма – это была композиция для картины «Цепная реакция». К сожалению, фильм успехом не пользовался. Зато следующая песня для кино моментально стала суперхитом: «Нам нужна победа», исполненная в фильме «Белорусский вокзал», звучала по радио и с магнитофонных записей.

Булат Окуджава писал песни к картинам «Соломенная шляпка», «Звезда пленительного счастья», «Ключ без права передачи», «Покровские ворота». Песню «Ваше благородие, госпожа удача» к культовому фильму «Белое солнце пустыни» тоже написал Окуджава. В общей сложности песни барда прозвучали почти в 80 советских фильмах.

В 1967 году Окуджава был во Франции, где записал 20 своих композиций – они стали основой для пластинки, которая вышла в Париже через год. В 1974 году Окуджава записал первую долгоиграющую пластику в СССР, но вышла она через два года. В 1978-м был записан еще один диск, а в середине 1980-х вышли две пластинки песен о войне, куда вошли уже известные по фильмам музыкальные композиции «До свидания мальчики», «Бери шинель, пошли домой», «Песенка о пехоте» и другие.

Песни Булата Окуджавы до сих пор не забыты, их исполняют многие артисты эстрады – , .

Говоря о биографии Булата Окуджавы, следует также отметить его участие в кинематографе. Роли артиста были только эпизодическими, появлялся он в роли камео, а порой и вовсе не был указан в титрах. Это фильмы «Цепная реакция», «Ключ без права передачи», «Застава Ильича», «Храни меня, мой талисман». Более крупная роль досталась Окуджаве в восьмисерийном художественном фильме «Строговы», где Булат сыграл офицера.


Попробовал себя Окуджава и в качестве киносценариста. С его участием создавался сценарий к фильму «Верность», режиссером и вторым сценаристом которого стал . Фильм рассказывал историю молодого солдата, бывшего десятиклассника Юры Никитина (Владимир Четвериков), который встретил свою любовь – девушку Зою (), когда был уже студентом пехотного училища. Но спустя несколько дней после встречи юношу отправляют на фронт, где он погибает.

Фильм получил главный приз II Всесоюзного кинофестиваля, а также премию Венецианского фестиваля в номинации «За лучший дебют». В середине 60-х Окуджава участвовал также в создании сценариев к картине «Женя, Женечка и «Катюша» и не поставленному фильму об .

Личная жизнь

С ранних лет Окуджава отличался большой влюбчивостью. Еще в школе Булат проявлял романтические чувства к одноклассницам. Каждый раз из-за очередного переезда из города в город платонические отношения рушились.


Когда после войны Булат Окуджава на некоторое время вернулся в Москву, он познакомился с девушкой Валентиной, которая, как и он, жила на Арбате. Дама сердца училась в студии им. и не проявляла интереса к невысокому черноглазому парню. Позднее девушка стала не менее знаменитой на весь Советский Союз персоной – по праву называли легендой советского телевидения.

Остепениться Булату Окуджаве удалось рано. Сказывалась тоска по домашнему уюту, которого молодой человек был лишен из-за репрессий родителей, а затем и участия в войне.


Его первая супруга – Галина Смольянинова, училась с Булатом в одном вузе. Поженились студенты на втором курсе. В этом браке у супругов родились двое детей. Но дочь умерла в раннем возрасте, а сын Игорь, будучи взрослым, пристрастился к наркотикам, попал в тюрьму. В 1964 году семья распалась. Ровно через год, в день развода, Галина умерла от разрыва сердца: ей было 39 лет.

Второй женой Булата стала Ольга Арцимович, физик по образованию. В семье родился сын Антон, который пошел по стопам отца и стал музыкантом и композитором. Отношения в этом браке складывались счастливо, хотя фотографий и других свидетельств сохранилось мало.


С середины 80-х годов личная жизнь Булата Окуджавы была связана с еще одной женщиной, певицей Натальей Горленко. Они прожили в гражданском браке несколько лет, но бард так и не решился на расставание с Ольгой. В последние дни и часы жизни поэта именно Арцимович была рядом с Булатом.

Смерть

Последние годы жизни Окуджава провел в Париже. После трагической гибели старшего сына Игоря здоровье маэстро подкосилось – Окуджава всегда чувствовал вину за судьбу первенца. Поэта госпитализировали в больницу с гриппом, который дал осложнение на почки. Прогнозы врачей не обнадеживали. Окуджава всегда считал себя верующим человеком и за несколько часов до смерти принял крещение. Булата Шалвовича нарекли в честь .


Бард умер 12 июня 1997 года в возрасте 73 лет от почечной недостаточности в военном госпитале в пригороде Парижа. Похоронили Булата Окуджаву на Ваганьковском кладбище в Москве.

Библиография

  • 1956 – «Лирика»
  • 1959 – «Острова»
  • 1966 – «Глоток свободы»
  • 1967 – «Фронт приходит к нам»
  • 1967 – «Март великодушный»
  • 1971 – «Прелестные приключения»
  • 1976 – «Арбат, мой Арбат»
  • 1985 – «Свидание с Бонапартом»
  • 1987 – «Будь здоров, школяр!»
  • 1991 – «Приключения секретного баптиста»
  • 1993 – «Милости судьбы»

Песни

  • 1958 – «До свидания, мальчики»
  • 1966 – «Песенка о пехоте»
  • 1967 – «Виноградная косточка»
  • 1967 – Союз друзей»
  • 1967 – «Ваше Благородие, Госпожа Удача!…»
  • 1971 – «Нам нужна одна победа»
  • 1974 – «Женюсь»
  • 1975 – «Песенка кавалергарда»
  • 1975 – «Песня о Поле Чудес»
  • 1975 – «Пожелание друзьям»
  • 1982 – «Еще он не сшит, твой наряд подвенечный…»

ПОЭТ, БАРД, КОМПОЗИТОР

Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 в Москве в семье партийных работников, детство провел на Арбате. Жил с родителями в Нижнем Тагиле до 1937, когда отец был арестован и расстрелян, а мать отправлена в лагерь, затем в ссылку. В 1942 девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, после ранения – радистом. В 1945 работал в Тбилиси токарем, окончил десятый класс вечерней школы. В 1946–1950 учился на филологическом факультете Тбилисского университета, по окончании которого работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой, затем в Калуге, где сотрудничал в областных газетах. В Калуге вышла первая книга Окуджавы, вошедшие в нее стихи и поэма о Циолковском не включались автором в позднейшие сборники. В 1956 переехал в Москву, работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», заведовал отделом поэзии в «Литературной газете». Вступив в Союз писателей в 1962, полностью сосредоточился на творческой работе.

Свою первую песню – Неистов и упрям... – Окуджава сочинил еще студентом, в 1946, а во второй половине 1950-х годов им были созданы песни (Полночный троллейбус, Ванька Морозов, Король, До свидания, мальчики, Песенка про Черного кота и др.), которые сразу приобрели широкую известность. Песни эти сначала исполнялись автором в дружеских компаниях, затем публично, магнитофонные записи расходились по всей стране. Окуджава – один из создателей и признанный патриарх жанра, получившего позднее название «авторская песня». Сам Окуджава никогда не видел принципиального различия между своими стихотворениями-песнями и непесенными стихотворениями, обладал подчеркнуто литературным (и даже «литературоцентричным») самосознанием, ориентировался в своем творчестве – как поэтическом, так и прозаическом – на духовную традицию 19 в.

Первое прозаическое произведение Окуджавы – повесть Будь здоров, школяр! – было опубликовано в 1961 в альманахе «Тарусские страницы». Как и многие песни Окуджавы, оно было подвергнуто в прессе осуждению за «пацифизм», отсутствие «героического» пафоса. Независимое гражданское поведение Окуджавы, его сочувственное отношение к преследуемым властями коллегам (в частности, подписание писем в защиту А.Д.Синявского и Ю.М.Даниэля, А.И.Солженицына) создали ему репутацию «неблагонадежного» писателя. Не будучи по характеру активным политическим борцом, Окуджава убедительно выразил во многих стихах и песнях чувства и мысли радикально настроенной интеллигенции, а также, продолжая традицию Ю.Н.Тынянова, творчески осмыслил конфликт вольнодумца с властью в своей исторической прозе, к работе над которой приступил с конца 1960-х годов.

В годы «перестройки» популярность Окуджавы сопровождается официальным признанием, он активно участвует в общественной жизни, работает в Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ. Ему присуждается Государственная премия СССР (1991), Букеровская премия (1994) за автобиографический роман Упраздненный театр. В 1990-е годы Окуджава пристально следил за происходящими в России событиями, тревожился за судьбы демократии, осуждал войну в Чечне.

Поэзия Окуджавы восходит к разным и даже разнородным фольклорным и литературным источникам. Это и творчески преобразованная традиция городского романса, и некрасовская линия прозаизации стиха, и русский символизм с его предельной многозначностью ключевых образов, и поэтика В.Маяковского с ее речевыми сдвигами и акцентным стихом (который Окуджава трансформирует в напевные ритмы). Окуджаве присуща поэтика гармонизированного сдвига, когда смелость и парадоксальность приема становится неощутимой в общем потоке задушевно-доверительной интонации.

Мир Окуджавы одновременно интимен и космичен. Этот эффект достигается последовательным расширением смысла, которое лежит в основе лирической композиции. Полночный троллейбус становится кораблем, а пассажиры – матросами. Синий шарик улетает и возвращается, успев побывать земным шаром. Арбат предстает целым «отечеством» и даже «религией». Реальные, земные Вера, Люба и Надя-Наденька превращаются в символическую триаду Вера – Надежда – Любовь. Индивидуальная поэтическая фразеология Окуджавы («дежурный по апрелю», «надежды маленький оркестрик», «возьмемся за руки, друзья» и т.п.) стала частью общенационального языка.

Окуджаве-прозаику принадлежат романы Глоток свободы (Бедный Авросимов; 1965–1968), Мерси, или Похождения Шипова. Старинный водевиль (1969–1970), Путешествие дилетантов (1971–1977), Свидание с Бонапартом (1983). Прибегая к языковой и образно-предметной стилизации, автор парадоксально сталкивает судьбы «больших» и «маленьких» людей, все более проникаясь скептическим взглядом на возможность радикально-волевого вмешательства личности в историю. В незавершенной семейной хронике Упраздненный театр (1990–1993) эта мысль развивается как трезво-критическая оценка большевистского романтизма, развенчание иллюзорных идеалов «комиссаров в пыльных шлемах». Повести и рассказы Окуджавы Отдельные неудачи среди сплошных удач (1978), Похождения секретного баптиста (1984), Искусство кройки и житья (1985), Девушка моей мечты (1985), Около Риволи, или Капризы фортуны (1991) в высшей степени автобиографичны, исполнены плодотворной критической рефлексии, остроумной самоиронии. Таковы же Автобиографические анекдоты, опубликованные в «Новом мире» (1997, № 1) и ставшие последней прижизненной прозаической публикацией Окуджавы.

Окуджава написал сценарии кинофильмов Женя, Женечка и «катюша» (1967) в соавторстве с В.Мотылем и Верность (1965) совместно с Тодоровским, он писал театральные инсценировки своих прозаических произведений, песни для театра и кино.

Энциклопедия “Кругосвет”

“КОНЧИЛАСЬ ЭПОХА”

Вести из госпиталя становились все тревожнее и тревожнее. 10 июня в 11 вечера нам позвонила Оля: "Я в панике. Булату очень плохо. Я не знаю, к кому обращаться. По-русски здесь никто не говорит". Мы сказали, что сейчас свяжемся с дочерью. Моя жена позвонила в комендатуру госпиталя и попросила, чтоб к месье Окуджава пропустили переводчицу. Срочная необходимость. В комендатуре заверили, что никаких препятствий не будет.

Утром следующего дня мне по каким-то своим делам надо было оказаться в этом пригороде, и, опасаясь парижских пробок, я приехал туда очень рано. Приехал и подумал: "Раз у меня есть время, заеду к дочери". Выяснилось, что с вечера она домой не возвращалась. Я отвел детей в школу и пошел в госпиталь - не для того, чтоб нанести визит - в такую рань визиты не приняты, а просто узнать, что происходит. Дверь в палату была открыта. Я увидел, что Оля сидит у постели Булата, а сам Булат... Позвольте мне никому никогда не рассказывать, в каком состоянии я его увидел. В палате еще находилось пять человек в белых халатах. Дочь вышла ко мне и сказала, что у Булата сильное кровотечение, открылась язва, его переводят в реанимацию, а ее просят побыть там, пока он не заснет, ибо ему надо отдохнуть, второй такой ночи он не выдержит.

Потом дочь Алла звонила в реанимацию, и ей отвечали, что разговаривают с ней, потому что она - переводчица месье Окуджава, а вообще на них обрушился шквал звонков - из посольства, торгпредства, министерства, из Москвы, им некогда разговаривать, около месье Окуджава дежурят четыре врача, делаем все возможное.

12 июня к вечеру дочери позвонили из реанимации и попросили сообщить мадам Окуджава скорбную весть...

Врачи научились делать очень многое. Иногда медицина творит чудеса. Но врачи не могут одного: отменить смерть…

А теперь я позволю себе добавить несколько горьких слов.

Песни Окуджавы были знаменем шестидесятников. Истинные шестидесятники - это опальные литераторы и художники, кинематографисты и ученые, это ближайшее окружение академика Сахарова, правозащитники и диссиденты. Они подвергались репрессиям, их вынуждали к эмиграции или загоняли в угол, они никогда к власти не рвались. Их ряды редели, однако если раньше можно было провести границу по принципу: кто продается, а кто - нет, то сейчас эта граница размыта. Многие талантливые люди, ошалев от так называемых рыночных отношений, ударились в чернуху и порнуху, обслуживают власть имущих и нуворишей, изображают из себя пророков, вещают чудовищные глупости, спускают штаны на потеху публике, кривляются по телевизору, и не уставая кричат: "Я гениальный, я знаменитый, меня поют, меня танцуют, я популярен во всех странах, принят в клубы, занесен в справочники..." Но пока был жив Окуджава, при одном только его появлении "гении и знаменитости" начинали заикаться, сбавляя тон, - все-таки и ежу было понятно, кто есть кто.

Странное дело: человек тихонько в своем углу пощипывал струны гитары, сочинял исторический роман - и этого было достаточно, чтоб его коллеги не теряли остатки разума, совести и что там еще? К вопросу о роли личности в Истории и обществе...

Со смертью Окуджавы кончилась эпоха.

Из воспоминаний писателя Анатолия Гладилина

“УМЕРЕТЬ – ТОЖЕ НАДО УМЕТЬ”

Умереть - тоже надо уметь,

на свидание к небесам

паруса выбирая тугие.

Хорошо, если сам,

хуже, если помогут другие.

Смерть приходит тиха,

бестелесна,

и себе на уме.

Грустных слов чепуха

неуместна,

как холодное платье - к зиме.

И о чем толковать?

Вечный спор

ни Христос не решил, ни Иуда...

Если т а м благодать,

что ж никто до сих пор

не вернулся с известьем оттуда?

Умереть - тоже надо уметь,

как прожить от признанья до сплетни,

и успеть предпоследний мазок положить,

сколотить табурет предпоследний,

чтобы к самому сроку,

как в пол - предпоследнюю чашу,

предпоследние слезы со щек...

А последнее - Богу,

последнее - это не наше,

последнее - это не в счет.

Умереть - тоже надо уметь,

как бы жизнь ни ломала

упрямо и часто...

Отпущенье грехов заиметь -

ах, как этого мало

для вечного счастья!

Сбитый с ног наповал,

отпущением ч т о он добудет?

Если б Бог отпущенье давал...

А дают-то ведь люди!

Что - грехи?

Остаются стихи,

продолжают бесчинства по свету,

не прося снисхожденья...

Да когда бы и вправду грехи,

а грехов-то ведь нету,

есть просто - движенье.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ В КОНФЛИКТЕ 1993 Г.

В 1993 году Окуджава подписал «письмо 42-х» с требованием репрессий против участников событий октября 1993 года.

О сторонниках Руцкого высказался в интервью газете «Подмосковные известия» от 11 декабря 1993 года так:

И всю ночь смотрел.

У вас, как у воевавшего человека, какое было ощущение, когда раздался первый залп? Вас не передёрнуло?

Для меня это было, конечно, неожиданно, но такого не было. Я другое вам скажу. С возрастом я вдруг стал с интересом смотреть по телевизору всякие детективные фильмы. Хотя среди них много и пустых, и пошлых, но я смотрю. Для меня главное, как я тут понял: когда этого мерзавца в конце фильма прижучивают. И я наслаждаюсь этим. Я страдал весь фильм, но все-таки в конце ему дали по роже, да? И вдруг я поймал себя на том, что это же самое чувство во мне взыграло, когда я увидел, как Хасбулатова и Руцкого, и Макашова выводят под конвоем. Для меня это был финал детектива. Я наслаждался этим. Я терпеть не мог этих людей, и даже в таком положении никакой жалости у меня к ним не было. И может быть, когда первый выстрел прозвучал, я увидел, что это - заключительный акт. Поэтому на меня слишком удручающего впечатления это не произвело. Хотя для меня было ужасно, что в нашей стране такое может произойти. И это ведь опять вина президента. Ведь это все можно было предупредить. И этих баркашовцев давно можно было разор жить и разогнать - всё можно было сделать. Ничего не делалось, ничего!

А с другой стороны, если бы президент пытался что-то предпринять раньше, демократы первые начали бы заступаться: дескать, душат демократию…

Вот-вот, у нас есть такая категория либеральной интеллигенции, которая очень примитивно понимает нашу ситуацию. С точки зрения идеально демократического общества - да. Но у нас, повторюсь, нет никакого демократического общества. У нас - большевистское общество, которое вознамерилось создавать демократию, и оно сейчас на ниточке подвешено. И когда мы видим, что к этой ниточке тянутся ножницы, мы должны как-то их отстранить. Иначе мы проиграем, погибнем, ничего не создадим. Ну а либералы всегда будут кричать. Вот Людмила Сараскина, очень неглупая женщина, выступила с возмущением, что, дескать, такая жестокость проявлена, как можно, я краснею. Пусть краснеет, что же делать. А я думаю, что если к тебе в дом вошел бандит и хочет убить твою семью… Что ты сделаешь? Ты ему скажешь: как вам не стыдно, да? Нет-нет, я думаю, что твердость нужна. Мы - дикая страна.

Президент на встрече с писателями (и это показывали по телевизору) оборонил такую фразу: «Жалко, что не пришел Окуджава»…

Да, а я должен был прийти, но застрял в потоке машин и на час опоздал… Мы с ним были знакомы еще в самом начале перестройки - шапочно, конечно, но несколько раз встречались. Приятно, что президент меня помнит.

Булат Шалвович, а за какой блок вы отдаете свой голос на выборах?

9 мая исполнилось бы 85 лет великому барду поколения шестидесятников Булату Окуджаве. Пройдя через всю войну, Окуджава писал о войне не так, как все - "непарадно и лирично". Воспоминания военных лет он пропустил через сердце и создал строки, которые до сих пор помнят во всех постсоветских республиках.

Песни Окуджавы поют каждый год в его день рождения, удивительным образом совпавшим с днем Победы в Великой Отечественной. Об этом совпадении Борис Шалвович говорил всегда радостно, но без эйфории. Для бывшего фронтовика, потерявшего родителей во время репрессий 30-х годов, многое, в том числе слава, казалось незначительным по сравнению с тем, что пришлось пережить еще в юности.

Так сложилось, что о жизни великого русского поэта Булата Окуджавы известно гораздо меньше, чем о его творчестве. "Все-таки полугрузин, полуармянин, хоть и совершенно обрусевший: он не любил говорить о себе, приберегал для интервью десяток баек и неизменно их повторял практически наизусть", - рассказала "Огоньку" супруга поэта Ольга Окуджава (Арцимович).

Булат Шалвович Окуджава родился в 1924 году в Москве. Через тринадцать лет его отец был расстрелян, а мать на годы и годы отправлена в лагеря. Сына "врагов народа" взяла на воспитание сначала бабушка, потом тетка.

"Я был очень "красным мальчиком"", - вспоминал Булат Шалвович в литературном альманахе "45-я параллель" , - и искренне верил всему тому, что происходит у нас в стране. Три четверти века идеология безумия: коммунистическая утопия, захлестнувшая всю страну...".

Военные годы

В 1942 году семнадцатилетний Окуджава с товарищами пришел в тбилисский военкомат с просьбой отправить их добровольцами на фронт. Увидев школьников, капитан Качаров обратился к Булату:

" Тебе сколько лет, Окуджава? Ты хоть школу окончил?

Семнадцать. Девятый класс.

Ну вот что, - потерял терпение Качаров. - Чтобы я вас здесь больше не видел, ясно? Надо будет, сами вызовем. Все. Бывайте здоровы, школяры".

Друзья разошлись по домам. А через несколько дней Окуджава вновь появился у капитана Качарова, и вновь получил отказ. Штурм военкомата продолжался полгода. Все это время юноша работал на заводе учеником токаря и занимался ровировкой стволов огнемета, отдавая работе по 14 часов в сутки, пишет "Труд" .

Мечты о фронте не отпускали его и на заводе. Вытачивая детали, он думал о том, как пойдет с оружием на врага.

В конце концов, настойчивость Окуджавы взяла свое. Капитан Качаров сдался. Вернувшись домой, Булат сообщил новость тете, а та объявила ему, что ни за что не пустит его на фронт. Тут уже не выдержал сам Булат. "Я уже вполне взрослый. Я буду воевать. Или убегу из дома", - ответил он.

Окуджава стал одним из сотен тысяч добровольцев, уходивших на фронт поэшелонно, побатальонно. Спустя годы он скажет: "Воевал не я. Воевал юноша с моим именем и фамилией. Он был романтичен, как, впрочем, и большинство его сверстников, он был сыном "врагов народа", и это его ранило и побуждало идти на фронт, чтобы доказать всем, чтобы все видели, что значит для него его прекрасная, единственная, неповторимая отчизна".

Уже через месяц Окуджава был на передовой. Принимая участие в настоящих боях, он стал свидетелем того, как гибнут его товарищи. Но сам поэт чудесным образом "уходил от пули":

Я ухожу от пули, делаю отчаянный рывок.

Я снова живой на выжженном теле Крыма.

И вырастают вместо крыльев тревог

За моей человечьей спиной надежды крылья.

Это строчки были написаны в 1958 году... А в том страшном 42-ом он, как и тысячи других солдат, находившихся в окопах, каждый день рисковал жизнью. "В окопах атеистов не водится", - говорили тогда. Но и верующим в привычном понимании этого слова Окуджава не был.

Его религией были вечные ценности, о которых он так часто пел в своих песни, и из-за которых друзья в шутку сравнивали его с Ганди.

Возвращение домой

В 1945 году 21-летний Булат Окуджава вернулся в Тбилиси, где поступил на филологический факультет Тбилисского университета, пишет портал bards.ru .

Через пять лет его по распределению отправили работать учителем - сначала в деревне, а затем в одной из школ Калуги. Уроки Окуджавы редко кто прогуливал. Некоторые ученики оставались даже после занятий, чтобы обсудить очередную книгу или послушать стихи своего учителя.

Через некоторое время Булат Шалвович вернулся в Москву, на свою историческую родину - Арбат. Здесь он начал исполнять свои песни под гитару. Его первые сочинения - "Сентиментальный марш", "Песенка о полночном троллейбусе", "Московский муравей" - быстро становятся популярными в народе.

Магнитофонные записи Окуджавы многократно переписывали, передавали из рук в руки. Но поистине всенародную славу Окуджаве принесла песня, написанная для фильма Андрея Смирнова "Белорусский вокзал". Как признавался сам Окуджава, вначале предложение Смирнова ему не понравилось.

"Фильм требовал стилизации текста под стихи военного времени. По мысли режиссера, стихи должны исходить не от профессионала, а от человека, сидящего в окопе и пишущего для однополчан о своих друзьях. Мне казалось, что у меня стилизации не получится, поскольку я всегда стремился писать о войне глазами человека мирного времени. А тут надо было сочинять словно "оттуда", из войны. Но тогда, на фронте, мы совсем по-другому думали, по-другому говорили и по-своему пели. Отыщу ли я слова тех лет? И вдруг "сработала" память. Неожиданно вспомнился фронт. Я как бы воочию увидел этого самодеятельного фронтового поэта, думающего в окопе об однополчанах. И тут же сами собой возникли слова будущей песни "Мы за ценой не постоим..."", - приводит слова поэта сайт peoples.ru.

На западе интерес к творчеству барда появился в 1968 году, после того как были выпущены первые диски с песнями Окуджавы - в Париже и Польше.

"Конечно, он был поэтом пушкинской породы, - пишет о поэте в журнале "Алеф" Марина Гордон. - Для уставших, отчаявшихся и сомневающихся он оставил в утешение молитву, вложив ее в уста эпатажника Вийона (которому, при всем его таланте, такая простота взаимоотношений с Богом и не снилась). Для собратьев по перу Булат сформулировал универсальный критерий творчества, сказав: "Каждый пишет, как он дышит". Для бардов стал камертоном".

Последние годы

Вышестоящие власти всегда настороженно относились к поэту. За вольные высказывания его даже исключили из партии и поставили в список неблагонадежных, пишет "АиФ" . В квартире Окуджавы даже установили "жучки". Об этом он узнал только в перестроечные времена, когда в газетах стали публиковать документы из архивов КГБ.

"Как-то в печать попала расшифровка нашего с Булатом разговора, - рассказывает Ольга Окуджава, - В этом разговоре была фраза, которую он мог сказать только наедине. Конечно, мы понимали, что нас могут слушать, но все-таки как-то не верилось. Бывало, под окном стояла машина, так называемый "черный ворон". Случалось, что по улицам за нами по пятам ходили агенты, но про "жучков" у постели мы даже не догадывались".

С началом перестройки Булат Шалвович стал принимать активное участие в политической жизни страны. В 1990 году он вышел из КПСС, а через год стал членом комиссии по помилования при президенте РФ.

В том же году Окуджаве срочно потребовалась операция на сердце. Родственники привезли его в американскую клинику, где врачи запросили за лечение десятки тысяч долларов. Деньги тогда нужны были срочно, и, по словам друга поэта Эрнста Неизвестного, он собирался заложить свой дом, чтобы помочь Булату. В результате всю необходимую первоначально сумму в долг выделило немецкое издательство.

Булат Окуджава умер в Париже 12 июня 1997 года на руках своей второй официальной жены Ольги. Похоронили поэта в Москве на Ваганьковском кладбище.

Материал подготовлен Интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников

 Умер Булат Минжилкиев
Умер Булат Минжилкиев
На 58-м году жизни скончался Булат Абдуллаевич Минжилкиев — солист Мариинского театра, народный артист СССР, лауреат государственных премий СССР и России, лауреат международных конкурсов. Мариинская сцена потеряла один из самых могучих своих басов, мариинский "Князь Игорь" лишился своего Кончака, мировая опера — одного из ярких наследников шаляпинской традиции. В последний раз Булат Минжилкиев пел на фестивале в Савонлинне (Финляндия), в мариинском "Князе Игоре". По телефону из Эдинбурга художественный руководитель-директор Мариинского театра ВАЛЕРИЙ ГЕРГИЕВ.

Третий день пытаемся вылететь, чтобы быть на панихиде в Мариинском театре — попрощаться до того, как его увезут в Киргизию (по завещанию Булата Минжилкиева его похоронят в Бишкеке). Это ужасающее известие для всего театра, мы совершенно потрясены. Совсем недавно он блистательно выступил в Савонлинне, был счастлив. Прощаясь со мной, говорил про будущие планы, работу. Это невосполнимый удар по театру — есть проекты, которые без него совершенно немыслимы. На конец августа была намечена видеозапись "Князя Игоря" — он лучший Кончак, какого можно представить. Булат Абдуллаевич объявлен в Метрополитен на все спектакли — "Мазепа", "Князь Игорь", "Руслан и Людмила", в La Scala — на "Хованщину".
Присутствие Булата Минжилкиева в ряду самых выдающихся солистов Мариинки было одним из самых ярких доказательств того, что великая историческая традиция российского театрального дела, которая шла от Федора Шаляпина, собирала под крыло Мариинского театра лучшие силы со всего пространства, которое ранее называлось Советским Союзом.
Как только я стал главным дирижером, Булат Минжилкиев откликнулся одним из первых. Он в том же сезоне начал репетировать Ивана Хованского. Пел эту партию в Германии, Италии, Великобритании, Израиле, Японии, а в видеозаписи ее узнали во всем мире.
Я считаю, что Минжилкиев войдет в историю шаляпинской традиции (как бы она ни продолжилась в дальнейшем) с такой основательностью и блеском, как мало кто даже из обладателей редких голосов. Его тридцатилетняя сценическая судьба в целом была очень счастливой. За последние девять лет он спел огромное количество партий, сыграл множество ролей, его гастрольная география была обширнейшей, его слышали крупнейшие мировые музыкальные центры. Хотелось бы, конечно, чтобы он пел и в Москве. Минжилкиев мог бы петь в Большом театре не только как солист Мариинского театра, но как один из самых — если не самый — уникальных басов, которые выдвигались на территории нашей страны после Марка Рейзена и братьев Пироговых.
Я хотел бы отдать ему дань не только как артисту, но и как человеку. Перед ним можно было преклоняться — у него была позиция, он готов был служить театру, работать день и ночь, не спрашивая, сколько это будет стоить, какое звание он получит или куда поедет.
Это был самый скромный и бескорыстный человек, не испытывавший никаких комплексов, горечи; зависть ему была совершенно незнакома. Человек большой души, которого многие считали своим другом. Как коллега, друг, соратник он для меня совершенно незаменим. Мы хотим теперь повезти театр в Киргизию — чтобы там узнали, с какими артистами, хором, оркестром работал любимый народом артист.

Биография и эпизоды жизни Булата Окуджавы. Когда родился и умер Булат Окуджава, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты поэта, писателя, музыканта, фото и видео.

Годы жизни Булата Окуджавы:

родился 9 мая 1924, умер 12 июня 1997

Эпитафия

«Ах, седой гитарист с виду столь неказист.
Отчего же так души трепещут?
И сегодня ему, лишь ему одному
Даже боги - и те рукоплещут».
Из стихотворения Ильи Кулева памяти Окуджавы

«Все еще наладится, и подключат свет,
А Булата Шалвыча здесь не будет. Нет».
Из песни Олега Митяева «Переделкино»

Биография

Биография Булата Окуджавы - сложная история жизни человека, который прошел через многое. Его семья была арестована, а отец расстрелян. Мальчишкой он пошел работать на завод, а потом, все еще будучи мальчишкой, ушел на фронт добровольцем, где был ранен. После войны Окуджава закончил университет в Тбилиси, работал учителем в сельских школах и только в 32 года выпустил свой первый сборник стихов, которые он начал писать еще во время войны. Евтушенко признавался, что первые стихи Окуджавы ему не понравились, но он уже тогда он почувствовал, что в этом скромном невысоком молодом человеке есть настоящий талант.

Вскоре после переезда в Москву Окуджава начал выступать со своими стихами и песнями, что быстро принесло ему популярность. Его дальнейшая жизнь была связана с творчеством - он участвовал в литературных объединениях, заведовал отделом поэзии в «Литературной газете», работал в издательстве «Молодая гвардия». В 1962 году, когда он вступил в Союз писателей СССР, Окуджава впервые появился на телеэкране, снявшись в фильме «Цепная реакция», в котором исполнил свою песню. Но всеобщую любовь и известность поэту принесла песня Окуджавы, написанная им для фильма «Белорусский вокзал». Позже Булата Шалвовича узнали как автора текстов для песен в таких фильмах, как «Соломенная шляпка», «Женя, Женечка и Катюша» и мн. др. За свою жизнь Окуджава написал песни для более чем восьмидесяти фильмов. Удивительно, но первый диск с его песнями вышел в Париже, и лишь спустя несколько лет - в СССР. Он также писал прозу. В 1994 году Окуджава получил премию «Русский Букер» за свой автобиографичный роман «Упраздненный театр».

Несмотря на тяжелое детство, на то, что Окуджаву долго не печатали в СССР и препятствовали его выступлениям, на то, что он всегда был человеком ранимым и тонко чувствующим, сам он признавался, что всю свою жизнь он занимался тем, что доставляло ему наслаждение, будто то стихи, проза или песни. И когда заканчивался один процесс, он просто переходил к другому. Таким же Окуджава был в любви, возможно, потому он был дважды женат. Возможно, потому таким плодотворным и мучительным одновременно был для него роман с Натальей Горленко. Тем не менее во время смерти Окуджавы рядом с ним была его вторая жена, Ольга, которая долгое время занималась гастролями и выступлениями мужа.

Смерть Окуджавы наступила в пригороде Парижа Кламаре, в военном госпитале. Причиной смерти Окуджавы стал сердечный приступ. Похороны Окуджавы прошли в Москве, могила Окуджавы находится на Ваганьковском кладбище. Памяти Окуджавы и по сей день посвящаются вечера и концерты, исполняются его песни и издаются книги его стихов и прозы.


Отношения Окуджавы с Натальей Горленко сильно повлияли на его творчество — до встречи с Натальей у него был период «творческого застоя»

Линия жизни

9 мая 1924 г. Дата рождения Булата Шалвовича Окуджавы.
1940 г. Переезд Окуджавы в Тбилиси.
1942 г. Уход Окуджавы на фронт добровольцем.
1945 г. Поступление в Тбилисский государственный университет.
1950 г. Окончание университета, работа в школе.
1954 г. Рождение сына Игоря.
1956 г. Выпуск первого поэтического сборника Окуджавы «Лирика».
1959 г. Возвращение в Москву, начало выступлений в качестве автора песен.
1961 г. Публикация автобиографической повести Окуджавы «Будь здоров, школяр».
1964 г. Развод с первой женой Галиной Смольяниновой.
1965 г. Рождение сына Булата (Антона) от брака с Ольгой Окуджавой.
1962 г. Получение членства Союза писателей СССР, дебют в кино.
1981 г. Знакомство с Натальей Горленко.
23 июня 1995 г. Последний концерт Окуджавы в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.
12 июня 1997 г. Дата смерти Окуджавы.

Памятные места

1. Дом Окуджавы на Арбате, где он жил в детстве.
2. Тбилисский государственный университет, где учился Окуджава.
3. Село Шамордино, где Окуджава жил и работал после окончания университета.
4. Здание редакции «Литературная газета», где Окуджава работал заведующим отделом поэзии.
5. Штаб-квартира ЮНЕСКО в Париже, где прошел последний концерт Окуджавы.
6. Пригород Парижа Кламар, где скончался Окуджава.
7. Музей Окуджавы в поселке писателей Переделкино.
8. Памятник Булату Окуджаве на углу Арбата и Плотникова переулка.
9. Памятник Булату Окуджаве на улице Академика Бакулева.
10. Ваганьковское кладбище, где похоронен Окуджава.

Эпизоды жизни

Когда началась война, Булату Окуджаве было 17 лет, его не призывали. Тогда он вместе с приятелями стал ходить в военкомат и требовать, чтобы их забрали в армию. Сначала капитан, работающий в военкомате, орал на мальчишек, затем привык к их назойливости и даже поручил разносить повестки, за что ребят нередко били, ведь они приносили горькую весть. Потом Окуджава ушел из школы, но продолжал ходить в военкомат и надоедать капитану. Наконец, тот не выдержал, дал ребятам чистые бланки и сказал: «Вот вам повестки, пишите их себе сами». Мальчишки сели и написали. Так Окуджава ушел на фронт.

Булат Шалвович словно предчувствовал, что его земная жизнь оборвется в Париже. За месяц до смерти Окуджава написал стихи:

Здесь собираются время от времени
Стайки гостей из российского племени,
Передохнуть от родимого бремени
Вдруг залетевшие в этот Париж,
Где не захочешь, да воспаришь.


Окуджаву и Высоцкого связывала долгая дружба, Высоцкий часто говорил об Окуджаве на своих выступлениях и даже называл его своим духовным отцом

Завет

«Не в другом, а в себе побеждайте врага,
А когда преуспеете в этом,
Не придется уж больше валять дурака -
Вот и станете вы человеком».

«Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая, -
Тем более, что жизнь короткая такая».


Документальный фильм памяти Окуджавы «Арбатский романс»

Соболезнования

«Может быть, в будущем веке, в новом тысячелетии человеческий род прочтет, наконец, внимательно то, что написал для него Булат Шалвович Окуджава. И станет справедливей, милосерднее и правильней».
Эли Бар-Яхалом, израильский поэт

«Для меня Окуджава самый значительный русский поэт конца ХХ века, во всяком случае, в моем личном, в том числе художественном воспитании. Сочетание простоты и изящества, нежности и мужества, главное же, счастливый дар любви, который позволяет человеку парить над землей, даже если война, ложь и предательство, алчность и подлость готовы поглотить его чуть не ежеминутно».
Олег Погудин, музыкант, исполнитель романсов

«Последний раз он звонил мне по телефону перед отъездом на Запад: «Ну вот, опять не увидимся». Я говорю: «Я тебя по телевизору видела, очень хорошо повидались». Посмеялись. Это был наш последний разговор. 9 мая, как обычно, я набираю номер (каждый год поздравляла его с днем рождения и Днем Победы) - ответил автоответчик. А через месяц его не стало… Похоронен он на Ваганьковскском кладбище. На могиле простой деревянный крест. Ведь он крестился перед самой смертью под именем Иоанн».
Валентина Невинная, поэтесса

«Я почувствовала все, что с ним случилось в Париже, на расстоянии. Не хочу даже вспоминать — и скорую помощь, и все это… А сейчас я ощущаю просто, что он в другом мире, и мы с ним общаемся. Бывает, я ловлю себя на том, что ищу в других мужчинах его черты. И внешние, и что-то неуловимое. Это, наверное, уже заложено во мне…»
Наталья Горленко, певица, подруга Окуджавы



Читайте также: