2 с 19 самоходная гаубица. Модернизированная САУ «Мста-М

Изменившаяся к началу 1980-х гг. концепция действий артиллерии на поле боя потребовала не только «повышения её могущества, дальнобойности, манёвренности». Были заложены основы комплексной автоматизации процессов ведения огня посредством объединения средств разведки и систем передачи и обработки данных; начались проектирование и создание «интеллектуальных» артиллерийских образцов.

В этот период коллектив Центрального конструкторского бюро Уральского завода транспортного машиностроения (ЦКБ «Уралтрансмаш») в Свердловске (после 1991 г. – Екатеринбург) приступил к выполнению задания Главного ракетноартиллерийского управления (ГРАУ) по созданию самоходной артиллерийской установки с гаубицей калибра 152-мм для дивизионного звена. В задании содержалась сложная задача совмещения шасси, унифицированного с танками, находившимися на вооружении армейских частей, с универсальным орудием, которое возможно было бы использовать также и в качестве буксируемого. Проект получил индекс 2С19 и название «Мста-С» («Объект 316»). Одновременно Волгоградским ОКБ-2 завода «Баррикады» создавалась буксируемая гаубица 2А65 (позднее «Мста-Б»).

Роли разработчиков установки распределились тогда следующим образом:

– головной организацией по машине в целом и шасси назначили «Уралтрансмаш»;

– боевое отделение разрабатывало Тульское КБ приборостроения (НПО «Точность»);

– качающуюся часть орудия проектировало КБ свердловского артиллерийского «Завода № 9».

Первый опытный образец установки был собран в 1983 г. и весь следующий год испытывался на Ржевском полигоне под Ленинградом. В 1986 г. изготовили ещё шесть единиц САУ для последующих государственных и войсковых испытаний. И только через три года «Мста-С» была принята на вооружение Советской Армии.

Серийное производство машин наладили вначале в башкирском городе Стер-литамак, на специально построенном для этого заводе, а впоследствии перенесли обратно на «Уралтрансмаш».

Официально САУ 2С19 «Мста-С» предъявили военным специалистам и широкой публике в 1992 г. на Международном форуме «Технологии в машиностроении» в подмосковном Жуковском, а в следующем году показали на Выставке вооружений IDEX-93 в Абу-Даби в Объединённых Арабских Эмиратах.

Основное вооружение установки -152,4-мм гаубица 2А64, качающаяся часть которой полностью идентична буксируемой 2А65, как и требовалось по техническому заданию ГРАУ. Длина её нарезного ствола-моноблока составляет 6130 мм, или 47 клб; ствол имеет дульный тормоз и эжектор. В казённике -полуавтоматический клиновой затвор, открывающийся самостоятельно после выстрела за счёт наката. Имеются электромеханический досылатель снаряда и заряда, механизмы удаления стреляной гильзы и блокировки спуска, а также пневматический уравновешивающий механизм. Тормоз отката закреплён в казённике, пневматический накатник заполнен азотом.

Дивизионная самоходная гаубица 2С19 «Мста-С», вооружённая орудием 2А64 калибра 152,4 мм. Масса САУ – 42 т, длина с орудием вперёд – 11,92 м

Масса «сухой» башни САУ-13,5 т, масса боезапасов – 2,5 т. На корме башни закреплён лоток конвейера механизма автоматической подачи снарядов и зарядов непосредственно с грунта

Максимальный вертикальный угол наведения орудия – 68°

Стрельба может вестись как прямой наводкой, так и с закрытых огневых позиций с диапазоном углов вертикального наведения в пределах от -4° до +68°. Дальность поражения целей – до 30 км.

В боекомплект САУ, состоящий из 50 выстрелов, входят несколько типов раздельногильзовых боеприпасов. Это осколочно-фугасные снаряды ЗОФ45 (ОФС), имеющие улучшенную аэродинамическую форму; их масса – 43,56 кг, масса взрывчатого вещества – 7,65 кг, начальная скорость – 810 м/с. При дальнобойном метательном заряде с массой пороха 11,4 кг дальность их стрельбы достигает 24,7 км, при полном переменном заряде с 8,3 – 7,8 кг пороха дальность полёта равна 19,4 км, при уменьшенном переменном заряде с 4,2 кг пороха – 14,37 км.

Снаряды ЗОФ61 массой 42,86 кг могут поражать цели на максимальной дальности около 29 км – для этого они снабжены газогенератором донного вдува. Здесь применён способ снижения донного сопротивления снаряда в полёте за счёт сгорания пороховых шашек в донной его части. При этом происходит выброс в спутную струю горячей газообразной смеси; догорая в ней, она повышает давление за боеприпасом, способствуя увеличению дальности полёта.

Кассетные снаряды ЗО13 (КС) имеют в своей боевой части восемь поражающих осколочных боевых элементов (БЭ), в кассетном снаряде ЗО23 содержится сорок кумулятивно-осколочных элементов. При срабатывании дистанционного или ударно-дистанционного взрывателя вышибной заряд снаряда выбрасывает БЭ из корпуса, под действием центробежной силы они разлетаются в радиальном направлении.

Каждый из разбросанных кумулятивных элементов снаряда 3023 при ударе о преграду создаёт свою кумулятивную струю, способную пробивать броневой лист. Имеются сведения, что аналогичный БЭ американского кассетного 155-мм боеприпаса М483А1 может поразить бронетехнику, защищённую бронёй толщиной до 70 мм.

Снаряды ЗНСЗО используются для постановки активных радиолокационных помех. Такой снаряд снабжается головной частью с полезной нагрузкой в виде дипольных отражателей, уложенных внутри дисковых модулей. Они имеют механизмы выброса с пороховыми зарядами, способными при возгорании разрушать в определённые моменты стенки корпуса головной части. При этом модули мгновенно разбрасываются на значительное расстояние от снаряда как в радиальном направлении, так и впереди него, и отражатели образуют облако помех с большой эффективной областью рассеяния.

В боекомплекте САУ 2С19 могут находиться также управляемые снаряды 30Ф39М «Краснополь-М» и корректируемые ЗОФ75М «Сантиметр-М».

Снаряды «Краснополь» (2К25 – индекс ГРАУ) разработаны в знаменитом тульском «Конструкторском бюро приборостроения» (КПБ) под руководством А. Шипунова и приняты на вооружение в 1986 г. Они являются многофункциональными средствами поражения, «предназначенными для поражения первым выстрелом – без пристрелки»; их целями считаются бронетехника, в том числе и танки, артиллерийские орудия и пусковые установки тактических ракет, а также мосты, переправы, командные пункты, фортификационные сооружения. Огонь ведётся на дальностях от 3-х км до 20 км, причём и по движущимся целям со скоростью до 36 км/ч.

Эти снаряды, длиной 1305 мм, имеют массу 50,8 кг, осколочно-фугасную боевую часть массой – 20,5 кг, снаряжённую 6,5 кг взрывчатого вещества. Практически состоят из двух отделений: снарядного – боевая часть, донный газогенератор, блок стабилизаторов – и управления – отсек автопилота и носовой кожух, головка самонаведения (ГСН).

Отсек автопилота сконструирован на основе инерциального гироскопа, блоков питания и преобразования, приводов; носовой кожух – обтекатель – служит «для защиты оптики головки от повреждений и загрязнений и отделяется в полёте». Автопилот (индекс 9Б838) предназначен для коррекции траектории полёта снаряда.

ГСН «Краснополя» (индекс 9Э421) – лазерная полуактивная – выдаёт команды автопилоту на наведение снаряда на обнаруженную цель. Управление в полёте – с помощью четырёх выдвигаемых аэродинамических рулей.

1 – дульный тормоз; 2 – ресивер; 3 – 152-мм гаубица; 4 – откатное устройство (2 шт.); 5 – пулемёт НСВТ-12,7 «Утёс»; 6 – осветитель; 7 – панорамный прицел 1П22; 8 – воздуховод системы воздухоочистки; 9 – бортовой люк наводчика; 10 – конвейер подачи снарядов с грунта; И – задний ящик ЗИП (2 шт.); 12 – бревно для самовытаскивания; 13 – бак для масла; 14 – ведущее колесо; 15 – выхлопной патрубок двигателя; 16 – опорный каток; 17 – бортовой резинотканевый экран; 18 – гидроамортизатор; 19 – самоокапыватель; 20 – направляющее колесо; 21 – передний ящик ЗИП (2 шт.); 22 – кронштейн крепления ствола по-походному; 23 – петли для швартовки машины в самолёте; 24 – лючок выброса стреляных гильз; 25 – 81-мм дымовые фанаты системы 902В «Туча»; 26 – крюки для снятия башни; 27 – окно прицела прямой наводки; 28 – защитная шторка прицела 1П22; 29 – прицел установки ПЗУ-5; 30 – антенный ввод; 31 – патронный ящик пулемёта НСВТ-12,7; 32 – прицел ТКН-ЗВ; 33 – запасной патронный ящик пулемёта НСВТ-12,7; 34 – пила в чехле; 35 – люк доступа к трансмиссии; 36 – оборудование ОПВТ; 37 – люк подачи снарядов с фунта; 38 – патрубок системы пневмоочистки стекла прицела 1П22; 39 – мерный штырь; 40 – люк наводчика с лючком установки трубы ОПВТ; 41 – рифлёные дорожки для хождения; 42 – люк заряжающего; 43 – люк командира; 44 – фара ФГ-125 с ИК-фильтром; 45 – фара ФГ-127 со СМУ

Головка самонаведения снаряда действует соответственно получаемым отражённым от цели сигналам. Это означает, что цель должна быть подсвечена лазерным лучом, что пока делает корректировщик с лазерным дальномером-целеуказателем (ЛДЦ). Он должен подобраться к ней на расстояние менее 7 км, если цель – танк; при менее габаритных объектах это расстояние должно соответственно сокращаться. Необходимо находиться на прямой видимости цели, что весьма проблематично, например, на европейском театре военных действий, в отличие от пустынных районов Средней Азии или Ближнего Востока. Но там возникает другая сложность – проблема надёжного укрытия и маскировки разведчика.

Используемые дальномеры 1Д15 имеют массу 60 кг, более современный 1Д20 – 30 кг, ЛДЦ-4 – 27 кг. Кроме того, для связи у корректировщика есть армейская радиостанция типа Р-159М массой 15 кг.

Обнаружив цель, корректировщик определяет её координаты, рассчитывает установки для стрельбы и передаёт данные на артиллерийскую батарею, где расчёт обязан на ГСН снаряда выставить определённую частоту импульсов. Такую же частоту должен иметь и ЛДЦ, чтобы снаряд по его отражённому лучу «вышел» на указанный им объект.

После производства выстрела – при подлёте снаряда – на некоторое время, обычно 5 – 12 с, включается дальномер-целеуказатель, подсвечивая цель. ГСН «Краснополя» на расстоянии 2,5 км до цели переходит в режим самонаведения – снаряд самостоятельно наводится на цель, перехватывая отражённый от неё сигнал.

Считается, что вероятность попадания ЗОФ39 «Краснополя» в цель одним снарядом равна 0,8 – 0,9. Рассчитано также, что, например, для подавления широко распространённой в войсках НАТО батареи САУ М109 (6 установок) на расстоянии 16 км необходимо использовать 9 снарядов «Краснополь», когда обычных осколочно-фугасных потребовалось бы более 900.

Корректируемые снаряды типа «Сантиметр» калибра 152 мм разработаны в московском Научно-техническом комплексе «Автоматизация и механизация технологий» под руководством генерального конструктора В. Вишневского. Эти снаряды также предназначены «для поражения бронированных целей и инженерных сооружений» и имеют лазерную полуактивную головку самонаведения.

Могут использоваться снаряды ЗОФ38 «Сантиметр» и более позднего выпуска -ЗОФ75 «Сантиметр-М». Они отличаются массой – 49,5 кг и 45 кг, соответственно, размерами – длина 1195 мм и 861 мм -и величиной заряда – 8,5 кг и 10 кг.

Стрельба этими снарядами может вестись на дальностях до 18 км, причём прицельная в диапазоне 0,8 – 12 км с вероятностью попадания в цель одним снарядом до 0,97. Время подсветки цели для получения отражённого сигнала головкой самонаведения сокращено до 3 с и коррекция траектории по отражённому сигналу производится лишь на последних 20 – 600 м от цели. Поэтому установки для стрельбы должны рассчитываться более точно или должна вестись залповая стрельба из нескольких орудий, а также допускаться пристрелочные выстрелы.

Для управления полётом более поздние снаряды «Сантиметр-М» снабжены четырьмя импульсными твёрдотопливными двигателями (вместо аэродинамических рулей).

Кроме того, САУ «Мста-С» может вести огонь штатными боеприпасами 152-мм буксируемой пушки-гаубицы Д-20 обр. 1947 г. и САУ 2СЗ «Акация».

Все снаряды боекомплекта размещаются в башенной укладке установки. Общая масса возимых выстрелов доходит до 2,5 т. При загрузке снарядов и зарядов используется автоматическая система их подачи с грунта с помощью двух конвейеров; она же может применяться и при позиционном ведении огня – без растрачивания уложенного боекомплекта. Механизм заряжания орудия обеспечивает автоматическую подачу снарядов и полуавтоматическую -зарядов, за счёт чего скорострельность САУ составляет 7-8 выстр./мин и даже более. Стреляные гильзы автоматически выбрасываются через люк за борт.

В качестве вспомогательного вооружения «Мста-С» имеет на командирской башенке пулемётно-зенитную установку ПЗУ-5 с 12,7-мм пулемётом НСВТ «Утёс», управляемую командиром машины из башни дистанционно. Пулемёт может вести огонь на дальность до 2 км, поражая лёгкую бронетехнику, вертолёты и самолёты.

При необходимости комплексом «Туча», состоящим из шести 81-мм гранатомётов 902В и термодымовой аппаратурой могут ставиться дымовые завесы, обеспечивающие маскировку на поле боя.

Выстрел 152,4-мм орудия установки. Дальность стрельбы – до 29 км, скорострельность – 7 – 8 выстр./мин

Колонна САУ на марше. Запас хода установок – 500 км

1 – САУ «Мста-С»; 2 – траектория полёта снаряда; 3 – корректировщик с лазерным дальномером-целеуказателем; 4 – броневая цель

Снаряд «Краснополь-М» и лазерный даль-номер-целеуказатель ЛДЦ-4 с тепловизионным прицелом. Дальность распознавания и лазерного подсвета цели типа «танк» днём -5-7 км, ночью – 3 – 4 км

1 – лазерная головка самонаведения; 2 – блок автоматического демпфирования; 3 – блок автопилота; 4 – осколочно-фугасная боевая часть; 5 – донный газогенератор; 6 – блок стабилизаторов

«Мста-С» оборудована бортовой ЭВМ с дисплеем, системой автоматизированного управления наведением орудия в вертикальной плоскости, что обеспечивает автоматический ввод углов прицела, горизонтальную стабилизацию, возможность восстановления наводки в вертикальной плоскости после каждого выстрела. Аппаратура приёма и передачи данных позволяет трансформировать информацию об установках для стрельбы, переданных от вышестоящего командира, на расстоянии до 500 м.

Для ведения стрельбы из орудия с закрытых позиций на самоходке используются автоматизированный прицельный комплекс с панорамным прицелом 1П22, установленным в бронеколпаке на крыше башни. Для огня прямой наводкой имеется прицел 1П23, размещённый на лобовом листе башни. Наблюдение за местностью может вестись комбинированным прицелом ТКН-ЗВ как днём, так и в ночное время с подсветкой прожектором ОУ-ЗГКУМ.

Внешняя связь обеспечивается УКВ-радиостанцией Р-173 с дальностью действия до 20 км, внутренняя связь -по аппаратуре 1В116, рассчитанной на семь абонентов.

Самоходная артиллерийская установка 2С19 «Мста-С» сконструирована «на специальном гусеничном шасси, во многом унифицированном с танками Т-80. На шасси размещён сварной корпус из катаных броневых листов, башня с 152-мм орудием, системами наведения, прицеливания, автоматом заряжания, укладкой боеприпасов. Лобовая часть выполнена из гомогенной стали, борта выдерживают попадания осколков, малокалиберных снарядов и бронебойных пуль. Масса башни без боекомплекта -13,5 т, масса установки – 42 т.

Моторное отделение расположено в кормовой части. Здесь находится 12-цилиндровый четырёхтактный высокоскоростной дизельный двигатель В-84-1 (или В-84А) Челябинского тракторного завода. Он представляет собой модернизацию дизелей типа В-2 (В-46) и состоит из двух блоков цилиндров, расположенных V-образно, имеет наддув от приводного центробежного нагнетателя, жидкостное охлаждение.

Двигатель В-84-1 – многотопливный, кроме основного топлива Л-40 он может работать на керосине ТС-1, Т-1, Т-2, а также на бензине А-72. Мощность двигателя – 840 л.с.(780 л.с.), литраж – 38,88 л; масса сухого двигателя – 1020 кг, габаритные размеры -1480x900x902 мм. Удельная мощность САУ – более 19 л.с./т.

Ёмкость топливных баков машины составляет 1300 л, что обеспечивает ей запас хода около 500 км.

Трансмиссия – механическая, с планетарным механизмом поворота, коробка перемены передач имеет семь передних и одну заднюю скорость. В ходовой части шесть опорных катков на борт, ведущие колёса – в корме. Подвеска -независимая на длинных торсионах, что определило смещение катков на обоих бортах на 110 мм относительно друг друга. На 1-м, 2-м и 6-м катках стоят телескопические гидропневматические амортизаторы, что позволило обойтись при стрельбе без использования опорных плит или сошников. Поэтому время перевода установки из походного положения в боевое занимает всего около двух-трёх минут.

САУ оборудовано высокоэффективной системой кондиционирования, имеет фильтровентиляционную установку. Автономный агрегат питания, представляющий собой газовую турбину мощностью 16 кВт, обеспечивает непрерывную работу приборов до 8 ч без включения основного двигателя.

Резинометаллическая гусеница шириной 580 мм имеет 86 траков массой по 15,6 кг.

САУ 2С19 «Мста-С» состоят на вооружении батарей артиллерийских полков танковых и мотострелковых дивизий Сухопутных войск; в каждой может числиться до восьми единиц. Батареи объединены в огневые батарейные артиллерийские комплексы ОБАК «Капустник», в состав которых, кроме САУ, входят командно-наблюдательная машина командира батареи 1В 152 «Капустник-Б» на базе БТР-80, машина старшего офицера 1В 153 «Капустник-Б» на базе автомобиля «Урал-43201» с универсальным кузовом.

В настоящее время ведутся работы по дальнейшему усовершенствованию САУ. Так, САУ 2С19М и 2С19М1 оборудовали новой системой управления огнём и наведением орудия «Успех-С». С 2014 г. стали выпускать установки 2С19М2, в которых значительно повысили скорострельность, увеличили эффективность огня, оборудовали модифицированной аппаратурой и ЭВМ.

По состоянию на 2014 г. в нашей армии числилось 600 единиц «Мста-С». В армиях других стран также есть установки 2С19. Например, на 2013 – 2014 гг. их имелось в Белоруссии – 12 единиц, в Венесуэле – 48 ед., на Украине – 40 ед., в Эфиопии – 10 ед. Кроме того, начата поставка установок в Азербайджан, потенциальным покупателем является Индия.

Военные специалисты считают САУ 2С19 наиболее совершенной «машиной» из всех созданных к настоящему времени систем в своём классе. Участвуя в военном параде в честь 70-летия победы в Великой Отечественной войне, на Красной площади в Москве 9 мая 2015 г. установки «Мста-С» получили заслуженные аплодисменты гостей на трибунах, в том числе иностранных наблюдателей и военных атташе.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ «МСТА-С»

Принятие на вооружение, год………….1989

Масса установки, кг……………………..42000

Экипаж, чел…………………………………………5

Длина корпуса, мм………………………….6040

Ширина корпуса, мм……………………….3380

Высота корпуса, мм………………………..3350

Длина с пушкой, мм……………………..11917

Клиренс, мм……………………………………..435

База, мм………………………………………….4520

Колея, мм……………………………………….2800

Двигатель…………………….многотопливный

12-цилиндровый четырёхтактный дизель В-84-1 жидкостного охлаждения

Мощность двигателя, л.с………….840 (780)

Удельная мощность, л.с./т…………………..19

Максимальная скорость, км/ч……………..60

Емкость топливных баков, л……………1300

Запас хода по шоссе, км……………………500

Удельное давление на грунт, кг/см 2 ….0,87

Марка орудия…………………………………2А64

Калибр орудия, мм…………………………152,4

Длина ствола, клб……………………………….47

Вертикальные углы наведения,

град…………………………………………- 4 – + 68

Горизонтальные углы наведения,

град………………………………………………….360

Боевая скорострельность,

выстр./мин……………………………………..7– 8

Боезапас, шт……………………………………….50

Максимальная дальность

стрельбы ОФС, км……………………………..29

Масса снаряда ОФС, кг……………………43,5

снарядом «Сантиметр-М», км……………..18

Масса снаряда «Сантиметр-М», кг 48

Максимальная дальность стрельбы

снарядом «Краснополь-М», км……………25

Масса снаряда «Краснополь-М», кг 43

Калибр и марка пулемёта…………..12,7-мм

Преодолеваемые препятствия, м:

– высота стенки………………………………..0,5

– ширина рва………………………………..до2,8

– брод……………………………………………….1,2

– подъём, град……………………………………25

– крен, град……………………………………….20

Время готовности к стрельбе, мин:

– с неподготовленных позиций

с марша…………………………………………..6– 8

– с подготовленных позиций…………..2– 3

В. ТАЛАНОВ

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Причем нас с фотографом не только пустили на полигон, но и допустили до «руля» очень грозного оружия – самоходной гаубицы крупного калибра. Пальнуть, правда, не дали. Да мы и не просили: всё же Москва недалеко, а заряд из пушки этой летит почти на 30 верст.

Не каждый день с той стороны трубки ты слышишь: «Привет, тут есть возможность посмотреть бронетехнику и даже покататься на ней, хочешь?» Конечно, о чем речь?! Щенячья радость сменяется томительным многодневным ожиданием. Спустя несколько дней все подтверждено: впереди ворота полигона Головеньки и суровые военные парни. Под их сопровождением двигаемся через лес по бетонным плитам и въезжаем в рай для танкистов: изрытая гусеницами целина, полосы препятствий, рвы, огневые позиции и танки, большое количество бронетехники. В итоге перед нами громила 2С19М1, а точнее, самоходная артиллерийская установка (САУ) «Мста-С»: 42 тонны абсолютного превосходства и огневой мощи почти в три с половиной метра высотой. Внушает….

Гибрид танка и пушки

Итак, объект нашего сегодняшнего знакомства – самоходная гаубица «Мста-С». Для человека непосвященного в тонкости военной науки это что-то вроде танка; внешне, по крайней мере. На самом же деле это не танк, хотя и выглядит похоже. Да, есть гусеницы, поворачивающаяся башня с пушкой, броня, пулемет… И на этом, пожалуй, все аналогии заканчиваются. На самом же деле отличие танка от самоходной артиллерийской установки (САУ) – в их предназначении. Танки делаются для участия в боях, в том числе ближних: подавления вражеских огневых точек, уничтожения пехоты и танков противника на минимальном расстоянии. Отсюда и короткая пушка, и крепкая броня, выдерживающая выстрел из артиллерийского орудия.

САУ в ближних боях, как правило, не участвует. Сущность ее отражена в названии: это пушка, которая может передвигаться самостоятельно. Ее не надо буксировать автомобилем или лошадьми, как то было раньше. Ведь пушка эта настолько огромна и тяжела, что не каждый грузовик сможет ее с места сдвинуть, особенно по грунту. САУ редко располагаются на передовых позициях, чаще стреляя из прифронтовой полосы. Они могут себе это позволить, ведь выпущенные ими заряды летят на 20 и более километров! И если не бывают на передовых, то и защищать от снарядов борта не обязательно – так установка будет легче, быстрее и маневреннее. Боковая броня защищает экипаж лишь от осколков гранат и снарядов. Ну, и пуль, конечно – некрупного калибра.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

САУ относится не к танковым войскам, а к артиллерии. Однако артиллеристы, несущие на ней службу, должны быть немного и танкистами. Для работы в горах пушка может подниматься на 68 градусов, о которых любому танку можно только мечтать. А для стрельбы по целям ниже себя пушка «Мста-С» может опуститься на 4 градуса ниже линии горизонта.

Прежде чем залезть на броню «Мста-С» мы насладились ее проделками снаружи. Молодые лейтенанты, недавние выпускники Санкт-Петербургского военного ВУЗа, продемонстрировали ее способности на пересеченном грунте. Если наблюдать за ней взглядом стороннего гражданского человека, то можно сказать просто и коротко: впечатляет! Уже один запуск двигателя, заставляющий мелко вибрировать не только разных тварей дрожащих, но и саму землю, не может не вызывать уважения к себе.

Первые клубы дыма, как и у всякого холодного дизеля, окутывают САУ и всё соседствующее с нею густой завесой. Которая, впрочем, вскоре рассеивается. Но если процесс холодного пуска, сопровождающийся выпуском большого количества густого дыма, так раздражает на гражданке, то в армии это можно расценить лишь как плюс: маскировка никогда не бывает лишней. Как только дым рассеется, «Мста-С» там уже может и не оказаться!

1 / 5

2 / 5

3 / 5

4 / 5

5 / 5

Танковый полигон больше, чем что-либо другое, подходит для испытаний гусеничной техники. И хотя «Мста-С» не может похвастать высокой максимальной скоростью, но и тех 60 км/ч, на которые она способна, вполне достаточно, чтобы заставить вибрировать поджилки у тех, кто стоит рядом. И вовсе не от страха. Конечно, если бы рядом промчался какой-нибудь «Абрамс» в пятнисто-песчаной окраске или, не дай Бог, «Тигр» с черными крестами на башне, наверно, у меня как у человека советской еще закалки генетически заложенное чувство опасения начало бы дергать тревожные струны. Но когда рядом проносится наша САУ, легкая дрожь пробирает от чувства величия и осознания ее возможностей.

Без руля, но с педалями

«Мста-С» совершила пару прогонов, заложила несколько крутых поворотов и встала: вэлкам на броню! Штатный пулемет был снят, посему ничего особо интересного снаружи я не нашел. Поэтому поспешил проникнуть внутрь. У «Мста-С» в башне аж четыре люка: два сверху и по одному с каждого бока. На первый взгляд, для взрослого человека они кажутся маленькими. Но ведь не зря в танкисты не берут крупных людей! Потому и я при своих средних комплекции и росте без особого труда залез сначала в один люк, затем в другой… Надо лишь понять и отработать алгоритм «складывания туловища» – и всё будет просто. Это своеобразная гимнастика для тела, если не хочешь набивать на нем шишки.

1 / 6

2 / 6

3 / 6

4 / 6

5 / 6

6 / 6

В башне оказалось два отсека по два места в каждом. Командир установки располагается справа впереди. Тесновато, если говорить откровенно. Однако все необходимое у него в пределах вытянутой руки. На задних местах, и справа, и слева, располагаются бойцы, обеспечивающие установку снарядами. Водитель-механик сидит в самом переднем отсеке и проникает на свое место через персональный люк, расположенный ниже основания башни. Ну, наконец, пора мне и туда.

Здесь мне показалось не так тесно, как на месте командира. Сиденье регулируется по высоте и… Чуть было не продолжил по привычке – углу наклона. Нет, никаких регулировок угла, бокового и поясничного подпоров здесь, конечно же, нет. Два положения кресла по высоте объясняются тем, что САУ можно вести, наблюдая за дорогой как изнутри установки (нижнее положение), через триплексы, так и высунув голову. Однако в этом положении вести огонь пушка не может, поскольку отработанная гильза выбрасывается как раз в то место, где в транспортном положении находится голова механика-водителя. А когда люк водителя закрыт, тогда и пушка может палить.

Ладно, поскольку стрелять мы не станем, тем более на ходу, то и управлять «Мста-С» я буду не через триплексы. Как-никак, первый раз «за рулем» почти танка, и здесь крайне желателен полноценный и привычный естественный обзор, а не изломанный стеклянными призмами. До этого мне ни разу не доводилось самому управлять гусеничной техникой (если не считать снегоходы и специальные транспортные средства). Даже на тракторах ездил исключительно колесных. Вопрос – смогу ли? – немного щекотал мне нервы.

1 / 10

2 / 10

3 / 10

4 / 10

5 / 10

6 / 10

7 / 10

8 / 10

9 / 10

10 / 10

Однако короткий инструктаж одного из лейтенантов оказался более чем исчерпывающим и понятным. Всё управление в САУ – как в машине: три педали и рычаг переключения передач. Даже проще чем на внедорожнике: нет никаких «понижаек»-«повышаек» и блокираторов-демультипликаторов! Честно говоря, три педали меня немного удивили. Я считал, что сцепления здесь быть не должно, и трансмиссия должна быть автоматической. Иначе как установкой сможет управлять раненый? Однако оказалось, что коробка передач здесь банальная «механика», только вот ступеней здесь аж целых семь! Ну, и назад одна. И принцип включения их тоже не автомобильный, где любая ступень втыкается через нейтраль. Коробку можно назвать секвентального (то есть с последовательным переключением) типа, как у мотоцикла, когда передачи перещелкиваются последовательно по восходящей или нисходящей. Делается это исключительно движением рычага переключения вперед-назад.

С чем сравнить ощущение от вождения? Да ни с чем. С небольшим трудом надо влезть на место механика-водителя через люк. Вполне удобно, но человеку с большим ростом будет не очень. Далее включается масса, запускается мотор. Вид из триплексов довольно сносный. Старт двигателя пускает дрожь по всей конструкции. Педаль сцепления тяжелая – так и должно быть. Включение передачи – с лязгом. Педаль газа – отзывчивая. Порядочно попытав коробку и сцепление, все-таки получилось нормально тронуться с места. Рычагами фрикционов машина отлично управляется, тряска на ходу терпимая. Единственное – чтобы запарковать «саушку», нужен помощник. Странное ощущение: 42 тонны управляются достаточно легко. В плане управления в «Мста-С» все должно быть грубо, жестко и максимально честно, все-таки это военная техника. После такой поездки от мандража трясутся руки.

Корреспондент сайт Андрей Минеев

Троганье с места никаких проблем не вызвало: педаль сцепления – первая ступень – плавное отпускание сцепления с одновременным нажатием педали газа. И огромная 42-тонная махина приходит в движение. Кажется, я не сразу осознал, что это именно я ею управляю. Чуть ускоряюсь и включаю вторую, затем третью… Полет нормальный, как говорят космонавты! Теперь надо освоить повороты. Вместо руля здесь два рычага – справа и слева. Рычаги эти командуют фрикционами, подтормаживающими правую или левую гусеницу соответственно. Для этого надо потянуть их на себя. Что ж, попробую. Тяну на себя правый рычаг – и «Мста-С» действительно повернула вправо. Потянул левый – и она пошла влево. Причем плавно, никаких рывков или «кивков». Надо же, получается! Ну, теперь можно и порезвиться.

1 / 2

2 / 2

Действия рычагами интуитивно напоминают те, что делают велосипедисты или мотоциклисты для поворотов: хочешь повернуть вправо – тяни правую руку на себя, влево – левую. Нечто похожее делают снимающиеся в фильмах кавалеристы: чтобы изобразить сраженного пулей коня на скаку, они дергают за веревку, которая привязана к передней ноге его. Получается своеобразная подсечка, за счет которой конь падает, делая кувырок через правое или левое плечо в зависимости от подсеченной всадником ноги.

В принципе, как и любой дизельный грузовик с пустым кузовом, трогаться «Мста-С» может со второй передачи. Тяговитости ее V12 для этого вполне хватает. Возможно, с полным боекомплектом и экипажем в горку со второй он и не потянет, но такое бывает редко.

1 / 5

2 / 5

3 / 5

4 / 5

5 / 5

Не знаю, выдержал бы я марш на сотню-другую километров за штурвалом «Мста-С». Уж больно там всё по-спартански. Но на то и существуют кадровые военные, которые к таким условиям готовятся долго и постепенно.

Достаточно извалявшись в грязи и наигравшись в войнушку, надо отдавать «саушку» тем ребятам в камуфляжной форме – похоже, они уже заждались. Они знают, что надо делать с этой машиной, но хочется надеяться, что экипаж «Мста-С» будет использовать весь ее огневой потенциал только на учениях и в мирное время. Тем временем, держим путь в солдатскую столовую, все-таки война – войной, а обед по расписанию.

Корреспондент сайт Андрей Минеев

Техническая справка

2С19М1 «Мста-С» (по-классификации НАТО M1990 «Farm») – советская и российская 152-мм дивизионная самоходная гаубица. Разрабатывалась с 1976 по 1989 год на Уральском заводе транспортного машиностроения. САУ 2С19М1 предназначена для уничтожения тактических ядерных средств, артиллерийских и миномётных батарей, танков и другой бронированной техники, противотанковых средств, живой силы, средств ПВО и ПРО, а также для разрушения полевых фортификационных сооружений. Может вести огонь по наблюдаемым и не наблюдаемым целям прямой наводкой или с закрытых позиций. Также особенностью САУ является то, что она разработана для ведения боевых действий в горных районах. В 1989 году принята на вооружение артиллерийских полков, мотострелковых и танковых дивизий советской армии.

«Мста-С» – самоходное орудие с самой большой пушкой, которая есть в российской армии. САУ создана на базе танка Т-72, на погон установлена сварная башня. Длина корпуса – 6 метров, ширина – 3 метра 40 сантиметров. Боевая машина разделена на три отделения: отделение управления, боевое и силовое (моторно-трансмиссионное). Экипаж – 5 человек. В передней части корпуса САУ размещено место механика-водителя. По правому борту башни расположено сидение командира орудия, по левому – наводчика, а позади них расположены места двух заряжающих.

Броня – гомогенная, стальная, толщиной 15 мм. Огонь из орудия можно вести не только с боеукладки в башне, но и снаружи: позади башни установлен конвейерный лоток для заряжания снарядов и зарядов с грунта. Орудие 2А64 в походном положении удерживают сошки. На крыше башни два люка, поворотная башенка командира и турель с пулеметом НСВТ или «Корд». На лицевой стороне башни установлена система отстрела 81-мм дымовых гранат – 902В. Под нижним бронелистом корпуса – установка самоокапывания, которая управляется с места механика-водителя: система бульдозерного типа срезает перед собой грунт и движениями самоходки взад-вперед создает свой собственный окоп.

Почти вся ходовая часть перешла с танка Т-72: 6 пар обрезиненных опорных и 5 пар поддерживающих катков. Причем часть катков смещена назад для правильного распределения веса, большая часть массы самоходки сосредоточена в задней части. Ведущие колеса – задние, передние – поддерживающие, они с помощью огромной гайки и такого же ключа ходят вперед-назад для достижения нужного натяжения гусеницы. Подвеска – традиционная, торсионная с гидропневматическими амортизаторами. Соединив все элементы ходовой части, инженеры добились высочайшей надежности и ремонтопригодности в полевых условиях.

Двигатель – дизельный, V-образный, 12-цилиндровый В-84А, мощностью 780 лошадиных сил. Большая мощность под стать такому же расходу топлива: от 240 до 450 литров на 100 километров. Благо, топлива в машине – 1200 литров в двух алюминиевых баках. Запас хода – 500 километров.

А если дизельного топлива нет, а надо двигаться дальше? Не беда! Двигатель В-84А с аппетитом проглотит и бензин, и керосин. В этом моторе всего должно быть много – масла заливается порядка 65 литров. Всю эту мощь мотор передает на механическую трансмиссию с 7 передними и 1 задней скоростями, которые разгоняют 42 тонны металла до 60 километров в час.

Электромеханический досылатель снаряда и заряда и механизм удаления стреляной гильзы предназначены для облегчения работы заряжающих: один подает снаряд в лоток, второй – заряд. Автоматическая система управления наведением орудия (АСУНО) посредством шифрованного сигнала способна навести орудие на цель без участия экипажа. Все системы САУ питает сеть напряжением в 27 вольт. Нарезное орудие 2А64 калибром 152.4 мм имеет 48 нарезов, также ствол оснащен эжектором и дульным тормозом. Казенная часть орудия оснащена противооткатным устройством и вертикально-клиновым затвором. Благодаря системам компенсации отдачи повышается срок службы всей самоходки, а экипаж работает в более благоприятных условиях. Выстрел может производиться как вручную, так и электроспуском, но для того, чтобы произвести выстрел, нужно снять 16 блокировок.

Боезапас в 50 снарядов опытный экипаж сможет пополнить за 15 минут. Виды боеприпасов: дальнобойный, осколочно-фугасный, бетонобойный, осветительный, высокоточный, дымовой и агитационный. За час орудие может выстрелить не более 100 раз, а общий ресурс ствола – около 2000 выстрелов. Да, артиллерия по праву называется «богом войны», и 2С19М1 «Мста-С» подтверждает это.

В начале 80-х годов ГРАУ выдало руководимому Л.И. Горлицким КБ Уральского завода транспортного машиностроения (УЗТМ) в Свердловске новые требования на самоходную гаубицу калибра 152 мм для замены в войсках гаубицы 2С3 «Акация». Артчасть предполагалась универсальной - для применения как на САУ, так и в буксируемой артиллерии. В то же время ходовую часть нового шасси планировалось унифицировать с ходовой частью основных танков, состоявших на вооружении и находившихся в производстве.


Основными разработчиками САУ назначили: УЗТМ (ныне ФГУП «Уральский завод транспортного машиностроения») - головной разработчик шасси «Объект 316» и машины в целом, а также Тульское КБ приборостроения (ныне НПО «Точность») - разработчик боевого отделения, КБ завода №9 в Свердловске - качающейся части. Главным конструктором установки, получившей обозначение ГРАУ 2С19, утвердили Ю.В. Томашева.

В 1989 году новая самоходка была принята на вооружение артиллерийских полков мотострелковых и танковых дивизий советской армии под обозначением

Гаубица 2А65 «Мста-Б»

2С19 «Мста-С» (С - самоходная, в отличие от буксируемого орудия 2А65 «Мста-Б», принятого на вооружение в 1986 году и имеющего аналогичную с 2С19 качающуюся часть). В те же годы на «Уралтрансмаше» создали специальный тренажер 2Х51 «Бункеровка» для обучения расчетов САУ. Первые серии новых самоходных гаубиц выпускались на заводе «Уралтрансмаш». Вскоре специально для производства машин в необходимых для Советской Армии количествах построили завод в г. Стерлитамаке (Башкирия).

«Мста-С» предназначена для уничтожения тактических ядерных средств, артиллерийских и минометных батарей, танков и другой бронированной техники, противотанковых средств, живой силы, средств ПВО и ПРО, пунктов управления, а также для разрушения полевых фортификационных сооружений и препятствования маневрам резервов противника в глубине его обороны. Она может вести огонь по наблюдаемым и ненаблюдаемым целям с закрытых позиций и прямой наводкой, включая работу в горных условиях. При стрельбе используются как выстрелы из боеукладки, так и подающиеся с грунта, без потери в скорострельности.

Бронированный корпус САУ по конструкции и геометрии подобен корпусу танка Т-72, за некоторыми исключениями. Так, бронирование самоходки более слабое, чем у танка: лобовая часть не имеет комбинированного бронирования и сделана из гомогенной бронестали. Верхний (подбашенный) лист корпуса рассчитан под погон диаметром 2444 мм, а нижняя часть корпуса отличается в связи с применением в подвеске торсионных валов и балансиров от танка Т-80. В корпусе смонтированы двигатель, трансмиссия, приводы управления и подвеска.

Двигатель-марки В-84А. Это V-образный 12-цилиндровый высокоскоростной 4-тактный дизель жидкостного охлаждения мощностью 840 л.с., способный работать на шести видах топлива. Его коробка передач имеет семь передач переднего хода и одну заднего. Электрооборудование включает в себя четыре аккумуляторные батареи напряжением 27 В.

Ходовая часть САУ аналогична танковой (Т-80) и состоит (применительно к одному борту) из шести опорных катков, направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы, ведущего колеса со съемными зубчатыми венцами и пяти поддерживающих роликов. Подвеска независимая с длинными торсионами, из-за чего соответствующие катки правого и левого бортов расположены не соосно (катки левого борта смещены вперед на 110 мм). Первый, второй и шестой катки имеют регулируемые телескопические амортизаторы, стопорящиеся во время стрельбы для гашения колебаний. При этом отпадает необходимость в использовании стабилизирующих сошников. Гусеница шириной 580 мм, оснащенная резинометаллическими шарнирами и обрезиненной беговой дорожкой, тоже заимствована у Т-80.

Башня сварена из катаных броневых листов. В ней находятся: гаубица 2А64 с системой наведения и прицеливания, система автоматизированной подачи и хранения снарядов (включает в себя конвейер подачи снарядов с грунта, укладку 6ЭЦ19 с программируемой выдачей и исполнительный механизм координации углов с подачей снарядов от укладки к орудию), агрегат бортового питания АП-18Д с автономной системой питания, фильтровентиляционное оборудование, средства связи (внутренние телефонные, внешние проводные и радио) и система герметизации казенной части гаубицы, предотвращающая загазованность боевого отделения. Масса башни без боекомплекта - 13500 кг.


3ОФ39 «Краснополь»

Нарезная 152-мм гаубица 2А64 имеет раздельно-гильзовое заряжание. Стрельба ведется ОФС 3ОФ45 (на дальность 24700 м) в составе выстрелов 3ВОФ58, 3ВОФ72, 3ВОФ73 и АРС 3ОФ61 (на дальность 28900 м) в составе выстрела 3ВОФ91, кассетными снарядами типа 3023, содержащими 42 противотанковых суб-боеприпаса (дальность стрельбы 26000 м), снарядами-постановщиками активных радиолокационных помех типа 3НС3О (на дальность 22300 м), дымовыми снарядами-целеуказателями в составе выстрела 3ВДЦ8, а также спецбоеприпасами. Возможно использование и всех типов штатных боеприпасов гаубиц Д-20 и 2С3, а также управляемых снарядов с лазерной подсветкой 3ОФ39 «Краснополь» в составе выстрела 3ВОФ64. Подсветка целей производится передовыми артиллерийскими наблюдателями с помощью приборов 1Д15 (ПП-3), 1Д20, 1Д22 или 1Д26.

Весь боекомплект расположен в башне. Он состоит из 50 выстрелов калибра 152 мм (стандартный набор - 20 ОФС и 30 АРС), а также 300 патронов для пулемета. Масса боекомплекта составляет 2470 кг.

Система перезарядки позволяет вести огонь при любых углах наведения по направлению и возвышению орудия с максимальной скорострельностью без возвращения орудия на линию заряжания. Масса снарядов превышает 42 кг, поэтому для облегчения работы заряжающего из боеукладки они подаются автоматически. Механизм для подачи зарядов - полуавтоматического типа. Конструкция стеллажей боеприпасов позволяет размещать все штатные типы снарядов, а поиск нужного из них и управление всем процессом заряжания ведет контрольная система механизма заряжания. Кроме того, она подсчитывает и фиксирует число выстрелов соответствующего типа. Доставку выбранных снарядов и зарядов к орудию осуществляют два независимых конвейера. Каждый из них обслуживается своим заряжающим, что повышает скорострельность. Наличие дополнительных конвейеров подачи боеприпасов с грунта позволяет вести стрельбу, не расходуя внутренний боезапас. При переводе установки в походное положение дополнительный конвейер подачи снарядов складывается и закрепляется на башне, а другой убирается внутрь. Стреляные гильзы автоматически выбрасываются через люк под стволом орудия, что значительно уменьшает загазованность боевого отделения.


Место командира

САУ оборудована двумя прицелами: панорамным (1П22), находящимся в поворотном бронеколпаке на крыше башни, и прямой наводки (1П23), окно которого расположено на лобовом листе башни. Первый из них имеет 3,7-кратное увеличение и автоматическую горизонтальную стабилизацию поля зрения при условии, что крен машины не превышает 5°. В походном положении прицел убирается за защитную шторку справа от него. Прицел 1П23 увеличивает в 5,5 раза в пределах углов наведения от -4° до +55°.

Привод 2Э46 гаубицы электрический: по вертикали - автоматически, по горизонтали - от пульта управления. Автоматическое восстановление угла возвышения после каждого выстрела упрощает работу наводчика. При стрельбе он выполняет только одну операцию - удерживает управляющим устройством панорамный прицел на точке прицеливания. В критических ситуациях командир машины имеет возможность самостоятельно наводить и стрелять из орудия, используя дублирующее оборудование. При отключении электропитания применяется резервная система ручного заряжания и наведения. «Мста-С» оснащена системой приема и передачи данных стрельбы 1В122 (проводной и радио) на расстояние до 500 м. Контроль за наведением и координацией взаимодействия батареи ведется машиной управления огнем - командирской или старшего офицера.

Пулеметно-зенитная установка с дистанционным управлением и прицелом ПЗУ-5 (ПЗУ-7), смонтированная на командирской башенке и предназначенная для самозащиты от легких бронированных машин, вертолетов и самолетов, аналогична применяемой на танках Т-64А/Б/БВ и Т-80УД. Управляется она дистанционно из башни. Пулемет НСВТ-12,7 «Утес» обладает прицельной дальностью 2000 м и скорострельностью 700-800 выстрелов в минуту при углах вертикального наведения от -3° до +70°. Боезапас его состоит из пяти лент по 60 патронов в каждой.

Для обеспечения работы систем САУ при выключенном или отказавшем основном двигателе используется автономный агрегат питания АП-18Д - газовая турбина мощностью 16 кВт. Время ее непрерывной работы - 8 часов.

Члены экипажа переговариваются с помощью аппаратуры внутренней телефонной связи 1В116 на семь абонентов. Внешняя связь осуществляется с помощью УКВ-радиостанции Р-173 (дальность до 20 км).


Индийская САУ «Bhim»

К дополнительному оборудованию самоходки относятся: автоматическое ППО 3-кратного действия с аппаратурой управления 3ЭЦ11-2; две фильтровентиляционные установки; система самоокапывания, смонтированная на нижнем лобовом листе; ТДА, работающая от основного двигателя; система 902В «Туча» для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами; два танковых дегазационных прибора (ТДП).

Самоходки 2С19 организационно объединены в ОБАК «Капустник», который является базовым звеном для формирования любых артиллерийских соединений.

Впервые «Мста-С» была представлена широкой общественности на авиасалоне в г. Жуковском в августе 1992 года, затем на выставке IDEX-93 в Абу-Даби (ОАЭ) в феврале 1993 года, где продемонстрировала отличные ходовые и огневые качества. В частности, при стрельбе на дальность в 15 км сорока снарядами «Краснополь» оказались пораженными 38 целей.

После модернизации СУО, самоходка получила обозначение 2С19М.
Гаубица предлагается на экспорт, в том числе и с артчастью калибра 155 мм (2С19М1 «Мста-С»), которая может вести стрельбу снарядами «Краснополь-М», а также западными боеприпасами того же калибра. Такая машина была впервые представлена на выставке вооружений «Eurosatory 2000» в Ле Бурже (19-23 июня 2000 года). Эксперты оценивают стоимость одной САУ в 1,6 млн. долл.

Характеристики 2С19 «Мста-С»

Длина с пушкой вперед, мм 11917
Длина корпуса, мм 6040
Ширина по бортовым экранам, мм 3584
Высота по крышу башни, мм 2985
Колея, мм 2800
Клиренс, мм 435
Вооружение (боезапас) 152-мм нарезная гаубица 2А64 (50),
зенитный пулемет НСВТ-12,7 «Утес» (300)
Максимальная дальность стрельбы, км 24,7*
Минимальная дальность стрельбы, км 6,5
Скорострельность, выстр./мин 7-8
Угол возвышения/склонения, град +68/-4
Угол горизонтального наведения, град 360
Начальная скорость ОФС, м/с 828
Масса ОФС, кг 43,56
Масса установки, т 42 ± 2,5%
Экипаж, чел 5
Двигатель (тип) В-84А (Д, V12)**
Мощность двигателя, л.с. 840
Максимальная скорость движения, км/час 60
Запас хода, км 500

* для ОФС с газогенератором - 28,5 км
** Может устанавливаться двигатель В-46-6, задросселированный до 780 л.с.

Самоходная установка – это мощная артиллерийская система, способная поражать цели на большом расстоянии, из укрытия. Это орудие на гусеничном ходу может постоянно менять местоположение и вести прицельный огонь, избегая ответного удара. Одна из таких систем САУ «Мста-С», создана еще в Советское время.

В настоящее время ведутся дальнейшее разработки в области самоходных установок, в том числе и на базе вышеуказанной. Созданы новые системы например « ».

История создания

У этой артиллерийской установки интересная история. В 1980-м году начали разрабатывать принципиально новую артсистему. Полученный образец назвали «Мста-С». Она должна была сменить свою предшественницу .

В 1983 году создана опытная машина, готовая к испытаниям. стал основой для самоходки. Однако это было неправильное решение, что и показали испытания. Самый главный недостаток – орудие сильно раскачивалось во время стрельбы. Тогда решили использовать как основу Т-80. И это помогло закрыть проблему.

В 1986 год стал началом Государственных испытаний. Они прошли весьма успешно. САУ прошла все тестовые задания. В 1989-м «Мста» начала поставляться в армию. А в 1986 году в армию поступила самоходка 2А65 «Мста-Б», это вариант с использованием буксира.

Всего буксируемых гаубиц этого типа было создано 1200, они и сегодня стоят на вооружении некоторых стран СНГ.

Существовали также конструкторские решения на колесном ходу. Это значительно увеличивает маневренность машины. Еще до создания основной САУ «Мста», на базе автомобиля КрАЗ-6316 была создана самоходная колесная гаубица.

Но испытания её дали ясно понять, что у такого типа вооружений слишком много недостатков, чтобы дальше продолжать испытания. В дальнейшем в конструкцию самоходной установки внесены коррективы и усовершенствования с учетом реального боевого применения:

  1. Учитывая опыт боевых действий, прежде всего на Кавказе, внесены некоторые усовершенствования, поставлена автоматика, которая управляет огнем.
  2. Для корректировки стрельбы в 2002 году разработано специальное программное обеспечение.

Последняя разработка советских конструкторов гаубица 2С19 152 мм. Она на долгое время стала основной артсистемой. 2012 год время последней модернизации самоходки.

Управление огнем еще более усовершенствовано, до 10 выстрелов в минуту увеличена скорострельность.

Конструкция

Корпус артсистемы сварной, из горячекатаных листов толщиной 15 мм. В корпусе три отделения: управления с механиком-водителем спереди, боевое отделение в середине и силовое (ДВС, трансмиссия и т.д). Имеется башня с собственно орудием. Вес башни 13,5 тонн. В башне место командира, наводчика и заряжающих. С зарядами и снарядами конвейер размещается на корме, здесь же устроен лоток для приема снарядов с грунта.

Вооружение САУ. Гаубица 2А64 152 мм, является основным вооружением этой самоходки. К основным узлам гаубицы помимо ствола относятся затвор, досылатель, люлька, противооткатные устройства, подъемный и уравновешивающий механизм. При помощи электроспуска производится выстрел, в случае отказа его, можно сделать это и вручную.

Ствол подниматься при помощи автоматики, или с помощью механического устройства в случае отказа этой автоматики.

Стандартный боекомплект – 50 выстрелов. В их числе может быть и «Краснополь», управляемый снаряд 152 мм. Но все же основа: активно-реактивные, осколочно-фугасные осветительные снаряды.

Приспособлена «Мста-С» к стрельбе снарядами и с ядерной начинкой, тактическими.


12,7 мм установлен на башне. Он способен поражать низколетящие цели. В комплект боеприпасов входит дополнительно к штатному количеству: 900 патронов для автоматов, 300 патронов для пулемета и 20 гранат Ф-1.

На основной башне над местом командира установлена небольшая башенка, как у Т-64 или Т-80. Чтобы успешно проводить разведку и наблюдение, у командира установлен прицел ТКН-3В.

С его помощью можно наводить основное орудие. Прицел ПЗУ-5 для пулемета. У наводчика прицел 1П22, панорамный. Прицел 1П23 для прямой наводки. ТНПО-160 призменные приборы наблюдения, всего их три и все они находятся у механика. В штатной комплектации есть и ТВНЕ-4Б – прибор ночного видения.

Для внешней связи используется радиостанция Р-173, радиус ее действия 20 км. Аппарат 1В116 обеспечивает внутреннюю связь.

САУ имеет двигатель В-84А мощностью в 780 л. с.

Это дизельный двигатель с 12 цилиндрами, четырехтактный, V-образный, с наддувом. Охлаждение жидкостное. Двигатель работает на дизтопливе, однако и керосин (Т-1, ТС-1 и Т-2) также может использоваться в качестве альтернативного горючего.

Трансмиссия в самоходке двухпоточная, механическая. Механизм поворота планетарный. Передних передач семь, задняя одна. Самоходка развивает скорость до 60 км/ч.


Ходовая как у Т-80 (6 пар опорных обрезиненных и 5 пар поддерживающих катков). Ведущие колёса сзади, направляющие спереди. В 2С19 используется индивидуальная торсионная подвеска. Амортизаторы гидропневматические, но не на всех катках, а только на 1,2 и 6-м опорном.

ТТХ в сравнении с аналогами

Технические характеристики выглядят наиболее эффектно, если их сравнивать с зарубежными аналогами.

ТТХ «Мста-С» AS-90 M109«Палладин» PLZ05 Type99 K9Thunder PzH2000
Масса, т 42 45 23 35 40 47 55
Скорость, км/ч 60 55 67 55 50 67 67
Длина со стволом, мм 11917 9900 6614 11600 11300 12000 11670
Ширина, мм 3380 3400 3150 3380 3200 3400 3480
Высота, мм 3350 3000 3280 3550 4300 2730 3400
Калибр, мм 152 155 155 155 155 155 155
Кол-во боеприпасов 50 48 28 30 30 40 60
Дальность стрельбы, км 29 24 22 40 30 56 50
Экипаж, чел 5 4-5 6 4 4 5 5
Двигателя Мощность, л.с. 780 660 675 520 600 1000 1000

Как видно из таблицы выглядит «Мста-С» во всяком случае ничуть не хуже зарубежных образцов.

Машины на базе «Мста-С» и модификации

Модификаций артиллерийской установки не так много. САУ 2С33 «Мста-СМ», самая удачная из них. Эту машину разрабатывали так, чтобы она соответствовала и превосходила стандарты западных образцов. В системе усовершенствовано управление наведения.


Но помимо этой модификации есть несколько экземпляров, которые так и остались на испытательной стадии, хотя имели неплохие перспективы, чтобы быть запущенными в серийное производство:

  1. «Мста-К» 2С21 колесный вариант. В данном случае ограничились опытным образцом. Но у него было много недостатков. Работы приостановили, и самоходке на колесном ходу не суждено было поступить в армию. Хотя перспектива у такого типа самоходок есть, так как повышается маневренность этой тяжелой артсистемы.
  2. 1К17 «Сжатие». В 1992 году создан один опытный вариант, на базе САУ 2С19. Но развал Советского Союза не позволил наладить производство этой уникальной установки, призванной выводить из строя оптико-электронные системы наведения военной техники противника.

И тот и другой вариант САУ не получили развития, хотя и имели хорошие перспективы. В Российской армии в настоящее время используется модернизированная установка САУ 2С19М2.

Применение в бою

Эта установка получила боевое крещение в нескольких локальных конфликтах последних двух десятилетий.


Применение артиллерийской установки во время Чеченских войн, как первой, так и второй, показали положительные стороны – высокую маневренность и точность стрельбы, но и отрицательные моменты также были обнаружены, последовавшие доработки привели к созданию модернизированной версии 2С19.

Во время эфиопо-эритрейской войны 1998 – 2000 гг. эфиопская сторона очень эффективно использовала системы для поражения сил противника на дальних дистанциях.

В период конфликта в Южной Осетии 2008 года 70 самоходок находились в составе 58-й армии.

Украина 2014 – 2015 гг., конфликт на юго-востоке страны во время которого украинские войска иногда использовали самоходные установки «Мста-С» в ходе ведения боевых действий.

Интересные факты или историческое наследие

На первых же зарубежных показах «Мста» продемонстрировала свои уникальные возможности. На выставке вооружений, проходившей в 1993 году в Абу-Даби, на расстоянии в 15 км данная установка из 40 целей поразила 38.

На сегодняшний день «Мста-С» является основной самоходной системой Российской армии. Но дальность стрельбы этих самоходных гаубиц не отвечает современным требованиям. Поэтому уже разработаны и созданы опытные образцы 2С35 «Коалиция-СВ», которая должна заменить «Мста-С» примерно к 2020 году.

Видео

«Мста-С» - мощная современная САУ с гаубицей калибра 152 мм, оснащенная автоматизированной системой заряжания. Максимальный угол возвышения орудия в 68° позволяет вести огонь с большого расстояния (до 30 км). «Мста-С» предназначена для поражения артиллерийских батарей, разрушения оборонительных сооружений, подавления пунктов управления, уничтожения живой силы и огневых средств, вооружения и военной техники. САУ оснащена системой самоокапывания и может преодолевать водные преграды глубиной до 1,2 м (с оборудованием для подводного вождения - до 5 м).

«Мста-С» может использовать боеприпасы разных типов: осколочно-фугасные, кумулятивные, кассетные, активно-реактивные, генерирующие помехи, целеуказательные, атомные (мощностью 2,5 килотонны) и высокоточные - планирующие корректируемые снаряды с лазерным наведением «Краснополь» и «Краснополь-М», оснащенные выдвигающимися аэродинамическими рулями и стабилизаторами. Огонь «Мсты-С» могут корректировать беспилотные летательные аппараты (БПЛА), а система управления огнем (СУО) может «запоминать» более десятка целей.

Тактико-технические характеристики САУ 2С19М2 «Мста-С»

Начало серийного производства

5 человек (7 - при стрельбе с грунта)

Боевая масса

нарезная гаубица 2А64М2

Калибр орудия

Длина ствола

47 калибров

Скорострельность

10 выстрелов в минуту

Боезапас

50 выстрелов

29 км (активно-реактивным осколочно-фугасным снарядом), 25 км (управляемым снарядом)

Пулеметы

1 × 12,7-мм НСВТ

Мощность двигателя

Скорость по шоссе

Запас хода

Длина корпуса

Длина с пушкой вперед

Ширина корпуса

история создания

Разработка самоходной гаубицы 2С19 «Мста-С» («Объект 316») началась в 1976 году. «Мста-С» была ответом СССР на SP70 - новую самоходную гаубицу НАТО с максимальной дальностью стрельбы 30 км. У советской САУ 2С3 «Акация» (которую должна была заменить «Мста-С») предельная дальность стрельбы составляла 20 км, и нужно было восстановить паритет.

В Центральном конструкторском бюро УЗТМ (ныне ЦКБ «Трансмаш») параллельно с «Объектом 316» разрабатывался альтернативный вариант перспективной самоходной гаубицы - «Объект 327». Его орудие размещалось не в башне, а на вращающейся площадке; заряжание было полностью автоматизировано. Из-за сложности доработки эта версия САУ в производство не пошла.

Опытно-конструкторские работы по «Мсте-С» стартовали в 1980 году. На шасси танка Т-72 была размещена массивная башня весом 13,5 т, в которой находилась гаубица 2А64 калибра 152 мм. По итогам полевых испытаний в 1984 году для устранения раскачки орудия торсионы и катки ходовой части были заменены на компоненты от Т-80. В 1986 году была выпущена установочная партия из 6 САУ, в 1988 году началось серийное производство, а в 1989-м «Мста-С» поступила на вооружение Советской армии.

Фотографии предоставлены РИА Новости

«Мста-С» модернизировалась дважды. В 2008 году армия России получила первые САУ модели 2С19М1 с автоматизированной системой управления огнем (СУО) «Успех-С». В 2013 году в части поступили самоходные гаубицы 2С19М2, оснащенные новым орудием 2А64М2 с улучшенной скорострельностью (10 вместо 7–8 выстрелов в минуту) и комплекcом «Накидка», защищающим САУ от высокоточного оружия.

предприятие-изготовитель

АО «Уралтрансмаш»

История Уральского завода транспортного машиностроения началась в 1817 году - с основания в Екатеринбурге Мельковской золотопромывальной фабрики. Золотоносных песков хватило только на 12 лет, и фабрика была закрыта. В начале 1840-х в ее производственных помещениях разместилась Мельковская мануфактура, выпускавшая паровые машины и котлы. Завод привлекал квалифицированных рабочих и инженеров; к концу XIX века на нем делали турбины, горнодобывающее оборудование, подъемные краны, локомобили и прокатные станы.

В 1917 году предприятие было национализировано. В 1936 году на нем был налажен выпуск оборудования для нефтедобычи. В начале Великой Отечественной войны на завод были эвакуированы несколько предприятий Москвы, Сталинграда и Подольска. За годы войны были изготовлены 1238 легких танков Т-60 и Т-70, десятки тысяч узлов и деталей для танков Т-34, ИС-2 и ИС-3, самоходных артиллерийских установок СУ-85, СУ-100, ИС-152.

В 1942 году на заводе была создана специальная конструкторская группа, впоследствии преобразованная в Центральное конструкторское бюро «Трансмаш» - головное КБ СССР и (впоследствии) России по разработке самоходной артиллерии. ЦКБ «Трансмаш» разработало и модернизировало около 40 моделей военной техники, включая производившиеся на Уралтрансмаше САУ «Акация», «Тюльпан», «Гиацинт-С», «Мста-С», зенитно-ракетный комплекс «Круг», гусеничные минные заградители ГМЗ, ГМЗ-2, ГМЗ-3. В 2016 году в ЦКБ «Трансмаш» работает более 150 человек; средний возраст конструкторов - 43 года. Молодые специалисты, доля которых составляет 46%, приходят в ЦКБ из Уральского федерального университета (Екатеринбург), Южно-Уральского государственного университета (Челябинск), Балтийского государственного технического университета «Военмех» (Калининград).

В настоящее время ФГУП «Уралтрансмаш» входит в структуру Научно-промышленной корпорации «Уралвагонзавод» и является единственным российским предприятием, производящим САУ. Завод выпускает и мирную продукцию - лифтовые лебедки, станки-качалки для добычи нефти, низкопольные трамваи. Уралтрансмаш разработал и изготовил трамвай R1 (Russia One), который пользователи Рунета нарекли «трамваем Дарта Вейдера» из-за антрацитового цвета и впечатляющего внешнего вида.

«Конструирование боевой машины - это сложный и долгий коллективный труд. Но в итоге именно ты как главный конструктор должен выбрать наиболее перспективную разработку. Это твоя ответственность. Цена ошибки - не только годы труда, вложенные средства, но и человеческие жизни».

Главный конструктор САУ «Мста-С» Юрий Васильевич Томашов родился 8 августа 1929 года. Он начал карьеру помощником мастера на Уралмашзаводе в 1948 году. После окончания вечернего отделения Уральского политехнического института в 1954-м Юрий Васильевич начал работать на Уралтрансмаше (тогда УЗТМ), где прошел путь от техника-конструктора до генерального конструктора (которым он стал в 1978 году). Заместителем главного конструктора ЦКБ «Трансмаш» (тогда ОКБ-3) Юрий Васильевич был назначен в возрасте 31 года. При участии и под руководством Ю. В. Томашова разработано 35 моделей военной техники. 20 из них были приняты на вооружение, в том числе 152-мм самоходная гаубица 2С3 «Акация», 240-мм самоходный миномет 2С4 «Тюльпан», дальнобойная самоходная 152-мм пушка 2С5 «Гиацинт».

Ю. В. Томашов часто выезжал на полевые испытания прототипов и принимал участие в доводке техники. Посидев в кресле командира «Акации» во время стрельб, он предложил решение проблемы загазованности боевого отделения САУ (создание внутри кабины избыточного давления). Юрий Васильевич, обладатель более 60 авторских свидетельств на изобретения, нашел ответ на многие инженерные задачи - в частности, механизировал заряжание «Тюльпана», вес снарядов которого составляет от 130 кг (осколочно-фугасных) до 228 кг (активно-реактивных).

Изобретательский талант Юрия Васильевича нашел применение не только в ВПК. Томашов занимался и разработками гражданской направленности. Под его руководством были созданы автомобильный самосвал с разгрузкой на обе стороны ЗИЛ-УЗТрМ-345 и установка для тушения пожаров на нефтяных и газовых скважинах «Штурм».

Самая известная работа конструктора - «Мста-С». Юрий Васильевич руководил ее проектированием, испытаниями, модификацией и даже разрабатывал на ее основе перспективный лазерный танк. Конструктор в шутку называет мощную САУ своей «лебединой песней» - он и сейчас сотрудничает с Уралтрансмашем, консультируя молодых коллег по широкому кругу вопросов.

Ю. В.Томашов - лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, кавалер орденов Ленина (дважды), Трудового Красного знамени, «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

«Мста-С»: база для «лазерного танка»

«Мста-С» несколько раз модернизировалась; на ее основе пытались создать колесную САУ (на шасси от тяжелого грузовика КрАЗ). Но самая интересная модификация «Мсты-С» - самоходный лазерный комплекс (СЛК). Устройство под названием «Сжатие» не было так называемым «бумажным танком» - концептом, существовавшим только на чертежах. Это был полностью функциональный прототип, который показал хорошие результаты во время испытаний на полигоне в 1992 году. Лазерный излучатель для «Сжатия» разработало НПО «Астрофизика» под руководством Н. Д. Устинова. Основным элементом был искусственный цилиндрический кристалл рубина (по другим данным - алюмоиттриевого граната с добавкой неодима) весом 30 кг. Роль ЦКБ «Трансмаш», по словам генерального конструктора Ю. В. Томашова, заключалась в том, чтобы создать «броневой носитель, который нес установку бережно». Для этого потребовалось значительно увеличить башню «Мсты-С» и найти место для генераторов, заряжавших конденсаторы, от которых запитывалась батарея из 16 лазеров. 12 лазеров были боевыми, а остальные использовались для зондирования (поиска бликующих линз) и наведения на цель. СЛК 1К17 «Сжатие» не был первой машиной своего типа. В 1982 году Советская армия приняла на вооружение СЛК 1К11 «Стилет» на шасси ГМЗ, тоже созданное ЦКБ «Трансмаш» и НПО «Астрофизика». СЛК «Сжатие» был гораздо мощнее «Стилета» и мог выжигать светочувствительные элементы различных систем бронетехники противника лучами с разной длиной волны. Это делало бесполезными защитные фильтры.

СЛК «Сжатие» наносил необратимые повреждения оптике бронетехники на расстоянии до 8 км (что гораздо дальше максимального расстояния поражения любым танковым снарядом). По понятным причинам СЛК мог стрелять только прямой наводкой. Его эффективность зависела не только от рельефа, но и от погодных условий, конденсаторы долго заряжались, а цена была очень высокой. Последнее обстоятельство предопределило то, что массово «лазерный танк» не производился. И теперь на единственный экземпляр «Сжатия» можно посмотреть в военно-техническом музее в Ивановском. Посмотреть с гордостью: этот продукт отечественного ВПК опередил технологии остального мира как минимум на 10 лет.

САУ 2С3 «Акация»

Обзор

«Акация» - первая отечественная серийная самоходная 152-мм гаубица второго поколения с большим максимальным углом возвышения орудия (60°), возможностью вести круговой обстрел и механизированным заряжанием. Ее боевое назначение - уничтожение бронетехники, артиллерии, пунктов управления и живой силы противника с разных дистанций (преимущественно с закрытых позиций). САУ оснащена системой самоокапывания и может преодолевать водные преграды глубиной до 1 метра.

САУ «Акация» может использовать боеприпасы разных типов: осколочно-фугасные, активно-реактивные, кумулятивные, бронебойные, осветительные, химические и тактические ядерные (мощностью в 2 килотонны). Новые модификации «Акации» могут использовать высокоточные боеприпасы - корректируемый снаряд «Сантиметр» и управляемый крылатый снаряд «Краснополь».

Тактико-технические характеристики САУ 2С3М2 «Акация»

Начало серийного производства

4 человека (6 - при заряжании с грунта)

Боевая масса

нарезная гаубица 2A33

Калибр орудия

Длина ствола

28 калибров

Скорострельность

3–4 выстрела в минуту

Боезапас

46 выстрелов

Максимальная дальность стрельбы

17,3 км (осколочно-фугасным снарядом), 20,5 км (активно-реактивным осколочно-фугасным снарядом), 20 км (управляемым снарядом)

Пулеметы

1 × 7,62-мм ПКТ

Мощность двигателя

Скорость по шоссе

Запас хода

Длина корпуса

Длина с пушкой вперед

Ширина корпуса

история создания

САУ 2С3 «Акация» - первая самоходная гаубица СССР после долгого перерыва. В 1955 году с подачи Н. С. Хрущева артиллерию объявили морально устаревшей. Работы над перспективными САУ были свернуты; уже готовые прототипы (например, СУ-152Г) в массовое производство не поступили. Предполагалось, что будущее - за ракетными технологиями, развивавшимися тогда очень быстро. Интересно, что США примерно в тот же период совершили схожую с советской ошибку, лишив свои самолеты-истребители F4B и F4C пушек и оставив только ракеты.

Вьетнамская война показала, что пушки - и авиационные, и самоходные - было рано списывать в утиль. F4 несли потери в боях с вооруженными пушками «МиГ». В наземных операциях доказала свою эффективность американская 155-мм самоходная гаубица М109 «Паладин», производство которой началось в 1963 году. Советское руководство осознало необходимость развивать самоходную артиллерию, и в 1965 году разработка отечественных САУ возобновилась.

САУ 2С3 «Акация» - советский ответ «Паладину» - была разработана в сжатые сроки в ОКБ «Трансмаш» под руководством Г. С. Ефимова. Конструкторы и инженеры работали без отпусков и выходных; первые опытные образцы 2С3 были изготовлены в конце 1968 года, а в 1971-м САУ была принята на вооружение Советской армии. Шасси «Акации» было создано на основе шасси зенитно-ракетного комплекса «Круг». Орудием стала 152-мм гаубица 2А33, унифицированная по баллистике и используемым боеприпасам с буксируемой гаубицей Д-20. По компоновке (переднему расположению моторно-трансмиссионного отделения) САУ 2С3 «Акация» получилась схожей с «Паладином».

Первые варианты 2С3 превосходили M109 по ряду характеристик - дальности стрельбы, подвижности, защите. В дальнейшем американский соперник 2С3 вышел вперед по дальнобойности за счет установки нового орудия в одной из ранних модификаций (все равно проигрывая «Мсте-С», а позднее - «Коалиции-СВ»). «Акация» же получила увеличенный (с 40 до 46 выстрелов) возимый боезапас и механизацию подачи снарядов с грунта (в модификации 2С3М 1975 года), новый панорамный прицел (2С3М1, 1987 год), автоматизированную систему управления наведением и огнем (СУАНО) «Механизатор-М» и систему для стрельбы дымовыми гранатами (2С3М2, 2006 год). Опытная модификация 2С3М3 предусматривает установку новой СУАНО и новой гаубицы 2А33, использующей боеприпасы «Мсты-С».

Биография главного конструктора

Георгий Сергеевич Ефимов родился 7 августа 1910 года в Царицыне (впоследствии Сталинград, ныне Волгоград). Работать начал в 13 лет чертежником на заводе «Баррикады», в 1929 году перешел на Сталинградский тракторный завод (СТЗ). В 1935 году окончил вечернее отделение Сталинградского механического института. В 1941–1945 годах работал в Особом конструкторском бюро (ОКБ) опытного завода №100 в составе Челябинского Кировского завода (ЧКЗ), был ведущим инженером тяжелого танка ИС-3. В 1945–1947 годах Г. С. Ефремов работал на Ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ) ведущим инженером в Особом конструкторском бюро танков (ОКБТ) Ж. Я. Котина. В 1947 году перешел на Уралмашзавод в ОКБ-3, где в 1953 году стал генеральным конструктором, сменив Л. И. Горлицкого; на этой должности Георгий Сергеевич проработал до своей смерти в 1978 году.

Г. С. Ефимов реорганизовал структуру ОКБ-3; при нем оно получило собственный опытный цех, были созданы несколько бюро по направлениям. Большое значение генеральный конструктор придавал подбору перспективных молодых специалистов. Все это позволило создавать новые модели бронетехники раз в 2–3 года. Под руководством Георгия Сергеевича было разработано 24 проекта боевых машин, 13 из которых были приняты на вооружение. Среди них - зенитная самоходная установка ЗСУ-37-2 «Енисей», зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) 2К11 «Круг», гусеничный минный заградитель ГМЗ («Объект 118»), 152-мм самоходная гаубица 2С3 «Акация», 240-мм самоходный миномет 2С4 «Тюльпан» и 152-мм дальнобойная самоходная пушка 2С5 «Гиацинт». Среди инженерных традиций, заложенных Г. С. Ефимовым, - автоматизация боеукладки САУ и использование в конструкции САУ новых материалов (легких сплавов и неметаллов).

Г. С. Ефимов - лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, кавалер орденов Отечественной войны II степени, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета».

Классическое шасси «Акации»

При том, что серийное производство «Акации» было начато 46 лет назад (в 1970 году, за год до принятия САУ на вооружение), порядка 1850 единиц 2С3 в настоящее время находятся на вооружении армии России.

«Акацию» можно назвать «заслуженной» или «классической» машиной; в особенности это относится к ее шасси. Если собственно САУ была разработана в конце 1960-х, то платформа «Акации» создавалась в 1947–1952 годах, когда ОКБ-3 руководил Лев Израилевич Горлицкий. На базе шасси с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения (МТО) были созданы самоходные пушки СУ-100П и СУ-152П, самоходная гаубица СУ-152Г. Изделия были рекомендованы для принятия на вооружение, но по не зависевшим от конструкторов причинам в серийное производство не пошли. Уникальность платформы, которая после доработки под руководством Г. С. Ефимова была использована для создания зенитно-ракетного комплекса «Круг» и (впоследствии) САУ «Акация», в том, что она не была основана на каком-либо танке. Будущее шасси «Акации» было разработано с нуля; все его базовые узлы - трансмиссия, ходовая часть, моторные системы - были собственной конструкции ОКБ-3. В 2017 году классическому шасси «Акации» исполнится 70 лет.



Читайте также: