Анаэробное разложение. Аэробное и анаэробное разложение клетчатки

5 февраля 2010, 15:21

Танцовщик Николай Цискаридзе - премьер Большого театра России, один из ведущих артистов труппы, исполняющий главные партии почти всего балетного репертуара. С раннего детства будущий артист увлекался сценическим искусством, особенно кукольным. Неотразимое впечатление произвели на него гастроли театра С.В. Образцова в Тбилиси, после чего он сам стал мастерить кукол, а став взрослым, сохранил любовь к ним и собрал большую коллекцию. Но все другие интересы затмила любовь мальчика к танцу. Николай Максимович Цискаридзе родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси . Отец - Максим Николаевич, скрипач. Мать - Ламара Николаевна, преподаватель математики и физики в средней школе. В 1984 году его отдали в Тбилисское хореографическое училище. Успехи были таковы, что стало ясно: надо везти его в Москву. В 1987 году юноша поступает в Московское академическое хореографическое училище, которое оканчивает в 1992 году по классу замечательного педагога профессора П.А. Пестова.
"– Николай, расскажите о вашем детстве. Как грузинский мальчик попал в балет? – Я только по крови грузин. А вырос я на русских и украинских традициях, потому что мама у меня русская, а няня, которая меня, по сути, воспитывала, была украинка. Мама очень много работала, я видел ее только по выходным. Она была физиком, 35 лет проработала преподавателем в школе. Отчим был тоже педагогом. (С папой мы никогда не жили.) В общем, обыкновенная, далекая от искусства семья. Меня водили в театр и консерваторию только потому, что кругозор у ребенка обязан быть широким. Но театр увлекал меня всегда. Я просил маму отдать меня в балет, но она была категорически против. Ее мнение изменило одно – балет мог открыть для меня мир, который для нее был закрыт. – Как это? – Задолго до моего рождения мама работала на Обнинской АЭС. В начале 60-х там произошел взрыв, как в Чернобыле. Там погибло очень много народа, в том числе мамин муж. И тех людей, которые имели хоть какое-то отношение к погибшим там, ликвидировали, депортировали или запретили выезд за границу. К последним относилась и моя мама. Она очень тосковала, потому что обожала путешествовать. Ей очень хотелось, чтобы я мог выезжать за границу, чтобы моя жизнь была интересной. – Я слышала, вы попали в Большой театр каким-то невероятным образом. – Невероятным я считаю то, что тогда было безумно много блатных, впрочем, как и сейчас. И заявка на меня, самого лучшего выпускника в потоке, из Большого театра не пришла. Но потом был госэкзамен, председателем которого был Григорович. И когда стали ставить оценки, он произнес только одну фразу: «Грузину – «пять», и взять в театр». Ему стали говорить, что мест нет. Он попросил список принятых в Большой, спросил, как моя фамилия. Ему ответили: «Цискаридзе». Там был список, напечатанный по алфавиту, и он вписал меня под номером один. И этот день решил всю мою дальнейшую жизнь. – Вы нажили в связи с этим врагов? – Не просто нажил! Меня взяли, а многих детей артистов Большого не взяли. И когда я пришел в труппу, то столкнулся с родителями тех ребят. Они делали мне гадости все то время, пока работали в Большом. Один, например, стал администратором, и, когда бы я ни выступал, он делал так, что какого-то реквизита не хватало." Сразу по окончании училища Цискаридзе по приглашению Ю.Н. Григоровича был принят в труппу Большого театра. Несколько ранее в том же году он стал стипендиатом Международной благотворительной программы "Новые имена", отмечавшей самые талантливые юные дарования во всех видах искусства. В 1996 году окончил Московский государственный хореографический институт. В Большом театре Цискаридзе вначале, как и полагается начинающим артистам, станцевал почти весь корд:)етный репертуар, а потом начал исполнять небольшие, но уже достаточно сложные партии: Французскую куклу в "Щелкунчике", Конферансье в "Золотом веке", Юношу в "Шопениане", Голубую птицу в "Спящей красавице" и другие. Анастасия Волочкова и Николай Цискаридзе в балете Раймонда Вскоре ему стали поручать ведущие партии во всех основных спектаклях классического репертуара: в "Лебедином озере", "Щелкунчике" и "Спящей красавице", в "Раймонде" и "Баядерке", в "Сильфиде" и "Жизели", а также в современных балетах: "Любовью за любовь", "Паганини", "Симфония до мажор", "Пиковая дама" и других. Солист Большого театра Николай Цискаридзе в роли Щелкунчика. "– Говорят, что в балете делают серьезные гадости... – Таких случаев у нас много. Мне рассказывали, что кто-то вбил гвоздь острием вверх в стул балерины, а она на сцене с разбега должна была садиться на этот стул... У меня тоже был случай: прихожу со спектакля, а моя куртка облита машинным маслом. Зима, холодно. Я тогда был человек небогатый, и мне негде было взять вторую куртку. Такое есть везде: и в театре, и на заводе. Просто в балете век очень короткий, и надо успеть сделать карьеру до 23 лет. Если ты до этого времени не выстрелил, то можешь уже и не целиться. – Балет – травматичный вид искусства. Вас это минуло? – Нет. У меня перетерлась крестообразная связка в коленном суставе, но я полтора года танцевал и не знал об этом. – ??? – У меня заниженный болевой порог – никогда ничего не болит. А со связкой все выяснилось случайно. Я поскользнулся и получил травму колена. А когда сделали снимок, доктора были в ужасе: «Как вы не заметили, что у вас нет связки?» На мое счастье, травма случилась на сцене Парижской оперы, где сразу подключились все страховые компании, меня обследовали и прооперировали в Париже. Если бы меня оперировали в России, то на сцену я бы уже не вернулся. – У нас такие плохие врачи? – У нас очень хорошие хирурги, но нет нормальной системы восстановления. А при такой травме система восстановления является главной. Во Франции мне все сделали идеально. Но, к сожалению, год был потерян. А год – это катастрофически много для балета! После такой травмы шанс вернуться на сцену – один на миллион. У Андриса Лиепы была та же травма, и он не смог вернуться." Кроме того, в репертуаре Цискаридзе есть небольшие одноактные балеты и танцевальные номера, которые он с успехом исполняет как на сцене театра, так и в концертах и на гастролях: "Видение Розы" в постановке М. Фокина, "Нарцисс" в постановке К. Голейзовского, "Классическое па-де-де" на музыку Л. Обера, па-де-де из балетов "Корсар", "Фестиваль цветов в Джензано" и другие. Балет "Легенда о любви". Хореограф-постановщик- Ю.Григорович. Ширин - Анна Антоничева, Ферхад - Николай Цискаридзе. В 1995 году Цискаридзе получил серебряную медаль на VII Международном конкурсе артистов балета в Осаке (Япония), а в 1997 году - первую премию и золотую медаль на VIII Московском Международном конкурсе артистов балета, кроме того, на этом же конкурсе персональный приз Питера ван дер Слота "За сохранение традиций русского классического балета". О молодом танцовщике не только заговорили и стали писать в прессе, но на спектакли с его участием стала специально ходить публика, у него появились поклонники. Илзе Лиепа и Николай Цискаридзе. Успехи Цискаридзе были отмечены рядом премий: призом журнала "Балет" - "Душа танца" в номинации "Восходящая звезда" (1995 ), дипломом "Лучший танцовщик года" общества "Сильфида" (1997 ), трижды национальной премией "Золотая Маска" в номинации "Лучшая мужская роль" (1999, 2000, 2003 ) призом "Бенуа де ля данс" в номинации "Лучший танцовщик года" (1999 ), премией мэрии Москвы в области литературы и искусства (2000 ) и, наконец, Государственной премией Российской Федерации (2001 ) за исполнение главных ролей в спектаклях "Спящая красавица", "Жизель", "Баядерка", "Раймонда", "Дочь фараона". Все эти награды и премии по заслугам отмечали вклад, сделанный талантливым артистом в хореографическое искусство. Награжден орденом Чести Республики Грузия. Балет «Шехеразада» с участием Ирмы Ниорадзе (Мариинский театр) и Николая Цискаридзе (Большой театр). "- Какие эмоции тяжелее всего передать в танце? - Добро. Ведь ты не знаешь, какое оно: сладкое, соленое, горькое, перченое. А зло всегда имеет свой вкус и цвет. - Что для Вас танец? Радость? Профессия? Труд? - Это хобби, которое со временем превратилось в профессию. Это очень тяжелый труд и морально, и физически: я же не просто по сцене бегаю - я играю Роль. Но вообще-то, танец - это мой образ жизни. - За этот образ жизни пришлось побороться? - Конечно. А как Вы думаете? Разве это возможно, чтобы я, обыкновенный мальчик из Грузии, вот так просто пришел в училище и быстро двинулся в гору? Я начал учиться танцу в Тбилиси, а в 13 лет с огромным трудом перевелся в Москву. Все родственники мне тогда говорили: " Лучше быть большим человеком в маленьком городе, чем маленьким - в большом". Но я, будучи еще совсем ребенком, им отвечал: "А я буду большим человеком в большом городе". - Стало быть, Вы - профессионал не "благодаря", а "вопреки"? - Получается, что так. Но заметьте: на сцену выходит Человек. И никакие связи не помогут стать ножке маленькой, а душе - большой. - Какая роль самая любимая? - Следующая. Не та, которую собираюсь репетировать, а та, которую буду танцевать сегодня или завтра. Все мои роли - частички меня самого и выделять какую-то одну из них я бы не стал. Каждая роль - некая частичка моей души, моего характера, потому как человек разнопланов сам по себе. Поэтому я люблю даже отрицательных героев и всегда стараюсь их оправдать. Чтобы достоверно сыграть роль, надо полюбить своего героя. И жить его поступками. - Вы - танцор от Бога? - Знаете ли, если лет через 20-25 после окончания моей карьеры хоть один человек скажет: "Ой, это все не то. Вот Цискаридзе танцевал - это да!", тогда можно будет об этом поговорить. А пока… Столько таких: сегодня они есть, а завтра - нет. - Как Вы относитесь к критике? - Есть 2 человека, мнение которых для меня чрезвычайно важно. Это мои педагоги: Николай Борисович Фадеичев и Марина Тимофеевна Семенова. А все остальное я выслушиваю, но близко к сердцу не принимаю. Журналисты порой вообще пишут обо мне бог знает что, но я к этому уже привык. Вы же понимаете, что газету читать никто не будет, если там в 1001-й раз напишут, что Цискаридзе лучше всех. Об этом уже столько всего написано, что никому не интересно."
Источники: peoples.ru, Википедия

Грузинские мужчины не просто любят танцевать – они это делают феноменально, не зря грузинские танцоры считаются одними из лучших в мире. Балет грузины обожают смотреть, но с большим «скрипом» отдают учиться мальчиков в балетную школу. Это считается, мягко говоря «странным», если юноша-грузин сам хочет посвятить себя балету.

«Ненормальный» ребенок, мечтающий о пуантах, он превратился в «особого» танцора. Про Николая Цискаридзе распускают противоречивые слухи, им восхищаются и выискивают гнусные детали биографии, лезут в его личную жизнь. А он, летавший в облаках в детских местах, парит сейчас над всей грязью, и единственная цель жизни, по его словам: «Даже если будут убивать, двигаться до тех пор, пока не закончится последняя роль».

Официальные данные

  • Место и дата рождения – Грузия (бывшая ГССР), Тбилиси, 1973 год, 31 декабря;
  • Родители – Максим Николаевич и Ламара Николаевна Цискаридзе;
  • Рост и вес – 183 см, около 58 кг;
  • Образование – высшее: Московская государственная академия хореографии (бывший МГХИ); Московская государственная юридическая академия;
  • Государственные награды – звание Народного артиста РФ; орден Дружбы;
  • Семейное положение – холост, детей нет.

Про детство и годы молодости Ники Цискаридзе

Совсем немного «не дотянул» мальчик, будущая звезда российского балета, до новогодних курантов, родился почти в полночь 31 декабря 73-го. Отец Ники, Максим Николаевич (по некоторым сведениям Иосифович), был музыкантом, играл на скрипке. С матерью Николоза (полное имя Ники) он с рождения сына отношений не поддерживал, воспитывали ребенка Ламара Николаевна и бабушка. Потом Никина мама вышла замуж, и к воспитанию мальчика присоединился отчим-армянин.

Ламара Николаевна весь день была на работе в школе (преподавала физику и математику), бабушка умерла, и пригласили няню-украинку. С ней Ника в раннем детстве проводил почти все время, гулял, ходил на выставки, они читали вместе сказки. На балет мальчика тоже водили, но чтобы отдать в балетную студию – ни-ни! По грузинскому менталитету мужчина в белом обтягивающем трико – мягко говоря «неправильно».

«Жизель» – первое, что Ника увидел из балетного репертуара, он тогда понял, что балет его судьба. Малыш уже представлял, как прыгает высоко, отталкиваясь грациозно ногами от сцены. В семье никто даже слушать не хотел о балетной студии – мальчика готовили в педагоги или в переводчики.

Про ноги – отдельная история, они у Ники были длинные и стройные, как у девочки. Его как-то послали за грузинским хлебом в булочную. Он шел домой и нес целую стопку «тонис пури» (по-грузински хлеб): лица не видно, только над хлебом возвышается кипа черных кудрявых волос. Идущая навстречу женщина восхитилась:

«Какие чудесные стройные ножки и красивые волосы! Что за женщина родила эту красавицу?» Ника опустил немного хлеб, и восхищение сменилось ужасом: «Урод какой…»

А ему было наплевать, кем его считают, он хотел танцевать! Какой силой воли надо обладать, чтобы в 11-летнем возрасте самостоятельно пойти в хореографическое училище и записаться на курсы? Дома был скандал – никакого балета, что скажут люди? Педагоги убеждали Ламару Цискаридзе, что ребенок – истинный самородок. Его приняли на первый курс несмотря на то, что он не подходил по возрасту.

Родной город был уже тогда для Цискаридзе тесен, и он в 1987-м едет в Москву (опять самостоятельно) и поступает в Московское хореографическое училище, попадает в класс к Пестову, талантливому балетному педагогу. Через пять лет Ника выпускается из училища лучшим в своем классе и сразу поступает в МГХИ. Еще не получив высшего образования, Николай приходит в Большой театр на пробы, и сразу его замечает Юрий Григорович.

Начало творческой карьеры, первые успехи

Даже очень талантливые новички, придя в Большой, долго могут прозябать на «задворках» кордебалета, но эта история – не про Цискаридзе. Уже в 1992-м он утвержден на роль конферансье в балете «Золотой век». Через год он танцует Дона Хуана в постановке «Любовь за любовь». Потом были три партии в «Щелкунчике», «Спящей красавице», «Ромео и Джульетте». Сначала в «Щелкунчике» он танцевал французскую куклу, но в 1995-м ему доверили главную роль. Почти сразу предлагают танцевать в «Силифиде» (партия Джемса) и «Паганини» (главная одноименная роль).


В 2001-м в Большой театр приходит Ролан Пети, французский балетмейстер. Пети сразу обращает внимание на молодого танцора и отдает ему главную роль Германа в «Пиковой даме». Успех постановки благодаря Цискаридзе был такой ошеломительный, что Пети предлагает Николаю самому выбрать следующую партию. Это становится Квазимодо, по решению Цискаридзе, в «Соборе парижской богоматери». Ох, не случайно был выбран именно горбун: дома по-прежнему не понимали его выбора и осуждали. «Неправильный урод» хотел всем знакомым-тбилисцам и родственникам доказать: он не урод, а танцор от Бога!

Еще были роли в балетах «Лебединое озеро» (Злой гений), «Сон в летнюю ночь» (Тезей), множество партий в маленьких постановках. В 2000 году Цискаридзе принимают в Союз деятелей театров России. Год спустя его, как яркую и популярную личность, приглашают вести «Взгляд» на Первом канале, но этого не случилось из-за досадного события – Цискаридзе попал в аварию и получил серьезную травму.

Всемирное признание и настоящий успех

После выздоровления начинаются зарубежные гастроли. «Ла Скала», Национальный театр Токио, театр «Елисейские поля» во Франции – везде Цискаридзе своими танцами производил фурор и вызывал бурю восторга. Уже имея диплом о высшем художественном образовании, Николай начинает преподавать в Московской хореографической академии с 2004-го.

Наряду с крупными балетами, он танцует и в одноактных, и каждое выступление – восхищение зрителей и прекрасные отзывы в СМИ. В 2006-м в составе российском труппы едет в США, где открывается проект «Короли танца». Через два года – новое посещение Америки, программа «Звезды XXI века».

В балете мало быть пластичным и музыкальным – надо обладать еще многими другими качествами, чтобы превратиться в «звезду». Цискаридзе как танцор уникален тем, что он владеет всеми техническими тонкостями классического балета, одновременно вкладывая в танец необыкновенную эмоциональность. Плюс – уникальная яркая внешность, идеальные пропорции фигуры. В школе, кстати, учитель биологии ставил мальчика на стул, замерял его части тела и говорил: «Посмотрите, вот идеал, который воспевал Микеланджело!»

Сотрудничество с Пети продолжается: в 2009-м результатом совместного труда Пети и Николая стала постановка «Кармен. Соло». В том же году Борис Эйфман ставит «Падшего ангела», и нетрудно догадаться, кому он отдает первую партию. Цискаридзе уже не оглядывается на Тбилиси, откуда сбежал в Москву. Родители не поняли – не страшно. Семья стесняется вспоминать про «неправильного» родственника – наплевать! Он и имя давно себе поменял, переделал плебейское «Николоз» на русский вариант «Николай».

В 2011-м подходила к концу реконструкция Большого театра, и Цискаридзе высказал открыто то, что стеснялись (или боялись) озвучить многие работники коллектива – внутренний дизайн и отделка сцены не годится! «Убрали старинную лепнину и заменили ее дешевкой из папье-маше – зачем? Театр внутри теперь как турецкая гостиница, даже на пять звезд не тянет», – его слова.

Конфликт с руководством разгорался, и в 2013-м глава Большого Иксанов объявил: контракт с танцором и педагогом Цискаридзе продлен не будет. Узнав об этом, деятели культуры России отправили Путину письмо, в котором требовали снять Иксанова с должности и назначить главой театра Николая Цискаридзе. В страхе за свою должность Иксанов выдал танцору два «строгача»: нарушение трудовой дисциплины.

Не получилось стать руководителем Большого (контракт истек, Николай покидает театр) – не беда! В 2014-м Цискаридзе почти единогласно избирается ректором Академии русского балета имени Вагановой. Он стал первым (и пока единственным) человеком, который стал ректором академии, не окончившим ее. В том же году Николай выпускается из Государственной юридической академии и получает звание магистра.

Цискаридзе – частый гость на ТВ, он участвует как в talk-show, так и в прицельно музыкальных проектах. В «Танцы со звездами» его неоднократно приглашали в жюри, он – постоянный ведущий проекта «Шедевры мирового музыкального театра».

Из-за фантомных болей (последствия аварии и растяжения ноги) Николай с 2013 года не выступает, но он руководит академией и преподает, его все равно считают неугасающей «звездой» российского балета. Он не устает повторять (и он прав!): «Большое театр – это обо мне. Будут писать первую, вторую или третью историю театра, и всегда в ней напишут про Цискаридзе».

Скандалы, связанные с именем Цискаридзе, интересные факты про него

Одновременно с нападками главы Большого театра в 2013-м случилась еще одна беда. Кроме Иксанова, Николай сильно не ладил в тот период с худруком Филиным. В том, что произошло с Филиным (ему плеснули в лицо кислотой), обвиняли и Цискаридзе: якобы Дмитриченко был простым исполнителем, а задумка «кислотной атаки» – дело рук Николая.

Даже под угрозой непродления контракта он стоял на своем и не изменил мнения об ущербности нового вида Большого. И это у него с детства, такое упрямство:

«Передо мной ставили кашу, а я кашу ненавидел. Говорили: не встанешь из-за стола, пока не съешь. Я сидел сутки, уходил голодный, каша оставалась. Эта упертость со мной осталась навсегда».

Шептались, что ректором академии его назначили незаслуженно, якобы на этом настояла супруга одного из совладельцев корпорации «Ростех». Но во-первых, за него проголосовали 227 человек (из 241), а во-вторых, он как-то проговорился, что наоборот, его уговаривали «высшие структуры» согласиться на эту должность.

Он яростный противник проекта новых законов, по которому в школы искусств будут принимать детей без конкурса с 15 лет. «Руки будущему пианисту надо ставить с 5-ти, ноги танцору с 9-ти, и эти ручки, ножки надо выбирать, как крупинки!»


Везде, где Цискаридзе появляется: на ТВ ли, на сцене, в зданиях Академии – знают, что он ненавидит пустые ведра. Он постоянно «гоняет» уборщиц, если видит кого-то с пустым ведром. Цискаридзе даже может подойти и проверить, чтобы в ведре была хотя бы тряпочка – главное, чтобы не пустое.

Он не выносит, когда ради карьеры «лезут в постель». Одну актрису (сейчас довольно известную) он при людях громко «послал» за назойливые приставания. «Высокий» чиновник в шутку спросил его:

«Ну что же ты, Коля, зачем так резко, неужели трудно было хоть разик… кхм…» Николай (снова громко и при людях) ответил: «Талант половым путем не передается».

Что мы знаем о личной жизни танцора, о его хобби

Высокий, красивый, атлетически сложенный, он – мечта многих женщин в роли мужа или хотя бы любовника. Николай признает, что да, случаются «быстрые» романы, но реальных кандидаток в жены пока нет. Когда его спрашивают о планах на создание семьи и на появление детей, он отвечает, что мужчина «созревает» для этого полностью после сорока. Цискаридзе говорит, что в будущем у него, возможно, будет много детей, но сейчас ничто не посмеет отвлечь его от театра.

Слухи, что Цискаридзе «игрок за другую команду» (попросту говоря голубой) ни разу не были подтверждены даже намеком. Поговаривали, что у него был бурный роман с актрисой Натальей Громушкиной. Еще были слухи о близких отношениях с Анастасией Волочковой и партнершей по сцене Ильзой Лиепа. Обе «дивы» не подтвердили, но и не опровергли сплетни.


Фото volochkova-a.livejournal.com

На серьезные увлечения вне театра у артиста банально нет времени. Он не хвалится спортивными достижениями или экстремальными хобби. Слушаю, как мои коллеги заявляют:

«Хожу по горам, гоняю на коньках, езжу на мотоцикле, и знаю – врут. Ничего такого не делаю и не придумываю».

Но одно хобби у него есть, которое совместное с Ольгой Голодец, вице-премьером российского правительства – они оба коллекционируют кукол. Они встречаются на заседаниях Совета по культуре, и один раз Ольга Юрьевна пообещала танцору сделать подарок на день рождения в виде оригинальной куклы.

«А вы театр ему подарите», – пошутил стоявший тогда рядом Карен Шахназаров. А разве он недостоин этого? Его в академии боятся из-за тяжелого характера и резкой реакции на фальшь, но именно такой тиран-учитель может воспитать подобных ему «звезд».

Имя Николая Цискаридзе у многих любителей балета ассоциируется с определенными ролями и амплуа, но сейчас любимец публики уже не рискует выходить на сцену. Находясь в должности ректора Академии русского балета, он успевает сделать много работы, передавая свои знания и опыт ученикам.

Есть в его творческой биографии и участие в телепроектах, где танцор занимает судейское кресло.

Раннее проявление творческих способностей

Николай родился в 1973 году в Тбилиси. Его отец, Максим Николаевич, занимался музыкальной деятельностью. Мама, Ламара Николаевна, по профессии – физик, была учительницей в школе. Будущий артист балета появился на свет, когда его матери было 42 года. У него есть двоюродная сестра - Вероника Ицкович, которая после окончания хореографического училища и института сценических искусств занялась актерской карьерой.


На фото Николай Цискаридзе в детстве с мамой Ламарой Николаевной

Когда родители развелись, воспитанием мальчика занялся отчим. В детские годы он мечтал стать директором зоопарка, так как очень любил животных. В семье всегда царила дружная атмосфера, а родные Коли старались привить ему хорошее воспитание. Вместе с мамой он часто ходил на спектакли, любил читать, петь и разыгрывать сценки перед знакомыми и гостями. В школьные годы юноша учился в хореографическом училище, а вскоре уехал в Москву, где обучался классическим танцам у педагога П. А. Пестова.

Развитие балетной карьеры

После окончания училища Цискаридзе взяли в Большой театр, где сначала юный артист танцевал в кордебалете, а потом ему дали роль Конферансье в «Золотом веке». Затем последовали еще ряд сольных партий, а в 1995 году танцору доверили исполнять главную партию в «Щелкунчике», благодаря чему осуществилась его главная детская мечта. Одновременно с карьерой Николай учился в хореографическом институте, а в 1996 году получил долгожданный диплом. С 1997 года в его копилке появились такие партии в балетах, как Граф Альберт в «Жизель», Злой Гений и Принц Зигфрид в «Лебедином озере», Квазимодо в «Соборе Парижской богоматери», Конрад в «Корсаре» и других.

Молодой артист балета

За свою творческую карьеру Цискаридзе танцевал на многих подмостках: в Театре Московской оперетты, Государственном Кремлевском дворце, а также в знаменитом на весь мир театре – Ла Скала. Многие искусствоведы и балетоведы считали его танец технически безупречным и совершенным, отмечая также его высокий рост (183 см), стройную фигуру и привлекательную внешность. Деятельность артиста была отмечена множеством премий и наградами. Являясь бессменным солистом балета Большого театра, в 2013 году он вынужден был уйти из коллектива из-за многолетних распрей с руководством. На протяжении нескольких лет Николай высказывал свое недовольство по поводу реставрации здания, считая сделанной ее недостаточно хорошо. В 2014 году он был утвержден на должность ректора Академии русского балета имени Вагановой.


Фото www.instagram.com/tsiskaridze

Танцор много лет сотрудничает с телевидением, являясь многолетним ведущим на канале Культура, а также членом жюри шоу «Танцы со звёздами» на канале Россия. В 2017 году он занял судейское кресло конкурса «Синяя птица», и возможно, кто то из юных талантов будет учиться в его академии.

Личная жизнь

Цискаридзе не спешит распрощаться с жизнью холостяка и завести жену и детей. Свою личную жизнь он не стремится освещать, хотя не скрывает, что у него бывают увлечения и влюбленности. Не представляя себя без творческой деятельности, артист считает, что вряд ли кто выдержит его нелегкий характер, который закалился за годы балетной карьеры. Сейчас все свое время звезда балета отдает ученикам и творческому процессу.


Когда же удается побыть дома, Николай с удовольствием полежит на диване и посмотрит любимые сериалы. После того, как танцевальная карьера подошла к завершению, ректору Академии русского балет стало трудно поддерживать свой вес. Один врач посоветовал ему спать как можно больше, и теперь танцор следует рекомендациям специалиста. Являясь домоседом, Цискаридзе вместо светских мероприятий лучше насладится уютной и комфортной обстановкой в собственном жилище.

В Тбилиси (Грузия) в семье скрипача и школьной учительницы.

В 1984-1987 годах учился в Тбилисском хореографическом училище.

В 1992 году окончил Московское хореографическое училище (класс Петра Пестова), в 1996 году — педагогический факультет хореографического института (ныне училище и институт объединены в Московскую государственную академию хореографии). В 2012 году поступил в магистратуру Московской государственной юридической академии.

Начинал с кордебалетного репертуара, затем стал исполнять сольные партии: Конферансье в "Золотом веке" Дмитрия Шостаковича (1992), Французская кукла в "Щелкунчике" (1993) и принц Фортюне в "Спящей красавице" (1993) Петра Чайковского, Меркуцио в "Ромео и Джульетте" Сергея Прокофьева (1993).

С 1995 года исполнял главные партии в балетах "Щелкунчик", "Спящая красавица", "Лебединой озеро" и "Пиковая дама" Петра Чайковского, "Баядерка" Людвига Минкуса, "Паганини" на музыку Сергея Рахманинова, "Дочь фараона" Цезаря Пуни и др.

В 2001 году Цискаридзе был первым исполнителем Злого Гения в "Лебедином озере" Чайковского (вторая редакция Юрия Григоровича), Германна в "Пиковой даме" (постановка Ролана Пети). Первый исполнитель в Большом театре партии Квазимодо в "Соборе Парижской Богоматери" Мориса Жарра (постановка Ролана Пети) в 2003 году, партии Тезея (Оберона) в "Сне в летнюю ночь" на музыку Феликса Мендельсона-Бартольди и Дьердя Лигети (постановка Джона Ноймайера) в 2004 году.

28 октября 2013 года Николай Цискаридзе назначен исполняющим обязанности ректора Академии русского балета имени А.Я. Вагановой в Санкт-Петербурге.

В 2006-2009 годах Цискаридзе был участником первых трех программ танцевального проекта "Короли танца" (Kings of the Dance). В качестве постоянного члена жюри танцевального конкурса участвует в телевизионном шоу "Танцы со звездами" на телеканале "Россия". Является постоянным ведущим программы "Шедевры мирового музыкального театра" на телеканале "Культура".

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников



Читайте также: