Боевая часть точка. Российская база в Южной Осетии получила ракетный комплекс «Точка-У

Комплекс «Точка-У» предназначен «для уничтожения одиночных, групповых и площадных неподвижных целей в глубине обороны противника (ракетных установок, узлов связи, пунктов управления, самолетов и вертолетов на стоянках, легко бронированной техники)». Ракета твердотопливная, одноступенчатая. По всей траектории полет ракеты контролирует инерционная система управления. Для высокоточного прицеливания нужно знать точные координаты цели и иметь электронные карты местности.

Пуск, скорее всего, был произведен с территории Северной Осетии до того, как ракетные установки «Точка-У» 58-й армии были 11 августа введены, по свидетельству очевидцев, через Рокский туннель на территорию Южной Осетии, о чем «Новая газета» уже писала. По сведениям Пентагона, на который ссылается газета «Нью-Йорк таймс», пусковые установки «Точки-У» (SS-21) 58-й армии были в середине августа развернуты к северу от Цхинвали.

До сих пор российские власти отрицали, что использовали в операции «по принуждению Грузии к миру» боевые баллистические ракеты, но теперь есть прямое доказательство по меньшей мере одного пуска. Но, по сведениям Пентагона, на который ссылается телеканал CNN, с 8 по 12 августа наши запустили более 15 ракет SS-21 по Грузии. В районе города Поти были также найдены остатки ракетной ступени, несомненно, «Точки-У».

Удивительно, но Синагури далеко (40 км) на северо-запад от Цхинвали, где шли бои, и лежит по дороге от Джавы на грузинскую Чиатуру. Не было сообщений о боях в этом районе, это вообще вне зоны грузино-осетинского конфликта, хотя российские войска все же и здесь установили «зону безопасности».

«Точка-У» - оружие высокоточное и всепогодное, если надо - ночное, в отличие от нашей технически отсталой авиации. Грузины утверждают, что сбили 19 самолетов, наши признают 4, истина, похоже, лежит где-то посередине. Неся потери, наши ВВС, которые организационно не подчинены Сухопутным войскам, не слишком успешно поддерживали их на поле боя. Недостаток авиаподдержки должны были компенсировать ракетные удары, но для высокоточного пуска нужна столь же высокоточная разведка целей, а нечем - нет современных беспилотников и разведспутников. Потому эффективность миротворческого ракетного удара оказалась невысокой, а под Синагури вообще непонятно, по чему стреляли.

Само по себе использование в ходе боевых действий тактических ракет, тем более высокоточных, законно, но «Точка-У» накрывает осколками очень большую площадь, и применять ее вблизи городов и населенных пунктов недопустимо. Впрочем, в ходе второй войны в Чечне «Точка-У» использовалась нашими войсками прицельно по городам. Самые известные и расследованные случаи: удар по рынку в Грозном 21 октября 1999 года и по городской площади в Шали 11 января 2000-го. В обоих случаях погибли сотни людей, включая женщин и детей.

После удара по Грозному премьер Владимир Путин и тогдашний официальный представитель Генштаба генерал Валерий Манилов утверждали, что на рынке, мол, торговали оружием, что там было «столкновение двух бандитских группировок» и у них взорвался товар. Потом утверждали, что была какая-то «спецоперация». Позже командующий западной армейской группировкой генерал Владимир Шаманов признал, что мог быть ракетный удар, но решение в любом случае принимал высший начальник. Всего во время второй войны в Чечне было пущено несколько сотен ракет «Точка».
Гарантийный срок эксплуатации ракеты 9М79 - не менее 10 лет. После краха СССР сроки постоянно удлиняли, но нельзя ведь до бесконечности. По чеченцам израсходовали ненужные запасы, что существенно дешевле мирной утилизации. Теперь досталось грузинам.

По достоверным сведениям, «Точку-У» с кассетной боевой частью 9Н123К уже не производят по привычным для современной России причинам - нет комплектующих, утеряны советские технологии и т.д. Выпускается только осколочно-фугасный моноблок 9Н123Ф, который, похоже, взорвался где-то вблизи Синагури, а ракетная ступень упала в кукурузное поле. Кассетная БЧ накрывает существенно большую площадь, так что грузинам пока везет, не то что чеченцам.

Создание ракетного тактического комплекса «Точка» (предшественника ракеты «Точка-У») было инициировано в марте 1968 года постановлением Совмина СССР. Руководство страны поставило задачу создать высокоточную ракету с современными характеристиками для уничтожения малоразмерных объектов противника. Разработку поручили коллективу коломенского КБ Машиностроения, возглавляемого Сергеем Павловичем Непобедимым.

Почерк Непобедимого

С.П. Непобедимый удивительным образом соответствовал своей фамилии, создавая оружие победы, которому не было равных. В его послужном списке значатся противотанковые ракетные комплексы «Шмель», «Малютка», первый советский ПЗРК «Стрела» и его последующие модификации, ПЗРК следующего поколения — «Стрела» и «Игла».

Руководитель разработки «Точки»

В 70-80 годы возглавляемое им КБ Машиностроения создает новый тип оружия – сверхзвуковые ПТУР «Штурм», «Атака» и «Хризантема». Позже по его инициативе были созданы ракетные комплексы «Точка», «Ока» и начата разработка ракетного комплекса «Искандер», работу над которым уже завершали его ученики.

От «Точки» к «Точке-У»

Испытания «Точки» продолжались 5 лет, и в 1976 году комплекс был принят на вооружение. Он мог поражать цели на дальности до 70 км с возможным отклонением от нее в пределах 250 метров. В это же время КБ приступило к созданию модифицированной версии комплекса — «Точка-Р» с пассивной радиолокационной головкой самонаведения для борьбы с РЛС противника.

Однако вскоре от «Точки-Р» пришлось отказаться, но работы по обновлению элементов комплекса продолжались до 1989 года, когда в войска стали поступать первые «Точки-У».

Готовность к любой войне

Комплекс «Точка-У» — это «универсальный солдат», готовый воевать и побеждать в любой войне. Его ракеты 9М79М и 9М79-1 «заточены» сразу под несколько типов боеголовок – ядерных (до 100 кт), осколочно-фугасных, кассетных, а также БЧ с отравляющими веществами. В любом из перечисленных вариантов при попадании объект подвергается полному и гарантированному уничтожению. По сравнению с первоначальным вариантом дальность полета ракеты увеличилась до 120 км.

Ракета и ее характеристики

Безусловно, что главным «действующим лицом» системы является одноступенчатая твердотопливная ракета 9М79. Ее габариты – 640 х 65 см (длина, диаметр). Из двух тонн общей массы примерно 500 кг приходится на боевой блок. Ракету разгоняет однорежимный твердотопливный двигатель, сжигающий за время полета (до 28 сек) около 800 кг топлива.

Управление полетом осуществляет инерциальная система наведения, основа которой – гироскоп 9Б64 и вычислительное устройство 9Б65. У «Точки-У» не предусмотрено отделение боевого блока в конце полета. Ракета пикирует на цель практически под прямым углом, что гарантирует высокую точность поражения.

Стартовый комплекс

«Точка-У» очень мобильна, благодаря 6-колесной полноприводной самоходной установке 9П129 с 300-сильным дизелем. По шоссе с полной боевой загрузкой установка спокойно разгоняется до 60 км/ч. Не помеха ей бездорожье и водные преграды, которые она преодолевает на плаву со скоростью 10 км/ч.

Чтобы произвести пуск из готовности №1 экипажу из 4 человек достаточно всего 2 минуты, а для расчета, совершающего марш, этот норматив увеличивается до 16 минут.

Участие в конфликтах

«Точка-У» успела повоевать в Чеченской республике, в Южной Осетии в августе 2008 года. Были отмечены случаи применения комплекса на юго-востоке Украины со стороны ВСУ. «Точка-У» применялась правительственными войсками Сирии против исламистов.

«Точка-У» продолжает службу. Принято решение, что постепенно по мере истечения срока эксплуатации комплексы будут сниматься с вооружения и заменяться более современными «Искандерами».

В середине 60-х годов в Советском Союзе активно шло развитие ракетной военной техники. Ракетный бум объяснялся огромной любовью тогдашнего руководителя СССР Н. С. Хрущева к ракетам. Помимо создания огромных межконтинентальных ракет, способных в считанные минуты доставить смертоносный ядерный боезаряд через океан, в стране велись работы над созданием модификаций тактических ракет. Ракеты пришли даже в ту область военно-технического оснащения армии, где доминировала ствольная артиллерия. По мнению Генерального Секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущев ракеты должны были господствовать на поле боя. Следует отдать должное Никите Сергеевичу – с его подачи ракетная техника заняла достойное место в арсенале тактических средств вооружения.

Именно в тот период был заложен технологический ресурс, создана мощнейшая научно-исследовательская база ракетостроительной отрасли. В дальнейшем, советские конструкторы, используя многочисленные конструкторские наработки, сумели создать не один успешный проект, среди которых на особом счету стоит ракетный комплекс «Точка У». Это оружие явилось полной неожиданностью для американцев и их союзников по блоку НАТО. Армии стран Варшавского Договора получили в свои руки мощное и высокоточное тактическое оружие. Действительно, тактико-технические данные, которыми обладала советская разработка, делали передний край западных союзников полностью беззащитным от внезапного тактического ракетного удара.

Запад в то время не мог адекватно ответить Советскому Союзу. В Европе на смену устаревшим и слабеньким ракетным комплексам MGR-1 «Онест Джон» с дальностью полета в полсотни километров, пришли более мощные ракетные оперативно-тактические комплексы MGM-52 «Ланс». Это оружие было куда мощнее и тяжелее. Советский ТРК «Точка», серийно выпускавшийся, начиная с 1973 года, и принятый официально на вооружение в 1975 году, обладал большей мобильностью и гибкостью для использования в тактических целях. Недаром военные эксперты сравнивали советский ракетный комплекс с хирургическим скальпелем. Американская ракета была схожа на тяжелую дубину, которой пришлось вступить в единоборство с советской ракетой-рапирой, острой и молниеносной.

Еще в середине 60-х годов с подачи Министерства Обороны СССР были начаты работы по созданию проекта советской оперативно-тактической ракеты ближнего радиуса действия, способной наносить точные удары по обороне противника на глубину до 100 км. Впервые для советских средств вооружения ставка делалась не на мощность боезаряда, на достижение высокой точности попадания. Предыдущие опытные стрельбы и работы, ведущиеся в этом направлении, наглядно демонстрировали правильность выбранного курса. Военные указывали на то, что только высокоточное оружие может обеспечить необходимый результат на поле боя. Ушла в прошлое артиллерийская стрельба по площадям. Требовалось иметь в передней полосе обороны мощные тактические средства огневой поддержки, способные точечно поразить определенный объект в полосе обороны вероятного противника.

Началом старта проекта по созданию нового советского ракетного комплекса ограниченной дальности стало мартовское Решение Совета Министров СССР в 1968 году. В соответствии с требованиями, озвученными в техническом задании, в основе проекта должны были быть использованы наработки, сделанные на базе ракетного комплекса морского базирования М-11 «Шторм». В частности, для работы были использованы ракеты данной ракетной системы. Первоначально решение задачи по созданию тактического ракетного комплекса велись в КБ «Факел», которое подготовило проектную документацию для комплекса «Ястреб». В новом проекте система управления ракеты во время полета должна была бы опираться на управление с земли. Другими словами для достижения необходимой точности попадания курс ракеты требовалось постоянно корректировать.

Однако такой вариант управления и наведения не устраивал военных. Советским конструкторам потребовалось полностью изменить систему наведения ракеты на цель. Эти работы и стали причиной того, что новая разработка еще в 1965 году получила название «Точка». Инженеры оставили без изменения основные узлы и детали ракеты, установив на ней вместо радиоэлектронного блока управления полетом, более простую инерциальную систему наведения.

С 1968 года вплотную созданием нового ракетного комплекса на базе существующих рабочих проектов занялось КБ машиностроения в г. Коломна (Московская обл.). Это предприятие было конструкторской вотчиной маэстро С.П.Непобедимого, создателя лучших образцов ракетной техники.

Для справки: Под руководством С.П. Непобедимого в Советском Союзе в разное время были созданы эффективные средства вооружения. В частности, противотанковые управляемые ракеты «Шмель» и «Малютка» сожгли не одну сотню израильских танков во время военных действий на Ближнем Востоке. Советские ПЗРК «Стрела» стали на долгое время одним из основных средств ПВО сухопутных войск на уровне батальона, полка.

Перед коллективом Коломенского КБ была поставлена задача, создать ракетный комплекс, который бы обладал высокой точностью стрельбы для уничтожения малоразмерных целей. Прежде чем новое средство вооружения увидело свет, советским конструкторам пришлось пройти сложный и тернистый путь. В ходе последующей работы разработчики приняли решение отказаться от прежних конструкторских наработок, оставив без изменения саму концепцию ракетного комплекса.

Проектная документация была полностью переработана и дополнена целым рядом технических новшеств. Следует отметить, что рабочий проект, созданный коллективом Коломенского КБ, оказался приемлемым для освоения советской промышленностью. К тому же удалось добиться существенного удешевления технологической части проекта. Последующие испытания, затянувшиеся на целых 5 лет, позволили создать оружие, опередившее свое время. В данном случае произошла любопытная ситуация. Комплекс еще проходил государственные испытания, а серийное производство уже было запущено на Воткинском механическом заводе в 1973 году. Официально новый советский оперативно-тактический ракетный комплекс «Точка» был принят на вооружение в 1976 году.

ТРК «Точка У» — последующий шаг в развитии тактического ракетного вооружения

Принятый на вооружение Советской Армии ракетный комплекс «Точка» мог обеспечить поражение малоразмерных целей противника на расстояние до 70 км. На конечном этапе траектории полета ракеты допускалось отклонение от цели в пределах 250 м. В процессе создания нового вооружения участвовало более 120 предприятий страны различного профиля. На волгоградском заводе «Баррикады» сумели создать пусковую установку для новой ракеты, которая отличалась простотой и надежностью конструкции. Особая заслуга в деле создания нового ракетного комплекса принадлежит советским автомобилестроителям. Оперативно-тактический комплекс получил новое уникальное по своим ходовым качествам шасси, повышенной проходимости.

Полученные тактико-технические характеристики для начала удовлетворяли военных, однако в ходе последующих полевых стрельб, было выявлено следующее:

  • дальность полета ракеты не отвечала требованиям и условиям, которые присутствовали в полосе обороны;
  • точность попадания ракеты необходимо было увеличить, сведя к минимуму вероятность нанесения повреждений по прилегающей к цели территории;
  • требовалось улучшить работу системы наведения ракеты на цель, сделав ее максимально автономной во время полета.

Последующая модернизация ракетного комплекса получила название «Точка Р». Ракета стала оснащаться пассивной радиолокационной головкой наведения для противоборства с вражескими РЛС. Попытки улучшить технические характеристики ракетного комплекса простой переделкой навигационной системы и схемы управления полетом ракеты, привели к тому, что с 1983 года в серию пошла модификация ракеты «Точка Р». Назвать данный вариант модернизации успешным будет преувеличением. В дальнейшем данная разработка была снята с производства, уступив место на заводском конвейере более совершенной версии — ракетному комплексу «Точка У». Это оружие было принято на вооружение ракетно-артиллерийскими частями Советской Армии в 1989 году.

Цели и назначение модернизированной системы остались те же — уничтожение малоразмерных объектов противника в прифронтовой полосе. Ракетный комплекс состоял из следующих компонентов:

  • боевая ракета с неотделяемой боевой частью;
  • инерциальная система управления полетом ракеты;
  • пусковая установка на самоходном шасси;
  • транспортно-заряжающая установка на самоходном шасси;
  • машина автоматического контроля и испытаний;
  • машина боевого обеспечения и обслуживания.

Из оперативно-тактических ракетных комплексов «Точка У» были сформированы батареи. В состав ракетно-артиллерийского дивизиона, которые были в каждой мотострелковой или танковой дивизии, входило 2-3 батареи. Таким образом, сухопутные войска получали в свое распоряжение мощное оружие дальнего боя, способное на расстоянии 100-120 км нанести противнику существенный урон. Главными целями в данном случае являлись объекты транспортной и тыловой инфраструктуры, аэродромы, объекты связи и управления.

Технические характеристики и особенности конструкции

Ракетный комплекс являлся мобильным средством огневого поражения. Пусковая установка была установлена на самоходное шасси с колесной схемой 6х6. Мощность дизельного двигателя составляла 300 л/с. В полном боевом снаряжении самоходная пусковая установка могла развить на шоссе скорость 60 км/ч. Отличительной особенностью пусковой установки являлась повышенная проходимость транспортного средства. Машина могла преодолевать вплавь водные преграды, двигаться по пересеченной местности и бездорожью.

Масса пусковой установки на колесном шасси в боевом снаряжении составлял 18 тонн. Запас хода составлял 650 км. Советские транспортеры, созданные на заводе «баррикады» имели огромный технологический ресурс – 15 тыс. км. Ракетный комплекс мог действовать в различных климатических условиях, как при низких температурах, так и в условиях жаркого климата. Управлял передвижной пусковой установкой экипаж, состоящий из 4-х человек. Для приведения ракетного комплекса в готовность к пуску, экипажу требовалось расчетного времени не более 2 минут. Запуск ракеты с марша осуществлялся спустя 15 минут, отведенных на подготовку.

Отдельного внимания заслуживает ракета 9М79, которой оснащались ракетные комплексы «Точка У». Снаряд имел длину 6400 мм при диаметре корпуса 650 мм. Общий вес снаряженной ракеты составлял 2010 кг. Их этой массы на полезную нагрузку отводилось 500 кг. Старт и полет ракеты обеспечивался работой твердотопливного ракетного двигателя, работа которого на марше имела продолжительность 28 секунд. Последующий полет снаряда осуществлялся за счет полученной инерции. За это время успевало сгореть до 800 кг топлива. Дальность полета ракеты 9М79 составляла:

  • минимум 15 км;
  • максимум 120 км;
  • максимальное отклонение от цели составляло 40 м.

Ракета оснащалась неотделяющейся боеголовкой, которая на завершающем этапе полета имела прямой угол падения. Такая особенность полета обеспечивала высокую точность попадания. В Советском Союзе ракетные комплексы «Точка У» в основном оснащались боевыми частями трех типов – тактическими ядерными боезарядами мощностью до 100 кт, осколочно-фугасными и кассетными.

Весь полет ракеты, начиная со старта и до попадания в цель, осуществлялся автономно. Нацеливание на цель осуществлялся на основе цифровых данных. Последующую работу по контролю за правильностью боевого курса выполняла инерциальная система наведения. В целом, тактико-технические характеристики ракетного комплекса «Точка У» были передовыми для своего времени, что обеспечило его длительную эксплуатацию.

Комплекс «Точка» предназначался для поражения точечных малоразмерных целей в глубине обороны противника: наземных средств разведывательно-ударных комплексов, пунктов управления различных родов войск, стоянок самолетов и вертолетов, резервных группировок войск, хранилищ боеприпасов, топлива и других материальных средств.

Ракетный комплекс «Точка-У» - видео боевых стрельб

Разработка дивизионного ракетного комплекса "Точка" была начата по Постановлению Совета министров от 4 марта 1968 года. Головным исполнителем по теме было назначено Коломенское КБ машиностроения, а главным конструктором С.П. Непобедимый. Система управления ракеты была разработана в ЦНИИ АГ. Пусковая установка была спроектирована и серийно производилась ПО «Баррикады» в г. Волгограде. Серийное производство ракет вел Воткинский машиностроительный завод. Шасси для пусковой установки и транспортно-заряжающих машин изготавливались в Брянске.

Два первых пуска управляемых ракет "Точка" были произведены в 1971 году в ходе заводских летно-конструкторских испытаний. Серийное производство ракеты было начато в 1973 году, хотя официально комплекс был принят на вооружение в 1976 году. Комплекс «Точка» имел дальность стрельбы от 15 до 70 км и среднее круговое отклонение 250 м.

В апреле 1971 года началась разработка модификации "Точка-Р", с пассивной системой самонаведения на радиоизлучающие цели (РЛС, радиостанции и т.д.). Система наведения обеспечивала дальность захвата цели на расстоянии не менее 15 км. Предполагалось, что точность наведения «Точки-Р» на непрерывно работающую цель не превышает 45 м, а район поражения составляет свыше двух гектаров.

В 1989 году на вооружение принимается модифицированный комплекс 9К79-1 "Точка-У". Основным отличием его является большая дальность и точность стрельбы.
На западе комплекс получил обозначение SS-21 " Scarab".

Состав ракетного комплекса «Точка-У» 9К79 (9К79-1):

  • 9М79Б с ядерной боевой частью АА-60 мощностью 10 кт
  • 9М79Б1 с ядерной боевой частью особой важности АА-86
  • 9М79Б2 с ядерной боевой частью АА-92
  • 9М79Ф с осколочно-фугасной боевой частью сосредоточенного действия 9Н123Ф (9М79-1Ф)
  • 9М79К с кассетной боевой частью 9Н123К (9М79-1К)
  • 9М79ФР с осколочно-фугасной БЧ и пассивной радиолокационной ГСН 9Н123Ф-Р (9М79-1ФР)

Пусковые установки:

  • 9П129 (кроме ракеты 9М79Ф-Р) (9П129-1)
  • 9П129М (9П129-1М)
  • 9П129М-1

Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т218 (9Т218-1).

Специальные транспортные средства:

  • Транспортные машины 9Т238, 9Т222
  • Машины хранилища – специальная бортовая машина типа НГ2В1 (НГ22В1)

Контейнеры:

  • 9Я234 для ракетной части и ракет
  • 9Я236 для боевой части

Аэродромно-складские тележки:

  • 9Т127, 9Т133 для ракетной части
  • 9Т114 для боевой части

Средства технического обслуживания и регламентных работ:

  • автоматизированная контрольно-испытательная машина АКИМ 9В819 (9В819-1) для проведения
  • регламентных работ с ракетной и боевой частями (кроме специальных БЧ).
  • машина технического обслуживания МТО 9В844 – для проверки пультовой аппаратуры ПУ и АКИМ
  • машина технического обслуживания МТО–4ОС предназначена для ремонта и обслуживания базовой части (четырехосных автомобилей).
  • комплект арсенального оборудования 9Ф370 для проведения регламентных работ на базах и арсеналах.

Средства управления связи – командно-штабная машина Р-145БМ (Р-130, Р-111, Р-123).

Учебно-тренировочные средства:

  • учебно-тренировочные ракеты 9М79Ф-УТ, 9М79К-УТ.
  • учебно-тренировочная боевая часть - 9Н39-УТ, 9Н64-УТ.
  • габаритно-весовой макет - 9М79-ГВМ.
  • разрезной макет ракетной части 9М79.
  • разрезной макет осколочно-фугасной боевой части сосредоточенного действия - 9Н123Ф-РМ.
  • разрезной макет кассетной боевой части - 9Н123К-РМ.

Тренажеры:

  • 9Ф625 - комплексный тренажер для тренировки расчетов ПУ.
  • 2У43 - тренажер пульта управления механика-водителя пусковой установки.
  • 2У420 - тренажер оператора.
  • 2У41 - тренажер для тренировки правильности снятия отсчета с гирокомпаса 1Г17.
  • 2У413 – тренажер-ракета 9М79Ф, взаимодействие элементов комплекса.

Кроме перечисленной техники, на вооружении технических подразделений находятся краны 9Т31М1 и обмывочно-нейтрализационные машины 8Т311М и др. техника.

Ракета 9М79 (9М79-1) комплекса «Точка-У»

Ракета 9М79 (9М79-1) - одноступенчатая, управляемая состоит из ракетной и боевой части.

Ракетная часть (РЧ) предназначена для доставки боевой части (БЧ) к цели и включает:

1.Корпус ракетной части. Корпус РЧ предназначен для размещения всех элементов РЧ. Корпус РЧ является силовым элементом, воспринимающим нагрузки, действующие на ракету в полете и при наземной эксплуатации, он состоит из:

Корпуса приборного отсека (КПО). КПО предназначен для размещения отдельных приборов СУ и выполнен из алюминиевого сплава в виде цилиндрической обечайки с ребрами жесткости. В передней части имеет шпангоут с 6-ю откидными болтами с самоконтрящимися гайками и 3-мя направляющими шпильками. В передней части корпус закрывается крышкой герметично. В нижней части КПО находится отрывной разъем на 205 (214) контактов, через который осуществляется электрическая связь приборов СУ с наземной пультовой аппаратурой ПУ, а также имеется транспортировочный бугель (для крепления ракеты по походному на направляющей ПУ). С правой стороны на КПО имеется иллюминатор (см. фото), через который осуществляется оптическая связь ГСП с приборами управления пусковой установки 9П129 или АКИМ 9В819. Вверху слева имеется люк №2 (в люке №2 в УТР установлен ключ и пакетный переключатель для ввода неисправностей в учебных целях); рядом с люком №2 находится люк №3, в котором расположен штепсельный разъем ШР37, к которому стыкуется кабель №27 для замера температуры внутри специальной БЧ на ТЗМ.

Внутри КПО находится:

  • гиростабилизированная платформа (или командно-гироскопический прибор) ГСП 9Б64 (9Б64-1)
  • дискретно-аналоговое вычислительное устройство ДАВУ 9Б65 (9Б638)
  • блок бортовой автоматики 9Б66 (9Б66-1)
  • блок управления 9Б150 (9Б150-1)
  • датчик угловых скоростей и ускорений ДУСУ-1-30В..

Корпуса двигательной установки. Корпус ДУ предназначен для размещения и крепления топливного заряда и узла воспламенения (воспламенитель и два пиропатрона). Представляет собой конструкцию из высокопрочной стали, имеет 3 шпангоута – передний, средний, задний. К переднему шпангоуту крепится два транспортировочных бугеля, а в нижней части переднего шпангоута приварены 3 пусковых бугеля. На среднем шпангоуте имеется 4 узла крепления и фиксации воздушных крыльев. На заднем шпангоуте вверху крепится транспортировочный бугель, в нижней части – 2 пусковых бугеля и один фиксатор для крепления ракеты на ПУ и ТЗМ, а также для удержания ракеты при подъеме направляющей. С внутренней стороны корпус покрыт слоем теплозащитного покрытия.

Корпуса хвостового отсека (КХО). КХО предназначен для размещения приборов СУ и одновременно является обтекателем соплового блока РДТТ. Корпус выполнен в форме конуса из алюминиевого сплава с продольными ребрами жесткости. Для крепления и установки аэродинамических и газоструйных рулей на задней части корпуса имеется 4 узла крепления. На КХО в нижней части крепится датчик схода (закрывается красным съемным кожухом, снимается перед погрузкой). Датчик схода предназначен для включения рулевого привода (начала отсчета программы полета). На верхней части корпуса имеется два люка №11 и №13 для подключения шлангов с целью подвода масла к масляному баку питающей гидравлические установки, состоящей из насоса, бака и распределительного устройства, при проведении регламентных работ с помощью АКИМ. В нижней части КХО находятся два отверстия для выхода газов работающего турбогенераторного источника питания (ТГИП). На наружной конической поверхности и в заднем торце корпуса нанесен слой теплозащитного покрытия. Внутри КХО находится:

  • питающая гидравлическая установка 9Б67 (относится к рулевому приводу) (9Б639)
  • газотурбинный блок 9Б152 (относится к ТГИП) (9Б186)
  • блок сопротивлений 9Б151 (относится к ТГИП) (9Б189)
  • блок регуляторов 9Б242 (относится к ТГИП) (9Б242-1)
  • 4 рулевые машины: 9Б69 – верхние – 2шт, 9Б68 – нижние– 2шт (9Б89 – 4 шт.)

Аэродинамических поверхностей. Аэродинамические поверхности – 4 аэродинамических руля, 4 газоструйных руля и 4 крыла. Аэродинамические рули управляют ракетой в полете на всей траектории. На одном валу с ними находятся газоструйные рули из вольфрамового сплава, которые также выполняют функцию управления ракетой при работающей двигательной установке.

Кабельных стволов. Два кабельных ствола предназначены для размещения кабелей с целью соединения приборов СУ, находящихся в ПО и ХО.

Двигательную установку.

Систему управления.Система управления - автономная, инерциальная, с бортовым цифровым вычислительным комплексом. Ракета управляема на всей траектории, что обеспечивает высокую точность попадания. При подлёте к цели для более эффективного использования энергии взрыва БЧ ракета совершает манёвр (доворот по углу тангажа), что обеспечивает угол встречи заряда с целью близкий к 90°. С этой же целью ось заряда осколочно-фугасной БЧ 9Н123Ф развёрнута вниз относительно оси корпуса головной части на определенный угол. Для достижения максимальной площади поражения обеспечивается воздушный подрыв БЧ 9Н123Ф на высоте 20 метров.

Ракета комплектуется следующими типами боевых частей:

  • АА-60 - ядерная мощностью от 10 до 100кт,
  • АА-86 - ядерная особой важности,
  • АА-92 - ядерная
  • 9Н123Ф - осколочно-фугасная сосредоточенного действия,
  • 9Н123К - кассетная,
  • 9Н123Ф-Р - осколочно-фугасная с пассивной радиолокационной ГСН.

Боевая часть ракеты в полете не отделяется. Стыковка ракетной и боевой частей осуществляется 6-ю откидными болтами с самоконтрящимися гайками по кольцевому соединению, электрическая связь БЧ с ракетной частью осуществляется кабелем через разъем Ш45. Наличие сменных БЧ расширяет диапазон применения комплекса и расширяет его эффективность. Ракеты в обычном снаряжении допускают хранение в окончательно собранном виде в течении 10 лет. Сборочные работы с ракетами в войсках проводить не требуется. При проведении регламентных работ не требуется извлекать приборы из корпуса ракеты.

В расчетах полётного задания при наведении "Точки" на цель используются цифровые карты местности, полученные по результатам космической или аэрофотосъемки территории противника.

Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина

Основные боевые машины комплекса 9К79-1 "Точка-У"- пусковая установка 9П129М-1 и транспортно-заряжающая машина 9Т218-1

Аппаратура пусковой установки 9П129М-1 сама решает все задачи по привязке точки старта, расчету полетного задания и прицеливанию ракеты. Никакой топогеодезической и инженерной подготовки стартовых позиций и метеообеспечения при проведении пусков ракет не требуется. При необходимости через 16-20 минут после завершения марша и прибытия на позицию ракета может стартовать к цели, а еще через 1,5 минуты пусковая установка уже способна покинуть эту точку, чтобы исключить вероятность своего поражения ответным ударом. Во время прицеливания, несения боевого дежурства, а также при выполнении большинства операций пускового цикла ракета находится в горизонтальном положении и ее подъем начинается только за 15 секунд до старта. Этим обеспечивается высокая скрытность подготовки удара от средств слежения противника. В грузовом отделении пусковой установки смонтирована направляющая с механизмом изменения угла возвышения, на которой может транспортироваться одна ракета. В походном положении направляющая с ракетой установлена горизонтально, при этом грузовое отделение закрывается сверху двумя створками. В боевом положении створки раскрыты и направляющая установлена под углом возвышения 78°. Сектор стрельбы составляет ±15° от продольной оси ПУ.

Пусковая установка 9П129М-1 комплекса "Точка-У"

Транспортно-заряжающая машина 9Т218-1 (ТЗМ) основное средство оперативного обеспечения стартовых батарей боезапасом для нанесения ракетных ударов. В ее герметизированном отсеке могут храниться и перевозиться по району боевых действий две полностью готовые к пуску ракеты с пристыкованными головными частями. Специальное оборудование машины, включающее гидропривод, стреловой кран и некоторые другие системы, позволяют в течение примерно 19 минут осуществить заряжание пусковой установки. Эта операция может быть выполнена на любой неподготовленной в инженерном отношении площадке, размеры которой позволяют поставить рядом бортами пусковую установку и транспортно-заряжающую машину. Ракеты в металлических контейнерах могут также храниться и перевозиться на транспортных машинах комплекса. Каждая из них способна разместить две ракеты или четыре головные части.

Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина смонтированы на колесных шасси 5921 и 5922 Брянского автозавода. На обоих шасси установлен шестицилиндровый дизельный двигатель 5Д20Б-300. Все колеса шасси ведущие, шины с регулируемым посредством централизованной системы давлением воздуха 1200 х 500 х 508. Шасси имеют достаточно большой клиренс 400 мм. Для движения по воде предусмотрены водометные движители насосы пропеллерного типа. Подвеска всех колес независимая торсионная. Колеса первой и третьей пар - управляемые. На воде шасси управляется заслонками водометов и встроенных в корпус каналов. Обе машины способны передвигаться по дорогам всех категорий и вне их.

Транспортно-заряжающая машина 9Т218-1 комплекса "Точка-У"

Кроме транспортной машины 9Т238 в состав комплекса так же входит транспортная машина 9Т222. Внешне они очень похожи и возможности по транспортировке у них идентичны. Обе являются активным автопоездом - т.е. мосты полуприцепа являются ведущими. Принципиальная разница между этими агрегатами в способе передачи крутящего момента от тягача к мостам полуприцепа - в одном случае передача гидравлическая, а в другом - механическая

Организационно комплекс входит в состав МСД или ТД, а также в отдельные бригады (по 2-3 РДН), в дивизионе - 2-3 стартовые батареи, в батарее 2-3 пусковые установки. . Боевая работа проводится с ходу расчетом из 3-х человек в минимальные сроки. Благодаря наличию в ПУ системы топопривязки, прицеливания, средств связи, а также средств жизнеобеспечения при действиях на зараженной местности расчет ПУ может осуществлять пуски ракет из кабины.

Ракетный комплекс 9К79 (9К79-1) может транспортироваться самолетами АН-22, ИЛ-76 и т.д. Ракеты, ракетные части и БЧ могут транспортироваться вертолетами типа МИ-6, В-12, МИ-8.

Тактико-технические характеристики комплекса «Точка-У»

Дальность стрельбы..............минимальная: 15 (15) км; максимальная: 70 (120) км
Скорость ракеты..................300-500 м/с
Стартовая масса..................2010 кг
Тяга двигателя..................9788 кгс
Время работы..................18-28 с
Подлётное время на максимальную дальность............136 с
Боевые части (БЧ).........массой до 482 кг, обычного, ядерного и химического снаряжения, согласно номенклатуре
Время подготовки к пуску........из готовности № 1: 2 мин.; с марша: 16 мин.
Масса пусковой установки (с ракетой и расчётом)...............18145 кг
Максимальная скорость передвижения ПУ с ракетой.......по шоссе: 60 км/ч; по грунтовым дорогам: 40 км/ч; по бездорожью: 15 км/ч; на плаву: 8 км/ч
Запас хода боевых машин по топливу (с полной загрузкой)............650 км
Технический ресурс боевых машин..................15000 км
Экипаж..................4 чел.

Постановлением Совета министров СССР от 4 марта 1968 года требовалось создать новый тактический ракетный комплекс для поражения точечных целей в глубине вражеской обороны. Требуемая точность попадания в цель отразилась на названии темы: «Точка». Головным исполнителем проекта сделали Коломенское конструкторское бюро машиностроения, а главным конструктором проекта назначили С.П. Непобедимого. Также определили другие предприятия, занятые в проекте: Брянский автозавод должен был сделать шасси для машин комплекса, ЦНИИ Автоматики и гидравлики – системы управления ракеты, а волгоградское ПО «Баррикады» отвечало за пусковую установку. Серийное производство самих ракет планировалось развернуть в Воткинске.


Заводские испытания первой версии «Точки» начались в 1971 году, а еще через два года развернули серийное производство. Но по ряду причин «Точка» была принята на вооружение только в 1976-м. Дальность пуска ракеты составила 70 километров, а отклонение от цели – не более 250 метров. Сразу после выхода «Точки» на испытания в ЦНИИ АГ начали работу над новой электроникой для модификации ракеты под названием «Точка-Р». Эта ракета должна была иметь пассивную радиолокационную головку самонаведения, однако в итоге было решено отдать противорадиолокационную нишу более легким ракетам. С 1989 года в войска пошел обновленный комплекс «Точка-У», в состав которого вошли новые ракеты 9М79М и 9М79-1. Кроме того, заменили новой и часть наземной аппаратуры.

В результате замены ракеты максимальная дальность поражения цели выросла до 120 км, а минимальная так и осталась на уровне 15-ти. Также значительно улучшилась точность – отклонение теперь не превышает ста метров, хотя в основном имеет куда меньшие значения. Так, на международной выставке IDEX-93 пять ракет «Точки-У» не промахивались более чем на 50 метров. Минимальная же ошибка была в пределах 5-7 метров. Такая высокая точность была достигнута применением новой аппаратуры наведения, имеющейся в самих ракетах 9М79М и 9М79-1. В отличие от предыдущих тактических ракет система наведения «Точки» всех модификаций обеспечивает корректирование курса на всем протяжении полета, вплоть до попадания в цель. Инерциальная автоматика управления ракеты состоит из командно-гироскопического прибора, дискретного аналогового вычислителя, автоматики гидропривода и набора датчиков. В первые несколько секунд полета, до достижения определенной скорости, управление ракетой осуществляется при помощи газовых рулей, а далее на всем протяжении полета корректировка курса производится при помощи аэродинамических рулей решечатой конструкции. Двигатель 9М79 работает на твердом топливе и имеет всего один режим. Цилиндрический блок топлива с продольными проточками запускается при помощи воспламенителя (брикеты специального состава и дымного пороха). Горение топливной смеси идет до встречи ракеты с целью – «Точка» является первым советским тактическим комплексом, где перед последним этапом полета не происходит отключение двигателя.

В оперение ракеты кроме четырех решечатых рулей входят четыре трапециевидных крыла. В походном положении все выступающие детали складываются, поворачиваясь относительно корпуса ракеты. Для ракет 9М79М и 9М79-1 разработано несколько типов боевой части различного назначения:
- 9Н39 – ядерная боевая часть с зарядом АА-60 мощностью 10-100 килотонн в тротиловом эквиваленте;
- 9Н64 – ядерная БЧ с зарядом АА-86. Мощность до 100 кт.
- 9Н123Ф – осколочно-фугасная боевая часть с 162,5 кг взрывчатого вещества и 14500 готовыми осколками. При взрыве на высоте 20 метров осколками поражаются объекты на площади до 3 га;
- 9Н123К – кассетная боевая часть. Содержит 50 осколочных элементов с 1,5 кг взрывчатого вещества и 316 осколками в каждом. На высоте в 2250 метров над поверхностью автоматика производит раскрытие кассеты, вследствие чего осколками засеивается до семи гектаров;
- 9Н123Г и 9Н123Г2-1 – боевые части, снаряжаемые 65 элементами с отравляющими веществами. Всего в БЧ умещается 60 и 50 кг веществ соответственно. Имеется информация о разработке этих головных частей, но о производстве или применений данных нет. Скорее всего, их не стали доводить и запускать в серию.

Также иногда утверждается, что существуют агитационные и противорадиолокационные головные части, но официальных данных по ним нет. Головная часть крепится к ракете при помощи шести болтов. В буквенно-цифровой индекс ракеты добавляется буква, соответствующая типу боевого блока – 9М79-1Ф для осколочно-фугасного, 9М79-1К для кассетного и т.д. В собранном виде ракета с неядерной боевой частью может храниться до 10 лет. По расчетам, для поражения батареи РСЗО или тактических ракет требуется затратить 2 ракеты с кассетной БЧ или четыре с фугасной. На поражение артиллерийской батареи требуется вдвое меньший расход боеприпасов. Для засеивания осколками и уничтожения живой силы и легкой техники на площади до 100 га должно уходить четыре кассетные или восемь фугасных ракет.

Пуск ракеты производится с машины 9П129М-1, выполненной на шасси БАЗ-5921. Аппаратура пусковой установки позволяет самостоятельно проводить все необходимые приготовления к пуску и расчеты, связанные с прицеливанием и полетным заданием ракеты. Старт может производиться практически с любой площадки достаточных размеров, а на приготовления к нему требуется около 16 минут в случае стрельбы с марша или 2 минуты из состояния готовности №1. Единственные требование к размещению пусковой установки касаются состояния поверхности площадки и размещения машины – цель должна находится в секторе ±15° от ее продольной оси. На свёртывание установки и покидание места пуска требуется не более полутора-двух минут. Интересен тот факт, что ракета (в походном положении размещается в грузовом отделении пусковой машины на подъемной направляющей) переводится на пусковой угол возвышения 78° только за 15 секунд до запуска. Это помогает затруднить работу разведке противника. Экипаж пусковой машины – четыре человека: начальник расчета, механик-водитель, старший оператор (он же замначальника расчета) и оператор.

Ракеты размещаются на пусковой установке при помощи транспортно-заряжающей машины 9Т218-1 (сделана на шасси БАЗ-5922). В ее герметизированном грузовом отделении может разместиться две ракеты с пристыкованными головными частями. Для погрузки ракет в пусковую машину на транспортно-заряжающей имеется кран и ряд сопутствующего оборудования. Погрузочные работы можно производить на любой, в том числе и неподготовленной площадке, на которой могут бок о бок стать пусковая и заряжающая машина. На перегрузку одной ракеты уходит около двадцати минут.

Также в состав комплекса входит транспортная машина 9Т238, отличающаяся от транспортно-заряжающей только отсутствием погрузочной аппаратуры. 9Т238 может одновременно перевозить до двух ракет или четырех головных частей в транспортных контейнерах.

За двадцать с лишним лет своей службы «Точке-У» довелось участвовать в боевых действиях всего несколько раз. Генерал Г. Трошев в своей книге «Чеченский излом» писал, что благодаря использованию этого ракетного комплекса удалось предотвратить уход террористов из села Комсомольское. Боевики пытались пройти между позициями армии и бойцов МВД, но ракетчики точным залпом накрыли их. При этом федеральные силы, несмотря на небольшие расстояния, потерь от удара «Точки» не понесли. Также в прессе были сведения о применении «Точек» по складам и лагерям террористов. Во время войны в Южной Осетии в августе 2008 года появлялась информация о применении российской стороной «Точек-У».

Несмотря на свой уже солидный возраст, тактический ракетный комплекс «Точка-У» пока не планируется снимать с вооружения. Существует версия, что случится это не раньше того времени, когда в российской армии будет достаточное количество оперативно-тактических «Искандеров».



Читайте также: