Бестиарий средневековья. Средневековый бестиарий: цветные и в горошек копытные

Кажется парадоксальным, что одним из источников современного жанра энциклопедии является жанр богословский, мифотворческий - в общем, средневековый во всех смыслах этого слова. Причиной этого, вероятно, является сама противоречивая природа бестиария, в котором удивительным образом переплелись античная догматика и средневековое метафорическое сознание.

Истоки: античность

Одним из отцов бестиария можно считать Аристотеля с его знаковым трудом “Historia animalium”, который не являлся бестиарием в полном смысле этого слова (данный жанр предполагает специфическую структуру, о которой речь пойдет ниже), но послужил источником сведений для средневековых авторов. Обширными сведениями как о реальных, так и о мифологических существах располагает “История” Геродота - к примеру, в ней мы видим одно из первых в истории упоминание грифона. В Александрии во 2 в. н. э. был составлен анонимный “Физиолог” (позднее это слово становится нарицательным и обозначает отдельный литературный жанр), содержащий подробное описание и реальных, и мифических животных.

До нас “Физиолог” дошел уже в средневековой, исправленной версии, в которую была добавлена “мораль”- урок, который мы можем вынести из наблюдения за данным существом. Стилистический анализ позволяет нам предполагать, что в первоначальной версии этих вставок не было. Так или иначе, “Физиолог” оказал значительное влияние на представление о мире фауны - текст был переведен на многие языки и считался авторитетным источником во многих культурах, в том числе в православном мире.

Вообще физиолог как жанр развивается параллельно с бестиарием. Принципиально важно не путать эти два понятия: физиолог является прямым предком современных энциклопедий, так как содержит исключительно научные (по крайней мере, на тот момент) факты и служит прежде всего просветительским целям.

Бестиарий же имеет гораздо более сложную и специфическую функцию. В статье мы постараемся проследить судьбу и бестиария, и физиолога, держа в голове это принципиальное различие.

Античную традицию нельзя считать в полном смысле идейной основой жанра бестиария, но именно она придала этому жанру законченность и особенный, во многом противоречивый характер, сочетающий в себе авторитетность и претензию на научность и творческую составляющую, связанную с метафорической природой содержания бестиария.

Отцы церкви и аллегория

Сам жанр бестиария как таковой зародился уже в средневековой Европе, причем из источника, казалось бы, далекого от научных изысканий античных ученых, - проповеди. Первые проповедники использовали аллегории, чтобы более наглядно донести до паствы свою мысль, и опирались они как на античные ученые труды (подавляющее число служителей церкви были грамотны, и многие знали и даже восхищались сочинениями великих язычников - свидетельства это можно найти даже в “Исповеди” Блаженного Августина), так и на Ветхий Завет, источник описания многих животных, как реальных, так и вымышленных. Средневековая культура учит нас тому, что из любой закономерности окружающей нас природы человек может вынести полезный для себя урок- иначе и быть не может, ведь все, что мы видим вокруг себя, создано Богом, и цель нашей жизни - внимать Его слову и повсюду находить следы Его воли.

Неграмотность подавляющей части населения Европы оказала огромное влияние на формирование не только средневековой культуры, но и средневекового сознания вообще. Среди доступных форм донесения информации были возможны только зрительные образы (поэтому мы встречаем в старых католических церквях так много изображений, иллюстрирующих Священное Писание: подобная форма позволяла любому прихожанину, не умевшему читать, быть знакомым с основными библейскими сюжетами и историями из жизни святых) или устные жанры.


Пеликан. Иллюстрация к манускрипту MS. Ashmole 1511 (XII-XIII вв.)

Очевидно, что богословие - не самая простая наука, поскольку оно занимается, в числе прочего, смыслом жизни, добром и злом и другими вопросами, однозначный ответ на которые принципиально невозможен. Донесение сложной мысли до масс в максимально доступной форме - целое искусство, которому частично была посвящена работа отцов Церкви. Именно эта необходимость породила невероятную популярность аллегорий - устойчивых иносказаний, значение которых каждый средневековый человек буквально впитывал с молоком матери. Любой крестьянин, видя изображение двух архангелов, точно знал, кто из них Гавриил, а кто Михаил (первый всегда изображается с лилией в руке, а второй - с мечом) и легко мог прочитать по фрескам на церковных стенах целую историю, из которой он непременно извлек бы для себя нравственный урок. То же и с устными проповедями: как мы с самого детства привыкли к тому, что лиса хитрая, а заяц трусливый, так и для средневекового сознания было очевидно, что единорог учит нас благочестию, а волк - осторожности. Поэтому бестиарий выполнял, с одной стороны, функцию справочника проповедника, а с другой стороны, был своеобразным авторитетным источником, исключающим разногласия между служителями церкви в данных вопросах.

В структуре бестиария отчетливо видна двойственная сущность происхождения этого жанра. Каждая статья состоит из двух частей: первая подробно описывает внешность, свойства и повадки животного, а вторая часть является своеобразным выводом, моралью, которую можно вынести из особенностей или поведения этого существа. Интересно, что речь идет не только о реальных свойствах, но и тех, которым современная наука не находит подтверждения. Например, в знаменитом “Физиологе” епископа Теобальда, одном из первых и самых авторитетных представителей жанра, говорится, что пантера во время охоты испускает из пасти аромат, привлекающий жертву. Такое представление о пантере нашло большой отклик и перекочевало во многие другие бестиарии, об этом свойстве упоминал даже Данте Алигьери в своем трактате “О народном красноречии”.

Донесение сложной мысли до масс в максимально доступной форме - целое искусство, которому частично была посвящена работа отцов Церкви.

Более того, речь не всегда идет о действительно существующих животных: наряду с реальными существами вроде льва, лисы, кита или ягненка, составители бестиариев могут рассматривать единорога, дракона или сирену, подробно описывая их внешность и повадки.

Интересно также то, как причудливо составители выстраивают отношения в животном мире: ни одно из животных не рассматривается само по себе, оно всегда взаимодействует тем или иным образом с другими животными или с человеком. В любой статье можно узнать, что привлекает это существо, кого оно боится (или кто боится его) и как можно использовать его шерсть, слюну или чешую.

Для наглядности рассмотрим отрывок из “Физиолога” епископа Теобальда (перевод мой):

Наблюдения за слоном

Воистину велики слоны, что родятся в далекой Индии,

Размером сравнимы они с высокими горами,

И подобны плывущим ладьям, когда бродят в поиске пищи -

Этим они никогда не заняты в одиночку.

Слон живет триста лет, принося лишь однажды потомство.

Мать выносит дитя сроком ровно два года.

Когда же приходит время явить миру чудо рожденья,

Мать ищет воды поглубже и разрождается стоя,

Дитя же падает в воды, ибо твердь сулит ему гибель.

Когда же слон утомлен, он ищет высокое древо

И дремлет в его тени, в прохладе и в сонной неге.

Однако не может лечь - не гнутся его колени,

И вынужден век свой длинный стоя он коротать.

Когда же лукавый охотник, приметив заветное древо,

Подрежет его незаметно, ловушку слону готовя,

И тот, уснув по привычке, придавлен деревом будет,

Трубить станет, чтобы на помощь пришли его кровные братья,

И те, почуяв опасность, с собой приведут слоненка,

Что мал, но собратьев умнее, и справиться сможет с бедою.

Один он придумает способ, как дерево можно поднять,

И братья, его послушав, спасут несчастного брата.

А если удастся волос слоновий зажечь, то дымом

Прогонишь и змей, и гадов других ядовитых навечно.

С тех пор, как Адам был изгнан из сада Господнего Рая,

Ни Моисей, ни пророки греха его не искупили.

Лишь Иисус, пришедший в мир наш из всех последний,

Малый и плотью слабый, - таким Господь его создал -

Смог нам спасенье дать, и слово Его так велико,

Что, словно дивный запах, гонит прочь грех и тьму.

Конечно, для проповедника реальность или вымышленность животного не имеет большого значения - ему важна именно аллегория, но известно также, что на протяжение нескольких столетий бестиарии имели большой авторитет и за пределами церковной среды и считались достаточно надежными источниками. Понадобилось много времени, прежде чем у науки выработался здоровый скептицизм по отношению к христианским сочинениям и появилась возможность четко разделять научный факт и религиозное мифотворчество.

История и дальнейшее развитие жанра

Один из известнейших на сегодняшний бестиариев - так называемый Абердинский бестиарий, английский документ, датированный 12 веком.

Интересно также то, как причудливо составители выстраивают отношения в животном мире: ни одно из животных не рассматривается само по себе, оно всегда взаимодействует тем или иным образом с другими животными или с человеком.

Этот бестиарий интересен прежде всего тем, что мы можем не просто изучать его текст, но и работать с иллюстрациями - манускрипт выложен в оцифрованной версии на сайте Абердинского университета.

В середине 13 века во Франции был написан “Бестиарий любви” неким Ришаром де Фуринвалем, являющийся весьма своеобразным литературным памятником: во-первых, статьи в нем объединены общей сюжетной канвой и логично вплетены в нее; во-вторых, аллегорическая часть каждой статьи отсылает нас не к христианской морали, а к отношениям между возлюбленными. Таким образом, "Бестиарий любви", хоть и является формально полноценным представителем жанра, на деле уходит от его основной функции.

Элементы жанра можно найти не только в европейской традиции. Широко известен древнекитайский трактат Шан Хай Цзинь, или "Каталог гор и морей". Это своеобразный географический справочник, описывающий территорию Китая и ее особенности, в том числе ее фауну. Здесь мы видим характерное для средневековых бестиариев сочетание реализма и фантастики: наравне с привычными нам животными мы встречаем девятихвостую лису, плачущую, как дитя, собаку с человеческим лицом и даже тигра с собачьей головой и лошадиным хвостом.

Своеобразный ренессанс бестиарий пережил в эпоху Великих Путешествий. Так, например, элементы жанра можно найти в записках Марко Поло.

Впрочем, очевидно, что основная функция бестиария умирает вместе со Средневековьем, поэтому большинство исследователей приходят к выводу, что последующие подражания и стилизации уже нельзя в полной мере считать представителями жанра.

Понадобилось много времени, прежде чем у науки выработался здоровый скептицизм по отношению к христианским сочинениям и появилась возможность четко разделять научный факт и религиозное мифотворчество.

В современной литературе всплеск интереса к мифологии (связанного, прежде всего, с популярностью жанра фэнтези) возродил также и интерес к бестиариям, особенно к их фантастической составляющей. Когда же на волне популярности Средиземья Толкиена начали появляться целые фентезийные миры со своей культурой, историей и географией, жанр бестиария получил свое очередное воплощение именно в рамках этих миров. Так появился “Бестиарий” Анджея Сапковского и книга “Волшебные твари и где их искать” Джоан Роулинг. В очередной раз сделаем оговорку, что данные произведения нельзя в полной мере считать бестиариями, поскольку основная функция бестиариев устарела. Если говорить точнее, эти произведения (по крайней мере, по своей форме) больше подходят под определение физиолога, хотя и его черты наследуют лишь частично (не будем забывать, что физиологи воспринимались как научная литература, а не как художественное чтиво).

Так или иначе, жанр бестиария, хоть и оказывается нежизнеспособным в современном мире, является интереснейшим литературным феноменом, открывающим перед нами еще одну из сторон удивительного, безграничного, таинственного мифа о Средневековье. ■

Александра Левина

В Средние века человечество еще плохо представляло себе не только самих людей, но и, главное, животных. Мир казался тогда большим, плоским и населенным чудовищами, великанами и неизвестными странными существами .

Bestiarum vocabulum (Слово о животных) стали появляться в XII-XIII веках. Любознательные авторы или, как еще их называли, физиологи описывали поначалу свои путешествия (недалекие, как может показаться, исходя из увиденного), связанные либо с войной, либо с религией (проповедники), либо с торговлей. В задачу авторов не входили цели современной зоологии или ботаники, бестиарии скорее были трактатами, в которых переплетались легенды и реальность. В бестиарии попадали рецепты снадобий, описания свойств камней и минералов - тоже, зачастую, выдуманные. Все это носило характер не просветительский, а назидательно-запугивающий.

Во всех бестиариях к краткому описанию того или иного зверя или чудища прилагалась иллюстрация, которую рисовал художник, подчас никогда не видевший животных, о которых шла речь. Краткость же объяснялась тем, что в средневековье, во-первых, труд писательский был довольно тяжелым - писали же не шариковыми ручками, кроме того не на родном языке, а на латыни. Во-вторых, краткость поощрялась, поскольку экономился ценный пергамент.

Многие путешественники записывали свои приключения в хроники, в которых тоже встречались, наряду с реальными историческими событиями, совсем фантастические. К примеру, в «Хронике» Альбрика ХIII века сообщается, что «в воскресение, после праздника святого Ремигия произошло затмение солнца, а в четверг на следующей неделе видели, говорят, летающего дракона».

Еще один хронист, Матвей Парижский, как и Альбрик, никогда не бывал на Востоке (хотя описывали оба именно Восток). Его перу принадлежит работа по историографии, основанная на трудах монаха из Вендовера и названная «Великие Хроники». Автор собственноручно иллюстрировал первый том, изобразив на страницах книги слона. У карты Палестины Матвей изобразил верблюда. Эту землю европейцы более-менее знали, хотя в описаниях тоже встречаются драконы, пожирающие людей и «всасывающие в себя волны». Но чем меньше было известно о территориях, тем больше возникало вокруг них слухов и легенд о чудовищах. И все чаще они встречались в рассказах хронистов, а оттуда попадали в бестиарии. Некоторые книги о путешествиях или посвященные описаниям той или иной страны непременно сопровождались списком чудищ и животных, обитающих в этих землях.

Интересно, что хронисты в своих текстах опирались не столько на свои личные впечатления, сколько на слухи, и лишь иногда ссылались на других хронистов, впрочем, точно так же писавших по слухам.

Замечательным примером описания по слухам служит книга Иоанна, епископа Султанайи, «Книжица о познании мира».

«Говорят, - пишет автор, - что там [на Кавказе] живут одноглазые, которые питаются человеческим мясом, собачьи, у которых одна половина собачья, а другая человеческая (...) И, как я слышал от людей, достойных доверия, по обе стороны гор говорят на сорока различных языках, враждуют между собой и одеваются по-разному».

Одной из задач бестиария было разделение животных на плохих - слуг дьявола, и хороших - символизирующих Христа. Животные зачастую описывались аллегорически, и воспринимать их нужно через призму христианства. Бестиарии поддерживали и блюли нравы (своеобразно, но, тем не менее), а потому достоверность этих книг оценивалась в последнюю очередь.

Отсюда необычные и смешные описания известных нам животных. Например, барсук - грязное животное, обитающее в горных норах. Один барсук копает, глотая землю, а двое других держат зубами палку. Когда землекоп наполняется «доверху», он цепляется за эту палку, и остальные барсуки вытаскивают его из норы для опорожнения...

Бестиарий

Боннакон - зверь, подобный быку, однако рога его не годны для защиты. Охотиться на боннакона не следует. Он способен выстреливать из-под хвоста поток экскрементов, летящих вдаль на большое расстояние и сжигающих все живое.

Бриллиант - если держать его в доме, то вас не потревожат демоны. Уничтожить бриллиант можно, только растворив его в крови козла.

Верблюд - пьет только грязную воду, способен терпеть жажду 3 дня и может жить до 100 лет, если его не увезти в другую страну, где он умрет от перемены воздуха.

Василиск - помесь петуха и змеи, вырастающая из петушиного яйца. Любит тепло и сухость. Своим запахом убивает змей, дыханием - птиц, а взглядом - людей. Может умереть только от укуса горностая.

Волк - если волк первым увидит человека, то человек потеряет голос. Если человек увидит волка раньше, то волк никогда не нападет. Чтобы отпугнуть волка, нужно снять с себя одежду и бить камнем об камень.

Гадюка - змея, которую невозможно зачаровать музыкой, так как она прижимается одним ухом к земле, а другое затыкает кончиком хвоста. В голове имеет драгоценный камень карбункул. Самка беременеет, когда самец засовывает ей свою голову в рот. Она ее откусывает и проглатывает. Созрев, детеныш гадюки прогрызает чрево матери и выбирается наружу, тем самым убивая ее. Укус гадюки очень ядовит - от него человек потеет кровью и вскоре умирает. Царица Клеопатра покончила жизнь самоубийством, укусив себя гадюкой.

Гиена - двуполая тварь, которая разрывает могилы и пожирает трупы. В ее глазу спрятан камень - если положить его под язык, то можно предсказывать будущее. Собака, наступившая на тень гиены, теряет голос.

Гуси - способны чуять запах человека лучше, чем любые другие животные. Именно гуси спасли Рим от нашествия галлов.

Жемчуг - растет в камнях, называемых устрицами. Иногда они открываются и впитывают свет Солнца, звезд и Луны. Из всего этого образуются жемчужины, которые, будучи растворены в росе, лечат любую болезнь.

Журавли - воюют с пигмеями и набивают себе желудки песком, чтобы быть устойчивее в полете. Когда вся стая спит, сторожевой журавль держит в лапе камень. Если он задремлет, то уронит его и тут же проснется.

Заяц - очень быстрое животное, способное менять свой пол. Зимой едят снег и становятся белыми.

Казарка - дикий гусь, растущий на деревьях. Когда птица достигает достаточных размеров, она отваливается от ветки и падает. Если дерево растет над водой, казарка уплывает в целости, а если над землей - разбивается насмерть.

Каладриус - белая птица, предвестник смерти. Если она смотрит вам в лицо, то вы выздоровеете, а если повернулась задом - умрете.

Катоблепас - четырехногий бык, голова которого так тяжела, что он может смотреть лишь в землю. От этого его глаза налиты кровью. Каждый, кто посмотрит в них, умрет.

Крокодил - чудовище, которое горько плачет всегда после того, как съест человека.

Ласточки - покидают здания непосредственно перед тем, как они рухнут.

Лев - царь зверей. Спит с открытыми глазами, заметает следы хвостом, боится белого петуха, ест в один день, а пьет в другой. Заболев, пожирает в качестве лекарства обезьяну. Самец и самка совокупляются не как животные, а как люди - лицом к лицу.

Левкрота - помесь львицы и гиены, имеющая лошадиную голову и широкий рот от уха до уха. Вместо отдельных зубов у левкроты на каждой челюсти растет цельная кость.

Летучая мышь - нечистая птица с зубами, производящая птенцов не из яиц, а прямо из своего чрева.

Лягушки - мелкие водные твари. Особи, живущие на суше, погибают, едва попав под дождь.

Мандрагора - целебный корень, похожий по форме на человека и растущий на востоке, рядом с раем. Верещит, когда его вытаскивают из земли. Каждый, кто услышит этот крик, умирает или сходит с ума. Поэтому мандрагору выкапывают следующим образом - привязывают к ней голодную собаку и манят ее издалека куском мяса. Слонихам, чтобы забеременеть, необходимо отведать этого корня.

Медведь - свирепый зверь, спящий зимой так крепко, что его можно ранить до крови, а он все равно не пробудится. Медвежата рождаются бесформенными кусками мяса, но мать вылизывает их, придавая нужный вид. Самец и самка спят в берлогах раздельно, выкопав меж собою борозду.

Муравьи - насекомые, выступающие стройными рядами и несущие в своих ртах зерно (если у одного муравья нет зерна, он попытается отнять его у другого), которое потом складывают прозапас на зиму. Эфиопские муравьи имеют вид собак и копают песок, добывая оттуда золото.

Мышь - самозарождается в земле, из гумуса, отсюда и ее имя (mus).

Обезьяна - тварь, которую еще зовут simia, поскольку она очень похожа (англ. - similar) на человека. Любимых детенышей носит в руках, нелюбимых - на спине. Однако если ее преследует охотник, она бросает любимое чадо, чтобы освободить руки, а нелюбимое, таким образом, спасается.

Онагр - осел, кричащий 12 раз во время равноденствия. Вожак стада откусывает половые органы молодым онаграм, чтобы те, повзрослев, не составили ему конкуренцию.

Попугай - птица, которую можно научить говорить по-человечески в юном возрасте. Старую, впрочем, тоже - для обучения ее следует бить по голове железным прутом.

Пчелы - мельчайшие из птиц. Развиваются из червей, живущих в падали (особенно - в телах крупного рогатого скота).

Рысь - пятнистый волк, моча которого затвердевает в драгоценный камень наподобие карбункула. Рысь засыпает ее песком, чтобы человек не мог найти сокровище.

Саламандра - ящерица, которая так холодна, что может спокойно находиться в огне и даже потушить его. Из ее шкуры делают огнестойкую одежду.

Скорпион - червь с ядовитым жалом на хвосте. Ранит человека куда угодно, но только не в ладонь.

Слоны - их ноги лишены колен, поэтому, упав на землю, слоны больше не могут подняться. По той же причине они спят, прислонившись к дереву. Чтобы поймать слона, охотнику нужно лишь подпилить ствол.

Сова - грязная птица, которая гадит в своих собственных гнездах и летает задом наперед.

Удав - огромная змея, живущая в Италии. Для питания ей нужен скот. Она не проглатывает коров, а обвивает их кольцами и доит, причем иногда отнимает так много молока, что жертвы умирают.

Хорек - грязное животное, зачинающееся подобно гадюке (через голову во рту) и рождающееся из ушей матери: справа выходит самец, слева - самка.

Ящерица - если слепнет от старости, то выползает из норы и смотрит на Солнце, которое быстро сжигает пелену на ее глазах.

Странные, страшные, мистические и чудесные создания населяли мир средневекового человека. Жутковатые обитатели средневековых бестиариев. Уродливые фигуры, сидящие на карнизах соборов. Зловещие тени, прячущиеся в глубине церковных хоров. Вервольфы, оборотни, амфисбены, василиски, химеры, мантикоры и единороги. В средневековой литературе различных жанров, бестиариях, энциклопедиях, в записках путешественников и миссионеров весьма часто описываются экзотические человекообразные и зооморфные существа.

Они воспроизводятся в иконографии, скульптурах романских и готических соборов, книжных миниатюрах того времени.

И сегодня о них написано множество художественных и даже научных книг, снято немало щекочущих нервы фильмов. Между тем факты из описанных как быль историй свидетельствуют о происшествиях, перед которыми многие из фильмов ужасов выглядят детскими сказками, рассказываемыми перед сном. На страницах потускневших от времени летописей порой можно найти упоминания о многом, что кажется чудесным, невозможным и необъяснимым.

В изображении всяких загадочных и странных созданий проявилась существенная черта образа мышления Средневековья: его любовь к чудесному и фантастическому. Средневековое воображение заселяло чудовищами дальние и неизведанные территории. География химерического концентрировалась на Востоке. Обитая, вообще-то, по всему свету, чудовища явно предпочитали Индию и Эфиопию (сливавшиеся в воображении средневекового человека почти воедино). Индия вообще со времен Александра Македонского рисовалась страной чудес. Однако сама традиция не ограничивается средневековым периодом — ее истоки следует искать ранее. Своих чудовищ Средневековье унаследовало в основном от античности. Версии можно видеть на арабском Востоке (рассказы о Синдбаде-мореходе), в позднесредневековой живописи (полотна Босха и Брейгеля).

Уже древние греки сублимировали многие инстинктивные страхи в образах мифологических чудовищ — грифонов, сирен и т. д., но также рационализировали их вне религиозной сферы: античные писатели придумали расы чудовищных людей и животных, которыми они заселили далекий Восток. Геродот в своих «Историях» рассказывал о сатирах и кентаврах, о красных муравьях-золотоискателях исполинского размера, о змеях с крыльями летучих мышей и пр. В IV веке до н. э. греческий писатель Ктесий Книдский описал сказочных чудовищ Индии. Около 300 года до н. э. другой грек — Мегасфен — собрал в трактате об Индии известные его времени сведения о чудовищах. В этих сочинениях впервые появляются описания диковинных народов и существ, которые потом будут так долго волновать воображение людей европейского Средневековья.

Здесь и обитающие на Востоке безротые существа, питающиеся запахом жареной рыбы и цветочным ароматом (леуманы), и люди с длинными ушами и одним глазом, и люди с головой собаки, из пасти которых вместо человеческой речи вырывается собачий лай (киноцефалы). Средневековый человек не только не мыслил себя в отрыве от своих чудовищ — он даже признавал свое родство с ними. Было известно, что фавны — прямые потомки древних пастухов, а киноцефалы и вовсе наши братья по духу. Обсуждая с пресвитером Римбертом животрепещущий вопрос о том, стбит ли крестить псоголовых, монах Ратрамн приходит к выводу, что, конечно же, стоит: ведь они по всем приметам обладают мыслящей душой и представлениями о нравственности 1 .

Сведения этих писателей почти полтора тысячелетия были единственным источником знаний об Индии и других азиатских странах. Их позаимствовали в I веке Страбон и Плиний Старший в качестве основы географических описаний, а в III веке писатель Юлий Солин составил компиляцию из всех таких сочинений — «Собрание достопамятных вещей». В Средние века описаниям чудовищ были посвящены произведения специального жанра, так называемые бестиарии, повествующие о животных — вымышленных и реальных. Эти рассказы о чудовищах сопровождались толкованиями в духе христианской символики. Традиции античной «химерической» гибридизации в них иногда перекликаются с христианской догматикой.

Например, трое из четырех евангелистов ассоциировались с животными: Иоанн — орел, Лука — бык и Марк — лев (символом Матфея был ангел). Заметим, что среди всех реальных животных наибольшую популярность в готических бестиариях имел лев. Образ этого существа некогда служил метафорой для восхваления ассирийских и персидских царей. Христианская церковь унаследовала эту традицию, отождествляя льва с Христом — «королем иудейским». Богословы сравнивали льва, который якобы заметал свои следы хвостом, со Спасителем, незримо странствующим среди людей. Считалось, что если львица родит мертвых львят, то через три дня к ним придет отец-лев и оживит их.

Еще одним распространенным поверьем было то, что больной лев мог исцелиться, съев обезьяну (олицетворение зла в раннехристианском символизме). И наконец, люди полагали, что лев всегда спит с открытыми глазами, представляя собой образец бдительности и осторожности, — именно поэтому статуи львов охраняли памятники, могилы и входы в церкви, а также удерживали в зубах дверные ручки-кольца. Однако готический лев также мог обозначать и нечто негативное. Так, если львиная голова украшала дверные пороги либо держала в зубах ягненка, такой «царь зверей» был воплощением дикой злобы (в определенных случаях — гордыни, одного из смертных грехов). Другие символические животные из готического бестиария — овен (пастырь, ведущий стадо), собака (преданность), лиса (хитрость, искусность, реже — смерть), обезьяны (грехопадение человека), коза (всеведение) и козел (плотский грех).

Описания животных черпались в основном из «Естественной истории» Плиния Старшего. Другой источник этих заимствований — возникший в Александрии во II веке «Физиолог», содержащий 49 рассказов об экзотических животных, деревьях, камнях и пр. В частности, эти сочинения были широко использованы Исидором Севильским в его «Этимологиях». В XII-XIII веках описания чудовищ становятся неотъемлемой частью энциклопедически) трактатов (получавших название «Образ мира» или «Зерцало») Цель подобных сочинений — воссоздать естественную историк мира со дня творения. В них включались специальные разделы с далеких странах, в частности об Индии, с соответствующими описаниями чудовищ. Так, например, разделы «О чудовищах» или «0(Индии и ее чудесах» можно найти у Рабана Мавра, Гонорш Августодунского, Винцента из Бове, Альберта Великого, Гервасю Тильберийского, Варфоломея Английского, Брунетто Латини и др. В эпоху крестовых походов хронист Фульхерий Шартрский и писатель Жак Витрийский увлекались описанием сказочных животных, которых крестоносцы не замедлили открыть в Святой земле. В литературе того времени можно ознакомиться с генеалогией монстров, их физиологией и анатомией, особенностями поведения питания и размножения. Даются и практические советы: как правильно охотиться на чудовищ (хелка надо ловить, когда он спит, убить можно не иначе, как разрубив ему голову) и как использовать различные части их тел (там, где будет сожжен клок шерсти крохотного слона, никогда не появится дракон, а пепел оноса, смешанный с его же кровью, — эффективное средство от сумасшествия и камней в мочевом пузыре).

Например Борхес в своей «Книге вымышленных существ» писал: «По своему многообразию мир фантастических существ дол жен был бы превосходить реальный, ведь фантастическое чудовище — всего лишь комбинация элементов, встречающихся у живых существ, а количество таких комбинаций практически бесконечно. Мы могли бы произвести на свет бесчисленное множество существ, созданных из рыб, птиц и рептилий. Нас ограничивали бы только два чувства — пресыщение и отвращение. Общее число чудовищ велико, но подействовать на воображение могут совсем немногие. Фауна людской фантазии гораздо беднее фауны Божьего мира».

Теренс Хэнбери Уайт – английский писатель, получивший всемирную известность за свои произведения, написанные по мотивам легенд о короле Артуре.

Родился 29 мая 1906 года в индийском городе Бомбее, где в то время служил его отец. Для получения приличного образования его отправили в метрополию, и он поступил в колледж Чилтенхем, а затем продолжил обучение в Куинс-колледже в Кембридже, который окончил со степенью бакалавра по истории английского языка в 1928 году. После этого несколько лет работал воспитателем в частной школе Стоу.

Страстный натуралист, Уайт увлекался охотой, в том числе и ястребиной, и рыбалкой, что отразилось в его литературных трудах. Во время работы в Стоу он выступал со статьями в местной газете, затем напечатал автобиографическую повесть, принесшую ему известность. За ней последовало несколько десятков повестей и рассказов.

Однако главным своим делом он считал тетралогию о короле Артуре и его эпохе. Первая же повесть – «Меч в камне» (1936) – сразу вошла в число бестселлеров. Вдохновленный успехом, Уайт уволился из школы, поселился на острове Олдерней, где почти безвыездно прожил до конца Второй мировой войны. Лишь в 1946 году по рекомендации врачей переехал в Грецию.

Настоящий успех пришел к нему в 1939 году, когда повесть «Меч в камне» вышла в американском издательстве «Патнем». За два года было распродано 40 тысяч экземпляров книги. На Бродвее поставили мюзикл, прошедший 873 раза, а на киностудии Уолта Диснея сняли одноименный мультфильм. За этой повестью последовала другая – «Лесная колдунья» (1939), затем третья – «Провинившийся рыцарь» (1940) и четвертая – «Свеча на ветру» (1958). Пятый роман цикла «Книга Мерлина» вышел уже после смерти автора в 1977 году.

Параллельно с написанием романов Уайт занимался научной работой, выступал с лекциями в различных университетах. 17 января 1964 года, возвращаясь после поездки по американским университетам, он внезапно умер на борту судна в Пирее.

Работа над книгой о животных (бестиарий) продолжалась более десяти лет. Уайт не только перевел средневековую латинскую рукопись, но и снабдил ее подробными комментариями. Структурно книга представляет собой как бы два издания – оригинальный средневековый памятник с подлинными рисунками и научный труд, в котором Уайт вводит читателя в мир средневековой книжности. Он увлекательно рассказывает о создании памятника, работе переписчиков и комментирует текст. Изящные, порой ироничные, но всегда точные и емкие комментарии сделали книгу прекрасным справочником, адресованным всем, кто интересуется культурой европейского Средневековья.

Сергей Федоров


Средневековый бестиарий.

Что думали наши предки об окружающем их мире

Обращаясь к древней традиции, современный исследователь обычно воспринимает ее как сон. Однако зачастую такой сон отображает реальность, наступающую после пробуждения.

Т.Х. Гекели

Как послушные дети прикроем наготу нашего отца завесой должного толкования.

А. Росс

Часть первая
ЗВЕРИ


Из бугра
Рождающего выпростался лев
До половины, лапами скребя,
Он туловища остальную часть
Освободил при помощи когтей
И, вырвавшись, как будто из оков,
Косматой, рыжей гривой стал трясти.
Кротам подобно, ирбис, леопард
И тигр, буграми почву разбросав,
Карабкаются из глубоких нор;
Из-под земли ветвистые рога
Олень проворный кажет. Бегемот,
Крупнейшая из тварей земнородных,
Из вязкой формы глиняной с трудом
Освобождает непомерный груз
Своих телес огромных. Как ростки,
Над почвой овцы с блеяньем взошли
Курчаворунные. Гиппопотам
И крокодил чешуйчатый возникли,
Колеблясь между сушей и водой.

Дж. Мильтон. Потерянный рай, кн. VII (пер. М. Лозинского )

ЛЕВ

Самый могущественный из зверей, способный противостоять любому нападающему. Строго говоря, само понятие «звери» первоначально использовалось для обозначения львов, леопардов, тигров, волков, лис, собак. Иными словами, тех животных, кто яростно нападает на жертву, используя зубы и когти. Их именуют зверями благодаря неистовству, поэтому часто называют «дикими» (ferns), поскольку от рождения они привыкли к свободе и руководствуются исключительно своими желаниями и потребностями.

Латинское наименование «лев» (leo) произошло от греческого слова leon, в переводе с латыни «король». Видимо, в нем отразилось древнее представление о том, что лев являлся королем всех животных.

Осознавая свою силу, он усмиряет свирепость по отношению к прочим животным, но, подобно настоящему королю, считает ниже своего достоинства иметь много жен.

Ученые отмечают три главные особенности льва.

Во-первых, он любит прогуливаться на возвышенностях, например по вершинам гор. В случае преследования охотниками он, почуяв их запах, заметает свой след хвостом, и те не смогут его выследить.

Именно таким образом наш Спаситель (то есть Духовный Лев из колена Иудина, древа Ессеева, Возлюбленный Господь, Сын Бога), посланный Отцом, вошел в лоно Девы Марии и своей мученической кончиной искупил грехи человечества.

Не ведая о Его божественной природе, дьявол (извечный враг человечества) дерзнул искушать Его, будто Тот простой человек. Даже ангелы, находившиеся на высоте, не распознав Его след, говорили тем, кто собирался отправиться с Ним, когда Он продвигался к своей награде: «Кто этот Царь Славы?»

Вторая особенность льва, когда он спит: кажется, его глаза открыты. Таким же образом наш Господь, почивая в телесном обличье, был похоронен после распятия, в то время как Его божественная сущность бодрствовала. В Песни песней говорится: «Я сплю, а мое сердце бодрствует» (Песн., 5, 2, 4). Или в Псалтири: «Дремлет и не спит хранящий Израиль» (Пс., 120: 1–8).

Третья особенность – львица рождает детенышей мертвыми, и они остаются безжизненными в течение трех дней, пока пришедший отец не дыхнет им на морды, после чего они оживают1
Э.П. Эванс дает понять, что он оживляет их рыком.

Точно так же поступил и Отец наш всемогущий, воскрешая на третий день из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Процитируем Иакова: «Он уснул как лев и львенком пробудился».

По отношению к людям природа львов такова, что они не выходят из себя, пока их не ранят.

Всякому здравомыслящему человеку следует на это обратить внимание. Ведь и люди гневаются, если с ними поступают подобным образом, и травят невиновных, вопреки христианским законам, запрещающим наказывать виновных.

Напротив, и это подтверждается множеством примеров, львы проявляют жалость к падшим, поскольку щадят тех, кто падает ниц2
Доктор Джонсон поведал интересную историю про одного из предков мисс Трейл, не подозревая, что ее взяли из бестиария. Итак, предком мисс Трейл был сэр Генри Солсбери, носивший на своем щите изображение «баварского льва». Побежденный им в битве противник распростерся перед ним со словами: «Sat est prostrasse leoni» (склоняюсь перед львом). Восхищенный столь тактичным и уместным высказыванием, сэр Генри пощадил своего врага, что говорит о возможном знакомстве обоих сражавшихся. Вероятно, впоследствии сэр Генри так часто повторял эту историю, что она впечатлила его домашних и стала передаваться из поколение в поколение как семейная легенда и дошла до мисс Трейл.

Они также позволяют таким пленникам возвращаться обратно в свои стаи. Кроме того, они чаще охотятся на мужчин, чем на женщин, и не убивают детей, за исключением тех случаев, когда действительно голодны.

Более того, львы избегают переедания, во-первых, потому, что принимают пищу и воду в разные дни. Если усвоение пищи не происходит, они могут обойтись лишний день без еды.

Во-вторых, когда они съедят слишком много, то аккуратно запускают лапу в рот и соответственно вытаскивают мясо. Рассказывают, что, когда им приходится убегать от кого-либо, они осуществляют то же самое действие, если перед этим поели.

Признаком возраста, наступления старости у львов становится недостаток или отсутствие зубов. Львы спариваются сзади, точно так же, как рыси, верблюды, носороги, тигры и гиены.

(Сэр Томас Браун пишет в своих «Общественных заблуждениях»: «Мы вовсе не хотели оскорбить сторонников королевской власти в Англии приводимым описанием льва и единорога. В таком положении им было бы трудно совокупиться, ибо, согласно описанию Аристотеля, львы, лисы, рыси и другие животные во время спаривания занимают совершенно противоположное положение, при котором самец залезает на самку.

Как правило, такой способ соития не свойствен зайцам, ибо существует множество способов спаривания, отличающихся по формам и различным устройствам. Одни пары делают это сбоку, как черви, другие циркулярно или осложненно, как змеи. Некоторые ничком, то есть контактно, касанием друг друга нижними частями. Обычно подобным образом поступают дикобразы, ежи, а также каракатица и крот.

Иные используют смешанный способ, иначе говоря, самец взбирается на самку или прикладывается к внешним ее частям в области зада, как поступают четвероногие животные. Другие вообще не касаются друг друга, подобно ракообразным животным, лобстерам, креветкам и моллюскам.

Таков постоянный закон соития, они его никогда не нарушают. Только человек, возможно, действует разнообразнее, руководствуясь не особенностями своего вида, а собственным разумением, проходя через аномалии и оставаясь смелым не только в действии, но и в выражении непостоянных способов похоти».)

Говорят, что обычно львица приносит от трех до пяти детенышей. Небольшие, с курчавыми гривами, львята миролюбивы, подросшие, с прямыми гривами, отличаются свирепым нравом. На настроение малышей указывает их оскаленная морда и бьющий по бокам хвост. Их храбрость коренится внутри, стойкость выражается внешне. Львы боятся резких звуков, например скрипа колес, но более всего огня.

Когда львица впервые приносит приплод, он составляет пять детенышей. В последующие годы их количество постепенно уменьшается. Впоследствии она рожает только одного львенка, после чего утрачивает способность к деторождению и навсегда остается бесплодной. Лев никогда не съест вчерашний обед, скорее останется голодным3
Таков королевский нрав особи.Не охотиться на того, кто кажется мертвым.Шекспир. Как вам это понравится

Какое же животное осмелится заявить о том, что является врагом льву? Ведь его рык сам по себе внушает такой ужас, что многие убегают, едва заслышав его голос, падают оглушенные и побежденные его силой!

Известно, что больной лев ищет обезьяну, чтобы ее съесть, надеясь после этого выздороветь.

Лев боится петуха, особенно белого4
На форзаце изображен лев, удовлетворяющий разные свои привычки.
Во-первых, поедающий обезьяну с целью излечения от болезни.
Во-вторых, восстанавливающий свои силы.
В-третьих, испытывающий ужас при виде белого петуха.
В-четвертых, на горе, размахивая хвостом.
В-пятых, спящая с открытыми глазами львица с тремя нерожденными детенышами.
В-шестых, дышащий на детенышей.

Хотя лев и король зверей, он боится крошечного жала скорпиона, его может убить и яд змеи.

Нам доводилось читать о маленьких существах, называемых леонтофонтами5
Альдрованд заявляет, что никто не смог привести точного описания этих животных, так чтобы охарактеризовать, он же предлагает отнести их к насекомым или растениям. Встречается растение, именуемое пасленом, оно также известно как арника, связывается с леопардом. Одуванчик (dent de lion, зуб льва) относится к роду Leontodon.

Которых люди добывают и сразу же сжигают, чтобы получить пепел, считающийся смертельным ядом для львов. Они посыпают этим пеплом мясо и разбрасывают его на перекрестках и в тех местах, где много львиных следов, чтобы львы сожрали или, по крайней мере, попробовали его. Соответственно, лев инстинктивно преследует этих существ с ненавистью, при первой же возможности разрывая их, пользуясь своей силой и мощью своих лап.

ТИГР

Получил свое имя за проворство, ведь стрелы персов, греков и мидян называли за их скорость «тигриными».

Животное отличается красивой золотистой шкурой с множеством темных полос, храбростью и удивительной скоростью. В честь тигра называется река и считается самой быстрой из всех рек. Основное место обитания – Иркания.



Если тигрица обнаруживает пустое логовище, ввиду того что один из ее детенышей украден, она тотчас отправляется по следам вора. Похититель, даже если сел на стремительную лошадь, не сможет уйти далеко, поскольку уступает по скорости тигрице, и будет пойман. Поэтому, чтобы добыть тигренка, охотник пускается на следующую хитрость: увидев приближающуюся тигрицу, он бросает стеклянный шар, и она хватает его, увидев в нем свое уменьшенное отражение, которое принимает за собственного малыша.

Тогда она останавливается, надеясь забрать зверька. Однако вскоре понимает, что ее провели, снова бросается преследовать всадника, обуреваемая яростью, и почти настигает его.

Тогда он бросает второй шар, таким образом вновь останавливая тигрицу, у нее не возникают воспоминания о бывшей проделке, и она опять проявляет материнскую заботу. Вьется вокруг ложного отражения, ложится, намереваясь кормить шар. Так, повинуясь собственному долгу, она успокаивается и одновременно теряет своего детеныша.

ЛЕОПАРД

Устаревшее название – пардус6
Бартоломей Английский (1190–1250, ученый-энциклопедист) писал, что пард, пардус, барс – это та же пантера. «Барс не сильно отличается от пантеры, но все же у нее больше белых пятнышек». По сути, это леопард. Объяснение следующее: слова panthera и pardus обозначают леопарда на латыни. Эти названия стали известны в Англии до того, как там узнали о самих животных. Геснер соглашается с Бартоломеем и добавляет еще один вариант названия – pordalis.

Пестрые животные, очень быстрые и склонные к кровопролитию. Убивают любую добычу.



Леопарды рождаются от адюльтера львицы с барсом, так возникает третья разновидность животного.

Плиний замечает в своей «Естественной истории», что лев сходится с самкой барса или барс с львицей, но в любом случае рождается менее умный отпрыск, наподобие мула или гиены.

ПАНТЕРА

Существует животное, именуемое пантерой, имеющее действительно разнообразную окраску, самое прекрасное и исключительно дружелюбное. В «Физиологе» написано, что она считает своим врагом только дракона.



Насытившись, пантера прячется в своем логовище и спит. Через три дня она снова просыпается и испускает громкий рык7
«На третий день, когда она пробуждается, низкий, сладкий, гортанный звук исходит из ее пасти, вместе с ним извергается поток сладко пахнущего дыхания, более приятного, чем все ароматы трав и благоухание деревьев» (описание пантеры в «Книге Экстера»).
В 1656 году (сладко пахнувший?) порошок, называвшийся «пантера», продавался за два фунта.

Из ее пасти исходит весьма сладкий, напоминающий гвоздичный запах. Заслышав шум, животные следуют туда, откуда он доносится, и разносится сладостный запах. И только дракон, заслышав этот звук, бежит в подземные пещеры, объятый страхом. Там, не способный вынести запах, он впадает в спячку, будто умер.

Настоящая же пантера8
Заметим в этой связи один совпавший факт. В соответствии с древней легендой, настоящим отцом Иисуса был римский солдат по имени Пантера. Об этом пишет Э.П. Эванс в книге «Животный символизм в церковной архитектуре».

Господь наш Иисус Христос, освобождает нас от власти дракона-дьявола, спустившись с небес. Он воплощается в образе сына человеческого, помогая людям искупать грехи.

Замечание Соломона по поводу Христа в символической форме обозначилось в виде пантеры, отличавшейся таким множеством оттенков, что благодаря мудрости Господа Отца он является постижимым духом, воплощением мудрости, множеством, истиной, сладчайшим, кротким, неизменным, всемогущим, всевидящим.

Поскольку пантера прекрасное животное, Господь Бог говорит о Христе: «Он красивейший из сыновей человеческих».

Это доброжелательное животное, и Исаия восклицает: «Возрадуйтесь, о дщери Сиона, дщери Иерусалима: грядет Спаситель твой» (Ис., 62: 10–12).

Божественная сущность Пантеры-Христа проявляется во время поругания, бичевания, надругательства, оскорблений, несения тернового венца. Когда его распинают на кресте, закрепляя руки гвоздями, он получает для питья желчь и уксус, а его грудь пронзают копьем. После смерти он покоится в гробнице и опускается в Ад, где связывает Великого Дракона. Однако на третий день пробуждается и производит огромный шум, испуская сладость.

Так Давид воспевает Господа нашего Иисуса Христа, восставшего из мертвых: «И воззвал Господь, как если бы он спал столь могуче, как если бы он был опьянен вином»9
Фраза буквально звучит «crapulatus a vino». Скорее всего, псаломщик сэр Томас Браун одобряет использование в медицине жидкостей. «Нет ничего плохого в том, – заявляет он, – чтобы пить ее раз в месяц, это обычное удовлетворение чувствительности, поддерживающее физически и оказывающее целебное воздействие в виде опьянения».
Авиценна, врач, пользовавшийся непререкаемым авторитетом, чья вера запрещала вино, тем не менее оправдывает полезность легкой степени опьянения. С ним не соглашался Аверроэс, вместо опьянения предпочитавший веселье, фактически поступая так же, как и Сенека, и с ним соглашался Катон.
Иначе говоря, легкое возбуждение и постоянное похмелье от вина вроде того, что ощущали Иосиф и его братья, когда, как говорится в Библии, они были веселы или много выпили. Действительно, как писал Авиценна, от вина происходит облегчение духа, склонность к избыточности, как следствие – повышенная потливость и мочеиспускание.
Что же касается умонастроения, то от винопития наступает не только угнетение рассудка, но и обострение всех чувств и воображения. По мнению ученых, первобытные люди часто использовали подобные явления во время их жертвоприношений и религиозных церемоний. Христианская же мораль и учение Христа не допускает этого. На это указывает сэр Томас Браун, основываясь на записях XIV века, обнаруженных на форзаце Библии XIII века, находившейся в собственности сэра Сиднея Кокерелла:
Напившийся допьянаСначала плачет и радуется,Затем святой и разумный,В-третьих, нежный и влюбленный,В-четвертых, сильно глупеетИ становится полным дураком. Надеюсь, ни одна из отмеченных стадий «похмелья» не упоминается в тексте Священного Писания, как подтверждает наш Господь в процитированном здесь псалме, в отличие от его потомка Лота, который не продвинулся дальше простого обогрева.

И как только изойдет запах сладости изо рта пантеры, так все звери соберутся вместе, чтобы следовать за ней, как те, кто рядом, так и те, которые далеко. Так же поступают и евреи, иногда обладающие чувствительностью зверей, и те, кто находится рядом с Ним в связи с Законом, и те, кто далеки, то есть язычники, существующие вне закона. Все они, заслышав голос Христа, следуют за ним, говоря: «Слова Его для нас слаще меда». «Из уст Его исходит сладость, да благословит нас Господь вовеки!», «Мы следуем за Твоим ароматом». И далее: «Царь ввел меня в свою опочивальню».

Из сказанного сделаем вывод: Христос относится к нам как к малым существам. Наши души, обновленные в крещении, готовы следовать за его сладкими речами, освобождаться от земного ради небесного, чтобы правитель повел нас в свой дворец, в Иерусалим, божественный город добродетели, к горе всех святых.

Поскольку пантера животное с небольшими точками по всему телу, ее легко отличить по шарообразным пятнышкам рыжевато-коричневой, черной или белой окраски.

Она приносит потомство только один раз. Причина очевидна, когда три щенка зарождаются в лоне матери и начинают расти со временем, им не терпится выйти наружу. Поэтому они разрывают матку, в которой находятся, чтобы освободиться. Таким образом, выходят на белый свет, что сопровождается болью.

Вот почему, когда самку впоследствии снова оплодотворяют, она не стремится вновь испытать такую же боль и просто выталкивает семя наружу. Плиний замечает, что животные с острыми клыками не способны часто вынашивать детенышей, поскольку повреждаются изнутри, когда те начинают выходить наружу.

АНТИЛОПА

Одно из самых известных животных, тем более ни один охотник не может даже приблизиться к нему.

Имеет длинные рога, заостренные как пила, так что способно даже подрезать большие деревья и заставить их упасть на землю.

Испытывая жажду, отправляется к реке Евфрат и пьет воду. В тех местах повсюду встречается эрецин – невысокий кустарник с длинными гибкими веточками. Подойдя к нему, антилопа своими рогами начинает играть с ветками и вскоре запутывается в них. Когда после длительной борьбы не может освободиться, громко кричит. Услышав ее голос, охотник приходит и убивает ее10
Доктор Ансель Робин заявляет, что антилопу можно поймать, заставив ее вонзить рога в дерево, за которым прячутся охотники. Перед нами очень ранний вариант одной из историй об антилопе, сведения ошибочно восприняты не только Шекспиром, но и Чепменом и Спенсером.

И так поступает человек, создание Господа, который стремится быть сдержанным, целомудренным и жить духовной жизнью!11
В оригинале отсутствует страница, на которой описываются антилопы.
Евстафий Антиохийский в «Физиологе» именует антилопу «анторопс» и считает это слово заимствованием.
Удивительно, что Альдрованд не приводит никакого описания под этими названиями, что доказывает явную неполноту его труда в одиннадцати томах.
Возможно, оно обозначает лося, антилопу канна или северного оленя, но великий натуралист путается в разновидностях, выводя их под названиями Трагелаф, Таранд, Рангиферус, Альцида.
Ему писал Фабриций, отмечая, что у северного оленя отсутствуют заостренные в виде вил рога, он имеет расширяющиеся копыта, примечательные сами по себе. Более того, встречается множество оленей, которые сплетают свои рога или вонзают их в деревья, когда сдирают кору или сражаются друг с другом.
Кустарник эрецин следует перевести как «дерево антилопы», поскольку, как считали, он напоминает козла и оленя. Возможно, имелся в виду кустарник семейства вересковых (лат. ericaceae) или стланик (elfin wood), действительно растущие в тех районах, где обитает северный олень.



Два рога антилопы – два завета, с помощью которых вы можете искоренить в себе такие пороки, как адюльтер, внебрачную связь, алчность, зависть, гордость, убийство, клевета, пьянство, похоть и роскошь этого мира. После чего ангелы вознаградят небесными добродетелями.

Но остерегайся, о набожный человек, пут пьянства и не предавайся соблазну похоти, чтобы не оказаться в тенетах дьявола. Вино и женщины отвращают от Господа.

ЕДИНОРОГ-1

Фантастическое животное, которое греки называли носорогом12
«Он любит слушать, – замечает Шекспир в «Юлии Цезаре». – Носорога обманывают деревом, а человека – лестью».
На самом деле он смешивает единорога с антилопой, зверя с тигром.
Хотя обычно Шекспира воспринимают как гения и образованного человека, все же очевидно, ему не доводилось читать бестиарий. Его естественно-исторические знания основаны на личных наблюдениях или на том, что он подслушал в какой-нибудь сельской таверне. Допустим, услышал, как кто-то говорил, что тигры водятся в Гиркании («Макбет») или у слонов нет брачных союзов («Троил и Крессида»). Однако он редко ссылается на более древние сведения из бестиариев, равно как и не упоминает интересных зверей, знакомых, например, Мильтону, которые явно бы заинтересовали Шекспира, если бы тот знал о них.
Ему был не знаком ни один полный перевод латинского бестиария, чтобы по нему навести справки, в отличие от Тревиза, Дю Бартаса и Топселла. Похоже, Бен Джонсон прав, заметив, что незнание латыни помешало Шекспиру ознакомиться с источниками. «Полагаю, нам следует признать это как данность», – заявляет он. А.К. Томсон в книге «Шекспир и классики» (1952) утверждает: «Шекспир не уточнял сведения по De Generation Animalium.
Единорог часто вступал в схватку со слонами, и побеждал их, нанося удары в живот.
См. также статью «Единорог-2».

Впервые о единороге упоминает греческий историк Ктесий. Он описал фантастическое животное, которое якобы водилось в Индии: «Ростом больше лошади. Тело белое, голова темно-красная, глаза голубые. На лбу рог. Основание рога белоснежное, острие ярко-красное, середина черная. Порошок, соскобленный с этого рога, может спасти от смертоносного яда». Видимо, образ единорога появился под влиянием средневековой книжной традиции, где его облик приобрел традиционные фантастические черты, например три ноги, девять ртов и золотой рог.

Единорог – небольшое животное, будто детеныш с одним рогом в середине лба, необычайно подвижное, так что ни один охотник не способен поймать его. Все же его можно заманить по следующей схеме.



Девственницу подводят к тому месту, где прячется единорог, и оставляют одну в лесу. Увидев девушку, он вскоре прыгает к ней на колени и обнимает. Так удается его поймать.

Наш Господь Бог является духовным Единорогом, о котором говорится: «Ты возносишь, как рог единорога» (Пс., 91: 11). В другом псалме: «Щит мой, рог спасения моего и убежище мое» (Пс., 17: 4). Тот факт, что у него один рог, означает то, что он сам говорит: «Я и Отец одно». Или, в соответствии с апостолом: «Отец и сын единосущны» (Ин., 5: 17).

Говорят, он так быстр, и никакие Власти, Силы, Престолы и Господства не способны его удержать, равно как Ад не удержит его. Даже самый искусный дьявол не одержит победу над ним, не поймает и не поймет его. Все же, повинуясь исключительно воле отца, он снизойдет в лоно девственницы ради нашего спасения.

Описание единорога как небольшого животного с приятным обликом основывается на том, как он сам говорит о себе: «Учитесь у меня, потому что я добр и скромен сердцем».

Похож на подростка или козла отпущения, потому что сам Спаситель произведен по его подобию из греховной плоти, из-за греха он был осужден на грех.

Единорог часто сражается со слонами, побеждает их, раня в живот.

В русских легендах, духовных стихах и сказках единорог именуется индрик. «Индрик» – искаженное написание древнерусского «инорог» (единорог).

Индрик похож на коня с одним или двумя рогами. Чаще всего выступает как «всем зверям отец». Похожее описание встречается и в Голубиной книге:


Индрик-зверь, всем зверям отец.
Почему индрик-зверь всем зверям отец?
Потому индрик-зверь всем зверям отец,
А и ходит он под землею,
А не держат его горы каменны,
А и те-то реки быстрые.
Когда выйдет он из сырой земли,
А и ищет он супротивника.

В русских сказках индрика также изображают как подземного зверя, который ходит по подземелью, «словно солнышко по поднебесью». Соответственно, его считают хозяином всех подземных вод. Во многих сюжетах он выступает как противник змея, мешающего брать воду из колодца. В волшебных сказках образ индрика обозначает фантастическое животное, которое добывает главный герой. В некоторых версиях он выступает в роли похитителя, появляется в царском саду вместо жар-птицы и ворует золотые яблоки. Герой отправляется в подземное царство по его следам. Находит единорога, вступает с ним в бой, побеждает его. Покоренный единорог становится волшебным помощником героя и помогает получить желаемое.

РЫСЬ

Получила свое название, поскольку представляет собой разновидность волка (?????).



Животное распознают по пятнышкам на спине, схожим с теми, что у леопарда. Однако внешне рысь гораздо больше напоминает волка.

Говорят, моча рыси, затвердевая, превращается в драгоценный камень лигурий (камень демона)13
Лигурий всего лишь моча рыси. Исидор заявляет, что он представляет собой камень наподобие карбункула и на его формирование требуется семь дней.

Об этом известно и самим животным, о чем свидетельствует следующий факт: когда они испускают жидкость, стараются как можно глубже закопать ее в песок. Поступают подобным образом из-за некоего собственного внешнего устройства, опасаясь, что люди используют их испражнения в качестве украшения.

Плиний утверждает, что у рысей рождается один детеныш.

ГРИФОН

Представляет собой крылатое четвероногое животное14
Впадаешь в искушение воскликнуть вместе с Льюисом Кэрроллом («Алиса в Стране чудес»): «Если вам неизвестно, кто такой грифон, посмотрите на картинку».
Очевидно, грифон – животное мифологическое, вроде древнеегипетского сфинкса. Перешедшее в естественную историю, чудовище из Ассирии, где известны мифы о крылатом быке Сенмурве, объединившем небо и землю, в одном ряду с ним русский Симаргл или Гаруда из Махабхараты. Он просто одно из составных мифологических животных. Некоторые пояснения мы даем в приложениях. Даже святой Марк и святой Лука изображались крылатыми львом и быком.
Сэр Томас Браун попытался отождествить его с грифом-стервятником. Сегодня его имя стало собачьей кличкой, поэтому легче воспринять грифона сказочным животным, вроде загадочной птицы Додо из драмы Томаса Ловелла Беддоуза «Книга шуток смерти, или Трагедия шута» (1825).
Тем не менее заметим: грифон опасен, более ужасен, чем представляет себе Беддоуз. Не следует высокомерно относиться к животным, представленным в бестиарии, на что указал Бартоломей Английский: «Грифон во Второзаконии упоминается среди птиц. В глоссе сказано: у грифона четыре лапы, голова и крылья как у орла, а остальное тело как у льва. Грифоны обитают в Гиперборейских горах и очень враждебны по отношению к лошадям и людям. В свое гнездо они кладут камень изумруд против ядовитых зверей этих гор» («О свойствах вещей» (190: XII, 20).

Разновидность рожденного в Гиперборее или в гоpax. Внешне напоминает льва, глаза, крылья и клюв орлиные15
Библии отмечено: «И четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого. Первый – как лев, но у него крылья орлиные; и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему» (Дан., 7: 3–4).



Необычайно враждебно относится к лошадям. Способен также разорвать в клочья приблизившегося к нему человека.

СЛОН

Относится к животным, не стремящимся спариваться.

Полагают, он получил свое имя от греков из-за размеров, сравнимых с горой. Напомним, в греческом гора – eliphio.

В Индии иначе, известен под именем barrus из-за своего голоса, вспомним, голос называют «баритоном», турки же зовут «слоновый» (ebur), обозначая так кость его бивней. Нос называют «хоботом» (proboscis) по аналогии с кустами (bushes), ибо с его помощью он кладет себе в рот листья. Мильтон сравнивает хобот со змеей16
Неуклюжий слон.Усиленно старался их развлечь,Вращая гибким хоботом.Мильтон. Потерянный рай. Кн. 4, 347

Единорог

В христианстве единорог - это символ божественного единства, духовной власти и благородства, в связи с этим и становится он образом Христа.
Его белая окраска символизирует чистоту, то, что необходимо приобретать, следуя путями сыновей Божьих.

Единорог славит Папу Гонория IV.
"Пророческие видения Пап Римских". Англия 1300 г.

Но весь этот возвышенный символизм не мешал относится к этому животному эээээ..., ну потребительски что ли.
Всё дело в его роге: издревле его рогу приписывались лечебные свойства (в частности, считалось, что это лучшее средство от любых ядов).

Вообще единорог в Средневековье имел мало общего с белым конём с рогом во лбу. Роста он был небольшого, да и вида иного.
Прекрасный единорог на лапках из английского бестиария XIII века.

Немного об охоте на единорога...
Все авторы сходятся на том, что в качестве приманки нужна непорочная дева.
Тут сложная символика. Он - эмблема целомудрия.
Изображение первоначально было с Девой Марией, он ей голову на колени клал.
А потом трактовка расширилась и стали считать, что единорог голову на колени кладёт любой девственнице, поклоняется чистоте, устоять не может. Если не девственница его попытается подманить, убьёт.

Несчастный единорог, рядом дева, скорбно взирающая на эту жуткую сцену. Такая драма. Из Английского бестиария XIII века.

Злобный вьюнош пронзает копьём единорога.Англия, средина XIII века.

Вот только имеются существенные расхождения в облачении девы: в некоторых произведениях дева должна быть одета, в других должна быть с обнаженной грудью, в третьих обнажённой полностью.

И тогда единорог становится смирным... Мда... Способ поимки более чем интересный.
Попробуйте представить себя на месте единорога:)))
Тебя преследует толпа охотников, собаки лают, рога трубят. Короче: шум, гам, неразбериха.
И тут тебе под копыта сваливается обнаженная дева... Любой бы офигел и присмирел.

Всё та же сцена. Только здесь дева негодующая, возмущённая жестокостью охотника. Псалтирь Ормсби. Восточная Англия, конец 13-нач.14 века.

Дева, горозящая пальцем охотнику...Англия,13 век.

Хотя деве в данном бардаке тоже не сахар: как порой писано в бестиариях, что единорог прыгает в пазуху/или на грудь/ девы.
О_о жуть! Представьте, что такое животное, ошалевшее от преследования, с разбега прыгает тебе на грудь!.. Хорошо если сумеешь отвернуться от рога! Короче, какой- то варварский способ ловли...
Но пожалуй хватит о девах, теперь немного об образе единорога подробнее.

Книга судьбы. Италия, вторя половина 15 века.

В XV-XVI веках изображение однорогого зверя красуется на медальонах, гравюрах, шпалерах. на знаменах и гербах. Он незаменим там, где поэтизируется рыцарское служение даме, где славят верность и целомудрие. Единорог был очень популярен в эпоху средневековья и Возрождения. Единорогомания захлестывает мир.

Слава единорога поддерживалась не только поэзией.
На гербах многих сиятельных господ этот символ означал не их благородство или одиночество, а обычное для того времени метафорическое истолкование: от храброго мужа враги бегут, как яд от чудесного рога.
В эпоху Возрождения фигурка единорога частенько красовалась над аптеками.
Так-то вот.

Миниатюра на полях рукописи."Роман о Ланселоте".Франция, начало 14 века.

На Западе дракона всегда представляли злобным.
Одним из классических подвигов героев - Геркулеса, Сигурда, Св.Михаила, Св.Георгия - была победа над драконом и его убиение.
В германских мифах дракон охраняет драгоценные предметы.
В "Беовульфе"- англосаксонской эпической поэме, дракон стоит на страже сокровища три сотни лет.

Дракон довольного вида. Весёлый и бодрый. Английский бестиарий конца 13 века.

Тут откуда не возьмись
Появился вдруг...
Дракон, коего взяла оторопь от выхода такого вот нудиста обнажённого человека. Короче, испуганы оба.
Бестиарий. Франция,Lorraine (Метц),первая часть 14 века

Дракон лижет спящего человека, отравляя его прикосновением своего языка.
Здесь идёт ассоциация со сплетниками, кои тоже незаметно для людей травят их речами своими. Bestiaire d"Amour, начало 14 века.Франция,Lorraine (Metz)

Св.Иоанн в "Откровении" дважды упоминает дракона: "Древний змий, называемый диаволом и сатаною...".
Св.Августин в том же духе пишет, что дьявол - "это лев и дракон: лев по своей ярости, дракон по своему коварству".

Дракон и какой-то драконский собрат дружно держат меч, предвещая конец света. Внизу молящиеся люди. Сцена из Апокалипсиса. Англия. 1315-1325 гг.

Люди верили в реальность этого существа.
В середине шестнадцатого века дракон упоминается в "Historia Animaiium" Конрада Геснера, труде вполне даже научном. Время и только оно, сильно подорвало престиж дракона.

Дракон с мечом в лапе. "Пророчества римских пап".Италия 1600 год.



Читайте также: