Арктический совет: история создания, деятельность. Функции и влияние арктического совета Арктический совет соглашения

Арктический совет (АС) - учрежден 19 сентября 1996 г. в Оттаве (Канада) восемью арктическими государствами : Данией, Исландией, Канадой, Норвегией, Россией, США, Финляндией и Швецией.

В интересах обеспечения активного участия представителей коренных народов Арктики в деятельности АС статус "постоянного участника" (участие в обсуждении всех вопросов, но без права голоса) был предоставлен шести организациям коренных народов - Циркумполярной конференции инуитов, Международной ассоциации алеутов, Совету саамов, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Арктическому совету атабасков и Международному совету гвичинов.

Согласно учредительной Декларации статус наблюдателя в АС могут получить неарктические страны, межправительственные и межпарламентские организации, а также неправительственные организации. В настоящее время наблюдателями являются 12 государств - Великобритания, Нидерланды, Польша, ФРГ, Франция, Испания, Италия, Китай, Индия, Япония, Республика Корея, Сингапур - и 20 международных и неправительственных организаций.

Совет создан как межправительственный "форум высокого уровня" для развития сотрудничества арктических государств, координации их действий в интересах обеспечения устойчивого развития региона, защиты окружающей среды, сохранения культуры, традиций и языков коренных народов Севера. Специально оговорено, что АС не занимается вопросами военной безопасности.

Высшим органом совета является министерская встреча (как правило, на уровне министров иностранных дел), которая проводится раз в два года. Председательство в совете двухгодичное на основе ротации. Россия была председателем АС в 2004-2006 гг. На министерской встрече, состоявшейся 24 апреля 2015 года в г.Икалуите (Канада), пост председателя перешел от Канады к США . В 2017 г. председательство перейдет к Финляндии.

Текущими вопросами деятельности совета и подготовкой министерских встреч занимаются старшие должностные лица АС (официальные представители государств-членов АС), которые проводят заседания не реже двух раз в год.

АС зародился на основе т.н. процесса Рованиеми (финский город, в котором был дан старт развитию международного сотрудничества по охране окружающей среды Арктики). Отсюда - в деятельности совета доминируют вопросы природоохранного сотрудничества. В АС 6 тематических рабочих групп: арктического мониторинга и оценки (АМАР), предупреждения, готовности и реагирования на чрезвычайные ситуации (EPPR), сохранения арктической флоры и фауны (CAFF), защиты арктической морской среды (РАМЕ), устойчивого развития (SDWG), борьбы с источниками загрязнения в Арктике (АСАР).

Под эгидой АС сегодня осуществляется около 80 проектов в области изменения климата, экологии, экономики, культуры, здравоохранения, предотвращения чрезвычайных ситуаций, защиты интересов коренных народов Севера.

В 2013 г. учрежден постоянный Секретариат АС (г.Тромсё, Норвегия) , который оказывает административную поддержку развитию международного сотрудничества под эгидой АС.

В рамках АС подписано два межправительственных соглашения: в 2011 году - о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике , в 2013 году - о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение нефтью моря в Арктике.

В 2014 году начато финансирование по линии Инструмента поддержки проектов АС (совместный фонд финансирования природоохранных проектов преимущественно на территории России).

В сентябре 2014 г. был учрежден Арктический экономический совет (АЭС) в качестве независимой организации деловых кругов арктических государств. В его состав входит по 3 представителя от государств-членов и постоянных участников АС. От России в АЭС участвуют представители ТПП, «Роснефти» и «Совкомфлота» на уровне вторых лиц.

Очередная девятая министерская встреча АС состоялась 24 апреля 2015 года в г.Икалуите (Канада). На ней, наряду с политической декларацией, принят межправительственный документ - «Рамочный план сотрудничества в сфере предупреждения загрязнения морских районов Арктики нефтью в результате нефтегазовой деятельности и судоходства» и «Рамочный документ АС о действиях по сокращению выбросов черной сажи и метана». Кроме того, принято решение о переезде Секретариата коренных народов из Копенгагена (Дания) в Тромсё (Норвегия) и его вхождении в Секретариат АС в качестве независимой структуры, а также о создании в рамках АС ряда новых экспертных и целевых групп в интересах расширения сферы арктического сотрудничества. На встрече в Икалуите рассмотрение заявок претендентов, включая ЕС, на получение статуса наблюдателя в АС было отложено до министерской встречи в 2017 году, а старшим должностным лицам поручено разработать предложения по оптимизации участия наблюдателей в деятельности Совета.111

(АС) — межправительственный "форум высокого уровня" для развития сотрудничества арктических государств, координации их действий в интересах обеспечения устойчивого развития региона, защиты окружающей среды, сохранения культуры, традиций и языков коренных народов Севера.

Арктический совет был учрежден 19 сентября 1996 года в Оттаве (Канада) восемью арктическими государствами: Данией, Исландией, Канадой, Норвегией, Россией, США, Финляндией и Швецией.

В интересах обеспечения активного участия представителей коренных народов Арктики в деятельности АС статус "постоянного участника" (участие в обсуждении всех вопросов, но без права голоса) был предоставлен шести организациям коренных народов: Циркумполярной конференции инуитов, Международной ассоциации алеутов, Совету саамов, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Арктическому совету атабасков и Международному совету гвичинов.

Согласно учредительной Декларации статус наблюдателя в АС могут получить неарктические страны, межправительственные и межпарламентские организации, а также неправительственные организации. В настоящее время наблюдателями являются 12 государств — Великобритания, Нидерланды, Польша, ФРГ, Франция, Испания, Италия, Китай, Индия, Япония, Республика Корея, Сингапур, и 20 международных и неправительственных организаций.

Высшим органом АС является министерская встреча (как правило, на уровне министров иностранных дел), которая проводится раз в два года. Председательство в совете двухгодичное на основе ротации. Россия была председателем АС в 2004-2006 годах. На министерской встрече, состоявшейся 24 апреля 2015 года в городе Икалуите (Канада), пост председателя перешел от Канады к США.

В 2017 году председательство перейдет к Финляндии.

Текущими вопросами деятельности Совета и подготовкой министерских встреч занимаются старшие должностные лица АС (официальные представители государств-членов АС), которые проводят заседания не реже двух раз в год.

ДЕКЛАРАЦИЯ
об учреждении Арктического Совета


Представители Правительств Канады, Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Российской Федерации, Швеции и Соединенных Штатов Америки (именуемые в дальнейшем Арктическими государствами), встретившись в Оттаве;

Заявляя о своем стремлении к достижению благополучия жителями Арктического региона, включая признание специального отношения и уникального вклада в освоение Арктики коренных народов и их объединений;

Заявляя о своем стремлении к устойчивому развитию Арктического региона, включая экономическое и социальное развитие, улучшение условий здравоохранения и культурного процветания;

Единогласно заявляя о своем стремлении к защите Арктической природной среды, включая здоровье Арктических экосистем, поддержание биологического разнообразия Арктического региона и сохранение и стабильное использование природных ресурсов;

Признавая вклад, внесенный в достижение этих целей Стратегией охраны окружающей среды Арктики;

Признавая традиционные знания коренных народов Севера и их объединений и принимая во внимание их значимость и значимость Арктической науки и исследований в вопросах коллективного понимания приполярной Арктики;

Желая, кроме того, найти способы организации совместной деятельности по вопросам Арктики, требующим приполярного сотрудничества, и обеспечить активные консультации с коренными народами и полное привлечение этих народов и их объединений, а также других жителей Арктики к этой деятельности;

Признавая существенный вклад и поддержку Приполярной конференции инуитов, Совета саамов и Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в деле создания Арктического Совета;

Желая обеспечить регулярное рассмотрение Арктических вопросов на межправительственном уровне и консультации по ним;

Заявили о нижеследующем:

1. Арктический Совет учреждается в качестве форума высокого уровня с целью:

а) нахождения способов организации сотрудничества, координации и взаимодействия между Арктическими государствами по вопросам Арктики, представляющим общий интерес, с привлечением объединений арктических коренных народов и других жителей Арктики, особенно по вопросам устройства развития и защиты арктической окружающей среды;

b) надзора и координации программ, учрежденных в рамках Стратегии охраны окружающей среды Арктики по Программе арктического мониторинга и оценки; Программе сохранения арктической природы и фауны; Программе защиты арктической морской среды; Предупреждению, готовности и реагированию на чрезвычайные ситуации;

с) определения круга ведения программы устойчивого развития, а также ее контроля и координации;

d) распространения информации, поощрения образования и обеспечения интереса к вопросам, относящимся к Арктике.

2. Членами Арктического Совета являются Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция и Соединенные Штаты Америки (Арктические государства).

Приполярная конференция инуитов, Совет саамов и Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации являются "постоянными участниками" Арктического Совета. Статус постоянных участников могут на равных условиях получить и другие Арктические организации коренных народов, где коренные народности Арктики составляют большинство, представляющие:

а) один коренной народ, проживающий на территории более одного арктического государства, или

b) несколько коренных народов, проживающих на территории одного арктического государства.

Совет определяет своим решением, соответствует ли организация указанным критериям. Количество постоянных участников не должно в любом случае превышать количество членов.

Категория постоянного участия создана для того, чтобы обеспечить активное участие и консультации с представителями арктических коренных народов в рамках Арктического Совета.

3. Статус наблюдателей в Арктическом Совете открыт для:

а) неарктических государств;

b) межправительственных межпарламентских организаций, универсальных и региональных;

с) неправительственных организаций,

которые по решению Совета могут внести положительный вклад в его работу.


Текст документа сверен по:
А.Н.Вылегжанин, В.К.Зиланов.
"Международно-правовые основы
управления морскими живыми
ресурсами", М., 2000 год

Арктический совет (Arctic Council) – это ведущий межправительственный форум, содействующий сотрудничеству, координации и взаимодействию между арктическими государствами, коренными общинами и остальными жителями Арктики в общих арктических вопросах, в частности, в связи с проблемами устойчивого развития и защиты окружающей среды в Арктике.

С чего все начиналось?

Арктический совет (далее также АС или Совет) был создан в 1996 году по инициативе Финляндии, изначально видевшей главной его целью сохранение уникальной природы северной полярной зоны. Первый камень в основу будущей организации был заложен еще в 1989 году, когда 8 арктических государств — Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, СССР, Швеция и США — начали работу над «Стратегией защиты окружающей среды в Арктике» (The Arctic Environmental Protection Strategy, AEPS) или, как ее иначе называют, «Финской инициативой» (Finnish Initiative). Документ был подписан и ратифицирован в 1991 году, но место СССР в нем заняла уже Россия, не отказавшаяся от участия в данном проекте. AEPS нацелен на отслеживание и мониторинг ситуации в Арктике, ее оценку, на готовность среагировать на внештатные ситуации и ликвидировать их последствия, а также на консервацию арктической природы, представляющей огромную ценность для всего человечества. Эту инициативу называют одним из основных достижений сотрудничества государств на международной арене после окончания «холодной войны».

Второй важной составляющей АС являются Конференции парламентариев Арктического региона, проходящие каждые два года. Они представляют собой парламентскую организацию, состоящую из делегаций парламентов «восьмерки» арктических стран, а также представителей Европейского Парламента. Кроме того, в Конференции в качестве наблюдателей принимают участие делегаты от коренных народов региона. Первой такой встречей стала Международная Конференция Парламентариев Северного Совета по развитию и охране Арктического региона, прошедшая в Рейкьявике в августе 1993 года. Последняя Конференция, ставшая уже 12-й по счету, прошла в России в городе Улан-Удэ, столице республики Бурятия, с 12 по 17 июня 2016 года. Конференция 2018 года пройдет в Финляндии.

В 1994 году для координации работы Конференций – по сути Арктического парламента – был создан Постоянный Комитет Конференции, собирающийся 3-4 раза в год в различных местах Арктики. В 1994-1996 годах именно на его площадке шло согласование создания АС, в работе которого Постоянный Комитет и поныне принимает активное участие, являясь наблюдателем. По состоянию на 2017 год, главой российской делегации в Комитете является доктор политической социологии, сенатор Владимир Торлопов, в 2001-2010 гг. бывший губернатором Республики Коми. Также Россию представляет Борис Кашин – доктор физико-математических наук, депутат Государственной Думы РФ.

Согласно официальному сайту Конференции парламентариев арктического региона, сейчас основными направлениями ее работы являются вопросы арктических перевозок, образовательной и исследовательской политики, улучшения условий жизни и проблемы климатических изменений.

Днем рождения Арктического совета считается 19 сентября 1996 года, когда было объявлено о его создании в соответствии с положениями Оттавской декларации.

Какова структура Совета?

Ядром АС являются его постоянные члены – «восьмерка» арктических стран: Канада, Королевство Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция и Соединенные Штаты Америки. Кроме того, статус постоянных участников в АС также имеют шесть организаций, представляющих коренные народы Арктики. Эта категория была создана для того, чтобы обеспечить активное участие в работе Совета северных народов, без которых нельзя принимать серьезных решений. Таким образом в Совет вошли еще шесть членов: Международная ассоциация алеутов, Арктический совет атабасков, Международный совет гвичинов, Циркумполярный совет инуито , Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и Совет саамов.

Статус Наблюдателя в АС могут получить неарктические государства, а также межправительственные, межпарламентские, всемирные, региональные и неправительственные организации, которые, с точки зрения Совета, могут внести вклад в его работу. Наблюдатели АС вклад участвуют в деятельности Совета, главным образом, на уровне рабочих групп. Государствами-наблюдателями на 2017 год являются: Китай, Франция, Германия, Индия, Италия, Япония, Южная Корея, Нидерланды, Польша, Сингапур, Испания, Великобритания и Швейцария. Страны-наблюдатели обязуются следовать букве Морского права, а также должны признавать суверенитет и суверенные права на Арктику арктических государств.

Существует категория наблюдателей с ограниченными правами: они должны подавать прошение в управляющие органы Совета о разрешении присутствия на каждом из заседаний. Сейчас ими являются Европейский Союз и Турция. Так, например, проблема ЕС состоит в том, что арктическая «восьмерка» не признает запрета, введенного Брюсселем, на промысел тюленей.

Наблюдателями в АС, помимо уже упомянутого выше Постоянного комитета Конференции парламентариев Арктического региона (SCPAR), являются еще восемь межправительственных и межпарламентских организаций:

  1. Международная федерация обществ Красного Креста и Красного полумесяца (IFRC)
  2. Международный союз охраны природы (IUCN)
  3. Совет министров Северных стран (NCM)
  4. Северная экологическая финансовая корпорация (NEFCO)
  5. Североатлантическая комиссия по вопросам морских млекопитающих (NAMMCO)
  6. Европейская экономическая комиссия ООН (UN-ECE)
  7. Программа развития ООН (UNDP)
  8. Программа ООН по окружающей среде (UNEP)

Наблюдателями в Арктическом совете являются также одиннадцать неправительственных организаций:

  1. Консультативный комитет по защите морей (АCOPS).
  2. Арктический институт Северной Америки (AINA) — бывшая организация «Культурные ворота в Арктику».
  3. Ассоциация оленеводов мира (AWRH).
  4. Союз по сохранению циркумполярного региона (CCU).
  5. Международный арктический научный комитет (IASC).
  6. Международная арктическая ассоциация общественных наук (IASSA).
  7. Международный союз здравоохранения в Циркумполярном регионе (IUCH).
  8. Международная рабочая группа по делам коренных народов (IWGIA).
  9. Северный форум (NF).
  10. Университет Арктики (UArctic).
  11. Всемирный фонд природы — Глобальная арктическая программа (WWF).

Неотъемлемой частью Арктического совета являются его шесть основных рабочих групп:

  • Рабочая группа по устранению загрязнения в Арктике (ACAP) выступает в роли механизма поддержки, способствующего национальным действиям по сокращению выбросов и других видов проникновения в среду загрязняющих веществ, присутствующих в Арктике;
  • Рабочая группа по реализации программы арктического мониторинга и оценки (AMAP) осуществляет мониторинг арктической среды, экосистем и населения, а также предоставляет научные рекомендации с целью поддержки правительств в борьбе с загрязнением и неблагоприятными последствиями изменения климата;
  • Рабочая группа по сохранению арктической флоры и фауны (CAFF) занимается сохранением арктического биоразнообразия, стремясь обеспечить устойчивость биологических ресурсов Арктики;
  • Рабочая группа по предупреждению, готовности и ликвидации чрезвычайных ситуаций (EPPR занимается защитой арктической среды от угрозы и воздействия аварийных выбросов загрязняющих веществ и радионуклидов;
  • Рабочая группа по защите арктической морской среды (PAME) является координационным центром всей деятельности Арктического совета, связанной с защитой и рациональным использованием арктической морской среды.
  • Рабочая группа по устойчивому развитию (SDWG) занимается продвижением устойчивого развития в Арктике и улучшением условий жизни арктических общин в целом.

Совет также может учреждать целевые и экспертные группы для осуществления конкретной работы. Пользуясь этим правом, Финляндия постановила создать на 2017-2019 годы еще 3 группы:

  • Целевую группу по вопросам арктического морского сотрудничества (TFAMC);
  • Целевую группу по вопросам улучшения качества связи в Арктике (TFIСA);
  • Экспертную группу, содействующую реализации Рамочного документа для действий в области активизации сокращения выбросов черной сажи и метана (EGBCM).

В 2013 году в Тромсё (Норвегия) официально начал функционировать постоянный Секретариат АС. Он был основан с целью обеспечения административного потенциала, поддержания институциональной памяти, расширения информационно-разъяснительной деятельности и предоставления общей поддержки деятельности АС.

Как функционирует Арктический совет?

Основное мероприятие АС - заседание на министерском уровне (обычно глав МИД), проводящееся раз в два года. На встрече принимаются решения, касающиеся дальнейшей деятельности АС, подписываются документы, происходит передача председательства от страны к стране.

Оценки и рекомендации АС являются результатом анализа и усилий, предпринимаемых Рабочими группами. Стоит отметить, что АС не может реализовывать или вводить в действие свои руководства, оценки или рекомендации: это является ответственностью каждого отдельно взятого арктического государства.

Председательство в АС переходит от одного арктического государства к другому каждые два года. Первой страной, возглавлявшей АС, стала Канада (1996-1998 гг.), затем США, Финляндия, Исландия, Россия, Норвегия, Дания и Швеция. Второй цикл председательств начался в 2013 году, когда все страны «восьмерки» по разу уже побывали на этом посту. 11 мая 2017 года завершился срок второго председательства США и началось очередное председательство Финляндии (2017-2019 гг.). Следующей страной, которая возьмет на себя полномочия председателя, станет Исландия (2019-2021 гг.).

Решения в АС принимаются на основе консенсуса, то есть единогласным голосованием стран «восьмерки», с учетом мнения и при активном участии других Постоянных участников.

Необходимо отдельно подчеркнуть, что мандат АС, согласно Оттавской декларации 1996 года, полностью исключает вопросы военной безопасности.

Арктический совет является форумом, а потому у него отсутствует свой собственный программный бюджет. Все проекты или инициативы финансируются одним или несколькими арктическими государствами. Некоторые проекты также получают поддержку от других организаций и институтов, например, национальных и международных банков и частных фондов. В 2014 году начал действовать «Инструмент поддержки проектов Арктического совета» (ИПП). ИПП финансирует разработки по сокращению загрязнения окружающей среды, одобренные АС. Распоряжается финансированием Северная экологическая финансовая корпорация (НЕФКО). ИПП на 2017 год располагает €15,9 млн, предоставленными Исландией, Норвегией, Россией (внесла самую большую сумму - €10 млн), США, Финляндией, Швецией, Саамским парламентом и НЕФКО. Однако ИПП открыт и для новых участников и взносов.

По данным ТАСС, планируется, что до 2019 года 40% средств ИПП будет использовано на проекты, связанные с опасными отходами и стойкими органическими загрязнителями, а также по предотвращению загрязнения окружающей среды; около 25% - на мероприятия по устранению загрязнения ртутью; около 20% - на проекты по чистому производству и повышению энергоэффективности. В 2014–2016 годах в рамках ИПП была оказана поддержка примерно 30 проектам. В их числе - инициатива по противодействию уменьшению популяций мигрирующих птиц, гнездящихся на Крайнем Севере (одобрена в октябре 2016 года). На территории России с помощью ИПП осуществляются такие проекты, как «Валдай» и «Тундра» (в Карелии и Мурманской области), направленные на сокращение выбросов сажи при электрогенерации, а также по производству чистой энергии для саамских оленеводов в Ловозере (Мурманская область).

В 2014 году при Арктическом совете была создана новая структура - независимый Арктический экономический совет (АЭС), призванный расширить экономическое взаимодействие в регионе и повысить его инвестиционную привлекательность. Россию в АЭС представляют «Совкомфлот», «Роснефть» и Торгово-промышленная палата РФ.

Каковы достижения Арктического совета?

Результатом деятельности Рабочих групп регулярно становятся комплексные передовые оценочные исследования, посвященные экологическим и социальным проблемам, вопросам развития региона, его экологической безопасности и так далее.

Одна из главных заслуг Совета – это его важная функция как площадки для ведения международных переговоров по составлению юридически обязывающих соглашений. Результатом этой работы уже стали три договора, заключенных между восемью арктическими государствами. Первый из них – это Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике, был подписан в Нууке (Гренландия) на Министерской сессии 2011 года. Второй – Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагировании на загрязнение моря нефтью в Арктике – заключен в Кируне (Швеция) на Министерской сессии 2013 года. Договоренности по третьему – Соглашению по укреплению международного арктического научного сотрудничества – были достигнуты в Фэрбанксе (Аляска) на Министерской сессии 2017 года.

Каковы приоритеты стран-участниц Совета?

У всех стран они разные. Так, во время председательства Канады приоритетными были названы задачи по повышению качества жизни народов Севера. В частности, были одобрены проекты в области гендерного равенства, психического здоровья, борьбы с раковыми заболеваниями. Были разработаны новые направления, в частности расширение доступа жителей Крайнего Севера к услугам в сфере телекоммуникации. Также была начата подготовка соглашения по укреплению научного сотрудничества в Арктике.

Председательство США прошло под лозунгом «Единая Арктика: общие вызовы, возможности и ответственность». Внимание уделялось таким вопросам, как возобновляемые источники энергии, применение цифровых технологий в арктических проектах, развитие инфраструктуры, уточнение географических карт, популяризация туризма, в том числе экстремального. Во время председательства Вашингтона в рамках АС появились три целевые группы: по арктическому морскому сотрудничеству; по вопросам телекоммуникационной инфраструктуры; по укреплению научного сотрудничества.

Приоритетом руководства Финляндии должны стать вопросы защиты окружающей среды.

Какова роль России в Арктическом совете, и для чего ей нужно участие в этой международной организации?

В свое первое и пока еще единственное председательство в Совете в 2004-2006 годах, Россия стала инициатором порядка 70 различных проектов в экономической, природоохранной и социальной областях, в том числе и по охране здоровья местного населения, включая развитие телемедицины. Наращивая свою активность по добыче нефти и газа в Арктике, Москва развивала взаимодействие стран «восьмерки» в сфере предупреждения и ликвидации последствий техногенных катастроф, а также проекты по контролю за радиационной обстановкой.

По предложению Российской Федерации, было начато сотрудничество в сфере культуры, направленное, главным образом, на сохранение истории, традиций и обычаев коренных народов Арктики. В январе 2006 года в Ханты-Мансийске состоялась первая встреча министров культуры стран арктической «восьмерки». Крупным проектом стало создание единого информационного ресурса, содержащего данные из национальных библиотек и архивов профильных ведомств стран-участниц АС — «Электронная память Арктики», соглашение по которому было подписано в 2006 году.

Россия выступила также одним из авторов первого обязывающего документа АС – соглашения по поиску и спасению в Арктике. Результатом стало то, что в 2015 и 2016 годах были проведены крупные многосторонние учения в рамках данного соглашения.

Совместно с США и Швецией, Россия в 2013-2016 годах занималась укреплением научного сотрудничества в соответствующей рабочей группе. Было разработано соглашение, облегчающее и расширяющее доступ ученых разных стран в Арктику. Как отмечалось ранее, оно было подписано в 2017 году, став третьим обязывающим документом АС.

В июле 2016 года рабочие группы АС по вопросам биоразнообразия и сохранению арктической флоры и фауны выпустили 400-страничный атлас-справочник «Арктические рыбы Тихого океана», содержащий информацию о более чем 100 видах рыб. В его подготовку значительный вклад внесли ученые из Российской Федерации.

Одним из последних проектов с активным российским участием стала утвержденная в апреле 2017 года программа, направленная на совершенствование системы бесплатного дошкольного и школьного образования детей, принадлежащих к коренным народам Севера. По задумке авторов данной инициативы, преподавание мировой, государственной и национальной истории и культуры, родного и государственного языков должно вестись без отрыва от родителей на местах традиционного природопользования и хозяйственной деятельности.

Старшим должностным лицом Арктического совета от России с 2014 года является Владимир Барбин – посол по особым поручениям Российской Федерации в Арктическом регионе. Выступая в ноябре 2016 года на конференции «Российско-канадский диалог и сотрудничество в Арктике», российский посол сказал, что «именно на арктических государствах лежит ответственность за устойчивое развитие региона и повышение качества жизни его населения … Здесь могут быть самые разнообразные формы — это взаимодействие на межгосударственном уровне, между регионами, и, естественно, взаимодействие бизнеса, научных институтов и гражданского общества». При этом очень важно, подчеркнул дипломат, чтобы «каждая из сторон слушала, что ей говорит другая сторона, слушала другое мнение и приводимые аргументы … Только на этой основе уважительного отношения мы и должны строить наше будущее взаимодействие». Несмотря на то, что эти слова были сказаны Барбиным в связи с разрывом дипломатических связей Канады и РФ, инициированного североамериканским государством на фоне украинского конфликта, они относились именно к сотрудничеству двух стран в рамках Арктического круга и в целом прекрасно отражают позицию России по работе в рамках данной организации.

Россия вновь возглавит Арктический совет в 2021-2023 годах.

Арктика – удивительный регион, сочетающий уникальную природу и масштабную ресурсную базу, представляющий поразительный пример международного сотрудничества несмотря на клубок противоречий между арктическими державами. По заявлению Дмитрия Рогозина, сотрудничество в регионе – это один из немногих вопросов, по которым продолжается конструктивное взаимодействие с США. Продвижение позитивной повестки дня в регионе осуществляется как рамках двусторонних отношений, так и в многосторонних форматах. Один из них – Арктический совет , созданный в 1996 году для защиты природы региона и являющийся форумом высокого уровня для обсуждения насущных вопросов региона.

Принципы организации.

Цели и задачи.

Цели организации – Сохранение природного комплекса Арктического региона

Обеспечение устойчивого развития региона.

Создание площадки для международного сотрудничества в регионе

Координация действий по охране арктического климата

Обеспечение основ для устойчивого развития региона

Постоянный мониторинг и оценка ситуации в регионе

Предупреждение чрезвычайных ситуаций

Принципы Арктического Совета (Оттавская декларация 1996 г)

Обеспечение благополучия резидентов Арктики

Готовность защищать природный комплекс региона

Чего удалось достичь?

Подписаны соглашения по: Сотрудничеству в области воздушных и морских поисково-спасательных операциях

Сотрудничеству в области борьбы с нефтяным загрязнением и предотвращением такового

Регулярно проводятся консультации и встречи на высоком уровне, что способствует улучшения взаимопонимания между странами Арктики

В совместных декларациях вырабатывается общее видение будущего региона

Мероприятия Совета осуществляются в рамках шести рабочих групп.

Арктический совет остаётся стержневым механизмом межгосударственного взаимодействия в Арктике. Предпринимаемые шаги по сохранению климата региона, а также конструктивное взаимодействие между странами-членами АС свидетельствует о позитивной роли Совета. Принципы Совета, открытость для вступления в качестве наблюдателей неарктических держав, а также неправительственных организаций не могут не вызывать одобрения. Вместе с тем хотелось бы особо подчеркнуть, что достигнутый за годы существования организации прогресс отчасти обусловлен ограниченностью повестки дня, затрагивающей в основном исключительно неполитические вопросы. Между странами-участницами Совета сохраняются значительные противоречия касательно притязаний России на расширение исключительной экономической зоны, а также наращивания военной мощи в регионе. Рассмотрение этих вопросов в рамках АС может привести к снижению эффективности организации, на данный момент являющейся более и менее деполитизированным механизмом взаимодействия стран региона.

Сотрудничество арктических и нерегиональных государств в области охраны окружающей среды в Арктике следует считать особенно востребованным. Корректно прогнозировать увеличение числа наблюдателей в АС, представляющих нерегиональные государства. Вместе с тем, такое увеличение целесообразно увязать с участием нерегиональных игроков в общих расходах на охрану окружающей среды в Арктике, прежде всего, через Инструмент поддержки проектов Арктического совета: например, АС мог бы установить взносы постоянных наблюдателей в этот Инструмент в размере не ниже 30 процентов взноса России. Со временем этот процент можно было бы увеличивать. Рост финансовых возможностей АС в поддержке природоохранных проектов в регионе, в свою очередь, мог бы способствовать скорейшей реализации идей «генеральной уборки» в Арктике, прежде всего, на высокоширотных островах России.

Целесообразно выработать координированный подход арктических стран в сотрудничестве с нерегиональными государствами к регулированию прибрежными арктическими государствами судоходства и иной экономической деятельности, с учетом особых природоохранных требований в покрытых льдами районах, примыкающих к их исключительным экономическим зонам в СЛО.

С учетом усилий России, других арктических государств по развитию систем связи, навигации и гидрографии в Арктике целесообразно налаживание специального формата сотрудничества арктических стран в этих областях. В такое сотрудничество в перспективе можно вовлекать и заинтересованные компании неарктических государств в рамках конкретного исследовательского, инновационного или инвестиционного проекта.



Читайте также: