Александр маккуин биография смерть. Сентиментальный бунтарь

МакКуин говорит на густом восточнолондонском наречии. К тому же очень тихо. Его речь периодически прерывается совсем детским громким смешком - когда ему нравится выданная им фраза. "Я никому не навязываю свою одежду. К тому же здесь Россия. Я не хочу прослыть очередным тираном".

Своеобразным тираном МакКуин уже, правда, прослыл. Не задавайте ему вопросов о "творческих планах" и "Кем были Ваши родители?". "Мне всегда интересно поговорить с молодым умным человеком, если он будет задавать нормальные вопросы, - нервно бормочет он в самом начале интервью. - Я получил известность сравнительно давно, поэтому журналисты должны быть знакомы с моей биографией. Я не собираюсь тратить свое время на придурков, которые будут опять пытать меня на предмет моего отношения к Джону Гальяно или спрашивать про "нити, связывающие мое творчество с творчеством Юбера Живанши". Я просто человек, и если меня все это достанет, я об этом прямо скажу".

Рассказы о его манерах и выходках обошли не одно периодическое издание. Вот как описывает его студию, где идет подготовка к показу коллекции, корреспондент журнала Details: "Помещение выглядит так, как будто террористы взорвали зоопарк. Повсюду лоскутами разбросаны шкуры, некогда принадлежавшие козе, овце, зебре и другим уж явно не домашним животным. Быть может, его двухкомнатная студия и станет эпицентром ударной волны, которая принесет нам новый шик, но сейчас там крайне скверно пахнет. В помещении стоит тяжелый дух мертвечины, отбеливателя, курева и тревоги. Кажущийся спокойным МакКуин аккуратно прикрепляет булавками кусок кожи к женской куртке, надетой на манекен. Голубыми глазами, мягким пушком на щеках и верхними зубами, выступающими из маленького рта, он напоминает моржа. Я спрашиваю у него, что это за шкура. "Крайняя плоть", - бросает он. Так, во всяком случае, мне послышалось. Его бесстрастный голос звучит так, как будто закипает где-то в глубине гортани и, словно пар, выходит наружу из носа. "Крайняя плоть?" - переспрашиваю я. "Нет! - громко отвечает он. - Я сказал: кабанья плоть. Кабанья шкура. - Он издает звук, отдаленно напоминающий усмешку или даже всхлип какого-нибудь животного. - Хотя я раньше работал и с крайней плотью", - гогоча, добавляет он".

Когда пару лет назад газетные заголовки начали трубить славу молодым британским модельерам, Ли Александр МакКуин (для друзей - просто Ли) быстро стал главным героем всех публикаций. По объемам продаж он сильно отстает от таких гигантов маркетинга, как Прада и Донна Каран, однако не приходится сомневаться в том, что это одна из самых горячо обсуждаемых фигур в мире моды.

Почитатели МакКуина воздают хвалу его мастерству закройщика, богатейшему воображению и утверждают, что он вернул моде жизнеутверждающую силу и сексапильность, возродив кружева, прозрачную ткань, приспущенные брюки и широченные накладные плечи (есть, впрочем, и такие, кто именует МакКуина "МакМюглером" по ассоциации с Тьерри Мюглером, широко использовавшим накладные плечи задолго до МакКуина). Возможно ли, что вся эта вызывающая сексуальность когда-нибудь станет частью повседневной жизни? "Это зависит от вас (женщин). Я не женщина. И не трансвестит. Я все это не покупаю. Но надеюсь, что когда вас начнет тошнить от однобортного жакета, вы захотите большего".

В свои двадцать восемь он разрабатывает модели для двух линий: своей собственной, с торговой маркой McQueen (при поддержке Onward Kashiyama, японской империи готового платья) и французского Дома моды Givenchy. Когда осенью 1996 года МакКуин поступил на работу в Givenchy в качестве главного художника-модельера, многие увидели в этом едва ли не вызов обществу. Юбер де Живанши, создавший эталон элегантности в одежде своими черными платьями, которые носила "лицо" Дома великолепная Одри Хепберн, - и какой-то простолюдин, матерщинник. "Бык в бутике", - посетовал один газетный заголовок, перефразируя поговорку про слона в посудной лавке.

"Я не умолял дать мне работу. Они (Дом Givenchy) меня сами нашли. Значит, им нужно то, что я делаю, - раздраженно говорит МакКуин. - Меня волнует только мнение моего начальника (Бернара Арно). - Немного подумав, он добавляет: - И клиентов. Все, кто находится между ними, пусть катятся к черту". Он вообще довольно часто и нервно прибегает к высказываниям в духе "он сам ко мне пришел". Рассказывая о работе над образом Бьорк для ее альбома Homogenic и костюмах для "Роллинг Стоунз", МакКуин фыркает: "Мне нравится музыка Бьорк, к тому же она мой друг, но я равнодушен к творчеству "Роллинг Стоунз". Они пришли ко мне, потому что им нравится моя одежда. Я им сам ничего не предлагал".

Лучшие дня

Когда год назад его спросили, чем было навеяно название его лондонского шоу "Там, в джунглях", он вспомнил документальный фильм о газелях. "Я посмотрел на газелей, которых пожирали львы и гиены, и сказал себе: "Это же про меня фильм! Кто-то постоянно охотится за мной, а если поймает, то точно так же съест. Мир моды - это джунгли, полные отвратительных, алчных гиен". А теперь? "Теперь я превратился во льва. Я сам пожираю гиен", - он довольно смеется.

Свое первое платье МакКуин нарисовал в трехлетнем возрасте. Такое занятие вряд ли можно было назвать характерным для ребятишек из Степни, суровой рабочей окраины Лондона. Это казалось необычным не только сверстникам, но и его отцу, таксисту. "Неслыханное дело, чтобы в семье из восточного Лондона появился художник", - говорит МакКуин.

Он начал учиться ремеслу модельера, когда ему было всего шестнадцать лет. Просто бросил школу и пошел работать на Сэвил-Роу, лондонский бастион высокого портновского искусства (Сэвил-Роу - улица в Лондоне, где расположены ателье дорогих мужских портных). В ателье Anderson & Shepherd он написал мелом на пиджаках, один из которых предназначался для принца Чарльза, слова: "Здесь был МакКуин" и, в знак протеста против монархии: "Я - сука" (в очень мягком переводе). После этого перешел в ателье Gieves & Hawkes там же, на Сэвил-Роу, где трудился над брюками. Позже работал у театрального костюмера, шил разные платья, изучал тонкости портновского мастерства. Но эта работа ему не нравилась, хотя, по его же признанию, он был "окружен настоящими "королевами". В результате он отправился в Милан работать у Ромео Джильи, где из первых рук получил знания об основах производства и маркетинга современной моды. Получив образование в престижной школе моделирования и дизайна St. Martin"s в Лондоне, МакКуин почувствовал себя настоящим модельером. Наиболее известными его творениями того периода были брюки "попка", которые сидели на талии так низко, что была видна ложбинка между ягодицами, и топик, заляпанный кровью и грязью. Первые показы, которые он проводил еще будучи свободным художником, имели определенный политический смысл. Так, он заворачивал манекенщиц в целлофан, "украшал" их жакеты следами от автомобильных шин или выпускал чернокожую модель на подиум в наручниках. В одном сезоне он вывалял платья в грязи и прилепил к ним мертвую саранчу. Это было сделано, чтобы изобразить бедствие, ставшее причиной неурожая в Африке. В другом сезоне он устроил показ в церкви, где заявил: "Религия - это источник всех войн в мире". Такие слова стали серьезным нарушением норм, существующих в мире моды, где модельеры редко произносят что-либо более смелое, чем: "Коричневый - это новый черный" или: "Этот год мне видится в полосках".

Пару лет назад МакКуин, шотландец по происхождению, организовал шоу под названием "Насилие над Шотландией" в память о резне, которую устроила Британия в Шотландии в XVIII веке. Девушки выходили в разорванной одежде, а из-под шотландских юбок у них виднелись бинты. "Пресса меня распяла за это, - вспоминает он, - но я рад, что это сделал".

Циники поговаривают, что МакКуин тщательно просчитывает свои шаги, чтобы привлечь к себе внимание прессы. Сам же он утверждает, что всего лишь обнажает уродливую правду перед глухой ко всему публикой.

"Когда я начал устраивать свои шоу, я стремился показать журналистам то, что они как раз совсем не хотели видеть: голод, кровь, нищету. Смотришь на всю эту "фэшн-тусовку" в их дорогих прикидах и темных очках и понимаешь, что они никакого понятия не имеют о происходящем в мире. Их интересы ограничиваются рамками моды. Я трачу деньги на свои шоу для того, чтобы показать этим людям другую сторону жизни. Пусть они испытывают ненависть и отвращение - меня это вполне устраивает. Буду знать, что хоть какие-то чувства в них пробудил".

Конечно, до магазинов доходят лишь некоторые из эктравагантных, шокирующих своей откровенностью и кричащей сексапильностью моделей. "В коллекциях от кутюр я имею право выражать себя как модельер в такой степени, в какой считаю нужным. В прет-а-порте попадают лишь элементы этого самовыражения. К сожалению, все мы прекрасно знаем, что большинству нужен лишь какой-нибудь классический жакет. Но это не моя проблема", - МакКуин усмехается. Горечь по поводу ограниченного мышления массового покупателя очевидна, хотя его высказывания по этому поводу не так резки, как можно было бы ожидать. "Я никому никогда не говорил: если ты не носишь мою одежду, ты безнадежно отстал. Все очень просто: человек должен чувствовать себя хорошо в одежде. Не чувствуешь себя хорошо - не покупай. И все. Я создаю свои модели для сильной, независимой женщины, которая знает толк в вещах. Журналам мод платят за то, чтобы они говорили: надо носить это и то. А моя женщина не терпит диктата".

Женщина, не терпящая диктата. Женщина, без страха обнажающая грудь, если ей того хочется. Женщина, сбивающая с толку длиной - вернее, почти полным отсутствием длины - своей юбки. Женщина-сила, женщина-власть. Разве вы не видите в этом почтения к ней, преклонения перед ней и даже любви? Да он же чистой воды феминист, этот МакКуин. Он на нашей стороне. "Я всегда пытаюсь создать равные условия для женщин и мужчин. Я феминист в мужском обличье, - говорит он. - Я не хочу, чтобы женщина выглядела слабеньким, наивным существом, окутанным облачком шифона. Пусть этим занимаются другие. Моя женщина должна быть сильной, чтобы противостоять любому давлению на нее. У меня три сестры, и я неоднократно имел возможность наблюдать все страдания, которые доставляли им мужчины. В этом, наверно, корни моих феминистских настроений". А красота... "Красота - в сердце смотрящего, - мудро изрекает он. - Что толку пытаться быть красивой для всех? Все равно для кого-то вы будете выглядеть безобразно. А для кого-то будете воплощением прекрасного... Как я сам, например". Ответ на вопрос об отношении к собственной внешности был кратким: "Лучше спросите, что думает по этому поводу мой муж. Мой Маррей. М-а-р-р-е-й. Так и запишите".

Разговор мягко перетекает в область чувств. Страстный, романтически настроенный, наивный. Приверженец моногамного брака. Во главу угла ставит доверие. Дает людям только один шанс. Если вы не способны оценить это, второго шанса у вас не будет. Ревнив ли он? Да не то чтобы он был ревнив, просто не любит когда из него делают идиота... "Ой-ой-ой, что-то мы слишком увлеклись личным... - смеясь, кричит он. - Давайте дальше".

Наивный и романтический человек не раз кричал совершенно иные вещи. В том же журнале Details описывается такая ситуация: "...Ведущая передачи о моде на итальянском телевидении жалуется, что простояла на улице целых два часа, прежде чем ей разрешили пройти на показ. "Мне пятьдесят лет, - говорит она МакКуину, - и со мной нельзя так обращаться. Как вы вообще это объясняете?" - спрашивает она. МакКуина начинает бить дрожь, лицо его становится ярко-розовым. "Чего вы тогда пришли, если вам здесь не нравится. Не нравится - идите домой!" Сотрудник Kashiyama встает перед камерой и закрывает объектив ладонью, требуя прекратить интервью. "Если вам не нравится это е...е шоу, - орет МакКуин с такой силой, что голос его срывается, - идите на..!"

Ему постоянно не хватает времени. Настолько, что он даже не смог присутствовать на показе своей коллекции для Дома Givenchy в московском метро. Прилетел - улетел. "С самого начала своей работы у "Живанши" я работаю без перерыва. У меня иногда нет времени сделать то, что делает каждое человеческое существо. Вот так вот я для вас это мягко сформулировал, хотя мог бы сказать что-нибудь грубое", - он явно доволен своей вежливостью. Не терпит вопросов о будущих коллекциях: "Ребята, я делаю 10 коллекций в год. Откуда я знаю, что будет завтра?! Это физически невозможно. Какой будет моя следующая коллекция, я начинаю понимать только тогда, когда вижу кусок ткани на манекене. Мир в том виде, в каком он сейчас существует, не имеет будущего. Давайте попробуем для начала прожить несколько дней".

Говорят, МакКуин зарабатывает около миллиона долларов в год, однако есть сведения, что его больше интересуют разные авантюры и острые ощущения, нежели деньги. Он продает под собственной маркой очки, дамские сумки, шарфы и прочие аксессуары в Японии и в то же время отказывается от многих других заманчивых предложений. "Я не произвожу духов, банных полотенец, детских одежек. Не обращайтесь ко мне за постельным бельем, потому что у меня вы его не получите. А если и получите, то оно будет все в пятнах, - говорит он. - Я бешусь, когда вижу повсюду мою одежду. Я не хочу одевать всех подряд, потому что мне не все нравятся".

bich
BILL 21.02.2006 05:27:50

Супер чувак:)))


Моё мнение
Stainless 02.08.2006 05:35:07

Мне очень понравилась статья о биаграфии Маккуина,хотя я не приверженниц моды,так как ей не следую,не потому,что не могу,а потому сто за модой не угонишься,но одна фраза мне очень приглянулась:" А красота... "Красота - в сердце смотрящего, - мудро изрекает он. - Что толку пытаться быть красивой для всех? Все равно для кого-то вы будете выглядеть безобразно. А для кого-то будете воплощением прекрасного... Как я сам, например".Её он отнёс женщине,но считаю,что он прав,хотя,нет не красивых женщин,есть мужчины с плохим зрением,ну,впрочем это и всё,что я хотел сказать об этом!!

Ли Александр Маккуин CBE (англ. Lee Alexander McQueen) — английский дизайнер модной одежды. Известен своими вызывающими показами. Командор ордена Британской империи, четырежды признавался лучшим британским модельером года.

История успеха Ли МакКуина, который впоследствии станет известен миру как Александр, мало чем отличается от историй других знаменитых дизайнеров. Будучи младшим ребенком из многодетной семьи рабочего лондонского квартала, он, как и все великие художники, вряд ли мог рассчитывать, что добьется того, чего добился.

Трудно представить, что толстый, закомплексованный подросток, который в шестнадцать лет ушел от родителей, считавших «шитье» неподобающим занятием для юноши, впоследствии cтанет одним из самых влиятельных дизайнеров современности.

Карьера началась для него в тот момент, когда он решил бросить школу, устроившись подмастерьем в ателье Anderson & Shepherd. Там МакКуин помогал кроить классические мужские костюмы, что впоследствии не могло не отразиться на его дальнейшем творчестве.

После, он ушел работать костюмером в театральную мастерскую Angels and Bermans, и именно театр помог МакКуину впервые осознать свой вектор, найти собственную нишу и понять, чего он на самом деле хочет.

В двадцать лет МакКуину предложили поработать в Японии на Коджи Татсуно — имя последнего теперь вспоминают лишь при разговоре о знаменитом британце.

По возвращению в Лондон Александр МакКуин поступает в St Martin"s. На своем дипломном показе, который был инспирован образами строителей и мясников, его замечает Изабелла Блоу, одиозная женщина благородного происхождения, которая описывала себя не иначе как «свинья, способная находить трюфели». Будучи редактором Tatler, она открыла миру Софи Даль, превратив ее из неуклюжей толстушки в диву, меняющую стереотипы, Филипа Трейси, которого все считали чресчур эксцентричным и, конечно, МакКуина, чья внешность вряд ли могла пророчить великое будущее.

Мало того, что Изабелла Блоу скупила всю его дипломную коллекцию, она же посоветовала ему сменить имя Ли на более звучное — Александр. Возможно, именно это и принесло первую удачу.

Александр МакКуин был стопроцентным интровертом и мог доверять лишь очень узкому кругу друзей. Самым близким для него человеком стала как раз Изабелла. Она была очень непростой личностью, и в 2007 году, после пребывания в депрессии и двух попыток суицида, Изабелла Блоу отравила себя на вечеринке в загородном доме своего мужа, сказав гостям, что идет в магазин.

Ее смерть стала настоящим ударом для дизайнера. После этого трагического события он, скооперировавшись с Филипом Трейси, посвятил свою коллекцию SS"08 любимой и единственной музе.

В период с 1996 по 2001 год Александр МаКуин работал в качестве креативного директора Givenchy, заменив на этом посту Джона Гальяно. Однако, нельзя сказать, что все коллекции дизайнера для этого модного дома получились запоминающимися: ни модель-инвалид, ни роботы, ни показы на спортивных площадках не помогли получить лестные отзывы криктиков об этих работах. Вердикт прост — историческое наследие Givenchy просто не подходило ему по духу.

После ухода из Givenchy у дизайнера появилась возможность сосредочиться исключительно на собственном бренде. Он заключил весьма удачное соглашение с Gucci Group: продав им 51% акций собственного дома, дизайнер в итоге получил почти полную творческую свободу, не ограниченную деньгами. Показы, которые он устраивал изменили представление о демонстрации одежды: прежде всего МакКуин рассказывал свои истории, а только потом — показывал одежду.

В то же время Александра МакКуина всегда интересовала темная сторона силы, как сказали бы герои ”Звездных войн”: он часто обращался к образу ведьм, призраков и теней. Его привлекала эстетика смерти. Коллекции он посвящал то ведьмам, то призракам, добавлял с/м атрибутику, выводил на подиум моделей-инвалидов, красноглазых вампирш, оживших манекенов. Любимым символом, прошедшим сквозь многие коллекции, был череп. Рисунок в виде черепа стал главным отличительным знаком его линии аксессуаров.

Его последняя коллекция «Антантида Платона» стала самой обсуждаемой на неделях моды весны-лета 2010. Про нее еще долго будут вспоминать, переводить, искать тайные смыслы, несмотря на то, что сам дизайнер обозначил ее довольно просто: «мечты о глобальном потеплении», — фантазии, которые очень сложно обвинить в намеках на депрессию или желание смерти.

11 февраля его не стало. Он был найден повешенным в своем доме в Лондоне. Самоубийство дизайнера затронуло многих людей, а причины, побудившие его покончить с собой, пресса ищет в смерти матери (это случилось неделю назад), в депрессии и даже неизлечимой болезни.

Биографии знаменитостей

6591

13.10.15 09:40

Он обожал своих собак и устраивал из модных показов невероятные (а порой скандальные) шоу, он слишком сильно переживал смерть матери и после нее поставил точку в собственной биографии. Александра МакКуина пришли провожать знаменитости со всего мира: от Бьорк и Наоми Кэмпбелл до Леди Гаги и Анны Винтур . Может, талантливый модельер поспешил с уходом?

Биография Александра МакКуина

Шил платья сестрам

Мать – учительница-англичанка и отец – таксист-шотландец, наверное, не думали, что растят будущего великого кутюрье. У лондонцев МакКуинов уже росло пятеро детей, когда в семье появился шестой ребенок – мальчик. Родившегося 17 марта 1969-го года сына Рональд и Джойс решили назвать Ли Александром.

Тяга к проектированию платьев возникла у Ли в подростковом возрасте. Ведь он рос в большой семье, каждый пенни – на счету, вот мальчишка и выручал папу с мамой, начав придумывать фасоны нарядов для старших сестер и понемногу шить. Биография Александра МакКуина, вчерашнего выпускника школы, продолжилась в ателье «Anderson & Sheppard»: он начинал как подмастерье портного. Потом сам стал портняжить в «Gieves & Hawkes» и пробовал себя как театральный костюмер в «Angels & Bermans». Поначалу Ли Александр работал над мужскими костюмами, его услугами пользовались члены королевской семьи и другие известные люди (например, принц Уэльский и президент России Михаил Горбачев).

Под крылом Изабеллы Блоу

Вскоре МакКуин стал студентом колледжа «Central Saint Martins» и был очень прилежен в постижении тонкостей мастерства. Его дипломная работа произвела на стилиста и редактора модных журналов Изабеллу Блоу неизгладимое впечатление. Название коллекции тоже было впечатляющим: «Jack the Ripper Stalks His Victims», что в переводе означает «Джек Потрошитель выслеживает свои жертвы». Блоу взяла выпускника колледжа под свое крыло и предложила зарегистрировать бренд «Alexander McQueen», отныне британец предпочитал свое второе имя.

Поработав на японца Тацумо и итальянца Джильи, в 1994-м году Александр представляет свою дебютную коллекцию (на Лондонской неделе моды). С тех пор каждый показ его моделей был больше похож на провокационный спектакль, а сами платья поражали эксцентричностью. Манекенщицы выходили на подиум то в элегантных лохмотьях (так кутюрье, гордясь шотландскими корнями, видел судьбу своего народа в составе Объединенного королевства), то дефилировали в белоснежных одеждах (а рисунок на ткань «наносили» специальные проекторы). Он привлекал к дефиле моделей из Индии и параолимпийскую чемпионку, американку Эйми Маллинз, у которой вместо ног ниже колена – протезы.

Мне нужен воздух: Больше творческого простора!

Когда МакКуину исполнилось 27 лет, Бернар Арно предложил ему выгодный контракт: занять место Джона Гальяно на посту главного дизайнера Дома моды «Givenchy». Через год исландка Бьорк, обожающая все экстравагантное, попросила Александра «нарядить» ее для обложки нового диска «Homogenic», он так увлекся, что срежиссировал ее клип. С тех пор знаменитостей связывала крепкая дружба.

Быть «законодателем моды» легендарного французского бренда – конечно, лестно, но здесь фантазии Александра по части показов приходилось урезать, да и ему самому требовалось больше «творческого простора». И в 2001-м году он простился с «Givenchy». МакКуин стал сотрудничать с «Gucci Group»: открыл свой лейбл и стал креативным директором собственной компании. Он радовал публику, приходящую на показы, новыми идеями: на подиуме «терпел бедствие» большой корабль, а в следующий раз его манекенщицы становились шахматными фигурами на импровизированной «доске» (коллекция 2005-го года «Это просто игра»).

Четырежды лучший

В 2003-м году молодой дизайнер был удостоен почетной награды – он стал командором Ордена Британской империи. А в 2005-м в биографии Александра МакКуина появилась новая веха: союз с производителями спортивной обуви Puma. Еще через год кутюрье выпустил новую линию одежды – для молодежи («McQ»).

Александр четыре раза признавался лучшим британским дизайнером. Слава о кудеснике МакКуине обошла весь мир: в 2007-м году его бутики были разбросаны по странам и континентам (Лондон, Милан, Москва, Нью-Йорк, Лас-Вегас, Лос-Анджелес).

Слава – для звезд

Голливудские знаменитости все чаще выбирали именно его платья для «торжественных случаев». В числе его клиенток были Сара Джессика Паркер и Рианна , Николь Кидман и Пенелопа Крус , и Бьорк. Сам модельер считал, что слава должна принадлежать звездам: «Хорошо, когда люди знают твой труд, но мы лишь предоставляем услуги!».

Личная жизнь Александра МакКуина

Неудавшийся брак

Александр никогда не скрывал своей ориентации: он еще в юности понял, что «не такой». Уже в 18 лет он открылся семье. Родные поначалу были в шоке, но быстро смирились. В 2000-ном году он попытался направить жизнь в семейное русло и заключил брак с режиссером-документалистом Джорджем Форсайтом. Правда, никакой силы этот брак не имел: событие произошло в Ибице, а в Испании однополые союзы не считались законными. Пара распалась уже через год. Больше о личной жизни Александра МакКуина ничего не известно.

Трагедии, которых он не пережил

В 2007-м (после второй попытки суицида) уходит Изабелла Блоу. Эта смерть была для Александра, словно удар топора: он тяжело пережил утрату. Пройдет не так уж много времени, и он потеряет еще одного близкого человека: его мать Джойс погубил рак. Случилось это в начале февраля 2010-го.

Через 9 дней после этой трагедии, 11-го числа, сын последует за матерью. Никто так толком и не поймет, что заставило талантливого и очень богатого человека в 40 лет проститься с этим миром и повеситься в гардеробной. Может, всему виной депрессия, а может, наркотики, ведь в крови Александра нашли кокаин и транквилизаторы. Модельер оставил своим псам 50 тыс. фунтов, много денег отписал на благотворительность. А в прощальной записке говорилось: «Позаботьтесь о моих собаках, простите, люблю вас, Ли».

В четверг, 11 февраля, британские СМИ сообщили о смерти модельера Александра Маккуина. Дизайнер повесился в собственном доме в Лондоне всего за несколько дней до начала Недели моды. К 40 годам он четыре раза был признан лучшим дизайнером Великобритании, его последняя весенне-летняя коллекция получила восторженные отзывы критиков. Маккуин никогда не был замешан в светских скандалах, не злоупотреблял алкоголем и наркотиками - он вел достаточно спокойный образ жизни. Пока существует всего одна версия его самоубийства - модельер не смог перенести смерть матери.

Александр Маккуин родился в "бунтарском" 1969 году в семье таксиста и домохозяйки. У его родителей было шестеро детей, и порой семейство с трудом сводило концы с концами. Маленький Александр (тогда его еще называли первым, данным при рождении именем Ли) помогал матери шить одежду для старших сестер и придумывал для них фантастические наряды. А потом заявил родителям, что хотел бы связать свою жизнь и карьеру с модой. Как он часто потом вспоминал, в семье это стремление восприняли не очень благожелательно: Маккуины сочли, что шитье - не самое подходящее занятие для мужчины.

Однако юноша придерживался другого мнения, и в 16 лет он решил оставить школу. Вместо учебы он получил первую работу портного - в ателье Anderson & Sheppard, которое шило одежду для глав государств (в частности, для Михаила Горбачева) и членов королевской семьи. Согласно распространенной легенде, Маккуину пришлось оставить эту работу после того, как он мелком написал на подкладке пиджака принца Чарльза грубое ругательство ("I"m a c**t"). Правда, по другой версии истории, это случилось несколько позже, когда молодой Маккуин работал в ателье Gieves & Hawkes. Так или иначе, в рассказ охотно верят - слишком хорошо он вписывается в бунтарский образ модельера.

Следующим местом работы Ли Маккуина стало театральное ателье. Там он шил исторические костюмы по оригинальным лекалам и освоил шесть методов кройки - от тех, что применялись в 16 веке до современных. Впоследствии даже самые сложные и вычурные его модели отличались безупречным кроем. В возрасте 20 лет Маккуин уже работал с известными итальянскими дизайнерами, а потом решил податься в одно из главных модных учебных заведений мира - Колледж искусства и дизайна Святого Мартина (Central Saint Martins College of Art and Design), расположенный в Лондоне.

Рассказывают, что амбициозный молодой модельер сперва попытался предложить себя на роль преподавателя, но получил отказ. Согласно другой версии, его не хотели брать на программу подготовки магистров, поскольку он не окончил даже школу, но когда руководство учебного заведения увидело портфолио Маккуина, талантливого юношу немедленно зачислили на курс.

Дипломная коллекция Маккуина под названием "Джек Потрошитель", которую он представил публике в 1992 году, в одночасье сделала молодого дизайнера знаменитым. Критики взахлеб описывали похожие на фартук мясника кожаные топы с пятнами крови и низко сидящие штаны, словно попавшие на подиум с лондонской стройки. Вся коллекция целиком была выкуплена стилистом и журналисткой Изабеллой Блоу, той самой, которая открыла миру известную модель Софи Даль . В лице Блоу Маккуин обрел не только влиятельного покровителя, но и близкого друга. И именно она предложила ему оставить имя "Ли" для близких друзей и стать Александром Маккуином.

Следующие несколько лет принесли Маккуину славу нарушителя всех правил и enfant terrible британской моды. Он выпускал на подиум закованных в цепи моделей и девушек-инвалидов, использовал в качестве материалов прозрачный пластик и мертвых насекомых, сочетал воздушные кружева с грубой кожей. Он пытался привлечь внимание к голоду и религиозной вражде. Он говорил в интервью, что мечтает о мире без расизма и гомофобии. В 1996 году он стал арт-директором Givenchy, но остался недоволен наложенными на него ограничениями и через несколько лет уволился, запустив свою линию. В контрольный пакет его компании вложился дом Гуччи. А Изабелла Блоу продолжала поддерживать все начинания модельера.

Четыре раза Александра Маккуина называли лучшим модным дизайнером Великобритании - в 1996, 1997, 2001 и 2003 годах. Ему довелось лично встретиться с принцем Чарльзом - тот вручал ему одну из наград. Модельер выехал на сцену на самокате. В интервью The Times в 2003 году Маккуин рассказал , что вывел формулу своей работы - каждая коллекция на две трети состоит из творчества и на одну треть из коммерции.

В мае 2007 года покончила с собой Изабелла Блоу. Она была больна раком, и решилась на суицид, чтобы прекратить свои страдания. Смерть подруги произвела на Александра Маккуина очень тяжелое впечатление. Он бросил начатую коллекцию, уехал в Индию на месяц, изучал буддизм, медитировал и путешествовал, а затем вернулся и создал новую коллекцию, посвященную памяти Изабеллы. Он назвал ее "Девушка, которая жила в дереве".

Последней увидевшей свет коллекцией Маккуина стала одежда прет-а-порте на сезон весна-лето 2010 года. На подиум вышли манекенщицы в причудливых платьях, придававших им сходство то ли с эльфами, то ли с бабочками, то ли с инопланетянками. В сочетании с обувью на "фирменных" гигантских платформах и изогнутых каблуках одежда выглядела фантастически.

Незадолго до новых показов Маккуин покончил с собой. За неделю до самоубийства он написал в микроблоге на Twitter, что умерла его мать. Маккуин признался, что тяжело переживает утрату, и не смог бы справиться без помощи друзей.

Конечно, самоубийству модельера еще придумают множество объяснений. Журналисты выяснят, кем был тот светловолосый мужчина, который явился в дом покойного Маккуина и назвался его любовником. Не исключено, что депрессию дизайнера спишут на медицинские препараты или даже наркотики, которыми он никогда не увлекался. Но на сентиментального бунтаря Маккуина с его напускным цинизмом все это непохоже.

В 2004 году в The Guardian было опубликовано необычное интервью . В нем Александр Маккуин задавал вопросы своей матери Джойс, а она отвечала на них и задавала вопросы сыну. В этом интервью есть такие слова:
Джойс Маккуин : Чего ты боишься больше всего на свете?
Александр Маккуин : Умереть раньше тебя.
Джойс Маккуин : Спасибо, сынок. Чем ты больше всего гордишься?
Александр Маккуин : Тобой.



Читайте также: