Байкал замерзает зимой или нет. Зимний Байкал (58 фото)

Красноярский край с его безбрежной тайгой, безграничной тундрой, потаенными скалами и нехоженными просторами всегда становился местом притяжения для различных закрытых сообществ: староверов самых разных течений и толков, строителей бесклассового общества и бессчётных сект - все они в разные времена строили здесь свои общины и «города мечты». Сегодня расскажем о, пожалуй, самых известных из них – виссарионовцах, они же – последователи «Церкви последнего завета».

Рождение миссии
История одной из самых известных в России религиозных сект началась довольно банально. Жил в тихом городе Минусинске весьма бледный, но, как водится, горящий взором юноша по имени Сергей Тороп. Жил не то чтобы плохо, но как-то бессистемно: работал то слесарем, то электриком, то физкультуру преподавал, в общем, не складывалось у Торопа с делом жизни. К 1989 году все, вроде как, устаканилось: пошел Сергей работать в ГАИ, службу нес весьма успешно, и, может быть, дослужился б до майора, но именно в это время в моду на территории издыхавшего уже СССР вошли оккультизм, мистика и разного рода духовные поиски.

Фото: freelance-tomsk.ru

И затянуло Торопа мистическое болото, начал он по «аномальным» зонам разъезжать, искать тарелки, барабашек отлавливать, литературку разную почитывать и к девяностому году просветлел окончательно, уволился из ГАИ, целиком отдался поискам смысла жизни. Через год лихорадочной духовности Сергей Тороп почил в бозе, а вместо него Минусинск увидел прекрасноволосого учителя по имени Виссарион.

Первые шаги

«Либо я не изменю лик, который для меня истинный, либо я расстаюсь с деньгами, которые накопил», - томно вещает длинноволосый мужчина с отстраненным взглядом. На дворе 14 мая 1991 года, на экране телевизоров помидорного края первая телевизионная проповедь будущего властителя многотысячной секты. Проповедь нашла отклик в сердцах минусинцев, а потом и жителей сопредельных земель, и скоро Виссарион в ранге сперва доверенного лица Иисуса, а затем и в роли него самого едет по России и восточной Европе.

В 1992 году последователи получают собственное Священное писание под редактурой бывшего барабанщика группы «Ласковый май» Вадима Редькина. Книга представляет собой диковатую окрошку из Библии, Талмуда, Корана, Бхагавадгиты, учений Блаватской и Рерихов, густо приправленную марксизмом и размышлениями самого Виссариона. Вооруженная «Последним заветом» секта начинает с утроенной силой штурмовать мозги окончательно потерявшего ориентиры постсоветского гражданина.

Уже в 1995 году активисты общины начинают строительство в Курагинском районе Красноярского края экологического поселения Тиберкуль или «Обители рассвета». Местные власти выделяют под это дело 250 гектаров земли. Так появляется «Город Солнца».

Город де Сад

«Прилетит комета Нибиру, планету большей частью покроет песок, а в штате Невада США весной 2001 года произойдёт самовзрывание ядерных боеголовок», - пророчествует Виссарион, обещая грядущий апокалипсис и уничтожение всего неверующего в бога населения к 2007 году.

От мучительной гибели, естественно, есть спасение, нужно лишь укрыться в построенном последователями мессии Городе Солнца, куда не долетят боеголовки, не проникнет радиация, где не вырастут ядерные грибы, а почва не сплавится в стекло от невыносимого жара.

Принимают в поселение лишь вернейших и преданнейших. Для просто верных и преданных существуют поселки Черемшанка и Петропавловка. И если в сам град на горе посетителей пускают неохотно, да и добраться туда по тайге непросто, то в Черемшанке, а особенно в Петропавловке, всегда рады гостям.

Посетителей встречают бревенчатые дома и храмы в старорусском стиле, построенные среди безупречных английских газонов и живых изгородей. На чистейших улицах непрестанно улыбающиеся люди на велосипедах, в каждой избе мольберты и музыкальные инструменты. После грязи и тлена соседних, не сектантских, поселков контраст поразительный.

Жителям города нельзя есть мяса и рыбы, молочных продуктов, сахара, меда, поэтому в магазинах лишь крупы и экопродукты и, естественно, никакого алкоголя.

Житель поселка обязан платить десятину, причем каждый старается отдать побольше. Во все стороны света разъезжаются из селений на заработки строительные бригады, им всегда есть работа. Виссарионовцы не пьют, не ленятся, работают на совесть, приумножая богатства общины.

Но несмотря на все эти витринные прелести, есть у лесной безмятежной жизни и весьма зловещие признаки. Во-первых, конечно, лютый тоталитаризм, по сравнению с которым маоистский Китай - просто сборище анархистов. Властвующий над окрестностями живой бог может невозбранно разъединять семьи, отнимать имущество, изменять правила жизни всей общины по своему вкусу. Если завтра Виссарион прикажет убивать, многие из его последователей, даже не задумываясь, возьмутся за ножи.

Во-вторых, жесткая веганская диета, тяжелый труд и отказ от современной медицины влияют на здоровье членов общины не лучшим образом.

В-третьих, дети сектантов не получают образования и чаще всего не могут вести жизнь, отличную от выбранной родителями. Ну и наконец, главное: что будет, когда земной путь божества прекратится? Сейчас Виссариону 55, он бодр и крепок, но кто знает, что случится через 15-20 лет.

Куда смотрят власти?

Несмотря на двусмысленный характер Виссарионовских поселений, ни одной более или менее серьезной попытки задавить секту власть не предпринимала. 24 июня 1994 года «Община Единой Веры» без проблем была зарегистрирована Управлением юстиции Красноярского края. Потом не раз проходила перерегистрацию, а в 2000 году организация «Церковь Последнего Завета» была переаттестована Министерством юстиции РФ.

Причины такой лояльности называют разные: от поддержки на выборах губернатора Хлопонина до тайной веры властей в могущество Виссариона. Но, скорее всего, государство просто боится трогать крепкую и фанатичную организацию. В 1974 году в джунглях Гайяны в поселении Джонснтаун 918 участники секты «Народный храм», опасаясь атаки от государства, покончили жизнь самоубийством. С тех пор подобные организации без нужды стараются не трогать. Так что сколько еще простоит среди сибирской тайги город Солнца, никому не известно.

Фото Михаила Маклакова.

«Виссарион Христос» живет в Красноярском крае на горе Сухая. Последователи стараются почаще выбираться из деревень внизу и подниматься к нему на «гору» в «город солнца». Наш корреспондент отправился вместе с ними в «паломничество»

Гора - это что-то вроде монастыря для людей из виссарионовских деревень. «Что я давно на горе не был» — может сказать последователь, подразумевая, что духовная жизнь у него не ладится. Выбраться не так просто - нужно отнять два дня у домашнего хозяйства и потратить около 500 рублей на продуктовый набор (его передают принимающей стороне взамен съеденного). «Литургийная машина» — грузовик с надписью «star» на радиаторе - уходит из Петропавловки каждую субботу днем. В кузов строго по списку согласованному с горой набивается около 40 человек. Машина идет два часа, потом еще примерно столько же пешком в гору. И наконец вот он - «Город солнца»

Паломники в "Город солнца" входят строго через арку. Арка украшена надписью "прими надежду всяк сюда входящий". Каждый, кто входит совершает поклон. Массивная арка несоразмерна домишкам, в которых живут сами "горцы"


На территории города запрещено курить, пить и есть "убойную пищу". Дело в том что "горцы" стремятся сохранить в городе особое "энергоинформационное поле", которое создают Виссарион и образ жизни горцев


Но до того как попасть к вратам, придется пройти через КПП, на котором строгий юноша спросит — из какой деревни вы прибыли и как вас зовут. Если вы журналист, то одному по городу вам ходить нельзя, с вами всегда будет сопровождающий.


В центре города алтарь, последователи называют это место "природным храмом" или храмом под открытым небом. Вместо стен кустарник, в центре столб, напоминающая языческого истукана. Здесь молятся с одинаковой радостью как "матушке Марии" так и "земле матушке"


"Сотворим круг", — говорит присутствующим священник. Люди берутся за руки и вырабатывают любовь: "Да будет свет и мир небесам. Да будет свет и мир деревам. Да будет свет и мир всем живым существам"


Начало "литургии". Паломники собираются у столба, жрецы звонят в колокола. В полной тишине люди стоят с закрытыми глазами и представляют себе, что они "сливаются с учителем".


Ритуальное омовение


Когда все по возможности сольются, можно начинать восхождение к алтарю земли, который стоит на горе над городом"Священник" объясняет, что подъем является частью богослужения, и попросит соблюдать порядок и тишину. Периодически процессия останавливается и поет так называемые "псалмы" собственного сочинения "Летящий голубь мира из наших сердец он облетает землю, созывая всех, кто верит в сказку, в чудо, кто любит Христа". Или "Мне сегодня солнце светит и светло так на душе, потому что день волшебный, я с волшебником в душе...Потому что я с тобой, Учитель, потому что всех люблю"


Непонятно, зачем последователям нужны еще какие-то практики. Многие и так считают что всех любят, и, как поется в псалмах, соединились с "волшебником", "поверили в сказку" и теперь нужно ретранслировать произведенную "положительную энергию" по всему миру.


Когда люди подходят почти к самой вершине, наверху бьют в колокола. Мелодия не похожа на то, что звучит в православных храмах. Звон потусторонний и печальный, как долгие гудки парохода, заблудившегося в тумане


Наверху дует пронизывающий ветер. Окрестность как на ладони, видны облака тумана над болотами


Сознание перестает воспринимать произносимый текст как нечто цельное и осмысленное, через фильтр проходят обрывки: "бог наш золотой", "да пребудет таинство благодатное" "превращая дни наши в царство небесное"


"Священник" произносит несколько речей и "молится" перед "алтарем земли", стоя лицом к народу с поднятыми руками и закрытыми глазами. Все эмоции, которыми напитаны слова "молитвы" проходят через лицо "священника" как через экран телевизора. "Путь нити незримые, нити золотые, соединят наши сердца. Соединят в таинстве чудесном, таинстве благодатном, кое заповедано отцом, кое сотворим мы вместе во славу его. Пусть покров нежнейший и тончайший окутает нас любовью отца великим миром его. И пусть каждый из нас сотворит подобно господу слово мира, слово радости"


Я спросил одного из молодых последователей — в чем смысл "слияния". Он рассказал, что в этот момент уходит в свой воображаемый мир, где у него "я не могу представить себе как все хорошо", все "цветет и пахнет"


Вместе с паломниками поет хор "горцев". Все горцы выглядят молодо. Если человек по болезни или старости не может работать, его просят поменяться домами с кем-нибудь внизу. В руках "хлеба", которые должен благословить Виссарион, после чего все "причащаются" хлебом. Люди молятся о том, чтобы Виссарион вышел к ним, до последнего момента неизвестно — выйдет ли он в это воскресенье или нет


Трон расчехлен, зонт установлен, но "учитель" сегодня не вышел. По словам "апостола" Вадима Редькина, сегодня у Виссариона рожает жена, поэтому он не пришел. Жена, кстати, у него уже вторая. Первая уехала в Красноярск после того, как молодая последовательница стала сначала "помогающей" в доме, а потом и второй женой. В учении Виссариона это называется "треугольник" — сильное средство борьбы с "женским эгоизмом". Иметь двух мужей в общине запрещено


Петропавловка, последователями Виссариона здесь являются более половины населения. Для того, чтобы быть последователем не обязательно верить, что Виссарион — это Бог. В "Церкви последнего завета" даже Бога Творца не считают за Бога, не говоря уже о Христе или его "второй реинкарнации" Виссарионе


Рядом друг с другом стоят два магазина — "местный" и "семейный". Семейным управляет "единая семья Петропавловки"


Пять раз в день звучит "колокол" — работы останавливаются и люди "сливаются с учителем"


Дочка семьи последователей. Около 70-80 процентов детей впоследствии покидают общину. Больше трех детей семьи последователей рождают редко, поэтому основной прирост происходит за счет вновь приезжающих


Некоторые постройки удивляют своей архитектурой. Это — "китайский дом", использовался как гостиница


Храмы виссарионовцы рубят себе сами — в ЦПЗ поощряется занятие ремеслами


Внутреннее убранство храма висарионовцев


На "алтаре" православные иконы Богородицы, потир с изображением апостолов. Зачем нужен потир непонятно — последователи не приемлют алкоголя. Здесь же лежит "дар земли-матушки" — шишка


На стенах нет икон, вместо них картинки. На одной из них со стороны спины изображен голый мужчина в свободном полете. Я сначала подумал, что это сам Виссарион и именно в таком виде ему молятся. Оказалось просто рисунок Виссариона


Само "богослужение" происходит вечером. Над Петропавловкой густой туман, в темноте горят разноцветные фонари, установленные последователями вокруг храма


В храме хор славит Виссариона. "Святый божий свет к нам с небес струится. Святый божий свет, нежный и лучистый. Святый божий сын, к нам с небес снисходит. В святый божий мир нас собой уводит Великою тайной слияния с миром своим"


Собственно сам “новый мессия, Сын Божий, проводник Духа Святого Великой Мудрости Творца — Виссарион”. Перед портретом как перед иконой ставят свечи


Днем можно дойти и до православного храма в соседней деревне Черемшанке


Храм в честь иконы Пресвятой Богородицы "Целительница" небольшой, максимум на 40 человек. Впрочем, черемшанская община из 15 человек чувствует себя здесь вполне комфортно


Настоятель храма священник Алекий Решетников, друг детства Виссариона. Помимо черемшанского, у отца Алексея еще два храма. Перемещается между ними батюшка на общественном транспорте или с помощью благодетелей — своей машины у священника нет. Ни при одном из трех храмов нет и дома, поэтому отец Алексей живет с женой и двумя детьми на съемной квартире.

Рассказывает Денис Мукимов: «Этот населенный пункт вы не найдете ни на одной карте мира. На самом деле правильное название этого места - Обитель Рассвета. Словосочетание «Город Солнца» придумали журналисты. До недавнего времени «Обитель» нигде не была официально зарегистрирована в качестве населенного пункта, но сейчас она вроде как стала считаться отдаленным микрорайоном деревни Жаровск».

(Всего 48 фото)

1. Город Солнца с вершины горы Сухая. Живут в поселении исключительно только последователи Церкви последнего завета. Город Солнца был задуман как уникальное экологическое поселение, в котором люди будут жить в согласии с природой и духовно развиваться в согласии с учениями Виссариона.

2. Последователи Виссариона стараются почаще выбираться из деревень в округе (Петропавловка, Черемшанка, Гуляевка и др.) и ездить в Город Солнца на литургию и встречу с самим Учителем (так называют Виссариона). Чтобы добраться до заветного места, сперва мы ехали 80 км по грунтовке до деревни Петропавловка Курагинского района Красноярского края, а затем пережили два часа тряски по бездорожью на грузовике-«вахтовке» (Star-266 польского производства). Последние три километра шли пешком.

3. Всех приезжих паломников из соседних деревень и гостей селят в палаточном лагере. Палаток никаких здесь вовсе нет, это отдельно стоящая от поселения группа деревянных домов. Причем мужчины ночуют на первых этажах, а женщины - на вторых (при этом неважно, состоят ли М и Ж в браке). Здесь же, в лагере, имеется столовая, в которой нас кормили три раза в день.

4. План Города Солнца на входе в один из домиков. В своем плане поселение повторяет так называемую Вифлеемскую звезду с четырнадцатью лучами - символ Виссариона (14 января - день рождения Виссариона), а улицы носят поэтические названия: Млечного пути, Детских грез, Лунных цветов, Ласковых снов, Вечных исканий, Солнечных ветров, Алмазных рос, Хрустальных врат, Лесных духов, Озорных дождей, Мерцающих тайн, Серебряных родников, Поющих гор, Звездных полей.

12. Самая необычная деталь в Городе, которая сразу бросается в глаза, - отсутствие заборов между участками. Также не видно и не слышно сторожевых собак.

13. В самом центре города стоит деревянная скульптура ангела - истолкованная виссарионовцами как символ их веры. Это место считается святым. Здесь, вокруг скульптуры Ангела, совершаются утренние, воскресные и праздничные литургии. А еще это единственное место, где ловится слабый сигнал сотовой связи.

17. Воскресное утро. Все приезжие паломники проходят через арку в Город и идут в сторону центра, где присоединяются к остальным жителям. Надпись на арке - «Прими надежду всяк сюда входящий». Каждый, кто входит, совершает поклон.

18. Все собираются на круге - главной площади - для того, чтобы вместе отправиться к священной горе на литургию.

20. Священники исполняют службу, члены общины поют песни, молятся. «Да будет свет и мир небесам. Да будет свет и мир всем живым существам».

22. Нам пришлось немного отстать от процессии, чтобы щелчки фотоаппаратов и наши разговоры никого не отвлекали.

23. По сказочно красивому лесу начинаем подъем на гору Сухая, где находится «Небесная Обитель» и «Алтарь Земли».

24. Подъем достаточно плавный, тропа идет серпантином, даже людям в возрасте идти совсем не трудно. Периодически процессия останавливает и поет псалмы. Любой житель, кстати, может предложить для исполнения псалом собственного сочинения. Если он будет одобрен, его будут исполнять на литургии вместо какого-то другого.

32. Наконец мы достигли вершины горы и вышли к «Алтарю Земли». Поет хор а капелла, священник читает молитвы… Происходящее вовсе не похоже на службу в православной церкви, ощущение такое, что это всё происходит в каком-то фентезийном мире, настолько это действие необычно. К тому же и люди одеты в светлые одежды.

33. «Алтарь Земли» - легкое и изящное строение, внутри которого имеются символы четырех мировых религий (объединение всех религий на земле - одна из идей учения Виссариона).

36. Перед тем как начать спускаться вниз, мы отстали от процессии и сходили на смотровую площадку рядом с колокольней. С этой колокольни пять раз в день звонит колокол.

Цитата: Sqwo

Цитата: Rahula

Цитата: Sqwo

Цитата: Rahula

Цитата: sleza

Общались с такими в шира, они не упоротые, никому не навязываются, дети у них самые обычные, не с промытым мозгом как, кстати, иногда у православных встречаются. Одним словом, нормальные ребята, пусть будут.


только есть нюанс: что большинство домов -маленькие избёнки, и чтобы прокормить себе необходимо работать по 12 часов в день, недоедание и отсутствие мед помощи страшный бичь, короче ОТШЕЛЬНИКИ.
вспомните Агафья Лыкова хорошо живёт? чтото мало желающих отшельничествовать
Сразу видно, что ты там сам не был.Те адепты, которые живут не в Обители Рассвета, а в окрестных деревнях (Жаровск, Гуляевка, Черемшанка, Петропавловка) обитают в нормальных домах, у многих скважина с насосом, стиралка-автомат, септик и душевая в доме, машины и квадроциклы/снегоходы, интернет. У тех, которые живут на горе- солнечные батареи и дизельные генераторы. У них совсем другие условия, чем у той же Агафьи. Питаются они вполне нормально, только без мяса, лекарствами пользуются при желании, если серьёзное заболевание- вызывают вертолёт и в больницу. Работают - да, много, однако не перетруждаются особо. Так-то в деревне все много работают, у кого хозяйство крепкое. Да, встречаются там неадекваты, но процент "странных" людей там примерно такой же, как и в любом обществе. У нас в городе среди моих соседей, сослуживцев, знакомых тоже хватает неадекватов.
небыл но ДЕТЕЙ с истощением принимал из данной общины и из первых уст знаю.

Теперь по фактам: стиралка автомат,душевая в доме, машины, квадроциклы, тем более солнечные батареи и дизель-генераторы с бочками дизеля, интернет в деревне?как много ты встречал таких хозяйств в деревнях ?
заедь в любую деревню на трассе красноярск -абакан, не говоря уж об их УДАЛЁННОСТИ
"откуда деньги брат" и ни заприщено ли ими пользоваться?

или может для того чтобы вступить в секту"откажись от мирского, перепиши квартиру на нас/ в случаи надоест/ отдадим"?????????
ох лукавишь, сама идея поддерживаю, хорошая. но.... но.... выкинь тебя /любого средне статистического/с палаткой в лесу и ножём, я посмотрю как ты разовьёшься до дизель генераторов и солнечных батарей, это тебе не в "цивилизацию" играть


Ты когда этих детей принимал? Лет 10 назад? Сейчас у них всё изменилось, никто в проголодь не живёт. И да, дизельгенераторы и солнечные батареи в Обители Рассвета и в Жаровске (там нет электричества) практически в каждом доме. По крайней мере батареи видно с улицы, для этого не надо в дом заходить. А снегоходы, септики и машинки стиральные я сама во многих домах видела. Деньги у них есть- они ездят дома рубят по всей России, даже под Москвой работают, и зарабатывают прилично. Многие меньше чем за зарплату 2000 т.р. в день в город и не поедут. И квартиры никто ни на кого не переписывает. Просто есть два пути вступления в их секту. Первый- приезжаешь туда с пустыми карманами, тебя селят в общежитии или какая-либо семья к себе пускает. Не очень удобно, зато квартира в городе цела. И второй- продаёшь в городе жильё, покупаешь там дом и живёшь со всеми удобствами. Но так как желающих туда уехать много, там дома стОят как в Красноярске. Ценник от 2 лямов начинается.
И не забывай, что развиваются они уже около 20 лет, сначала правда в палатках жили и нифига не имели, но теперь всё по другому у них.

да эта очень замечательная секта вступайте туда все и у вас будет молоко парное. солнце воздух и вода, и зарплата более чем 2000 в день. чемодан-вокзал-секта, лукавство. смишно.


Байкал является самим глубоким озером на нашей планете и одним из крупнейших резервуаров пресной воды. Зимой тут особенно прекрасно. Благодаря прозрачности льда можно увидеть дно вблизи берега и заглянуть в таинственный мрак глубин озера.

Из-за прозрачности на лед боязно выходить, хотя толщина его местами может превышать 1,5 метра. Сквозь байкальский лед можно читать газеты и снимать, как через стекло, портреты людей.

Метровые толщи прозрачного тёмного льда, бирюзовые торосы, ледяные гроты со свисающими сосульками, и, главное, зимний Байкал с высоты птичьего полёта.

По площади водного зеркала Байкал занимает шестое место среди крупнейших озёр мира.

Площадь замерзаемой поверхности Байкала - более 30 тысяч км², что примерно равно площади таких стран, как Бельгия или Нидерланды.

Период ледостава протекает с начала января до начала мая.

Байкал замерзает целиком, кроме небольшого участка в 15-20 км протяженностью, находящегося в истоке Ангары.

Кстати, интересно, что в Байкал впадают 336 рек и ручьёв, а вытекает только одна река - Ангара.

К концу зимы толщина льда на Байкале достигает 1 м, а в заливах - 1,5-2 м.

Лед толщиной 50 см выдерживает вес до 15 т, а толщиной около метра — вес вертолета или паровоза. В истории Байкала известен факт прокладки по льду рельсового пути между станциями Байкал и Танхой в особенно суровую зиму 1903-1904 г. Груженые вагоны перегонялись по ледовому пути поштучно конной тягой.

Ежегодно в одних и тех же местах возникают становые щели — своеобразные температурные швы в ледяном покрове. Они образуются в одних и тех же местах, как правило, по прямой между соседними выступающими мысами. Отдельные сквозные щели могут достигать длины до 10-40 км и ширины до 4 м, но чаще всего трещины бывают шириной от 0,5 до 1-2 м. Появление этих щелей вызвано линейным расширением или сжатием льда при суточных перепадах температуры, достигающих иногда 20-30 С в сутки.

Зимний Байкал оставляет неизгладимое впечатление. В конце зимы происходит мощная подвижка льда, и отдельные торосы могут превышать рост человека. Торосистые поля привлекают внимание фотографов необычным нагромождением сверкающего льда. Зеркальный байкальский лед и удивительная голубизна на сколах ледяных глыб поражают всех приезжающих сюда туристов.

Безмолвное равновесие торосов рассыпается при этом шорохом ожившего льда. Прямо на глазах льдины выдавливаются из-подо льда. Все это сопровождается непрерывным гулом, как при землетрясении, звук идет прямо из-под ног, пугая своей мощью. Торосистый шов трещины заметно шевелится, отдельные льдины падают и рассыпаются на мелкие куски.

Благодаря трещинам во льду фауна озера не гибнет от недостатка кислорода.

Горизонтальные трещины пронзают лед на всю толщину.

Застывший воздух, поднимающийся вверх сквозь лед, образует причудливые столбики в поверхностных слоях льда.

Исключительная прозрачность льда позволяет видеть дно вблизи берега и заглядывать в чернеющие таинственные глубины озера. Толщина даже толстого льда неощутима и определяется на глаз лишь в местах, испещренных трещинами.

Так как байкальский лед очень прозрачен, и сквозь него проникают солнечные лучи, поэтому в воде бурно развиваются планктонные водоросли, выделяющие кислород.

Ольхон — крупнейший и единственный обитаемый остров озера Байкал. Длина - 71 км, ширина - до 12 км.

С северо-западным берегом озера образует проливы Малое море и Ольхонские ворота.

Недалеко от внешней стороны Ольхона - глубочайшее место Байкала (1642 м).

Гора Жима — самая высокая точка острова

Высота над уровнем моря 1274 м., высота над Байкалом 818 метров.

Мыс Хобой — самая северная точка Ольхона. Хобой в переводе с бурятского «клык»

Находится вблизи самого широкого места Байкала (79,5км).

Прибрежные скалы зимой украшаются многометровыми в высоту, искрящимися на солнце ледяными наплесками. Толщина льда на прибрежных камнях достигает нескольких десятков сантиметров, а высота таких ледяных наплесков на скалах с наветренной стороны при сильном осеннем шторме порой превышает десятки метров. Многочисленные гроты украшаются множеством больших сосулек и ледяными колоннами. Такие ледяные скульптуры создаются заново каждую зиму. Особенно эффектные наплески льда и сокуи встречаются на скалах Ушканьих островов, мысах острова Ольхон — Кобылья Голова, Саган-Хушун, Хобой.

Скала Три Брата (мыс Саган-Хушун).

Саган-Хушун — «белый мыс» — чрезвычайно живописный скалистый мыс, находится на острове Ольхон, протяженностью около 1 км, сложен из мрамора светлых тонов, густо покрытого красным лишайником и имеющего поэтому бордовый оттенок. Зимой проехать по льду мимо него, не заметив, невозможно. Зимник, как правило, проходит недалеко от скал. У подножия — нагромождение прозрачных льдин, скалы на высоту десятков метров украшены ажурными ветвистыми сосульками.

Ледяной грот и набрызги (наплески).

Эти наплески на камнях образуются при замерзании озера в самом начале зимы.

Их называют сокуи.

Особенно быстро растет сокуй во время сильных ветров, сопровождаемых метелью, когда ветер выплескивает на сокуй, кроме воды, массу мокрого снега.

Остров Харанцы

Остров Едор («Львиная голова»)

Ледяные сосульки в гроте

Скала Шаманка

Одна из святынь Азии ставшая знаменитым образом Байкала

Двухвершинная скала сложена мрамором и доломитизированным известняком, местами изобилующим блестками графита.

Поверхность скалы покрыта яркими лишайниками красного цвета.

Название мыса «Бурхан» появилось после проникновения в Прибайкалье в конце XVII века тибетского буддизма.

Словом «Бурхан» буряты-буддисты стали называть главное божество Байкала.

А мыс Бурхан со сквозной пещерой в Шаман-скале считался его обиталищем.

Вблизи мыса расположен посёлок Хужир с населением 1,3 тыс. жителей - самый крупный населенный пункт на острове.

В настоящее время основным занятием местных жителей является обслуживание туристических потоков.

Электричество появилось здесь лишь в 2005 году.

Остров Ольтрек и Борга-Даган

Хорошо видны следы от снежных заносов.

Остров Огой

Ступа просветления на вершине острова

Зимой остров Ольхон связан с большой землей ледовой переправой

Её длина составляет чуть больше 10 километров

Обычно на лед выезжают рано утром, чтобы застать момент феерического восхода солнца. Первые лучи восходящего солнца наполняют обычно кристально прозрачные ледяные торосы таинственным золотистым сиянием. Желание увидеть эту зимнюю красоту манит на лед, в сторону от проложенного по льду зимника к необычным торосам или обледенелым скалам. Но лучше без крайней надобности не рисковать и не съезжать с зимника, а в местах, где возможны пропарины и трещины, двигаться с местным проводником, хорошо знающим особенности льда. Отличие дорог по льду — плотные наддувы снега, на которых, как на трамплине, подпрыгивает машина. При преодолении замерзших трещин и заснеженных торосов подвеска машины часто испытывает сильные удары. Только на первый взгляд, издалека, лед кажется гладким, как зеркало, на практике часто обнаруживается, что проехать напрямик по льду невозможно из-за извилистых трещин, торосистых полей и снежных заносов.

Официальные зимники по льду Байкала отмечены вмороженными в лед вешками и многочисленными знаками при съезде с берега: «Допустимая грузоподъемность машин 5 т», «Дистанция между машинами 200 м», «Остановка запрещена», «Рекомендуемая скорость 10 км/ч», «Время работы с 9.00 до 19.00».

Но обычно большинство дорог проложены рыбаками и никаких предупредительных знаков не имеют. Опытные водители всегда предпочитают придерживаться следа в нужном направлении, а если и едут напрямик, то стараются объезжать трещины и подозрительные места, которые отличаются по более серому цвету льда издалека. Стопроцентной надежности на ледовых дорогах не бывает даже с проводником.

Поселок Листвянка

Основа экономики посёлка - туризм. Здесь торгуют байкальским омулем и сувенирами.

Отсюда до Иркутска 65 километров.

Самая западная точка Байкала — поселок Култук.

Здесь федеральная трасса из Иркутска М55 разделяется надве транспортные артерии — в тункинскую долину и вдоль восточного побережья озера в областные города Улан-Уде и Читу.

Хамар-Дабан — древнейший массив планеты, протянувшийся с запада на восток более чем на 350 км.

По хребтам Хамар-Дабана проходит граница Иркутской области и Бурятии.

Мраморный карьер

Город Слюдянка

Из города берет свое начало Кругобайкальская железная дорога.

Основной ход Транссибирской магистрали. Ангасольская петля.

Этот дублирующий участок Кругобайкальской железной дороги от Слюдянки до Иркутска был введен в эксплуатацию в 1949 году.

До введения дублирующего участка была другая, теперь историческая, железная дорога, проходящая вдоль северного побережья южной оконечности озера Байкал от Слюдянки до посёлка Байкал по южной части Олхинского плато.

В настоящее время Кругобайкальской железной дорогой (КБЖД) называют ветку длиной 89 км.

На КБЖД используется 38 тоннелей общей длиной 9063 м (самый длинный из них - тоннель через мыс Половинный длиной 777,5 м), 15 каменных галерей общей длиной 295 м и 3 железобетонных галереи с отверстиями, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок.

По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД не имеет равных в России и занимает одно из первых мест в мире.

База отдыха Шаражалгай расположена на одной из станций КБЖД

Железнодорожный мост через реку Половинную

Байкальские лимнологи

Лимнология — наука о физических, химических и биологических аспектах озёр и других пресных водоёмов.

Станция лимнологов расположена прямо на льду неподалёку от посёлка Большие Коты

Интерьер станции аскетичен.

Аэростат на льду Байкала используется для метеонаблюдений.



Читайте также: