Атэс страны участники в году. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество

Содержание статьи

АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ ФОРУМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (АТЭС) (Asia-Pacific Economic Cooperation Forum) – международная экономическая организация, созданная для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. В настоящее время объединяет экономики 21 страны самого разного уровня развития (Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (специальный административный район КНР), Канада, Китайская народная республика (КНР), Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония).

История АТЭС.

Основана в г. Канберра (Австралия) по инициативе премьер-министра Австралии Б. Хоука в 1989. Первоначально в нее вошли 12 стран - 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония) и 6 развивающихся государств Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины). К 1997 в АТЭС входили уже почти все основные страны тихоокеанского региона: новыми членами стали Гонконг (1993), КНР (1993), Мексика (1994), Папуа-Новая Гвинея (1994), Тайвань (1993), Чили (1995). В 1998, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов – России, Вьетнама и Перу – введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия.

Созданию АТЭС предшествовало долгое развитие в 1960–1980-х в азиатско-тихоокеанском регионе более локальных экономических союзов – АСЕАН, Тихоокеанского экономического совета, Конференции по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, Южнотихоокеанского форума и т.д. Еще в 1965 японский экономист К. Кодзима предлагал создать Тихоокеанскую зону свободной торговли с участием промышленно развитых стран региона. Процесс взаимодействия активизировался в 1980-е, когда страны Дальнего Востока стали демонстрировать высокий и стабильный экономический рост.

Цели деятельности Форума были официально определены в 1991 в Сеульской декларации. Это:

– поддержание экономического роста стран региона;

– укрепление взаимной торговли;

– ликвидация ограничений на передвижение между странами товаров, услуг и капиталов согласно нормам ГАТТ/ВТО (см . ВТО).

В середине 2000-х в странах-участниках АТЭС проживало более 1/3 населения мира, в них производилось около 60% мирового ВВП и велось около 50% мировой торговли. Эта организация стала одним из трех (наряду с ЕС и НАФТА) наиболее влиятельных в современном мировом хозяйстве интеграционных блоков (см . ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ).

Хотя АТЭС является самым молодым из «тройки» крупнейших экономических интеграционных блоков, он уже стал важным средством содействия торговле и экономическому сотрудничеству в регионе. Экономическая зона АТЭС является самой динамично развивающейся в масштабах планеты, ей предсказывают роль главного лидера мировой экономики 21 в.

Особенности АТЭС как регионального интеграционного блока.

АТЭС включает страны, очень сильно отличающиеся по уровню экономического развития (Табл. 1). Например, среднедушевые показатели США и Папуа – Новой Гвинеи различаются на три порядка.

Таблица 1. ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРАН-ЧЛЕНОВ АТЭС в 2000
Страны Территория (тыс. кв. км) Население (млн. чел.) ВВП (млрд. долл.) ВВП на душу населения (тыс. долл.)
Австралия 7,682 18,5 395 20,8
Бруней 5,8 0,3 4 13,6
Вьетнам 331 77,6 29 0,4
Гонконг 1,1 6,7 159 23,2
Индонезия 1,904 206,3 141 0,7
Канада 9,971 30,6 645 21,1
КНР 9,561 1,255,7 991 0,8
Малайзия 33 21,4 79 3,5
Мексика 1.973 95,8 484 5,0
Новая Зеландия 271 3,8 54 14,3
Папуа – Новая Гвинея 463 4,6 4 0,8
Перу 1,285 24,8 57 2,3
Южная Корея 99 46,1 407 8,7
Россия 17,075 147,4 185 1,3
Сингапур 0,6 3,5 85 21,8
США 9,373 274 9,299 34,1
Тайвань 36 21,9 289 13,1
Таиланд 513 60,3 24 2,0
Филиппины 300 72,9 77 1,0
Чили 757 14,8 67 4,5
Япония 378 126,3 4,349 34,4
Итого 62,012,5 2,513,73 17,924
Доля в мировых показателях, % 41,6 40,0 60,0
. М., МГИМО, РОССПЭН, 2002

Для взаимодействия очень разнородных стран-участниц АТЭС выработаны механизмы, гораздо менее формализованные, чем правила ЕС и НАФТА.

1) Сотрудничество только в экономической сфере.

С самого начала АТЭС рассматривал себя не как политически сплоченную группировку стран, а как свободную «совокупность экономик». Термин «экономика» подчеркивает, что эта организация обсуждает экономические, а не политические вопросы. Дело в том, что КНР не признавал самостоятельной государственности Гонконга и Тайваня, поэтому они официально считались не странами, а территориями (Тайвань и в середине 2000-х по-прежнему имеет такой статус).

2) Почти полное отсутствие специального административного аппарата.

АТЭС образован как свободный консультативный форум без какой-либо жесткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-члены АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников. Главной формой организационной деятельности Форума с 1993 являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров стран АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. Чаще проходят встречи министров иностранных дел и внешней торговли стран-участниц. Главными рабочими органами АТЭС являются Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики.

3) Отказ от принуждения, примат добровольности .

АТЭС не является организацией с полномочиями правопринуждения при разрешении конфликтов (как, например, ВТО). Напротив, АТЭС работает только на основе консультаций и достижения консенсуса. Главным движущим стимулом выступают позитивные примеры «соседей», стремление им следовать. Страны АТЭС официально демонстрируют приверженность принципу открытого регионализма, что обычно трактуют как свободу выбора членами АТЭС конкретных механизмов либерализации торговли.

4) Приоритетное внимание к информационному обмену .

Основным элементом процесса взаимодействия стран-членов АТЭС является открытый обмен информацией. Можно сказать, что ближайшей целью этого экономического объединения является не столько единое экономическое, сколько единое информационное пространство. Идет обмен, прежде всего, информацией о бизнес-проектах стран-участниц. Рост информационной открытости дает возможность бизнесменам каждой из стран включаться в предпринимательскую деятельность на всей территории АТЭС.

5) Отказ от жесткого планирования перспектив эволюции Форума.

На конференциях АТЭС многократно поднимался вопрос о создании Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества, APEC (Asia-Pacific Economic Community) как зоны свободной торговли и инвестиций. Однако огромная разнородность стран-участниц препятствует исполнению этих планов. Поэтому даже в середине 2000-х АТЭС является скорее дискуссионным форумом, имеющим некоторые черты интеграционного объединения, чем таким объединением в полном смысле слова. Курс на создание АРЕС зафиксирован в ряде официальных документов (например, в Богорской Декларации 1994 и в Манильской программе действий 1996), но вхождение в АРЕС намечено лишь к 2010 для промышленно развитых стран-участниц и к 2020 для развивающихся стран. Выполнение этого плана отнюдь не бесспорно: в 1995 на Осакском саммите АТЭС уже была названа дата начала формирования зоны свободной торговли (1 января 1997), но это решение не выполнено.

Члены АТЭС считают, что экономическая интеграция требует активного привлечения бизнеса к деятельности организации. В 1995 лидеры АТЭС приняли решение формализовать отношения c деловыми кругами и создали Деловой Консультационный совет (ДКС) (APEC Business Advisory Council). Он стал одним из ключевых рабочих органов, через который осуществляется взаимодействие Форума с деловыми кругами АТЭС.

Каждая страна-участница назначает в ДКС до трех своих представителей, выражающих интересы различных кругов национального бизнеса. Большинство стран АТЭС резервирует одно из принадлежащих им мест в ДКС для представителей малого или среднего бизнеса, поскольку такие предприятия играют ключевую роль во всех странах АТЭС.

На ежегодных саммитах АТЭС ДКС представляет экономическим лидерам Форума доклад с обобщенными рекомендациями компетентных представителей частного сектора о реализации программных документов АТЭС. Эти рекомендации разрабатываются членами ДКС при содействии экспертов из государственных структур.

Основные рекомендации связаны с упрощением визовых формальностей для бизнесменов экономик АТЭС, снижением барьеров на пути товаров и инвестиций. В соответствии с рекомендациями ДКС на официальном сайте АТЭС в интернете размещена информация о проблемах развития бизнеса в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) – инвестиционной и финансовой ситуации в странах АТЭС, тарифах и т.п. Таким образом, можно говорить о создании в рамках АТЭС механизма постоянного интенсивного обмена информацией между участниками Форума по вопросам предпринимательской деятельности.

Признавая особо важную роль малых и средних предприятий во всех национальных экономиках, в феврале 2001 участники Форума приняли решение о создании специальной группы ДКС по малому и среднему бизнесу. Сферами ее деятельности являются: работа над расширением доступа малых и средних предприятий (МСП) к финансовым ресурсам, информации и коммуникационным технологиям; укрепление взаимодействия МСП с представителями государственной администрации.

Целевая группа ДКС по финансам занимается внедрением приемлемых для международного сообщества финансовых стандартов, укреплением международной финансовой системы. Она же изучает развитие внутренних рынков капитала в АТР.

Целевая группа ДКС по технологиям работает над стимулированием электронной торговли, занимаясь разработкой мероприятий по сокращению разрыва между экономиками АТЭС в использовании цифровых технологий.

Практические результаты деятельности АТЭС.

Хотя деятельность АТЭС развертывается на основе преимущественно неформальных механизмов, она развивается вширь и вглубь.

АТЭС начинался со скромной программы переговоров о развитии взаимной торговли. На Осакском саммите странами АТЭС было определено более десятка приоритетных сфер деятельности:

торговые тарифы;

нетарифные меры регулирования взаимной торговли;

международные услуги;

международные инвестиции;

стандартизация товаров и услуг;

таможенные процедуры;

права интеллектуальной собственности;

конкурентная политика;

распределение государственных заказов;

правила, касающиеся происхождения товара;

посредничество в спорах;

мобильность бизнесменов;

внедрение результатов уругвайского раунда переговоров по торговле в рамках ВТО;

сбор и анализ информации.

Наиболее важным направлением являются мероприятия, направленные на стимулирование взаимной торговли и зарубежных инвестиций.

Странам АТЭС уже за первое десятилетие удалось добиться сильного снижения таможенного обложения, хотя и продолжает сохраняться их дифференциация (Табл. 2). Параллельно снижаются и другие, нетарифные протекционистские барьеры (количественные ограничения на экспорт и импорт, трудности в импортном и экспортном лицензировании, экспортные субсидии и др.). В результате, например, ежегодные темпы прироста экспорта стран АТЭС составляли в 1995–2000 4,7%, в то время как в других странах мира – только 3,0%.

Таблица 2. СРЕДНИЕ СТАВКИ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН В НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ АТЭС
Страны 1988 1996
Австралия 15,6 6,1
Индонезия 20,3 13,1
Канада 9,1 6,7
Китай 40,3 23,0
Мексика 10,6 12,5
Южная Корея 19,2 7,9
Сингапур 0,4 0
США 6,6 6,4
Таиланд 40,8 17,0
Тайвань 12,6 8,6
Япония 7,2 7,9
В среднем в АТЭС 15,4 9,1
Составлено по: Костюнина Г.М. Азиатско-Тихоокеанская экономическая интеграция . М., МГИМО, РОССПЭН, 2002

Стремясь создать свободную зону инвестиций, страны АТЭС принимают меры, стимулирующие движение капиталов между странами региона: сокращают число отраслей, закрытых для прямых зарубежных инвестиций, упрощают визовой режим для предпринимателей, обеспечивают широкий доступ к экономической информации. Поскольку в документах АТЭС нет принципа обязательности, разные страны-члены осуществляют эти меры с различной интенсивностью. Однако в целом по странам АТЭС только за 1990-е объем привлеченных прямых зарубежных инвестиций вырос в 3 раза.

Хотя страны АТЭС сильно пострадали от азиатского финансового кризиса 1997, этот регион демонстрирует рекордные темпы экономического роста. Так, за 1989–1999 совокупный ВНП стран-членов вырос на 1/3 – на 26% в развитых странах и на 83% в развивающихся странах региона. Это существенно выше общемировых показателей (24% для развитых и 11% для развивающихся государств).

Участие России в АТЭС.

Россия заинтересована развивать отношения с АТЭС, поскольку на них приходится около 20% российской внешней торговли и около 25% накопленных иностранных инвестиций в РФ. Поэтому уже в марте 1995 по распоряжению президента РФ была подана заявка на вступление в Форум, в 1998 на Ванкуверском саммите Россию приняли в АТЭС как полноправного члена.

В ноябре 1998 по инициативе МИД России был сформирован «Деловой клуб АТЭС» – неформальное объединение представителей российских деловых кругов, ориентированных в своей деятельности на азиатско-тихоокеанский регион. В него входят более 50 крупных российских фирм и банков.

Первым важным мероприятием в России в рамках Форума АТЭС стало прошедшее в мае 2001 в Москве заседание ДКС, в котором приняло участие около 100 представителей деловой элиты стран АТЭС.

К сожалению, даже в середине 2000-х связи большинства стран-участниц АТЭС с Россией довольно слабы, им не хватает информации о нашей стране и её деловых кругах. Одной из основных причин этой негативной ситуации эксперты считают недостаточную активность российских представителей в ДКС АТЭС, их слабую взаимосвязь с российскими государственными ведомствами и деловыми кругами.

Шагом к активизации участия РФ в АТЭС стала разработка государственной концепции участия России в Форуме, которую изложил президент Российской Федерации В.В. Путин во время очередного саммита АТЭС в Бангкоке в октябре 2003. В своем выступлении он заявил, что «курс России на дальнейшее развитие всестороннего сотрудничества со странами АТР – это наш осознанный выбор. Он сделан в силу возрастающей взаимозависимости мира… и в силу того, что этот регион сегодня стал одним из самых динамично развивающихся». На 13 саммите АТЭС в Пусоне в ноябре 2005 было предложено считать приоритетным направлением экономического сотрудничества России со странами АТЭС совместную работу в сфере энергетики, а в политической сфере – борьбу с терроризмом .

Юрий Латов, Дмитрий Преображенский

Форум Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)

Дата создания : ноябрь 1989

Количество членов: 21

Межправительственный форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) является ведущей международной организацией, занимающейся вопросами укрепления экономической интеграции, расширения торговли, усиления экономического роста и увеличения занятости в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Форум образован в ноябре 1989 года. В настоящее время его участниками являются 21 экономика Азиатско-Тихоокеанского региона. Статус наблюдателей имеют Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Совет Тихоокеанского экономического сотрудничества и Форум островных государств Тихого океана.

В 2017 году на долю экономик-участниц АТЭС приходилось 58,8% мирового ВВП, 49,7% оборота международной торговли и около 40% населения мира.

Руководящими органами форума являются ежегодные неформальные саммиты глав государств и правительств и приуроченные к ним совместные встречи министров иностранных дел и министров торговли. В течение года также проводятся отраслевые министерские встречи и совещания старших должностных лиц АТЭС.

Проблематикой конкретных направлений взаимодействия в АТЭС занимаются комитеты, подкомитеты, рабочие группы и другие структурные подразделения форума, которых в общей сложности насчитывается более 50.

В АТЭС существует институт председателя, действующий на ротационной основе (традиционно страна-хозяйка саммита). Экономика-председатель определяет приоритетные направления работы форума на период своего председательства. Выполнение административно-технических функций возложено на Секретариат форума, находящийся в Сингапуре.

Бизнес-сообщество региона представлено действующим при АТЭС Деловым консультативным советом (ДКС), который был создан в ноябре 1995 года в целях повышения эффективности взаимодействия правительственных структур с деловыми кругами. В состав ДКС входят по три представителя крупных национальных компаний от каждой экономики форума, назначаемые главами государств и правительств.

Деятельность в рамках форума АТЭС, основополагающими принципами которой являются консенсус и добровольность, строится на базе ряда программных документов. Главный из них - принятая в 1994 году в г. Богор (Индонезия) Богорская декларация, которая ставит целью формирование в регионе системы свободной и открытой торговли и инвестиционной деятельности к 2010 году для развитых и к 2020 году - для развивающихся экономик (т.н. Богорские цели).

Начиная с саммитов в Шанхае, КНР (2001 год) и Лос-Кабосе, Мексика (2002 год), в качестве одной из профилирующих тем повестки дня АТЭС прочно закрепилась борьба с международным терроризмом, прежде всего экономическими и финансовыми средствами. Уделяется внимание и другим аспектам безопасности, в том числе в сферах торговли, финансов, энергетики, здравоохранения, транспорта, а также готовности к чрезвычайным ситуациям, как природного, так и техногенного характера, ликвидации последствий этих катастроф. Вопросы сотрудничества на этом - политическом - треке объединены в блок вопросов «обеспечения безопасности личности».

В год председательства Японии в АТЭС (2010 год) был принят важный программный документ АТЭС - Стратегия роста АТЭС, описывающая 5 атрибутов роста (сбалансированный, всеобъемлющий, устойчивый, инновационный и безопасный рост), необходимых для стабильного экономического развития в постоянно изменяющихся условиях современной экономики.

В ходе председательства США в АТЭС в 2011 году основное внимание работы форума было сосредоточено на достижении результатов в области укрепления региональной экономической интеграции и расширения торговли, поддержки «зеленого» роста, а также расширения сотрудничества в сфере регулирования.

В рамках председательства России в АТЭС в 2012 году работа форума строилась по таким направлениям как либерализация торговли и инвестиций, региональная экономическая интеграция, продовольственная безопасность, укрепление транспортно-логистических цепочек, а также обеспечение инновационного роста.

В 2013 году экономикой - председателем в АТЭС стала Индонезия. Среди своих основных приоритетов Индонезия были обозначены такие направления как достижение Богорских целей, достижение устойчивого экономического роста на справедливой основе, развитие взаимосвязанности АТЭС.

В 2014 году Китай как председатель АТЭС сфокусировался на вопросах развития многосторонней торговой системы. В связи с этим тремя приоритетами председательства стали укрепление региональной экономической интеграции, усиление всеобъемлющей взаимосвязанности экономик АТЭС и развитие инфраструктуры в регионе, а также достижение роста за счет инновационного развития.

В ходе председательства в АТЭС в 2015 году Филиппины выразили намерение содействовать достижению качественного роста посредством усиления региональной экономической интеграции, стимулирования участия малых и средних предприятий в региональной и глобальной экономике, инвестирования в человеческий капитал и построения сбалансированных и устойчивых сообществ.

В 2016 году под председательством Перу работа по продвижению качественного роста и развития человеческого потенциала была продолжена. В качестве приоритетных были выбраны такие направления, как поддержка региональной экономической интеграции, модернизация малых и средних предприятий, развитие человеческого капитала и укрепление продовольственного рынка в регионе.

В 2017 году под председательством Вьетнама основная деятельность Форума АТЭС была направлена на проведение структурных реформ для обеспечения устойчивого экономического будущего в условиях четвертой промышленной революции и глобализации. Приоритетные направления работы - обеспечение устойчивого, инновационного и инклюзивного роста, углубление региональной экономической интеграции, увеличение конкурентоспособности и инновационного потенциала малых и средних предприятий в цифровую эпоху и укрепление продовольственной безопасности и развитие устойчивого сельского хозяйства в условиях изменения климата.

Приоритеты Папуа-Новой Гвинеи в 2018 году: усиление взаимосвязанности и углубление экономической интеграции в регионе; содействие устойчивому и всеобъемлющему росту; продвижение структурных реформ в интересах инклюзивности развития. Указанные приоритеты объединены девизом «Через освоение возможностей для инклюзивного развития - к цифровому будущему».

Председательство в АТЭС в 2019 году переходит к Чили.

С учетом специфики, обусловленной участием в АТЭС территорий (Тайвань, Гонконг), в форуме принято называть его членов «экономиками».: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили и Япония.

В 1998 г. одновременно с вступлением в АТЭС России, Вьетнама и Перу принято решение о введении моратория на дальнейшее расширение членского состава форума. Заинтересованность в присоединении к форуму АТЭС проявляют Индия, Камбоджа, Колумбия, Коста-Рика, Макао, Монголия, Пакистан, Панама, Шри-Ланка и Эквадор.

Межправительственный форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) образован в ноябре 1989 г.

В настоящее время его участниками являются 21 страна и территория АТР: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа – Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония.

На сегодняшний день Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) является одной из важнейших международных площадок для России. Это, прежде всего, подтверждают цифры: на долю экономик АТЭС от мирового рынка приходится 54% ВВП, 46% объема экспорта, более 45% объема инвестиций, 43,7 % рабочих мест и 33, 5% от общего количества международных прибытий (по итогам 2016 года зарегистрировано 414 млн. туристических поездок).

Туризм играет значимую роль в АТЭС, что неоднократно упоминалось в итоговых документах форума. В Декларации 25-й встречи лидеров экономик АТЭС (ноябрь 2017 г., Вьетнам) участники договорились продвигать устойчивый туризм и исследовать его потенциал для развития удаленных территорий как важного компонента атэсовской Стратегии экономического роста и инструмента усиления взаимосвязанности между людьми. В документе также задана стратегическая цифра - 800 млн. путешественников в регионе АТЭС к 2025 году (почти в два раза больше текущей цифры). Такое намерение создает хорошие возможности для реализации одной из первостепенных задач России в отрасли туризма - увеличение экспорта российских туристических услуг на мировой рынок. Учитывая, что форум объединяет двадцать одну экономику, в частности, крупные туристические рынки (Китай, Япония, Корея, США и т.д.), задача приобретает большую значимость. Взаимодействие осуществляется в рамках Рабочей группы по туризму, которая учреждена в 1997 году и призвана создавать благоприятные условия для развития туризма в регионе. Активность Федерального агентства по туризму на этой площадке заметно возросла в год председательства России в АТЭС в 2012 году. Ведомство разработало Инициативу по обеспечению безопасности туристов в регионе АТР - официальный документ АТЭС, который предусматривает разработку унифицированных конкретных мер, отвечающих интересам экономик АТЭС в деле обеспечения безопасности путешествий.

В развитие Инициативы Ростуризм в 2013 году подготовил проект «Программа ‘Smart Traveller’ Обеспечение безопасности туристов и содействие международным путешествиям в регионе АТЭС». Программы ‘Smart Traveller’, основанные на последних достижениях информационных технологий, позволяют путешественникам оставаться на связи со своей страной и получать поддержку в случае чрезвычайной ситуации, включая природные катаклизмы и общественные беспорядки. Кроме того, каждый турист может найти на специально созданном портале важную информацию по заграничному туру (въезд, выезд, законы, здравоохранение, др.), зарегистрировать свои контактные данные и программу зарубежного путешествия и/или подписаться на рекомендации выезжающему за рубеж. На сегодняшний день программа успешно имплементирована рядом стран. В России программа была запущена МИДом России в виде мобильного приложения «Зарубежный помощник».

В 2017 г. Ростуризм продолжил свою проектную деятельность по актуальному направлению для экономик региона.

В июне 2017 г. был представлен российский проект «Анализ перспектив устойчивого развития туризма на удаленных территориях экономик АТЭС». Тематика была заимствована из комплексной Инициативы Минэкономразвития России «Преодоление разрыва в экономическом развитии и интеграция удаленных территорий в целях устойчивого роста региона АТЭС», которая была презентована на Совещании Высших должностных лиц во Вьетнаме в феврале 2017 г.

Развитие удаленных территорий, бесспорно, является предметом глубокого интереса экономик АТЭС, которые располагают большим количеством таких территории имеют ряд социальных и экономических проблем, которые препятствуют росту их туристической привлекательности и, как следствие, привлечению туристических потоков.

Российская идея получила поддержку ряда экономик АТЭС, ко-спонсорами проекта по туризму выступили Филиппины, Папуа-Новая Гвинея и Индонезия.

По итогам второй проектной сессии документ вошел в список 30 проектов, представленных на рассмотрение Бюджетному комитету АТЭС (всего на сессии было представлено 123 проектные заявки), а в декабре 2017 г. проект получил окончательное подтверждение финансирования.

В проекте планируется собрать международную команду экспертов из экономик АТЭС и международных организаций. Само исследование будет состоять из следующих этапов:

  • 1. Обзор удаленных территорий экономик АТЭС: выявление отличительных особенностей и существующих проблем;
  • 2. Разработка рекомендаций по развитию туристического потенциала указанных территорий;
  • 3. Организация обмена опытом между экономиками АТЭС посредством проведения семинара.

Ниже приводится справочная информация.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС, Asia-Pacific Economic Cooperation Forum) – межгосударственный форум, созданный для содействия экономическому росту, сотрудничеству, торговле и инвестициям в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В странах-участниках АТЭС проживают 2,8 миллиарда человек.

На долю участников АТЭС приходится около 59% мирового ВВП, 49% оборота международной торговли. Экономическая зона АТЭС является наиболее динамично развивающейся в мире.

АТЭС был образован в ноябре 1989 года на первой конференции министров иностранных дел и экономики 12 стран азиатско-тихоокеанского региона (АТР) в городе Канберре (Австралия) по инициативе Австралии.

Созданию АТЭС предшествовало формирование в азиатско-тихоокеанском регионе в 1960-1980-х годах более локальных экономических союзов – Тихоокеанского экономического совета, Конференции по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, Южно-тихоокеанского форума.

АТЭС не имеет устава, поэтому юридически не является организацией и действует как международный форум, консультативный орган для обсуждения экономических вопросов.

Участниками АТЭС являются 21 страна и территория: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (Сянган, специальный административный район КНР), Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония. С учетом специфики, обусловленной участием в АТЭС Тайваня и Гонконга, членов форума принято называть "экономиками".

В 1998 году, одновременно со вступлением в АТЭС России, Вьетнама и Перу, было принято решение о введении 10-летнего моратория на дальнейшее расширение членского состава форума, который в 2010 году был продлен на неопределенный срок.

Заинтересованность в присоединении к АТЭС проявляют Гватемала, Индия, Камбоджа, Колумбия, Коста-Рика, Макао, Монголия, Пакистан, Панама, Шри-Ланка и Эквадор.

В 1991 году в Сеульской декларации были официально определены цели деятельности форума: поддержание экономического роста стран региона; укрепление взаимной торговли; ликвидация ограничений на передвижение между странами товаров, услуг и капиталов согласно нормам ВТО.

Главная долгосрочная цель организации – углубление внутрирегиональных экономических отношений путем устранения препятствий в торгово-инвестиционном и технологическом взаимодействии.

В рамках АТЭС вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной деятельности, экономического и технического сотрудничества, развития инфраструктуры, повышения уровня благосостояния стран-участниц.

АТЭС не имеет жесткой организационной структуры. Высший орган АТЭС – саммит лидеров, который проводится ежегодно. По результатам саммита лидеров принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности форума за год.

Министерские встречи – второй по значению высший орган АТЭС. Совместные совещания министров иностранных дел и торговли всегда предшествуют саммитам лидеров.

Регулярно проводятся совещания руководителей отраслевых министерств для обсуждения вопросов политики и сотрудничества, охватывающих такие области, как образование, энергетика, охрана окружающей среды, социально-экономическое развитие, региональное научно-техническое сотрудничество, развитие малых и средних предприятий, телекоммуникаций и информации, туризма, торговли, финансов, транспорта и т.д. Такие встречи предшествуют встречам министров иностранных дел и торговли.

В преддверии и для подготовки встреч на уровне министров проводятся совещания старших должностных лиц – представителей министерств иностранных дел и торговли.

В АТЭС существует институт председателя, действующий на ротационной основе (традиционно председательствует страна - хозяйка саммита).

Выполнение административно-технических функций возложено на секретариат, находящийся в Сингапуре. Часть персонала командируется от правительств стран-участниц. Секретариат возглавляет исполнительный директор, который начиная с 2010 года отбирается по итогам открытого конкурса и назначается на основе трехлетнего контракта (с 1 января 2013 года – новозеландец Алан Боллард (Alan Bollard).

Основными рабочими органами форума АТЭС являются комитеты. В АТЭС созданы и функционируют четыре комитета: комитет по торговле и инвестициям; комитет по бюджету и управлению; Экономический комитет; Руководящий комитет старших должностных лиц (СДЛ) по вопросам экономического и технического сотрудничества. В своей работе комитеты опираются на подкомитеты. Деятельность подкомитетов обеспечивают экспертные группы.

Бизнес-сообщество региона представлено действующим при АТЭС Деловым консультативным советом (ДКС), который был создан в ноябре 1995 года для повышения эффективности взаимодействия форума с лидерами бизнеса.

За период 1993-2013 годов состоялось более 20 саммитов лидеров АТЭС. В АТЭС не существует алфавитной или иной формально утвержденной очередности председательства, продолжительность которого составляет один календарный год. Претенденты выдвигают свои кандидатуры в инициативном порядке, а окончательное решение оформляется консенсусом. Функции страны-председателя, предусматривающие проведение на своей территории встречи глав государств и правительств и порядка ста других мероприятий различного уровня, предоставляют определенные прерогативы по выстраиванию приоритетов годичного цикла работы форума и приданию направленности дискуссиям.

В соответствии с решением лидеров АТЭС, принятым на саммите в Индонезии в 2013 году, председательствовать в форуме в период 2016-2022 годов будут, соответственно, Перу, Вьетнам, Папуа - Новая Гвинея, Чили, Малайзия, Новая Зеландия и Таиланд.

В 2012 году Россия впервые председательствовала на саммите АТЭС. Форум проходил на острове Русский во Владивостоке на территории Дальневосточного федерального университета. Россия в качестве приоритетов своего председательства объявила следующие направления: развитие транспорта и логистики, продовольственная безопасность, либерализация торговли и региональная экономическая интеграция, сотрудничество в инновационной сфере.

В совместной декларации по итогам саммита лидеры экономик стран АТР заявили об особом значении экономической интеграции в период глобального снижения темпов экономического роста. Лидеры стран АТР видят выход в структурных реформах экономики, стимуляции внутреннего потребления в своих странах, развитии сферы услуг и торговли услугами, стимуляции и либерализации инвестиций, реализации крупных инфраструктурных проектов, развитии науки, технологий и инноваций, все это - в сопряжении с постоянным ростом региональной взаимосвязанности.

Лидеры экономик региона также подтвердили свою приверженность развитию свободной торговли в многостороннем формате под эгидой Всемирной торговой организации и поддержанию в странах и регионе открытой, регулируемой общими правилами и предсказуемой среды для ведения торговли.

Вопросы борьбы с терроризмом не входили в программу саммита, но активно обсуждались во время двухсторонних встреч на полях форума и между заседаниями.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) является форумом, включающим 21 экономику Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), который стремится содействовать свободной торговле и экономическому сотрудничеству во всем АТР. АТЭС было создано в 1989 году в ответ на растущую взаимозависимость Азиатско-Тихоокеанского региона и появление региональных торговых блоков в других частях мира; в связи с опасениями, что промышленно развитая Япония (член G8) будет доминировать в экономической деятельности в АТР а также для организации новых рынков для сельскохозяйственной продукции и сырья за пределами Европы (где спрос снижается).

АТЭС работает на повышение уровня жизни и образования на основе устойчивого экономического роста и способствует созданию чувства общности и оценке общих интересов между странами Азиатско-Тихоокеанского региона. АТЭС включает новые индустриальные страны (НИС), а ее деятельность направлена на создание возможностей для экономик АСЕАН исследовать новые направления для экспорта природных ресурсов, таких как природный газ, а также региональной экономической интеграции (промышленной интеграции) с помощью прямых иностранных инвестиций. Участники составляют приблизительно 40% населения в мире, примерно 54% мирового валового внутреннего продукта и около 44% мировой торговли.

В ежегодной встрече АТЭС принимают участие экономические лидеры, обычно главы правительств экономик-участниц организации и только Тайвань представлен чиновником уровня министра. Место проведения саммита меняется ежегодно среди экономик-участниц, и славные традиции, а затем для большинства (но не всех) встреч на высшем уровне, включают в себя, переодевание лидеров экономик-участниц в национальные костюмы принимающей страны.

История АТЭС

В январе 1989 года премьер-министр Австралии Боб Хоук призвали к повышению эффективности экономического сотрудничества в регионе Тихоокеанского бассейна. Это привело к первой встрече АТЭС в столице Австралии Канберре в ноябре 1989 года под председательством министра иностранных дел Австралии Гарета Эванса. Присутствовали политические министры из двенадцати стран, а встреча завершилась согласованием будущих ежегодных встреч в Сингапуре и Корее.

Страны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) были против первоначального предложения, а предложили Экономический совет Восточной Азии, который бы исключал не-азиатские страны, такие как США, Канада, Австралия и Новая Зеландия. Этот план был подвергнут резкой критике со стороны Японии и США.

Первая встреча экономических лидеров АТЭС произошла в 1993 году, когда президент США Билл Клинтон, после переговоров с премьер-министром Австралии Полом Китингом, пригласил глав правительств экономик-участниц АТЭС на саммит на острове Блейк. Он считал, что это поможет перевести в нужное русло зашедшие в тупик по итогам Уругвайского раунда торговые переговоры. На встрече, некоторые лидеры призвали к продолжению снижения барьеров для торговли и инвестиций, представляя сообщество в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которое будет способствовать процветанию на основе сотрудничества. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, был создан с целью координации деятельности организации.

В ходе встречи в 1994 году в Богоре, Индонезия, лидеры АТЭС приняли Богорские цели (Bogor Goals), согласно которым к 2010 году планировалось создать зону свободной и открытой торговли и инвестиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе для развитых экономик, а к 2020 году - для развивающихся экономик. В 1995 году страны АТЭС создали орган для деловых консультаций, который стал называться Деловой Консультативный совет АТЭС (ДКС), состоящий из трех руководителей бизнеса от каждой экономики-участницы.

Для достижения Богорских целей, АТЭС проводит работу по трем основным направлениям:

  1. Либерализация торговли и инвестиций.
  2. Содействие бизнесу.
  3. Экономическое и техническое сотрудничество.

Страны-участницы АТЭС

В АТЭС в настоящее время входит 21 страна, в том числе большинство стран с береговой линии на Тихом океане. Тем не менее, критерием для членства является то, что член организации является отдельной экономикой, а не государством. В результате АТЭС использует термин экономики-участницы, а не страны-члены, чтобы обращаться к своим членам. Один из результатов этого критерия состоит в том, что форум включает Тайвань (официально Республика Китай, участвуя под названием «Китайский Тайбэй»), наряду с Китайской Народной Республикой, а также Гонконг, который вступил в АТЭС как британская колония, но теперь это специальный административный район Китайской Народной Республики. АТЭС также включает в себя три официальных наблюдателя: АСЕАН, Форум тихоокеанских островов и Тихоокеанский совет экономического сотрудничества.

Страны-участницы АТЭС: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Республика Корея, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, США, Китайский Тайбэй (Тайвань), Гонконг (Китай), Китайская Народная Республика, Мексика, Папуа - Новая Гвинея, Чили, Перу, Россия, Вьетнам.

Страны, проявившие интерес к участию в АТЭС

Индия запросила участие в АТЭС и получила первоначальную поддержку от США, Японии и Австралии. Однако чиновники решили пока не позволять Индии присоединяться по различным причинам. Было принято решение не допускать больше участников в АТЭС до 2010 года. Кроме того, Индия не граничит с Тихим океаном, в отличие от всех нынешних членов. Тем не менее, Индия была приглашена в качестве наблюдателя в первый раз в ноябре 2011 года.

В дополнение к Индии, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка, Макао, Монголия, Лаос, Камбоджа, Коста-Рика, Колумбия, Панама и Эквадор желают вступить в АТЭС. Колумбия подала заявку на участие в АТЭС еще в 1995 году, но ее предложение было отвергнуто, так как организация перестала принимать новых участников с 1993 по 1996 год, и мораторий был продлен еще до 2007 года в связи с азиатским финансовым кризисом 1997 года. Гуам также хочет быть отдельным участником, приводя в пример Гонконг, но запросу противостоят США, которые в настоящее время представляют Гуам.

АТЭС и либерализация торговли

По данным самой организации, когда АТЭС была создана в 1989 году средний торговый барьер в регионе составил 16,9 процента, но он был сокращен до 5,5% в 2004 году.

Усилия АТЭС по упрощению бизнеса

АТЭС уже давно стоит в авангарде реформ в области упрощения бизнеса. С 2002 по 2006 год расходы на бизнес операции в регионе сократились на 6%, благодаря плану действий АТЭС по облегчению торговли (TFAPI). Между 2007 и 2010 годами, АТЭС надеялась достичь дополнительного снижения транзакционных издержек бизнеса на 5%. Для этого, был одобрен новый план действий по упрощению процедур торговли. По данным исследования Всемирного банка, опубликованного в 2008 году, в рамках своих торговых издержек и содействия реализации проектов, повышение прозрачности в торговой системе региона имеет решающее значение, если АТЭС хочет достичь своих Богорских целей. АТЭС Business Travel Card, проездной документ для безвизовых деловых поездок в регионе является одной из конкретных мер по облегчению бизнеса. В мае 2010 года Россия присоединилась к схеме, тем самым завершив круг.

Предлагаемая Азиатско-Тихоокеанская зона свободной торговли (АТЗСТ)

Экономики АТЭС впервые официально начали обсуждать концепцию создания зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе на саммите в 2006 году в Ханое. Тем не менее, предпосылки для создания такой зоны существуют уже по крайней мере с 1966 года, когда японский экономист Киеси Кодзима впервые предложил соглашение о тихоокеанской зоне свободной торговли. В то время как идея не была встречена с распростертыми объятиями, она привела к образованию Тихоокеанской конференции по торговле и развитию, а затем и Совета Тихоокеанского экономического сотрудничества в 1980 году, а затем АТЭС в 1989 году.

В более поздние времена, сторонником соглашения о свободной торговле Азиатско-Тихоокеанском регионе был экономист С. Фред Бергстен. Его идеи убедили Деловой Консультативный совет АТЭС поддержать эту концепцию.

Предложение об АТЗСТ возникло в связи с отсутствием прогресса раунда переговоров в Дохе по Всемирной торговой организации, и как способ преодоления эффекта "чаши спагетти", получившегося в результате препятствий и противоречивых элементов бесчисленных соглашений о свободной торговле между отдельными странами.

В настоящее время существует около 60 соглашений о свободной торговле, а еще 117 находятся в процессе переговоров в Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. АТЗСТ более амбициозна по объему, чем раунд в Дохе, который ограничивает себя в части снижения торговых ограничений. Соглашение об АТЗСТ создаст зону свободной торговли, которая позволит значительно расширить торговлю и экономический рост в регионе. Экономическая экспансия и рост торговли могут превысить ожидания других региональных зон свободной торговли, таких как АСЕАН плюс три (АСЕАН + Китай, Япония и Южная Корея).

Некоторые критики отмечают, что изменение правил торговли в АТЭС создаст дисбаланс, рыночные конфликты и осложнения отношений со странами других регионов. Развитие АТЗСТ, как ожидается, займет много лет, и будет включать основные исследования, оценки и переговоры между экономиками-участницами. На процесс также может повлиять отсутствие политической воли, массовые волнения, а также лоббирование против свободной торговли во внутренней политике.

Консорциум учебных центров АТЭС

В 1993 году лидеры АТЭС решили создать сеть исследовательских центров АТЭС между университетами и научно-исследовательскими учреждениями в экономиках-участницах. Известные центры следующие: Австралийский учебный центр АТЭС, Королевский технологический институт Мельбурна, Австралия; Учебный центр Беркли, Университет Калифорнии, Беркли, США; Тайваньский центр исследований АТЭС, Тайваньский Институт экономических исследований, Тайвань; Исследовательский центр (HKU) АТЭС, Гонконгский университет, Гонконг; Исследовательский центр Кобе АТЭС, Университет Кобе, Япония; Исследовательский центр Нанкай АТЭС, Нанкинский университет, Китай; Филиппинский учебный центр АТЭС, Филиппинский институт по исследованию проблем развития, Филиппины; Канадский учебный центр АТЭС, Канадский Азиатско-Тихоокеанский Фонд, Ванкувер, Канада; Индонезийский учебный центр АТЭС, Учебный центр АТЭС Университета Индонезии, Индонезия.

Деловой консультативный совет АТЭС (ДКС) был образован на встрече экономических лидеров АТЭС в ноябре 1995 года с целью предоставления рекомендаций о путях достижения Богорских целей и других конкретных приоритетов бизнес сектора, и обеспечения бизнес-перспективы на конкретные области сотрудничества.

Каждая страна назначает до трех членов из частного сектора в ДКС. Эти бизнес-лидеры представляют широкий спектр отраслей промышленности. ДКС предоставляет ежегодный отчет экономическим лидерам АТЭС, содержащий рекомендации по улучшению делового и инвестиционного климата в Азиатско-Тихоокеанском регионе и мнения бизнеса о приоритетных региональных вопросах. ДКС также является единственной неправительственной организацией, которая присутствует на официальных заседаниях экономических лидеров АТЭС.

Ежегодные встречи лидеров АТЭС

С момента своего образования в 1989 году, АТЭС проводит ежегодные встречи с представителями всех экономик-участниц. Первые четыре ежегодные встречи официальных лиц проходили на уровне министров. Начиная с 1993 года, ежегодные совещания стали назваться Встречи экономических лидеров АТЭС и в них предполагалось участие глав правительств всех экономик-участниц, за исключением Тайваня, который представлен должностным лицом на уровне министра. Ежегодные встречи лидеров АТЭС официально не называются саммиты.



Читайте также: