Анализ публикаций в газетах «Известия» и «Челябинский рабочий. Анализ публикаций в газетах «Известия» и «Челябинский рабочий Обзорно аналитическая статья пример


Текст

Андрей Кузнецов. Война без запаха (отрывок). 2010 г.

Окончание Второй чеченской не принесло мир на Кавказ

Никакой кавказской войной там не пахнет. (В.В.Путин)

Федеральному центру позарез нужно спокойствие на Северном Кавказе. И потому, что сколько же можно. И потому, что надо готовиться к Олимпиаде, до которой остается четыре года. И потому, что с экономикой не все гладко и растет социальная напряженность. Никто не скрывает, что незамиренные боевики продолжают бегать по горам. Но вроде как это уже не война. Вторая чеченская длилась почти десять лет и была официально завершена в апреле 2009 года.

В конце марта президент Чечни Рамзан Кадыров заявил, что через несколько дней будет объявлено о завершении контртеррористической операции в Чечне, которая длилась с 1999 года. Это означало и прирост его политического капитала, и вывод значительной части федеральных войск из республики, и уменьшение контроля Москвы над денежными потоками. Однако старшие товарищи поправили Кадырова, пояснив, что не все так просто. После раздумий и согласований было принято политическое решение считать Вторую чеченскую оконченной.

Количество боевиков на Северном Кавказе с тех пор не сильно изменилось. Силовые структуры оценивают их число в несколько сотен. В то же время Кадыров придерживается цифры в 70 человек. Но это касается только подвластной ему территории. При этом по итогам 2009 года директор ФСБ и руководитель Национального антитеррористического комитета Александр Бортников отчитался о поимке 782 боевиков. Похоже, самовоспроизводство членов НВФ сохраняется на стабильном уровне.

Главным жупелом остается самопровозглашенный эмир Кавказа Доку Умаров, которого по доброй традиции в этом году уничтожили несколько раз. А количество сообщений о его тяжелых ранениях достигает, по-видимому, десятка. Даже для читателей сводок информационных агентств не составляет труда локализовать его местоположение: это горно-лесная местность, или лесной массив, в районе административной границы Чечни и Ингушетии - район этот примерно равен по площади Москве.

Создается впечатление, что кроме Умарова на Кавказе и не осталось влиятельных полевых командиров. Во всяком случае, чуть ли не каждого уничтоженного боевика силовики именуют главарем вооруженных бандформирований. Казалось бы, при таком прессинге со стороны правоохранительных органов об осмысленной, пусть даже и партизанской войне не может быть и речи. Видимо, это понимают и сами боевики, поскольку главный их козырь теперь - это террор. Прежде всего в отношении представителей силовых структур и чиновников.

Боестолкновения на Северном Кавказе происходят в любое время года, но активнее всего боевики ведут себя летом. В этом году традиция не изменилась, и самым кровавым месяцем оказался август.

Немаловажным фактором является не только военное, но и юридическое и экономическое сопровождение мер по поддержанию стабильности в регионе. Очевидно, что для спокойствия на Кавказе нужны не столько штыки (их количество, как показали прошедшие годы, совершенно не коррелирует с активностью боевиков), сколько деньги, желательно много денег. Однако в посткризисных условиях, когда правительство направляет все усилия на сохранение жизненного уровня и работоспособности электората, было бы неразумно на глазах у всех кидать деньги в Северный Кавказ, который в этом смысле та еще черная дыра - похлеще чем сельское хозяйство и автомобилестроение.

Образец анализа газетной статьи

В статье «Война без запаха» так ясно и просто сформулирована проблема и описана ситуация на Северном Кавказе, что материал стал одним из самых обсуждаемых и цитируемых в СМИ и Интернете.

Автор доказывает очевидную для него, но кажущуюся спорной для политиков мысль – война в Чечне не закончилась, и отмена режима КТО (контр-террористической операции) преждевременна. Главная мысль выражена компактно в первом абзаце. Тип речи – рассуждение. Текст написан в публицистическом стиле. Прежде всего, я определяю это по информативной и социально-оценочной функциям материала. Автор описывает ситуацию в Чеченской республике и негативно оценивает результаты деятельности правительства, выступая с позиций рядовых граждан России, также в тексте можно увидеть попытку анализа ситуации. Цель выступления автора - пропагандистская. Поскольку текст распространялся через информационный сайт Lenta.ru, текст общедоступен. Это является еще одним признаком публицистического стиля.

Принадлежность текста к публицистическому стилю также подчеркивается следующими его особенностями: наличие подзаголовка, эпиграфа, наличие средств, выражающих социальную оценку (ирония, прямая оценка), наличие стандартных элементов (аббревиатур, штампов, терминов) и наличие экспрессивных средств (создание комического эффекта, создание сниженной и книжной лексики, использование лексических средств выразительности и средств ораторского синтаксиса), приведение дат, цифр, точных имен, географических названий, упоминание конкретных событий реальной действительности. Рассмотрим эти средства подробнее.

В эпиграф статьи автор берет высказывание Владимира Путина «Никакой кавказской войной там не пахнет» и строит материал на опровержении этого высказывания. Войной, по мнению, премьер-министра, не пахнет, но на самом деле она есть. Поэтому материал назван «Война без запаха». В заголовке просматривается явная ирония и даже сарказм. Далее журналист начинает размышлять в той же ироничной манере («Однако старшие товарищи поправили Кадырова, пояснив, что не все так просто. После раздумий и согласований было принято политическое решение считать Вторую чеченскую оконченной». «Главным жупелом остается самопровозглашенный эмир Кавказа Доку Умаров, которого по доброй традиции в этом году уничтожили несколько раз». «Самовоспроизводство членов НВФ сохраняется на стабильном уровне»). Несмотря на всю сложность темы, автор до конца выдерживает легкий, ироничный, полуразговорный стиль. Вот пример: «Федеральному центру позарез нужно спокойствие на Северном Кавказе. И потому, что сколько же можно . И потому, что надо готовиться к Олимпиаде, до которой остается четыре года. И потому, что с экономикой не все гладко и растет социальная напряженность. Никто не скрывает, что незамиренные боевики продолжают бегать по горам . Но вроде как это уже не война.». Одна из особенностей статьи – использование разговорной лексики. Благодаря этому автор повышает степень доверия читателя, автор опознается как «свой», один из читателей, только обладающий чуть большей информацией. Кроме того, использование разговорной лексики помогает очень доходчиво, что называется «на пальцах» разъяснить читателям позицию автора. А ее сочетание с элементами, публицистического и научного стилей еще и дает комический эффект. Элементами публицистического стиля на лексическом уровне являются газетные штампы («спокойствие на Северном Кавказе», «боестолкновения на Северном Кавказе», «растет социальная напряженность», «уменьшение контроля Москвы», «сохраняется на стабильном уровне», «в районе административной границы», «представителей силовых структур и чиновников», «немаловажным фактором является», «меры по поддержанию стабильности в регионе», «сохранение жизненного уровня электората»), аббревиатуры (КТО, ФСБ, НВФ). Элементами научного стиля являются термины («горно-лесная местность, или лесной массив», «их количество не коррелирует с активностью», «в посткризисных условиях», «локализовать его местоположение», «автомобилестроение»), употребление большого количества абстрактных существительных, особенно использование существительных, обозначающих процессы, и кратких причастий, вместо глаголов («вывод войск», «контроль над потоками», «раздумия и согласования», «сопровождение мер по поддержанию стабильности», «была завершена», «было принято» и т.д.).

Таким образом, главным средством выразительности на лексическом уровне является смешение стилей, дающее комический эффект. Также широко используются ирония, встречаются метафоры («кровавый месяц», «черная дыра»), трансформация фразеологизма («кидать деньги в Северный Кавказ» - ср. «кидать деньги на ветер»).

На синтаксическом уровне языка используются следующие средства выразительности: анафора («И потому, что сколько же можно. И потому, что надо готовиться к Олимпиаде, до которой остается четыре года. И потому, что с экономикой не все гладко и растет социальная напряженность»), градация («деньги, желательно много денег»), многосоюзие («Это означало и прирост его политического капитала, и вывод значительной части федеральных войск из республики, и уменьшение контроля Москвы над денежными потоками»). Выразительность на синтаксическом уровне придает использование односоставных предложений, вводных слов, обозначающих отношение автора к предмету речи. Автор не использует длинных предложений, старается передать мысль дробно, часто членит предложения на отдельные простые, сложные предложения состоят не более чем из 3 простых, неоднократно использует двойные союзы.


Теги: стилистика, анализ текста, публицистический стиль, функциональные стили языка, СМИ
Юлия Фишман
Свидетельство о публикации № 890396 от 18 Ноя 2016

Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Жанрообразующие признаки:

    анализ какого-либо объекта мысли, а не личности автора.

    особая актуализированность, соотнесенность с настоящим моментом.

    наличие образности, экспрессивности.

    диалогичность.

    логическая выдержанность рассуждения: 1) закон тождества (мысль о предмете рассуждения должна сохранять однозначность), 2) закон противоречия (не могут быть истинными два противоположных высказывания), 3) закон исключения третьего (два потиворечивых высказывания об одном предмете не могут быть вместе истинными или ложными), 4) закон достаточного основания (всякая мысль должна быть обоснована другими мыслями – истинными или доказанными).

    ясность структуры текста.

Виды эссе:

    публицистическое (описание актуальных вопросов)

    литературно-критическое (рассуждения о литературном произведении)

    искусствоведческое(рассуждения об искусстве, о роли искусства в жизни)

    научно-популярное (описание общенаучных проблем)

    философское (общие вопросы бытия)

Очерк – художественно-публицистический жанр, требующий образного, конкретно-чувственного представления факта и проблемы.

Жанровую природу очерка определяют три начала – социологическое, публицистическое и художественное.

Социологическое начало очерка заключается в его направленности на исследование общественных отношений и проблем, в рассмотрении социальных сторон деятельности личности.

Публицистическое начало проявляется в опоре на факты, в открытости, незавуалированности авторской позиции, в прямоте высказываемых мнений и оценок.

Художественное начало очерка заключается в создании образной картины действительности, в которой ситуации, явления и характеры социально типизируются

В исследовательских трудах по очеркистике в общей сложности насчитывается более пятидесяти жанровых разновидностей очерка, но единой универсальной типологии так и не было выявлено.

Наиболее бесспорные, признаваемые всеми типы очерка:

    По признаку наличия/отсутствия художественного вымысла: документальный (основанный на реальных событиях, с реальными действующими лицами) и беллетристический (описывающий типичную ситуацию, но с вымышленным действием и персонажами).

    По способу исследования действительности: портретный (типичный представитель среды), путевой (движение через определенную среду и ее фиксация), очерк нравов (исследование моральных установок, царящих в определенном обществе или социальной группе).

    По социально-тематическому признаку: деревенский, производственный, военный и т. д.

2. Повествование от первого лица единственного числа. Такое повествование имеет несколько разновидностей.

Повествователь – участник события, он стоит в центре изложения. Такой текст может строиться так, как будто автор заново переживает события, не зная его финала. Другой вариант – рассказ о событии как об уже свершившемся.

3. Повествование от первого лица множественного числа. Такой повествовательный тип может быть плодом коллективного творчества; может использоваться в наукообразных очерках. Часто «мы» появляется в путевых очерках, где автор ведет рассказ не только от своего имени, а от всех участников вояжа.

В стиле очерка, в зависимости от его содержания, от авторской манеры письма, могут сочетаться повествовательные формы различного качества. Эти стилевые отрезки могут отличаться друг от друга по экспрессивной окраске речи, употреблению форм времени, синтаксическому построению. В очерк могут быть включены статистические данные, документы, цитаты, хроникально-информационные вставки, интервью, лирические отступления и т. д.

Интервью – беседа журналиста с одним или несколькими лицами на актуальные темы, передаваемая по телевидению, радио или напечатанная в газете, журнале.

1) Интервью-диалог – беседа в форме вопросов и ответов. Самый распространенный вид. Журналист, наряду с основными вопросами, задает собеседнику уточняющие, получает информацию о значительном факте.

2) Интервью-монолог – выглядит в форме ответа интервьюируемого на вопрос корреспондента, поставленный в начале текста.

3) Интервью-портрет – на первый план выходит создание портрета интервьюируемого. В тексте появляются элементы биографии, присутствуют мнения героя по различным темам. Автор, посредством разнообразных вопросов, раскрывает личность человека.

4) Интервью-беседа – журналист ведет беседу с человеком на равных. Предмет разговора – проблемная актуальная ситуация, выход из которой следует найти в процессе разговора. Журналист не только получает от собеседника информацию, но и сам высказывает свое мнение. Возможен спор. Обратные вопросы.

5) Коллективное интервью – представление о мнении нескольких людей по тем или иным вопросам.

6) Анкета – массовый вид интервью, заочная беседа. Вопросы задаются на газетном листе, автор изучает поступившие в редакцию ответы и пишет текст. Иногда в издании существует рубрика «Анкета», в которой герой отвечает на стандартный набор вопросов.

7) Блиц-опрос – целью является получение мнений людей различного социального статуса по одному актуальному вопросу.

Структура:

    стадия подготовки (создание вопросника, проработку хода будущей беседы),

    собственно разговор

    написание текста или подготовка сюжета.

Проблемная статья – разновидность публицистической статьи.

Проблемная статья в большей мере, чем другие прикладные статьи, опирается на теорию. В ней излагаются и защищаются с использованием теоретических доказательств различные точки зрения на проблему, подходы к ней и методы ее решения, обосновываются концепции. Такая статья создается учеными и специалистами и, хотя она публикуется в периодических изданиях, обеспечивающих воздействие на массового читателя, главными ее потребителями являются также специалисты. В ее структуре находят отражение логические аспекты содержания, и строится она по правилам логики научного исследования.

Особенности:

    дискуссионный характер. Статья строится на сочетании критических или даже отрицательных доводов по отношению к каким-либо взглядам (где-либо изложенным или кем-либо высказанным) с утверждениями или обоснованиями иной точки зрения на предмет обсуждения.

    логизированность текста.

    рассуждение может эмоционально окрашиваться. В соответствии с общим книжным характером изложения появляются фигуры ораторского синтаксиса, но не ради нагнетания пафоса, а ради подчеркивания мысли. Включается и книжная эмоционально-оценочная лексика.

    широко используется ориентация на разговорный стиль. При этом в статье резко возрастает количество приемов, имитирующих дружеское, заинтересованное устное общение с читателем по серьезному вопросу. В синтаксисе появляются конструкции, имитирующие разговорную речь: бессоюзные предложения, передающие причинно-следственные связи, разговорного типа присоединение. Уменьшается длина предложений. Текст насыщается разговорной лексикой, выражающей эмоциональную оценку предмета речи.

Аналитическая статья – это исследование, проводимое на основе исходной информации с использованием определенного метода.

Ее целевая направленность – всесторонний анализ фактов, выводящий на решение научной задачи.

Особенности:

    обстоятельность разработки темы;

    оценки взаимосвязей, взаимозависимости и значимости фактов, аргументированные доказательства и обоснования, теоретические обобщения, логические выводы и практические рекомендации.

    строится на основе широкого применения рассуждений и умозаключений, опирающихся на фактический материал.

    могут сочетать ораторский синтаксис и иронию, элементы разговорного синтаксиса и сниженную эмоционально-оценочную лексику, приемы комического (каламбуры, пародирование известных текстов и др.)

Разновидности аналитической статьи: установочные, или программные, научные (теоретические и/или специальные) и обзорные статьи.

Установочные, программные статьи обычно содержат анализ и оценку развития и состояния сферы деятельности, которую представляет журнал. Этот вид статей требует особого внимания к фактическому материалу. В них требуется обеспечить доказательность, обоснованность выдвигаемых положений, что весьма важно, поскольку статьи содержат своего рода программы для определенных направлений научных исследований.

Научные статьи отличают четкая тематическая направленность, глубокий анализ и основательная научная проработка материала; широта теоретических и практических обобщений значительных явлений, событий; аргументированность выводов и предложений, а также оперативность, актуальность, информационная новизна.

Заметка – жанр публицистического стиля, в котором излагаются результаты определенного изучения предмета выступления.

Цель – описание факта, случая.

Особенности:

    актуальность

    небольшой объем

    краткое упоминание о том, откуда взята информация, не рассказывается о глубине и методах изучения

    точность и лаконичность

Языковое воплощение:

    экспрессивные варианты номинаций, перифразы

    необходимы точность и красочность за счет имен собственных, цифр и терминов, не требующих разъяснения

Жанровые виды:

    событийная заметка – итоговая, комплексная инф-я о событии

    анонс – сообщение о будущих мероприятиях

    аннотация – состоявшееся событие

    мини-рецензия – оценочная заметка об информационном явлении

    блиц-портрет – краткие сведения о человеке

    мини-обозрение – совокупность событий, явлений

    мини-история – история для развлечения читателей

    мини-совет

Репортаж – жанр журналистики, дающий оперативное наглядное представление о событии через призму мировоззрения автора, его участника или очевидца. В основе репортажа лежит использование метода наблюдения, и, следовательно, присутствие журналиста на месте действия является обязательным.

Основные признаки жанра:

1. Наглядность (складывается из использования «сенсорных деталей»: звуков, красок, запахов).

2. Динамичность (поэтапное развитие действия, наличие фабулы, завязки, основного действия, кульминации и развязки).

3. Информативность (максимальная насыщенность деталями: выражения лиц, мимика, одежда участников, а также их речь и поведение; кроме того, журналист должен описать окружающую обстановку).

Грамотно написанный репортаж должен вызывать у читателя «эффект присутствия» (словно он находится в том месте, которое описывает автор) и «эффект соучастия» (читатель проникается эмоциями автора или героев репортажа).

Виды репортажа:

Событийный – оперативно отражает общественно-значимое событие в хронологической последовательности.

Познавательный – в основе тема, которую освещает репортер. Это рассказ о жизни рабочего коллектива, научной лаборатории, НИИ и т.д.

Проблемный – несет в себе элементы анализа события, авторские обобщения и выводы.

Репортаж с экспериментом – несет в себе интригу, так как журналист моделирует ситуацию, которая позволит ему узнать что-либо, проверить реакцию людей в неожиданном положении и т.д. При этом участники эксперимента не знают, что стали объектом изучения.

Бешеные потоки информации, циркулирующие в различных источниках информации, запутают любого, даже самого начитанного человека. Именно поэтому, как один из вариантов заработка для авторов, аналитические статьи являются одними из лучших. Разберем подробнее, как пишутся тексты данного направления.

Уникальное искусство анализа

Копирайтер, взявшись за написание текста аналитического характера, должен уметь изучать информацию об объекте всесторонне. В процессе выявляются факты, расчленяемые на отдельные смысловые части. Согласно данным подготавливаются выводы, относительно которых, автором делаются личные отчеты и высказывается отношение.

Все когда-то были аналитиками, сами того не подозревая. Вы стоите на троллейбусной остановке и не можете предугадать приближение транспорта. Сегодня «глонас» задает интервалы движения, но вспомните как это было раньше?

Еще в детстве, многие научились анализировать приближение троллейбуса по амплитуде колебания проводов. Это и есть анализ ситуации. Направлен он на выявление действий, следующих, в нашем случае за колебанием проводов. То есть, приближением транспорта. Об этом и должна «говорить» аналитическая статья. Она должна наталкивать читателя на размышления и выводы.

Как правильно пишется аналитический текст для сайта?

Цель.

Прежде чем начать писать аналитическую статью по определенному направлению, копирайтер должен сам сделать анализ и решить, к какому факту он будет «подводить» читателей? Ну или если вы работаете на заказ, клиент сам определяет направление. Для этого понадобится много материала по теме, на основе достоверных фактов.

Структура.

В этом плане никаких особых советов нет. Все стандартно, в плане оформления статей на продажу или заказ. Вначале пишется краткое вступление, в которой озвучивается проблема. После перечисляются факты их определяющие. В этой части приводятся доказательства, гипотезы и делаются по ним выводы.

Сам текст пишется в публицистическом характере без сложной терминологии. Читают аналитические статьи простые люди и статья пишется максимально просто и понятно, без «гламура» и пафоса.

Логика.

Все аргументы, собранные для написания статей, должны подчиняться логике. Все просто и последовательно. Не нужно перескакивать с одного факта к другому, не доказав состоятельность последнего.

Начав отплясывать от калитки и резко перейдя в избу, вы пропустите много фактов, отчего читатель не поймет, о чем идет речь. Аналитика – выстраивается в логическом ключе: подошли на остановку, посмотрели на провода, увидели троллейбус. Логическая цепочка четко прослеживается при написании аналитических статей.

Эмоции

Свое мнение о продукте можно выражать только в конце статьи. Писать текст нужно аккуратно апеллируя фактами. Читатель должен сам определить для себя направление и важность описываемого продукта и только в конце, ему можно «подать» мнение автора.

Наглядность.

Любая статья проще читается если она выложена не сплошной портянкой. Должна присутствовать и структура. Различные перечисления списки, картинки и таблицы, делают текст интереснее. Тем более, если фотографии подобраны по теме.

Аудитория.

Писать любой текст необходимо основываясь на анализе аудитории, которая будет читать его. Где-то можно апеллировать умными фактами, в некоторых статьях, приходится обходиться простыми словами. При этом, вы сами должны разбираться в том, о чем пишите, чтобы читатели не усомнились в компетенции копирайтера и не закрыли статью.

Хороший аналитический текст всегда интересен. И создается внимание именно благодаря грамотной компоновке все вышеперечисленных правил. Это как бы небольшое расследование или эксперимент, в котором копирайтер предлагает поучаствовать читателю. Прочитав текст, вы как бы даете повод поразмыслить читателю, а после выдвигаете свою версию.

Аналитические тексты – идеальный вариант для наполнения сайта!

Часто на известных сайтах встречаются статьи необычного направления. Вроде бы и текст ни о чем, но он интересен. Читатели называют подобные тексты, просто интересными и делятся впечатлениями со знакомыми. Профессионалы выделяют их как аналитические статьи.

Для наполнения сайта – это идеальный вариант, хотя многие заказчики не понимают разницы, покупая в магазинах или заказывая у авторов обычный копирайт или рерайт. Причина в стоимости или в нежелании заморачиваться на составлении ТЗ.

На самом деле аналитические статьи делают сайт живее и интереснее. Читатель не поверхностно пробегает глазами по тексту, а читает его и выражает свои эмоции со знакомыми. Подробный план и структура более упрощают чтение, что не может не заставить читателя снова посетить сайт для поиска другой информации.

Но увы, рынок копирайтинга больше наполнен простыми текстами, не несущими особого смысла. Все привыкли покупать «сырые» написанные буквально на коленке статьи и выкладывать их на сайт. Дешево и сердито.

Может когда и произойдет тенденция перераспределения спроса и предложений. Заказчики согласятся платить больше за хорошие статьи, а копирайтеры переключатся на написание аналитических текстов? Время покажет.

Общая характеристика жанра. Аналитическая статья - один из самых сложных журналистских жанров. Обычно такие тексты пишут опытные журналисты, специализирующиеся на определенной тематике, либо эксперты, умеющие излагать свои мысли понятным языком. Публикуются аналитические статьи, прежде всего, в журналах - печатных и онлайновых, так как эти материалы рассчитаны на длительное вдумчивое чтение.

Аналитическая статья посвящена разъяснению происходящего в какой-то сфере, выявлению скрытых причин и построению прогнозов дальнейшего развития событий. Аналитическая статья может отталкиваться от общеизвестных фактов и проблем, но давать им новую трактовку. Так, когда журнал Русский Newsweek (выходил с 2004 по 2010 г.) трансформировался из репортерского издания в аналитическое, девизом журнала стало «Все знают, мы понимаем».

Новое понимание происходящего - то, ради чего читают аналитические статьи. Поэтому качество аналитической статьи определяется оригинальностью гипотезы, глубиной проникновения в тему и обоснованностью аргументов и выводов. Для аналитической статьи также важна объективность. Если автор отбирает аргументы в поддержку своей гипотезы и игнорирует то, что этой гипотезе противоречит, такая аналитика лишь введет читателя в заблуждение. Читатель же, знакомый с темой и знающий то, что скрыл журналист, воспримет материал с недоверием. Хороший же журналист- аналитик использует факт или довод, противоречащий гипотезе, как возможность уточнить ее, показать ее ограниченность, подтвердив при этом правильность. Только в таком случае аналитическая статья будет пользоваться доверием аудитории.

Сбор информации для аналитической статьи. Подготовка аналитической статьи начинается с построения гипотезы. Например, журналист решил доказать, что используемые в его городе в данный момент (если материал готовится зимой) противогололедные реагенты опасны для людей и окружающей среды, причем более опасны, чем другие существующие реагенты и другие меры борьбы с гололедом. Это будет рабочей гипотезой.

Дальше журналист погружается в тему. В случае с противогололедными реагентами это будет изучение всего, что с ними связано: состав реагентов и потенциальный вред этих веществ и их комбинаций, примеры такого вреда, исследования влияния реагентов на человека, животных и растения.

Кроме того, необходимо найти специалистов по реагентам и пообщаться с ними. На первом этапе общение проводится не столько для того, чтобы потом процитировать этого специалиста в материале, сколько для собственного понимания проблематики и для возможности уточнить гипотезу.

Циклов уточнения гипотезы может быть несколько. Например, вначале журналист предполагает, что используемые в его городе реагенты крайне вредны в принципе. Потом выясняется, что реагенты вредны только в определенных дозах. Потом - что вредны не все реагенты, а только некоторые. Потом - что для минимизации вреда реагенты нужно использовать в соответствующих сочетаниях, и опасность возникает тогда, когда нарушается это правило.

Дальше направление исследования может стать уже иным - журналист будет выяснять, в какой мере правильно сочетают реагенты те, кто их использует. Когда будет найден ответ на этот вопрос, возникнут новые вопросы: почему так происходит, кто в этом виноват, и кому это выгодно.

Исследование можно продолжать до бесконечности. Так, собственно, и устроена наука, когда ответ на вопрос приводит к новым вопросам. Но журналисту целесообразно в какой-то момент остановиться, определившись с гипотезой, которая подтверждается и которая была бы интересна широкой аудитории. Здесь можно использовать метод двух циклов:

  • - первый цикл - рабочая гипотеза и предварительное ознакомление с темой для проверки и уточнения гипотезы;
  • - второй цикл - финальная гипотеза, которая будет предложена читателю в качестве идеи аналитической статьи.

Дальнейший сбор информации уже направлен на поиск доказательств гипотезы и на выявление и устранение противоречий. Например, журналист решил остановиться на том, что противогололедные реагенты вредны, но этот вред можно минимизировать, если постоянно подстраивать комбинации реагентов под состояние окружающей среды. Тогда в качестве источников информации могут выступить:

  • - нормативные документы, касающиеся использования противогололедных реагентов (законы, постановления, ГОСТы и др.);
  • - организации, проводящие обработку дорог противогололедными реагентами;
  • - личное наблюдение журналиста за обработкой дорог реагентами, общение с работниками, которые эту обработку выполняют;
  • - чиновники, отвечающие за состояние дорог;
  • - экологи, исследовавшие влияние реагентов на окружающую среду;
  • - медики и ветеринары, способные оценить влияние реагентов на здоровье людей и животных;
  • - мастера автосервисов, способные оценить воздействие реагентов на автомобили;
  • - ученые-химики, понимающие механизм действия реагентов и возможности науки в этой сфере;
  • - научные исследования, касающиеся использования реагентов.

Приведенный выше список - не исчерпывающий. Кроме того, для исследования различных тем подходят различные комбинации источников, а в рамках одной темы журналист сможет далеко не всегда получить доступ ко всем потенциальным источникам. Например, чиновники могут не ответить на запрос, медики - заявить, что им ничего не известно о влиянии реагентов на здоровье человека, а понаблюдать за обработкой дорог журналист не сможет, потому что в период подготовки статьи наступит оттепель. Однако, чтобы сбор информации был проведен качественно, нужно использовать следующие ориентиры:

  • - понимание технической или технологической стороны вопроса;
  • - наличие примеров, подтверждающих и иллюстрирующих гипотезу;
  • - позиция второй стороны - тех, кого считают виновниками проблемы;
  • - пояснения ученых, занимающихся данной сферой;
  • - позиция государства - в лице чиновников или в виде нормативных актов.

Что же касается глубины погружения в тему, то достаточным можно считать такой уровень, когда доказательства убедительны, а гипотеза небанальна. Чтение аналитической статьи требует со стороны читателя усилий и времени. Поэтому награда за это должна быть высокой - новое понимание темы и возможность блеснуть в споре, приведя аргументы, которые подобрал журналист.

В приведенном ниже примере показано, какими источниками информации пользуется журналист и как выстраивает текст. 1

Пример аналитической статьи (с разбором)

Страна под властью борщевиков 1 Как гигантская ядовитая трава захватывает Россию

Ожоги, слепота и даже смертельный исход. Всем этим грозит человеку соприкосновение с борщевиком Соснов- ского - гигантской травой, которая захватывает Россию, увеличивая территорию распространения на 10% в год. Чтобы отразить нашествие, нужна комплексная государственная программа. Пока же ядовитому сорняку противостоят лишь отдельные мужественные граждане да слабо мотивированные организации

Постановка проблемы, показ ее значимости, предложение решения и обещание разъяснить происходящее

В середине июля газета Daily Express опубликовала статью «Борщевик захватывает Великобританию, в этом виноват Владимир Пугин». Поводом для публикации был инцидент, случившийся с десятилетней Лорен Фуллер, жительницей шотландского городка Лок-Ломонд. Однажды девочка решила построить шалаш из крепких стеблей растения hogweed (букв, «кабанья трава»,

Пример, иллюстрирующий опасность борщевика

1 Шер М. Страна под властью борщевиков // Коммерсант. Деньги. URL: http:// kommersant.ru/doc/2781947 (дата обращения: 06.01.2017).

по-русски - борщевик), а в результате оказалась в больнице со страшными ожогами, и ей сделали несколько операций по пересадке кожи. Комментируя случившееся, специалист по борщевику биолог Дик Шоу заявил газете, что противоядие против чудовищно размножившегося на территории Британии ядовитого растения - ржавчинный гриб - уже почти было найдено в Грузии. Однако поискам помешал военный конфликт между Грузией и Россией. Почему гриб не продолжили искать после завершения конфликта, ученый не пояснил

В римейке триллера под названием «Борщевик Соснов- ского» изменились только имена и названия, в остальном он практически не отличается от исходного сюжета.

В 80-е траву-убийцу уже называли местью Сталина. Якобы Иосиф Виссарионович лично распорядился высаживать недавно обнаруженное и названное в честь известного ботаника плодовитое растение на огромных площадях на силос, а, когда выяснилось, что трава ядовита и размножается со скоростью света, было уже поздно. К 1970-м годам борщевик выбрался с колхозных земель на придорожные полосы и опустевшие ноля, в 80-е добрался до огородов, начиная с 90-х - зарится на города. И ржавчинный гриб - далеко не первое средство, объявленное панацеей в борьбе с ним. Борщевиковая совка и плоская моль пастериаковая, глифосат- ные гербициды, богатырская удаль с саперной лопатой наперевес - надежда в деле борьбы с чудовищем имени Сосновского то появляется, то угасает, чудовище же между тем планомерно увеличивает захваченную территорию на 10% в год

Предыстория: откуда появился борщевик, и как с ним борются. Статистика (без ссылки), показывающая значимость проблемы

Ужас , ужас , ужас

В прошлом году я подготовилась по полной программе: надела перчатки, резиновые сапоги, плотные брюки. Все равно не помогло,- рассказывает о своем опыте выведения борщевика жительница Рязанской области Елена Шакина.- Вышла косить, сок, похоже, подействовал через одежду - на следующий день появились ожоги, и дышать было трудно, надышалась паров. Загорать не могу до сих пор

Еще один пример, показывающий опасность борщевика и тщетность борьбы с ним

Сок борщевика из-за содержащихся в нем веществ фура- нокумарииов лишает кожу человека способности сопротивляться ультрафиолету. Результат - ожоги вплоть до третьей степени тяжести. Если такими ожогами покрыто больше 80% тела, летальный исход практически неизбежен. А если соком поражены глаза, возможна потеря зрения

Пояснение о механизме вреда, наносимого борщевиком

Пенсионерка из Щелковского района Московской области Марина Петровна с ужасом вспоминает, как от борщевика чуть нс ослеп ее пятилетний внук: «Мы едва не сошли с ума от страха за пего. Говорила, конечно, ему сто раз, не трогай ты этот борщевик, близко даже не подходи. А он сделал себе “телескоп” из стебля, приложил к глазу, мне ничего не сказал, на следующий день смотрю - глаз оплыл, не открывался, хорошо, соседка врачом работает, сказала, еще бы чуть-чуть, и зрение до конца жизни нс восстановили бы»

Еще один пример, показывающий опасность борщевика

Достается от борщевика не только человеку: по словам директора Союза органического земледелия Якова Любоведского, сорняк отравляет почву вокруг себя, его токсины мешают расти другим культурам

Пояснение эксперта - биолога о вреде борщевика

«На брошенной пашне за 10-15 лет вырастает молодой лес: сначала бурьян, потом луговые травы, после - мелколесье и т.д. Но, если пашня занята борщевиком, на ней ничего не вырастет. Только сам борщевик», - утверждает Людмила Волкова, эксперт Центра охраны дикой природы

Пояснение эколога, подтверждающее вред борщевика

От Калининграда до Сахалина

Доподлинно неизвестно, имел ли отношение к борщевику лично товарищ Сталин, но заявило это растение о себе действительно в послевоенные годы. Печем было кормить скотину, и на помощь пришли ученые: нашли в предгорьях Кавказа, в Кабардино-Балкарской АССР, гигантскую древовидную траву, сородича борщевика сибирского, который россияне издавна употребляли в пищу. Новый вид назвали в честь ботаника Соснов- ского и стали массово засеивать им поля - одно растение дает до 5 кг силоса, а ухода кавказский гость не требовал никакого - только бросить семена в землю

Снова предыстория, но более развернуто и с опровержением распространенного мифа

Сейчас в европейской части России борщевиком Соснов- ского покрыты тысячи гектаров, и площадь иод ним растет с каждым годом. В Кировской области опасный сорняк захватил нс менее тысячи гектаров, в Вологодской - больше 3 тыс., в Нижегородской - почти 2,5 тыс.

Статистика, касающаяся

распространенности

борщевика

«Вся средняя полоса им захвачена, я даже видела его в Карелии вдоль дорог. Везде, куда ступила нога человека, борщевик пошел за ним. Даже в центре Онежского озера на небольшом островке он есть,- рассказывает Ирина Окунева, старший научный сотрудник Главного ботанического сада РАН

Пояснение ученого-био- лога о распространенности борщевика

Но центральных и северо-западных областей борщевику, похоже, мало. Растение уже подбирается к Уралу - на форумах Екатеринбурга жители жалуются на прибавляющиеся год от года заросли. На Сахалин семена борщевика приехали в середине прошлого века в пробирках в лабораторию, но одну пробирку рассыпала лаборантка, и борщевик разросся по всему острову. Теперь десятки сахалинцев каждый год попадают с ожогами в больницу

Снова информация о распространенности борщевика. Новый источник - интернет- форумы

Эксперты считают, что борщевику помогает размножаться человек. «Когда очаг, или материнское растение, с которого осыпаются и прорастают семена, находится на лесной опушке или в центре луга, скорость роста этого очага составляет четыре-пять метров в год,- говорит Людмила Волкова.- По, если очаг подошел к дороге, скорость расселения возрастает многократно и составляет уже сотни метров в год». «Быстрое распространение вдоль дорог объясняется мощными потоками воздуха, которые создаются автомобилями при движении»,- поясняет старший научный сотрудник Института биологии Республики Коми кандидат биологических наук Игорь Далькэ

Пояснения ученых, касающиеся размножения и распространения борщевика и роли человека в этом

Способствует распространению борщевика и то, что многие люди продолжают использовать его в сельскохозяйственных и других целях. Пчеловоды Олег и Елена Бобровы из Ленинградской области, например, признают, что борщевик в их регионе - большая проблема, но не выращивать его не могут. Растение нужно им для меда. «Это прекрасный медонос, урожай меда с одного гектара щедрый - до 300 килограммов. Мед получается очень ароматный, красивого темного цвета, долго не дает осадка. Мы у себя на участке засадили им двадцать соток и еще на заросшее борщевиком поле через дорогу пчел пускаем». Для жителя Новгородской области Сергея Яковлева борщевик служит материалом для творчества - он делает из него калейдоскопы. Стебли борщевика вначале тщательно высушиваются, а затем нарезаются на трубки, из которых делается корпус калейдоскопа

Два примера, касающиеся использования борщевика в сельском хозяйстве и в ремесле

Другая причина агрессивного поведения борщевика - брошенные поля, пастбища и другие сельхозугодий. «Он прогрессирует там, где много бесхозных земель. Можно даже сказать, что борщевик своего рода индикатор плачевного состояния сельского хозяйства, - считает Яков Любовсдский. - Сравним, скажем, Кировскую область, где этот сорняк является огромной проблемой, и Кубань. Кубань - развитый в аграрном смысле регион, там много и малых форм сельского хозяйства, и крупных агрохолдингов. Поэтому там вы борщевик почти не встретите, хотя ему там теплее. А севернее, выше средней полосы, куда не доходят холдинги и фермеры, борщевик растет повсеместно, и если никто им не займется, то и продолжит расти. В России более 10% сельхозугодий пустуют, не используются и не обрабатываются. И, пока не сыщутся люди, заинтересованные в их развитии, единственным хозяином этих земель будет борщевик»

Пояснение эксперта об еще одной причине распространения борщевика - большом количестве брошенных сельхозугодий

Сводка с фронтов

На государственном уровне с борщевиком борются, но крайне бессистемно и неэффективно. Вдоль федеральных дорог борьбу ведет Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), на уровне муниципалитетов и правительств регионов придумывают специальные программы по искоренению ядовитого сорняка, которые обходятся недешево. В Ленинградской области на эти боевые действия в нынешнем году выделили 40 млн руб., псковская пятилетняя программа (с 2014 по 2018 г.) обойдется в 32 млн. Результаты, однако, весьма скромные: управление Росавгодора по Северо-Западному федеральному округу, например, в 2015 г. очистило от борщевика 291,8 га, в Пскове муниципалитет обещает в этом году освободить от растения 300 га. Учитывая, что в этих регионах сорняком заняты многие тысячи (в случае с Ленобластью - десятки тысяч) гектаров, это капля в море. Борцы оправдываются тем, что на госу- ровне бороться с борщевиком сложно: из реестра сельскохозяйственных культур его вывели только три года назад, а в список не то что карантинных, но даже сорных растений так и не внесли. «Он растет по всей стране, не можем же мы карантинную зону но всей Центральной России ввести!» - объясняет замруководителя управления Россельхознадзора по Москве, Московской и Тульской областям Дмитрий Васин

Позиция государства: деятельность ведомств, результаты и пояснение чиновника

Основная проблема, таким образом, - отсутствие системного подхода. «Надо, во-первых, провести картирование распространения борщевика, обозначить приоритетные районы борьбы с ним (школы, детские сады, спортивные объекты), уничтожать его поэтапно и проводить мониторинг в течение хотя бы нары лет, чтобы убедиться, что он не вырастет снова»,- говорит Игорь Далькэ. Не имея комплексной программы, точечные акции борцы осуществляют кое-как. «Видела я, как они борются, - рассказывает Александра Трофимова из Калужской области. - «Автодор», например, косит только траву, а борщевик обходит. Плюс делают это в августе, когда уже поздно, семена созрели и разносятся со страшной скоростью, больше вреда от такого покоса, чем пользы». Муниципальные программы, в отличие от «Автодора», делают больший упор на химию - гербициды, но, по мнению Игоря Далькэ, эффективность этих программ не выше. «Это скорее попытки борьбы, они не приносят реальных успехов», - уверен ученый

Оценка действий государства со стороны эксперта. Рассказ очевидца о предпринимаемых мерах

Не имея внятных программ борьбы с борщевиком, государство, как водится, норовит переложить ответственность на граждан. В Псковской и Ленинградской

Позиция государства - продолжение

областях, например, дело поручено юрлицам: сельхозпроизводителям предоставляются субсидии на отражение нашествия борщевика, а тех, кто эти субсидии не отрабатывает, штрафуют. Депутаты заксобрания Лснобласти пошли еще дальше - предложили штрафовать физических лиц, допустивших борщевик на дачный участок, на 10 тыс. руб., хотя никаких субсидий на предмет борщевика дачникам не положено

Лопатой, песком и сеном

Активно бороться приходится гражданам самостоятельно, причем зачастую примитивными и опасными методами, так как «химия» дорога и доступна далеко не всем. Литр гербицида «Раундап» стоит 1000 руб., ближайшие аналоги, «Торнадо» и «Ураган», не намного дешевле

Наличие и доступность химических средств для борьбы с борщевиком

«У нас в Шаховском районе недавно поросшее борщевиком поле отдали под участки, и люди начали с ним бороться,- говорит Людмила Волкова.- Никто не проинформировал их о мерах безопасности, и многие получили страшные ожоги»

Пример опасности борщевика для садоводов

Специалисты из компании «Мастер ДЕЗ», занимающейся гербицидной обработкой борщевика на частных и коммерческих участках Подмосковья, говорят, что спрос на их услуги в последние годы упал. «Гербициды дорогие, за стандартные шесть соток мы берем 15 тыс. руб., а в кризис многим это не по карману. Вот люди и пробуют самостоятельно справляться», - поясняет сотрудник компании Андрей

Доступность профессиональной обработки против борщевика для дачников

«К нам в институт приходят граждане и рассказывают о своих “инновациях” в борьбе, - рассказывает Игорь Далькэ. - Один товарищ додумался пеньки от борщевика песком засыпать, другой укрывал сеном - представляете, притащил на себе 500-килограммовый рулон сена! Через две недели поверх сена, конечно, показались борщевичиые листья»

Пояснение эксперта о народных способах борьбы с борщевиком

Житель Наро-Фоминского района Подмосковья Алексей Захаров для борьбы с опасным сорняком изобрел специальную лопату с длинным и острым лезвием и широким настуиом, выполненным из металлической трубы. «Разрабатывал ее больше года», - гордо сообщает Захаров. Лопату высоко оценило руководство области - изобретатель Захаров получил за нее губернаторскую премию «Наше Подмосковье». Теперь пенсионер вместе с возглавляемой им организацией «Остановим борщевик» намерен вооружить лопатой жителей области, чтобы выйти на бой всем миром: «Конечно, миллионы корней мы не выкопаем, но надо уничтожать хотя бы новые растения»

Еще пример народного средства

Эта аналитическая статья может быть интересна читателям, так как затрагивает важную и значимую проблему (с борщевиком сталкивались практически все жители средней полосы России, особенно имеющие огороды или дачи), а также дает новое понимание этой проблемы. Кроме того, материал подан в статье наглядно, с минимумом технических деталей (например, автор не углубляется в то, как на клеточном уровне происходит ожог из-за сока борщевика, или какие именно вещества борщевик выделяет в почву, чтобы не давать расти другим растениям) и с большим количеством примеров (их в тексте семь), касающихся и вреда от борщевика, и способов борьбы с ним.

Написание научных обзоров - отдельная ветвь писательского мастерства, требующая от автора не только глубокого проникновения в научную проблему, но и способности быстро искать и анализировать информацию, проводить критическое обобщение материала из разных источников с учетом их важности и новизны, а также излагать сложные и объемные темы сравнительно простым языком. Удачные обзоры ждет перерождение в виде книг и учебников, а слабые или просто плохо написанные работы никто не прочтет и не процитирует. Приведем несколько правил, которые помогут вашему произведению найти своего читателя.

«Биомолекула» периодически публикует статьи не на научные темы, а что-то типа сборника советов для начинающих ученых. Речь уже шла о том, как писать научные статьи (« ») и делать устные доклады («Как сделать хороший научный доклад »); была также сделана попытка мотивировать читателей посвятить себя научной карьере («9 поводов, чтобы стать ученым » и «10 простых правил для бедных, но честных ученых »). Сейчас мы продолжаем с советами на более специализированную тему - как написать обзор научной литературы.

В какой бы отрасли науки вы не работали, рано или поздно вам придется столкнуться с написанием обзора научной литературы. Потребность в этой работе объясняется постоянно растущим количеством новых научных разработок и исследований. Учитывая скорость и объемы появления новых данных, ученые просто физически не могут изучить каждую новую статью по своей и смежным областям. Поэтому редакции научных журналов регулярно предлагают ведущим ученым «скомпилировать» последние научные достижения в своей области в виде обзора. И, несмотря на то, что признание обычно приносят экспериментальные публикации, обзоры литературы являются своеобразным знаком престижа, и поэтому большинство ученых относится к написанию обзоров очень серьезно.

Кроме знаний и трудолюбия, для написания обзора требуются значительный опыт. Первые два качества находятся целиком на вашей совести, а для получения опыта потребуются практика, ну и также 10+1 совет этой статьи, синтезированные из опыта ведущих ученых.

Правило № 1: Четко определите тему обзора и его аудиторию

Как выбрать удачную тему для написания обзора? Ведь в любой области существует немыслимое количество интересных проблем, которыми можно заняться. Вот несколько советов по выбору темы:

  1. Тема должна быть интересна лично вам. В идеале, вы должны сразу вспомнить десяток последних публикаций, которые было бы уместно критически разобрать.
  2. Тема должна быть актуальной, лучше всего - «горячей». Это заведомо обеспечит вас большим количеством материала, а ваш обзор получит внимание широкого круга читателей.
  3. Обзор должен рассматривать четко обозначенные проблемы. Нет смысла разбирать ту или иную область «вообще» - на это не хватит ни бумаги, ни сил.
  4. Определите свою целевую аудиторию. Специалисты какой области читают тот журнал, куда вы собираетесь написать обзор? Будет ли тема интересна не только биологам, но и химикам, математикам, преподавателям? Зная уровень вашего читателя, вам легко будет определить уровень подробности рассмотрения того или иного вопроса.

Правило № 2: Поиск литературы

Вероятность, что вы напишете хороший обзор, возрастает, если вам уже доводилось это делать (пусть даже и по другой теме). В этом случае вы можете использовать предыдущую публикацию как основу, на которую можно нанизывать новые данные. Вот несколько советов по поиску информации:

  1. Не ограничивайтесь одним поисковиком научной литературы: это позволит не пропустить ни одной по-настоящему стоящей публикации для обозревания. Около 99% всего научного поиска осуществляется через эти системы: DBLP , Google Scholar , ISI Proceedings , JSTOR Search , Medline , Scopus , Web of Science .
  2. Храните все статьи в одной папке. Быстро найти нужный источник помогут программы-органайзеры (Endnote , Mendeley). Всегда дублируйте информацию на нескольких независимых носителях.
  3. Заранее определите критерии для подходящих статей (например, импакт-факторы журналов, комбинации ключевых слов и т.п.). Эти критерии должны позволить вам быстро отбирать только то, что потенциально может использоваться для обзора.
  4. Просмотрите не только все экспериментальные статьи по данной теме, но и предыдущие обзоры - это позволит вам не тратить время на описание уже описанного, а также даст пищу для размышлений. Желательно на подобные обзоры ссылаться, делая акцент на появившиеся новые данные.
  5. Обращайте внимание на то, кто и где цитировал последние обзоры. Посмотрите, как их новые данные дополняют или опровергают опубликованное ранее.

Правило № 3: Пометки на полях

Если вы только начали писать обзор и отобранные статьи читаете впервые, то совершенно необходимо запоминать новую информацию, впечатления от прочитанного, новые мысли и ассоциации. Желательно сразу же все это записывать - так будет потом проще связать новые мысли с имеющимися результатами, вашими личными идеями и т.п. Писать можно прямо на полях или приклеивать стикноуты (если вы используете распечатки статей), или делать записи прямо на компьютере или планшете: почти все современные программы-каталогизаторы электронной библиотеки позволяют оставлять заметки. Дословно выписывайте цитаты, на которые планируете сослаться в обзоре. При написании черновика постарайтесь перефразировать эти цитаты своими словами.

Очень важно быть аккуратным и выписывать ссылки уже на этом этапе, чтобы избежать последующих метаний в попытке вспомнить, кому принадлежали те или иные данные. Таким образом, за время, пока вы прочитаете отобранную литературу, сам собой появится черновик обзора. Конечно же, этот черновик придется еще не раз и не два переписывать, реструктурировать и перефразировать для того, чтобы получить законченный текст с внятной логикой и отточенными аргументами. Пусть вас это не пугает. Просто начните делать заметки, пусть даже без какой-либо системы, - по мере продвижения у вас постепенно вырисуется план обзора, и чем дальше, тем яснее и четче он будет.

Правило № 4: Определите тип обзора

Если во время чтения литературы вы все время делали заметки, то по окончании этого процесса вы будете уже представлять приблизительный объем будущего обзора. Это, возможно, наиболее подходящее время для того, чтобы решить, куда двигаться. Существует две разновидности обзорного жанра - мини- и полноразмерный обзор. Некоторые журналы сейчас предпочитают публиковать короткие обзоры, сфокусированные на публикациях последних лет, с ограничением числа слов и цитат. Мини-обзор не означает неполноценности, - скорее наоборот, это лаконичная и емкая статья, концентрат современных представлений, привлекающий внимание занятых читателей своим малым объемом. Чтобы написать грамотный мини-обзор, вы должны поистине мастерски владеть пером. Недостатком мини-обзоров является то, что иногда некоторые проблемы подаются в упрощенном виде из-за ограничения объема.

Полноразмерный обзор имеет несомненные преимущества: вы можете приводить большее количество данных и вольны останавливаться на тех деталях, которые считаете важными или интересными. Однако над такими «монументальными» статьями нависает угроза быть отложенными на дальнюю полку «для вдумчивого изучения потом», которое может никогда и не наступить.

Также обзоры можно классифицировать как описательные и концептуальные. Описательные обзоры фокусируются на методологии, поиске и интерпретации каждого исследования - это добросовестный конспект современных данных. Авторы же концептуальных обзоров выдвигают новые идеи и концепции, вытекающие из всего массива опубликованных материалов. Для написания хорошего концептуального обзора желательно быть истинным аксакалом в своей области и улавливать самые незримые из носящихся в атмосфере идей. Будьте самокритичны - сможете ли вы правильно уловить такие тенденции? И хватит ли у вас времени? Помните: описательные обзоры, как правило, отнимают намного меньше времени и сил.

Правило № 5: Рассматривайте проблему под разными углами

Независимо от того, какой именно обзор вы планируете писать, сосредоточьтесь на определенной проблеме. Однако при анализе полезно использовать и данные из соседних областей. Например, если вы пишете обзор по иммунологии, включите также материалы эпидемиологов, цитологов, врачей и биохимиков. Рассмотрение механизмов той или иной проблемы на различных уровнях - от молекул до популяций - позволит вам нагляднее и шире представить материал. Такая работа будет интересна значительно большему количеству читателей.

Правило № 6: Будьте критичны и последовательны

Написание обзоров литературы - это не коллекционирование марок. Хороший обзор являет собой не только обобщение литературы, но и ее критический анализ, который помогает определять методологические проблемы и указывать на пробелы в исследованиях. Прочитав ваш обзор, догадливый читатель должен получить представление о следующем:

  1. Какие основные достижения в описанной области;
  2. Каковы основные спорные вопросы в области;
  3. Какие основные научные вопросы и перспективы их решения.

Конечно, успешно ответить на все три вопроса в одном обзоре будет несказанным успехом. Не всегда один автор может обладать настолько глобальным мышлением, - поэтому привлечение соавторов существенно повысит качество статьи. Каждый ученый имеет свои сильные стороны: один превосходно описывает результаты работы, другой ловко критикуют чужие работы и выявляет проблемные места, третий хорошо систематизирует и обобщает результаты различных исследований. Если вы сумеете собрать подобную команду специалистов - обзор обречен на успех. Если же вы сами являетесь «три в одном» - тогда, наверное, вам нет смысла читать эту статью. Извините.

Кстати, кроме критического мышления, обзору литературы необходим хороший слог и грамматика. Не забудьте попросить коллег прочесть окончательный вариант перед публикацией.

Правило № 7: Мыслите структурно

Хороший обзор ни с чем не перепутать: он своевременен, систематичен, легко читается, структурирован и критичен. В обзорах редко используют структуру экспериментальных статей (введение, методы, результаты, обсуждение). Вместо этого, автор каждый раз выбирает собственную логику повествования, которая может быть продиктована самой темой обзора. И хотя единого формата не существует, в целом работу следует разбить на несколько логических разделов, которые будут предваряться коротким вступлением и обобщаться в конце с повторением основных выводов.

Как упорядочить поток основного текста в своем обзоре, чтобы ваш читатель не потерялся в нем и понял смысл написанного? Для этого полезно привести концептуальные схемы или диаграммы, позволяющие держать перед глазами логику повествования. Грамотно выполненные иллюстрации позволяют понять основную мысль даже без детального прочтения.

Правило № 8: Учитывайте отзывы рецензентов

Обзоры литературы обычно рецензируются так же строго, как и исследовательские статьи. Как правило, учет отзывов и мнений ваших рецензентов существенно улучшает изначальный вариант обзора. Внимательно прочитав обзор, рецензенты свежим взглядом выхватят те неточности, несоответствия или нераскрытые проблемы, которые были не замечены вами. Кстати, внимательно перечитайте весь обзор непосредственно перед отправкой в журнал - отсутствие опечаток и запутанных предложений позволит рецензентам сфокусировать внимание на сути статьи, а не на претензиях к стилю подачи.

Советы рецензентов очень важны, поэтому следует пытаться получить рецензии от специалистов из различных областей науки. С одной стороны, это может привести к противоречивым мнениям по существу обзора и несовместимым советам по улучшению текста. С другой стороны, такая ситуация лучше, чем отсутствие отзывов вообще. Разнообразие замечаний поможет вам определить, в чем мнения экспертов сходятся, а где возникают спорные моменты.

Правило № 9: Включите в обзор ваши собственные исследования, но будьте скромны объективны

Как правило, авторы обзоров достигли определенных успехов в описываемой области и сами опубликовали некоторое количество экспериментальных работ по этой теме. Это может создать конфликт интересов - ведь трудно объективно судить о собственной работе. Ученые могут несколько переоценивать то, что сделали они сами. И, тем не менее, не стоит излишне скромничать - если вас попросили написать обзор, это уже значит, что ваши работы что-то да стоят. Постарайтесь объективно соотнести свои данные с данными коллег. В обзорах, написанных несколькими авторами, объективность достигается проще, поскольку каждый соавтор редактирует текст и имеет возможность более реалистично взглянуть на достижения коллег.

Правило № 10: Используйте свежие данные, но не забывайте о классике

Учитывая стремительный рост числа научных работ, обзоры литературы во многих областях биологии быстро устаревают и теряют свою актуальность. Однако пусть вас это не страшит - по-настоящему хороший анализ будет актуален достаточно долгое время. Каждая экспериментальная статья, как бы нова и прекрасна она не была, покрывает лишь узкую область широкого фронта науки. Обобщить, обдумать и показать общий вектор развития того или иного направления - вот главная задача обзора. Пускай через пять лет этот анализ будет уже неполным или даже устаревшим - все равно, такой обзор не утратит своей ценности и послужит отправной точкой для следующих работ. Этот труд будет выполнять роль исторической вехи в развитии одной из научных тематик.

Правило № 11: Практикуйтесь

Невозможно стать опытным писателем, прочитав советы о том, как стать писателем. Невозможно стать художником, просмотрев курс рисования по телевизору. Невозможно написать хороший обзор без практики. И пока вы только молодой ученый, и научные журналы не балуют вас «заказами» на обзоры, - пишите их сами. Начните с популярных изложений - сайты, подобные «биомолекуле», приветствуют статьи от новых авторов. Если вы сможете написать обзор литературы, который, как вам кажется, отражает последние тенденции в вашей отрасли на достойном научном уровне - попробуйте, отправьте его в научный журнал - украинский, русский или зарубежный, не важно. Часто средней руки журналы могут опубликовать обзор, присланный не именитым автором, если уровень изложения и поднятые темы действительно будут оригинальными. В общем, не ждите милостей от редакций журналов, начните писать сами!

Удачные обзоры, написанные в 80-х годах, сегодня читаются редко. Однако они в свое время послужили фундаментом для научных работ 90-х, из которых выросли экспериментальные теории 2000-х. И сегодняшние книги охотно цитируют некоторые старые статьи как классику, на которую стоит равняться. Не верите? Посмотрите количество цитирований «Происхождения видов»...

Литература

  1. Marco Pautasso. (2013). Ten Simple Rules for Writing a Literature Review . PLoS Comput Biol . 9 , e1003149.


Читайте также: