Борис гребенщиков и наталья козловская. Свадебные фото советских рок-музыкантов

Я ведь на Борьку-то не злюсь. На Иру, которая лишила меня мужа, - да. На себя, что не боролась, - тоже. А на БГ - нисколько, нет в моей душе ни одной черной мысли по его поводу.

Я у Гребенщикова была и костюмером, и гримером, и женой в одном лице. Случалось, оформляла коробочки для его альбомов. Вилли Усов делал фотографии, а я вырезала, наклеивала, красила торец в нужный цвет. «Синий альбом» - значит, в синий. Ручная работа. Люди, которые продавали диски, привозили нам деньги, что заметно оживляло наше с Борькой материальное благополучие.

А однажды я даже засветилась на обложке альбома. Мы все стоим в одном из дворов Невского проспекта, молодые, сильные. Лю и Бо, которые любили друг друга, тогда еще существовали. А потом он ушел.

…Тот человек травил меня своим доберманом. Перекошенная злобой морда собаки, ее слюни на обнаженных клыках, как липкая паутина… Сплошная маска животной решимости рвать меня зубами. Пытаюсь бежать, но ноги как ватные. Я пьяна и перепугана. Но все же надеюсь одним прыжком оказаться у двери, тогда, возможно, получится успеть ее захлопнуть. Зверь перехватил меня в воздухе. Звук разрываемой плоти руки перемешался с демоническим хохотом хозяина псины. Успеваю подумать: какая все-таки ловкая собака породы доберман... Шесть швов… В больнице я молчала как заговоренная, боялась, он совсем меня убьет.

Это стало последней каплей.

Стоило ли держаться за то, что теперь есть моя жизнь?.. У меня проблема с алкоголем, вшили очередную «торпеду». И чем дольше я пребывала в трезвом состоянии, тем ближе становилась к мысли, а не закончить ли все одним махом? Доктор сказал, что если я выпью после кодировки, то просто задохнусь. Так, может, это и есть выход?

И вот в гордом одиночестве достала из холодильника банку водки, раньше продавались такие - черного цвета, с черепами. Дизайн подходящий. Сначала выпила грамм сто. Сижу, кручу банку, размышляя, что скоро Лю просто превратится в одну из таких вот костяных черепушек. Даже любопытно было слушать свой организм: когда же начнется?


Фото: Андрей Вилли Усов

Ни фига. То есть ничего не происходит. Снова выпила. То ли водка паленая, то ли «торпеда» левая… Не начинается мой отход в мир иной, хоть ты тресни! Допила всю банку. На радостях, что все-таки не померла, устроила вечеринку. Позвала Митьков (знаете, таких художников в Питере?) и провалилась в двухмесячный запой.

Ах, если б абитуриентка ленинградской Академии художеств только могла представить себе, какой станет ее жизнь! После школы я мечтала если уж не стоять изящно у мольберта, то поступить на искусствоведческий. Увы, провалилась. Решила устроиться в Академию натурщицей и уборщицей, оглядеться за годик и снова попытаться. Смотрела, как работают художники. Садилась рядом и тоже пробовала. Кстати, меня хвалили. Да я и сама чувствовала, что могу. Натюрморты получались с мыслью, почерком.

История Людмилы Шурыгиной стала обсуждаться широкой публикой относительно недавно, после того как она появилась в эфире Первого канала в одном из самых рейтинговых шоу. В нем женщина предстала не в самом лучшем свете. Обсуждалась ее зависимость от алкоголя, неприспособленность к жизни, запущенный быт в одной из глухих деревень. Но ее история вызвала ажиотаж, поскольку она не просто художница, жизнь которой сгубила любовь к спиртному. Эта женщина - бывшая жена Бориса Гребенщикова. У бывших супругов есть общий сын.

Многие зрители в жизненной истории Людмилы разглядели вину легенды русского андеграунда, кумира миллионов, исполнителя бессмертной песни «Под небом голубым» − Гребенщикова. Хотя сама женщина бывшего супруга ни в чем не обвиняет. Краткую биографию Шурыгиной мы рассмотрим в нашей статье далее.

Что известно о самой Шурыгиной

В одном из своих интервью Людмила Шурыгина рассказала о том, как будучи школьницей, она мечтала связать дальнейшую жизнь с искусством. Либо стать художницей, либо искусствоведом. Девушка пробовала поступить в ленинградскую Академию художеств, но провалилась.

Не желая сдаваться, Шурыгина устраивается в академию уборщицей и подрабатывает натурщицей, что дало ей возможность наблюдать за тем, как работают художники.

Именно в тот период, когда 17-летняя девушка оказалась в питерской богемной тусовке, у нее начались первые проблемы с алкоголем и наркотиками. Людмила Шурыгина говорит, что была неопытной, и андеграундная атмосфера свободы полностью захватила ее на последующие три года.

Первые романы Людмилы

Впервые справиться с зависимостью Шурыгиной помог, по ее словам, Гена Зайцев, который был ярким представителем культуры хиппи и известным в Питере того времени персонажем. Он взял девушку под свою опеку, возил ее по всей стране и помог избавиться от зависимости от наркотиков. Вместе с Зайцевым Людмила прожила 4 года, а затем, на одной из неформальных тусовок, познакомилась с Севой Гаккелем, ставшим ее вторым гражданским мужем. Сева был личностью достаточно популярной и узнаваемой, ведь он играл на виолончели в культовой группе «Аквариум».

С солистом группы, который станет в последующем главной любовью всей жизни Шурыгиной, у девушки поначалу сложились натянутые отношения. Она злилась на Гребенщикова за то, что Гаккель проводил с ним на репетициях все свое время, оставляя молодую жену одну.

Группа «Аквариум» Людмилу тоже невзлюбила всем своим составом, потому что девушка устраивала постоянные скандалы и разборки.

Роман с Гребенщиковым

Обстоятельства сложились так, что у солиста «Аквариума» стали портиться отношения с его первой супругой, и музыканту стало негде жить. Естественно, Гаккель не смог бросить в трудную минуту коллегу и друга. Гребенщиков Борис Борисович переезжает в съемную коммунальную комнату Людмилы и Севы. Со временем между Гребенщиковым и Шурыгиной возникает страстный роман, о котором Гаккель долго не догадывался.

А наконец-то догадавшись об отношениях между близкими ему людьми, он тихо и без разборок просто отошел в сторону.

Жизнь семейной пары

Некоторое время Шурыгина была счастлива. Они с Гребенщиковым стали жить вместе и казались идеальной парой, женщина безумно любила музыканта.

Людмила Шурыгина, биография которой практически всегда сопровождалась горячительными напитками, вспоминает, что привычка успокаивать себя бокалом вина появилась у нее после того, как она узнала об изменах Бориса. Ситуация усугублялась еще и тем, что у них царила своеобразная творческая атмосфера, и каждый гость приходил в дом Гребенщиковых с бутылочкой чего-то спиртного.

Такой образ жизни привел к тому, что в 1983 году Людмила Шурыгина потеряла своего первого ребенка, у нее случился выкидыш. Вторая беременность для Шурыгиной обернулась и счастьем, и горем одновременно. Счастье заключалось в ожидании долгожданного сына, горе в том, что Гребенщиков Борис Борисович стал изменять беременной жене с супругой басиста своей группы - Ириной Титовой.

Новая возлюбленная Бориса

Рождение сына Глеба ничего не изменило. Гребенщиков Шурыгину не бросал, клялся в любви, но и отношения с Титовой не заканчивал.

Когда Глеб подрос, встал вопрос о приобретении дачи, где мальчик мог бы проводить лето.

В одной из деревень на Валдайских холмах супруги выкупили старый сельский клуб. Людмила занялась ремонтом, но окончить его так и не успела. Гребенщиков все-таки ушел к Титовой, а у Шурыгиной не осталось ничего - ни денег, ни сил, ни желания.

Женское одиночество

Живя с Гребенщиковым, Людмила старалась быть хорошей женой и вести достойный быт. Времени на саморазвитие и образование не хватало. Увы, старые мечты были заброшены, она так и не стала профессиональной художницей. Людмила Шурыгина периодически рисовала, но эти картины не могли ее прокормить. Женщина впадала в страшные запои и длительные депрессии. Несколько раз она предпринимала попытки суицида.

Сын Глеб рос на три семьи - с мамой, отцом и его новой женой и с бабушкой. Со временем отношения Глеба с Шурыгиной сильно испортились.

Чтобы иметь хоть какие-то деньги, Людмила Шурыгина переехала в незаконченный дом в деревне, который планировался в качестве дачи, а свое небольшое питерское жилье стала сдавать в аренду.

В деревне свежий воздух Людмиле не помог бросить пить, ситуация усугубилась еще больше, ведь там ее окружали люди, для которых выпивка была единственным доступным развлечением.

До сегодняшнего дня Людмила так и не устроила свою личную жизнь. Воспитанием сына Глеба в основном занималась бабушка, мать Бориса. Сын вырос, стал диджеем и повторил в некотором смысле путь матери. Находясь в питерской тусовке, также стал принимать определенные препараты. Но сейчас, говорят, он справился с проблемой и работает со своим легендарным отцом. Единственное, о чем грустит Шурыгина, - это то, что видела свою внучку Алису всего два раза в жизни. А девочке уже больше 10 лет.

О Гребенщикове Шурыгина говорит с особой теплотой, нет в ней ни злости, ни обиды. В том, что так сложилась жизнь, корит себя, что не боролась за мужа, и Ирину Титову, которая сделала все, чтобы Гребенщиков ушел из семьи. Про Бориса Людмила говорит только добрые слова, в интервью отмечает, что, если не считать его измены, он и вправду был замечательным мужем. Иногда Борис присылает ей билеты на свои концерты, и Шурыгина ходит на них с огромным удовольствием. В песнях Гребенщикова она часто узнает что-то очень родное и одной ей понятное.

Всеволод Гаккель. Открытое письмо Малахову.

18 февраля по каналу НТВ был показан сюжет о бывшей жене Бориса Гребенщикова Людмиле Шурыгиной. А 22 февраля музыканты классического состава Аквариума Михаил Файнштейн и Всеволод Гаккель были приглашены на Первый канал для участия в ток-шоу «Пусть говорят» с ведущим Андреем Малаховым.

Темой шоу должен был стать «ранний» Аквариум эпохи семидесятых-восьмидесятых годов, ведь в этом году группе исполняется 35 лет.
В телефонном разговоре один из редакторов уверил Михаила и Севу в том, что шоу не будет касаться личной жизни Бориса Гребенщикова, и обещал познакомить с кругом вопросов, которые будут затронуты. Но вопросы так и не были присланы. Причинами были названы вероятные «сбои в сети в Интернет».

Приехав в телецентре Останкино Михаил и Сева встретили Андрея Тропилло и Анну Черниговскую, вдову Андрея Романова, которые тоже были приглашены для участия в шоу, уже находясь в Москве.
Но еще при прохождении паспортного контроля в телецентр Останкино Михаил заметил, что в списках гостей значилась Людмила Шурыгина. Почувствовав неладное, он спросил у принимающих администраторов по поводу присутствия Людмилы и, глядя ему в глаза, они его клятвенно заверили, что это какая-то ошибка, и ее в программе не будет.

Когда же дело дошло до съемок, Михаила и Севу последовательно пригласили в студию, где их ждал сюрприз: их собеседницей оказалась Людмила.

Всеволод Гаккель : «Минут пятнадцать я ждал за звуконепроницаемой дверью студии, не имея ни малейшего представления о том, что там происходит. А сопровождавший меня юный провокатор с блокнотом в руке, который, как казалось, был готов записывать все, сказанное мною, загружал меня вопросами про Виктора Цоя и какой-то ерундой.
Когда меня пригласили в студию, я оказался в шоке, увидев, что это провокация и что нас просто подставили. Я не видел Людмилу почти пятнадцать лет и не был готов обсуждать с ней историю почти тридцатилетней давности.
Все вопросы были про Бориса, и я что-то отвечал явно невпопад, не понимая зачем я здесь оказался. Меня обуревало единственное желание дать по лицу человеку, который почему-то мне эти вопросы задавал. Когда же я решил просто встать и выйти, разговор мгновенно был переведен на другую тему, и съемку скоренько закончили. Людмилу быстро куда-то увели.
После этого я тщетно пытался добиться от кого-нибудь объяснений происшедшего. Все куда-то разбежались. Юный провокатор, выполнив свою грязную функцию, исчез. Я даже не запомнил его имени, но, как выяснилось, это был тот подонок, что мне звонил.
Появились какие-то девушки, которые вели на заклание новые жертвы. Все ведущие были с блокнотами, но, находясь там в течение более трех часов, я ни разу не видел, что бы они что-то в них записывали. Все выглядело как тщательно отрепетированный спектакль, в котором юные подонки играют тонко просчитанные психологами усыпляющие бдительность роли.
С нами была милая девушка Дарья, которая боязливо отвечала, что все, что она может сделать, это предоставить нам машину, чтобы мы поскорей уехали. Мне было ее жалко, она много курила, и по ее глазам было видно, что она пока еще сожалеет, что в этом участвует. Но я думаю, у нее это быстро пройдет.
Мне так никто и не дал никаких вразумительных объяснений.
Пришла еще одна миловидная дама по имени Елена Твердохлеб, вероятно психолог, которая стала меня успокаивать и отвлекать уверениями в том, что они разберутся, и чтобы я им звонил. Но, выходя из студии, я уже понимал, что это бесполезно.
На них можно подать в суд, но это будет что слону дробина.
Я просто еще раз выставлю себя на посмешище.
Я давно не видел ничего более отвратительного».

Людмилу я встретил посреди деревни. Она шла с бутылкой водки - отпраздновать очередной теплый день. Познакомились. Людмила пригласила «в свои хоромы».

Дом наш перестроен из клуба, который мы с Гребенщиковым купили у здешнего совхоза в 1989 году, - рассказывала она по дороге. - Три тысячи рублей за дом и участок на 30 соток с березовой рощей - это была мечта. Но на ремонт я потратила тогда 36 тысяч Борькиных рублей...

Внутри «хором» страшненько - очень уж запущенное помещение с горой грязной посуды, тряпьем и рассохшейся мебелью. Только стол посреди кухни накрыт к очередной попойке. Людмила настояла: прежде чем будем беседовать, надо выпить по рюмочке...

Продолжили экскурсию по дому. В спальне хозяйки на стенах - сувениры из Индии , в которой они в «прошлой жизни» были вместе с БГ. В доме, по словам Людмилы, есть еще две гостевые спальни, которые ей стыдно показывать. В большом зале - камин, правда, он сильно дымит. А на ремонт нет денег.

Когда-то здесь показывали кино, - взгрустнулось Людмиле. - Мы с Борей в этом зале хотели концерты проводить. Не сложилось. Жалко...

«Все - сволочи»

Людмила уже несколько лет собирается писать мемуары. Про «Аквариум», про свою жизнь с Борисом, про то, как ее предали.

Я же сначала была женой Севы Гаккеля, виолончелиста «Аквариума», но потом ушла к его другу Гребенщикову. Жили нормально. А потом появилась Ира Титова , и все закончилось. Это она во всем виновата. Да и Борис... Сейчас даже не вспоминает про меня. Все они - сволочи...

Их общему сыну Глебу уже 21 год. По словам Людмилы, он нигде не работает, а только просаживает в казино папины деньги. На сына она обижена еще больше, чем на мужа.

Он уже как-то говорил мне: «Мама, я тебя в психушку запихаю, если ты этот дом продашь». И я назло сыну завещала бывший клуб Иверскому монастырю. Вот что он у меня получит, - Людмила показала в окно известную комбинацию из трех пальцев. - А лучше всего продам и уеду к родственникам в Грецию , в Салоники .

Три года назад от сына забеременела совсем молоденькая девушка, и у Людмилы с Борисом родилась внучка Алиса.

«До пенсии не доживу»

Людмиле Шурыгиной -Гребенщиковой недавно исполнилось 50 лет. По ее словам, она просто не дотянет в деревне до пенсии. Вообще-то у Людмилы есть квартира в Петербурге , но каждую весну она сдает ее аж до ноября и на это время перебирается в Ящерово . Не от любви к природе - просто других источников дохода у женщины нет: она нигде не работает. Собственно, если бы не те пять тысяч рублей в месяц, которые ей платят квартиранты, давно уже протянула бы ноги. Из этого заработка три тысячи уходит на питание, а две - на пропой.

Почему же вы не продаете картины? - спросил я.

Тут Людмила неожиданно расплакалась. Принесла мешок засохших масляных красок.

У меня нет денег на холст и новые краски, - у Людмилы совсем испортилось настроение.

Три раза за 17 прожитых в деревне лет Людмила оставалась на зимовку. Но ей это не понравилось - холодно очень. Чтобы протопить такой большой дом, нужно много дров. А денег опять же нету... Как и желания работать...

На прощание Людмила попросила заплатить ей за интервью хотя бы сто рублей - стоимость распитой бутылки водки. На том и разошлись.

КСТАТИ

Сразу после возвращения с Валдая автор заметки попытался связаться с Борисом Гребенщиковым и рассказать ему о трудной жизни бывшей супруги.

БГ ответил коротко, письмом: «По правде сказать, у меня нет никаких комментариев. Мы с Людмилой практически не общались с начала 90-х годов. Всего доброго! Борис».

СПРАВКА «КП»

Первой женой лидера «Аквариума» была Наталья Козловская. Они поженились после института, в 1978 году. Свадьбу играли в «Астории ». По воспоминаниям друзей, гуляли широко, шумно, весело. На торжество приезжали музыканты «Машины времени». Через год после свадьбы, в 1979-м, родилась дочь Алиса, ныне актриса МХАТа , снимается в кино («Менты», «Петербургские тайны»). В то время БГ вел богемный образ жизни, возможно, это и явилось причиной того, что семья распалась через три года.

Вторая жена - Людмила. Борис увел ее у своего музыканта Всеволода Гаккеля. С Людой БГ прожил с 1980 по 1989 год. У них родился сын Глеб.

Третья жена - Ирина Титова. Ее Гребенщиков тоже увел - у музыканта Саши Титова, который играл в группе «Земляне» при Кемеровской консерватории. Потом Титовы приехали в Петербург, где Ирина и познакомилась с БГ. По легенде, они полюбили друг друга «с первого слова»: заговорили на какую-то библейскую тему и нашли общий язык. У Иры уже были двое сыновей от предыдущего брака, которых БГ усыновил. У Ирины и Бориса родилась общая дочь Василиса.



Читайте также: